Упражнения для формирования осмысленного чтения

Радуга-талантов.РФ

Международные и всероссийские конкурсы для детей и педагогов

Система упражнений для формирования осмысленного чтения.

Автор: Антонова Вера Борисовна

учитель начальных классов ГБОУ школа 508

Система упражнений для формирования осмысленного чтения.

«Система упражнений для формирования осмысленного чтения»

Статистическими методами была установлена цепочка взаимосвязанных педагогических явлений. Суть их сводится к следующему: если в начальной школе не сформированы общеучебные умения, то в пятом классе успеваемость значительно снижается.

Одно из таких базовых умений — осмысленное чтение. Было выявлено несколько диагностических ситуаций:

  • Если скорость чтения вслух меньше 100 в минуту, это может означать, что не вполне развита оперативная память и необходимо использовать зрительные диктанты по И.Т. Федоренко.
  • Если падает осмысленность чтения, то необходимо усилить упражнения по пересказу.
  • Если теряется выразительность, то необходимо проводить специальные упражнения.

В начальной школе упражнения, направленные на формирование умения осмысленного чтения, выразительного чтения проводятся ежедневно, начиная с послебукварного периода первого класса. В процессе выполнения упражнений формируется оперативная память, устойчивость произвольного внимания; преодолевается персональный резонансный барьер, когда ученик читает в темпе собственных колебаний, в темпе, обусловленном его психофизиологическим особенностям.

Необходимо разделять виды чтения на:

  • орфографическое (т.к. мы пишем)
  • орфоэпическое (т.к. мы говорим)
  • чтение вслух
  • чтение про себя

В зависимости от этапа обучения один из этих способов может занимать лидирующее место. Это также зависит от цели, которую поставил учитель на конкретном уроке. Ребенок тоже должен овладеть всеми этими способами и разделять их осознано.

В первом и последующем классах можно применять следующую систему упражнений, направленную на решение таких задач как:

  • закрепление зрительного, кинестетического образа буквы и аудиального (слухового) закрепления соответствующего звука;
  • расширение оперативного поля памяти;
  • развитие функции — распределение внимания;

Система упражнений для первого года обучения
литературному чтению

  • Ученикам предлагается в небольшом тексте из «Азбуки» подчеркнуть только определенную букву за ограниченное количество время (2-3 мин),стараясь не пропустить ни одной. Затем подсчитать их количество и сообщить классу. Учитель заранее подсчитал буквы.
  1. Упражнение №1 усложняется далее тем, что выделить нужно две определенные буквы. Одну, например, подчеркнуть внизу «к», а над другой поставить точку «т ». Ученикам предлагается называть шепотом звук, ответствуюгций найденной букве. Итог можно подвести, разделившись на группы (пример девочки и мальчики, первый и второй вариант и т.д.). Одна группа подсчитывает первую букву, а другая вторую.
  2. учащимся предлагается закрыть глаза и поднимать руку , услышав слова с данным звуком, который обозначался соответствующей буквой. Букву необходимо показать. Нацеливаем учеников на запоминание как можно большего количества слов с данным звуком. Предлагаемые смысловые единицы можно увеличивать постепенно, исходя из среднего показателя объема памяти ± 7.
  3. Нарисуем буквы в воображаемой тетради (в воздухе) с обязательным хоровым комментированием (например: руку вверх, уголок, внизу делаю перекладину, «А»).
  4. Показываем образ буквы, используя пантомимические средства. Изобретаем различные варианты показа буквы. Используем в виде игры или физ — минутки, можно под музыку, в динамической паузе.
  5. Игра «Ветер унес части букв ,»(На последующий этапах — части слов или предложений) Какая это могла быть буква? А еще какая?

Формируем дивергентное мышление.

  1. Упражнение в парах. Задание дается следующим образом. Нарисуй пальчиком на спине товарища букву. Пусть он угадает какую букву ты изобразил. Затем поменяйтесь местами. (Учитель должен показать пример упражнения). Буквы могут быть как письменные так и печатные, в зависимости от цели урока, а так же слоги.

Здесь мы помогаем кинестетикам, которым нелегко обучаться и преодолеваем тактильную боязнь малышей.

Два следующих упражнения направлены на выделение значимых единиц (в данном случае букв) из зашумленного фонда.

  1. Показываем любую сюжетную картинку или иллюстрацию с изображением пейзажа. Где спрятались буквы? Что на картинке напоминает буквы и какие?(Листик — букву «о», ветка и дерево -букву «л» и т.д.).

Это упражнение можно проводить, используя коллективные формы работы и индивидуальныезвучит тихая плавная музыка. Ученики с закрытыми глазами рисуют (водят рукой произвольно) линии. «Рука танцует.» Затем они открывают глаза и пытаются найти в хаотичном рисунке буквы, выделяя их другим цветом и дописывая (если это нужно). Музыка должна звучать не более 2-3 минут.

  1. Следующее упражнение помогает в закреплении пространственных понятий (лево, право, низ, верх) и сродни графическим диктантам.

«Путешествие буквы» Работа проводится коллективно, может сопровождаться работой с разрезной кассой или тетрадью для печатания.

Ученикам предлагается таблица. Например такая:

С Т Л
МОН
В Д Г

С выделенной буквы начинаем шаги. Учитель медленно называет последовательность шагов.(вверх, вправо, вниз, влево). Три шага. Какой слог получился?

Далее работа с подобными таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Можно увеличивать темп работы, увеличивать и разнообразить сами шаги. Учащимся предлагается набор слов, где спрятался полученный слог.

ПЕ/СОЧ/НИ/ЦА РУЧ/КА
КОЧ/КА ОЧ/КИ

Делим на слоги слова и находим слово с данным слогом.

  1. Работаем со слогами.

Сначала коллективно, затем индивидуально в Азбуке, и, даже, на время, увеличивая начальный объем слогов.

На начальном этапе предлагаем слог, например «КО», и просим дописать букву, чтобы получилось слово. Обсуждаем все варианты и обязательно не правильные варианты, типа «КОС». Это поднимает настроение и дети чувствуют, что могут повлиять на результат поиска. Они начинают действовать более активно и осмысленно.

  1. Работа со слоговыми таблицами.

Учитель заранее разбивает слова на слоги и записывает их в таблицы, усложняя материал по мере изучения (двухсложные, трехсложные). Таблицы предлагаются с заданием. Здесь спрятались слова. Найди и прочти их для всех.

Читайте также:
Неделя русского языка

BE ДУ СЕ
ЛЫЙ ЛУ дик
(радуга, веселый, луга, дождик)

Слова можно выписывать из текста азбуки, изучаемого на данном уроке.

На начальном этапе эта работа проходит в медленном темпе, но систематичность приносит свои плоды. Ученики, освоив принцип построения таблиц, за короткое время пробегают глазами и отвергают множество неподходящих вариантов, с восторгом находя правильные.

На следующем этапе ученики сами готовят таблицы загадки для своих одноклассников на листах бумаги, где те соединяют разных цветов слоги.

  1. На доске пишем короткое предложение слитно:

Сначала, в процессе коллективной работы, определяем слова палочками, затем стираем и записываем правильный вариант. Здесь мы закрепляем сведения о предложении.

  1. Записываем короткие рассказы, которые придумываем коллективно. Короткие слова — печатными буквами, а длинные обозначаем, тут же придуманными символами . Обсуждаем варианты символов и выбираем самые лаконичные.

Учитель Федоренко, работающая в творческой лаборатории В.Н.Зайцева разработала систему упражнений, направленных на преодоление учениками собственного резонансного барьера колебаний, обусловленного психофизиологическими особенностями. Благодаря этим особенностям все дети читают вслух в собственном темпе

Упражнения, направленные на формирование
выразительности и осмысленности чтения,
расширения оперативного поля памяти.

II После того, как большинство учеников успешно овладело навыками слогового чтения, эти упражнения можно применять в системе , уделяя им 56 минут ежедневно.

Многолетний педагогический опыт множества учителей, работающих по системе В.Н.Зайцева, убеждает в том , что ученик успешно овладевает всеми навыками выразительного и осмысленного чтения вслух и про себя.

  1. В течении 1 минуты ученики читают тихим шепотом текст нараспев, не заменяя буквы, так как написано.
  2. Тот же самый текст читается, как и в предыдущем упражнении, но с ускорением темпа.
  3. Далее ученики читают четко проговаривая последние два три звука, делая на них ударение. Дети называют этот способ «Садясь на окончание, как на стульчик».
  4. Этот же текст читается выразительно.

Было выявлено, что в случае 4 ученики переходят на незнакомый отрывок текста и читают его выразительно.

Мы сообщаем детям «тайну», что читать, не заменяя ни одной буквы, т.к. написано сразу не смогут даже взрослые. А мы потренируемся и у нас все получится. Работаем в парах. Первый вариант читает, а дети второго варианта следят пальчиком по тексту. Далее дети учатся контролировать себя и уже сами замечают ошибки, сделанные при чтении. Развивается самоконтроль.

Некоторые взрослые опасаются, что ученики и в дальнейшем будут читать орфографическим способом. Но мой многолетний педагогический опыт показывает, что этого никогда не происходит.

Ребята понимают, что это лишь способ чтения и владеют им очень хорошо. Но мы в самом начале для детей разделяем способы чтения на орфографическое, орфоэпическое, вслух и про себя. Естественно никаких терминов при этом не сообщаем. Вышеуказанная система упражнений направлена в т.ч. и на решение очень важной задачи — грамотное написание слов, и , что очень важно, их окончаний.

Если говорить об осмысленном чтении и о расширении поля оперативной памяти, то здесь можно применять, начиная со второго класса систему зрительных диктантов по Федоренко.

Система включает в себя несколько наборов. Особенность подбора предложений состоит так вода, что каждое последующее предложение увеличивается на один знак(одну букву).

Предложение проецируется на доску или экран и предъявляется ученикам в течении 1-1,5 минуты (в дальнейшем это время медленно сокращается). Дети читают его только про себя, артикуляция исключается. Затем предложение закрывается и дети пишут его.

Один набор предъявляется несколько раз, пока все ученики не передадут точно смысл прочитанного.

Пользуясь этим материалом и следуя принципам его построения, учителя самостоятельно составляют систему диктантов, варьируя и усложняя ее.

Работа над выразительностью чтении в начальной школе ведется с первого класса и включает в себя поэтапную работу по введению таких понятий как: тон речи, темп, громкость, тембр, окраска голоса. Все составляющие понятия «интонация». Большое значение необходимо уделять мимическим и пантомимическим средствам выразительности речи.

Ребенку, порой, трудно постичь все глубины авторского замысла и по достоинству оценить то или иное литературное произведение. Но чувства, которые владеют героями рассказов, стихотворных произведений и т.д. более доступны детям и близки им. Значит, с этим можно и нужно работать. От чего зависят выбранные нами средства выразительности речи? От чувств и мыслей, которые хочет передать автор или герои произведения.

На уроках чтения вместе с детьми мы создаем активный словарь чувств и записываем его в тетрадь по чтению. Обозначаем палитру чувств цветами, выбираем соответствующие символы (радость-улыбка). Обязательно тренируемся и играем, стремясь достичь наиболее точного выражения эмоций; узнавания их, словесного обозначения и выделения в литературных произведениях.

Для этого можно применять следующие упражнения:

  1. Записываем нейтральную фразу и просим прочесть ее с различными чувствами: страхом, восторгом, удивлением и т.д.
  2. Задание: загадай чувство и прочти, в соответствии с ним четверостишье, фазу и т.д, а мы попытаемся угадать , что ты задумал.
  3. Работаем с короткими стихотворениями. Прочти данное стихотворение задумчиво, печально, радостно, уныло и т.д. Какая интонация подходит больше? Где она изменилась?

Дети очень любят эту работу. Она является источником положительных эмоций.

  1. Чтение под музыку.

Мы выбираем соответствующую литературному произведению музыку и даем следующее задание:

  • прочти в темпе музыке;
  • прочти быстрее, чем он звучит;
  • прочти гораздо медленнее, чем она звучит;
  • читай и делай паузы в соответствии с паузой в музыке.

Погрузив учащихся в тему средств выразительности речи, выбираемых в зависимости от чувств и мыслей автора или героев, мы начинаем работать над поэтическим произведением по классическому образу.

Читайте также:
Проект создания системы взаимодействия специалистов в ДОУ

Знакомим учащихся с общепринятыми условными обозначениями: главное слово — х ;

Выборочное чтение

Задания и упражнения такого типа используются, начиная с первого класса, в зависимости от цели , которую поставил учитель на данном уроке

а) Закрепление сведений о предложении:

  • читай только первые слова в предложениях ;
  • читай только последние слова в предложениях.

б) Работа над изучением частей речи:

  • читай только существительные;
  • прилагательные;
  • глаголы;
  • подлежащие;
  • сказуемые и т.д.

Работа может проводиться в парах, по вариантам, фронтально, индивидуально.

Чтение вслух и про себя.

Начиная с первого класса в послебукварный период необходимо формулировать умение читать про себя , исключая артикуляцию, которая может стать препятствием для увеличения скорости чтения.

Для этого проводится упражнение «Внимательный читатель» в различных вариантах.

Учитель читает литературное произведение вслух выразительно, (из урока в урок скорость чтении постепенно увеличивается доходя к третьему классу до 120-130 слов в минуту) ученики следят по книге читая ,полностью исключив артикуляцию. Учитель делает паузу и просит продолжить чтение вслух.

После окончания этой работы следуют вопросы в письменной или устной форме по смыслу прочитанного.

Применяется, так называемое, чтение «Спринт», когда чередуются чтение вслух и про себя.

Антиципация и ассоциативность чтения.

  1. Мы предъявляем ученикам группу слов из литературного произведения, изучаемого на данном уроке. Часть этих слов закрыта. Задание: Предположи как эти слова звучат полностью:

Также можно построить работу со словосочетаниями, выделенными учителем заранее из литературного произведения. Предъявляются прилагательные, а существительные угадываются.

  1. Задание: Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу и простите его название. О чем будет этот рассказ? Что может произойти?
  2. Дочитав произведение до конца страницы, мы просим предложить что случится дальше. Как будут развиваться события?

Для формирования ассоциативного чтения во всех учебниках после текста авторы обязательно помещают специальные вопросы. А учитель со своей стороны может ежеурочно (со второго класса) проводить 2-3 минуты ассоциаций.

Игровое задание: Я буду читать вслух, а вы следите по книге. Как только вы вспомните похожую ситуацию подобного героя, аналогичный поступок и др, вы молча поднимаете руку.

Кто больше вспомнит сказок, рассказов, повестей? Ученики сообщают о своих ассоциациях, побуждая остальных к этой деятельности.

Все вышеприведенные задания и упражнения оставляют для учителя широкое и креативное поле деятельности

Применяя изложенный здесь материал, работая с ним в системе можно добиться хороших и отличных результатов в обучении на уроках литературного чтения.

Упражнения для развития осознанного чтения

Упражнения для развития сознательного (осознанного чтения)

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития осознанного чтения»

Методы и приёмы формирования правильного чтения

Правильное чтение – это чтение безошибочное. Для выработки правильного чтения учащихся необходимо соблюдение следующих условий: организация каждодневных упражнений в чтении под контролем учителя, предупреждение ошибок в чтении ,своевременное их исправление.

Для предупреждения и преодоления возможных ошибок при чтении включен материал, который предполагает про­ведение работы по следующим направлениям:

1. Формирование умения осознавать механизм образования слоговой структуры слова.

2. Привлечение внимания учащихся к буквенному составу слова.

3. Привлечение внимания учащихся к морфемному составу слова.

В рамках первого направления большое внимание уделя­ется правильному прочтению учащимися слов, многосложных по составу или имеющих рядом несколько букв, обозначающих со­гласные звуки (слова со стечением согласных звуков). Такие слова даны перед текстом в послоговой разбивке и обязательно должны быть прочитаны учащимися до работы над текстом. Чтобы пред­отвратить у школьников снижение интереса к самому процессу чтения, учитель может предусмотреть использование на уроке различных вариантов чтения отдельных слов:

— хоровое, групповое или индивидуальное;

— чтение с поощрением жетонами или фишками; чтение-со­ревнование.

Ошибки, связанные с перестановкой или пропуском букв, чаще всего возникают в тех словах, где рядом находятся несколько букв, обозначающих согласные звуки. В качестве основных при­емов работы, направленных на предотвращение появления такого рода ошибок, в содержание материала учебника включены упраж­нения на чтение с подготовкой и чтение с наращиванием одной или нескольких букв. При чтении с подготовкой ученики начинают читать не с пря­мого открытого слога, а с произнесения гласного звука, обозначен­ного одной буквой. Это позволяет им сначала почувствовать поло­жение органов артикуляционного аппарата при произнесении изо­лированного гласного звука, а затем уже произнести согласный в артикуляционном укладе данного гласного звука. После этого ученики читают полученный слог, добавляют еще одну букву и т. д., пока не сложится слово.

Второе направление работы по формированию правильно­сти чтения — это привлечение внимания учеников к словам, раз­личающимся по буквенному составу либо количеством букв и их последовательностью в словах, либо одной лишь буквой при со­впадении количества и порядка буквенного состава. В этих случаях смыслоразличительные буквы также выделены полужирным шрифтом. Для того чтобы чтение этих слов было достаточно осоз­нанным, учитель или просит ученика объяснить значение слова, или обращает его внимание на иллюстрацию, помещенную в тек­сте.

Памятка «Учись читать правильно»

1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. При чтении будь внимателен к каждому слову.

4. Старайся понять, о чем читаешь.

5. Читай ежедневно вслух и «про себя».

Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. «Речевая зарядка это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения учащихся при чтении текста» (А.К. Аксенова). Речевая зарядка помогает решить следующие задачи: установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференцировать сходные единицы чтения, накопить в памяти слоги и слова, схватывающиеся сразу, без буквенного чтения.

Читайте также:
Книжка-малышка, как средство активизации речевой и познавательной деятельности детей с задержкой речевого развития

Речевая зарядка – особый этап урока, где в момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Правильно проведенная речевая зарядка воспитывает у учащихся убеждение, что любые трудности, связанные с чтением могут быть преодолены. Дальнейшая работа с текстом не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная.

Речевая зарядка проводится в начале урока в течение 3-5 минут и может включать следующие виды упражнений:

1.Дифференциация сходных слогов и слов.

са — за ма — мя гол — кол

со —зо мо — мё гора — кора

су — зу му — мю игра — икра

2. Чтение слогов по подобию.

При выполнении этого задания учи­тель должен обращать внимание учащего­ся на то, как образованы слоги, располо­женные столбиком: они все с одним и тем же гласным — положение губ при произне­сении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

3.Чтение слов по подобию.

В процессе неоднократного воспроиз­ведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зритель­ные образы слов.

4. Чтение слов путем наращивания со­гласных.

низ — вниз плыл — всплыл чай — чайник

бил — вбил плеск — всплеск двор — дворник

лез — влез копал — вскопал рыба — рыбак

5. Чтение слогов и слов с подготовкой.

о— то— сто — стол — столб

с— то— сто — ит — стоит

6.Чтение слов, полученных путем пе­рестановки букв или отличающихся одной – двумя буквами (звуками).

пила — липа карп — парк коза — коса

палка — лапка гора — рога ужи — лужи

Эти задания закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляции. Хоровое проговаривание рифмованных строчек организует учащихся и создает в классе хороший эмоциональный фон.

Методы и приёмы формирования беглости чтения

Под беглым чтением понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста. Нормальным считается темп, приближающийся к разговорной речи. Учитывая требования программы, необходимо обеспечить постепенный переход учащихся от неслогового чтения к чтению целыми словами, т. е. заложить определенную базу для формирования данного качества чтения. Основная причина, за­трудняющая выработку беглости чтения, заключается в узости поля зрения и неточности зрительного восприятия школьников с недоразвитием интеллекта — они зачастую не могут «схватить» слово целиком или даже часть слова. Чтобы помочь им преодолеть это затруднение в текстах, предусмотрена определенная последовательность в послоговой разбивке слов.

Какие условия способствуют развитию беглости чтения? Учащиеся должны чаще и больше читать. На чтение отводится 25-30 минут урока. При этом очень важно следить, чтобы в чтении принимали участие все дети. Так как слабые учащиеся могут утомлять своим чтением остальных, их следует вызывать чаще, но читать они должны недолго. Один и тот же текст нужно перечитывать неоднократно во время урока. Но проводить эту работу следует творчески, не заставляя учащихся бессмысленно перечитывать текст, как это бывает, когда учащиеся читают «цепочкой», один за другим, без задания. Такое чтение порождает скуку на уроке, ослабляет интерес к содержанию материала и вырабатывает лишь отвращение к чтению.

Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, можно использовать следующие приёмы:

– ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста;

– повторное чтение после указания учителем ошибок, допущенных учеником при первом чтении;

– нахождение и перечитывание отдельных мест текста при разборе содержания.

Помогает развитию беглости чтения сочетание различных способов работы. На одних уроках учащиеся читают и подробно разбирают текст со стороны содержания, лексики и фразеологии. На других уроках, когда читается лёгкий и интересный текст, подробного разбора не проводится, усваивается только общий смысл и последовательность событий. Ни в коем случае нельзя торопить детей при чтении. Торопливое чтение, как правило неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Пользы от такого чтения никогда не будет. Нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика. Надо чаще читать хором, всем классом, колонками, рядами, парами, по одному. Первый раз читать тексты должен только учитель, он передает текст грамотно, эмоционально Пусть дети следят пальчиком: через пальчик, выражаясь фигурально, передается грамота. Следует постоянно расширять их запас слов, когда дети понимают значение слов, им интересно читать. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом.

Методы и приёмы формирования выразительности чтения

Выразительность чтения – это важное средство воспитания и обучения детей. Оно способствует пониманию произведения, воздействует на чувства, эмоции детей, помогает правильно раскрыть главную мысль произведения, воспитывает любовь к родному языку. Однако часто учитель требует выразительного чтения, но не знает, как научить читать выразительно.

Выразительно прочитать – это выдержать соответствующий темп, ритм, соблюдать паузы и логические ударения, нужную интонацию. Учащихся нужно обязательно учить технике выразительного чтения. Необходимо в первую очередь упражнять их в соблюдении грамматической паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки требуют длительной паузы, запятая – короткой паузы). Для выразительности чтения очень много значит логическое ударение, т.е. умение найти самое главное слово во фразе и выделить его голосом. Выработке этого умения помогают упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением за изменением её смысла. Например, учитель читает предложение с разной постановкой логического ударения.

Читайте также:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы

Оля купила платье в магазине. (Кто купил платье?)

Оля купила платье в магазине. (Что сделала Оля?)

Оля купила платье в магазине. (Что купила Оля в магазине?)

Оля купила платье в магазине. (Где Оля купила платье?)

После того как дети узнают, что логическое ударение выделяется голосом, они начинают выкрикивать в этом слове ударный слог. Им следует пояснить, что выделить слово ударением – это не значит его выкрикнуть. Слово под ударением должно прозвучать сильнее других, но оно должно быть произнесено даже шёпотом. Необходимо также учить детей изменять силу своего голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса.

Для выработки навыка выразительного чтения большое значение имеет способность учащихся подражать интонации учителя. Выразительное чтение – это умение, основанное в известной степени на подражание образцу. Учащиеся коррекционной школы чаще всего не умеют воспроизводить интонацию учителя, искажают и упрощают её. Им необходима специальная тренировка речевого и слухового аппарата не только в первом классе, но и на последующих годах обучения.

В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной школе во время речевой разминки (пятиминутке). Учитель дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались им, становится неинтересно. Учителю необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников.

Упражнения для обучения чтению.

1. Упражнения для развития четкости произношения.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – у Раи новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

Ор-ор-ор – созрел красный помидор.

Ир-ир-ир – мой папа командир.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ша-ша-ша – мама моет малыша.

Шу-шу-шу – я письмо пишу.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Су-су-су – было холодно в лесу.

2) Образцы скороговорок:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

– Шапкой Мишка шишки сшиб.

– Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит.

– Синичка, синичка – воробью сестричка.

– Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.

– У Сени и Сани в сетях сом с усами.

– Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала.

– Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

2. Упражнения для разминки перед чтением.

Параллельно с чистоговорками и скороговорками ведется отработка сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения включены в качестве разминки перед чтением:

1) Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и. э. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях: а – у, а – о, о – и – е, э – а, а – у -о, у – о –и – э и т. д.

2) Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во, ву, вы, ви. 3) «Наращивание» согласных:

3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

4. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.

Формирование навыка чтения у детей: этапы и упражнения

Начальная школа – это особый этап в жизни любого ребенка, который связан с формированием у него основ умения учиться, способности к организации своей деятельности. Именно полноценный навык чтения обеспечивает школьнику возможность самостоятельно получать новые знания, а в дальнейшем создает необходимую основу для самообразования в последующем обучении в старших классах и после школы.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ребенок свободно владеет осознанным чтением, при этом у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Читательская деятельность – это не что-то спонтанное, которое возникает само по себе. Для ее овладения важно знать способы чтения, методы смысловой обработки текста, а также другие навыки.

Процесс формирования навыков чтения

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Ребенок, который не научился читать или плохо это делает, не может постигать необходимые знания и использовать их на практике. Если же ребенок умеет читать, но при этом он не понимает прочитанное, то это тоже приведет к большим сложностям в дальнейшем обучении и, как следствие этого, неуспеваемости в школе.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Это основа, на базе которой происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и происходит воспроизведение звукопроизносительного образа слова, т.е. его прочитывание. Кроме того, через соотнесение звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание прочитанного.

В сложном процессе чтения выделяют 3 основных момента:

  • Восприятие данных слов. Сам процесс чтения подразумевает, что читающий по буквам догадывается о том, какие слова они обозначают. Чтение начинается только тогда, что читатель, смотря на буквы, может произнести или вспомнить слово, которое соответствует сочетанию этих букв. Соответственно, помимо зрения в этом процессе участвует память, ум и воображение.
  • Понимание прочитанного материала. Каждое слово, которое мы прочитали, может вызвать в нашем сознании определенное изменение, которое обусловлено пониманием этого слова. Для одного слова в нашем сознании всплывает какой-то яркий образ, для другого – чувство и т.д.
  • Оценка прочитанного. В формировании навыка чтения важен не только сам факт («я прочитал книгу»), а критическая оценка прочитанного материала.
Читайте также:
Нейропсихологический подход в логопедической работе

Мотивом чтения у детей всегда является потребность. На первом этапе – это желание научиться читать, т.е. освоить сам процесс возникновения из букв слова. Когда этот навык освоен, возникает другая мотивация: желание понимать то, что именно обозначает конкретный текст. В дальнейшем мотивы усложняются, и ребенок хочет узнать какой-то конкретный факт, понять мотивы главного героя, определить основную мысль в научно-популярном тексте и т.д.

Этапы формирования навыков чтения

Т.Г. Егоров выделяет несколько ступеней формирования навыка чтения:

  • Овладение звуко-буквенными обозначениями.
  • Послоговое чтение.
  • Становление синтетических приемов чтения.
  • Синтетическое чтение.

Овладение звуко-буквенными обозначениями происходит в течение всего добукварного и букварного периодов. На этом этапе дети анализируют речевой поток, предложение, делят на слоги и звуки. Ребенок соотносит выделенный звук из речи с определенным графическим изображением (буквой).

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. При чтении слога в процессе слияния звуков важно переходить от изолированного обобщенного звучания к тому звучанию, которое звук приобретает в речевом потоке. Иными словами, слог нужно произносить так, как он звучит в устной речи.

На этапе послогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги происходит без особых проблем. Соответственно, единицей чтения является слог. Трудность синтеза на этой ступени еще может оставаться, особенно в процессе чтения трудных по структуре и длинных слов.

Этап становления синтетических приемов чтения характеризуется тем, что простые и знакомые слова читаются целостно, а вот сложные и малознакомые слова читаются по слогам. На этом этапе возможны частые замены слов, окончаний, т.е. имеет место быть угадывающее чтение. Такие ошибки приводят к несоответствию содержания текста и прочитанного.

Этап синтетического чтения характерен тем, что для читателя уже не представляет труда техническая сторона чтения (он практически не делает ошибок). На первый план выходит осмысление прочитанного. Происходит не только синтез слов в предложении, но и синтез фраз в общем контексте. Но важно понимать, что понимание смысла прочитанного возможно только тогда, когда ребенок знает значение каждого слова в тексте, т.е. понимание прочитанного напрямую зависит от развития лексико-грамматической стороны речи.

Особенности формирования навыков чтения

Существует 4 основных качества навыка чтения:

  1. Правильность. Под этим понимает процесс чтения, который происходит без ошибок, которые могут исказить общий смысл текста.
  2. Беглость. Это скорость чтения, которая измеряется количеством печатных знаков, которые прочитаны за 1 минуту.
  3. Сознательность. Подразумевается понимание читающим того, что он читает, художественных средств и образов текста.
  4. Выразительность. Представляет собой способность средствами устной речи передать основную мысль произведения и свое личное отношение к нему.

Соответственно, основное задачей обучения навыкам чтения является выработка у школьников этих навыков.

Все обучение в начальных классах базируется на уроках чтения. Если учащийся освоил навык чтения, устную и письменную речь, то и остальные предметы будут даваться ему значительно легче. Сложности во время обучения возникают, как правило, из-за того, что ученик не смог самостоятельно получить информацию из книг и учебников.

Методы и упражнения для формирования навыков чтения

В образовательной практике существует 2 противоположных в своей основе метода обучения чтению – лингвистический (метод целых слов) и фонологический.

Лингвистический метод предполагает обучение на тех словах, которые чаще всего используются, а также на тех, которые читаются так же, как и пишутся. Этот метод направлен на обучение детей распознавать слова как целые единицы, не разбивая их на составляющие. Ребенку просто показывается и произносится слово. После того, как выучено порядка 100 слов, ребенку дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В нашей стране эта методика известна как метод Глена Домана.

Фонетический подход основывается на алфавитном принципе. Его основа – это фонетика, т.е. обучение произношению букв и звуков. По мере накопления знаний, ребенок постепенно переходит к слогам, а затем к целым словам.

Помимо этого, есть еще несколько методик:

  • Метод Зайцева. Он предполагает обучение детей складам как единицам строения языка. Склад – это пара из согласной и гласной (либо из согласной и твердого или мягкого знака, либо одна буква). Склады пишутся на разных гранях кубика, которые отличаются по размеру, цвету и т.д.
  • Метод Мура. Обучение начинается со звуков и букв. Весь процесс проводится в специально оборудованной комнате, где стоит печатная машинка, издающая звуки и названия знаков препинания и цифр при нажатии на определенную клавишу. Далее ребенку показывается сочетание букв, которые он должен набрать на печатной машинке.
  • Метод Монтессори. Он предполагает обучение детей буквам алфавита, а также умению их узнавать, писать и произносить. После того, как они научатся объединению звук в слова, им предлагается соединять слова в предложения. Дидактический материал состоит из букв, которые вырезаны из шероховатой бумаги и наклеены на картонные таблички. Ребенок повторяет звук за взрослым, после чего обводит контур буквы пальцем.
  • Методика Соболевой О.Л. Этот метод построен на «двуполушарной» работе головного мозга. Изучая буквы, дети познают их через узнаваемые образы или персонажи, что особенно упрощает изучение и запоминание букв у детей с нарушениями речи.
Читайте также:
План – конспект логоритмического занятия на тему Детский сад (старшая группа)

Не существует какой-то универсальной методики формирования навыков чтения. Но в современной методике обучения признан общим подход, когда обучение начинается с понимания звуков и букв, т.е. с фонетики.

Существуют определенные упражнения, которые помогают сформировать навык чтения. Вот несколько из них:

  • Чтение строчек наоборот по буквам. Упражнение способствует развитию побуквенного анализа. Смысл прост – слова читаются в обратном порядке, т.е. справа-налево.
  • Чтение через слово. Читать нужно не все слова в предложении, а перескакивая через одно.
  • Прочтение пунктирно написанных слов. На карточках написаны слова, но в них пропущены несколько букв (вместо них нарисованы пунктирные линии).
  • Чтение только второй половины слова. Читать нужно только вторую часть слова, первая при этом опускается. Упражнение способствует пониманию того, что вторая часть слова не менее важна, чем первая, тем самым происходит предупреждения опускания (либо чтение с искажением) окончаний слов в дальнейшем.
  • Прочтение строчек с прикрытой верхней половиной. На текст накладывается лист бумаги, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта.
  • Быстрое и многократное повторение. Ребенок должен как можно быстрее и несколько раз подряд повторять вслух строчку стихотворения или предложение. Правильность произношения крайне важна, поэтому при необходимости нужно останавливать и поправлять ребенка.
  • Найди слова в тексте. Перед ребенком стоит задача как можно быстрее найти слова в тексте. Сначала они демонстрируются на картинках, затем озвучиваются учителем.
  • Жужжащее чтение. Текст читается всеми учениками вслух, но вполголоса.

А. Герцен писал: «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания». Действительно, овладение полноценным навыком чтения является наиважнейшим условием успеваемости по основным предметам в школе. В то же время, это один из основных способов получения информации, что жизненно необходимо для речевого, умственного и эстетического развития детей.

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.

Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного

  • Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
  • Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.
  • Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
  • Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
  • Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
  • Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
  • Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Читайте также:
Постановка и автоматизация звука (Р)

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Упражнения для развития сознательности ( осознанного) чтения

Понимание прочитанного – важнейший аспект навыка чтения . Для его формирования необходим и широкий языковой материал, и разнообразные речевые ситуации. Невозможно переоценить в этом смысле значение курса «Окружающий мир», в котором действительно представлена широкая целостная картина мира в его историческом развитии и во всем богатстве взаимосвязей.

Но и в чтении можно представить широкую картину мира, чтобы с первых дней учебы дети погрузились в удивительный по своему разнообразию и богатству мир знаний. Они получают первичные сведения об истории обучения, об истории родной страны и ее сегодняшнем дне, о народах мира, о природе, о жизни городов и деревень. Наконец, они встречаются со старыми знакомыми из сказок и мультфильмов. И это еще далеко не весь предметно-языковой фон, на котором ребенок учится читать.

В чтении звучит и древнерусская речь: она смыкает нравственные и эстетические представления разных поколений россиян, на уровне наблюдений показаны изменения в алфавите, в оформлении предложений, в словарном составе и некоторых грамматических формах, что поможет школьникам четче осмыслить современную систему русского языка.

Как показывает опыт, такой подход помогает преодолеть бытующий в преподавании родного языка формализм, так как любое языковое явление может рассматриваться с точки зрения его целесообразности или нецелесообразности в конкретном контексте речи: активизируются объективно существующие связи между языковым явлением и его смыслом в данной речевой ситуации, а также между разными разделами языковой системы. От этапа к этапу обучения эти связи постоянно расширяются и множатся. Одновременно расширяется и поле анализа языкового материала, происходит дифференциация, углубление понятий. Создаются условия для многократных возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников. В результате формируется и качественно иной способ мышления детей, который побуждает их рассматривать все явления в их взаимосвязях, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность получаемым знаниям, а значит, закладывая основы для их прочности.

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определёнными приёмами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.

Первый приём: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.

Второй приём: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка.

Третий приём: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

Упражнения для развития осознанного чтения можно разделить на несколько групп:

Первая группа – логические упражнения.

· Что общего в словах и чем они различаются?

мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

· Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

· Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, жёлтый.

Картофель, лук, помидор, яблоко, огурец.

· Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. ( Они состоят из двух слогов.)

· Игра «Составь слово» ( путём перестановки букв)

сноас, скут, лепан.

· Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только первый слог )

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксёр.

· Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только второй слог )

Пуговица, молоток, лава.

· Игра «Составь новое слово» ( у каждого из данных слов нужно взять только последний слог )

Смола, слеза, берет.

· Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

· К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы:клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые:сорока, муха, оса, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

· Какие буква, слог, слово лишние.

а у р о е ( «р», т.к. она согласная.)

Читайте также:
Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом

ма ра лы на та ( «лы», т.к. «лы» с и, а остальные слоги с а.)

река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

Вторая группа – игры на составление слов со словами.

· Игра «Найди слово в слове»

Гроза , газета, поднос, часовщик, кустарник, ярмарка.

· Игра «Подбери пару» ( Слова записаны в 2 столбика, нужно к слову из первого столбика подобрать подходящее по смыслу слово

из второго столбика . )

· Игра «Закончи предложение»

По утрам у Айболита лечат зубы:

збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёте без труда. ( Картина )

Рота

Рона

А ли 100 к

· Загадки (любые, которые подходят к теме урока)

· Найди животное среди строк.

Среди кустов царит покой, (овца)

Здесь хорошо бродить одной.

· Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м.

ма ти ма си ра му ло ка до

Третья группа – работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

· Составь текст ( перестановка предложений) Тексты подбираются к теме урока.

· Составь предложения ( 3-4 ) к теме урока.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал. урок.

Забота о птицах.

Наступила морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Четвёртая группа – работа с текстом ( учебник ).

· Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на

· Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.

· Задай вопросы по тексту или по части текста.

· Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

· Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Выбери заголовок ,из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части, текст.

· Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

· Составление кроссвордов по тексту.

· Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

· Пересказ по вопросам и без них.

· Составление плана текста.

· Подбор иллюстрации к тексту.

· По иллюстрации определить содержание текста.

Теоретические основы изучения особенностей навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Механизмы развития чтения в онтогенезе

Чтение – сложный психофизиологический процесс, который осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв.

А.К. Аксенова характеризует чтение как один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации [1].

Б.Г. Ананьев подчеркивал, что в основе процесса чтения лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем [5].На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово. В процессе этого воспроизведения осуществляется соотнесение звукового образа со значением, то есть происходит понимание читаемого.

Р.И. Лалаева выделяет две стороны процесса чтения: с одной стороны, восприятие буквенных значков, соотнесение зрительного образа слова и его слухопроизносительного образа, то есть техническая сторона процесса чтения, а с другой стороны – понимание читаемого [20].

Процесс овладения чтением – это процесс формирования навыка, а потому он подчиняется основным закономерностям формирования этого навыка. Прежде чем превратиться в автоматизированный акт, чтение проходит ряд этапов. Эти этапы качественно отличаются друг от друга, однако строгих граней они не имеют, а переходят постепенно один в другой. Существуют так называемые переходные периоды, где встречаются черты, как предыдущего, так и последующего этапа.

Известный советский психолог Т.Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения:

I ступень – овладения звукобуквенными обозначениями;

II ступень – слогоаналитическое (слоговое) чтение;

III ступень – становление синтетических приемов чтения;

IV ступень – синтетическое чтение.

Первые две ступени присутствуют одновременно на начальных этапах овладения чтением. Однако выделение их как ступеней оправдано и необходимо,- утверждает Т.Г. Егоров,- поскольку каждая из них характеризуется своими типическими психологическими особенностями, специальными приемами овладения, своеобразными ошибками [24].

На первой ступени дети получают представление о фонеме, делят слоги и слова на звуки. Выделенный из устной речи звук соотносится с его оптическим символом, буквой. Задачи этого периода включают формирование функции фонематического анализа и синтеза, образование фонематических представлений, дифференциацию звуков, различение и усвоение зрительного образа буквы, и соотнесение со звуковым обозначением, слияние звукобукв в слоги и слова, понимание прочитанного слова. Элементом зрительного восприятия на этой ступени является еще не слог, а буква. Ребенок должен узнать букву, соотнести ее со звуком, а затем воспроизвести слог, как единое целое.

В оптическом плане это пока побуквенное чтение, так как ребенок, прежде чем прочитать слог, воспринимает сначала одну букву слога, затем другую, мысленно объединяя их в звуки, и потом прочитывает слитно слог. Буквенное чтение сохраняется довольно долго и носит скрытый характер.

Понимание читаемого отдалено по времени от процесса восприятия. Так зрительный образ слова вначале не вызывает у ребенка ассоциаций с его значением. Осознание прочитанного слова происходит лишь после его звукового воспроизведения.

Чтение предложений также характеризуется своими особенностями. Оно представляет собой изолированное чтение слов определенной последовательности, фразовые интонации отсутствуют. Чтение предыдущего слова обычно не влияет на чтение последующего.

На ступени слогоаналитического (слогового) чтения дети уже знают многие буквы. Процессы слияния звуков в слоги не вызывают у них трудности. Если на предыдущем этапе чтение слогов превращалось в самостоятельную операцию, что ослабляло процесс их слияния в слово, то на данной ступени этот процесс теряет свою самостоятельность. Слоги становятся частью целого слова.

Читайте также:
Преодоление нарушений нейродинамического компонента психической деятельности у больных с различными нарушениями речи

На этапе овладения звуко-буквенными обозначениями оптической единицей чтения является буква. На этапе слогового чтения единицей оптического восприятия является слог, но слияние слогов в слово продолжает быть затрудненным и тормозит процесс чтения, а также и понимание читаемого. Ребенок не может сразу осмыслить слово, которое он прочитал по составляющим его частям. Но все же, узнавание прочитанного происходит гораздо быстрее, чем на предыдущем этапе. Смысловая догадка проявляется не только в угадывании последнего слога, она определяется уже и прочитанными словами предложения. Главное значение приобретают процессы восприятия.

Понимание прочитанного на ступени слогового чтения менее отдаленно от восприятия слова, чем на предыдущем этапе. Однако разрыв еще существует, и это затрудняет понимание отдельных предложений и текста. Внимание читающего попеременно обращается то на процесс слияния, то на процесс понимания. В результате теряется связь читаемых слов с ранее прочитанными. Так как чтение – процесс равномерный, то понимание предложений, и особенно текста, затрудняется.

На третьей ступени – становления синтетических приемов чтения – ребенок читает простые слова уже не по слогам, а узнает все слово по некоторым признакам. Но этот процесс еще не сформирован окончательно, так как читаемые слова не стали оптически привычными образами, поэтому узнавание часто является неточным. Сложные по структуре, малознакомые слова, ребенок читает еще по слогам. На этом этапе читающий в большей степени опирается на содержание ранее прочитанного, чем на буквенный состав слова.

Последняя ступень формирования навыка чтения – синтетическое чтение. Эта ступень определяется основными чертами, характеризующими чтение опытного чтеца. Техника чтения на этой ступени уже не представляет затруднений. Не существует разрыва между восприятием и осмысливанием. Восприятие определяется узнаванием и пониманием ранее прочитанного. Автоматизация процесса чтения позволяет чтецу следить за текстом, производить его логический анализ. Таким образом, техническая сторона перестает затруднять чтеца. Чтение на этом этапе происходит автоматически. В центре внимания читающего теперь находится содержание, значение. На первый план выступает не восприятие зрительных образов, а усвоение мысли автора.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения [33]. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. При этом важно помнить, что навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

Дата публикации: 01.10.2014

Статья просмотрена: 1373 раза

Библиографическое описание:

Хуснутдинова, Г. С. Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе / Г. С. Хуснутдинова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 246-247. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6190/ (дата обращения: 18.01.2022).

Ключевые слова: чтение, дидактические игры, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дети младшего школьного возраста.

Чтение — сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе его процесса, как пишет Б. Г. Ананьев, лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем. [1]

Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием, чем устная речь. Письменная речь формируется на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Сложные условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают ее. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Если устная речь в основном осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь является не слухомоторным, а зрительно-слухомоторным образованием. [2] Письменная речь является зрительной формой существования устной речи. В письменной речи моделируется, обозначается определенными графическими значками, звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т. е. букв.

Навыки чтения проявляются у ребенка в период подготовительный к школьному или непосредственно в школьный период жизни, когда ребенок уже может излагать свои мысли.

Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. В предыдущей ступени накапливаются те элементы, которые обусловливают собой переход к последующей, более высокой стадии развития. [3]

Известный советский психолог Т. Г. Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения:

1) овладение звуко-буквенными обозначениями,

2) послоговое чтение,

3) ступень становления синтетических приемов чтения,

4) ступень синтетического чтения.

Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения. [4]

Овладение звуко-буквенными обозначениями осуществляется в течение всего добукварного и букварного периода. Вместе с тем психологическая структура этого процесса в добукварный период и в начале букварного будет иная, чем в его конце.

Читайте также:
Пиктограммы для детей с ОНР

На ступени овладения звуко-буквенными обозначениями дети анализируют речевой поток, предложение, делят слова на слоги и звуки. Выделив звук из речи, ребенок соотносит его с определенным графическим изображением, буквой. Затем в процессе чтения он осуществляет синтез букв в слоги и слова, соотносит прочитанное слово со словом устной речи.

Для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу

Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

а) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем);

б) фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи);

в) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);

г) пространственных представлений;

д) зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Темп чтения на этой ступени очень медленный, он определяется, прежде всего, характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра).

Понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова. Осознание слова осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его.

В процессе чтения слов и предложений почти не используется смысловая догадка. На этой ступени догадка имеет место лишь при чтении конца слова и определяется не ранее прочитанным, а лишь предыдущей его частью.

На ступени слогового чтения узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без затруднений. Слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами. Единицей чтения, таким образом, является слог.

Темп чтения на этой ступени довольно медленный. Скорость чтения еще в 3,5 раза медленнее, чем на последующих ступенях, во II классе. Это можно объяснить тем, что способ чтения еще является аналитическим, отсутствует синтетическое чтение, целостное восприятие. Ребенок читает слово по составляющим его частям, т. е. по слогам, затем объединяет слоги в слово и лишь затем осмысливает прочитанное.

На этой ступени еще остается трудность синтеза, объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и трудных по структуре слов, трудность в установлении грамматических связей между словами в предложении.

Ступень становления целостных приемов восприятия является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. На этой ступени простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются еще по слогам.

На этом этапе значительную роль играет смысловая догадка. Опираясь на смысл ранее прочитанного и будучи не в состоянии быстро и точно проконтролировать ее с помощью зрительного восприятия, ребенок часто заменяет слова, окончания слов. В результате угадывания происходит резкое расхождение прочитанного с напечатанным, появляется большое количество ошибок. Это приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Догадка имеет место в пределах лишь предложения, а не общего содержания текста. Более зрелым на этой ступени является синтез слов в предложении. Темп чтения на этой ступени возрастает.

Ступень синтетического чтения характеризуется целостными приемами чтения: словами, группами слов. Техническая сторона чтения теперь уже не затрудняет чтеца. Главная задача — осмысление читаемого. Процессы осмысления содержания превалируют над процессами восприятия. На этой ступени чтец осуществляет не только синтез слов в предложении, как на предыдущем этапе, но и синтез фраз в едином контексте. Смысловая догадка определяется не только содержанием прочитанного предложения, но и смыслом и логикой всего рассказа. Редкими являются ошибки при чтении, так как догадка контролируется достаточно развитым целостным восприятием. Темп чтения довольно быстрый.

На последних ступенях формирования навыка чтения все еще имеют место трудности синтеза слов в предложении и синтеза предложений в тексте. Понимание прочитанного осуществляется лишь в том случае, если ребенок знает значение каждого слова, понимает те связи между ними, которые существуют в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно лишь при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса.

Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

1. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — Кн V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.

2. Левина Р. Е. Нарушения чтения и письма детей: избранные труды/ Ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. — М.: Аркти, 2005.

3. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. — СПб.: КАРО, 2006.

4. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: