Творческое рассказывание по картине В дельфинарии

Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине».

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картиныдля работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный.Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы.

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их оценка.

Методические приемы:

Вопросы (проблемные вопросы)

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы обучения рассказыванию по картине. Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картинесводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами»).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».

– Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

Читайте также:
Дифференциация звуков Б-Б', П-П' - конспект занятия

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной,точного названия: «Картина называется «Зимние забавы». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов.

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово,составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А. А. Смирновой, которая не только разработала серии картин, но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина — это лишь эффективное средство, а главное на занятии — ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Сочинение на тему Поход в дельфинарий 4, 6 класс

Родители на день рождения сделали подарок – билет в дельфинарий. Так родители исполнили мою маленькую заветную мечту. Подарок вызвал у меня чувство радости и благодарности. Это было мое первое посещение дельфинария. Заранее ожидал от представления чего-то необычного и увлекательного.

Дельфинарий в нашем городе место достаточно посещаемое. Каждый день он принимает большое количество посетителей. На трибунах дельфинария много зрителями. Я с нетерпением ждал встречи с дельфинами. Дельфинарий занимает первый этаж красивого современного здания.

Шоу ведет веселая ведущая. Само представление заняло примерно час. Место по моему билету располагалось возле бассейна с морскими артистами. В конкурсной программе брали участие черноморские дельфины, морские котики, моржи и морские львы. В дельфинарии дрессировщики обучили дельфинов трюкам. В дельфинарии живут и выступают пять дельфинов, два морских льва, четыре морских котика и два белых кита.

Дельфины делали в воздухе сальто, выпрыгивали из воды и прыгали в кольцо. Кувырки в воздухе были выполнены синхронно и красиво. Дрессировщик бросал в воду предметы, а дельфины их извлекали. Дельфины легко и грациозно прыгали, крутились в воде и доставали предметы. Затем дрессировщик пригласил в бассейн всех дельфинов, и они катали его на своих спинах. Дельфины настолько точно слушались дрессировщика, что мне порой казалось, что они понимают человеческую речь. Морские котики выполняли трюк с мячами. Это было потрясающее зрелище! Взрослые и дети не скрывали своих позитивных эмоций от водного шоу.

После окончания представления я получил разрешение поплавать в бассейне с дельфинами. Во время плавания с дельфинами, я испытал новые эмоции. На память о посещении дельфинария у меня остались фотографии с этими замечательными животными. Представление с дельфинами оставило позитивные и яркие воспоминания. Посещение дельфинария удалось. Я очень хочу в ближайшее время посетить дельфинарий еще раз. Теперь моя мечта стать дрессировщиком морских животных.

4, 6 класс

В выходной мы с мамой ходили в дельфинарий в Анапе. Там был большой, как маленькое море, бассейн с голубовато-прозрачной водой, а в нем… в нем плавали огромные серебристо-серые существа. То были дельфины – одни из самых разумных существ на Земле помимо людей.

Всего дельфинов было трое: величественный папа-Дельфин (как я узнала позже от их тренера, Большого Папочку звали Зевс; миниатюрная мама-Дельфиниха, носящая имя Катрин, и их маленький сын Нуар.

Для Нуара это было первое выступление, и поэтому он немного стеснялся: жался ближе к Катрин, и все время старался спрятаться где-нибудь в укромном уголочке бассейна.

Зато его родители были настоящими профи своего дела: умница Катрин приносила своему тренеру мячик, а тот кидал его обратно в другой конец бассейна; потом тренер залил немного воды в приоткрытый рот Зевса прямо из ведра, и тот сделал целый фонтан, части которого попали на ближе всех сидящих зрителей.

В конце Зевсу (Катрин было пора кормить Нуара, и поэтому ее увели) было предложено выбрать один мячик из кучи мячей с номерами. Нам, зрителям, были выданы специальные жетоны, на которых были написаны те же самые цифры от одного до ста. Зевс внимательно оглядел окружающих, словно прикидывая, кого бы выбрать; затем ткнул носом поочередно в три мяча.

Читайте также:
Осень - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 3 лет

Там оказался и мой – шестнадцатый – номер. Меня подвели к бассейну, а затем предложили дать Большому Папочке немного рыбы. Тот с удовольствием принял ее у меня из рук, а затем пискнул, прося еще:

– Зевс никогда не брал еду у чужих с такой радостью. – сообщил тренер.

– Ага. Его жену, ту, что поменьше, зовут Катрин. Восемь месяцев назад она родила сына Нуара, и теперь он тоже хочет выступать, хотя и стесняется. Ну, а меня зовут Николай, я – их тренер. Слово «дрессировщик» мы все здесь терпеть не можем. Мы их всего-навсего тренируем.

– А как они у вас появляются?

– По-разному. Обычно мы находим их в морях, израненными браконьерами, и привозим сюда. Здесь мы их лечим, а потом оставляем у себя. Недавно в дельфинарии самостоятельно родилось два малыша – Мими и Нуар. Мы их любим, как своих детей.

Дальше он мне рассказал, как и чем кормить дельфинов (лучше всего подойдет мелкая сырая рыба). Подзывать же их надо тихими хлопками, для них это – знак того, что пора кушать. Вот потому и запрещается зрителям хлопать на представлениях с дельфинами, ведь они думают, что пора кушать, и тогда им уже не до представления.

Такое вот интересное и познавательное знакомство получилось у нас с Зевсом, Катрин, Николаем и Нуаром.

Также читают:

Картинка к сочинению Поход в дельфинарий

Популярные сегодня темы

Рассказ начинается с того, что город С. может показаться скучным. Но местные жители с удовольствием расскажут вам о библиотеке, о театре и воспитанных и интеллигентных жителях. К таким относилось семейство Туркиных.

Осень – удивительное время года. Ее начало так похоже на лето, а конец посыпает улицы первым снегом. Середина же осени по праву считается золотой, ведь она – самый талантливый художник. И ее любимый цвет – желтый.

Тарас Скотинин – является одним из главных отрицательных лиц в произведении. Он предстаёт перед читателем крайне неприятной личностью, которая отторгает все хорошие и позитивные эмоции

Мне кажется, никакой проблемы с совестью не существует. Люди, которые обладают этим свойством души и не заглушают совесть, имеют единственную трудность – как сделать больше добра, как помочь наибольшему количеству людей.

Красавица Муха Цокотуха. У неё и брюшко позолоченное. Пошла погулять по полю и нашла денежку. Мечта многих современных людей. Только деньги на полях не валяются. Многие из них пришли в запустение и там ничего не найдёшь.

Обучение детей творческому рассказыванию по картине методами ТРИЗ. (из опыта работы)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский»

Обучение детей творческому рассказыванию по картине методами ТРИЗ.

(из опыта работы)

Воспитатель первой квалификационной категории:

Змановская Т.В

Обучение детей творческому рассказыванию по картине

методами ТРИЗ.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка своего народа.

Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.

Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более злободневной проблемой в нашем обществе, где наблюдается всеобщее снижение уровня бытовой и речевой культуры, широкое распространение получила низкопробная бульварная литература, с экранов телевизоров слышна безграмотная агрессивно-примитивная речь, насаждаемая рекламой, современными боевиками и мультфильмами. Все компоненты речи ребёнка практически отстают от физиологической нормы развития. Поэтому, очень важно, вовремя организовать развивающую речевую среду.

В настоящее время большое внимание уделяется преемственности работы школы и детского сада. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. Все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи уже в дошкольном возрасте. Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными Министерством образования России, определено умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. Традиционная методика не всегда ведет детей к успешному развитию самостоятельности при составлении рассказов по картине. Невозможно качественное пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более, составление собственного речевого продукта за короткое время. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой рассказ, им отводится роль пассивного слушателя.

В 2010 году я была на курсах повышения квалификации «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ-технология в дошкольном образовании», где узнала о методе «Обучения творческому рассказыванию по картине детей старшего дошкольного возраста» (авторов Сидочук Т.А., Лелюх С.В., основная дидактическая задача которого направлена на усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Этот метод прост и доступен. Его новизна заключается в том, что при обучении детей рассказыванию по картине получается достаточно гарантированный результат, а у детей формируется умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса.

Новые слова уточняются, запоминаются не путём механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях. Составление творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы до планируемого занятия.

Содержание этапов.

Этап 1. Перечисление объектов на картине.

Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязей между объектами.

Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор.

Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине.

Читайте также:
Преодоление коммуникативной дезадаптации посредством театрализованной деятельности

Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.

Этап 8. Описание объекта, изменяемого во времени.

Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины.

Подготовительная работа проводится по этапам, которые вы видите на слайде, и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей.

Так как познание мира ребенком идет через чувственный опыт, я начала работу с детьми в 1 младшей группе по модели «ОБЪЕКТ – ИМЯ ПРИЗНАКА – ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЗНАКА» , что способствовало формированиюу детей умения выявлять признаки и делать описания объекта.

В о второй младшей группе продолжалась работа с признаками, вносила картины с малым количеством объектов для рассматривания и составления небольших рассказов. В течение года дети научились сравнивать объекты по цвету, форме, размеру и действию, находить выделенные признаки в объектах окружающего мира, устанавливать некоторые связи между объектами, очеловечивать какой – либо объект на картине и от имени этого объекта составлять небольшой рассказ, сопровождать рассказ мимикой, жестом, учитывая эмоциональное состояние героя.

В средней группе мы продолжили работу по признакам и с картиной. При работе с картиной я уже использовала доступные для понимания и восприятия этапы. В работе использовала картины по стихотворениям Агнии Барто («Наша Таня громко плачет», «Кораблик», «Зайку бросила хозяйка» и др.). Дети научились описывать словом возможные звуки, запахи, вкусы, тактильные ощущения объектов на картине. Показывать действия объекта, взятого на себя, через рассуждения производить оценку возможных ощущений на уровне « хорошо – плохо», определять время, происходящего на картине, домысливать то, что происходит за изображением на картине, учитывая время происходящего, составлять рассказы из прошлого или будущего объектов.

В старшей группе, в текущем учебном году, использую методику обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине в полном объеме. В перспективное планирование работа с картиной внесена в занятия по развитию речи и в режимные моменты. Работа проводилась по картинам: из серии «Круглый год», (Осень), (Зима), «Что сегодня на обед» и др. Сегодня я представлю вашему вниманию опыт обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине на примере картины «Зима».

Картина приносится в группу заранее, находится на уровне глаз детей в специально отведенном месте. Начинает проводиться работа по 9 этапам через систему игр со всей группой или подгруппами детей в течение двух – трёх недель. В пятницу, по истечению этих недель проводится итоговое занятие с привлечением гостей (педагогов, родителей).

«Определите объекты на картине».

Пришла в гости картина, посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу (имитация руками) и перечислим объекты, которые находятся на ней. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разных объектов.

На 1-ом этапе дети учатся определять объекты, изображенные на картине и схематизировать их. «Смотрю на картинку, и называю объекты», используем при этом игровой прием «подзорная труба» или «бинокль».

Последовательность называния объектов на картине может быть любой. Данный этап работы важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий. Дети называют объект, воспитатель фиксирует схематично его. Модели объектов, выделенных на картине, располагаются на листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась. Подведение итога первого этапа сводится к перечислению названных объектов, узнаванию эмблемы и озвучиванию правила: «Смотрю на картину и называю объекты».

«Найдите на картине взаимосвязи между объектами».

Во 2-ом этапе дети должны выделить два объекта на картине, объяснить, почему они между собой связаны. Объединить названные объекты стрелками, найти взаимосвязи объектов, изображенных на картине.

Воспитатель заинтересовывает детей: «Дети, давайте поиграем в сыщиков и узнаем тайну картины: Все объекты между собой связаны. Найдем эти связи». Например, ребёнок: ребёнок: «Белочка и снег на земле связаны между собой, во первых потому что белочка стоит на снегу, лапки у неё холодные, во вторых потому что она оставляет следы на снегу».

Идёт работа по активации речи: обучение детей сопоставлению не только простых, но и сложноподчиненных предложений, с краткими рассказами- рассуждениями. Ребёнок утверждает, что с чем связано; доказывает утверждение с помощью слов «во-первых…,»; «во-вторых…,»; «в-третьих,…» и т.п.;

Последовательность объединения объектов может быть любой в зависимости от выбора детей.

«Составьте сравнение, загадку или метафору по картине».

Для составления загадки по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, части и т.д.).

Ребенок: «Колючая, но не ёжик, зелёная, но не лягушка, с лапами, как медведь», на этом этапе, нам пригодились знания, которые мы приобрели в предыдущих группах, где учились работать со значками, называть объект, выявлять признаки объектов, и учились описывать объект.

«Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств».

На этом этапе дети составляют речевые зарисовки возможных ощущений.

Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств, необходимо с детьми уточнить, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами.

В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников – помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками»

«Посмотрите на картину, и «войди в нее». Чем картина может пахнуть?»

Ребёнок: «Я смотрю на ёлочку, она пахнет очень приятно, пахнет хвоёй».

«А я смотрю на кормушку, она пахнет деревом, ведь её сделали из дерева».

А какие звуки вы слышите?

« Я слышу, как скрипит старое дерево». ««Я слышу, как шумит ветерок, и щебечут птички». «Я слышу, как мама зовет Таню и Вову домой».

«А что вы ощущаете лицом и руками?»

«Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая и веточки у нее, как мамина щетка, чтобы чистить одежду».

«Я чувствую, как ветер охлаждает мне щёки».

«Я чувствую, что на ощупь, палка у снеговика твердая, немного шершавая».

«Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания картины»

Работа по созданию рифмовок строиться в определенной последовательности. Сначала с детьми проводятся игры: «Складушки-ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой. Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые. Вот какие рифмованные тексты составили наши дети по мотивам содержания картины: (зачитываю)

Читайте также:
Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей - план-конспект занятия в старшей группе

«Жила на свете Таня, добрейшая душа,

Она любила птичек, кормила их всегда.

И птицы Таню знали, с ладошки зёрнышки клевали».

2. Рыжая, пушистая белочка жила.

Прыгала по веткам туда – сюда.

Очень любила орешки она.

«Определите местонахождение объекта на картине».

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение и может быть описан через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. «Ожившая картина», объект «оживает» и находит себе место на сцене. Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене.

Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене. Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер. После того как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов.

«Я кормушка с треугольной крышей. Я расположилась на дереве, возле меня стоит Таня, чуть подальше Ваня. Слева от меня стоит ёлочка, а снеговик стоит за мной».

«Составьте речевые зарисовки, используя разные точки зрения».

Ребенок сам выбирает объект перевоплощения. От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.

Для обучения речевым зарисовкам от первого лица одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает черту характера. Идет описание состояния объекта, отношений с окружающим миром и возникших проблем.

Вот один из рассказов про грустных птичек: «Мы грустные снегири. Которые сидят на веточке дерева. У нас плохое настроение. И будет оно плохим, пока нас дети не покормят. А они даже и не собираются нас кормить. Но ничего, когда кормушка опустеет, мы наедимся досыта и будем тогда весёлыми».

«Опишите объект, изменяя его во времени».

На этом этапе дети выбирают объект, определяют его состояние в настоящее время. Представляют прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков. Составляют речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта

Картина рассматривается детьми, как остановившийся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине. Выбранный на картине объект преобразовывается в рамках прошлого и будущего с учетом изменений его признаков. Объекты растительного мира описываются по линии времен года. Представители животного мира – в рамках суток. Рукотворные объекты – с момента появления и вторичного использования. (Зачитываю рассказ Стёпы Воликова)

Этап 9.

«Найдите смысловые характеристики картины».

Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и поговорки.

Рассуждение на тему: «Мир не без добрых людей».

Пословица подходит к картине, потому что Таня и Вова позаботились о птицах. Ведь зимой птицам очень голодно и холодно. Где они сами найдут корм. Они хоть и маленькие, но добрые. А если бы не было Тани и Вовы, то могли бы помочь другие дети или кто-нибудь из взрослых у кого доброе сердце. Поэтому и говорят, что «Мир не без добрых людей».

Итоговое занятие «Составление детьми творческих рассказовпо картине».

Накануне занятия воспитатель обращается и сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» в группе, будет прощаться с ними. Итоговое занятие по составлению творческого рассказа по картине организуется как праздничное действие – создание речевых подарков картине. Приглашаются взрослые для фиксирования на бумаге рассказов детей. Количество взрослых должно соответствовать количеству детей.

В начале детям предлагается рассказать в какие игры с картиной они играли. Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы. Работа идет в паре: взрослый – ребенок. Ребенок индивидуально создает свой собственный рассказ, и тихо рассказывает его взрослому, который записывает текст на бумаге.

Созданные детьми тексты используется педагогами в последующие дни для анализа, дальнейшего улучшения и корректировки.

Педагог имеет возможность проанализировать рассказ каждого ребенка и построить индивидуальную работу по обогащению связной речи дошкольника.

Результаты работы:

дети могут самостоятельно:

сравнивать объекты по различным признакам;

составлять загадки по признакам объектов, используя различные модели; самостоятельно устанавливать связи любого уровня между объектами;

умеют объяснять их с оценочной стороны -формирование рассуждений; объясняют взаимодействия между объектами на уровне физических связей, взаимосвязь и взаимозависимость;

Результаты работы:

самостоятельно ориентируются на плоскости картины, находят объект на основе ориентационных характеристик ;

самостоятельно излагают свои суждения

могут переносить ориентиры плоскостного характера в объемные (ожившая картинка);

умеют принимать на себя образ объекта и описывать собственное место нахождения в ожившей картине.

Я могу с уверенностью сказать, что проводя систематическую работу по обучению детей творческому рассказыванию по картине с использованием данного метода, я достигла качественных результатов в развитии связной речи детей старшего возраста.

Дети могут самостоятельно:

сравнивать объекты по различным признакам;

составлять загадки по признакам объектов, используя различные модели; самостоятельно устанавливать связи любого уровня между объектами;

умеют объяснять их с оценочной стороны

-формирование рассуждений; объясняют взаимодействия между объектами на уровне физических связей, взаимосвязь и взаимозависимость;

самостоятельно ориентируются на плоскости картины, находят объект на основе ориентационных характеристик ;

самостоятельно излагают свои суждения

могут переносить ориентиры плоскостного характера в объемные (ожившая картинка);

умеют принимать на себя образ объекта и описывать собственное место нахождения в ожившей картине.

Дети с удовольствием играют в игры с картиной, пока картина гостит в группе.

В группе создана копилка схем – записей по картинам.

Все наши схемы, которые мы составляли с детьми на протяжении нескольких лет, находятся в нашей копилке.

Эту копилку дети часто достают, рассматривают схемы картин, вспоминают содержание картин, воспроизводят в памяти рассказы, получая при этом массу удовольствий.

В старшей группе мы с детьми издали свою книгу, в которую вошли рассказы детей по картине: «Что сегодня на обед».

В эту книгу вошли речевые зарисовки детей с использованием разных точек зрения. Но дети до сих пор подходят и просят записать их новые рассказы в книгу, сделана картотека рассказов о зиме, куда вошли рассказы детей при рассматривании картин о зиме.

Читайте также:
Скороговорка как фонетическое средство развития подвижности артикуляционного аппарата при дизартрии

Список источников

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск: УлГТУ, 1997.- 74 с.

Картотека педагогических приемов для работы с детьми дошкольного возраста. сост. А.А.Нестеренко; перераб. и дополн. Т.А.Сидорчук,- Ульяновск, 1992.- 19 с.

Творческое рассказывание по картине.Экскурсия в картинную галерею с использованием ТРИЗ технологии

составление рассказа по картине с использованием ТРИЗ технологии.разгадывание кроссворда

Просмотр содержимого документа
«Творческое рассказывание по картине.Экскурсия в картинную галерею с использованием ТРИЗ технологии»

Образовательная область: «Коммуникация».

Раздел: «Развитие речи».

Тема занятия: творческое рассказывание по картине.

Сюжет: «Экскурсия в картинную галерею».

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картине

Задачи: умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; умение составлять развёрнутый последовательный рассказ по картине; развитие грамстроя речи через согласование слов в предложении;

упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, составлять метафоры; умение составлять кроссворды и загадки с опорой на алгоритм; развитие внимания, памяти; воспитание умения внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.

Оборудование: картина «Осень в городе»; алгоритмы к составлению загадок; листы с заданием для 3 уровня, карандаши; кроссворд «осень», чёрный маркер, символические обозначения к кроссворду; волшебная палочка, большие часы.

Словарь: моросит (дождь), багряные, лиловые листья, пёстрый ковёр,

обнажаются (деревья), надвигается (вечер).

Билингвальный компонент:

осень – күз, дерево – ағаш, дом – үй, листок – жапырақ, небо – аспан.

План занятия:

1 Круг радости «Доброе утро!».

2 Игра «Скрытая картина».

3 Составление кроссворда и загадок.

Упражнение «Подзорная труба».

4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы»

5 «Вхождение в картину».

Упражнение «Каим может быть? Что делает?»

6 Составление рассказа по картине.

Мозговой штурм «Почему грустит осеннее небо?».

1 Круг радости «Доброе утро!»

– Доброе утро! — птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встали с постели.

(показывают, как просыпаются, потягиваются)

Солнце вошло и идет по делам!

(разводят в стороны руки)

– Доброе утро, люди, всем вам!

(машут руками друг другу)

Повторяют слова и движения.

2 Игра «Скрытая картина».

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в картинную галарею. Что такое картинная галерея? (Это выставка картин). По одной из них мы составим рассказ . заходят в «выставочный зал», рассматривают карины.

А вот по этой картине должны были составить описательный рассказ. (Показывает картину. Дети видят только ¼ часть картины , на которой видно только небо, макушки деревьев, остальное всё белое.)

Как же мы теперь будем работать? Зима торопится прийти и закрыла почти всю картину своим белым снежным покрывалом. А вы можете догадаться, что нарисовано на картине? (Воспитатель убирает ¼ часть белого с картины и находит задания Зимы. «Я открою вам картину, если вы составите кроссворд и сочините загадки.»)

Ну, что, ребята, согласимся с условиями Зимы? (открывает всю картину)

Какое время года изобтажено? (Осень)

Вот почему Зима нам мешает, она хочет, круглый год одна властвовать.

3 Составление кроссворда и загадок.

Что ж, приступим к выполнению заданий. (2 ур: детям воспитатель даёт карточки с алгоритмом для составления загадок о деревьях и листьях. 3 ур: задание без опоры на алгоритм составить загадки о дожде и ветре. По аналогии с синквейном.)

1 ур: С остальными составляют кроссворд. За основу взяли слово «осень».)

Ребята, предлагаю вам отгадать загадку. Отгадку мы возьмём за ключевое слово в кроссворде.

Пришла без красок и без кисти,

И перекрасила все листья.

Ребята, я предлагаю вам составитиь кроссворд с этим словом для ребят второй подгруппы.

Упражнение «Подзорная труба»

А чтобы составить кроссворд, вооружитесь подзорными трубами, выделите все объекты на кртине. Из них назовите те, в которых есть буквы «о», «с», «е», «н».

(Дети называют слова н-р: дом, лист, дерево, небо.)

Теперь их нужно зашифровать. Что такое дом? (Здание, в котором живут люди.)

Помещаем это слово под цифрой 1.

Что такое листва? (Манетки, растущие на дереве. Или один из органов дерева.).

Что такое дерево? (Высокое растение с твёрдым стволом ).

Что такое небо? (Голубое пространство над землёй).

Теперь пора услышать загадки.

Примерные варианты загадок:

О листьях: Бывают зелёными, как лягушка, бывают жёлтыми, как солнце, бывают красными, как помидор. Бывают круглые, как монетки. Осенью летят, падают на землю и исчезают.

О дереве: Стоит на одной ноге, но не гриб. Летом носит зелёное платье, осенью жёлтое и красное надевает. К зиме совсем раздевается. Его любят птицы.

О ветре: Он и сильный, он и лёгкий. Бывает шквалистый, порывистый, холодный и тёплый. Он деревья качает, с них листья срывает. Воет, но не волк. Дует, но не вентилятор.

О дожде: Он бывает моросящий и сильный. Он идёт, но не человек. Поливает, но не садовник. Капает, но не слёзы. После него бывает радуга.

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями Зимы справились. Больше она не заметёт нашу картину.

4 Физминутка – эмпатия «Ожившие предметы».

Покажите дерево, обдуваемое лёгким ветерком. Дерево на сильном ветру. Как опадают листья с деревьев. Как сыплются листья на сильном ветру. Как кружатся листья на ветру в пёстром хороводе. Как моросит мелкий дождик. Как идёт сильный дождь. Покажите увядший цветок, который полил дождь. Как ведут себя люди, попавшие под дождь.

5 «Вхождение в картину».

– Ребята, я предлагаю вам, отправиться в путешествие по картине. Зима оставила волшебную палочку, она нам поможет. Повторяйте вместе со мной слова волшебного заклинания: «Вокруг себя ты обернись и в картине очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой)

– Представьте, что это вы идёте по аллее под зонтом, что вы ощущаете? Расскажите, что вы слышите, чувствуете. (Показывает картинку с изображением волшебников Ухо, Рука (лицо), Нос, Глаз)

Варианты ответов детей:

– Я слышу, как свистит ветер. – Как сказать по-другому? = Слышится песенка ветра.

– Я слышу, как стучит дождь. – Как сказать по-другому? = Частый дождь барабанит по крышам домов.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии

– Я слышу как шелестят листья на ветру. – Уточните, какие листья? = Мокрые, разноцветные листья шелестят на ветру, срываются с веток и падают на землю.

– Я вижу, что идёт дождь. – Как вы догадались, что идёт дождь? (Потому, что асфальт блестит, человек идёт под зонтом.)

– Я вижу, как ветер качает ветки деревьев. – Уточните, какой ветер, какие ветки деревьев? = Лёгкий ветерок покачивает тонкие ветки деревьев.

– Я чувствую, как дождик капает на моё лицо.

– Я вдыхаю прохладный, свежий воздух. И др.

– Пора вернуться в группу. Повторяйте волшебные слова. «Вокруг себя ты обернись и в группе очутись!» (Взмахивает волшебной палочкой).

Упражнение «Каким может быть? Что делает?»

Чтобы рассказ получился красивым, необходимо знать какими могут быть и что могут детать предметыи природные явления, изображённые на картине. В этом нам помогут другие картины из галереи. Посмотрите на них, сравните природные явления, изображённые на них и скажите:

Каким модет быть дождь? (Холодным, тёплым, моросящим, проливным. Барабанит, стучит, льёт, поливает,хлещет.)

Каким может быть ветер? (Порывистый, сильный, лёгкий, тёплый, холодный. Дует, воет, завывает, свистит, рвёт, срывает, качает, обдувает.)

Какими могут быть деревья? (Тонкие,стройные, высокие, гибкие. Стоят, покачиваются, обнажаются, засыпают.)

Какими могут быть листья? (Золотые, лиловые, багряные, мокрые, резные. Шелестят, шуршат, срываются, летят, кружатся.)

Каким может быть воздух? (Прзрачный, чистый, свежий, бодрящий, сырой.)

Каким может быть город? (Мокрый, задумчивый, оживлённый, спящий. Дремлет, засыпает.)

6 Составление рассказа по картине.

– Нам на помошь пришли наши друзья часы, которые, напоминают о том, что как и стрелки часов идут по кругу, так и мы будем составлять свой рассказ последовательно, двигаясь по картине по часовой стрелке. Не забывайте о правиле, что каждый рассказ имеет начало и концовку. В составлении красивого рассказа нам помогут метафоры.

– Какое время года наступило? Где происходят события?

(В городе наступила осень.) Воспитатель крепит над часами условное обозначение.

Составление метафор.

Тёмное небо – папа хмурый (сердитый) = небо хмурое.

Воздух прохладный – стекло прозрачное = воздух прохладный, прозрачный.

Идёт дождь – блестят серебряные нити = блестят серебряные нити дождя.

Из туч идёт дождь – Девочка льёт слёзы (плачет) = тучи льют слёзы.

Осеннее небо – мальчик грустит = грустит осеннее небо.

Мозговой штурм «Почему может грустить осеннее небо?»

Потому что закончилось лето.

Дует ветер – мальчик срывает листья с деревьев = Ветер срывает листья с деревьев.

Разноцветные листья ложатся на землю – Мама купила пёстрый ковёр. = Листья ложатся на землю пёстрым ковром.

Деревья стоят голые. – Принцесса снимает своё пышное платье. = Деревья снимают свои пышные платья.

Как называется такое природное явление? (листопад)

Натупает вечер в городе = мальчик засыпает, лист мокрый = Наступает вечер в, засыпающем мокром, городе.

О чём рассказывает нам картина? Как мы назовём рассказ?

«Осень в городе».

– Ребята, у нас получился замечательный, очень красивый рассказ об осени. На следующем занятии мы будем его рассказывать по памяти, а сегодня наша экскурсия в картинную галерею подошла к концу.

Что нового узнали сегодня?

Что особенно запомнилось, понравилось?

Что было легко, а что вызывало затруднения?

НОД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»

НОД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Целью данной непосредственной образовательной деятельностью является развитие умения старших дошкольников составлять фантазийные рассказы по сюжетной картине. При проведении НОД используются технологии ТРИЗ и ИКТ.

  • Упражнять детей в составлении рассказа от первого лица.
  • Способствовать активизации словаря детей на тему «Весна».
  • Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
  • Развивать эстетические чувства, способность анализировать, устанавливать связи между предметами.
  • Совершенствование двигательных умений и навыков.
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
  • Формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость.

Предварительная работа: Разучивание физкультминутки, динамической паузы, загадок о весенних месяцах; рассматривание иллюстраций, беседы о весне; знакомство с технологией ТРИЗ.

Методы и приемы:
Словесный (загадки, беседа, составление рассказа детьми от первого лица);
Наглядный (презентация, демонстрация картины, иллюстраций);
Практический (динамическая пауза, физкультминутка, изображение настроения);
Игровой (игры: «Подзорная труба», «Скажи, какой?», «Объедини-ка», «Слушай-ка – Чувствуй-ка», «Верные помощники – органы чувств»).

Материалы и оборудование: Проектор, ноутбук, экран, презентация, видеоклип, фланелеграф, сюжетная картина, костюм скворца, костюм волшебника, волшебная палочка, бумажные круги, фломастеры, столы, атрибуты к игре «Верные помощники – органы чувств», «весенняя музыка».

Интеграция: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:
познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная.

ХОД НОД
Организационный момент
(Звучит «весенняя мелодия», дети проговаривают слова, выполняя движения)
В круг скорее соберемся,
А потом все разойдемся,
Снова быстро соберемся –
Крепко за руки возьмемся,
Вместе мы и ты, и я,
Распрекрасные друзья!
Улыбнусь тебе в ответ,
Шлю горячий свой привет!
Воспитатель: Угадайте загадку, и вы узнаете какое сейчас время года:
Это чудо – время года,
Когда просыпается наша природа,
Даже дедушка медведь,
Начинает громко петь,
В небе птичья трель звучит,
И ручей в лесу журчит.
Дети: Весна.

Воспитатель: Верно. Присаживайтесь на стульчики. Давайте вспомним весенние признаки (Ответы детей).
Воспитатель:Скажите, пожалуйста, сколько месяцев у весны?
Дети: Три.

Воспитатель: Назовите их.
(Дети называют весенние месяцы. На экране появляется весенняя картина)

Слайд 2
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на картину. Как вы думаете, какое время года на ней изображено? А какой месяц? Почему?
(Ответы и объяснения детей)
Слышится громкий плачь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет.
(Слышится громкий плач, выходит скворец).
Воспитатель: Здравствуй скворушка, что с тобой случилось, может быть, мы с ребятами сможем тебе помочь?
Скворец: Я потерялся и не знаю, как мне попасть домой. (Замечает картину на экране) Ой, а вот и мой дом – скворечник. На веточках дерева сидят мои друзья. Как я по ним соскучился (плачет).

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь скворцу?
(Предположения детей. Решают обратиться за помощью к волшебнику.)
Воспитатель: Давайте его позовем. Для этого нужно произнести заклинание:Крибле, крабле, бумс!– 3 раза (сначала тихо, а потом все громче).
Волшебник: Кто меня побеспокоил? Что за переполох?
Воспитатель: Беда случилась, нам очень нужна твоя помощь?
Волшебник: Что за беда – то такая?
Скворец: Я потерялся. Мой дом нарисован на картине. Сможешь ли ты помочь мне вернуться к моим друзьям?
Волшебник: Задача, конечно трудная, одному мне не справиться. как же быть? Где помощников искать?
Воспитатель: А какие помощники тебе нужны?
Волшебник: Умные, смелые, ловкие, умелые. Есть среди вас такие?
Дети: Да
Воспитатель: А что же нужно делать?
Волшебник: Нужно оживить картину, тогда скворец сможет вернуться домой. Готовы?
Дети: Да.
Волшебник: Сейчас проверим. Я буду показывать движения, которые вы должны будите повторять, при этом буду вас путать, называя другие действия, будьте внимательны! Кто не ошибется, тот и будет моим помощником!

Читайте также:
Открытое занятие по развитию речи

Динамическая пауза под музыкальное сопровождение
Волшебник: Ребята, какие же вы молодцы, справились с этим трудным заданием! Беру вас себе в помощники!
А вот и первое задание.

Игра «Подзорная труба»
Волшебник: Сделайте из пальцев «подзорную трубу» и посмотрите
внимательно на картину. Каждый из вас назовет по одному объекту,
находящемуся на ней. Предмет можно назвать только один раз.
Дети: Мальчик, дом, труба, молоток, гвоздь, скворец, скворечник, кот, береза и др.
(Иллюстрации, с названными ребятами предметами, воспитатель выставляет на фланелеграф)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам описать каждый предмет, ответив на вопрос: «Какой? (какая?, какое?)»

Игра «Скажи, какой?»
(Дети по очереди описывают один из объектов).
Волшебник: Ребята, какие вы молодцы! Без вашей помощи я бы не справился! Вы разобрали нашу весеннюю картину на отдельные объекты,
рассмотрели и рассказали о них, а теперь нужно собрать картину обратно. Сделать это можно объединив два объекта, назвав связь между ними, не забывая при этом описывать их.

Игра «Объедини-ка»
Воспитатель: Посмотрите еще раз на картину и проверьте, все ли объекты мы соединили.
Скворец: Ребята, вы хорошо потрудились, смогли объединить все элементы картины друг с другом, составили замечательные предложения, значит, скороя смогу вернуться домой и встретиться со своими друзьями.
Игра «Слушай-ка – Чувствуй-ка»
Волшебник: Не торопись, скворушка, сначала я помогу детям попасть в картину, и мы оживим ее, а для этого поиграем в игру «Слушай-ка –Чувствуй-ка».
Скажите, пожалуйста, какие органы чувств помогают нам познавать мир?

Слайд 3
Дети:
– Орган зрения – глаза (помогают увидеть предметы);
– Орган обоняния – нос, (узнает запахи);
– Орган вкуса – язык (узнает вкус),
– Орган осязания – кожа (помогает узнавать предметы на ощупь);
– Орган слуха – уши, (помогают слышать звуки).
Волшебник: Правильно. Вы готовы оказаться в картине?
Дети: Да.
Волшебник: Закройте глаза.
(Звучит «волшебная» музыка. Дети с волшебником произносят заклинание.)
Воспитатель: Вот мы и в картине! (Дети открывают глаза)Какое яркое, весеннее солнышко нас здесь встречает. Давайте поиграем с ним.

Физкультминутка(под музыкальное сопровождение)
Солнышко, солнышко,
Выйди на лужок,
Солнышко, солнышко,
Встанем мы в кружок.
Солнышко, солнышко,
Лучик протяни
Солнышко, солнышко,
Деток обними.
Прыгни лучик на ладошку,
Поиграй со мной немножко,
Лучик бегал и скакал
С нами весело играл
Скажем солнышку «Спасибо!» -за его тепло
И пойдем по свету прославлять его!

Волшебник: Как весело играть с солнышком, но мы попали в картину для того, чтобы помочь скворцу.
Воспитатель: Верно. Ребята, закройте глаза. Вдохните запах, прислушайтесь к звукам, походите по картине и притроньтесь к тому, что встретиться на вашем пути.

Игра «Верные помощники – органы чувств»
Волшебник: Открывайте глаза. Органы чувств – наши верные помощники. У меня в руках картинки с изображением уха, рук, носа. Сейчас тот на кого укажет моя волшебная палочка подойдет ко мне и выберет одну из картинок. А затем расскажет, что он слышит или чувствует.
Воспитатель: Начинать предложения нужно со слов:
Я слышу. (ухо).
Когда я трогаю руками. (рука).
Я чувствую запах. (нос).
(Ответы детей)
Волшебник: Картину мы оживили, пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза.
(Звучит «волшебная» музыка. Дети с волшебником произносят заклинание)
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и в группе. Волшебник, нам так и не удалось помочь скворцу.
Волшебник: Наберитесь терпения, друзья мои. Нам предстоит очень ответственное задание! Нужно составить рассказы от лица объектов находящихся на картине. На экране появляются объекты картины (береза, кот, скворечник, скворец).

(Дети составляют рассказы 4-5 чел.) Слайды 4-8
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все постарались и у вас получились интересные, не похожие друг на друга рассказы.
Волшебник: Дети,посмотрите, а скворушка – то вернулся в картину и машет нам оттуда своим крылом.

Слайды 9-11
Спасибо вам за то, что не оставили скворца в беде.
Воспитатель: Спасибо и тебе добрый волшебник, за то, что помог нам.
Ребята я приготовила для вас бумажные круги и фломастеры, изобразите, пожалуйста, с их помощью свое настроение.
(Работа детей под музыку)
Волшебник: Вижу, что настроение у вас у всех отличное. А почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте подарим свое хорошее настроение доброму
Волшебнику и попрощаемся с ним.
Дети: До свидания.

Полный текст материала НОД «Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия. Проблемы обучения

Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее – сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.

Читайте также:
Патриотический проект 'Мой город Пермь'

Возникшее противоречие можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.

1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;

описание картины как раскрытие заданной темы;

развернутое описание конкретного объекта;

словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

фантастическое преобразование содержания;

рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию – дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

самостоятельного анализа ситуации или объекта;

развития децентрации (умения менять точку отсчета);

развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т.п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш”.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

выделение значимых объектов картины;

рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов – “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.

Нельзя не отметить, что в практике детских садов проведение занятий по обучению рассказыванию по картине вызывает значительные трудности. В основном это вызвано ошибками, которые допускают воспитатели в методике проведения таких занятий. Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными к восприятию картины, а вопросы типа “Что нарисовано на картине?” или “Что вы видите на картине?” нередко побуждают малышей к разрозненному перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы “А еще что вы видите на картине? А еще?” нарушают целостное восприятие картины и ведут к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы. К тому же порою бывает так, что, приступая к рассматриванию картин, различных по теме, сюжету и жанру, воспитатель всякий раз обращается к малышам с одними и теми же словами: “Что нарисовано на картине?” Этот вопрос становится трафаретным, шаблонным, интерес детей к занятию снижается, а их ответы носят в таких случаях характер простого перечисления.

Порою при рассматривании картины педагог не выделяет в ней с самого начала то, что является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным. Например, анализируя картину “Осень”, воспитатель останавливает внимание детей на том, как одета Таня. Рассказывать об одежде героя надо, но вначале следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.

Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

Таким образом, педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность. В приложении представлен конспект занятия по составлению рассказа по картине.

Одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (Ч) в слогах

Очень важно целенаправленно упражнять детой в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения – в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т.д.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам. Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: “Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?” (По картине “Шар улетел”. Из серии “Картины для детских садов”.) В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т.е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий – он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т.д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.

В структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников – рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов – важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: “Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах”. По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала. Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.

По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.

Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом “Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?” педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями (“О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?”) помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

Читайте также:
Многофункциональные пособия в работе логопеда

Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картинке. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.

Рекомендации родителям. Лексическая тема- Зима.
консультация (старшая группа) на тему

В помощь родителям по расширению словарного запаса и формированию грамматических категорий языка в рамках лексической темы: “Зима”.

Скачать:

Вложение Размер
Рекомендации родителям. Лексическая тема- Зима. 24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Зима» [рекомендации для родителей]

Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ребенку вопросы о зиме и объясните, что отвечать на них нужно полными предложениями. Например:

– Какое сейчас время года?
– Сейчас зима.
– Почему ты так думаешь? Постарайся перечислять все приметы зимы.
– На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы подо льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.

2. Предложите ребенку выполнить упражнение «До — между — после».

Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем?

3. Уточнить у ребенка значение слов «гололед», снегопад»,«метель», вьюга».

4. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.
Погода (какая?) …

5. Помогите ребенку подобрать глаголы к существительным.

Снежинки зимой (что делают?) …
Лед на солнце (что делает?) …
Мороз (что делает?) …
Метель (что делает?) …

6. Предложите ребенку поиграть в игру «Назови ласково».

Снег — снежок.
Лед — …
Зима — …
Мороз — …
Метель — …
Солнце — …

7. Игра «Из чего — какой?» поможет поупражнять ребенка в образование качественных прилагательных.

Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — …
Погода с морозом (какая?) — …

8. Поупражняйте ребенка в подборе антонимов , предложив поиграть ему в игру «Скажи наоборот».

Летом дни жаркие, а зимой — холодные.
Летом небо светлое, а зимой — …
Летом день длинный, а зимой — …
Летом солнце светит ярко, а зимой — …
Весной лед на реке тонкий, а зимой — …
Снег мягкий, а лед… — …
Одни сосульки длинные, а другие — …

9. Попросите ребенка пересказать рассказ « Зима ».

Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.

10. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний» на развитие логического мышления.

Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.

11. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков. (Развитие координации речи с движением, развитие воображения)

Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили,
(«лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий
(грозить пальчиком)
Раз — подбросим
Два — поймаем
Три — уроним
И… сломаем
(Выполнять соответствующие

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям. Лексическая тема- Домашние птицы.

Рекофмендуется родителям детей старшего и подготовительного возраста для формирования лексико-грамматического строя речи на примере лексической тнмы: “Домашние птицы”.

Рекомендации по лексическим темам (зима, одежда, перелетные птицы)

Зима и ее признаки, одежда-обувь-головные уборы, перелетные птицы.

Рекомендации родителям. Лексическая тема “Весна”

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию рекомендации родителям для работы с детьми дома. Информация размещаются нами на стендах группы в детском саду и на сайте группы. Такое взаимодействие.

Рекомендации родителям. Лексическая тема “Зима”

Цель рекомендаций – расширить представления о зимних изменениях в природе (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Закреплять знания о зимних м.

09.01.2019 г Рекомендации родителям. Лексическая тема:”Зима”.

Лексическая тема: Зима. Беседа родителей с детьми о зиме, о зимних месяцах; словесные игры о зиме; упражнения по теме зима; работа по развитию мелкой моторики; существительные, прилагательные, г.

Рекомендации родителям. Лексическая тема: “ЗИМА”

Данный материал, в котором подобраны различные игры, направленные на развитие речи дошкольника ,например: “До- между – после”, “Из чего – какой?”, “Скажи наоборот.

Рекомендации родителям лексическая тема зима

Рекоменации родителям по лексрческой теме Зима.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: