Тесты по изучению психомоторики у детей со стертой дизартрией

Тесты по изучению психомоторики у детей со стертой дизартрией

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Несмотря на то, что у детей с легкой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью.

Бесплатные занятия с логопедом

Несмотря на то, что у детей с легкой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью.

Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер.

Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук.

Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют.

У детей с паретической формой стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой.

При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.

Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений.

Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма.

Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Характеризуя состояние двигательной сферы детей со стертой дизартрией, одни исследователи отмечают наличие активных движений в полном объеме, указывая при этом, что они являются замедленными, неловкими, недифференцированными.

Другие находят в ограничении объема движений как верхних, так и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны.

Это указывает на наличие паретических явлений в конечностях. В таких случаях сила в мышцах на стороне пареза оказывается ослабленной, а тонус — слегка повышенным.

Диагностика нарушений моторного развития у детей со стертой дизартрией

Эти тесты направлены на выявление зрелости уровневой организации движений по М.А. Бернштейну.

– покачивание при попытке удержать равновесие

– часто опускают приподнятую ногу, касаясь ею пола,

– поднимаются на носки.

Лучше удерживают равновесие, стоя на правой ноге.

– Большинство детей со стертой дизартрией способны с места, без разбега перепрыгнуть через натянутую веревку. В то же время задание не всегда выполняется с первой попытки. Когда тест выполняется со второй или третьей попытки, отмечается задевание веревки при прыжке ногами, приземление на пятки. В единичных случаях были зафиксированы падение или касание руками пола после прыжка и не перепрыгивание, а перешагивание через веревку.

Характер выполнения детьми задания подтверждает недостаточную сформированность динамической координации движений и двигательной маневренности, обнаруженную при выполнении других тестов.

«Подними только этот палец!»

На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках).

Таким образом, у детей со стертой дизартрией почти по всем уровням (по Бернштейну) отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике.

Выявляются нарушения функции статического равновесия (уровень А), динамической координации (уровня В); нарушения темпа и ловкости движений (уровень В и С); снижение двигательной памяти (уровень Д).

Моторная недостаточность у детей со стертой дизартрией выявляется в сглаженной, стертой форме, что обуславливается наличием негрубых, неярко выраженных органических нарушений.

Стертая дизартрия у детей – симптомы, причины и методы ее коррекции

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).

Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.

Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.

На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:

  • в подборе правильной артикуляционной позы;
  • знакомые слова ребёнок произносит верно, однако при произнесении тех же звуков в других словах ребёнок может допускать ошибки;
  • в спокойном эмоциональном состоянии ребёнок будет реже допускать ошибки, чем в стрессовой ситуации (например, при ответе у доски).

Причины появления стертой дизартрии

Зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития.

Для понимания сути патологии и составления грамотной схемы коррекции, необходимо знать, какие причины могут привести к стертой дизартрии. Их несколько:

  1. Во время пребывания в утробе матери на плод могли воздействовать различные инфекционные заболевания матери – вирусные гепатиты, краснуха, герпес, токсоплазмоз и т.д.
  2. Иммунологическая несовместимость с плодом, артериальная гипертензия и токсикоз во время беременности, на фоне которых развилась фетоплацентарная недостаточность. Это достаточно опасное состояние, которое приводит к недостатку питательных веществ и кислорода у плода, что приводит к гипоксии.
  3. Повреждение плода во время стремительной или затяжной родовой деятельности. Возникновение патологии провоцирует продолжительный безводный период, а также использование акушерских щипцов.
  4. Послеродовой период и первые годы жизни малыша – это тоже потенциально опасное время для малыша. Повреждение ЦНС может произойти после травм, осложнений после вакцинации, а также на фоне энцефалита и менингита.
Читайте также:
Формирование лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня

Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.

В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:

  1. Корковая. Она вызвана нарушением в корковом речедвигательном центре, при этом нарушается только фонетика.
  2. Экстрапирамидная. Повреждены подкорковые ядра и ганглии, воспроизведение звуков не так критично, основная проблема возникает с просодикой.
  3. Псевдобульбарная. При этом поражены пути от коры к ядрам черепно-мозговых нервов. Нарушения компонентов речи наблюдаются в равной степени.
  4. Смешанная форма, при которой проблемы выявлены и в произношении, и в звукоразлечении.

Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования.

Как правило, расстройство становится очевидным в возрасте 5-6 лет. При этом клиническая картина у детей может отличаться в зависимости от того, какая область мозга была поражена: у кого-то выражены фонетические нарушения, у других детей – просодические, у третьей группы пациентов – оба расстройства присутствуют в равном объеме.

Есть определенные речевые и неречевые симптомы, указывающие на стертую дизартрию:

  • Общая моторика. Ребенок достаточно быстро устает после нагрузок. Есть определенная неловкость во время движения, малышу трудно выполнять определенные упражнения на уроках физкультуры: пройтись по мостику, простоять на одной ноге и т.д.
  • Мелкая моторика. Для этого расстройства характерно повышенное напряжение мышц, поэтому большинству детей, страдающих от этой стертой дизартрии, ставят гипертонус рук. Такому ребенку сложнее завязывать шнурки, шарф, лепить что-то из пластилина, держать карандаш.
  • Речевое развитие. У детей есть проблемы с просодикой и звукопроизношением. Просодика – это оформление речи, т.е. тембр, интонация и т.д. Темп либо замедлен, либо стремителен, есть паузы. В речи таких детей встречаются повторения и замены букв, нарушение лексики и грамматики. Наблюдается небольшой словарный запас. Кроме того, малышу трудно произносить слова, состоящие из чередующихся согласных.

Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок.

В логопедии есть определенный список признаков, по которым родители могут заподозрить у своего ребенка это речевое расстройство:

  • Ребенок говорит либо слишком медленно, либо слишком быстро.
  • Он пропускает окончания, буквы или заменяет их другими в письменной речи.
  • Сложности в постановке смыслового ударения.
  • Нечеткая артикуляция звуков.

Стертая дизартрия: диагностика у детей дошкольного возраста

Диагностика данной патологии вызывает определенные сложности, что объясняется схожестью симптоматики с другими патологиями – афазией и дислалией. Обязательно изучается анамнез малыша, выясняются особенности течения беременности у матери.

Диагностическое обследование включает в себя:

  1. Обследование у логопеда. Специалист проводит определенные тесты на мимику, мелкую моторику рук. Он проверяет правильность речевого дыхания. Изучается качество грамматики, звукопроизношения. Если есть подозрения на речевое расстройство, то ребенка направляют к неврологу.
  2. Неврологическое обследование. Для уточнения диагноза невролог назначает ряд диагностических мероприятий: электроэнцефалограмму, компьютерную томографию или МРТ.

Со всеми полученными результатами ребенок вновь направляется к логопеду, который должен на основании полученных сведений составить план работы, необходимые коррекционные упражнения для исправления патологии.

Лечение и коррекция

Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.

С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.

Работа с логопедом

Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.

Специалист использует следующие методики:

  • Пальчиковая гимнастика. Эти занятия используются для коррекции патологии в дошкольном возрасте. Важно, чтобы упражнения проводились в игровой форме, чтобы малыш не потерял интерес. К примеру, дети могут собирать конструктор, что-то лепить и т.д.
  • Артикуляционная гимнастика. Она направлена на укрепление мышц. После занятия детям намного легче воспроизводить звуки, правильно используя органы речи.
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения позволяют правильно дышать во время разговора, что делает речь более выразительной.

Неразборчивая речь или стертая дизартрия? Советы логопеда

19 июня 2020 года

Бывает, родители и учителя ругают ребенка за невнимательность, снижают оценки за пропущенные буквы и за невнятные ответы на уроках. Но проблема — не лень и не невнимательность, а функциональные нарушения нервной системы. О стертой дизартрии — неразборчивости речи, вызванной органическими причинами — на онлайн-площадке Института дополнительного профобразования работников социальной сферы рассказала доктор педагогических наук, профессор, логопед Елена Архипова.

Читайте также:
Дислалия у детей

Дизартрия — не чисто детская проблема, нарушение речи может встречаться и у взрослых. И в этом случае также необходима помощь логопеда. Давайте разберемся в том, что же такое дизартрия, каковы ее причины и как с ней работать.

Точное определение будет звучать так: дизартрия — это нарушение звукопроизношения и просодии вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата. И сразу еще два незнакомых слова! Будем разбираться дальше

Просодия — интонационная выразительность речи. Она выражается в темпе речи, голосовых модуляциях, интонации, логическом ударении и др.

Иннервация — неврологический термин, означающий проведение нервного импульса от мозга к мышцам.

Получается, что дизартрия имеет органические причины, то есть, связана с нарушениями в развитии нервной системы. А это значит, что и работу с ней надо начинать не на логопедическом, а на неврологическом уровне. Собственно, дизартрия — это только симптом, сигнализирующий о поражении нервной системы.

Причины дизартрии у детей:

  • внутриутробная патология;
  • родовые травмы;
  • резус-конфликт ребенка и матери;
  • черепно-мозговые травмы и др.

Причины дизартрии у взрослых:

  • нарушение мозгового кровообращения;
  • черепно-мозговая травма;
  • опухоли мозга.

С чего начинается работа с дизартирей?

Первый этап — медицинский. Его проводит врач-невролог. В арсенале медиков — необходимые медицинские препараты, физиотерапия, лечебный массаж, рефлексотерапия, словом, средства, направленные на укрепление ЦНС и устранение патологической симптоматики.

Второй этап — психолого-педагогический. В нем участвует целая команда специалистов: воспитатели, дефектологи, психологи, логопеды. Важно подключать и родителей. Цель этого этапа — развитие сенсорных функций, пространственных представлений, крупной моторики, тонкой моторики.

Третий этап — собственно логопедический. Логопед устраняет дизартрию на индивидуальных занятиях.

Стертая дизартрия — самое распространенное нарушение у дошкольников и младших школьников. К сожалению, диагноз ставят далеко не всегда. Родители и учителя ругают ребенка за невнимательность, снижают оценки за пропущенные буквы и за невнятные ответы на уроках. Но часто оказывается, что ученик старательно выполняет домашние задания, учит правила и не делает грамматических ошибок, зато пропускает буквы на письме, говорит односложно. Его проблема — не лень и не невнимательность, а функциональные нарушения ЦНС. И простым усилием воли он с этим не справится.

Прежде чем начинать работу с таким ребенком, логопеду необходимо тщательно разобраться в причинах проблемы, и только после этого выбирать методы коррекции.

Тесты на выявление стертой дизартрии.

  1. На статическую координацию движений. Попросите ребенка несколько секунд постоять на одной ноге. Затем на другой.
  2. На динамическую координацию движений. Надо попасть небольшим мячом в цель. Например, в другой мяч.
  3. Еще одно динамическое задание: перепрыгнуть через натянутую резинку.
  4. На исследование скорости движений. Ребенок должен по вашей команде сесть на пол и встать без помощи рук.
  5. На двигательную память. Повторить показанный вами ряд простых движений именно в той последовательности и с той скоростью, которые вы задали.
  6. На одновременность движений. Намотать нитку на катушку, шагая на месте.

Исследования показывают, что у детей со стертой дизартрией по всем этим показателям есть отклонения от нормативов.

Обратите внимание, что эти тесты направлены не на диагностику речевого развития, а на моторику. Дело в том, что развитие психомоторики значительно опережает развитие речи и мышления. Двигательное развитие — это базис для становления высших психических функций. Вот почему коррекционная работа с дизартрией начинается с формирования моторики — общей, ручной, пальцевой, мимической. Здесь в помощь специалистам целый набор упражнений: пальцевые игры, «волшебный мешочек», выполнение привычных бытовых действий с закрытыми глазами, оригами, аппликация, адаптивная физкультура и многое другое. Главное — помнить: чем раньше выявить и начать работать со стертой дизартрией, тем меньше трудностей будет у ребенка в школе, а затем и во взрослой жизни. Ведь неразборчивая речь очень осложняет общение, а иногда даже мешает выбору профессии.

Еще больше вебинаров Института дополнительного профобразования смотрите на портале «Я дома» в разделе «Онлайн-мастерские»

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Стертая дизартрия у подростков и дошкольников: речевые погрешности

Дизартрия с латыни дословно переводится как «нарушение членораздельной речи». То есть наблюдается неправильное произношение слов, возникающее как следствие нарушенной иннервации речедвигательного аппарата.

Стертая дизартрия является легкой степенью расстройства. Она проявляется негрубыми речевыми дефектами, в первую очередь фонетической и просодической стороны речи.

Как развивается

Патология возникает на фоне поражения нервных волокон, иннервирующих мышцы лица. Как правило, при стертой форме заболевания поражается тройничный, языкоглоточный, подъязычный и лицевой нервы. Это влечет за собой нарушение работы компонентов речевого аппарата. Ограничивается подвижность нижней челюсти и губ, сглаживается носогубная складка, снижается активность мягкого неба, жевательных и мимических мышц. Снижается амплитуда движения языка, удержание им артикуляционной позы, развивается его тремор.

В большинстве случаев нарушение иннервации носит централизованный характер. На основании этого диагностируется несколько форм стертой дизартрии:

  • корковая – формируется при появлении небольших патологических очагов в речедвигательном центре. Страдает фонетический, то есть произносительный компонент речи;
  • экстрапирамидная – формируется при повреждении подкорковых ядер и нервных узлов и приводит к нарушению просодики речи. То есть она теряет свою выразительность;
  • псевдобульбарная – поражает проводящие пути, объединяющие кору ГМ с ядрами черепно-мозговых нервов. Вызывает дефект как фонетической, так и просодической стороны речи;
  • смешанная.
Читайте также:
Многофункциональный логопедический тренажер Веселые катушки

Стертая дизартрия наиболее часто встречается у детей дошкольного возраста и выявляется после 5 лет. Вызывают расстройство патологии перинатального, натального и постнатального развития ребенка. Сюда относят патологические состояния во время беременности: токсикоз и инфекционные заболевания матери, внутриутробные инфекции и гипоксия плода.

Влияют на формирование патологии и стремительные или затяжные роды, слабая родовая деятельность, кесарево сечение, резус-конфликт, родовая травма.

В постнатальном периоде, в основном на 1–2 году жизни, к расстройству приводят различные заболевания: грипп, частые ОРВИ, пневмония, инфекционные процессы и патологии пищеварительного тракта, судорожные приступы на фоне гипертермии, ДЦП, энцефалопатии, гидроцефальный синдром, перинатальное поражение ЦНС.

У подростков же дизартрия в стертой форме может присутствовать, начиная с дошкольного возраста, или имеет приобретенный характер. Подростки могут приобрести расстройство вследствие травмы или опухоли головного мозга, нейроинфекциях, нарушениях мозгового кровообращения.

Если дизартрия развивалась у ребенка с малых лет, то, вполне возможно, он страдает дисграфией, то есть грамматически необразован, а также имеет некоторые проблемы с чтением, восприятием и пониманием речи. Если же заболевание было приобретено уже в старшем возрасте, то присутствует только дефект произношения. Письменная речь, понимание сказанного по отношению к нему сохраняется.

Фонетическая часть речи

При стертой дизартрии страдает, прежде всего, произношение звуков, из-за чего речь таких людей не совсем понятна для восприятия. Однако встречаются такие формы заболевания, при которых речевые дефекты весьма скромные и на первый взгляд не различаются.

При данной патологии наблюдается смешение, искажение, замена или пропуск отдельных звуков. В первую очередь страдают те из них, которые требуют в своем произношении вмешательства кончика языка. Самый показательный признак, диагностируемый в 80% случаев, это искажение произношения звука [р], в 65% случаев страдает звук [л]. Они заменяются ребенком на более простые в произношении звуки [й] или [г].

Распространено также межзубное произношение шипящих и свистящих, например, [ж], [ш], [з], [с], и оглушение звонких звуков.

Интересно то, что если эти звуки произносятся человеком изолированно, то сложностей в этом не возникает. Но стоит включить их в речь, контроль теряется, и их произношение искажается. То есть, таким людям сложно поставить их на автоматическое воспроизведение.

Установлено, что большинство детей со стертой формой дизартрии не используют в обиходе много стандартных слов, путают близкие по произношению слова, при сочетании нескольких согласных в слове, опускают их.

Речь дизартриков с легкой степенью расстройства смазанная и не совсем разборчивая.

Просодическая часть речи

У детей и подростков, имеющих легкий дизартрический статус, также страдает и просодическая сторона речи. Она характеризует мелодичность, темп и тембр, длительность произношения и обусловливает внятность и разборчивость речевого рисунка.

В первую очередь отмечается отсутствие интонации голоса. Дети не могут выразительно прочесть стих, менять интонационные аспекты. Они не способны интонационно передать эмоцию, диапазон голоса утрачивает свою широту. Теряются паузы между фразами. Присутствует назальный оттенок голоса. Особенно страдает повествовательные высказывания. В целом речь становится монотонной и невыразительной.

В связи с тем, что при стертой дизартрии речевое дыхание замедляется, нарушается выдох, дизартрики говорят на вдохе. Поэтому они разговаривают, что называется, взахлеб.

Тембр голоса напрямую зависит от эмоционального статуса. Если в психологическом статусе преобладают процессы торможения, то голос становится тихим, приглушенным, приобретает хриплый или сиплый оттенок. У возбудимых дизартриков голос звонкий, переходящий на крик.

Темп речи также может разниться: у одних он ускоренный, и в этом случае гласные выпадают из слов, а у других – замедленный, тогда гласные, наоборот, чрезмерно растягиваются.

Ритмически речь тоже страдает. Она утрачивает свою чеканность, ударение в словах расставляется неправильно. Это влияет на произношение, делая его необычным и частично непонятным для восприятия.

Другие отклонения

Нарушение иннервации отдельных групп мышц не только расстраивает привычный для нас характер речи. Обращает на себя внимание и общий вид больного. Обращает на себя внимание дефицитом мимики. Носогубная складка и углы рта асимметричны. В процессе речевой активности беспокоит гиперсаливация, поскольку нарушается способность сглатывания слюны.

При парезах лицевых мышц они теряют тонус. Губы и углы рта опущены, язык малоактивен, не в полную силу участвует в словообразовании. Такие особенности влияют на интонацию и выразительность сказа. За счет слабости жевательных мышц нижняя челюсть не удерживается в приподнятом положении, из-за чего теряется возможность держать закрытым рот. Слабость мышц усиливается при артикуляционной нагрузке.

При спазме мимической мускулатуры мимика отсутствует, мышцы твердые на ощупь и напряженные. Губы как будто постоянно находятся в улыбке за счет спазма верхней губы. Они практически не участвуют в словообразовании. Невозможно сложить их в трубочку или вытянуть вперед.

Страдает артикуляция, нарушается переход от одной артикуляционной позы к другой. Из вегетативных расстройств наблюдают потливость, цианоз рук и стоп.

Читайте также:
Упражнения для развития связной речи пациентов с афатическими нарушениями

Дизартрики способны выполнить практически все артикуляционные пробы: улыбнуться, надуть щеки и т.д. Однако их качество выполнения заметно страдает, отличается нечеткостью, смазанностью, недостаточной амплитудой, вялостью.

Такие дети легко возбудимы, чрезмерно суетливы или, наоборот, заторможены. Снижается работоспособность, страдает внимание и память.

Возникают трудности в мелкой моторике рук, а также и в общей моторике. При физических нагрузках дети быстро утомляются, им сложно поддерживать ритм и темп движений, переключаться с одного их вида на другой.

Последствия

Деткам, которых расстройство настигло в раннем возрасте, оно грозит не только нарушением произношения, но и понимания обращенной к ним речи. Они начинают говорить позднее других детей. По мере взросления, учитывая дефекты произношения и сниженную способность улавливать на слух новые слова, у них формируется довольно скудный словарный запас. Отсутствует также способность к словообразованию и изменению слов, страдает грамотность.

В школе у детей появляются сложности с усвоением учебной программы. Кроме того, развивается дисграфия. В начальных классах они с трудом осваивают письмо. Встречается так называемое зеркальное написание букв, одни буквы заменяются другими.

В старших классах в письме отмечаются ошибки с нарушением структуры предложения. Отмечаются пропуски отдельных слов или неуместные вставки, неправильное использование предлогов, приставок. Несколько слов сливаются в одно. Порой обнаруживаются обрывки, недописанные окончания. Буквы, схожие в написании, замещаются друг другом.

Почерк у таких подростков плохой, неаккуратный, в тексте присутствует много исправлений. Особые трудности возникают в написании диктантов. Страдает чтение: оно ошибочное и медленное.

Учитывая такие особенности в обучении, нередко эти дети имеют трудности с успеваемостью. С другой стороны, искаженная речь у подростков становится причиной развития комплекса и недооценки себя. Такие дети могут испытывать насмешки и издевательства со стороны сверстников. На этой почве они замыкаются в себе, в дальнейшем доходя до полной социальной изоляции. Ощущение своей неполноценности становится поводом к развитию депрессивного состояния.

Многие подростки, даже со стертыми дизартрическими дефектами, сталкиваются с проблемой выбора профессии. Существуют такие сферы деятельности, где подобные нарушения являются недопустимыми. Так, военные училища, факультеты иностранных языков, журфаки становятся для таких подростков недосягаемыми. Нередко случается, что они бегут в срочном порядке к логопедам для исправления дефекта.

В легкой форме стертая дизартрия не препятствует обучению ребенка в школе и не отражается на его успеваемости. Если дизартрия была приобретена в подростковом возрасте, то страдает исключительно произношение. Письмо, словарный запас сохраняются на прежнем уровне.

Патология выявляется в процессе логопедического обследования, после исследования артикуляции, мимических мышц, речевого дыхания, моторики, просодической и фонематической стороны речи. Проверяется грамматика и лексический запас.

Для подтверждения диагноза необходим и неврологический осмотр, инструментальные и лабораторные исследования.

Стертая дизартрия, даже с минимальными проявлениями, требует своевременной коррекции, поскольку в будущем может строить некоторые препятствия для самореализации личности. Лечение проводится с использованием физиотерапевтических методов, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, коррекции речевых расстройств. Обязательным является использование техники логопедического массажа.

Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста

Время чтения – 16 минут

Опубликовано 13 мая 2020 г.

Стертая дизартрия — расстройство речи, причиной которого является негрубое нарушение иннервации органов артикуляции. Страдает фонетический и просодический компоненты речи, то есть звукопроизношение, тон, тембр, интонация, выразительность. Диагностируется чаще у дошкольников. В статье расскажем про признаки стертой дизартрии, причины патологии и современные методы коррекции.

Как проявляется стертая дизартрия у детей

Особенностью стертой дизартрии является невыраженность симптомов, поэтому болезнь так и называется. Характерна нечеткая артикуляции вследствие нарушения моторики, искажение некоторых звуков. Обращают на себя внимание отсутствие интонации и невыразительная речь, сложность автоматизации. Клиническая картина в зависимости от зоны поражения может различаться: у одного ребенка преобладает фонетический дефект, у другого — просодический, у третьего — оба компонента присутствуют в равном объеме.

Нарушение звукопроизношения затрагивает две группы звуков или больше. Например, шипящие, свистящие и сонорные. Речь со стертой дизартрией изобилует искажениями, заменой звуков. Малыш путает глухие, звонкие, мягкие звуки и не может их правильно употребить. Даже если удается справиться с этими проблемами, добиться автоматизма трудно.

В раннем возрасте такие дети обычно наблюдаются у невролога. Им ставят диагноз «перинатальное поражение ЦНС» и проводят медикаментозное лечение, курсы физиотерапии и массажа. С течением времени ребенка снимают с учета. Только когда речевые нарушения не проходят, родители и врачи начинают искать причину. Как правило, стертая дизартрия диагностируется у дошкольников — в 5 – 6 лет.

Характеристикой стертой формы дизартрии, которую могут заметить сами родители, являются бедность мимики, отсутствие тонуса губ, языка, асимметрия носогубных складок, уголков рта. При выполнении артикуляционных проб возникают непроизвольные движения языка, его дрожание и цианотичность. Повышено слюноотделение. Органы речи трудно удерживать в одной позиции.

Малышу может быть трудно пережевывать пищу, он отказывается от еды, если она кусочками. У младенцев затруднено сосание молока, нарушено глотание.

Общее развитие

Изменен неврологический статус. Обращают на себя внимание стойкий дермографизм, потливость рук и ног. Дети легковозбудимые, непоседливые, совершают много лишних движений. Или наоборот, заторможены, медлительны. У них нарушены память, внимание.

Читайте также:
Групповые логопедические занятия с пациентами с афазией легкой степени выраженности

В физическом плане дети отстают от своих ровесников и отличаются невысоким ростом, худощавостью, астеническим телосложением. Они быстро устают при физических нагрузках, неуклюжи. Страдает синхронность выполнения движений, мелкая моторика. Малышу тяжело застегнуть пуговицу, завязать шнурки, заниматься творчеством. На уроках физкультуры при выполнении заданий он испытывает затруднения. Почерк нарушен, да и в целом ребенок пишет медленно.

Причины стертой дизартрии у детей дошкольного возраста

Основная причина стертой формы дизартрии заключается в нарушении иннервации мышц губ, языка, мягкого неба.

К таким расстройствам приводят органическое поражение головного мозга в различных периодах развития ребенка:

  1. Во внутриутробном периоде на плод негативно могут воздействовать инфекционные болезни матери (герпес-инфекция, краснуха, токсоплазмоз, вирусные гепатиты, цитомегаловирусная инфекция). Играют роль иммунологическая несовместимость плода и матери, токсикоз, декомпенсированный сахарный диабет или гестационный диабет. Вследствие этих состояний развивается фетоплацентарная недостаточность, плод испытывает дефицит кислорода, то есть гипоксию;
  2. Во время родов возможно травматическое повреждение в результате стремительных или затяжных родов, применения акушерских щипцов. Негативно влияют длительный безводный период;
  3. В послеродовом периоде и в первый год жизни ребенка повреждение центральной нервной системы может случиться вследствие травм, инфекционных и других заболеваний тяжелой степени, воспалительных заболеваний вещества и коры головного мозга.

Все перечисленные факторы приводят к поражению нервов, которые иннервируют мышцы артикуляционных органов: тройничного, лицевого, языкоглоточного, подъязычного. Для каждого нерва характерны свои признаки. Например, о поражении тройничного нерва говорит ограничение движений в нижней челюсти, губ, языка, лицевого нерва — мимической мускулатуры, языкоглоточного нерва — корня и спинки языка, подъязычного нерва — нарушение моторики языка, трудность поднятия языка к небу.

Диагностика стертой дизартрии

Стертая дизартрия диагностируется с помощью ряда медико-педагогических исследований. Обязательно изучают анамнез ребенка, а также течение беременности и родов у мамы. Проводится анализ амбулаторной карты: могут понадобиться результаты инструментальных методов диагностики.

Обследование поэтапное и включает в себя:

  1. Логопедическое обследование — предполагает оценку состояния моторики, мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата, речевого дыхания. После этого логопед изучает качество звукопроизношения, лексики, грамматики, способности улавливать различные звуки. При подозрении на стертую форму дизартрии пациента направляют на консультацию к неврологу;
  2. Осмотр невролога нужен для выявления характера нарушений — гиперкинезов, парезов, дистоний, атоний. Врач также определяет локализацию поражения головного мозга. Для уточнения диагноза назначают ЭЭГ, электронейромиографию, КТ, МРТ.

После того, как малыш пройдет все обследования, его повторно консультирует логопед/дефектолог. Имея на руках заключения, он определяет тип речевых нарушений, и составляет план и форму работы с ребенком.

Лечение стертой дизартрии

Терапия комплексная, проводится с участием невролога, психолога и логопеда. Такая тактика позволяет добиться положительного результата, закрепить его и компенсировать дефект речи.

Медицинская сторона коррекционной работы заключается в стимуляции мозгового метаболизма, что достигается назначением ноотропов, витаминов. Укрепляют эффект курсами массажа, лечебной гимнастики, рефлексотерапией, физиотерапевтическими методами. Если есть такая возможность, можно получить лечебные ванны, посещать бассейн.

Работа с логопедом

Логопед на начальном этапе «ставит» дефектные звуки, исправляет другие нарушения речи. Затем идет закрепление нормального произношения звуков: малыш учится использовать их в слогах, словах, фразах. Обычно на преодоление стертой дизартрии уходит много времени. Автоматизация звуков — сложная форма работы, требует терпения и старания.

Одновременно специалист устраняет фонематические нарушения, развивает интонацию и выразительность речи, обучает грамматике.

Одним из составляющих коррекционной работы при скрытой дизартрии является логопедический массаж. Очень эффективен зондовый массаж. Он позволяет нормализовать тонус мышц, участвующих при артикуляции, помогает малышу лучше чувствовать их при разговоре, значит, контролировать положение органов речи во время звукопроизношения. Проводится отдельно или параллельно с основным курсом.

Эффективны пальчиковая и артикуляционная гимнастики:

  1. Координированность движений рук связана с артикуляционной функцией, поэтому пальчиковой гимнастике уделяется много времени. Она может дополняться занятиями в игровой форме. Например, малышу предлагают собрать бусы, пазлы, построить конструктор, лепить, вырезать. Конечно же, важно подобрать такой комплекс, чтобы пациенту нравилось и он занимался с удовольствием;
  2. Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц. После них детям легче придавать правильную позицию органам речи во время звуковоспроизведения, переключаться на другие звуки.

Показана и дыхательная гимнастика — она тренирует дыхание, учит ребенка правильно использовать струю воздуха при разговоре, делает речь более выразительной.

Коррекционная работа при стертой дизартрии длительная: до 1 года и больше. Сроки зависят от тяжести болезни, сопутствующих речевых нарушений, регулярности занятий.

Роль родителей

При стертой дизартрии у дошкольников и младших школьников неоценима роль родителей. Ведь важно строго следовать рекомендациям врача и плану терапии. От этого зависит результат и как скоро дите начнет нормально разговаривать. Если врач считает необходимым, выполняйте упражнения и дома: это ускорит выздоровление. Но не переусердствуйте, следите за тем, чтобы малыш во время домашних занятий был в хорошем настроении. Сейчас он не расположен к занятиям, значит, отложите их.

Также малыш нуждается в вашей поддержке. Он должен знать и чувствовать, что не один на один с проблемой, что рядом папа с мамой, которые всегда поймут и поддержат, позаботятся. Ребенку важно знать, что его любят, несмотря на дефект речи. Так он будет усерднее заниматься и вам будет легче добиться эффекта.

Читайте также:
Возможные нарушения письма у школьников младших классов

Расстройства при стертой форме дизартрии вызывают дефекты восприятия звуков. При этом нарушено восприятие не только схожих по звучанию фонем, но и остальных звуков. Со временем отсутствие четкой речи, невозможность нормального слухового восприятия приводит к сложностям в понимании слоговой структуры.

Наблюдаются проблемы с грамматикой, бедный словарный запас. Если не начать своевременную коррекцию, то у младших школьников будет страдать письмо.

У детей, даже с минимальными характеристиками стертой формы дизартрии, страдают коммуникативные навыки. Они не могут выстраивать диалог и вообще разговаривать с людьми. Они сторонятся коллективов, стараются избегать новых знакомств и вообще общения. Если посещают садик, они играют в одиночестве. В школе также находятся обособленно.

Это создает предпосылки для психологических проблем и вторичных речевых нарушений. Например, детки могут начать заикаться, у них развивается энурез.

Прогноз и профилактика

Любой дефект речи, в том числе стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста, влечет за собой психологические расстройства. Если вовремя на обнаружить расстройство, поставить диагноз и не начать терапию, малыш так и вырастет с этой патологией, а к ней присоединятся другие. В таких ситуациях человеку трудно жить в социуме: он ограничен в выборе профессии, самореализации. Из-за этого он может чувствовать себя угнетенно, что в дальнейшем привести к депрессии.

Профилактика стертой дизартрии начинается еще в периоде планирования беременности. Будущей маме необходимо уже на этом этапе пройти обследование и подготовиться к зачатию: пройти курс лечения, если есть какие-либо проблемы, устранить дефицитные состояния (анемия, гиповитаминоз).

После наступления беременности нужно внимательно относиться к выбору продуктов питания, режиму дня. Будущая мама должна достаточно отдыхать, гулять, избегать физического перенапряжения и травм, стрессов.

Важно грамотное ведение родов и исключение травм и гипоксии. В периоде новорожденности выполняйте рекомендации врача, вовремя проходите обследования. Если подозреваете какое-либо отклонение в развитии — сообщите об этом врачу. Своевременная диагностика и терапия — обязательные условия максимально раннего выздоровления и гарантия того, что нарушение не скажется в будущем на развитии малыша.

Восстановление лексического состава речи у больных с разными формами афазий через формирование и расширение семантических полей

В нашей статье говорится об одной из важнейших причин нарушения вербальной коммуникации при афазии, и приведён пример занятия, направленного на восстановление лексического состава речи у больных с разными формами афазий через формирование и расширение семантических полей.

Слово играет важную роль в речевой коммуникации человека. Известно, что дефицит лексики при афазии и её качественное нарушение (нарушение многозначности слова, отчуждение смысла слова, изменение его объективной и субъективной частотности, нарушение грамматических функций и т.д.) являются одной из важнейших причин нарушения вербальной коммуникации при афазии.

Одним из направлений в исследовании нарушения в лексике при афазии является изучение нарушения глагола в речи больных. В литературе, посвященной проблемам афазии, неоднократно обсуждался вопрос о нарушении предикативной стороны речи при афазии, в частности о нарушении актуализации глагола при динамической и эфферентной моторной афазиях. А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, Л.С. Цветкова и др. исследовали вопроса о роли и месте глагола в речи больных с афазией.

Общепризнанно, что предикативность речи имеет первостепенное значение для конструирования высказывания, а предикат, и прежде всего глагол, является конституирующим средством предложения. Глагол – его использование – нарушается прежде всего при тех формах афазии, при которых грубо нарушено построение высказывания (динамическая, эфферентная моторная афазии). Однако, доказано, что понимание и использование глагола – нарушаются и при других формах афазии. Значение вопроса о нарушении глагола – при каких формах афазии, как и почему он нарушается – велико не только для уточнения представлений об афазии, но и прежде всего для повышения эффективности восстановительной работы.

Из лингвистических работ известно, что глагол, являясь важнейшей лексико-грамматической группой в словаре человека, несёт две функции: номинативную (называя действие) и грамматическую (организуя предложение). В связи с такой двойственной природой глагола было обнаружено, что у больных с эфферентной моторной и акустико-мнестической афазиями актуализация глаголов нарушена. Это нарушение вызвано разными причинами. У больных с эфферентной моторной афазией это нарушение обусловлено моторными дефектами, патологической инертностью, дезорганизацией грамматической стороны речи. У больных с акустико-мнестической афазией трудности актуализации глаголов вызваны дефектами припоминания и выбора слов из семантического поля, которые могут быть связаны или с нарушением структуры поиска нужного слова, или с нарушением структуры семантического поля. Оказалось также, что при эфферентной моторной афазии нарушается, прежде всего, грамматическая функция глагола, а при акустико-мнестической – номинативная. Эти данные уточняют и развивают известную идею А.Р. Лурия и Р. Якобсона о нарушении синтагматической организации речи при поражении передней речевой зоны и парадигматической – при поражении задней.

Интересными явились данные, полученные в опытах со свободными и направленными ассоциациями, — о разнице в семантических полях как со стороны их количественной, так и качественной характеристики.

Оказалось, что у больных с эфферентной моторной афазией меньше семантических полей, но слов в каждом поле больше и границы между полями четкие. При акустико-мнестической афазии семантических полей больше, но слов в каждом поле меньше и нет четких границ между полями, наблюдается перескакивание с поля на поле, «вплетение» слов одного поля в другое. Эти данные можно рассматривать в целом как структурное изменение лексики при акустико-мнестической афазии, проявляющееся в расширении значения слова, приводящее к недифференцированности границ семантических полей, в дефектах тормозимости, проявляющиеся в нарушении селективности – всплывает одновременно несколько слов, становящиеся равновероятными при назывании предметов, и др.

Читайте также:
Коррекция заикания у учащихся с ОВЗ

Можно считать, что нарушение селективности внутри семантического поля при задании выбрать нужное слово и нарушение границ семантических полей связано с недифференцированностью всплывающих образов-эталонов, с элиминированием их отличительных признаков при их сличении со словом, что является одним из механизмов нарушения актуализации слова.

Так как известно, что связь слова с предметом опосредована через понятие или образ, то можно понять обнаруживающиеся при этой форме афазии такие симптомы, как отчуждение смысла слова при правильном его произнесении, трудности называния предмета, как следствие дезорганизации семантических полей слов, возникающих, в частности, из-за дефектов связей слова с образом и из-за дефектов самого предметного образа, а также возникающих в этой связи дефектов избирательности в процессе поиска нужного слова или понимания значения слова, субъективно воспринимаемого больными как более низкочастотное. Эти данные свидетельствуют и о качественном обеднении словаря при афазии.

Что же такое частотность слова при афазии? Изменяется ли она и, если да, то каким образом и почему?

Вопрос о частотности лексики при афазии является важным как для реабилитационной практической работы, так и для теории афазиологии. Часто лексика, которой обучают больных, подбирается без учёта частотности словаря, который является важной характеристикой коммуникативной насыщенности слова, его коммуникативной частотности. Проведенное Л.С. Цветковой экспериментальное исследование объективной и субъективной частотности у здоровых испытуемых и больных с акустико-мнестической и моторными формами афазии позволило оставить словарь субъективной частотности, отражающий структуру пассивного речевого запаса у больных с афазией и у здоровых испытуемых. Обработка лексического материала обоих словарей показала следующее:

  • доля высокочастотных слов у больных с афазией резко снижена по сравнению с речевой нормой, как для активного, так и для пассивного запаса;
  • высокочастотная лексика пассивного запаса у больных резко снижена за счет повышения процента низкочастотных слов и особенно пласта «нейтральной» частотности;
  • для активного лексического словаря, выявленного по материалам спонтанной речи у больных с афазией, характерно большое качественное однообразие по сравнению с нормой.

Эти данные указывают на сужение словаря больных с афазий и на уменьшение в нем доли высокочастотных слов, субъективно воспринимаемых больными как более низкочастотные, а так же и на качественное обеднение словаря при афазии.

У больных с афазией, в отличие от здоровых испытуемых, было обнаружено бессистемное снижение частотности лексики, то есть они зачастую одинаково оценивали слова как редко встречающиеся, так и мало и хорошо знакомые. Более всего заниженной оказалась абстрактная лексика. Снижение высокочастотной лексики и замена её низкочастотной, явление бессистемного снижения лексики в пассивном словаре могут лежать в основе нарушения автоматизированного процесса актуализации слов в спонтанной речи и замене его произвольным и осознанным поиском слов, который имеет место в спонтанной речи больных с моторными и акустико-мнестической формами афазии.

Дифференцированность в методах работы при восстановлении лексического состава речи.

Лежащие в основе этих дефектов разные механизмы при разных формах афазии требуют дифференцированности используемых в восстановительной работе и методах.

Следует учитывать данные касающиеся нарушений лексики при афазии, и прежде всего факты, показавшие, что использование больными с афазией глагола в речи и его актуализация нарушается при всех формах афазии. При динамической и эфферентной моторной афазиях нарушается предикативная функция глагола, а при всех остальных формах – номинативная. Это значит, что при восстановительном обучении, во-первых нужно серьёзное внимание уделять вопросу восстановления глагольной лексики, поскольку глагол является организатором предложения, и во-вторых методы преодоления этого дефекта должны быть разными и зависеть от механизма дефекта «глагольной слабости».

Работая с больными, нужно специально подбирать словарь, на котором ведётся обучение. Подбор словаря должен учитывать эти его особенности при афазии. Высокочастотные слова в норме не могут служить основой для обучения устной речи больных, а должны стать его целью.

Знание о разном характере нарушения семантических полей, из которых происходит выбор нужного слова при разных формах афазии, требуют, во-первых, специальной работы над преодолением дефекта актуализации семантических полей, и во-вторых, дифференцированного методического подхода.

Так, при акустико-мнестической афазии требуются методы, которые способствовали бы количественному увеличению поля, снятию импульсивности (перескакивание) в переходе с одного поля на другое, а при эфферентной моторной и динамической формах афазии требуется снятие инертности в процессе актуализации слов из семантических полей. Работа над актуализацией семантических полей, над их количеством и содержанием прямо связана с восстановлением словаря больных, его активности, многозначности, и все это ведет к восстановлению продуктивной речи, и её коммуникативной функции.

Таким образом, исследование лексики при афазии показало, что при всех формах афазии слово нарушается как система многомерных связей (А.Р. Лурия), распадается внутреннее конструктивное единство различных его планов – выражение, звучание и значение. Оно нарушается и как фокус соединения лексических (внеязыковых), грамматических значений и предметной отнесенности, в первую очередь нарушается семантика слова, нарушается слово и как элемент семантического поля. Эти структурные дефекты слова находятся в прямой зависимости от формы афазии, то есть от первичного механизма ее возникновения. Это и ведёт к нарушению различных функций слова – лексических, грамматических и др., и прежде всего к дефектам коммуникативной функции речи.

Читайте также:
Из опыта работы по восстановлению связной речи при афазиях легкой степени выраженности

Практический материал по восстановлению лексического состава речи через формирование и расширение семантических полей.

Предложенный нами вариант восстановления лексического состава речи при афазии включает в себя следующие направления:

  • уточнение имеющегося словаря;
  • активизация и накопления словаря через различные способы словообразования;
  • формирование и расширение семантических полей и значений слов – глаголов, существительных, прилагательных, наречий;
  • развитие валентностей слов;
  • развитие функции словоизменения.

Восстановление лексического состава речи через формирование и расширение семантического поля слова «САД». Развитие валентностей слов и функций словоизменения.

• Прослушивание образца правильной речи (прослушивается 2 раза).

Я люблю гулять в старом саду. В саду много густых кустов смородины. Ягоды смородины спелые и сладкие. На высоком дереве поспевает сочная слива. Под сливой красуются астры с яркими лепестками. Хорошо отдохнуть на садовой скамейке около пестрой клумбы.

• Выделение главного слова.

Инструкция: Вспомните, где я люблю гулять летом? (Б. В саду)

Инструкция: Объясните, что такое «сад»? (Сад – участок земли, где выращивают фрукты, ягоды и цветы).

• Однокоренные слова (перед больным картинка с изображением сада).

Инструкция: Какие новые слова можно образовать от слова «сад»? (используются графические карточки)
Инструкция: Садовник и садовод – это одно и то же? Кого мы называем садовником? Кого садоводом?
Инструкция: Найдите среди этих слов, слова близкие по значению.

• Восстановление функции словоизменения.

Инструкция: К выделенным словам подобрать подходящие по смыслу слова.

САД ИНСТРУМЕНТ
САДИТЬ СТАРАТЕЛЬНЫЙ
САДОВЫЙ РАССАДУ
САДОВНИК СВЕЖАЯ
РАССАДА СТАРЫЙ

Инструкция: Давайте теперь сосчитаем.

Инструкция: Ответьте на вопросы одним словом (перед пациентом картинка с изображением сада).

Что ты видишь на картинке?
Откуда садовод возвращается вечером?
Где любят гулять дети летом?
Чем гордиться садовод?
О чем может рассказать садовод?

Инструкция: Прочитайте текст, вставьте вместо точек недостающие слова.

Летом я работал в … . Мы … кусты смородины и астр. Каждый день я поливал свои … .

Слова: сад, посадить, рассада, посадки.

Данное задание может быть предложено больному, как в письменном виде, так и в устном, когда больному предлагается прочесть текст и подставить карточки со словами.

• Работа над глагольной лексикой.

Инструкция: Ещё раз прочитайте текст и скажите, какие работы выполняют в саду? (сажают, поливают)
Инструкция: Что еще делают в саду? (поливают, собирают, снимают, растят)
Инструкция: Что бы Вы посадили в своем саду?

КУСТЫ
СЕМЕНА
САДИТЬ РАССАДУ
АСТРЫ
СМОРОДИНУ
СЛИВУ
СОРНЯКИ
Инструкция: Замените в словосочетаниях слова, обозначающие действия словами-синонимами.

Садить рассаду.
Снимать сливу.
Снимать смородину.

Инструкция: Выберите приставки, с помощью которых можно образовать новые слова от слова «садить».

ОТ- ПЕРЕ- ВЫ- ПРИ- ПОД-
ЗА- В- ПО- НА- ИЗ- ДО-

Инструкция: Составьте словосочетания с этими словами с помощью вопросов.

Отсадить (от чего?)
Пересадить (к чему?)
Пересадить (что?) КУСТЫ
Высадить (что?)
Засадить (чем?)

Динамическая афазия

Афазия – это распад сформированной речи, причиной которого является органическое поражение коры и подкорковых структур головного мозга, отвечающих за формирование, восприятие и реализацию речевой функции.

Что такое динамическая афазия?

Динамическая афазия – это местное отсутствие или нарушение уже сформировавшейся речи в связи с невозможностью формирования внутренней речи и её высказывания. Чаще всего возникает в результате поражения префронтальной области левого полушария у правшей и наоборот, то есть отделов третьего функционального блока – активации, регуляции и планирования речевой функции.

Впервые синдром динамической афазии был открыт в середине прошлого века в 1934 году врачом и исследователем Карлом Клейстом. Он выдвигал гипотезу, что при данном виде афазии происходит нарушение формирования спонтанной речи. Позднее этой темой заинтересовался А.Р. Лурия, который в свою очередь предположил, что несмотря на нарушение развёрнутой спонтанной речи моторная и сенсорная составляющие сохраняются у пострадавшего.

Динамическая форма афазии характеризуется нарушением образования письменной и устной активной речи, возникают сложности в восприятии некоторой информации и выполнении определённых мыслительных процессов. При этом пациенты с подобными формами афазии не способны самостоятельно построить предложение, имеют затруднение в правильном построении слов, что приводит к большому количеству грамматических ошибок. Таким людям сложно воспринимать глаголы и исполнять какие-либо команды и действия.

Устройство речевого аппарата

Функционирование нервного аппарата головного мозга человека устроено таким образом, что нам не приходится ежесекундно задумываться о каждом проведённом действии. Большинство отделов центральной нервной системы работает в автономном, т.е. самостоятельном режиме и всё это благодаря миллионам электрохимических связей как между отдельными нейронами, так и между более высшими нервными центрами. Речевой аппарат взрослого человека состоит из нескольких центров и является сложнейшей структурой, которая благодаря нервным связям функционирует как единое целое. Основную роль в развитии и активизации речевой функции играют мозговые речевые и аналитические центры Вернике и Брока.

Читайте также:
Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции заикания

Причины динамической афазии

В основе формирования патологического процесса лежит нарушение функционирования корковых структур в области центра речи головного мозга. В случае динамической афазии у больных повреждается задне-лобные отделы левого полушария – в месте, локализующимся в непосредственной близости от зоны Брока. Этот факт влияет на особенности проявления данной формы афазии – снижение произнесённой речи. Речь пациента становится «бедной», отсутствуют или пропускаются глаголы, больному требуются стимулирующие вопросы.

Существует достаточно большое количество факторов риска, к основополагающим из которых относят:

  • Отягощённый семейный анамнез;
  • Пожилой и старческий возраст;
  • Заболевания сосудов в том числе атеросклероз;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматические заболевания сердца;
  • Механические травмы и оперативные вмешательства на головном мозге.

Среди причин афазии первенство занимают сосудистые заболевания головного мозга – дисциркуляторные энцефалопатии, острые нарушения мозгового кровообращения. Кроме этого, к афазии приводят заболевания воспалительного характера (менинго-энцефалит, абсцесс головного мозга), заболевания центральной нервной системы хронического течения – болезнь Пика, болезнь Альцгеймера, онкогенные заболевания доброкачественного и злокачественного характера, черепно-мозговые травмы.

Классификация

В настоящее время существует большое количество разнообразных классификаций афазий. В Российской Федерации чаще всего применяется классификация А.Р. Лурии, которая отражает все клинические типы афазий:

  • Эфферентная моторная афазия, такая форма возникает в случае повреждения нижних отделов коры – центра Брока. Характеризуется распадом грамматических конструкций в предложения и сложностью перестройки с одного слова на другое. Возникают серьёзные нарушения чтения и письма.
  • Афферентаня моторная афазия. Встречается при поражении участка теменной коры или заднего участка. Ключевым нарушением при данной афазии является отсутствие возможности обнаружить необходимую артикуляционную позицию губ, языка и речевых лицевых мышц для правильного произнесения слова.
  • Динамическая афазия – встречается при повреждении префронтальной или окололобной части коры больших полушарий. Проявляется отсутствием возможности адекватного построения внутренней речи и её реализации в слух.
  • Семантическая афазия – в её основе лежит дефект понимания сложных речевых конструкций и одновременного анализа информации.

Специалисты

Афазия – неврологическое заболевание, это означает, что лечением данной патологии занимается специалист – невролог. Афазию лечат либо в многопрофильных муниципальных больницах в неврологических отделениях, либо в специализированных центрах. Одним из самых прогрессивных и крупных неврологических центров является Клинический Институт Мозга. На базе клиники есть поликлиника, дневной и круглосуточный стационары, которые занимаются профилактикой, лечением и реабилитацией пациентов с самой разнообразной неврологической патологией. На базе реабилитационного блока функционирует центр восстановления речи. Именно в этом центре проходят лечение и коррекцию пациенты перенёсшие черепно-мозговые травмы, острое нарушение мозгового кровообращения и страдающие от различных форм афазии.

Помимо невролога обязательно в лечении больных с афазией принимает участие врач реабилитолог, психотерапевт и логопед.

Диагностика

Афазию следует отличать от алалии, при которой речевая функция не сформирована изначально. При афазии утрата речевой функции нарушается уже после её формирования в детском возрасте. Именно по этому данный диагноз можно с уверенностью выставить только у детей достигших трёхлетнего и более старшего возраста. Как правило афазия бывает комбинированной и затрагивает различные формы речевой деятельности, что требует детального изучения симптоматики каждого конкретно взятого больного. Динамическая афазия может быть установлена в результате составления рассказа по какому-либо определённому сюжетному ходу или по серии последовательных картин. Помочь в установлении клинического диагноза также могут пересказывание определённых текстовых отрывков или написание сочинения на конкретную тематику.

Для того чтобы определить причину афазии и точную локализацию зоны повреждения речевого центра специалист обязательно назначает одно из следующих исследований:

  • Томографические исследования – компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • Ультразвуковое доплеровское картирование сосудов головного мозга, головы и шеи;
  • Магнитно-резонансная ангиография;
  • Люмбальная пункция.

Диагностикой и установлением клинического диагноза динамическая афазия занимаются специалисты смежных направлений, а именно: невропатолог, нейрохирург, логопед, психотерапевт.

Лечение

Прежде всего нужно вылечить основное заболевание, которое стало причиной развития афазии. Для коррекции появившихся симптомов применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, активную реабилитацию, коррекцию речи совместно с логопедом, а также нейропсихологическую коррекцию. Восстановительную терапию необходимо начинать как можно раньше, с первых дней или недель после происшествия, как только позволит общее состояние пациента. Это необходимо для профилактики закрепления патологических речевых симптомов, основными из которых являются:

  • Парафазии – речевое расстройство при котором нарушается логическая структура предложения, теряется его смысловая нагрузка;
  • Аграмматизм – затруднённое осознание предложений, в особенности с наличием сложного синтаксиса. Аграмматизм встречается при патологическом очаге с локализацией в Сильвиевой борозде;

В каждом из этапов восстановительной терапии обязательно необходима совместная работа лечащего врача, психолога, логопеда и в особенности близких и родственников пациента. Только постоянный контакт и общение помогут достичь максимальной эффективности лечебно-восстановительных процедур, а также стабилизации общего состояния и настроения пациента. От того, как часто и много будут общаться близкие и родственники с пострадавшим – зависит скорость восстановительных процессов и настрой с желанием пациента.

Медикаментозная терапия

Лечение основного заболевания осуществляется под контролем невролога или нейрохирурга. Медикаментозная терапия включает в себя следующие классы лекарственных препаратов:

  • Антиоксиданты и витамины. Данные лекарственные средства необходимы для поддержания достаточно активной метаболической функции нейроцитов. Антиоксиданты помогают ускорить регенеративные и репаративные процессы на ультраклеточном уровне, стабилизируют мембраны клеток и защищают их от перекисного окисления липидов. Из витаминов особую роль играют витамины группы В, которые обладают выраженным нейропротективным действием. К витаминам группы В относятся: пиридоксин, пиримидин, тиамин, фолиевая кислота, цианокобаламин, рибофлавин. К комплексным препаратам витаминов и антиоксидантов эффективным при динамической афазии относятся: Мексидол, Глицин (Липоевая кислота), Аспирин, Эмоксипин.
  • Ноотропные препараты. Данная группа лекарств улучшает мозговое кровообращение, имеет положительное влияние на обмен веществ в тканях головного мозга. Ноотропы обладают антигипоксическим и транквилизирующим эффектом причём без угнетения деятельности центральной нервной системы, что делает и применение безопасным для повседневного самостоятельного использования. Приём ноотропов не сопровождается сонливостью, вялостью и расслаблением скелетной мускулатуры. Помимо этого препараты оказывают психостимулирующее действие, восстанавливают умственную работоспособность и физическую активность. К этой групп препаратов относятся все производные рацетамов (Пирацетам, Ноотропил), Пикамелон, Церебролизин.
  • Церебропротекторы. Назначаются с целью предотвращения развития осложнений и необратимого повреждения нейроцитов в результате метаболических нарушений или гипоксического шока, влияет на обмен веществ, тем самым улучшая кровоснабжение головного мозга. Основные представители Винпоцетин, Циннаризин, Копламин.
  • Вазоактивные лекарственные средства – улучшают мозговое кровоснабжение. Сюда относится несколько разнообразных групп препаратов: антиагреганты (Клопидогрель, Плавикс), антикоагулянты (Синкумар, Варфарин, Гепарин), блокаторы кальциевых каналов (Нимодипин), метилксантины (Пентокстрентал).
Читайте также:
Нейродинамическая ритмопластика как средство коррекции заикания

Логопедическая коррекция

Выбор программы коррекционной работы прежде всего зависит от объёма поражённой области головного мозга и степени выраженности клинических проявлений динамической афазии. В самом начале реабилитации ведётся восстановительный процесс, который начинается с пассивной работы с пациентом, при этом применяются методы, способствующие растормаживанию речи, профилактирующие развитие дальнейших речевых расстройств. В дальнейшем логопед составляет индивидуальный план, подбирает индивидуальные упражнения для конкретного больного. Длительность логопедической коррекции нарушения связанных с развитием афазии составляют в среднем около двух – трёх лет. В работе используются специальные приёмы по построению предложений, которые позволяют пациенту восстановить развёрнутое высказывание самостоятельно. Также ведётся работа над коррекцией коммуникативной функции и самоконтроля за ней. Только при осознании больным характера своих грамматических ошибок можно создать возможности для его самостоятельного контроля своей речи, ходом повествования, исправление парафазий.

Основной акцент логопедической работы при динамической афазии является устранение дефектов внутреннего планирования и программирования речи, а также стимуляция речевой активности.

Нейропсихическая коррекция

Нейропсихическая коррекция речи при динамической афазии в независимости от формы афазии занимается корректировкой всеми сторонами речи, а именно её пониманием, воспроизведением, письмом и чтением. Цель нейропедагогического восстановления речи при афазии заключается в общем растормаживании речи, снижении количества ошибок, улучшение психической составляющей пациента и его заинтересованности в общении, а также активности в целом. План программы разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей поражения и выраженности патологии. Для этого применяются специфические методики, такие как:

  • «Закончив разум» – пациенту зачитывают стихотворение несколько раз после чего специалист начинает предложение, а пациент его заканчивает;
  • Вербализация собственных действий – пациенту предлагают с помощью рисования, чтения и письма рассказать о ходе своего дня;
  • Ритмико-миологические упражнения – пациент разучивает лёгкие ритмические песни, скороговорки;
  • Приёмы сопряжённого и отражённого повторения;
  • Семантический подбор слов.

Физиотерапевтическое лечение

Физиотерапия назначается в случае черепно-мозговых травм, инсультов и нейрохирургических операций. Основной массе пациентов назначается нейро-миостимуляция, которая позволяет восстановить и усилить тонус и силу мимических мышц лица. Благодаря этому методу осуществляется стимуляция миоцитов за счёт импульсов электрического тока, что позволяет восстановить утраченную двигательную функцию мимических мышц лица.

Также пациентам рекомендуется занятие лечебной физкультурой по индивидуально составленному плану совместно с персональным подходом к каждому. После занятия лечебной физкультурой в теле активируется тканевой обмен, самые разнообразные метаболические процессы и усиливается мозговой кровоток. При этом пациент сам активизируется и улучшается его настроение.

Ещё одним значимым средством физиотерапевтического лечения является лечебный массаж. Массаж обладает тонизирующим, расслабляющим, спазмолитическим эффектом, активирует возбудимость нервной системы, увеличивает мышечную работоспособность.

Профилактика и прогноз для пациентов

Восстановление речи пострадавшего зависит от целого комплекса факторов, главенствующую роль из которых играют:

  • Локализация и объём поражённой мозговой ткани;
  • Уровень расстройства речи;
  • Время от начала реабилитации после травмы или сосудистого поражения;
  • Возраст пострадавшего и его общее состояние.

Самые лучшие результаты ожидаемо наблюдаются у лиц более молодого возраста, однако, не стоит унывать, так как реактивность компенсаторно-восстановительных резервов у каждого человека развита по-разному и при интенсивной реабилитации её можно значительно активизировать.

Профилактика главным образом заключается в предупреждении возникновения повторных или рецидивирующих эпизодов заболевания, провоцирующего развитие афазии. С этой целью необходимо своевременно и регулярно проходить диагностическое обследование и проводить коррекцию даже незначительных отклонений от нормы. Пациенты уже столкнувшиеся с клинически выраженными формами афазии и прошедшие реабилитацию всё равно периодически должны наблюдаться у неврологов или нейрохирургов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: