Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Детей часто привлекает что-то необычное, они быстро устают от однообразных и часто повторяющихся игр. И нам взрослым необходимо совершать постоянный поиск новых приемов в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста и, особенно, у детей с ОВЗ. И большую помощь нам в этом оказывает бросовый материал, бытовые принадлежности и часто предметы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, стоит только посмотреть на них с другой стороны. Предлагаю вам иначе посмотреть на ложку! Как же можно использовать ложку не по прямому ее назначению? А именно, как при помощи ложки можно обогащать словарь детей, развивать мимическую, артикуляционную и мелкую моторику и даже формировать фонематические процессы?

Предлагаемый материал могут использовать воспитатели, родители, учителя-логопеды. Упражнения с ложками для формирования фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова

Скачать:

Вложение Размер
lozhki.docx 18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

«Ложкой играем — речь развиваем»

Детей часто привлекает что-то необычное, они быстро устают от однообразных и часто повторяющихся игр. И нам взрослым необходимо совершать постоянный поиск новых приемов в работе по развитию речи у детей дошкольного возраста и, особенно, у детей с ОВЗ. И большую помощь нам в этом оказывает бросовый материал, бытовые принадлежности и часто предметы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, стоит только посмотреть на них с другой стороны. Предлагаю вам иначе посмотреть на ложку! Как же можно использовать ложку не по прямому ее назначению? А именно, как при помощи ложки можно обогащать словарь детей, развивать мимическую, артикуляционную и мелкую моторику и даже формировать фонематические процессы?

Предлагаемый материал могут использовать воспитатели, родители, учителя-логопеды. Упражнения с ложками для формирования фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова

Упражнение «Поймай звук» Цель. Развитие фонематического слуха. Описание. Ребенку предлагается взять две ложки, повернув, их ямками друг к другу. Ребенку дается инструкция о том, что если он услышит определенный звук, то должен его поймать ложками. Взрослый произносит сначала цепочку звуков, затем слогов, слов. Например, ловим комарика – звук [з]: а-у-з…, с-з-ш-з; са-са-за, жу-жу-зу; сад, сон, зонт и т.п.

Упражнение «Раздели слова» Цель. Формирование слоговой структуры слова, межполушарных взаимодействий. Описание. Ребенку предлагается ведущей рукой взять деревянную ложку и отстучать предлагаемые слова по слогам, по ладошке второй руки. Затем поменяйте руки. Со словами мы играем, По слогам их разделяем, Покажи левую (правую) ладошку, И по ней похлопай ложкой. Затем возьмите две ложки и отстучите количество слогов в словах (стучите по коленкам, по предплечьям противоположных рук, по любой мягкой поверхности).

Упражнение «Сосчитай количество слов в предложении» Цель. Развитие фонематического анализа на уровне предложения. Описание. Взрослый произносит предложения из 1-5 слов, ребенку предлагается определить количество слов в предложении, отстучав их ложкой по одной из ладоней. Сначала взрослый произносит, ребенок слушает и отстукивает. Затем ребенок самостоятельно произносит предложение и считает слова. После произносит предложение про себя, отстукивая количество слов.

Упражнение «Гласный-согласный » Цель. Формирование элементарных навыков звукового анализа. Описание. У ребенка несколько ложек: одна ложка с красным бантиком (гласный звук), вторая с синим (твердый согласный), третья с зеленым (мягкий согласный). При выполнении звукового анализа звуков, слога, слова ребенок использует ложку с нужным сигналом. Упражнения с ложками для формирования лексико-грамматического строя речи Упражнение «Знакомство с ложкой» Цель. Обогащение словарного запаса. Описание. Познакомьте ребенка с частями ложки. У ложки есть две главные части черпачок и черенок. У черпачка есть кончик, боковые края, ямка, бугорок. Попросите ребенка показать части, а затем показать и назвать.

Упражнение «Сосчитай до пяти разноцветные ложки» Цель. Согласование числительного с прилагательным и существительным. Описание. Предложите ребенку сосчитать ложки разного цвета: одна зеленая ложка, две зеленых ложки …, пять зеленых ложек. Возьмите ложки разного размера. Предложите ребенку сосчитать ложки: одна большая ложка, две больших ложки, одна маленькая ложка.

Упражнение «Какая ложка» Цель. Образование относительных прилагательных. Возьмите ложки сделанные из разного материала. Инструкция: ложка из железа – она какая? (Железная). Ложка из пластмасса –пластмассовая, ложка из дерева-деревянная, ложка из серебра, золота, меди и др. Упражнение «Положи ложку» Цель. Понимание и употребление предложно-падежных конструкций. Описание. Накрывая с ребенком на стол, предложите ему положить ложку перед тарелкой, за тарелкой, в, под тарелку, взять ложку из тарелки, положить на стол и т.п. (Таким способом вы проверите, какие предлоги понимает ребенок). После этого вы выполняете действие, а ребенок их комментирует: Ложка лежит в тарелке. Ложка лежит на столе.

Упражнение «Лоток с ложками» Цель. Формирование понимания речи. Описание. (Данное упражнение предназначено для детей 2-3 лет, детей с отсутствием речи). Вам понадобится лоток для ложек и набор вилок, ложек и ножей. Ребенку предлагается в первый отсек положить только ложки, во второй вилки, в третий ножи. Покажи, где ложки, где вилки, где ножи. Затем задайте вопрос: «Что это?», ждете три секунды и отвечаете: «Ложка» и т.д.

Упражнение «Большой-маленький, один-много» Упражнение «Назови ласково» Цель. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе. Описание. Используйте ложки разного размера. – Чем будем, есть суп? (Взрослый показывает большую ложку). – Ложкой. – Чем будем, есть кашу? (Взрослый показывает маленькую ложку). – Ложечкой. – Посмотри, у меня одна большая ложка, а у тебя много больших… – Ложек. – Посмотри, у меня одна маленькая ложка, а у тебя много маленьких… – Ложечек.

Упражнение «Разноцветные ложки» Цель. Формирование зрительного восприятия, закрепление в речи детей прилагательных, обозначающих цвет. Разноцветные стаканчики (синий, желтый, красный, зеленый), вилки и ложки этих же цветов. Разложить по стаканчикам столовые принадлежности одинаковые по цвету.

Упражнения с ложками для автоматизации звуков

Упражнение «Сосчитай до пяти белые ложки» Цель. Автоматизация звуков [л ], [л’]; [ш], [ж]. Описание. Предложите ребенку сосчитать ложки белого цвета: одна белая ложка, две белых ложки …, пять белых ложек. Можно взять ложки голубого, желтого цвета, большие и маленькие. Взрослый следит за произношением закрепляемых звуков. Можно в эту игру добавить вилки предлагаемых цветов. Если у вас есть ножи желтого, оранжевого цвета, то их можно использовать для закрепления шипящих звуков [ш], [ж]. Один желтый нож, ножик и т.д.

Вариант 1. Упражнение «Что в ложке» Цель. Автоматизация звука [л ] в словосочетаниях. Описание. В черпочке ложки приклеяны картинки на заданный звук. Ребенку предлагается сказать, что находится в ложке. В ложке белка, в ложке лодка, в ложке стол и др.

Вариант 2. Упражнение «Что в ложке» Цель.Автоматизация звуков [ш], [ж] в словосочетаниях. Описание. В черпочке ложки приклеяны картинки на заданные звуки. Ребенку предлагается сказать, что находится в ложке. В ложке кошка, в ложке машина, в ложке картошка и др.

Вариант 3. Упражнение «Что в ложке» Цель. Дифференциация звуков [л]/ [р]. Описание. В черпочке ложки приклеяны картинки со звуком [р]. Ребенку предлагается сказать, что находится в ложке. В ложке ракета, в ложке ромашка, в ложке шар и др. Упражнения для развития движений кистей рук, пальчиковой моторики

Упражнение «Спасатели» Описание. Вам понадобится контейнер с водой, пустая емкость, две ложки, мелкие предметы. Ребенку предлагается осушить бассейн и спасти например насекомых. Сначала ребенок вычерпывает воду из контейнера правой (ведущей) рукой, затем левой, после обеими руками.

Упражнение «Насыпь крупу» Описание. Вам понадобится контейнер с сыпучими продуктами (гречневая, манная крупы, горох, макароны и т.п.), пустая емкость, две ложки. Ребенку предлагается пересыпать крупу в другую посуду. Сначала ребенок пересыпает крупу правой (ведущей) рукой, затем левой, после обеими руками. Можно предложить пересыпать определенное количество ложек крупы.

Упражнение «Поймай ложкой» Описание. Вам понадобится ложка в которой вырезано отверстие. Привяжите на ленточку к ложке красивую бусинку или пуговицу. Ребенку предлагается поймать ложкой бусинку. Сначала ребенок держит ложку правой (ведущей) рукой, затем левой, после обеими руками

Упражнение «Раскрась ложку» Ребенку предлагается сделать ложку красивой — раскрасить ее. Можно использовать пластилин. Упражнение «Скалолаз» Задача. Научить ребенка правильно держать ложку. Предложите ребенку взять тремя пальчиками ложку за самый кончик и поставить на стол. Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз. И ребенок правильно держит ложку.

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

Огромное спасибо, очень полезная информация.

Конспект НОД по развитию речи «Играем с ложкой»

простова наталья
Конспект НОД по развитию речи «Играем с ложкой»

Закрепить у детей знания произведений малых фольклорных форм (потешек, пестушек, прибауток);

знакомить детей с русской традиционной игрушкой;

побуждать общаться с ней; развивать любовь к русским народным потешкам, пестушкам. прибауткам;

воспитывать коммуникативные навыки.

Материал: деревянные ложки, красивые платочки, плошки с маленькими ложками, русские традиционные игрушки, игрушка петушок.

Предварительная работа: разучивание потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песен, народных игр.

Методы и приёмы: сюрпризные моменты; игры, направленные на организацию детской деятельности с воображаемым предметом; применение выразительных средств речи; использование музыкальной наглядности.

Ход занятия:

На столе на подносе лежат платочки и ложки, деревянные игрушки.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня хочу вам показать, как можно найти игрушку в предметах, которые нас окружают.

Воспитатель поднимает платок с подноса, на котором стоят разные деревянные игрушки.

Дети их рассматривают и играют с ними. Воспитатель предлагает им сделать самим себе игрушку.

Воспитатель: Вот у меня ложка и платок, я сейчас сделаю куколку

Берёт платок, раскладывает его на столе и заворачивает в него деревянную ложку. Помогает детям тоже смастерить для себя куколку.

Воспитатель: Вот и получилась у нас куколка. Давайте побаюкаем её и поиграем с ней.

Дети поют вместе с воспитателем колыбельную:

Котик песенку поет

В уголке у печки,

Моя дочка спать идет

Котик песенку поет,

Дочку ждет кроватка.

Скоро доченька уснет,

На кроватке сладко.

Ночка темная уйдет,

Снова утро будет.

Котик песню допоет,

Котик нас разбудит.

Выйдет солнышко опять,

В окна к нам заглянет.

И моя дочка гулять

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что наступило утро, встало солнышко,давайте разбудим наших кукол:

Кто проснулся рано?

Поднял к верху красный гребешок!

Петушок пропел «Ку-ка-ре-ку»

Кто еще лежит там на боку?

Дети пальчиками показывают петушка, воспитатель показывает игрушечного петушка и нараспев

Что ты рано встаёшь,

Деткам спать не даёшь?

Как поёт петушок?

Воспитатель: Вот проснулась наша дочка, нужно ей умыться.Воспитатель вместе с детьми проговаривает потешку:

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток!

Чтоб кусался зубок!

Воспитатель: Наша куколка проснулась, умылась и ей пора позавтракать. Сварим для неё кашку?

Дети берут плошки и ложки.

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке.

Варись, кашка, сладка

Из водицы чистой,

А кто кашу ест- вырастут зубки.

Воспитатель предлагает детям пойти погулять с куколкой и поиграть с ней.

Проводится игра «Кукла пляшет, кукла спит».

Воспитатель: Ребята,наша куколка устала и ей пора в колыбельку:

Ой люли-люли-налетели гули

Да сели на люли.

Стали думать и гадать,

Чем дитя кормить:

Или бублечком, или медком,

Или сладким молочком.

Надо положить наших куколок в люльку и спеть колыбельную песенку, чтобы они быстрее уснули.

Воспитатель исполняет колыбельную песню.

Ты, собачка не лай.

Белолапа не скули

Мою детку не буди.

Темна ноченька- не спится

Моя доченька боится.

Воспитатель: Наши куколки уснули. Давайте отойдём, не будем их будить.

На прощание хочу вас, детки, угостить сушками.

Кушайте, на здоровье!

Воспитатель надевает сушки на пальчики детям,при этом приговаривает:

Этот пальчик – хочет спать,

Этот пальчик – лег в кровать,

Этот пальчик – чуть вздремнул,

Этот пальчик – лишь уснул,

Этот крепко-крепко спит

Тихо носиком сопит.

«Игра с ложкой». Конспект фольклорного занятия для детей 3–4 лет Подготовили музыкальные руководители: Ерохина Л. И, Вдовиченко И. В. Цель: обогащение духовной культуры детей, через игру на русских народных.

Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Путешествие в зоопарк» Карташева Виктория Викторовна Конспект открытого занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики 2 мл. «Путешествие в зоопарк».

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята” Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Методические указания к картине по развитию речи «Играем с песком» с детьми младшего дошкольного возрста Направление: речевое развитие. Тема: Рассматривание картины «Играем с песком». Целевые ориентиры: Стремится к общению со взрослыми и сверстниками,.

Занятие по развитию речи в старшей группе в стихотворной форме «Лере с вами помогаем, вместе с нею мы играем!» Задачи:Воспитывать желание помочь окружающим,создавать положительно-эмоциональный настрой,вызвать интерес к занятию. Цель:закрепить знания.

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».
Фольклор
Автор: Федькина Ирина Александровна, Юсипова Ольга Александровна
10.06.2019 07:15

Конспект НОД «Ай да чудо ложечка, ложка деревянная. У Семена ложкаря побывали мы не зря».

  • Федькина Ирина Александровна
  • Юсипова Ольга Александровна

Воспитатели ГБОУ Школа № 1241 на “Красной Пресне” г. Москва

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине.
  • Активизировать познавательную деятельность (знакомить с приёмом создания деревянной ложки).
  • Активизировать словарь ( «ложкари», «ложечник», «баклуша» и др.)
  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать творчество и фантазию при росписи ложек.
  • Развивать ритмическую выразительность; воспитывать и развивать чувство ритма; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать умение соблюдать общую динамику и темп.
  • Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться
  • Познакомить с пословицами о ложке.

Воспитатель:

Колокольчик, мой дружок,
Собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются около воспитателя).

Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, ребята! Я сегодня к вам пришла и вам что-то принесла. А чтобы узнать, что же я принесла, загадку нужно отгадать:

Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот — открывай пошире рот. Что это? (Ложка)

Ложки расписные, красивые, резные!
Ой, ребята, а где же ложки, вы их не видели?

Воспитатель: произошло чрезвычайное происшествие – кто – то забрал все деревянные ложки.

Воспитатель: Ребята, нужна помощь. Где же нам их отыскать?

Дети: Надо их поискать. Узнать, кто их брал.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда и когда появилась на свет ложка?

Сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие в давнее прошлое, в гости к мастерам, может быть они нам помогут?

Воспитатель: Ты катись, катись, клубочек, по лесам и по долам.

Приведи ты нас, клубочек, в город к русским мастерам.

Дети змейкой идут по залу и подходят к избе, где их встречает Семен- ложкарь.

Семён- ложкарь (поёт):

Я на камушке сижу,
И топор в руках держу.
Ай, ли, ай, люли,
Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу,
Я баклушечки тешу.
Ай, ли, ай, люли,
Я баклушечки тешу.

Я баклушечки тешу.
Из них ложечки творю.
Ай, ли, ай, люли,
Из них ложечки творю.

Воспитатель: Здравствуй, хозяин, здравствуй, боярин, встречай гостей со всех волостей.

Семен: Здравствуйте, гости желанные.

Я Семен- ложкарь, вырезаю ложки, всяких понемножку.

Подходите ближе, подходите, на уменье наше посмотрите (мини — музей ложек).

Воспитатель: Видно, что человек ты веселый, да умелый. Мастер настоящий. Нам с ребятами интересно узнать, как это ты ложки делаешь? Что такое баклушечки и как из них ложки получаются. Что значит «баклушечки тешу»?

Семен: Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.

Слава нашей стороне,
Слава русской земле.
И про нашу старину,
Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Устройтесь поудобнее
И послушайте рассказ про ложку деревянную.

Семён- ложкарь рассказывает детям о процессе изготовления деревянной ложки и показывает слайды.

  1. Ложки на Руси появились очень давно. Сначала их лепили из глины или выпиливали из костей животных, рогов баранов и козлов, вытачивали из камня. (Слайд 1).
  2. Самый распространенный материал для изготовления ложки на Руси — древесина. Их делали из сосны, берёзы, ольхи, рябины, липы, дуба, яблони (Слайд 2).

Дерево распиливают на поленья или полешки. Поленья раскалывают на небольшие деревянные брусочки – баклуши, которые затем оттёсывают топором. Вот что значит «баклушечки тешу». Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? (Ответы детей.) Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится или бездельничает, говорят: «Баклуши бьет!» (Слайд 3).

При этом баклушу держат в левой руке, а правой рукой мастер придаёт ей форму лопаточкой. Ей постепенно придаётся округлая форма, а черенку-плоская. Затем делают выемку в черпачке полукруглыми ложечными ножами. Сушат изделия в затемнённом месте. (Слайд 4).

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их резьбой. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи (Слайд 5).

Воспитатель: Вот какой дедушка Семён, настоящий мастер. (обращается к детям): Что можно сказать про Семёна- ложкаря? Как его можно назвать?

Дети: Умелец, мастер, ложкарь, мастеровой, художник и т. д.

Воспитатель: Чем же еще могут удивить нас деревянные ложки?

Семен: Например, с помощью обычной неокрашенной ложечки мы можем сделать куколку. Каждый может проявить свою фантазию и нарядить куколку в праздничные одежды.

На экране куколки «на ложке» (Слайд 7)

А еще ложка является музыкальным инструментом. И играют на них музыканты- ложкари.

Воспитатель: Спасибо, дедушка Семён, за такой интересный рассказ.

Семен: Ребята, а что у вас- то случилось? Почему волшебный клубочек привел вас в город мастеров?

Дети: у нас кто – то забрал все деревянные ложки.

Воспитатель: Я несла детям чудо ложки деревянные, расписные, хохломские, будто солнцем налитые, а они у нас пропали. Ложки наши не видали?

Семен: Не видали. Но эта беда поправима, я вам помогу. Но вы должны выполнить задания. Готовы?

Семен: Про ложку русский народ придумал много пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы о ложке? Расскажите.

Игра «Расскажи пословицу»

  • Запасливый гость без ложки не ходит
  • Ложка дегтя испортит бочку меда
  • Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись
  • Был бы обед, а ложка сыщется

Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;

Семен- ложкарь: Молодцы, сколько пословиц знаете.

– А сейчас я попрошу вас разгадать загадку. Узнать, что за предмет зашифрован? Садитесь за столы, возьмите листочки и карандаши, соедините цифры по порядку и у вас получится какой-то предмет.

Семён: А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Молодцы, все правильно сделали.

А раз все правильно сделали, подарю-ка я вам свои свежевыструганные ложечки, с которыми сейчас и поиграем.

Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и в ложки бить.
Подарю вам, так и быть!

Логоритмическое упражнение с ложками «Эту ложку другу передай».

Семён: И здесь все получилось. А сейчас очень трудное задание. Я вам покажу карту- схему, а вы соберете из ложек такую же картинку.

Моделирование из ложек, дети и ложек делают снежинку, звездочку и т.д.

Семён: Ложки резали умельцы
Из берёзы и ольхи
Их любовно расписали
Хохломские мужички!

— Ребята, а вы хотите, чтоб ваши ложки стали такими же красивыми? Тогда давайте подойдем к столам и украсим ложки.

(звучит музыка, дети работают)

Семен ложкарь: Очень большой популярностью пользуются ложки хохломской росписи.

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА».

Орнаменты и цветовая гамма хохломы легко узнаваемы: ажурные растительные узоры, сочетание красного, черного и золотистого цветов.

Хохлома, Хохлома –
Наше чудо дивное
Мы рисуем Хохлому
Красоту невиданной.

Резные ложки и ковши,
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки.
Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди
Называют – Хохломой.

По окончании работы дети подняли ложки вверх.

Семён: Золотая хохлома
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

1 Ребёнок: Деревянной ложкой есть
Просто наслаждение,
Славим прадеда Семёна
За изобретение.

2 Ребёнок: Расписная, лёгкая-
Нет её нужней,
В ней и щи отменные,
И кисель вкусней.

Воспитатель: Время быстро пролетело.
Жаль нам, честно говоря.
Не забудьте эту встречу.
И спасибо ложкарям.

Воспитатель: Ты катись, катись клубочек по лесам и по долам.

Приведи ты нас, клубочек, в наш любимый в детский сад..

(Дети змейкой идут по залу)

Воспитатель: Ребята вам понравилось в гостях у Семена ложкаря?

– Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек?

А что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: У вас получилось замечательное изделие в стиле Хохломы. Думаю, что ваши работы тоже пользовались бы спросом. Эту работу можно покрыть лаком и подарить в качестве сувенира. Или мы украсим наш уголок «Народного творчества». Спасибо вам, ребята!

Занятие наше окончено. Давайте скажем всем до свидания.

Приложение:

1. Падают с неба мягкие льдинки,
Это пушистые чудо снежинки.

2. На нем люди отправляются в полет,
Похож на птицу самолет.

3. На небе ночном мы видим тебя
Лучистая, яркая светит звезда.

Игры на музыкальных деревянных ложках

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир.

  • Автор записи

Автор: admin
Дата записи

Расписная деревянная ложка с давних времен гостит не только на столах. Она украшает игры, русские пляски, песни, музыкальные ансамбли, оркестры, ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир.

Игра на ложках вносит разнообразие в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Ложки можно применять в самых разных видах деятельности детей: как в образовательной, так и в игровой, самостоятельной, театрализованной, прикладной и музыкальной.

Музыкальная деятельность

На музыкальных занятиях очень важно делать опору на создание образно-игровых ситуаций (создание образно-игрового «фона» на всем протяжении занятий музыкой), требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения. То есть должен использоваться опыт музыкальных игр, инсценировок, игр-драматизаций. Принцип образно-игрового вхождения в музыку тесно связан с импровизацией и принципом моделирования творческого процесса.

Обучать игре на ложках можно всех детей. Мы знакомим детей с ложками уже с младшего возраста.

Повторяя разнообразные ритмы, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых. Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приемы. Сначала нужно научиться слушать тишину. Это интересно. Дальше необходимо научить детей слышать разницу в звуках, и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Приемы игры на ложках быстро осваиваются, так как обучение проводится в игровой форме, организованно и последовательно.

Знакомство с ложками начинаем с рассматривания расписной деревянной ложки, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп – «чашечка», обратная ее сторона называется «пяточка». Давая малышу в руки инструмент, учим его играть что-нибудь конкретное: «капает дождик», «тикают часы», «птички клюют зернышки», «постучать в дверь теремка». При этом происходит не просто игра, а восприятие ритма, обучение звукоизвлечению. В этом возрасте осваиваем 2–3 приема игры на ложках: «прямые удары», «скользящие удары», игра ручками ложек и удары ручкой о «пяточку». При этом создается у детей радостное настроение от общения с музыкой. Игрушки ходят, бегают, топают, хлопают, пляшут, а дети передают в игре на ложках ритмические изменения – так развивается чувство ритма.

Играя приемом «прямые удары», дети передают ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием («Ма-ша» – 2 удара, «Ти-мо-фей» – 3 удара). Ударяя ручками ложек, изображают, как капает дождь в р.н.п. «Дождик» (2 удара – «кап-кап», а в конце песни пошел сильный дождь (играют ручками ложек). Перед игрой на ложках ведется подготовка исполнительского аппарата – рук. Итак, исполняя песенку «Петушок», дети хлопают ладошками ритмический рисунок и, только когда исполнение становится ритмичным, дети берут в руки ложки и стучат тот же ритмический рисунок песни различными приемами игры. При этом «короткий» звук передают с помощью «скользящих» ударов («пе-ту»), а «долгий» звук передают «прямым» ударом («шо-о-ок»).

Дети «играют» – хлопают в ладоши; постукивают ложками, ручками ложек, притоптывают ногой (Фотография 1).

Дети старшего дошкольного возраста не испытывают сложности игры в ансамбле. С ними проводятся игры-упражнения с использованием различных приемов игры на ложках, которые можно включить как фрагмент в развлечение или любое занятие с детьми.

Для старшего возраста целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком.

Прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой попевки, потешки, песенки. Затем этот ритм простукивается на ложках. Или, например, игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребенок простукивает ритм – остальные повторяют.

При знакомстве детей с приемами игры, педагог должен в первую очередь сыграть на ложках, увлечь ребенка. Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Мы показываем самые простые приемы на двух ложках, которые доступны всем детям.

Части ложки: ручка, «чашечка», «пяточка».

Ложки в двух руках держат за ручки:

Одновременно двумя руками «пяточкой» по «пяточке».

Ложки в горизонтальном положении, удары по «пяточке» левой ложки, потом по «пяточке» правой ложки.

Руки вытянуты вперед, скользящие удары «пяточкой» по «пяточке».

Одна ложка опорная в согнутой в локте руке или вытянутой вперед, другой ложкой удары по «пяточке».

Круговые движения руками перед собой.

6. Удары вправо-влево, вверх-вниз одновременно двумя ложками.

Все эти приемы можно выполнять, поменяв положение ложек: одна ложка – за ручку (в правой руке), другая в левой руке приемом «коробочка» (чашечка зажата в ладони, ручка направлена вверх).

Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. Приемом «коробочка» можно передать цоканье копыт лошади, ударяя попеременно ложкой в правой руке по «пяточке» ложки в левой руке, открывая и закрывая пальцы.

В следующих приемах обе ложки держат в правой руке тыльной стороной друг к другу следующим образом: одна между 1-ым и 2-ым пальцами, другая – между 2-ым и 3-им.

1. Ударяют по ладони левой руки: перед собой, справа, слева.

2. «Мячики» (выполняют сидя, нога на ногу).

Удары по колену, ложки, как мячики, отскакивают.

3. Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки, согнутой перед грудью, локоть приподнят.

Ладонь левой руки открыта вверх на уровне плеча. Удары по колену и по ладони, одновременно делать небольшие наклоны влево-вправо.

5. Сидя, ноги рядом, ударять по очереди по коленям (длительность восьмая), затем по ладони (длительность четвертная).

а) ударять ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

б) ударять ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

в) «раз» – удар по колену,

– «два» – удар по ладони слева,

– «три» – удар по колену,

– «четыре» – удар по левой ладони, вытянутой вправо с наклоном туловища вправо;

г) «раз» – удар по колену,

– «два» – по локтю левой руки;

д) сидя нога на ногу, «раз» – удар по ладони, «два» – по колену, «три» – по ладони, «четыре» – по пятке левой ноги.

Приемы игры на ложках в парах:

1. Сидя в полуоборота друг к другу: один держит ложки в двух руках чашечкой к себе на уровне плеч, другой ударяет по ложкам партнера одновременно или попеременно каждой ложкой (ритм четвертные или восьмые).

2. Поменять положение рук: согнуть в локтях перед собой, чашечкой вниз. Партнёр ударяет по ложкам сверху-вниз (ритмы разные).

3. «Раз» – удар в свои ложки, «два» – по ложкам друг друга.

– «раз» – удар в свои ложки,

– «два» – правой ложкой по правой ложке друг друга,

– «три» – удар в свои ложки,

– «четыре» – левой ложкой по левой ложке друг друга.

Эти приемы можно выполнять в положении стоя друг напротив друга.

После освоения различных приемов игры на ложках, можно играть в «Музыкальные загадки». Педагог загадывает «загадку», а дети простукивают ответ на ложках, используя известные им приемы игры.

«Вот лягушка на болоте

Очень весело живет

Вы послушайте, ребята,

“Ква-ква-ква” – она поет!»

(Дети играют на ложках приемом «пяточка в пяточке» по ладони левой руки, отстукивая ритм «раз-два-три».)

«Дождик капает по крыше:

Еле слышно, еле слышно:

(Дети стучат ручками ложек.)

Зернышки клевать пустились,

От других не отстают,

Все клюют, клюют, клюют».

(Дети стучат ручкой по «пяточке».)

«Вот течет ручеек,

Видно его путь далек,

Так журчит, плескается,

(Дети стучат круговыми движениями перед собой.)

Музыкальная игра с ложками «Солнышко»

Дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга. На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка). Дети приседают на корточки около своей пары ложек.

Дети поют под мелодию р.н.п. «Ах, вы сени» куплет, на вторую часть ритмично играют на ложках.

1. «Утром солнышко проснется,

Сразу деткам улыбнется.

Детки с солнышком встают

В ручки ложечки берут».

(Под музыку дети медленно поднимаются, берут ложки в руки.)

2. «Детки ложки в руки взяли,

Дружно в ложки застучали.

Ударяют ложкой о ложку перед собой».

3. «Мы сейчас растопим печь –

Надо блинчиков испечь».

(Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики».)

4. «Нам пора повеселиться,

В каруселях прокатиться».

Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой.

5. «С вами мы сейчас, ребятки,

Поиграем вместе в прятки».

Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной

6. «Будем в горку подниматься,

А потом с горы спускаться».

Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками

7. «Наши ложки так устали,

Очень весело плясали.

На пол ложки мы положим

И ладошки вместе сложим.

Мы немножко отдохнем,

И опять плясать начнем».

(Дети сидят на корточках, руки под щечкой – отдыхают.)

«Как мы весело плясали,

Дружно ложками стучали.

Значит ему нравится».

Во время подготовительной работы к разучиванию того или иного приема игры на ложках создаются различные варианты упражнений, вплоть до импровизаций. Одни и те же задания исполняются с различными изменениями темпа, динамических оттенков. Уделяем особое внимание импровизационной игре и детским авторским сочинениям, подкрепляем игру речевым аппаратом и движением рук, что помогает более быстро выработать необходимые навыки.

Познавательная деятельность

В старшей группе рассказываем об истории возникновения деревянных ложек, их разновидностях, показываем слайды, обращаем внимание на хохломскую роспись. Показываем фильмы о селе Хохлома в Нижегородской области, где на фабрике изготовляют такие ложки, посуду и другие сувениры. В честь этого села роспись и назвали хохломской. Рассказываем и о других разновидностях деревянных ложек: тульских, вятских, смоленских.

Затем, дети в изобразительной деятельности пытаются передать ее в рисунках или картонных ложках-заготовках.

Театрализованная и прикладная деятельность

Театр ложек – упрощенный вариант верховых кукол. Их основу составляет деревянная ложка, легкая и удобная в управлении. На выпуклой стороне ложки рисуется лицо персонажа. Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Рука ребенка спрятана под юбочку. Такая кукла-ложка очень удобна, она легко двигается, поворачивается, покачивается, танцует.

Можно усложнить игру. С помощью музыкальных расписных ложек можно «озвучить» сказку или оживить детские рисунки. С помощью ложек можно отлично изобразить грозу с раскатами «грома», порывы ветра и т.д. Здесь понадобятся вся детская наблюдательность и изобретательность. Театральные куклы близки и доступны, понятны детям. Они снимают напряжение, помогают им расслабиться, создают радостную атмосферу. Детям очень нравится общение с куклами. Они любят их брать в руки, рассматривать, разговаривать с ними.

Прикладная деятельность

Очень важен процесс изготовления кукол с привлечением детей. Он очень интересен, познавателен для детей, способствует развитию речи, воображения, активизирует конструктивные способности. Вначале даем представление о способах изготовления кукол на деревянной ложке. Затем создаем образы животных, обсуждаем характеры персонажей. Договариваемся, кто какую роль хотел бы исполнить. Кто будет водить куклой за ширмой, а кто «озвучивать» спектакль. Закрепляем навыки кукловождения. Одна группа детей управляет куклами за ширмой, которые ходят, топают, хлопают, пляшут, а другая группа детей передает с помощью игры на ложках ритмический рисунок. Кукольные спектакли помогают детям «входить» в роль персонажа, используя для этого голос, мимику движения, игру на ложках, учат управлять куклами, приобретать навыки изготовления кукол и бережно с ними обращаться. Все это очень нравится детям, создает хорошее настроение от общения с музыкой.

Свободную самостоятельную деятельность детей тоже можно представить как игру, содержание которой позволит детям побывать в воображаемых ситуациях. Роли в этой игре не распределяются заранее. Каждый ребенок по своему желанию выбирает себе ту или иную роль, действует в соответствии с собственным пониманием этой роли. Так, раздвигая рамки обязательных занятий посредством игры, выявляется возможность выхода на индивидуальное творчество.

Ложки можно использовать также в групповых танцах. Дети выполняют простые танцевальные движения: стучат в ложки и одновременно топают ногами, полуприседают, покачиваются с ноги на ногу. Ударами дети помогают поддерживать правильный ритм движений. Элементарную ритмичность дети передают в основных образных и танцевальных движениях.

Для уточнения восприятия ритма предлагаем отметить ритмический рисунок сначала хлопками, затем проигрываем на ложках, а затем движением. Детей, у которых ритмический слух развит слабо, приглашаем заниматься индивидуально, или в небольшой подгруппе.

Приемы игры на ложках в сочетании с танцевальными движениями: дети держат ложки в двух руках. Два удара в ложки, три перетопа на месте.

а) два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом вправо;

б) снова два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя;

в) повторить два удара в ложки, три перетопа с полуповоротом далее вокруг себя;

г) два удара в ложки, тремя перетопами вернуться в исходное положение.

а) «раз» – удар в ложки;

б) «два» удар по коленям, одновременно сделав небольшую «пружинку» ногами;

а) «раз», «два» – правой ногой выполняют движение: носок, пятка;

б) три перетопа с одновременным ударом в ложки.

Повторить то же самое с левой ноги.

а) «раз» удар в ложки;

б) с поворотом корпуса вправо выставить правую ногу на каблук – руки развести в стороны.

Танцы включаем как фрагменты в развлечение, как концертные номера на праздниках.

Детям очень нравится играть на ложках, организовывать концерты в семейном кругу, показывать кукольные спектакли. Игра на ложках развивает творчество, формирует у детей потребность к самостоятельному мышлению, побуждает их применять свои знания в повседневной жизни.

По QR-коду и мобильному приложению вы увидите в фильме интересные занимательные задания с расписными ложками и кукольный спектакль.

Вы также можете просмотреть фильм, перейдя по прямой ссылке.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Логопедический массаж ложками по методике О. И. Крупенчук

Логопедический массаж – один из методов, используемых для коррекции речи. Его назначают при сложных патологиях, когда нарушение мышечного тонуса сказывается на произношении. Существует несколько авторских методик, используемых логопедами в работе. Для одних нужно пройти специальные обучающие курсы, другие методики родители, сам ребенок могут использовать в домашних условиях. Одна из таких авторских разработок – логопедический массаж ложками О. И. Крупенчук.

  • Преимущества методики О. И. Крупенчук
  • Общие задачи логопедического массажа
  • Цели методики О.И. Крупенчук
  • Противопоказания
  • Особенности проведения занятий по методике О. И. Крупенчук
  • Общие рекомендации к проведению

Его цель – нормализация мышечного тонуса путем стимуляции определенных точек, связанных с речевыми центрами коры головного мозга. В данном варианте используют не зонды со шпателями, а ложки. Во время выполнения массажа логопед проговаривает свои действия, а ребенок за ним повторяет. Оречевление действий способствует развитию речи. Работая по данной методике, можно не только нормализовать мышечный тонус, но и развить произносительную, лексико-грамматическую стороны речи.

Преимущества методики О. И. Крупенчук

Массаж ложками становится все популярнее не только на домашних занятиях, его также применяют и в детских садах. Такой способ эффективен и обладает рядом определенных преимуществ перед другими вариантами логопедического массажа:

  • У ребенка нет негативной реакции на столовые приборы. Многим малышам не нравится, когда логопед использует в своей работе зонды и шпатели.
  • Для его проведения не нужно проходить специальные курсы, поэтому делать такой массаж могут родители и ребенок в домашних условиях.
  • Можно использовать различную температуру на занятиях, что дает возможность проводить расслабляющее или стимулирующее воздействие.
  • Эту методику можно использовать на групповом и индивидуальном занятии.

Конечно, при серьезных речевых расстройствах данная методика будет не так эффективна, как зондовая. Но при стойкой негативной реакции ребенка на зонды и шпатели и при не слишком сложных речевых дефектах (например, стертой дизартрии) ее стоит включить в коррекционные занятия.

Общие задачи логопедического массажа

Любые его вариации направлены на решение следующих задач:

  • стимулирование речевых центров коры головного мозга;
  • сокращение или прекращение судорог, синкинезий;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • улучшение работы органов артикуляции;
  • улучшение работы мимической мускулатуры.

Часто при проведении сеанса специалист озвучивает свои действия, акцентирует детское внимание на ощущениях, положении органов артикуляции. Поэтому логопедический массаж является эффективным средством коррекции речи.

Цели методики О.И. Крупенчук

Конечно, массаж ложками направлен на решение общих задач. Но у него также есть специфические цели, которые нужно учитывать во время занятий:

  • закрепление различных вариантов положений ложки в руке;
  • развитие мелкой моторики;
  • улучшение координации движений и умения ориентироваться в пространстве;
  • коррекция речевого развития.

Все манипуляции выполняют под проговаривание коротких стихотворений. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны речи, что влияет на слоговую структуру слова.

Противопоказания

Как и у любой медицинской процедуры, у логопедического массажа (в том числе, и ложками) есть противопоказания:

  • Острые инфекционные заболевания.
  • Повышенная температура тела.
  • Кожные заболевания.
  • Конъюнктивит.
  • Стоматит.

Перед началом занятий взрослый обращает внимание на общее состояние ребенка. Проводить сеанс нужно только тогда, когда малыш здоров.

Особенности проведения занятий по методике О. И. Крупенчук

Обязательно нужно вымыть руки и столовые приборы, прежде чем специалист приступит к проведению сеанса. В начале занятия взрослый знакомит детей с частями ложки. Ребенку дают сначала один столовый прибор и просят взять той рукой, какою он обычно держит. Логопед проговаривает стихотворение и показывает движения, а малыши за ним повторяют.

Сначала не делают никаких движений с лицом, а просто внимательно рассматривают столовый прибор:

  • Его держат вертикально перед лицом и делают повороты ямкой от себя и к себе.
  • Держа ложку в одной руке, другой показывают и называют все ее части.

Освоив эти действия, дети берут вторую ложку. Все манипуляции теперь делают синхронно. Затем переходят к проведению самомассажа:

  • Горками ложек поглаживание линий лба.
  • Выполняют те же манипуляции в области щек по кругу.
  • Аналогичные действия выполняют уже в височных областях. Только в конце осторожно надавливают в конце каждого движения.
  • Боковой стороной совершают движение по направлению снизу−вверх по щекам.
  • Поглаживающие движения верхней губы кончиками ложек.
  • Аккуратные, но частые надавливания по всей поверхности губ той же частью ложек.
  • Горками ложек выполняют разминающие движения щек по кругу.
  • Те же манипуляции, только по направлению от уголков рта к вискам.
  • Похлопывающие движения горками ложек по щекам.

Каждый специалист может добавить свои движения – в зависимости от особенностей ребенка. Благодаря тому, что есть возможность контролировать температуру столовых приборов, можно нормализовать состояние мышечного тонуса. Если они теплые, то получится расслабляющий массаж, необходимый при повышенном тонусе. Холодными ложками получится оказать стимулирующее воздействие, что эффективно при гипотонусе.

Общие рекомендации к проведению

Чтобы логопедический массаж был эффективным, занятия должны быть регулярными. Во время их проведения взрослый акцентирует внимание ребенка на его ощущениях, интересуется, не доставляет ли такой массаж дискомфортных ощущений. Массаж языка лучше проводить зондом – он будет эффективнее. По такой методике лучше прорабатывать лицевые мышцы.

Но если у ребенка стойкая негативная реакция на зонды, эту методику можно применить для нормализации тонуса языка. Выполняют все основные массажные движения: поглаживания, надавливание, похлопывания, покалывание. Двигаться нужно по направлению к кончику языка.

Будьте аккуратными: прежде чем проводить воздействие на мышцы языка, проверьте состояние рвотного рефлекса. У некоторых детей он повышенный, поэтому во время сеанса нужно быть очень осторожными.

На групповом занятии логопед следит за тем, чтобы все дети успевали освоить движения. Особое внимание нужно обращать на то, как у них получается синхронизировать движения обеих рук. Во время проговаривания стихотворений взрослый следит за тем, чтобы дети четко проговаривали все звуки.

На индивидуальных уроках специалист может больше времени уделяет массированию проблемных участков у определенного ребенка. Это повышает эффективность занятия. Длительность сеанса не должна превышать 5-10 минут.

Такая методика – прекрасный пример сочетания логопедической помощи с игровой деятельностью. Малышам нравится по ней заниматься, они с удовольствием разучивают стихотворения и движения. Поэтому логопедический массаж ложками особенно популярен на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.

Логопедические массажи, игры и забавные упражнения

  • Логопедический массаж лица
  • Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата
  • Виды логомассажа
  • Логопедический массаж языка в домашних условиях
  • Показания и противопоказания
  • Логопедическая игрушка с языком
  • Упражнение «Гармошка»
  • Логопедическая «Улитка»
  • Звукопроизношение
  • Игры на автоматизацию звуков
  • Логопедическая игрушка
  • Камушки Марблс

Когда у ребенка возникают проблемы, связанные с нарушением речи, это волнует каждого родителя. В три года становится ясным, какие звуки малышу даются сложнее всего. С практикой, как правило, все нормализуется. Однако бывают случаи, когда затруднения с речью связаны с плохой работой артикуляционных мышц и носят физиологический характер. Таким детям нужна помощь. И наиболее действенным способом восстановления речевого аппарата является логомассаж.

Логопедический массаж лица

С помощью логопедического массажа лица активизируются необходимые вербальные участки, которые ранее плохо или вовсе не работали. Последовательно налаживается тонус мышц, ответственных за речевую деятельность.

Детский логопедический массаж

Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата

Методика логомассажа применяется при лечении различных недугов:

  • Дизартрии,
  • Дислалии,
  • Ринолалии,
  • Тахилалии.

Дополнительная информация! Манипуляции допускается совершать и в целях препятствия возникновению нарушений.

Коррекционная работа ведется в нескольких направлениях:

  • С помощью пальпации и выявлении очагов, нуждающихся в воздействии.
  • Проведение нужного вида логомассажа,
  • Логопедические занятия.
  • Обработка мускулов лица,
  • Применение классических приемов с увеличением силы надавливания,
  • Никаких неприятных воздействий быть недолжно.
  • Актуальны поглаживания, растирания руками. Заканчивать массаж следует постукиванием и пощипыванием.

Виды логомассажа

  • Классический массаж, который можно применять всем детям. С его помощью активизируется и стимулируется мышечный тонус.
  • Точечный массаж проводится в зонах скоплений сосудов и нервных окончаний.
  • С помощью вибрационных и вакуумных приспособлений. Особый вид, зондовый. Его автором является Новикова Е.В. — логопед и воспитатель.
Логопедический массаж ложками

Логопедический массаж ложками — один из видов логомассажа. Детальное описание методики дано в книге О. И. Крупенчук.

Логопедический массаж ложками

Важно! Для успешного проведения процедуры необходимы спокойствие ребенка, расслабленное состояние и умение взрослого провести все в комфортных, естественных условиях с наличием игровых моментов.

Массаж проводится при помощи ложек и очень результативен для развития речи детей.

  • Поглаживаются виски ложками, глазные впадины и щеки.
  • Переход на растирания области между бровей и носогубного участка,
  • Разминка подбородка и скул.

Заранее стоит подготовить 4 чайные ложки.

Логопедический самомассаж

В выполнении логопедического самомассажа участвует сам ребенок. Самомассаж дополняет воздействие основного массажа логопеда.

Самомассаж в логопедии

С его помощью стимулируются кинестетические ощущения мышц, которые участвуют в работе периферического речевого аппарата. В первое время ребенок должен выполнять все упражнения, стоя перед зеркалом.

Гидрогимнастика

Упражнениями гидрогимнастики для детей в логопедии являются:

  • Прокатывания каучукового мячика в воде между пальцев рук,
  • Использование четырехгранной палочки для воздействия на ладони и руки,
  • С помощью бусинок, бигудей, камушек происходит воздействие на подушечки пальцев рук и ладони.
Логопедический массаж зубной щеткой

Логомассаж языка зубной щеткой поможет в:

  • Коррекции звукопроизношения,
  • Улучшении состояния голосовых связок и голоса,
  • Укреплении лоточных рефлексов,
  • Уменьшении заикании и дизартрии.

Зубная щетка должна быть с мягким ворсом. Избегать сильного надавливания и болевых эффектов.

Воздушная струя

Формирование воздушной струи в логопедии — это выработка хорошего речевого дыхания. С помощью воздушной струи происходит постановка звуков. Процесс ее становления происходит вместе с развитиями фонетического слуха и артикуляционной моторики.

Обратите внимание! Дыхательные упражнения очень быстро утомляют малыша, иногда вызывают головокружения. Ввиду этого данные занятия проводятся строго по времени и чередуются с другими упражнениями.

Логопедический массаж языка в домашних условиях

Назначается при дизартрии — наличии короткой подъязычной уздечки.

Логомассаж для детей

Перед его проведением следует полностью расслабить кроху с помощью гимнастики:

  • Повороты языка вправо и влево, подтягивать его пальцами,
  • Накручивать медленно на палец язык.
Продолжительность и частота проведения

Проводится строго по плану и требованиям специалиста. Максимальное количество процедур в день — 3 раза. Время проведения: от 10 до 15 минут.

Занятия пропускать нельзя — только регулярная работа принесет действенные результаты.

Настроение — главный помощник

Самое ценное в занятиях — веселое настроение и улыбка малыша по окончанию процедуры. Поэтому, родителю стоит привносить в занятия элемент игры, разговаривать с ребенком, рассказывая, как занятия помогут малышу в будущем. Очень хорошо, если после всей работы, которая обязательно принесет долгожданный успех, у малыша появилась какая-нибудь игрушка, которую можно выбрать перед началом процедур.

Показания и противопоказания

  • Потеря голоса или его нарушение,
  • Дефекты речи,
  • Чрезмерная секреция слюнных желез,
  • Заикание,
  • ДЦП ребенка.

  • Наличие травмы языка,
  • ОРЗ или ОРВИ,
  • Заболевания глаз с воспалительными эффектами,
  • Поражения полости рта (стоматит),
  • Эпилепсия,
  • Онкология,
  • Герпес,
  • Активная фаза туберкулеза.

Дополнительная информация! В Москве проводить логопедический массаж качественно может только специалист. Одним из профессиональных центров по работе с нарушениями речи является «Слухон» (м. Новые Черемушки).

Логопедическая игрушка с языком

У логопедической игрушки с языком управлению поддается только сам язык. Эта игрушка помогает стимулировать речь ребенка. Логопед помещает язык игрушки в нужную речевую позицию, а малыш, глядя на нее, повторяет.

Упражнение «Гармошка»

Упражнение гармошка логопедия: язык полностью прижать к небу. Улыбнуться. Затем, не отрывая языка, стоит открывать и закрывать рот.

Логопедическая «Улитка»

Логопедическая улитка помогает процессам автоматизации звуков у детей, развивают фонетический слух. Малыш ведет рукой по картинкам в улитке, называя предметы, которые видит.

Логопедическая улитка на букву «ш»

Вместе со звуковой улиткой по логопедии проводятся различные дидактические игры:

  • «С улиткой называем цвета»,
  • «Спорим с улиткой»,
  • «Язычок и улитка делают зарядку».

Звукопроизношение

Звукопроизношение это в логопедии процесс формирования речевых звуков. Он осуществляется разными отделами речевого аппарата:

  • Генераторный,
  • Резонаторный,
  • Энергетический.

Игры на автоматизацию звуков

В играх с логопедическими улитками для автоматизации звуков ребенок учится новым словам. Одновременно улучшает произношение.

Существуют и другие игры для автоматизации:

  • Игры-ходилки. При ходьбе рассказывается какой-то стих со сложным звуком.
  • Повторялки. Малыш рассказывает, что и кто делает, повторяя за взрослым.
  • Половинки. Ребенку предлагается добавить половинку предмету: «Была половинка платья, а стало целое платье.»

Логопедическая игрушка

Для занятий с логопедом используются различные логопедические приспособления, игрушки. Они помогают существенно облегчить процесс занятий и увлечь малыша.

Камушки марблс в логопедии — яркие помощники при нарушениях речевого аппарата.

Камушки Марблс

Применение камней марблс в работе учителя логопеда — один из нетрадиционных приемов обучения, который очень интересен детям. Камешки развивают мышление, речь, общение и воображение крохи.

С их помощью решаются следующие задачи:

  • Развивается мелкая моторика,
  • Обогащается словарный запас,
  • Развивается связная речь,
  • Согласуются существительные с числительными и прилагательными.

При регулярных домашних занятиях и работе со специалистом результат не заставит себя ждать. Важным аспектом в достижении цели является терпение родителей. Малыш оценит помощь и совсем скоро заговорит правильно, отчетливо и легко.

Читайте также:
Игра-презентация: Правильное употребление предлогов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: