Тематическое планирование коррекционной работы с учащимися 1-2 классов с НВОНР

Рабочая программа логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР для 2 класса
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_logopedicheskih_zanyatiy_dlya_2kl.docx 59.79 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Чебоксары

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43» города Чебоксары

Директор МБОУ «СОШ№ 43»

__________ Петрова Л.Л.

«___» _________ 2017 г.

от 14 сентября 2017 г.

Рабочая логопедическая программа

по преодолению нарушений чтения и письма, обусловленной НВОНР (ОНР III уровня)

у обучающихся 2 классов

на 2017-2018 учебный год

учителя-логопеда Лебедевой Наталии Михайловны

Программа составлена на основе:

  1. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
  2. Программы «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова, Москва, 2007;
  3. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» Е. В. Мазанова, Москва 2007.

логопедического обучения по преодолению нарушений чтения и письма, обусловленных НВОНР у обучающихся 2-3 классов

МБОУ «СОШ № 43» г. Чебоксары

Данная рабочая программа соответствует ФГОС НОО. Программа составлена на основе:

1) Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения.

2) Рекомендаций и разработок ведущих специалистов в области коррекционной педагогики А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой.

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения, 2 часа в неделю. Общее количество часов – 60. Логопедические занятия проводятся во внеурочное время с учётом режима работы школы. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 минут.

Программа предназначена для логопедической работы с группой обучающихся 2-3 классов, испытывающих стойкие трудности при освоении программы начального обучения по русскому языку, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Целесообразность формирования коррекционных групп учащихся с нарушением письменной речи на фоне ОНР обусловлена характеристикой выявленных речевых нарушений, препятствующих успешному освоению школьной программы по русскому языку.

Цель : восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, коррекция нарушений письменной речи и формирование предпосылок для успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

1)Формирование полноценного звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

2)Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным свойствам звуки;

3)Уточнение и обобщение сведений о звукобуквенном составе русского языка;

4)Обогащение словарного запаса и накопление представлений об окружающем мире.

Основные методы работы :

  • Наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание);
  • Словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа);
  • Практические (упражнения, задания на орфографические правила, графические диктанты, развивающие и логические игры и др.)

Логопедическая работа базируется на общедидактических принципах обучения и специальных принципах логопедии:

  • Этиопатогенетический
  • Системности учета структуры речевого нарушения
  • Доступности
  • Комплексности
  • Дифференцированного подхода обучения
  • Поэтапности
  • Учета личностных особенностей
  • Использования обходных путей
  • Деятельностного подхода

Формы организации коррекционных занятий:

  • Групповые (фронтальные)
  • Подгрупповые
  • Индивидуальные
  • Проблемно-диалогическая технология (Мельникова Е.Л.);
  • Технология личностно-ориентированного подхода (Леонтьев А.А.);
  • Технология развития фонематических процессов (Ткаченко Т.А);
  • Коррекционно-развивающие технологии обучения младших школьников русскому языку (Мисаренко Г.Г.)

Контроль реализации программы:

-стартовая диагностика устной и письменной речи (Фотекова Т.А);

-промежуточная диагностика (анализ письменных работ в классных тетрадях по русскому языку);

– итоговая диагностика (диктант, анализ письменных работ);

  • Самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий.
  • Графические, зрительные диктанты.
  • Слуховые диктанты, контрольные списывания.
  • Грамматические задания, тесты.

Характеристика группы обучающихся, имеющих дисграфию.

По материалам И.Н. Садовниковой учащиеся с нарушением письменной речи, обусловленной недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза, имеют следующую характеристику.

Уровень развития устной речи учащихся младших классов достаточен для бытового общения. При углубленном обследовании выявляются следующие нарушения развития устной речи.

Звукопроизношение не характеризуется грубыми искажениями, но могут наблюдаться замены и смешения оппозиционных звуков, смазанность речи, искажения слоговой структуры по причине артикуляторных, либо фонематических затруднений.

Словарный запас формируется замедленно и неполно. Это обусловлено их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Детей характеризует низкая осведомленность об окружающем мире. Часто путают слова, имеющие сходный звуковой состав. С трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Дети с трудом осознают обобщенные значения морфем в словах, не умея выделить их в слове, не узнают привычных предлогов и путают их с частью слова.

Трудности формирования грамматического строя речи проявляются в бедности синтаксических конструкций и аграмматизмах – ошибках согласования и управления.

Выявляется знание простых предлогов и отсутствие понимания и использования в речи сложных предлогов. Испытывают затруднения при установлении причинно-следственных связей в предложении.

При обследовании выявляется недостаточная сформированность фонематических процессов , навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза. Дети не дифференцируют понятия «звук – буква», затрудняются при определении твердости-мягкости согласных, уменьшают количество звуков в слове из-за трудности анализа, либо за счет неправильного проговаривания. Трудности формирования навыка письма проявляются в недостаточном владении навыками звуко-буквенного анализа слов сложной звуко-слоговой структуры. Особенно сложно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв. Фонетический разбор слова делают с большим количеством ошибок.

Отмечается недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе, что вызывает трудности при воспроизведении и анализе услышанного. Допускаются ошибки в различении сходных и оппозиционных слогов, что говорит о недостаточности фонематического восприятия.

Отмечается недостаточность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором ( слухо-моторная координация ). При выполнении задания на воспроизведение ритмической структуры допускают множество ошибок.

Пространственные понятия и представления у большинства детей не сформированы, либо не обобщены в достаточной степени, необходимой для использования в различных видах бытовой и учебной деятельности. Также отмечается недостаточные знания временных представлений и понятий. У более половины школьников, имеющих трудности в усвоении родного языка, затягивается процесс латерализации.

У детей с нарушениями письма наблюдается истощаемость внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, невысокая работоспособность, поверхностность речевого внимания.

В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требует программа первого класса общеобразовательной школы. В конце первого класса на письме выявляются специфические ошибки, преодоление которых возможно только на логопедических занятиях.

Учет ошибок письма проводится в соответствии с принципом поуровневого анализа речи, предложенного И.Н. Садовниковой, которая выделяет три основные группы специфических ошибок :

– ошибки на уровне буквы и слога;

– ошибки на уровне слова;

-ошибки на уровне словосочетания, предложения, текста.

Ошибки на уровне буквы и слога связаны с трудностями формирования звукового анализа и фонематического восприятия (дифференциации) звуков.

Ошибки звукового анализа.

  • пропуски согласных и гласных букв, слогов: « снки » – санки, «девча»-девочка,« дужый »- дружный, « межата »-медвежата, « диктан» -диктант, « работ »- работа;
  • вставки букв: нояб а рь- ноябрь, друж е но –дружно,
  • перестановка букв (« деверня » – деревня, « ферваль »- февраль, « куржок »- кружок);
  • персеверации (застревание): « м агази м » , « з а зашиной » (магазин, машиной);

антиципации (предвосхищение): « на девевьях »-деревьях, « жувавель »-журавль,« стутупали »-ступали;

Ошибки фонематического восприятия.

  • замены и смешение букв по акустико-артикуляционному сходству (ошибки фонематического восприятия):

звонкие и глухие : « тавно »-давно, « бодарил »-подарил, « ёшик »- ёжик, « уколок »-уголок;

лабиализованные гласные О-У, Ё-Ю : «рочей»- ручей, «клёква»-клюква, «замюрзли»-замёрзли;

заднеязычные Г – К – Х: «черёмука»-черёмуха, «голмы» – холмы;

сонорные Р – Л, Й – Л: « хородный » – холодный, « лабота »- работа, « тут бывалет и солька » – тут бывает и сойка;

свистящие и шипящие С – Ш, З – Ж, Щ – С:

« шиски» -шишки, « скажал» -сказал, « сенок »-щенок;

аффрикаты Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – Т, Ц – Т, Ц – С: « стущал » – стучал, « граци »-грачи, « девотька »- девочка, « пцицы » – птицы, « улиса » – улица, « рельцы » – рельсы;

  • ошибки обозначения мягкости согласных на письме: « толко » – только, «метел» – метель, « конеки »-коньки;
  • смешение букв по кинетическому сходству: « бятел »-дятел, « прурода »-природа, « стешил »-спешил, « мохно »- можно, «жолодная»-холодная;

Искаженное написание букв, проявляющееся

-в неправильном соотношении элементов;

-в зеркальном написании;

-добавление лишних элементов;

Ошибки на уровне слова.

  • раздельное написание частей слова: « и дут », «я- сный», « поп-росил », « у-шёл »;
  • слитное написание служебных слов с последующим словом: « кдому », « кругомтихо », « светитлуна »;
  • смещение границ слов: « у дед Мроза »- у деда Мороза;
  • контаминации: « лптбау» – лепят бабу, « блэм » – была зима;
  • морфемный аграмматизм (ошибки операции словообразования): « лёдик », « рукища », « поленой цветок »- полевой, « ветерный день», « меховная шапка»

Ошибки на уровне предложения.

  • отсутствие и ошибки обозначения границ предложений: маша вышла издома подороге она в стретила. свою по другу Катю ипошли.
  • аграмматизмы (ошибки согласования и управления):
  • «большая белая пятно», «на ветке деревьях», «упал с санкох», «показались на лесных полянок»;
  • употребление предлогов (их могут опускать, заменять, удваивать): «вызвал доске », « мой щенок збелом и сером », « упал из шкафа»; « мы Шариком бегали »;

Наряду с дисграфическими ошибками наблюдается значительное количество орфографических ошибок, связанных с неусвоением правил русского языка. В совокупности это резко снижает успеваемость ребенка по русскому языку, чтению и другим школьным предметам, в основе которых лежит необходимость получения информации путем чтения.

К концу первого класса дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в полном объеме, предусмотренному учебной программой. Многие читают медленно, по слогам даже слова простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски и перестановки букв и слогов). Из-за нарушения внимания наблюдается потеря строки. При чтении отмечается наличие буквенных, а иногда и словесных замен – угадывание слов, большая неуверенность при чтении. У детей быстро наступает утомление и увеличение количества ошибок. Диагностируется нарушение чтения – дислексия.

Планируемые результаты освоения обучающимися на логопедических занятиях

Требования ФГОС НОО второго поколения предполагает формирование универсальных учебных действий – «умение учиться». Формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УД, отражены в задачах программы.

  1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
  2. Усвоение правил построения и написания предложения.
  3. Развитие связной речи на основе обогащения и активизации словарного запаса и накопления представлений об окружающем мире.
  4. Формирование орфографической зоркости и усвоение орфографических правил.

1. Развитие фонематических процессов и навыков языкового анализа и синтеза.

2.Дифференциация смешиваемых на письме букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционному сходству звуки и дифференциация букв по оптическому и кинетическому признаку.

3.Развитие навыков словообразования и построения связного высказывания, уточнение грамматического строя речи.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

– устойчивость внимания, восприятия (фонематического, пространственного, зрительного);

– наблюдательность, особенно к языковым явлениям;

– способность к запоминанию, способность к переключению, произвольность;

– навыки и приёмы самоконтроля, взаимоконтроля;

5. Формирование регулятивных и коммуникативных УУД :

– планирование предстоящей деятельности, проговаривание последовательности действий, контроль за ходом своей деятельности;

– учить делать выводы, слушать и понимать других, учиться работать в паре, группе;

– работа в определённом режиме и темпе;

– применение полученных знаний в новых ситуациях;

– анализ и оценка продуктивности собственной деятельности;

1. Формирование чувства ответственности, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

2. Формирование личностных качеств: организованность, воспитанность, взаимоуважение друг к другу.

3. Воспитание позитивного отношения и познавательного интереса к русскому языку, стремление совершенствовать свою речь;

4. Воспитание чувства уважения к взрослым, умение общаться с педагогом и детьми в коллективе.

Программа групповых занятий включает следующие разделы:

Программа «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2-4 классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи /НВОНР в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы».

Цель: устранить нарушения письменной речи у учащихся 2 — 4 классов.

Адресат: учащиеся 2—4 классов с ФФНР/НВОНР, испы­тывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.

Программа способствует решению следующих задач:

  • восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
  • формировать связную речь;
  • развивать и совершенствовать психологические предпосыл­ки и коммуникативную готовность к обучению;
  • обеспечивать условия для приобретения учащимися зна­ний, умений, навыков, необходимых для успешного усвое­ния материала по родному языку.

В программе также заложены возможности формирования у обу­чающихся общеучебных умений и навыков, предусмотрен­ных стандартом, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

Содержимое разработки

«Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2-4 классов

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи /НВОНР

в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы».

Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана на основе:

— инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

— инструктивно-методического письма «О работе учителя-лого­педа при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястре­бовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

Цель: устранить нарушения письменной речи у учащихся 2 — 4 классов.

Адресат: учащиеся 2—4 классов с ФФНР/НВОНР, испы­тывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.

Программа способствует решению следующих задач:

восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

формировать связную речь;

развивать и совершенствовать психологические предпосыл­ки и коммуникативную готовность к обучению;

обеспечивать условия для приобретения учащимися зна­ний, умений, навыков, необходимых для успешного усвое­ния материала по родному языку.

В программе также заложены возможности формирования у обу­чающихся общеучебных умений и навыков, предусмотрен­ных стандартом, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными осо­бенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Коррекционная программа опирается на совокупность ос­новных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учиты­вает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психоло­гии, согласно которым развивающий и воспитывающий эф­фект может быть достигнут в процессе формирующейся учеб­ной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения: практические, наглядно-демон­страционные, игровые, словесные, методы ролевого модели­рования типовых ситуаций.

Одно из принципиальных требований программы, соблю­дение которого способствует оптимизации корригирующего обучения — коммуникативная направленность всего комп­лекса коррекционно-воспитательного воздействия. Всё это от­ражается в содержании программы.

Общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями чтения и письма, обусловленными ФФНР, и первого этапа коррекционной ра­боты детей с НВОНР примерно одинаковы. Поэтому коррек­ционная работа с учащимися с ФФНР предполагает обучение только по первому этапу данной программы.

Программа рассчитана на 90 часов в год (3 часа в неделю) по I этапу; на 90 часов в год (3 часа в неделю) по II—III этапам.

Программой предусмотрено: проведение 6 проверочных работ в первый год обучения; проведение 6 проверочных работ во второй год обучения;

Рабочая программа предполагает использование методи­ческих пособий для учителей-логопедов:

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;

Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их пре­одоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995;

Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

Рабочая программа предполагает использование дополнительной литературы для учащихся:

Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Яро­славль, 2006;

Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.

Для коррекции нарушений письменной речи, обусловлен­ных ФФНР и НВОНР, разработана специальная программа курса групповых занятий, которая включает в себя три этапа.

На I этапе ведётся работа по формированию:

полноценных фонематических процессов;

представлений о звукобуквенном составе слова;

навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова;

психологических предпосылок и коммуникативной готов­ности к обучению.

На II этапе проводится работа по формированию у детей необходимых представлений о морфологическом составе сло­ва и синонимии родного языка.

В процессе работы над морфологическим составом слова у детей формируются умения и навыки образования слов с по­мощью различных аффиксов, а также активного и адекватно­го использования их в целях общения в различных ситуаци­ях, отрабатывается умение устанавливать связи между фор­мой слова и его значением (единство смысла и функции).

Основная цель III этапа — развивать и совершенствовать умения и навыки построения связного высказывания: про­граммирование смысловой структуры высказывания; установ­ление связности и последовательности его; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Эти цели реализуются в опре­деленной последовательности:

формирование практических представлений о тексте;

развитие умений и навыков анализировать текст;

построения самостоятельного связного высказывания.

Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на I этапе:

Речь. Предложение. Слово (9 часов).

Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные пред­ставления. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.

Звуки и буквы (81 час).

Звукослоговой анализ и синтез. Ударение (13 ч).

Представление о звуке, различение на слух и при произ­ношении гласных и согласных (отсутствие или наличие пре­грады в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогооб­разующая роль гласного), звукослоговой анализ слов (уста­новление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отра­жающей его звукослоговую структуру.

Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные (20 ч).

Обозначение на письме мягкости согласных звуков глас­ными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь (в середине и конце слова). Дифференциация гласных и, ая, эе, ую, оё). Раз­делительный ь.

Звонкие и глухие согласные (25 ч).

Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих со­гласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на пись­ме. Дифференциация парных согласных звуков ([з] [с], [ж ] [ш], [в] [ф], [б] [п], [д] [т], [г] [к]).

Свистящие, шипящие, аффрикаты (17 ч).

Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипя­щих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с] [ш], [з ] [ж], [ч] [т’], [щ ] [с’], [щ] [ч], [ц] [с], [ц] [ч]).

Буквы, сходные по оптическим и кинетическим при­знакам (4 ч).

Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Различение букв по оптическим и кинетичес­ким признакам. Дифференциация букв, сходных по оптичес­ким и кинетическим признакам (б — д, а — о, и — у, п — т, и — ш, л м, к н, н п).

Итоговая контрольная работа (2 ч).

Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на II этапе:

Повторение (9 ч).

Включаются темы, по которым допущено наибольшее ко­личество ошибок во входных контрольных работах.

Корень. Однокоренные слова (7 ч).

Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями при­ставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.

Безударная гласная (10 ч).

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безудар­ных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге кор­ня. Общее представление об орфограмме.

Словообразование, словоизменение (29 ч).

Устранение аграмматизмов в словообразовании. Овладение суф­фиксальным и приставочным способами образования слов. Раз­витие способности проводить разбор слов по составу. Обогащение словарного запаса (синонимы, антонимы, многозначные слова). Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.

Согласование (7 ч).

Число имён существительных (единственное, множествен­ное), изменение имён существительных по числам. Изменение имён прилагательных в единственном числе по родам при соче­тании с именем существительным. Согласование имён суще­ствительных с именем прилагательным в числе, роде. Согласо­вание глагола с существительным в числе, роде и во времени.

Управление (7 ч).

Изменение имён существительных по падежам. Осознан­ное употребление каждой падежной формы при помощи во­просов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложе­ний из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах.

Проверочная контрольная работа (2 ч).

Поставленные программой задачи отражаются в её содер­жании и реализуются в ходе изучения следующих тем на III этапе:

Связная речь (17 ч).

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предло­жениями в тексте, частями текста. Структура текста-пове­ствования, текста-описания, текста-рассуждения. Изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Итоговая контрольная работа (2 ч).

Содержание программы носит воспитывающий и развива­ющий характер. При проведении занятий используются бесе­ды, работа в группах, организационные игры и т.д.

Итоговый контроль проводится в форме диктанта и списы­вания.

Учитывая, что у детей с НВОНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протя­жении всего курса коррекции в занятия включаются зада­ния, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым яв­лениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтро­ля, контрольных действий, способности к переключению.

Данный вариант последовательности изучения тем и количе­ства часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР/НВОНР, являются при­мерными и определяются конкретным составом группы, т.е. зависят от того, каков уровень сформированности речи у детей.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу коррекционного обучения.

При завершении I этапа коррекционно-развивающего обу­чения у учащихся:

должны быть восполнены пробелы в формировании фоне­матических процессов;

уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

уточнены и активизированы имеющийся у детей словар­ный запас и конструкции простого предложения (с неболь­шим распространением);

введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие согласные, предло­жение и т.д.;

— сформирована направленность на звуковую сторону речи.

По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны:

ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. опре­делять, с помощью каких частей слова, стоящих перед общей частью или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;

активно пользоваться различными способами словообразования;

правильно использовать новые слова в предложениях раз­личных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением);

передавать суть выполняемых упражнений, последователь­ность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

К концу III этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны:

строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);

устанавливать логику (связность, последовательность), точ­ное и чёткое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;

отбирать языковые средства, адекватные смысловой кон­цепции, для построения высказывания в тех или иных це­лях общения (доказательство, повествование, рассуждение).

Учащиеся должны уметь:

различать слова, обозначающие предметы, действия пред­метов и их признаки; подбирать слова-предметы, действия, признаки к схемам; практически пользоваться вопросами: кто? что? что делает? какой?; употреблять в речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, со­стоянию и т.д.;

сравнивать звуки по способу их образования (гласные, со­гласные);

уметь дифференцировать согласные по глухости-звонкос­ти, твёрдости-мягкости;

выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;

соотносить звук с буквой;

обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и ь;

определять место ударения в слове;

вычленять слова из предложений;

чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;

грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;

образовывать слова посредством различных аффиксов, а так­же активно использовать их в целях общения;

производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам;

программировать смысловую структуру высказывания, ус­танавливать его связность и последовательность;

анализировать текст и самостоятельно строить связное вы­сказывание.

Рабочие программы для коррекционных классов

Уроки для коррекционных классов [88] Презентации для коррекционных классов [36]
Мультимедийные тесты для коррекционной школы [24] Печатные тесты для коррекционных классов [15]
Внеклассные мероприятия для коррекционных классов [25] Контрольные работы для коррекционных классов [8]
Рабочие программы для коррекционных классов [29]

Рабочая программа реализуется на основе «Комплекта примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для 1 дополнительного и 1 -4 класса, адресованный обучающимся с «с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Программы для 0-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И.М.Багажноковой. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В.Устная речь: 1-4 класс: учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида .Комарова С.В. – М. :Просвещение, 2018

Целевая аудитория: для учителя

Краткосрочный курс «Творческая мастерская» носит практико- ориентированный характер и направленный на овладение – учащимися основными представлениями о свойствах, применении природного материала в жизни человека. Программа рассчитана на возраст учащихся 9- 12 лет с ОВЗ
Цель курса: сформировать элементарные навыки работы с природным материалом.

Целевая аудитория: для учителя

При изучении данного курса предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и повседневной хозяйственной практикой человека. Курс построен на применении проблемно-поисковых методов обучения при ознакомлении учащихся с интеллектуальной недостаточностью с элементами экономики. Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации и обработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже имеющиеся математические знания и навыки. Создание проблемных ситуаций на уроке направлено на то, чтобы стимулировать учащихся к размышлениям, научить отбирать и комбинировать информацию для решения предложенной задачи, нахождения ответа.

Целевая аудитория: для учителя

Количество часов: 68ч- 2 часа в неделю
Составлена по программе: Примерная программа начального основного общего образования по английскому языку для образовательных учреждений «Просвещение» 2012г
Учебник: И.Н Верещагина, Т.А.Притыкина. К.А. Бондаренко Английский язык 2 класс «Просвещение» 2015г.

Целевая аудитория: для учителя

” Дневник классного руководителя” – создан для работы с детьми в коррекционной школе. Материал подобран мной для удобства работы с классным коллективом. В работе использую уже несколько лет. Возможно пригодится молодым специалистам.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Данная рабочая программа по письму и чтению разработана для учителей коррекционных школ VIII вида по предмету “письмо и развитие речи”, 7 класс

Целевая аудитория: для 7 класса

Понятие ОВЗ употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой первого класса массовой школы.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ОВЗ сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе.

Целевая аудитория: для 4 класса

Адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 классов, для коррекционной школы VIII вида. В основу учебной программы положен коммуникативный, личностно ориентированный подход.
Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания образования по предмету.

Целевая аудитория: для 5 класса

Тест для обобщения знаний учащихся 8 класса по истории России конец XV – XIX вв.. Рассчитан на 30-35 минут для индивидуальной работы. Тест разработан на основе учебника по Истории России для 8 класса ( авторы Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина). Тест из 2-х вариантов, в каждом варианте 45 вопросов, к каждому вопросу предлагается 3 ответа, 1 правильный. Тест разработала Ирина Анатольевна Югова учитель истории МСКОУ VIII вида г.Красновишерск Пермский край.

Целевая аудитория: для 8 класса

Рабочая программа обучения предназначена для трудовой организации школьников. Программа содержит пояснительную записку, календарно-урочное планирование. Данная программа разработана для обучения учащихся 7 класса с ограниченными возможностями здоровья, с учебной нагрузкой 10 часов в неделю.
Цель программы: формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем де-тям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную ими степень самостоятельно-сти в трудовой деятельности.

Целевая аудитория: для 7 класса

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 – 2021 Сообщество учителей-предметников “Учительский портал”
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Фотографии предоставлены

Календарно-тематическое планирование

Перспективный план коррекционной работы 1 класс (1 год обучения) интегрированного обучения и воспитания (по программе вспомогательной школы 1 отделения)

Перспективный план коррекционной работы 1 класс (1 год обучения) интегрированного обучения и воспитания (по программе вспомогательной школы 1 отделения)

Автор-составитель: учитель-дефектолог ГУО “Средняя школа №2 имени Героев Днепровской флотилии г. Пинска” – Сернацкая Н. В.

  • Читать далее о Перспективный план коррекционной работы 1 класс (1 год обучения) интегрированного обучения и воспитания (по программе вспомогательной школы 1 отделения)
  • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
  • 218 просмотров

Календарно-тематическое планирование по предмету «Русская литература» для 5 класса (6 год обучения по программе вспомогательной школы 1 отделения) 105 часов

Календарно-тематическое планирование по предмету «Русская литература» для 5 класса

(6 год обучения) по программе вспомогательной школы 1 отделения с русским языком обучения, 105 часов.

  • Читать далее о Календарно-тематическое планирование по предмету «Русская литература» для 5 класса (6 год обучения по программе вспомогательной школы 1 отделения) 105 часов
  • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
  • 80 просмотров

Каляндарна-тэматычнае планаванне па прадмету «Беларуская мова» для 5 класа (6 года навучання па праграме дапаможнай школы) 70 гадзiн (падручнiк «Беларуская мова i чытанне» для 6 класа Змушко А.М, 2015г)

Каляндарна-тэматычнае планаванне па прадмету «Беларуская мова» для 5 класа 6 года навучання па праграме дапаможнай школы 1 аддзялення, 70 гадзiн, па вучэбнаму дапаможнiку «Беларуская мова i чытанне» для 6 класа першага аддзялення з рускай мовай навучання А. М. Змушко, Мiнск 2015г.

  • Читать далее о Каляндарна-тэматычнае планаванне па прадмету «Беларуская мова» для 5 класа (6 года навучання па праграме дапаможнай школы) 70 гадзiн (падручнiк «Беларуская мова i чытанне» для 6 класа Змушко А.М, 2015г)
  • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
  • 80 просмотров

Каляндарна-тэматычнае планаванне па прадмету «Беларуская лiтаратура» для 5 класа (6 года навучання па праграме дапаможнай школы) 35 гадзiн (падручнiк «Беларуская мова i чытанне» для 6 класа Змушко А.М, 2015г) 1

КТП па прадмету «Беларуская лiтаратура» для 5 класа (6 года навучання па праграме дапаможнай школы 1 аддзялення), 35 гадзiн, па падручнiку «Беларуская мова iчытанне» для 6 класа з рускай мовай навучання Змушко А.М, МIнск, 2015г.

  • Читать далее о Каляндарна-тэматычнае планаванне па прадмету «Беларуская лiтаратура» для 5 класа (6 года навучання па праграме дапаможнай школы) 35 гадзiн (падручнiк «Беларуская мова i чытанне» для 6 класа Змушко А.М, 2015г)
  • 1 комментарий
  • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
  • 87 просмотров

Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс (5 год обучения) по программе вспомогательной школы с русским языком обучения

Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс (5 год обучения) по программе вспомогательной школы с русским языком обучения составлено по программе.

  • Читать далее о Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению 4 класс (5 год обучения) по программе вспомогательной школы с русским языком обучения
  • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
  • 112 просмотров

Календарно- тематическое планирование по русской литературе для 4 класса (5 год обучения) по программе вспомогательной школы 1 отделения

Календарно- тематическое планирование по русской литературе для 4 класса (5 год обучения) по программе вспомогательной школы 1 отделения с русским языком обучения, 3 часа в неделю.

  • Читать далее о Календарно- тематическое планирование по русской литературе для 4 класса (5 год обучения) по программе вспомогательной школы 1 отделения
  • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
  • 78 просмотров

Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек и мир» для 4 класса (5 год.об. по программе вспомогательной школы 1 отделения)

Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек и мир» для 4 класса 5 года обучения по программе вспомогательной школы 1 отделения с русским языком обучения, 35 часов, учебное пособие «Человек и мир» для 5 класса Н.О. Шевченко, О.Х. Серединская, 2017 г.

  • Читать далее о Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек и мир» для 4 класса (5 год.об. по программе вспомогательной школы 1 отделения)
  • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
  • 97 просмотров

Каляндарна-тэматычнае планаванне па прадмету «Беларуская мова» для 5 класа (па праграме дапаможнай школы) 70 гадзiн 1

Каляндарна-тэматычнае планаванне па прадмету «Беларуская мова» для 4 класа (5 год навучання) па праграме дапаможнай школы, 70 гадзiн (падручнiк «Беларуская мова i чытанне» для 5 класа Змушко А.М, 2008г)

  • Читать далее о Каляндарна-тэматычнае планаванне па прадмету «Беларуская мова» для 5 класа (па праграме дапаможнай школы) 70 гадзiн
  • 1 комментарий
  • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
  • 95 просмотров

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ-ДЕФЕКТОЛОГУ “ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (1-4 КЛАССЫ, 1-5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ) ПО ПРОГРАММЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I ОТДЕЛЕНИЯ”

Материал адресован учителям-дефектологам, которые осуществляют образовательный процесс в первом по четвертый класс (1-5 года обучения) по программе вспомогательной школы первого отделения с целью создания непрерывной системы отслеживания, оценивания и прогнозирования психолого-педагогического ста

План коррекционной работы. План коррекционки 4 класс ОВЗ 7 вид. План коррекционной работы ученицы 4 В класса мбоу сош 1 Подтяжкиной Алины Дмитриевны

План коррекционной работы

ученицы 4 «В» класса МБОУ СОШ № 1

Подтяжкиной Алины Дмитриевны

для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ с ЗПР VII вида

на 2020-2021 учебный год
составлен на основе:

рабочей программы неаудиторных занятий по математике Гайдук М.С 2017-2018 г.;

рабочей программы внеурочной деятельности по русскому языку Юнак О.С 2017-2018 г.;

авторской программы по окружающему миру Рахваловой Н.А. 2019-2020 г.;

рабочей программы по литературному чтению Пыркиной В.А. 2013-2014 г.

Пояснительная записка

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с ЗПР. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ЗПР целью коррекционной работы является создание системы сопровождения процесса освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.
Содержание программы

Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

1. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики

1.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и узнавания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие временных понятий;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

1.3. Развитие основных мыслительных операций:

формирование навыков относительно анализа;

развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

развитие комбинаторных способностей

1.4. Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

1.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

1. Развитие речи, владение техникой речи.

2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям обучающихся.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены содержательными блоками:

 Человек и природа;

 Человек и общество;

 Правила безопасной жизни.

Цель программы:

– создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.
Задачи программы:

∙ Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

∙ Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе.

∙ Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

∙ Обучение навыкам произвольного поведения.

∙ Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом.
Планируемые результаты

Регулятивные – принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.

Познавательные – осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.

Коммуникативные – формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослым.

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса логопедических занятий для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида (3 класс)

Планирование по логопедии

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Логопедия
  3. Планирование

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по логопедии для учителя и ученика. В данном разделе вы в удобном виде можете получить планирование по логопедии.

19.10.2021 Теряева Марина Владимировна 78 0

01.11.2021 Цыпуштанова Клавдия Степановна 105 2

Рабочая программа коррекционного логопедического обучения по преодолению НВОНР у обучающихся 1классов Рабочая программа коррекционно — логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи (III- IV уровень речевог…

12.10.2021 Бучминская Ирина Владимировна 172 17

21.09.2021 Клименко Вера Васильевна 242 17

14.07.2021 Тютикова Юлия Владимировна 354 14

03.06.2021 Белянская Наталья Андреевна 229 4

23.02.2021 Елеусизова Жания Муратбековна 169 0

21.06.2021 Булганина Наталья Николаевна 717 57

20.12.2020 Карпенко Диана Николаевна 382 11

10.10.2020 Цыпуштанова Клавдия Степановна 334 5

09.10.2020 Тютикова Юлия Владимировна 456 4

08.09.2020 Ларионова Инесса Станиславовна 292 0

09.10.2020 Тютикова Юлия Владимировна 719 11

09.10.2020 Тютикова Юлия Владимировна 410 1

16.10.2020 Суркова Мария Александровна 527 11

09.10.2020 Тютикова Юлия Владимировна 1091 71

09.10.2020 Тютикова Юлия Владимировна 1108 29

10.10.2020 Тютикова Юлия Владимировна 2851 215

10.10.2020 Сахипова Айсылу Явдатовна 1149 21

11.08.2020 Тишкова Евгения Андреевна 500 10

Пояснительная записка

В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы.

Данная программа составлена для работы с учащимися 1-4 классов по предупреждению дисграфии.

Научная обоснованность

При составлении данной программы я опиралась на методические разработки и научные исследования В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаева, Л. Н. Мисаренко, Г. М. Сумченко, Ю. Г. Демьянова, В. В. Коноваленко, И. И. Садовниковой, И. Е. Токарь. Рабочая программа разработана на основе пособия О. В. Чистяковой по предупреждению дисграфии 1-4 классов. Также для составления программы были использованы следующие методические разработки:

1. Елецкий О. В., Горбачевская Н. Ю. , Организация логопедической работы в школе: М.: 2001.

2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г., Организация и методы коррекционнрой работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.:1991.

3. Гайдина Л.Н., Обухова Л. А., Логопедические упражнения, исправления нарушений письменной речи. – М.: 2008.

4. Токарь И. Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – М.: 2005.

5. Мазанова Е. В. Метод рекомендации учителем-логопедом школьных логопунктов по организации коррекционной работы. – М.: 2005.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у учащихся 1-4 классов

Задачи:

— развитие фонематического анализа и синтеза;

— формирование и развитие грамматически правильной речи;

— развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;

— расширение словарного запаса;

— развитие связной речи.

1.Содержание

Данная программа предназначена для логопедической работы с учащимися с 1 по 4 классы, испытывающих трудности в формировании письменной речи. Весь материал, представленный в программе рассчитан на 4 года обучения и составлен с учётом возрастных особенностей учеников.

В 1 классе предусмотрено 20 часов. Всю коррекционную работу в 1 классе можно разбить на 3 раздела:

— в 1 раздел включены задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;

— во 2 раздел входят теоретические сведения по русскому языку, задания на развитие звукового восприятия, различения звуков и букв, работа над словом и предложением;

— в 3раздел включены задания и игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие связной речи ребёнка, а также упражнения, полагающие решать проблему пропуска букв.

Длительность занятий 20-25 минут.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса:

Учащиеся должны знать:

конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов, слоговой анализ слова.

Учащиеся должны уметь:

— вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

— отличать гласные звуки и буквы от согласных;

— распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

— обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

— делить слова на слоги;

— выделять в слове ударный слог;

— правильно записывать предложения-употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

— пересказывать несложные предложения.

Во 2 классе коррекционная работа рассчитана на 30 часов. Работа проводится по закреплению тем, связанных с изучением частей речи и состава слова, часть занятий направлены на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Длительность занятий 25-35 минут.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

Учащиеся должны знать:

Изученные части речи и их признаки; морфологический состав слова.

Учащиеся должны уметь:

— активно пользоваться различными способами словообразования;

— владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

-владеть словосочетаниями, связью слов в предложении;

— писать раздельно предлоги со словами;

— правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный и вопросительный знак в конце предложения.

В 3-4 классе коррекционная работа рассчитана на 30 часов. Коррекционная работа посвящена закреплению тем: «Родственные слова», «Образование слов», «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударение», а также упражнения на различение гласных и согласных звуков (букв), которые могут смешиваться в устной и письменной речи ребёнка. Длительность занятия 25-35 минут.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3-4 класса:

Учащиеся должны знать:

Слоговой анализ слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Учащиеся должны уметь:

— производить звукобуквенный анализ слов;

— устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

— пользоваться различными способами словообразования;

— владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

— использовать в речи различные конструкции предложений;

— строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

— точно и чётко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

— составлять план текста.

Рекомендации по проведению занятий

1. Ребёнку необходимо пособие О. В. Чистяковой, простой карандаш, ручка, цветные карандаши, тетрадь.

2. Во время занятий постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах ребёнка. Напротив, лишний раз похвалите его за то, что у него получается.

3. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к нему.

4. Можно несколько раз возвращаться к одному и тому же заданию, меняя материал для работы (другие звуки, слова, картинки, предложения).

5. В конце каждого занятия ребёнку предлагается оценить свою работу. Если он считает, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то закрашивает зелёный кружок светофора; если были затруднения — жёлтый кружок, если большую часть заданий выполнил плохо-красным. Также работу ребёнка может оценить взрослый, закрасив соответствующий кружок второго светофора.

7. Помните, что заниматься надо постоянно, до тех пор, пока в письменных работах вашего ребёнка ошибки такого рода не исчезнут.

Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы с ней.

Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии

1 класс

№ п/п Тема занятия Количество часов Дата
По плану фактически
1. Звуки и буквы. 1
2. Звуки и буквы. 1
3. Звуки и буквы. 1
4. Согласные звуки и буквы. 1
5. Согласные звуки и буквы. 1
6. Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью гласных. 1
7. Различение букв а-я. 1
8. Различение букв о-е. 1
9. Различение букв у-ю. 1
10. Буквы е, ё, ю, я. 1
11. Буквы е, ё, ю, я. 1
12. Буквы е, ё, ю, я 1
13. Деление слов на слоги. 1
14. Деление слов на слоги. 1
15. Деление слов на слоги. Ударение. 1
16. Ударение. Перенос слов. 1
17. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. 1
18. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. 1
19. Предложение. 1
20. Предложение. 1

Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии

2 класс

№п/п Тема занятия Количество часов Дата
По плану Фактически
1. Имя существительное. Общее значение. 1
2. Имя существительное. Род и число. 1
3. Глагол. Общее значение. 1
4. Глагол. Число и время. 1
5. Различение имени существительного и глагола. 1
6. Имя прилагательного. Общее значение. 1
7. Имя прилагательное. Число и род. 1
8. Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола. 1
9. Предлог. 1
10. Предлог. 1
11. Слова близкие по смыслу (синонимы). 1
12. Слова, противоположные по значению (антонимы). 1
13. Слова, совпадающие по написанию и произношению (омонимы). 1
14. Однозначные и многозначные слова. 1
15. Фразеологизмы. 1
16. Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова. 1
17. Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова. 1
18. Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова. 1
19. Состав слова. Приставка. 1
20. Приставка и предлог. 1
21. Состав слова. Суффикс. 1
22. Состав слова. Морфемный разбор. 1
23. Предложение. 1
24. Предложение. Грамматическая основа предложения. 1
25. Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. 1
26. Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде. 1
27. Предложение. Управление. 1
28. Распространение предложения. 1
29. Границы предложения. 1
30. Связь слов в предложении. 1

Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии

Конспект занятия с учащимися, страдающими НВОНР “В кругу семьи”; 1 класс

Валитова Наталья Владимировна

СОШ № 5 г.п. Фёдоровский, Сургутского района, Тюменской области

Учитель-логопед

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ С УЧАЩИМИСЯ 1 КЛАССОВ

СТРАДАЮЩИХ НВОНР

ТЕМА : В кругу семьи.

1.Расширение и активизация словаря по теме «Семья», тренировка фонематического слуха, развитие навыков языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова), формирование и совершенствование навыков чтения.

2.Развитие слухового внимания, памяти, тактильных ощущений, артикуляционной и мелкой моторики, формирование диафрагмального дыхания

3.Расширение представлений детей о семье, развивать чувство доброты, милосердия, взаимопомощи.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

– Слышите, звенит звонок,

Говорит: «Начнём урок!»

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех сегодня видеть.

Артикуляционная разминка.

-Начнём занятие с артикуляционной зарядки

Потому что в учении должно быть всё по порядку.

-Мы разминку начинаем

Хором дружно повторяем.

-Есть ребята – хохотушки,

Есть ребята – таратушки.

Хохотушки всё хохочут,

Вместе весело им очень

Расставаться не хотят.

-Молодцы! Вы смогли дружно и весело размять свои артикуляционные аппараты.

-Садитесь на свои места. Я сейчас действительно почувствовала, что у меня дружные ребята, одна семья.

Сообщение темы.

Если вы правильно соедините слоги, то сможете прочитать тему нашего занятия.

-Правильно, давайте хором прочитаем.

( В кругу семьи.)

Беседа о семье.

-Да, сегодня мы поговорим о семье. Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Родные нам люди: мамы. Папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

-Всё это нашло подтверждение в народной мудрости. Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми пословицами о семье. Но написала я эти пословицы не просто так, а с секретом. Прочитать их сможет только тот, кто будет внимателен.

Развитие навыков чтения.

– В первой пословице все слова склеились, давайте их разъединим.

(Семья – печка: как холодно, все к ней обираются.)

-Как можно назвать то, что у меня записано на доске? (Предложение.)

– Как вы догадались, что это предложение? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.)

– Сколько слов в этом предложении? (8)

-Назовите первое слово…, второе…, третье…

-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл?

(Ответы детей.)

-Да, если нам плохо. Трудно, если с нами случилось несчастье – в семье нас всегда выслушают, помогут, успокоят, дадут совет, защитят от бед.

-Вторую пословицу я написала задом наперёд. Попробуем её прочесть.

Етсем ан ашуд и кат, етсемв яьмес ясв.

(Вся семья вместе, так и душа на месте.)

-Можно ли это назвать предложением? (Да.)

– Почему? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.)

-Сколько слов в этом предложении? (8)

-Назовите первое слово…, второе…, третье…

-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл?

(Ответы детей.)

-Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, сёстры и братья. И когда все члены семьи вместе, никакая беда не страшна.

-Если вы узнаете буквы по фрагменту, то сможете прочитать третью пословицу.

(В семье любовь да совет, так и нужды нет.)

(Работа с пословицей проводится аналогично предыдущей.)

-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Объясните, какой смысл заложен в ней.

(Ответы детей.)

-Прекрасно, если человек живёт в семье, в которой царят мир, согласие и любовь. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

Работа над стихотворением.

-Послушайте стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой».

-Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке.

И в летние денёчки?

-Ты не поймёшь, ещё мала.-

Вздохнула мать устало.

– О какой теплоте говорила мама? (О душевной.)

-Каким образом можно проявлять душевную теплоту по отношению к родственникам?

(Ответы детей.)

-В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие – то обязанности.

Кто – то зарабатывает деньги, кто – то ходит в магазин за покупками, кто – то готовит, стирает, убирает. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремиться помочь в силу своих возможностей друг другу. Такой семье не страшны неприятности и трудности жизни.

Психогимнастика.

-Я предлагаю вам представить и изобразить, как старенькая бабушка, возвращаясь из магазина, поднимается по лестнице с тяжёлыми сумками. Она стонет: «Ох, ох, ох!»

-Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!»

-Ну, а вы устали: «Ух, ух, ух!» (Вытирают пот со лба.)

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

-Бабушка в благодарность за помощь, решила напоить вас чаем.

-Чайник на плите стоял (Вдох)

Через носик пар пускал:

«Пуф – пуф – пуф». (Дозированный выдох)

-Стала бабушка накрывать на стол. Поставила чашки.

– Давайте посмотрим в зеркала и сделаем чашечку языком.

( Дети делают упражнение «Чашечка».)

-Язык широкий положи,

А края приподними.

Только б не разбилась.

-К чаю бабушка решила подать бублики.

( Дети делают упражнение «Бублик».)

-Бублик мы изобразим

Плавно губы округлим

Их теперь нельзя смыкать.

Бублик надо удержать.

-А ещё бабушка напекла вкусные блины.

( Дети делают упражнение «Блин».)

-Язык, как блинчик положи

И спокойно подержи.

До пяти сосчитай.

-Ну, а какое чаепитие без варенья.

(Дети делают упражнение «Вкусное варенье».)

-Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

И остатки оближи.

-Собрались вы пить чай, но он оказался слишком горячим. Чтобы его остудить, давайте на него подуем. А для этого встанем и выйдем из – за парт.

-Мы подуем высоко

(Дети поднимают руки вверх, тянутся свлед за ними и дуют.)

Мы подуем низко.

(Ставят руки на пояс, наклоняются вперёд и дуют.)

Мы подуем далеко

(Вытягивают руки вперёд и дуют.)

Мы подуем близко.

(Подносят ладони ко рту и дуют.)

Пальчиковая гимнастика.

-Язык мы размяли,

Но нужно для дела,

Чтоб пальцы у нас

Были тоже умелы.

-В каждой семье. Кроме папы и мамы, бабушки и дедушки, есть ещё братья и сёстры. И у вас наверняка есть младшие братишки и сестрёнки. А так как они младшие, то за ними нужно ухаживать, о них нужно заботиться.

-Я предлагаю вам младшему братишке зашнуровать ботинки, а младшей сестрёнке – заплести косички.

-Чтобы вам было веселее, выполнять это задание вы будете под музыку. А я в это время, как и положено в дружной семье, буду помогать тем кто в этом нуждается.

(Дети под музыку, на муляжах – шаблонах, шнуруют ботинки и плетут косички. Лучшие работы отмечаются логопедом.)

Обогащение словарного запаса.

Ну, а братику шнурки

Завязали из тесьмы.

-Мама занята на кухне,

Варит кашу малышу.

Мне же ласково сказала:

«Поиграй с ним, я спешу.»

Стала думать и гадать.

Чем же мне его занять?

-Ой, придумала, решила!

Будем весело играть

Мы колечки надеваем

Слова дружно изменяем.

-Собирая пирамидку, нам нужно из слова «сом» получить слово «сын», изменяя каждый раз всего одну букву – она выделена красным цветом.

( Сом – ком – кон – сон – сын)

-Попробуем собрать ещё одну пирамидку. Но теперь задание посложнее, потому что слово подлиннее. Нужно из слова «кошка» получить слово «дочка».

(Кошка – мошка – мочка – точка – дочка)

(При составлении пирамидок, параллельно проводится словарная работа по разъяснению лексического значения слов.)

Зрительная гимнастика.

-Мы старались, мы играли

Глазки наши подустали.

Нужно нам сейчас всем встать,

Будут глазки отдыхать.

-Нарисуем глазками пирамидки по стрелочкам.

Работа со словами – паронимами.

-В благодарность за заботу. Младшие братишки и сестрёнки решили рассказать вам стихотворение. Но так как они маленькие, некоторые слова они произносят неверно. Вам нужно услышать эти слова и исправить ошибки.

-По дороге вдоль села

Мама с точками ( дочками) пошла.

Ты устала бочка (дочка).

Носки (ножки) бегали с утра

Глазкам спать давно кора ( пора )

Ждёт тебя кроватка

Спи, дочурка, гладко (сладко)!

13.Работа над пониманием распространённых предложений.

-Молодцы. В словах вы нашли ошибки ваших младших братишек и сестрёнок. А сможете ли вы исправить их ошибки в предложениях.

-Слушай внимательно, не зевай,

Ошибки младших исправляй.

– Оля с картинкой рисуют папу.

Мама несёт сумку в капусте.

Мяч играет с братом.

Чашка разбила сестру.

Бабушку испекли пирожки.

Рыба поймала дедушку.

Бабушку вяжет кофта.

14.Дифференцировка и уточнение родственных и возрастных отношений.

-Да, ребята, я убедилась, что вы очень внимательные, заботливые и любящие дочери, сыновья, внучки и внуки, братья и сёстры.

-Скажите, кому в семье вы приходитесь дочками и сыновьями? ( Мамам и папам.)

-А внучками и внуками? ( Бабушкам и дедушкам.)

-А кем вы приходитесь братьям и сёстрам ? ( Тоже братьями и сёстрами.)

-А кто девочка для бабушки и дедушки? (Внучка)

-Кто мальчик для бабушки и дедушки ? (Внук)

-Кто папа и мама для сына и дочки? (Родители)

-Кто девочка для папы и мамы? (Дочка)

-Кто мальчик для папы и мамы? (Сын)

-Кто папа для мамы? (Муж)

-Кто мама для папы ? (Жена)

-Скажите, а правда ли, что отец старше сына? (Да)

Бабушка моложе мамы? (Нет)

Дочь взрослее папы? (Нет)

Внук младше дедушки? (Да)

15.Итог занятия.

-Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

-И в конце занятия давайте вернёмся к его теме.

– Как вы думаете, почему я назвала его не просто «Семья», а «В кругу семьи»?

(Ответы детей.)

-Да, потому что, когда семья большая, крепкая и дружная, то все её члены могут образовать круг и защитить в нём вас от всех бед и несчастей, помочь и поддержать в трудную минуту, подать руку помощи.

– Я предлагаю вам встать в круг и показать, какие мы дружные.

-Как прекрасно, что у нас

Очень дружный первый класс

Все мы лучшие друзья

Большая крепкая семья.

(Дети берутся за руки и вместе с логопедом рассказывают стихотворение.)

Лалаева Р. И.,Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1999.

Пожиленко А. Е. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Энциклопедия логопедических игр «Каро», 2001

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Подписаться на новости
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров –>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также:
Скороговорка как фонетическое средство развития подвижности артикуляционного аппарата при дизартрии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: