учителя-логопеда общеобразовательной школы”

Специфика организации работы учителя-логопеда школьного образовательного учреждения
учебно-методический материал

Скачать:

Вложение Размер
spetsifika_raboty_uchitelya-logopeda_shkolnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.docx 36.89 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

Кафедра коррекционной педагогики

Специфика организации работы учителя-логопеда школьного образовательного учреждения

по дисциплине: Логопедические практикумы

студентка группы SO-Б17Б-01

Института социально-гуманитарных технологий

Мещерякова Анастасия Максимовна

1.Факторы, влияющие на возникновение школьной неуспеваемости

2.Основные задачи работы учителя логопеда в школьном образовательном учреждении

3.Специфика организации работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии, дислексии, а также нарушениями устной речи, это, безусловно, говорит о важности наличия в школьном образовательном учреждении специалиста, способного помочь справиться детям с трудностями, которые негативно влияют на их успеваемость.

Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как ее пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной. Согласно нормативным документам, регламентирующим работу учителя-логопеда при школьном логопункте (Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» (приложение 1), Типовое положение о логопедическом пункте образовательного учреждения), логопедический пункт при общеобразовательной школе организуется для оказания помощи детям с нарушениями устной и письменной форм речи в освоении ими общеобразовательных программ .

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

  1. Факторы, влияющие на возникновение школьной неуспеваемости.

Необходимо отметить, что с поступлением ребёнка в школу после дошкольного учреждения трудности в его развитии могут оставаться, даже если ребёнок посещал логопедические занятия ранее. Выделяют три группы факторов, влияющих на возникновение школьной неуспеваемости:

  1. Нейрофизиологические, к ним относится:
  • Неравномерность развития психических функций, которая связана с индивидуальными особенностями работы мозга ребёнка;
  • Неврологическая симптоматика, возникшая в пренатальный, натальный, и постнатальный период;
  • Отклонения в работе органов чувств, например, нарушения зрения, слуха.
  1. Педагогические:
  • Стиль родительского воспитания, педагогическая запущенность;
  • Характеристики школьной среды, такие как, количество учеников в классе, стиль общения педагога, программа обучения;
  • Пробелы в дошкольной подготовке, то есть несформированность представлений, необходимых для успешного освоения школьной программы.
  1. Психологические:
  • Несформированность процессов саморегуляции. Для успешного обучения ребёнок должен быть сосредоточен, внимателен, ему необходимо уметь контролировать и управлять умственной деятельность;
  • Недостаточность мотивации.
  1. Основные задачи работы учителя логопеда в школьном образовательном учреждении.

Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:

  • своевременная диагностика отклонений речевого развития у учащихся;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  • предупреждение и профилактика речевых нарушений;

Задачи являются тактической стороной деятельности. В момент решения задача выступает как цель и, следовательно, ставит ряд других практических задач уровнем ниже, как в случаях нарушения устной, так и письменной речи, учитывая механизм речевого нарушения, его причинно – следственный характер.

  • Обследование учащихся и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива школы и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
  1. Специфика организации работы учителя-логопеда в условиях школьного логопункта.

Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Логопедический пункт создаётся в общеобразовательных учреждениях находящихся в городской местности, при наличии пяти – десяти классов I ступени начального общего образования и трёх- восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения- фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушение в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, далее проводятся регулярные логопедические занятия. Основной формой организации занятий являются групповые занятия. Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразвития и возраста детей. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от структуры речевого дефекта. Минимальная наполняемость группы не должна быть менее трех учащихся.Занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы школы. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого недоразвития.

Предельная наполняемость логопункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения- не более 20 человек.

Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 академических часов в неделю.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учитель логопед заполняет речевую карту. После устранения нарушения в развитии устной и письменной речи производится выпуск учащегося из логопедического пункта.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия, как правило они проводятся во внеурочное время. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий – 20 минут. Между групповыми занятиями допускаются перемены в 10-15 минут, между индивидуаль ными и подгрупповыми занятиями 5-10 минут. Время перемен входит в рабочее время учите ля-логопед а и может быть использовано для проверки письменных работ учащихся, для подго товки к следующему занятию и др.

Групповые занятия проводятся:

  • с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, – не менее 3 раз в неделю;
  • с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, – не менее 2-3 раз в неделю;
  • с обучающимися, имеющими фонетический дефект, – не менее 1-2 раз в неделю;
  • с заикающимися обучающимися -не менее 3 раз в неделю.

Индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты, такие как, общее недоразвитие речи второго уровня; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), — должны проводиться не менее трех раз в неделю. По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе.

Темы занятий и учёт посещаемости ведётся в журнале логопедических занятий.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и родители учащихся.

Для успешного достижения намеченных целей школьный логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций, особенностей поведения в детском коллективе. Он должен быть знаком с программами обучения в начальной школе, которые обязан учитывать при планировании коррекционного процесса. Безусловно при работе на логопункте необходима тесная и систематическая взаимосвязь с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками. Для этого учитель- логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям обучающихся, даёт им рекомендации.

Специалисты, с которыми логопед взаимодействует в процессе работы в школьном образовательном учреждении:

  • Классный руководитель
  • Учителя предметники
  • Педагог-психолог
  • Дефектолог
  • Тьютор
  • Социальный педагог

В случае необходимости дети, имеющие нарушения речи, с согласия родителей (законных представителей) могут направляться учителем-логопедом на консультацию к врачам-специалистам (детскому неврологу, детскому психиатру, отоларингологу, офтальмологу и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Педагогика, логопедия, при необходимости, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых нарушений у младших школьников общеобразовательных школ.

Для логопедического пункта выделяются кабинет площадью, отвечающей санитарно – гигиеническим нормам, а также обеспечивается специальным оборудованием.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения выявленных проблем часто ложится на плечи школьного логопеда

  1. Документация учителя-логопеда.

Среди всех обязанностей школьного учителя-логопеда важно отметить обязанность вести документацию по установленной форме.

Основная документация учителя-логопеда в школе включает в себя:

  • Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий;
  • Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;
  • График рабочего времени учителя-логопеда (циклограмма);
  • Рабочие тетради обучающихся;
  • Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта);
  • Расписание занятий, заверенное руководителем общеобразовательного учреждения;
  • Годовой план консультативно – методической работы;
  • Календарно-тематическое планирование на каждую группу;
  • Конспекты или развернутые планы логопедических занятий;
  • Аналитический отчёт о деятельности учителя – логопеда за учебный год;
  • Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедических кабинетах;
  • Инструктивное письмо;
  • Должностные инструкции;
  • Программы обучения (для школьников с ФФНР, ФНР, ОНР, нарушением письма и чтения), допущенные к применению Министерством образования и науки РФ или местными органами управления.

Заполнение документации является обязательным, поскольку это упрощает коррекционную работу, а также позволяет обезопасить учителя-логопеда в случае конфликтных ситуаций.

Логопед школьного логопункта строит свою работу, ориентируясь на три нормативных документа:

— инструктивное письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,

— сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР от сентября 1979 г.,

— постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений».

Необходимо знать специфику организации работы учителя логопеда в школьном образовательном учреждении, чтобы осуществлять, именно, целенаправленное коррекционно-логопедическое воздействие. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает младшим школьникам справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями.

учителя-логопеды высшей категории.

 С какой целью открываются логопункты в общеобразовательных школах?

“Логопункт создаётся в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

– коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

– своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

– разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся”.

/Письмо МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”/.

 Что является основной задачей логопеда общеобразовательной школы?

Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы – это предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями развития устной речи.

Именно поэтому, основное внимание логопед должен уделять учащимся 1-х классов (детям 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

/см. кн.: Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов ОУ. – М.: АРКТИ, 1999/.

 На какое количество классов открывается логопункт в образовательном учреждении?

В соответствии с Письмом МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” логопункт создаётся в ОУ при наличии 5-10 классов I ступениначального образования.

В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи первичного характера, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

 Какова предельная наполняемость школьного логопункта?

Предельная наполняемость логопедического пункта в общеобразовательном учреждении – не более 25 человек на 1 ставку.

В том случае, если учитель-логопед работает с детьми, обучающимися по программе С(К)ОУ VII вида в специальных (коррекционных) классах для детей с ЗПР, то предельная наполняемость – 15-20 человек.

Увеличение предельной наполняемости логопедического пункта неизбежно повлечёт за собой ухудшение качества образовательного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с отклонениями в развитии на получение образования.

 В какие сроки осуществляется зачисление обучающихся в логопункт и комплектование групп?

Согласно Письму МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения” отбор детей с нарушениями речи и комплектование групп осуществляется в сроки с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая (то есть в эти дни занятия с детьми не проводятся). При необходимости учитель-логопед может проводить перераспределение детей по группам и зачисление в логопункт вновь прибывших обучающихся в ОУ в течение года.

 Когда осуществляется выпуск обучающихся из логопедического пункта?

Выпуск обучающихся из логопункта осуществляется в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи /см. Письмо МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”/.

 Как определить сроки обучения ребёнка на логопункте?

Продолжительность коррекционного обучения детей зависит от тяжести нарушения речевого развития.

Так, дети с фонетическим недоразвитием речи зачисляются на логопункт сроком от 1 до 3-х месяцев (при нарушении 1-2 звуков) или до 6 месяцев (при нарушении 1-2 групп звуков).

Дети с фонетико-фонематическим /фонематическим/ недоразвитием речи и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются примерно 4-9 месяцев (от одного полугодия до целого учебного года).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются на логопункте 1,5-2 года.

Дети шестилетнего возраста с ОНР, дети с недостаточной сформированностью средств языка (при ЗПР) и обусловленным им нарушением чтения и письма обучаются 2 года.

 “По какой программе работает учитель-логопед в общеобразовательной школе?”

Специально разработанной программы обучения детей с нарушениями устной и письменной речи в общеобразовательной школе нет.

Организация, основное содержание и приёмы формирования необходимых предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения в школе, а также методы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением речи изложены в Письме МО РФ от 14.12.2000г. №2 “Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения”, в методическом пособии А.В.Ястребовой “Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов ОУ” (Москва, 1999г.).

РПМПК Калининского РУО и Методическим объединением учителей-логопедов МОУ района разработаны перспективные планы работы с обучающимися в 1-х, 2–4-х классах общеобразовательной школы.

 “Можно ли брать детей на логопедические занятия с уроков?”

Коррекция произношения у обучающихся с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме русского языка и математики) /см. Приказ ГлавУО от 08.12.2000г. №487 “Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения”/.

Занятия с остальными обучающимися на логопункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ. Обучающихся в С(К)К VII вида можно приглашать в часы коррекционных занятий (предусмотренных учебным планом) по согласованию с учителем: с одной частью детей учитель проводит индивидуальные и коррекционные занятия, с другой частью – логопед проводит логопедические занятия.

 Кто несёт ответственность за обязательное посещение занятий логопеда?

Ответственность за обязательное посещение обучающимимся занятий на логопункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель образовательного учреждения.

Если обучающийся систематически пропускает занятия, логопеду следует организовать работу с семьёй, согласовывая свои действия с другими педагогами школы (учителями, психологом, социальным педагогом).

 В чьи обязанности входит контроль и руководство деятельностью школьного логопункта?

Обязанности по руководству и контролю за организацией и проведением коррекционных занятий возлагаются на заместителей директоров по учебно-воспитательной работе (УВР) /см. Инструктивное письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.06.1989г. №17-154-6 “О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с ЗПР”/.

Заместитель директора по УВР, имеющий специальное дефектологическое образование, вправе осуществлять также и методический контроль и руководство работой школьного логопедического пункта.

По заявке образовательного учреждения специалисты РПМПК проводят патронаж школьного логопункта по выявленной проблеме.

 Может ли директор школы временно перевести учителя-логопеда на другую работу?

Руководствоваться необходимо ст. 74 Трудового кодекса РФ: “В случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия; для предотвращения несчастных случаев, простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника. При этом работник не может быть переведён на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не может превышать одного месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря).

С письменного согласия работник может быть переведён на работу, требующую более низкой квалификации”.

 Как производится оплата труда учителя-логопеда логопункта ОУ?

Оплата труда учителя-логопеда производится из расчёта 20 часов в неделю. Из них 2 часа отводится на оформление документации.

Производится оплата за работу по проверке тетрадей обучающихся на логопедическом пункте.

/см. Приказ ГлавУО от 08.12.2000г. №487 “Об утверждении примерных положений о логопунктах общеобразовательной школы и дошкольного образовательного учреждения”/.

Согласно пункту 6.1.14. “Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений” (Приложение к письму МО РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001г. № 20-58-196/20-5/7) учителям-логопедам логопедических пунктов повышение ставки заработной платы (должностного оклада) производится на 20%.

Если учитель-логопед работает в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (или классе, группе) для детей, имеющих кроме отклонений в развитии речи другие отклонения в физическом развитии (дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др.) или отклонения в умственном развитии, то повышение ставки заработной платы производится только за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

/см. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.1998г. №20-58-07ИН20-4 “Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования”/.

 Какое количество этилового спирта должно выделяться логопеду для обработки рук и инструмента?

В соответствии с Инструктивным письмом Министерства просвещения РСФСР от 05.01.1977г. №8-12/25 учителю-логопеду логопункта общеобразовательной школы выделяется 25 граммов этилового спирта на 1 ребёнка в год (10 учебных месяцев), то есть 2,5 грамма на каждого обучающегося в месяц.

Особенности работы логопедом в школе: к чему нужно быть готовым?

Мы в АНО «НИИДПО» обучаем учителей-логопедов на программах профпереподготовки. Прежде чем выбрать для себя именно эту профессию, стоит узнать о ней больше — мы расскажем.

Задачи школьной логопедии

  • Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма, речи у учеников.
  • Консультирование педагогов и родителей или законных представителей учеников по вопросам логопедии.
  • Своевременное выявление, предупреждение, помощь в преодолении трудностей в освоении образовательной программы.
  • Помощь в развитии мышления, памяти, внимания и восприятия у школьников.
  • Формирование предпосылок к обучению грамоте. В частности, логопед учит детей звуковому анализу слов, помогает развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
  • Помощь в освоении базовых учебных навыков: важно научить детей концентрироваться на задачах, исправлять ошибки, правильно оценивать результат работы, внимательно слушать учителей, соблюдать дисциплину на уроке и пр.

Должностные обязанности учителей-логопедов в школе

Их перечень зависит от условий в конкретной организации. Специалист всегда руководствуется Уставом школы, локальными документами (в частности, должностной инструкцией) и решает именно те задачи, которые перед ним ставит руководство. Но есть список обязанностей, которые встречаются почти всегда:

  • оказывать логопедическую помощь школьникам, руководствуясь принципом «не навреди»;
  • объяснять родителям и педагогам, как они могут помочь ребенку с нарушением речи, письма или чтения (выполнение логопедических «домашних заданий», особый подход к ученику на уроках);
  • регулярно углублять и освежать свои знания, изучать и применять научно обоснованные методы коррекции нарушений, повышать квалификацию;
  • следить за состоянием логопункта, оборудования и пр., при необходимости запрашивать обновление оборудования, покупку новых материалов и т. п.
  • хранить служебные и профессиональные тайны, не распространять сведений об ученике, который обратился за помощью.

210 часов (2 мес.)

108 часов (1 мес.)

36 часов (1 неделя)

36 часов (1 неделя)

Кроме того, у логопеда в школе есть важное ограничение. Он должен адекватно оценивать свои возможности и никогда не браться за те задачи, которые ему не под силу решить или которыми должны заниматься другие специалисты (например, школьные психологи). Специалист должен прекрасно знать возможности современной логопедии и никогда не давать завышенных и тем более невыполнимых обещаний и прогнозов.

Условия работы и права учителей-логопедов: требования законодательства

Организуя коррекционно-логопедическую работу в школе, руководство ориентируется на требования, указанные в письме Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000 г., постановления Правительства и другие нормативные акты.

Перечислим важнейшие моменты, которые вам нужно знать:

  • Школьный логопед проводит занятия с учениками начальной школы, у которых диагностированы общее / фонетико-фонематическое / нерезко выраженное общее /фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма.
  • Учебная нагрузка логопеда в школе — 20 часов в неделю (см. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781).
  • Максимальная наполняемость школьного логопункта в городе — 25 человек, в селе — 20 человек (см. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2).
  • Учитель-логопед имеет право на длительный ежегодный отпуск — 56 дней (см. Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 с изменениями от 19.03.2001 г., 01.10.2002 г.). Кроме того, он может потребовать дополнительный отпуск длительностью до года (см. Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000 г. № 3570).
  • Если логопед работает в школе по совместительству, он имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск по совмещаемой работе. Если специалист не пользуется этим отпуском, при увольнении ему обязаны выплатить компенсацию (см. Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. № 41).

Изучите перечисленные документы, свой трудовой договор, должностную инструкцию, Устав организации, где вы работаете — так вы будете знать свои права и понимать, какие условия вам должны предоставить. Если ваши права нарушает работодатель и решить дело мирным путем не удается, вы вправе обратиться в трудовую инспекцию или прокуратуру.

Организация работы логопеда в современной школе

Не в каждой образовательной организации открывают логопункты. По закону, их создают только в тех городских школах, где есть 5-10 классов I ступени начального общего образования (для сельских школ достаточно 3-8 классов). Детей, которые нуждаются в помощи логопеда, зачисляют на логопункт только после обследования, которое проводится два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

Методические рекомендации по организации логопедической работы учителя-логопеда

Разделы: Логопедия

I. Общие положения.

1.1. Логопедические кабинеты при общеобразовательных школах организуются для оказания помощи учащимся школ, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.

1.2. Основными задачами логопедических кабинетов являются: преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганда логопедических знаний среди учителей и населения.

II. Организация логопедической работы.

2.1. В логопедический кабинет зачисляются ученики, обучающиеся в образовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, фонематическое недоразвитие, заикание, фонетическое недоразвитие речи).

В первую очередь в логопедический кабинет принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Прием в логопедический кабинет обучающихся с фонетическими нарушениями проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

По мере выпуска обучающихся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи набираются новые группы.

2.2. До 15 сентября идет полное комплектование групп и подгрупп, которые будут заниматься в логопедическом кабинете в текущем году (проводится обследование устной речи учеников 1 классов и письменной речи учеников 2-3-х классов).

Одновременно логопед уточняет списки групп, предварительно скомплектованных в мае предыдущего года из числа учеников 2-3-х классов. Обследование устной речи 1-х классов проводится в два этапа:

– в течение первой недели сентября логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учащихся, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня (возможно прямо на уроке);

– в течение второй недели сентября логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий в логопедическом кабинете в ходе предварительного обследования. Это обследование проводится в течение второй половины дня, т.е. после уроков.

С 15 сентября логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы и подгруппы, определяет количество учащихся для индивидуальных занятий, на основании чего составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.

Расписание составляется исходя из следующих временных параметров:

  • 1 класс – 35 минут
  • 2-3 класс – 45 минут
  • с подгруппой – 20-25 минут
  • индивидуально – 15-20 минут

Между группами допускаются перерывы 10-15 минут, между подгруппами 5-10 минут.

Расписание оставляется таким образом, чтобы каждая группа занималась 3 аза в неделю, желательно в одно и то же время. Особенно это касается 1-2-х классов. 3 классы могут заниматься 2 раза в неделю.

Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению логопеда 1-3 раза в неделю в каждой группе или с каждым учеником в зависимости от тяжести дефекта.

Примерное планирование деятельности логопеда в каникулярное время:

– осенние каникулы – изучение состояния письма во 2-3 классах, с целью выявить дисграфиков и проконтролировать учащихся, ранее занимавшихся в логопедическом кабинете;

– зимние – изучение состояния письма в 1-3 классах; пополнение кабинета;

– весенние – организация и проведение МО, пополнение кабинета, консультации у психоневролога, невропатолога, отоларинголога;

– летние – обмен и трансляция опыта, занятия по коррекции звукопроизношения с будущими первоклассниками.

Речевые занятия в логопедическом кабинете проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Последние две недели мая отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3 классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Вся организационная работа логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая фиксируется на соответствующей странице журнала по учету посещаемости.

2.3. Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия. Наполняемость групп – 6-8 человек.

В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией могут быть скомплектованы следующие группы:

– с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленные им;

– с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим (ФН) недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленные им;

– с недостатками произношения.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР (2 уровня); нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, их целесообразно включать в состав соответствующих групп.

2.4. Занятия с обучающимися в логопедическом кабинете проводятся в часы, свободные от уроков с учетом режима работы учреждения.

Коррекция произношения у детей 1 класса с фонетическими нарушениями, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время классных занятий (кроме уроков русского языка и математики).

Одновременно в логопедическом кабинете занимаются 30 человек.

2.5. Периодичность и продолжительность логопедических занятий зависит от режима работы учреждения и определяется тяжестью речевого дефекта. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих ОНР, нарушения чтения и письма, обусловленные им, проводятся не менее 3 раз в неделю; с группой детей, имеющих ФФН и ФН; нарушения чтения и письма, обусловленные ими, 2-3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетический дефект, 1-2 раза в неделю; с группой заикающихся – 3 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю.

Продолжительность логопедического фронтального занятия с каждой группой – 45 минут; с группой с меньшей наполняемостью (подгруппой) – 20-25 минут; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком – 15-20 минут.

2.6. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием, примерно 4-9 месяцев (от одного полугодия до целого учебного года); срок коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР и нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи – примерно 1,5-2 года.

2.7. Темы групповых, индивидуальных занятий, а также учет посещаемости детей отражаются в типовом классном журнале, где на каждую группу учащихся отводится необходимое количество страниц. Журнал является финансовым документом.

2.8. Обучающиеся с нарушениями речи, при необходимости, с согласия родителей (лиц, их заменяющих), могут направляться логопедом в районную поликлинику для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую консультацию для уточнения уровня психофизического развития ребенка и установления соответствующего диагноза.

2.9. Ответственность за посещение детьми занятий в логопедическом кабинете несет учитель-логопед, учитель класса и администрация школы.

III. Учитель-логопед.

3.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные факультеты по специальности “Логопедия”.

3.2. Учителя-логопеды назначаются и увольняются в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ.

3.3. На учителя-логопеда возлагается ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, правильное комплектование групп с учетом структуры речевого дефекта, а также за организацию коррекционно-развивающего обучения. Особое внимание в своей работе учитель-логопед уделяет пропедевтике вторичного дефекта у детей (нарушения чтения и письма), что предупреждает неуспеваемость по родному языку.

3.4. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально. На консультативную работу используется 2 часа. Прежде всего в часы консультаций учитель-логопед имеет возможность, для точного установления логопедического заключения, более тщательно обследовать речь детей; давать рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводить консультации с родителями, учителями по определению тяжести речевого дефекта; оформлять необходимую документацию.

– Ведет занятия с учащимися по исправлению нарушений устной и письменной речи и содействует преодолению обусловленной ими неуспеваемости по родному языку;

– Осуществляет систематическую связь с заместителем директора школы по учебной работе и классными руководителями учащихся, занимающихся в логопедическом кабинете, посещает уроки с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;

– Составляет ежегодный отчет о работе и представляет его администрации школы;

– Информирует педагогический совет школы о задачах, содержании, результатах работы логопедического кабинета;

– Осуществляет связь с дошкольными учреждениями, школами для детей с нарушениями речи, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник;

– Ведет пропаганду логопедических знаний среди родителей учащихся: периодически выступает на родительских собраниях с докладами о задачах и специфике логопедической работы и о мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи;

– Участвует в заседаниях методических объединений учителей.

Учитель-логопед обязан систематически повышать свою деловую квалификацию.

3.6. В каникулярное время учителя-логопеды привлекаются к педагогической, методической и организационной работе, которая может заключаться в следующем:

– Выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи, непосредственно в дошкольных учреждениях или при записи детей в школу;

– Участие в работе методического объединения учителей-логопедов и логопедов дошкольных учреждений;

– Участие в семинарах, практических конференциях школы, района, города, области, края, республики;

– Подготовка дидактического, наглядного материала к занятиям.

3.7. Учителю-логопеду, являющемуся заведующим логопедическим кабинетом, возможна оплата за заведование кабинета.

3.8. При наличии в населенном пункте, районе, регионе нескольких логопедических кабинетов при общеобразовательных учреждениях, создаются методические объединения учителей-логопедов при органах управления образованием, методических кабинетах, институтах повышения квалификации.

Структура логопедического занятия по постановке звука

Тема: Звук С.

Цели занятия (образовательные, коррекционные, воспитательные).

Оборудование: зеркала, зонды, спирт, вата, профиль артикуляции звука, слоговые дорожки и таблицы, предметные и сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационные момент.

2. Артикуляционная зарядка:

а) общие артикуляционные упражнения;

б) специальные артикуляционные упражнения;

в) упражнения по развитию силы голоса и выдоха.

3. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану:

а) положение губ;

б) положение зубов;

в) положение языка (кончика, спинки, корня);

г) участие голосовых складок;

д) характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха:

а) опознание звука из ряда изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому подобию;

б) из слогов (с учетом вышеуказанных рекомендаций);

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление звука в словах.

10. Закрепление звука в предложении.

11. Домашнее задание.

а) выяснение, какой звук отрабатывался на уроке;

б) анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;

в) заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

13. Оценка работы ребенка на уроке проводится с психотерапевтической направленностью.

Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука.

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах. Звукослоговый анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении. Графический анализ его.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей.

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

Тема: Звуки С – З.

Цели: образовательные (познавательные), коррекционные, воспитательные.

Оборудование: профили артикуляции звуков, слоговые таблицы, предметные картинки для сравнения слов-паронимов, разрезная азбука, сюжетные картинки, материал для графического письма.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика. Планируются только самые основные упражнения, модулирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Проговаривание изолированных звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).

5. Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков и букв.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.

10. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговый и графический анализ слов.

11. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.

12. Дифференциация звуков в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока при ринолалии

Тема: Звук Ж.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Работа по нормализации моторики нижней челюсти.

3. Массаж твердого и мягкого неба.

4. Гимнастика для мышц мягкого неба и задней стенки глотки.

7. Мимическая гимнастика.

8. Артикуляционная гимнастика:

а) для губ; б) для языка.

9. Дыхательная гимнастика:

10. Работа над голосом.

11. Объявление темы.

12. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).

13. Развитие лексико-грамматической стороны речи.

14. Домашнее задание.

15. Итог занятия.

16. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока при дизартрии

Тема: Звук С.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Общее расслабление.

3. Развитие общей моторики.

4. Развитие мелкой моторики.

6. Развитие мимических мышц.

7. Развитие артикуляционной моторики.

8. Работа над развитием дыхания и голоса.

9. Коррекция звукопроизношения (постановка; автоматизация; дифференциация).

10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

13. Оценка работы детей на занятии.

Структура урока по коррекции ОНТ III уровня

Тема: Игрушки.

Цели: образовательные (программные), коррекционные, воспитательные.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

– развитие общей моторики;

– развитие мелкой моторики.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Развитие дыхания и голоса.

7. Объявление темы.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

10. Работа со словами. Звукослоговый анализ слов с графической записью.

11. Работа над предложением. Графический анализ предложения и его запись.

12. Домашнее задание.

13. Итог занятия.

Схема групповых занятий при заикании

1. Организационный момент с психотерапией.

2. Общая моторная зарядка:

а) снятие мышечного напряжения;

б) привитие умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;

в) преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

а) воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительность и плавность его);

б) воспитание легкой и своевременной подачи голоса;

в) воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

4. Координация речи с движением (воспитание темпа, плавности и ритма речи).

5. Работа по закреплению навыков правильной речи:

а) сопряженная форма;

б) отраженная форма;

6. Домашнее задание.

7. Итог занятия и оценка работы с психотерапией.

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Должностная инструкция учителя-логопеда

  • имеющее высшее логопедическое образование (без предъявления требований к стажу работы);
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 “Право на занятие педагогической деятельностью” Трудового кодекса Российской Федерации.

1.5. Учитель-логопед находится в непосредственном подчинении у заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения.
1.6.

  • Конституцией Российской Федерации;
  • указами Президента Российской Федерации;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Декларацией прав и свобод человека;
  • Законодательством РФ по вопросам образования;
  • решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Гражданским и Трудовым кодексами Российской Федерации;
  • Конвенцией о правах ребенка.

Также, учитель-логопед руководствуется правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, должностной инструкцией учителя-логопеда школы по ФГОС, а также Уставом и локальными правовыми актами (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора), трудовым договором (контрактом).
1.7.

  • последние достижения в области логопедии и педагогической науки;
  • основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • возрастную и специализированную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного развивающего обучения, реализации правильного подхода;
  • нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической подготовки;
  • методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;
  • программно-методическую литературу по работе с учащимися, которые имеют отклонения в развитии;
  • последние достижения в социальной педагогики и психологии;
  • методы убеждения, аргументации своей точки зрения, установление контактов с обучающимися, воспитанниками любого возраста, их родителями (законными представителями), коллегами по работе.
  • санитарные нормы и правила, применяемые в общеобразовательном учреждении;
  • инструкцию по охране труда для учителя-логопеда в школе;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами и презентациями, электронной почтой и браузерами, мультимедийным проектором.

1.8. Педагогическому работнику запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.9. Педагог должен знать свою должностную инструкцию учителя-логопеда в школе, правила по охране труда и пожарной безопасности, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации.

2. Функции учителя-логопеда.

2.1. Проведение комплекса мероприятий по психофизической и логопедической коррекции уровня развития личности в школе и по месту жительства школьника.
2.2. Максимальная коррекция отклонений в развитии речи учащихся, которые мешают усвоению программы обучения.

3. Должностные обязанности учителя-логопеда школы.

3.1. Обследует обучающихся, определяет структуру и степень сложности имеющегося у них дефекта.
3.2. Создает группы для занятий с учетом психофизического состояния учащихся, с учётом патологии речи.
3.3. Составляет план направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы, а также методической работы на учебный год.
3.4. Выполняет изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся с целью создания необходимых условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной категорией, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей.
3.5. Использует различные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственного стандарта, известные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
3.6. Ведет индивидуальные и групповые занятия по коррекции выявленных нарушений, исправлению отклонений в развитии речи, восстановлению нарушенных функций в соответствии с приобретениями в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
3.7. Работает в тесном контакте с педагогами, посещает занятия и уроки в целях выработки единой направленности работы.
3.8. Принимает участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
3.9. Консультирует педагогов школы, родителей (лиц, их заменяющих) по использованию методов и приёмов оказания помощи учащимся, по результатам коррекции.
3.10. Консультирует педагогических работников и родителей (или лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, у которых имеются отклонения в развитии, а также по исходу коррекции.
3.11. Посещает методические семинары, педагогические советы, конференции и другие школьные мероприятия по проблемам оказания логопедической помощи детям и подросткам, проводит пропаганду логопедических знаний.
3.12.

  • журнал учёта школьников с нарушениями речи;
  • журнал посещаемости логопедических занятий;
  • журнал консультаций;
  • речевые карты;
  • календарно-тематическое планирование;
  • поурочное планирование;
  • план работы на весь учебный год;
  • цифровой отчет о проведенной работе за год;
  • отчет о результатах коррекционной и методической работы на протяжении учебного года;
  • паспорт логопедического кабинета;
  • рабочие тетради по логопедии.

3.13. Использует в работе разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках ФГОС.
3.14. Реализует учебные программы.
3.15. Обеспечивает уровень подготовки школьников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.
3.16. Предоставляет заместителю директора, курирующему предметы коррекционного цикла, отчёт о динамике развития речи детей, у которых имеются нарушения устной и письменной речи.
3.17. Оформляет требуемые документы в пределах своей компетенции для представления ребёнка на ПМПК.
3.18. Принимает участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
3.19. Общается с логопедами, психологами специальных образовательных учреждений.
3.20. Поддерживает связь с родителями (или лицами их заменяющими).
3.21. Участвует в формировании общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
3.22. Регулярно повышает свою профессиональную квалификацию.
3.23. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся на протяжении образовательной деятельности, во время коррекционных занятий.
3.24. Выполняет положения должностной инструкции учителя-логопеда школы, следует правилам и нормам охраны труда, санитарным правилам и нормам, правилам техники безопасности и противопожарной защиты.
3.25. Соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога образовательного учреждения.

4. Права учителя-логопеда

4.1. Самостоятельно определять формы и методы работы с учащимися и планировать её исходя из общего плана работы школы и педагогической целесообразности.
4.2. Принимать участие в управлении школой в порядке, определённом Уставом. Участвовать в работе Педагогического совета школы.
4.3. Посещать уроки педагогов, других логопедов образовательного учреждения с целью обмена опытом, присутствовать на школьных мероприятиях.
4.4. Участвовать в сфере деятельности методических объединений и других формах методической работы.
4.5. Изменять групповой состав школьников в соответствии с динамикой их развития.
4.6. Определять приоритетные направления в коррекционной работе с учениками.
4.7. Принимать участие в разработке программы развития образовательного учреждения.
4.8. Давать учащимся во время проведения занятий и перемен обязательные указания, которые относятся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случае и порядке, установленных Уставом и Правилами поведения обучающихся школы.
4.9. На защиту профессиональной чести и собственного достоинства.
4.10. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с невыполнением или нарушением педагогом норм профессиональной этики.
4.12. Аттестоваться на добровольной основе на необходимую квалификационную категорию и получить её в случае успешного прохождения аттестации.
4.13. На все установленные законодательством социальные гарантии.
4.14. На моральное и материальное стимулирование труда.
4.15. На повышение своей профессиональной квалификации.

5. Ответственность учителя-логопеда.

5.1. За правильность логопедического заключения, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с детьми, обоснованность даваемых рекомендаций.
5.2. За исполнение не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебной деятельности.
5.3. За жизнь и здоровье детей во время проведения учебной деятельности.
5.4. За нарушение прав и свобод учащихся школы.
5.5. За сохранность документации, оформление её в правильном порядке.
5.6. За несоблюдение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка, распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных данной должностной инструкцией учителя-логопеда в школе, в том числе за неиспользование предоставленных прав, учитель-логопед несёт дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.
5.7. За применение, в том числе и однократное, методов работы, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка учитель-логопед может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Увольнение в данном случае не служит мерой дисциплинарной ответственности.
5.8. За несоблюдение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм и правил учитель-логопед будет привлечен к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.9. За причинение школе или участникам образовательной деятельности ущерба в связи с исполнением или нарушением своих должностных обязанностей, несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и(или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Учитель-логопед выполняет работу по утверждённому директором школы графику в режиме выполнения объёма установленной ему нагрузки, принимает участие в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самостоятельного планирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. В период каникул, не совпадающих с отпуском, привлекается администрацией образовательного учреждения к педагогической, методической и организационной работе в пределах времени, не превышающей учебной нагрузки до начала каникул.
6.3. Учитель-логопед индивидуально планирует свою работу на учебный год и по полугодиям.
6.4. Получает от заместителя директора по УВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, указания, знакомится с документами под расписку.
6.5. Предоставляет документацию установленного образца на проверку, а также письменный отчёт о проведенной деятельности заместителю директора по УВР.
6.6. Хранит копии отчетов о своей проделанной работе.
6.7. Ставит в известность администрацию школы о возникших трудностях на пути осуществления проектов и программ социальной адаптации учащихся.
6.8. Регулярно обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию с учителями, классными руководителями, педагогом-психологом школы.
6.9. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

Должностную инструкцию учителя-логопеда разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/

Учителя-логопеда общеобразовательной школы”

От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи.

Бесплатные занятия с логопедом

Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Но она не является врожденной способностью. Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни. Овладение речью у каждого ребенка происходит в разные сроки и по-разному, так как это индивидуальный процесс, зависящий от многих моментов. Причинами этого процесса могут быть как патология беременности и родов, так и действие генетических факторов. Поражение органов слуха и общее отставание в психическом развитии, а также недостаточное общение и воспитание также могут быть причинами отставания в овладении речью. Для формирования речи крайне важным является развитие анализаторов, таких как речедвигательный и речеслуховой. Но все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Новые яркие впечатления, соответствующая обстановка способствуют развитию движений и речи. Если же этого нет, то психическое и физическое развитие ребенка задерживается. Большое значение для развития ребенка имеет его психофизическое здоровье. От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи.

Активное участие взрослых в здоровом развитии речи ребенка, т. е. воспитание речи в нормальных для нее условиях, является основным моментом профилактики. К сожалению, этот момент в развитии речи, как и значение полноценной речи, до сих пор в семье и школе недооценивается.

Согласно статистики, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по профилактики нарушений речи необходимо уделять большое внимание – это и доказывает актуальность выбранной мною темы.

Цель работы заключается в изучении основных направлений профилактики речевых нарушений.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая сторона речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения. Логопедическая служба в школе создана в целях оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении образовательных программ.

Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь в первую очередь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Задачи школьного логопеда:

1.Своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.

2.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

3.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.

4.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей (законных представителей) обучающихся.

В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Основные направления логопедической работы в школе

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения.

Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте значительно уменьшила бы число детей с нарушениями речи. Поэтому в младшем школьном возрасте школьному логопеду необходим больший по продолжительности период постановки звуков речи. Что в свою очередь позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи.

Очень много детей приходит в нашу школу, не посещающих детские сады и с ними не проводилась работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Диагностика обучающихся

обследование устной речи учащихся 1-х классов;

обследование письменной речи учащихся 2-4 классов;

углубленное обследование речи детей логопедической группы;

Комплектование логопедических групп

с общим недоразвитием речи (ОНР);

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР);

с нарушением чтения и письма, обусловленными ОНР;

с нарушением чтения и письма, обусловленными ФФНР;

Консультативная помощь

учителям начальных классов;

учителям русского языка и литературы;

воспитателям классов компенсирующего обучения;

родителям (законным представителям) обучающихся;

логопедам дошкольных учреждений города;

учащимся с дефектными произношениями звуков;

будущим первоклассникам и их родителям (законным представителям);

Направления работы:

преодоление нарушений звукопроизношения;

развитие фонематического восприятия;

развитие звукового анализа и синтеза;

развитие лексико-грамматического строя речи;

развитие связной речи;

развитие пространственного восприятия.

В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя, психолога, родителей и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.

Значение занятий оригами для детей с ограниченными возможностями здоровья

Однажды газеты всего мира рассказали про девочку из Хиросимы. Она знала, что неизлечимо больна, но, с каждым днем слабея, складывала и складывала бумажных журавликов, потому что верила: если сделает тысячу, может быть исполнится самое заветное ее желание. И со всех концов планеты полетели в Японию бумажные журавлики: чтобы помочь обреченной девочке, миллионы детей научились делать их, хотя это было совсем непросто. Наверное, тогда очень многие впервые узнали про оригами (в переводе на русский – “сложенная бумага”), о том, что в самой Японии оригами – это целое искусство.

Оно уходит корнями в глубокую старину. Тысячу лет назад в Стране восходящего солнца это было не столько забавой и увлечением, сколько священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом многоликой и тысячерукой богини милосердия Каннон.

Со временем значение оригами стало более земным: радовать глаз и в будни, расцвечивая быт, и в праздники, украшая карнавальные шествия. А еще многие признавали, что это одна из увлекательных форм познания мира. Знаменитый немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель высоко оценивал искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Но познавательные способности оригами гораздо шире.

Не случайно в некоторых странах это занятие – такой же обязательный школьный предмет, как родная речь или математика.

Слухи об удивительном японском искусстве издавна проникали в Европу и Америку, но покорилось оно иностранцам лишь в нашем веке, когда клерк Акира Йошизава придумал универсальную систему условных знаков. С их помощью удается записать без слов последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке – понятен и японцу, и американцу, и русскому.

О пользе древнего искусства рассуждают медики, психологи, педагоги..

И в настоящее время освоение оригами широко представлено в дополнительном образовании.

Дополнительное образование дает ребенку большие возможности адаптации в окружающем мире, так как предлагает разнообразные виды деятельности. Все дети, в том числе имеющие проблемы со здоровьем, способны к какому-либо (и не одному) виду творчества.

Для детей с ограниченными возможностями это важно особо. Ведь эти дети обделены не только природой, а еще и обществом, от которого они изолированы. Необходимо помочь детям-инвалидам открыть и развить свои потенциальные возможности и способности. Ведь радость творчества, открытие в себе способностей создавать прекрасное помогает этим детям легче переносить проблемы и трудности, помогает жить с радостным настроением. А также крайне важно то, что дети смогут увидеть, что их деятельность может быть востребованной.

Оригами как никакой другой вид творчества может помочь детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть многими необходимыми для жизни бытовыми навыками и умениями.

Физиологами установлено, что в коре головного мозга кистям рук выделено места больше, чем спине и ногам.

Но управление эмоциональными и логическими функциями неодинаково распределено между полушариями. А вот как раз в оригами изначально задействованы обе руки, следовательно, активизируется взаимодействие полушарий, и полнее раскрываются возможности детского организма

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они с удовольствием овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Занятие оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них развивается мелкая моторика рук, точные движения пальцев, глазомер.

Занятие оригами способствует концентрации внимания, стимулирует развитие памяти, так как надо запомнить последовательность изготовления игрушки, приемы складывания и способы соединения деталей.

Схемы складывания фигурок оригами знакомят детей с основными геометрическими понятиями.

Эти занятия активизируют мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснения приемов складывания).

Также эти занятия способствуют созданию игровых ситуаций. Для детей в любом возрасте игра является увлекательным, необходимым делом. В игре ребенок развивается, умнеет. А для этих детей, которым часто очень трудно концентрировать внимание, это еще и психологическая разгрузка после основных уроков.

На занятиях можно не только создавать игрушку, но и изучать русские сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.

Психолого-педагогические наблюдения за процессом художественного творчества показывают, что создание любой творческой работы сопровождается речью, дети учатся правильно рассуждать и четко выражать свои мысли.

Основная задача художественно-творческой деятельности заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, представления и взгляды на мир, представить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своей деятельности. Эта деятельность очень специфична. Это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно-творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические усилия. Без этого успех невозможен.

Один из наиболее важных принципов занятий – связь обучения с жизнью. Это значит, что вся творческая деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности.

Есть основания рассматривать оригами не только с художественно-эстетической, но и с иной стороны. Так, оригами – теория взаимной трансформации двумерных и многомерных фигур, а также оригами – практика формирования пространственных конструкций из разнообразных листовых материалов («развертывание») и оригами – практика компановки пространственных конструкций в портативные («свертывание»). Таким образом, оригами может рассматриваться и как изобразительное искусство и как новая технология, средство научно-технического моделирования и художественно-технического макетирования.

Неоценима роль оригами и в процессе социальной адаптации детей, которые большую часть жизни проводят дома.

Это и общение со взрослыми, с педагогами, и участие в выставках и конкурсах, т.е. общение с другими детьми. Ведь с помощью замечательного искусства оригами можно даже сделать костюмы, которые дети с удовольствием надевают на веселые праздники, и игры, в которые они могут поиграть с другими.

Самое главное для этих детей в смысле психологическом то, что в процессе занятий оригами стабилизируется на высоком уровне психическое и эмоциональное состояние, снижается тревожность и психическая травмируемость.

А великое искусство оригами, которое мы все так любим, планомерно помогает детям творить, радоваться и полноценно жить!


Шахматные фигуры, выполненные в технике оригами


Шахматные фигуры – «животные», выполненные в технике оригами


Сборка картины из выполненных в технике оригами модулей.


Новогодний костюм с маской, выполненной в технике оригами

Читайте также:
Формы работы учителя-логопеда с родителями в условиях школьного логопункта
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: