Речевые карты для дошкольников с ОНР и школьного логопункта
Речевая карта является документом и представляет собой бланки диагностических заданий, которые заполняет учитель-логопед на каждого ребенка при поступлении в логопедический детский сад или речевую группу массового детского сада). Речевая карта ведется логопедом в течение всего срока пребывания ребенка в компенсирующем саду. В неё вносятся анамнестические данные о ребенке, результаты тестирования логопедом до начала коррекции, промежуточные результаты и после коррекции. Заносятся заключение логопедической комиссии, рекомендации логопеда.
Речевые карты ведутся и хранятся в кабинете логопеда до решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы. Срок хранения 10 лет имеют протоколы заседаний ПМПК по набору и выпуску детей, 5 лет — справки о результатах проверок логопедической работы и отчеты логопеда, 3 года хранятся годовые планы работы.
Структура речевой карты
Речевая карта — это структурированный внутренний документ, включающий следующие разделы:
- логопедическое обследование;
- логопедическое заключение;
- перспективный план коррекционной работы;
- наличие динамики логопедической коррекции и ее особенности;
- анализ результатов коррекционного воздействия.
В первые две недели учебного года логопедом проводится комплексная диагностика речи детей. В этот период вносятся все имеющиеся сведения о речевом развитии ребенка и состояние речевой функции на данный момент времени.
Речевые карты скачать бесплатно
Карты составлены разными авторами с учетом разделов программы Т. Б.Филичевой, Г. В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь. Специалисты постоянно совершенствуют процесс диагностики и бланки обследования. Поэтому на выбор предлагается несколько вариантов речевых карт для дошкольного ОУ и для школьного логопункта.
Образец речевой карты (облегченный вариант)
Речевая карта для дошкольника с ОНР
Речевая карта для дошкольников с ОНР (комплексное обследование)
Школьная речевая карта
Инструкция: скачать электронную форму документа. Последовательного задать вопросы ребенку, результаты занести в карту. После заполнения всех пунктов карта выводится в печать и подписывается учителем-логопедом.
Речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста
Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу ____________________________________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать(Ф.И,О. возраст, образование) _______________________________________________________
Жалобы родителей _________________________________________________________
Речь родителей и других членов семьи _____________________________________________________________
Наличие других членов семьи _____________________________________________________________
Анамнез
Наследственные и хронические заболевания родителей _____________________________________________________
От какой беременности и родов ребенок ___________________________________________________________
Протекание беременности ______________________________________________________
Крик ____________________________ Наличие асфиксии _________________ Вес и рост ребенка при рождении __________________________________________________________
Как взял грудь __________________________ Вскармливание до ___________
Отклонения в поведении и заболевания до года ______________________________________________________________
Удержание головы _________________ Ползание _______________________ Сидит ______________ Ходит _____________________
Характер моторики раннего возраста ___________________________________________________________
Гуление ___________ Лепет ______________Первые слова __________ Первые фразы ____________________________
Использование жестов _________________ Двуязычие _________________________________
Речевая среда _____________________________
Адаптация в детском саду
Аппетит ____________________________________ Сон ___________________
Взаимоотношения со взрослыми _________________________________________________________
Взаимоотношения с детьми ____________________________________________________________
Игровая активность _________________________________________________________
Преобладающее настроение ________________________________________________________
Первичная беседа
Как тебя зовут? ________________ Сколько тебе лет? ____________________
С кем ты пришел в д/с? ______________________________________________
Где ты живешь? ____________________________________________________
С кем ты живешь? __________________________________________________________
Как зовут твоих родителей? ________________________________________________________
Сколько пальцев у тебя на руке? _________ Покажи один _______ Покажи много __________________________________________________________
Общая характеристика речи (отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, отдельные слова, фразовая речь) ______________________________________________________________
Рисунок ребенка
Умение держать карандаш ________________ Уровень развитие предметного рисунка: чирканье, каракули, предметное изображение ___________________
Нарисуй дом, дерево, человека.
Исследование неречевых психических функций
Узнавание и соотнесение цвета _______________________________________
Различение и соотнесение плоскостных фигур ___________________________
Оптико-пространственный гнозис и праксис
Складывание картинки из частей ______________________________________
Выкладывание фигур из палочек по образцу ____________________________
Ориентировка в пространстве _________________________________________
Слуховое внимание
Дифференциация неречевых звуков ___________________________________
Определение направления звука ______________________________________
Динамический праксис
! !_______ ! !!_______! ! !!_________ !! !_________!! !!________ ! . ________
. ! __________ ! !! !! ____________ . !! ________ ! ! !! ___________!! . ___
Исследование моторики
Общая моторика
Обёъм ___________________ Переключаемость _________________________
Темп ______________________ Координация ____________________________
Ручная моторика
Объем движений _______________ Переключаемость _____________________
Ведущая рука ______________________________________________________
Навык работы с карандашом _________________________________________
Способность к манипуляции с предметами _____________________________
Мимическая мускулатура
Закрыть, правый, левый глаз _________________________________________
Поднять, нахмурить брови ___________________________________________
Наморщить нос ____________________________________________________
Надуть щеки _______________________________________________________
Втянуть щеки _______________________________________________________
Артикуляционная моторика
Открыть, закрыть рот ________________________________________________
Подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________
Подвигать языком влево-вправо(«Маятник»)____________________________
«Качели» (Язык на верхнюю –нижнюю губу)____________________________
«Качели» (Язык вверх и низ за зубы)___________________________________
Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата _______
Дыхательная и голосовая функция
Тип дыхания___________________Объем дыхания_______________________
Продолжительность речевого выдоха__________________________________
Сила голоса___________________ Модуляция голоса_____________________
Просодические компоненты речи
Темп _______________ Ритм_______________ Паузация__________________
Употребление основных видов интонации______________________________
Состояние звукопроизношения
звук | изолированно | В словах | Во фразах | В предложениях |
А | ||||
О | ||||
У | ||||
Ы | ||||
И | ||||
Э | ||||
Б | ||||
БЬ | ||||
П | ||||
ПЬ | ||||
В | ||||
ВЬ | ||||
Ф | ||||
ФЬ | ||||
Т | ||||
ТЬ | ||||
Д | ||||
ДЬ | ||||
К | ||||
КЬ | ||||
Г | ||||
ГЬ | ||||
Х | ||||
ХЬ | ||||
М | ||||
МЬ | ||||
Н | ||||
НЬ | ||||
Й | ||||
Л | ||||
ЛЬ | ||||
Р | ||||
РЬ | ||||
С | ||||
СЬ | ||||
З | ||||
ЗЬ | ||||
Ш | ||||
Щ | ||||
Ж | ||||
Ч | ||||
Ц |
Фонематические процессы
Фонематическое восприятие
Различение оппозиционных звуков
Повтори АИ_____ ОА_______ЫИ__________ УО_________ АОИ____________
ПА-БА_________ ДА-ТА ___________ КА-ГА _________ ВА-ФА-ВА___________
КА-ТА____________ АК-АТ____________АТ-АК______ ТУ-КУ-ТУ_____________
ТА-ТЯ__________ НЯ-НА________МЫ-МИ-МЫ___________ БУ-БЮ-БУ_______
Покажи на картинках
СУП-ЗУБ__________ БОЧКА-ПОЧКА____________ БАК-МАК________________
Фонематический анализ
Выделение заданного звука на фоне слова_____________________________
Выделение первого гласного в слове (в 5 лет) __________________________
Выделение последнего согласного в слове (в 6 лет)______________________
Определение первого согласного в слове(6 лет)_________________________
Определение количества звуков АУ____ АМ____ МУ____ДОМ____ ВАТА____
Звуковая структура слова
Слоговая структура слова
4 года: кот____ вода______мост_____ банка____фантик_______окно______
5лет: самолет____________ микстура________ помидоры_______________
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Словарь имён существительных
дверь______ цветок______ книга_______ самолет_______________________
Играет______ прыгает______ поёт______ поливает_______ едет___________
смотрит_______ продает______ готовит________ катит______ тянет________
Словарь имён прилагательных
Короткий – длинный _______________________________________________
Апельсиновый сок из чего? __________________________________________
Волчья лапа у кого? _________________________________________________
Понимание сложных грамматических конструкций
Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?________________________
Положи карандаш между книгами.____________________________________
Положи тетрадь под книгу.___________________________________________
Положи мячик перед коробкой._______________________________________
Положи мячик в коробку.____________________________________________
Послушай и покажи соответствующую картинку.
Три грибочка на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________
Лист и груши на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________
Послушай и ответь на вопросы.
Мая и Тая моют окна.
Про кого здесь говорится — про девочек или мальчиков?__________________
Как зовут первую девочку?_________________ вторую?___________________
Девочки моют одно окно или несколько?_______________________________
Вика и Ваня пошли в лес собирать грибы и ягоды. Вика грибы не собирала.
Что собирал Ваня?________________________________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Словообразование
У кошки котята. У козы______________ У утки__________ У лисы_________
У льва___________ У медведя____________ У кролика__________________
Варенье из яблок________________ компот из вишни___________________
Кисель из клюквы_________________ Суп из гороха______________________
Пюре из картофеля____________________ Суп из фасоли_________________
Горка изо льда_____________________ Стул из дерева___________________
Лист дуба______________________ Лист березы_________________________
У собаки лапа – собачья. У медведя лапа _______________________________
У льва хвост ______________ У зайца уши ______________________________
Словоизменение
Преобразование единственного числа во множественное
Стол — _________. Шапка ____________ Жук ____________Дом ____________
Окно ____________ Полотенце __________________
Согласование с числительными
Один дом. Две _________________ Пять_____________________________
Одна утка. Две ___________ Пять __________________________________
Один конь. Два __________________ Пять коней________________________
Одна коза. Две _________________ Пять _____________________________
Одна змея. Две змея ________________ Пять змей______________________
Один воробей. Два ________________________ Пять_____________________
Составление предложений по картинкам
Повторение предложений
Попугай пьет воду.__________________________________________________
Таня причесывает куклу Барби.________________________________________
Ване купили новые ботинки.__________________________________________
В саду было много красных яблок._____________________________________
Бабушка связала внучке теплые рукавицы.______________________________
Лена сказала, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.___________________________________________________________
Повторение рифмовок
Би-би-би- гудит машина: Жук и Мишуткою играют
Не поеду без бензина. Мячик по полу катают.
Перессказ
Петушок поет. Курицу с цыплятами зовет. Петушок зернышки нашел, сам не съел – цыплятам отдал.
Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»
Вывод
Заключение
Никандрова Елена Георгиевна учитель-логопед д/с №28 г. Волосово, Ленинградская обл.
Речевая карта
Речевая карта позволяет обследовать детей с различными речевыми нарушениями.
Просмотр содержимого документа
«Речевая карта»
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ___________________________________________г. САРАТОВА
Дата зачисления на логопункт_______________________________________________________________
Домашний адрес и телефон____________________________________________________________
Успеваемость ( к моменту обследования)
по родному языку_______________по чтению_______________поматематике_________________
Общее физическое развитие и перенесенные заболевания (ангина, ветряная оспа, воспаление легких, дизентерия, диатез, коклюш, краснуха, корь, менингит, ОРЗ, заболевания ЦНС, свинка, скарлатина, операции и т.д. ). Общая моторика и координация мелких движений пальцев рук________________________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата:
Зубы (норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда)
Прикус (норма, открытый передний, боковой двусторонний, односторонний, глубокий, перекрёстный)
Твёрдое нёбо ( норма, узкое, высокое, глубокое, куполообразное, готическое, плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое нёбо (длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное)
Губы ( норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипо-, гипертонус, рсщелина губы, увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).
Язык ( обычный, макроглоссия, микроглокссия, длинный, короткий, узкий, широкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипо-, гипертонус)
11. Состояние интеллекта: исследование уровня обобщения.
а) «Назови одним словом»
мама, папа, дочь, сын- семья______________________________________________________________
помидор, огурец, морковь, лук, свекла, репа – овощи_________________________________________
яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, банан – фрукты_______________________________________
тапочки, ботинки, туфли, сапоги, валенки, галоши – обувь_____________________________________
крыжовник, малина, земляника, смородина, вишня – ягоды____________________________________
стол, стул, кровать, шкаф, кресло – мебель__________________________________________________
тарелка, чашка, кастрюля, вилка, ложка, чайник – посуда_____________________________________
платье, юбка, рубашка, брюки, куртка, носки – одежда_______________________________________
лиса, заяц, медведь, белка, ёж, лось – дикие животные________________________________________
б) «Назови профессии»- по картинке и словесному описанию:
врач_______________, учитель____________, повар_____________, дворник________,
лётчик____________, актёр____________, продавец____________, шофёр___________.
Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных высказываний):
а) словарный запас ( в пределах обихода, шире, резко ограничен, замены и смешения слов)__________________________________________________________________________________
б) словообразование. Изменение существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:
Сережа______________, дом______________, ёлка________________, Женя_________,
воробей___________, стул_______________, гриб_____________, Костя____________.
в) изменение существительного с помощью суффикса – ищ:
рука______________, медведь______________, нос_____________, слон____________.
г) «Скажи какой (какая)?» – образование относительных прилагательных:
шарик из ваты_____________________________, сумка из кожи_______________________________
матрёшка из дерева_________________________, шуба из меха_______________________________
стакан из стекла_____________________________, кубик из пластмассы________________________
д) «Скажи чей (чья, чьё, чьи)?»- образование притяжательных прилагательных:
дом бабушки______________, шапка папы______________, зубы волка_____________
платок тёти______________, хвост козы_______________, будка собаки_____________
уши зайца________________, дупло белки_________________ .
е) «Скажи наоборот»- назвать антонимы:
Лексико-грамматические конструкции.
Предложно-падежные конструкции
(если ребенок неправильно употребляет предлог, указать на какой заменяет, или отметить отсутствие предлога) . Педагог сажает на стол игрушечного щенка. «Посмотри, где сидит щенок (на столе). Вот он прыгнул…»
КУДА? ОТКУДА?
На (в.п)____________________ со/с (р.п)__________________
Под (в.п)___________________ из-за (р.п)_________________
2. Множественное число существительных (образовать)
Шарф_______________, дом_______________, мяч________________, стул_________
3.Согласование прилагательных с существительными.
В именительном падеже:
1. Качественные прилагательные.
Ребёнку предлагаются контурные изображения предметов и круги разных цветов. «мы закрасим этот предмет такой краской ( показывает, например, красный кружок). Что у нас получится?»
Ребёнку предлагаются изображения нескольких предметов (дом, дверь, корыто, скамейка) из одного и тогоже материала, например из дерева. « Про какой предмет можно сказать….»
В косвенных падежах
Педагог показывает предмет или картинку, затем задаёт вопрос «Чего не стало?»:
Мужского рода Качественные Относительные Притяжательные
Р.п. Чего не стало? ________________________________________________________________
Д.п. К чему подошел? ________________________________________________________________
В.п. Что купишь? ________________________________________________________________
Что видишь? _______________________________________________________________
Т.п. С чем пойдёшь
в гости к Тане? ______________________________________________________________
П.п. О чем мечтает Зоя? _______________________________________________________________
Женского рода Качественные Относительные Притяжательные
Р.п. Чего не стало? _______________________________________________________________
Д.п. К чему подошел? ________________________________________________________________
В.п. Что купишь? _______________________________________________________________
Что видишь? _______________________________________________________________
Т.п. С чем пойдёш
в гости к Тане? _______________________________________________________________
П.п. О чем мечтает Зоя?__________________________________________________________________
Среднего рода Качественные Относительные Притяжательные
Р.п. Чего не стало? _____________________________________________________________
Д.п. К чему подошел? _____________________________________________________________
В.п. Что купишь? ______________________________________________________________
Что видишь? ______________________________________________________________
Т.п. С чем пойдёшь
в гости к Тане? ______________________________________________________________
П.п. О чем мечтает Зоя? ______________________________________________________________
Согласование существительных с числительными.
УХО ПОМИДОР СТУЛ РУЧКА
Синтаксические конструкции.
Словосочетание.
« Я назову слово, а ты придумай и назови такое слово, которое к нему подходит»
Согласование: красная (ягода)___________, вкусный______________мамино__________________
второй________________ мои__________________ проголодавшийся________________________
Управление: люблю (маму)______________ играю с __________________мечтаю о_____________
Примыкание: хорошо (бегать)________________ быстро______________поближе_______________
Предложение.
Сегодня дует сильный________________________Мы на речке ловим_________________________
В небе летит реактивный__________________Мама завязывает дочке розовый__________________
Я плыву по морю на огромном_____________________ По крышам барабанит__________________
Придумать предложение с заданным словом.
Связная речь.
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил её. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его верёвкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла верёвку и освободила льва.
Муравей спустился к ручью, чтобы напиться. Вода захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка и бросила ему в ручей ветку. Он взобрался по этой ветке и спасся. Назавтра охотник расставил сети и поймал голубку. Но когда он вынимал её из сетей, муравей подкрался и укусил охотника за руку. Охотник вскрикнул, голубка вспорхнула и улетела.
Составление рассказа.
По сюжетной картинке_________________________________________________________________
По серии сюжетных картин_____________________________________________________________
Звукопроизношение.
Свистящие (с, з, сь, зь)__________________________________________________________________
Шипящие (ж,ш) ________________________________________________________________________
Аффрикаты (ц, ч, щ)____________________________________________________________________
Соноры (ль, л, р, рь)_____________________________________________________________________
Иотированные ( я, е, ю, й) _______________________________________________________________
Звонкие глухие (б, в, д )_________________________________________________________________
Мягкие и твёрдые согласные Т-ТЬ-ТИ________________________К-КЬ_________________________
Воспроизведение слоговой структуры слова:
Ребята слепили снеговика________________________________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской____________________________________________________
Водопровод чинит водопроводчик_________________________________________________________
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Повторение слогов со сходными артикулемами:
Дифференциация смешиваемых в произношении звуков.
16. Письмо. Образцы диктантов, списывания, изложений, анализ- синтез слов и предложений.
а) пропуски букв, слогов, их перестановки__________________________________________________
б) замены букв_________________________________________________________________________
в) искажения слов______________________________________________________________________
г) грамматические ошибки, общее оформление______________________________________________
а) техника чтения ( побуквенное, послоговое, медленное. быстрое, плавное, угадывающее с искажением, с перестановкой букв, слогов, монотонное, выразительное, с искажением слов)
Ошибки ударения; повторы и добавления слогов, слов______________________________________
б) понимание прочитанного. Пересказ ( полный, краткий, последовательный, логичный, соответствующий тексту)_______________________________________________________________
в) ответы на вопросы по прочитанному и понимание отдельных слов в контексте________________
18. Проявление заикания.
а) предполагаемая величина, периоды обострений, выраженность заикания, ситуации, усугубляющие его проявление ( ответы у доски и т.д ) _______________________________________
б) особенность общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность высказываний)__________________________________________________________
в) краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений ( самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость, истощаемость, переключаемость внимания и целенаправленность)__________________________________________
19. Заключение логопеда._____________________________________________________________
20. Перспективный план коррекции ( в случае индивидуальных занятий), примечания и наблюдения логопеда:______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________21. Результаты исправления речи.
Текст книги «Логопедические карты для диагностики речевых расстройств»
Юртова Елена Вячеславовна
Логопед-дефектолог.
Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).
Стоимость консультации логопеда и речевого обследования
Код услуги | Наименование услуги | Цена, руб |
11101 | Консультация логопеда | 1 600 |
11102 | Занятие с логопедом 30 минут | 800 |
11103 | Выезд логопеда на дом в пределах МКАД | 2 900 |
11103 | Занятие с логопедом на дому в пределах МКАД | 1 900 |
Это может быть интересно
- Заключение от логопеда
- Бесплатная консультация логопеда
- Лечение заикания
- Справка от логопеда
- Задержка речевого развития
Необходимость речевой карты
Неотъемлемой частью во время диагностики речи ребенка является речевая карта. Такая карта заводится на каждого ребенка, который стоит на учете у логопеда.
Что такое речевая карта? Это бланки, которые заполняет логопед. Но как таковой единой структуры карты не существует. У каждого логопеда она может быть составлена по своему, индивидуально.
Карта является отчетом диагностирования различных нарушений и для отслеживания динамики развития речи.
Речевая карта позволяет определить:
- Причины образования проблем с речью.
- Отследить механизм нарушения.
- Узнать, какие навыки и способности есть у малыша.
- Сформировать коррекционную программу.
Существует два вида речевых карт:
- Общая карта.
В такой карте фиксируются необходимая информация о ребенке и кратко сформулированная характеристика речи.
- Развернутая карта.
Наиболее удобный формат карты. В ней фиксируются данные анамнеза (сведения, полученные путем расспроса), информация по обследованию произношения звуков, навыки связной речи, объем словарного запаса и другие важные аспекты.
Также для заполнения речевой карты порой необходимы результаты исследований других врачей: отоларинголог, хирург, психолог, невропатолог.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ В ОН КЛИНИК БЕЙБИ
После первичного обследования может быть назначен курс лечебно-коррекционных мероприятий. Особо это актуально перед поступлением в школу.
Специалисты Он Клиник бейби занимаются с маленькими пациентами в игровой форме, в теплой и дружеской атмосфере. Такая обстановка способствует достижению положительных результатов терапии за минимальное время.
Как мы уже говорили, дефект речи – проблема, которая может быть вызвана более глубокими причинами. Для того чтобы выяснить эти причины иногда требуется помощь специалистов различных специализаций.
Он Клиник бейби – многопрофильный медицинский центр, поэтому, при необходимости, решением проблем Вашего чада займутся все необходимые специалисты – детские неврологи, психологи. У нас есть современная лабораторно-диагностическая база, позволяющая в короткие сроки получить результаты анализов по нескольким сотням позиций. Все это помогает использовать комплексный подход в решении проблемы и обеспечивает эффективность лечения.
Если Вы ищете логопеда для ребенка в Москве, обратитесь в Он Клиник бейби! Наши специалисты помогут скорректировать его речь и при необходимости – избавиться от сопутствующих проблем со здоровьем.
Обратитесь к платному детскому логопеду Он Клиник бейби, чтобы речь Вашего ребенка была правильной!
Изменения в образовании в 2020-2021 году: что будет, новое. Новый ФГОС 2020-2021 г.
Что
такое ФГОС
Перечень сведений, обязательных для составления учебной программы каждой конкретной школы включен в единый документ – ФГОС, соблюдать требования которого обязаны все образовательные учреждения России. Его цель – обеспечить комфортные условия для обучения детей в любом регионе страны и предоставление им равных знаний вне зависимости от места жительства.
На основании рекомендаций ФГОС составляются учебники, иные учебно-методические пособия, программы подготовки учителей, задания для итоговой аттестации учащихся.
ФГОС разъясняет, что получит ребенок, освоив ту или иную ступень образования:
уровень знаний, умений и навыков учащегося;
формирование принципов духовно-нравственного развития личности;
социальная самоидентификация ребенка;
понимание своего места в мире.
Для образовательной организации ФГОС дает представление о необходимом оснащении материально-технической базы, требованиях к учителям-предметникам, особенностях ведения занятий с учетом регионального и этнического признаков.
Какие бывают ФГОС
начальная школа (1-4 классы);
основная школа (5-9 классы);
среднее общее образование (10-11 классы).
Также предусмотрен отдельный ФГОС для учащихся с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья.
Все эти документы обеспечивают преемственность знаний и организуют плавный безболезненный переход между образовательными ступенями.
Новый ФГОС 2020-2021
Обновленные ФГОС необходимы, поскольку отражают изменения в структуре знаний и системные преобразования в обществе. Поэтому Министерство Просвещения РФ регулярно ведет образовательный мониторинг и стремится своевременно вносить поправки в существующие документы.
Структура новых ФГОС будет несколько изменена. Это объясняется их особенностью – они рассчитаны на третье поколение обучающихся.
первое поколение устанавливало конкретные требования к освоению каждой школьной дисциплины;
второе поколение, которое завершается выпуском детей 2020 учебного года, делало акцент на совокупности как знаний, так и межпредметных умений. Благодаря этим ФГОС в школу вошли информационные технологии, разработка проектов, обучение детей анализировать, повышенное внимание к здоровью и правильному образу жизни ребенка;
третье (новейшее) поколение стандартов отличается от предыдущих особым внимание к личности обучающегося и конкретизацией требований к тому, что он получит после окончания школы.
Проект ФГОС нового образца включает в себя критерии, по которым можно проверить уровень школы как главного звена в цепочке получения образования. Родители смогут оценить, достаточно ли компетентны учителя и хорошо ли развита база технического оснащения классов.
Важным отличием становятся и конкретные требования к школьникам, по которым легко оцениваются их учебные достижения при переходе из класса в класс. В дополнение к отметкам выделяется перечень результатов, которые обязаны показать дети – так называемые контрольные срезы знаний.
Если раньше образовательная организация могла менять тематику содержания материала внутри дисциплин, придерживаясь лишь общих правил, то теперь наполнение дисциплин строго определено. Авторы проекта убеждены, что это упростит подготовку к выпускным экзаменам и сделает их требования прозрачнее.
Первое полугодие 2020 года станет для школ особым периодом, когда пройдет повсеместная проверка готовности к переходу на новый ФГОС. В настоящий момент подготовлены все необходимые методические рекомендации для этого. Перемены не скажутся на текущем учебном распорядке школьников, поскольку изменения внедряются в образовательную программу мягко и незаметно.
Преимущества новых стандартов
Одним из положительных моментов внедрения стандарта эксперты называют открытость в работе учителей, что исключает субъективную оценку знаний школьников и дает родителям возможность отслеживать малейшие изменения, происходящие в учебной жизни их ребенка.
Кроме того, компетентные специалисты в области образования называют следующие преимущества стандарта:
Доступность подготовки к выпускным экзаменам без репетиторов. Ранее дети и родители жаловались, что многие вопросы из ГИА не проходят в основной школьной программе. Теперь каждый экзаменационный вопрос будет разобран в школьном курсе.
Разделение образовательного процесса на этапы: талантливые школьники могут беспрепятственно переходить на следующий уровень обучения при условии сдачи соответствующих тестов. Это же касается и одаренных классов – возможно варьирование учебной программой, если дети успевают ее пройти быстрее своих сверстников.
Введение обязательного для изучения второго иностранного языка позволит увеличить кругозор ребенка и расширить область его познания. В настоящий момент программа рассчитана на 6 лет изучения, то есть с 5 по 11 класс и будет доступна по желанию детей и возможности самой школы.
Изменения, касающиеся учителей
Какие изменения ожидают учителей? Для преподавательского состава тоже есть некоторые нововведения. Первое – повышение профессиональной квалификации. Теперь педагоги должны будут доказывать компетенцию, причем Министерством просвещения готовится единая стандартная модель, включающая пять отдельных блоков: методический, стажировочный, предметный, воспитательный и психолого-педагогический.
На полноценное подтверждение классификации будет отводиться не менее 144-х часов.
Второе нововведение – программа под названием «Земский учитель». Этот проект реализуется в целях обеспечения педагогами школ в сельских или отдаленных местностях Российской Федерации. Все желающие учителя, соответствующие определенным требованиям, смогут подавать заявки на официальном сайте программы (он должен в скором времени заработать). Помимо предоставления вакансий в образовательных учреждениях полагаются денежные выплаты в размере 1 миллиона рублей, а для территорий Дальнего Востока – до двух миллионов.
На некоторые особо востребованные и престижные должности могут объявляться конкурсы, по итогам которых до 15-го мая определятся победители. В срок до двадцатого июля 2020-го года школы должны заключать с выбранными педагогами трудовые договоры. А до начала декабря все переехавшие в сельские местности учителя получат гарантированные государством выплаты.
Новости дошкольного образования в 2021 году
Нововведения в дошкольном образовании в 2021 году должны упростить порядок записи детей в детский сад. Родителям не нужно будет предоставлять свидетельство о рождении ребенка для записи в дошкольное учреждение. Изменения вступят в силу с начала 2021 года. Соответствующий документ уже опубликован на сайте проектов нормативно-правовых актов. Авторы идеи поясняют, что со следующего года документ будут требовать в случаях, если он выдан иностранным государством.
Кроме этого должны утвердить новый порядок приема в рамках программ дошкольного образования. Как и в школах, закрепляется территориальный принцип набора: дети, чьи братья и сестры посещают конкретный детсад, имеют преимущество при зачислении. Прием в муниципальный детский сад осуществляется по направлению территориального органа управления образования, с задействованием местных информационных систем.
Третий документ – порядок перевода ребенка из одного учреждения в другое. Это инструкция, в которой будет подробно расписано, что делать родителям. Мамы и папы должны обратиться в территориальный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением. При наличии свободного места в новом саду, должностные лица уведомляют родителей, после чего последние должны написать в «старом» детсаду заявление о переводе в новый.
Последние изменения касаются порядка создания федеральной информационной системы и правил формирования региональных электронных очередей в детские сады. Новый регулирующий документ сделает принципы работы системы общими для всех.
Справка «По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов»
По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов.
Речевая карта для школьника
Речевая карта
I. Общие сведения – анамнез, общий ход физического развития
1. Фамилия, имя, возраст_______________________________________________________________
2. Школа ________________________________класс________________________________________
3. Домашний адрес ____________________________________________________________________
4. Дата зачисления в логопедический пункт _______________________________________________
От какой беременности по счёту?________________________________________________________
Как протекала беременность____________________________________________________________
Какие заболевания перенёс до года? _____________________________________________________
6. Успеваемость (к моменту обследования) _______________________________________________
7. Жалобы учителей и родителей ________________________________________________________
8. Заключение психиатра, невропатолога__________________________________________________
9. Состояние слуха ____________________________________________________________________
II. Состояние артикуляционного аппарата
Строение:
Прикус _______________________________ Челюсти _____________________________________
III. Общая характеристика речи
1. запись беседы, самостоятельных высказываний_______________________________________
2. Словарный запас (количественная и качественная характеристика). Количественная характеристика: общий объём словаря. Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов (замена по смыслу и акустическому сходству). Привести примеры
Активный словарь
Предметный словарь –
а) объяснение значения слов:
б) целое и часть:
– человек (шея, лоб, брови, ресницы, щёки, ладонь, плечо, колено, пальцы, стопа, щиколотка …);
– птица (клюв, крыло, перья, когти, лапки, хвост);
– рубашка (воротник, манжеты, рукава, петли).
яблоко, груша, лимон, апельсин_________________________________________________________
шкаф, диван, кровать, кресло____________________________________________________________
платье, юбка, брюки, рубашка, __________________________________________________________
комар, бабочка, стрекоза, муха__________________________________________________________
змея, черепаха, крокодил, ящерица_______________________________________________________
поезд, самолёт, лодка, автомобиль_______________________________________________________
д) назвать детёнышей:
Словарь признаков –
1)подбор прилагательных к имени существительному:
2) подбор антонимов:
3) образование притяжательных прилагательных (по картинкам):
Хвост чей? (лисий)____________________________________________________________________
Дом чей? (белкин)_____________________________________________________________________
Ружьё чьё? (дедушкино)________________________________________________________________
Лапа чья? (медвежья)__________________________________________________________________
4) образование прилагательных от имён существительных:
Стакан из стекла ______________________________________________________________________
Сок из клюквы _______________________________________________________________________
Мяч из резины _______________________________________________________________________
Матрёшка из дерева ___________________________________________________________________
Сумка из кожи _______________________________________________________________________
Окно из пластика _____________________________________________________________________
5) родовые окончания прилагательных (выбрать правильный ответ):
родной (сын, дочь)____________________________________________________________________
голубой (бант, лента)__________________________________________________________________
золотой (кольцо, купол)________________________________________________________________
синий (платок, небо)___________________________________________________________________
зелёная (трава, карандаш)______________________________________________________________
круглое (колесо, шар)__________________________________________________________________
Глагольный словарь –
а) Кто что делает?
б) времена глаголов:
подумай и найди ошибку, дай верный ответ –
Мы завтра были на даче?_______________________________________________________________
Ты вчера пойдёшь в кино?______________________________________________________________
Сегодня мы идём в гости?______________________________________________________________
в) согласование имён существительных с числительными:
Грамматический строй речи
1. образование имён существительных ед. и мн. числа:
2. образование уменьшительно-ласкательных форм:
3. согласование прилагательных с существительными:
По принадлежности –
IV. Звукопроизношение
1. отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Фонематический слух
1. Изолированное произнесение звуков:
2. Дифференциация звуков:
с – з – с_____________________________________________________________________________
с – ш – с_____________________________________________________________________________
л – р – л_____________________________________________________________________________
т – д – т_____________________________________________________________________________
к – г – к______________________________________________________________________________
п – б – п_____________________________________________________________________________
ш – щ – ш____________________________________________________________________________
ж – з – ж ____________________________________________________________________________
л’– р’ –л’____________________________________________________________________________
д – т – д _____________________________________________________________________________
к – х – к_____________________________________________________________________________
б – п – б _____________________________________________________________________________
ц – с – ц ___________________________________________________________________________
щ – с – щ ____________________________________________________________________________
р – р’ – р____________________________________________________________________________
х – к – г ____________________________________________________________________________
в – ф – в_____________________________________________________________________________
ш – ж – ш____________________________________________________________________________
ч – с – ч _____________________________________________________________________________
ч – т’ – ч_____________________________________________________________________________
к – г – х _____________________________________________________________________________
ф – в – ф_____________________________________________________________________________
ч – щ – ч_____________________________________________________________________________
ч – ц – ч_____________________________________________________________________________
3. Различение оппозиционных звуков:
4. Повтори за мной:
Коса – лоза – коза – роза _______________________________________________________________
Ложка – кошка – мошка – сошка________________________________________________________
Ветка – сетка – метка – детка___________________________________________________________
Бочка – почка – ночка – точка – дочка ___________________________________________________
Колобок – коробок – колобок___________________________________________________________
5. Воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом:
6. Повтор предложения:
На ёлке зажглись разноцветные электрические лампочки. __________________________________
Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
а) Выделение ударных гласных в начале слова:
В конце слова:
В середине слова:
б) Выделение согласного в начале слова:
В конце слова:
в) Выделение безударного гласного в начале слова:
г) Называние звуков по порядку:
V. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение, замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах учащихся – диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и в процессе коррекционного обучения (письменные работы прилагаются к речевой карте)
VI. Чтение
а) Уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами)
б) Ошибки при чтении _________________________________________________________________
в) Понимание прочитанного____________________________________________________________
VII. Проявление заикания _________________________________________________________
а) предполагаемая причина: выраженность заикания, ситуации в которых оно проявляется (ответы у доски и т.п.)________________________________________________________________________
б) сформированность языковых средств __________________________________________________
в) особенности общего и речевого развития (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________ Краткая характеристика ребёнка по педагогическим наблюдениям (организованность, самодеятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заключение логопеда_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта)_______________________________________________________________
Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Содержимое публикации
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.
Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.
Родители (законные представители) ____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь
Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Продуцирование текстане доступно
Репродуцирование текстане доступно
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Слоговая структура слова грубо нарушена
Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза
1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация
3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)
4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1. Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей
7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи
7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.
Фамилия, имя, отчество Иванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.
Родители (законные представители) ____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже
Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Слоговая структура слова грубо нарушена
Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)
1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии
3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет
4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1. Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья
7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность
7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________/
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.
Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович ……Дата рождения 00.00.0000 г.
Родители (законные представители) ____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже
Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Слоговая структура слова грубо нарушена
Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога
Лилия Дмитриева
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога
Приказом по МБДОУ «д/с «Добрыня»
№ ___ от «___»___
Заведующая ___ Комарова Т. В.
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога
Дмитриевой Лилии Сергеевны
День недели Время Вид работы
Понедельник (8.00 -12.00)
8.00-8.10 Артикуляционная гимнастика (Жар-Птица)
8.10-8.20 Артикуляционная гимнастика (Цветики)
8.20-8.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Алейников М)
8.30-8.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Касаковская А)
8.45-9.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Красноносов Е)
9.00-9.20 Коррекционно-образовательная деятельность -1 подгр. (Цветики)
9.20-9.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Аксенов А)
9.30-9.50 Коррекционно-образовательная деятельность -2 подгр. (Жар-птица)
9.50-10.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Егоров К.)
10.00-10.10 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Веденьков Л.)
10.10-10.20 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Бойло Е)
10.20-10.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Бызов Д)
10.30-10.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Булыгин М)
10.45-11.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Протасов Т)
11.00.-11.45 Организационная работа (подготовка к занятию)
11.45-12.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Аксенов И)
8.00-8.10 Артикуляционная гимнастика (Жар-Птица)
8.10-8.20 Артикуляционная гимнастика (Цветики)
8.20-8.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Красноносов Е)
8.30-8.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Касаковская А)
8.45-9.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Жаткина С)
9.00-9.20 Коррекционно-образовательная деятельность -1 подгр. (Журавушка)
9.20-9.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Кочкуркин И)
9.30-9.50 Коррекционно-образовательная деятельность -2 подгр. (Варенька)
9.50-10.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Сергиенко Т)
10.00-10.15 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Кузнецов Т)
10.15-10.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Лещенок А)
10.30-10.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Протасов Т)
10.45-12.00 Организационная работа (подготовка к занятию)
Среда (8.00-12.00)
8.00-8.10 Артикуляционная гимнастика (Жар-Птица)
8.10-8.20 Артикуляционная гимнастика (Цветики)
8.20-8.35 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Бойло Е)
8.35-8.40 Организационная работа (подготовка к занятию)
8.40-8.50 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Чичинин Р)
8.50-9.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Эрбес Д)
9.00-9.20 Коррекционно-образовательная деятельность -1 подгр. (Жар-птица)
9.20-9.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Аксенов А)
9.30-9.50 Коррекционно-образовательная деятельность -2 подгр. (Цветики)
9.50-10.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Аксенов И)
10.00-10.15 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Филиппов Д)
10.15-10.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Сергиенко Т)
10.30-10.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Булыгин М)
10.45-12.00 Организационная работа (подготовка к занятию)
Четверг (14.00-18.00)
14.00-15.00 Взаимодействие со специалистами
15.00-15.15 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Егоров К)
15.15-15.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Касаковская А)
15.30-15.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Веденьков Л.)
15.45-16.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Красноносов Е)
16.00-16.15 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Кузнецов Т)
16.15-16.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Жаткина С)
16.30-16.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Бызов Д)
16.45-17.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Кочкуркин И)
17.00-18.00 Консультации для родителей
Пятница (8.00-12.00)
8.00-8.15 Артикуляционная гимнастика (Жар-птица)
8.15-8.30 Артикуляционная гимнастика (Цветики)
8.30-8.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Касаковская А)
8.45-9.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Алейников М)
9.00-9.20 Коррекционно-образовательная деятельность -1 подгр. (Журавушка)
9.20-9.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Лещенок А)
9.30-9.50 Коррекционно-образовательная деятельность -2 подгр. (Варенька)
9.50-10.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Филиппов Д)
10.00-10.15 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Красноносов Е)
10.15-10.30 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Чичинин Р)
10.30-10.45 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Эрбес Д)
10.45-11.00 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Сергиенко Т)
11.00-11.10 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Протасов Т)
11.10-11.20 Индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность (Булыгин М)
11.20-12.00 Организационная работа (подготовка к занятию)
Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.
НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Чаепитие с куклой Катей» с использованием кинетического песка НОД учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет «Чаепитие с куклой Катей» с использованием кинетического песка. Задачи: коррекционно–образовательные:.
НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: • упражнять в счете до 5-ти, выстраивать ряд по убыванию, • закреплять умение действовать со сборно-разборной.
НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Собираем урожай» с использованием кинетического песка НОД учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет «Собираем урожай»с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: •.
НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя – дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.
Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.
Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.
Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.
Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога
Циклограмма деятельности учителя-дефектолога
Дефектолог – это специалист, который занимается обучением, развитием, адаптацией и социализацией детей, имеющих недостатки развития, в условиях группы компенсирующей направленности и в рамках инклюзивного образования. Также дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в освоении основной программы обучения детского сада. Другими словами, дефектолог – это коррекционный педагог. И его основная задача – коррекция и компенсация существующих недостатков развития у ребёнка. Под коррекцией подразумевается исправление или ослабление недостатков психофизического развития. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у ребёнка.
Работа дефектолога с ребёнком начинается с диагностики особенностей познавательного, речевого и социального развития, определения способности ребёнка к обучению и игре. На основании комплексного обследования, изучения данных медицинского исследования, заключения ПМПК и бесед с родителями выявляются причины и механизмы нарушений, степень их выраженности, определяется структура дефекта и выстраивается прогноз относительно дальнейшего развития ребёнка, определяются приоритетные направления коррекционно-педагогической деятельности. Только на основе тщательного количественно-качественного анализа результатов обследования педагогический коллектив выбирает методы работы и ее содержание.
Основным содержанием коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога является:
— развитие/коррекция познавательной мотивации деятельности, формирование способности к саморегуляции и эффективной самооценке собственной деятельности;
— преодоление недостатков компонентов познавательной и коммуникативной деятельности, развитие (коррекция) простых модально-специфических функций и высших психических процессов.
Задачи коррекционно-развивающего блока планируются с учетом специфики психического развития детей с ОВЗ, возраста детей и результатов диагностического изучения эмоционально – волевого и когнитивного развития воспитанников.
Коррекционная работа учителя-дефектолога с детьми ведётся в нескольких направлениях:
- • ознакомление с окружающим миром, в рамках которого у ребёнка формируется максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия;
- • формирование математических представлений. Дети учатся различать форму и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. У детей формируются представления о времени и пространстве. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы и события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи;
- • сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики пальцев рук, общей моторики. Дети рисуют, лепят, конструируют, педагог использует разнообразные пособия, игры и упражнения для кистей и пальцев рук;
- • обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками игры, в том числе командной. На каждом занятии дефектолог организует разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Ведь игра в дошкольном возрасте это ведущий вид деятельности, источник гармоничного развития личности. Обучение игре способствует познанию детьми окружающего мира и мира человеческих отношений;
- • развитие речи посредством ознакомления с окружающим миром. В ходе этих занятий не только расширяется кругозор, но и активизируется словарный запас, формируется связная речь;
- • обучение грамоте. На этих занятиях дети учатся различать неречевые и речевые звуки на слух, определять последовательность звуков в слове, понимать разницу между звуком и буквой, приобретают умения, способствующие освоению навыков чтения и письма и профилактике дислексии и дисграфии.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные (как итоговые), которые проводятся согласно расписанию.
Подгрупповые занятия, на которых ребёнок получает знания общего характера, длятся от 15-20 до 25 минут в зависимости от возраста детей. Подгруппы (4-6 человек) формируются с учётом возрастных категорий и особенностей индивидуального развития детей. Более пристальное внимание коррекции, развитию и совершенствованию психических функций, умений и навыков, актуальных для конкретного ребёнка, дефектолог уделяет в процессе индивидуальных занятий. Здесь же закрепляются знания, полученные в ходе группового обучения, стимулируется познавательная активность, отрабатывается пропущенный материал.
Не менее важная часть работы учителя-дефектолога – консультирование родителей(законных представителей) ребёнка. В рамках информационной и педагогической помощи специалист знакомит родителей с особенностями системы коррекционно-педагогической деятельности, раскрывает необходимость уточнения, развития и закрепления достижений и навыков в домашних условиях, обучает конкретным приёмам работы с детьми, представляет сравнительные результаты диагностического обследования и динамического наблюдения за развитием ребёнка, координирует совместные действия педагогов и семьи.
Дорогие родители! Помните, что без вашего активного участия и поддержки занятия дефектолога и других специалистов с вашим ребёнком будут недостаточно эффективны. Помочь ребёнку достичь определённых успехов в развитии, обучении и, главное, в жизни мы можем только вместе. И это – ежедневный кропотливый труд. Терпения и удачи вам! А благодарностью за ваш труд, заботу и любовь будет счастливая улыбка вашего ребёнка!
На этой страничке мы предлагаем вашему вниманию статьи и консультации, которые помогут родителям и педагогам найти ответы на интересующие вопросы, сделать жизнь детей интересной и познавательной.
Родителям:
Педагогам:
«Развитие пространственного гнозиса у дошкольников с ЗПР» консультация для педагогов.