Тема: Одежда (согласование числительных с существительными в родительном падеже множественного числа)

Тема: Одежда. Согласование числительных с существительными в родительном падеже множественного числа

Цель занятия: совершенствование навыков согласования числительных с существительными в родительном падеже.

  • совершенствование навыков в разгадывании загадок;
  • совершенствование логического мышления;
  • совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • закрепление произношения [ш] в слогах;
  • закрепление понятия «одежда»;
  • совершенствование навыков употребления существительных в уменьшительно-ласкательной форме;
  • введение в словарь существительных нового слова – гардероб;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слова;
  • воспитание бережного отношения к одежде;
  • воспитание коммуникативных навыков.

По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Брюки)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят. (Варежки)

Варежки для ног.

Не галстук он, не воротник. А шею обнимать привык. Он помогает нам всегда, когда приходят холода. (шарф)

Я как зонт — не промокаю, от дождя вас защищаю, и от ветра вас укрою, ну, так что же я такое? (плащ)

Логопед. Скажите, как одним словом можно назвать все эти предметы? (одежда)

Логопед. Умнички. Хотите послушать сказку:

– Рано утром проснулся наш язычок, открыл окошко («Окошко»)

– Выглянул, посмотрел вниз на землю, нет ли там луж. А потом на небо, светит ли солнце? (Качели)

– Посмотрел на часики, который час? («Часики»)

– Быстренько напек блинчики («Блинчик»)

– Попил чайку («Чашечка»)

– Не забыл подуть на чаек («Чашечка, дуем на язычок»)

– Стал одеваться, пуговка оторвана, нужно ее пришить («Иголочка»)

– Застегнулся («Накажи язычок»)

– Пришил еще пуговицу, застегнулся, и еще одну…

В этот момент язычок прислушался, за окном раздавались какие-то звуки:

Шта-што-шту
Шту-што-шта
Што-шта-шту
Ашт-ошт-ушт
Ушт-ашт-ошт
Ошт-ушт-ашт

Оказалось, это по лужам шлепала лягушка. Язычок весело запел:

Ша-ша-ша-как погода хороша
Шо-шо-шо-погуляю хорошо
Шу-шу-шу-лягушку в гости приглашу

Логопед. Какие вы молодцы, ребята! А теперь, давайте одежду посчитаем, а помогут нам в этом наши пальчики:

Мы одежду изучаем сжимаем и разжимаем кулаки

И ее вам называем:

Плащ, пальто, ветровка, куртка, пиджак, (сгибаем пальцы по порядку, на одной руке)
Жилет, брюки, платье, шарф, жакет. (сгибаем пальцы другой руки)

Рассеянный. Ох! Ах! Здравствуйте, дети!

Логопед. Рассеянный, а что же брюки на тебе на левую сторону? И шапка задом наперед?

Рассеянный. Мой брюки, мои шапка…

Логопед. Ты что-то путаешь. Ребята, как нужно сказать — это чьи брюки?

Логопед. А чья шапка?

Рассеянный (берет в руки мяч и кидает каждому). Так, а куртка, тапки и так далее.

Игра «Назови ласково»

Рассеянный. Все понял.

Логопед. Рассеянный, нужно любить свою одежду, бережно к ней относиться, и даже уметь ее называть ласково!

Рассеянный. Это как?

Логопед. А вот как!

Логопед вместе с детьми подходят к магнитной доске, проводится игра «Назови ласково»

Кофта-кофточка
Брюки-брючки
Тапки- тапочки
Шарф-шарфик и т.д.

Логопед. Рассеянный, ты знаешь, а ведь у меня есть две шапки (показывает картинку, на ней с обратной стороны цифра — 2). А у тебя?

Рассеянный (берет картинку с брюками, на обороте цифра -3). А у меня нет двух шапок, но есть трое брюк. А у тебя, Сергей? (обращается к ребенку)

Сергей. А у меня нет трех брюк, но есть четыре шапки (показывает картинку)

Игра продолжается, пока не ответят все дети.

Звуко-буквенный анализ слова.

Логопед. Ну вот. Все эти вещи, одежда составляют наш гардероб.

Гардероб — это одежда одного человека или семьи; а также гардеробом могут называть шкаф для одежды.

Дети при помощи логопеда выполняют анализ слова, в нём- 3 слога, 8 букв, 8 звуков.

Игра «Кто быстрее»

Логопед. Рассеянный, тебе понравилось у нас?

Рассеянный. Да, конечно.

Логопед. А ты не хочешь переодеться? А дети тебе помогут?

Игра-соревнование, кто быстрее оденется.

Дети одевают – гостя и ребенка.

Рассеянный благодарит детей, угощает конфетами и удаляется.

Сучкова Валентина Викторовна,
учитель-логопед
МБДОУ д/с №4 «Теремок»,
г. Искитим НСО

Дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных- по лексическим темам: “Одежда”
картотека на тему

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных- по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.

Скачать:

Вложение Размер
opisanie_raboty.zip 280.05 КБ

Предварительный просмотр:

Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения в образовании прилагательных, существительных, согласовании числительных- по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
– проверить знания, умения и навыки детей по теме;
– учить применять их в практической деятельности – игре;
– воспитывать интерес к речевым играм.

Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Игровой материал.
– картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви

– картинки двух шкафов:

Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.

Ход игры:
Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

– Это длинное платье мамино. – Это синее платье Танино.
– Эта белая блузка мамина. – Эта розовая блузка Танина.
– Эти чёрные брюки мамины. – Эти сиреневые брюки Танины.
– Эта узкая юбка мамина – Эта пышная юбка Танина. и т.д.

Игра «Подбери признак»

Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным.
Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например,
платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное.
Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.

Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок – Таниной, причём называет его ласково, например,
– У мамы платье, а у Тани … платьице .
– У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
– У мамы брюки, а у Тани … брючки.
– У мамы куртка, а у Тани … курточка .

Игра «Что из чего?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: Взрослый сообщает:
– У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
– Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
– Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
– Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
– Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
– Пальто из драпа (какое?) – драповое.
– Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Игра «Один – много»

Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например,
– У мамы одно платье, а у Тани много платьев .
– У мамы одна юбка, а у Тани много юбок.

Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы:
– О чём можно сказать два?
– Два платья, два пальто, два плаща…
– О чём можно сказать две?
– Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

Игра «Считай и называй»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.

Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки … пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки – … грязные ботинки;
Новые сапоги – … старые сапоги;
Широкая юбка – … узкая юбка;
Длинное пальто – … короткое пальто;
Белый пиджак – … черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»

Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
– Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.

Дети раскладывают картинки и объясняют:
– шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
– кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда;
– тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….

Игра «Мой, моя, моё»

Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Конспект НОД «Согласование имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже. Лексическая тема «Одежда»

Галина Вяткина
Конспект НОД «Согласование имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже. Лексическая тема «Одежда»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей логопедической группе

по теме: «Согласование имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже». Лексическая тема: «Одежда».

Вяткина Галина Сергеевна

Цель: способствование формированию у детей знаний, умений согласовывать имена существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

• расширить и активизировать словарь по данной теме;

• совершенствовать грамматический строй речи (учить образовывать существительные множественного числа; учить согласовывать существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже);

• продолжать закреплять навык умения отгадывать загадки.

• развивать правильное речевое дыхание;

• способствовать развитию зрительного внимания и восприятия, памяти, мышления, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

• способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Одежда»; рассматривание одежды; беседа о предназначении одежды и её различие по сезонам года; отгадывание загадок на тему «Одежда»; рассматривание иллюстраций с изображением людей, одетых по сезонам года; игра «Один-много».

Оборудование: Доска с магнитами; наглядные картинки с изображением одежды, картинки о временах года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; мяч; солнце, тучи из ваты для дыхательного упражнения «Хорошая погода»; волшебный экран; дидактическая игра «Положи одежду в шкаф»; медали «Молодец» на каждого ребёнка.

I. Организационный момент.

Логопед. Ребята, сегодня утром я шла на работу и случайно увидела рекламное объявление, в котором говорится, что открывается новый магазин. Всех желающих приглашают посетить его. Давайте мы с вами отправимся на экскурсию в этот магазин. Вы согласны?

Логопед. А в какой магазин мы пойдём, вы сейчас должны будете догадаться сами, послушайте мою загадку.

II. Основная часть (Введение в тему. Рассматривание картинок.)

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл.

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье? (Как называются эти вещи, одним словом)

1-ый ребёнок. Об одежде.

Логопед. А теперь скажите, кто догадался, в какой магазин мы с вами пойдём?

1-ый ребёнок. В магазин «Одежды».

Логопед. Правильно. Сегодня мы будем говорить с вами об одежде. (На столе лежат картинки одежды). Берите по одной картинке и называйте, что изображено и прикрепляйте к доске.

Ответы детей. (Брюки, шуба, комбинезон, куртка, футболка, перчатки, пиджак, платье, рубашка, свитер, шапка, юбка).

2. Игра «Один — много» (с мячом)

Мы — волшебники немного

Был один, а станет много.

Логопед. Встаньте в круг.

Логопед. Шарф – много…

1-ый ребёнок. Шарфов.

Логопед. Рубашка – много…

2-ой ребёнок. Рубашек.

Логопед. Носок- много.

3-ий ребёнок. Носков.

Логопед. Перчатка- много.

4-ый ребёнок. Перчаток.

Логопед. Шапка- много.

5-ый ребёнок. Шапок.

6-ой ребёнок. Юбок.

3. Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Логопед. Когда в магазине покупают одежду и приносят домой, её нужно постирать.

Раз, два, три, четыре, пять – Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Кулачки имитируют стирку.

Дыхательное упражнение «Хорошая погода».

Логопед. После стирки одежду нужно высушить на солнце. Посмотрите в окно.

Дети смотрят в окно.

Логопед. Илья, у нас есть солнце на улице?

Логопед. А какое время года сейчас, Ксюша?

Логопед. Какая осенью погода, Юлиана?

Юлиана. Пасмурная, дождливая.

Логопед. Солнце как светит осенью, Герман?

Герман. Солнце светит мало.

Небо хмурится с утра,

Надо солнышку помочь

Ветерочком стану я,

Уходите тучи прочь! (на столе приклеить солнце, закрыть его тучами из ваты).

Логопед: Дети посильнее дуйте, разгоняйте тучи.

Логопед: Молодцы, ребята, справились, разогнали все тучи. (Солнышко логопед прикрепляет на доску). Теперь вся одежда высохнет.

4. Игра «Какой? Какая? Какие?»

Логопед. Пойдёмте дальше, в следующий отдел. В этом отделе учёт, привезли новый товар и его нужно принять и рассмотреть, из какого материала сшита одежда. Садитесь на стульчики. Посмотрите, в этом отделе ещё появились покупатели семья-мама, папа и малыш. Покупают одежду. (Слайды-картинки)

Логопед. Перчатки из кожи, какие?

1-ый ребёнок. Кожаные.

Логопед. Шуба из меха, какая?

2-ой ребёнок. Меховая.

Логопед. Кофта из шерсти, какая?

3-ий ребёнок. Шерстяная.

Логопед. Блузка из шелка, какая?

4-ый ребёнок. Шелковая.

Логопед. Футболка из трикотажа, какая?

5-ый ребёнок. Трикотажная.

Логопед. Майка из хлопка, какая?

6-ой ребёнок. Хлопковая.

5. Игра «Положи одежду в шкаф»

Логопед. Мама, папа и малыш купили одежду. Они пришли домой. Посмотрите, ребята,шкафы: мамин, папин, малыша. Нужно им помочь разложить одежду в шкаф. Поможем?

Логопед. Мы сегодня много говорили о чём?

1-ый ребёнок. Об одежде.

Логопед. Назовите одежду.

2-ой ребёнок. Шуба, платье, брюки, носки, шорты…

Логопед. Когда человек красиво и опрятно одет, на него приятно смотреть. Но одеваться надо не только красиво, но и по погоде. Какую одежду наденем зимой? (На доске картинки о временах года).

3-ий ребёнок. Шубу, шапку, варежки…

Логопед. Какую одежду наденем летом?

4-ый ребёнок. Шорты, футболку, платье…

Логопед. Какую одежду наденем весной?

5-ый ребёнок. Куртку, перчатки, шарф.

Логопед. Какую одежду наденем осенью?

6-ой ребёнок. Куртку, шапку, перчатки…

Логопед. Ребята, мы сегодня являемся первыми посетителями магазина, а первых посетителей всегда ждёт сюрприз! Молодцы, мы с вами сегодня хорошо потрудились. (Логопед одевает каждому ребёнку медаль «Молодец»)

Дети говорят спасибо.

Календарно-тематическое планирование ОП в подг. гр. по программе «От рождения до школы». Тема «Одежда, обувь, головные уборы» Тема недели: Одежда, головные уборы, обувьЦель: Расширять представления о предметах рукотворного мира, необходимых для жизнедеятельности.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Мастер-класс по гендерному воспитанию для детей 3–6 лет. Аппликация «Одежда для девочек и одежда для мальчиков» Цели: Учить детей находить отличия во внешнем виде мальчиков и девочек. Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: – уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; – учить детей точно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда» Цель:Знакомить детей с назначением одежды. Развивать умение классифицировать виды одежды. Знакомить с профессиями портного и вязальщицы. Упражнять.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.

Поиск ответа

Всего найдено: 54

Вопрос № 308440

Добрый день! Как склоняется слово “апартаменты” с числительными , которые заканчиваются на *2, *3, *4, например: “22 апартамент_”? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Нормативного сочетания нет, нужно перестраивать фразу. Например: апартаменты в количестве 22.

Вопрос № 308291

«Вы получаете одно очко за каждые два ваши ответа». В нужных ли склонениях здесь стоят слова в конце предложения? Не нужно ли писать «…два ваших ответа»? И для полного понимания хотелось бы узнать в каких падежах здесь стоят слова «ваши(х)» и «ответа».

Ответ справочной службы русского языка

В подобных сочетаниях с числительными два, три, четыре прилагательное обычно ставится в форме родительного падежа, если существительное относится к мужскому или среднему роду, и в форме именительного, если существительное женского рода. Таким образом, верно: два ваших ответа. Существительное ответ стоит в форме род. падежа ед. числа, и в этой форме с существительным согласуется местоимение ваш.

Вопрос № 305041

Здравствуйте! Подскажите, как правильно склоняется слово вылет с числительными . К примеру: 72 вылета или 72 вылетов? 181 вылет или 181 вылетов? От чего будет зависеть окончание?

Ответ справочной службы русского языка

Числительные, которые оканчиваются на 1 (но не на 11), требуют формы именительного падежа единственного числа: 181 вылет. Те, что оканчиваются на 2, 3 и 4, требуют формы родительного падежа единственного числа: 72 вылета. Остальные числительные употребляются с существительными в форме родительного падежа множественного числа: 75 вылетов.

Вопрос № 304776

Доброго времени суток. Подскажите, пожалуйста, могу ли я в нижеследующем предложении использовать раздельное напи-сание «не верны», подразумевая при этом противопоставление? Само предложение: В этом случае остальные названия не верны, учитывая даже все технические моменты. Здесь я хотел придать более яркий оттенок отсутствия «верности или правильности»! Правила написания: Частица “НЕ” пишется раздельно: • с глаголами (не был); • с числительными (не раз); • с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хо-чет); • со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица); • с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше); • в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах). Или другой источник: 1. Если есть или подразумевается противопоставление: Не большой, а маленький. Не плохой, а хороший. Река мелкая? Река не мелкая. 2. Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями: отнюдь не верное нисколько не радостное

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 302914

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно: . три этих главы. или . три эти главы. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правило таково. Если формы именительного падежа множественного числа существительных женского рода отличаются по ударению от формы родительного падежа единственного числа (ср.: го́ры – горы́, слёзы – слезы́), то определение в конструкции с числительными два, три, четыре обычно ставится в форме родительного падежа множественного числа.

Вопрос № 301235

Здравствуйте, Скажите, пожалуйста, как склоняется слово “трусы” с числительными ? Как сказать “тридцать четыре труса”, “тридцать четыре трусов”, “тридцать четверо трусов”? Никак не выходит. Только “тридцать четыре пары трусов”, но это немного ломает логику, как будто по 2 шт плюс это разговорный вариант.

Ответ справочной службы русского языка

При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 34, 43 и т. д.), со словом трусы возникает синтаксическая несочетаемость. Нормативного варианта нет.

Следует строить предложения так, чтобы не использовать именительный и винительный падеж. Например, выбирать другие падежные формы (в зависимости от контекста): не более тридцати четырех трусов и т. д.

Сочетание пара трусов для обозначения одного предмета (а не двух) уместно только в разговорной речи.

Вопрос № 300991

Здравствуйте! Хотели бы уточнить как правильно склонять слово “дней” в сочетании с числительными , оканчивающимися на единицу. Пример: “предоставить отпуск продолжительностью 21 календарных/ый ДНЕЙ/ДЕНЬ”. Заранее благодарим за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Существительное ставится в форме единственного числа: ...продолжительностью 21 календарный день.

Вопрос № 300369

Добрый день, уважаемые эксперты. Я патрулирующий русской Википедии. В своей работе нередко сталкиваюсь с числительными , а именно с денежными наименованиями. Постоянно возникают трудности с десятичными дробями. Не знаю как склонять существительные рядом с ними. Например, 2,89 миллиардА или миллиардОВ доллара(-ов). Обычно проверяю себя, проговаривая дробное число: “Две целых восемьдесят девять сотЫХ миллиардОВ долларОВ”, но не знаю, правильно ли это. Можете, пожалуйста, объяснить и просклонять данное число и, например одна целая тридцать одна сотая. Благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Правило простое: при дробных числительных существительное употребляется в форме единственного числа родительного падежа: 4,3 рубля, 67,84 километра, 2,89 миллиарда. Слово доллар уже не зависит напрямую от числительного, поэтому ставится во множественном числе: 2,89 миллиарда (чего?) долларов.

Поэтому верно: Две целых восемьдесят девять сотых миллиарда долларов; одна целая тридцать одна сотая миллиарда долларов.

Вопрос № 300207

в каком числе употребляется существительное с числительным “Прошли курсы 184 педагога или педагогов”?

Ответ справочной службы русского языка

Правилен первый вариант. Числительные два, три, четыре (в том числе в составных числительных) в им. падеже требуют постановки после себя существительного в форме род. падежа ед. числа. С числительными от пяти и далее используется форма род. падежа мн. числа.

Вопрос № 298988

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста: почему мы говорим 2 года, но 5 лет?

Ответ справочной службы русского языка

Числительные два, три, четыре в им. п. требуют постановки после себя существительного в форме, совпадающей с формой р. п. ед. ч. С числительными от пяти и далее используется форма р. п. мн. ч.

Вопрос № 298952

Как правильно склоняется слово “веретено” во множественном числе? Словарь утверждает, что форма “веретёна” существует. Хорошо. Но как тогда сказать веретено в количестве четырёх штук? “Четыре веретена” или всё же “четыре веретёна”? Вот как склоняется слово веретёна по падежам: И.: Веретёна Р.: Веретён Д.: Веретёнам В.: Веретёна Т.: Веретёнами П.: Веретёнах Интуиция подсказывает, что правильно без ё, но правила утверждают, что ё необходима. Или существуют какие-то условия, позволяющие в счёте от одного до четырёх игнорировать правила? Помогите решить дилемму.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: четыре веретенА (ср.: два ведрА, три гОда). В сочетании с числительными два, три четыре используется форма, совпадающая с р. п. ед. ч.

Вопрос № 298427

Как правильно: “множество людей пришли” или “множество человек пришли”

Ответ справочной службы русского языка

Верно: пришло множество людей. Форма “человек” употребляется лишь с числительными .

В сочетании с числ. пять, шесть (и далее) слово человек во всех падежах выступает в формах мн. ч., образованных от основы человек-, а не от супплетивной основы форм мн. ч. лю|д’|-: человек, человекам, человеками, о человеках (пять человек, с семью человеками).

В сочетании с числ. два, оба, три, четыре перечисленные словоформы мн. ч. выступают во всех падежных формах, кроме формы им. п. (не было и двух человек, речь идет о трех человеках).

При сочетании с формой им. п. этих числительных выступает словоформа род. п. ед. ч. (два человека, три человека, оба человека).

При наличии определения в сочетаниях с числ. пять, шесть (и далее) во всех падежах и с числ. два, три, четыре в косв. пад. может употребляться слово люди: пять незнакомых человек и пять незнакомых людей, не было и трех взрослых человек и не было и трех взрослых людей.

Вопрос № 298267

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какая форма окончания верна: сбросить пару килограммОВ / пару килограмм / обе равнозрачно допустимы. Мы уже читали ответы на разные контексты ( с числительными , со словом “несколько”), но в данном случае важен именно контекст со словом “пара”. Заранее благодарю!

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 296421

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разрешить спор. Эти два психическ** явления могут встречаться вместе или по отдельности. Как правильно, психических или психические? И, если можно, чем в таких случаях руководствоваться?

Ответ справочной службы русского языка

В подобных сочетаниях с числительными два, три, четыре прилагательное обычно ставится в форме родительного падежа, если существительное относится к мужскому или среднему роду, и в форме именительного, если существительное женского рода. Таким образом, верно: Эти два психических явления.

Вопрос № 294377

Добрый день! Как правильно написать: “Пока в отеле только два номера, оформленные художниками” или “Пока в отеле только два номера, оформленных художниками”? Большое спасибо! Иван

Ответ справочной службы русского языка

Если определение (обычно обособленное) стоит после счетного оборота с числительными два, три, четыре, то чаще оно ставится в форме именительного падежа множественного числа: Пока в отеле только два номера, оформленные художниками.

§ 193. Определение при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре

1. При существительных мужского и среднего рода, зависящих от числительных два, три, четыре (а также от составных числительных, оканчивающихся на указанные цифры), определение, находящееся между числительным и существительным, в современном языке ставится, как правило, в форме родительного падежа множественного числа: два высоких дома, три больших окна, двадцать четыре деревянных стола. Например:…Офицеры ели жадно, без разговоров, наверстывали за два потерянных в боях дня (Шолохов); Два крайних окна в первом этаже закрыты изнутри газетными листами… (А. Н. Толстой).

2. При существительных женского рода в указанных условиях определение чаще ставится в форме именительного падежа (или совпадающего с ним винительного при неодушевленных существительных) множественного числа. Например: две большие комнаты выходили окнами в сад; купила четыре фарфоровые чашки; на изгороди из трех жердей сидели три женские фигуры (А. Н. Толстой); По этим дорогам двигаются две большие колонны немцев (М. Бубеннов).

При наличии перед всем оборотом предлога возможны варианты; ср.: на две равные части — по две столовых ложки.
Если формы именительного падежа множественного числа существительных женского рода отличаются по ударению от формы родительного падежа единственного числа (ср.: го́ры — горы́, слёзы — слезы́), то определение в рассматриваемой конструкции обычно ставится в родительном падеже множественного числа: две высоких горы, две крупных слезы. Например: Три серых струны натянулись в воздухе (Горький); Две сильных мужских руки подхватили ее (А. Коптяева).

На выбор формы определения может оказать влияние форма сказуемого; ср.: Разыграны три золотые медали. — Разыграно три золотых медали.

3. Притяжательные прилагательные на — ин и — ов обычно ставятся в родительном падеже множественного числа независимо от грамматического рода имени существительного: два бабушкиных сарафана, три сестриных подруги, два чертовых ущелья.
Притяжательные прилагательные на — ий, — ья, -ье, а также порядковое числительное третий согласуются в зависимости от рода определяемого существительного: два лисьих хвоста, два вороньих гнезда, две медвежьи берлоги; два третьих приза — две третьи премии.

4. Если определение стоит перед счетным оборотом, то оно ставится в форме именительного падежа независимо от рода имени существительного: каждые два часа, последние два предложения, лучшие две песни. Например: Первые три года она только урывками наезжала в Заболотье (Салтыков-Щедрин); Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (Тургенев); Остальные три лошади… шли сзади (Шолохов).
Однако прилагательные целый, полный, добрый и некоторые другие обычно употребляются в этом случае в форме родительного падежа: целых два месяца, целых две недели, полных два ведра, добрых двое суток, лишних три часа. Например:…Принужден был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене (Пушкин); Да и бил он меня каких-нибудь месяца два (Достоевский).

В сочетаниях с пол- и полтора (полторы) возможны обе формы согласования: добрых полчаса — добрые полчаса (см. также § 168, п. 2), целых полторы недели — целые полторы недели.

5. Если определение (обычно обособленное) стоит после счетного оборота, то чаще оно ставится в форме именительного падежа множественного числа, например: Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой); Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали (Чехов);…Два огромных осмоленных корыта, привалившиеся друг на друга… торчащие у самого выхода в открытую воду (Федин); Подкатили к колхозному амбару два грузовика, груженные мукой (Ю. Лаптев).

6. При субстантивированных прилагательных мужского и среднего рода определение ставится в форме родительного падежа множественного числа: двое случайных прохожих, три диетических вторых (о блюде), четверо опытных рабочих.
При субстантивированных прилагательных женского рода возможны обе формы согласования: две соседние столовые — две соседних столовых, три большие котельные — три больших котельных. Если определение препозитивно, то используется форма именительного падежа: соседние две булочные, лучшие три кондитерские.

Если субстантивированное прилагательное женского рода употреблено без определения, то оно чаще принимает форму именительного падежа множественного числа: имеются две ванные, дополнительно запроектированы три прачечные. В роли прямого дополнения возможна форма родительного падежа: нужно открыть еще три столовых, оборудовать четыре прачечных. При разных предлогах тоже возможны варианты; ср.: оборудование рассчитано на три прачечные, на четыре парикмахерские — в каждом микрорайоне будет открыто по три прачечных, по четыре парикмахерских.
Как и при выборе формы определения, здесь может сказаться влияние формы сказуемого; ср.: Были зафиксированы две ничьи. — Было зафиксировано две ничьих.

7. При назывании дробного числа (знаменатель — субстантированное порядковое числительное женского рода) используется форма родительного падежа: Две пятых Луны скрыты от нашего взора.

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Урок I (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7

стул (стулья) – стульев семья (семьи) – семей

брат (братья) – братьев друг (друзья) – друзей

сын (сыновья) – сыновей

пять часов, пять минут

пять рублей, пять копеек

Именительный падеж (множественное число)

Родительный падеж (множественное число)

моих, твоих, наших,

Грамматический материал: 1. Склонение числительных. 2. Согласование числительных с существительными и прилагательными. 3. Собирательные числительные. 4. Чтение дробных числительных.

1. СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

Числительные в русском языке склоняются. Некоторые числительные при склонении имеют такие же окончания, как существительные, другие – как прилагательные.

Формы числительных при склонении разнообразны, но практически чаще всего употребляются две формы: именительно-винительный падеж и родительный падеж.

1. Числительное один имеет формы всех трех родов: один, одно, одна, и склоняется, как прилагательные твердого склонения.

Мужской и средний род

один, одного, одно

2. Числительное два имеет две формы: для мужского, среднего рода два и для женского рода две.

3. Склонение числительных 3, 4 (числительные 3, 4 имеют одну форму для всех трех родов).

4. Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные женского рода, оканчивающиеся на –ь. Так же склоняются числительные 50, 60, 70, 80, при этом изменяются обе части.

Примечание: Эта группа числительных имеет только три формы: пять, пяти, пятью.

5. При склонении числительных 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900 изменяются обе части.

6. Числительные 40, 90, 100 имеют только две формы.

7. Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные с соответствующими окончаниями.

2. СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

1. Числительное один и составные числительные, имеющие в конце один, согласуются в роде, числе и падеже с существительным и прилагательным, к которому относятся:

Двадцать один новый студент; двадцать одна новая студентка; сегодня нет одного студента; сейчас без одной минуты пять; все взвешивали на одних весах.

Один употребляется во множественном числе в значении только, некоторые и с существительными, не имеющими формы единственного числа.

2. После остальных числительных, стоящих в именительном или винительном падеже, существительные стоят в родительном падеже (в единственном или во множественном числе), например:

На столе лежало два учебника и две ручки. Он взял два учебника и две ручки. Она принесла пять учебников и шесть ручек.

3. После числительных, стоящих в именительном или винительном падеже, прилагательные стоят во множественном числе в родительном падеже (с существительными женского рода после числительных 2, 3, 4 – обычно в именительном падеже, но возможен и родительный падеж), например:

На столе лежало два новых учебника и две красные ручки. Он купил пять новых учебников и шесть красных ручек.

4. Если числительное стоит в родительном, дательном, творительном или предложном падеже, то существительное и прилагательное согласуются с ним, т. е. стоят в том же падеже множественного числа, например:

Кроме двух новых аспирантов, все работают в клинике. Декан разговаривал с пятью новыми аспирантами. Он говорил о пяти новых аспирантах.

3.СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

1. Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро употребляются с одушевленными существительными мужского рода, а также с существительными, которые имеют форму только множественного числа.

У него двое детей.

У нее двое сыновей.

Прошло трое суток.

После собирательных числительных двое, трое и т. д. существительное стоит в родительном падеже множественного числа.

2. Собирательные числительные оба (мужской и средний род), обе (женский род) употребляются в сочетании с любыми существительными мужского, женского и среднего рода.

Оба его сына учатся в МГУ.

Обе его дочери замужем.

Обе статьи уже написаны.

После собирательных числительных оба, обе существительное стоит в родительном падеже единственного числа.

4. ЧТЕНИЕ ДРОБНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

1. Если в числителе стоит 1 или 2, то для обозначения такого числителя употребляется форма женского рода, например: – одна вторая.

Знаменатель обозначается порядковым числительным при числителе 1 в единственном числе, в остальных случаях – во множественном числе, например: – одна пятая; – две пятых;

2. Целые числа, которые входят в состав дроби, обозначаются прилагательными целая, например: – одна целая, три пятых; – две целых, четыре пятых; – 5,06 – пять целых, шесть сотых.

3. После дробного числительного существительное стоит в родительном падеже единственного числа, например:

м – три пятых метра.

4. В разговорном стиле речи в значении некоторых дробных числительных употребляются:

а) существительные половина; четверть.

б) числительные: полтора (1.5) – для мужского и среднего рода, полторы – для женского рода.

1. Напишите предложения по образцу, употребите данные словосочетания вместо выделенных в образце.

а) Образец: Я купил две новые книги.

настольная лампа, большая линейка, общая тетрадь, большая пачка бумаги, грамматическая таблица, черная папка для бумаг, большая коробка карандашей, почтовая открытка, свежая газета.

б) Образец: Я купил два технических журнала.

новый учебник, первый том справочника, политехнический словарь, большой альбом для марок, кожаный портфель для себя и для товарища, большой чемодан.

в) Образец: Я купил шесть новых тетрадей.

спортивная куртка, большая сумка, красивая коробка для подарков, большая пачка бумаги, почтовая открытка, столовая салфетка, чайная чашка, серебряная ложка, серебряная вилка, фарфоровая тарелка, маленькая бутылка фруктовой воды.

г) Образец: Я купил несколько почтовых конвертов.

новый справочник, красивый альбом, интересный журнал, маленький чемодан, цветной карандаш.

2. Укажите время и количество приблизительно.

Образец: Он пришел в два часа. Он пришел около двух часов.

1. Аспирант работал в лаборатории 2 часа. 2. Он отсутствовал 2 дня.

3. Товарищ был в Петербурге 2 недели. 4. Каникулы продолжались 2 месяца. 5. Я ждал его 2 минуты. 6. Товарищ болел 3 дня. 7. Брат вернулся дамой рано, в 3 часа дня. 8. Опыт продолжался 3 недели. 9. Он говорил по телефону 20 минут. 10. Она написала очень быстро 15 страниц. 11. Мы ждали его 30 минут. 12. Они получили 10 поздравительных открыток.

3. Составьте предложения по образцу.

Образец: Он жил здесь 2 года. Он жил здесь около двух лет.

2 года, 3 года, 4 года, 5 лет, 21 год, 22 года, 1 месяц, 2 месяца, 3 месяца, 4 месяца, 11 месяцев, 1 неделя, 2 недели, 4 недели, 5 недель.

4. В данных предложениях количественные числительные замените собирательными:

Образец: У него два сына.

У него двое сыновей.

1. В нашей группе 4 студента. 2. В этой группе 3 иностранца. 3. Здесь работает 3 аспиранта. 4. В этой лаборатории 4 ассистента и 3 лаборанта.

5. Прочитайте предложения, вместо точек поставьте собирательное числительное оба или обе.

1. У меня 2 дочери,… они учатся в школе. 2. У вас две сестры? Да,… уже взрослые. 3. У сестры две подруги живут в Киеве,… они замужем. 4. У моего товарища 2 дочери учатся в медицинском институте, сейчас… на практике. 5. У него два сына,… учатся в школе. 6. У тебя 2 сына? Да,… еще маленькие. 7. В этой группе 2 студента из Болгарии,… учатся хорошо. 8. У моего брата два друга служат в армии,… скоро вернутся домой.

6. Дайте на каждый вопрос несколько ответов, используйте количественные и собирательные числительные.

Образец: Сколько у него детей?- У него один ребенок. У него пятеро детей. У него двое детей

1. Сколько в этом отделении больных? 2. Сколько иностранных аспирантов сегодня работает? 3. Сколько иностранных студентов проходит практику? 4. Сколько ассистентов присутствует на конференции?

7. Прочитайте дробные числительные.

0,1; 0,2; 1,03; 2,005; 1/3; 2,5; 3,02; 4,05; 0,001; 0,02; 3,07; 2,08; 1/8; 3/5; 2/5; 1/2; 1/3; 2/3; 1/4; 1/7.

8. Прочитайте предложения. Слова, данные в скобках, поставьте в родительном падеже.

1. В нашей группе несколько… (иностранные студенты). 2.Они приехали из… (различные страны мира). 3. В институте 3… ( разные факультеты) и больше 28 (кафедры).

От прилагательных с помощью разнообразных суффиксов и префиксов образуются наречия:

правильный – правильно, произвольный – произвольно,

практический – практически, русский – по-русски

Грамматический материал: 1.Окончания существительных, прилагательных и формы местоимений в дательном падеже единственного числа. 2. Основные значения дательного падежа.

1.ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ФОРМЫ МЕСТОИМЕНИЙ В ДАТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

Согласование числительного и существительного множественного числа в творительном падеже

Разделы: Логопедия

  1. Коррекционно-развивающие:
    – Образование словосочетаний из числительного и существительного множ. числа в творительном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между собой и с глаголом в предложении;
    – Развитие слухового внимания, вербально-логического мышления;
    – Формирование звуко-слогового анализа слов (структура трудного слова “коллекционировать”);
    – Развитие пространственных ориентировок;
    – Закрепление количественного счета;
    – Формирование обобщающих понятий;
    – Уточнение семантики слов.
  2. Образовательные:
    – Закрепление представлений детей о животных, насекомых.
  3. Воспитательные:
    – Обучение детей взаимодействию друг с другом в рамках игры.

Лексический материал:

  1. Слова, сложные по семантике:
    – конференция (большое собрание или совещание)
    – коллекционировать (собирать какие – либо предметы: марки, монеты, открытки пр.)
    – нектар (сладкий сок, выделяемый цветами)
    – киоск (палатка для мелкой торговли: газетный киоск, цветочный киоск)
  2. Слова, сложные по слоговой структуре:
    – коллекционировать

Оборудование:

– Открытки с тремя бананами, с четырьмя апельсинами, с четырьмя конфетами, с тремя бочками меда, с пятью яблоками, с тремя баранками, с двумя банками варенья, с двумя автомобилями, с тремя мячами, с тремя барабанами (отвлекающие внимание открытки);
– “Угощение” для гостей: две морковки, четыре орешка, три грибочка, две косточки, две рыбки, пять яблочек;
– “Шапочки – отгадки”
– Конверт с письмом;
– Кассеты с музыкой;
– Декорации для “солнечной полянки”

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети входят в группу.

Логопед: “Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к вам на занятие. Давайте с ними поздороваемся и больше отвлекаться не будем”.

2. Сообщение темы занятия

(введение в тему).

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

На опушке лесной,
Виден домик расписной
Ух! Ух! Ух! Здесь живет наш … Винни-Пух!

Логопед берет на себя роль Винни-Пуха.

Правильно, ребята! У меня для вас сюрприз! Закройте глаза и считайте до пяти. (Дети считают. Логопед в это время надевает костюм Винни-Пуха: меховая тужурка и ушки. Дети на счет пять открывают глаза) Ух! Ух! Ух! Перед вами…?

Дети: Винни-Пух!

Логопед: Сегодня, друзья, у меня день рождения!
Будут танцы, угощение!

Кого я приглашу на свой день рождения, вы узнаете, отгадав загадки. А “шапочки – отгадки” лежат перед вами. Кто первым отгадает загадку, “отгадку” надевает на голову.

По снегу бежит, петляет.
К лету шубу он меняет.
На снегу его не видно –
Волку и лисе обидно! (Зайка)

В густом лесу, под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками
Колючий и живой. (Ежик)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

3. Игра “Киоск открыток”

Логопед: К имениннику приходят в гости с чем? Правильно, с подарками. Я, друзья, люблю, когда мне дарят открытки. Я их коллекционирую. Слово “коллекционировать” можно заменить другим словом – “собирать”. Я люблю собирать открытки. Но слово “собирать” легко произнести, а вот слово “коллекционировать” произнести трудно. Это сложное слово. Давайте его прохлопаем по частям: кол – лек – ци – о – ни – ро – вать.

Логопед: Друзья, а вы что любите собирать?

Ребенок: Я люблю собирать машинки.

Логопед: (Имя ребенка) что коллекционирует … (имя ребенка)?

Ребенок:… (имя) коллекционирует машинки.

Логопед: Девочки, а у кого дома есть много заколок? Кто собирает заколки?

Логопед: А я коллекционирую открытки. Открытки вы можете купить в нашем лесном киоске. “Киоск”, друзья, – это маленький магазинчик.

(Логопед вместе с детьми подходит к “киоску” с открытками.)

Логопед: Чтобы купить открытку, надо правильно назвать, что на ней изображено.

Всем известно, что Вини-Пух большой сладкоежка, поэтому, пожалуйста, выбирайте для меня открытки с разной вкуснятиной. Кто открытку для меня выберет? Зайка, ты что выбираешь?

“Зайка”: Я выбираю открытку с тремя бочками меда.

Дети выбирают открытки.

Логопед: А теперь мне очень хочется, чтобы вы меня поздравили и преподнесли ваши открытки в качестве подарка. Я хочу подарить вам очень полезный совет от Вини-Пуха:

Не приходите без подарков
В день рождения!
Кому нужны такие прихождения?!
Кто не приносит нам
Подарка в день рождения, –
Тот нам, увы, приносит
Только огорчения!
Не приходите без подарка
В день рождения!

Логопед: Друзья, кто хочет меня поздравить? Зайка поздравляй!

“Зайка”: Дорогой Винни, поздравляю тебя с днем рождения, прими, пожалуйста, открытку с тремя бочками меда. И т.д.

Логопед: Большое спасибо вам, друзья, за “сладкие” подарки. Я тоже не остался перед вами в долгу и приготовил для вас любимые лакомства. Приглашаю всех за стол.

Дети садятся за стол.

Логопед: Тебе, зайка, две морковки. Похвались всем, чем тебя угостил Винни-Пух.

“Зайка”: Меня Винни-Пух угостил двумя морковками.

Логопед: Тебе, белочка, четыре орешка.

“Белка”: Меня Винни-Пух угостил четырьмя орешками.

Логопед: Тебе,ежик, три грибочка.

“Ежик”: Меня Винни-Пух угостил тремя грибочками.

Логопед: Тебе,собачка, две косточки.

“Собака”: Меня Винни-Пух угостил двумя косточками.

Логопед: Тебе,кошечка, две рыбки.

“Кошка”: Меня Винни-Пух угостил двумя рыбками.

Логопед: Тебе,ослик, пять яблочек.

“Ослик”: Меня Винни – Пух угостил пятью яблочками.

4. Динамическая пауза.

Логопед: Поели-попили, а теперь я приглашаю вас на солнечную полянку, где повеселимся под музыку.

Дети поют и танцуют под музыку.

Ручку правую вперед,
А потом назад,
А потом вперед,
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем круги
Буги-вуги, о кей.
Мы танцуем, весело.
Буги-вуги, о кей.
Мы танцуем, весело.

5. Игра “На солнечной полянке”

Логопед: Ух! Устали! Давайте отдохнем, сядем на полянку, расслабимся!

Дети садятся на “солнечную полянку”, слушают звуки леса: пение птиц, жужжание пчел и т.д.

Логопед: Ах, как хорошо на природе! Оглянитесь вокруг! Какая красота! Давайте понаблюдаем за природой. Ой, смотрите, муравей ползет, да не один, а целых три! За кем мы наблюдаем? Зайка, отвечай!

“Зайка”: Мы наблюдаем за тремя муравьями.

Логопед: А вот две пчелки нектар собирают. Друзья, нектар – это сок. А сок пчелка берет из цветочка. А сок этот сладкий, вкусный. А кто знает, что потом получается из нектара?

Логопед: Правильно, мед! А кто больше всех на свете любит мед?

Дети: Вини-Пух!

Логопед: Это мое самое любимое лакомство. За кем мы сейчас наблюдаем? “Белка”, отвечай!

“Белка”: Мы наблюдаем за двумя пчелками.

Логопед: А вот три бабочки над ромашкой порхают. За кем мы наблюдаем? “Ежик”, отвечай!

“Ежик”: Мы наблюдаем за тремя бабочками.

Логопед: А вот три жучка по листику ползут. За кем мы наблюдаем? “Собачка”, отвечай!

“Собака”: Мы наблюдаем за тремя жучками.

Логопед: Ой, друзья, посмотрите мне на лапку сели две божьих коровки. За кем мы наблюдаем? “Ослик”, отвечай!

“Ослик”: Мы наблюдаем за двумя божьими коровками.

Логопед: А вот три кузнечика под листиком спрятались. За кем мы наблюдаем? “Кошка”, отвечай!

“Кошка”: Мы наблюдаем за тремя кузнечиками.

Логопед: Друзья, бабочек, кузнечиков, жучков, муравьев как назвать одним словом?

Дети: Насекомые!

Логопед: Ах! Какие вы молодцы!

6.Сюрпризный момент.

Логопед: Ой, друзья, я слышу чьи-то шаги. Кто-то к нам идет.

Входит почтальон Печкин и вручает “Винни-Пуху” конверт с письмом от Пятачка.

Почтальон Печкин: Вот вы где, на полянке. А я вам письмо принес от Пятачка.

Логопед: Спасибо, почтальон Печкин. Ребята, давайте почитаем, что он пишет.

“Здравствуй, Винни! Извини, что не могу присутствовать на твоем дне рождения. Сейчас я в Африке, на конференции, где мы обсуждаем вопрос о пользе меда для здоровья животных во всем мире…”

Почтальон Печкин: Ой! А что такое конференция?

Логопед: Это, Почтальон Печкин, большое собрание специалистов, которые хорошо разбираются в каких-то вопросах. На конференции, где присутствует Пятачок, собрались специалисты по меду. Давайте, дальше почитаем, что он пишет.

“…На конференции я познакомился со многими животными: я встретился с “два жирафами”, с “пять слонами”, с “два антилопами” и с “четыре зебрами”. Привет всем из Африки. Пока!”.

Почтальон Печкин: Ой, зверята, я не понял, с кем же встретился Пятачок?

Логопед: Наверно, Пятачок, когда писал письмо, очень торопился и допустил ошибку. Давайте еще раз, повнимательней, почитаем и поправим его. Пятачок пишет, что встретился с “два жирафами”. Ребята, мы так говорим “с два жирафами”?

Дети: Нет! Надо сказать с двумя жирафами. И т.д.

Почтальон Печкин: Какие вы молодцы, все знаете! Ну, я пошел дальше письма разносить. До свидания, зверята!

Дети: До свидания!

Логопед: До свидания, почтальон Печкин. Друзья, подошло время сказать до свидания и нашим гостям.

7. Итог занятия.

Логопед: Друзья, к кому вы сегодня пришли на день рождения?

Кому что понравилось на моем дне рождении?

Логопед: Молодцы! Вы заслужили настоящее угощение.

Вносится поднос со сладостями. Каждый ребенок, беря, сладости проговаривает, чем он угощается:

Читайте также:
Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: