Учебно-методический план работы по преодолению нарушений письма, обусловленных ОНР

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_pokorrektsii_narusheniya_pismennoy_rechi_obuslovlennoy_nerezko-vyrazhennym_obshchim_nedorazvitiem_rechi.avtor_dyukareva_e.v.doc 290.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение письма у детей данной группы появляется на почве общего недоразвития речи (ОНР 3уровня, НОНР). Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребенка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки». Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. У детей наблюдается в устной речи и на письме аграмматизмы, которые проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене частей слова , в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций, нарушениях согласования и словоизменения. При этой форме дисграфии (дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия) отмечаются также сложности в построении предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Название программы – Коррекция письменной речи у младших школьников, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Рабочая программа рассчитана на 80 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)

Программа составлена для обучающихся 2-х классов, имеющих нарушением письма, обусловленного нерезко выраженным общим недоразвитием речи или общим нарушением речи 3 уровня.

Цели и задачи курса:

  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
  2. Обогащение, закрепление и активизация словаря: имена существительными, глаголами, наречиями.
  3. Формирование понимания значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов.
  4. Закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.
  5. Формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  6. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
  7. Развитие связной речи.
  8. Развитие внимания, памяти, процессов мышления; формирование положительной внутренней мотивации к логопедическим занятиям, интереса к русскому языку.

Ключевые УУД, которые приобретут учащиеся за учебный
период :

– Знать и понимать значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов;

– как дифференцировать оппозиционные звуки;

– как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок;

– обобщающие понятия предметов, явлений природы.

  • Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне.
  • Обобщать и классифицировать предметы.
  • Не допускать часто повторяющихся ошибок в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание.
  • Различать на слух и в произношении смешиваемые звуки.
  • Составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками.
  • Восстанавливать деформированные предложения и текст.

Практическая деятельность – какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности:

– анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;

– составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;

– работа в логопедических тетрадях;

– организация и проведение занятий в игровой форме.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты:

используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является:

научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

  • ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
  • ученик, с достаточно развитой импрессивной и экспрессивной речью для усвоения учебных программ на минимальном базовом уровне.

Рабочая программа логопедической работы по преодолению нарушения чтения и письма, обусловленного ФФНР и ОНР, у обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития) 1-4 классов.

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА,

ОБУСЛОВЛЕННОГО ФФНР И ОНР,

У ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)

Сергачёва Анна Анатольевна,

Пояснительная записка.

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи ребёнка является достаточная сформированность когнитивных функций, определённый уровень развития познавательной деятельности. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи.

Проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития, в современной логопедии приобретают особую значимость. В связи с этим, одной из актуальных проблем логопедии является проблема нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности, у детей с ЗПР. Нарушения речи у данной категории школьников часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Известно, что дети с ЗПР имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определёнными чертами. У этих детей позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет. В речи в основном используются существительные и глаголы, причём предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в их речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов.

Отмечается недостаточная сформированность грамматического строя речи. Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования. Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов, а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.

Речь детей характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, трудности дифференциации звуков, а также трудности в овладении звуковым анализом.

Ещё одной особенностью детей данной категории является своеобразие связной речи. Пересказ произведений сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии картин; многим не удаётся выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей характерны неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развёрнутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи (ФН, ФФН, ОНР). Однако наиболее распространёнными являются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислексии и дисграфии).

У большинства детей имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отражённой речи.

Данная программа рассчитана на учащихся с ЗПР 1–4 классов с фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР, III уровень).

При составлении программы опиралась на исследования А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой, В.А. Ковшикова, И.Н. Садовниковой, И.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнева, О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской, Е.В. Мазановой.

Программа разработана на основе инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой и Т.Б. Бессоновой (М., 1996 г.).

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонетико-фонематического и лексико-грамматического компонентов речевой системы у обучающихся 1-4 классов.

Программа способствует решению следующих задач:

Исправление недостатков звукопроизношения.

Развитие слухового и фонематического восприятия.

Формирование лексико-грамматических средств языка.

Обогащение и уточнение словарного запаса учащихся.

Развитие грамоты и правил правописания (предупреждение дисграфии, дислексии).

Развитие связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Основные принципы построения курса:

Подбор грамматических и лексических тем определялся с учётом таких важнейших принципов коррекционной педагогики, как системность, комплексность, принцип развития, онтогенетический принцип.

Программа курса позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества.

Основные методы обучения:

методы ролевого моделирования типовых ситуаций;

Структура курса

Главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для детей, имеющих общее недоразвитие речи, определены задачи:

сформировать полноценные фонематические процессы;

сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;

сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

скорригировать дефекты произношения (данная работа проводится в основном на индивидуальных занятиях).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.

В работе по коррекции ФН и ФФН можно выделить следующие этапы работы:

Общее недоразвитие речи – это системный дефект, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики и лексико-грамматического строя. Поэтому логопедическая работа с учащимися должна проводиться на трёх уровнях: коррекционная работа на фонетическом уровне, коррекционная работа на лексическом уровне, коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Продолжительность и структура занятий

Коррекционная работа должна осуществляться на индивидуальных и групповых занятиях. Группы укомплектовываются по результатам логопедического обследования (по 4 человека с однородными нарушениями речи).

Индивидуальные и групповые занятия проводятся 2-3 раза в неделю. На индивидуальные занятия с каждым учащимся отводится 20 минут, продолжительность занятий для группы –40 минут.

По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.

Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе используются различные игры на групповое сплочение, психогимнастические упражнения, элементы релаксации, упражнения для улучшения мозговой деятельности.

Задачей основного этапа является работа над той или иной грамматической темой, активизацией словарного запаса, развитием связной речи. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, содержание которой в большинстве случаев связано с темой занятия. Для динамической паузы также подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук.

Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытывали дети в процессе занятия.

Работа по исправлению речевых нарушений строится также с учётом школьной программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта.

Количество часов, указанное в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Критерии оценки эффективности

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Основными критериями оценки эффективности курса являются данные, полученные в результате повторного логопедического обследования.

Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.

Ожидаемые результаты:

Положительная динамика речевого развития учащихся, обучаемости учащихся начальных классов.

Формы контроля: плановая диагностика в начале и в конце года, мониторинг.

Основные требования к уровню компетентности обучающихся

Обучающиеся должны знать:

основное отличие звука от буквы;

гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;

гласные ударные и безударные;

согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

названия предметов по различным лексическим темам;

морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

изученные части речи и их признаки;

признаки главных и второстепенных членов предложения.

Обучающиеся научатся:

вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

отличать гласные звуки и буквы от согласных;

распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

делить слово на слоги;

выделять в слове ударный слог;

распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

распознавать сонорные звуки и буквы;

распознавать парные согласные;

обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

писать раздельно предлоги со словами;

правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.

производить звукобуквенный анализ слов;

устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

пользоваться различными способами словообразования;

владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

использовать в речи различные конструкции предложений.

строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Этапы коррекционной работы

Содержание занятий

I этап

Коррекционная работа на фонетическом уровне

Воспитание фонематических представлений.

– Гласные. Артикуляция. Узнавание гласного звука. Вычленение гласного из звукового ряда, из слов.

– Согласные звуки. Артикуляция. Узнавание согласных звуков. Вычленение согласных из звукового ряда, из слов.

Воспитание звукового анализа слов.

– Вычленение ударного гласного из слова.

– Вычленение первого согласного звука из слова.

– Определение конечного согласного в слове (гласного).

– Определение количества и последовательности звуков в слове.

– Звуковой анализ двусложных слов с прямым открытым слогом, закрытым слогом и со стечением согласных на стыке слогов: c г с г, с г с г с, с г с с г, с г с с г с и т.д.

– Звуковой анализ односложных слов: с г с, с с г с, с г с с и т.д.

– Звуковой анализ трёхсложных слов.

– Звуковой анализ слов различной слоговой и звуковой структуры.

Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

II этап

Коррекционная работа на лексическом уровне

Выявление активного словарного запаса.

Обогащение, закрепление и активизация словарного запаса учащихся.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Работа над формированием грамматического строя речи.

III этап

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

Сопоставление слова и предложения как речевых единиц. Определение количества и последовательности слов в предложении. Составление схемы предложения.

Развитие связной речи.

– Составление рассказов по серии картинок.

– Составление рассказа по сюжетной картинке.

Содержание работы по данной программе тесно связанно с программой по русскому языку и чтению. Учитель-логопед вправе менять разделы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для данной группы учащихся.

Содержание занятий включает дидактические игры и упражнения, развивающие как речевые навыки, так и произвольное внимание, память, мышление, творческие способности, мелкую моторику руки, зрительно-моторные координации, направленные на предупреждение нарушений оптических и кинетических дифференцировок.

Тематическое планирование работы с группой учащихся 1 классов с ФФН и ОНР

1 этап (1 год обучения)

Тема занятия

Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения.

Составление предложений из 3-х слов. Главные члены предложения.

Слогообразующая роль гласных звуков. Деление двусложных слов на слоги

Деление трёхсложных слов на слоги. Выделение первого слога в слове.

Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов

Слоговой анализ и синтез.

Звуки речи. Выделение первого звука в слове.

Выделение последнего звука в слове.

Определение количества и места звуков в слове.

Ударение. Выделение ударного гласного, ударного слога в слове..

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы].

Гласные второго ряда. Образование гласных я, е, ю, е, и.

Дифференциация гласных первого и второго ряда

Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков

Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердого и мягкого звучания согласных.

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении

Календарно-тематический план логопедической работы 3 класс, по преодолению недостатков чтения и письма, обусловленных ОНР III уровня.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 9 городского округа город Буй Костромской области

ШМО учителей ___________

Зам директора по УВР

«___» _________20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛОГОПЕДИИ:

«КОРРЕКЦИОННО-РАВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ,

ИМЕЮЩИХ «НЕДОСТАТКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ

ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ»

НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила: учитель – логопед

первой квалификационной категории

Календарно-тематический план логопедической работы по

преодолению недостатков чтения и письма, обусловленных ОНР III уровня

в 3 классе (2 раза в неделю) на 2017-2018 учебный год

Темы коррекционных работ

коррекционно-логопедических занятий

По плану

По факту

1 четверть (6 недель, 12 занятий)

Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов простой структуры (повторение).

закрепление умении делить слова на слоги и правильно записывать слова, воспринятые на слух; выделение гласных из слов.

Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов сложной структуры (повторение).

закрепление умении делить слова на слоги и правильно записывать слова, воспринятые на слух; выделение гласных из слов.

Согласование глаголов и имени прилагательного с именем существительным в роде (повторение) на материале темы: «Животный и растительный мир жарких стран»

закрепление практических навыков согласования глаголов и прилагательных с именами существительными в роде.

Ударение. Слого – ритмическая структура слова (повторение).

закрепление представления об особенностях ударного слога и роли ударении в речи, развитие умения в слове различать ударный слог.

Безударная гласная в корне слова. Отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова и подбора проверочных слов.

отработка навыка нахождения безударной гласной в корне слова и подбора проверочных слов.

Правописание безударных гласных в корне слова. Применение разных способов проверки безударных гласных (закрепление).

развивать умения проверять слова с одним или двумя безударными гласными в корне, научить применять разные способы проверки.

Согласование глаголов и имени прилагательного с именем существительным в числе (повторение) на материале темы: «Осень в изображении художников»

закрепить практические навыки согласования глаголов и прилагательных с именами существительными в числе.

Твёрдые и мягкие согласные: способы обозначения мягкости согласных на письме (повторение).

закрепление умения различать мягкие и твёрдые согласные звуки, правильно произносить их в словах.

Фонематический анализ и синтез слов с мягкими согласными (повторение)

обобщение знания об обозначении на письме мягкости и твёрдости согласных.

Звонкие и глухие согласные. Оглушение звонких согласных в середине и в конце слов.

проверка звонких и глухих согласных, подбор проверочных слов.

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Хлеб – всему голова»

обучение составлению рассказа по заданному плану.

Построение связного повествовательного рассказа по данной теме и неполному картинно – графическому (вербально – графическому) плану.

обучение последовательности, работе с планом.

формирование умения пересказывать текст в соответствии с планом.

2 четверть (7 недель, 14 занятий)

Антонимы. Употребление предложений с союзом «а» в значении противопоставления. Слова – «неприятели». Практическое овладение подбором антонимов.

обучение употреблению слов имеющих прямо противоположные значения.

Практическое применение навыков построения связного повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

закрепление навыков построения связного высказывания, умение выделять главное, соблюдать последовательность изложенного, использовать разнообразные языковые средства.

Синонимы. Слова – «приятели»

Практическое овладение подбором синонимов.

обучение употреблению в речи слов различных по звучанию и написанию, но сходных лексическим значением.

Обучение построению связного повествовательного рассказа о сюжетной картинке и опорным словам.

развитие умения последовательно излагать текст без опоры на картинный план.

Омонимы Слова – «близнецы» Практическое овладение подбором омонимов.

познакомить с образованием омонимов, учить употреблять их в речи.

Практическое применение навыков построения связного повествовательного рассказа по сюжетной картинке. Запись рассказа.

закрепление навыков построения связного высказывания, умение выделять главное, соблюдать последовательность изложенного, использовать разнообразные языковые средства.

Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Практическое использование фразеологизмов в речи.

знакомство с образованием фразеологизмов; обучение практическому использованию фразеологизмов в устной и письменной речи.

Самостоятельное составление связного повествовательного рассказа по проблемной ситуации или личным наблюдениям, его запись.

закрепление навыков построения связного рассказа по проблемной ситуации, умение выделять главное, соблюдать последовательность изложенного.

Дифференциация предлогов «над», «под». Схема предлогов.

обучение различию предлогов, правильное употребление их с существительными, составление схем.

Дифференциация предлогов «из-под», «из». Схема предлогов.

знакомство со значением предлогов и его схемой, правильное употребление предлогов в речи.

Дифференциация предлогов «из-за», «за». Схема предлогов.

обучение различию предлогов, правильное употребление их с существительными, составление схем.

Знакомство с предлогом «между». Схема предлогов.

знакомство со значением предлога«между» и его схемой, обучение правильному употреблению предлога с существительными.

Знакомство с предлогом «через». Схема предлогов.

знакомство со значением предлога«через» и его схемой, обучение правильному употреблению предлога с существительными.

Самостоятельное составление связного повествовательного рассказа по заданной теме, его запись.

закрепление навыков построения связного повествовательного рассказа, умение выделять главное, соблюдать последовательность изложенного.

3 четверть (9 недель, 18 занятий)

Пословицы и поговорки (обобщение)

активизация словаря по теме, развитие умения строить высказывания.

Обучение составлению алгоритма построения описательного рассказа на материале описания фрукта (овоща).

обучение составлению описательного рассказа с опорой на схему, обобщение знаний о фруктах и овощах, активизация словаря.

Обучение применению разных средств связи предложений в описательном рассказе.

обучение составлению описательного рассказа используя разнообразные языковые средства связи.

Состав слова. Изменение слов при помощи окончаний.

роль и место окончаний в слове; различие смысла слов с одинаковым корнем и различным окончанием;

Обучение построению рассказа– описания неодушевлённого предмета по алгоритму (посуда, предмет обихода, народная игрушка).

обучение составлению рассказа описания неодушевленного предмета по алгоритму.

Состав слова. Изменение слов при помощи приставки.

роль и место приставки в слове; различие смысла слов с одинаковым корнем и различной приставкой; различным корнем и одной приставкой, единообразие написания приставок (слитно со словом).

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Календарь. Поиск даты в календаре».

обучение детей отвечать на вопросы и задавать их, систематизирование знаний об календаре, временных отрезках, активизация словаря.

Обучение построению рассказа –описания дерева (другого растения) по алгоритму. Запись рассказа.

обучение составлению описательно рассказа с опорой на схему, обобщение знаний о деревьях, воспитание бережного отношения к природе.

Состав слова. Изменение слов при помощи суффиксов.

роль и место суффикса, ссуффиксы существительных

и прилагательных, единообразие написания суффиксов (после корня)

Обучение построению описательного рассказа сравнительного характера двух неодушевлённых предметов. Включение в рассказ элементов рассуждения.

обучение построению описательного рассказа сравнительного характера двух неодушевлённых предметов, обучение элементам рассуждения.

Обучение построению рассказ – описания домашнего животного по алгоритму. Запись рассказа.

обучение составлению описательно рассказа с опорой на схему, обобщение знаний о домашних животных, уточнение и активизация словаря.

Самостоятельное построение рассказа – описания дикого животного. Сравнительное описание дикого и домашнего животного. Запись рассказа.

обучение построению рассказа описания дикого животного с опорой на схему, обобщение знаний о диких животных, дифференциация описания диких и домашних животных уточнение и активизация словаря.

Уточнение и расширение словарного запаса слов по теме: «Проводы зимы – встреча весны. Русские народные приметы и традиции. Масленица».

знакомство детей с русскими народными приметами и традициями по теме: «Приход весны»; уточнение и активизация словаря.

Обучение составлению рассказа – описания времени года (весны) по алгоритму. Сравнительное описание двух времён года (зимы и весны). Запись рассказа.

обучение составлению описательного рассказа по

алгоритму, обучение нахождению сходства и отличия.

Уточнение и расширение словарного запаса слов по теме: «Внешность человека».

расширение и активизация предметного и глагольного словаря по теме, обучение ответам на вопросы.

Уточнение и расширение словарного запаса по теме: «Характер человека».

обучение составлению рассказа по серии предметных картинок, формирование правильного употребления в речи возвратных глаголов.

Самостоятельное составление развёрнутых высказываний с элементами по теме: «Поведение людей в различных ситуациях» Обучение нормам речевого этикета.

развитие умения логически правильно выстраивать свои высказывания, обучение нормам речевого этикета, воспитание уважения к другим.

Обобщение знаний и представлений по теме: «Внешность и характер человека». Коллективное составление плана рассказа о человеке.

закрепление знаний по данной теме, обучение составлению подробного плана рассказа.

4 четверть (6 недель, 12 занятий)

Самостоятельное построение рассказа – описания знакомого человека. Написание сочинения.

обучение построению описания знакомого человека, самостоятельному составлению сочинения.

Анализ текста с разными типами речи. Выделение из рассказа частей, содержащих повествование, описание и рассуждение.

обучение определению текста по разным типам речи, выделение главного, развитие умения логически правильно выстраивать свои высказывания.

Практическое использование навыков построения связного высказывания при включении в повествовательный рассказ элементов описания и (или) рассуждения.

обучение навыкам построения связного высказывания при включении в повествовательный рассказ элементов описания и рассуждения.

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

усвоение понятий «предложение»; обучение слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения из трех слов.

Составление предложений из слов, данных начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

составление графических схем, обучение составлению предложений и становлению вопроса к каждому слову.

Пересказ текста по вопросам.

формирование умений устанавливать связь предложений в тексте.

Работа с деформированным предложением.

закрепление умений составлять грамматически правильное предложение.

Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения.

закрепление умений устанавливать последовательность предложений в тексте.

Восстановление текста с пропущенными словами.

формирование умений точно употреблять слова в тексте.

Восстановление деформированного текста.

закрепление умений устанавливать последовательность предложений в тексте.

Изложение текста по опорным словам и плану по частям.

обучение составлению рассказа по представлению, правильно подбирать заголовки к тексту, определению темы и главной мысли рассказа; строение самостоятельных высказываний.

Повторение пройденного. Контрольный диктант.

проверка и контроль знаний.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Программа коррекции ОНР и профилактики смешанной дисграфии и дислексии, обусловленных ОНР и ФФН у учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы.

Данная методическая разработка представляет собой общую Программу коррекции ОНР и профилактики смешанной дисграфии и дислексии, обусловленных ОНР и ФФН у учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Будет полезна учителям-логопедам общеобразовательных школ.

Содержимое разработки

Программа коррекции ОНР и профилактики смешанной дисграфии и дислексии, обусловленных ОНР и ФФН у учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы.

Общие положения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в школе, дома, со сверстниками.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения, способностью к общению. Формирование полноценной учебной деятельности также возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения. Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний.

За последние годы среди учащихся, поступающих в первые классы школы, значительно увеличилось число детей с ОНР, а у учащихся 2-4 классов также наблюдаются различные отклонения в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии и дислексии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечаются смешанные формы дисграфии и дислексии, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза, недоразвитием всех фонематических процессов, несформированностью грамматического строя, крайне небольшим объемом словарного запаса. При смешанных формах дисграфии и дислексии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что подобные нарушения речи почти всегда обусловлены общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

В связи с этим огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих нарушений и разработка системы их коррекции.

Данная программа разработана для обучающихся 1 – 4 классов начальной школы. Коррекционная и профилактическая работа рассчитана на 4 года обучения, на четвёртом году с детьми проводится дублирование наиболее сложного материала для закрепления различных правил грамотного письма и автоматизации необходимых умений и навыков учащихся в рамках программы «Коррекция смешанной дисграфии и дизорфогорафии у младших школьников с общим недоразвитием речи».

В первые два года обучения по данной программе особое внимание уделяется развитию всех фонематических процессов: фонематического восприятия, представления, фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза, в 3 и 4 классах больше времени отводится на работу над словом и развитию связной речи. Все темы программы направлены на достижение положительных результатов при изучении курса русского языка, развития речи и коммуникативных навыков в целом. Сведения, которые получают дети на занятиях, в основном систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

– комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

– компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

– поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Таким образом, кроме решения коррекционных логопедических задач, на занятиях осуществляется развитие внимания и памяти учащихся, повышение общей успеваемости, а значит, и успешное становление личности.

Решение всех коррекционных задач позволит повысить учебную мотивацию учащихся, дает возможность повысить уровень владения родным языком.

профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Основными задачами программы являются:

– упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; – формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы;

– развитие и коррекция языкового анализа и синтеза, фонематического восприятия, слоговой структуры, грамматического строя, развитие словарного запаса;

– развитие речевого и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Программа направлена на коррекцию ОНР, на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии и дислексии, обусловленными общим недоразвитием речи фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста предусматривает:

1) выявление и обследование детей с речевыми нарушениями; комплектование групп;

2) устранение нарушений звукопроизношения;

3) профилактика и коррекция дисграфий;

что в свою очередь подразумевает:

1) развитие устной речи;

2) развитие её фонетико-фонематической стороны (произношения, навыка дифференциации фонем, процессов фонематического анализа и синтеза);

3) формирование лексико-грамматического строя речи;

4) развитие пространственных представлений, зрительного анализа, синтеза, мнезиза и гнозиса;

5) развитие мелкой моторики, тактильногогнозиса;

6) развитие познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти);

7) формирование личностных качеств;

8) коррекция социальных отношений (выработка единых требований к ученику-логопату со стороны учителя, логопеда, родителей; оценивание по психологическим параметрам; создание благоприятного психологического климата на уроке).

Логопедическая программа включает в себя:

– работу над словом;

– работу над предложением;

– формирование связной речи;

– работу над слогоритмической структурой слова;

– работу над звукобуквенным анализом и синтезом;

– отработку программных, грамматических тем.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.

Примечание: программа коррекции рассчитанная на 1-4 года, в зависимости от структуры и тяжести нарушения, для успешности требует совместной работы логопеда, учителей и родителей.

С учащимися проводятся групповые (3-6 человек), индивидуально-групповые и индивидуальные логопедические занятия.. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Эффективность использования данной программы заключается в том, что по окончании курса обучающиеся должны выйти на уровень, предъявляемый ФГОС к речи обучающихся 4 – 5 классов.

Индивидуальные планы с работы с учащимися школы, имеющими нарушения устной и письменной речи. Индивидуальный план работы по коррекции ФНР.

    Ростислав Сабанеев 3 лет назад Просмотров:

1 План индивидуальной работы с уч-ся 1 класса. Коррекция звукопроизношения: – подготовительные упражнения для постановки звуков Л, Р, – постановка звука Л, – автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, – постановка звука Р, – автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях, – дифференциация звуков Л Р. Работа над формированием слоговой структуры слова. Работа над словоизменением и словообразованием. Формирование слоговой структуры слова. Работа над темпом и ритмом речи. План индивидуальной работы с уч-ся 1 класса. Работа по развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза: – узнавание неречевых звуков, – различение слов, близких по звуковому составу, – выделение звука на фоне слова, из начала, конца и середины слова, – выделение ударного слога в слове, – умение членить слово на слоги, – выделение согласных звуков, гласных звуков в слове, – выделение начального и конечного согласного в слове, – определение последовательности звуков в слове. Работа по развитию пространственных представлений. Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти. Формирование буквенного гнозиса. Индивидуальные планы с работы с учащимися школы, имеющими нарушения устной и письменной речи. Индивидуальный план работы по коррекции ФНР. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги. Различать понятия звук, твердый звук, мягкий звук, глухой звук, звонкий звук, слог, предложение. Развитие фонематической стороны речи -выделить определенный звук из ряда других звуков; -определять наличие (отсутствие) заданного звука в слове; – повторять ряды слов и слогов с оппозиционными звуками; – самостоятельно делать выбор слова с заданным звуком; – называть ряд слов, содержащих определенный звук. – воспроизводить заданные ритмические рисунки; – сочетать отстукивания ритма и проговаривания; – производить элементарный звуковой анализ и синтез; – называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; – заучивать наизусть рифмованные фразы. – читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;

2 – отвечать на вопросы о содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их. Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях. Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков построения связного высказывания: – установление последовательности событий; – совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Слоговой состав слова. Деление слов на слоги. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Совершенствование фонематического анализа и синтеза. Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение понятий: существительное, прилагательное, глагол и согласование в предложениях. Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков построения связного высказывания: – установление последовательности событий; – совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

3 Индивидуальный план работы по коррекции нарушений устной и письменной речи, обусловленных ОНР. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Общее понятие о частях слова (корень, окончание, суффикс, приставка). Дифференциация предлогов и приставок. Уточнение и закрепление понятий: существительное, прилагательное, глагол, антонимы, синонимы, омонимы. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи. Развитие навыков построения связного высказывания: – установление последовательности событий; – совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков самостоятельного построения связного высказывания. Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи. Сонорная группа звуков (Р, Рь, Л, Ль) Виды Развитие общей моторики Гимнастика. Развитие мелких движений пальцев рук. Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти. Развитие подвижности артикуляционного аппарата Выполнение упражнений Работа на логопедических занятиях Самостоятельная работа дома Игровые приемы и упражнения Упражнения перед зеркалом Постановка и коррекция звука Знакомство с артикуляцией звука Специальные упражнения для звука [Р] 1. Работа над вспомогательными звуками: многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное т – т – т); присоединение голоса(.д – д – д.);. выполнение сильного задували, вызывающего дрожание кончика языка (т – т – т – ттрррр) 2. Механическая помощь при постановке звука: удерживание кончика языка у верхних десен шпателем; вызывание дрожания кончика языка от звуков зззз., ЖжжЖ., чаще дддд, (упражнение Балалайка ). Специальные упражнения для звука [Л]: – вызывание межзубного [Л]: Улыбка ;

4 прикусывание языка посередине и дутье на него (язык широкий); так же, с последующей артикуляцией гласных без участия голоса – постановка звука [Л] от вспомогательных звуков [А] или [Ы]: Качели (для губного [Л]); Качели с одновременным произнесением А-А-ААА, или ы ы ыыы. – механическая помощь при постановке звука: прижатие шпателем широкого языка к верхним деснам. Коррекция звука. 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений Упражнения для развития физиологического и речевого голоса и дыхания. Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки. Развитие фонематического восприятия, аналитико-синтетической деятельности и фонематических представлений 1) Узнавание звука на фоне слога, слова. 2) Формирование фонематического анализа З) Развитие семантической деятельности 4) Развитие фонематических представлений 5) Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1) Произнесение слов, слогов и предложений. 2) Работа с таблицами. 3) Работа с игровым материалом, картинками. 4) Чтение текстов. 5) Работа с деформированным текстом. б) Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. 1)Определить первый звук в слоге, слове. 2)Определить последний звук в слове. 3)Назвать все входящие в слово звуки. 4)Определить количество звуков. 1)Составь из названных звуков слог,слово. 2)Игра с мячом Доскажи словечко

5 3)Составить из букв разрезной азбуки слово. Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа над следующим звуком 1)Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. 2)Введение звука в самостоятельную речь. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради Индивидуальный план работы по коррекции недостатков устной речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с ], [з], [з ], [ш], [ж], аффрикат [ц]. Виды Развитие общей моторики Гимнастика. Развитие мелких движений пальцев рук. Развитие речевого слуха, зрительного, внимания и памяти. Развитие подвижности артикуляционного аппарата Выполнение упражнений Работа на логопедических занятиях Самостоятельная работа дома Игровые приемы и упражнения Упражнения перед зеркалом Постановка и коррекция звука Автоматизация поставленного звука в речи; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений к аналитическо-синтетической деятельности. Знакомство с артикуляцией звука. Специальные упражнения для звуков с,сь з, зь ц 1. Работа над вспомогательными звуками: многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное с нижнего подъема т-т-т ); с присоединением голоса( д -д д ); выполнение сильного задувания, вызывающего звуки тс-с-с. 2. Механическая помощь при постановке звука: удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем; образование холодной струи воздуха (упражнение Ледяная горка ). Специальные упражнения для звуков Ш, Ж от Чашечка, от Р. Работа над звуком 1) Звук в слоге: открытом; закрытом; в звукосочетаниях. 2) Звук в слове: в начале; в середине; в конце; в сочетаниях с гласными. 3) Звук в предложении. 4) Звук в тексте. 5) Пословицы, поговорки, стихи. 6) Скороговорки.

6 Развитие фонематического восприятия, аналитико – синтетической деятельности и фонематических представлений 1)Показ артикуляции перед зеркалом. 2) Показ профиля данного звука. З)Показ положения языка кистью руки. 4)Наглядная демонстрация вибрации языка. 5) Закрепление артикуляционных упражнений Узнавание звука на фоне слога, слова. Формирование фонематического анализа. Развитие синтетической деятельности. Развитие фонематических представлений. Дифференциация смешиваемых звуков (слуховая). 1)Произнесение слов, слогов и предложений; 2) Работа с таблицами; З)Работа с игровым материалом, картинками; 4) Чтение текстов; 5)Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок. Составить из названных звуков слог, слово. Дать полный ЗБА слова. 1)Подобрать слово на заданный звук, слог. 2) Придумать слово по количеству звуков, слогов. 3) Подобрать картинки на звук. 1) Пересказ различных текстов. 2) Составление рассказов: – по опорным словам; – по сюжетным картинкам; Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь. Чтение слогов, слов, предложений, текстов. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради

Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями

Ознакомление с главными принципами логопедического воздействия при организации коррекционно–профилактической работы. Определение значения работы по предупреждению дисграфии и дислексии. Рассмотрение и характеристика основных задач коррекционной работы.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 19.03.2018
Размер файла 19,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра специального и инклюзивного образования

Курсы повышения квалификации

«Подготовка к школе детей с речевыми нарушениями»

Тема: «Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями»

Караман И.Ю. воспитатель МО г.Клин

МДОУ ДС №2 Калинка

Проверил: к.п.н., доцент Бутко Г.А.

Оглавление

1. Принципы коррекционной работы

2. Задачи коррекционной работы

3. Коррекционно-развивающая работа

Введение

Эффективная работа по предупреждению нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями и сопутствующей им педагогической запущенности.

Своевременное выявление среди них детей с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяет не только предупредить появление у этих детей нарушение чтения и письма, но и не допустить отставания в усвоении программного материала. Из вышесказанного следует, что эффективность коррекционного воздействия определяется уровнем ранней диагностики всех проявлений речевой неполноценности. Поэтому основная задача логопеда правильно оценить все проявления речевого нарушения каждого ребёнка.

Нарушения чтения и письма в психолого-педагогической классификации рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений.

Таким образом, содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон речи, связной речи; импрессивной и экспрессивной речи. (Звуковой стороны речи: правильного звукопроизношения и фонетико-фонематического восприятия и дифференциации. Смысловой стороны речи: лексического запаса, грамматического строя речи, звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.)

1. Принципы коррекционной работы

Принципы логопедического воздействия при организации коррекционно – профилактической работы.

1. Этиопатогенетический принцип,

2. Принцип системного подхода,

3. Принцип индивидуально – дифференцированного подхода,

4. Принцип поэтапного формирования умственных действий,

5. Принцип учета ведущей деятельности и мотивации,

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Для дошкольников с речевыми нарушениями проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма». Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Дислексия — «частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера» Другими словами -это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.

В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и письма существует тесная взаимосвязь. Но как показывают многочисленные исследования известных отечественных дефектологов (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, А.К.Маркова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина и др.) затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, недостатки произношения, которых являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Задачи коррекционной работы

Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

· Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, сонорные.

· Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.

· Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.

· Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове – начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.

· Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

При ФФН дети нестойко употребляют звуки речи. Некоторые звуки ребёнок по инструкции изолированно произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда звуки одной фонетической группы заменяются, а другой искажаются. Поскольку у детей нарушено фонематическое восприятие, т.е. дети не различают звуки в потоке речи, то страдает понимание речи. Им трудно повторить слоги с оппозиционными звуками, самостоятельно подбирать слова на заданный звук, выделять звук из слова и т.д. логопедический коррекционный дисграфия

Дети с ОНР, как известно, имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении, то в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений.

Преодоление ФФН и профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно. Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения,

2. Развитие фонематического восприятия,

3. Формирование навыков языкового анализа и синтеза,

4. Обогащение активного словаря и формирование практических умений им пользоваться.

5. Развитие грамматических навыков,

6. Формирование связной речи,

7. Совершенствование пространственных представлений,

8. Развитие способности к запоминанию и воспроизведению,

9. Развитие мелкой моторики рук,

10. Развитие тактильных ощущений,

11. Развитие конструктивного праксиса,

12. Расширение «поля зрения» ребенка.

3. Коррекционно-развивающая работа

Для формирования навыков и умений необходимо:

– проведение дидактических игр, с однотипными игрушками, предметами, муляжами («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий»);

-обучение ориентировке на листе бумаги: «Поймай фигуру», «Слева, справа, в середине», «Графический диктант», на теле: «Сделай так», «Закрой глаза и повтори», в пространстве: «Холодно – горячо», «Найди по схеме», «Самый, самый», «Ближе – дальше», во времени: «Делу время», «Веселая неделька»;

-сравнение графической структуры букв и цифр («Четвертый лишний», «Буквы, цифры за вуалью», «Допиши»);

– отработка порядкового и количественного счета одновременно с согласованием существительных с числительными и прилагательными («Числовой куб», «Самый любимый пятый»). На первых этапах хорошо помогают стихи – «запоминалки»;

– подборка логоритмических упражнений с учетом решаемых задач. Дети любят считалки как современные, так и фольклорные, загадки – «вопрошалки», включающие логические отношения направления, величины, последовательности.

Важным направлением в профилактике нарушений письменной речи, является формирование и коррекция неречевых психических функций, обеспечивающих письменную речь. Именно неречевые психические функции являются той глубинной базой, на которой строится письменная речь.

Библиографический список

1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / М.: Академия, 2008. – 368 с.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 2008. – 352 с.

3. Логопедия: методическое наследие / авт.-сост. Р. И. Лалаева; под ред. Л. С. Волковой. М.: Владос, 2003. – 304 с.

4. Филичева Т.Б. Речь как явление физиологическое, социальное, психолого-педагогическое / Т.Б. Филичева // Логопедия. 2008. №3. С.5-9.

5. Детская патопсихология. Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. 3-е изд., – М., Когито-Центр, 2004.- 351с.

6. Лекции Бессоновой Т.П., Дружиловской О.В., Ворошиловой Е.Л..

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Методика логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи. Развитие фонематического воспитания при устранении дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии. Особенности устранения аграмматической и оптической дислексии и дисграфии.

реферат [16,2 K], добавлен 12.12.2010

Научно-методические основы выявления дисграфии, отличие от иных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Разработки системы логопедической работы по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом.

курсовая работа [64,6 K], добавлен 18.03.2011

Особенности формирования графических навыков письма. Причины, механизм возникновения нарушений письменной речи у детей. Коррекционно-педагогическая работа по подготовке детей с проблемами в развитии к овладению графикой письма в условиях специального ДОУ.

дипломная работа [280,7 K], добавлен 04.05.2015

Проблемы дислексии и дисграфии у младших школьников, комплекс коррекционных мер по их предупреждению. Характеристика нарушений речи у учащихся 1 классов. Методы психолого-педагогической диагностики уровня сформированности навыков чтения и письма у детей.

курсовая работа [3,3 M], добавлен 18.05.2015

Общие методологические подходы к изучению процесса формирования навыка чтения у младших школьников. Чтение как сложный психофизиологический процесс. Содержание коррекционно-развивающей работы. Проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.

дипломная работа [92,4 K], добавлен 28.01.2014

Профилактика и коррекция нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи

Одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии является профилактика нарушений письменной речи у детей. Этот аспект логопедического воздействия мало освещен в специальной литературе. Отчасти это объясняется тем, что работа по профилактике дисграфии необыкновенно широка и неотделима от гармонизации развития личности ребенка в целом. Письмо — сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.

Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые детские сады, заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребенка в подготовительную группу. И в случае если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. Однако в решении вопросов диагностики и организации профилактического воздействия возникает целый ряд проблем, которые требуют рассмотрения как с позиции теории, так и практики[8,75].

В профилактике дисграфии у дошкольников можно выделить базовые направления, работа по которым с младшими дошкольниками реализуется параллельно и без предварительной диагностики. В среднем и старшем дошкольном возрасте профилактическое воздействие может осуществляться избирательно, на основании диагностики. Можно выделить следующие направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников[6,118].

  • 1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразигельных способностей).
  • 2. Развитие межанализаторного взаимодействия, сукцес-сивных функций (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей; способности запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий или символов).
  • 3. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).
  • 4. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций: сравнения, сериации, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования,обобщения; формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
  • 5. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц (развитие связной монологической речи, способности к суждениям и умозаключениям; совершенствование лексико-грамматического и фонетического оформления речи).

По этим направлениям может осуществляться и диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста в отношении предрасположенности к возникновению дисграфии. Естественно, для каждого возрастного периода должны быть подобраны соответствующие диагностические задания[14,105].

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не является изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.

Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер в своих работах, посвящённых проблеме преодоления патологии письменной речи у детей, подчёркивают, что устранение недостатков устной речи, чтения и письма должно осуществляться комплексно[11,216].

Проводимая коррекционная работа строилась на основных принципах.

Принцип комплексности. Дислексия и дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма).

Патогенетический принцип предполагает учёт механизмов нарушения чтения и письма. Во многих случаях сходные симптомы нарушений чтения и письма обусловлены различными причинами. Так, замены букв на письме могут иметь в своей основе различные патологические механизмы: недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, неумение различать графически сходные буквы (при оптической дисграфии), несформированность слуховой дифференциацией фонетически близких звуков (при акустической дисграфии), неправильное произношение звуков (при артикуляторно-акустической дисграфии). И, наконец, замены букв при письме могут происходить из-за нарушения мнестических процессов, вследствие трудностей соотнесения и закрепления связей между зрительным образом буквы и акустическим образом звука. В каждом из этих случаев система логопедической работы будет различной, так как будет направлена на преодоление различных механизмов нарушения[12,119].

При оптической дисграфии основными задачами логопедической работы будет формирование зрительно-пространственных функций (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), при акустической дисграфии внимание будет уделяться прежде всего развитию слуховой дифференциации звуков речи, а при артикуляторно-акустической – формированию правильного произношения и кинестетической дифференциации звуков речи. А при мнестических нарушениях письма будет осуществляться закрепление связей между звуком и буквой.

Работа по коррекции чтения и письма будет различной в зависимости от степени выраженности нарушения. Так, при грубых проявлениях фонематических дислексий логопедическая работа начинается с элементарных форм фонематического анализа и синтеза (выделение звука на фоне слова, определение первого и последнего звука). При менее выраженной фонематической дислексии логопедическая работа направлена на развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности, места звука в слове).

Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути). В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем. Первоначально психическая функция предполагает участие различных анализаторов, полимодальных афферентаций. Так, процесс дифференциации фонем вначале осуществляется с участием зрительной, кинестетической, слуховой афферентации. Позднее ведущую роль приобретает слуховая афферентация. При недоразвитии слуховой дифференциации звуков речи формирование функциональной системы необходимо проводить с опорой на зрительные, кинестетические афферентации. В тех случаях, когда нарушенной является кинестетическая дифференциация звуков, осуществляется опора на зрительный, слуховой анализаторы.

Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) отмечается, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с развёрнутых внешних операций, а затем сокращается, свёртывается, автоматизируется, постепенно переводится в умственный план, т.е. интериорезируется[13,29].

Поэтапное формирование умственных действий особенно важно в работе с детьми, отстающими в развитии, вследствие недоразвития у них мыслительной деятельности. Значимость поэтапного формирования умственных действий при коррекции чтения и письма обусловлена и тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой). В связи с этим формирование, например, звукового анализа и синтеза должно осуществляться постепенно, сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовая схема слова), затем в плане громкой речи и, наконец, во внутреннем плане (например, придумывание слов с определённым количеством звуков). Таким образом происходит постепенная интериоризация действия фонематического анализа[13,32].

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учётом психологических особенностей детей с отставанием в развитии. Новые, более сложные задания первоначально даются на простом речевом материале. И только тогда, когда будет сформировано, автоматизировано то или иное умственное действие, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале. Так, например, действие по определению звукового состава слова вначале отрабатывается на односложных словах (ус, на, дом) без стечений согласных, затем – на простых сложных словах (рама, мама), позднее на словах из 1-2 слогов со стечением согласных (стол, крыша) и т.д.[14,58].

Принцип системности. Методика устранения каждого вида дислексии и дисграфии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом, использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

Онтогенетический принцип. Этот принцип предполагает учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Так, в работе по преодолению оптических нарушений чтения и письма необходимо учитывать этапы развития пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе: 1) ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела; 2)ориентировка в окружающем пространстве; 3) определение пространственных отношений графических изображений и элементов букв.

При устранении аграмматической дислексии и дисграфии необходимо иметь в виду последовательность овладения словоизменением и словообразованием, а также синтаксической структурой предложения.

При коррекции нарушений чтения и письма учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и др.

Механизм нарушений чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего[18,123].

Развитие фонематического воспитания при устранении фонематической дислексии, артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.).

При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает 2 этапа: предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков[9,115].

На 1 этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:

  • – уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
  • -выделение его на фоне слога;
  • – определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);
  • – определение места звука по отношению к другим (какой по счёту звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
  • – выделение его из предложения, текста.

На 2 этапе проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  • 1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов.
  • 2. Придумать предложение с определённым количеством слов.
  • 3. Увеличить количество слов в предложении.
  • 4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
  • 5. Определить место слов в предложении (какое по счёту указанное слово).
  • 6. Выделить предложение из текста с данным количеством слов.
  • 7. Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

Развитие языкового анализа и синтеза.

Работу по развитию языкового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приёмов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавления гласных[18,76].

Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделению гласных из речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова. При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П.Я. Гальперину).

1 этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

  • 2 этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т.д. звуки, уточняется их количество.
  • 3 этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т.е. на основе представлений[13,145].

Устранение аграмматической дислексии и дисграфии

При устранении аграмматической дислексии и дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа над предложением учитывает сложность структуры, последовательность появления различных его типов в онтогенезе. Работа над предложением строится по следующему плану:

  • 1. Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (дерево растёт).
  • 2. Другие двусоставные предложения.
  • 3. Распространённые предложения из 3-4 слов: существительное, глагол и прямое дополнение. В дальнейшем даются более сложные предложения.

Полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета.

При построении предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, при обучении развёрнутым высказываниям на начальных этапах работы необходимо опираться на графические схемы, т.е. материализовать процесс построения речевого высказывания. С помощью значков и стрелок графические схемы помогают символизировать предметы и отношения между ними[18,136]

Читайте также:
Конспект обобщающего логопедического занятия по теме Зима
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: