Картотека упражнений для автоматизации поставленных звуков
методическая разработка по логопедии на тему
Картотека упражнений для автоматизации поставленных звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация и дифференциация сонорных звуков | 944.51 КБ |
Автоматизация свистящих звуков | 1.89 МБ |
Автоматизация шипящих звуков | 1.59 МБ |
Автоматизация и дифференциация свистящих и шипящих звуков | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
Для того, чтобы ребенок правильно произнес звук Л, напомните ему правильное
положение артикуляционного аппарата:
кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остаётся неподвижным; по бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух; губы открыты; зубы разомкнуты;
(форма языка напоминает седло); голосовые связки напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
Зубки – это мышеловка, а язычок – мышка. Мышонок не успел убежать, и мышеловка поймала его за самый кончик хвостика (слегка прикусить кончик языка);
Тянуть звук Ы-ы-ы и отпустить язычок – получается слог Л-л-л-ы-ы-ы….
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.
4. Загибай пальчики по одному и произноси каждому пальчику звук Л-л-ы-ы….
5. Автоматизация звука Л в слогах.
ла – ло – лу – лы ло – лу – ла – лы
лу – лы – лы – ло лы – лу – ло – ла
ла – лы – лу – ло лы – ла – ло – лу
ал – ол – ул – ыл ял – ёл – юл – ил – ел
ал – ял – ол – ёл
6. Произносить (читать) слова.
Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.
Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.
4. Автоматизация звука [Л] в слогах
(повтори слоги, чётко проговаривая звук)
Ла-ло-лу ло-лу-лы лы-ло-лэ
Ла-лы-лэ лу-ло-ла лэ-ла-ло
Ло-ла-лы лу-лы-ло лэ-ла-ло
Ал-ол-ул ул-эл-ал эл-ал-ол
Ол-ал-ул ыл-ул-ол эл-ул-ыл
Ол-ул-эл ыл-эл-ол эл-ыл-ал
5. Автоматизация звука [Л] в словах
(повтори слоги, чётко проговаривая звук)
Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.
6. Посчитай слова от 1 до 5 и обратно.
Пример: одна ладонь, две ладони, три ладони, четыре. и т.д.
Ладонь, лопата, лукошко .
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.
4. Автоматизация звука [Л] в слогах (повтори слоги, чётко проговаривая звук)
Ала-оло-улу улу-оло-ала ылы-элэ-улу
Ала-элэ-ылы улу-ылы-ала элэ-ала-оло
Оло-ала-ылы ылы-элэ-оло элэ-оло-улу
5. Проговори предложения.
На лужайке много ландышей. На лугу пасутся лошади. Луша покупает лото. Ловушки ставят ловить мышей. Лыжник бежит по лыжне. Лавина ломает дома.
6. Изменяй предложения.
Я ем лапшу. Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они. Я копаю лопатой. Я бегаю по лугу, как лошадка. Я не ломаю лыжи.
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.
4. Автоматизация звука [Л] в слогах
(повтори слоги, чётко проговаривая звук)
5. Автоматизация звука [Л] в словосочетании (повтори словосочетания, четко проговаривая звук [Л])
Весёлый малыш. Луч солнца. Платье с воланами. Гладкий лоб. Лыжная палка. Плывущая лодка. Глубокая лужа. Метла под столом. Плыть на плоту. Глупая улыбка Молочная лапша. Полная луна. Голубые волны. Нейлоновый плащ. Сломанная вилка. Кислое молоко. Оловянная ложка. Холодное молоко
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.
4. Автоматизация звука [Л] в предложении (повтори предложения, четко проговаривая звук)
Алла пила молоко. Лопата стоит у стола. В кладовой лук и салат. Мама купила голубое платье. Володя удил плотву с плота. На ёлке сидит белка. Врач надел белый халат. На клумбе растут гладиолусы. Дедушка поехал на вокзал. На лужайке много лопухов.
5. Проговори чистоговорки, доскажи слова в рифму.
Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт .
Ла-ла-ла, как у тебя идут .
Ло-ло-ло, зимой от снега всё .
Ло-ло-ло, поля все снегом .
Лу-лу-лу, все танцуют на .
Лы-лы-лы, в кухне вымою .
Слова: пчела, дела, бело, замело, балу, полы.
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.
4. Автоматизация звука [Л] в словах
(повтори слоги, чётко проговаривая звук)
Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.
Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.
5. Проговори чистоговорки, доскажи слова в рифму.
Ла-ла-ла, жужжит и мёд несёт .
Ла-ла-ла, как у тебя идут .
Ло-ло-ло, зимой от снега всё .
Ло-ло-ло, поля все снегом .
Лу-лу-лу, все танцуют на .
Лы-лы-лы, в кухне вымою .
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.
4. Автоматизация звука [Л] в словах
(повтори слоги, чётко проговаривая звук)
Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.
Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.
Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.
Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.
5. Изменяй предложения.
Я звоню Володе. Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они. Я буду пилотом. Я починю поломанную юлу. Я ем луковый салат.
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.
4. Автоматизация звука [Л] в словах
(повтори слоги, чётко проговаривая звук)
Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.
Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.
Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.
Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. «Самолёт» — произноси длительно звук Л, используя игрушку или имитирующие самолёт движения руки.
4. Автоматизация звука [Л] в словах
(повтори слоги, чётко проговаривая звук)
“Трудные” слова с двумя звуками л:
лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.
Слова со стечением согласных:
благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. Автоматизация звука [Л] в предложениях
(повтори слоги, чётко проговаривая звук)
Дятел долбил клювом и долбил кору. Не клади в салат много лука. Павел сел за стол. Клава ставила бутылку на полку. Папа повязал шёлковый галстук. Клубок упал с лавки. Тётя алла мыла пол. Лара купила куклу. У милы гладкие волосы.
4. Повтори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого». Лавка мала.
У дяди Володи была лодка.
У мамы на халате была булавка.
Лайка ласкается к Володе.
У дома была лужа.
У деда была лысая голова.
Лавка стоит у стола.
Надо помочь голодной ласточке.
Володя унёс колун.
Лохматый пёс ловит пчелу.
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л.
2. Изолированное произнесение звука Л – «Мышеловка»
3. Автоматизация звука [Л] в предложениях «Запомни и правильно повтори»
Володя долго плавал.
Володя долго плавал на лодке.
Володя долго плавал на лодке и на плоту.
Луша ела. Луша ела салат.
Луша ела сладкий салат.
Луша ела ложкой сладкий салат.
4. Повтори предложения, поиграй в игру «Исправь взрослого». Лавка мала.
У дяди Володи была лодка.
У мамы на халате была булавка.
Лайка ласкается к Володе.
У дома была лужа.
У деда была лысая голова.
Лавка стоит у стола.
Надо помочь голодной ласточке.
Володя унёс колун. Лохматый пёс ловит пчелу.
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.
Для того, чтобы ребенок правильно произнес звук Л’, напомните ему правильное
положение артикуляционного аппарата:
мягкий звук л’ отличается по артикуляции от твердого следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке, кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого нёба, что и дает смягчение.
2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.
2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).
3. Повтори слоги.
4. Повтори слова.
Липа, лев, лёд, люк, линь, лес, лён, люди, Лида, лето, Лёва, лютик, ливень, лебедь, Лёша, Люда, лифт, лента, лётчик, лямка, лиса, ленивый, любовь, лицо, лесник, любить, лимон, ледник, любимец
5. Посчитай слова от 1 до 5, загибая при этом пальцы на руке.
Пример: один люк, два люка, три люка и т. д.
Люк, лимон, лебедь, лётчик
6. Поиграй в игру «Один — много».
лист —…; лиана —…; лиса — …; лещ — …; лес — …; лента —…; лесенка —…; лётчик—…; лямка—…; лесник—…; лепёшка—…; лебедь—….
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.
2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).
3. Повтори слоги.
4. Повтори, прочитай слова.
Налим, билет, полёт, салют, малина, олень, самолёт, малютка, улитка, колено, пелёнка, поляна, калитка, полено, селёдка, гуляш, долина, железо, уголёк, солянка, Полина, тюлень, мотылёк, коляска, улица, поле, полюс, Оля, Толя, пеликан, улей, челюсть, Коля, Галя, великан, колесо, пуля, Валя, Уля, нолик, оленёнок, неделя, Поля, воля
5. Придумай продолжение предложения.
Пример: Он лежит на . кровати.
Он лежит на . Она летит на…. Он лежит в. Она летит над…. Он лежит под . Она летит в. Он лежит с. Она летит из…. Он лежит за. Она летит с.
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.
2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).
3. Повтори вслух только слова со звуком ль.
Лес, вода, куст, лимон, монета, дым, лето, снег, лента, лепешка, люк, люди, лист, кубик, аптека, нос, кино, лифт, ливень, ботинок
4. Повтори предложения.
У Лены лепёшка. В лесу много лип. У Любы в косе лента. У лифта стоит лифтёр. Летом часто идут ливни. Листья летят, как лебеди. Лёня любит лимонад. Лёша лежит на лежанке. Лиза и Люда сидят под липой. Лебеди летят высоко над лесом.
5. Изменяй предложения. Пример: Я буду лётчиком.
Ты будешь лётчиком. Он будет лётчиком. Она будет лётчиком. Мы будем лётчиками. Вы будете лётчиком. Они будут лётчиками.
Я покупаю ленты. Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они. Я пью лимонад…. Я еду на лифте. …Я ем липовый мёд…. Я несу листик из леса…. Я лежу, как ленивый кот.
6. Замени первый звук в слове на звук ль. Какое новое слово получилось? Пример: мёд — лёд
зев —…; весть —…; пень —…; вес —…; метать —…; печь —…; тюк —…; песок —…; вещь —…; бить —…; киски —…; бивень —….
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.
2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).
3. Прочитай, повтори слова-родственники. Придумай с каждым словом предложение.
Пример: лес — Лес осенью очень красивый.
ЛЕСок ЛИСа ЛИСТик
ЛЕСочек ЛИСица ЛИСТочек
ЛЕСной ЛИСичка ЛИСТва
ЛЕСник ЛИСёнок ЛИСТвенный
ЛЕСничий ЛИСий ЛИСТать
4. Закончи предложение словом со звуком ль.
В чай кладут кислый . В лесу живёт хитрая рыжая . На деревьях весной распускаются . Грибы растут в . Самолётом управляет. Осенью с деревьев падают . Зимой замерзает вода и получается . У лисы родились. Лесник охраняет. На десятый этаж удобнее подняться на . (Слова: лимон, лиса, листочки, лесу, лётчик, листья, лёд, лисята, лес, лифте)
5. Повтори, прочитай слова — родственники. Придумай с каждым словом предложение.
Пример: летать — Лебедь умеет летать, а страус не умеет.
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.
2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).
3. Повтори предложения.
В поле цветёт лён. Лиза поливает лимон. Люди охотились на лис. Дети попали под ливень. На столе лежат лепёшки. Листья у липы уже опали. В зале не зажигали свет. Вдали показались поляны. На тополях появились листочки. Шумели липы, осыпали колючий снег. Дети сидели под тополем и ели малину. Летом дети ходили в лес за малиной. В коляске катали маленькую Полину. Лёва и Алёша видели полёт самолёта. На коленях у Лены сидели маленькие котята. Они жили на одной улице, учились в одной школе.
4. Изменяй предложения.
Я поливаю малину. Ты. Он. Она. Я солю солянку. Я болею всю неделю. Я полечу на самолёте над лесом.
5. Назови детей ласково.
Люда — Людочка; Коля — . ; Илья — . ; Лена — . ;Оля — . ; Алиса — . ; Лёня — . ; Галя — . ; Олег— . ; Лина — . ; Толя — . ; Лёва — . ; Лиза — . ; Валя — . ; Полина— . ; Люба — . ; Лёша — . ; Алёна — .
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.
2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).
3. Прочитай потешки.
Ля-ля-ля, мы бегали в поля. Ли-ли-ли, в полях летают шмели. Ля-ля-ля, поймали мы шмеля. Ле-ле-ле, мы заботились о шмеле.
4. Повтори скороговорку.
Листопад, листопад, опустели лес и сад.
5. Ответь на вопросы полным ответом (целым предложением).
Пример: Что болит у Толи? — У Толи болит колено.
Что летит над лесом? Кто улетает на юг осенью? Кто летает в поле? Кто лежит в коляске? Что надо посолить? Что пилит папа? Кто гуляет на полянке? Кто сидит на листике?
6. Произнеси потешки.
Аль-аль-аль, весной цветёт миндаль. Оль-оль-оль, на ноге у Пети мозоль. Уль-уль-уль, вода бежит: буль-буль. Иль-иль-иль, я зажёг у свечки фитиль. Ель-ель-ель, весной капает капель. Ыль-ыль-ыль, надо выбить пыль.
— педали; деталь — костыль — мозоль — омуль — медаль — учитель — читатель —
1. Артикуляционная гимнастика для звука Л’.
2. «Колокольчик» — произносить отрывисто короткие звуки (Ль-ль-ль. ).
Мама вешает тюль. У бабушки шаль. Вова пьёт кисель. Пудель не ест фасоль.
3. Замени последний звук в слове на Ль. Какое новое слово получилось?
Пример: дам —даль;
бок — нос — сок — цепь — мех — кисет — июнь —шар — жар — бор — стар — мор — собор — топор —
4. Продолжи предложение по примеру.
Пример: Алёша часто мечтает, он мечтатель. Олег Иванович учит детей в школе, он . . Коля любит читать книги, он . . Папа Лены водит машину, он . . Леонид спасает утопающих, он . . Ипполит пишет книги, он . . Лев Иванович воспитывает детей, он . . Елена Семёновна издаёт книги, она . Лёня победил в игре, он . . Толя покупает книжку в магазине, он . . (Слова: учитель, читатель, спасатель, писатель, воспитатель, издатель, победитель, покупатель)
5. Изменяй предложения.
Я пью кисель. Ты. Он. Она. Мы. Вы. Они. Я попаду в цель…. Мне дали медаль…. На полке лежит шаль….
Упражнения на автоматизацию звуков
В Студии Мерсибо 27 игр на автоматизацию звуков и 5 — на дифференциацию. В них ребенок проговаривает «трудные» звуки в слогах, словах и свободной речи. Игры помогут автоматизировать шипящие, свистящие, сонорные, мягкие другие звуки, а также научиться звуковому анализу слов.
Упражнения понадобятся на занятиях по обследованию и коррекции звукопроизношения с детьми от 3 до 8 лет.
Автоматизация звуков
В играх дети автоматизируют «трудные» звуки в слогах, словах и свободной речи. Упражнения разнообразны: чистоговорки, логопедические задачи, составление рассказов, словообразование, загадки и другие.
В играх дети учатся различать на слух и соответственно произносить пары звуков: Л-Р, Ж-Ш, С-З и другие. В настройках игр можно выбрать нужную пару звуков.
Примеры игр на коррекцию звукопроизношения
Ребенок играет с попугаем Дармидонтом: тот предлагает сказать слово, и если ребенок говорит его четко, то попугай получает свое зернышко. Специалист выбирает звук, произношение которого хочет проверить: Р, Рь, З, К и другие варианты.
Игра проходит в темпе ребенка: нет тикающих счетчиков и попугай может повторить слово, если ребенок его забыл. В настройках можно выбрать уровень игры: простой или сложный.
Упражнение понадобится на занятиях по обследованию и коррекции звукопроизношения с детьми от 3 до 8 лет.
Игра находится в «Студии Мерсибо» по подписке.
Ребенок помогает капризной принцессе Марте выбрать достойного жениха. Для этого он внимательно слушает имена кандидатов, их комплименты и названия подарков. Затем отобрать те, в названиях которых есть звук «Р».
Например, к принцессе сватается командир роты, Ротатуев Макар. Этого жениха оставляем на второй тур.
Игра поможет специалисту автоматизировать звук Р у ребенка.
Игра находится в «Студии Мерсибо» по подписке.
Ребенок попадает к инопланетянам и знакомится с ними: внимательно рассматривает, описывает, говорит, на что оно похоже и почему. Мы выбрали инопланетян, похожих на окружающие вещи: лампу, стул, яблоко.
В настройках можно выбрать мягкий или твердый звук Л, количество раундов.
Игра поможет специалисту автоматизировать звук Л у детей.
Игра находится в «Студии Мерсибо» по подписке.
Кузнечик-огуречик знает множество словечек. Он их говорит, когда прыгает с листка на листок. Задача ребенка — четко повторять слова за кузнечиком.
В настройках игры можно выбрать звуки для дифференциации: З-Ж, СШЗЖ, Р`РЛ`Л, ЧТ`ЩС` и другие комбинации.
Игра поможет специалисту провести занятие на дифференциацию звуков.
Игра находится в «Студии Мерсибо» по подписке и флешке «Лого Ассорти».
Четыре близняшки-болтушки знают много скороговорок. Но каждая из них неправильно произносит один из звуков. Ребенок внимательно слушает их скороговорки, пытается определить, что сказала девочка, и произнести скороговорку верно.
В настройках можно выбрать звук для отработки: Р, Л или все подряд.
Игра поможет развить дикцию с помощью скороговорок.
Игра находится в «Студии Мерсибо» по подписке и флешке «Лого Ассорти».
СЛОВА на разные звуки. Автоматизация на звук, букву а, б, бь, в, вь, г, гь, д, дь, ж, з, зь, и, й, к, кь, л, ль, м, мь, н, нь, о, п, пь, р, с, сь, т, ть, у, ф, фь, х, хь, ц, ч, ш, щ
После автоматизации звука в слогах переходим к введению нового звука в слово. Фактически работу ведем параллельно – отработали новый звук в определенной группе слогов ( например: ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗЭ) и прорабатываем эти же сочетания в словах. Затем приступили к слогам типа ЗВА, ЗЛА, ЗМА – и тут же используем их в словах.
С чем это связано? Во-первых, дети очень не любят бессмысленные вещи, а слог, как мы понимаем, не несет никакой смысловой нагрузки, смысл появляется только в слове. Во-вторых, в потоке речи звуки влияют друг на друга – артикуляция одного и того же звука часто зависит от окружающих его в слове других звуков ( например, в сочетании СА при произнесении звука С язык опускается ниже ,чем при произнесении Ст или Ср). таким образом, наш (человеческий) головной мозг вырабатывает общую артикуляционную «схему» звука, артикуляционную модель, когда небольшие отклонения в положении органов артикуляции не влияют на качество звука. Это позволяет мозгу все быстрее и быстрее, не задумываясь, находить правильное звучание слова. (Кстати, мы на занятиях не заучиваем все слова русского языка, мы как раз в различных словах, в различных позициях прорабатываем новый звук, это позволит безошибочно произносить его в дальнейшем в любом другом, новом, незнакомом слове). И в-третьих, фактор мотивации – одно дело похвалиться друзьям на детской площадке: «Смотри, как я умею – ШШШШ» и другое – «Смотри какая у меня маШШШина». И все вокруг – «Ух ты! Какой молодец! Научился выговаривать!» И вот уже ваш ребенок сам спрашивает: «А когда мы пойдем к логопеду? А она научит меня правильно говорить «тлактол»?
Порядок материала
В русском языке 36 согласных звуков, твердых и мягких. На нашем сайте 36 страниц для этих звуков. Слова расположены в определенном порядке, который желательно соблюдать (в большинстве случаев): сначала идут самые простые слова (для маленьких), слова в которых отрабатываемый звук стоит в начале – обычно это максимально простая позиция нового согласного звука в слове для ребенка, чтобы сначала можно было подготовиться к произнесению нового звука, поставить в правильную позицию органы артикуляции, он ведь еще достаточно трудный для малыша, а потом спокойно произнести остальное слово. Затем идут слова с новым звуком в интервокальной позиции в середине слова, чтобы ребенок имел возможность произнести слово по слогам. Затем написаны слова со стечением согласных и с новым звуком в конце слова.
Немного терминологии.
Открытый слог (или прямой слог) – который оканчивается на гласный звук: МА-ША, СО-БА-КА.
Закрытый слог (обратный слог) – который оканчивается на согласный звук: АР-КАН, КАШ-ТАН, МЫШЬ.
Слог со стечением согласных – когда несколько согласных стоят подряд в одном слоге: КРО-ко-дил, за-КРЫТЬ, ПЛА-тье.
Интервокальная позиция – когда согласный звук находится между двух гласных: каШа, маШина.
Как работать со словарным материалом?
Уважаемые родители, старайтесь проговаривать словарный материал последовательно, не заставляйте ребенка «с разбегу» выговаривать БРОНЕТРАНСПОРТЕР, пусть он сначала потренируется на словах типа РАДУГА, РАКЕТА.
Хотя иногда бывает проще ребенку произнести с правильным Ш слово МЫШЬ или МАЛЫШ, чем ШАПКА. Но это относится чаще всего к случаям тяжелых речевых нарушений, а не обычной дислалии.
Также не нужно проговаривать весь словарный материал – учитывайте возраст вашего ребенка и его кругозор. Выберите 20-50% слов из каждого блока, тех слов, которые ребенок уже знает, понимает их значение, или тех слов, которые вы можете ему объяснить, и которыми он сможет пользоваться в своей жизни сейчас или в ближайшем будущем. Скажем, слово ПЛАГИАТ ему будет непонятно и не нужно, выберите лучше ПЛАВАТЬ, ПЛАТОК, ПЛАСТИК.
Отрабатываемый звук в словах некоторое время нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО произносить утрированно (дольше и сильнее, чем остальные звуки): ШШШШапка. Это необходимо для того, чтобы мозг ребенка лучше «услышал» и «запомнил» как звучит новый звук и как нужно поставить органы артикуляции, чтобы получить этот звук. Тогда в последующем мозг будет сам искать правильный вариант звучания. Не пугайтесь – утрированное звучание не задержится надолго, это слишком энергозатратно для организма, со временем звук «выровняется» с другими, чтобы на него не тратилось много сил.
Отдельный разговор о звуках Ч и Ц. Это так называемые «аффрикаты» или смычно-щелевые звуки. Они фактически состоят из артикуляции двух звуков: Ч=Т+Щ, Ц=Ть+С (если Т и Щ произносить очень быстро и слитно , получится звук Ч). В связи с этим, автоматизацию звуков Ч и Ц лучше начинать со слов, в которых они стоят в конце (НОЧЬ, БОЕЦ), затем в словах с закрытым слогом в середине (НОЧКА, БОЧКА), а затем уже во всех остальных словах.
Автоматизацию звуков в словах и далее в словосочетаниях, текстах проводим по орфоэпическим нормам русского языка. То есть – ребенку даем слово так, как мы его говорим, а не так как пишем (Орфоэпия – наука о правильном произношении, а орфография – наука о правописании).
Регулярно встречаю детей, которых родители учат произносить слова как они пишутся – «был сильный мОрОЗ». В результате – мало того ,что ребенок начинает разговаривать, как иностранец, так еще и начинает вставлять О вместо А там, где не надо: « В лесу родилОсь ёлочкО». И если это не исправить – потом это найдет свое отражение на письме.
Орфоэпия диктует нам правила произношения гласных и согласных звуков в русских словах.
Гласные звуки
Гласные звуки могут менять свое звучание в зависимости от места в слове: ударное или безударное положение. И даже расстояние от ударного слога.
В любом месте слова всегда одинаково произносятся У, Ы, И, А.
В безударной позиции гласный О превращается в А. («каробачка», «малако»), а гласный Э (который пишется как Е) превращается в И (не будем вдаваться в фонологические подробности: И с оттенком Е или Е с оттенком И, редуцированная гласная и т.д. – это тема серьёзных ученых). В результате мы произносим «лиса» вместо «леса», «рика» вместо «река». А гласная буква Я без ударения произносится как И – «визать», «рибина».
Из-за этого орфоэпического правила некоторые слова оказались «не на своем месте»: заглохнуть, заглушать, заядлый, зола, зодиак, золовка, золотить, зоология, зоопарк, зоосад. Не удивляйтесь, все правильно, так мы произносим.
Согласные звуки
С произношением и правописанием согласных в русском языке еще больше нюансов (озвончение и оглушение, уподобление одного звука другому полностью или частично, особое чтение некоторых сочетаний согласных….). все это есть в учебниках. Проще, занимаясь с ребенком авторматизацией звука в слове опираться на свою практику ( разумеется, если сам родитель не имеет ярко выраженного речевого дефекта). Просто произнесите нужное вам слово так, как вы обычно его произносите в жизни, и вы не задумываясь скажете правильно «щастье», «децкий», «залатой».
Почему 36 страниц, а не 33?
Как известно, в русском алфавите 33 буквы. Но мы автоматизируем, т.е. вводим в активную речь ребенка звуки, а не буквы. А вот звуков в русском языке 42. Исключив гласные звуки (а,о,у,и,э,ы), оставили только согласные – получается 36.
Всегда имейте в виду что звуки, имеющие пару по твердости-мягкости, автоматизируются отдельно. Иногда родители просят ребенка произнести «лев» и удивляются, что звучит по-старому «йев» – а ведь ребенок научился говорить только звук Л (как в слове «ласточка»), и он отличается от мягкого Ль. Причем довольно часто эти пары звуков (твердый-мягкий) необходимо будет еще и дифференцировать между собой, чтобы ребенок точно знал где «мел», а где «мель».
Для кого?
Представленный словарный материал подходит для самостоятельных занятий с детьми, имеющими фонетические нарушения ( дислалия, дизартрия, ринолалия). В совокупности с материалами по дифференциации подойдут детям с нарушением фонематического слуха.
Для детей с алалиями ( сенсорной или моторной) эти слова могут быть использованы родителями лишб как примерны набор слов с заданными звуками, которые можно использовать в специальных заданиях и упражнениях, поскольку простое повторение слов детям с алалией мало чем помогает.
Как обычно в таких случаях говорят – обратитесь к специалисту.
Совет для взрослых занимающихся
На этапе автоматизации нового звука в словах лучше себя не записывать, а стараться заниматься с помощником-слушателем, который будет вам комментировать – правильно звучит или нет. Дело в том, что внутри себя» мы слышим свой голос и звуки совершенно иначе, чем они звучат на самом деле. К тому же у взрослого человека мозг за много лет уже настолько привык к старому произношению, что любой другой вариант звучания воспринимает как искаженно-неправильный. Да и вообще, мало кто любит слышать себя в записи, настолько непривычно это звучит. Лучше начать записывать себя для самоконтроля уже на этапе автоматизации в текстах.
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна. Вы можете обратиться ко мне по поводу занятий по коррекции алалии через скайп.
Современные способы автоматизации звуков
Процесс автоматизации звуков в речи является самым длительным среди этапов постановки правильного звукопроизношения. Сложность заключается в том, что ребенку необходимо отвыкнуть от закрепленного уже в памяти неправильного произнесения звуков и выработать привычное автоматическое использование чистой фонемы.
Работа по закреплению произношения ведется постепенно в определенной последовательности. Принцип от простого к сложному ведет через употребление звука:
- в слоге;
- в отдельных словах:
- в предложениях:
- в связной речи.
Цель работы логопеда — добиться самостоятельного свободного и чистого произнесения фонемы в спонтанной бытовой речи.
Очень важно определить нужное время для перехода к процессу автоматизации. Звук должен быть четко «поставлен» и хорошо звучать в изолированном виде. Задерживаться на этой стадии не стоит, так как это тормозит весь процесс. Но и торопиться, переходить к использованию трудной для ребенка фонемы в словах и фразах раньше времени, тоже не нужно. В этом случае неизбежны ошибки и закрепление неправильного произношения.
Виды подходов к автоматизации звуков
Специалисты отмечают, что важным положительным фактором в логопедической работе является мотивация и заинтересованность ребенка. Классические занятия в виде урочной системы приводят к быстрой утомляемости и потере интереса к занятиям. Лучшим вариантом является построение сеанса в игровой форме с чередованием различных видов деятельности.
Игровые методы
Использование специальных пособий и дидактических игр наиболее эффективно при посещении сеансов логопеда. В домашних же условиях проще и удобнее использовать то, что в прямом смысле находится «под рукой».
- «Выбери игрушку». Из ряда игрушек ребенок должен выбрать тех, название которых начинается на нужный звук.
- «Кто выше». Для игры подойдут обычные кубики. Ставим один на другой, каждый раз называя слово на отрабатываемую букву.
- «Выбор наоборот». А теперь нужно выбрать предметы или игрушки, которые содержат нужный звук или слог в середине (конце) слова.
Упражнения на развитие моторики
Установленным фактом является прямая связь между развитием мелкой моторики и речевыми функциями. Поэтому игры и упражнения, связанные со стимулированием мускулатуры кисти, очень полезно использовать в рамках работы по автоматизации звуков.
Классические игры со шнуровкой, нанизывание бусин можно совместить с произнесением нужной фонемы:
- Надеть на нитку столько бусин, сколько раз изучаемый звук будет произнесен педагогом в различных словах.
- Продевать шнурок в отверстие одновременно в повторением нужного слога или буквы. Хорошо выполнять в команде — тот, кто ошибется, не делает «хода», а значит игра приобретает характер соревнования. Кто первый закончит шнуровку?
- Эффективное и наглядное упражнение для автоматизации звука в слогах — «Здравствуй, пальчик!». На пальцы ребенку надо надеть бумажные колпачки с написанными звуками — главными и согласными. По заданию педагога нужные пальчики должны встретиться, чтобы ребенок мог озвучить получившийся слог.
Автоматизация звуков при помощи скороговорок
Переходить к этому этапу следует в том случае, когда звук уже четко и уверенно произносится в отдельных слогах и словах. В рамках введения нового звука в фразовую речь используются не столько сами скороговорки, сколько их упрощенный вариант — чистоговорки.
На этой стадии ребенку не следует стараться повторить фразу как можно быстрее. В логопедии работа строится по другому принципу. Сначала ребенок заучивает нужную фразу, а затем старается повторить ее правильно в медленном темпе. Наращивать скорость не рекомендуется во избежание возникновения стойких ошибок.
Обязательно вначале четкое проговаривание чистоговорки педагогом или родителями, чтобы ребенок мог слышать правильное звучание и видеть артикуляцию.
Логоритмика для автоматизации звуков
О пользе занятий логоритмикой известно достаточно давно. Объединение определенных движений с речевым материалом не только стимулирует развитие речи, но и делает уроки живыми, интересными для учащихся. Кроме того, современные дети крайне нуждаются во включении здоровьесбергающих элементов во все виды занятий.
Речевые игры с мячом, ритмичные движения под музыку с заучиванием нужного лексического материала позволяют детям незаметно для себя формировать правильное произношение звука. Помимо этого, в процессе игры развиваются столь нужные качества как чувство ритма, правильное речевое дыхание и координация.
Занятия на персональном компьютере в рамках автоматизации звуков
Возможности, предоставляемые компьютерными технологиями, позволяют увеличить эффективность занятий. Заинтересованность ребенка, индивидуальный подход к каждому, наглядность заданий и активная работа детей в упражнениях дают хороший результат в работе над закреплением в речи поставленного звука.
Используются различные виды игр:
- «Разложи слова по схемам». Ребенку требуется определить, в каком месте слова находится изучаемый звук или слог, и разместить его в нужном столбце.
- Составление предложений с использованием нужных слов по предметным картинкам
- Специальные программы для работы логопедов с детьми, имеющими различные нарушения речи.
- Компьютерные игры для домашнего использования (будет лучше, если их порекомендует ваш логопед).
Для того, чтобы повысить эффективность занятий, улучшить мотивацию детей и стимулировать их речевую деятельность, специалистами используются как традиционные, так и инновационные способы работы. Широко применяются такие методы как:
- сказкотерапия;
- мнемотехники;
- биоэнергопластика;
- песочная терапия и др.
Однако при выборе методики на первом месте всегда находится ребенок. Индивидуальный подход, учет личных особенностей — главный залог успеха.
Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Использование игр и игровых упражнений при автоматизации труднопроизносимых звуков
Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала быстро надоедает ребенку, утомляет его и вызывает нежелание заниматься.
В своей работе я использую схемы-напоминалочки для каждого поставленного звука:
1. Положение языка
Положение языка при звуках С- С’, З — З’, Ц
Положение языка при звуках Ш-Ж, Щ, Ч, Л-Л’, Р-Р’
2. Схема для правильного произношения всех звуков.
А | Я | ротик открываю Я | |
О | Ё | губы колесо | |
У | Ю | губы в трубочку тяну | |
Ы | И | ротик до ушей, хоть завязочки пришей | |
Э | Е | ротик до ушей, хоть завязочки пришей + челюсть уходит вниз |
В своей практике я применяю следующие варианты упражнений:
«Забей мяч в ворота». Используется при автоматизации звуков С- С’, З — З’, Ш, Ж, Р, Р’
Задание на простое воспроизведение звука. Скороговорки.
Чистоговорки широко используются логопедами для автоматизации поставленных звуков, они помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы.
«Запомни – повтори»: Кора-гора-нора Ура-пора-игра Фара-пара-гитара Юра-Ира-Вера игра-конура-детвора фанера- пантера-контора
Повтори словосочетания: Тонкая кора. У забора нора. Короткий карандаш. Ароматный пирог. Широкий порог. Идёт детвора. Ровная дорога. Родной город. Розовая пантера. Старое корыто. Старый сарай. Острые топоры. Дорогой подарок. Серая ворона. Румяный каравай.
«Один – много» Гора-горы Нора-норы Дыра дыры Пар-пары Комар-комары Базар-базары Фара-фары узор-узоры мухомор-мухоморы топор-топоры шар-шары удар-удары набор-наборы мотор-моторы
Заучи скороговорку: Тарара-тарара — поднимайся, детвора! Тарара-тарара – в детский сад идти пора! Туруру-туруру – поднимаем детвору. Тырыры-тырыры – нету дома детворы.
«Исправь Незнайку». Логопед предлагает искаженное произношение слов, предложений. С помощью перекидывания мяча, логопат исправляет логопеда. Например: Я утюсь плавильно плоизносить звуки. И т.д.
«Доскажи словечко»
Задания, требующие мыслительно- речевой активности
Назови слова, где спрятался данный звук в начале, в конце, в середине слова.
Раздели слова на слоги, к каждому слову подбери схему
Найди лишний предмет
Д/игра «Я знаю 5 предметов» Автоматизация звуков Р-Л
Я знаю 5 одушевленных предметов со звуком Р (Радист, тракторист, Рома,тигр, львенок)
Я знаю 5 неодушевленных предметов со звуком Р (ракета, радио, роза, корона, лак)
Дифференциация ТР,ДР,КР,ПР, Р-Л
Повтори за мной
Составь рассказ, используя названия геометрических фигур.
Мы с Андреем решили построить из геометрических фигур картину. Нам понадобились следующие фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, отрезок, круг. Стоило немало потрудиться. На помощь позвали брата Андрея, Петра, сестру Александру и соседа из третьей квартиры. Ох и кропотливая была работа, но мы справились. Потрудились на славу!
Не всем детям требуется отработка звука в текстах – если ребенок без напряжения, свободно использует новый звук, можно сразу перейти к «свободному говорению». Другим же детям необходима автоматизация в рассказах. Для этого подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Итак, как работать с рассказами? Необходимо обратить внимание на то, что материал подбирается от простейшего варианта к сложному варианту. При работе с рассказами и взрослый, и ребенок используют звук без удлинения его, без усиленного произношения. Звук должен быть «равноправным» в ряду других звуков.
Упражнение «Доскажи словечко».
Упражнение «Подружи слова».
Смотри, злая Кикимора перепутала слова в предложениях! Помоги словам вернуться на свои места: «подружи» их и произнеси предложения правильно.
Образец: Рома, топор, дрова, рубить. — Рома рубит дрова топором.
На, яхта, парус, красивый. Рома, топор, дрова, рубить.
Папа, подарить, розы, мама. Рынок, на, продавать, фрукты. Мама, шары, подарить, Родион. Рая, корзина, боровики, собирать, в. Дом, подъемный, строить, кран, новый.
Упражнение «Исправь предложение».
Скоморох решил насмешить тебя и придумал такие предложения. Послушай их. Найди и исправь ошибки.
В розах растут сады. Мусор убирает Рому. Арбуз купил Артёма. Куры кормят Марусю. Рыба поймала рыбака.
Красный шарф надел Егора. Торт подарил Раю на день рождения. В помидорах и огурцах растут огороды.
Упражнение «Слова подскажут цифры».
Помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови ее.
В выходной день Рая с родителями пошла на экскурсию в Там она увидела разных животных: Родители рассказали ей о том, что все эти животные живут в жарких странах. Самая длинная шея была у Полосатая очень похожа на лошадку. А детеныши огромного хищного играли друг с другом, как котята. Рае очень понравилось в
Представлены рассказы разных типов:
1. Рассказы с картинками – переход от слов и словосочетаний к пересказу текстов. Они коротенькие, и звук чаще всего встречается только в одном слове, которое ребенок должен вставить в нужном месте предложения после предъявления картинки.
2. Рассказы-задачи. В этом случае тоже первоначальная работа ведется с одним-двумя словами. Взрослый читает задачу, ребенок заинтересован в том, чтобы посчитать и дать ответ – сначала одним словом, затем полным предложением. В случае успеха ребенок с радостью перескажет эту задачку другому человеку. Проследите за правильностью произношения звука в пересказе.
Один раз ребята поймали под корягами в пруду много раков. «Мне и тебе, — говорит, — будет каждому по 4 рака, а дяде Роме мы отдадим 5 раков».
Сколько же всего раков поймали Вера и Юра?
3. Рассказы с вопросами – самая замечательная часть работы. Дело в том, что неподготовленный ребенок сразу не сможет пересказать текст, даже не обращая внимание на звуки, он просто не запомнит информацию. Чтобы помочь ребенку в процессе пересказывания и используются вопросы. Наши действия: читаем весь рассказ, читаем первое предложение и задаем вопросы, которые расположены ниже, дочитав до конца, предлагаем ребенку пересказать весь рассказ. Как обычно – не забываем про произношение.
(Сначала прочитать весь рассказ. Затем читаем предложения по одному, после каждого задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)
У Юры и Иры новая игра. Это радио.
У кого…? Что…?
— Я буду диктором, — говорит Юра.
Кто…? Что говорит…?
— Это микрофон. Гово¬рит город Ковров. Пе¬редаю микрофон дру-гому диктору.
— Сегодня в нашем городе праздник, — говорит Ира,
Кто…? Что говорит…?
— Там будут разные игры и аттракционы.
Что будет…?
4. Обычные рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком. Здесь также, возможно, понадобится задавать вопросы.
Мальчик наоборот.
У Юры Рябинина всё наоборот. Ребята рисуют — Юра играет в игры. Ребята готовят уроки — Юрарисует, ребята строят дом — Юра прыгает.
— Ребята, давайте подарим Юре стихи Агнии Барто про мальчика наоборот,— говорит Рая.
Открывает Юра книгу и видит такие строчки, подчеркнутые красным карандашом:
5. Составление рассказа по заданной теме. Предлагаем ребенку тему для обсуждения и слова с отрабатываемым звуком, которые ребенок может использовать в своем рассказе.
Если бы вы были поваром в ресторане, что бы приготовили к обеду на первое, второе и третье? Расскажите о том, как бы вы готовили и что. Рассказать об этом лучше вы сможете, если вспомните, как готовит обед ваша мама.
В зоопарке сторож забыл закрыть клетки. И один зверь выбежал из неё. Расскажите, как бы ловили этого зверя, если бы он тигром, зубром, зеброй.
6. Прочитать текст, пересказать.
Макар впервые оказался в консерватории. Вместе с ним на концерт пришли мама и сестра. Макар сел в красивое, красное кресло и посмотрел на сцену. Там стояли крупные музыкальные инструменты: барабан, арфа, фортепиано. Скоро к зрителям вышли оркестранты и принесли с собой инструменты поменьше. Это были скрипки, тромбоны, английские рожки. Последним на сцену вышел мужчина в чёрном фраке и повернулся спиной к зрителям. Он смотрел на оркестрантов и вдруг начал размахивать руками. Макар повернулся к сестре и прошептал: «Дяденька сердится. Ему инструмента не досталось».
Материал для автоматизации звуков Р,Рь
Используемая литература:
1. Архипова Е.Ф. Постановка звуков при дислалии.
2. Саморокова О.П. Кругликова Т.Н. Различаем сонорные звуки
3. Епифанова О.В. Согласные и гласные – похожие, но разные. В., 2006.
4. Епифанова О.В Автоматизация звука «Л». В.,2006.
5. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков.Спб.,2006
6. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М., 2013.
7. Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов н/Дону., 2000.
8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
9. Светлова И.Е. Домашний логопед. М.,2002.
10. Резниченко Т.С. Говорим правильно. М., 2002.
11. Логопедическая тетрадь на звуки Р,Рь.
Гольдер Алина Васильевна
учитель-логопед МБОУ СОШ № 6
г Ноябрьск, ЯНАО
Особенности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия
Изучение проблемы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи освящено в работах Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и др.
Учитывая необходимость и важность овладения ребенком фонематическим слухом, фонематическим восприятием, анализом и синтезом в дошкольном возрасте, мы пришли к выводу о важности изучения проблемы комплексной логопедической работы с целью формирования фонематического восприятия речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Актуальность проведения коррекционной работы обеспечивается возрастающим количеством детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи и поиском новых путей преодоления ее недостатков.
Под фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) понимается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Главной особенностью фонетико-фонематического недоразвития (нарушения развития фонематических процессов) является низкая способность к анализу и синтезу звуков, что влияет на восприятие фонемного состава языка.
Именно поэтому, в данной статье будет предложена система коррекционной работы, направленной на формирование фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Этапы формирования фонематического восприятия
В работе Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов.
Эти этапы были взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному».
- Узнавание неречевых звуков.
- Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру.
- Различение слов, близких по звуковому составу.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация фонем.
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Приемы развития фонематического восприятия
Рассмотрим подробнее, как осуществляется развитие фонематического восприятия у детей на каждом из указанных этапов логопедического воздействия.
1 этап — «Узнавание неречевых звуков».
- Звуки окружающего мира.
- Звучащие игрушки.
- Воспроизведение ритма.
- Изолированные удары.
- Серия простых ударов.
- Серия акцентированных ударов.
Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока учащийся не уловит характер звука.
Целесообразно использовать упражнения, которые направлены на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка, пианино, аккордеон и т. п.). Ритмический рисунок можно изобразить графически. Если звук длительный — обозначим знаком О, короткий — +.
В результате появляется таблица:
+ | + | + | |
+ | + | ||
+ | + |
Упражнение «Снеговик».
Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга- «снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука.
2 этап «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру»
Упражнение «Учёный медведь и воробышек».
Большой медведь — низкие, тяжёлые звуки дети поют — Э-Э-Э, воробышек — высокие звуки — чик- чирик.
Упражнение «Кукушка и часы».
Дети изображают, как тикают часы — тик- так — показывая движение маятника руками, и как кукует кукушка — ку-ку, делая взмахи руками.
3 этап — «Различение слов, близких по звуковому составу».
Можно предложить детям взять два кружка: желтый и синий и предложить поиграть. Если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять желтый кружок, если неправильное — синий:
- баман-панам-банан-ваван-даван-баван-ванан;
- тлетка-кветка-квекта-клетка-клетта.
Усложняя работу, можно предложить такой вид работы: назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже.
- Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом:
- Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ). Много снега во дворе — едут ТАНКИ по горе и т.д.
- Логопед читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Дошкольники, добиваясь рифмы в стихе, должны закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов:
- От грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушёл, ускакал).
4 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов».
Предлагается использовать следующие виды упражнений:
- Воспроизвести ряд слогов с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба, б) по три слога: ПА-БА-ПА;
- Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ;
- Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА;
- Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;
- Воспроизвести сочетания слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: ПТА-ТПА.
5 этап — «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения».
На этапе дифференциации фонем дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно с дифференциации гласных.
1. «Найди пару».
Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда.
Взрослый называет гласный первого ряда, а ребенок гласную второго ряда и наоборот. ( А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И)
2. «Вставь букву».
Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда.
Ребенку надо вставить пропущенную гласную ( на каждую пару дается отдельное упражнение).
Вставь А-Я: м….ч, м…к, с….д, т….почки, гр…ч, …блоко.
Затем с согласных.
Цель: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные .
Взрослый показывает картинки с изображением предметов ( из любой настольной игры типа лото).Ребенок должен разложить эти картинки по две кучки : слова, которые начинаются с твердого согласного и слова, которые начинаются с мягкого согласного.
На этом этапе можно поиграть вот в такие игры:
«Исправь ошибки».
Цель: развить слуховое внимание.
Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.
Мячик выронив из рук,
Коля мчится к маме:
– Там ползет зеленый лук
С длинными усами. (жук)
«Ритмы»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: ведущий отстукивает различные ритмы
(— —, — — —, — — — и т. д.), а дети повторяют за ним.
«Определи на слух самое короткое (самое длинное) слово»
Кенгуру, кот, корова, черепаха;
Трамвай, автобус, велосипед, поезд и т.д.
6 этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа.
«Назови звук»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: взрослый произносит 3 – 4 слова, ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех словах.
Шуба, маШина, малыШ, суШка
командиР, тРуба, кРот, Рысь и т.д.
Предлагаемая система заданий для развития фонематического слуха может являться основой для планирования логопедической коррекционной работы в разных возрастных группах ДОУ.
Системой заданий по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза могут пользоваться педагоги дошкольного учреждения. Для этого необходимо определить уровень развития фонематического слуха и начинать работу с подходящего этапа, учитывая возрастные особенности детей.
Особенностью данной системы является то, что формирование фонематического восприятия проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях и в коррекционной работе воспитателя. Воспитатель, используя игры, рекомендуемые логопедом, закрепляет результаты, достигнутые на подгрупповых логопедических занятиях. Поэтому система заданий создана таким образом, чтобы воспитателю любой группы дошкольного учреждения было легко сориентироваться в заданиях.
Таким образом, разработанная система заданий является универсальной и может использоваться не только педагогами, но и родителями. Она позволяет организовать непрерывное взаимодействие всех категорий педагогов, в том числе музыкальных работников и инструктора по физическому воспитанию, так как все перечисленные категории людей могут пользоваться данными заданиями, использовать игры, и, следовательно, развивать фонематическое восприятие детей с ФФН систематически.
Решетняк Ольга Валерьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного вида №27 «Лесовичок»
городского округа Тольятти
Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и подготавливающие детей с ОНР к работе по анализу звукового состава речи. С помощью этих приёмов происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_razvitiya_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_detey_s_onr.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы развития фонематического восприятия у детей с ОНР
Основное количество нарушений речи связано с неумением детей различать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение, кроме того, оно не даёт возможности детям овладеть в достаточной степени словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Не умея чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка, не владея навыками звукового анализа и синтеза, невозможно овладеть грамотой.
Таким образом, проблема формирования фонематического слуха у детей с ОНР является одной из наиболее важных. В основе такой работы должна лежать отработка гласных и согласных звуков в определённой последовательности и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам. Причём начинать работу следует на материале неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка. Параллельно с первых же занятий нужно развивать слуховое внимание и память детей.
Развитие фонематического восприятия должно осуществляться с самых первых этапов логопедической работы и проводиться в игровой форме.
Всю систему работы по развитию у детей фонематического восприятия можно разделить на следующие этапы:
1.Узнавание неречевых звуков
2.Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
3.Различение слов, близких по звуковому составу
Начинать работу по развитию слухо-произносительной стороны речи нужно со специальных игр и упражнений, кот. развивают у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. На первых занятиях можно послушать звуки в соседней комнате, за окном: Что это шумит? (деревья); Кто разговаривает? (дети) и т. д.
Далее можно дать игры, в кот. детям предлагается найти предмет, ориентируясь на силу звукового сигнала. Это может быть барабан, бубен, колокольчик. Главным условием этих игр является то, что сила звука должна плавно меняться от сильного к среднему и тихому и наоборот.
Вот перечень игр, которые можно использовать на данном этапе:
-«Тихо-громко» (за ширмой воспроизводятся удары в барабан то тихие, то громкие; нужно определить, кто их издаёт – большой или маленький заяц).
-«Весёлый колокольчик» (Дети становятся в круг и незаметно для водящего передают за спиной колокольчик. Водящий должен отгадать, где звенело).
-«Волшебная ширма» (определение на слух различных звуков: гремит погремушка, стучит молоток, гремят шарики в коробке и т д.) Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов, заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков. Последние варианты этой игры должны быть такие: в ряд ставится несколько игрушек или предметов, каждый последующий предмет должен всё больше быть похож по звучанию на предыдущий. Количество предметов постепенно наращивается и доводится до 5-6.
-«Что как звучит?» (логопед знакомит детей со звуками, которые издают различные предметы, дети должны узнать предмет по звуку и рассказать, что с ним происходит).
Следующим этапом является различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Вот варианты игр на этом этапе:
-«Кто-кто это? (водящий на слух определяет, кто к нему обратился с вопросом)
-«Близко-далеко» (далеко-тихо, близко-громко)
-«Три медведя» (папа медведь разговаривает низким голосом, медведица – голосом средней силы, маленький Мишутка – высоким голоском)
-«Большой-маленький» (детям раздаются картинки или фигурки животных и их детёнышей. Дети должны произносить звукоподражания то низким то высоким голосом).
На третьем этапе нужно учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.
Например, детям показывается предмет (кукла). Затем логопед называет предмет то правильно, то искажённо: кукла, фукла, кумла и т. д. Услышав неверно произнесённое слово, дети должны дать какой-то сигнал.
Начинать эту игру следует со слов простых по звуковому составу и постепенно переходить к более сложным.
Вот ещё вариант игры, который можно предложить детям выставляются картинки, названия которых звучат похоже (рак-лак-бак-мак). Затем логопед называет 2-3 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их в названном порядке.
Как вариант усложнения этой же игры: перед ребёнком картинки (ком-дым-сук-ветка-каток-горка). Ребёнок должен поставить свою картинку под той, название которой звучит похоже.
На четвёртом этапе работы дети уже подготовлены к тому, чтобы учиться различать слоги. Можно начать работу с игры «Найди лишний слог» (та-та-та-ма). Постепенно слоговые ряды должны усложняться.
Очень нравится детям и такая игра: логопед на ушко ребёнку говорит слог, например, (па). Ребёнок должен его повторить вслух. Затем логопед произносит этот же звук вслед за ребёнком, или говорит оппозиционный. Дети должны определить, одинаковые эти слоги или нет. Игра должна варьироваться за счёт подбора слогов с учётом произносительных возможностей детей, а так же последовательности всей звуковой работы в целом.
На следующем, пятом этапе дети различают фонемы. Начинать нужно с гласных звуков.
Можно использовать такие игры и игровые упражнения:
1.Детям предлагается соотнести картинку с определённым звуком.
2.Затем игра усложняется: вводятся разноцветные «сигналы».
3.Ряд гласных постепенно наращивается, количество цветовых «сигналов» увеличивается.
4.Аналогично проводится работа по дифференциации согласных фонем.
Целью заключительного, шестого этапа является формирование навыков элементарного звукового анализа. Работа должна начинаться с определения количества слогов в слове, умения отхлопывать1-2-3-хсложные слова.
Далее дети учатся анализировать гласные звуки, затем согласные. Важна последовательность: сначала нужно учить выделять последний согласный в слове, лучше, если это будет глухой взрывной звук. Можно использовать такие игры, как: «Разноцветные конверты», «У меня в корзинке весёлые картинки» и т. д. Их можно варьировать, постепенно усложняя задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы за счёт наглядности, привлекательности, новизны, соврем.
Актуальность проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Готов ли ваш малыш к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике – во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письмен.
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.
Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони.
Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности (в подготовительной логопедической группе)
Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности.Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать понимание важ.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормаль.
“Развиваем фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи” Консультация для воспитателей.
Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими ви.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (консультация для родителей)
Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР в играх.