Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики

« Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Инновационные технологии по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которые используем в нашем детском саду: воскотерапия, войлоковаляние, Су-Джок терапия, песочная терапия и др.

Скачать:

Вложение Размер
taditsionnye_i_innovatsionnye_tehnologii.pptx 1.09 МБ
traditsionnye_i_innovatsionnye_tehnologii_2.docx 25.56 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 муниципального образования Усть-Лабинский район Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи Учитель-логопед МБДОУ №16 Т.В.Жукова 2016 год

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.» С.А. Сухомлинский

Цели : Укрепление здоровья детей Коррекция речевых нарушения у детей с нарушением речи Создание комфортных условий для ребёнка Повышение интереса и мотивации к занятиям Задачи: Воздействие на биологически активные точки организма Стимулирование речевых зон коры головного мозга

Традиционные : пальчиковая гимнастика шнурование конструирование ручной труд изобразительное искусство применение мозаики пазлов и т.д.

Инновационные : воскотерапия Су-Джок терапия войлоковаляние спирографы песочная терапия бросовый материал природный материал (соломка)

Дидактические пособия с использованием Су – Джок массажеров

Использование бросового материала (крышек)

Изделия из природного материала (соломки)

Мастер-классы для родителей

Желаю Вам творческих успехов!

Предварительный просмотр:

Презентация на тему

« Традиционные и инновационные технологии

в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Хочу вам представить инновационные технологии по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которые используем в нашем детском саду. Одной из них является воскотерапия .

Изучая методическую литературу и пособия по изодеятельности, развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста, опыт работы педагогов, воспитателей по изодеятельности, учителей–логопедов, мы пришли к выводу, что занятия по ручному труду, конструированию и изобразительной деятельности в детском саду, в основном, включают в себя конструирование из бумаги, строительного и природного материала (шишек, сухих листьев, семян), рисование, аппликацию, лепку из пластилина и глины. Воск, являющийся природным материалом, не используется на занятиях. Занимаясь с детьми лепкой, воспитатели, как правило, используют пластилин, в то время как работа с природным материалом – воском, способствует не только развитию мелкой моторики, но и оказывает терапевтическое воздействие на организм ребенка (т. к. воск содержит прополис и пигменты цветочной пыльцы, ароматические и минеральные вещества, которые проникая в организм ребенка, способствуют его оздоровлению). Помимо этого, в процессе занятий воскотерапией формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира (т. к. она является составляющей арттерапии).

Цель воскотерапии -развитие речи и ознакомление младших дошкольников с доступным их возрасту видом ручного труда – лепкой из воска.

В результате проведения коррекционной работы дошкольники научились основным формообразующим движениям, некоторым способам и приёмам лепки из воска, а так же оречевлять собственные действия и договариваться друг с другом при выполнении коллективных работ.

Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по формированию мелкой моторики, на занятиях воскотерапией способствует не только развитию моторики пальцев рук и речевых процессов, но так же и познавательной деятельности .

Су – Джок терапия считается одной из лучших систем самооздоравления.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

В результате использования Су-джок терапии:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Мы применяем вариативность использования Су-Джок массажёров Изготавливаем дидактические пособия, которые выполнены для закрепления сенсомоторных навыков. Благодаря таким чувствам, как зрение, слух, осязание ребенок закрепляет понятия цвет, величина, форма, поверхность предмета в игре с колючим шариком Су-джок-массажером. Данные приёмы мы используем в своей работе и можем с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, что подтверждают результаты диагностики.

Для развития мелкой моторики мы используем спирографы . Спирограф, по сути – это линейка, прямоугольная, с вырезами-кругами и фигурными вставками, которая позволяет делать удивительные орнаменты, легко и просто.

Пользоваться спирографом могут и дети, и взрослые.

С его помощью можно оформлять рисунки, открытки, и т.п.

– стоит он недорого, цвета – в ассортименте, но цвет спирографа значения не имеет (также как не имеет значения цвет обычной линейки).

Узоры получаются круговыми, идеально ровными. В зависимости от выбранной вставки и выреза-круга – очень разные узоры. У детей спирограф развивает не только мелкую моторику и координацию движения кисти, но и воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию. Улучшает характер почерка и увеличивает скорость письма. Учит моделированию цветов и пространственному мышлению. Совершенствует эстетические способности и повышает интеллект.

Как пользоваться спирографом.

Выбираем вырез-круг в прямоугольнике, берём одну из вставок (так, чтоб она по диаметру была меньше выреза), вкладываем вставку в вырез так, чтобы зубчики вставки закрепились, ставим ручку в любую из “дырочек” круга-вставки, и начинаем вращать круг внутри выреза по или против часовой стрелки. Ручка будет оставлять след-узор, удивите.

Если поставить ручку в другую “дырочку” – узор получится другой, даже если снова использовать тот же круг-вырез линейки и ту же вставку. А поскольку на каждой вставке дырочек много, узоров при помощи спирографа можно сделать огромное количество, очень разных. (Показ работ)

Раздаём заготовленные шаблоны, предлагаем украсить определённые места узорами.

Песочная терапия является одним из технологий развития мелкой моторики детей с нарушениями речи. В нашей стране песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Она представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит свой собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Песочная терапия – это игра. Именно игра помогает детям дошкольного возраста учиться строить отношения с внешним миром, познавать его и выражать свои чувства.

Игровые упражнения с песком – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов, кроме того, песочная терапия является одним из средств развития мелкой моторики детей с нарушениями речи.

Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Размером 50х70х8 (где 50х70 размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.

Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо.

Игровые занятия с песком могут проходить как индивидуально, так и в малых группах (2 – 4 человека). Периодичность занятий 1- 2 раза в неделю. В процессе занятий можно использовать игрушки, вспомогательные предметы, макеты предметов домашнего обихода. Возможно построение фигур из песка, добавление воды.

Сначала ребенку можно предложить поиграть с мокрым песком, а затем играть с сухим песком, используя при этом ведерко, грабли, лопатку, формочки. Пластические свойства песка способствуют тактильной стимуляции и развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Также мы используем техники беспредметного рисования, которые позволяют детям не только развить мелкую моторику, но и преодолеть чувство страха в данном виде творчества, выразить в рисунке чувства и эмоции.

  • Оттиск паролоном или жёсткой полусухой кистью

– это точки, которые наносят на предварительно намеченный рисунок. Удобно использовать густую гуашь, обмакивая в неё «печатку». Кроме «печатания» «тычка» можно использовать «растяжку» – это скольжение «печаткой» по листу – получаются красивые перистые облака, морские волны, дождевые струи.

  • Тычковое рисование
  • Монотипия – техника рисования с помощью отпечатка ,при которой гладкую поверхность покрывают краской, а потом делают отпечаток на листе бумаги. После этого полученные изображения дополняют недостающими деталями.
  • Кляксография
  • Набрызг
  • Рисование пальчиками, ладонью
  • Скрапбукинг – вид рукоделия, при помощи которого красиво оформляются фотоальбомы, открытки и рамки. При этом используются дыроколы. Мы используем элементы скрапбукинга. Игры с применением скрапбукинга развивают не только мелкую моторику, но и развивают зрительное восприятие, логическое мышление,воображение, память. Можно предложить сделать фигурки и поиграть в такие игры, как «Одинаковые фигурки», «Заплатки», «Весёлая считалочка», «Чего не стало?», «Что изменилось?» и т.д.

Мы проводим семинары и обучающие мастер-классы для родителей.

Таким образом, традиционно проводимая работа по развитию мелкой моторики, на наш взгляд, оказывается недостаточной и во многом снижает эффективность логопедической работы по преодолению нарушений мелкой моторики, поэтому её необходимо дополнять инновационными технологиями.

Данные технологии развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, что очень важно для нас, как для логопедов, развивается мелкая моторика и мускульная память, повышается работоспособность детей, а также улучшается качество образовательного процесса.

Презентация «Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Презентация методической разработки на педагогическом совете.

Слайд 1
Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками строго регламентированы по времени. Поэтому перед логопедом стоит непростая задача – развить артикуляцию, оказать воздействие на мелкую моторику ребёнка, поработать над всеми речевыми компонентами. Технологии, представленные в данной методической разработке, направлены именно на решение этих задач.

Слайд 2
Так, возникла необходимость в создании методической разработки по развитию мелкой моторики детей.

Слайд 3
Чистая, правильная речь детей перед поступлением в школу – главный критерий в оценке уровня речевого развития дошкольников. Поэтому целью методической разработки является систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики, создание авторских инновационных технологий в решении данного вопроса, а так же сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Слайд 4
Методическая разработка, содержит пояснительную записку и практический материал, который представлен в виде тематического перспективного плана работы.

Слайд 5
Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения по совершенствованию мелкой моторики на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на использование традиционных технологий (пальчиковые игры с речевым сопровождением), и нетрадиционных авторских технологий (сопряженная гимнастика, Су-Джок терапия).
Важная роль в коррекционной работе по развитию речи принадлежит традиционной пальчиковой гимнастике. Упражнения, созданные разными авторами, подобраны нами по лексическим темам согласно перспективному плану рабочей программы, изменены и адаптированы к уровню развития воспитанников.

Слайд 6
Одним из эффективных приемов, используемых нами, обеспечивающих развитие мелкой моторики, а так же, эмоционально-волевой сфер ребенка, является Су-Джок терапия. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже By, разработавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. При работе руками происходит естественная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поскольку все тело человека проецируется на кисть, а также на каждый палец кисти, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей.

Слайд 7
Эту уникальную возможность мы адаптировали в работе с дошкольниками на логопедических занятиях. Для чего использовали два раздела Су – Джок терапии: ручной массаж пальцев и кистей массажным шариком и работа с эластичным кольцом.

Слайд 8
Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, универсальность и доступность метода.

Методика работы с эластичным кольцом:
Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо сочетать с речевым сопровождением, повторять несколько раз.
Методика работы по проведению профилактического ручного массажа пальцев и кистей массажным шариком:
Ладони и кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж сопровождается стихотворным текстом подобранным нами в соответствии с лексической темой, изучаемой на НОД.

Слайд 9
Сопряженная гимнастика разработана на основе методических рекомендаций И. Г. Выгодской и Н. В. Берковской и личного опыта. По мнению авторов, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения «проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Сопряженная гимнастика заключается в создании комплекса упражнений для одновременного участия пальцев и языка. Это способствует проведению одновременной работы над всеми нарушенными звуками, развитию имитации руками артикуляционных упражнений, формированию опоры на кинестетические ощущения ребёнка, положительному воздействию на эмоциональную сферу ребёнка.

Слайд 10
Такую гимнастику рекомендуется проводить, занимаясь с детьми второй год обучения или во второй половине учебного года, когда у детей уже сформировались устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
В процессе занятий пальчиковой гимнастикой, сопряженной гимнастикой, Су – Джок терапией наряду с развитием речи, формируются все психические процессы, развиваются положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, повышается мотивация к логопедическим занятиям, что, на наш взгляд, является очень важным.
Сопряженную гимнастику рекомендуется проводить сидя перед зеркалом. Остальные упражнения, сидя на полу или на стульях, стоя в кругу, парами и т.д. Начинать разучивание необходимо медленно, постепенно увеличивая темп. Опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал.
Некоторые упражнения специально подобраны нами с одинаковыми текстами для того, чтобы не перегружать детей часто меняющимися стихами, что способствует лучшему запоминанию, даёт возможность автоматизировать поставленные звуки на знакомом материале, позволяет сосредоточиться на качественном выполнении самомассажа.

Слайд 11
Результатами использования данных традиционных и инновационных технологий является в первую очередь показатель уровня развития речи наших воспитанников. Если грамматические категории, связная речь формируется у ребёнка как в дошкольном, так и в школьном возрасте, то сензитивным периодом в коррекции звукопроизношения является именно дошкольный возраст. Звуковая культура речи большинства наших детей сформирована.
Участие в конкурсах всероссийского уровня подтверждает актуальность материалов методической разработки.
Данная методическая разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речевого развития
Может быть использована логопедами, воспитателями коррекционных логопедических групп, родителями.

Список использованной литературы:
1. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук
2. Воробьёва Т.А, Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб., 2001.
4. Крупенчук О.И Пальчиковые игры для детей 4-7 лет
5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.
6. Узорова О.В.Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика

Приложение 1
Демонстрация видеосюжетов:
Пальчиковая гимнастика
Сопряжённая гимнастика
Су – Джок терапия

Инновационные технологии в развитии моторики детей раннего дошкольного возраста.

Содержимое публикации

Инновационные технологии в развитии моторики детей раннего дошкольного возраста.

На современном этапе развития образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Закона “Об образовании” № 273-ФЗ от 29.12.2012 одним из важных направлений развития дошкольного образования является инновационная деятельность.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Инновационные формы и методы работы с детьми по ФГОС.

Рисование пальчиками и кулачком;

Релаксация в системе кинезиологии;

Сенсорные коробки

Сенсорная коробка – это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.

В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Рисование пальчиками и кулачком

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Релаксация в системе кинезиологии

Кинезиология – относится к здоровьесберегающей технологии. Этот метод позволяет выявить скрытые способности ребенка. Многие упражнения направлены на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.

Куклотерапия

Кукла или мягкая игрушка заменяет друга, который всё понимает. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков.

Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» – «кукла» – «кукольный театр».

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);

обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Ковролинография

Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.

Такая работа включает следующие этапы:

– формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

– обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Средства ИКТ в детском саду:

Такая форма работы позволяет создать не только эмоционально благоприятную среду для детей, но и дает возможность расширить педагогические и творческие возможности педагога.

Инновационные и традиционные техники в работе с детьми раннего возраста

“Недостаточно внимательное
отношение к возрасту первого детства
отражается губительно на всей жизни
человека…”

В.М. Бехтерев

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.

На современном этапе развития образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Закона “Об образовании” № 273-ФЗ от 29.12.2012 одним из важных направлений развития дошкольного образования является инновационная деятельность.

Практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Инновационные преобразования приобретают системный характер.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

1.Технология информационного обучения;
2.Технология проблемного обучения;
3.Технология проектного обучения;
4.Технология игрового обучения;
5.Здоровьесберегающие образовательные технологии;
6.Технология ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
7.Личностно-ориентированные технологии.

Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС.

1. Хэппенинг и сенсорные коробки;
2. Релаксация в системе кинезиологии;
3. Информационно-коммуникативные технологии;
4. Ковролинография;
5. Куклотерапия;

Хэппенинг и сенсорные коробки

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.

В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Хэппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельностиВ раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками.

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок – получатся цветы и снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Релаксация в системе кинезиологии

Кинезиология – относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.

Упражнения на релаксацию для детей раннего возраста (2-3 года)

1. Тропинка.

По тропинке мы шагаем
И в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!
А теперь домой пойдем
И немножко отдохнем.

Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.

2. Морковка

Вот вам морковка, красная головка.
Вот вам и репка, желтая и крепкая.
Вот вам кабачок – круглый бочок!

Дети встают в круг, выполняют наклоны вперед, на слово «вот» – вытягивают руки вперед. Ложатся на ковер, воспитатель гладит «кабачок», детки отдыхают 1-2 минуты.

3. Дождик

Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.

Дети сжимают кулачки, затем раскрывают ладошки, делают «домик» над головой, затем садятся на стульчики, прячутся от дождика.

Куклотерапия

Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков.

Как считает В.С.Мухина, кукла для ребенка – не обязательно «дочка» или «сынок», она – партнер по общению во всех его проявлениях.
Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» – «кукла» – «кукольный театр».

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную– установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Виды:

  • Пальчиковые куклы.
  • Куклы-марионетки.
  • Перчаточные куклы.
  • Плоскостные куклы.
  • Веревочные куклы.
  • Объемные куклы.
  • Игрушки-персонажи.
  • Игрушки-забавы.

Практическое задание «Зайчик на пальчик»

Под высокой сосной
Скачет зайка косой
Под другой сосной Скачет зайка другой.
Ушки длинные у зайки. Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет. Веселит своих зайчат.

Ковролинография

Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.

Такая работа включает следующие этапы:

формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.

(Д/И: «Собери ёлочку», «Собери бусы по образцу», «Сделай так же», «Собери предмет»; «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее», «Что куда», «Найди такой же», «Найди свой домик», и др.)

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Средства ИКТ в детском саду:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера

Такая форма работы позволяет создать не только эмоционально благоприятную среду для детей, но и дает возможность расширить педагогические и творческие возможности педагога.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Предлагаем модель поэтапного психолого-педагогического сопровождения ребенка при приеме его в детский сад. Данная модель предполагает работу не только с детьми, но и с родителями и воспитателями.

1 этап – Подготовка. Подготовительный этап начинается до прихода детей в детский сад. Во время подготовки к приему детей в детский сад необходимо также разработать рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми в адаптационный период. Выступите перед родителями на собрании и расскажите им, как они могут помочь своему ребенку. На индивидуальных консультациях с педагогами дайте рекомендации, как организовать работу в группе раннего возраста.

2 этап – Сопровождение С момента, как ребенок пришел в первый раз в группу детского сада, начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Для детей организуйте адаптационные игры в группе, чтобы уменьшить у них внутреннее напряжение. Также вы можете реализовать программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста. Программа рассчитана на период с октября по февраль – два игровых сеанса в месяц по 10 минут. Важно работать по данной программе с целой группой детей, чтобы менять не поведение отдельного ребенка, а среду, в которой он находится, то есть группу в целом.

Для детей организуйте адаптационные игры в группе, чтобы уменьшить у них внутреннее напряжение. Также вы можете реализовать программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста. Программа рассчитана на период с октября по февраль – два игровых сеанса в месяц по 10 минут. Важно работать по данной программе с целой группой детей, чтобы менять не поведение отдельного ребенка, а среду, в которой он находится, то есть группу в целом.

3 этап – Анализ. На заключительном этапе проведите анализ и обработку результатов работы по адаптации детей к детскому саду.
Диагностический материал.

Введение инноваций в образовательный процесс – это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это – требование времени. В условиях введения ФГОС задачей в современного педагога выступает реализации, в воспитательном процессе самоценности периода, раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.

Список литературы

1. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: учебно-методическое пособие / К.Ю.Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с. – (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).

2. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В.Гончарова и [др.]; под ред. Е.В.Гончаровой — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 126 с.

3.Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия [Текст]: В.С.Лазарев. // – Педагогика. 2004. № 4. – С. 11-21.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебное пособие / И. П Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 210.

Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики

Автор: Панасовская Наталья Анатольевна

Организация: МКДОУ Д/с №46 «Зоренька»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. Сухомлинский

В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Поэтому современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст- период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится работа в ДОУ, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе. Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики.

Выдающиеся ученые Л.С Выготский, Л.С.Волкова, М.И.Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. Если у ребенка недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук, значит, не сформирована артикуляционная моторика и недостаточно развита речь.

Доказано, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М.И. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами использую и нетрадиционные.

К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, крупы, семена растений, песок, камешки Марблс, массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова, применение различных бытовых предметов (прищепки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

При разработке нетрадиционных приёмов использую пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:

Работу по развитию мелкой моторики пальцев лучше начинать с массажа пальчиков, кистей рук. Вместе с традиционным пальчиковым массажем используется массаж с различными предметами. Например,

• массаж шестигранными карандашами;

Хочется остановиться на одном методе, который является целесообразным, эффективным и простым: Су Джок терапия (су-кисть, джок – стопа) – достижение восточной медицины, разработана учёным из Южной Кореи, профессором Пак Чжэ Ву. Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка. Су Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод.

Такие массажные упражнения, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. Использую массаж при автоматизации поставленных звуков в сочетании с шариками Су – Джок. Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру.

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Игры с предметами.

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами:

Применение камушков “Марблс” это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста.

Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление.

Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает всё таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие.

Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 – 5 человек) или индивидуально.

Игры с крупами и семенами :

• Рисунки на манке;

• Сухой бассейн. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «бассейна», руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

• Песочная терапия – метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует :

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

развитию связной речи ;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

развитию фантазии и образного мышления.

Пуговичная терапия
Любой педагог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать обыкновенная пуговица.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Важным моментом является развитие тактильной чувствительности.

В настоящее время ни для кого уже не секрет, что развитие тактильных ощущений ребенка напрямую связано с развитием речи и интеллекта. Ребенок получает некоторые тактильные ощущения в процессе познания мира. Чтобы помочь детям достичь более высокого уровня развития чувств, были изготовлены дидактические игры:

«Чудесный мешочек». Детям нравится играть в «чудесный мешочек». С закрытыми глазами дети нащупывают предмет, описывают какой он, называют его. Если ребёнку трудно определить его на ощупь, предлагаю ему вынуть вещь и рассказать, что это, из чего сделано, что за предмет.

Рука даёт много информации : о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности.

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Работа по развитию речи посредством пальчиковых игр и упражнений проводятся мной в индивидуальной, групповой, фронтальной форме, в утренние и вечерние часы в течении каждого учебного дня.

Для поддержания постоянного интереса детей, я побуждаю их самостоятельно играть в игры с речевым сопровождением, оформила театрализованные уголки (пальчиковый, би-ба-бо), картотеку пальчиковых игр и упражнений.

По моему мнению, успешным условием воспитания звуковой культуры речи являются: полноценная речевая среда, целенаправленное обучение в форме фронтальных, индивидуальных и групповых видах деятельности, языковые нормы взрослых, особенно включение родителей дошкольников в этот процесс.

С этой целью проводилось родительское собрание на тему «Развитие речи старших дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений», где была представлена программа с планированием.

Подводя итог, хочется отметить, что работая по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных методов и приемов, дает результаты:

– у детей повысилась любознательность, интерес к занятиям;

-сформировались знания об определенных речевых эталонах;

-у детей появляется желание творить, говорить, исправлять свои недостатки в речи;

-наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики.

Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи

Пальчиковая игра является очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Просмотр содержимого документа
«Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Золотой ключик»

«Традиционные и инновационные технологии развития мелкой моторики дошкольников с нарушением речи»

Яхина Фатима Равильевна учитель-логопед МБДОУ

Детский сад №12 «Золотой ключик»

г..Салехард 2018 г.

«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.

Многие сознательные мамы знают о том, что пальчиковые игры полезны, потому что улучшают координацию мелких движений ребенка, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Пальчиковые игры способствуют более тесному контакту матери с ребенком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребенка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Тренировку пальцев рук уже можно начинать с потешек в возрасте 6-7 месяцев: мама делает массаж кисти рук и каждого пальчика ребенка, каждой его фаланги. Проводится разминание, поглаживание, сгибание и разгибание пальчиков ежедневно в течение 2-3 минут. Дети от года чаще воспринимают игры с одной рукой. После двух лет – с обеими руками. А после трех лет малыши могут развивать творческие способности, сами придумывая движения к ним.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками строго регламентированы по времени. Поэтому пальчиковые игры с применением Лего-конструктора мы проводим в вечернее время.

Чистая, правильная речь детей перед поступлением в школу – главный критерий в оценке уровня речевого развития дошкольников. Поэтому целью методической разработки является систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики, создание авторских инновационных технологий в решении данного вопроса, а так же сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев ». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Укрепление здоровья детей;

Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением речи;

Создание комфортных условий для ребенка;

Повышение интереса и мотивации к занятиям;

Развивать мелкую моторику рук через лего-конструктор и пальчиковую гимнастику.

–Воздействие на биологически активные точки организма;

–Стимулирование речевых зон коры головного мозга:

–Развивать речь детей , расширять словарный запас; –Развивать конструктивные навыки и творческие способности;

–Расширять кругозор детей;

–Развивать психические способности с помощью лего– конструктора;

–Развивать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры

с речевым сопровождением

Инновационные технологии

Как уже было выше сказано, что развитие речи и мышления ребенка зависит от совершенствования его мелкой моторики. Ассортимент современных детских игрушек необычайно богат. Различные мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы разной сложности будут полезны как девочкам, так и мальчикам. Особой популярностью у детей и их родителей пользуется Лего-конструктор. Вот, например, как можно его использовать в целях развития мелкой моторики малышей.

1. Внимательно рассмотрите детали конструктора: большие, средние и маленькие «кирпичики». Покажите, как они соединяются между собой. Постройте разноцветную пирамидку. Комментируйте свои действия и обязательно вовлекайте детей в игру. Пусть попробуют присоединить хотя бы один «кирпичик». Когда дети поймут принцип, по которому соединяются детали, можно будет построить маленький домик.

2. Не надо расстраиваться, если дети будут ломать созданные вами сооружения. Ведь в этот момент его пальчики активно работают, а следовательно, тренируется мелкая моторика рук. Вместе с малышом разбирайте башни, дома, мосты. После занятия складывайте в коробку раскиданные по полу детали.

3. Как правило, в наборе Лего бывают деревья, а если, деревьев нет , то можно их построить из конструктора Лего . Вместе с ребенком надо придумывать необыкновенную историю. Вначале расставьте деревья в произвольном порядке и расскажите про лес, в котором живут зайчик, лисичка и другие дикие животные и птицы. Пофантазируйте. Например, в лес пришла беда: подул сильный ураганный ветер, и все деревья упали. Где теперь будут жить звери? Давайте им поможем и из Лего соберём постройку.

Определяя содержание коррекционно-развивающего обучения по совершенствованию мелкой моторики на логопедических занятиях для детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на использование традиционных технологий (пальчиковые игры с речевым сопровождением), и нетрадиционных авторских технологий с использованием Лего-конструктора. Важная роль в коррекционной работе по развитию речи принадлежит традиционной пальчиковой гимнастике. Упражнения, созданные разными авторами, подобраны нами по лексическим темам согласно перспективному плану рабочей программы, изменены и адаптированы к уровню развития воспитанников.

Игровой самомассаж с конструктором ЛЕГО

на обеих руках одновременно)

В конструктор будем мы играть!

В конструктор будем мы играть

Своим ручкам помогать!

друг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

в соответствии с текстом, прокатывание конструктора

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

Сейчас руки поменяем,

(Меняем положение рук прокатывание конструктора

Точно также покатаем.

между ладонями ,левая рука сверху)

(Сжимаем конструктор в правой руке)

В ручку правую возьмём

(Имитируем игру на пианино

И сильней его сожмём!

Руку быстро разжимаем,

На “пианино” поиграем.

(Сильно сжимаем в левой руке)

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём.

(Имитируем игру на пианино

Руку быстро разжимаем,

(Убираем на край стола)

На “пианино” поиграем.

Мы конструктор убираем

Быстро пальчики считаем!

На левой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

(Загибаем пальцы на правой руке)

Раз, два, три, четыре, пять!

На правой ручке посчитаем,

-(Загибаем пальцы на левой руке)

Пальцы быстро загибаем.

(Интенсивно трясём ладошки,

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Раз, два, три четыре пять. Вышли пальчики гулять, Этот пальчик – гриб нашёл, Этот пальчик – чистил стол, Этот – резал, Этот – ел,

А этот пальчик на нас смотрел .

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Ножки спинка и сиденье Вот вам стул на удивленье

У стола четыре ножки, Сверху крышка, как ладошка.

Пять пальцев на руке твоей, Назвать по имени с умей, Первый палец – боковой, Называется – большой, Палец, второй – указчик старательный, Не зря называют, его- указательный, Третий твой палец, как раз по середине, Поэтому средний, дано ему имя, Палец – четвёртый , зовут безымянный, Не поворотливый он и упрям

Совсем как в семье, младший братец любимец, По счёту , он пятый, зовётся мизинец.

Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Домик мой кирпичный Очень симпатичный.

Я в руке – флажок держу И ребятам им машу.

У лошадки вьётся грива, Бьёт копытами игриво.

Вырос, высокий цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки, Всем лепесткам, красоту и питание, Дружно, дают под землёй – корешки.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару… Дайте осинке Пальто и ботинки: Надо согреться Бедной осинке.

Раз, два, три, четыре, пят

Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке, Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

У тропинке под рябиной Сеть раскинул паучок, Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки

На двери весит замок, Никто открыть его не смог, Мы замочком постучали, Мы замочком повертели, Мы замочком потянули

Мы замочком покрутили И открыли.

На закате дремлет пруд. По воде круги плывут – Это маленькие рыбки Разыгрались там и тут.

Птички прилетели, Крыльями помахали,

Сели посидели И дальше полетели.

У собачки острый носик, Есть и шейка , есть и хвостик.

А у кошки ушки Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке.

Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит.

Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.

Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет.

В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает.

Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит.

Список используемой литературы:

  • А.В. Никитина «33 лексические темы».
  • Т.В.Калинина, С.В.Николаева «Пальчиковые игры и упражнения».
  • Интернет ресурсы.

Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики

Автор: Шульженко Елена Михайловна, воспитатель ГБДОУ № 233

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Дошкольное детство, очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Особенно совершенствуется мелкая моторика кисти руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие. Опираясь на большой опыт работы с детьми раннего возраста, можно отметить закономерность, которую выделили также и ученые на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

При рассмотрении вопросов развития мелкой моторики, большое значение также придается и сенсорному развитию детей раннего возраста, так как сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего познавательного развития ребенка раннего возраста, с другой – имеет самостоятельное значение. Мышление ребенка раннего возраста – наглядно-действенное, т.е. выполняя действия с предметами, направленные на достижения цели, и видя результаты своих действий, ребенок решает стоящую перед ним практическую задачу. Мышление более чем другие формы психической деятельности связаны у него с активностью.

На третьем году жизни продолжает интенсивно развиваться речь ребенка. В возрасте двух-трех лет он овладевает словарем, усваивает грамматический строй речи.

В своей педагогической деятельности мною делаются акценты на использование систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Данная система инновационной работы с детьми представлена в игровой форме, доступной для восприятия детей раннего возраста. Игра для детей – это сама жизнь. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть.

На основе собственного педагогического опыта разработана следующая система практической работы по развитию движений пальцев в следующем направлении:

1. Пальчиковые игры

2. Действия (игры) с предметами (движения пальцев с предметами, игры с мозаикой, игры с вкладышами, игры с водой, игры с песком, действия с пуговицами, кнопками, застежками)

3. Художественно-эстетическая деятельность (пальчиковые игры с пластилином, игры с бумагой, рисование на бумаге пальчиками, ладошками, показ сказок пальчиками.)

4. Развитие мелкой моторики пальцев ног (зарядка для пальчиков ног: массажные мячи, подними игрушку, ребристая доска)

5. Обучение детей приемам самомассажа (самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук)

Далее мною предлагаются варианты различных видов игр и упражнений для детей раннего возраста, в которых использовались пальчиковые игры и нетрадиционные техники:

Игры с песком «Кто, где живет?»

Цель: вызвать положительные эмоции, развиваем речь, мышление, развиваем мелкую моторику, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.

Материал: песочница; фигурки животных – диких (лиса, заяц), домашних (кошка, корова); лес, дом, ограда.

Ход игры: (на это занятие берется один ребенок, максимум два) Ребенок гладит песочек и определяет какой он (мокрый – сухой, холодный – теплый). Начинаем занятие с пальчиковой гимнастики на песке. Педагог рассказывает малышу, что звери заблудились и не могут найти свои дома. Чтобы узнать, кто из зверей заблудился, нужно внимательно послушать загадку. Затем найти это животное и подсказать ему дорогу домой.

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живет в лесу, в норе под кустом. (Лиса)

Зимой белый, летом серый. (Заяц)

Мычит: «Му-у-у… Молока кому? (Корова)

Я умею чисто мыться,

Не водичкой – язычком.

Шубка полосатая. (Кошка)

Игра заканчивается, когда все звери найдут свои дома.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев ног и всей ступни.

Ход: Пальчики проснулись, потянулись (расставить пальцы как можно шире, а затем сжать в кулак) и опять спрятались – повторить несколько раз. А теперь давайте походим по дорожке (ребристая доска), молодцы. Ой, смотрите, там киска сидит на нас смотрит (игрушка), а что у нее там в корзиночке? Правильно это мячики-ежики, давайте их ножками покатаем (одной, затем другой), а чтобы ручки не обиделись, давайте их ручками покатаем. Ой, смотрите киска бежала и уронила на пол мозаику, поможем ей собрать, но только пальчиками ног. Все детки молодцы! Теперь пошли все одеваться.

Игры с водой.

Цель: развитие мелкой моторики, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, получить положительные эмоции.

Оборудование: тазик с водой, игрушки на липучках, баночка.

Ход: Воспитатель вносит два таза, в одном вода и на дне приклеены лягушки и рыбки, другой таз пустой. Предлагаем деткам при помощи баночки переливать воду в пустой таз, а затем со дна открепить игрушки. В задании принимают участие по двое детей.

Игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции и развивают мелкую моторику.

Игры с предметами домашнего обихода (прищепки).

Цель: закрепление знания цветов, формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу, развитие мелкой моторики.

Оборудование: заготовки из картона, разноцветные прищепки.

Ход: Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Наши алые цветы локти прижаты друг к другу, кисти

сомкнуты в виде лодочки.

Распускают лепестки перед лицом, затем раскрывают в виде

Ветерок чуть дышит, кисти делают движения по часовой и Лепестки колышет. против часовой стрелки.

Наши алые цветки кисти рук наклоняются вправо и влево.

Затем педагог дает заготовки серединок цветков разных цветов. Дети прикрепляют лепестки, подбирая по цвету серединки из прищепок. Главное научить деток нажимать на прищепку так, чтобы она открылась и удерживать в этом положении, чтобы успеть прикрепить на заготовку.

Цель: расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами, развивать мелкую моторику.

Наблюдение: Характерное явление для начала весны – появление сосулек. Дети наблюдают за ростом сосулек, предложить послушать капель.

Упражнения на развитие мелкой моторики: «Выложи узор» – составить узор из цветных льдинок; Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап…»

Кап, кап, кап – звенит капель. Каждый слог ребенок отстукивает

Приближается апрель. пальчиком по ладошке.

Подвижная игра «Зайка серый умывается».

Цель: выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием.

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

Рисуем «Дерево» – нетрадиционная техника.

Цель: закреплять знание цветов: зеленый, красный, желтый; развиваем мелкую моторику рук и ног.

Материалы: обои, разведенная краска трех цветов.

Ход: Воспитатель показывает картинки с деревьями, выясняя, что есть у дерева: ствол, ветви и листья, а у нашего большого дерева чего-то не хватает (листьев). Давайте ножками и ручками нарисуем листочки, а чтобы листочки выросли должен пройти дождик. Пальчиковая игра «Дождик», и приступим к работе.

Действия с мелкими предметами, «Рисуем на крупе»

Цель: развиваем мелкую моторику пальцев рук, воображение.

Оборудование: поднос, мелкая крупа (манка).

Ход: воспитатель равномерным слоем рассыпает по подносу любую мелкую крупу. Проводит пальчиком ребенка по крупе, что получилась – цветная линия. А теперь предложить ребенку самостоятельно нарисовать, что он захочет. Можно ребенку немного помочь, подсказав возможные рисунки, например, солнце, облака, дождик, цветочек, травку…

Цель: развиваем мелкую моторику пальцев рук.

Ход: Как вариант, берем решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Детки ходят указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. “Ходить” можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря:
“В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят»

Действия с пуговицами, кнопками, застежками, шнуровками

Цель: развиваем координацию движений глаз и рук, точность движений, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: специальный стенд.

Ход: на стенд, обтянутый плотной тканью, воспитатель прикрепляет разноцветные пуговицы и петли разного размера, полоски со шнуровкой (с большими отверстиями), крупные молнии, кнопки, крючки, петли. Воспитатель показывает малышам, какие действия можно выполнить с этими предметами, а затем предлагает ребятам самостоятельно застегнуть и расстегнуть их.

Таким образом, данная система инновационной работы имеет важное практическое значение для развития моторики руки ребенка раннего возраста.

Это дает большой потенциал для развития мелкой моторики кисти руки ребенка в старшем дошкольном возрасте. Чтобы легко учиться у ребенка должны быть хорошо развиты и скоординированы движения мышц обеих рук.

Ребенок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объем информации.

«От пятилетнего возраста до меня один шаг, а от новорожденного до пяти огромное расстояние»,- писал Лев Николаевич Толстой.

Путь дошкольника очень ответственный: он трудный и радостный, он приносит много разных встреч и открытий, а мы взрослые-«маленькие волшебники», которые помогают ребенку стать взрослым и умным человеком.

Список использованной литературы:

1.Савина.Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»,Москва

«Развитие общения детей со сверстниками.Игры и занятия с детьми 1-3 лет

Практическая энциклопедия развивающих игр –М : ЗАО «Росмэн-Пресс»,2007г

4.Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007г

5.Ткаченко.Т.А. «Мелкая моторика.Гимнастика для пальчиков», М.Издательство

6.Шмелева.Е.Б.Пальчиковые игры.Пособие по развитию мелкой моторики и речи

У детей 2-4 лет- М : Издательство «Ювента»,2008г

7.Янушенко.Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

(1-3 года).Методическое пособие для воспитателей и родителей.

Читайте также:
Звук и буква П - конспект группового логопедического занятия
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: