Тест для родителей – Тревожный ли ваш ребенок

Регистрация

Тревожные дети (+тест)

Тревожные дети – это неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.

Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).

В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что – то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, – частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных пре-достережений, опасностей и тревог.

Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты.

Экспериментально выяснено, что тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. Обнаружилось, что родители тревожных детей испытывают страхи и опасения чаще и переживают их более интенсивно, чем родители эмоционально благополучных. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Как только тревога возникает, в душе ребенка включается целый набор защитных механизмов, которые перерабатывают это состояние во что-то другое, часто тоже неприятное, но не столь невыносимое.

Как только тревога возникает, в душе ребенка включается целый набор защитных механизмов, которые перерабатывают это состояние во что-то другое, часто тоже неприятное, но не столь невыносимое.

Первая производная тревоги – это страх. Лучше бояться чего-то, чем неизвестно чего, и тревога начинает связываться с определенными ситуациями-стимулами. Страх дает некоторую определенность – если я боюсь собак, то могу спокойно гулять там, где их нет и чувствовать себя в безопасности.

Некоторые дети используют определенные ритуальные действия, которые их “защищают” от возможной опасности. Это, например, обязательно вставать утром с правой ноги, при ходьбе не наступать на трещины или на крышки колодцев, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности и т.д. В конце концов, первоначальный страх сменяется страхом забыть совершить ритуал.

Другой механизм – это мир фантазий. Фантазии тревожных детей отличаются от фантазий обычных людей тем, что не являются конструктивными, не влияют на реальность. То, в чем такие дети на самом деле могли бы проявить себя, их не интересует, ведь все реальное для них наполнено тревогой. Они стараются проводить в фантазиях как можно больше времени, не делая ни малейших попыток воплотить их в жизнь, например, представлять себя отличником, но реально не делать уроки.

С фантазиями сходны такие односторонние увлечения, которые полностью захватывают воображение ребенка, не оставляя места для других интересов. Тревожное увлечение разъединяет ребенка с миром, создает для ребенка свой, замкнутый, мирок, в котором ему не нужны единомышленники.

Другой известный способ, который часто выбирают тревожные дети – агрессия, основанная на простом заключении: чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Дети, у которых агрессивность развилась как средство преодоления тревоги, требуют особого внимания. Тщательно пряча ее от окружающих и от себя, они сами не знают, что им нужно, не могут обратиться за помощью, провоцируют негативное отношение к себе остальных людей. Это усугубляет их и без того тяжелое внутренне состояние.

Еще один частый исход тревожных переживаний – апатия, отказ от любых стремлений. Апатия часто является следствием неудачи других способов адаптации, когда ни фантазия, ни ритуалы, ни агрессия не помогли справиться с тревогой. Выход из апатии возможен только через преодоление конфликтных переживаний.

Наконец, еще один распространенный способ ухода от тревоги – превращение ее в заболевание. Эмоциональное состояние ребенка приходит в норму за счет ухудшения его физического состояния. В любом случае часто повторяющихся простудных, желудочно-кишечных заболеваний, головных болей, и особенно аллергических реакций следует подумать о возможности внутренне конфликтной жизненной ситуации ребенка, разрешить которую ему удается только ценой собственного здоровья.
Все рассмотренные способы борьбы с тревогой объединяет одно – они неконструктивны, оказывают только временное действие, но не оказывают настоящего освобождения от тревоги.

Как помочь тревожному ребенку?

Что же делать, если ребенок тревожный? Конечно, каждый случай индивидуален, и избавляться, прежде всего, нужно от истинных причин тревоги. Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Читайте также:
Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки

Повышение самооценки

Конечно, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Самый общий совет – в каких бы формах не проявлялась тревожность ребенка – хвалить как можно чаще, не скупиться на проявление любви, предоставить ему полную свободу проявления любой инициативы. Не следует ждать, что ребенок тут же воспрянет духом – он слишком тревожен, чтобы сразу поверить в свою свободу и суметь ею воспользоваться. Возможно, что первые его инициативы будут весьма неприятны родителям или даже направлены против них. Это естественно, потому что ребенок таким образом проверяет маму и папу на честность в отношениях – не передумают ли они, не подвох ли это? Важно остаться верным демократической позиции.

Главное, чтобы похвала была искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Обучение детей умению управлять своим поведением

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Важно научить его говорить о своих чувствах, страхах. Хорошо, когда родители обсуждают с ребенком трудные ситуации, вместе ищут выход, учат видеть положительные стороны, делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

Важно заранее готовить тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – можно предложить подумать, иногда достаточно просто присутствия родителей.

Желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

Снятие мышечного напряжения

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью телесного контакта – объятий, поцелуев, поглаживания по голове. Это важно не только для малыша, но и для школьника. Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Можно использовать игры на телесный контакт, очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж.

Как выявить тревожного ребенка?

Тест уровня тревожности

За каждое верное утверждение поставьте «+»

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов

Низкая — 1—6 баллов.

Профилактика тревожности (рекомендации родителям)

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, не говорите ребенку: “Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!”)
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Важно, чтобы родители тревожного ребенка были единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
4. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
5. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Тест для родителей – Тревожный ли ваш ребенок

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Следует отличать тревогу от тревожности.

Бесплатные занятия с логопедом

Тревожность и тревога. В чем различия

Слово «тревожный» отмечается в словарях с 1771 года. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово «тревога» означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

Читайте также:
Адреса окружных ПМПК в Москве

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.

Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

Причины детской тревожности

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Психологический портрет тревожного ребенка

В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и психологам работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка

Опытный воспитатель, учитель, психолог конечно в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

Критерии определения тревожности у ребенка (П. Бейкер и М. Алворд):

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  4. Раздражительность.
  5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник

Признаки тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.):

Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности:

  • Высокая тревожность — 15-20 баллов;
  • Средняя — 7-14 баллов;
  • Низкая — 1-6 баллов.

Как помочь тревожному ребенку

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снятие мышечного напряжения.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

Повышение самооценки

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Желательно, чтобы тревожные дети почаще участвовали в таких играх в кругу, как «Комплименты», «Я дарю тебе…», которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей». А чтобы о достижениях каждого ученика или воспитанника узнали окружающие, в группе детского сада или в классе можно оформить стенд «Звезда недели», на котором раз в неделю вся информация будет посвящена успехам конкретного ребенка.

Читайте также:
Рекомендации по коррекция речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития

Каждый ребенок, таким образом, получит возможность быть в центре внимания окружающих. Количество рубрик для стенда, их содержание и расположение обсуждаются совместно взрослыми и детьми.

Можно отмечать достижения ребенка в ежедневной информации для родителей (например, на стенде «Мы сегодня»): «Сегодня, 21 октября 2017 года, Сережа в течение 20 минут проводил опыт с водой и снегом». Такое сообщение даст лишнюю возможность родителям проявить свою заинтересованность. Ребенку же будет легче отвечать на конкретные вопросы, а не восстанавливать в памяти все, что происходило в группе за день.

В раздевалке детского садика, на шкафчике каждого ребенка можно закрепить «Цветик-семицветик» (или «Цветок достижений»), вырезанный из цветного картона. В центре цветка — фотография ребенка. А на лепестках, соответствующих дням недели, — информация о результатах ребенка, которыми он гордится.

В младших группах детского сада информацию в лепестки вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветиков-семицветиков можно поручить детям. Это послужит стимулом для обучения письму. К тому же эта форма работы способствует установлению контактов между детьми, так как те из них, которые еще не умеют читать или писать, часто обращаются за помощью к товарищам. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребенок в течение дня, каковы его успехи.

Позитивная информация очень важна и для взрослых, и для детей, для установления взаимопонимания между ними. Причем нужна она для родителей детей любого возраста.

Обучение детей умению управлять своим поведением

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.

Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».

Снятие мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Работа с родителями тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Читайте также:
Почему логопед направляет ребенка к неврологу?

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно».

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

Тесты для родителей на родительском собрании в 5-9 классе

Тесты для родителей

Как вы поступите? (А. Н. Сизанов)

1. У вашего 15-16-летнего сына (дочери) неприятности. Он (она) начал(а) хуже учиться, грубит учителям. Вы знаете, что причина этого – первое неразделенное чувство. Итак, Вы:

а) постараетесь понять сына (дочь), вспомните себя в его (ее) возрасте, во всем проявите деликатность;

б) успокоите себя: «Эта дурь со временем пройдет»;

в) возмутитесь: «О какой любви может идти речь в этом возрасте?! Пока не исправит двойки и не научится себя вести, не выйдет из дому!».

2. Войдя в квартиру, Вы слышите разговор 15-летнего сына (дочери) со своим другом (подругой). Ваш ребенок делится опытом общения с девушками (юношами), говорит, что не относится к ним серьезно. Вы:

а) сразу же заявляете о своем присутствии и о том, что услышанное огорчает Вас;

б) на миг замираете у двери, затем входите в квартиру. Такое отношение Вашего сына (дочери) к девушкам (юношам) вам по душе: «Правильно, рано ему (ей) думать о них серьезно»;

в) немного слушаете продолжение разговора, никак не реагируете на слова ребенка, но при случае скажете ему (ей), что на уме у него (у нее) одни девицы (парни).

3. Ваш 15-17-летний сын (дочь) заявил(а), что Вы ничего не понимаете в современной жизни. Вы:

а) ни на чем не настаиваете, но готовы поспорить о современной жизни на равных;

б) возмущены и считаете, что именно Вы в современной жизни разбираетесь правильно;

в) заявляете: «Пока этот (эта) грубиян(ка) не извинится, не желаю его (ее) видеть!».

4. Ваш 16-18-летний сын (дочь) заявил(а), что женится (выходит замуж). Будущая невестка (зять) Вам не известны. Вы:

а) не пытаетесь отговорить сына (дочь), считаете, что со временем все встанет на свои места;

б) воспринимаете новость с недоумением и иронией;

в) лишаетесь дара речи, но когда его снова обретаете, вашему красноречию нет предела: «Только через мой труп!» и т. д.

Интерпретация результатов.

Каждый ответ под буквой «а» оценивается в 1 балл, «б» – 2 балла, «в» – 3 балла. Просуммируйте полученные баллы.

4 – 6 баллов. В основном вы поступаете правильно, однако не забывайте, что разгулявшиеся нервы – плохой помощник во взаимоотношениях со взрослеющими детьми.

7-10 баллов. Вы иногда бываете несправедливы. Вам следует внимательно изучить первые варианты ответов. Старайтесь хотя бы иногда вспомнить себя в юношеские годы.

11-12 баллов. Вам следует серьезно пересмотреть свои взгляды на себя и вашего сына и дочь. Вы часто бываете несправедливы.

Стрессоустойчивы ли вы? (Н. Тихонов)

Чтобы понять, в какой степени вы подвержены стрессам, ответьте на вопросы теста. За каждый утвердительный начислите себе одно очко, за каждый отрицательный – пять очков.

1. Успеваете ли Вы обедать каждый день?

2. Спите ли по семь-восемь часов в сутки?

3. Спокойно ли протекает Ваша семейная жизнь?

4. Есть ли у Вас друг, готовый помочь в трудную минуту?

5. Занимаетесь ли Вы регулярно спортом?

7. Любите ли спиртное?

8. Соответствует ли Ваш вес вашему росту?

9. Хватает ли Вашей зарплаты на покрытие ваших расходов?

10. Имеете ли Вы твердые убеждения?

11. Регулярно ли ходите в театр и кино?

12. Много ли у Вас знакомых и друзей?

13. Делитесь ли Вы с ними наболевшими проблемами?

14. Сохраняете ли спокойствие во время ссоры?

15. Рассказываете ли Вы о своих проблемах и заботах соседям и сослуживцам?

16. Находите ли Вы время для отдыха?

17. Умеете ли рационально организовать свое время?

18. Пьете ли ежедневно крепкий чай или кофе?

19. Любите ли спать днем?

Интерпретация результатов.

Менее 30 очков -вы вообще не поддаетесь стрессу;

30-49 очков – легко относитесь к стрессовым ситуациям;

50-74 очка- с трудом справляетесь с ними;

Более 75 очков – чтобы выйти из стресса, вам требуется помощь друзей или медицины.

Вот несколько советов, как справиться с состоянием гнева, сильного раздражения, возбуждения, другими словами, со стрессом:

Читайте также:
Профилактика задержки развития речи

• Выделите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте свои усилия на их достижении. Даже самые скромные достижения на пути к поставленной цели повышают уверенность в себе и улучшают душевное самочувствие.

• Не пренебрегайте общением с близкими и друзьями.

• Предпримите шаги к устранению источника напряжения. Например, если Вы поняли, что самое большое огорчение доставляет Вам конфликт с коллегами и затруднения в работе, постарайтесь наладить конструктивные отношения и организовать совместную работу. Ваши усилия в этом направлении позволят Вам ощутить уверенность в себе, которая неизбежно победит чувство безысходности.

• Позаботьтесь об обстановке, которая Вас окружает. В оформлении своего жилища, школьного кабинета не используйте крупные пятна красного и желтого цветов. Психологи считают, что красный цвет возбуждает, он способствует выделению гормонов, поддерживающих стресс. Кроме того, замечено, что дети чаще дерутся в помещениях с желтыми стенами. Наиболее успокаивающими являются мягкие пастельные тона зелено-голубой гаммы.

• Научитесь слушать. Никогда не будьте уверены, что Вы сразу понимаете мысли, которые высказывает собеседник. Выслушайте его внимательно, чтобы не возникло недопонимания. Так Вы избежите многих поводов для огорчений и конфликтов, которые могут привести к стрессу.

• Если Ваше стрессовое состояние порождено дефицитом времени, подумайте, как Вам более рационально организовать свою жизнь.

• Пусть в Вашей жизни найдется место юмору и смеху. Психологи считают, что просмотр комедий (особенно всей семьей) заметно снижает психическое напряжение.

• Больше общайтесь с природой. Это общение быстро успокаивает, благотворно влияет на состояние нервной системы.

• Физическая нагрузка снижает нервное напряжение, укрепляет Ваше здоровье, а чем оно лучше, тем легче бороться со стрессом.

• Посещение театра, музея, выставок также хорошо успокаивает, отвлекает внимание от грустной ситуации.

• Музыкальная терапия – источник спокойствия. Слушайте записи любимых исполнителей, они станут хорошим эмоциональным фоном, помогут пережить стресс.

Проверьте себя: Тип отношения родителей к ребенку (А. Н. Сизанов)

Отношение к ребенку может быть разным: внимательным, доверительным, раздраженным, недоверчивым, уравновешенным, обнадеживающим. Тип отношения никогда не проявляется в чистом виде, обычно наблюдается сочетание всевозможных отношений. Создавшаяся в семье система отношений к ребенку называется родительской установкой. Попробуйте определить (разумеется, в самом общем виде) свои установки и возможные последствия их для эмоционального развития ребенка по таблице, приведенной ниже.

Типы установок

Словесная характеристика

Способ общения с детьми

Последствия для развития ребенка

1

2

3

4

Благосклонность, доброжелательность и любовь

«Ребенок – центр моих интересов»

Ласковое обращение, непринужденная игра с ребенком

Чувство безопасности, нормальное развитие личности

«Ненавижу детей. Не стану из-за них расстраиваться»

Отчуждение, избегание контактов, жестокие поступки

Агрессивность, замкнутость, замедление эмоционального развития

Чрезмерная требовательность (максимализм)

«Не хочу иметь такого ребенка, какой есть. Можно было бы сменить на лучшего»

Никогда не хвалит, отсутствует система поощрений, «ищет дырку в целом», часто ругает

Подавленные желания, неуверенность в себе

1

2

3

4

«Делаю все для ребенка, всего себя посвящаю ему»

Торопливость, чрезмерное подстраивание под настроение ребенка, ограничение его самостоятельности, инфантильность

Замедление социализации, неспособность проявить самостоятельность, инфантильность

По завершении анализа типа отношения родителей к ребенку А. Н. Сизанов предлагает следующие советы.

В установлении продуктивного типа отношений с ребенком важно общение с взрослеющими детьми. Стиль общения в этот период предполагает:

• Доброту и доброжелательность без сентиментальности и заласкивания;

• Серьезность тона без окрика;

• Доверие без попустительства;

• Требовательность без мелочной придирчивости;

• Последовательность требований без колебаний и необоснованной отмены своих решений;

• Рекомендации и советы без навязчивости;

• Просьбу без упрашивания;

• Воздействие в форме предложения, предупреждения, внушения и требования без подавления самостоятельности;

• Деловой тон без раздражительности;

• Иронию и юмор без насмешливости и унижения достоинства личности;

• Искренность тона без фальши;

• Настойчивость без понукания;

• Быстроту ориентировки в принятии решений без поспешности и опрометчивости;

• Умение вести беседу без морализма.

Знаете ли вы своего ребенка? (А. Н. Сизанов)

1. Если вашему сыну (дочери) приходится неожиданно задержаться в школе (на прогулке и т. д.) или внезапно уйти из дому, сообщает ли он (она) об этом вам или другим членам семьи (запиской, по телефону, через товарища)?

2. Бывают ли случаи, что вы заняты какой-то большой работой (уборкой, ремонтом, заготовкой дров и т. п.), а он (она) уходит на улицу или в кино, чтобы «не крутиться под ногами»?

3. Осмотрите свою квартиру. Есть ли в комнате вещи сына (дочери), которые лежат не на своем месте?

4. Сможет ли ваш сын (дочь), никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер?

5. Свои нужды (купить плеер, мяч, джинсы и т. п.) ваш сын (дочь), наверняка, знает хорошо. А известно ли ему, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести ее?

6. Случается ли, что помимо вашего поручения сын (дочь) выполняет какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе, (например, его (ее) просили протереть пол в прихожей, а он (она) и всю обувь привел(а) в порядок)?

7. Вы угощаете сына (дочь) апельсинами, пирожными, конфетой. Всегда ли он (она) проверяет, досталось ли вкусное вам и другим членам семьи?

8. У вас выдался свободный вечер. Вы собираетесь в гости или в кино. Выражает ли сын (дочь) свое нежелание остаться дома (просит вас не уходить, требует взять с собой или, может быть, молча сидит с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома гости. Приходится ли вам напоминать сыну (дочери), что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговоры.

10. Стесняется ли ваш сын (дочь) дома, в гостях, в музее подать матери пальто или оказать другие знаки внимания?

Интерпретация результатов.

Поставьте по одному баллу за каждый положительный ответ на вопросы 1, 4, 5, 6, 7 и по одному баллу за каждый отрицательный ответ на вопросы 2, 3, 8, 9, 10. Просуммируйте полученные баллы. Чем ближе полученный результат к 10 баллам, тем воспитаннее ребенок.

Читайте также:
Пальцы учат говорить (пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика)

Попросите ответить на эти вопросы и сына (дочь), сопоставьте ваши ответы и вместе обсудите их. На основе вопросов этого задания составьте вместе с сыном или дочерью правила поведения в семье и всемерно поощряйте их выполнение.

Опросники для родителей

Определение уровня познавательной потребности ребенка-старшеклассника

Инструкция.

Заполнив опросник, составленный В. С. Юркевич, родители смогут определить, насколько у их ребенка-старшеклассника развита потребность в познании и понимает ли он необходимость обучения в школе лично для себя. Ответы на вопросы формулируются на основе наблюдений за ребенком.

Вопросы:

1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?

А. Связаны очень тесно.

B. Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается то за одно, то за другое, у него нет четкого плана действий.

C. Никак не связаны.

2. Случается ли, что старшеклассник обращается к серьезным источникам информации: пользуется научной литературой, словарями?

3. Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?

B. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их.

C. Не ставит долговременных задач.

4. Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?

A. Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.

B. Иногда делает, иногда бросает на полпути.

C. Избегает выполнения такой работы.

5. Может ли старшеклассник заниматься длительное время интеллектуальной работой, даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

A. Всегда, когда это необходимо.

B. Только иногда.

Обработка результатов.

Необходимо определить, какие ответы преобладают – «А», «Б» или «В».

Преобладание ответов «А» свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней самостоятельность. От родителей может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению).

Преобладание ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например занимательный учебник или совместные обсуждения увлекательной темы.

Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной деятельности, отнесясь к его интересу с пониманием и предоставив ему возможность действовать самостоятельно, но не отказывая в помощи при необходимости.

ВАШ РЕБЕНОК

Инструкция.

Заполните первую часть опросника – «Дисциплинарные проблемы», оценивая каждую проблему в баллах от 1 до 5 (5 – максимальное проявление проблемы).

Примечание. Часть из перечисленных проблем повторяется в некоторых ситуациях.

Затем заполните вторую часть – «Эмоциональные нарушения», оценивая каждое нарушение таким же способом.

Затем перечислите все проблемы первой части, оцененные вами в 4 и 5 баллов, а также все нарушения второй части, оцененные вами в 4 и 5 баллов. Постарайтесь выявить причинно- следственную связь между перечисленными пунктами первой и второй частей.

Если у вас получилось 10 и более пунктов, имеющих оценку 4 или 5 в какой-либо части, то ваш ребенок, возможно, испытывает серьезные эмоциональные проблемы. В таком случае обратитесь за консультацией к специалисту.

Первая часть

Дисциплинарные проблемы

Родительская тревожность: откуда она берётся и как с ней бороться

Как оценить свой уровень тревожности, и когда стоит обращаться к психологу

Тревога необходима человеку, чтобы он мог оценить уровень опасности и адекватно на неё отреагировать. Однако люди не всегда тревожатся по рациональным причинам. Например, волнующиеся родители могут ограничивать ребёнка больше, чем требуется, и постоянно за него переживать. Клинический психолог рассказывает, как тревожность родителей влияет на ребёнка и можно ли справиться с ней самостоятельно.

клинический психолог, кандидат Московского общества детской психоаналитической психотерапии

Что такое родительская тревожность, и как она проявляется

Определённый уровень тревожности для человека нормален. Тревога необходима, чтобы вы могли оценить степень реальной опасности, она помогает адекватно реагировать на события. Если родитель совсем не тревожится, это говорит о каких-то проблемах в семье.

Бывает патологическая тревожность. Она возникает из внутренних физиологических процессов в организме, никак не связана с реальной жизнью и не приносит никакой пользы. С такой тревогой надо обращаться за помощью к специалисту.

Между нормальным и патологическим уровнем тревожности есть пограничные состояния, когда родитель ограничивает ребёнка больше, чем требует ситуация. Обычно эти ограничения неадекватны ситуации или возрасту ребёнка. Например, 15-летнего не пускают проехать две остановки на метро к друзьям. Родители обычно объясняют эти ограничения заботой, но ребёнок чувствует, что требования к нему не соответствуют реальности, и воспринимает их как давление.

Откуда берётся повышенная тревожность

Две главных причины тревожности:

1. Изначально высокий уровень тревожности

Если человек склонен к беспокойству по разным поводам, эта особенность перенесётся и на родительство.

2. Взаимоотношения в паре «родитель-ребёнок»

В этом случае повышенная тревожность развивается именно в связи с родительством. На уровень тревожности влияют:

  • ситуация в семье во время беременности. Если в это время случались какие-то происшествия или поводы для стресса, тревожность возрастает.
  • ход беременности и родов. Например, тяжёлые роды повышают тревожность матери, и их последствия могут сказываться на её отношениях с ребёнком спустя много лет.
  • заболевания ребёнка.
Читайте также:
Игры для развития речи и мышления дошкольников

Как родительская тревожность влияет на ребёнка

Он тоже становится тревожным

Очень часто ребёнок «считывает» тревожность родителей, даже когда они сами её не замечают. Он становится чрезмерно ответственным, например, очень беспокоится за свои результаты в школе, сидит допоздна за уроками, отказывается гулять с друзьями. Тревожные дети плохо реагируют на перемены в жизни, слишком переживают, если совершили ошибку или сделали что-то неправильно.

Он слишком старается быть хорошим

Иногда, чтобы не беспокоить тревожного родителя, дети ведут себя очень хорошо, демонстрируют дома только свои положительные качества. Это подавление негативных проявлений могут выливаться во внезапные вспышки агрессии или непослушания.

Он не получает поддержки

Родителю важно чутко реагировать на ребёнка, быть в контакте с ним, а тревожному родителю это сделать сложнее. На любую ситуацию он реагирует собственными переживаниями, и ребёнок остаётся без родительской поддержки. Очень часто дети тревожных родителей ничем с ними не делятся, чтобы не расстроить или не вызвать новых ограничений. При этом ребёнок остаётся один на один со своими проблемами.

Он не учится справляться с тревогой

Справиться с беспокойством помогает обдумывание ситуации. Тревожный родитель не в состоянии научить ребёнка адекватным способом справляться с тревогой — думать о ней. В этом случае ребёнок:

  • избегает тревожных ситуаций. Например, отказывается выходить к доске, учить сложные предметы, поступать в вуз.
  • отказывается чувствовать тревогу вообще. Это приводит к рискованным поступкам и попаданиям в опасные ситуации: например, ребёнок может увлечься экстремальными хобби или видом спорта.

Как научить ребёнка справляться с тревогой

Адекватно реагируйте на его рассказы

Не кричите, не пугайтесь, не накладывайте дополнительных ограничений. Часто дети делятся своими тревогами не для того, чтобы вы немедленно начали что-то делать, а чтобы их выслушали, поняли, подумали вместе с ними.

Поймите, чего он опасается

Чаще всего причины для беспокойства у вас и ребёнка будут очень разными. Например, он прогулял урок. Вы можете тревожиться, что он отстанет от программы и не напишет контрольную работу, а его может волновать, не будет ли учительница кричать на него на следующем уроке.

Не запугивайте

Ваши предупреждения об опасностях и последствиях должны соответствовать реальности. Если ребёнок увидит, что вы адекватно оцениваете ситуацию, он прислушается. Специально преувеличивать или транслировать собственные опасения не нужно.

Как понять, насколько вы тревожный родитель

Сравните свои требования с требованиями других родителей к детям того же возраста в аналогичной ситуации. Например, в 8-м классе никто из детей не звонит и не докладывает, что благополучно добрался до занятий, а вы этого требуете. Почему? Если все живут рядом со школой, а ваш ребёнок добирается час на разных видах транспорта, это требование оправданно, если же нет — это повод задуматься, с чем связано ваше повышенное беспокойство.

Другие признаки повышенной тревожности родителя:

  • тревожность ребёнка;
  • склонность ребёнка к экстремальным увлечениям и риску;
  • активный бунт подростка против ограничений;
  • психосоматические заболевания у родителя или ребёнка.

Психологи отмечают связь тревожности и аллергических заболеваний, включая астму и дерматиты; сюда же относятся жалобы на головную боль и боли в животе при отсутствии реальных патологий. Разумеется, причин у таких состояний может быть много, но если такие проявления есть, родителю стоит оценить, в том числе, и свой уровень тревожности.

Как справляться с тревожностью самостоятельно

«Звонок другу»

Когда вы тревожитесь, то не можете адекватно оценить ситуацию, в голову лезут только всякие ужасы. Например, ребёнок опаздывает домой с занятий на 20 минут, а его телефон недоступен. Если в этот момент позвонить подруге, она наверняка скажет: «Не волнуйся, наверняка у него просто сел телефон!»

Другой человек, который не охвачен этой тревогой, помогает запустить процесс мышления. Вы начинаете обдумывать ситуацию, и тревожность снижается.

«Худший вариант»

В момент, когда вы охвачены тревогой, представьте худший вариант развития событий и обдумайте стратегию ваших действий. Например, вы беспокоитесь, что ребёнок не сдаст ЕГЭ. Что тогда случится? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Какой план Б можно придумать? Размышляя над стратегией, вы успокоитесь.

«Кто критикует»

Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто даёт вам эту негативную оценку. Какой образ возникает в вашем сознании, когда вы думаете о подобной критике? Поговорите с этим образом, вспомните, на кого он похож из вашего детства. Спросите себя, всегда ли критические оценки этого человека были адекватны? Быть может, в других вещах вы давно их переросли, а в родительстве ещё нет.

Разделение ответственности

С партнёром. Тревожной матери помогает разделение ответственности с отцом ребёнка — и наоборот. Не исключайте второго родителя из процесса воспитания. Пусть он тоже принимает решения, куда можно отпускать подростка, а куда нет, как планировать его будущее и так далее.

С тренером, педагогом, преподавателем. Если ребёнок идёт в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.

С врачом. Этот способ подойдёт, если вас беспокоит здоровье ребёнка. Консультация врача и соблюдение его рекомендаций уменьшит тревожность.

Группа поддержки. Если вы беспокоитесь, достаточно ли вы хороший родитель и правильно ли растите ребёнка, найдите группу поддержки для родителей подростков. Сейчас таких групп очень много, иногда их ведёт психолог, иногда это просто коллектив родителей, собравшихся для взаимной поддержки. Вы можете сами создать такую группу, если у вас есть подруги с детьми того же возраста.

В каких случаях нужен специалист-психолог

  1. Если вы так сильно тревожитесь, что не можете заниматься своими делами и решать необходимые задачи. Например, вы настолько беспокоитесь за результаты домашней работы, что отменяете поход в театр и сидите с ребёнком над учебниками.
  2. Если жизнь перестала радовать и превратилась в постоянную борьбу с тревогой.
  3. Если общение с ребёнком не доставляет никакого удовольствия и свелось к контролю и конфликту.
  4. Если вы слишком бурно или неадекватно реагируете на рассказы ребёнка, сами это замечаете, но не можете сдержаться. Например, он говорит, что не понимает предмет и переживает за будущую контрольную, а вы начинаете кричать, что он бездельник и никогда не найдёт работу.
  5. Если вы сами ребёнок тревожных родителей. Возможно, вы неосознанно повторяете этот сценарий, а отказаться от него самостоятельно очень сложно.
Читайте также:
Готовность речи ребенка к обучению в школе

Иллюстрация на обложке: Ashleigh Green / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

7 психологических тестов, которые скажут о ребенке больше, чем ты хочешь знать

Разбираем самые популярные тесты, которые проводят школьные психологи. Как интерпретировать результаты и стоит ли бить тревогу, если тебе показалось, что что-то идет не так?

Известно, что школьные психологи проводят тестирование детей, от которого, впрочем, у тебя есть право отказаться. Случается, результаты тестов настораживают и пугают родителей. Давай развеем тревоги: объясним, в чем суть наиболее популярных методик.

Тесты для детей 7-10 лет

«Гомункулус»

Диагностика выявляет соматические проблемы: с ее помощью можно определить, какой орган болит, и через это «выйти» на психологические проблемы. Ребенок раскрашивает человечка, похожего на лягушонка, и отвечает на вопросы психолога. Придуманная история про невиданное существо и выбранные цвета помогают определить психосоматические проблемы. Диагностика достаточно точная.

«Рисунок семьи»

Одна из самых популярных диагностик, про нее слышал, наверное, каждый родитель. Ребенок рисует свою семью, а психолог анализирует выбранные цвета, расположение и размер фигур. Результаты дают повод задать вопросы родителям. Не более. Точно проанализировать ситуацию в семье по данной диагностике нельзя, потому что рисуночные тесты имеют ситуативный характер.

Например, ребенок утром поссорился с папой и нарисовал его меньше – это не повод считать папу незначительной фигурой. Или, бывает, что под рукой лишь красный или черный карандаш, это не повод говорить о чрезмерной агрессии школьника и напряженной ситуации дома. В общем, диагностика требует уточнения, не стоит слепо ей доверять и напрягаться от вопросов психолога о семейной обстановке.

«Моя страна»

Диагностика на выявление детских страхов. Ребенку предлагают построить свою страну на столе, используя все, что есть в кабинете. После психолог берет два элемента, например, колпачки от фломастеров и просит разрешения приехать в гости в эту страну. Психолог расспрашивает о границах, о способах защиты страны, о том, кто главный, кто соседи. Ребенок увлеченно играет и многое рассказывает. Это отличный способ распознать причину страха, поработать с ней и даже нивелировать.

Тесты для детей от 10 до 16 лет

«Тест Филлипса»

Направлен на определение уровня тревожности: высокой, умеренной или низкой. По нему психологи чаще всего ориентируются, адаптировался ученик к пятому классу или нет. Тест состоит из вопросов, рядом с которыми нужно поставить плюс или минус, то есть «да» или «нет».

С тестом нужно быть осторожным: тревожность бывает временной, ситуативной. Помните, что вашему ребенку не «ставят диагноз», а лишь дают пищу для размышлений о том, чтобы присмотреться к поведению, поддержать, пообщаться с подростком.

«Прогрессивные матрицы Равена»

Это карточки с картинками, на которых недостает одной части изображения, и ребенок выбирает подходящий кусочек для «мозаики». Отличный способ узнать уровень развития интеллекта ребенка.

Матрицы действительно помогают выявить закономерности: с какими типами геометрических фигур испытуемому было сложнее. Результат позволяет предположить, какие мыслительные процессы более развиты: например, синтез или анализ.

Тесты для старшеклассников

«Тест Роджерса-Даймонд»

Диагностика направлена на изучение социально-психологической адаптации старшеклассника. Особенно актуально в 10 классах, после смены педагогов и трансформации классов. Школьнику предлагается 101 утверждение, и он должен оценить каждое по семибалльной шкале. Немного скучно, однако результаты — неплохой маячок по дезадаптированным ребятам, то есть подросткам, которым сложно адаптироваться в новом коллективе. Звучит тревожно, но пугаться не стоит, просто не пускайте ситуацию на самотек.

«Тест Голланда»

Любимая психологами диагностика профориентации старшеклассника. Предлагаются пары профессии – нужно выбрать одну из них. Например, «водитель» или «продавец»? Результаты теста помогают определить тип профессиональных личностных особенностей ребенка: артистичные, реалистичные, интеллектуальные, социальные и другие.

Можно даже построить своеобразную диаграмму, на которой будет видно – между каким областями лучше выбирать профессии. Диагностика реально работает, поэтому она уже много лет в большом почете у школьных психологов.

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходит логопедическое обследование.

Шкала оценки нервно-психической сферы

Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому при зрительном контакте. Стадия фонации.

Стадия гуления, ребенок вступает в голосовой контакт, если услышит обращенный к нему ласковый голос. Появляются гласные и согласные звуки. Слух: реагирует на звук пищалки.

Появляется визг, смех . Речь: новые звуки, певучее гуление, лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации, различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Слух – реакция на звук пищалки и манки.

Канонический лепет, стремится привлечь к себе внимание звуками, развивается отраженный лепет (повторения слоговых цепей). Слух – реакция на все звуковые сигналы.

9-11 месяцев

Активно общается с помощью жестов. Может использовать 1-2 лепетных слова. Ползает, манипулирует предметами: пробует их, обследует. Способен выполнять простые одноступенчатые инструкции. Начинает понимать социальные свойства предметов. Отзывается на имя.

Ребёнок понимает 30-50 слов; инструкции, сопровождаемые жестами. Начинает ходить и исследовать территорию. Реагирует на запрет.

Логопедическое обследование: алгоритм и структура

Диагностика проходит в 2 этапа:

1. Сбор анамнеза за все периоды развития – во время беременности, родов и в первые недели жизни ребёнка. Изучение медицинской документации, моторного профиля.

Читайте также:
Возрастные характеристики развития речи детей дошкольного возраста

2. Собственно процедура логопедического обследования (30 – 40 минут).

Желательно проводить тестирование на территории ребенка, где он может свободно передвигаться и чувствовать себя в безопасности.

Тестирование

Тесты направлены на обследование контактности, артикуляционного аппарата, слухового и зрительного восприятия (способности визуально следить за объектом, реагировать на его исчезновение и возвращение, показывать его часть), вокализации (способности повторять за экспериментатором), ментальных операций.

Рекомендованное оборудование:

– картонная коробка: 10 – 10 – 10 см
– ткань или салфетка
– машинка яркого цвета: 12,5 см
– двигающиеся механические игрушки яркого цвета: 10-15 см
– баночки с манкой, горохом, гречкой
– юла яркого цвета
– кубики разного цвета 10 шт. 2,5 – 2,5 – 2,5 см
– мяч яркого цвета 10 см в диаметре
– звучащие игрушки: колокольчик – 5 см в диаметре и 10 см высотой
– молоточек

Примеры тестовых заданий

Что в результате тестирования?

Проведя комплексную оценку состояния развития ребёнка, логопед формирует индивидуальную программу коррекции. Она строится на базе сохранных нейрофизиологических механизмов, и направлена на доведение до возрастной нормы и последующее совершенствование “уязвимых” сфер. В коррекцию входит:

  • развитие коммуникативной сферы
  • логопедические занятия
  • паллиатив, фармакотерапия
  • обучение родителей правильному речевому общению с малышом, создание правильной речевой среды

    Специалисты нашего центра проводят комплексную диагностику речевого и общего развития детей до 1 года, а также коррекционные и развивающие занятия. Будем рады помочь!

    Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09

    • Главная
    • О центре
    • Наши специалисты
    • Цены
    • Ваши вопросы
    • Онлайн-занятия
    • Отзывы
    • Коллегам
    • Публикации
    • Логопед взрослым
    • Логопед детям
    • Логопедический массаж
    • БОС
    • Новости
    • Контакты
    • Психолог

    © « Центр коррекции речи Анны Белик »

    Санкт-Петербург , пр. Просвещения, 15 ; пр. Сизова, 25 .
    Часы работы: Пн-Пт 10-20, Сб-Вс 10-16 .
    Т. +7(921) 995-61-57 , +7(911) 093-83-09, logoped@belikcenter.ru , Skype: Beliklogocenter

    Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам

    Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста

    Ирина Черень
    Схема логопедического обследования ребёнка раннего возраста

    СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО

    И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    (от 2 до 4 лет)

    Фамилия, имя ребенка ___

    Дата рождения, возраст ___

    Национальный язык, двуязычие (если есть) ___

    Домашний адрес ___

    Дата заполнения речевой карты___

    Логопед ___

    (возраст при рождении ребенка)

    Отец ___ (возраст при рождении ребенка)

    Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ___

    Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников

    От которой по счету беременности ребенок ___

    Протекание беременности (токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)

    Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___

    Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)

    Когда закричал ребенок ___

    Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___

    Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ___

    Вес и рост ребенка при рождении ___

    Вскармливание: когда принесли кормить ___

    как взял грудь ___

    как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ___

    Грудное вскармливание до ___

    Когда выписали из роддома ___

    если задержались, то почему ___

    Раннее развитие

    Голову держит с ___

    (в N с 1,5 мес.)

    (в N с 6 мес.)

    (в N с 11-12 мес.)

    (в N с 1 года)

    Первые зубы ___

    (в N в 6-8 мес.)

    (тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

    судороги при высокой температуре)

    Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

    (в соответствии с данными медицинской карты)

    Раннее речевое развитие

    Гуление ___ (в N 2-3 мес.)

    (в N от 4 до 8 мес.)

    Характер лепета ___

    Первые слова ___

    (в N около года)

    Первые фразы ___

    (в N от 1,5 до 2 лет)

    Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

    Использование жестов ___

    Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ___

    Занимались ли с логопедом (с какого возраста) ___

    Результаты логопедической работы ___

    I. Исследование неречевых психических функций

    1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

    а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

    б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

    в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

    г) индивидуальные особенности.

    2.Состояние слухового внимания:

    а) дифференциация звучащих игрушек;

    б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).

    3.Исследование зрительного восприятия:

    а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – маленький;

    б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

    2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;

    3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

    в) восприятие формы (с3 лет.):

    различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

    4.Исследование зрительно – пространственного гнозиса праксиса:

    а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);

    б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

    в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

    5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

    Для детей от 2 до 3 лет:

    – пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;

    – перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;

    – медленно покружиться на месте;

    – бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;

    – поймать брошенный мяч;

    – подпрыгнуть на двух ногах на месте;

    – выполнить наклоны вперед и в сторон.

    Для детей от 3 до 4 лет:

    – пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;

    – перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;

    – пройти по положенному на пол шнуру;

    – прыгнуть в длину с места;

    Читайте также:
    Отдавать ли ребенка в детский сад

    – переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);

    6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

    «покормить» куколку;

    – слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;

    – уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

    – расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;

    – рисовать горизонтальные и вертикальные линии;

    – рисовать круг, тело человека;

    – складывать крупную мозаику.

    II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

    Повторить за логопедом:

    Кукла плачет: а-а-а.Мышка пищит: и-и-и

    Ребенок плачет: уа.Собака лает: ав.

    Поезд гудит: у-у-у.Заблудились в лесу: ау.

    Ослик кричит: иа.Кошка мяукает: мяу.

    Исследование звуко – слоговой структуры слов (с 3 лет)

    Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

    Анатомическое строение артикуляционного аппарата

    Отметить наличие и характер аномалий в строении:

    а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

    б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

    г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

    д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

    е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

    ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).

    Состояние речевой моторики

    1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

    – поднять брови вверх («удивиться»);

    – нахмурить брови («рассердиться»);

    – надуть щеки («толстячок»);

    – втянуть щеки («худышка»);

    (Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

    2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):

    а) губы – «улыбка»«трубочка»;

    б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

    в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

    Отметить следующие параметры движений:

    а) наличие или отсутствие движений;

    б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

    в) объем движений (полный, неполный);

    г) способность к переключению от одного движения к другому;

    д) замены движений;

    е) добавочные и лишние движения (синкинезия);

    ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

    Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)

    1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).

    объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

    а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

    б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);

    в) атака голоса (мягкая, твердая);

    г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

    Особенности просодической стороны речи

    (при наличии фразовой речи):

    а) темп (нормальный, быстрый, медленный);

    б) ритм (нормальный, аритмия);

    в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

    г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

    III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

    1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

    стол – стул, косы – козы;

    папа – баба, горка – корка;

    точка – дочка, миска – мишка.

    2. Показать собачку,когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).

    IV. Исследование лексики и грамматического строя

    а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т. п. ;

    б) понимание обобщающих слов (с 3 лет):выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

    – показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках);

    – выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

    2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).

    3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).

    4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).

    V. Исследование лексики и грамматического строя

    1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).

    а) существительные (назвать предметы,картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т. д. ;

    б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик,по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т. д.);

    в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).

    3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);

    а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

    стол – столы рука – руки

    мяч – мячи шар – шары

    кукла – куклы глаз – глаза

    б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.);

    в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

    Это хвост кого? – Лисы.

    Это сумка кого? – Мамы.

    Это машина кого? – Мальчика.

    Это уши кого? – Зайца;

    г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);

    д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

    е) употребление существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):

    стол – столик ложка – …

    VI. Состояние связной речи

    (обследуется при наличии фразовой речи)

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: