Тренинговые упражнения для развития воображения у детей с ОНР

Тренинговые упражнения как средство развития когнитивных способностей детей младшего школьного возраста с недостатками в устной и письменной речи

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие ученые и художники. Французский философ-просветитель и писатель XVIII в. Дени Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком…. Воображение — это способность вызвать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

Воображение – способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. Это очень важный психический процесс, присущий только человеку. С его помощью мы можем изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, оно способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Природа воображения

Как уже отмечалось, процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем, нечто новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим.

Очень сложна связь и взаимодействие воображения и речи. С одной стороны известно, что словесно описать можно лишь устойчивый образ. Если образ недостаточно отчетлив, то при попытке описать его он может распасться. Но при повтором воспроизведении образа вербализация становится более устойчивой. Поэтому речь играет важную роль в создании устойчивых образов. Это относится ко всем образам – восприятия, памяти и воображения.

С другой стороны, данные психологических исследований свидетельствуют, что развитие воображения не зависит от развития речи и низкий уровень речевого развития не означает бедности воображения.

Трудности в описании образов, однако, могут осложнить ребенку игру, учебу, помешать ему избавиться от излишних страхов.

Примечательно исследование В.В. Степановой. Ею был обнаружен примечательный и отчасти парадоксальный факт: дети-первоклассники, испытывающие трудности на стадии первоначального формирования умений каллиграфии, имеют низкий уровень развития воображения; наоборот, дети, успешно осваивающие эти умения, обладают сформированным воображением.

Возникает вопрос: как же соотносятся эти, казалось бы, столь разные (если не сказать — полярные) явления?

Можно предположить, что ребенок затрудняется писать красиво, поскольку не способен увидеть “со стороны”, “глазами других” то, что он делает. Ему бесполезно лишний раз “разжевывать инструкцию”, бесполезно ужесточать контроль за выполнением задания. У ребенка отсутствует “интегральный взгляд” на себя, основанный на воображении. Этот “взгляд” при благоприятных условиях формируется в дошкольных видах деятельности (в первую очередь — в игре), т.е. происходит задолго до того, как ребенку начинают целенаправленно прививать какие-либо учебные умения (допустим, те же каллиграфические).

Воображение – познавательный процесс, и он имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность мозга. Анализ помогает выделять отдельные части и признаки предметов и явлений, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Механизмы или приемы создания образов воображения

Сущность воображения заключается в особенности и способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, умением переносить на другие предметы.

Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов в новых, в более или менее необычных комбинациях. Но комбинирование – это творческий синтез, е не простая сумма уже известных частей, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Частный случай комбинирования – агглютинация (от лат. – приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, например, кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет.

Акцентирование – подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто пользуются в рисовании карикатур и дружеских шаржей. Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях: утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета; гиперболизация – преувеличение или миниатюризация – преуменьшение Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Противопоставление – это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. Например, сделать неподвижное подвижным, как в сказке «По щучьему велению» — печка начинает ездить.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Этот механизм часто используется при создании литературных образов – на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Типизация самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Знание этих приемов даст возможность управлять созданием образов, позволит научиться тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.

Виды воображения

Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых образов.

По этому критерию различаются:

Произвольное, или активное, воображение – процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением.

Именно этот вид воображения следует специально развивать.

Непроизвольное, или пассивное, воображение – это свободное, неуправляемое возникновение образов, непроизвольное воображение действует тогда, когда человек фантазирует или мечтает без определенной цели, спит или дремлет.

Существует мнение, что самое богатое воображение – воображение дошкольника. Однако это не так.

Богатство воображения зависит от жизненного опыта человека. У ребенка опыт беднее, чем у взрослого, поэтому материал для создания образов воображения у него меньше.

Но ребенок не так стеснен условностями, меньше контролирует себя, поэтому он легче отвлекается от реальности, можно сказать, «отлетает» от нее.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии, кроме того, в этом возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения.

Основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности.

Читайте также:
Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему

У каждого ребенка есть воображение, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Некоторые дети да степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит учитель, или что написано в учебнике.

Эти особенности воображения необходимо учитывать. Надо знать не только то, как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.

Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение, а увлекать его.

Методические рекомендации по развитию когнитивных компонентов и по визуализации — воображение.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка.
В единой капле бесконечность
И небо в чашечке цветка
Можно увидеть в травинке Вселенную.
(Уолт Уитмен Блейк)

Леонардо да Винчи в своих «Записках» писал: …. «Совсем не трудно остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене или угли в огне, или облака, или грязь…. Там вы сможете найти потрясающие идеи …. Это может показаться смешным и нелепым, — но, тем не менее, очень полезно для того, чтобы вдохновить ум на различные изобретения» (цит. по Вину Венгеру и Ричарду Поу «Неужели я гений?»).

Почему бы не прислушаться к советам гения? Тем более, что этот способ развития воображения давно взят на вооружение психологами и широко применяются узкими специалистами, в частности, учителями-логопедами.

Что же можно предложить ребенку для развития воображения, хорошей визуализации?

Прежде всего, это самые различные пятна, они могут быть как многоцветные (красочные), так и одноцветные, кляксы, тучи, плывущие по небу, и, даже, разлитая на стол жидкость. Все эти манипуляции с пятнами добавляют связи между клетками головного мозга, а степень развития ребенка зависит не от количества нервных клеток, а от количества нейронных связей между ними.

Рисунки рассматриваются со всех сторон – дети ищут «спрятанные» в пятне фигуры, очертания предметов. Они могут быть какие угодно реальные или фантастические.

«Воображение важнее, чем знания, потому что знания ограничены. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции» писал Альберт Эйнштейн.

Различные фотографии пейзажей, интерьеры комнат и т.д. Постарайтесь «войти» в картинку вместе с ребенком, побуждайте его пройти по дорожке за пределы пейзажа. Пусть он осмотрится, увидит, что там дальше. И идет до тех пор, пока он видит продолжение.

Нарабатывайте с ребенком связи!

– У вас выросли крылья и стремительно взлетаете вверх, или вас кружат невероятной силы воздушные потоки? Представьте студеный ветер с гор и облака, которые мешают рассмотреть то, что спрятано в горах…… Увидьте ее!

– Вы прошли безбрежное море лесов и озер, вы бесконечно устали…. И вдруг перед вами ветхий домик.

– Чей он? Старушки, а может леприконов, ищущих золотые монеты, хотя нет… Бабы-Яги! Они хотят помешать вам, увидеть картину за пределами гор. А ты возьми, перехитри их, или раскрась цветными карандашами домик и преврати его в тот дом, где живут твои любимые герои. Уж они-то наверняка тебе помогут перейти эти вершины и увидеть….

– Пройди по камешкам, куда они тебя приведут? Пройдись влево, затем направо. Вообрази, как можно быстро попасть за горы и мысленно заглянуть – а что там?

– Не говори, что не умеешь рисовать, тебе поможет твоя «вообразилка». Просто дорисуй картинку для себя как получится, и преврати фрагменты в какие-нибудь картинки.

Педагогам необходимо уделять достаточное внимание развитию воображения у детей, создавать условия для активизации этой психической функции. Воображение способствует представлению отсутствующих или не существующих в реальности объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Любое обучение связано с умением что-то представить, вообразить. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознавать абстрактный материал и им, при общем недостатке жизненного опыта, требуются аналоги, опоры, на помощь приходит воображение.

Всем известно, что одна из наиболее школьных форм школьного обучения – написание сочинений, а в устной речи – творческое рассказывание. Ученикам с хорошо развитым воображением с таким заданием справиться не составляет никакого труда. Это легко объяснить – воображение тесно связано с речемыслительными процессами, восприятием и памятью.

«Рецепты» для педагогов

В основу всех конспектов занятий составляют игры, которые, по мнению психолога А.Н. Лука, «с их свободным полетом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления».

Общим элементом для этих игра с художественным содержанием является их творческий характер. Мир игры связан с воображением. Игра – это, прежде всего, воображаемая ситуация, ее участник выстраивает свой собственный, субъективный мир в своем воображении.

Гусакова Наиля Фаритовна,
учитель-логопед МАДОУ ДС КВ «Ручеёк»,
г.Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменской обл.

Развитие связной речи в процессе формирования воображения у детей д в с ОНР

Ольга Торопова
Развитие связной речи в процессе формирования воображения у детей д в с ОНР

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливают некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, с трудом справляются с такими заданиями,как: составление рассказа по серии картин, по сюжетной картине, составление описательного рассказа по игрушке, придумывание сказки, рассказа по заданному началу. Почему же дети затрудняются выполнить все эти задания? Да всё потому, что они сосредотачивают свой взгляд только на том, что видят перед глазами в данный момент и не могут отойти от этого, т. е. представить, что было до того, а что после – не могут пофантазировать. Недостаточное развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи и недостаточное развитие психических процессов слились воедино.

Читайте также:
Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики

Изучив особенности детей с общим недоразвитием речи,я сделала вывод: для того, чтоб научить детей связному, последовательному рассказыванию необходимо развивать не только речевые навыки детей, но и психические процессы, в частности воображение.

Л. С. Выготский подчеркивал связь воображения ребенка с речью. Он считал, что “. очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоение речи. “.

Существует три группы факторов, показывающих связь речевого развития ребенка с воображением:

• само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развивает его воображение;

• задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения;

• не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.

Современные исследования, направляемые на выявление роли слова в развитии воображения, весьма не многочисленны.

Изучением особенностей проявления творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи и использование практических приёмов для активизации воображения занимались В. П. Глухов, Е. М. Мастюкова, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцова. Однако, вопрос развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, остаётся в настоящее время мало изученным, недостаточно существует методик, направленных на изучение и коррекцию данного аспекта. Поэтому проблема более глубокого разностороннего изучения воображения, развитие связной речи в процессе формирования воображения у детей с нарушениями речи является актуальной и значимой для дошкольной логопедии и логопсихологии.

Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Необходимо расширять опыт ребёнка. Чем больше он видел, слышал, пережил и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения. Дефектологи утверждают, что развитие воображения тесно связано с освоением знаков родного языка. Слово даёт возможность ребёнку представить и преобразовать предмет в его отсутствие.

В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие речи и творческого воображения. Кроме того интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние вербального воображения на речь дошкольников.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

В зависимости от уровня развития и подготовленности детей, их индивидуальных и личностных особенностей подбор игр изменяется. Речевые игры теснейшим образом связаны с такими разделами «Программы воспитания и обучения в детском саду», как ознакомление с окружающим, ознакомление с природой, изодеятельность, развитие речи. Это позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное, более продуктивным.

Задержка в развитии речи ведет за собой задержку развития воображения.

Бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы, отсутствие связной монологической речи в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения создают серьёзные препятствия для словесного творчества детей. Поэтому я в своей работе с детьми нахожусь в постоянном поиске эффективных практических путей развития творческого воображения, как одним из методов развития связной речи.

Цель моей работы: При работе над развитием связной речи, повысить уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Работа ведется в тесной связи с педагогами ДОУ.

Отсюда вытекают основные условия развития творческого воображения,созданные в нашем дошкольном учреждении:

•Воспитание взрослых, способных руководить творчески;

• Совместная деятельность взрослого и ребёнка, где взрослый своим поведением и поступками раскрывает новые неожиданные стороны окружающего мира. Обучающийся творчеству ребёнок начинает понимать, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены разными путями, что окружающий мир может быть осмыслен с самых различных позиций

• Организация предметной среды. Особое место занимают задания, где предметы или их изображения понимаются по-разному. Так, детям предлагаются задания, которые предусматривают что-то дорисовать или просто представить, что это такое; самим придумать и задать взрослому или сверстнику аналогичное задание; предложить для рисования и строительства разнообразные, самой необычной формы листы бумаги и кубики. Наряду со знакомыми предметами в среду вносятся предметы неспецифические,полуфункциональные: бросовый материал и природный материал. Такие предметы легко включаются в игру, способствуя одновременно и развитию творчества, и развитию самой игры.

Коррекционно-развивающаяработа условно делится на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом этапе, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, был предложен приём «Волшебная палочка».

Дети с восторгом восприняли игру в «волшебство», узнали, кто такие фантазёры.

В конце занятия, для закрепления пройденного материала предлагалось детям превратиться в какой-либо предмет и рассказать о себе (предмете).

На основном этапе проводилась работа, направленная на всестороннее знакомство с предметами ближайшего окружения, используя метод системного анализа, который позволяет рассматривать прошлое, настоящее и будущее той или иной вещи, разложить её на детали, составные части.

Цель основного этапа – развивать у детей творческое воображение и учить их определять главную функцию предмета и находить много дополнительных, расширять функциональное применение предметов на практике.

Кроме бесед на основном этапе осуществлялась работа, направленная на развитие творческого воображения, в тесном сотрудничестве с педагогами –музыкальным руководителем, воспитателями физической культуре, педагогом-психологом, а также воспитателями группы и родителями воспитанников. Дети дорисовывали геометрические фигуры, кляксы, графически изображали музыку, строили жильё для животных.Использование в работе с детьми продуктивной деятельности носило для нас также диагностический характер: мы наблюдали динамику детских рисунков. На первых занятиях почти все детские рисунки были схематичные, без деталей. В дальнейшем, рисунки детей отличаются оригинальностью.

Читайте также:
Литературная викторина по сказкам русских писателей

Для создания и поддержания позитивного эмоционального фона вместе со специальными приёмами использую музыкальное сопровождение. Игры и упражнения, направленные на решение основных задач, подбирались по принципу усложнения от игры к игре.

На заключительном этапе работы с детьми проводятся игры с целью обобщения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих этапах, проверки умений детей применять имеющиеся навыки видоизменять, преобразовывать, комбинировать представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и образные ситуации.

На завершающем этапе детям предоставляется возможность действовать самостоятельно: загадывать предметы, рисовать открытку, подбирать определение к слову, придумывать загадки, сказки. Все дети с желанием играют, всегда активны.

В результате коррекционно-развивающей работы у детей повысился уровень проявления творческого воображения: рисунки стали более детализированными, оригинальными.

Таким образом, подобранные игры оказались эффективными.

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе.Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

К вашему вниманию я предлагаю несколько игр, способствующих развитию вербального воображения и речи. Для проведения не требуется специальная подготовка, нужно лишь организовать игру, включиться в неё и фантазировать вместе с детьми. Игры я использую как на занятиях, так и в режимных моментах.

Игра «увеличение – уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите.

– Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

– Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. – Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик. – Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

– В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик?

– О чем думает ваша обувь.

Игра «Разными глазами»

1 .Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

2. Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными. К примеру, с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

“Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)“.

Предложите ребенку пофантазировать на самые разнообразные темы:

«Если бы я был волшебником» (каким? зачем? что делал бы? и т. п.);

«Если бы вдруг исчезло время» (что в этом хорошего? что плохого);

«Если бы я оказался на необитаемом острове» (что бы стал делать);

«Если бы у меня было много денег» (на что бы их потратил);

«Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство);

«Пиктограммы»

Детям дается бумага и простой карандаш и объясняются правила игры: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать».

Перед тем как начать читать детям слова, можно вспомнить о том,как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для «спрятывания» предлагается 10—12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка или любые другие.

Эта игра используется как в развитии воображения, так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов “Что произойдёт. “. Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

“Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?”

“Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?”

“Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?”

“Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?” и. т. п.

Используя речевые творческие игры в своей работе, я добилась того, чего хотела.

Дети научились составлять интересные сказки, составлять описательные рассказы по игрушкам. Игры помогают развивать фантазию и логическое мышление детей, научил их мыслить системно, понимать суть происходящих процессов, обогатил круг представлений, увеличил словарный запас, сформировал связную речь.

Прикреплённые файлы:
vobrazhenie-i-rech_nr7qn.pptx | 2088,07 Кб

Кружок «Занимательная логика» Кружок «Занимательная логика» в старшей группе для детей с ОНР Так как речь и мышление тесно связаны между собой, то наряду с недоразвитием.

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Методы развития творческого воображения старших дошкольников с ОНР

На сегодняшний день существует множество методик развития творческого воображения, разработанными такими авторами, как Альтшуллер Г.С., Алябьева Е.А., Казакова Т.Г., Страунинг А.М., Никашин А.И., Дьяченко О.М., Веракс Н.Е., Новикова К.Л., Нищева Н.В. и др. В их основе лежат работа с рисунками, игры, сочинение сказочных историй, решение проблемных вопросов, двигательная активность детей и т.д.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме ‘Комнатные растения’

Страунинг А.М., Никашин А.И., Альтшуллер Г.С. предлагают следующие методы развития творческого воображения:

Мозговой штурм – это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. С детьми дошкольного возраста обсуждаются те вопросы, которые имели место в их опыте. Поэтому большое значение имеет работа по расширению детского кругозора. Темы для мозгового штурма зависят от возраста детей. Малышам предлагаются хорошо знакомые бытовые или сказочные ситуации, например:

– спасение сказочных героев (Красной Шапочки от Волка),
– решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, чем и на чем рисовать?). С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности. Например, земляне построили для своих детей космический детский сад (подводный, небесный и пр.). Как он выглядит? Какие проблемы возникнут у детей и взрослых [38] ?

Метод морфологического анализа предполагает перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Например, вы решили придумать новый, необычный образ Бабы Яги. Количество характеристик выбираете произвольно (например, возраст, характер, стиль одежды, средство передвижения, др.) Чем младше дети, тем меньше характеристик изначально задается. Для удобства все предлагаемые характеристики занесите в таблицу: по горизонтали – возраст Бабы Яги, по вертикали – остальные характеристики. Теперь приступайте к самому главному – совершенно произвольно выбирайте из каждого ряда по одной характеристике и пытайтесь соединить их воедино. И получаете, например, что Баба Яга в раннем детстве это младенец, одетый в водолазное снаряжение, капризный, передвигающийся верхом на ослике. Аналогично можно работать и с рукотворными предметами (попробуйте придумать новый вариант будильника или автомобиля) или конструировать сюжет новой сказки [33].

Метод каталога – один из методов, позволяющих решить проблему творческого сочинительства, которое дается дошкольникам очень трудно. Для работы понадобится любая книга, лучше хрестоматия или сборник сказок. Взрослый задает детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальчиком на любое место в тексте. Удобно использовать следующую приблизительную последовательность вопросов: О чем сочиняем сказку? Это добрый или злой герой? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Чем все закончилось? В зависимости от возраста степень подробности вопросов может увеличиваться, героям даются более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица [38].

ТРИЗ Альтшуллера Г.С. – это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ.

· ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) – направленна на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи.

· РТВ (развитие творческого воображения) – направленна на управление воображением с целью создания новых образов.

· ТРТЛ (теория развития творческой личности) – направленна на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней [2].

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для педагогов. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. По мнению авторов, разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению и воображению [2].

На первом этапе детей подводят к проблеме многофункционального использования объекта. На втором этапе происходит выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Называется он – «Тайна двойного». Третий этап – Разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Педагог формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести — вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед — это не вода. Решение задачи — перенести в решете воду в виде льда. Четвертый этап – Изобретательство, здесь основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в воображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др. Следующий этап – Решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д. Последний этап – решение проблемных задач. Дети учатся находить выход из любой сложной ситуации, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем. Здесь педагог только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения [2].

В методики ТРИЗ авторы стремятся развивать в дошкольнике активную творческую личность, в основе которой лежит развитие творческого воображения через решение проблемных вопросов – творческих задач [2].

Для детей с особенностями психофизического развития могут использоваться следующие методы развития творческого воображения, предложенными авторами Е.А. Алябьевой, Т.Г. Казаковой:

Лепка как метод развитие творческого воображения детей с особенностями психофизического развития имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами (глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок, бумажная масса для папье-маше и др.). Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет [30].

Читайте также:
Итоговое занятие в подготовительной к школе группе

В руководстве лепкой используются следующие игровые методы и приемы:

· обыгрывание предметов, игрушек;

· обыгрывание готового изображения;

· обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;

· обыгрывание изобразительного материала (пластичные материалы, краски, природный, бросовый, дополнительный материал);

· обыгрывание инструментов (скалка, стека, формочки, штампы и др.);

· обыгрывание основы для будущей коллективной композиции, панно, панорамы, макета и т. д.;

· игровые приемы с элементами ролевого поведения;

· использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Могут использоваться следующие упражнения:

– «Слепи что-нибудь необычное».

– «Добрый и злой» [20].

Методика «Развитие воображения детей 4-7 лет»
Е.А. Алябьевой для детей с особенностями психофизического развития представляет собой 69 разнообразных игр и этюдов для развития воображения детей с особенностями психофизического развития. Игры включают большой познавательный материал, помогающий развить эмоции, коммуникативную сферу деятельности детей, речь. Материал можно использовать как на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические, так и в свободное время:

1.Игры – путешествия, которые включают в себя разнообразный познавательный материал, богатый речевым наполнением, дети в этих играх читают стихи, поют песни. Игры – путешествия могут проводиться в любом месте, они не требуют больших пространств, не требуют специальной подготовки, т.к. допускают импровизацию с учетом знаний детей, их можно проводить во всех возрастных группах, выбирая соответствующий материал.

2.Этюды на развитие воображения, с помощью этих этюдов, взрослый активизирует воображение детей, побуждает их к общению, речевому сопровождению своих действий. Дети украшают елку, выпекают торты, шьют куклам платья или превращаются в шаловливых котят. Представленные этюды можно проводить как и в свободное время детей, так и включать их в занятия. Автор отмечает, что любое вербальное сопровождение должно быть параллельно действиям детей, т.е. нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий.

3.Игры – беседы. Они спланированы как вариант игр, в котором вся беседа с ребенком построена на воображении. В этом разделе представлены игры, в которых детям предлагается перевоплотиться в живое или не живое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, спрашивать о чем-нибудь окружающих. Детям предлагается стать, то репейником, то лягушонком или камнем у дороги. Игры развивают, внимательность, диалогическую речь, память, воображение, любовь к природе. Игры можно проводить индивидуально, с группой детей, на занятиях и на досуге.

4.Игры – импровизации. В этих играх взрослый описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы избежать детского подражания, необходимо, чтобы дети сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить. Взрослый поощряет непохожесть, оригинальность, комментируя действия детей. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкального слуха, пантомимики, памяти и воображения. Игры – импровизации можно проводить на многих видах занятий, на музыкальном, физкультурном, хореографическом.

Эта методика развивает воображения через двигательную активность и игровую деятельность детей. Параллельно развиваются память, диалоговая речь, расширяется кругозор [3].

О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Новикова К.Л., Нищева, Н.В. для развития творческого воображения детей с нарушениями речи рекомендуют использовать следующие методы:

Методика развития воображения детей с нарушениями речи «Чего на свете не бывает». В этой методики авторы предлагают игры и упражнения, предполагающее: интерпретацию картинок, которые одновременно могут быть похожи на несколько предметов (капля, морковь, листок; или – бабочка, цветок, бант и др.); дорисовывание схематических изображений, рисунок по кругу (варежка). В игре «чего на свете не бывает?» детям предлагается придумать и нарисовать то, чего нет на свете и др. [14], [15].

Для развития творческого воображения можно использовать сказку. Она является богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения ребёнка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, мышление. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать как педагоги, так и родители для развития воображения детей. Отлично развивает воображение придумывание окончания сказки. Начните рассказывать ребенку сказку и остановитесь на интересном месте. Например: «Жил-был в Тихом лесу маленький непослушный ежик. Мама с папой запрещали ежику одному ходить в лес. Но однажды, когда они заснули, ежик тихонько выбрался из норки и побежал в лес. Там было темно и страшно, но он не останавливался. И тут он увидел такое, что тут же пожалел, что не послушал родителей… ». Что же случилось с ежиком? Придумайте несколько вариантов концовки [29].

По методике Новиковой К.Л. можно предложить ряд техник для развития творческого воображения:

Монотипия считается одной из простейших графических техник и очень нравится дошкольникам. Она пробуждает фантазию ребёнка. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа гуашевой краской рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Также можно оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнуть лист пополам и плотно его сжать. Развернуть и увидеть необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки.

Пальчиковая живопись. Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Начать можно с простых изображений – цветок, солнышко, кисть винограда. А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом. Можно поместить несколько пятен густой краски на лист бумаги. Пусть ребенок водит по краске руками и пальцами так, чтобы получились интересные изображения. Рисование руками и пальцами не только увлекает детей, но прекрасно развивает осязание.

Пятна и кляксы.Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем – что получилось: бабочка, дерево, цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

Читайте также:
Индивидуальны план работы с ребёнком-инвалидом

Рисование губкой. Обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями.

Коллаж. Изготовление аппликаций и коллажей – это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Главное – всегда иметь под рукой интересный материал для творчества. Это могут быть: куски фольги, разнообразной бумаги (папиросной, оберточной, гофрированной, цветной), лоскутки самых разных тканей, шнурки, пуговицы, пряжа, ватные шарики, перья, листья, семена, кусочки коры, красивые фасолины, фигурные макаронные изделия, сыпучие материалы (поваренная соль, крупы и т.д.). Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги накладываются (насыпаются) приготовленные материалы. Создание коллажей способствуют развитию тактильных ощущений (за счет изучения материалов и фактур), происходит развитие тонкой моторики (захват деталей, вырезывание, приклеивание) [30].

Таким образом, существует множество методик, направленных на развитие творческого воображения детей всех категорий. Разделение методик весьма условно, так как каждая из них может быть использована для той или иной категории детей. Они весьма разнообразны по видам и используемым для методик материалов. Все методики имеют творческую направленность, многие из них представлены в форме игр, а такое привлекает и нравится детям.

игры для развития воображения детей с общим недоразвитием речи

Доклад на тему:

ИГРЫ для РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

У детей с общим недоразвитием речи

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Они хороши тем, что для них не требуется специальной организации предметной среды, в них можно использовать практически любые предметы. Они не занимают длительного времени, могут возникать спонтанно, как бы мимоходом. Но для того, чтобы такие игры стали частью жизни детей, взрослый должен поддерживать в самом себе изобретательность, любовь к импровизации, фантазии. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

Сладкий арбуз

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно перевести в маленькие игровые эпизоды. Например, ребенок приносит маленький мячик. Взрослый говорит: “Какой красивый мячик. А давай поиграем, как будто это арбуз? Сейчас мы его порежем”. Взрослый двигает рукой над мячиком, имитируя разрезание, делает вид, что ест арбуз, потом протягивает пустую ладонь ребенку: “Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек”.

В другой раз мячик может стать куколкой, которую можно завернуть в одеяльце-платочек.

Вот еще несколько примеров обыгрывания предметов, которое не займет много времени, но доставит детям большое удовольствие, поможет им в дальнейшем разнообразить свою игру.

Посмотри в окошко

Увидив, что ребенок ходит по комнате с колечком в руке, подойдите к нему и спросите: “Что это у тебя, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко?”. Затем, поочередно с ним, посмотрите через колечко комнату, назовите кто, что видит.

Точно также колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка “похожим на бабушку или на дедушку”.

Согреем птенчиков

Если ребенок без конца вкладывает одну в другую мисочки-вкладыши, никак не разнообразя игру, то это занятие легко сделать более интересным, если показать малышу несколько шариков и сказать: “Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?” Если ребенок не может сам найти предмет-заместитель, можно сказать: “Посмотри на эту мисочку. Пусть она понарошку будет гнездышком. Хорошо?”. Ребенок наверняка охотно примет это предложение и вместе со взрослым уложит яички в мисочки-гнезда. Затем гнездышки накрываются салфеткой и отставляются в сторонку, чтобы не беспокоить птенчиков. После этого ребенок может продолжить игру сам или вернуться к прежнему занятию. Через некоторое время можно поинтересоваться у малыша, не вылупились ли птенчики. Для дальнейшего развития игры можете положить в другую мисочку несколько фасолин и радостно воскликнуть: “Посмотри, вылупились птенчики, пищат “пи-пи-пи”.

Разноцветные салфетки

Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: “Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?”.

Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах.

В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая – песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.

Найди зайчика

Если ребенк ничем не занят, достаньте чистый носовой платок (салфетку из ткани) и, держа его за два соседних угла, загляните за него то с одной, то с другой стороны, приговаривая: “А где зайчик? Куда он убежал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем”. Затем быстро завяжите каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши: “Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?”. Взрослый берет за оставшийся конец платка и завязывает маленький хвостик: “Вот и хвостик. Давай погладим его”. В то время, когда ребенок гладит хвостик, взрослый незаметным движением подбрасывает зайчика: “Ах, проказник, выпрыгнул. Давай покрепче держать”.

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

Читайте также:
Конспект индивидуального логопедического занятия во 2 классе ‘Дифференциация И-У’

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.
Читайте также:
Автоматизация произношения звука (Р) на материале лексической темы 'Одежда'

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Тренинговые упражнения для развития воображения у детей с ОНР

Умственное развитие ребенка предполагает формирование различных психических процессов, познавательных интересов, накопления умений и знаний, формирование речи и т. д. К моменту поступления в школу от ребенка требуется многое, в том числе высокий уровень развития творческого воображения.
Игру, как основной вид детской деятельности, педагог использует в течение всего дня не только в режимных моментах, но и на занятиях. Дети учатся развивать игровой сюжет, занятие приобретает для них особую значимость. В этом случае, задача педагога состоит в том, чтобы детей, имеющих навыки игры, направить на новый увлекательный сюжет, продолжение которого дети должны придумывать сами.
Творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них неточные и неполные, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить своё творчество. Рисунки таких детей отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются в создании нового образа.
В играх они часто отдают предпочтение бытовой примитивной тематике. Игры носят явно стереотипный характер, сюжеты мало обыгрываются и обогащаются, замысел игры оказывается нестойким, и она распадается в силу речевого недоразвития.
Детям-логопатам недоступны такие творческие задания как рассказ из личного опыта, раскрытие переносного значения слов или метафор. Дети с ОНР недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешной стишок, грустную сказку, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы и неуклюжи, дети не очень уверены в себе.
Основные затруднения дети испытывают в определении замысла рассказа, последовательности развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста или сказки. Рассказы не всегда содержательны, последовательны, лаконичны: дети затрудняются начать, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы. Они рассказывают однообразно, копируя друг друга.

Основная работа по развитию воображения и активизации творческих способностей детей-логопатов проводится по следующим направлениям:

1. Создание условий для творческой игровой деятельности.
Детям, отстающим в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать в игру занятие. Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.
По мере расширения круга представлений об окружающем мире, возрастает возможность ребенка отразить эти представления в игре. Следует создавать условия для того, чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр. Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями, поэтому в работе с детьми надо шире использовать элементы театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям.

2. Использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно — образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.
Так, на занятиях по продуктивным видам деятельности, можно предложить детям изменить постройку, поделку, рисунок, добавив или убрав какие-то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.

3. Формирование способностей к словесному творчеству. Это, прежде всего, занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются наиболее сложными для детей с ОНР. Задания следует тщательно отбирать, учитывая речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта. Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:
• сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов;
• альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения функций, назначения, способа применения);
• решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов, самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов;
• нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру явлениями, предметами и объектами.

При обучении творческим рассказам необходимо формировать у детей осознанное отношение к заданиям по типу «придумайте…». Следует обращаться к таким приемам, как сопоставление жизненного опыта детей с сюжетами придуманных детских историй, замена в рассказе придуманного ребенком фактического материала из личного опыта эпизодом, основанным на вымышленных событиях («выдумай», «сочини»).
Эффективный прием, стимулирующий творческую деятельность — это показ или образец способа действия. Сочинению рассказов дети обучаются вначале с опорой на наглядный материал, а затем и без него.

Существует ряд обучающих приемов, позволяющих развивать творческое воображение и инициативу дошкольников в словесном творчестве.
Наиболее простой прием — предложение педагогом нескольких вариантов развития сюжета. Вначале рекомендуется придерживаться тех вариантов, которые предлагает педагог, а затем даются задания на сочинение рассказов самими детьми.
Следующий прием — завершение детьми рассказа, начатого педагогом (придумывание окончания истории), он также хорош для развития воображения на начальном этапе обучения. С целью активизации воображения и речи, возможно, применять следующие приемы: дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как девочка нашла щенка»); включение в рассказ прямой речи героев; использование серии картинок, отражающих сюжетное развитие событий.

Форма организации детей при проведении игр и упражнений зависит от их количества на занятии, времени и места проведения, типа и вида занятий. Фронтальные занятия менее эффективны при решении творческих задач по сравнению с подгрупповыми занятиями. При организации совместной деятельности педагога и ребенка комплекс игр и упражнений можно проводить с небольшой группой детей, объединяя их по 3-5 человек.

Игры и упражнения на развитие творческих способностей у детей с ОНР:
Рассказ по картинкам
Цель: развивать воображение при составлении рассказов по сюжетным картинкам.
Педагог показывает детям картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предлагает составить по ним историю.
Измени сказку
Цель: учить использовать прием реконструкции. Педагог предлагает детям рассказать, как бы изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым.
Расскажем про Олю
Цель: развивать вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст.
Педагог: Как-то раз Оля… (Дети предлагают варианты.) и пошла в лес. Она… (Дети продолжают.) Дети взяли с собой… (Варианты.) На полянке… (Варианты.) А Оля… (Дети заканчивают рассказ.)
Охотник до сказок
Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки.
Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение.
Придумай загадку
Цель: учить составлять загадки с опорой на схему.
Педагог предлагает детям придумать загадки по моделям-подсказкам (можно использовать любые модели, например, для описательных рассказов).
Соедини сказки
Цель: учить использовать прием агглютинации (комбинирования).
Педагог предлагает детям придумать историю, в которой фигурируют персонажи известных сказок (например, «Морозко» и «По-щучьему велению»; «Красная Шапочка», «Снегурочка», «Кот, Петух и Лиса»).
Сказка про себя
Цель: учить включать в авторский текст себя в качестве персонажей.
Педагог показывает рисунки сказочных героев. Детям предлагается придумать сказку с этими героями и включить себя в качестве действующих лиц.
«Перевирание» сказок
Цель: учить использовать в сказочных импровизациях прием «перевирания сказок».
Педагог читает сказку «Колобок». После ее анализа детям предлагается представить, что у Лисы болят зубы и ей очень хочется съесть Колобка. Дети должны ввести в известную сказку новые эпизоды и забавные приключения.
Про волшебную палочку
Цель: учить использовать прием волшебных превращений. Педагог вместе с детьми придумывают сказку про волшебную палочку (большое становится маленьким, и наоборот).
Волшебные превращения
Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.
Педагог: Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья. Придумайте. Какое у вас будет любимое занятие? Чего бы вы опасались? Через какое время вы бы захотели вновь стать большими? Почему?

Читайте также:
Звук и буква В - конспект

Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии: педагоги, родители должны всячески поощрять творческие проявления детей, помогать им развивать продуктивное воображение. И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся не напрасными.

Литература:
1. Глухов В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., МГОПУ, 1995.
2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М, Просвещение, 1991.
3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.

ТОП-21 упражнение на развитие воображения

Что такое воображение? Для чего его развивать? Как это может пригодиться в жизни?

Вопросы, которые возникают все реже. Ведь многие понимают, что воображение — это необходимый элемент для разных видов человеческой деятельности: искусства, бизнеса, науки, изобретательства, планирования, решения задач, поиска новых идей и развития памяти.

Если вам интересна тема развития воображения, прочтите также статью какую роль воображение играет в запоминании.

Поэтому нет никаких сомнений в том, что развивать воображение важно. Это отличный инструмент познания мира. Оно помогает выйти за привычные рамки представления окружающих нас предметов, действий, наделяя их новыми свойствами.

Благодаря чему мы способны контролировать свое эмоциональное состояние, легче осваивать новые знания, начать нестандартно мыслить и принимать неожиданные решения.

А обладая продуктивным (творческим) воображением, увидеть возможности для достижений в любой области. Предлагаю кратко рассмотреть как это происходит.

Особенности развития воображения: как происходит процесс?

Умение намеренно создавать в сознании нестандартные образы и сознательно управлять ими, не является врожденной способностью людей. Она формируется с годами в процессе развития.

На каждом этапе такого развития, начиная с грудного возраста и по мере взросления, существуют свои особенности. Они зависят в том числе от физиологии каждого конкретного человека.

Поэтому мы не будем вдаваться во все эти тонкости, а рассмотрим общие закономерности, которые оказывают влияние на работу воображения.

  1. Накопление представлений через наблюдение, любознательность и восприятие органами чувств. Чем больше таких представлений в нашем сознании, тем богаче и шире выбор для их применения в будущем.
  2. Способность четко представлять образы во всех деталях мысленно. Это позволит акцентировать внимание на умении выделять особенности каждого конкретного предмета, который представляет его ценность.
  3. Умение выходить за рамки ограничений. Ограничениями могут выступать страхи, стандарты мышления и шаблоны. Поэтому смело подключайте фантазию. Она помогает лучше представлять конечный результат действий, а также предугадывать поведение других.

Этим можно осознанно наполнять себя, выполняя простые упражнения. Мы собрали 21 такой способ, который рассмотрим ниже. Рекомендуем прочитать и попробовать закрепить на практике предлагаемые средства для улучшения своего воображения.

Средства и упражнения для развития воображения

Потребность развивать воображение возникает как у взрослых, так и у детей. При этом для каждой категории нужен свой подход. Это связано с особенностями психики и накопленного жизненного опыта.

Поэтому все способы, которые пойдут дальше, мы рекомендуем для взрослых. А детям лучше начинать программу с развития восприятия и умения быть наблюдательным.

Упражнение 1. Рисование по точкам

Для этой задачи нам потребуется чистый лист бумаги и фломастер, ручка или карандаш. Затем на него нужно нанести несколько точек и соединить их линиями. Получится странная фигура.

Посмотрите и назовите с чем она у вас ассоциируется? Чем больше вариантов, тем лучше для вашего воображения.

Упражнение 2. Ассоциация предметов

Оглянитесь и выберите 10 предметов из вашего окружения. Их можно выписать на листок, а можно зафиксировать визуально.

Затем поочередно называйте ассоциации, которые они у вас вызывают. Ассоциации могут быть с другими предметами, событиями, людьми или впечатлениями. Старайтесь не ограничивать свое воображение.

Упражнение 3. Портрет литературного героя

Возьмите любую художественную книгу и найдите описание литературного героя. Прочитайте и представьте его образ. Если позволяет время, то подключите рисование. Изобразите портрет героя на бумаге.

Упражнение 4. Мечта онлайн

Каждый способен мечтать. Лучшее время для этого перед сном, утром или во время прогулки.

Читайте также:
Упражнения для речевого дыхания

Задача представить предмет своих мечтаний и описать его в 100 словах.

Упражнение 5. Придумай продолжение рассказа

Напиши рассказ и подумайте над его названием.

“Однажды мне пришло письмо без обратного адреса. Открыв его, я обнаружил, что…»

Упражнение 6. Назовите возможные причины

Представьте, что вы на остановке ожидаете автобус. Он подъезжает абсолютно пустым. На месте только водитель. Напишите 10 причин, включая самые невероятные, почему в автобусе нет ни одного пассажира?

Эта методика направлена не только на развитие воображения, но и широты мышления, способности к всестороннему анализу.

Упражнение 7. Пошаговая инструкция

Задача написать пошаговую инструкцию для собаки на тему “Как перепрыгнуть через барьер”.

Упражнение 8. Друдлы

Друдл — это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Как правило, она изображается в виде квадрата с условными начертаниями, а задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении разные предметы. Чем больше креативных подписей, тем лучше.

Есть и второй вариант работы с друдлами. Дорисовать их из закорючки, которую видите на картинке, до конкретного всем понятного рисунка.

Такие практические задачи способствуют как развитию пространственное воображение, так и способности к решению многих вопросов, нестандартному мышлению.

Вот несколько друдлов для практики:

Подумайте — что это могло бы быть?

Упражнение 9. Придуманная биография

Это задание удобно выполнять в общественных местах. Нужно выбрать незнакомого человека и по внешнему виду постараться придумать разные детали из его биографии.

Упражнение 10. Неопределенная ситуация

Представьте себе, что вы проспали встречу с важным человеком. Проснулись и сразу раздается от него телефонный звонок. Что вы ему скажете? Лучше написать вашу речь на бумаге.

Упражнение 11. Сочинение-рассуждение

Возьмите любую философскую тему. Например, “Что такое счастье?” Напишите ваши рассуждения на лист бумаги об этом.

Упражнение 12. Плотный график

Представьте ситуацию, что у вас появилось сегодня много свободного времени и нужно себя чем-то занять. Задайте новую программу дня. Перечислите 50-70 вариантов таких занятий.

Упражнение 13. Трехлитровая банка

Напрягите воображение прямо сейчас и представьте трехлитровую банку. Какие предметы могут в нее поместиться? Перечислите как можно больше вариантов.

Упражнение 14. Искусство живописи и музыки

Здесь речь пойдет о музыкальных произведениях или абстрактных изображениях. Выберите то, что вам приходится по душе и расскажите, какие образы удалось разглядеть в них?

Упражнение 15. Монолог

Представьте такую картину:

Парк. Идет дождь. Одни люди суетливо торопятся укрыться в теплое и сухое место. Другие спокойно шагают под зонтом. И только бездомному коту, что сидит под лавкой в этом парке, некуда бежать. Он уже насквозь промок и сжался от холода.

Задание. Напишите монолог от лица бездомного кота. Что он испытывает в этой ситуации?

Упражнение 16. Фантастика

Выявлять причинно-следственные связи — это постоянная потребность нашего мозга. Яркий пример устоявшейся связи «Если чёрная кошка перебежит дорогу, то быть несчастью».

Опираясь на работу нашего мозга, придумайте фантастические последствия для следующих причин:

  • сел пьяный за руль;
  • забыл выключить утюг;
  • пораньше ушел с работы.

Упражнение 17. «Что, если?»

Ответьте на вопрос «Что, если бы»:

  • электричество навсегда исчезло? Как люди выходили бы из этой ситуации?
  • на облаках можно было кататься?
  • человек мог дышать под водой?

Задача метода: высказать как можно больше идей и вариантов развития событий. Изначально они будут казаться поверхностными. Но с практикой, воображение раскроется.

Упражнение 18. Актер дубляжа

Это очень интересная методика, которая нацелена на развитие воображения, находчивости и беглости мышления. Чтобы потренироваться, нужно включить телевизор или любое видео. Убрать звук и приступить к комментированию происходящего на экране. Для интереса можно свериться с оригиналом.

Упражнение 19. Найди применение

Для выполнения этого приема представьте любой знакомый предмет, например, “газета”. Придумайте ему применение, кроме традиционного.

Чем больше вариантов, тем лучше:

  • в газету можно заворачивать рыбу;
  • скомкать ее и просушить обувь;
  • использовать для защиты от солнца и другое.

Это упражнение неплохо развивает творческие способности.

Упражнение 20. 3-D образы

Техника заключается в том, чтобы представить и прокрутить в воображении с разных ракурсов абсолютно любые предметы, которые нас окружают. Внимательно рассмотреть все особенности предмета до мельчайших подробностей.

Затем открыть глаза и проверить, какие детали упустили. Вновь закрыть и представить уже с ними.

Выполнять упражнение следует до тех пор, пока не почувствуете, что достаточно ярко, четко и красочно представили предмет.

Если есть желание потренироваться прямо сейчас, то можете воспользоваться нашим списком:

крот, бинокль, наушники, чайник, кружка, весы, тигр, подсолнух, турка, мясорубка, пальма, автомобиль, холодильник, ошейник, роза, лодка, акула, скрипка, торт, туфли.

Упражнение 21. Связь между образами

Его задача заключается в том, чтобы наиболее ярко и необычно представить связь двух предметов, которые на первый взгляд могут казаться абсолютно разными.

Обращайте внимание на любые процессы, которые используете для создания связей между образами — соединение, прикрепление, вкладывание. Дайте свободу вашему воображению.

Когда соедините, удерживайте связь в течение 5-7 секунд, чтобы она лучше запомнилась.

Пары слов для тренировки:

  1. ключ и циркуль
  2. енот и гиря
  3. солнце и мармелад
  4. весло и проволока
  5. лавка и кисть
  6. батарея и бабочка
  7. кукла и кирпич
  8. жалюзи и танк
  9. лестница и поезд
  10. фонарь и тесто

Мы привели только малую часть способов для развития воображения. Но этого вполне достаточно, чтобы оно заработало активнее. А вместе с ним улучшились и другие способности, которые сделают ваше мышление более гибким и подвижным.

Поэтому нам будет приятно, если вы поделитесь своими результатами в комментариях.

Успехов в тренировке вашего воображения!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: