Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

В трудах отечественных исследователей разрабатываются различные аспекты данной проблемы. В исследованиях Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт определены особенности усвоения слогового состава слова детьми с различными формами дизонтогенеза, представлена типология искажений слоговых и ритмических составляющих слова. В исследованиях Г.В. Бабиной, В.А. Ковшикова, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой, M.E. Хватцева, С.Н. Шаховской выявлена взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий, формированием фонемного анализа. В работах Н.Ю. Сафонкиной, З.Е. Агранович, Г.Г. Голубевой, А.К. Марковой, Т.А. Титовой, Н.С. Четверушкиной определены пути преодоления имеющихся дефектов слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Различные научно-методические подходы в коррекции слоговой структуры слова у детей с речевой патологией были разработаны такими авторами, как А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, Ю.Ф. Гаркуша, З.Е. Агранович, Н.С. Четверушкина, С.Е. Большакова, Г.В. Бабина и Н.Ю. Сафонкина.

Все авторы разработали свои подходы по преодолению нарушений слоговой структуры слова, которая представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Искажения слогового состава слова являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, относящимися к основному диагностическому показателю, который определяет не только наличие недоразвития речи, но и степень его выраженности (Р.Е. Левина, А.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Проанализировав данные научно-методических подходов, посвященные нарушению и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, можно сделать вывод о том, что эта проблема является достаточно актуальной.

Сказанное выше и побудило нас избрать для исследования тему «Использование различных научно – методических подходов в коррекции слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи».

Объект исследования: сформированность слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Предмет исследования: изучение научно – методических подходов в коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные научно – методические подходы в коррекции слоговой структуры слова.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть особенности понятия «слоговая структура слова»;

2. Рассмотреть различные научно – методические подходы в коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР;

3. Раскрыть особенности развития слоговой структуры слова у детей с ОНР;

4. Подобрать методики исследования слоговой структуры слова у детей с ОНР и анализировать результаты;

5. Разработать систему коррекционных занятий по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

6. Провести оценку эффективности предложенной системы нашей коррекционной работы.

Гипотезой исследования является следующее предположение: мы предполагаем, что выбор наиболее эффективных научно – методических подходов в коррекции слоговой структуры слова будет успешным при условии:

– подбор материала с учетом возраста детей;

– подбор специальных игр и игровых упражнений для усвоения слоговой структуры слова;

– поэтапного проведения занятий, предусматривающих работу на вербальном и невербальном материале;

– осуществления систематизированной и комплексной коррекции.

В соответствии с намеченной целью и задачами были определены и использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ педагогической, лингвистической, психолингвистической литературы по теме исследования); экспериментальный (проведение констатирующего и обучающего экспериментов); метод качественно-количественного анализа экспериментальных данных.

Теоретическая значимость: было проведено сравнение различных авторских методик, разработаны систематизированные игры и упражнения, направленные на коррекцию слоговой структуры дошкольников с ОНР.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут использоваться в практической работе учителями-логопедами и воспитателями в решении задач по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

База исследования: ЦРР ДОУ №2 Центрального района, города Волгограда.

Опытно – экспериментальная работа по изучению различных научно-методических подходов в коррекции слоговой структуры слова с дошкольниками подготовительной группы с ОНР включала три этапа:

– на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование слоговой структуры слова у дошкольников подготовительной группы с ОНР;

– вторым этапом исследования стал формирующий эксперимент, в ходе которого была подобрана специальная система дидактических игр по преодолению нарушений словообразования у детей с ОНР.

– третьим этапом исследования стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование словообразования старших дошкольников с ОНР.

В данной работе мы использовали следующие методики.

Цель методик: выявить уровень сформированности слоговой структуры слов у дошкольников подготовительной группы с ОНР.

Методика 1. Исследование слоговой структуры слова у детей с ОНР по методике Агранович З.Е.

Методика 2. Исследование слоговой структуры слова по методике Большаковой С.Е.

Методика 3. Исследование слоговой структуры слова по Иншаковой О.Б.

Методика 4. Исследование слоговой структуры слова у детей с ОНР по методике Ткаченко Т.А.

Все методики выявили, что у данной категории испытуемых обнаружен недостаточный уровень сформированности слоговой структуры слова. Отмечаются трудности произношения детьми слов сложного слогового состава. Были отмечены такие нарушения как: усечение слогового контура слова за счёт выпадения целого или нескольких слогов, или слогообразующей гласной («весипед» вместо велосипед); добавление лишних слогообразующих гласных на стыке согласных «водопоровод» вместо водопровод); нарушение последовательности слогов в слове («барелина» вместо балерина, «мацатыкл» вместо мотоцикл); сокращение (пропуск) слогов («миционер» вместо милиционер, «водоводчик чинит вопровод» вместо водопроводчик чинит водопровод, «инструтальщик» вместо инструментальщик, «мацикл» вместо мотоцикл); уподобление слогов («воодчик чинит вдрод» вместо водопроводчик чинит водопровод, «люмитальщик» или «ислимитарщик» вместо инструментальщик).

Читайте также:
Работа воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

Высокого уровня дети фактически не показали. В основном наблюдается средний и низкий уровни. Из методик, которые были использованы, были выбраны разные задания, так как, некоторые задания повторяются. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Так как не все задания в методиках Агранович З.Е., Большакова С.Е., Иншакова О.Б., Ткаченко Т.А. одинаковые, то можно сделать вывод, что они не противоречат друг другу, а дополняют.

Нами была составлена система работы по формированию слоговой структуры слова, основанная на методиках Агранович З.А., Ткаченко Т.А, Большаковой С.Е., Иншаковой О.Б.

Подобранная нами система работы состояла из II этапов:

I этап – подготовительный;

II этап – коррекционный.

С целью оценки эффективности, разработанной нами системы коррекционных занятий, было проведено контрольное обследование уровня сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

При проведении контрольного исследования нами были использованы те же методики, которые мы использовали в констатирующем эксперименте.

На основании проведенного контрольного исследования мы можем сделать следующие выводы.

В группе детей с ОНР до проведения коррекционной работы были выявлены в основном только средний и низкий уровни сформированности слоговой структуры слова. После коррекционных занятий дошкольники с ОНР показали высокий и средний, и у 20 % детей уровень сформированности слоговой структуры слова остался на низком уровне. Следовательно, коррекционные занятия оказали положительное влияние на уровень развития слогового компонента речи у дошкольников с ОНР.

В целом результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии разработанной системы коррекционных занятий на уровень сформированности слоговой структуры слова у дошкольников подготовительной группы с ОНР. При проведении исследования выявлено, что все дети значительно повысили свои индивидуальные результаты обследования. Наибольшая положительная динамика отмечена у детей, которые не пропускали проводимых коррекционных занятий, относились к ним с интересом (таких детей оказалось большинство). Более низкие результаты показали дети, часто пропускающие занятия по болезни.

Таким образом, экспериментальным путем выполнены цели и задачи нашего исследования, и выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Методики, которые использовались в исследовании, способствуют развитию слоговой структуры и могут быть использованы в работе логопедов, как в сочетании, так и отдельно. Считаем, что проделанную нами коррекционную работу необходимо продолжать и в дальнейшем, чтобы повысить уровень сформированности слоговой структуры у дошкольников, так как слоговая структура является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Формирование слоговой структуры слова

Формирование у детей лексически богатой, фонетически четкой и грамматически правильной речи, которая бы давала ребенку возможность полноценной коммуникации с окружающими – это одна из важнейших задач в обучении детей родному языку.

Чтобы личность ребенка формировалась правильно, нужно устранить все то, что мешает полноценному общению с окружающими людьми. Крайне важно, чтобы дети как можно раньше овладели навыками родной речи, могли говорить четко и без дефектов. Практика показывает, что чаще всего больше внимания уделяется коррекции звукопроизношения, а вот формирование слоговой структуры слова оказывается на втором плане. Часто именно это является причиной развития дислексий и дисграфий у детей.

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).

Как проявляется нарушение слоговой структуры

Нарушение слоговой структуры может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность.

Проблема может проявляться в следующем:

  1. Нарушение количества слогов (ребенок опускает слогообразующую гласную, сокращает слог, увеличивает число слогов за счет вставки гласных).
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (слоги переставляются, а также происходит перестановка звуков соседних слогов).
  3. Искажение структуры слога (вставка согласных в слог, сокращение стечений согласных).
  4. Уподобление слогов.
  5. Устойчивое повторение.
  6. Предшествующие звуки заменяются последующими.
  7. Смешение элементов слова.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей работы в коррекции речевых нарушений. Перед выбором способов устранения этих нарушений, всегда проводится предварительное обследование ребенка, целью которого является определение степени нарушения слоговой структуры. Это позволяет определить соответствующий ребенку уровень, с которого можно начинатьупражнения. Часто эти задания логопед может рекомендовать для повторения в домашних условиях.

Этапы формирования слоговой структуры слова

В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.

Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.

Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.

Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.

Этот этап проходит в следующем порядке:

  • уточнение артикуляции сохранных звуков;
  • проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
    гласный + гласный (ау, уа, иа)
    согласный + гласный (ба-ба-ба)
    гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)
    гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)
    согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)
    гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)
    гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна)
  • проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.
Читайте также:
Нарушения письма - как помочь ребенку

Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (вата, лиса, луна, коза).
  2. Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, хижина, полено, корова).
  3. Односложные слова (лук, кот).
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом (Антон, балкон, каштан, фонтан).
  5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, палка, ветка, вафли).
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов (банан, пенек, жираф, веник).
  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (чемодан, комитет, выводок, ноготок, ботинок).
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
  9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
  10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (тумбочка, фундамент, аптечка, подводник).
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ткач, гном, кнут, вход, гнев).
  12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (факт, винт, пунш).
  13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, свекла, гвозди).
  14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (мучение, гонение, комедия, метание, именины).

Звуко-слоговая структура слова

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер.

При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще.

Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.

Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения),
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте,
  • развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Виды нарушений слоговой структуры слова

  1. Нарушение количества слогов :
    элизия – сокращение слогов (молоток- моток), итерация— опускание слогообразующей гласной (пинино-пианино), увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных (Слава-Салава).
  2. Нарушение последовательности слогов в слове:
    перестановка слогов в слове (деворе-дерево,) перестановка звуков соседних слогов (гебемот-бегемот).
  3. Искажение структуры отдельного слога:
    сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута- капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул-стул), вставка согласных в слог (лимонт-лимон)
  4. Антиципации :
    уподобление одного слога другому (пипитан-капитан, вевесипед-велосипед, нананасы-ананасы.
  5. Персеверации:
    застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей- воробей). Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.
  6. Контаминации:
    соединение частей двух слов (холодильница- холодильник, хлебница).

Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной сферы.

Причины нарушений слоговой структуры слова

Анализ литературы по этому вопросу свидетельствует о том, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка:

  • недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха;
    Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.
  • недостаточность артикуляционных возможностей ;
    У детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
  • сниженный уровень развития оптико-пространственной организации ;
    От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности. Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений или несформированность пространственных представлений считается характерным для детей с ОНР.
  • несформированность ритмической и динамической организации движений ;
    Для всех детей с ОНР характерна общая моторная неловкость. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
    На первый план выступает несформированность динамических характеристик двигательной активности , выражающееся в трудностях переключения с одного движения на другое. При выполнении двигательных заданий наблюдается сильное напряжение мышц, трудности регуляции мышечного тонуса, скрытые гиперкинезы.
  • неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
    Особенно трудным для детей с общим недорзвитием речи представляется умение последовательно и связно отображать в речи те или иные события. У детей наблюдается несформированность навыков планирования и программирования речевого сообщения. Дети не способны к последовательной обработке информации, что вызывает затруднения при звуковом анализе и синтезе слов, соединения слов в словосочетания, построения последовательного логического высказывания.
  • сниженная мотивационная деятельность;
Читайте также:
Логопедическая работа по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией

Создание положительных мотивов- залог успешной работы.

Экспериментально доказано, что особенности протекания речевой деятельности детей с ОНР связаны с наличием трудностей мотивационного плана, в соответствии с которым у ребенка потребность в общении не является ведущей. Отмечается несформированность основных форм коммуникации — диалога, монолога. Выявлено, что недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового интереса. Мотивация речи определяет качественные особенности речевых высказываний, обеспечивает успешность речевой деятельности и достижение высокого уровня ее развития.

Коррекция слоговой структуры слова в работе с детьми с ОНР

Казаева Инга Борисовна,

учитель-логопед МБДОУ № 8 “Теремок”

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в семье и в дошкольном образовательном учреждении.

Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У многих из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во время не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.

Необходимо отметить тот факт, что нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольника с ОНР дольше, чем недостатки произношения проблемных звуков.

Огромное значение для правильного воспроизведения слова играет степень знакомства с ним – малознакомые слова подвержены искажению чаще, чем слова хорошо известные ребёнку.

Исходя из опыта работы с детьми, имеющими ОНР, невольно приходишь к тому, что данная проблема является крайне важной, требующая решения на самых разных стадиях её выявления. Ведь овладение правильной, чистой речью играет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка, а преодоление нарушений и совершенствование слоговой структуры слова является одним из факторов для овладения грамотой, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.

Искажение слогового состава слова призваны ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи.

В этом случае речь ребёнка имеет выраженные отклонения, которые могут проявляться следующим образом:

1.Нарушение количества слогов:

-сокращение (пропуск) слога: «конок» – котенок, «моко» – молоко

– опускание слогообразующей гласной: «пинино»- пианино, «башки»-баюшки

– увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «детьмями» – детьми, «кубубик» – кубик;

2.Нарушение последовательности слогов слове:

-перестановка слогов: «чедоман» – чемодан, «моколо» – молоко;

перестановка звуков соседних слогов: «ковора» -корова, «ретемок» – теремок;

3.Искажение структуры отдельного слога:

-сокращение стечений согласных: «тул» – стул, «рок» – срок;

– вставки согласных в слог: «пестня» – песня, «кубикт» – кубик и т.д.

Для того чтобы помощь детям с нарушением слоговой структуры слова была максимально эффективной необходимы ранняя диагностика и соответствующая работа по коррекции выявленных нарушений..

Одним из важнейших факторов в работе имеет индивидуальный подход к детям, который призван учитывать возможности, а также характер искажений и нарушений слоговой структуры

В коррекционной работе по данной проблеме я использую такие методы и приёмы как:

  • объяснение значения слова и включение его в различные предложения до полного усвоения семантики и слогового состава;
  • медленное, послоговое проговаривание слова;
  • пропевание, прохлопывание, отстукивание (ладонью, мячом) слогового контура слова;
  • многократное повторение в ходе отработки.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и развитие всех компонентов речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. На поиск его учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Я подобрала и систематизировала практический материал с заданиями и игровыми упражнениями, который помог бы преодолеть не только нарушение слоговой структуры слова, но и развить все компоненты речевой системы, привлекая родителей к активному участию в коррекционной работе.

Подобранные задания помогут справиться с недостаточной сформированностью грамматических категорий, например таких как:

-употребление существительных единственного и множественного числа родительного падежа («Чего (кого) не стало?);

-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных ( «Назови ласково»);

– согласование числительных с существительными («Назови 2 (5) таких же предмета»);

– образование притяжательных прилагательных («Скажи, чья (чьи) это?», «Назови, чьи предметы?» и т.п.);

– употребление существительных единственного и множественного числа творительного и предложного падежа («За чем мы пойдём в магазин?», «О ком спросим у работника зоопарка?» и т.п.);

– употребление глаголов 1 лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени («Скажи, что ты делаешь?», «Покажи и скажи, что ты будешь делать?» и т.п.);

-образование относительных прилагательных («Назови какой») и т.п.;

А также развивать связную речь, например, учиться правильно строить предложения из двух и более слов при ответе:

Логопед: Что это?

Ребёнок: Это туфли.

Логопед: Чьи туфли?

Ребёнок: Мои туфли.

Логопед: Где пятно?

Ребёнок: Пятно на кофте.

Логопед: Чего у тебя нет?

Читайте также:
Рекомендации по преодолению заикания

Ребёнок: У меня нет бантика.

Логопед: За кем мы будем наблюдать?

Ребёнок: Мы будем наблюдать за мышками.

Опираясь на пособие Четверушкиной Н.С., где представлен словарный материал по первым 7 типам слоговой структуры слова, я изготовила дидактический материал с интересными заданиями и игровыми упражнениями на все 14 типов слоговой структуры слова, объединив 11 и 12 типы в один.

Разработанный дидактический материал предназначен для работы с детьми, как логопеда, так и родителей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

Дидактический материал содержит специальные практические задания на развитие мелкой моторики, сенсорики, зрительного и слухового внимания, логического мышления, в процессе обучения которых детям даётся возможность самостоятельно решать логические задачи по тому или иному типу слоговой структуры слова.

Например, в игровом упражнении «Отгадай что это?», ребёнку необходимо по определённым существенным признакам узнать тот или иной предмет:

Логопед: Красное, спелое, наливное – это что? Ребёнок: Яблоко

Логопед: Крепкий, острый, птичий – это что? Ребёнок: Клюв и т.п.

В то же время дети выполняют задания, где умело, применяют свои сенсорные умения и навыки, стимулирующие работу нервных окончаний, например, параллельно с обрабатыванием грамматических категорий и решением логических задач детям предлагается закрашивать предметы, подобрав нужный цвет.

В своих разработках большое внимание уделяла иллюстративному материалу, который способствует привлечению внимания детей и увеличивает объём запоминания. А также при соотнесении слова с картинкой у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Учёт психологических особенностей детей, использование разнообразных словесных, дидактических игр, заданий и упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию, как слоговой структуры слова, так и всех компонентов речевой системы.

Основной задачей своих разработок считаю оказание практической помощи логопедам, воспитателям и родителям (при выполнении домашних заданий с детьми) в коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Данный материал приносит положительные результаты в работе. Мои воспитанники:

-овладевают умением воспроизведения слов как простого, так и сложного слогового состава;

-у детей развивается фонематическое восприятие;

-преодолеваются лексико-грамматические трудности;

-совершенствуется зрительное и слуховое внимание;

-нормализуется речевое и физиологическое дыхание;

-активизируется и обогащается словарный запас;

-развивается грамотная речь, мышление, память

-формируется важнейшие качества личности, такие как самостоятельность, наблюдательность, сообразительность, ответственность.

У детей появляется уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет им в общении со сверстниками и взрослыми.

Литература.

  1. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. – М., Гном и Д,2001, – 92с.
  2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова. – М., Книголюб, 2005, – 95с.
  3. Епифанова О.В. Логопедия. – В., Учитель – АСТ, 2004, – 95С.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., Просвещение, 1990, – 239с.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. – М., Творческий центр, 2007, – 93с.
  6. Лосева П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет, М., Творческий Центр, 2005, – 109с.
  7. Ткаченко Т.А. Развития фонематического восприятия, М., Гном и Д, 2005. – 32с.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991, – 125с.
  9. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – С.-П., Детство-Пресс, 2001, – 46с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Слово педагога

Автор: Модянова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “Детский сад ” №112 г.Сыктывкар
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Тема: “Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.”
Раздел: дошкольное образование

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Уровни ОНР (1,2,3,4 уровни)

Направление коррекционной работы

Формирование слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в

школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее

считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

В настоящее время в логопедической работе над коррекцией

неправильного произношения детей зачастую на первое место выдвигается

задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе коррекционного

обучения обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры

слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует

специального внимания учителя-логопеда.

Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые и логопеды.

А.Р. Лурия дал нейропсихологическое обоснование формирования слоговой

структуры слов. Б.М. Теплов писал о том, что чувство ритма является основой

структуры слов, как в норме, так и у детей с ОНР.

Читайте также:
Особенности звукопроизношения при стёртой дизартрии

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры

пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации

информации. Однако механизмы нарушений звукослоговой структуры у детей с

разными формами речевой патологии еще недостаточно изучены. Очевидна

необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также

слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи. [12; 120]

у дошкольников с ОНР»

и подготовка к полноценному

Подбор литературы по данной теме

Изучение литературы по данной теме

дошкольников с ОНР.

1.Уровни ОНР.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые

компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой

обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной

и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина,

Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50-60-х гг. XX в.

Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения

психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о

учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для

детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии

фонематическом развитии. [1; 513]

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются

деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало

речи: первые слова появляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична

относительно благополучном, на первый взгляд, понимании речи обращенной.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование

у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается

распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у

детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они

забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У

наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с

ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами

психического развития обусловливает специфические особенности мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными

операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно –

логического мышления, без специального обучения с трудом

овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Наряду с общей

соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии

двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений,

неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и

ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении

движений по словесной инструкции.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально

элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание

мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с

попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические

движения под музыку.

закономерностей атипичного развития детей с общим недоразвитием речи и в

то же время для определения их компенсаторного фона.

Детей с общим недоразвитием речи следует отличать от детей,

развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с общим недоразвитием

интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально избирательное

отношение к окружающему миру.

речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое

развитие этих детей, как правило, протекает более благополучно, чем развитие

патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных

интеллекта. Однако но мере формирования словесной речи и устранения

приближается к норме.

Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от

замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и

содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы.

Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические

заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды,

факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития.

В этих случаях обращает на себя внимание прежде всего обратимая динамика

речевой недостаточности. У детей с задержкой речевого развития характер

Преобладают ошибки типа смешения продуктивной и непродуктивной форм

множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительно-

го падежа множественного числа («карандашов», «птичков», «деревов»). У этих

детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки,

отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь

детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является

речевую недостаточность до поступления в школу. [1; 514-516]

Периодизация ОНР .

периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия

речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами

аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние

структурно – динамического изучения аномального речевого развития раскрыты

уровня развития к более высокому.

Каждый уровень характеризуется определенным соотношением

первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование

зависящих от него речевых компонентов. [1; 516] Переход с одного уровня на

другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением

речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-

первичного дефекта и его формой. Наиболее типичные и стойкие проявления

ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии и реже — при ринолалии и заикании.

Р. Е. Левина и другие ученые выделяют три уровня речевого развития,

отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и

школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Первый уровень речевого развития характеризуется крайне

состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов,

звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указатель-

заменяются названиями предметов (открывать — «древ» (дверь), и наоборот —

отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.

Дети не используют морфологические элементы для передачи

грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные

флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно

жестов. Каждый используемый элемент в такой «фразе» имеет многообразную

Читайте также:
Профилактика дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у дошкольников

соотнесенность и вне конкретной ситуации не может быть понятным. [1;517]

Пассивный словарь детей шире активного. Однако исследованием Г.

И. Жаренковой (1967) показана ограниченность импрессивной стороны речи

детей, находящихся на низком уровне речевого развития.

Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание

ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы

времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения

Звуковая сторона речи характеризуется фонетической

неустойчивой артикуляцией и низки-

ми возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может

быть значительно большим, чем правильно произносимых. В произношении

имеются противопоставления лишь гласных — согласных, ротовых —носовых,

некоторых взрывных — фрикативных. Фонематическое развитие находится в

Задача выделения отдельных звуков для ребенка с лепетной речью в

мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.

ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры

ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий,

отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а

иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут

ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями

окружающей жизни. [1; 518]

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех

компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими

из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной

нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных

признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, за-

меняют слова, близкими по смыслу.

Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.

Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными

конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при

этом употребляется в исходной форме («книга идит то» — книга лежит на

столе); возможна и замена предлога («гиб лятет на далевим» — гриб растет под

деревом). Союзы и частицы употребляются редко.

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно

развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от

первого уровня). Дети могут ориентироваться на морфологические элементы,

которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

Это относится к различению и пониманию форм единственного и

окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени.

Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных.

Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации.

Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем

словам, которые рано вошли в активную речь детей.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных

твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («па т кни-

га» — ПЯТЬ книг; «папутъка» — бабушка; «дупа» — рука).

Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в

изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

Типичными остаются и затруднения в усвоении звукослоговой структуры

звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов

Общее недоразвитие речи 3 уровня у дошкольников

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 28 мая 2020 г.

ОНР 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в речевом развитии. Словарный запас хороший, ребенок говорит довольно сложными предложениями, но неправильно произносит звуки. В связи с этим окружающие зачастую не понимают, что он говорит. Имеются и другие проблемные точки, которые необходимо корректировать с логопедом-дефектологом. Диагностировать заболевание могут не ранее, чем ребенку 3 года исполнится.

В статье мы расскажем об особенностях ОНР 3 уровня и комплексе коррекционных упражнений.

Классификация ОНР на уровни

Выделяют 4 уровня. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Такая классификация имеет огромное значение при диагностике маленьких пациентов и последующем оформлении их в логопедические группы. Ведь коррекционная программа подбирается именно с учетом степени выраженности речевых нарушений.

Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Характеристика онр 3 типа

Диагностируют нарушение у дошкольников в возрасте 4-х – 5-ти лет. Главное отличие этой степени нарушения от других заключается в том, что недостаточно сформированы сложные грамматические и лексические компоненты.

Основная характеристика ОНР 3 типа — это своего рода начальный этап усвоения морфологической системы языка, когда малыш уже говорит фразами, но с ошибками.

Вот особенности ОНР 3 уровня:

  • дошкольник владеет фразовой, экспрессивной речью, но она оставляет желать лучшего;
  • произношение некоторых звуков неправильное, нечеткое;
  • фонематические процессы не соответствуют возрастным нормам;
  • словарный запас большой, его достаточно для построения развернутых фраз.

Дошкольники охотно общаются, ведут диалог, дают развернутые ответы на вопросы.

Характеристика ребенка с ОНР 3 степени

Несмотря на более высокий уровень речевых навыков, в отличие от ОНР 1 и 2 типа, посторонним людям все еще трудно понять, что говорят детки. Поэтому общаются они обычно в присутствии близких людей — они выступают в роли переводчиков.

Малыши неплохо произносят изолированные звуки, но в словах они допускают ошибки: говорят нечетко, сложные звуки заменяют более легкими. Особенно трудно даются им шипящие, аффрикаты («ч», «ц»), свистящие и сонорные звуки (звонкие непарные согласные). Если ребенку легко выговаривать какой-то звук, он может заменять им сразу несколько более сложных, например: мягким звуком «с» может заменять и твердый «с» («сянки» вместо «санки»), и шипящие («сюба» вместо «шуба»).

У детей дошкольного возраста с ОНР III степени хороший активный словарный запас, он постоянно дополняется новыми словами. Однако слова, которые употребляются в повседневной жизни редко, им неизвестны. Они оперируют словами бытового значения, которые постоянно у них на слуху.

Читайте также:
Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

Грамматическое согласование слов в предложениях еще не сформировано, но малыши с ОНР 3 степени уже на пороге овладения и сложными конструкциями. Например, они могут сказать: «Мама писля и пйинесйа Масе падаик, как Мася хаашо ся вей», то есть «Мама пришла и принесла Маше подарок, так как Маша хорошо себя вела».

У детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня хоть и говорят не всегда правильно, но они уже могут составить простой рассказ. Конечно, это будет описание последовательности действий, но это уже сформированная фразовая речь.

Детки делают успехи и в согласовании слов между собой. Они хоть и допускают ошибки, но далеко не всегда. Сложнее обстоят дела с согласовании существительных и числительных. Например, вместо «три кошки» малыш скажет «три кошкам», а вместо «много воробьев» — «много воробьи».

К особенностям детей с ОНР 3 уровня отнесем и неправильное выговаривание трудных слов. Они меняют местами слоги или вовсе пропускают их. Испытывают трудности и с анализом слов — не могут назвать слова, которые начинаются на определенную букву.

Перечисленные проблемные зоны необходимо корректировать, поскольку они препятствуют успешной учебе в школе, в первую очередь овладению навыками письма и чтения.

Причины развития ОНР 3 типа

Существует 2 группы факторов, которые могут спровоцировать общее недоразвитие речи III уровня. К ним относятся биологические и социальные.

Биологические могут оказаться влияние на малыша в разные периоды его развития — от внутриутробного до 3-х – 4-х лет. К ним относятся умеренные поражения центральной нервной системы, вследствие которых нарушается слуховое восприятие и речевая моторика. К таким поражениям ЦНС могут привести вредные привычки женщины во время беременности, сильный токсикоз, травматичные роды, энцефалопатия у новорожденного, черепно-мозговые травмы. Такие детки могут страдать дизартрией, афазией, заиканием, алалией, ринолалией (если имеется расщелина неба).

Социальные факторы — это, в первую очередь, ближайшее окружение малыша. Если в семье царит неблагоприятная атмосфера, частые конфликты, родители не обращают внимания на чадо или, напротив, слишком требовательны или тревожны, с малышом не разговаривают или сюсюкают (говорят «по-детски», уменьшительно-ласкательными формами) — все это затрудняет овладение речевыми навыками. Еще один провоцирующий фактор — двуязычие в семье. Деткам-билингвам нередко ставят диагноз ОНР 3 степени.

Диагностика общего недоразвития речи 3 стадии

Маленького пациента обследуют в 3 этапа.

1 этап — медицинское обследование. В нем участвуют педиатр и узкие специалисты — невролог, отоларинголог, челюстно-лицевой хирург, психиатр. На данном этапе проводят аппаратную диагностику — рентгенографию черепа, ЭЭГ, МРТ головного мозга, а также определяют неврологический статус маленького пациента.

2 этап — нейропсихологическое обследование. На этом этапе малыша диагностирует детский психолог. Он оценивает развитие моторики, личностной сферы, памяти, мышления, внимания и других психических функций и дает характеристику ребенка с ОНР 3 стадии.

3 этап — логопедическое обследование. Врач оценивает все компоненты речи ребенка.

Всего выделяют 5 компонентов:

  1. лексико-грамматический — словарный запас, понимание синонимов и антонимов, обобщающих групп, умением согласовывать слова в падеже, роде и числе и способность говорить фразами.
  2. фонетический — это корректность произношения звуков – изолированно и в словах, фразах.
  3. фонематический — способность повторить слоги, выделять первые и последние слоги в словах.
  4. слоговая структура — способность малыша выговаривать слова со сложной слоговой структурой.
  5. связность — способность пересказать текст, составить рассказ по картинкам.

В результате полученных данных логопед составляет коррекционную программу. В ней учитывается уровень речевых навыков, допускаемые ошибки и особенности детей с ОНР 3 степени.

Цели коррекционной работы

При общем недоразвитии речи 3 уровня у дошкольников их оформляют в логопедическую группу в детском саду. Там они обучаются в течение двух лет. Занятия с воспитанниками проводят каждый день индивидуально и в группах.

К моменту поступления в первый класс дети грамотно отвечают на вопросы, могут говорить сложными предложениями без ошибок, правильно согласовывают слова. Уровень усвоение грамматических норм языка у них стремится к норме или соответствует ей.

У воспитанников обогащается словарный запас. Они умеют обобщать, понимают действия, признаки, антонимы, синонимы, части целого. Также умеют образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Детки без труда составляют рассказы по картинкам, пересказывают тексты, описывают события. В начале обучения они учатся просто отвечать на вопросы, но к моменту выпуска из сада говорят уже более сложными предложениями.

У малышей улучшается артикуляция. Они более четко и правильно выговаривают звуки — не только изолированно, но и в словах и фразах.

В рамках коррекционной работы в логопедической группе детей готовят к обучению грамоте. Поскольку нарушения речевого развития могут усложнять процесс овладения навыками чтения и письма, малышей учат слоговому и звуковому анализу, а образы звуков стараются соотносить с образом буквы.

Комплекс коррекционных упражнений

Этот комплекс родители могут выполнять с сыном или дочкой дома. Занятия проводятся в форме игры, весело и непринужденно.

Упражнение №1 — Лексические уроки. Цель — расширение словарного запаса по лексическим темам. Для деток дошкольного возраста подойдут такие: профессии, домашние и дикие животные, птицы, времена года, транспорт, одежда, овощи, фрукты, деревья. По каждой теме нужно подготовить основные слова (существительные, глаголы, прилагательные). Малыш должен их выучить.

Затем родители предлагают ему карточки по заданной теме (например, с изображением фруктов и овощей, представителей той или иной профессии), а малыш называет, что изображено на картинке, свойства предмета (например, помидор красный и круглый, корабль плывет, машина едет, самолет летит).

Читайте также:
Предупреждение оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с ОНР

Упражнение №2 — Рассказываем по картинке. Цель — научиться говорить связно, расширение словарного запаса. Используйте те же карточки, что и в первом упражнении. Задача маленького ученика — составить короткие рассказы по изображению на карточках.

Упражнение №3 — «Чей хвост?». Цель — научиться образовывать новые слова. Малышу предлагают карточки с изображением животных, а он должен подобрать каждому из них хвост. И назвать его: собачий, лисий, тигриный.

Упражнение №4 — «Какой он?». Цель — научиться использовать прилагательные. Можно применять карточки или предметы. Ученик должен описать этот предмет как можно большим количеством прилагательных. Например: «Мяч какой?» — «Круглый, красный, резиновый».

Упражнение №5 — «Все наоборот!». Цель — научиться использовать антонимы. Потребуется мячик. Родитель бросает его чаду и говорит слово, а тот должен назвать антоним и бросить мячик обратно. Например, «большой — маленький».

Упражнение №6 — «Один и несколько». Цель — научиться использовать единственное и множественное число. Родитель говорит слово в единственном числе, а дитя называет его же во множественном.

Упражнение №7 — Рассказ по картинкам. Цель — научиться говорить связными предложениями. Предложите карточки, на которых изображены фрагменты одной истории. Малыш должен выстроить карточки в той последовательности, в какой развивалась история. А потом составить краткий рассказ.

Упражнение №8 — «Придумай слово». Цель — развить концентрацию слухового внимания. Родитель говорит звук, а чадо называет слова, которые на него начинаются.

Упражнение №9 — «Нанизай колечки». Необходима пирамидка. Родитель говорит слово, а малыш нанизывает колечки. Каждое колечко соответствует одному слогу.

Этот комплекс интересный и увлекательных для маленьких деток. Для них это как игра, поэтому они занимаются с удовольствием. Занимайтесь с чадом, ведь только при совместной работе врачей и родителей можно помощь ему преодолеть трудности в вербальном общении.

Общее недоразвитие речи ОНР у детей: уровни, коррекция

ОНР – сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии. Проявления ОНР могут варьироваться от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии речи.

Постановкой данного диагноза занимается логопед после соответствующего обследования. При этом об ОНР можно говорить только после 3, 5 – 4 лет – до этого времени дети могут развиваться по-разному, поэтому возможны различные отклонения от общепринятой нормы. Но после четырех лет, если присутствуют симптомы, характерные для общего недоразвития речи, то это существенный повод для обращения к специалисту.

Признаки ОНР

Выделяют четыре уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР:

  • I уровень ОНР характеризуется отсутствием речи. Тем не менее у таких детей присутствует «лепетная речь».
  • II уровень ОНР. Кроме жестов и «лепетной речи» появляются несколько искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произношение и речевое развитие значительно остают от нормы.
  • III уровень ОНР характеризуется лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим недоразвитием при развернутой фразовой речи.
  • IV уровень ОНР характеризуется невнятной речью, недостаточно четким различием звуков в речи, перестановкой слогов и звуков в отдельных словах, сокращением окончаний слов и употреблением неверных падежных окончаний.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности:

  1. более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, иногда к 5 годам;
  2. отставание экспрессивной речи при относительно сохранном понимании обращенной речи;
  3. недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения резко падает;
  4. дети недостаточно критичны к своему дефекту;
  5. при относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий;
  6. неустойчивость внимания;
  7. особенности внимания и памяти могут сочетаться с ограниченными возможностями познавательной деятельности;
  8. специфические особенности мышления: дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
  9. отставание в развитии двигательной сферы, которое выражается в плохой координации движений, неуверенности в выполнении дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения, недоразвитии мелкой моторики.

В теории логопедии все уровни речевого развития детей при общем недоразвитии речи подробно описаны. Приведем более подробное описание каждого уровня, исходя из структурных компонентов языковой системы.

Первый уровень

Первый уровень общего недоразвития речи предполагает практически полное отсутствие речи у ребенка. Фразовая речь отсутствует, а средствами коммуникации с другими людьми выступают жесты, мимика, а также отдельные лепетные слова, звукоподражания. Простые предложения отсутствуют в речи, либо могут состоять из двух аморфных слов, которые объединены по смыслу.

Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ребенок не может отличить слова, схожие по звучанию, но разные по смыслу.

Словарный запас заметно отстает от нормы. Как правило, речь идет о предметном обиходном словаре (глагольный почти отсутствует). Ребенок не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значения предлогов. При этом понимание речи носит ситуативный характер.

Второй уровень

Основным отличием от первого уровня является присутствие в речи определенного количества общеупотребительных слов, хотя ребенок и произносит их некорректно. При этом грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Читайте также:
Структура и практические материалы для проведения групповых логопедических занятий у пациентов с дизартрией

Помимо мимики и жестов, ребенок использует простые конструкции предложений. Вот несколько характерных особенностей второго уровня ОНР:

  • Бедность активного словаря. Ребенок не знает слов, которые обозначают определенные признаки предмета.
  • Серьезные проблемы со звукопроизношением. Основная особенность – это наличие замен, искажений и смешений. Нарушено произношение разных групп звуков.
  • Отсутствие навыка объединения предметов в группы (футболка, майка, шорты – это одежда).
  • Грубо нарушена слоговая структура слов. Наблюдается замена слогов, а также сокращение звуков при стечении согласных.
  • При этом понимание речи развивается за счет различения некоторых грамматических форм.

Третий уровень

Характерен достаточно большой словарный запас. Ребенок пользуется всеми частями речи, но преобладают глаголы и существительные. Как правило, дети с ОНР третьего уровня пользуются простыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи. В большинстве случаев используются слова бытового значения, которые он часто слышит вокруг.

Родители хорошо понимают речь ребенка, но для окружающих она может быть непонятна, поэтому родители выступают в роли «переводчиков».

Понимание обращенной речи приближено к норме, но ребенок может испытывать проблемы в усвоении логико-грамматических структур, которые отражают временные, причинно-следственные и другие связи.

Звукопроизношение улучшено, но все равно могут присутствовать различные виды нарушений. Фонематический слух и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены.

Четвертый уровень

IV уровень характеризуется отсутствием нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различие звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» — вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»).

В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («дети увидели медведев, воронов»).

Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которые можно отнести к 4 уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Имеется критичность к речи, то есть ребенок может понять, что допустил ошибку. Причём, если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор. Еще детям с ОНР 4 уровня тяжело планировать свое повествование.

Основные причины развития ОНР

Возникновение ОНР может быть связано с различными негативными факторами. Выделим основные из них:

Тяжелое течение беременности. Негативное влияние на плод может оказать токсикоз, различные инфекции у матери, употребление алкоголя, неконтролируемый прием лекарственных средств и т.д.

Осложненные роды. Обвитие пуповиной, травмы плода во время родов, различные патологии и т.д.

Перенесенные заболевания в постнатальный период, а также травмы головы.

Неблагоприятные социальные условия. Постоянные конфликты в семье, педагогическая запущенность и т.д.

Коррекция ОНР

Коррекционная работа с детьми, у которых есть общее недоразвитие речи, зависит от степени выраженности имеющихся нарушений. При ОНР первого и второго уровня с ребенком работает логопед, нейропсихолог, невролог.

Коррекционный процесс ведется в нескольких направлениях:

  • Развитие подражательной деятельности на неречевом и речевом материале.
  • Развитие ручного и пальчикового праксиса.
  • Развитие орального и артикуляционного праксиса. Проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедические упражнения.

Коррекция ОНР первого уровня

Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

  • Овладение пониманием речи. Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
  • Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.

На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.

Коррекция ОНР второго уровня

Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:

  • Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
  • Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
  • Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
  • Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.
Читайте также:
Логопедическая работа по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией

Коррекция ОНР третьего уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Коррекция ОНР 4 уровня

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
  • Расширение словарного запаса. Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.

Прогноз и профилактика

Коррекция общего недоразвития речи – это достаточно длительный процесс, успех которого напрямую зависит от степени тяжести имеющихся нарушений, а также наличия осложнений.

Важно начинать коррекцию как можно раньше – только так есть вероятность, что все имеющиеся речевые нарушения могут быть исправлены, либо в значительной степени уменьшены их проявления.

Профилактика сводится к соблюдению матери всех основных рекомендаций врача во время беременности. После рождения ребенка важно заниматься с ним в домашних условиях, вовремя обращаясь к специалисту, если замечены какие-либо отклонения от нормы (ребенок не говорит к 3-4 годам, не понимает обращенную к нему речь, предпочитает общаться жестами и т.д.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: