Цикл занятий: Страна Красивой речи

Конспект открытого урока-игры для младших школьников. Путешествие по стране красивой речи

Автор: Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.
Описание материала: Данное мероприятие можно провести как внеклассное занятие или открытый урок по развитию речи. Данный игровой материал будет полезен педагогам – логопедам для работы с детьми, а так же подойдет в качестве развлекательного мероприятия в летнем детском лагере.

Цель:Интенсивное формирование речевого развития у детей.

Задачи:
• Развивать выразительность речи;
• Развивать внимание, логическое мышление, память;
• Развивать чувство коллективизма, умение работать в команде.

Оборудование: карточки с заданиями, наряды для инсценирования потешек.

Предварительная работа: Изготовление жетонов, дипломов и призов для команд. Изготовление карточек и картинок с заданиями.

Организационные вопросы: детей поделить на команды, выбрать капитана каждой команды, дать командам название (совместно с детьми)
ХОД УРОКА:
Педагог:
Ребята, приглашаю вас совершить путешествие по стране Красивой речи. Красивую речь приятно слушать. Какую речь можно назвать красивой? (Правильную, понятную, четкую, яркую, богатую, выразительную, с правильно произносимыми звуками). Помогут нам совершить путешествие две команды. Представьтесь пожалуйста:
Первая команда. и ее капитан.
Вторая команда. и ее капитан.

Оценивать работу команд будет жюри (представление жюри)

ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ – “ГОРОД ЗАГАДОК”

За каждый правильный ответ команда получит жетон. Команды отвечают по очереди:

Голубой платок,
Алый клубок –
По небу катается,
Людям улыбается. (Небо и солнце)
***
В лесу темно,
Все спят давно,
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова)
***
На припеке, у пеньков,
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника)
***
Серовато, зубовато,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
***
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует
Бежим по воде. (Волны)
***
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (Лыжи)
***

Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я такая? (Вода)
***
Есть один такой цветок –
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка (Одуванчик)
***
Это книга непростая:
По ней буквы изучаю. (Букварь)
***
На дереве сидела
И сыр во рту держала,
А мимо хитрая лиса
Близехонько бежала.
Кто я? Знаете?
А ну отгадайте! (Ворона)
***
Посмотри-ка, что за дом
Даже летом стужа в нем. (Холодильник)

ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – “ДЕРЕВНЯ ЗВУКОВАЯ”
“ЗВУК “Ш””

Команды по очереди называют слова, в которых в начале, середине или конце есть звук «Ш». Выигрывает та команда, которая называет больше правильных слов.

Ответы:
(шпага, шпагат, шпик, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпаклёвка, шпала, шпаргалка, шлёпанцы, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шея, шлем, шлемофон, шматок, шмель, шнур, шнуровка, шнурок, шрам, штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штора, шторм, штраф, штаны, швабра, шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкатулка, шкаф, шкурка,каша, кашалот, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша, Катюша, кошка, кушак, клавиша, клуша, мешалка, мешанина, туша, душа, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка, капюшон, кошёлка, корешок, гребешок, хорошо, кукушонок, мешок, тушёнка, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок, малыш, мыши, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, пеший, тишина, хорошист, ушиб, карандаш, гуляш, ландыш, детёныш, шантаж, камыш, мышь, шарж, мякиш, финиш, малыш, ковш, душ, коклюш, ковш, марш, малыш, проигрыш)

“КТО ТАК ГОВОРИТ?”

Правильные ответы:
Воробьи (чирик-чирик)
Синицы (тинь-тинь)
Ворона (кар-кар)
Дятел (тррр-тррр)
Снегирь (дю-дю)
Клест (цок-цок)
Свирель (тюр-тюр-тюр)

ЭСТАФЕТА “ЖУКИ” И “КОМАРЫ”

Первая команда – это «Жуки». Ваша задача по очереди добежать до финиша и обратно, но не обычно, а «ЖУЖЖА» – то есть долго на выдохе говорить букву «Жжжж». Вторая команда – это «Комары», так же по очереди бегут до финиша и обратно, но только они «ЗВЕНЯТ» – долго на выдохе говорят букву «Ззззз». Потренируемся? Команда «Комаров» -«Ззззз»! Молодцы! Команда «Жуков» -«Жжжжж»!Молодцы! А теперь все вместе! Здорово! Теперь начинаем нашу звуковую эстафету! На старт. внимание. марш!

ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ “СЕЛО СКОРОГОВОРКИ”

Скороговорки – это веселая словесная игра, шуточное произведение народного творчества. Главное в ней – научиться говорить быстро. В скороговорках фраза построена на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое и четкое произношение.

РАЗМИНКА.
Педагог проговаривает фразу несколько раз с нарастающей быстротой, дети повторяют за ним в том же темпе.
( “ПРОВОРОНИЛА ВОРОНА ВОРОНЕНКА” )

“СОРЕВНОВАНИЕ СКОРОГОВОРЩИКОВ”
Приглашаются капитаны команд. Задача медленно и громко произнести слова скороговорки, чтобы смысл был понятен всем. Затем по команде ведущего оба игрока произносят скороговорку в быстром темпе. Выигрывает тот , кто не допустил ни одной ошибки.
(«МЫ ЕЛИ, ЕЛИ ЛЕНКОВ У ЕЛИ
МЫ ЕЛЕ ЕЛЕ ЛЕНКОВ ДОЕЛИ»
)

Читайте также:
ИКТ в работе логопеда

“СЛОМАННЫЙ СКОРОГОВОРНИК”.
Команды садятся друг напротив друга. Ведущий тихо называет первым игрокам каждой команды скороговорку. Начинающие игру передают ее вторым, вторые – третьим и тд. Последние игроки встают и произносят скороговорку вслух .Выигрывает команда первая завершившая передачу текста скороговорки и не допустившая ошибки в ее окончательном произнесении.
(«ПЕС ПАЛКАН ПОПАЛ В КАПКАН»)

ЧЕТВЕРТАЯ СТАНЦИЯ “СЛОВАРНАЯ”
Я буду читать вам небольшие стишки, а вы внимательно послушайте – все ли правильно я буду говорить. Если неправильно, подскажите нужное словечко.
• На прогулку мы пойти хотели, тапочки на голову надели (Шапочки)
• Мед мишутке надоел, он машины бы поел (малины)
• Был Алеша очень рад –очень вкусный был халат (салат)
• Танюша маме помогает, посуду в койку убирает (мойку)
• Сидела миска на шкафу и вдруг как прыгнет на софу (Киска)
• У хозяйки тети Оли не хватает в супе моли (соли)
• Карлсон в форточку влетел и четыре клюшки съел (плюшки)
• Героям мы медали дали , на грудь повесили педали (медали)

ПЯТАЯ СТАНЦИЯ “СИНОНИМОВ”
Синонимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Например:
Смелый — храбрый, отважный, неустрашимый, мужественный.
Восхищение- восторг, ликование, очарование, завороженность.

Командам выдается карточка со словами. Задача команд подобрать по 4 синонима к каждому слову, кто быстрее.

1. Прикольно (интересно , занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно)
2. Круто (отлично, потрясающе, здорово, отменно, прекрасно, знатно, замечательно)

Надеюсь эта станция вам помогла найти синонимы, которыми вы теперь будете пользоваться чаще.

ШЕСТАЯ СТАНЦИЯ “ГОРОД СКАЗКИ”
Загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Пышный хвост – краса
Кто это? (лиса)

А сейчас мы на сказочной станции. Назовите сказки в которых присутствует лиса.
Каждая команда по очереди называет сказки, за каждую сказку – жетон.
(Лиса и петух, Заюшкина избушка, Лиса Алиса и котофей Иванович, колобок, теремок, лисичка со скалочкой и тд)

Ну что ж сказки о лисе вы знаете, а теперь вспомните, какие стихи, присказки и песенки в сказках озвучивает лиса
Каждая команда перечисляет:
• “Битый не битого везет”
• “Как выскочу, как выпрыгну пойдут клочки по закоулочкам”
• “Ах, какая хорошая песенка, только слышу я плохо , Сядь ко мне на носок да пропой еще разок”
• “Петушок, петушок, золотой гребешок выгляни в окошко дам тебе горошка”

СЕДЬМАЯ СТАНЦИЯ – “ДЕРЕВНЯ ПОТЕШКИ”
Мы только что побывали в городе сказок, теперь нам пора в деревню потешки.
Каждая команда инсценирует потешку, заученную ранее. Жюри оценивает выступление команд.
Примеры:

Жюри подводит итоги, награждает команды.

Педагог:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я думаю, теперь все ребята будут стараться, чтобы их речь была красивой, выразительной, правильной. Всего доброго!

Приложение:
Шаблоны жетонов

Программа дополнительного образования “Страна красивой речи”

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Старомайнский детский сад № 6

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Страна красивой речи»

Возраст детей 5 -7 лет (Старшая разновозрастная группа)

Срок реализации программы 1 год.

Павлова Ольга Александровна

Пояснительная записка.

Направленность программы: речевое развитие.

Речевое развитие детей дошкольного возраста, является одним из важнейших направлений дошкольного образования, так как имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. В настоящее время растет число детей, имеющих проблемы в становлении речи: скудность словарного запаса, нарушение звукопроизношения, трудности понимания обращенной речи и т.п., что в итоге может привести к сложностям освоения грамоты, чтения и, как результат неуспеваемости обучения в школе. К тому же дети с нарушениями развития речи имеют трудности в процессе социализации, ведь основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, дошкольник должен свободно владеть речевым общением.

Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.

Связная речь – не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы.

Логопедическая практика показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих нарушение речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы – фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Для высказываний детей с нарушением речи характерны:

– нарушения логической последовательности повествования;

– нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

– возвращение к ранее сказанному;

Читайте также:
Су Джок массажеры в логопедической работе

– длительные паузы на границах фраз;

– отчетливо выражены лексические затруднения – бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений – неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям Стандарта речевое развитие детей, посещающих дошкольное учреждение образовательного вида, включает в себя:

1. владение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Программа направлена на развитие речевого творчества детей через развивающие игры. За основу были взяты идеи Джанни Родари, который полагал, что воображение не есть привилегия избранных, им наделены все, и Танниковой Е.Б. «Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок». Родители мало уделяют внимание на развитие связной речи, мало читают детям дома сказки так как игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Наша задача помочь ребенку раскрыть в себе талант сочинителя, и в этом могут помочь развивающие игры, созданные на основе сказочных сюжетов.

Программа разработана с учетом рекомендаций ФГОС ДО и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Цель программы: Способствовать развитию связной речи детей дошкольного возраста, используя различные методы и приемы формирования монологической речи ребенка.

Формирование монологической речи.

Обогащение и активизация речи детей.

Формирование способности к составлению рифмовок, загадок, небылиц.

Развитие творческого воображения.

Развитие самостоятельности и инициативности.

Развитие интонационной выразительности речи.

Воспитание интереса к сочинительству.

Воспитание уважения к творчеству сверстников.

Отличительной особенностью программы является то, что занятия проводятся с использованием развивающих игр, способствующих развитию творческого воображения, и дают полную свободу мысли и фантазии ребенка. На каждом занятии воспитатель играет с детьми в одну-две развивающие игры, в процессе которой дети развивают фантазию, воображение, позволяющие им создавать собственные произведения.

Принципы построения программы:

Доступность, учет возрастных потребностей детей.

Систематичность и последовательность.

Наглядность – использование иллюстраций, видеоряда.

Учет индивидуальных способностей детей.

Комфортность – вера в возможности ребенка.

Принцип партнерских взаимоотношений.

Срок реализации программы 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 25-30 минут. Форма организации групповая – 5-6 человек.

Участники: Воспитатели, дети старшей группы, родители, логопед

Методы и приемы:

Игровые (развивающие, словесные, театрализованные игры)

Творческие и проблемные задачи.

Ожидаемые результаты:

1.Достаточно хороший уровень владения устной речью, умение связно выражать свои мысли.

2.Умение осмысленно подбирать слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетание в предложении новых слов с уже знакомыми.

3. Высокий уровень развития речевой творческой самостоятельности.

4. Умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Самостоятельно согласовывать и образовывать слова, строить сложные конструкции предложений.

6. Быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

7. Самостоятельно, без помощи воспитателя пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по картинам.

8. Внимательно слушать на занятиях педагога, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.

Формой подведения итогов для воспитателей станет отчет в виде презентации о работе по дополнительной программе на РМО, итоговое родительское собрание в старшей группе с показом наглядного материала и подведением итогов за год по работе с программой.

Этапы работы при обучении дошкольников сочинению сказок

Знакомство детей со сказками (чтение, беседы, рассказывание иллюстрации)

Во время чтения несколько завязок одного произведения помогают детям лучше почувствовать содержание художественного произведения, задуматься над поступками героев.

Во время беседы предлагаются задания:

-Упражнения на развитие словаря детей;

– Постановка проблемного вопроса поискового характера: «Всегда ли, зачем, почему, если бы?», пример « А если бы дед в сказке не потерял рукавичку, где бы зимовали герои?»

Читайте также:
Программа по развитию речи 'Речевичок'

Упражнения «Заколдованный лес», «Тридевятое царство», «Сказочная дерев-

ня» формировать умения рассказывать о времени и месте, где разворачивается сюжет сказки

– Придумать новые названия для известных сказок, например «Колобок» придуманы были новые названия «Непослушный, Колобок», «Путешествие Колобка»

– Задания «Расскажи о любимом сказочном герое», «Сравни сказочных героев» учат описывать характер сказочных персонажей и описывать внешний облик.

После знакомства со сказкой предложить детям что – нибудь сделать: вырезать, склеить изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему «Кто помог деду вытянуть репку», «Кто жил в теремке?»

Отражение эмоционального отношения ребенка к художественным произведениям через аппликацию, рисование, лепку, изготовление атрибутов к драматизации.

Использование схематических изображений.

К сказке «Три медведя»: Придумай сказку наоборот – три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома у нее никого не было, как повели себя медведи?»

К сказке «Курочка Ряба»: «Придумаем продолжение сказки – добрая курочка снесла золотое яичко, но оно было волшебным..»

Разыгрывание сюжета сказки.

В игровых упражнениях «Интервью у сказочного героя», «Беседа чудесных друзей» необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.

Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:

– нести очень «тяжелый чемодан»;

– дотянуться до высоко висящего яблока, соврать его, откусить, оно кислое;

– передать друг другу веревку, произносить слово «Змея»

– «встретили друга» (улыбнулись)

– «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза)

– «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом)

Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.

Изготовление дошкольниками по собственным сказкам иллюстрированных книжек – самоделок, записывали сказочные истории.

Цикл занятий «Страна Красивой речи»

С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Причины связаны не столько с медицинскими факторами, сколько с изменившимися социокультурными условиями, в которых растут нынешние дети. Родители сегодня все меньше времени уделяют детям, подменяя своё общение с ними телевизором, компьютером. Таким образом, ребёнок не получает полноценную речевую среду. Кроме того, он лишён телесного опыта, что тоже приводит к недоразвитию речи.

К сожалению, не все родители понимают, что речь – инструмент развития психики человека, а детство — самый благоприятный возраст для интеллектуального развития. В школе таким детям тяжело усвоить школьную программу, овладеть письменной речью. Это усугубляется значительным уменьшением объема словаря «среднего человека», резким падением грамотности, расшатыванием языковой нормы. Наблюдается «варваризация русской речи», засорение языка, утверждает агрессивно-императивный стиль общения. Побеждает «речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка».

В связи с этим, нами разработан цикл занятий «Страна Красивой речи», направленный на повышение культуры речи учеников.

Цель занятий – привлечь внимание детей к речи. Дать элементарные знания о том, из каких компонентов состоит речь. Показать детям, какую роль для человека играет речь, почему её необходимо развивать.

Данные занятия проводятся с учащимися 2 – 3 классов. Ведущими могут быть психологи, логопеды, учителя начальных классов.

Цикл занятий состоит из 3 встреч. Мы расскажем о содержании первой встречи.

Первое занятие начинается с того, что ведущие и дети стоят перед дверью в класс. Они предлагают детям поиграть. Игра будет называться «Путешествие в страну речи». Всего путешествий будет три. Сегодня первое путешествие. В любой игре существуют правила. В этой игре их буде три:

1. Правило «Правой руки». Когда кто-то захочет сказать, он поднимет правую руку;

2. Правило «Стоп». Им пользуются тогда, когда есть какое-то нарушение. Необходимо хлопнуть в ладоши;

3. Уважать друг друга, не перебивать, не обзывать, не смеяться, если кто-то ошибся;

Тот, кто нарушит правило, садится на «Стул размышлений» до окончания упражнения?

Затем проводится вступительная беседа о том, что все направляются в волшебную страну. Там красиво и правильно говорят, умеют выражать свои мысли, чётко произносят звуки, без ошибок пишут и читают.

Ведущие предупреждают детей о том, что сейчас они скажут волшебное слово и «усыпят» речь. Говорить никто не сможет. Все будут молчать. Проснётся речь только после того, как они произнесут волшебное слово ещё раз. Произносится «волшебное» слово (грибли). Все молча заходят в класс и рассаживаются за парты. Через две три минуты речь «будят».

С детьми беседуют о чувствах, которые они испытывали, когда речь спала. Может ли человек жить без речи, для чего человеку речь? Из чего, по мнению детей, состоит речь? Ведущие просят подумать детей, всегда ли они умели так говорить? Отличается ли их речь от речи маленьких детей, если отличается, то чем? Сравнить речь учеников и речь педагогов, родителей. Детей подводят к мысли, что речь развивается вместе с человеком и необходимо воспитывать красивую и правильную речь. Какая речь красивая и правильная (уметь выражать свои мысли, чётко произносить звуки, без ошибок писать и читать, т. к. письмо и чтение это тоже речь, но письменная). Как воспитывать речь? Детям предлагается подумать и сказать, как они воспитывают своё тело, чтобы оно было крепким и здоровым (необходимо делать зарядку, заниматься спортом …). Ведущие говорят о том, что для воспитания речи тоже есть специальные упражнения. Некоторым из них они сейчас обучат детей.

Читайте также:
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи для детей с ОНР

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ И СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ:

Встать ровно, потянуться рукой вверх, как будто срываем с дерева фрукт. Пятки от пола не отрывать. Бросить руку вниз. Повторить это же движение другой рукой.

Встать прямо, поворачивать туловище вправо, влево. Руки свободно вращаются вместе с туловищем. Пятки от пола не отрывать

Сделать долгий вдох носом и долгий выдох ртом «Х…».

Потереть ладошку о ладошку и подышать на них «Х-х-х…»

Сделать вдох носом, вытянуть губы вперёд и выдыхать ртом, не надувая щёк, как будто надуваешь шарик.

РАЗМИНКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Рот приоткрыть, быстро водить языком по верхней губе внутрь и наружу.

• «Конфетка за щекой»

Рот закрыт, кончик языка упереть то в одну щёку, то в другую.

Приоткрыть рот, поцокать языком.

Губы вытянуть то в улыбочку, то в трубочку.

Рот закрыт, надуть щёки, имитировать полоскание рта.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСА

Разделиться на две команды. Первая команда произносит слова и короткие предложения громко, вторая их повторяет тихо. Первая произносит низким голосом, вторая высоким. Затем команды меняются ролью. Предложения могут быть повествовательные, вопросительные, восклицательные:

– Полдень, дорога, мне весело …

– Я ученик, за окном холодно …

УПРАЖНЕНИЯ НА ЧУВСТВО РИТМА

• «Отхлопай, как я»
• «Отстучи ногами, как я»
• «Поезд»

Ведущий задаёт темп (быстрый, средний, медленный), имитируя стук колёс: «та-та-та-та…»

УПРАЖНЕНИЯ НА РИФМУ

Проводится беседа о рифме. Рифма – это созвучное окончание стихотворных строк. Например: пушок – пирожок, арбуз – карапуз, конфетка – отметка, двор – забор. Детям предлагается самим определить слова, которые рифмуются: Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша (Саша — каша). После этого они пробуют закончить стихи самостоятельно:

Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую (лису)

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет (кошка)

Тише мыши, тише мыши,
Кот сидит на нашей (крыше)

Маленькие ножки
Бежали по (дорожке).

Малыши в лесок пошли,
Много веток принесли.
Молодцы, они хотят
Накормить своих (козлят).

Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются (бумажки).

На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это (нас)!

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Детям предлагается прослушать стихотворение. Подумать какие чувства оно вызвало. Выбрать те карандаши, которые этим чувствам соответствуют, во время повторного прослушивания эти чувства нарисовать:

Проводится выставка рисунков «Настроение нашего класса». Ведущие вместе с детьми обсуждают их.

По желанию, можно это стихотворение написать на доске и прочитать в конце занятия хором.

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчике,
Красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
А. Прокофьев

Материал подготовлен коллективом логопедов МБОУ ДО УМОЦ г. Королёв:

Учитель логопед высшей категории: Ямпольская Анна Борисовна
Учитель-логопед высшей категории: Лебедева Ольга Ивановна
Учитель-логопед II категории: Уздемир Анна Николаевна
Учитель логопед II категории: Любимова Марина Николаевна

Комплексное занятие «Путешествие в страну Красивой речи»

Лариса Старосельцева
Комплексное занятие «Путешествие в страну Красивой речи»

(Музыка «Дорогою добра». Дети стоят в кругу)

– Здравствуйте, ребята! Ключ, который открывает замки в душах людей, – это улыбка, так давайте же сейчас подарим друг другу улыбки.

– Стань дружок скорее в круг.

Справа-друг и слева — друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Молодцы! Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по сказочной стране Красивой речи, где нас ждёт много удивительных открытий, тайн и волшебства! Вы согласны?

Только на чем нам отправиться в путь. Конечно, же, на чем-то не обычном и почти волшебном. На воздушных шарах.

А вот и они. Выбирайте шарики, какие вам нравятся, держитесь по- крепче за ленточки. Полетели.

(Звучит спокойная музыка. Дети идут по кругу)

(На экране появляется картина волшебной страны Красивой речи)

– Смотрите, ребята, какая красивая страна. А ведь это и есть страна красивой речи.

(Встаём и перестраиваемся в полукруг)

(Дети перечисляют,что изображено на картине: красивый замок, яркое солнце, богатая зелень и т. д.)

Звучит музыка выходит Хозяйка Страны Красивой речи.

– Здравствуйте ребята, я Хозяйка Страны Красивой речи. Я рада приветствовать вас. Ребята, вы знаете какая речь называется красивой?

Читайте также:
Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

Каждый день, всегда везде

На занятиях, в игре-

Громко четко говорим,

Никуда мы не спешим

Если хочешь ты ответить,

Не шуми, только руку подними.

Все правильно и внятно,

Что б было всем понятно.

(Звучит гром и молния. Картинка стала черно- белой. Пропало солнце.)

-Ребята, случилось ужасное, нашу страну заколдовал злой Кощей Бессмертный. Он похитил лучики солнышка и оно загрустило. В разноцветной стране красивой речи стало тихо, темно и печально.

(Воспитатель указывает на экран, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков)

-Ребята, давайте поможем солнышку! Чтобы расколдовать лучики, нужно выполнить задания! Поможем жителям этой сказочной страны?

-Тогда садитесь скорее на стульчики! Вот и первое задание

-Перед вами лежат шарики. Это не простые шарики. Возьмите их в ладошки. Что они вам напоминают?

-Покатайте их по ладошкам, покатайте по- сильнее нажимайте.

Повторяйте за мной все движения и слова.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

-Ой, ребята, пока мы разминали наши пальчики северный ветер пригнал тучи на нашу страну. Небо стало хмурым. Давайте все вместе подуем, что бы тучи разошлись как можно дальше с нашего небосвода. (Не забываем, что мы губы держим трубочкой, щеки не надуваем, набираем побольше воздуха дуем долго, плавно)

Ну, вот тучи и разошлись. Стало на душе светлее. Самое время спеть веселую попевочку.

(Под музыку поют попевки)

-Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Посмотрите на экран, у солнышка появились лучики. Значит мы на верном пути. Вам надо продолжать путешествие по моей стране красивой речи. А я буду за вами наблюдать и свою страну от зла оберегать.

-Да, нам надо учиться красиво, говорить и тем самым помочь солнышку отыскать остальные лучики.

Начинаем скороговорить скогоговорки. А помогут нам картинки.

Дальше бой скороговорок разрешаю вам начать

Кто-то будет скороговорить.

Остальных прошу молчать.

Шёл Егор через двор,

нёс топор чинить забор.

У Сашки в кармашке шишки да шашки.

-В теперь внимание.

Без углов дом не строится, а без пословицы речь не молвится.

Есть у вас пословицы?

Не даром говорится –дело мастера боится.

Дерево ценят по плода, а человека по его делам.

Землю солнце красит, а человека труд.

Добро потеряешь, опять наживешь, друга потеряешь- уже не вернешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Без родины милой, будешь ты птицею бескрылой.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Делу время, потехе час.

Жизнь дана на добрые дела.

Кончил дело, гуляй смело.

Ребята посмотрите у солнушка лучики появились

– Продолжаем мы играть, предметы одним словом называть.

(Кепка, шака, шляпа, пилотка;

диван, кресло, шкаф, кравать, стул;

повар, шофер, плотник, продавец, врач)

А теперь поиграем наоборот : обувь, одежда.

– Молодцы. Что же лишнее у нас?

(серьги, браслет, бусы, кузнечик;

Белка, медведь, собака, лиса;

Самолет, машина, поезд, корова).

А, сейчас, ребята, предлагаю отдохнуть. Давайте выйдем и присядем по-турецки на ковер. Следите глазками за моей волшебной палочкой.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

-А теперь веселая детвора все внимание сюда. Вот вам кузовок. Кладите все слова в него, которые заканчиваются на ОК.

Я положу в кузовок клубок…. (платок, сахарок, значок, замок, пирожок, творожок, кулачок, каблучок, родничок, кабачок, кружок, носок, чулок, венок)

Ребята посмотрите у солнышка появились новые лучики.

– А теперь ребятки не зевайте слово быстро изменяйте

Игра «Один-много»

На берегу росла сосна, а рядом с нею сосны.

Горит прекрасная звезда, а рядом с нею звезды.

Стал красным, красным помидор, а рядом помидоры.

Вот гном один вот гном второй, а вместе это гномы.

Молодцы, вы, малыши, поиграли от души. Вот что значит русская душа, до чего же хороша. В хороводе отличись и весельем зарядись.

(Физминутка «Матрешки»)

-Смотрите, ребята, у солнышка появились новые лучики. Здорово!

-Какие вы молодцы, вы так трудились старательно. И мне вас всех хочется обнять, погладить. Давайте хотя бы назовем друг друга ласково, передавая друг другу добро.

-Ребята, вы знаете много сказок. Скажите лиса в русских народных сказках какая? А волк какой? Давайте всем покажем и расскажем, какие они.

(Инсценировка.)

В стране красивой речи стало так грустно, что даже все сказки перемешались.

Давайте разберем их и сложим по порядку.

-Какие сказки мы собрали?

Читайте также:
Дидактические игры в работе логопеда и воспитателей

-Кто хочет, подари нам эту сказку?

– Ребята, смотрите у солнышка появились все лучики. Оно засияло.

А вот и мастерская. Давайте заглянем туда и сделаем для солнышка подарок разноцветные бантики. Это будет так приятно. Вы согласны, друзья.

Вот и готовы наши подарки. Принимай-ка солнышко бантики на память.

Солнце с бантиками

Солнце улыбается, все в красках.

– Ребята, какое солнышко? (Яркое, теплое, лучистое, желтое, доброе, милое, нарядное, ласковое, смешное, радостное, веселое, любящее)

Посмотрите, лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все. Все ожило, заиграло красками. Злое колдовство мы победили.

(Дети встают в кружок)

-Молодцы ребята, и в знак благодарности я приготовила для вас вот такие замечательные награды.

А эти награды для ваших гостей. Вернетесь в садик, обязательно их передайте.

-Ну что ж настало время со сказкою прощаться.

-До свидания, друзья!

Домой в детский сад пора нам возвращаться!

А чтобы нам из волшебства вернуться к шарам нам нужно повернуться, за ленточки будим крепко держаться домой всем надо возвращаться. Полетели!

-Вот мы и вернулись. Здесь ждут нас гости. Давайте расскажем что нам больше всего понравилось в стране красивой речи. (Ответы детей) .Ребята, какое задание для вас было самым трудным, какое легким?

Я думаю, что вы все будите любить свой родной язык и стараться говорить красиво.

Дорог мне язык родной.

С колыбели мир огромный.

Он открыл передомной.

Как птицу раннею весной

Влечет к родным местам.

Так всей душой мы любим родной русский язык

И свой любимый Курский край.

Любой из нас пришел на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Но при всем при этом.

Должны мы четка и красиво говорить.

Прикреплённые файлы:
zanjatie_hq9h8.ppt | 13203 Кб

Конспект занятия «Путешествие в сказочную страну Красивой речи» Программное содержание: Образовательные: – закреплять и расширять представление детей о гласных и согласных звуках; – совершенствовать практические.

Комплексное физкультурное занятие «Путешествие в страну мячей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» Комплексное физкультурное занятие Тема: «Путешествие.

Конспект итогового занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения, добиваться полного ответа детей на вопросы. Задачи:.

Конспект НОД «Путешествие на планету речи». Бинарное комплексное занятие (подготовительная к школе группа) Бинарное комплексное занятие по развитию грамоты и рисованию Тема: Путешествие на планету Речи Место проведения МБДОУ № 49 «Золотой петушок».

Конспект образовательной деятельности. «Путешествие в страну Красивой и правильной речи». (подготовительная группа) Конспект образовательной деятельности Возрастная группа: подготовительная Образовательная область: Речевое развитие Непосредственно образовательная.

Развлечение «Путешествие в город Красивой речи» Муниципальное общеобразовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида» №32 поселка Раздольное Надеждинского района Развлечение.

Логопедический праздник «Путешествие в город Красивой речи» Ход логопедического досуга: Логопед: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Вы любите путешествия? Я хочу пригласить всех вас совершить.

Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Технологическая карта ООД в старшей группе. Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: «Путешествие в страну Красивой речи» Целевые.

Путешествие в страну Красивой речи конспект итогового занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе Цель: закреплять знания, полученные в течение учебного года. Задачи: Образовательные 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2.

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

«Детский сад № 46 «Светлячок»

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.

2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

4. формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование: солнце с лучиками, запись мелодии «волшебной музыки»

1. Организационный момент.

– Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Попадая в эту сказочный город люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

– Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Читайте также:
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Только руку подними.

-Итак, отправляемся в город Красивой речи. (Включается сказочная музыка)

Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома,заводы,леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

2. Основная часть.

-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.0

Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

– Замок, мы открыли, молодцы!

-Ой, ребята, а здесь письмо!

Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:

Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать нам наш город!

-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.

– Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!

-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку .

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением животных)

«Назови ласково» Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково.

Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сада и огорода)

«Назови одним словом»

– груша, яблоко, персик, слива (фрукты)

– тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

– помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

– укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)

(Ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги

по количеству гласных звуков, голосом выделяя ударный слог. )

Гру – ша, сли – ва, ли – мон, пер – сик, аб – ри – кос,

а – пель – син, ман – да – рин, яб – ло – ко.

Где растут фрукты? (В саду) Кто ухаживает за садом? (садовод)

Как называются растения, которые растут в саду? (садовые)

Назови, какие слова – родственники мы с тобой произнесли.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом)

– самолет, вертолет, истребитель, дерево

-апельсин, катер, теплоход, лодка

-машина, мотоцикл, кузнечик,

– велосипед, самокат, мопед, квадроцикл, стол.

Физминутка «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на речку)

Ребята,скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. ( Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» ( Звучит аудиозапись « Звуки реки») ,

-Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети. В реке могут жить рыбы.

Ах, дети, дети, у жителей города случилась беда –рыбок в речке заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Воспитатель открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

-А какие рыбы у нас остались?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

– Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Читайте также:
Родственные слова - конспект

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

Волшебный огонек, помоги,

Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением завода)

– В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:

– Матрешка из дерева…

– Если ручка сделана из пластмассы, то…

-мальчик с широкими плечами-…

-Блюдце из фарфора…

Волшебный огонек, помоги

Нам дорогу укажи.(В. светит на плакат с изображением деревьев)

В:- На что упал этот лучик?

В: А на дереве , посмотрите что есть? Листочки есть?

Д:- Нет, листьев нет.

В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья ? Для этого мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Сахар – соль

Чистота – грязь

Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

(На каждом листочке написано слово – дети называют ему противоположность и воспитатель наклеивает листок на дерево)

-Ребята,а из чего состоят слова? Из звуков.

-На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

-Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

-Давайте назовём их. А,О,У,И,Ы,Э

-А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

-Назовите их Б В Г Д Ж З и т.д.

-А сейчас приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах?

рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

Ваза, мимоза, берёза, гроза, зубной, музыка.

Закрепление

-Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательном городе. Какое оно? .

– Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все

-Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо! »

-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.

-Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

Все для развития ребенка

Развивающие игры для детей, творчество, игрушки своими руками

37 игр для развития мелкой моторики рук у детей

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

(В тексте приведены ссылки для справки).

Игры для детей 0+

♥ Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

♥ Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, сенсорные мячики (Алиэкспресс), тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте сенсорные коробки.

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами — отличный инструмент для массажа детских ладошек.

♥ Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

♥ Создайте своими руками развивающую доску бизиборд с различными текстурами и предметами, которые малыш будет трогать, сжимать, тем самым совершенствовать мелкую моторику рук. Важно, чтобы все объекты доски были безопасными для ребенка и игра проходила под вашим присмотром! Заготовки для изготовления бизиборда вы можете приобрести на Алиэкспресс, или заказать уже готовый (Алиэкспресс).

♥ Предложите поиграть с бумагой различной текстуры (салфетки, вощёная пекарская бумага, гофрокартон, газета и т д). Покажите как мять и рвать. Продемонстрируйте, что большой лист бумаги может стать небольшим комочком, который можно катать и бросать. Заверните в фольгу или бумагу маленькие игрушки и предложите ребенку развернуть сюрпризы.

♥ Сделайте отверстие в картонной коробке и покажите ребёнку как проталкивать небольшие предметы (мячики, салфетки, ленты , грецкие орехи, крышки — что угодно), можно прорезать несколько отверстий разного диаметра, сделать нечто вроде самодельного сортера. Например, сортер из контейнера для салфеток.

♥ Разложите на полу/столе мелкие предметы (кусочки бумаги, фасолинки, орехи, нитки, маленькие лоскутки) и предложите собрать это в заранее приготовленную посуду. Даже если малыш будет просто так пытаться поднять эти предметы — уже полезно.

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи

♥ Приклейте к столу/доске маленькие игрушки при помощи пластыря или малярного скотча и попросите малыша освободить пленников из заточения.

♥ Посадите ребенка к себе на колени. Возьмите пару блоков Лего или другого конструктора. Покажите как соединять и разъединять блоки. После, соедините детали вместе, держите своей рукой за нижний блок и предложите ребенку отсоединить верхний блок.

‼Пожалуйста, не забывайте, все подобные игры — строго под наблюдением мамы!

Игры для детей 2+

♥ Предложите ребёнку кусочек солёного теста (рецепт тут) или мягкого пластилина типа Play doh (в Озоне: промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ, в Май-Шопе) и пригоршню бусин, фасоли и гороха, мелких макарон или игрушек и предложите испечь для кукол кексы.

♥ Смешайте в большой миске различные виды круп, также можно использовать разные орехи, фасоль, те же бусины, небольшие игрушки, стеклянные шарики Марблс и предложите рассортировать их по разным мисочкам.

♥ Книжки с окошками и с клапанами. Дети любят яркие книжки, а ещё больше любят с ними играть. Выберите такие книжки, которые позволят маленьким пальчикам поработать. Например, серия «Книжки с кошками» — это красочные книжки с яркими иллюстрациями и простыми понятными текстами об окружающем мире. А под клапанами на страницах книги прячутся животные и познавательные элементы.

♥ Сделайте простую аппликацию из крупы «Мышка» (шаблон для печати тут).

♥ Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

♥ Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

♥ Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати тут).

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ:

♥ Покрасьте рис (рецепт тут), если вы ни разу этого не делали — подарите себе полчаса тишины и покоя, пока ребёнок с удовольствием будет перебирать радужную массу.

♥ Порисуйте пальчиковыми красками или попробуйте необычное рисование на зип-пакете.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

♥ Шар Орбо — отличный тренажер для маленьких пальчиков. Задача — перекатить все шарики в отверстия соответствующего цвета. Такая игра надолго займет ребенка, научит его логическому мышлению и поспособствует развитию мелкой моторики (Алиэкспресс, Озон: промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ).

Игры для детей 4+

♥ При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

♥ Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

♥ Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны тут): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

♥ Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

♥ Всевозможные игры с пинцетами (Алиэкспресс). Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.♥ Игры с пипеткой (Алиэкспресс). Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

♥ Наклеивание мелких наклеек (Алиэкспресс).

♥ Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

♥ Лепка. Идеи для занятий смотрите тут.

♥ Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите тут.

РЕКОМЕНДУЕМ НА ЛАБИРИНТ.РУ

♥ Пазлы. Вы сами можете сделать простой пазл из блоков конструктора и фотографий.

♥ Мозаика. Особенно, детям понравится делать поделки из термомозаики.

♥ Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

♥ Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

♥ Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

♥ Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в Май-Шопе, Алиэкспресс).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (Алиэкспресс).

Доска «Развиваем основные навыки» в виде сумки поможет вашему малышу научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в Лабиринте, в Май-Шопе).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Читайте также:
Конспект: Дифференциация звуков Ш-С в словах и предложениях
Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в Лабиринте, в Май-Шопе).
Игрушки с Алиэкcпресс для развития мелкой моторики: шнуровки и застежки (Алиэкспресс), плетение (Алиэкспресс)

Подборка лучших игрушек для развития мелкой моторики на Озоне (промокод OZONBDJ91B на скидку + 300 руб. на первый заказ).

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в Pinterest!

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо — монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Понравились идеи — поделитесь друзьями в соцсетях, нажав на кнопку ниже!

Тренажер для развития мелкой моторики

Тренажер для развития мелкой моторики поможет ребенку научиться различать ощущения от кончиков пальцев, разовьет мелкую моторику, логику, мышление.

«Ум ребенка — на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин «ловкость».

Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

На логопедическом занятии мелкую моторику можно развивать с помощью массажа, пальчиковых игр и так далее.

Здесь стоит вспомнить, что для появления результата необходима заинтересованность детей, а для некоторых детей обычные пальчиковые игры, например, без зрительного и тактильного подкрепления, неинтересны.

Таким образом, возникает необходимость создания дидактического пособия для развития мелкой моторики пальцев рук. Таким пособием, на мой взгляд, можно считать разработанный мною тренажер для развития мелкой моторики «А на полянке…».

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук

  • сформировать тонкие движения пальцев рук
  • научить дифференцировать пальцы рук
  • развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук. -обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей
  • сформировать кинетические и кинестетические навыки.

Описание : тренажёр состоит из семи полей с разным содержимым (полянка).

  • первое поле – пуговицы,
  • второе – бусины (нить из бусин лучше не приклеивать, чтобы в дальнейшем менять узоры),
  • третье – ленты для завязывания бантов,
  • четвертое – шершавые поверхности,
  • пятое – мягкие поверхности,
  • шестое – лабиринт,
  • седьмое (сменное) – пустой лист для рисования.

Воздействие тренажера: работая с тренажёром, ребенок учится различать ощущения от кончиков пальцев, развивает мелкую моторику, тренирует мышцы рук, учится переключаться с одного мануального движения на другое, формирует тонкие движения пальцев рук, развивает логику, мышление.

Правила работы: работа с каждым полем ведётся отдельно, последовательно. Все движения выполняются в начале ведущей рукой, а затем неведущей. Логопед объясняет ребенку, что непоседа Машенька, гуляя в лесу, нашла чудесную полянку с необычными предметами.

Далее логопед предлагает ребенку вместе с Машенькой прогуляться по полянке.

1 поле – посчитать с закрытыми глазами пуговицы, обвести каждую пальцем.

2 поле – провести с закрытыми глазами пальчиками по линии бусинок.

После работы с вторым полем логопед направляет руку ребёнка к пуговице или бусинкам и спрашивает какой предмет ребенок ощущает

3 поле – попросить ребенка завязать банты

4 поле – плотно приложить пальцы, а затем ладонь ребенка к поверхности поля и провести спиралевидные движения сначала каждым пальчиком по отдельности, а затем всей ладошкой. Спрашивать какие ощущения возникают у ребенка

5 поле — работа аналогична работе 4 поля, но с мягкой поверхностью

6 поле – предложить ребенку провести карандашом линии выхода из лабиринта и помочь Машеньке найти выход из леса

7 поле – попросить ребенка нарисовать фигуры, рисунок, буквы (в зависимости от уровня обучения).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: