Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики

Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания

Ольга Лавренова
Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания

Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять, для чего нужно повторять по 5 – 10 раз один звук, слог или слово. Он отвлекается, перестает контролировать положение своих органов артикуляции. Зачастую начинает хватать рядом лежащие предметы, теребить одежду, смотреть по сторонам. Переключить его внимание на артикуляцию уже практически невозможно.

В этом случае можно рекомендовать сочетать работу по автоматизации звуков с играми на развитие мелкой моторики рук. Это очень полезно для гиперактивных детей, которые не могут заниматься 20 минут. А также такие занятия будут интересны всем детям. Ведь все дети любят играть.

Для закрепления изолированного произношения звуков рекомендую Вам использовать игры с различными веревочками и нитями (удочки с катушками, машинки на веревочки, катушки с нитками и т. п.). Предлагаем ребенку произносить поставленный звук, сматывая удочку, пока не вытащим рыбку из воды. Или наматывать веревочку, на которую прикреплена машинка, на карандаш. Можно просто наматывать нитку на катушку.

Самый простой способ завлечь ребенка – рисование. Особенно дети любят раскраски. Можно купить раскраски, которые интересны конкретному ребенку. Или логопед сам может сделать контурный рисунок, размножить его. В рисунке должен быть сюжет (игра или даже сказка). Работа с одним рисунком предполагает несколько занятий. Например, можно нарисовать в центре листа какое-либо животное, вокруг него то, что это животное любит есть. По всему листу расположить буквы, из которых состоит название животного. Внизу листа какой-нибудь узор или барьер, который ребенок должен будет закончить.

Работу начинаем как обычно с артикуляционной гимнастики. Затем разглядываем рисунок, беседуем кратко по рисунку с ребенком. Например, если на листке у нас нарисован жираф, то можно сказать ребенку, что мы будем угощать жирафа. Ребенок может выбрать из рядом нарисованных предметов, чем сегодня он хочет угостить жирафа. Ребенку дается задание раскрасить банан, произнося звук, слог или какое либо слово правильно. К примеру,ребенок раскрашивает и произносит: «РРРРРРРРРРРР», или «РА, РА, РА…», или «ЖИРАФ, ЖИРАФ, ЖИРАФ…». Затем можно обратить внимание на буквы, которые беспорядочно расположены на листе и составить из них слово ЖИРАФ. Даже если ребенок не читает, то с помощью такой работы мы привлекаем интерес ребенка к чтению и делаем звукобуквенный анализ слова. Предлагаем ребенку соединить линиями все буквы по порядку, затем написать слово внизу листа, проговаривая каждый звук.

Затем можно предложить ребенку дорисовать барьер. При прорисовывании барьера ребенок проговаривает так же слоги, слова, стихи. Затем можно уже по нарисованному барьеру из палочек рассказывать стихи, скороговорку, где каждая палочка обозначает одно слово. Ребенок пальцем или карандашом двигает по рисунку и рассказывает. Такая работа помогает еще четко усвоить понятие «слово», определять границы слов в предложениях.

Часто логопеды для развития мелкой моторики используют различную крупу, бусины, пуговицы. Предлагаю совместить перебирание мелких предметов с четким проговариванием. Например, можно взять горсть разноцветных бусин. В зависимости от этапа автоматизации звукаребенку дается задание: отсортировать все красные бусины, произнося при этом слог, слово или словосочетание с нужным звуком. Можно усложнить задание. Например, в одну чашку откладываем красные бусины, произнося слог РА, в другую – синие, произнося слог РУ, в третью – желтые, произнося РУ. В этом варианте игры еще и развивается внимание и память.

Эту же игру хорошо использовать на этапе дифференциации звуков. Аналогично можно использовать мозаику, пуговицы, крупу. Работа с разными материалами поможет сохранить интерес ребенка к занятиям.

В кабинете логопеда обычно много игр на развитие мелкой моторики рук со шнуровками. Их тоже можно обыграть так, чтобы побудить ребенка к многократному проговариванию слов, слогов. Пусть ребенок не просто молча продевает шнурок в отверстия, а произносит слова и слоги.

Аналогично можно собирать и небольшие пазлы, сопровождая это занятие специально подобранным речевым материалом.

Для развития внимания психологи используют корректурные пробы, где, к примеру, нужно зачеркнуть один объект и подчеркнуть другой. Логопед может превратить это занятие в игру. Например, с помощью компьютера расположить на листе мелко два вида предметных картинок в строчку (раза, роза, роза, ромашка, роза, роза, ромашка, заполнив весь лист. Ребенку дается задание назвать картинки, при этом розу обвести в кружок, а ромашку – в квадратик. Мы добиваемся того, что ребенок многократно четко проговаривает слова РОЗА и РОМАШКА, при этом еще решаем задачи по развитие внимания и мелкой моторики.

Подключите фантазию, пусть самые обычные вещи ребенок откроет для себя с другой, необычной стороны. Превратите повседневные занятия в увлекательную игру, и результат не заставит себя ждать.

Развитие мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Специальное образование сегодня является одним из самых актуальных в работе всех специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук» Развивая мелкую моторику ВАЖНО: • Для штриховки или раскрашивания необходимо иметь альбомы и раскраски; • Простой и цветные карандаши должны.

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 «Земляничка» ул. 40 лет Октября, д. 7а, г. Кстово Нижегородской.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи. Формирование мелкой моторики пальцев рук» Хочу поделиться с вами некоторыми своими мыслями. В этом учебном году я набрала 2-ю младшую группу. В ходе своей работы обнаружила, что.

Мастер-класс. Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков Цели: 1. Выявление особенностей развития мелкой моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии; 2. Освоение и последующее применение.

Читайте также:
Примерное тематическое планирование логопедической работы в подготовительной группе (ОНР, ФФНР)

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Цель: ставится педагогом в зависимости от вида занятия. Задачи: – коррекция мелкой моторики пальцев и кистей рук; – развитие.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего и дошкольного возраста. Консультация-практикум для воспитателей Ребёнок не говорит. Ребёнок плохо говорит. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году.

Родительский клуб на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей подготовительной к школе группы». ПРОТОКОЛ заседания родительского клуба в старших группах (№ 10 и 7) № 1 От 08.11.2016г. Присутствовали 9 человек. Тема: «Развитие мелкой.

Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей» «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов».

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста Ум на кончиках пальцев. Развитие у ребёнка мелкой моторики рук Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников;.

Развиваем мелкую моторику – автоматизируем звуки. Игры своими руками

Разделы: Логопедия

Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у детей формируются навыки познания, упражняется воля, стимулируется развитие мышления, раскрываются природные способности. Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста.

Работая с детьми дошкольного возраста, учитель – логопед учит детей правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; чётко дифференцировать все изученные звуки; различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне должен уточнить и закрепить у детей произношение сохранных звуков, сформировать правильные артикуляционные уклады звуков, произношение которых нарушено; автоматизировать эти звуки в речи, развить фонематический слух и фонематическое восприятие и на основе этого осуществить дифференциацию поставленных звуков в речи.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.”
В.А.Сухомлинский.

Доказано учёными: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

В настоящее время перед практикующими логопедами нет проблемы в выборе пособий по автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. В начале своего творческого пути только такими пособиями я и пользовалась. Но впоследствии я стала создавать собственные пособия своими руками и применять их в работе с детьми. Мое внимание привлекло то, что такие игры вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изданиями.

Поэтому я подобрала и разработала систему игр, игр – упражнений для детей и предложила педагогам, целью которой является мелкая моторика пальцев рук и автоматизация поставленных звуков. (см. приложение)

Предлагаю несколько вариантов игр и игр – упражнений по развитию мелкой моторике рук и автоматизации звуков.

1. “Мы строим дом”

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: на квадрате предметные картинки в окошечках и на треугольнике (крыша).

Ход игры: ребёнок подбирает картинку на заданный звук и ставит в определённое окошечко. Например: в слове дятел звук “Д” находиться в начале слова. Картинка ставится в первое окошечко. И пальчик “протягивает звук Д”.

2. “Укрась одежду”.

Цель:

  • Закрепить названия предметов одежды.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать художественный вкус.

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического слуха, мелкой моторики.

Материал: бумажная кукла, украшение для одежды.

Ход игры: детям предлагается назвать предметы одежды, украсить цветными деталями. Перечислить, какая бывает одежда, из каких материалов сшита или связана и т. п.

3. “Забавные камешки”

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.

Материал: Картинки распечатанные на принтере, изображающие силуэты разных предметов, в названии которых есть заданный звук (по форме картинки выкладываются камешки).

Ход игры: Ребёнок подбирает камешки по величине указанной на карточке, повторяя форму картинки.

4. “Волшебные палочки”.

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Формировать навыки счета.

Закреплять названия геометрических фигур. Развивать фантазию.

Материал: карточки с заданием, палочки.

Ход игры: логопед знакомит ребенка с ходом игры:

1. Выложить фигуру на столе на карточку.

2. Сосчитать палочки в фигуре.

3. Самому придумать и выложить фигуру.

Цель игры:

  • расширить словарный запас, научить пользоваться синонимами, словами – обобщениями;
  • учить составлять слова, делить слова на слоги; читать по слогам; развивать мелкую моторику.

Материал: фанера, обклеенная самоклеющейся плёнкой, прозрачные кармашки, картинки, карточки со слогами.

Ход игры: ребёнок выбирает карточку с тремя картинками и по первым слогам слов картинок составляет слоги, вставляет в окошечки под карточкой, затем прочитывает получившиеся слова.

6. “Живая картина”

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики, закрепление диких, домашних животных и их жильё; деление слов на слоги; нахождение заданного звука в слове.

Материал: основа пособия – фанера, вырезанная в форме прямоугольника. В ней проделаны отверстия и вставлены светодиоды. Прикреплена стольная лента, на которой расположены магнитные буквы. Животные съёмные, крепятся на липучку. За картиной расположена батарейка и проводники.

Ход игры: логопед предлагает ребенку поделить слова на слоги, закрепить понятие дикие, домашние животные. На заданный звук найти картинку присоединяя проводники к контакту и если ребёнок присоединяет правильно, лампочка загорается. Животные меняются с помощью липучки.

Читайте также:
Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

7. “Волшебная дощечка”

Цель игры:

  • учить ориентироваться на плоскости. Развивать логику, воображение, усидчивость, внимание, мелкую моторику рук.
  • формировать навыки счета.
  • закреплять названия геометрических фигур.

Материал: Основа пособия – фанера, вырезанная в форме квадрата. По краям квадрата расположены шляпки канцелярских кнопок, на которые крепится резинка.

Ход игры: Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребёнку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные). Рисование “резиночками” даёт ребёнку уникальную возможность “прочувствовать пальцами” форму геометрических фигур, изображаемые силуэты.

8. “Кто летит на луну?”

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики, закрепление диких, домашних животных и их жильё.

Материал: Основа пособия – фанера, вырезанная по форме ракета. В ней проделаны круглые отверстия, перекрывающиеся дверками, которые в свою очередь закрываются на замки. За дверками предметные картинки с автоматизируемым звуком. Наверху и по краям корабля расположены шляпки канцелярских кнопок, на которые крепятся резинки.

Ход игры: логопед задает вопрос: “Кто летит в каюте № 3?”. Ребенок открывает дверку и называет владельца каюты.

Из резинок выкладывается любая форма, буква по фантазии ребёнка.

9. “Пишем маркером”

Цель игры:

  • автоматизация поставленного звука в словах; развитие мелкой моторики;
  • зрительного восприятия;
  • пространственных ориентировок;
  • совершенствование навыков правильного захвата карандаша.

Материал: игры, сделанные на компьютере, распечатаны и заламинированны.

Ход игры: ребёнку даётся задание: помоги мальчику добраться до молотка с гвоздями. Мальчик может проходить только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву “Т”. Или помоги зайчику добраться до морковки. Проходить можно только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву “Л” и т. п.

10. “Шнурочек и прищепки”

Цель игры: развитие мелкой моторики, творческие способности фантазию, эстетическое восприятие. Закрепление цвета. Формировать у ребёнка понятие счёта.

Материал: разноцветные шнурки, прищепки, шаблоны.

Ход игры: ребёнку предлагается заплести косичку, можно вплести бант.

Прищепки можно прикреплять к краям на равном удалении друг от друга (это развивает у ребёнка чувство ритма). Можно попросить ребёнка положить в коробку сначала красные прищепки, потом синие, желтые и т. д.

Другой вариант игры: ребёнок на одинаковые по длине полоски прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) вами цифре.

11. “Забавная фасоль”

Цель: развитие воображения, тактильных ощущений, мелкую моторику.

Материал: Коробка, фасоль, мелкие игрушки.

Ход игры: Дети на ощупь угадывают игрушку описывают её и называют, на какой звук начинается слово. Пример: слово кот начинается со звука “К”, в слове кот 3 звука и ребёнок по порядку называет К О Т.

12. Игра “Собери картинку”

Цели: ввести в активную речь ребенка новые слова (живот, голова, лапы, уши, слева, справа), закрепить навыки ориентировки на плоскости и знание основных цветов (красный, синий, желтый). Развитие мелкой моторики.

Материал: Напечатанные и заламенированные части деталей.

Ход игры. Ребёнок показывает и называет мишку, его живот, голову, уши, лапы. Можно предложить ребёнку сосчитать сначала уши, а потом лапы. Ребёнок собирает изображение мишки из предложенных деталей.

Дополнительно ребёнку предлагаются задания: поместить желтую пуговицу слева, а синюю справа, а потом наоборот. Ребёнок выполняет задания и комментирует свои действия.

13. “Замок звуков”

Цель: развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительную память.

Материал: Основа пособия – картон, вырезанный по форме замка. На нём расположены окошечки с буквами.

Ход игры: ребёнок ставит букву в окошечко, даёт характеристику этого звука, называет слова с этим звуком (буквой), место нахождения этого звука в слове, делит слова на слоги.

Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и уверенными в себе!

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике

Ткаченко Мария Александровна,

Логопед,Центр развития личности «Мега интеллект»

Республика Казахстан, город Павлодар

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа – улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Читайте также:
Проектная деятельность логопеда в ДОУ - Детско-родительский проект (Первый раз - в первый класс!)

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» – вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

– Но я же играю с тобою, малыш!

– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Семинар-практикум “Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)”
методическая разработка по коррекционной педагогике

Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

Скачать:

Вложение Размер
rech_na_konchikah_paltsev.doc 86 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады стали приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая не готовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

К сожалению, о проблемах детей с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. И главная задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

Мы знаем, что автоматизация поставленных звуков требует многократного повторения и проговаривания слов и слогов. Ребенку трудно понять, для чего нужно повторять по 5 – 10 раз один звук, слог или слово. Он отвлекается, перестает контролировать положение своих органов артикуляции. Зачастую начинает хватать рядом лежащие предметы, теребить одежду, смотреть по сторонам. Переключить его внимание на артикуляцию уже практически невозможно. В этом случае можно рекомендовать сочетать работу по автоматизации звуков с играми на развитие мелкой моторики рук. Это очень полезно для гиперактивных детей, которые не могут заниматься 20 минут.

А также такие занятия будут интересны всем детям. Ведь все дети любят играть.

Такие занятия становятся увлекательной игрой, а так же решают задачи по коррекции вторичных дефектов – нарушения внимания, памяти и мелкой моторики рук. Для закрепления изолированного произношения звуков рекомендую Вам использовать игры с различными веревочками и нитями (удочки с катушками, машинки на веревочки, катушки с нитками и т.п.).

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие речи и мелкой моторики, которые использую в своей работе (индивидуальные и фронтальные занятия).

∙ Упражнения с прищепками:

(на любой предложенный звук)

Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания/сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например к картонке. Ребёнок, придумывая слово на заданный звук, прикрепляет прищепку к картонке.

Ребёнок определяет количество слогов в заданном слове и прикрепляет нужное количество прищепок к картонке (линейке, верёвке и т.д.)

∙ Пальчиковые бассейны («Сухой аквариум»)

Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (гречневой, рисовой, манной и другими), песком, солью. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Пальчиковые бассейны используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку, кристалл)»

Упражнения с мячиками

Существует большое количество различных приспособлений для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. И малышей, и старших дошколят привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины, латекса или пластмассы. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений, сопровождая действия словами, например: Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат?».

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов – карандаша, катушки, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием двустиший, четверостиший, скороговорок и чистоговорок.

Упражнения с карандашом

1. Срочно сделать мы успели самолет другой модели.

Мы над лесом полетим, облака достать хотим.

2. Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть примерным научу.

• Гимнастика для пальчиков

Развитию мелкой моторики способствует пальчиковая гимнастика с использованием различных предметов: игрушечного волчка, резинки для волос, бусинки.

Упражнения с волчками

Это игрушка, приводимая в движение пальцами руки и вращающаяся вокруг своей оси. Для запускания волчка требуется особый двигательный навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребенок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Упражнения с резинками направлены на повышение упругости ручной мускулатуры. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинутьрезинку на 360° – сначала в одну, потом в другую сторону Упражнение выполняется сначала одной, потом второй рукой.

Игры с бусинками

Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребенку предлагают для нанизывания на веревочку бусины с дырочкам разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука».

Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости.

Упражнение «Придумай слово»

Ребёнок, придумывая слово на заданный звук, продевает шнурок в отверстие (вдевает игрушку на нитку).

  • Пальчиковые шаги

Пособие Е.Ю. Тимофеевой.

Это упражнения, направленные на развитие координации кистей и пальцев рук с проговариванием текста. Здесь представлены варианты работы, как для правой, так и для левой руки (и одновременно). Рекомендуется начинать работу для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы – разнотипные и содружественные движения пальцев обеих рук.

Ребёнок поочерёдно переставляя пальцы руки называет слоги (прямые или обратные) или слова на определённый звук.

  • Звуковые дорожки

Пособие комаровой Л.А. Комаровой

Ребёнок проводит пальцем по дорожке, произнося звук.

  • Камешки Марблс

Это один из нетрадиционных приёмов в работе логопеда, интересный для детей.

Шарики получили своё название от английского «марблс» – т.е. мраморные . Влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.

Упражнение «Назови слова»

1. Ребёнок поочерёдно выкладывает кристаллы (на автоматизацию нужного звука), и называет слова.

2. Ребёнок поочерёдно выкладывает кристаллы и называет слова по лексической теме (на закрепление словаря).

Упражнение «Выложи кристаллы» (по звуковым квадратам Л.А. Комаровой)

Ребёнок выкладывает кристаллы (на автоматизацию нужного звука), поочерёдно закрывая картинки, и составляет предложение (словосочетание) по образцу.

  • Цветные палочки

Упражнение «Сложи картинку»

Ребёнок складывает из счётных палочек картинку по образцу, потом проговаривает стихотворение с поставленным звуком (на стадии автоматизации звука в тексте).

Упражнение «Закрой все картинки»

Ребёнку предлагается пособие с наклеенными на нём пятью маленькими картинками. Необходимо всеми пальцами одной руки поочерёдно закрыть все картинки (можно одновременно придумывать слова на заданный звук). Усложнение: картинки закрываются двумя руками одновременно.

  • Весёлый счёт

Упражнение «Посчитай-ка» (пособие Е.А. Азовой)

Упражнение направлено на согласование числительного с существительным.

Ребёнок называет число и слово, изменяя его по необходимости:

Например: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис.

  • Игрушки для пальцев.

При использовании игрушек на пальцах, логопед берёт звуковые квадраты Л.А. Комаровой. Идет обыгрывание и одновременно автоматизация или дифференциация звуков.

Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно-практическую деятельность.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемов.

Проводя обыкновенные традиционные занятия с детьми, я заметила, что очень трудно бывает удержать внимание, пробудить интерес к изучаемому звуку, а еще сложнее закрепить и активно использовать автоматизируемый звук в самостоятельной речи. Причиной этому являются монотонные упражнения при автоматизации звуков, которые очень быстро утомляют ребенка, вызывают негативное отношение к речевой деятельности. Это объективно подтолкнуло меня к поискам нетрадиционных игровых методов и приемов, которые позволяют ребенку избежать скуки, заинтересовать, увлечь и удивить его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в различных играх.

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?

Сегодня мы познакомимся с некоторыми игровыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал. Но для начала, давайте разберемся с вами, что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в связной речи.

Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие рекомендации содержат исключительно речевой материал, проговаривание которого обычно быстро надоедает детям. Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.

Условно разделяют приёмы автоматизации поставленных звуков в речь на четыре группы:

•Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

•Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;

•Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;

•Приёмы, предусматривающие использование различных предметов.

Уважаемые родители! Как же сделать Ваши занятия с ребенком интересными, разнообразными, а главное продуктивными?

Предлагаю Вам различные игровые задания, направленные не только на автоматизацию поставленных звуков, но и на развитие мелкой моторики, чувства ритма, графических навыков у детей. Ребенок быстрее запомнит новый звук, если его не просто механически повторять, а играть с ним. Если играть с ребенком каждый день, то речь будет чистой и правильной. Шепелявость и картавость не будут больше спутниками Ваших детей. Успехов Вам!

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики. Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.

Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [с] – «смелый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом (смелый мальчик, смелый котёнок и другие).

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колокольчик». Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Родители оценивают правильное произношение звоном колокольчика (бубна и т. д.)

«Собери пирамидку». Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки в том случае, если правильно проговаривает слоговые ряды, слова.

«Кнопочки». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и другие). Сколько кнопочек – столько повторов.

«Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая звук, предложения, чистоговорки.

«Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

Научи Петрушку. Родители берут пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка – ученика.

Приёмы на основе продуктивной деятельности детей. Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков из пластилина.

«Узоры». Ребенок рисует чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

«Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов.

«Строим дом». Уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т. д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика. Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Жук». Игровое поле помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его.

Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. Однако, необходимо помнить, что перед использованием любой из таких игр необходима консультация учителя-логопеда. (Логопед с помощью экрана и ноутбука демонстрирует игры для автоматизации звуков).

Самая большая группа приёмов – упражнения с различными предметами.

Песочные часы. Проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.

Юла (маленький волчок). Проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

Массажный мяч. Проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.

Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

«Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн. ч., в уменьшительно – ласкательной форме и т. д.)

Бусинки. Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р]. Другой вариант, например, красный – «са», желтый – «со», синий – «су», зеленый – «сы». Нанизывая большие бусины, ребенок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.

Прищепки. Цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.

Мозаика. Собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение, чтобы заработать деталь.

Мыльные пузыри. Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет звук (слог, слово) и бросает мяч взрослому.

Скакалка. На каждый прыжок называем слог.

Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ша», если мелкую – то «шу», пуговицу среднего размера – «шо». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в слове. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.

Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.

“Украсим ёлочку”, наряжая её, игрушками (со звуком Р, со звуком Ш). Проявляющаяся картинка. Перед ребенком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполнения задания части картинки переворачиваются, постепенно «проявляя» изображение. Таким образом, к концу занятия ребенок увидит картинку. Это может быть «подарок» для ребенка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

Можно подготовить несложное пособие. Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке. Можно выложить дорожку цветными камешками или ракушками для какого-нибудь героя. Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»). Ребенку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой, ребенок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного задания, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребенка ждет сюрприз.

Песенка. Ребенок поет знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.

Выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя-дефектолога!

57 упражнений для запуска речи у малышей

15.05.2019 | Анна Новик 17 комментариев В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей. Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов. В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или. Читать далее


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Об авторе: Анна Новик

Педагог с 25-летним опытом. Три профильных образования. По первому образованию Анна — учитель музыки, музыкальный руководитель в дошкольных заведениях. По второму — возрастной психолог, преподаватель психологии. По третьему — логопед.

В последние годы Анна ведёт занятия по раннему комплексному развитию в своём детском центре, и в её группах нет свободных мест.

Reader Interactions

Обсуждение

Отличная статья.Спасибо Анне.

Спасибо большое. Как родитель мне стало понятно, как нужно заниматься со своими детьми.

Очень актуальная тема ,все так хорошо подготовленно бери и используй,большое спасибо,желаю творческих успехов и здоровья

Спасибо !! Статья очень полезная!

Понятно.Чётко. Кратко. Спасибо

Спасибо, Анна! Вы большая УМНИЧКА!

Очень полезная статья! Прекрасное изложение материала!

Интересная статья. Я уверена, она сможет помочь родителям.
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

За все движения,совершаемые человеком,отвечает двигательная зона.Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений,настолько сложны и многообразны,что что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проэкция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.Двигательная зона расположена очень близко от речевой.Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления,внимания,памяти,то есть интеллекта.

РАЗВИВАЯ ТОНКУЮ МОТОРИКУ,ПРЕДОСТАВЛЯЯ МАЛЫШУ СВОБОДУ,НУЖНО ИГРАТЬ С НИМ ОБЪЯСНЯЯ, ПОКАЗЫВАЯ,УВЛЕКАЯ. НО РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ.
Итак.чем же нужно заниматься?
*Работа с шариками.Ставится коробочка на некотором расстоянии от ребенка.Катить шарик,чтобы он ударился о коробочку.
*Работа с кольцами.На деревянный стержень надевать кольца(желательно одинаковых по размеру).
*Работа с кубиками.Из кубиков строить башенку,поезд,стульчик,домик.
*Работа с о складными деревянными матрешками,пирамидками,коробками.
*Поставить емкость и бросать в нее шарики(левой и правой рукой).
*Берется картонка, в которой в определенной последовательности сделаны отверстия. Задания;
-протянуть шерстяную нитку через все отверстия:
-протянуть нитку,пропуская одну дырочку;
-выполнять обычную шнуровку, как в обуви.
*Легко нажимать на грушу пульверизатора(или на обычную спринцовку),направлять при этом получаемую струю на ватку,чтобы она двигалась по столу.
*Плавно вращать карандаш указательным и большим пальцами.
*Работа с мозаикой,с пазлами.
*Нанизывать на леску бусинки,пуговицы.Чередовать большие и маленькие.
*Играть на воображаемом пианино.
*Поиграть в «Золушку».Разобрать смешанные фасоль и горох,чечевицу и горох,рис и гречку.
*Играть с мягкой проволочкой,из нее можно сделать интересные игрушки.
*Застегивать пуговички,крючки,замочки.
*Различные пальчиковые игры.
*Переливание воды из стакана в стакан,из заварного чайника в чашку.
*Воду из одной емкости можно переносить при помощи одноразового шприца.
*Чистка зеркал металла,обуви.
*Подметание пола.Нарисовать на полу квадрат.Возле него рассыпать «мусор»,например,косточки,семечки,сметать мусор в центр квадрата.
*Складывание салфеток.
*Используя безопасную овощечистку,учить чистить овощи и фрукты.
*Мытье посуды щеткой,не важно настоящей или игрушечной.
*Подвесить где-нибудь нитки,Заплетать косички.
*Налить в неглубокую миску воды и бросить в нее теннисные шарики или «скорлупки» от киндер-сюрприза. Вылавливать их при помощи ложки с прорезями и складывать их в другую миску.
*Нарезать кусочки поролона и наломать пробки(чтобы были неровные края).Сложить все в тарелочку, рядом поставить
другую.Перекладывать с помощью пинцета из одной тарелочки в другую.
*На край плотного картона нацепить прищепки(можно сделать «солнышко с лучиками» или «ежика с иголками»).Прищепки снять и опять одеть на край.
*Взять кусок плотного пенопласта и с помощью маленького молотка разрешить забивать гвоздики с широкими шляпками.
*Чистить стеклянные бутылки при помощи «ершика».
*Нарвать вместе с ребенком в коробку бумагу и спрятать игрушку.Найти на ощупь.
*Запускать пальцами мелкие волчки.
*Разминать пальцами пластилин ,глину.
* Рисование в воздухе.
* мять руками поролоновые шарики, губку.
*»Волшебный мешочек».Сложить в «мешочек» 2-3 знакомые мелкие игрушки.Находить на ощупь заданную игрушку.
*В коробку сложить мелкие орешки,спрятать в них игру игрушку,найти на ощупь.
*Работа с бумагой.Складывать ее,разворачивать,скатывать,скручивать,перелистывать.
*Рисовать красками.Можно сделать густые краски.
Рецепт краски:крахмал+ пищевой краситель+вода +мыльная стружка.
*Работа с пластилином.Лепить колбаску,колобка бублик и т,д.Можно сделать тесто
.Рецепт; смешать 1стакан соли+2 стакана муки+1 стакан подкрашенной воды.Чтобы тесто не засыхало добавить 2 столовые ложки подсолнечного масла.Перед работой его лучше подогреть.
*Приготовить разные по размеру бутылки из-под воды шампуня,пузырьки от духов и т. д.Отвинчивать и навинчивать пробки,подбирая по диаметру.
*Рисовать пальчиками по стеклу красками.Рисовать по зеркалу,предварительно наносить пудру на него.
*Ловить мяч двумя руками,одной рукой.
*Ловить мяч после удара по полу.
*Катать мяч по полу с попаданием в заданную цель.
*Перекатывать мяч из одной руки в другую.
*Ходить в определенном направлении(по пряиой, по кругу) под заданный темп.
*Стоять попеременно на правой и ли на левой ноге.
*Подпрыгивать на двух ногах,затем на правой(левой) ноге.
*Вставать,приседать под счет.
Все вышеизложенные задания необходимо выполнять постепенно, усложняя их повторяя их ,заинтересовывая ребенка. Эти упражнения можно использовать в различных игровых ситуациях в зависимости от возраста ребенка.

Огромное спасибо, очень полезная информация.

Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма

Бесплатные занятия с логопедом

Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма.

Нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию комплекса неполноценности, возникновению трудностей в общении.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:

Развитие моторики речевого аппарата

Отработка правильного произношения звуков

Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в речевом потоке

Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи

I. Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний, по мнению Е. А. Пожиленко, способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серии слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата, способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, формировать умение выражать эмоции мимикой. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики.

II. Автоматизацию звука в словах следует проводить в сочетании с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Развитию навыка словообразования способствуют задания: «Скажи ласково», «Придумай новое слово». Кроме существительных следует как можно чаще включать в занятия и другие части речи-прилагательные, наречия, глаголы.

III. Автоматизация звука в словосочетаниях, являющихся базой для составления предложения, — сложное языковое явление. На этом этапе отрабатываются следующие задания: подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательными и числительным или местоимением; местоимений с существительным.

IV. Автоматизация звуков в предложениях — стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Работу необходимо сочетать с введением в речь разных типов предложений, постепенно усложняя для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.

V. Автоматизация звука в чистоговорках — закрепление звука в рифмованной речи, формирование навыка правильного употребления падежных окончаний; развитие воображения, просодических компонентов речи, чувство ритма, наиболее результативного сочинения чистоговорок детьми.

VI. Автоматизация звука в загадках стихах — развитие просодических компонентов речи и формирование правильного дыхания. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез, выделение слов с заданным звуком, подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов и кроссвордов.

VII. Автоматизация звука в самостоятельной речи — обучение пересказу рассказа, способствующему развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Могут пройти месяцы упорных занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы.

Известный дефектолог М.Е. Хватцев пишет: «Логопедическая работа должна осуществляться в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих прекрасным средством совершенствования его речи»

Игра — одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры понадобилось бы много времени и усилий.

За годы работы мною были опробованы игровые задания для индивидуальных и подгрупповых занятий по автоматизации и постановке звуков.

Автоматизация звуков в слогах — важный, но мало интересный для ребенка вид работы заключающийся в многократном повторении за логопедом. Но если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах:

Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

Загибать поочередно пальцы и произносить слоги

Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.

Отгадать загадки про зверят и помочь героям добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги: СА, СО, СУ, СЫ

Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам, произнося слоги.

Помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пути ее полета и произнося; СА, СО. СУ, СЫ. Можно это делать карандашом на листе бумаги.

Проговаривать слоги АС, ОС, УС, ЫС и нарисовать, как разматывается клубок. Нарисовать путь самолета АСА-ОСО-АСУ-АСЫ. Нарисовать путь рыбки, произнося слоги СТА-СТО-СТУ-СТЫ.

Провести ровные дорожки по пунктирным линиям и произнести слоги: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ.

Показать, как ползет крокодил, плывет рыбка. Провести карандашом прямую, волнистую и наклонную линию, проговаривая слоги АЛ, ОЛ-УЛ, ЫЛ.

Повторять слоги АЛА, АЛО, АЛЫ, АЛУ, одновременно обводить линии взлетов и приземлений летательных предметов.

Обвести волны, в которых плавают дельфины, произнося слоги ГЛА-ПЛА-СЛА-ФЛА.

Произносить слоги: АР-ОР-УР-ЕР-ЯР, одновременно рисуя путь ракеты.

В работе над автоматизацией звука в слогах можно использовать игрушки из «киндер-сюрприза». Дети очень любят эти игрушки и стараются произносить звуки в слогах правильно.

Скажи столько раз слог ЛА, сколько игрушек я поставлю.
Выбери львят, дельфинов, крокодильчиков и скажи столько же раз слог СА, СО, СУ, СЫ

Если скажешь правильно львята попадут в Африку, помоги им.

Скажи столько раз слог АС, ОС, УС сколько красных, желтых и синих карандашей я показала.

Выбери только красные шарики и скажи столько же раз слог ЛА.

Использование лексических тем служат богатым материалом на этапе автоматизации звука в слогах.

Веселый повар решил сварить компот, что ему для этого понадобится? Назови одним словом. Проговаривая слоги АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЕШ, ЯШ, проводи линии от фруктов к повару.

Провести линии от клубочка к иголочке, подобрав нужный цвет.

Повторить слоги: АШ-ОШ-УШ-ИШ

Ответить на вопросы: Из чего связана шапочка? (из шерсти) Какая шапочка? (шерстяная) Какого она цвета? (…)

Посмотри на картинку и скажи, куда спрятаны козлята, откуда выглядывают козлята?

Провести дорожки от козлят к маме-козе, проговаривая слоги ЗА-ЗЫ-ЗО-ЗУ.

Эти упражнения по развитию пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов произношения у детей, совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат.

Упражнения на автоматизацию звука в слогах и словах:

В предложении потерялись слова. Я буду называть предложение, а ты его закончи. Только твое слово должно быть со звуком Л (Мама купила … лыжи, юлу, стул).

Несмеяна сидит высоко, но мы построим мостик. Выложи бревнышки моста — карточки со звуком «Л» по правилу: сперва бревнышки: слова из 1 слога, потом из 2 слогов, потом из 3 слогов. А теперь, взобравшись к Несмеяне, будем ее смешить, для этого назови любую картинку 5 раз с различной интонацией.

Очень любят летать, особенно над свист поляной. На столе карточки со звуком С. Бабочка должна опылить как можно больше цветов на поляне. Она должна сесть на цветок и назвать его.

Перед ребенком карточки со звуком С, С’, З,З’. Ребенок должен собрать друзей, причем дружить могут

– только те слова, в которых совпадают число слогов

– слова которые начинаются с одного звука

Автоматизация изолированного звука в слогах, коррекция неречевых психических функций.

Монотонность упражнения на автоматизацию часто приводят к тому, что ребенок закрепляет звук, только на занятиях у логопеда, а дальше не хочет заниматься этой утомительной работой.

Грамотно составленные домашние задания помогут предотвратить эту ситуацию.

Рассмотрим варианты домашних заданий, совмещающих автоматизацию звуков с развитием сенсорных функций, зрительного и слухового внимания, памяти, устной речи. Большинство заданий можно использовать для автоматизации любого звука.

Распутай веревочку (на развитие оптико-пространственного восприятия и зрительного внимания)

Автоматизация звуков в слогах. Коррекция неречевых психических функций.

«Обвести по точкам»

Автоматизация звука в словах. Работа над лексической темой.

Расширение словаря существительных по определенной теме: Упражнение «угадай профессию»

Задача: ответить на вопросы

Кто готовит еду? (повар)

Кто сочиняет музыку? (композитор)

Кто водит машину? (шофер)

Развитие словарного запаса.

Упражнение «животные» (назвать картинки с изображением животных и птиц, в названии которых есть звук «Р» — корова, ворона, рысь, крот, крокодил, верблюд, тигр)

Упражнение «запомни, повтори одним словом»

Назови… брусника, морошка, черника (ягоды)

Топор, рубанок (инструменты)

Груша, персик, гранат (фрукты)

Рубашка, шорты, куртка (одежда)

Автоматизация звука в словах, работа над грамматической системой речи.

Закрепление форм множественного числа глаголов в настоящем времени

Упражнение «Один и вместе»

Задание: рассмотреть картинки и соединить похожие. Назвать, чем похожие картинки отличаются (Повар готовит – повара готовят).

Закрепление форм именительного падежа, множественного числа.

Задание: назвать один предмет и много таких предметов (пчела-пчелы, кукла-куклы)

Закрепление форм винительного и дательного падежа существительных.

Задание: рассказать, чем надо накормить каждого из этих животных (воробью – зерно,

Закрепление навыков согласования существительных с порядковыми числительными.

Упражнение «Считаем до 5»

Ребенок дает картинки, в названии которых есть требуемый звук.

Задание: назвать картинки и сосчитать по образцу – одна рыбка, две рыбки.

Автоматизация звука в словах, развитие навыков словообразования

Использование суффиксов онок/енок, от/ят.

Упражнение «детеныши». Даны картинки с изображениями дельфина, лисы, тюленя, льва и их детей. Задание: помочь мамам найти своих детей, назвав их:

У лисы – лисенок У льва — …

Образование притяжательных прилагательных.

Упражнение «Чей, чья, чье?» Задание: как сказать иначе (клюв вороны – вороний клюв, рог барана – бараний …)

Образование относительных прилагательных.

Упражнение «Скажи какой?» Задание: Скажи иначе (сок из груши – грушевый, яблоко – яблочный пирог)

Рассмотренные задания позволяют при закреплении звука одновременно развивать у дошкольников предпосылки письменной речи, т.е. базис письма. Таким образом разумно подобранные домашние задания позволят в ходе коррекции звукопроизношения проводить профилактику дисграфии, не увеличивая при этом объема самих заданий и не создавая для ребенка дополнительной нагрузки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: