Упражнения для речевого дыхания

Развитие речевого дыхания

Дыхание – это энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит то, как будет говорить ребенок: правильность его звукопроизношения, способность поддерживать плавность, нормальную громкость и интонационную выразительность речи.

Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Объясняется это тем, что умение контролировать процесс вдоха и выдоха во время проговаривания слов является очень важным навыком. Звуки – это не что иное, как результат движения струи воздуха, которую выдыхают наши легкие. И от того, насколько правильно производится вдох и выдох, зависит качество нашей речи.

Уделяя должное внимание постановке правильного речевого дыхания в дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений. Если этого не делать, то это может привести к отсутствию плавности речи, неправильному произнесению фраз. Если ребенок делает паузы во время высказывания, у него нечеткая речь, то это является ярким признаком неразвитости дыхательной системы.

Особенности речевого дыхания у дошкольников

У детей дошкольного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых:

  • Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.
  • Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т.е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».
  • Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
  • Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.

Что такое речевое дыхание

По мнению В.Г. Ермолаева и Е.Н. Малютина, во время физиологического акта речи напрягаются не только мышцы гортани, но и мышцы брюшного пресса, легкие, при этом грудная клетка выдвигается вперед. Сила звука регулируется тонусом дыхательной мускулатуры.

В начале звукопроизношения делается короткий глубокий вдох, после чего берется небольшая пауза, а на выдохе произносится слово. Физиологическое дыхание производится через нос, речевое – через рот и нос. Соответственно, речевой дыхательный цикл длиннее, чем физиологический.

Особенность речевого дыхания заключается в том, что его ритм регулируется лингвистическими конструкциями, а также делением фразы на смысловые единицы. Вдох воздуха, чтобы продолжить фразу, происходить рефлекторно, при этом человек опирается на внутреннее ощущение законченности своего высказывания.

Из этого можно сделать вывод, что речевое дыхание является произвольно-рефлекторным процессом. Развитие правильного речевого дыхания происходит постепенно (одновременно с развитием самой речи).

Для определенного возраста ребенка характерно количество слов на выдохе. К примеру, в 2-3 года нормой является 2-3 слова, а в 6-7 лет – 5-7 слов.

При определении степени уровня речевого развития, логопед обращает большое внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, как и когда он делает паузы, какой у него вдох и выдох.

Нормальное речевое дыхание выглядит следующим образом:

  • Небольшой вдох через нос.
  • Выдох плавный, струя воздуха выходит через рот.
  • Выдох производится до конца.
  • После каждого выдоха берется паузы (2-3 секунды).

Это очень важный момент, ведь только научившись правильно дышать, можно в полной мере овладеть своим голосом.

Общие правила проведения дыхательных упражнений

Дыхательные упражнения являются очень важной и эффективной частью работы с детьми дошкольного возраста. Результат будет намного лучше, если они проводятся не только в кабинете с логопедом, но и с родителями дома.

Нужно понимать, что дыхательные упражнения – это нагрузка для ребенка, поэтому важно учитывать ряд рекомендаций:

  • упражнения лучше всего проводить до приема пищи (если после еды, то нужно подождать 1,5-2 часа);
  • комната, где вы занимаетесь, должна хорошо проветриваться;
  • занятия не должны быть слишком долгими – для достижения результата хватает 3-5 минут (но упражнениянужно проводить каждый день);
  • важно контролировать правильность дыхания (в процессе не должны напрягаться мышцы лица, живота, подниматься плечи и т.д.).
  • вдох – через нос, выдох – длинный и плавный.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

На первом этапе важно научить ребенка правильному физиологическому дыханию. Важно, чтобы выдох был достаточно сильным и продолжительным.

Эта цель достигается при помощи следующих игр:

  • «Нюхаем цветы». Воздух вдыхаем носом, задерживаем на несколько секунд дыхание, после чего полностью выдыхаем воздух через рот.
  • «Задуваем свечи». Чтобы задуть свечку, делаем глубокий вдох носом и сильный выдох ртом. После этого можно попрактиковаться сразу с несколькими свечками.
  • «Кораблики». В тазик с водой запускаются бумажные кораблики. Нужно продемонстрировать ребенку, что ими можно двигать выдыхаемой струей воздуха. Можно посоревноваться с ним, кто задует корабль дальше. Одно условие – «двигать» корабль нужно на одном выдохе.
  • «Листопад». Вырезаем из цветной бумаги листья (если на дворе осень, то можно собрать на улице). Устраиваем своеобразный листопад, сдувая вместе с ребенком листья со стола.
  • «Карандаши-спортсмены». На столе чертим две линии – старт и финиш. На старте кладем 2 карандаша и начинаем дуть на них вместе с ребенком (каждый на свой). Такое импровизированное соревнование поможет увлечь ребенка к этому процессу.
  • «Буря в стакане». Готовим заранее мыльную воду. В стакан с ней опускаем соломинку и начинаем дуть в нее – чем сильнее и дольше малыш дует в нее, тем выше получается пенная шапка. Очень полезное упражнение, потому что соблюдаются два основных условия правильного дыхания, т.е. вдох через нос, а через рот долгий выдох.
  • «Лети, перышко!». Ребенок подбрасывает перышко вверх и дует снизу, не давай ему опускаться вниз.
Читайте также:
Сказкотерапия в коррекции нарушений речи

Хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох.

Из других подручных средств можно воспользоваться мыльными пузырями (можно купить или сделать самостоятельно) и воздушными шариками. Смысл этих игр, в целом, аналогичен, т.к. вы учите ребенка длительному и плавному выдоху (при этом происходит тренировка мышц губ). Воздушные шарики можно надувать, либо играть с уже надутыми, подбрасывая их вверх и дуя снизу, чтобы они не опускались. Можно устроить своеобразное соревнование – вы дуете на шарик в сторону ребенку, и он делает то же самое.

Упражнения для речевого дыхания

Любой родитель мечтает, чтобы у их ребенка была красивая и поставленная речь.

Бесплатные занятия с логопедом

Любой родитель мечтает, чтобы у их ребенка была красивая и поставленная речь. Одним из главных помощников в её постановке является детская дыхательная гимнастика. Подробности и нюансы развития дыхания ниже.

Что такое речевое дыхание

Речевое дыхание – это основа речи. Его можно сравнить с мощностью, которую человек использует на выдохе, чтобы воспроизводить звуки. Речевым дыханием можно управлять и тренировать его. Оно влияет на то, насколько сильный, громкий и четкий голос будет у человека.

Развитие речевого дыхания

Если дыхание для жизни человек регулировать не в состоянии, то речевое дыхание регуляции поддаётся. Чтобы его развить и лучше контролировать, необходимо делать специальные упражнения. Система этих упражнений направлена на то, чтобы научить ребёнка вдыхать достаточную для произнесения трёх фраз порцию воздуха. Потом (также через рот) вдыхать дополнительную порцию воздуха для произношения следующих фраз.

Упражнения на развитие речевого дыхания в ДОУ и дома:

  • дуть на одуванчик (или имитировать это);
  • пускать мыльные пузыри;
  • дуть на вертушку;
  • надувать воздушные шары;
  • дуть в свисток;
  • играть на дудочке;
  • свистеть;
  • дуть и этим перемещать воздушный шарик;
  • дуть и катать по столу простой карандаш;
  • выдыхая через рот, топить на руке снежок.

Увеличивать длительность упражнений необходимо постепенно, чтобы организм ребенка успевал адаптироваться. Тренировка начинается с небольшого количества повторений с одним подходом, далее увеличивая нагрузку. Если логоритмика будет производиться регулярно, то артикуляция будет улучшаться день за днём.

Если ребёнок имеет заикание или, говоря более длинные фразы, начинает их глотать, торопиться и складывается ощущение, что он задыхается то, скорее всего, у него слабо развит дыхательный аппарат. Это может являться особенностью организма, быть следствием недостаточной натренированности или наличия заболеваний (например, гайморитом или аденоидами).

Обратите внимание! Необходимо укрепить организм малыша, поправить здоровье, определить источник проблемы и регулярно тренировать дыхательный аппарат. Отлично справиться с этой проблемой помогает пение, которое укрепляет всю дыхательную систему.

Чтобы выдох был длительным и имел силу, необходимо выполнять основой артикуляционный комплекс упражнений:

  • Вдыхать воздух через рот с еле заметной улыбкой на губах, выдыхать также через рот, сопровождая это звуком.
  • Делать упражнение «Холмы и овраги». Его схема заключается в том, чтобы ребёнок, вдыхая воздух, округлил живот. Живот должен стать выпуклым.

Обратите внимание! Правелен метод выполнения, когда плечи при вдохе не поднимаются. На выдохе же, наоборот, живот должен быть максимально втянут в себя.

Картотека речедвигательных упражнений для дошкольников

Игра является основным видом деятельности дошкольников, несмотря на то, какой у них возраст: младший, средний или старший. Поэтому упражнения должны проводиться в игровой форме, быть увлекательными, эмоционально окрашенными, вызывать интерес.

Два основных упражнения для речи для ребенка:

  • Упражнение «Жирафики». Дети тянутся носом к потолку, вытягивая шею. Находятся некоторое время в таком положении, после возвращаются в исходное положение.
  • Упражнение «Камушки». Дошкольники имитируют, как они двумя руками собирают мелкую гальку в обе ручки по отдельности. Какое-то время держат кулаки сжатыми, затем расслабляют кисти, как будто рассыпая камушки.

Рекомендация родителям по развитию речи дошкольников

Важно понимать, что грамотные и эффективные рекомендации может дать только квалифицированный дошкольный специалист. В результате проведённого обследования он определит, нарушено ли у ребёнка речевое дыхание, и покажет упражнения для детей. А также выберет направление развития. Специалист может порекомендовать записать ребёнка в кружок для разностороннего общения или направит в подготовительный логопедический детский сад.

Дыхательная гимнастика

Упражнения для речи ребенка существуют в большом количестве. Главное, выработать у малыша привычку и сделать тренировки увлекательными для него.

Упражнения для развития речи детей:

  • Набрать побольше воздуха через нос, надув живот, и задержать дыхание. Выпустить воздух через рот. Каждый день постепенно увеличивать время задержки дыхания.
  • Набрав побольше воздуха, выпускать его с паузами, небольшими порциями.
  • Сделать нормальный спокойный выдох и постараться подольше не делать вдох.
  • На выдохе произносить низко «у-у-у».
  • На выдохе произносить высоко «пи-пи-пи».

Принципы развития речи у дошкольников

Существует группа основополагающих принципов:

  • всестороннее развитие (речевое, интеллектуальное, развитие моторики);
  • принцип реального общения;
  • принцип развития языковой интуиции;
  • принцип многогранности развития речи;
  • познавательный принцип.

Формирование эмоционально насыщенной речи, богатой интонациями

Чтобы создать вид эмоционально насыщенной речи с богатыми интонациями у ребенка, в первую очередь с ним нужно много общаться. Отвечать развёрнуто на его вопросы, не игнорируя вопросы, а также приучать самого ребенка отвечать развёрнуто.

Читайте также:
Задания логопеда по теме Фрукты

Обратите внимание! Важна качественная детская литература. Обязательно нужно читать ребёнку вслух. Важно «проживать диалоги», а не читать с одной интонацией, т.е. нужна выразительность.

Если же, несмотря на юный возраст, малыш уже сам умеет читать, то отличной тренировкой будет чтение с ним по ролям. Театральная деятельность это отличное занятие в достижении этой цели. Стоит разучивать с малышом дома небольшое сценки, провести художественный концерт, в котором будут участвовать и дошкольник, и все члены семьи, показывать выступление.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика представляет собой упражнения, целью которых является развить и укрепить мышцы артикуляционного аппарата (речевого).

Выполнить задачи звуковой культуры речи дошкольников помогут следующие упражнения:

  • «Бабушкино варенье». Облизать губы по часовой стрелке и против часовой.
  • «Скачет лошадка». Приложить кончик языка к небу и поцокать.
  • «Пароход у пристани». Вытянуть губы трубочкой и произносить «ту-ту-ту».
  • «Вверх, вниз». Поочередно, высовывая язык, пытаться дотянуться до кончика носа и подбородка.
  • «Детский мячик». Поочерёдно сдувать щеки и надувать.

При наличии проблем у малыша взрослый должен понять, что они не решатся сами собой, необходимо обратиться к специалисту и выполнять специальные упражнения. Для ребенка важен каждый год, особенно перед началом школьной жизни.

Техника речи, упражнения. Речевое дыхание – ДИКТОРЫ.com

Фонационное дыхание – это дыхание во в р емя речи. Главные мышцы вдоха это д и афрагма, т.е. мышца, которая разделяет грудную полость с брюшной и гр уп па мышц, которые управляют рёбрами гру дн ой клетки. Наиболее естественно для лю бо го человека – дыхание в положении л ёж а на спине при расслаблении мышц. Лягте на с пи ну, положите руку на живот, а другую на грудь. Вдо хн ите так, чтобы рука на груди была неподвижной, а рука на ж ив оте, поднялась. Затем выдохните. Нужно доб ит ься, чтоб движения при брюшном дыхании сове рш ались легко, без нап ря жения. Теперь встаньте и сд ел айте тоже самое. Чтоб сделать нижнее дыхание пр ив ычкой, надо систематически делать упражнения. Зани м аться лучше по утрам.

Техника речи. Положение тела

Попробуем ощ ут ить – как работают дыхательные мышцы. Для этого найдём ну ж ное положение тела. В положении стоя начните сут ул ится, расслабьтесь. Затем приподнимите плечи, г ру дь и, откиньте его назад, т.е. “наденьте” на поз вон очник. Спина прямая укрепилась, шея, р ук и, плечи – свободные. Такое положение тела, как говорил Станиславский – “те л о на колок” – должно стать естественным, пр и вычным, не только в период работы н а д речью, фонационным дыханием, но и во о бще в жизни.

Упражнение – “свеча”. Ровный интенсивный выдох

Берём полоску бу ма ги. Примерно 15 см. на 4 см. Подносим полоску ко р ту на 5 – 7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на п ол оску бумаги. Следим, чтоб угол нак л она полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. Упражнение позволяет следить за ровностью выдыхаемого воздуха при фонационном дыхании. Диктору нужно добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый – бумажка начнёт подниматься, опускается, дрожать. При ро вн ом выдохе – бумажка будет наход ит ься в одном положении – отклонившись. Как бы поло ж или пламя свечи и держим его в таком положении. Сл ед ует обратить внимание на лёгкое напряжение в об ла сти межрёберных мышц и диафрагмы. “Дых ате льный поясок” сохраняет ровность выды ха емой струи.

Упражнение – “проколотый мяч”. Плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу.

Имити руй те мяч, который прокололи шилом, звукопод ра жанием: сссссссс… Ладони рук охватывают грудную клетку с боков, как можно в ыш е. Нажимайте на “мяч” ладонями легко, бе з усилий, чтобы воздух выходил из лёгких подольше. Упра жне ние выполняйте легко, без напряжения в звуке. М ед ленно сходятся руки, ощущая небольшое сопр оти вление “мяча”. И также долго, медленно вы хо дит воздух на звуке “с”. Чем меньше воздуха ост ал ось в мяче, тем ближе руки. И в конце лад о ни сходятся. И вместе с этим выбрасывается в активном звуке “с” ост авш ийся воздух. Это упражнение для постановки д ых ания проделайте несколько раз. Выполнять его сл еду ет легко, без напряжение в зв уке, в руках.

Упражнение “звукоподражание” (различный выдох: плавный, спокойный, энергичный)

Вспомните зв у ки природы и воспроизведите их:

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией.

Свист ветра: ССССССС.

Шум леса: ШШШШШШШ.

Звук комара: ЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬЗЬ…

Жуж ж ание пчелы: ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ…

Крик и кар кан ье вороны: КРР! КРР! КРР. КАРР! КАРР! КАРР.

Трескотня сороки: ТРР! ТРР! ТРР.

Рокот м от ора: РРРРРРРРРРРР…

Звук электриче ско го звонка: РЬРЬРЬРЬРЬРЬР…

Тут следует обра ти ть внимание на работу диафрагмы. То у неё напряжение мин им альное. Воздух как бы вытекает в природу – при ж уж жании жука или шуме леса. При рокоте мо то ра или звуке электрического звонка напряжение усил ив ается. Воздух с силой выгоняется. При к р ике и карканье вороны, трескотне сороки диафрагма энер ги чно и активно двигается, выталкивая воздух рывками.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия 'Поездка в цирк'

Произвольное управление выдохом

Представьте, что вы ст ои те в море по грудь. Дыхание спокойное. Руки вытянули в сто ро ны. А теперь резко опустите руки вниз – к бокам, п р и этом выдохнув воздух. Морская вода снова п од нимает руки – в это время нужно вдохнуть. Сн ов а опускайте руки, считая вслух: раз, два, три. По дн имите руки со вздохом и опустите их, считая: раз, два, т ри , четыре, пять, шесть. Затем до 9, 12, 15 и т.д. П от ом обратный порядок. Нужно обязательно коорди ни ровать движение рук со счётом. Пока не окончили сч и тать – не опускайте руки раньше времени. Попробуйте ощу ти ть сопротивление воды под руками. Они опускаю тс я плавно т.к. вода их держит, и вы легко ими можете ра сп оряжаться: то медленнее, то бы ст рее их опускать вниз.


Тренировка добора воздуха

Представили, что е де м на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. С ле гка попеременно отталкиваясь палками скользим всё быс тр ее. На счёт: раз! два! (вслух) – оттолкнулись, сн ачала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На с чё т: три, четыре – (мысленно, не вслух) – вды ха ем, при этом продолжаем отталкиваться. Счёт: п я ть, шесть – вслух, семь, восемь – мыс ле нно. И т.д.

А теперь непр еры вно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, у с коряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание п ри этом – не задерживаем. Автоматически берём вз дох. Нужно не думать о дыхании, а прислуш ив аться – как звучит голос. Речь должна б ыт ь свободна! Если чувствуете напряжение в звучании голоса, то вместо слов мо жн о подставить слоги: мму! ммо! мма! м мэ! мми! ммы. Согласный звук “м” поможет снять напр яж ение с голосового аппарата, т.к. требует м ен ьшей затраты энергии на произнесение, явл яя сь при этом наиболее звучным. А дыхание вы бр асывается рывками на словах счёта.


Упражнение для контроля дыхания

Станьте перед зер ка лом, выпрямите спину, не горбьтесь. Наполните легкие во з духом за три секунды. Воздух вбирайте носом так, что бы струя шла в середину ноздрей и не стлалась по и х стенкам. Воздух ни в коем случае не должен втягив ат ься, а плавно, равномерно вливаться. Сле д ите, чтобы вдох был бесшумным. В течении следующих трех с еку нд задержите воздух. Поднятые, раздв ин утые при вдохе ребра удерживайте в этом положении. На ко нец, за три следующие секунды выдыхайте в оз дух. Проходящий через нос воздух не должен задевать его с те нок. Выдох должен быть равномерным, плавным, бе з толчков и бесшумным. Нижние ребра расслабляются, а пл ечи и верхняя часть грудной клетки не дол ж ны опускаться. Всё это делайте в первый день. Во вто ро й день задержите воздух на 4 секунды, в третий день – на 5. Оформим в виде таблицы:

Пер в ый день 3 – 3 – 3
Второй день 3 – 4 – 3
Трет и й день 3 – 5 – 3
Четвертый день 3 – 5 – 4
Пят ы й день 3 – 5 – 5
Шестой день 4 – 5 – 5
Сед ь мой день 5 – 5 – 5

Вначале упраж не ние делайте не более полутора минут. В первый день упражнение сдел а йте десять раз. Во второй день пов то рите раза два предыдущее упражнение и пере хо дите к следующему. И так далее.
Когда эти упра жн ения будут даваться легко, перех од ите к такой схеме:

5 – 5 – 6
5 – 5 – 7
5 – 5 – 8
5 – 5 – 9
5 – 5 – 10
6 – 5 – 10
7 – 5 – 10
8 – 5 – 10
9 – 5 – 10
10 – 5 – 10

Спустя два месяца вр е мя упражнений можно увеличить от полутора до д ву х минут. При слабом и больном сердце нужно ограничить зад е ржку воздуха в легких.

Упражнение “гекзаметр”

Возьмите одно из п рои зведений Гомера. “Илиаду”, либо “Оди сс ею”. Например:

Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива
Через лесистые горы, туда, как Аф и на сказала,
Где божест ве нный жил свинопас, о делах господина
Пекшийся более вс ех домочадцев, рабов Одиссея.
Он застал св ин опаса сидящим в сенях. Простирался
Двор перед ним широкий на ме ст е, кругом защищенном.
Хижину всю окружал он. В не бытность хозяина двор тот
Огородил дл я свиней свинопас, камней натаскавши,
У госпожи не спросясь, не сп р осясь и у старца Лаэрта.
Дикие груши венчали заб о р тот высокий из камня ” .

Прочитайте всл ух на одном дыхании без пауз одну строчку стихов:

Он же пошел ка ме нистой тропинкою вверх от залива

Читайте также:
Коррекция оптической дисграфии на примере дифференциации букв б-д

Затем, также без пауз, на одном дыхании чита йт е две строчки – эту же и следующую:

Он же пошел камен ис той тропинкою вверх от залива
Через лесистые г ор ы, туда, как Афина сказала,

Потом три ст ро чки:

Он же пошел кам ени стой тропинкою вверх от залива
Через лесистые гор ы, туда, как Афина сказала,
Где божестве нн ый жил свинопас, о делах господина

Прибавляйте по одной строке, по ка хватает дыхания. Затем обратный порядок. Упражняясь, вы сможете прочитать на одном дыхании достаточ но много. Цель этих упражнений состоит в во сп итании подвижности и свободы работы диафрагмы, для того, чтобы она успевала обслуживать речь диктора, сохра ня ла опору при различных характеристиках речи.

Попробуйте придумать свои упраж не ния для дыхания. Например, можно имитировать действия дровосека. Удар топора сопровождайте звуком, похожим на “х э”! Воздух с этим звуком выбрасывается из лёгких и они, за счёт движения диа фр агмы мгновенно наполняются вновь. Выдох и вд ох – короткие, энергичные, свободные. Только не нужно перенапрягаться! Рубите ле гк о, играючи.

Пусть вам не ка жется это занятие каким-то чудачеством. Это норм а льная специфика голосового тренинга. Хорошее настроение, игровые ко мпоненты помогают раскреп ос тить организм, особенно мышцы фонационных путей. А сл едо вательно, быстрее выявить природный тембр гол ос а и наиболее эффективно развивать его. Мен ьш е иронии, больше веры, и вы обязательно см ож ете развить речь и научиться говорить – красиво и свободно!

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним относятся нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Точность, и сила движений этих органов развиваются у ребёнка в процессе речевой деятельности.

При нарушении артикуляции речи логопеды Юсуповской больницы применяют гимнастические упражнения, инновационные технологии коррекции голоса. Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, которые необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики для губ

Логопеды проводят артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняют по 5-7 раз. Артикуляционную позу следует удерживать в одном положении по 10-15 секунд.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдают определённую последовательность, вначале простые упражнения, а затем сложные. Проводят их эмоционально, в игровой форме. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка тело не напряжено, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Пациент должен хорошо видеть лицо логопеда, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Дети могут пользоваться небольшим ручным зеркалом. Тогда логопед находится находиться напротив ребёнка лицом к нему.

Начинают артикуляционную гимнастику с упражнений для губ. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы, показывает его выполнение. Затем ребёнок делает упражнение, а взрослый контролирует выполнение.

Логопед следит за качеством выполняемых маленьким пациентом движений:

  • точностью;
  • плавностью;
  • темпом;
  • устойчивостью;
  • переходом от одного движения к другому.

Он обращает внимание на то, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если у малыша не получается движение, помогает ему шпателем.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Детям предлагают выполнить следующие упражнения для губ:

  • улыбка – удерживание губ в улыбке, зубы не видны;
  • трубочка – вытягивание губ вперёд длинной трубочкой;
  • кролик – губы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Далее выполняют упражнения для развития подвижности губ:

  • улыбка-трубочка – губы вытянуть вперёд губы трубочкой, затем растянуть в улыбку;
  • рыбки разговаривают – хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);
  • пятачок – губы, вытянутые трубочкой, двигать вправо-влево и вращать по кругу.

Упражнение «недовольная лошадка» выполняют логопедии выполнятся следующим образом: ребёнок легко и активно посылает поток выдыхаемого воздуха к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнение «Заборчик» вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Ход выполнения упражнения следующий: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, удерживать губы в таком положении под счёт до пяти.

Упражнения для языка

Дети выполняют комплекс статических упражнений для языка:

  • лопаточка – рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе;
  • птенчики – рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости;
  • трубочка – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Затем переходят к динамическим упражнениям для языка. Во время выполнения упражнения «часики» рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка ребёнок тянется попеременно под счёт педагога к уголкам рта. Упражнение «качели» в логопедии выполняют так: рот открыт, ребёнок тянется напряжённым языком к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам. Во время выполнения упражнения под названием «футбол» рот держат закрытым. Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щеку.

С помощью упражнения «парус» происходит подготовка верхнего подъёма языка для звуков [р], [л]. Ребёнок широкий язык поднимает к верхним резцам и упирает в альвеолы. Логопед следит, чтобы язык не провисал, а был напряжённым и широким.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом

Целью упражнения «пулемёт» является закрепление вибрации кончика языка для звука. Из положения «парус» ребёнок выполняет упражнение «дятел» и добавляет воздушную струю, как толчок воздуха: «Д-ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка – «дрр». Упражнение следует выполнить интенсивно 5 раз.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

В логопедии для развития артикуляции речи применяют упражнения, которые способствуют развитию нижней челюсти. К ним относится упражнение «Трусливый птенчик»:

  • широко открыть и закрыть рот так, чтобы тянулись уголки губ;
  • челюсть опустить примерно на расстояние ширины двух пальцев;
  • язычок- «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается.

Упражнение следует выполнять ритмично. Затем проводят имитацию жевания с закрытым и открытым ртом.

Чтобы выполнить упражнение «сердитый лев», необходимо опустить челюсть вниз, максимально вытянуть язык к подбородку и мысленно произнести звуки «а» или «э» на твёрдой атаке. Сложнее упражнение выполнить с шепотным произнесением этих звуков.

Ребёнку предлагают произнести пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта:

  • мал, да удал;
  • нашла коса на камень;
  • каков рыбак, такова и рыбка;
  • у ужа ужата, у ежа ежата;
  • под лежачий камень вода не течёт.

В процессе выполнения упражнений логопед следит за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносились немного подчёркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого нёба

Артикуляцию речи улучшают упражнения, укрепляющие мышцы мягкого нёба и глотки:

  • позёвывание с открытым и закрытым ртом;
  • позевывание с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха;
  • произвольное покашливание;
  • имитирование полоскание горла с запрокинутой головой.

Ребёнку можно предложить полоскать горло тяжёлой жидкостью (кефиром, киселём, соком с мякотью), глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков), надувать щёки с зажатым носом. Можно подражать свисту, стону, мычанию.

Логопедические упражнения на различение звуков на слух

Целью приведенных ниже игр и упражнений является развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Они помогают учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с – з, с – ц, ц – ч, ш – ж, ч – щ, с – щ, з – ж, л – р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Игры для детей с двух до четырёх лет основаны на звукоподражании:

  • как ребёнок плачет? – ААА;
  • как водичка бежит? – ССС»;
  • как волк воет? – УУУ.

Ещё одна игра для самых маленьких – «Песенка». Логопед показывает карточки-символы гласных звуков – А, У, О, И в разном порядке, а дети поют песенку.

Игра на выделение звука на фоне слова «Поймай звук» проводится в качестве физкультурной минутки. Дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [к]).

Целью игры «Охотники» является развитие фонематического восприятия. Логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Он просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. Услышав нужный звук в ряду других звуков, нужно «проснуться» (сесть прямо).

Для постановки звуков в логопедии применяют упражнение «Окошко». Ребёнка учат удерживать рот широко открытым. Упражнение активизирует круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Ребёнок учится опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам. Малышу предлагают улыбнуться, широко открыть рот и придвинуть расслабленный язык вплотную к зубам. Удерживать позицию следует на счёт до пяти. Во время выполнения упражнения логопед следит, чтобы губы малыша были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симметрично.

Дыхательная гимнастика в логопедии

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является одним из основных моментов в структуре логокоррекционных занятий с детьми, которые имеют дефекты произношения звуков. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции дизартрии. Логопеды Юсуповской больницы последовательно применяют различные виды гимнастики. Сначала проводят общую моторную гимнастику, вслед за ней дыхательную, затем голосовую, и только в конце артикуляционную.

Дыхательную гимнастику начинают с общих дыхательных упражнений. Их целью является увеличения объёма дыхания и нормализация его ритма. Пациента учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря малышу: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом его ноздри. Используют упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Учат задерживать вдох, добиваясь глубокого быстрого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

Проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы. «Пузырьки» – используется трубочка-соломинка и стакан воды. Логопед обращает внимание на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны «выходить» долго.

Модно использовать всевозможные свистки, колпачки от ручек детские музыкальные инструменты.

«Фокус» – упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вату логопед кладёт на кончик носа. Пациенту предлагают вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Можно предложить дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть следует аккуратно, потихоньку, долго. Это же упражнение используют при постановке свистящих и шипящих звуков.

Медицинские технологии в логопедии

БОС – уникальная медицинская технология XXI века. Она основана на применении современной электронной аппаратуры. Методика даёт возможность любому человеку научиться управлять своим организмом и позволяет лечить следующие речевые расстройства:

  • заикание;
  • речевую тревогу;
  • нарушение темпа речи;
  • нарушение звукопроизношения (на этапе автоматизации звуков и введения их в речь);
  • нарушения чтения.
Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме Профессии

Логопеды используют в практике лечения нарушений речи следующие виды арт-терапии:

  • музыкотерапию;
  • кинезотерапию;
  • сказкотерапию;
  • мнемотехнику;
  • креативную игротерапию (песочную терапию).

К телесно ориентированным медицинским технологиям, которые используют в логопедии, относятся растяжки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения. Реабилитологи Юсуповской больницы выполняют при речевых нарушениях массаж мышц периферического речевого аппарата. Он помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, которые необходимы при артикуляции звуков.

Пальцевый массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками, прищепочный массаж и другие входят в программу реабилитации пациентов с нарушениями речи. При наличии нарушения речи звоните по телефону Юсуповской больницы.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района»

СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района

Правильно дышим – правильно говорим

«Правильно дышим – правильно говорим»

Автор: логопед Соболева Светлана Александровна

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия.

Существуют два основных этапа работы над формированием речевого дыхания:

1. Формирование неречевого диафрагмального дыхания.

2. Формирование фонационного и речевого дыхания.

Остановимся подробно на первом этапе работы, который включает следующие группы упражнений:

– упражнения на выработку диафрагмального вдоха – выдоха;

– упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания;

– упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи;

– упражнения на выработку длительного выдоха.

Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза.

Постановка диафрагмально – реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
В начале обучения необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное ( диафрагмально – реберное) дыхание по подражанию.
Упражнения:
– Приложить ладонь ребенка к своему боку и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер взрослого и подражая ему, переключается на нижнереберное дыхание.
– Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать (3 – 15 раз подряд 3 раза в день)

Далее проводится дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Цель данных упражнений – увеличение объема вдоха и диафрагмального выдоха.

Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. Ребенок делает шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах. Выдох – свободно через рот.

Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3 – 5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5 – 6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый последующий день добавляется еще по одному.

Весь комплекс состоит из 11упражнений.

1. «Ладошки»
И.п.: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный, через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

2. «Поясок»
И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что – то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
3. «Поклон»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
4. «Кошка»
И.п.: встать прямо, кисти на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками сбрасывающее движение в сторону. На выдохе вернуться в исходное положение.
5. «Обними плечи»
И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи
(руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
6. «Большой маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.
7. «Повороты головы»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох. Вдох пассивный между двумя вдохами.
8. «Ушки»
И.п.: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами, наклоны делать без перерыва.
9. «Малый маятник»
И.п.: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
10. «Перекаты»
И.п.: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполняется 8 раз без остановки. Поменять ноги.
11. «Танцевальные шаги»
И.п.: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колени правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге, – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу, – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по автоматизации звука (С)

Дифференциация ротового и носового выдохов.
С появлением правильного, спокойного дыхания при закрытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания.

Цель данных упражнений: ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи.

Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений:


1. Формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований.
– Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
– Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
– Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос.
– Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
– Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыт, язык на нижних зубах – как греют руки).
– Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы.
– Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2. Формирование толчкообразных выдохов через нос или рот и их чередований.
– Вдох носом, выдох через нос толчками.
– Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки.
– Рот широко открыт, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
– Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох через нос (рот не закрывать).
– Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

3. Формирование умения сочетать плавный и толчкообразный выдохи.
– Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце.
– Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох.
– Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
– Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.
– Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох также через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
– Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот.
– Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох через рот, в конце переходящий в плавный выдох.
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3 -5 – секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики – 5 – 6 минут.

Формирование длительного ротового выдоха.

Выполняются следующие упражнения:
1. Обучение направленному ротовому дутью: ребенку предлагают зажать нос, надуть щеки и хлопнуть по ним. Ко рту можно поднести ватку или зеркало, чтобы осуществлялся визуальный контроль.
2. Обучение ротовому выдоху с помощью приема «поплевывание»: ребенку предлагается беззвучно «выплюнуть» кончик языка, зажатый между зубами (язык должен быть продвинут вперед, на кончик языка можно положить крошку сухаря). Тактильный контроль осуществляется тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. При постепенном замедлении поплевывания получается легкое дутье, которое затем закрепляется.
3. При разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка обращается на положение органов артикуляции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывание. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно высовывать язык между зубами.

Игровые дыхательные упражнения.

Перед выполнением общего комплекса артикуляционной гимнастики важно выполнить 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.

1. Футбол: скатать из кусочка ваты шарик и дуть на него, загоняя в ворота из двух кубиков; потом попытаться подуть на шарик через распластанный язык, находящийся между губами.

2. Снегопад: из ваты сделать снежинки, положить их на ладошку и подуть; потом усложнить задание — дуть на снежинки через распластанный между губами широкий язык.

3. Листопад: то же самое, только дуть на вырезанные из цветной бумаги листья.

4. Кораблик: дуть на бумажный кораблик, плавающий в тазу с водой.

5. Буря в стакане: опустить соломинку в стакан с водой, песком, дуть через трубочку, вызывая «бурю».

6. Снежная буря: в бутылку из-под воды накрошить пенопластовых шариков, в крышке проделать отверстие и вставить трубочку, дуть через трубочку, вызывая «снежную бурю».

7. Задуй свечу: задуть горящую свечу, усложнить задание, задувая через распластанный между губами язык.

8. Парашют. Это упражнение выполняется после освоения 2–3 вышеизложенных упражнений и их усложнённых вариантов с распластанным между губами языком. Положить плоскую ватку на кончик носа, широкий язык распластать между губами, направив его кончик на ватку и, набрав воздуха через нос, подуть. Ватка, как парашют, должна взметнуться вверх.

9. Фасолевые гонки: выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего «бегуна» до финиша.

Читайте также:
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром

10. Горох против орехов: чередование длительного плавного и сильного выдоха. Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки (2—З горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

11. «Мыльные пузыри»: развитие меткости выдыхаемой струи. Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

12. «Новогодние трубочки-шутки»: развитие длительного плавного и сильного выдоха. Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

13. «Надуй игрушку»: развитие сильного плавного выдоха. Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки, потом можно с ней поиграть.

Реформа оплаты учительского труда

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Проект Постановления Правительства Российской Федерации “О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования” (подготовлен Минпросвещения России 03.09.2021)

Досье на проект

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Реализовать в 2021-2023 годах в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия пилотный проект по апробации требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава), а именно дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования (далее соответственно – пилотный проект, педагогические работники, образовательные организации) в целях утверждения указанных требований Правительством Российской Федерации.

2. Участниками пилотного проекта являются образовательные организации, осуществляющие на основании лицензии в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность и расположенные на территориях субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

3. Установить, что:

а) системы оплаты труда педагогических работников образовательных организаций – участников пилотного проекта включают установленные органом государственной власти субъекта Российской Федерации:

ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, порядок определения размеров которых утверждается Правительством Российской Федерации;

выплаты компенсационного характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат компенсационного характера, размерами и условиями их назначения;

выплаты стимулирующего характера в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем выплат стимулирующего характера, размерами и условиями их назначения;

б) законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться иные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия назначения;

в) размеры оплаты труда педагогических работников в рамках реализации пилотного проекта по ставкам заработной платы (должностным окладам) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также по выплатам компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемым в порядке и на условиях, предусмотренных подпунктом “а” пункта 3 настоящего постановления, не могут быть ниже размеров оплаты по ставкам заработной платы (должностным окладам), при условии сохранения педагогическим работникам объема учебной (преподавательской, педагогической) работы, а также размеров доплат и надбавок, зафиксированных в рублях на дату их изменения в действующих системах оплаты труда, если они соответствуют перечням выплат компенсационного и стимулирующего характера и условиям их установления, предусматриваемым в рамках реализации пилотного проекта”.

4. В образовательных организациях могут устанавливаться дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности.

5. Установить следующие этапы реализации пилотного проекта:

а) подготовительный этап, включающий анализ действующих систем оплаты труда педагогических работников, подготовку предложений по параметрам системы оплаты труда педагогических работников и моделирование расчетов для подготовки к апробации (расчетную апробацию) в соответствии с настоящим постановлением системы оплаты труда (срок реализации – ноябрь 2021 года – апрель 2022 года);

б) этап внедрения систем оплаты труда педагогических работников в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте (срок реализации – май 2022 года – май 2023 года).

6. В целях реализации пилотного проекта:

а) Министерству просвещения Российской Федерации до 31 декабря 2021 г.:

утвердить совместно с высшими исполнительными органами государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия перечень расположенных на их территориях образовательных организаций, участвующих в пилотном проекте;

провести с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия анализ систем оплаты труда, действующих в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте (включая анализ всех составных частей заработной платы каждого работника и определение средних значений ставок заработной платы (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера);

разработать совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методологию формирования системы оплаты труда педагогических работников с учетом анализа действующих систем оплаты труда и утвердить методические рекомендации по порядку установления размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп педагогических работников;

б) Министерству просвещения Российской Федерации с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации до 15 февраля 2022 г. провести моделирование расчетов для подготовки к апробации (расчетную апробацию) системы оплаты труда педагогических работников взамен систем оплаты труда, применяемых в образовательных организациях, участвующих в пилотном проекте, с оценкой изменения заработной платы каждого педагогического работника при внедрении системы оплаты труда в рамках пилотного проекта;

Читайте также:
Стихотворный материал, используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок

в) Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании результатов моделирования расчетов для подготовки к апробации (расчетной апробации) подготовить предложения о порядке расчета размеров ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников, указанных в подпункте “а” пункта 3 настоящего постановления;

д) Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовить предложения по формированию перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также о размерах и условиях назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера.

7. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областей и Республики Мордовия организовать реализацию пилотного проекта в соответствии с настоящим постановлением.

8. Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации:

а) до 30 апреля 2022 г. подготовленные на основе мероприятий, проведенных в ходе подготовительного этапа реализации пилотного проекта:

проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении порядка расчетов размера ставок заработной платы (должностных окладов), указанных в подпункте “а” пункта 3 настоящего постановления, установленных на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников и перечней выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера, размеров и условий их осуществления для целей реализации пилотного проекта;

предложения об объемах и источниках финансирования пилотного проекта;

б) до 30 мая 2023 г.:

доклад по итогам реализации пилотного проекта;

проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников для целей их применения на территории Российской Федерации;

предложения об объемах и источниках финансирования введения системы оплаты труда указанных работников на всей территории Российской Федерации.

9. Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации об утверждении требований к системе оплаты труда педагогических работников утвердить согласованные с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации планы мероприятий по введению системы оплаты труда в образовательных организациях с определением срока перевода педагогических работников на новые условия оплаты труда.

10. Министерству просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации осуществлять организационное и методическое сопровождение пилотного проекта.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

Обзор документа

В 2021-2023 гг. в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Республике Мордовия планируется реализовать пилотный проект по введению новых систем оплаты труда педагогов детских садов, школ, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования. Исключение – педагоги из числа профессорско-преподавательского состава. По итогам Правительство РФ утвердит единые требования.

Регионы должны будут утвердить ставки (должностные оклады) на основе квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей, порядок определения размеров которых установит Правительство РФ, а также компенсационные и стимулирующие выплаты исходя из правительственных перечней, в т. ч. дополнительные.

В образовательных организациях могут устанавливаться дополнительные выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности.

Зарплата педагогов, рассчитанная по новым правилам, не должна быть ниже той, что определяется по действующей системе, при условии сохранения объема педагогической нагрузки.

Основная, компенсирующая и стимулирующая: эксперимент по оплате труда учителей проведут в пяти регионах

Лента новостей

  • 18:48В Москве выявили 1241 случай «омикрона»
  • 19:18 Летевший из Дубая в Сан-Франциско Boeing 777 экстренно сел в «Пулково»
  • 19:05 Посол Белоруссии госпитализирован в Москве
  • 18:51 Молния ударила в самолет в Сочи
  • 18:49 Суд арестовал уроженца Дагестана, оскорбившего водителя и пассажиров автобуса в Москве
  • 18:20 Блинкен и Лавров провели телефонные переговоры
  • 18:10 В управлении экономической полиции Петербурга проходят плановые проверки
  • 17:50 В Казахстане отменят режим ЧП с 19 января
  • 17:46 Суд отказался в особом порядке рассматривать дело блогера Эдварда Била
  • 17:22 Microsoft покупает разработчика видеоигр Activision Blizzard
  • 17:20 Столтенберг обвинил «Газпром» в манипуляциях на рынке газа
  • 16:50 Автобус с российскими туристами разбился в Доминикане
  • 16:20 Ми-8 совершил жесткую посадку в НАО
  • 15:50 Лавров обсудил «Северный поток — 2» с главой МИД ФРГ
  • 15:20 Инвестфорум в Сочи перенесли из-за коронавируса
  • 14:54 Дело сына экс-главы правительства Дагестана рассмотрит Измайловский суд
  • 14:48 В Москве продлили домашний режим для пожилых до 1 апреля
  • 14:40 Срок карантина по COVID-19 в России сократили до семи дней
  • 14:37 Госдума приняла в третьем чтении закон о наказании для педофилов
  • 14:12 Назарбаев выступил с обращением к казахстанцам
  • 13:45 Посольство и генконсульства РФ на Украине работают в штатном режиме
  • 13:10 В Москве начались переговоры глав МИД России и ФРГ
  • 12:40 Российские военные начали прибывать на учения в Белоруссию
  • 12:27 Компания Facebook обжаловала оборотный штраф почти на 2 млрд рублей
  • 12:11 Гинцбург оценил эффективность «Спутника V» против «омикрона» в 75%
  • 11:45 В РФ за сутки выявлено 31,2 тысячи случаев коронавируса
  • 11:15 «Известия»: вторсырье в РФ хотят освободить от НДФЛ
  • 10:45 В ДНР называют голословными заявления о присутствии российских военных в Донбассе
  • 10:13 МИД РФ об эвакуации дипломатов с Украины: посольство в Киеве работает в штатном режиме
  • 09:41 Снегопад в Москве привел к шестибалльным пробкам на дорогах
  • 09:10 Двойная напасть: в половине регионов РФ превышены эпидпороги по ОРВИ и гриппу
  • 08:38 Боррель: превентивных европейских санкций против РФ не будет
  • 08:07 NYT рассказала о готовящейся эвакуации российских дипломатов с Украины
  • 07:36 Ответ на действия хуситов: арабская коалиция начинает бомбить Йемен
  • 07:05 Нефть Brent бьет семилетние рекорды из-за ситуации на Ближнем Востоке
  • 06:39 «Аэрофлот» полностью восстановит полеты в Казахстан 22 января
  • 05:31 Рождаемость в Китае обновила 70-летний минимум
  • 02:43 В Москве началась проходка тоннелей к станции метро «Внуково»
  • 01:41 НАТО опубликовала стратегию по космосу
  • 00:36 ФНС впервые обнародовала выручку Facebook в России
  • вчера, 23:35 Родителей прожившей пять лет в клинике девочки лишили прав
  • вчера, 22:48 Левандовски стал футболистом года по версии ФИФА
  • вчера, 22:19 Белый дом прокомментировал возможность отключения РФ от SWIFT
  • вчера, 21:50 Возраст пьедестала Медного всадника оценили в 1,5 млрд лет
  • вчера, 21:23 Министр обороны Великобритании пригласил Шойгу в Лондон
  • вчера, 21:20 Президент Ирана выступит в Госдуме
  • вчера, 21:03 Минздрав утвердил список противопоказаний к вакцинации от COVID-19
  • вчера, 20:51 В России выросло пособие по беременности и родам
  • вчера, 20:40 СМИ: судье по делу Порошенко вызвали скорую в здание суда
  • вчера, 20:21 В Петербурге возбудили дело против художника за осквернение Марсова поля
  • вчера, 19:49 Госдума может расширить применение пожизненного срока для педофилов
Читайте также:
Задания логопеда по теме Фрукты

Все новости »

В Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии введут новую систему формирования зарплаты учителей исходя из уровня их квалификации. Проект рассчитан на год. Поможет ли эксперимент улучшить оплату труда педагогов?

Фото: ергей Савостьянов/ТАСС –>

В пяти российских регионах введут новый порядок оплаты труда учителей. Эксперимент проведут в Белгородской, Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии. Эти регионы будут устанавливать оплату труда педагогов исходя из квалификационного уровня, который утверждается правительством. Еще будут выплаты компенсационного характера и стимулирующие, размер и условия назначений которых определяется правительством. Пилотный проект рассчитан на год и, предварительно, начнется со следующего мая.

Выровнять разницу между зарплатами в разных регионах было бы неплохо. Сейчас зарплаты в разных областях могут кардинально отличаться. Но пока много вопросов, как система будет работать и как ее вообще создать, говорит учитель истории и ОБЖ из Нижегородской области Дмитрий Казаков:

— Не сильно отличается от проектов, которые уже есть на сегодняшний момент, то же самое стимулирование, с помощью которого эту разницу можно сохранить. Пока кардинальных изменений не происходит. Возможно, позже что-то будет, еще несколько месяцев разрабатываются положения, которые конкретно будут показывать, что произойдет.

— Реально ли региональным учителям приблизиться к зарплатам московских учителей?

— Хорошо было бы, если бы учителя из регионов получали как в Москве. Но не знаю, как на самом деле может решиться этот разрыв. Учителя в регионах получают 15-20 тысяч рублей, а в Москве — 100 тысяч рублей условно. Финансирование образования год от года не увеличивается. За счет чего будут повышать зарплаты?

В принципе разделения зарплаты на основную, компенсирующую и стимулирующую ничего нового нет. Он уже действует в столице. Часть зарплаты учителю гарантирована, зависит от его нагрузки. Стимулирующая определяется администрацией школы, поэтому зачастую больше получают те, кто в хороших отношениях с руководством. Третья, компенсирующая, — за особые условия работы. Но пока эта система ничего кардинально не меняет, считает учитель высшей категории, почетный работник образования Леонид Перлов:

— Ни один из вариантов эксперимента не предусматривает главного — гарантированной оплаты за ставку рабочего времени. Для учителя-предметника — 18 часов, их никто не отменял. Речь о ставке там не идет, речь идет о зарплате. Это то же самое, что происходит сейчас. Чтобы заработать, учителю приходится работать на полторы-две ставки, а то и больше. Мне известны случаи, когда учителя работают с нагрузкой более 40 часов в неделю с тем, чтобы заработать на этом 20-22 тысячи рублей.

— Москва уже через это проходит, были недовольства и учителей. Как думаете, зачем они решили проводить этот эксперимент?

— Затем, что нет денег. Но необходимо создать видимость, что начальство неусыпно печется об учительских зарплатах и эти зарплаты растут. Для многих понятие «ставка» и понятие «зарплата» примерно одно и то же, люди не понимают разницы, пока она не ударяет им по карману. Для общества это здорово звучит, учитель зарабатывает 100 тысяч рублей в месяц, а то, что при этом он много перерабатывает, остается в тени.

Ранее главы некоторых российских регионов, в частности Тверской, Ивановской областей и Санкт-Петербурга, заявляли про единовременные дополнительные выплаты учителям. Суммы варьировались от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: