Семинар – практикум «Искусство говорить с детьми»
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.
Культура речи как наука –
языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением и совершенствованием языка как орудия культуры.
Культура речи –
владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Компоненты культуры речи педагога:
- Грамотность построения фраз.
– грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.
- Простота и ясность изложения: немногословие.
- Выразительность:
– интонация и тональность;
– темп речи, паузы;
– динамика звучания голоса;
- Правильное использование специальной терминологии:
– исключение режущих слух фразеологических оборотов;
– исключение лишних слов.
Культура профессионального общения педагога
Педагогическое общение – это процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками.
Правила речевой культуры педагога:
- Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
- Педагог должен говорить внятно.
- Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
- Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
- Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
- Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Невербальная культура общения педагога
Невербальное общение – это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% – невербальными средствами.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Роль мимики в передаче информации
Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно – теряется до 10-15% информации.
Выразительность пластики тела
Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, “окаменелости” (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
- принимать ребенка таким, каков он есть;
- помнить, что каждый человек самобытен;
- верить в способности воспитанников
- стимулировать их творческую активность;
- уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
- не унижать достоинства ребёнка;
- не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
- помнить, что любой может ошибаться;
- не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
- Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
- Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…
- Неуместное использование звукоподражательных слов;
- Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.
Практикум: «Искусство говорить с детьми»
- Тренинг «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:
Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.
У какой команды перефразирование было наиболее удачным и почему? (совпадение ритмов, близость синонимов, соответствие уровней пафоса)
- Игра «Правильно ли мы говорим?»
- Вспомните пословицы, в которых встречаются слова «речь», «слово».
- Произнесите слова с правильным ударением:
1 команда – звоним, баловать, досуг, документ, искра, комбайнер, облегчить, предложить, статуя
2 команда – квартал, щавель, красивее, коклюш, петля, столяр, месяцами, алфавит, километр
3 команда – верба, ворота, нет волка, нет гуся, возьму доску, давнишний, завидно, задолго, инструмент
Произнесите правильно:
1 команда – конечно, Ильинична, рейс, яичница, купе, булочная, сердечник, пара (чулки, сапоги, гетры, носки)
2 команда – теннис, фанера, горчичник, прачечная, пюре, молочный, скворечник, заполнены (договор), несколько (грузин, узбек, болгар, киргиз)
3 команда – декан, артезианский, порядочный, супермен, рекорд, сердечный, конгресс, крем, сонет, стакан (чай), килограмм (сахар), много (шум)
Прочтите правильно:
– Что такое паронимы? (родственные слова, имеющие разные приставки или суффиксы, отличаются оттенками в значении)
Это ваша (роспись или подпись) на справке?
Поставьте свою (роспись или подпись) под картиной.
Тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить»
консультация на тему
Специальные дыхательные упражнения для правильной и красивой речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_molodyh_pedagogov.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить»
Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога.
Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характер, педагог воздействует на ребёнка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, требует точности использования языковых средств, выразительности.
Речь воспитателя для ребёнка является образцом принятого употребления языковых средств. Дошкольник подражает речи педагогов, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.
Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос.
Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.
Специальные дыхательные упражнения для правильной и красивой речи
Специальные дыхательные упражнения способствуют развитию силы голоса, формированию правильного тембра речи и предупреждают заикание и запинки.
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно.
Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
1. Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом). Одновременно с дыханием животом можно выполнять «незаметные» упражнения, например, сжимать-разжимать кулаки.
3. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох. – Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.
4. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ);
5. Произносить слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев);
6. Фразы на одном выдохе.
Пословицы: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Загадки: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает».
4. Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол). Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.
Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос.
Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон.
Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса и некую певучесть, мелодичность уроки вокала. Можно самому почаще петь. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно, но чтобы пощадить чувства окружающих, можете громко включать любимые песни и подпевать. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать во время разговора, и при длительных выступлениях вы не будете задыхаться.
Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость:
Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат.
Если вы хотите научиться красиво говорить, ни в коем случае не пропускайте гласные звуки – не надо говорить вместо «я пошел», «япшел».
Не надо удваивать и утраивать согласные – не стоит говорить «зелленный», «иззъящный».
Не проглатывайте звуки: например, не стоит говорить вместо «сколько» слово «скоко».
Правильная, красивая речь – это признак образованности, благородства и высокой культуры.
А эти качества всегда в моде!
Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания.
Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» — меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.
А сейчас мы с вами выразительно почитаем отрывки из любых стихов, сказок, рассказов, которые вы читаете детям. (Чтение отрывков)
Кроме того, если вы хотите научиться красиво и правильно говорить, необходимо обратить внимание на правильную дикцию.
Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно. Для более четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики.
Гимнастика для губ
Положение 1. Вытяните губы «для поцелуя» (до крайнего положения). Положение 2 – Растяните губы в улыбке (до крайнего положения, максимально). Упражнение следует делать, увеличивая темп.
Вытяните губы «для поцелуя» и делайте движения губами вверх, вниз, влево, вправо.
Вытяните губы «для поцелуя» и делайте круговые движения.
Вибрирование губами – «Останови лошадку»
Гимнастика для языка – артикуляционные упражнения. «Почистим зубы», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «На лошадках» и т.д.
Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо выполнять специальные упражнения на артикуляцию и научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух — рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли.
Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Большое количество скороговорок, чистоговорок можно найти, пожалуй, в любом учебном пособии. Вот самые популярные:
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»,
- «В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы»,
- «Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и другие.
Можно обыграть скороговорку (проговаривание с разной интонацией, делая логическое ударение, выделяя наиболее существенные слова, произнести в разном темпе, меняя силу голоса). Например, скажи, как я:
«От топота копыт пыль по полю летит».
Старайтесь тренироваться в произношении тех скороговорок, звуки в которых у вас произносятся хуже всего.
Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос).
Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.
Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка.
Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.
Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые)
- «ТОрты», а не «тортЫ»,
- «позвонИшь», а не «позвОнишь»,
- «досУг», а не «дОсуг»,
- «договОр», а не «дОговор»,
- «КаталОг», а не «катАлог»,
- «кАмбала», а не «камбалА»,
- «кУхонный», а не «кухОнный»,
- «взялА», а не «взЯла»,
- «далА», а не «дАла»,
- «бралА», а не «брАла» и т.д.
Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.
В заключение, хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.
- Чтобы говорить грамотно, нужно быть грамотным. Необходимо учить родной язык!
- Заглядывайте чаще в словари, особенно в орфоэпический и толковый. Словари помогут вам избавиться от косноязычия.
- Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.
- Избавляйтесь от слов-паразитов. Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми.
- Будьте уверенными в себе. Старайтесь также избегать вопросительных предложений вроде «Ну вы же понимаете?» и оправданий.
- Совершенствуйте технику речи.
- Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.
- Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством! Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль.
- Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.
Тренинг для педагогов «Искусство говорить»
Евгения Сюткина
Тренинг для педагогов «Искусство говорить»
Тренинг «Искусство говорить»
Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда любого педагога. Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характер, педагог воздействует на ребёнка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, требует точности использования языковых средств, выразительности. Речь воспитателя для ребёнка является образцом принятого употребления языковых средств. Дошкольник подражает речи педагогов, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. Если вы хотите научиться правильно и красиво говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.
Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос. Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.
Специальные дыхательные упражнения способствуют развитию силы голоса, формированию правильного тембра речи и предупреждают заикание и запинки. На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно. Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
1. Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом). Одновременно с дыханием животом можно выполнять «незаметные» упражнения, например, сжимать-разжимать кулаки.
2. Упражнение «Ладошки» — одно из упражнений системы оздоровления А. Н. Стрельниковой. И. п. : встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
3. Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох. – Развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.
4. Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ);
5. Произносить слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев);
6. Фразы на одном выдохе.Пословицы: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Любишь кататься – люби и саночки возить.Загадки: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает».
7. Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол). Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.
Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон. Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса и некую певучесть, мелодичность уроки вокала. Можно самому почаще петь. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно, но чтобы пощадить чувства окружающих, можете громко включать любимые песни и подпевать. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать во время разговора, и при длительных выступлениях вы не будете задыхаться. Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре.А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным.Вот такая несправедливость: Чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат. Если вы хотите научиться красиво говорить, ни в коем случае не пропускайте гласные звуки – не надо говорить вместо «я пошел», «япшел». Не надо удваивать и утраивать согласные – не стоит говорить «зелленный», «иззъящный».Не проглатывайте звуки: например, не стоит говорить вместо «сколько» слово «скоко». Правильная, красивая речь – это признак образованности, благородства и высокой культуры. А эти качества всегда в моде! Интонация
Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания. Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» — меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете. А сейчас мы с вами выразительно почитаем отрывки из любых стихов, сказок, рассказов, которые вы читаете детям. (Чтение отрывков)
Кроме того, если вы хотите научиться красиво и правильно говорить, необходимо обратить внимание на правильную дикцию. Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно. Для более четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики.
Гимнастика для губ Положение 1. Вытяните губы «для поцелуя» (до крайнего положения). Положение 2 – Растяните губы в улыбке (до крайнего положения, максимально). Упражнение следует делать, увеличивая темп. Вытяните губы «для поцелуя» и делайте движения губами вверх, вниз, влево, вправо. Вытяните губы «для поцелуя» и делайте круговые движения. Вибрирование губами – «Останови лошадку» Гимнастика для языка – артикуляционные упражнения. «Почистим зубы», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «На лошадках» и т. д. Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо выполнять специальные упражнения на артикуляцию и научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи.Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух — рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли. Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Большое количество скороговорок, чистоговорок можно найти, пожалуй, в любом учебном пособии.Вот самые популярные: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы», «Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и другие. Можно обыграть скороговорку (проговаривание с разной интонацией, делая логическое ударение, выделяя наиболее существенные слова, произнести в разном темпе, меняя силу голоса). Например, скажи,как я: «От топота копыт пыль по полю летит». Старайтесь тренироваться в произношении тех скороговорок, звуки в которых у вас произносятся хуже всего. Положение тела Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос). Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям. Словарный запас Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Неверно усвоенная произносительная форма речи с трудом поддаётся исправлению. Из этого следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка. Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.
Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые)
«ТОрты», а не «тортЫ»,
«позвонИшь», а не «позвОнишь»,
«досУг», а не «дОсуг»,
«договОр», а не «дОговор»,
«КаталОг», а не «катАлог»,
«кАмбала», а не «камбалА»,
«кУхонный», а не «кухОнный»,
«взялА», а не «взЯла»,
«далА», а не «дАла»,
«бралА», а не «брАла» и т. д.
Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.
В заключение, хотелось бы рассказать несколько рекомендаций по данному вопросу.
Чтобы говорить грамотно, нужно быть грамотным. Необходимо учить родной язык! Заглядывайте чаще в словари, особенно в орфоэпический и толковый. Словари помогут вам избавиться от косноязычия. Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции. Избавляйтесь от слов-паразитов. Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми. Будьте уверенными в себе. Старайтесь также избегать вопросительных предложений вроде «Ну вы же понимаете?» и оправданий. Совершенствуйте технику речи. Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием. Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством! Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль. Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.
Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.
Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Духовная музыка является неотъемлемой частью культурного наследия.
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.
Новогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.
Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.
Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг “Профилактика профессионального выгорания” Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.
Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.
Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.
Тренинг для подростков «Учись говорить «нет» Цель: формировать у воспитанников устойчивый навык неприятия алкоголя, курения, наркотиков, умение активного противостояния пагубным привычкам.
Тренинг для педагогов – «Искусство коммуникации»
«Искусство коммуникации»
Цель: Обучение педагогов наиболее эффективным способам общения с учащимися
Задачи:
1. Развитие невербальных и вербальных коммуникативных навыков
2. Обучение умению управлять вниманием учащихся на уроке
1. Понятие коммуникативной культуры педагога
2. Психологические средства коммуникативного воздействия
2.1 Невербальные
2.2 Вербальные
2.3 Проксемические
3. Механизмы коммуникативного воздействия
3.1 Заражение
3.2 Внушение и убеждение
4. Управление вниманием учащихся на уроке
1.Проблема общения является центральной проблемой педагогики. Педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на изменение свойств, состояний и поведения партнеров. Целью педагогического общения является передача общественного и профессионального опыта от педагога учащемуся и обмен личностными смыслами.
В общении происходит становление индивидуальности, как учащегося, так и педагога. Эффективность педагогического общения во многом зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога. В состав этих умений входят:
Умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное Ø впечатление
Умение строить общение на гуманной, демократической основе Ø
Ø Использование психологических средств и механизмов коммуникативного воздействия
Руководство принципами и правилами профессиональной этики и Ø этикета
Артистичность, эстетичность, выразительность Ø
Владение Ø учебно-воспитательными средствами, методами, приемами
Соблюдение Ø педагогического такта
Умение организовывать творческое сотрудничество со Ø всем ученическим коллективом и с каждым в отдельности
Умение создавать Ø благоприятный нравственный климат общения.
Специфическим личностным качеством педагога в структуре коммуникативной культуры является педагогическая коммуникабельность. Это понятие отличается от простой общительности, так как воспитателю необходима не просто общительность, а способность к продуктивному взаимодействию с воспитанниками.
Эмоциональная привлекательность педагога для учащихся обусловлена рядом факторов, среди которых важнейшими являются профессиональная эрудиция. Творческое своеобразие, высокая общая и нравственная эстетическая культура, педагогическое мастерство, включая искусство общения.
2. Психологические средства коммуникативного воздействия
Профессор Альберт Мехрабиан утверждает, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора, вес которых распределяется следующим образом:
Что мы говорим – 7% Ø
Как мы говорим – 38% Ø
Язык Ø нашего тела – 55%
Поза, мимика, жесты, которые употребляют собеседники, могут быть более информативными, чем слова, которые они произносят. В этом мы могли убедиться на предыдущем занятии.
Цель: отработка умений невербального взаимодействия, развитие умения адекватного восприятия информации.
Группа делится на «узников» и «родственников». Садятся парами, лицом друг к другу. Ситуация изображает сцену свидания, во время которого «родственники» должны рассказать «узникам» план освобождения, побега (каждый друг другу).
Но рассказать это нужно без слов, поскольку между ними «толстое стекло» и они могут только видеть друг друга, но не слышать. К тому же делать это надо быстро, так как время свидания ограничено одной минутой.
По окончании каждый «узник» по очереди рассказывает всем о том плане побега, который подготовили для него «родственники». Услышанное сопоставляется с рассказом самого «родственника». Если рассказы совпадают, «узник» освобождается», если нет – остается в тюрьме.
Обсуждение:
Что было наиболее трудным при Ø выполнении упражнения?
Как чувствуют себя не освобожденные «узники»? Ø
Нравственную основу речевого поведения педагога составляет гуманизм, вежливость, уважительное, терпимое отношение к личности учащегося. Первый этап общения с ученической аудиторией – вступление в контакт, приветствие. Традиционные формулы вежливости «Здравствуйте, ребята» и «Добрый день, друзья» несут определенную психолого-педагогическую нагрузку, задают тон общению – деловой, дружеский или интимный.
Второй этап общения – поддержание контакта. На этом этапе используются как вербальные, так и невербальные средства поддержания внимания, осуществление взаимодействия.
Правила поддержания контакта:
Конкретная адресованность речи: не «Кто его поправит?», а «Кто поправит Сашу?». Не «Все слушают», а «Андрей и Дима, слушайте внимательно».
Грамотное формулирование Ø вопросов и пояснение ответов с высказыванием личного мнения.
Выражение Ø эмоций, организация диалога с учащимися таким образом, чтобы взаимодействие с ними переросло официальные рамки, трансформируясь в межличностное общение.
Ø Исключение глаголов повелительного наклонения (встать, сесть, отвечай), употребление глаголов сослагательного наклонения («Может тебе удобнее решить другой вариант задачи», «Почему бы тебе не попробовать…»)
Использование Ø глаголов первого лица множественного числа: «Подумаем вместе», «Откроем учебники», «Сравним полученные данные»
Стимуляция речевой активности Ø учащихся для обмена информацией, подчеркивание достоинств ответа учащегося, а не его слабых сторон.
Аргументация педагогических распоряжений, а не Ø бесцеремонное морализаторство: «Стыдно, Иванов, не понимаешь элементарных вещей»
Умение импровизировать (вопросы, стимулирующие интерес, шутка, Ø снимающая напряжение)
Отказ от монолога, применение диалогических методов Ø общения на уроке.
Плодотворность речевого общения обусловлена также его пространственной организацией. Проксемика – особая отрасль психологии, предметом которой является выявление закономерностей физического расположения коммуникантов по отношению друг к другу. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников.
Проксемикой выделено несколько видов возможных дистанций между партнерами:
Интимная (15-45 см) Ø
Личная (45-75 см) Ø
Ø Социальная (75-100 см)
Публичная (350-750 см) Ø
Первые два вида свидетельствуют о близких, дружеских отношениях, социальная дистанция принята в деловом общении, публичная – между малознакомыми и незнакомыми людьми.
Укорачивание или удлинение дистанции способно ослабить или усилить взаимодействие. Удлинение дистанции между педагогом и аудиторией снижает воздейственную силу его слова. Однако необходимо помнить, что не всегда приближение к ребенку эмоционально сближает с ним. У подростков и юношей обострено чувство пространственной автономии. Если ребята не расположены к эмоциональному сближению, лучше придерживаться социальной дистанции.
Пространственная организация речевого общения предполагает также учет ориентации, то есть угла поворота собеседников друг к другу. Если в беседе принимают участие двое, можно располагаться параллельно, под углом друг к другу или напротив друг друга. Если трое – двоим удобнее сидеть напротив третьего. Но наиболее удобным остается способ размещения собеседников «по кругу».
В любом случае педагог должен бережно и осторожно относиться к личностному пространству каждого ребенка, уважать его права на территориальную автономию.
3. Психологические механизмы коммуникативного взаимодействия
Известны случаи в истории, когда не самые умные и мало чем выдающиеся личности получали власть и имели большой вес в обществе благодаря своему ораторскому таланту. Одной составляющих такого талант является умение эмоционально преподносить информацию, «заражая» аудиторию своими эмоциями и своей убежденностью.
Цель: развитие умения выступать перед большой аудиторией, тренировка ораторских навыков, развитие умения эмоционально «заражать» собеседника
Организуется импровизированная трибуна, с которой будут выступать желающие. Остальные изображают участников митинга. Поведение
Мнение участников митинга может быть различным – кто-то соглашается с выступающим. Кто-то противоречит ему. Оратору необходимо убедить собравшуюся аудиторию в том, что вы серьезный лидер.
Дайте оценку Ø ораторским качествам каждого выступающего
Какие ошибки они допускали при Ø обращении к аудитории?
Как чувствовали себя на «трибуне» сами ораторы? Ø
3.2 Внушение и убеждение
Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие на другого человека или на группу. По определению В.М.Бехтерева, это «непосредственное прививание психических состояний, не нуждающееся в доказательствах и логике». Убеждение – целенаправленное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, представляющее собой словесное доказательство идей, обоснование решений, планов и поступков. Психологическое воздействие на человека окажется наиболее эффективным, если оно опирается на различные механизмы воздействия: и на убеждение, и на внушение, и на заражение.
Педагог – лидер, а среди основных качеств лидера можно назвать способность убеждать людей и внушать им необходимость того или иного поведения. Но люди не похожи друг на друга, по-разному относятся к тем, кто пытается их в чем-то убедить. Здесь нужно быть готовыми ко всему.
Упражнение «Групповая дискуссия»
Цель: развитие навыков аргументации, способности убедительно доказывать правильность своих идей.
Ведущий диктует участникам математическую задачу, в которой есть некоторые логические сложности.
Индеец Джо купил лошадь за 6 Ø долларов, на следующий день продал ее за 7. Занял 1 доллар у соседа и купил лошадь за 8 долларов, после чего продал ее за 9. Вопрос: каков доход индейца Джо?
Каждый участник самостоятельно пытается решить задачу. По истечении трех минут тренер предлагает участникам вслух сообщить свой ответ и степень уверенности в ответе, выраженную в процентах.
Ведущий предлагает кому-либо из участников, уверенных в своем ответе, попробовать доказать свое решение методом положительных ответов Сократа.
Например: «Согласны ли вы с тем, что по условию задачи у индейца Джо начальный капитал составлял 6 долларов?» Задача доказывающего не просто изложить ход своих рассуждений, а на каждом шаге достичь определенного понимания и согласия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказательства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам.
4.Управление вниманием учащихся на уроке
Многие современные технологии обучения основаны на применении самостоятельных методов обучения и игровых приемов. В ходе проведения урока с применением игровых технологий могут возникнуть ситуации, когда группа теряет деловой ритм и в классе устанавливается вовсе не деловой шум. Учащиеся, увлекшись игрой, забывают о том, что они находятся на уроке и должны соблюдать определенные правила поведения. Не всякий педагог способен применить в этом случае авторитарные методы восстановления дисциплины. В этом случае могут помочь так называемые социоигровые способы.
Упражнение «Руки – ноги»
По одному хлопку учащиеся поднимают руки (а если они уже подняты, то руки опускаются), по двум хлопкам встают (или, если ученики уже стоят, то садятся). Хлопки легко услышать даже в шуме. Вид то поднимающихся, то опускающихся рук, встающих – садящихся учеников обычно интригует не успевших включиться, и они с желанием присоединяются к играющим.
В задании есть скрытая трудность – на два вида сигналов (один или два хлопка) устанавливается 4 ответные реакции (поднять – опустить, встать – сесть). Это требует от учащихся активизации внимания и отвлекает от постороннего занятия, объединяет их для дальнейшей совместной работы.
Тогда учителю уже не нужно навязывать дисциплину – она, как необходимое условие коллективной деятельности, возникает как бы «сама собой».
Б) «Деловые» способы обуздания стихийного ученического оживления связаны с выполнением ими нового для них и для учителя неожиданного дела, то есть смену вида деятельности на противоположный. Если звучал устный рассказ или ответ, дать письменное задание и наоборот. Если шла фронтальная работа, перейти к индивидуальной, от самостоятельной – к работе под руководством учителя.
В) «Приказной» способ восстановления рабочей атмосферы на уроке заключается в том, что учитель вместо чтения нотаций и назиданий представляет или уясняет себе мизансцену конечного желаемого результата, и с помощью простых, незатейливых команд, выполнение которых для учеников не представит труда, поэтапно приведет их в эту мизансцену.
Например, педагога не устраивает шум, отсутствие внимания, погруженность учащихся в собственные интересы и соображения. Соответственно, желаемой будет такая мизансцена класса: все сидят лицом к доске, направив внимание на педагога. Разложив желаемую мизансцену на элементы, педагог может легко ее осуществить:
– Первая команда: «Все встали!» Лучше всего, если педагог выполняет ее вместе с учащимися, дожидаясь, пока встанут все.
– Вторая команда: «Посмотрели на потолок!» Возможно, она вызовет недоумение, но из чувства любопытства будет выполнена.
– После третьей команды: «Тихо сели за парты, внимание к доске» – в классе устанавливается желаемая мизансцена. Учащиеся готовы «внимать» учителю, предлагающего им следующее из запланированных заданий.
5. Рефлексия занятия
Обмен впечатлениями и мнениями участников тренинга
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
- Психологическая характеристика ученика (образец)
- Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
- Самооценка подростка
- Годовой план работы школьного психолога
- Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Занятие с элементами тренинга для молодых специалистов на тему: «Повышение уверенности в себе» |
Коррекционная работа психолога в школе – Тренинги |
Бакирова P.P. – педагог – психолог МОБУ СОШ №2 Тарасова – Мошкина В. С. – педагог – психолог МОБУ СОШ №5 Задачи: Упражнение «Грецкий орех» Упражнение на знакомство «Цветок» Упражнение «Ассоциации» Упражнение «Кто родился в мае…» Упражнение «Скажи о себе что – то хорошее…» Упражнение « Мне нравится в тебе……Я уверена..» Упражнение «Волшебная рука» Упражнение «Послание самой себе любимой…» Розовый куст Тренинг для молодых педагогов «Работа моей мечты»Содержимое разработкиТренинг для молодых педагогов «Работа моей мечты» Цель: способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. 1. Создать условия для преодоления трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с детьми, педагогами и родителями. 2.Содействовать повышению у педагогов уверенности в себе. 3.Оказать практическую помощь в построении эффективного общения с участниками образовательного процесса. Методическое обеспечение: ручки на каждого участника, листы бумаги А 4 по числу участников, белая доска, маркер. План проведения: Ход тренинга Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей школе. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность. Основные правила общения Не принято обижать, перебивать. Обращаться друг к другу по имени, на «ты» от первого лица (например: я хочу, думаю, чувствую…). Уважительно относиться друг к другу. Если начинается какое-то дело – в нем участвуют все без исключения. Упражнение «Никто не знает, что я….»( каждый в круге произносит фразу «Никто не знает, что я…» передавая мяч, затем фраза меняется в обратном порядке «Все знают, что я…» “Со мной работали десятки молодых педагогов Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…” Первые годы работы для молодого специалиста – самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе. Адаптация работника – это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление. Профессиональная адаптация – это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Раскрытию творческого потенциала молодого педагога может способствовать осознание своей позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Первая позиция: Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Вторая позиция: Мальвина Мальвина – благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение ребенка не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного малыша в чулан. Позиция воспитателя – Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания Третья позиция: Красная шапочка Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Позиция воспитателя – Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий. Четвёртая позиция: Спящая красавица Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Пятая позиция: Наседка Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Шестая позиция: Снежная Королева Цель Снежной королевы – власть над миром, и в частности над Каем. «Снежная королева» искусно воспитывает подчиненных, дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному желанию. Седьмая позиция: Мери Поппинс Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель – Мери Поппинс преследует одну – единственную цель – развитие ребенка. У каждого из присутствующих педагогов своя позиция воспитания, но из услышанного, мы можем сделать вывод: что самая оптимальная позиция для педагога – позиция № 7. Упражнение «Мои профессиональные планы». Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы. Начать процедуру можно следующим образом: «Прошлое, настоящее и будущее». Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями. После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки. Вопросы, которые могут задаваться: Какого цвета каждый круг? Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее? Какая между ними связь? Чем отличаются рисунки участников? и т.д. Если круги связаны друг с другом, то цели и мечты поэтапно вытекают одна из другой. Если использованы яркие, светлые цвета- это значит мечты и цели в позитивном, оптимистичном ключе. 7). Игра «Подарок» (5мин.) Напишите, пожалуйста, на бумаге 3 качества, за которые ценят, любят, уважают дети воспитателя. Ведущий собирает записки и выдает каждому, перемешав их. А сейчас, вручите, пожалуйста, написанные качества тому, кому они больше всего подходят из присутствующих. Спасибо за общую и интересную работу. 8). Релаксация «Старый город» (Приложение 4) (10-15 мин.) Работа со своим внутренним миром, своими переживаниями, самая главная работа по восстановлению и раскрытию собственных ресурсов организма. Именно такую работу я предлагаю Вам сейчас с помощью приема психосинтеза. Ведущий раскрывает значение используемых символов, участники самостоятельно анализируют, что получилось у каждого. 9). Упражнение: «Ресурсный мешочек» (3 мин.) Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Подумайте каждый для себя: что это может быть? Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас ресурсный мешочек. Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом потенциале. По кругу передается мешочек с мелкими бусинками и ракушками. Каждый по очереди вынимает из мешочка талисман на память. Итог занятия. (3 мин.) На фоне музыки выдается «Листок обратной связи». «Старый город» Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Расслабьтесь. Почувствуйте, как расслабляются ваши ноги, почувствуйте, как расслабляется ваш живот, почувствуйте, как расслабляются ваши руки, сначала кисти, потом расслабление поднимается вверх, расслабляются плечи, шея, лицо, вся голова. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело. Вдохните глубоко. Выдохните, вдохните еще. Выдохните. Вдох, выдох. А теперь представьте себе город, любой город, который первый придет к вам в голову. Представьте, какие в нем улицы – широкие или узкие, длинные или короткие. Представьте – какие дома – высокие многоэтажки или маленькие одноэтажные, бревенчатые или каменные. Какого цвета ваши дома. Представьте, какое время года сейчас в городе – весна, зима, лето или осень… Что сейчас утро, вечер, день или ночь. Посмотрите по сторонам – одни вы в городе или вас окружают люди. Сколько их? Что они делают? Как они себя чувствуют? Хочется ли вам заняться теми же делами, что и они? Прислушайтесь, пожалуйста, что вы слышите? Пение птиц, шум ветра, скрип форточки или вокруг вас тишина? Как вы себя чувствуете в вашем городе? Пожалуйста, запомните это чувство. А теперь давайте прогуляемся по нашему городу, по его улицам. У каждого из вас свой город. У кого-то он большой, широкий, а у кого-то небольшой. Вот мы гуляем по городу и, дойдя до самого его центра, попадаем на городскую площадь. Рассмотрите ее внимательно. Какая она? Какой формы? Какого размера? В центре площади находится фонтан. Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его. Работает он или нет, большой он или маленький, круглый или квадратный. Постойте около него. Какие чувства он у вас вызывает? Чтобы вы хотели сделать сейчас, стоя около фонтана? Но вдруг, на другой стороне площади, вы замечаете магазин. Давайте подойдем к нему. Первое, что нас встречает это витрина. Давайте внимательно рассмотрим ее. Что на ней изображено? Какая она? Яркая, красочная, броская или простая, неприметная, такая, которая не бросается в глаза. Рассмотрите внимательно, как называется ваш магазин. А теперь давайте зайдем в магазин. Возьмите, пожалуйста, дверную ручку и потяните дверь на себя. Легко или трудно открывается дверь в магазин? Заходите. Что же ждет вас внутри. Осмотритесь. Как вам магазин, куда вы пришли? Хорошо вам в нем или нет? Давайте погуляем по нему, посмотрим, что в нем продается. Выберите, пожалуйста, в магазине вещь, которая вам больше всего понравится. Внимательно рассмотрите ее. Чем она вам понравилась? В магазине начал приглушаться свет и вы почувствовали, что устали. В углу магазина вы увидели кресло, подойдите и присядьте в него. Почувствуйте, как вам стало хорошо, вытяните ноги. Свет в магазине становится тусклым, вас окутывает полумрак. В этом полумраке начинаются слышаться разные звуки. Сначала звуки тихие, ели слышные, но чем дольше вы сидите, тем громче они становятся. Это между собой беседуют вещи в магазине. Прислушайтесь, пожалуйста, о чем они могут беседовать между собой. Вы прислушиваетесь к беседе, которая льется спокойно и тихо, и ваши веки становятся тяжелыми. Вы засыпаете…. Но вдруг вы просыпаетесь. За окном магазина уже темно. Вы встаете из кресла и выходите из магазина. Вот дверь магазина закрылась за вами. Холодный вечерний ветерок обдул вас. Вы открываете глаза и оказываетесь здесь у нас в комнате. Представление города и все, что есть в нем – это то, как человек видит свою жизнь, как видят его жизнь другие. Фонтан – это эмоции человека, как он может их проявлять и контролировать Витрина магазина – это то, как видят человека другие, как он может себя преподнести. Дверь магазина – это вход во внутренний мир (легко или трудно открывается). Магазин (внутри) – это внутренний мир человека. Комплекс миогимнастических упражнений с трейнером INFANT при различных видах зубочелюстной патологииАннотация: Развитие речи — сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и правильное развитие зубочелюстной системы. Эффективность ортодонтического лечения зубочелюстной патологии с помощью миофункционального трейнера определяется и профессиональным умением логопеда использовать трейнер в своей коррекционной работе. Целью включения миогимнастики в коррекционно-логопедический процесс заключается в систематических нормированных упражнениях для патологически функционирующих групп мышц челюстно-лицевой области (жевательных, мимических, мышц дна полости рта) с целью нормализации их тонуса и функций. В результате такой специальной тренировки формируется правильный динамический мышечный стереотип, для закрепления которого соответствующие комплексы упражнений необходимо выполнять в течение года. Эффект миогимнастики зависит, с одной стороны, от степени выраженности морфологических и функциональных нарушений, а с другой стороны — от усердия дошкольника и его семьи в выполнении этих долгосрочных упражнений. Основные правила проведения миогимнастических упражнений — 3-4 раза в день по 5-10 минут. I. Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
Упражнение 1. «Сердитый человек» — нахмуриться, сделать недовольное лицо, наморщить нос и лоб. Упражнение 2. «Удивленный человек» — поднять брови вверх, изобразить на лице удивление. Упражнение 3. «Сердитый человек» — «Удивленный человек» — чередование выражение недовольного лица с удивленным лицом. Упражнение 4. «Шалун» — подмигивать глазами – попеременно открывать-закрывать правый-левый глаз, затем оба глаза. Упражнение 5. «Чем пахнет?» — короткими неглубокими вдохами добиваться расширения крыльев носа.
Упражнение 1. «Улыбка» — максимально растянуть губы, но трейнер не виден. Упражнение 2. «Трубочка» — из положения «Улыбка» плотно сомкнуть, и вытянуть губы вперед. Упражнение 3. «Забор» — «Трубочка» — чередование движений. Упражнение 4. «Чистим трейнер» — сомкнутыми губами делаем разнообразные движения по трейнеру: вверх-вниз, вправо-влево. Упражнение 5. «Утка» — из положения «Трубочка» смыкать-размыкать губы. Упражнение 6. «Заяц» — поднять вверх только верхнюю губу. Упражнение 7. «Рыба» — нижней губой дотянуться до верхней губы. Упражнение 8. «Силач» — сильно прижать губы к трейнеру, подбородок напряжен. Упражнение 9. «Звездочет» — сильно прижать губы к трейнеру и откинуть голову назад (напряжен подбородок и мышцы шеи). Упражнение 10. «Напряжение — расслабление» — поочередно сильно сжимать и разжимать губы. Упражнение 11. «Фокусник» — в течение 1 мин в горизонтальном положении удерживать губами тонкий плоский предмет.
Упражнение 1. «Качели» — тянуть угол рта вправо-исходное положение-влево. Упражнение 2. «Шарик» — вдохнув через нос, надуть щеки. Удерживать позицию от 5 до 10 с. Упражнение 3. «Шарик с дыркой» — надуть одну или обе щеки (губы плотно прижаты), кулаками, приложенными к щекам, медленно выдавливать воздух через губы. Упражнение 4. «Футбол» — перегонять «шарик» воздуха из правой щеки в левую. Упражнение 5. «Грустный клоун» — тянуть уголки рта вниз, подбородком касаться груди. Упражнение 6. «Спортсмен» — сильно сжать челюсти, удерживать положение 5-7 с, расслабиться (пальцы приложить к щекам на область жевательных мышц). Повторить от 6 до 10 раз. Упражнение «Показать подбородок» — движение нижней челюсти вперед (необходимо преодолеть сопротивление верхней части трейнера). Упражнение «Чистим зубы» — движение челюстями вправо-влево по трейнеру (зубы находятся на трейнере).
Упражнение 1. «Маляр» — погладить языком небо: влево-вправо, назад-вперед. Упражнение 2. «Язычки здороваются» — кончиком языка надавить на маркерный язычок в верхней внутренней части трейнера. Упражнение 3. «Кто сильнее» — язык в нейтральном положении. С силой давить кончиком языка на трейнер. Упражнение 4. «Лошадка» — щелкать языком, широко улыбаясь (губы разомкнуты). Упражнение 5. «Парус» — язык поднять кверху. Кончик языка лежит на маркерном язычке трейнера. II. Комплекc миогимнастических упражнений с трейнером INFANT на развитие физиологического дыхания.
Упражнение 1. «Вверх-вниз» — исходное положение – лежа на спине, руки находятся на животе: глубоко вдохнуть – живот поднимается, выдохнуть – живот опускается. Упражнение 2. «Солдатик» — в положении стоя глубокий вдох, не поднимая плеч, при выдохе руки на животе. Упражнение 3. «Вперед-назад» — исходное положение – стоя (сидя на стуле), руки располагаются на животе. Глубоко вдохнуть – живот поднимается, выдохнуть – живот опускается под контролем руки. Упражнение 4. «Бабочка» — исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки – выдох. Упражнение 5. «Уши слона» — исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок – вдох, опустить – выдох. Упражнение 6. «Вправо-влево» — исходное положение – стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением головы в сторону – вдох, исходное положение – выдох. Упражнение 7. «Снежинка» — исходное положение – стоя, ноги вместе. Подняться на носках, руки вверх – вдох, опуститься – выдох. Упражнение 8. «Ракета» — исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки над головой, ладонями навстречу – руки касаются друг друга – вдох, опустить руки – выдох. Упражнение 9. «Дорога» — исходное положение – стоя, ноги вместе. Вытянуть руки вперед перед собой – вдох, опустить по бокам – выдох. |