Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

В ходе общего развития ребенок постепенно овладевает языковыми средствами общения: происходит накопление его словарного запаса (лексического строя), формирование системы различных форм слов и словосочетаний (грамматического строя).Лексико-грамматический строй речи – характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства. Грамматический строй языка – совокупность форм словоизменения и способов (моделей, типов) построения словосочетаний и предложений, характерных для данного языка, диалекта и т. д. Лексический строй языка – вся совокупность слов, входящих в состав количества языка и диалекта. В основу лексического строя языка входит словарный запас ребенка. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики, их обобщения и практического закрепления их в собственной речи. Данный комплекс дидактических игр поможет родителям и воспитателям в этой сложной задаче.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx 20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? Какая? Какие? Какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые.

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) – новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) – белая, праздничная….

Шуба (какая?) – меховая, теплая…

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая – шубка тепленькая

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Заяц белый – зайчик беленький

Сапоги чистые – сапожки чистенькие

Ветка короткая – веточка коротенькая

Шишка длинная – шишечка длинненькая

Ворона черная – вороненок черненький

Снег белый – снежок беленький.

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры : воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. С сущ. В роде, числе.

Материал : картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры : в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры : воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб , в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь… грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную – поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные… грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя» .

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? Чья? Чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин,
Шляпка (чья?) — бабушкина,
Поднос (чей?) – дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» – и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

ВЫ ХОТИТЕ? – МЫ ХОТИМ

ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Организация. Воспитатель обращается к детям:

– Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

– Как правильно сказать? ( Мы хотим ). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

– Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. ( Мы хотим покататься на велосипеде ).

– Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.

Ход игры: «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …

Волк – волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить . ).

Ход игры : в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

– Я буду летчиком, летать на самолетах.

– Я буду врачом, лечить детей.

– Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать – … , мчаться – …, нестись – … , гнать – … , тащиться – … , передвигаться – … .

Цель : закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

Забавный щенок полная корзина

Спелая ягода веселая песня

Колючий куст лесное озеро

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

Игра «Что перепутал Незнайка?»

Используется на занятии по лексической теме «Фрукты».

Цель: формировать умение в составлении трехсловных предложений.

-Ребята, я зачитаю вам предложения, которые составил Незнайка, исправьте ошибки:

Апельсин скушал мальчика.

Яблоня упала с яблока.

Слива откусила девочку.

Арбуз разрезал Машу.

Игра «Чудесный сундучок».

Цель: формировать умение употреблять в речи местоимения мой, моя,

согласовывая их с существительным.

До начала занятия детьми приносятся игрушки, которые воспитатель прячет в сундучок, затем на занятии вынимаются предметы поочередно и называются словами мой или моя, если эта игрушка ребенка.

Игра «Чей, чья, чье, чьи?».

Цель: формировать умение образовывать и употреблять в речи

притяжательные прилагательные с суффиксом ин.

Детям предлагается рассмотреть картину «Семья», разделиться на две команды. Припомнить, кто чем занимался на картине и кому, что для этого нужно, отобрать нужные картинки. Затем идет постановка вопросов детьми и ответы на них по образцу:

-Чья газета? – Дедушкина газета.

-Чей фартук? — Машин фартук.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов.

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, .

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить .

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Ларькина
Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отвечать на поставленные вопросы. В своей работе я часто использую данные упражнения для развития речи детей, расширения словарного запаса, развития логического мышления и памяти.

Цель: развивать логическое мышление,

учить, грамматически правильно строить предложения.

-Если я полью цветы…

-Если я соберу свои игрушки.

-Если я выйду летом в пальто…

– Если я открою в ванной кран с горячей водой.

-Если я поеду в зоопарк…

Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».

2. Что бывает круглым?

Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать воображение.

-Что бывает круглым?

-Что бывает длинным?

-Что бывает высоким?

-Что бывает зеленым?

– Что бывает сладким?

-Что бывает горьким?

Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.

Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.

Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.

К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

4. Говори наоборот.

Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.

Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное по значению.Например:

-Твердый- мягкий и т. д.

5. Кто как разговаривает?

Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.

Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает».Например:

-Собака – лает …-Лошадь-ржот

-Волк – воет …-Жук-жужжит … и т. д.

Цель: расширять словарный запас детей.

-У мамы с папой (Сын, дочка.)

-У учителя (ученики.)

-В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)

-В транспорте едете? (Пешеходы.)

-В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)

-В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)

7. Назови то же самое, но по-другому.

Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную память.

Педагог просит детей назвать слова- «друзья»,близкие по значению к названным словам:

Смелый- храбрый, отважный.

Красивый- прекрасный, чудесный.

Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.

8. Кто, где живёт?

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Кто живёт в дупле? …-Белка.

Кто живёт в скворечнике? … -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? … -Птицы.

Кто живёт в будке? … -Собака.

Кто живёт в улье? … -Пчёлы

Кто живёт в норе? … -Лиса.

Кто живёт в логове? … -Волк.

Кто живёт в берлоге? … -Медведь и т. д.

9. Из чего сделано?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Сапоги из кожи-… Кожаные

Рукавички из меха-… Меховые

Таз из меди-… Медный

Ваза из хрусталя-… Хрустальная

Рукавички из шерсти- … Шерстяные и т. д.

10. Чья голова? Чьи уши? Чей хвост?

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

У рыси голова – рысья, рысьи,рысий;

У медведя – медвежья… У волка – …

У кошки – кошачья… У белки –…

У сороки – сорочья… У зайца – …

У лошади – лошадиная… У лисы – …

У орла – орлиная…

У верблюда – верблюжья… и т. д.

11.Игра: «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Стол – столы стул – стулья

Гора – горы лист – листья

Дом – дома носок – носки

Глаз – глаза кусок – куски

День – дни прыжок – прыжки

Сон – сны гусёнок – гусята

Лоб – лбы тигрёнок – тигрята… и т. д.

12.Игра: «Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Платье-платьице, кресло-креслице… и т. д.

13. Весёлый счет до 5…

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Стол – один стол, два стола … пять столов

Слон – один слон, два слон … пять слонов

Журавль – один журавль, два журавля … пять журавлей

Лебедь – один лебедь, два лебедя …пять лебедей

Дерево – одно дерево, два дерева …пять деревьев

Шишка – одна шишка … пять шишек

Цыплёнок – один цыплёнок … пять цыплят

Заяц – один заяц … пять зайцев

Шапка – одна шапка … пять шапок

Банка – одна банка … пять банок и т. д.

14. Подбери словечко

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы

Снег – снежный, подснежник, снеговик…

Мороз – морозный, морозец, мороженное…

Зима – зимний, зимующие, зимородок…

Сад – садовый, садовник, садовые и т. д.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Цыплёнок – яйцом Хлеб –мукой

Лошадь – жеребёнком Шкаф -доской

Корова – телёнком Велосипед – железом

Дуб– жёлудем Рубашка – тканью

Рыба – икринкой Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой Сильный – слабым

Дом – кирпичём Взрослый –ребёнком

Бабочка – гусеницей и т. д.

16. Четвёртый лишний

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

– Голубой, красный, зелёный, спелый.

– Кабачок, огурец, тыква, лимон.

– Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

– Стол, ландыш, диван, кровать и т. д.

17. Назови одним словом.

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

– Картофель, капуста, помидор, огурец … ОВОЩИ

– Стол, шкаф, диван, кровать … МЕБЕЛЬ

– Чашка, кастрюля, ложка, тарелка … ПОСУДА

– Автобус, такси, газель, автомобиль …ТРАНСПОРТ

– Круг, овал, квадрат, треугольник … ФИГУРЫ

– Один, два, три, пять … ЦИФРЫ

– Кукла, машина, кубик, мячик … ИГРУШКИ

18. Животные и их детёныши

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок,

у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок,

у белки – бельчонок.

У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок,

у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с природным материалом «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников. (Советы родителям)

Аннотация. В статье изложена проблема включения родителей в коррекционную работу с ребенком. Родители стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего процесса. В статье даны виды упражнений с детьми, не требующие больших временных затрат от родителей.

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников. (Советы родителям)

Важным фактором эффективности логопедической работы с детьми на логопункте дошкольного отделения является взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

Количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Главное же влияние на процесс развития речи ребенка оказывает семья, где ребенок приобретает первоначальные навыки общения.

Большую часть дня ребенок находится в образовательном учреждении. Два раза в неделю ребенок-дошкольник посещает логопедические занятия. И этого, конечно, не достаточно для эффективной коррекционной работы. Роль семьи в оказании помощи в закреплении полученных навыков очень важна.

К сожалению, позиция родителей в этом вопросе не всегда положительная. Отдельные родители игнорируют рекомендации и задания логопеда, часто родители не слышат недостатков речи своих детей, большинство родителей не придает значения нарушениям речи ребенка, считая, что с возрастом все пройдет.

В связи с этим, много внимания приходится уделять просветительской работе с родителями, повышению их педагогической культуры на родительских собраниях, консультациях с использование памяток, рекомендаций по работе с детьми. Приглашаем их на индивидуальные занятия с ребенком. Стараемся помочь родителям увидеть реальную проблему ребенка, помочь им понять своеобразие личности своего ребенка и правильно определить пути коррекционного воздействия.

Организуя работу с родителями, необходимо определить задачи работы, сформировать у них понятие о том, что такое готовность ребенка к школьному обучению. Стараемся убедить их в том, что полученные на занятиях навыки необходимо закреплять, и что такую работу необходимо проводить ежедневно. Если ребенок не понимает и не владеет грамматическими формами родного языка, он будет испытывать затруднения в построении высказываемых мыслей. Такой ребенок, будет испытывать трудности в усвоении учебного материала в школе.

Учитывая, что большинство родителей заняты на работе, предлагаем им проводить «занятия» с детьми с наименьшими затратами времени. Родители часто не понимают, что коррекционные моменты можно использовать в повседневной жизни и обычных ситуациях.

Например, во время завтрака в выходной можно закрепить понятия о семье, адресе. Подготовка к прогулке и сам процесс прогулки помогут закрепить предметные понятия ( обувь, одежда, головные уборы, мебель и т.п.).

Желательно, чтобы ребенок сам одевался (это помогает развивать мелкую моторику). Таким образом мы решаем несколько задач: развиваем познавательные психические процессы, способствуем развитию мелкой моторики, закрепляем навыки общения.

Закрепляя навыки усвоения лексико-грамматического строя речи, предлагаем родителям использовать время в пути от дошкольного учреждения до дома ( как правило оно составляет 10-15 мин.).

Варианты игр для коррекционной работы:

– « Назови одним словом». Родитель называет предметы одной группы, ребенок должен назвать обобщающее понятие ( яблоко, груша, апельсин – что это? И наоборот, назови овощи).

– «Живое-неживое» — Кто это? Что это? ( Ребенок задает вопрос к увиденным предметам).

– «Он, она, оно» — ( Ребенок определяет родовую принадлежность увиденных предметов
( без обозначения понятия рода). «Дорога – она, моя; дом – он, мой, машина – она, моя и т.п.»).

– « Один-много» -ед. и мн. число имен существительных — Ребенок называет предметы ( или родитель называет предмет в ед.числе, а ребенок во множественном, и наоборот) : дом-дома, куртка-куртки и т.п..

– «Чего нет?» – родительный падеж имен существительных единственного и множественного числа ( сначала отрабатывается ед.число, затем мн.) — Ребенок о каждом увиденном предмете говорит « Нет варежки, нет дома ит.д.». Аналогично отрабатывается и мн. число им. существительных. Или родитель спрашивает: что и из чего сделано. Из чего сделан стол, ваза?
( из дерева, из стекла).

– «Что я вижу?» — Винительный падеж имен существительных ед. и мн. числа. « Я вижу дом, я вижу дерево, я вижу машины, я вижу деревья».

– «Что кому нужно». Например, взрослый спрашивает ребенка: -Кому нужны фартук, колпак, кастрюля, половник, нож? (повару).

– Творительный падеж им. существительных. Родители задают ребенку вопросы, а он отвечает.

«Чем мы рисуем?» « Красками, карандашом», « Чем мы едим?» «Ложкой, вилкой» и т.д..

– «Давай похвастаемся». Взроспый говорит: У меня есть карандащ. Ребенок отвечает: -А у меня много каркндашей.

– Предложный падеж им. существительных. Где живет белка ( лиса, собака, птица, муравей)? В норе, в конуре, в гнезде, в муравейнике.

– «Большой-маленький» — уменьшительно-ласкательные формы им.существительных. Родители называют предмет, ребенок образовывает уменьшительно-ласкательную форму. ( дом-домик, дорога-дорожка, дерево-деревце и т.д.).

– Образование им. прилагательных. Родитель: « Сок из яблок – это какой сок?» Ребенок: «Яблочный.» ( каша из гречки – гречневая, варенье из абрикосов – абрикосовое и т.д.).

– «Кто у кого». Взрослый называет животное (птицу), ребенок называет детеныша. ( У зайца – зайчонок). И наоборот: утенок у (утки).

– «Давай посчитаем» — Согласование им. числительных с им. существительными.. ( Один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов, шесть домов; одна машина, две машины… пять машин, шесть машин и т.д.).

– Глагольные формы. ( Называть каждое действие). Родитель задает ребенку вопросы: что ты делаешь? что ты сделал? ( «Я одеваюсь. Я оделся. Мы идем по коридору. Мы вышли из детского сада. Мы подошли к магазину. Мы вошли в магазин.» И т.д.).

– Образование относительных и притяжательных им. прилагательных. ( Какого цвета машина? Какого цвета куртка? Если ты носишь эту куртку зимой, то она какая? ( Зимняя, теплая). Как будет называться ветка березы ( лист березы)? Она (он) какая ( какой)? ( Березовая, березовый). Хвост зайца – чей хвост? Заячий.

– Порядковые числительные. ( Какой этаж? Посчитаем дни недели: первый день – понедельник, второй – вторник, третий — среда и т.д., месяцы года).

– «Какие признаки имеет предмет». Груша какая? ( желтая, сладкая,сочная).

– «Что может быть таким». Родитель перечисляет признаки, ребенок определяет предметы. ( Что может быть сочным? Яблоко, груша, арбуз.

– «Что для чего». Родитель спрашивает, для чего нужна сахарница ( хлебница, конфетница, кофейник, очешник и т.п.), ребенок объясняет.

– «Как использовать предмет?» ( Что можно делать карандашом? Рисовать, писать, раскрашивать. Что делают ножом? (Режут). Что делают веником? Подметают. И т.п.).

– «Скажи наоборот». Родитель называет слово, а ребенок называет слово с противоположным значением ( используются разные части речи): большой- маленький, приехать-уехать, грустно-весело и т.п..

– «Назови по-другому». Взрослый называет слово, ребенок – слово, близкое по значению, ( веселый – радостный, расстроенный – грустный, товарищ – друг.

– «Предлоги». Складываем вещи : куртку повесили в шкафчик, ботинки поставили под шкафчик, шапку положили на полку. Одеваемся: куртку достали из шкафчика, ботинки – из-под шкафчика, шапку – с полки.

Игры и упражнения на формирование грамматического строя речи у дошкольников

Содержание:
1. Чудесный мешочек
2. Досказалка
3. Какая бывает собака?
4. Угадай, чей голос
5. «Один – много»
1. ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
Оборудование: Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Ход игры:
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)
Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты.
Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

2. Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко – на плите сбежало моло. (ко).
Ща-ща-ща – зеленая ро. (ща).
Чу-чу-ну – педаль кру. (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит:
«Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на. Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

3. Какая бывает собака?
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

4. Угадай, чей голос
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение
Ход игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы.

5. «Один – много»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Научить умению слушать сверстника и отзываться вовремя, когда речь идет об одинаковых предметах (средняя, старшая группы).
ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: парные картинки с изображениями игрушек, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой — несколько таких же предметов: мячи, неваляшки, пирамидки, лошадки, грузовики, зайчата.
Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одного предмета. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..
Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено многопредметов. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..

Содержание:
1. Игра «Эрудит».
2.Игровое упражнение «Подскажи действия».
3Игра «Кто больше действий назовёт».
4.Упражнение «Назови первый звук слова»
5.«Составь рассказ»

1. Игра «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У. Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы. Речевой материал: – У кого большой хобот? – У кого пушистый хвост? – У кого нос пяточком? – У кого длинные уши? – У кого есть копыта?

2. Игровое упражнение «Подскажи действия».
Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка.
Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. Речевой материал: – Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); – Машина по дороге…(ПОехала); – Машина к мосту…(ПОДъехала); – Машина на мост…(Въехала); – Машина с моста…(Съехала); – Машина дерево…(ОБъехала). Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

3. Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: картинки: предметы одежды, самолёт, ручка, солнце, собака, пчела, снежинка.
Ход игры: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается); что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать); что можно сказать о солнце? (греет, светит, восходит); что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

4. Упражнение «Назови первый звук слова»
Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

5. «Составь рассказ»
Цель: Учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.

Содержание:
1. Игра «Скажи иначе»
2. Игра «Посели в домик»
3. Игра «Наоборот»
4.«Репортер»
5. «Распутай слова»
1. Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое – темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие – голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы – завяли, зачахли.
Корм- пища, еда, продовольствие.
Долгий – продолжительный, длинный, длительный. И т.д.

2. Игра «Посели в домик»
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

3. Игра «Наоборот»
Игры на обогащение словарного запаса
Цель: – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Ход:
Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

4. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
Что это? (Головной убор …).
Из каких частей состоит?
Какого цвета?
В какое время года носят?
Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).

5. «Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры:
1. Дымок, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.

Содержание:
1. «Зверюшки»
2.«Посчитай – ка»
3. Игры на образование сложных слов.
4. «Мой—моя—мое—мои»
5. «Подумай и назови».
1. «Зверюшки»
Игры на образование новых слов с помощью суффикса.
Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.
Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.
Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»
Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов
-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.
Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)
Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

2. «Посчитай – ка»
Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.
Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.
Например: Счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д

3. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.
У гусыни белая голова – она белоголовая.
У зайца длинные уши – он длинноухий.
У цапли длинные ноги – она длинноногая.

4.«Мой—моя—мое—мои»
Цель:
упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
Примерный речевой материал:
мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;
машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;
ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;
валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

5.«Подумай и назови».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день .
Если на улице шум, то улица .
Если человеку сопутствует удача, то человек .
Если у человека талант, то человек .
Если весь день идет дождь, то день .
Если корова приносит людям пользу, то корова .
Если у человека есть здоровье, то человек .

Развитие грамматического строя речи

К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.

Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.

Периоды формирования грамматического строя речи

А.Н. Гвоздев, автор фундаментального труда «Формирование грамматического строя языка русского ребенка», отметил основные периоды этого формирования:

Первый период – это период предложений, которые состоят из аморфных слов-корней, употребляющихся в неизменном виде во всех случаях, когда они применяются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).

Второй период – происходит усвоение грамматической структуры предложения. Период связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).

Третий период – в это время происходит усвоение морфологической системы родного языка, спряжений и склонений (возраст – 3-7 лет).

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.

Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:

Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.

Развитие словообразования. В решении этой задачи хорошо помогают дидактические игры. К примеру, упражнение «Домашние животные». Дети должны определить, как называют детенышей тех или иных животных, рассказать, чем они полезны в домашнем хозяйстве и т.д.

Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.

Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.

Для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.

Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:

3-4 года. Ребенок должен повторять за преподавателем небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже.

4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.

5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.

К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.

Картотека “Игры для развития лексико-грамматического строя речи.”

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

Просмотр содержимого документа
«Картотека “Игры для развития лексико-грамматического строя речи.”»

Картотека воспитателя логопедической подготовительной к школе группе Волненко Л.Ю.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи.

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

включать в работу по развитию лексико-грамматического строя

воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

активизация и обогащение словаря по теме;

описание предметов, особенностей строения;

называние действий с данными по теме предметами;

называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило

словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

– Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

– Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

-Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

– Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

-Дополните предложение и повторите его полностью.

-Знайка рисует (что? чем)

-Пончик намазывает (что? чем)

-Винтик грозит (кому чем)

-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

-Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал:

Игра «Один – много»

Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры: предложите назвать существительные, употребляя слово «много».

Лексический материал:

Игра «Кто больше!»

Цель: упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры: назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал:

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер);

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);

едет. (поезд, автомобиль, пассажир);

волнуется (море, река, мама, папа);

собирает (урожай, гостей).

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни).

Игра «Отгадай»

Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания:

Лексический материал:

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите:

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите:

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал:

шум города – шум (какой)(городской);

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

Игры и игровые упражнения на формирование грамматического строя речи у дошкольников среднего и старшего возраста

Игры и игровые упражнения
на формирование грамматического строя речи у дошкольников
среднего и старшего возраста

1. Игра «Кто больше действий назовёт».
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Оборудование: предметные картинки; детские игрушки
Ход игры: взрослый просит ребенка подобрать как можно больше слов, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
Например, что можно сказать о самолёте? (он летит, гудит, поднимается);
что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать);
что можно делать с куклой? (играть, одевать, обувать) и т.д.

2. Игровое упражнение «Фокусники»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.
Оборудование: «волшебная палочка» (карандаш); предметные картинки; игрушки; предметы окружения.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку представить, что у него в руках волшебная палочка, с помощью которой можно превращать большие предметы в маленькие. Взрослый называет или показывает большой предмет, а ребенок касается его палочкой – «РАЗ!» – и делает из него маленький и называет что получилось.
Примеры:
Большой стол – маленький столик;
Большой карандаш – маленький карандашик;
Большой шкаф – маленький шкафчик;
Большой мяч – маленький мячик;
Большая лиса – маленькая лисичка;
Большая рука – маленькая ручка;
Большая печь – маленькая печка;
Большое платье – маленькое платьице;
Большое кресло – маленькое креслице;
Большое зеркало – маленькое зеркальце;
Большой воробей – маленький воробышек и т.д.

3. Игра «Наоборот»

Цель: упражнять в подборе антонимов;
Оборудование: предметные картинки.
Ход: «Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец») и т.д.

4. Игра «Репортер»
Цель: правильно согласовать слова в предложении
Оборудование: предметные картинки по темам «Одежда», «Транспорт», «Животные» и т.д.; предметы окружения; игрушки
Ход игры: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы журналиста. У ребенка и у взрослого в руках игрушечный микрофон или предмет – заместитель.
Вопросы по теме «Одежда»
«Что это?» ( кофта).
«Из каких частей состоит?»
«Какого цвета?»
«В какое время года носят?»
«Кто одевает?» (мужчины, женщины, дети) и т.д. по любым темам.

1.Игра «Скажи иначе»
Цель: учить детей подбирать синонимы.
Ход игры: взрослый предлагает побыть ребенку в роли писателя и подобрать как можно больше похожих слов, к тем , которые назовет взрослый
Например – унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная.
Небо серое – темное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие – голые, обнаженные (без листвы).
Высохли цветы – завяли, зачахли.
Корм – пища, еда, продовольствие.
Долгий – продолжительный, длинный, длительный. И т.д.
2. Игра «Посели в домик»
Цель : развивать умения определить слоговую структуру слова.
Оборудование: нарисованные домики с окнами от 1 окна до 5 окон; предметные картинки, в названии которых от 1 до 5 слогов.
Ход игры: взрослый раскладывает пернд ребенком домики, и просит их заселить жильцами. При этом обращаем внимание, что в домики с разным количеством окон. Чтобы правильно заселить жильцов в домики, нужно определить, сколько слогов в их названии. Если один слог, то селим в домик с одним окном, если два слога, то селим в домик с двумя окнами и т. д.

3. «Посчитай – ка»
Цель: учить согласовывать существительные с числительными
Оборудование: предметные картинки; игрушки.
Например: счет до 5 со словом лиса.
Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис.

3. Игры на образование сложных слов.
Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.
Ход игры: «У курицы короткий хвост – она короткохвостая»;
«У гусыни белая голова – она белоголовая»;
«У зайца длинные уши – он длинноухий»;

5.«Подумай и назови».
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: «Если на рубашке грязь, то рубашка грязная». При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день .
Если на улице шум, то улица .
Если человеку сопутствует удача, то человек .
Если у человека талант, то человек .
Если весь день идет дождь, то день .
Если сапоги из резины, то они …..
Если каша из риса, то она …..
Если сок из фруктов, то он ….

Читайте также:
Презентация: Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: