Тематическое планирование в рамках реализации ФГТ

Тематическое планирование в рамках реализации ФГТ, тема недели «Дары осени»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физкультура»

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнёров; умение договариваться «Социализация» (1)

2. Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно, воспитывать самостоятельность, любознательность Художественный труд» (1)

3.Воспитывать бережное отношение к природе, формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе «Социализация» (2)

4. Воспитать уважение к хлебу и труду земледельцев, выращивающих хлеб — самое главное богатство страны. «Труд» (3)

Развивающие:

1. Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, находить альтернативные решения; развивать внимание детей «Познание» (1)

2. Активизировать речь детей: развивать умение составлять рассказ по плану – схеме, по картине, творческое рассказывание, упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных «Коммуникация» (1)

3. Развивать пантомимические навыки: создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. «Чтение художественной литературы» (1)

4. Развивать словарь, обогащая его названиями грибов «Коммуникация» (2)

5. Развивать мелкую моторику руки, формировать графические навыки. «Здоровье» (4)

6. Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложение из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа на основе личного опыта, активизировать названия овощей, упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, понимать образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи «Коммуникация» (5)

Образовательные:

1. Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», названия различных овощей и фруктов. «Познание» (1)

2. Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека: это источник витаминов и жизненной силы, очень вкусный продукт питания «Здоровье» (1)

3. Ознакомить детей со способами заготовки овощей и фруктов: консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, компотов, соков «Труд» (1)

4. Способствовать пониманию детьми смысла сказки, выявить заключённую в ней мораль. Учить домысливать, понимать «написанное между строк» «Чтение художественной литературы» (1)

5. Совершенствовать умения и навыки создания поделок в технике оригами; умение делать чёткие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали, выполнять базовую форму «Двойной треугольник». Обучать выполнению поделок с использованием схемы» «Художественный труд» (1)

6. Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов: они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых. Рассказать о строении грибов, рассказать, как правильно собирать грибы. «Познание» (2)

7. Закрепить правила первой помощи при отравлении «Здоровье» (2)

8. Закрепить знание цифр первого десятка, порядка следования чисел в натуральном ряду, закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 10 с помощью арифметической линейки, упражнять в умении определять положение объекта на листе бумаги с помощью простейшей системы координат, формировать навыки чтения плана, развивать навыки ориентации с помощью простых ориентиров на листе бумаги «Познание» (2) 9. Уточнить представления детей о труде хлеборобов, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. «Познание» (3)

10. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники (трактор, комбайн, сеялка, борона). Развивать связную речь детей. «Коммуникация» (3)

11. Закрепить навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10 с помощью арифметической линейки. Познакомить с измерением объёма сыпучих продуктов мерной чашкой. Закреплять знание цифр и порядка следования чисел в натуральном ряду. «Познание» (4)

12. Упражнять в умении делать булочки разной формы из сдобного теста, украсить своё изделие. «Художественное творчество» (4)

13. Закреплять правильное произношение звука «р», уметь выделять его в начале, середине и конце слова, выкладывать схему слова «Коммуникация» (5)

14. Продолжать знакомить детей с натюрмортом, рисовать с натуры разные овощи и фрукты; окружающий их фон, вазы, другие предметы. Подбирать нужные цвета для изображения овощей и фруктов, создавать нужные оттенки путём смешивания красок, развивать навыки рисования с натуры, развивать чувство композиции «Художественное творчество» (5)

Методы и приёмы:

Практические: д/и, д/у, игровые ситуации, игровые упражнения, физминутки, пальчиковая гимнастика, самостоятельная творческая деятельность детей.

Наглядные: алгоритмы, ТСО, наблюдение, рассматривание иллюстраций, презентаций, образец воспитателя

Словесные: загадки, , стихи, рассказ-беседа воспитателя, вопросы-ответы, художественное слово, рассказ по плану, ситуативный разговор, , беседа – рассуждение, объяснение воспитателя, составление рассказа по картине, рассказ воспитателя

Оборудование: наборы картинок с изображением овощей и фруктов, разрезные картинки, на которых изображены овощи и фрукты, серии картинок, на которых изображены стадии роста различных овощей, наборы сюжетных картин для составления рассказа, демонстрационные картины «В саду», На огороде», геометрические фигуры для выкладывания план – карты на магнитной доске; образец корзинки, схема выполнения поделки, цветная бумага для аппликации (1), костюм Лесовичка; картинки: ядовитые и съедобные грибы и ягоды; фишки красного цвета, разноцветные; 2 корзины; алгоритмы первой помощи при отравлении; аудиозапись В. Шаинского «Кузнечик»; план –карта на большом листе бумаги, разрезные картинки с указанием ориентиров движения, наборы цифр от 0-9, арифметические линейки, большая таблица10*5,в которой столбцы пронумерованы цифрами 1-9, строки буквами А,Б,В,Г, небольшие грибы с разноцветными шляпками (2). Хлебные изделия, колоски пшеницы и ржи, иллюстрации о труде хлеборобов, рассказ И. Токмаковой «Кем быть?», листы А4, цветные и простые карандаши, ластики, иллюстрации с изображением сельскохозяйственных машин, репродукции картин Г. Мясоедова «Страдная пора», И. Шишкина «Рожь»(3). Арифметические линейки (для каждого), таблицы математического кроссворда с зашифрованными словами (на каждую подгруппу), листы бумаги в крупную клетку с пронумерованными точками и образцами прописей (для каждого), простые и цветные карандаши (для каждого ребёнка); всё необходимое для приготовления теста: мука в сосуде, сметана в пластиковой банке; соль и сахар в небольших мисках; мерные чашки (100 мл); столовые и чайные ложки, материал для лепки: картинки с изображением изделий их теста, разделочные доски, пластмассовые ножи, тесто, противни, продукты для украшения булочек: изюм, кокосовая стружка… (4). Картинки (овощи, фрукты), муляжи овощей, игрушки– собака, бабушка; круги красного, синего и зелёного цветов для грамоты; кастрюльки. Горшочки, кувшины из картона, на тыльной стороне которых нарисованы овощи и фрукты. Репродукции картин И. Репина «Яблоки», А. Лентунова «Овощи», бумага, акварель, материалы для составления натюрморта: муляжи овощей и фруктов, вазы, кувшины (5).

Читайте также:
Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения

Ремизова Наталья Юрьевна,
воспитатель

Комплексно тематическое планирование воспитательно образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с фгт

Главная > Тематическое планирование

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Комплексно – тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса

в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из положений:

« Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса… »;

далее « Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов …;

далее « Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра ». В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста : кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

Рассмотрим, что предполагает комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса .

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

Кратко остановимся на каждом из принципов.

На сегодняшний день доминирует учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам» . Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по «предметам» – не тождественна организации различных видов детской деятельности , а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях – не является совместной деятельностью взрослого и детей , т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка , а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие , сотрудничество. Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Таким образом учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико – методологическим принципам ФГТ.

В предметно – средовом принципе построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.

Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДО этот принцип применён быть не может, т. к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым для развития всех видов детской деятельности.

Однако предметно – средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей . Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

Примерами построения образовательного процесса по комплексно – тематическому принципу служат вариативные программы:

программа «Золотой ключик» – где образовательный процесс, строится по сюжетно – событийному принципу;

программа «Сообщество» – где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект-это тема, которой объединены все виды детской деятельности.

По комплексно – тематическому принципу построена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий), тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод :

– учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. – в основе должен лежать комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества , семьи , государства , кроме того, должны вызывать личностный интерес детей , положительное эмоциональное отношение . Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности.

Читайте также:
Речевая карта при отсутствии речи

Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.

Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» не потому, что Министерство образования и науки РФ перешло на позиции «свободного воспитания» – отсутствие термина «занятие» обусловлено главной причиной: не спровоцировать понимание термина «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие. На вопрос: «Что же, теперь занятия в детском саду отменяются?», авторы разработчики проекта ФГТ отвечают: «Вовсе нет, просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное , занимательное дело , без отожествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

Анализ требований ФГТ показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.

Данный принцип начинался в качестве просто тематического, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет. Например, работа «по организующим моментам» в начале 20-х годов ХХ века – это тоже разновидность тематического принципа. «Обновлению педагогического процесса в детском саду послужило введение планирования всей его деятельности. Главная задача нового планирования – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. В работе «по организующим моментам» главным была постановка цели, которая захватила бы детей на 2-3 недели: подготовиться к празднику, устроить цветник и огород и т.д.».

Однако в 50-80-е годы, данный принцип подвергся жесткой критике со стороны идеологов учебной модели. В качестве недостатков назывались такие моменты как:

поглощение выбранной темой всего образовательного процесса и, как следствие, заслонение ею остальных значимых общественных явлений,

эпизодичность темы в жизни ребенка: после прохождения тема считалась «отработанной», исчерпывающей, к ней больше не возвращались, следовательно она не оставляла глубокого следа в сознании детей.

Современные исследования педагогов, психологов, социологов свидетельствуют о том, что воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей.

При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Кроме того, темы, в рамках которых решаются образовательные задачи, должны, с одной стороны, быть социально значимыми для общества, семьи и государства, с другой стороны вызывать и личностный интерес детей (по крайней мере, большей части группы), обеспечивающий мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас».

Комплексно-тематический принцип организации воспитательно-образовательного процесса позволяет учесть следующие принципы:
1. Принцип интеграции, тема проходит через все образовательные области, позволяет детям хорошо усваивать материал, накапливать полезную информацию, пополнять багаж знаний.
2. Принцип последовательности;
3. Принцип систематичности;
4. Принцип повторности.

Комплексно-тематический принцип организации воспитательно-образовательного процесса, объединяющий все виды детской деятельности в течение определенного промежутка времени эффективен в достижении поставленных целей. Реализация тематического плана шаг за шагом способствует не только выполнению планируемых результатов освоения детьми основной образовательной программы на данном возрастном периоде, но и реализации программы в целом.
Проектная форма реализации программы предусматривает активное подключение родителей в воспитательно-образовательный процесс, через включение в совместные мероприятия, праздники и подготовку к ним.

Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах:

организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области).

Авторы разных программ предлагают свои варианты комплексно-тематического планирования.

Так, например, программа «Успех» (под редакцией Н.В.Фединой) предполагает реализацию комплексно-тематического принципа построения Программы на основе примерного календаря праздников, который обеспечивает:

«проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

Читайте также:
Слухоречевая реабилитация детей дошкольного возраста с кохлеарным имплантантом

социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);

разнообразие форм подготовки и проведения праздников;

возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном периоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменен, уточнен и (или) дополнен содержанием, отражающим: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями.

Авторы программы «От рождения до школы» (рук. авторского коллектива Н.Е.Веракса) рекомендуют одной теме уделять не менее одной недели. Оптимальный период – 2-3 недели.

В программе для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое следует рассматривать как примерное. Дошкольное образовательное учреждение для ведения регионального и культурного компонентов, для учета особенностей своего дошкольного учреждения вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период.

Тематика может быть распределена по неделям. Кроме того, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе тем и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой («Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М.: Линка-Пресс, 2007):

Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

Третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое?», «Что с ним делать?», «Как это действует?», «Где это можно встретить?»;

Четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приходящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Объективность: объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

Соотносительность: выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса ДОУ;

Результативность: четкое проявление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

Оптимальность: выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;

Учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональная компетентность педагогов.

Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого плана воспитательно-образовательного для всех ДОУ. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.

Комплексно – тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ

Манченко Е. В.,

1 квалификационная категория

АУДО МО Заводоуковский городской округ

Консультация для воспитателей по теме:

«Комплексно – тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГТ»

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности. Выделим некоторые из положений:

«Программа должна основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса…»;

далее «Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов…;

далее «Программа должна…предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра». В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

Рассмотрим, что предполагает комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.

В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:

  • Учебный
  • Предметно – средовой
  • Комплексно – тематический
Читайте также:
Космическое приключение - конспект НОД

Кратко остановимся на каждом из принципов.

На сегодняшний день доминирует учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые, по сути, представляют собой адаптированные к потребностям дошкольного возраста уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, и другим «предметам». Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по «предметам» – не тождественна организации различных видов детской деятельности , а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях – не является совместной деятельностью взрослого и детей , т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество. Учебная модель организации образовательного процесса не является адекватной для детей дошкольного возраста, что доказывают труды классиков отечественной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).

Таким образом учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико – методологическим принципам ФГТ.

В предметно – средовом принципе построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль, опосредованная в зависимости от направленности дидактического материала.

Практика показывает, что в «чистом виде», как доминирующий основной принцип организации образовательного процесса, в современном ДО этот принцип применён быть не может, т. к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым для развития всех видов детской деятельности.

Однако предметно – средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Комплекснотематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. В логопедических группах в течение года изучается несколько лексических тем, это является наиболее эффективным способом преодоления лексической недостаточности детей имеющих тяжёлые нарушения речи. Комплексно – тематический принцип в данном случае реализуется не в «чистом виде», а в совокупности с учебной моделью: занятия продолжают оставаться основной формой организации образовательного процесса, построенного по предметному принципу.

Учитывая специфику коррекционно – образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья не правомерно поднимать вопрос о переносе существующей комплексно – тематической модели из специализированных групп в массовые. То, что хорошо для одной категории детей, неприемлемо для другой.

Примерами построения образовательного процесса по комплексно – тематическому принципу служат вариативные программы:

программа «Золотой ключик» – где образовательный процесс, строится по сюжетно – событийному принципу;

программа «Сообщество» – где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект-это тема, которой объединены все виды детской деятельности.

По комплексно – тематическому принципу построена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех», где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий), тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста.

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод:

– доминирующая на сегодняшний день учебная модель построения образовательного процесса противоречит теоретико – методологическим принципам ФГТ;

– в основе должен лежать комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть социально значимыми для общества , семьи , государства , кроме того, должны вызывать личностный интерес детей , положительное эмоциональное отношение . Принцип комплексно – тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности;

– учебный блок в прежнем его понимании не может и не должен присутствовать в практике ДО. Проведение занятий как основной формы организации образовательного процесса целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.

Однако из данных положений вовсе не следует, что процесс обучения отменяется. Обучение является одной из главных составляющих дошкольного образования, наряду с воспитанием и развитием. В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие» не потому, что Министерство образования и науки РФ перешло на позиции «свободного воспитания» – отсутствие термина «занятие» обусловлено главной причиной: не спровоцировать понимание термина «образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности» в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие. На вопрос: «Что же, теперь занятия в детском саду отменяются?», авторы разработчики проекта ФГТ отвечают: «Вовсе нет, просто в само понятие «занятие» вкладывается иной смысл – увлекательное, занимательное дело, без отожествления с занятием как дидактической формой учебной деятельности.

Таким образом, ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном

планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Схематично изменения можно представить следующим образом

Совместная деятельность взрослого и детей

Читайте также:
Тренинговые упражнения для развития воображения у детей с ОНР

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность осуществляемая в ходе

Новые подходы в планировании образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГТ

Проблемная секция «Комплексный подход к реализации ФГТ в образовательном процессе ДОУ» в рамках Августовской педагогической конференции 2012.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ПЛАНИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ.

, методист отдела

методического обеспечения дошкольного образования

МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г. о. Тольятти

Настоящие ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 655).

На данный момент мы все окончательно поняли, что Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

А образовательная деятельность в ДОУ должна:

– соответствовать принципу развивающего образования;

– обеспечивать содержание по всем 4 направлениям развития ребенка в равных долях;

– строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей как альтернатива предметному принципу; (Необходимо помочь воспитателям понять – интеграция – это не комплексные занятия, а взаимопроникновение с учетом специфики обр. областей)

строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, которые в образовательном процессе задаются взрослым, а так же в виде: экспериментирования, проектирования, коллекционирования, бесед, наблюдений, экскурсий, решения проблемных ситуаций и др.

– основываться на комплексно-тематическом принципе построения, который может осуществляться через проектную деятельность взрослых и детей (реализацию тематических проектов);

– предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, во взаимодействии с родителями в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Чтобы полноценно и качественно осуществлять весь педагогический процесс, удержать в памяти все то, что нужно провести с детьми в течение недели (месяца), необходимо грамотное планирование.

Термин «план» трактуется как

– способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, познавательные задачи, программное содержание, последовательность организации и проведения образовательной деятельности с детьми;

– как система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий.

По результатам анкетирования, изучения и анализа состояния процесса реализации федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре ООП дошкольного образования в МБУ г. о. Тольятти в феврале – марте 2012 года методистами МАОУ ДПОС РЦ были выявлены следующие тенденции. Практические работники МБУ г. о. Тольятти изменили форму написания плана, многие используют комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности через разные модели организации воспитательно-образовательного процесса, но смысловое содержание представленных планов далеко от совершенства. Содержание планов требует доработки в 50% проверяемых ОУ, так как не указаны пути интеграции задач образовательных областей, видов детской деятельности, форм работы с детьми, недостаточно прописан технологический компонент реализации запланированной деятельности. Многие педагоги испытывают затруднения в подборе содержания образовательных областей с учетом возраста дошкольников, текущей темы и реализуемой ООП в ДОУ. Увеличение продолжительности прогулки влечет за собой пересмотр количества и содержания её компонентов (подвижных игр, наблюдений, индивидуальных и коллективных трудовых поручений, исследований и др.), требует иной рациональной организации, что также не имело отражения в планах практических работников на момент проверки. Поэтому считаю необходимым ещё раз напомнить требования и новые подходы к планированию образовательной деятельности в ДОУ.

При составлении плана воспитатель должен учитывать:

• требования конкретной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ,

• основной общеобразовательной программы дошкольного образования,

• содержание и уровень уже усвоенных в ходе предыдущей работы знаний, практических навыков и опыта детей,

• уровень личностной культуры дошкольника,

• реальность событий, перспективу их развития,

При планировании образовательной деятельности педагоги:

содержания образовательной программы дошкольного образования, лицензированной и реализуемой в ДОУ, содержанию основной общеобразовательной программе дошкольного образования, разработанной на основе ФГТ;

условий, в которых реализуется образовательная программа дошкольного образования, требованиям СанПиН 2.4.1.2660 – 10;

2. Корректируют существующую модель планирования (формы и содержание).

Примерный перечень требований к структуре, содержанию планирования

современные нормативные требования (ФГТ, СанПиН,).

• выполнять ФГТ, санитарные правила и нормативы, содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

• план должен быть лаконичным, информационно содержательным, реальным, отражать специфику деятельности ДОУ;

• методически грамотным, корректируемым адекватно меняющейся образовательной ситуации, содержать региональный компонент;

• составляться на основе анализа и учета результатов продвижения (затруднений) детей на предыдущем этапе;

• учитывать возрастные потребности детей, зону их ближайшего развития;

• содержать элементы прогнозирования.

По видам планы делятся на: перспективный и комплексно-тематический.

Перспективный план работы позволяет педагогу удерживать целостность образовательного процесса, основные направления развития ребенка, проектировать развитие собственной профессиональной компетентности и составляется воспитателем на один – три месяца. Точные сроки определяются либо требованиями администрации ДОУ, либо самостоятельным выбором педагога.

В перспективном плане целесообразно выделять следующие разделы:

«Сотрудничество с родителями» целесообразно планировать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению.

«Индивидуальная работа с детьми» планируется, исходя из реальных проблем, выявленных в результате проведенной диагностики или по фактам конкретных затруднений детей, зафиксированных педагогом на занятиях или других формах организации детской деятельности. Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.

Читайте также:
Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи

«Содержательная интеграция деятельности со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов: музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности, хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.

«Профессиональное саморазвитие» педагоги планируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Планируемые формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций.

Содержание раздела «Организация предметно-развивающего пространства» планируется с учетом тематической направленности занятий, времени года, специфики группы, запросов, возрастных потребностей, индивидуальных интересов детей, зоны их ближайшего развития.

Необходимо выделить слабые стороны перспективного планирования:

• перспективное планирование, в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана, не раскрывает содержания деятельности, методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;

• не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;

• избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;

• затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий.

Комплексно-тематический план, основным образовательным содержанием которого являются события, позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности: мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений), мире собственной внутренней жизнедеятельности» (Концепция дошкольного воспитания).

Комплексно – тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и дополняют возможности детей, добиваясь при интеграции высоких образовательных эффектов.

При разработке комплексно – тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны», т. е. они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций.

Примерными темами для изучения с детьми могут быть:

• события, описанные в художественных произведениях;

• реальные события, происходящие в жизни детей;

• события, специально смоделированные педагогом;

• тематические мероприятия, проводимые в рамках реализации творческих проектов;

• сезонные явления в природе;

Кроме основного образовательного содержания, зафиксированного в конспектах занятий, сценарных планах, необходимо иметь дополнительное дидактическое сопровождение: тексты художественных произведений, дидактические игры, игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности. Дополнительная тематическая информация обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации.

Выбор тематического содержания, определение форм работы по его реализации и интеграции осуществляется педагогом на месяц. Основным принципом при подборе содержания являются образовательные области и решение их основных задач.

При планировании образовательного содержания в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму, позволяющую педагогу установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности, амплифицировать развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

В рамках методического сопровождения процесса внедрения федеральных государственных требований к структуре ООП дошкольного образования и по результатам изучения положения дел в МБУ г. о. Тольятти методистами МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» по обозначенной тематике (планирование образовательной деятельности) были проведены разнообразные городские мероприятия для заместителей заведующих по ВМР и практических работников МБУ г. о. Тольятти.

Проведено 4 мастер-класса по использованию алгоритмов реализации образовательных областей через разные модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по 4 направлениям развития дошкольников. На педагогической панораме был представлен вариант календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы с детьми старшего возраста по теме «Осень» с использованием содержания всех образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования. Весь методический материал, наработанный творческой группой, в составе из 16 МБУ под научным руководством преподавателей кафедры дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «ТГУ», предложен вам в практическое пользование в качестве учебно-методического пособия «Алгоритм реализации образовательных областей ООП через разные модели организации образовательного процесса» в 4 частях по направлениям развития дошкольников. Пособие вы можете приобрести на данном мероприятии.

Проведён теоретический семинар для практических работников «Планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах ДОУ в соответствии с ФГТ к структуре ООП». Повысили свой профессиональный уровень 23 зам. зав. по ВМР обучившись по программе «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе в ходе реализации ФГТ к структуре ООП ДО» в объёме 36 часов. В перспективе на следующий учебный год будет продолжена работа в данном направлении.

«Планирование образовательного процесса с детьми в условиях реализации ФГТ»

Жанна Блейхер
«Планирование образовательного процесса с детьми в условиях реализации ФГТ»

«Планирование образовательного процесса с детьми в условиях реализации ФГТ»

Планирование – составная и обязательная часть профессиональной деятельности.)

Планирование образовательного процесса является составной и обязательной частью профессиональной педагогической деятельности воспитателя. В квалификационных характеристиках должностей работников образования записано: «Воспитатель, (включая старшего воспитателя, разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников».

Планирование – это этап, фаза управленческого цикла.

Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовывать индивидуальные усилия педагогического и детского коллективов для достижения поставленных целей.

Задачи планирования:

Обеспечение целенаправленного развития образовательных областей образовательной программы, их интеграции;

Создание базы для осуществления контроля за ОП;

Предоставление информации об организации деятельности возрастной группы;

Реализацию новых форм взаимодействия с детьми, родителями в структуре планирования.

Именно планирование предопределяет результаты и эффективность деятельности, как в коллективе ДОУ в целом, так и возрастной группе.

Читайте также:
Система работы с неговорящими детьми

Планирование отражает

• ход реализации основной образовательной программы,

• специфику и развитие приоритетных направлений деятельности ДОУ,

• устанавливает связи между занятиями, игрой и трудом детей,

• ход и результаты реализуемых творческих проектов.

Закон РФ «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9)

Приказ министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. №655

В соответствии с законом «Об образовании» (пункт 6.2 статьи 9) приказом министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. №655 утверждены ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДО. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной программы, кроме того положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности.

«Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса…»;

«Программа должна…предусматривать решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов…»;

«Программа должна… предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать адекватными для ребёнка дошкольного возраста: кроме игровой, это-коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная деятельность, чтение (восприятие) художественной литературы.

Что предполагает комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса?

Примерами построения образовательного процессапо комплексно-тематическому принципу служат вариативные программы:

• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»,где основой организации образовательной деятельности является примерный календарь праздников (событий, тематика которых ориентирована на все направления развития ребёнка дошкольного возраста;

• Программа «Золотой ключик» – где образовательный процесс, строится по сюжетно-событийному принципу;

• Программа «Сообщество» – где образовательный процесс представляет собой реализацию ряда проектов, каждый проект – это тема, которой объединены все виды детской деятельности.

В основе должен лежать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Темы, в рамках которых будут решаться образовательные задачи, должны быть значимыми для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение.

(показать комплексно-тематическое планирование-тематику на учебный год)

Принцип комплексно-тематического планирования тесно связан с принципом интеграции организационных форм, различных видов детской деятельности.

Таким образом, ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности.

Результатом процесса планирования являются планы, содержащие цели, задачи образовательных областей, определяющие последовательность, сроки.

10 Слайд (термин – план)

Главное предназначение плана – упорядочить воспитательно-образовательную деятельность детского коллектива, обеспечить выполнение таких требований к ОП, как планомерность, систематичность, преемственность результатов, управляемость.

Таким образом план- это документ, указывающий содержание ориентира деятельности в возрастной группе ОО ОП.

По видам планы делятся

• Перспективный план работы позволяет педагогу удерживать целостность образовательного процесса, основные направления развития ребенка, проектировать развитие собственной профессиональной компетентности и составляется воспитателем на один-три месяца. Точные сроки определяются либо требованиями администрации ДОУ, либо самостоятельным выбором педагога.

«Сотрудничество с родителями» целесообразно планировать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению.

«Индивидуальная работа с детьми» планируется, исходя из реальных проблем, выявленных в результате проведенной диагностики или по фактам конкретных затруднений детей, зафиксированных педагогом на занятиях или других формах организации детской деятельности. Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.

Содержание раздела «Организация предметно-развивающего пространства» планируется с учетом тематической направленности занятий, времени года, специфики группы, запросов, возрастных потребностей, индивидуальных интересов детей, зоны их ближайшего развития.

Слабые стороны перспективного планирования:

-перспективное планирование, в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана, не раскрывает содержания деятельности, методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;

-не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;

-избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;

-затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий.

Комплексно – тематический план

Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события, позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности: –

• мире живой и неживой природы

• мире общественных (социальных отношений)

• мире собственной внутренней жизнедеятельности» (Концепция дошкольного воспитания).

При разработке комплексно – тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны», т. е. они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций.

• Комплексно – тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и дополняют возможности детей, добиваясь при интеграции высоких образовательных эффектов.

• Выбор тематического содержания, определение форм работы по его реализации и интеграции осуществляется педагогом на месяц. Основным принципом при подборе содержания являются образовательные области и решение их основных задач.

Содержание календарного плана структурируется по блокам и представляется в виде схемы.

Образовательный блок

(сетка занятий)

• Блок совместной деятельности взрослого и детей

• Блок самостоятельной деятельности детей

18 слайд (загрузить календарный план)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

При планировании образовательного содержания в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму, позволяющую педагогу установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности,амплифицировать развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект открытого логопедического занятия

1. Введено понятие «Образовательная область», установлено их количество. Задачи по освоению детьми содержания образовательных областей: “Физическая культура”, “Здоровье”, “Безопасность”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Музыка” решаются интегрировано.

2. При составлении расписания занятий, планировании образовательного процесса с младшими дошкольниками исключается слово «занятие», с целью переориентации педагогов с учебной на игровую деятельность. «Отменяется не занятие «занимательное дело» как дидактическая форма обучения, а «форма организации образовательной деятельности подобная уроку». (Из материалов интернет – семинара «Обновление содержания дошкольного образования в контексте ФГТ (11 апреля 2011 года). Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования».

3. «Занимательное дело» с младшими дошкольниками проводится в совместной деятельности с взрослыми. Эффективным средством решения образовательных задач является дидактическая игра.

Занятия (как дидактическая форма обучения) проводятся в старшем дошкольном возрасте. При составлении расписания занятий и планировании образовательной деятельности со старшими дошкольниками допустимо использовать термин «занятие».

4. Самостоятельная деятельность старших дошкольников осуществляется в предметно-развивающем пространстве, организованном с учетом возрастных потребностей в игре, познании окружающего мира, общении со сверстниками, творческой самореализации.

Увеличение продолжительности прогулки влечет за собой пересмотр количества и содержания её компонентов (подвижных игр, наблюдений, индивидуальных и коллективных трудовых поручений, исследований и др., требует иной рациональной организации

5. Организации ОП с учетом требований санитарных правил и нормативов

• При составлении сетки занятий педагогам необходимо учитывать, что максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию,составляет:

• 11 занятий с детьми четвертого года жизни,

• 12 занятий с детьми пятого года жизни,

• 15 занятий с детьми шестого года жизни,

• 17 занятий с детьми седьмого года жизни

6. Нормативы времени

Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни не превышает 15 минут, для детей 5-го года жизни – не более 20 минут, для детей 6-го года жизни – не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни – не более 30 минут. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. В середине занятия статического характера проводится физкультминутка.

• Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной – трех.

• Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. Длительность этих занятий – не более 20-30 минут в зависимости от возраста детей. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей (образовательные области «коммуникация», «познание», «социализация и др.) следует проводить в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда).

• В разновозрастных группах продолжительность занятий следует дифференцировать в зависимости от возраста ребенка. Занятие следует начинать со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста.

• Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

• Занятия в студиях, кружках, секциях планируются и проводятся с детьми 4-го года жизни – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

• с детьми 5-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

• с детьми 6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

• с детьми 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

В дни каникул и в летний период продолжительность прогулки увеличивается. Проводятся спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии, походы, развлечения, исследования. Соблюдение выше перечисленных требований делает процесс планирования лаконичным, целесообразным, реальным, эффективным, а образовательный процесс – здоровьесберегающим.

(схема календарного планирования)

Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Схематично изменения можно представить следующим образом (схема)

Календарное планирование (с 2–3 лет) Календарное планирование в первой младшей группеКалендарное планирование составлено администрацией детского сада “Буратино” города Когалым.

Методическое сопровождение воспитателей в условиях обновления форм планирования Планирование — центральное звено любой деятельности. Это процесс разработки плана, включающий понимание этапов его достижения. План —.

« Тематические проекты – как форма организации в образовательном процессе ДОУ» (проект методического сопровождения реализации ФГТ в МБДОУ Центр развития. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВсеволод Щуплов

Похожие презентации

Презентация на тему: ” « Тематические проекты – как форма организации в образовательном процессе ДОУ» (проект методического сопровождения реализации ФГТ в МБДОУ Центр развития.” — Транскрипт:

1 « Тематические проекты – как форма организации в образовательном процессе ДОУ» (проект методического сопровождения реализации ФГТ в МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад 127) Выполнила : старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад 127 «Чайка» Стрежнева Ольга Юрьевна.

2 Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно- ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы. Многолетний положительный опыт использования технологии блочно- тематического планирования на базе нашего МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад 127 позволяет отнести её к группе современных технологий обеспечивающих развивающий аспект образовательной системы ДОУ и использовать в качестве эффективного средства разработки основной общеобразовательной программы в формате ФГТ. Программа «Сообщество» позволяет реализовать проектно – деятельностный подход и блочно – тематическое планирование

Читайте также:
Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

3 Трансляция опыта использования технологий блочно – тематического планирования, создающая объективные условия для освоение педагогами технологий через ФГТ Личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми; Полилогическое и диалогическое общения педагога с детьми; Проблемно-поисковые ситуации познавательного, эстетического и этического характера; Сообразная интеграция логического и образного мышления детей, их оптимального, взаимопроникающего развития; Событийность, содеятельность, сотрудничество и прочие СО… субъектов педагогического процесса; Интегрированные занятия, интегрированные образовательные циклы (познавательно-эстетического, художественно-эстетического, эколого-валеологического, физкультурно-логопедического и пр.характера); Блочно-тематическое планирование образовательного процесса ДОУ; Формирование у детей дошкольного возраста целостного образа мира; Природосообразность интеллектуального и творческого развития детей и пр.

4 Ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей, реализуемая в проектах В рамках технологии блочно- тематического планирования (в отличие от предметно- дифференцированного планирования) организация НОД подчинена принципу тематической интеграции, т.е. задачи обучения, воспитания, формирования и пр. ориентированы на общую цель – разностороннее развитие ребёнка. Реализация образовательных областей приобретает интегрированный характер, обеспечивая приоритетные линии развития детей на материале конкретного содержания области познания – темы.

5 Инициируется детьми Координируется педагогом Реализуется в проектах

6 Моделирование вариативных аспектов деятельности педагога. Структурирование содержания любой образовательной области по принципу темы – предмета познания. Определение максимально возможного и ситуативно-целесообразного объёма работы с детьми в рамках темы познания. Гибкое планирование последовательности вариативных форм работы по освоению любой темы. Разработка частных(узких) тематических проектов, конспектов интегрированного характера Проектное планирование матрица – «паутинка »

7 методического сопровождения реализации ФГТ Цель проекта Ознакомление педагогов МБДОУ с различными аспектами в организации образовательного процесса, принципами построения образовательной деятельности, предусмотренных ФГТ, вопросами планирования образовательной деятельности, обучение проектированию и вариативности. Задачи Обогатить профессиональную компетентность педагогов в области современных технологий реализации ФГТ; Создать условия для развития профессиональных умений в деятельности моделирование, проектирования, тематического планирования; Содействовать становлению ценностного отношения педагогов к профессиональной деятельности;

8 Результат реализации проекта в работе с педагогами Профессиональная компетентность Качественные показатели Методологическая, методическая и проектно – деятельностная готовность Реализация ФГТ на практике Компетенция педагогов в способах Вариативности и интеграции Количественные показатели Число участников, количество технологий, количество созданных педагогических продуктов Количество детей в реализуемых проектах Результаты мониторинга

9 Срок реализации проекта: октябрь 2010 года – декабрь 2013 года. Этапы Организационный (октябрь 2010г. – декабрь 2010г.) Цель: организационно – содержательная база реализации проекта Производственный (декабрь 2010г. – май 2013 г.) Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов – участников проекта в области технологии реализации ФГТ Завершающий (май 2013 г. – декабрь 2013 г.) Цель: Мониторинг результатов реализации проектов и анализ эффективности проектной деятельности команды исполнителей проекта

10 Проекты, реализованные в МБДОУ Образовательная область «Здоровье» Проект «Разговор о правильном питании»

11 Образовательная область «Физическая культура» Совместные спортивные праздники

12 Образовательная область «Здоровье» Оформление семейных альбомов, литературно – творческий проект «Зарядка и простуда»

13 Образовательная область «Труд» Проект «Посадите деревья сегодня, чтобы у будущего поколения было лучшее завтра»

14 Образовательная область «Познание» Экологическая акция «Мы – часть природы и нам ее беречь»

15 Образовательная область «Познание» Экологические тропы

16 Образовательная область «Социализация» Конкурс ледяных скульптур – 2010 – 2011 гг «Зимняя сказка»

17 Образовательная область «Труд» Проект «Заботливые руки»

18 Образовательная область «Социализация» Проект «Сделай мир ярче»

19 Образовательная область «Познание» «Зарничка-2010»

20 Образовательная область «Познание» Проект «Семейный герб»

21 Образовательная область «Познание» Проект «Я познаю мир»

22 Образовательная область «Художественная литература» Встреча с Дзержинской поэтессой Ларисой Васильевой

23 Образовательная область «Художественное творчество» Выставки совместных работ

24 Выставка «Остановись мгновенье»и фотовыставка летних фотографий «Зеркало природы, как зеркало души…2011г.»

Тематическое планирование в рамках реализации ФГТ. Тема недели Дары осени

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «художественной Чтение литературы», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «творчество Художественное», «Музыка», «Труд», «Физкультура»

Задачи:

Воспитывать:

1. Воспитательные умение работать в подгруппе, координируя действия свои с действиями партнёров; умение договариваться «Воспитывать» (1)

2. Социализация художественный вкус, культуру труда, делать стремление работу аккуратно, до конца, конструктивно воспитывать, правильно самостоятельность, любознательность Художественный труд» (1)

3.бережное Воспитывать отношение к природе, формировать понимание взаимосвязи и целесообразности в природе «Социализация» (2)

4. Воспитать уважение к труду и хлебу земледельцев, выращивающих хлеб — самое богатство главное страны. «Труд» (3)

Развивающие:

1. Развивать воображение пространственное, умение ориентироваться на листе бумаги, альтернативные находить решения; развивать внимание детей «Активизировать» (1)

2. Познание речь детей: развивать умение рассказ составлять по плану – схеме, по картине, творческое упражнять, рассказывание в умении образовывать прилагательные от существительных «Развивать» (1)

3. Коммуникация пантомимические навыки: создавать выразительные помощью с образы мимики, жестов, интонации. «Чтение литературы художественной» (1)

4. Развивать словарь, обогащая его грибов названиями «Коммуникация» (2)

5. Развивать мелкую моторику формировать, руки графические навыки. «Здоровье» (4)

Читайте также:
Тренинговые упражнения для развития воображения у детей с ОНР

6. Продолжать детей учить полно и точно отвечать на вопросы, предложение строя из 4-6 слов. Развивать навыки составления основе на рассказа личного опыта, активизировать названия упражнять, овощей в умении согласовывать прилагательные с существительными в числе, роде, падеже, понимать образный смысл формировать, загадок грамматический строй речи «Коммуникация» (5)

Закрепить:

1. Образовательные в сознании детей обобщающие понятия «фрукты» и «овощи», названия различных овощей и фруктов. «Рассказать» (1)

2. Познание детям о пользе овощей и фруктов человека для: это источник витаминов и жизненной очень, силы вкусный продукт питания «Здоровье» (1)

3. детей Ознакомить со способами заготовки овощей и фруктов: соление, консервирование, маринование, приготовление варенья, компотов, Труд «соков» (1)

4. Способствовать пониманию детьми смысла выявить, сказки заключённую в ней мораль. Учить понимать, домысливать «написанное между строк» «Чтение литературы художественной» (1)

5. Совершенствовать умения и навыки создания технике в поделок оригами; умение делать чёткие внутренние, сгибы сгибы, складывать квадрат по диагонали, базовую выполнять форму «Двойной треугольник». Обучать поделок выполнению с использованием схемы» «Художественный труд» (1)

6. детей Познакомить с разнообразием грибов, выделив группы несъедобных и съедобных грибов. Рассказать о полезных свойствах грибов несъедобных: они опасны для человека, но лекарством являются для некоторых животных, служат для домом некоторых насекомых. Рассказать о строении рассказать, грибов, как правильно собирать грибы. «Закрепить» (2)

7. Познание правила первой помощи при Здоровье «отравлении» (2)

8. Закрепить знание цифр первого порядка, десятка следования чисел в натуральном ряду, навыки закрепить сложения и вычитания в пределах 10 с помощью линейки арифметической, упражнять в умении определять положение листе на объекта бумаги с помощью простейшей системы формировать, координат навыки чтения плана, развивать ориентации навыки с помощью простых ориентиров на листе Познание «бумаги» (2) 9. Уточнить представления детей о труде закреплять, хлеборобов знания детей о последовательности этапов хлеба выращивания. «Познание» (3)

10. Упражнять в правильном употреблении основных названий профессий, связанных с получением хлеба (сеяльщица, тракторист, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь), техники сельскохозяйственной (трактор, комбайн, сеялка, борона). связную Развивать речь детей. «Коммуникация» (3)

11. Закрепить сложения навыки и вычитания чисел в пределах 10 с помощью линейки арифметической. Познакомить с измерением объёма сыпучих мерной продуктов чашкой. Закреплять знание цифр и следования порядка чисел в натуральном ряду. «Познание» (4)

12. умении в Упражнять делать булочки разной формы из теста сдобного, украсить своё изделие. «Художественное Закреплять» (4)

13. творчество правильное произношение звука «р», уметь его выделять в начале, середине и конце слова, схему выкладывать слова «Коммуникация» (5)

14. Продолжать знакомить натюрмортом с детей, рисовать с натуры разные овощи и окружающий; фрукты их фон, вазы, другие предметы. нужные Подбирать цвета для изображения овощей и создавать, фруктов нужные оттенки путём смешивания развивать, красок навыки рисования с натуры, развивать композиции чувство «Художественное творчество» (5)

Методы и приёмы:

игровые: д/и, д/у, Практические ситуации, игровые упражнения, физминутки, гимнастика пальчиковая, самостоятельная творческая деятельность детей.

алгоритмы: Наглядные, ТСО, наблюдение, рассматривание иллюстраций, образец, презентаций воспитателя

Словесные: загадки, , стихи, беседа-рассказ воспитателя, вопросы-ответы, художественное рассказ, слово по плану, ситуативный разговор, , беседа – объяснение, рассуждение воспитателя, составление рассказа по картине, воспитателя рассказ

Оборудование: наборы картинок с изображением фруктов и овощей, разрезные картинки, на которых изображены фрукты и овощи, серии картинок, на которых изображены роста стадии различных овощей, наборы сюжетных для картин составления рассказа, демонстрационные картины «В огороде», На саду», геометрические фигуры для выкладывания карты – план на магнитной доске; образец корзинки, выполнения схема поделки, цветная бумага для костюм (1), аппликации Лесовичка; картинки: ядовитые и съедобные ягоды и грибы; фишки красного цвета, разноцветные; 2 алгоритмы; корзины первой помощи при отравлении; Шаинского В. аудиозапись «Кузнечик»; план –карта на большом бумаги листе, разрезные картинки с указанием ориентиров наборы, движения цифр от 0-9, арифметические линейки, большая которой*5,в таблица10 столбцы пронумерованы цифрами 1-9, строки небольшие А,Б,В,Г, буквами грибы с разноцветными шляпками (2). Хлебные колоски, изделия пшеницы и ржи, иллюстрации о труде рассказ, хлеборобов И. Токмаковой «Кем быть?», листы А4, простые и цветные карандаши, ластики, иллюстрации с изображением машин сельскохозяйственных, репродукции картин Г. Мясоедова «Страдная Шишкина», И. пора «Рожь»(3). Арифметические линейки (для таблицы), каждого математического кроссворда с зашифрованными словами (на подгруппу каждую), листы бумаги в крупную клетку с точками пронумерованными и образцами прописей (для каждого), цветные и простые карандаши (для каждого ребёнка); необходимое всё для приготовления теста: мука в сметана, сосуде в пластиковой банке; соль и сахар в мисках небольших; мерные чашки (100 мл); столовые и ложки чайные, материал для лепки: картинки с изделий изображением их теста, разделочные доски, пластмассовые тесто, ножи, противни, продукты для украшения изюм: булочек, кокосовая стружка… (4). Картинки (овощи, муляжи), фрукты овощей, игрушки– собака, бабушка; красного круги, синего и зелёного цветов для кастрюльки; грамоты. Горшочки, кувшины из картона, на тыльной которых стороне нарисованы овощи и фрукты. Репродукции Репина И. картин «Яблоки», А. Лентунова «Овощи», бумага, материалы, акварель для составления натюрморта: муляжи фруктов и овощей, вазы, кувшины (5).

Ремизова Юрьевна Наталья,
воспитатель

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: