Тема Ягоды для детей

Конспект организованной образовательной деятельности “Ягоды”

Конспект организованной образовательной деятельности

“Ягоды”

Кудрявцева О.В., воспитатель муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Образовательная область «Познание».

Подготовительная к школе группа.

Задачи

Коррекционно-развивающие:

•Развивать представление о растительном мире, о ягодах;

•Развивать слуховое внимание;

•Развивать умение называть характерные признаки ягод: цвет, фору, вкус;

•Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;

•Развивать связную речь.

Коррекционно-образовательные:

•Учить детей называть сходства и различия у ягод, учитывая особенности внешнего вида;

•Закрепить знания детей о том, где и как растут ягоды (в саду, в лесу, на земле, на кусте, на дереве);

•Учить детей образовывать относительные прилагательные;

•Согласование прилагательного с существительным;

•Учить детей поддерживать диалог.

Коррекционно-воспитательные:

•Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование, презентация «Ягоды», натуральные объекты – ягоды: калина, рябина, малина, шиповник, натуральные сок из ягод черной смородины, мяч, одноразовые стаканчики, картинки ягод.

Ход занятия

У девчонки – тонконожки

Под листочек загляни-ка,

Отлично. Вы отгадали загадки, и сегодня мы начнем с вами разговор о лесных и садовых ягодах.

Пальчиковая гимнастика «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук здороваются.

В лес идем мы погулять. Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной, и средними пальчиками.

За брусникой, за калиной. Загибают пальчики, начиная с большого.

Землянику мы найдем, Ладошки потереть друг о друга

И братишке отнесем. Хлопки.

На ковре плоскостные изображения ягод. Воспитатель предлагает детям сесть на ковер, представив, что это лесная полянка.

Мы с друзьями в лес пойдем,

Их в корзинки соберем

И домой их принесем.

Перед вами картинки с изображением ягод. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы и возьмите нужную картинку.

– Зачем ты пойдешь в лес?

– Что ты положишь в корзину?

– Что ты принесла из леса?

– Какую ягоду ты собрал?

– Что висело на кустике?

– Из чего ты приготовишь морс?

– Из каких ягод ты любишь варенье?

Вы правильно ответили на мои вопросы и выбрали картинки, и мы можем перейти к следующей игре.

Игра с мячом «Что делают?» (обогащение речи детей глаголами).

– Что можно делать с ягодами? (искать, собирать, перебирать, мыть, варить, сушить, заготавливать, найти, сорвать)

Воспитатель приглашает детей к столу, на котором представлены разные ягоды. День рассматривают ягоды, обращают внимание на характерные особенности.

А теперь ребята давайте узнаем эти ягоды на картинках.

Демонстрация слайдов с изображением ягод (малина, земляника, рябина, калина, крыжовник).

– Как называется эта ягода?

– Какие ягоды были на слайдах садовые, какие – лесные?

Физкультминутка «Сбор ягод»

С веток ягоды снимаю Действия выполнять по тексту.

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

Теперь вы знаете, какие бывают ягоды, где они растут и как выглядят. Когда вы отвечали на мои вопросы, вы использовали маленькие, но очень важные слова. Они помогают нам узнать, где находится предмет. Это – предлоги. Давайте составим схему предложений.

Земляника зреет на солнце.

Рябина растет на дереве.

Шиповник растет на кустах.

Вы справились с этим трудным заданием. Давайте отдохнем.

Зрительное упражнение «По ягоды»

Справа зреет земляника,

Слева – сладкая черника,

Справа красная брусника, движения глазами влево-вправо

Слева спеет голубика

Ягоды все соберем сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд,

Отдохнем, домой пойдем. повторить 6-8 раз

Что можно приготовить из ягод? (Компот, варенье, сок, джем, желе.)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

– Из малины какое варенье? Из малины малиновое варенье и т.д.

Я тоже приготовила для вас небольшой рассказ о ягодах. Послушайте, что у меня получилось. Ягоды растут из леса. Ягоды – малина и шиповник под кустиками. Соберу ягоды из корзины, положу под банку и принесу домой. Дома из шиповника сварю вкусный суп, а из калины освежающий, полезный морс.

Читайте также:
Развитие звуко-слогового анализа слов у старших дошкольников с ОНР

Кто заметил ошибки в моем рассказе? Исправьте их и повторите мой рассказ правильно.

Дидактическая игра «Какой компот?»

– Из малины какой компот? Из малины малиновый компот и т.д.

Давайте угостимся соком. И узнаем, что за сок?

Дети подходят к столу, на котором стоят одноразовые стаканчики с соком. Пьют и называют сок.

Мы много узнали про ягоды, и теперь поможем приготовить угощение со словом ягодный.

Дидактическая игра «Скажи со словом ягодный»

Кисель – ягодный кисель;

А сейчас ребята, веселая минутка.

Дидактическая игра «Исправь ошибки»

Интегрированное занятие в старшей группе «Ягоды»

Олеся Лукьянова
Интегрированное занятие в старшей группе «Ягоды»

Цель: создать условия для формирования представления у детей о ягодах.

Образовательная: формировать знания детей о лесных и садовых, съедобных и ядовитых ягодах.

Развивающая: развивать речь и расширять активный словарь старших дошкольников; развивать мелкую моторику.

Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к природе и желания помогать птицам.

Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, двигательная.

Словарная работа: волчье лыко (волчья ягода, ландыш майский, вороний глаз, красавка, лесная, садовая ягода, малиновый, черничный, земляничный, смородиновый, клюквенный, земляничка, клюковка, вишенка, брусничка, клубничка.

Оборудование: мольберт, ноутбук, мяч, плоскостные изображения птиц (синица и воробей, домик из фанеры, кормушка, указка.

Демонстрационный материал: серия картинок «Садовые и лесные ягоды», слайдовая презентация в формате Power Point «Ядовитые ягоды».

Раздаточный материал: цветные карандаши, картинки-раскраски с изображением ягод на веточках (малина, рябина, крыжовник, голубика, клубника, смородина) на подгруппу детей; ножницы, полоски цветной бумаги синего, красного и зеленого цвета, шаблоны ягод, простые карандаши, тарелочки (на подгруппу детей); пластилин, клеенки для лепки, тарелочки (на подгруппу детей, корзинки 4 штуки, карточки с изображением садовых и лесных ягод на 2 команды равное количество.

Предварительная работа с детьми: разучивание пальчиковой гимнастики «За ягодой», разучивание физминутки «В лесу», рассматривание муляжей ягод, беседа.

Индивидуальная работа: закрепление обобщающих понятий (Рита, Руслан, закрепление навыка образования прилагательных от существительных (Андрей, Ярослав).

Структура занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, сколько нас сегодня много. Давайте мы с вами подарим улыбки друг другу. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь, как хитрая лиса. А сейчас улыбнитесь, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души! (приглашаю детей присесть на стульчики).

А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем беседовать, узнавать много нового и интересного:

Была зеленой маленькой,

Потом я стала красненькой.

На солнце покраснела я

И вот теперь я спелая.

Дети: Ягода!

Воспитатель: Правильно, ребята. Мы будем говорить о ягодах.

2. Основная часть.

Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, а какие ягоды вы знаете?

Дети: Клубника, смородина, черника, земляника, голубика, земляника и т. д.

Воспитатель: Ой, какие молодцы! А вы знаете, где растут ягоды?

Дети: В лесу, в саду.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как одним словом называются ягоды, которые растут в лесу?

Воспитатель: А сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте отгадать названия лесных ягод:

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —. (черника)

Что за ягода такая – голубая – голубая?

На болоте, там и тут эти ягоды растут.

Ягодка как капелька, чуть продолговатенька,

На кустике качается, как она называется? (Голубика)

В лесу глубокой осенью

Везде, где мох растет,

Краснеет эта ягода

По кочкам средь болот. (Клюква)

В лесу росту я маленькой,

Душистою и аленькой.

Но меньше, чем клубника.

Так кто я (Земляника)

Словно мелкий виноград,

Гроздья красные висят.

В сентябре их соберешь,

Средь валежника – смотри-ка! –

Что за ягодка?. (Брусника)

Если дети затрудняются с ответом, я помогаю им, говорю названия ягод, прошу детей выборочно показать мне ту или иную ягоду на вывешенных картинках.

Воспитатель: Ребята, а как называются ягоды, которые растут в саду?

Читайте также:
Рабочая программа учителя-логопеда по развитию речи детей с ФФНР для детей в возрасте от 5 до 6 лет

Воспитатель: А какие садовые ягоды вы знаете?

Дети: Малина, клубника, крыжовник, смородина и т. д.

Воспитатель: Ребята, а вы можете придумать загадку о любой садовой ягоде? (дети загадывают загадки: по форме, цвету, вкусу и т. д.)

Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, чем лесные ягоды отличаются от садовых, как вы думаете?

Если дети затрудняются с ответом,рассказываю им об отличиях: лесные ягоды мельче садовых; кустики и листья садовых ягод крупнее, чем у лесных; за садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные растут сами.

Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть?

Игра «Собери в корзинку»

Дети делятся на 2 команды. На двух столах-«полянках» рассыпались и перемешались лесные и садовые ягоды. По команде воспитателя участники каждой команды подходят к своему столу и начинают сортировать ягоды. В одну корзинку они собирают лесные ягоды, в другую – садовые. Побеждает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием.

Воспитатель хвалит детей и просит присесть на свои места.

Воспитатель: Ребята, а какую же пользу приносят ягоды для человека?

Дети: Их можно есть, они полезные, там много витаминов.

Воспитатель: Правильно. Ягоды – очень полезный продукт богатый витаминами и полезными веществами. А некоторые из них мы используем в качестве лекарства. Например ягоды клубники, земляники, малины богаты витамином С, очень важного для профилактики простудных заболеваний. Они укрепляют иммунитет и борются с вредными микробами. Ягоды черники очень благотворно влияют на наше зрение. Брусника и клюква – отличные помощники для снятия жара. Ребята, а как вы думаете, все ли ягоды полезны? Есть ли вредные, неполезные ягоды? (ответы детей). Может кто-то знает их названия?

Помимо полезных ягод в природе растут и ядовитые ягоды. Собирая ягоды, не спутайте съедобные с ядовитыми! Ядовитых ягод немного. Их стоит запомнить, чтобы не навредить ни себе, ни товарищам.

Волчье лыко — небольшой кустарник, цветет весной сиреневыми симпатичными мелкими ароматными цветочками на ветках без листьев. Осенью на растении поспевают красно-оранжевые продолговатые ягоды, очень соблазнительные. Но их не только есть, трогать не рекомендуется — растение ядовито!

Красавка (белладонна) – всё растение ядовито, особенно ядовита черная с фиолетовым оттенком ягода, которая осенью вызревает на грязновато-пурпурном (или зеленом) стебле. Цветет колокольчатыми буро-фиолетовыми цветками.

Ландыш майский — наш царственный лесной цветок. Кто из нас не любовался нежно пахнущими белыми цветочками-колокольчиками? Всё растение ядовито, особенно появляющиеся по осени ярко-красные ягоды — плоды ландыша. Но листья и семена широко используют при изготовлении лекарств, улучшающих работу сердца.

Вороний глаз имеет черный плод-ягоду, напоминающую крупную ягоду черники, только растет эта плод-ягода в одиночестве — посреди широких (а не мелких, как у черники) листьев.

Некоторые звери, например, волки и лисы, в небольшом количестве едят ядовитые ягоды в лечебных целях – они помогают избавиться животным от вредных микроорганизмов и паразитов. Но людям эти ягоды употреблять в пищу ни в коем случае нельзя! Это может привести к серьезному отравлению.

Солнечным погожим днем

Мы с друзьями в лес идем.

Мы с собой несем корзинки (Ходьба на месте)

Вот хорошая тропинка! (останавливаемся, разводим руки в стороны)

Ищем вкусную чернику,

Кисловатую бруснику. (Наклоны к правой, левой ноге)

А вокруг полно малины –

Пройти мимо не смогли мы, (разводим руки в стороны)

Собираем по кустам… (Повороты влево – вправо)

Здесь отличные места!

Снова мы идем по лесу, (Ходьба на месте)

А вокруг – так интересно!

Отдохнуть пора, дружок, (Потягиваемся)

Мы присядем на пенек! (садимся на стульчики).

Дидактическая игра с мячом «Назови правильно».

Воспитатель бросает мяч и говорит словосочетание,от которого нужно образовать имя прилагательное:

Компот из малины… (малиновый)

Джем из черники… (черничный)

Варенье из земляники… (земляничное)

Кисель из смородины… (смородиновый)

Сок из вишни… (вишневый)

Морс из клюквы… (клюквенный)

Мороженое с клубникой (клубничное)

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного:

Ягода … (ягодка)

Земляника… (земляничка)

Вишня (вишенка)

Рябина (рябинка)

Брусника (брусничка)

Клубника (клубничка)

Воспитатель хвалит детей за ответы.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Картинки с изображением:

Мандарины, арбуз, клубника, смородина

Читайте также:
Создание рукописной книги с детьми с ЗПР

Крыжовник, малина, клубника, помидор

Земляника, голубика, слива, рябина

Вороний глаз, крыжовник, брусника, малина

Воспитатель: Ребята, слышите стук, кажется, за окошком (подхожу и раздвигаю шторки, за окошком домика из фанеры на кормушке сидят синица и воробей). Ой, ребята, да у нас гости! Кто это?

Дети: Птички. Синичка и воробей.

Воспитатель: Ребята, а кормушка то наша пуста, а птички наверняка хотят кушать!

Кстати, они любят клевать ягоды. А ягод сейчас в лесах и садах почти не осталось и птицам нечем питаться. Поможем птичкам, накормим их ягодками, сделанными своими руками?

Воспитатель: Помочь птичкам вы можете в трех центрах. Вам необходимо подумать и определиться с выбором, где бы вы хотели работать. В 1м центре нужно раскрасить ягоды соответствующим цветом, узнав изображение ягод на веточке (веточки малины, рябины, крыжовника, голубики, смородины, клубники) и разложить на разносе. Во 2м центре – вырезать ягоды из полосок цветной бумаги и выложить на тарелочку. А в 3м центре слепить ягоды из пластилина. Но прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «За ягодой»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики здороваются друг с другом, начиная с мизинца)

В лес идем мы погулять. (два пальчика правой руки «шагают» по ладони другой руки)

Землянику мы найдем (поочередно загибаем пальца на правой руке, начиная с мизинца)

И братишке отнесем. (сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук 4 раза)

Дети выбирают центр и приступают к работе.

Готовые ягоды на тарелочках и в корзиночке ставят птичкам возле кормушки.

Воспитатель хвалит детей.

3. Заключительная часть.

Дети с воспитателем встают в рефлексивный круг.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, важно ли то, что вы сегодня узнали? (ответы детей). Что именно? (ответы детей).

Воспитатель: В каких центрах вы работали? Что там делали? (ответы детей). Возникли ли трудности при выполнении задания? Какие? (ответы детей). Что больше всего понравилось? (ответы детей).

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо потрудились! Сделали доброе дело – покормили птиц ягодами. А сейчас я предлагаю выйти на улицу и покормить птиц на нашем участке. Вы согласны?

Дети: Да! (воспитатель и дети уходят).

Интегрированное открытое занятие в старшей группе Интегрированное открытое занятие в старшей группе «Приключения Ивана-царевича» Образовательные области: «Познание», «Социум», «Коммуникация»,.

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека. Задачи:.

Интегрированное занятие в старшей группе Интегрированное занятие в старшей группе: «Ах, эта сказочная гжель!» Подготовила и провела воспитатель Фатеева Е. В. Цель: Расширить представление.

Интегрированное занятие в старшей группе Интегрированное занятие. Тема: «Знакомство со стихотворением Я. Акима «Апрель» и музыкальным произведением «Подснежник» П. И. Чайковского.

Интегрированное занятие в старшей группе «Поиграем с ежиком» Интегрированное занятие в старшей группе “Поиграем с ежиком” Цели:1. Закреплять представления детей о временах года. 2. Активизировать речь.

Интегрированное занятие в старшей группе «Помощь Лунтику» Цель: Обобщение знаний детей по пройденному материалу в области «Познания», «Коммуникативное развитие». Задачи: Образовательные: Закрепить.

Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие снежинки» «Путешествие снежинки» Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о зиме, о свойствах воды (льда). Задачи: • Активизировать.

Интегрированное занятие в старшей группе «Волшебное дерево» Ход занятия: Дети, все вместе произносят Мы спокойны, мы спокойны. Говорим всегда красиво, четко и неторопливо, Вспоминаем обязательно, .

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Ягоды» Цель: познакомить детей с названиями ягод, внешними признаками, обобщающим словом «ягоды»; учить образовывать относительные прилагательные,.

Музыкальное интегрированное занятие в старшей группе МДОУ №29 «Росинка Музыкальное интегрированное занятие в старшей группе Музыкальный руководитель Чернега А. А. г. Еегорьевск 2017 г.

Беседа про ягоды для детей 5-8 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Про ягоды для детей 5-8 лет

Что такое ягоды?

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесам и садам и поговорим об удивительных лакомствах — ягодах.

Что такое ягоды? Кто знает?

Ягода — небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарничков и травянистых растений, растущих в лесах и садах.

Читайте также:
Автоматизация звука (Ч) в словах, словосочетаниях, предложениях - конспект

Ягодки, как шарики,

Ягодки все разные:

Кислые и сладкие,

Ворсистые и гладкие.

Соком ягоды полны.

И целебны и вкусны!

Какие ягоды вы знаете?

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника — это ягоды. В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми.

К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить их.

Правильно! Малина бывает и садовой и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше.

Смородина и земляника тоже бывают садовыми и лесными.

Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год — дел невпроворот!» — говорится в народе.

Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок.

Залесными ягодами ягодники отправляются с корзинками, туесками*, лукошками и ведрами в лес.

Самой первой наливается соком, становится душистой и сладкой «царица ягод» земляника.

«Первую ягодку кладут в рот, а вторую в кузовок», — примечают люди. На вырубках, возле еловых и сосновых пней, на солнечных косогорах, опушках, полянах зажигаются алые огоньки земляники. Манит, зовет земляника ребятишек в лес!

Прогулка в лес

Хорошо в лесу зеленом,

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам.

Пахнет мхами, пахнет хвоей,

Бродят тени по стволам.

Загораются в траве.

Золотою рябью блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танцы пчел.

Чуть позже поспевает малина, следом за ней — черника. «Когда черника созревает — озимых хлеб к жатве готов», — примечали крестьяне в старину.

Зреет черника под песни комариные. В самом деле, когда поспевает эта ягода — лето в зените. Дни долгие, теплые, солнечные, омытые сверкающими звонкими ливнями. Комарам и мошкам — приволье! «Много мошек — готовь для ягод лукошко», — гласит народная примета.

4 августа называют днем Марии Ягодницы. В это время в лесах собирают чернику и голубику.

В августе созревает и брусника на травяных кочках высохших болот. Когда алым соком нальется эта кисло-сладкая целебная ягода — то и овес в поле созрел. Это тоже народная примета.

В конце августа — начале сентября поспевают в лесах гроздья калины, а на болотах краснеют клюквенные россыпи.

Лакомства из ягод очень любят дети, ведь недаром говорится: «У кого детки, у того и ягодки». В лесных ягодах содержится много полезных веществ: и витамины, и фруктовый сахар.

Любят лакомиться лесными ягодами звери: и косолапый мишка, и красавец-лось, и бурундук — полосатая спинка, и лесная мышь. Птицы — снегири, свиристели и прочие — клюют в осенних лесах ягоды рябины и калины. От инея калина становится не только ярче, но и слаще!

Перед отлетом в теплые края за синие моря длинноногие журавли бродят между болотными кочками, лакомятся клюквой. Не хотят родное болото покидать, пока клюквы-ягоды не попробуют. Потому и зовется она «журавлиной ягодой».

Чтобы собрать хороший урожай ароматных и сочных ягод, садоводу приходится немало потрудиться.

Еще зимой приходится начинать заботиться о будущем урожае. В сильные морозы, если снега выпало немного, его нужно подгребать к кустарникам, чтобы защитить их корни от вымерзания. После обильного снегопада, снег нужно стряхивать с ветвей, особенно если он тяжелый и влажный.

Ранней весной в саду развешивают домики для птиц — скворечники и дуплянки, ведь садоводы знают, что пернатые друзья, уничтожая вредных гусениц, мошек и жуков, помогают им собрать хороший урожай ягод.

РЕКЛАМА

Каких еще помощников садовода вы знаете?

Верно! Это ежи, любители слизней и гусениц, жабы, лягушки и маленькие ловкие жуки-жужелицы, поедающие толстых зеленых гусениц-огневок, которые портят ягоды крыжовника и смородины.

Читайте также:
Звукобуквенный анализ и синтез слов - конспект занятия

Для ежей садоводы даже ставят под кустами блюдечко с молоком.

Приходи-ка, ежик, в сад

— Кто поставил под кустом

Блюдце с теплым молоком?

Дядя Вася, садовод!

В гости он ежа зовет:

«Приходи-ка, ежик, в сад,

Приведи с собой ежат.

Чтоб не съели слизняки

Для жужелиц насыпают немного древесных опилок, смешанных с землей. Там они строят норку и выводят малышей, а потом всей дружной семьей поедают вредных жуков и их личинок.

Для лягушек и жаб жарким и засушливым летом выкапывают в земле неглубокую яму и ставят в нее корытце с водой. Ведь жабы и лягушки очень любят влагу! Жабы охотятся ночью, а лягушки — и ночью и днем, уничтожая гусениц, слизней, многоножек, личинок вредных бабочек и жуков.

Квакушка — помощница садовода

Растут возле кадушки

Там в жаркие деньки.

Когда жучок иль мушка

К кадушке прилетит,

То на обед к лягушке

Тотчас же угодит.

Растить нам сладкий плод,

Некоторые растения тоже помогают садоводу собрать хороший урожай. В ягодниках между плодовыми кустарниками садоводы разбивают клумбы и грядки, на которых пышно цветут нарядные золотисто-оранжевые и пурпурные бархатцы, душистый табак, крупные садовые ромашки или яркие ноготки.

Ноготки

Я возьму лопатку

И вскопаю грядку.

Прополю я сорняки

И посею ноготки.

Пусть цветут ноготки —

Эти цветы выделяют фитонциды — особые защитные вещества, убивающие микробов. Сильный, терпкий аромат ноготков очень не любят садовые вредители и улетают из сада подобру-поздорову.

Весной и летом опытные садоводы опрыскивают ягодники настоем растений, запах которых отгоняет вредных насекомых: бабочек-огневок и стеклянниц, листоверток, тлей, паутинных клещей и плодожорок. Эти вредители грызут корни кустарников, поедают их листья, портят цветы и ягоды.

Настои горькой полыни, пижмы, тысячелистника, календулы, чеснока и луковой шелухи — прекрасное средство, помогающее сберечь урожай ягод.

Осенью, когда ягоды собраны, у садовода появляются новые заботы. Нужно обрезать засохшие ветки и сжечь их вместе с опавшей листвой. Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Ответьте на вопросы

• Какие плоды называют ягодами?

• Какие ягоды созревают в саду?

• Какие ягоды люди собирают в лесу? На болоте?

• Какие ягоды можно встретить и в саду и в лесу?

• Какая ягода самой первой созревает в лесу?

• Какие народные приметы связаны с созревающими лесными ягодами?

• Какие полезные вещества есть в ягодах?

• Какие звери и птицы любят лакомиться ягодами?

• Почему клюкву называют журавлиной ягодой?

• Как надо ухаживать за ягодными кустарниками в саду?

Конспект урока “Ягоды”

Содержимое разработки

Развитие речи

Тема: Ягоды.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о ягодах.

Образовательные:

-Сформировать у учащихся понятие « ягоды», учить узнавать и называть ягоды.

– Учить различать ягоды по форме, вкусу, цвету, месту, где растёт.

– Учить согласованию числительных с существительными.

Коррекционные:

– Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление, внимание.

– Учить связной речи.

– Развивать общую и мелкую моторику.

– Развивать процессы анализа и синтеза.

Воспитательные:

– Воспитывать бережное отношение к природе.

– Воспитание правильного поведения в саду, в лесу.

Оборудование: карточки с изображением ягод, муляжи ягод, презентация со слайдами про ягоды, карточки с заданиями, раскраски, карандаши.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Знакомство учащегося с темой урока. Постановка цели урока.

2.Актуализация знаний.

– Отгадайте о чём говорится:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (ягода)

-Посмотрите на доску. Ответьте, что здесь лишнее?

На доске вывешаны картинки:

Вишня клубника клюква крыжовник голубика брусника малина смородина яблоко ежевика ( лишнее яблоко, это фрукт)

– А что остальное на картинках? (ягоды)

3. Работа над новым материалом.

– Сегодня мы будем говорить о ягодах. Тема урока « Ягоды» (вывешивается табличка)

Читайте также:
Осень - план-конспект НОД

– Для чего люди собирают ягоды? ( они полезные, в них много витаминов)

– Для чего нужны витамины? ( чтобы не болеть)

– Ребята, где растут ягоды? (в саду, в лесу)

Распределяем, где какая ягода растёт.

а) Учащиеся делятся на 2 команды, распределяя собирают ягоды в корзину.

1 команда –лесные ягоды 2 команда – садовые ягоды

клюква вишня

голубика клубника

брусника крыжовник

малина малина

ежевика смородина

– Ребята, если ягоды растут в лесу, как их называют? ( лесные).

– А если они растут в саду? ( садовые).

– А почему малина оказалась в сразу в 2 колонках? ( она растёт и в саду, и в лесу).

Лесные ягоды Садовые ягоды

Физминутка «СБОР ЯГОД».
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
И поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать

б) Игра «Что это? » (закончить предложение и повторить его полностью).

Малина, черника, земляника – это (ягоды)

Лук, морковь, картошка – это

Яблоко, груша, банан – это

Свекла, кабачок, огурец – это

Вишня, брусника, смородина – это

в) Раскраски с лесными и садовыми ягодами.

Детям предлагаются раскраски с изображением лесных и садовых ягод.

Пальчиковая гимнастика «По ягоды» Н.В. Нищевой.

Раз, 2, 3, 4, 5, (Пальчики обеих рук «здороваются,

В лес идем мы погулять начиная с большого).

В лес идем мы погулять. (Пальцы идут по столу).

За черникой, За малиной, (Загибаем пальчики).

За брусникой, За калиной.

Землянику мы найдем и братишке отнесем.

г) Загадки о ягодах.
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд. (Вишня)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородины)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь – всю руку обдерешь. (Крыжовник)
Длинноножка хвалится —
Я ли не красавица,
А сама-то — косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
И красна, и кисла
На болоте росла. (Клюква)

д) Игра « Превратимся в ягоды»

– А теперь отдохнём и поиграем. Повертелись, покружились и в ягоды превратились.

( Каждому ребёнку одевается ободок с рисунком ягоды.

Ученик говорит, что это за ягода, и называет, что можно из неё приготовить.)

– Давайте попробуем описать ягоды по вкусу, цвету, форме, месту, где растёт.

Практическая работа « Описание ягоды».

Дети делятся на 2 группы . Каждая группа получает ягоду настоящую и описывает её по схеме.

клюква крыжовник

лесная ягода садовая ягода

4.Подведение итогов.

а) – Наш урок подошёл к концу. Мы с вами говорили о ягодах . Назовите ягоды, которые вы запомнили.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада на тему «Ягоды»

Программные задачи:
1. Формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде;
2. Уточнить и закрепить представление об их произрастании;
3. Развивать умение образовывать существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа;
4. Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки;
5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Необходимый материал:
– Демонстрационный материал «Ягоды»;
– Раскраски «Ягоды»;
– Карандаши;
– Фломастеры;
– Картинки «Ягодное варенье»;
– Картинки «Лес», «Сад»;
– Разрезные картинки.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки
Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным.
(Смородина)

Колючки с крапивой — соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться сладостью.
(Малина)

Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Читайте также:
Коррекционное занятие с элементами театрализации: В поход за рецептом счастья

Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка?
(Клубника)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем будет наше сегодняшнее занятие?
Дети: О ягодах
Воспитатель: Правильно. Какие ещё ягоды вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Ягоды бывают лесные и садовые. Скажите, чем они отличаются?
Дети: Лесные растут в лесу, а садовые – в саду.
Воспитатель: Верно. Распределите по группам картинки с ягодами (предлагаются картинки ягод и картинки «лес» и «сад»).

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились, а сумеете ли вы приготовить варенье из ягод?

Игра «Ягодное варенье»
Педагог показывает картинку, предлагая детям по очереди называть какое варенье.
Например:
Варенье из малины – малиновое варенье.

Игра «Опиши ягоду»
Например: Клубника – крупная, спелая, сладкая, красная и т.д.

Воспитатель: Ребята, в саду и в лесу растет много ягод. Каких ягод растет много?

Игра «Один – много»
Детям предлагается картинка, а они называют:
Например
: Одна смородина – много смородины»

Воспитатель: Замечательно. Посмотрите, у вас на столах лежат разрезные картинки. Вам нужно собрать их.

Игра «Сложи картинку»
Детям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду. Работа проводится по подгруппам.

Развитие речевого дыхания у ребенка

Упражнения, направленные на развитие правильного речевого дыхания присутствуют практически во всех логопедических занятиях. Причина этому — в большой значимости умения контролировать процесс вдоха и выдоха во время речи.

Еще из школьного курса мы помним о том, что звуки ни что иное, как результат движения воздушной струи, выдыхаемой легкими. От того, насколько правильно и рационально производится вдох и выдох, напрямую зависит и качество речи.

Нарушения функции речевого дыхания приводит к неправильному произнесению фраз, отсутствию плавности речи, интонационным ошибкам. Нечеткость фраз, возникновение вынужденных пауз в высказываниях — следствие неразвитости дыхательной системы.

Помимо прочего, дыхательная гимнастика является также важным «оружием» в борьбе за крепкое здоровье. Известные комплексы Стрельникова, Бутейко помогают справиться со многими заболеваниями, затрагивающими верхние дыхательные пути.

Правила проведения дыхательных упражнений

Несомненно, занятия будут наиболее эффективны, если они проводятся не только во время урока с логопедом, но и периодически повторяются дома. Родителям нужно помнить, что дыхательные упражнения и игры могут утомить ребенка и даже вызывать небольшое головокружение, поэтому важно учитывать некоторые условия:

  • Заниматься лучше всего до еды.
  • Комната, в которой проводятся занятия, должна быть хорошо проветрена. Еще лучше, если есть возможность позаниматься на свежем воздухе.
  • Нельзя использовать тактику «артиллерийского наскока». Занятия не должны быть длительными. 3-5 минут за один раз вполне достаточно.
  • Педагогу или кому-то из родителей нужно контролировать правильность процесса дыхания. Во время дыхания не должны подниматься плечи, напрягаться мышцы шеи, лица или живота.

Правильное речевое дыхание — как должно быть:

  1. Активный вдох производится исключительно через нос.
  2. Выдох должен происходить через рот, длительный, равномерный, без толчков и пауз.

Иногда дети выдыхают воздух через нос. Попробуйте просто закрыть носовые ходы пальцами, чтобы ребенок понял, что от него требуется. Объясните, что губы при выдохе не должны быть сжаты или напряжены. Их нужно вытянуть «трубочкой».

Для самоконтроля во время занятий попросите ребенка положить ладошку между ребрами и животом (диафрагмы). Во время вдоха передняя стенка живота и грудная клетка немного поднимаются, как бы «уходят» из-под ладони, на выдохе — опускаются, возвращаясь на прежнее место.

Игры и упражнения для развития у детей речевого дыхания

Работа над формированием правильного выдоха

На первых порах необходимо научить ребенка собственно правильному физиологическому дыханию, помочь развитию длительности выдоха и его силы. Для этих целей подойдут следующие игры:

  • «Нюхаем цветы». Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, сделать полный выдох.
  • «Задуваем свечи». Почему-то все дети очень любят задувать свечки:-) Используйте это в обучающих целях. Глубокий вдох носом и ровных сильных выдох ртом. Когда одну свечку удается легко загасить, можно поиграть в именинный пирог. Отличная возможность попрактиковаться в контроле над длительностью и силой выдоха.
  • «Одуванчики». На прогулке так весело сдувать парашютики с одуванчиков! Прекрасное упражнение для занятий на свежем воздухе. Вспомните старую игру «Дед или бабка» — если с одуванчика сдуются все пушинки, то останется лысая голова «деда», а если что-то останется, то это — «бабка» со скромной прической.
  • «Кораблики». Запустите в таз с водой кораблики, сложенные из бумаги, и покажите ребенку, как можно двигать их, сильно дуя вперед. У кого корабль уплывет дальше? Главное правило — один «тайм» игры это один выдох.
Читайте также:
Конспект по логоритмике для детей среднего возраста с ОНР

Подобных игр на самом деле довольно много. Родители и сами быстро вспомнят их или придумают свои. Можно набрать сухих осенних листьев и, разложив на столе, устраивать настоящий листопад, сильно дуя на них. Можно играть в футбол, пытаясь струей воздуха при выдохе загонять шарик от пинг-понга в обозначенные ворота. Можно катать по столу карандаши «силой дыхания». Главное — следить за правильностью вдоха и выдоха и не давать ребенку переутомляться!

Тренировка дыхания с применением речевого материала

  1. Звукоподражание. На одном выдохе ребенок должен проговаривать звуки, следуя за заданием педагога. Например:
    • укачиваем малыша — «Ааа-аа-аа!»;
    • воет волк — «Ууу-ууу»;
    • дождик капает — «кап-кап-кап» и т. д.
  2. Хорошую помощь в тренировке речевого дыхания оказывают такие упражнения, в которых голосовой материал объединяется с движениями:
    • «дровосек» — ребенок стоит, немного расставив ноги, ладони рук соединить в замок. На вдохе — руки нужно поднять вверх (замах «топором»), на выдохе — наклон вниз «Эх!»;
    • «часы» — исходное положение как в предыдущем упражнении, руки вверх. Вдох через нос, наклон в сторону на выдохе «Бум!» (имитируем ход маятника);
    • «шофер» — в положении стоя, руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки. Изображая вращение руля руками, на выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».
  3. «Кто больше?» В течение одного выдоха ребенок должен проговорить все удлиняющуюся фразу, например «Кошка. Кошка бежит. Кошка бежит домой». Посоревнуйтесь с ребенком — кто успеет сказать больше слов. Важно: следите, чтобы темп речи не ускорялся и выдох был равномерным.
  4. Для занятий можно использовать заучивание детских коротких стихов. Основная задача — произносить строки, соблюдая правильное дыхание.
  5. Скороговорки стимулируют не только четкость произношения звуков, но и соблюдение рационального выдоха. Обязательно обратите внимание ребенка на правильный равномерный выдох.

Многие из этих заданий можно использовать что называется «между делом». Вспомнить стихотворение, посоревноваться в выговаривании скороговорок, включить в утреннюю зарядку пару дыхательных упражнений совсем не сложно и не отнимет у родителей много времени. А ребенку такие занятия помогут избежать многих проблем с формированием речи.

Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Упражнения для развития речевого дыхания

Дыхательные упражнения

Выработка дифференцированного дыхания

1. Упражнение «Ныряльщики»

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

2. Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

Дыхательные упражнения

Формирование длительного и плавного речевого выдоха

3. “Немое кино”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

Читайте также:
Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Дыхательные упражнения

Формирование направленной воздушной струи.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

8. “Худенький”

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

11. “Пропеллер”

(картинка-образ — самолет с пропеллером). Цель: Формирование направленной воздушной струи.

Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития физиологического дыхания

12. «Цветочный магазин»

Цель: развитие физиологического дыхания

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок!) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята!) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

13. «Соревнование лыжников»

Цель: развитие физиологического дыхания

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

14. «Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие физиологического дыхания

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

15. «Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Дыхательные упражнения

Упражнения для развития речевого дыхания

16. «Дровосек»

Цель: развитие речевого дыхания

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести – ух! – на длительном выдохе.

Цель: развитее речевого дыхания

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

18. «На берегу моря»

Цель: развитее речевого дыхания

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

Цель: развитее речевого дыхания

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

Цель: развитее речевого дыхания

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш. подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)

Читайте также:
Логопедическое развлечение для детей с родителями: В гостях у королевы Азбуки

Цель: развитее речевого дыхания

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести «ка-а-ар!»

22. «Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

Дыхательные упражнения

Упражнения на развитие фонационного выдоха

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка “жук”.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук “ж”).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук “ж”. Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

24. «Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук “р”).

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка “комар”.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук “з”). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук “з”. Взрослый произносит рифмовку: З-з-з – комар летит, З-з-з – комар звенит.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше “промычит” на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук “М-М-М”.

27. “Варим кашу”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.На слова:

(“Продукты” поочередно входят в круг – “горшочек”).Каша варится.

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот – выдох и произносят: “Ш-Ш-Ш”).

(Дети произносят: “Ш-Ш-Ш” в убыстренном темпе).

Горшочек, не вари!

28. “Лесная азбука”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает “уроки лесной азбуки”. Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, “осваивают” лесную азбуку:

“У-У-У” – идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

“А-У-У” – путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

“Ы-Ы-Ы” – пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

29. “Снегопад”.

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: “снежки” из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики – “снежинки”, положить ребенку на ладонь и предложить “устроить снегопад” – сдувать снежинки с ладони.

30. “Кораблик”.

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

1. Е. Краузе “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие”

2. Анищенкова Е. С. “Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников”

3. “Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет”, 2003

4. Костыгина В. “Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)” 2007

5. Пожиленко Е. А. “Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. ” 2006

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.

7. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.

8.Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх “Хлоп-топ” и “Хлоп-топ-2″.Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В.”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: