Тесты логопеда – Готов ли Ваш ребенок к чтению?

Готов ли ребенок учиться читать? Тест и игры со звуками

Обучение чтению: что для этого нужно уметь дошкольнику

Кэти Хирш-Пасек профессор психологии, специалист по раннему развитию

Дайана Айер американский детский психолог

Роберта Голинкофф профессор психологии, специалист по развитию детей

  • «Ты имеешь в виду, что слова сделаны из звуков?»
  • Тест на звуки и слоги
  • Как научиться различать звуки? Играть!
  • Внимание: чтение!

Большинство родителей считает, что научить ребенка читать необходимо не позже, чем к первому классу. Однако к дошкольникам нельзя применять те же методы, что и к 7-летним детям. В прошлый раз мы выяснили, что до изучения букв стоит озаботиться словарным запасом ребенка и тем, умеет ли он рассказывать истории. Сегодня — о том, как продвигаться в обучении чтению дальше.

«Ты имеешь в виду, что слова сделаны из звуков?»

Мы уже установили два аспекта языка, которые образуют основу для развития грамотности, а потом и чтения: это словарный запас и мастерство рассказчика. Третий компонент называется фонологическим осознанием. Мы пользуемся фонологическим осознанием, когда можем выделить звук «б» в слове «болт» или звук «л» в слове «полено». На самом деле для маленьких детей это очень сложная задача.

Как вообще ребенок приходит к пониманию того факта, что слово «кот» составлено из 3 различных звуков? Откуда нам знать, развилось ли уже у ребенка фонологическое осознание?

Некоторые исследователи предлагают маленьким детям манипулировать со словом или анализировать его звуки. Например, ребенка можно попросить: «Скажи «топ». А теперь снова произнеси это слово, только без звука «т». Или: «Скажи „ключ“. А теперь произнеси это слово снова, но убери звук „ч“, а вместо него вставь звук „в“. Что получится?».

Тест на звуки и слоги

Один из самых блестящих подходов был разработан доктором Изабель Либерман. В ходе экспериментов четырехлетним детям вручали палочку, а потом просили стукнуть ею по столу столько раз, сколько звуков они услышат в заданном слове. Затем каждому ребенку читали вслух (по одному) 42 односложных слова, каждое из которых состояло из 1–3 звуков (фонем).

Далее доктор Либерман тестировала другую группу четырехлетних детей, прося каждого выполнить то же задание, только уже со слогами. На этот раз детям зачитывался список из 42 слов, состоявших из 1–3 слогов. Например, доктор Либерман могла попросить ребенка: «Сколько частей ты слышишь в слове „ракета“?».

Каковы же были результаты? Четырехлетние дети, проходившие тест на фонемы, не ответили правильно ни на один вопрос. Зато примерно половина четырехлетних справилась с задачей на слоги. Этот факт ведет к двум выводам. Во-первых, это означает, что дошкольники умеют играть в эту игру, когда единица анализа (слог) достаточно велика, чтобы они могли ее заметить. Во-вторых, это показывает, что дошкольники недостаточно чувствительны к индивидуальным звукам (фонемам), из которых состоят слова.

Затем доктор Либерман давала задание на фонемы более старшим детям, которые уже учились читать. Она обнаружила, что дети, лучшие в классе по чтению, поголовно справились с тестом на фонемы. А из тех детей, кто провалил тест на фонемы, половина принадлежала к наиболее слабой в навыках чтения части класса.

Как научиться различать звуки? Играть!

На сегодняшний день очень многие другие исследования подтвердили эти открытия. Теперь уже ясно, что недостаток фонологического осознания — одна из ведущих причин проблем с чтением. Мы также знаем, что дети, обладающие таким осознанием, лучше читают. И мы знаем, как помочь детям обрести фонологическое осознание. В основном — путем детской игры!

Играйте с речью, распевая песенки или читая детские стишки, обязательно рифмованные. Простые песенки и стишки типа «Над лампой мошки, под лампой кошки» помогают детям осознать, что начальные звуки в словах могут заменяться другими. Заменяйте начальные буквы, создавая новые имена из прежних, например: «Ваня — Саня — Даня — Маня». Подобных игр с превращениями слов можно придумать множество.

Очень удобно играть со словами в транспорте или во время поездки в машине. Обращайте внимание на предметы, названия которых начинаются с различных звуков: «Можешь найти что-нибудь, что начинается со звука „ч“? Ой, я кое-что вижу. Это человек!». (Такого рода игры могут даже снизить частоту детских вечных вопросов: «А мы скоро приедем?».)

Еще один вариант: проговорите знакомое ребенку слово и попросите его произнести одну из его частей без другой: «Ты знаешь слово „балкон“. А что будет, если убрать „кон“?»

Внимание: чтение!

Как устная речь составлена из звуков, которые сами по себе бессмысленны, так и письменная речь состоит из «закорючек» на странице, которые сами по себе бессмысленны. Только когда ребенок взламывает этот код и обнаруживает, что «закорючки» имеют определенное значение, он может научиться читать.

Представьте, что вы берете в руки книгу, написанную на языке, с которым вы незнакомы, например по-гречески или по-китайски. Что вам потребуется для того, чтобы научиться читать эти непонятные значки?

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика, упражнения для звука (Р)

Прежде всего вам понадобится умение отделять буквы друг от друга. Если вы не можете отделить один знак от следующего, как тогда вы прочтете слова? Далее необходимо узнать, какому звуку соответствует каждая буква или группа букв. Ведь чтение — это, в сущности, перевод печатного текста в устную речь, даже если этот перевод происходит молча и только «в голове».

Еще вам нужно знать, как объединять буквы и обозначаемые ими звуки в слова, сливая их вместе. Хотя нам, взрослым, это дается без усилий при условии, что текст написан на нашем родном языке, — не так-то легко будет это сделать, к примеру, с греческим текстом; а ведь именно этому приходится учиться нашим детям.

У этой головоломки есть еще один фрагмент. Еще до того, как вы начнете идентифицировать буквы или значки, необходимо знать, в каком направлении движется незнакомый текст. Может быть, так же, как в английском, — слева направо. А может быть, его следует читать сверху вниз (как китайские иероглифы) или справа налево (как иврит).

И наконец, необходимо знать, в каком направлении переворачивать страницы книги. Англичане читают книгу с начала к концу, верно? Так вот, то, что для нас — начало, для других языковых групп — конец! На иврите читатель начинает с того места, которое по-нашему является концом книги.

Удивительно — и как мы только сумели сложить вместе все фрагменты этой головоломки таким образом, что к концу первого класса школы могли читать маленькие книжки совершенно самостоятельно?!

Как определить готовность к школе?

Перед школой осталось совсем немного времени и Вы волнуетесь – удачно ли пройдет собеседование в 1 класс. Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению? Справится ли Ваше чадо с теми вопросами и заданиями, которые могут предложить на школьной комиссии, успешно ли пройдет тестирование на готовность к школе? По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить готовность к школе вашего ребенка? Эти вопросы волнуют всех родителей дошкольников.

Требования к подготовке будущего первоклассника стали выше — по сравнению с временем, когда учились их родители или бабушки и дедушки. Как логопед-дефектолог, я понимаю, что усложнение программы для первоклассников и требования к ним являются завышенными и не обоснованными. Но увы — такова реалии нашей жизни и нам нужно быть к ним готовыми.

Давайте рассмотрим все направления, которые охватывает тестирование перед школой.

Рассмотрим навыки, необходимые для успешного обучения к школе, по которым определяется готовность к школе.

1. Звукопроизношение

К моменту поступления в 1 класс у ребенка не должно быть дефектов звукопроизношения.

Довольно часто родители не могут самостоятельно правильно определить состояние звукопроизношения ребенка. Поэтому нужно показать дошкольника логопеду, который проведет обследование и, в случае нарушений произношения, займется его коррекцией. Только логопед сможет определить готовность ребенка к школе по части звукопроизносительной стороны речи.

Еще один важный аспект – хорошая дифференциация (различение) поставленного звука речи и тех звуков, на которые раньше ребенок заменял этот звук. Если ребенок, например, заменял звук [Р] на звук [Й] и говорил «ядуга» вместо «радуга» и иногда (пусть даже совсем редко), продолжает путать эти звуки, такое произношение может отразиться на письме. Тогда в школе это может привести к акустико-артикуляторной дисграфии и дислексии.

Над различением звуков можно работать и дома, но важно точно определить те пары звуков, которые ребенок путает и подобрать эффективные упражнения.

2. Звуковой анализ и синтез

Навыки звукового анализа и синтеза очень важны при обучении грамоте и должны быть хорошо сформированы у будущего первоклассника.

Особенно сильно этот навык влияет на обучение письму и чтению в начальных классах. Если ребенок путает такие понятия, как «звук» и «буква», «буква» и «слог», «слог» и «слово», «гласный» и «согласный» звуки, «твердый» и «мягкий» согласный, «звонкий» и «глухой» согласный, не может определить положение звука в слове, это удручающе скажется на обучении в школе. Такой ребенок будет путаться в написании букв, отставать от сверстников, не говоря уже о переживаниях первоклассника по поводу собственных неудач. Плохое состояние звукового анализа и синтеза бывает причиной возникновения дисграфии и дислексии.

Перед школой нужно проводить с ребенком игры и упражнения на развитие звукового анализа и синтеза.

3. Чтение

Желательно, чтобы перед школой ребенок умел читать по слогам.

Чтение должно быть на первых этапах послоговым. А затем, по мере усвоения (как правило уже во время обучения в 1 классе) чтение становится беглым (целыми словами). Часто бывает, что родители учат ребенка читать перед школой и будущий первоклассник приходит в школу с навыками пословного чтения. Однако следует избегать ошибок, связанных с побуквенным чтением. Начинать читать надо сразу со слогов, и ни в коем случае не учить ребенка сначала произносить буквы отдельно, а затем повторять состоящий из них слог или слово. К сожалению, я наблюдаю результаты таких ошибок в своей логопедической практике. В таких случая ребенок читает сначала буквы по отдельности, затем соединяет их в слоги: «К», «О»- «КО», «З», «А» — «ЗА», «КОЗА». Этого допускать нельзя, нужно уже на этапе знакомства с буквами тренировать ребенка в слитном чтении простых слогов с изучаемыми буквами.

Читайте также:
Развитие речи детей в игре, в повседневном общении

На первых порах пусть ребенок читает «орфографично», произнося все буквы так, как они пишутся («сОбака», «что», «дОрога»). И только когда чтение станет беглым, можно переходить к орфоэпичному чтению, когда мы читаем так, как говорим в обыденной жизни, а не как написано.

Еще важно обратить внимание на понимание прочитанного. Не читает ли малыш формально, понимает ли он смысл? Однажды мой ученик на вопрос, что означает предложение «Дети завесили стол одеялом и устроили домик» ответил: «Дети залезли под стол и ЗАВЕСЕЛИЛИСЬ. Им весело было». Такое ошибочное понимание прочитанного приведет в школе к ошибкам в выполнении многих заданий, таких как устные и письменные ответы на вопросы, изложения и т.п. Попросите ребенка пересказать предложение или текст. Задайте несколько вопросов по прочитанным предложениям.

И помните, что чрезмерно высокие требования к скорости чтения вредны для ребенка. Если он не готов быстро читать, то перейдет на чтение по догадке, в спешке перестанет дочитывать слово до конца. И получится не «Кошка спряталась за дерево», «Кошка СПРЯТАЛА за дерево», не «Дети играли и заснули в шкафу», а «Дети играли и ЗАСУНУЛИ в шкаф».

4. Письмо

Желательно, чтобы до школы ребенок знал написание печатных многих (или всех) букв, умел писать печатными буквами простые слова.

Когда ребенок усвоил послоговое чтение, знает написание некоторого количества букв, можно сразу же тренировать его в написании простых слов, например: «мама, папа, кот, коза, руки» и т.п. Не нужно акцентировать внимание на том, что ребенок неправильно пишет словарные слова («алея» вместо «аллея»). Однако будущий школьник не должен писать «дЭд мороз» вместо «дед мороз», «мальина» или «малына» вместо «малина», «лэампа» вместо «лампа». Подобные ошибки свидетельствуют о нарушениях звуко-буквенного анализа и синтеза на этапах обучения чтению и письму и в школе могут проявиться в виде дисграфии.
Важно также обратить внимание на то, не переворачивает ли дошкольник буквы, не пишет ли он их «зеркально» (в другую сторону) или не путает ли написание схожих букв, заменяя, например, букву «Ш» на букву «Щ» или букву «В» на букву «Б». В период знакомства с буквами малыш имеет право не сразу запомнить правильное положение буквы, будет путать направление написания буквы, писать некоторые буквы зеркально — в начале обучения это нормально! Но если после нескольких месяцев обучения написанию печатных букв такие ошибки остаются и ребенок упорно пишет буквы «зеркально» — это значит, что у ребенка страдает оптическое восприятие образа буквы. Тогда существует риск, что в школе он будет путаться в написании букв, особенно это будет проявляться при быстром письме в классе, и может вылиться в оптическую дисграфию. Лучше отработать навыки правильно написания печатных букв до школы. Для этого нужно делать специальные упражнения по предотвращению дисграфии.

5. Мелкая моторика

К первому классу у ребенка должна быть хорошо сформирована мелкая моторика ведущей руки.

Если ребенок пишет неровно, рука дрожит, он делает много ошибок, быстро устаёт при письме, плохо проводит заданные линии, криво выполняет обводки и штриховки, ему сложно будет осваивать письмо прописными буквами в школе.

Значит перед школой необходимо много заниматься тренировкой мелкой моторики ведущей руки.

6. Развитие речи

Ребенок перед школой должен успешно усвоить лексико-грамматический строй речи, иметь богатый словарный запас, у него должна быть хорошо развита связная, фразовая речь.

Для проверки этих навыков можно предложить ребенку поиграть в речевые игры, связанные со словообразованием и словоизменением.

Например:

    • «Назови детенышей животных» (ягненок, теленок и т.д.);
    • «Образуй слово» (шкаф из дерева – деревянный, машина из металла – металлическая и т.п.);
    • «Сколько предметов» (пять яблок, три яблока, семь карандашей, два уха и т.д.) «Чьи уши» (кошачьи, волчьи и т.д.);
    • «Подбери слова, противоположные по смыслу» (низкий – высокий, толстый – тонкий, широкий – узкий и т.д.)

Перед школой ребенок должен:

  • употреблять сложные предложения;
  • уметь составлять рассказ по картинке или серии сюжетных картинок.

Да и общая осведомленность об окружающем мире должна быть высокой. Дошкольник должен знать:

  • где он живет, в какой стране, собственный адрес;
  • как зовут родителей и кем они работают;
  • иметь представления о времени, определять время по часам;
  • знать названия времен года, месяцы, дни недели и т.д.

Проводите побольше речевых игры для развития связной речи, лексики и грамматического строя речи, это поможет ребенку лучше подготовиться к школе.

7. Память, внимание, восприятие

Состояние памяти, внимания и восприятия ребенка существенно влияют на определение готовности к школе.

Перед школой дошкольник должен:

  • запоминать 6-8 слов или картинок (зрительно или на слух, сравнивать изображения;
  • находить отличия или одинаковые изображения;
  • уметь быстро и без ошибок зачеркивать или обводить заданные предметы или буквы (выполнять корректурные пробы);
Читайте также:
Логопедические игры для малышей

Ели эти задания окажутся трудными в выполнении, обязательно надо упражнять в них дошкольника, выполняя задания на развитие внимания, восприятия и памяти.

8. Логическое мышление, математика

Будущий школьник должен уметь решать логические задачи и примеры на сложение и вычитание по математике (в пределах 10).

    • хорошо знать состав чисел в пределах первого десятка;
    • уметь сравнивать количество;
    • решать примеры на сложение и вычитание и решать задачи на эти действия;
    • знать геометрические фигуры
    • хорошо ориентироваться на листе бумаги в клеточку, выполняя рисунок по клеточкам (ориентируясь в таких понятиях, как «2 клеточки влево», «1 клеточка вправо», «3 вверх» и т.д.);
    • решать логические задачи (например «раскрась мячики: красный мячик находится слева от синего, но справа от зеленого, а желтый слева от зеленого»);
    • выявлять закономерности, отличительные признаки, обобщать классификации (например «объясни, какой предмет лишний и почему»).

9. Усидчивость, высокая мотивация к обучению

На показатели готовности к школе существенно влияют: высокая мотивация к обучению, а также хорошая концентрация на процессе обучения и самоконтроль, а проще говоря – усидчивость.

Если ребенок плохо концентрируется на учебной деятельности, быстро отвлекается и соскальзывает с занятий на игровую деятельность, допускает много ошибок из-за низкой концентрации внимания, то говорить о поступлении в школу – преждевременно.

Сперва надо развить эти качества у дошкольника! Как правило, такие детки не испытывают желания идти в школу, они не понимают, зачем нужно учиться. И это также говорит о незрелости функций, определяющих готовность ребенка к школе.

Насильно невозможно заставить ребенка проявлять интерес к учебе! Вы потратите его и свои нервы, но не добьетесь желаемого. Лучше побольше играть с ребенком в речевые игры и логические игры, повышая интерес к занятиям и дать время малышу повзрослеть, через год эти процессы будут функционировать лучше, а значит – обучение в школе будет успешным и будет доставлять удовольствие.

Родителям будущих школьников нужно понимать, что (к моему большому сожалению) требования к поступающим в первый класс современной школы усложнились, поскольку усложнились программы обучения начальной школы. 20-30 лет назад школьная программа в первом классе была проще, что ничуть не мешало детям успешно учиться! Однако наши времена диктуют свои условия. Темп прохождения школьной программы высок, а у учителя порой нет времени, чтобы уделить дополнительное время ребенку, не успевающему за другими первоклашками. Поэтому чем лучше ребенок будет подготовлен к школьной программе, тем легче пройдет адаптация и обучение в первом классе. Надеюсь, эта статья поможет Вам лучше подготовить малыша к первому классу!

Желаю успехов в занятиях с ребенком и позитивного настроя всем родителям, чьи детки скоро пойдут в 1-й класс!

Наталья Игоревна Кулакова

Логопед-дефектолог

Как научить ребенка читать? Определяем готовность детей

Зачастую вопрос об обучении чтению перед родителями встает непосредственно перед поступлением ребенка в школу. Как научить читать ребенка в 6 лет? С чего начать, какую методику чтения лучше использовать? В растерянности родители мечутся, а результат не всегда удовлетворяет. Разбираемся вместе.

Раньше проблем с обучением детей чтению не возникало – была одна большая синяя книга («Букварь»), по которой миллионы детей разного возраста начинали осваивать грамоту. Теперь же все по-другому – огромное количество методик, бессметное число обучающей литературы, кубики Зайцева, карточки Домана, методика Тюленева, шершавые буквы Монтессори…

Чем раньше вы научите ребенка читать, тем раньше он научится ориентироваться в огромных потоках информации, выбирать из нее нужную, получать образование грамотно. Многие учителя начальной школы рекомендуют учить ребенка читать до школы, в 5 — 6 лет, мотивируя это тем, что ребенку будет легче в сложный адаптационный период, он быстрее освоит программу 1 класса и в дальнейшем будет успешным учеником.

Когда начинать обучение чтению?

Как же правильно? Как научить ребенка читать в 3 года? Можно ли научить детей 4 лет читать по слогам? Есть ли разница, какими способами и методами учить детей читать в 5 и в 6 лет?

Павел Тюленев считал, что учиться читать ребенок должен раньше, чем учиться ходить.

Глен Доман соглашается с ним в некоторых аспектах, утверждая, что обучение годовалого ребенка намного легче, чем ребенка 6 лет, а полугодовалого – легче, чем ребенка одного года.

Зайцев построил свою методику также на раннем обучении. Там, где работают по его кубикам, нет места удивлению при виде 2- или 3-летнего читающего ребенка.

Сегодня раннее обучение чтению достаточно популярное явление. И уже есть первые тревожные «звоночки».

Психологи обнаружили, что дети, которые начали читать в раннем возрасте, имеют определенные проблемы в области социального развития. Это отрицательно сказывается на их роли в коллективе в детском саду.

Можно соглашаться или нет с мнением специалистов, но вопрос раннего обучения действительно спорный. И дело тут вовсе не в том, что интеллект таких детей превышает по уровню развития своих сверстников.

Читайте также:
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи

В то время, когда у ребенка должны были естественно развиваться навыки социализации, его мозг усиленно работал над изучением чтения или навыков письма. Отмечают негативные тенденции и логопеды – они обнаружили, что чтение у таких детей исключительно поверхностное. Дети не понимают смысла прочитанных слов, а лишь правильно воспроизводят буквы, складывая их в слова. Само собой, здесь не идет речь о тех случаях, когда дети сами хотели научиться читать, то и дело приставая к родителям с расспросами о значении той или иной буквы. Здесь у ребенка сформировалась собственная мотивация, которая совершенно не мешает их параллельному развитию в процессе приобретения прочих важных навыков.

Теперь родители растеряны еще больше: с одной стороны, они понимают возможные негативные последствия раннего обучения, с другой – в их головах прочно засел ложный стереотип о том, что после трех учить ребенка чтению уже поздно.

Готов ли ребенок к обучению чтению?

Возраст не главное, куда важнее ГОТОВНОСТЬ. Определить, готов ли ваш ребенок к тому, чтобы заняться с ним обучением чтению, вы можете по простым признакам.

Перед тем, как научить ребенка читать, выясните, справляется ли он со всеми перечисленными пунктами свободно.

  • Малыш умеет составлять предложения. Если ребенок не умеет разговаривать оконченными предложениями (или разговаривать вообще), это может быть для него крайне опасно. Следствием этого может стать задержка речевого развития, так как вместо обучения живому общению дети были заняты чтением и письмом.
  • У малыша хорошо развит фонематический слух. Для ребенка не должно быть проблемой слышать в слове отдельные звуки, из которых оно состоит. Например, ему не будет сложно назвать слово, начинающееся с буквы М и оканчивающееся на букву А. Также он должен видеть общие звуки в разных словах (например, лето, сито, каток).
  • У малыша не должно быть логопедических проблем серьезного характера. Если малыш не в состоянии выговорить половину букв алфавита, это будет не только мешать обучению чтению, но и затормозит развитие его фонематического слуха.
  • Малыш должен обладать хорошей пространственной ориентацией. У него не должно возникать проблем в определении, где право и лево. Иначе ребенок может начинать читать не с первой буквы, а с той, которая ему больше нравится, путать верх с низом, читать слева направо.

Четких возрастных границ не существует, однако специалисты утверждают, что в большинстве случаев всеми этими качествами дети начинают обладать к пяти годам.

Психологические факторы: периоды развития ребенка

Если не знаете, как научить ребенка читать, обратите внимание на советы психологов, которые помогают определить оптимальный возраст. Так, Жан Пиаже, известный швейцарский психолог, выделял 3 периода в психологическом развитии детей:

1. Сенсорно-моторный период (с рождения до 2 лет). На этом этапе у малыша развиваются тактическая чувствительность и физические ощущения.
2. Образный период (с 2 до 7 лет). На этом этапе происходит формирование самооценки ребенка, большую роль для него играет освоение языка и символическая игра.
3. Логический период (с 7 до 11 лет). Ребенок учится строить логические умозаключения, сопоставляет факты.

Согласно этой классификации обучение лучше всего начинать в последнем периоде, так как начинать обучение чтению совершенно нельзя, если малыш еще не окончил стадию символической игры.

Не спешите с началом обучения чтению! Возможно, прочитав эту статью, вы решите повременить с обучением и подождете более благоприятного периода (с точки зрения физиологии и психологических особенностей возраста). Будьте терпеливы и просто любите своего ребенка. Дайте ему шанс ощутить все прелести детства!

Если вы поняли, что ваш ребенок полностью готов к обучению, рекомендуем почитать о методиках и специальных упражнениях, направленных на улучшение техники и скорости чтения:

Уважаемые читатели! Расскажите в комментариях, в каком возрасте ваш ребенок научился читать? Вы занимались обучением чтению самостоятельно или в центре развития/садике/школе? Есть ли у вас примеры из личного жизненного опыта о том, как влияет раннее обучение детей чтению на их успехи в школе?

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Готовимся к школе

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Готов ли ваш ребёнок к школе? Консультация и тесты для родителей.

Тумченок Е.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ №66 “Забавушка” г.Нижневартовска.

Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты.

Читайте также:
Как воспитать у детей интерес к чтению

Ведь обучение может быть успешным, только если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней.

При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно.

При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластика

Тест для родителей. Готов ли ваш ребёнок к школе?

Тест ниже поможет родителям ответить на вопросы: Как определить готовность ребенка к школе? А также чему учить ребёнка до школы?

1. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

Да Нет

13. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?

2. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

Да Нет

14. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах десяти?

Да Нет

3. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?

Да Нет

15. Хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

Да Нет

4. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое “взрослое” положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

Да Нет

16. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал прямоугольник)?

Да Нет

5. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?

Да Нет

17. Ваш ребенок умеет побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

Да Нет

6. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

Да Нет

18. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?

Да Нет

7. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы (определять количество)?

Да Нет

19. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?

Да Нет

8. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

Да Нет

20. Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

Да Нет

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

Да Нет

21. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

Да Нет

10. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом “обувь” слова “сапоги”, “туфли”, “ботинки”)?

Да Нет

22. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?

Да Нет

11. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец “дерево — ветки”, к слову “книга” необходимо назвать слово “страницы”)?

Да Нет

23. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, “жарко” — “холодно”)?

12. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?

Да Нет

24. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?

Тест для родителей Готов ли ваш ребенок к чтению?

Многие родители считают, что чем быстрее ребенок научится читать, тем успешнее он будет учиться в школе. Так ли это?

Во-первых, способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествует развитие ряда других способностей.

Во-вторых, учить читать необходимо без принуждения.

Во-третьих, читать малыш должен осознанно.

Именно этот тест может оценить готовность Вашего ребенка к осознанному чтению.

1. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?

10. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?

Читайте также:
Консультация логопеда для родителей: На что обратить внимание до школы?

2. Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно?

11. В разговоре он оперирует развернутыми предложениями?

3. У Вашего малыша нет логопедических проблем?

12. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?

4. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?

13. Пытается ли Ваш ребенок “писать” собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?

5. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?

14. Способен ли их пересказать?

6. Ваш малыш знает много стихов и песен?

15. Он аккуратно хранит свои любимые книги?

7. Он понимает смысл большинства сложных слов?

16. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?

8. Чтение для него приносит удовольствие?

17. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

9. Любит ли Ваш малыш слушать сказки и рассказы?

18. Ваш малыш с радостью учится читать?

20. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

19. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?

Тест для родителей Готов ли ваш ребенок к письму?

Как научить ребенка красиво и правильно писать?

Это непростая задача.

Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной.

Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.

1. Ваш ребенок, играя в школу, копирует:

  • со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво;
  • буквы и предметы соответственно предложенному образцу, соблюдая размеры и форму;
  • изображая с небольшими неточностями.

2. Вы считаете, что Ваш ребенок:

  • невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
  • расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам;
  • рассеян, но старается быть аккуратным.

3. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?

  • никогда, очень редко;
  • иногда;
  • часто, почти всегда.

4. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?

  • с неохотой, но приступив, увлечется;
  • с огромным удовольствием;
  • с заявлением: “у меня не получится” и категорично отказывается.

5. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?

  • никак не может запомнить;
  • от случая к случаю;
  • всегда.

6. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:

  • у него неплохо получается;
  • его ловкости можно позавидовать;
  • постоянно путается, совершенно неуклюж;

7. Рисунки Вашего ребенка отличаются

  • наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностъю;
  • оригинальностью, некоторой размашистостью;
  • аккуратностью и четкостью линий.

8. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:

  • примитивные и очень неаккуратные поделки;
  • самые элементарные вещи с помощью взрослых;
  • замечательные поделки.

9. Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили:

  • куклу, машинку;
  • мозаику или конструктор;
  • книгу для раскрашивания.

10. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:

  • держит её непривычным образом, но рисует уверенно;
  • его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
  • держит ее, как взрослый.

1.Васильева, Н.Н., Новоторцева, Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1996.

2. Колесникова, Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? – Ювента, 2001.

3.Круглова, Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – Спб.: Питер, 2004.

4.Лифиц Е.А., Лифиц И.В. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развитие. – М.: Айрис-Пресс, 2010.

5.Фопель К. Привет, ручки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М.: Генезис, 2005.

6.Хухлаева, О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2007.

Каталог статей

Когда специалисты говорят о “готовности к школе”, то имеют в виду не только умение ребенка читать, а определенный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты.

Обучение может быть успешным, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляции деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников, занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера, а также уметь общаться со взрослым собеседником.

И, самое главное, ребенок сам должен хотеть идти в школу.

При внутренней мотивации дошкольник хочет много узнать в школе, ожидает, что там будет интересно.

При внешней мотивации малыш хочет в школу потому, что мы купим ему к школе новый портфель и пенал с разноцветными карандашами, ручками и ластика.

Тест для родителей. Готов ли ваш ребёнок к школе?

Тест поможет ответить на вопросы: Как определить готовность ребенка к школе? Чему учить ребёнка до школы?

1. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

13. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?

2. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

14. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах десяти?

3. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?

15. Хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

4. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое “взрослое” положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

16. Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)?

5. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?

17. Ваш ребенок умеет побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

6. Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

18. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?

7. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы (определять количество)?

19. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?

8. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

20. Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

21. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

10. Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом “обувь” слова “сапоги”, “туфли”, “ботинки”)?

22. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?

11. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец “дерево — ветки”, к слову “книга” необходимо назвать слово “страницы”)?

23. Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, “жарко” — “холодно”)?

12. Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать ему, что нужно их убрать?

24. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?

Тест для родителей Готов ли ваш ребенок к чтению?

Многие родители считают, что чем быстрее ребенок научится читать, тем успешнее он будет учиться в школе. Так ли это?

Во-первых, способность к чтению не возникает на пустом месте, ей предшествует развитие ряда других способностей.

Во-вторых, учить читать необходимо без принуждения.

В-третьих, читать малыш должен осознанно.

Эти вопросы помогут оценить готовность Вашего ребенка к осознанному чтению.

1. Вашего ребенка больше интересует содержание сказки, чем картинки в книге?

10. Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?

2. Овладев буквами и словами он пытается читать самостоятельно?

11. В разговоре он оперирует развернутыми предложениями?

3. У Вашего малыша нет логопедических проблем?

12. Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)?

4. Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал?

13. Пытается ли Ваш ребенок “писать” собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?

5. Внимателен ли Ваш ребенок во время Вашего чтения ему?

14. Способен ли их пересказать?

6. Ваш малыш знает много стихов и песен?

15. Он аккуратно хранит свои любимые книги?

7. Он понимает смысл большинства сложных слов?

16. Возникает ли у ребенка желание рассматривать книги самостоятельно?

8. Чтение для него приносит удовольствие?

17. Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

9. Любит ли Ваш малыш слушать сказки и рассказы?

18. Ваш малыш с радостью учится читать?

20. Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

19. Ваш малыш хорошо различает похожие звуки?

Тест для родителей Готов ли ваш ребенок к письму?

Как научить ребенка красиво и правильно писать?

Это непростая задача.

Задолго до школы родители должны заняться развитием и тренировкой детской руки, сделать ее ловкой и уверенной.

Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности ребенка овладевать навыками письма.

1. Ваш ребенок, играя в школу, копирует:

  • со множеством ошибок либо совершенно неразборчиво;
  • буквы и предметы соответственно предложенному образцу, соблюдая размеры и форму;
  • изображая с небольшими неточностями.

2. Вы считаете, что Ваш ребенок:

  • невнимательный и нетерпеливый, постоянно сбивается, нарушает правила;
  • расторопный и внимательный, умеющий работать по правилам;
  • рассеян, но старается быть аккуратным.

3. При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?

  • никогда, очень редко;
  • иногда;
  • часто, почти всегда.

4. Как Ваш малыш относится к предложению порисовать?

  • с неохотой, но приступив, увлечется;
  • с огромным удовольствием;
  • с заявлением: “у меня не получится” и категорично отказывается.

5. Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?

  • никак не может запомнить;
  • от случая к случаю;
  • всегда.

6. В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:

  • у него неплохо получается;
  • его ловкости можно позавидовать;
  • постоянно путается, совершенно неуклюж;

7. Рисунки Вашего ребенка отличаются

  • наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностью;
  • оригинальностью, некоторой размашистостью;
  • аккуратностью и четкостью линий.

8. Работая с ножницами и бумагой, Ваш ребенок делает:

  • примитивные и очень неаккуратные поделки;
  • самые элементарные вещи с помощью взрослых;
  • замечательные поделки.

9. Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы Вы купили:

  • куклу, машинку;
  • мозаику или конструктор;
  • книгу для раскрашивания.

10. При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:

  • держит её непривычным образом, но рисует уверенно;
  • его кисть напряжена либо дрожит, ручка постоянно выскальзывает;
  • держит ее, как взрослый.

Логопедические игры на кухне. Мастер-класс для родителей.

Людмила Атаманова
Логопедические игры на кухне. Мастер-класс для родителей.

Под логопедическими играми имеются в виду самые разнообразные задания и упражнения, которые способствуют развитию речевых навыков. И где же, как не на кухне, заниматься развитием речи, ведь именно здесь мы проводим значительную часть времени. Предлагаю использовать его для общения с ребенком. Да и различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.

Все игрыя разделила на группы: игры на развитие мелкой моторики, игры на развитие звукового восприятия, игры на обогащение словарного запаса, игры на развитие грамматического строя речи. (4 карточки с наименованиями групп)

Игры на развитие мелкой моторики

Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами.

• Крупу можно перебирать,

• просеивать через сито,

• пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так,

• рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке,

• делать аппликации крупой на пластилине или клее,

• искать спрятанные в крупе мелкие игрушки,

• проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т. д.

Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков.

Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики.

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, она будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы. Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть.

Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите на терке сырую морковку, прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т. д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.

Ребенку, который уже умеет говорить, предложите поучаствовать в составлении меню. Например, в понедельник будем готовить пирожки, печень и картофельное пюре, во вторник — ватрушки или вареники, вермишель; в среду – сырники, спагетти и т. д., четверг -, пятница – пудинг, суббота – суп, селёдку под шубой, в воскресенье – винегрет,

Заодно и дни недели выучите.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп). Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить,предложите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?

Много есть игр на обогащение словарного запаса.

Поучите малыша составлять из двух слов одно (кофе мелет – кофемолка, мясо рубит – мясорубка, сок выжимает – соковыжималка).

«Давай искать на кухне слова». Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста)

Из винегрета? Из холодильника? Плиты? Кухонного шкафа?

«Угощаю». Малыш называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова. Например, называйте только «сладкие»слова: мед, конфета, арбуз…

«Закрой глаза – открой рот». Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий, вкусный, а затем он называет, что это было (лимон).

«Подбери слова». Мама просит малыша назвать «только посуду», «только овощи», «только фрукты», «только мебель».Можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты».

«Для чего это нужно?». Спросите у ребенка или объясните и покажите ему, зачем нужен половник, дуршлаг, терка, солонка…

Подборка игр на развитие грамматического строя.

А еще поиграйте так. Ну-ка, кто больше вспомнит слов, подходящих к слову апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли, сладкий, большой, тяжелый, экзотический…А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая… Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся апельсинчик, булочка, хлебушек…

«Варим варенье» – предложите варианты, например, из яблок варенье яблочное, а из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из вишни – вишнёвое и т. д.и наоборот: черничное варенье из чего?

«Приготовим сок». Из яблок сок (яблочный, из моркови (морковный) и т. п. Справились?А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина…

Запеканка (Какая)

«Упрямые слова». Расскажите малышу, что на кухне есть «упрямые» слова,которые никогда не изменяются: кофе, какао. Попросите его придумать с ними предложения и следите, чтобы он не изменял эти слова.

Разбирая сумку с покупками,можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа…

«Где что спряталось?». Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся»предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – на полке, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?

Надеюсь, вы поняли принцип, как играть в логопедические игры на кухне да и в любом другом месте. Обязательно используйте эти идеи и придумывайте свои варианты логопедических игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – залог успешного и своевременного овладения ребенком этой важнейшей способностью.

Но логопедические игры дома – это не только повод «нейтрализовать» ребенка, пока мама занимается своими важными делами вроде приготовления обеда или мытья посуды. Это еще и замечательная возможность привлечь малыша к реальной помощи по хозяйству и сделать это занятие увлекательным и полезным для ребенка. Как думаете, справится ли Ваш кроха с намазыванием масла на хлеб, сможет ли очистить вареное яйцо к завтраку или сваренные в мундире овощи? Сомневаетесь? А вы попробуйте! Ребенку такие занятия вполне под силу. А сколько удовольствия доставят ему такие «взрослые» задания!

Консультация для родителей «Маленький повар, или Чем занять ребенка на кухне» Чем больше ребенок что-то делает своими руками (пальчиками, тем лучше протекает развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше будет.

Логопедические игры. игра “снеговики”. Учить детей использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. “У большого снеговика зеленое ведро, а у.

Логопедические игры с водой Логопедические игры с водой Развивающий секрет игр с водой: -акватерапия объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие.

Мастер-класс «Чем занять ребенка на кухне» — третья часть педагогической мастерской «Азбука нравственности» Мастер-класс «Чем занять ребенка на кухне»[/b] Обычно, мастер-класс готовили воспитатели, а сегодня его проведут наши родители, они расскажут,.

Мастер–класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами» Мастер – класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных.

Мастер-класс для родителей «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей» Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребёнка в семье.

Мастер-класс для родителей старшей-подготовительной группы «Весёлые игры» Тема – «Весёлые игры» Цель -Познакомить родителей с изготовлением солёного теста для лепки с детьми. -Организовать дома совместный досуг.

Мастер-класс на тему «Опыты и игры-эксперименты с детьми в домашних условиях». Медиаресурс для родителей дошкольников На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная.

Родительский всеобуч «Играют дети-играем вместе!» мастер-класс на тему «Игры с детьми на кухне» Подготовила:воспитатель Шляхина Е. К. Игры с детьми на кухне. Мы часто говорим, что совсем нет времени позаниматься с детьми, вот уж.

Консультация для родителей младшей группы детского сада. Игры “На кухне” с детьми

Уважаемые родители, на кухне так много разных необычных и интересных предметов, правда, играть с ними и даже трогать их чаще всего нельзя. Но зачем ограничивать ребенка, когда вы сами находитесь на кухне? Пока вы готовите обед или ужин, вы можете занять своих детей, используя любую из предложенных игр, которые помогут развить логику, воображение, внимание или мелкую моторику.

1. Золушка
Что развивает: мелкую моторику, усидчивость, наблюдательность.
Что нужно: разные крупы/ бобовые, макароны разной формы
В одной большой емкости смешайте фасоль, горох, нут или макароны разной формы (ракушки, бабочки, спирали, трубочки). Поставьте перед малышом мисочки поменьше и предложите ему все рассортировать.

2. Лепка из теста

Что развивает: мелкую моторику, воображение
Что нужно: тесто
Отличная игра, которая поможет занять ребенка, пока вы готовите. Даже если вы не собираетесь печь пироги, сделать небольшое количество теста специально для малыша не займет у вас много времени. Предложите ребенку вылепить из теста овощи, посуду для кукол, фигурки животных или игрушки.

3. Найди цвет
Что развивает: логику, внимательность
Что нужно: не нужно никаких дополнительных предметов
Выберите какой-нибудь цвет или предложите это сделать малышу, а потом попросите его найти на кухне и назвать все предметы этого цвета. Можно также спрашивать, съедобный этот предмет или нет.
Другие варианты: можно искать предметы не только по цвету, но и по форме, размеру и другим признакам.

4. Что в мешке?

В непрозрачный пакет сложите овощи, фрукты и небольшие мелочи для кухни (чем разнообразнее будет их форма, тем интереснее). Ребенок, не заглядывая в мешок, опускает руку в мешок, выбирает «жертву», ощупывает предмет, не доставая его, и пытается угадать, что это может быть. И так с каждым предметом в мешке.
Другой вариант: в два непрозрачных пакета выложите одинаковые наборы предметов, малыш из одного мешка достает предмет, а в другом на ощупь пытается найти его пару.

5. Загадки
Что развивает: логику, образное мышление
Что нужно: фантазия мамы
Загадывайте малышу загадки про продукты, предметы для кухни, столовые приборы (можно подготовиться заранее и найти их в Интернете). Также можно придумать загадки самостоятельно. Например, «Чем ты можешь есть макароны, но не можешь есть суп?» или «У него желтая шкурка, и он кислый на вкус». А если ребенок не может сразу догадаться, давайте ему подсказки («У этого предмета четыре зубчика» или «Мы можем отрезать от него кружочек и положить его в чай»).

6. Художник

7. Вкусные слова
Что развивает: речь
Что нужно: не нужно никаких особых предметов
Пока обед готовится, можно поиграть в эту простую игру. Вы называете какое-нибудь «вкусное» слово, например, «торт», и «кладете» его на ладошку ребенку. Он должен его «съесть». Затем малыш «угощает» вас. И так по очереди вы «кормите» друг друга вкусными словами, пока не «съедите» все. Также можно поиграть в «кислые», «острые», «сладкие» и другие слова.

8. Что пропало

Что развивает: логику, память
Что нужно: продукты, предметы кухонной утвари
Положите перед ребенком несколько предметов, например, салфетку, печенье и апельсин (минимум три, но постепенно можно увеличивать количество). Пусть малыш внимательно на них посмотрит и назовет каждый из них. Затем попросите его закрыть глаза и уберите один из предметов. Затем пусть ребенок откроет глаза и назовет, что исчезло со стола. Можно усложнить задачу, убрав не один, а несколько предметов и поменяв местами оставшиеся.

9. Помощник повара

Что развивает: воображение
Что нужно: продукты для украшения готового блюда
Часто ребенок хочет помочь маме с приготовлением ужина, но, если он еще слишком мал для чистки картошки или нарезания овощей, можно доверить ему украшение готовых блюд. Приготовьте заранее все, что может пригодиться для этого (зелень, маслины и оливки, орешки и т. д., и позвольте ребенку сделать его красивым. Только попросите его проявить фантазию.

10. Макаронные украшения

Что развивает: мелкую моторику
Что нужно: макароны разной формы с дырочкой внутри, длинная нитка
Дайте малышу прочную нитку и макароны разной формы с дырочкой внутри, пусть он нанизывает их на нитку, чтобы получились красивые бусы или браслет. Если малышу трудно просовывать нитку в макароны, можно привязать, с одной стороны, палочку или спичку.

11. Угадай по запаху

Что развивает: внимание, логику
Что нужно: продукты, которые собираетесь использовать в приготовлении пищи.
При приготовлении пищи давайте ребенку понюхать, как пахнут фрукты, овощи и продукты в сыром и готовом виде, и просите ребенка описать запах (сильный, резкий, неприятный). Также можно предложить ребенку угадать по запахам, витающим на кухне, что готовится.
Другой вариант: можно закрыть ребенку глаза и предложить не только понюхать продукт, но и попробовать его, а потом угадать, что это и описать вкус.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: