Тема Игрушки – конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме “Игрушки”.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Предлагается конспект группового занятия для детей с общим недоразвитием речи, в котором представлены лексико-грамматические задания направленные на развитие и обогащение словарного запаса таких детей.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект логопедического занятия. 423.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия

для детей с ОНР на тему «Игрушки».

Тип занятия: групповое.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 5-летнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. 1-й год обучения.

Цель: уточнение и расширение знаний детей об игрушках.

– Актуализировать знания детей об игрушках.

– Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Игрушка».

– Учить образовывать существительные в родительном падеже с предлогом «из» через дидактическую игру «Из чего?»;

– Учить согласовывать существительное с глаголом через дидактическую игру «Что делает – что делают»;

– Развивать диалогическую речь;

– Развивать логическое мышление;

– Развивать мелкую моторику через выполнение пальчиковой гимнастики и дидактическую игру «Игрушки»;

– Развивать слуховое внимание, память через беседу по теме занятия.

– Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам .

Предполагаемый результат: У детей расширится объем знаний по теме « Игрушки » .

Общая продолжительность занятия: 25 минут.

Ресурсы: дидактические картинки по теме, мяч, силуэты игрушек, простые карандаши, мнемотаблица.

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Дети стоят в кругу, по – середине лежат разные игрушки. Рассматривают игрушки с логопедом.

Логопед вместе с детьми проговаривает: из чего сделана каждая игрушка (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая); какие внешние у них признаки: форма (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая); как нужно обращаться с игрушками? (бережно относится к игрушкам); где продают игрушки? (в игрушечно магазине).

II. Основной этап.

Дидактическая игра «Из чего?»

Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)

Картонный домик из чего? (из картона)

Железный робот из чего? (из железа)

Деревянная лошадка из чего? (из дерева)

Плюшевый мишка из чего? (из плюша)

Меховая собачка из чего? (из меха)

Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)

Логопед бросает мяч ребенку и спрашивает из чего сделана его игрушка, а ребенок возвращает мяч и отвечает.

Дети выполняют задание.

Дети некоторое время играют с игрушкой и смотрят , что умеет делать их она.

Логопед. А сейчас мы поиграем в игру «Что делает – что делают»?

Дидактическая игра «Что делает – что делают».

Машинка стоит – машинки стоят, машина едет – машины едут, кукла спит – куклы спят,

кукла танцует – куклы танцуют, собачка лает – собачки лают, зайчик поет – зайчики поют,

мяч лежит – мячи лежат, мишка плачет – мишки плачут, самолетик летит – самолетики летя

Дети проговаривают, что умеют делать их игрушки и много таких же игрушек.

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

В коробке лежат что? … (игрушки).

В магазине много чего? … (игрушек).

Петя рад чему? … (игрушкам).

Мама купила что? … (игрушки).

На столе коробка с чем? … (с игрушками).

Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

Дети договаривают предложение и садятся на стульчики.

Дидактическая игра «Назови лишнее слово».

Игрушка, игра, груша, игрушечный.

Икра, игра, играть, игрушки.

Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.

Мишка, мешок, мишутка, мишенька.

Пирамидка, кубик, робот, книга.

Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.

кукла, мяч, береза, машинка

барабан, матрешка, лук, самолетик

юла, неваляшка, тетрадь, робот

мяч, ромашка, кубик, мишка

Детям нужно проговорить лишнее слово.

Дети выполняют задание.

Каждому ребенку логопед дает игрушку.

Логопед. А сейчас мы с вами расскажем о нашей игрушке.

Составление рассказа по плану:

  1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)
  2. Форма. (Какой она формы?)
  3. Мячи. (Какого размера игрушка?)
  4. Детали машины. (Назови ее детали.)
  5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)
  6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

Дети проговаривают рассказ по цепочке используя мнемотаблицу. Потом один из детей повторяет рассказ полностью.

Дети выполняют задание.

Пальчиковая гимнастика. «Игрушки».

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

Обвести и заштриховать силуэт игрушки.

III. Заключительный этап.

Логопед. Дети о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети отвечают. (об игрушках)

Логопед вместе с детьми проговаривает: какие бывают игрушки, где их делают.

Составление графического плана рассказа на тему «Игрушка»

  1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)
  2. Форма. (Какой она формы?)
  3. Мячи. (Какого размера игрушка?)
  4. Детали машины. (Назови ее детали.)
  5. Контур с вопросом. (Из какого материала сделана игрушка?)
  6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)

(Примерный рассказ по таблице)

Это машинка. Она красного цвета, прямоугольной формы. Он маленький. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика — металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла — кожаные.

Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего фронтального логопедического занятия по теме:”Зимующие птицы”

Обогащение словарного запаса по теме, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование логического мышления и внимания.

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме “Животные жарких стран”.

Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения.

Музыкотерапия, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

Использование Музыкотерапии, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми ОНР в старшей группе ДОУ по теме: «В гостях у феи Анны» Цель: дифференциация звуков А – У.

Конспект фронтального логопедического занятияс детьми ОНР в старшей группе ДОУ по теме:«В гостях у феи Анны»Цель: дифференциация звуков А – У.

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме “Овощи”.

Конспект коррекционно-развивающего занятия. Для детей старшего дошкольного возраста.

методическая разработка логопедического занятия с детьми дошкольного возрастав старшей группе с ОНР по теме: «Цветы»

Рекомендуемые игры по лексической теме “Цветы&quot.

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового логопедического занятия с использованием инновационных технологий Тема: «Дифференциация звуков [П] и [Б]. Волшебный цветок добра».

Цель занятия: развитие, коррекция и воспитание личности через использование инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять навыки про.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме «Игрушки»

1. Организационный момент.
Логопед приветствует детей, просит их встать вокруг него и предлагает поиграть в игру «Подскажи словечко»
Он плясун,
Он певун,
Он веселый говорун,
Он забавная игрушка,
А зовут его….
(Петрушка)

Ударишь-скачет,
Уронишь-не плачет!
(Мяч)

Румяная девица,
А в девице-сестрицы,
Каждая сестрица
Стоит в своей темнице,
На головах-платочки,
Румяненькие щечки.
Платочек в ладошках
У нашей …
(Матрешки)

Логопед.Молодцы, ребята, вы отлично разгадали все загадки. Сегодня мы продолжим разговор по теме «Игрушки».
А теперь пройдите к столам и сядьте на свои места.

2. Работа в тетрадях.
Логопед.Откройте тетради там, где лежит закладка. Что вы видите в правом верхнем углу?
Ребёнок. Я вижу в правом верхнем углу мяч.
Логопед.Что изображено в левом нижнем углу?
Ребёнок. В левом нижнем углу нарисована машина.
Логопед.Что вы видите рядом с машиной в другом углу?
Ребёнок. Куклу.
Логопед.Где и в каком углу она нарисована?
Ребёнок. Кукла нарисована в правом нижнем углу.
Логопед.Расскажите про игрушку, которую мы не назвали.
Ребёнок. Осталась пирамидка, она находится в левом верхнем углу.
Логопед. Обведите мяч и машину по пунктирным линиям, затем разукрасьте игрушки любыми цветными карандашами. Обратите внимание, что пирамидка-разноцветная. Каждое колесико рисуем другим цветом.

Во время проведения работы логопед ведет диалог о том, каким цветом ребенок хочет разукрасить игрушку, исправляет ошибки при составлении ребенком фразы, помогает в случае необходимости.

Логопед оценивает работу детей, закрывает и убирает тетради.

3. Игра «Подними сигнал».
Логопед. Какие сейчас игрушки мы разукрасили?
Дети перечисляют названия игрушек
Логопед.Поднимите сигнал, обозначающий твёрдый согласный звук.
Дети поднимают синий кружочек.
Логопед.Поднимите сигнал, обозначающий мягкий согласный звук.
Дети поднимают зелёный кружочек.
Логопед.Назовите первый звук в слове мяч. Поднимите нужный сигнал.
Логопед.Назовите первый звук в слове машина. Поднимите нужный сигнал.
Логопед.Назовите первый звук в слове кукла. Поднимите нужный сигнал.
Логопед.Назовите первый звук в слове пирамидка. Поднимите нужный сигнал.
Дети выполняют задание.

4. Физкультурная пауза.
Логопед приглашает детей на ковёр и предлагает им встать в круг.

Девочки и мальчики Дети прыгают на носках
Прыгают, как мячики По два прыжка на каждую
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг да-скок! Строчку, руки-на поясе.

5. Упражнение «Салют».
Логопед раздаёт детям пластиковые маленькие бутылочки с разноцветным пенопластом и просит их спокойно на выдохе подуть в трубочку не раздувая щёк так, чтобы получился «салют». (Повторить3-5 раз)

6. Упражнение «Повтори».
Логопед приглашает детей подойти к зеркалу и сделать вместе с ним артикуляционную гимнастику для шипящих звуков («Окошечко», «Чашечка», «Маляр»).
Логопед.Давайте поиграем в игру «Повтори». Помните, что на звук [Ш] язык находится за верхними зубами в форме «чашечки», боковые края «чашечки» хорошо прижаты к зубам.
Логопед произносит слоги и слова. Дети по очереди повторяют их за логопедом.

7. Упражнение «Скажи наоборот».
Логопед приглашает детей встать в круг и поиграть в игру «Скажи наоборот» с мячом.
Новая игрушка-старая игрушка.
Черная собачка-белая собачка,
Низкий домик-высокий домик,
Жесткий кубик-мягкий кубик,
Грустная кукла-весёлая кукла.

8. Окончание занятия.
Логопед оценивает работу детей, предлагает им вспомнить, чем занимались на занятии.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР по теме «Игрушки»

Методическая разработка — конспект логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи на тему «Игрушки». На данном занятии обогащаем словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Игрушки». Предлагаемый практический материал может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых занятиях с детьми старшего возраста.

  • Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, частях, из которых они состоят.
  • Закрепление обобщающего понятия «игрушки».
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными; согласование числительных 2 и 5 с существительными, образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами),
  • образование слоговой структуры слова,
  • обучение фонематическому анализу слова,
  • развитие пространственных представлений.
  • Развитие диалогической речи, мышления, зрительного внимания, физиологического дыхания, общей моторики.
  • Формирование навыков сотрудничества, бережного отношения к игрушкам.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Уточнение и расширение словаря по теме « Игрушки », образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, развитие диалогической речи.

– Мне пришла посылка. Посмотрите на окно, догадались, кто её прислал? (на окне изображение Деда Мороза).

– Скоро праздник, и Дед Мороз начинает дарить подарки. Хотите узнать, что в посылке? Отгадайте загадки.

Его пинают,
А он не плачет,

Его бросают-
Назад не скачет.

– Верно. Мяч сделан из резины, значит он какой?- резиновый. Мяч, какой по форме, какого цвета?

– Резиновый, круглый, большой, разноцветный.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.

– Правильно. Матрёшка какая?

– Деревянная, новая, красивая, яркая.

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?

– Верно. Машина какая?

– Бумажная, маленькая, оранжевая, легковая.

Что всё это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать
День, и два, и даже пять.

– Верно. Кукла какая?

– Пластмассовая, красивая, маленькая, разноцветная.

Что за игрушка-непоседа
Танцует, бегает по следу? –
Я нажала, завела,
Закружилась вдруг…

– Правильно. Юла сделана из металла. Какая юла?

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.

– Верно. Мишка какой?

– Молодцы. Отгадали все загадки правильно.

II. Тема занятия.

– Что прислал нам Дед Мороз, назовите, одним словом.

– Правильно. Кому нужны игрушки? Для чего? Как можно играть с мячом? А с куклой? А с машинкой? С юлой? С мишкой? С матрёшкой?

Дети рассказывают, как играют с игрушками.

– Как надо относиться к игрушкам? (не ломать, не пачкать, не разбрасывать, убирать на место).

III. Игра «Сосчитай-ка».

(согласование числительных 2 и 5 с существительными).

– Давайте сосчитаем, сколько матрёшек.

Дети разбирают матрёшку и пересчитывают.

Далее дети бросают кубик, на котором написаны цифры от 1 до 5 и пересчитывают другие игрушки.

IV. Игра «Превращения».

(образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

– Давайте поиграем с игрушками в «превращения».

На экране компьютера дети «превращают» большие игрушки в маленькие.

– Я превратил мяч в мячик.

– Я превратил машину в машинку.

– А я превратила куклу в куколку.

– Я превратил паровоз в паровозик.

– А я превратила пирамиду в пирамидку.

V. Игра «Живая игрушка».

(развитие связной речи, общей моторики).

– Давайте «оживим» игрушки. Дети берут по одной игрушке, называют её, сообщают, какие действия она может выполнять и показывают.

– У меня юла. Она может кружиться. ( Ребёнок кружится)

– А у меня мяч. Он умеет прыгать и скакать. ( Ребёнок прыгает)

– У меня неваляшка. Она умеет качаться. ( Ребёнок качается)

– У меня кукла. Она умеет танцевать. ( Ребёнок танцует)

– У меня мишка. Он умеет рычать. ( Ребёнок изображает мишку)

VI. Игра «Собери пирамидку».

(развитие фонематического восприятия, формирование навыков фонематического анализа).

– В коробке лежит ещё одна игрушка. (Логопед достаёт из коробки пирамидку без колец)

– Пирамидка без чего?

– Верно. Дед Мороз придумал для вас задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите колечко. Дети называют первый звук в названии игрушек, определяют какой он и прикрепляют на доску магнит соответствующего цвета (гласный – красный, согласный твёрдый – синий, согласный мягкий – зелёный).

Предлагаются картинки с изображением: мишки, автомобиля, куколки, мышки, домика.

VII. Формирование слоговой структуры слова, обучение слоговому анализу.

– Ребята, дедушка Мороз просит помочь отправить игрушки, распределив их правильно по вагонам поезда. В 1-ом вагоне «отправим» игрушки, в названии которых одна часть (один слог), во 2-ом – две части, в 3-ем – три части, в 4-ом – четыре.

VIII. Игра «Четвёртый лишний».

(развитие зрительного внимания, мышления).

– О чём мы говорили на занятии?

– Верно. И я хочу проверить, как хорошо вы знаете игрушки.

Дети выбирают лишний предмет на экране компьютера. Если выбор сделан правильно, предмет исчезает.

IX. Организация окончания занятия.

– Молодцы. Вы помогли Деду Морозу. Во что вам понравилось играть, а что было трудным? В коробке есть ещё мешочек. Я думаю, что это подарки от Деда Мороза для вас. Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке.

Хлуднева Ольга Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад № 106
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме: «Игрушки»

  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Учить запоминать и повторять цепочку из трех слов.
  • Учить образовывать относительные прилагательные.
  • Учить детей составлять описательный рассказ по заданной схеме.
  • Учить детей различать и называть наложенные контурные картинки.
  • Учить образовывать родительный падеж существительных.
  • Закрепить и уточнить знания детей об игрушках.
  • Развивать словарь детей по теме игрушки.
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  • Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.
  • Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях.
  • Воспитывать взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Демонстрация дидактического материала.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный — игрушки: медвежонок, мяч, пирамидка, кукла, машинка.

Раздаточный —листки с наложенные контурные картинки, карандаши.

Слова: медведь, медвежонок, кукла, мяч, танк; матрёшка, мишка, ведро, машина, кубики, юла, неваляшка, пирамидка, мозаика; лото, дудочка, домик, зайчик, кубик, лошадка, грузовик, шар, телефон, лопатка, лиса, поезд, кроватка, поезд.

Предложения: Я сделаю пирамидку из дерева. Она будет деревянная. Я сделаю самолёт из пластмассы. Он будет пластмассовый. Я сошью зайца из шерсти. Он будет шерстяной.

Чтение художественной литературы о игрушках, рисование игрушек.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят взявшись за руки.

Учитель-логопед: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.

Упражнение «Повтори правильно».

Учитель-логопед: Сядет тот, кто повторит за мной.

Кукла – мяч – танк; матрёшка – мишка – ведро; машина – кубики – юла;

неваляшка – пирамидка – мозаика; лото – дудочка – домик, зайчик – кубик — лошадка; грузовик — шар — домик; телефон — лопатка — лиса; поезд — мяч — кроватка.

(Дети повторяют и садятся на свой места.)

Учитель-логопед: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

Ответы детей: (о игрушках).

Основная часть

1. Беседа об игрушках

Учитель-логопед: К нам на занятие придет гость. А вот кто это вы узнаете отгадав загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Ответы детей: (медведь).

Учитель-логопед: Медвежонок принес нам корзину с игрушками (кукла, пирамидка, матрешка, зайчик).

Вы все любите игрушки, играете с ними. А вы знаете, где делают игрушки?

Учитель-логопед: Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы (логопед достаёт игрушки из корзинки). Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

2. Упражнение «Из чего сделана игрушка?»

Учитель-логопед: Ребята, мы с вами тоже будем делать из разных материалов свои любимые игрушки и рассказывать об этом медвежонку.

Я сделаю пирамидку из дерева. Она будет деревянная.

(Дети рассказывают и передают медвежонка друг другу.)

Ответы детей: (Я сделаю самолёт из пластмассы. Он будет пластмассовый. )

3. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед выставляет 4 игрушки в определённой последовательности и предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, логопед меняет игрушки местами.

4. Упражнение «Чего не стало?»

Логопед убирает одну игрушку и предлагает детям назвать предмет, который убрали.

5. Физкультурная минутка «Мячик»

Раз, два прыгай мячик. (Взмахи правой ладонья, как бы удары по мячу.)

Раз, два и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

6. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

7. Развитие речевого слуха

(Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза.)

– Послушайте стихотворение, постарайтесь представить и запомнить, сколько игрушек было у Андрюшки.

Расставил Андрюшка в два рядка игрушки.

Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.

Вместе с лисой – зайка косой.

Следом за ними – ёж и лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка? (В. Волина.)

Ответы детей: (шесть).

Учитель-логопед: Назовите все игрушки мальчика Андрюшки.

Ответы детей: (мартышка, мишка. ).

8. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану:

– Из каких частей состоит.

– Из какого материала сделана.

9. Упражнение «Наложенные изображения»

У детей на столах лежат листочки.

Учитель-логопед: Медвежонок приготовил для вас задание. Посмотрите какие игрушки нарисованы на ваших листочках.

Ответы детей: (мяч, юла, пирамидка).

Учитель-логопед: Девочки раскрасят цветными карандашами юлу, а мальчики пирамидку.

(Дети выполняют задание.)

Учитель-логопед: Молодцы ребята! Вы справились с заданием медвежонка.

Заключительная часть

Учитель-логопед: «Ребята, медвежонку пора домой к маме. Вспомните, что медвежонок нам принес. Какие игры вам понравились?» (Медвежонок прощается и уходит.)

1. «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. / Составитель В.В. Волина. – М.: Просвещение. 1991.

2. «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Ёлкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития». 1998.

3. Нищева Н. В. «Тетрадь № 1 для старшей логопедической группы (2 год обучения) — Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

4. Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях». – М.: ТЦ Сфера, 2008.

5. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет». М.: ТЦ Сфера, 2004.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы по теме «Игрушки»

Светлана Насонова
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы по теме «Игрушки»

Тема: «Игрушки»

уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал;

образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными;

составлять описательные рассказы по игрушкам;

развивать зрительную и слуховую память;

Оборудование: демонстрационный материал – таблица на развитие зрительного внимания, картинно-графический план по теме «Игрушки», игрушки – мяч, пирамида, машина, медведь, кукла.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Сядет тот,кто повторит за мной цепочку слов: кукла – мяч – танк; матрешка – собака – ведро; машина – кубики – юла; неваляшка – пирамида – мозаика; домино – лото – ракетка; велосипед – дудочка – самокат.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Об игрушках.)

Круглый, гладкий и пузатый

Больно бьют его ребята.

Почему беднягу бьют?

Потому что он надут. (Мяч.)

– Какой он формы, какого цвета? (Ответы детей)

– Из какого материала сделан? (Ответы детей)

– Как с ним можно играть? (Ответы детей)

Игровое упражнение «Какой игрушки не хватает

Цель – развитие зрительного внимания.

Матрешка пирамидка мяч

Пирамидка мяч матрешка

(Выставляется пирамидка).

– Из каких частей состоит пирамидка? (Ответы детей)

– Каких цветов части пирамидки? (Ответы детей)

– Из какого материала она сделана? (Ответы детей)

– Как с ней можно играть? (Ответы детей)

Игровое упражнение «Что изменилось?»

(между мячом и пирамидкой выставляется машина)

Цель – уточнить, где находится машина,используя предлоги: за, перед, между, рядом, около.

Зимой он спит в берлоге.

Что это за зверь? (Медведь.)

– Что есть у игрушечного медведя? (Ответы детей)

– Из какого материала сделан? (Ответы детей)

– Какой он? (Ответы детей)

– Как с ним можно играть? (Ответы детей)

Воспитатель открывает коробку и выставляет куклу. (Вопросы аналогичны.)

Дидактические игры «Скажи ласково», «Сосчитай»

(по карточкам с изображением игрушек)

На большом ковре и в ряд Дети маршируют на месте,

Куклы Танины стоят останавливаются,

Два медведя, Буратино изображают персонажей,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять прыгают,

Вместе мы пойдем гулять маршируют, уходят с ковра.

Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану

– Из каких частей состоит?.

– Из какого материала сделана?.

– Как с ней можно играть?.

Пример рассказа взрослого:

– Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. Их делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамиду – из дерева, лото – из бумаги, мишку из ткани, которую называют плюшем, машины делают из железа или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

Итог занятия

– Вы сегодня хорошо занимались, и, я думаю, сейчас мы можем поиграть с вашими любимыми игрушками.

Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми раннего возраста по теме «Игрушки» Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Цель: развитие экспрессивной речи,.

Конспект логопедического занятия по теме «Игрушки» Старшая группа. Фронтальное занятие Занятие по развитию лексико – грамматического строя языка. Тема: «Игрушки». Цели; 1. Расширять и.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Игрушки» Логопед: Здравствуйте, дети. Сядет на место тот, кто правильно повторит за мной ряд слов. Кукла – мяч – танк; матрёшка – мишка – ведро;.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]». ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. ЗАДАЧИ: • Развивать.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Овощи» Ход занятия: 1. Организационный момент -Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение: Ах, какое было лето! Не осталось и следа, Все в.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Комнатные растения» Коррекционно-образовательные цели: – уточнение,активизация и актуализация словаря по теме; – совершенствование грамматического строя речи;.

Конспект программы открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с ОНР III уровня «Профессии» Тема занятия: «Профессии» Цели: Образовательные: закрепить понятие о профессиях, их деятельности; расширить понятие о пользе профессий для.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Игрушки» Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Игрушки» Цели: — активизация словаря по теме; — упражнение в составлении простого.

Примерный конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5–6 лет с ТНР по теме «День защитника Отечества» Цель: расширение представлений детей о Дне Защитника Отечества. Коррекционно – образовательные задачи: расширять и активизировать словарь.

Занятие «игрушки», фгос. Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему «Игрушки Конспект логопедического занятия игрушки

Тема: «Игрушки»

1. Расширение, активизация словарного запаса по теме. Введение обобщающего понятия «игрушки».

2. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных, употребление существительных в дательном (с чем?), винительном (кого? что?) падеже.

3. Учить понимать обращенную речь, отвечать на вопросы.

4. Развитие внимания, памяти, тактильного восприятия.

Оборудование: предметные картинки по теме, натуральные игрушки(кукла, кубики, машинка, мяч, робот и т.д),картинки больших и маленьких игрушек, мешочек из ткани.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сядет тот ребенок, кого я назову ласково. Лена, Леночка, Андрей, Женечка, Оленька, Соня, Ульяночка…..

2. Сообщение темы.

Ребята, сегодня в гости к вам пришли картинки. Они лежат перевернутые у вас на столах. Давайте посмотрим и назовем их.(Дети по очереди переворачивают картинки, называя ее. Логопед выставляет картинки на панно.)

Дети: кубик, машинка, мяч, поезд, кукла, кубики…

Логопед: Как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети: Игрушки.(хором, индивидуально)

3. Игра «Большой- маленький».

Логопед: Игрушки хотят поиграть с вами в игру «Большой- маленький». Я буду бросать вам мяч и называть игрушку, обычным названием, а вы называете ее ласково, бросаете мяч обратно мне. Например: кукла-куколка, машина –машиночка,машинка.

(Для наглядности логопед выставляет на панно картинки больших и маленьких игрушек. Получившееся ласковое название игрушки, дети проговаривают вслух вместе с логопедом.)

4. Игра «Чудесный мешочек».

Логопед: Посмотрите, у меня на столе необычный мешочек. Давайте посмотрим, что в нем? Я буду доставать предметы, а вы их называйте.

Дети: робот, пирамида, кубик, конструктор, кукла, машина, грузовик, мяч, пила и т. Д. Логопед: Теперь, все эти игрушки спрячутся назад в мешочек, а вы на ощупь должны отгадать, какая вам попалась игрушка. Называете ее, а только потом вытаскиваете. Подсматривать не надо. Только чувствовать пальчиками. (Далее игрушки выставляются на стол.)

5. Физ.минутка.

Проговаривание стихотворения с пальчиковой гимнастиковой «Пальчики здороваются» на каждый слог, можно с отхлопыванием. (дети стоят по кругу)

Детский сад мы очень любим, В нем играть мы вместе будем.

6. Игра «Что ты видишь?»

Логопед: Рассмотрите игрушки на столе, я сейчас буду спрашивать: «Что ты видишь?», а вы отвечаете: «Я вижу мишку». (Логопед обращает внимание детей на четкое,по возможности, проговаривание окончания слов. Если дети допускают ошибку, педагог спрашивает у других детей, а как они думают, согласны ли они с таким ответом.)

7. Игра «Чем любуешься?»

(игрушки стоят на столе) Логопед: А теперь посмотрите, подумайте, какая игрушка вам нравится больше всего?

Я буду говорить: «Любуешься-чем?», а вы отвечаете: «Я любуюсь-мишкой.(можно коротко-мишкой)».

8. Игра на развитие внимания, памяти «Чего нет?»

Логопед выставляет картинки на панно или игрушки на столе, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и говорят, чего нет. Например: Нет мячика.

Кто приходил к нам в гости? Понравились они вам? Вы сегодня хорошо отвечали и играли с игрушками.

Турова Наталья Ивановна, учитель-логопед

Комплексное логопедическое занятие по теме «Игрушки» в старшей группе для детей с ОНР Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»

Образовательные:

  • Активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Совершенствование умения согласовывать слова в предложении, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Закрепление понятий «предмет», «признак предмета», «действие предмета». Совершенствование умения выполнять звуковой и слоговой анализ и синтез слов.
  • Закрепление умения работать над предложением: выполнять графическую схему предложения; составлять предложения к заданной схеме.

Коррекционные:

  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Закрепление грамматических категорий по теме «Игрушки»: — Словоизменение: согласование существительных с числительными «два» и «пять». — Словообразование: образование притяжательных прилагательных.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  • Воспитание умения слушать друг друга.
  • Создание положительных эмоций.

Оборудование:

фланелеграф; кружк, обозначающие звуки слова; игрушки: машинка, кукла, мишка, пирамидка, кот, ёжик, кубики, мячик, ослик, зайчик, робот; пособие «телевизор»; серия сюжетных картинок (размер 40 х 25 см.); карточки, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета; «звуковые кубики», ширма.

Раздаточный материал:

счетные палочки, звуковые линейки, звуковые пеналы.

Конспект интегрированного занятия в средней группе с детьми с ОНР «Игрушки»

Формировать у детей обобщающее понятие «Игрушки». Учить детей инсценировать стихотворный текст. Упражнять в умении находить недостающую часть игрушки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить различать средства музыкальной выразительности: характер, ритм. Ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок.

Обогащать и активизировать словарь по теме «Игрушки». Закреплять знания детьми названий видов транспорта и профессий людей, управляющих им. Продолжать учить согласованию слов во фразе в Винительном и Родительном падеже без предлога. Совершенствовать слоговую структуру слов двух и трехсложной структуры. Упражнять в употреблении в речи предлога НА. Упражнять в согласовании речи с движениями.

Развивать слуховое восприятие и память, произвольное внимание. Развивать интонационную выразительность голоса. Развивать выразительность в передаче движений по тексту стихов.

Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей.

Чтение и рассматривание книг А.Барто «Игрушки», заучивание стихов «Игрушки», рассматривание игрушек, определение и называние их частей.

Существительные: игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка, бычок, мишка, лягушки; транспорт: машина, поезд; пилот, лётчик, капитан; части игрушек: крыло, лапа, колесо, парус, хвост.

Глаголы: строить, скакать, спать, любить, гладить, тянуть, клеить, петь, танцевать.

Прилагательные: любимый, красивый, грустный.

Наречия: весело, тихо, громко, быстро.

Местоимения: мой, моя, мои, наши.

Материал к занятию:

В музыкальном зале: игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка; шапочки лягушек, мишки, бычка, бескозырка для капитана, платочек,; мягкий модуль для «самолёта», книга А.Барто «Игрушки».

В группе: картинки с изображением игрушек без какой-либо части: медведь без лапы, самолёт без крыла, машина без колёс, корабль без паруса, лошадка без хвоста (по количеству детей); тряпочки, клеёнки, кисточки, клей.

«Маленький солдат» музыка Л.Сверделя, «Слон» музыка О.Девочкиной, «Самолёт» музыка Е.Тиличеевой «На лугу пасётся кто?» музыка А.Пахмутовой, «Строим дом» музыка Т.Шутенко, «Капитан» музыка Г.Вихаревой.

1 часть: Организационный момент.

Дети входят в зал, высоко поднимая колени, «цокая» языком, под музыку Л.Сверделя «Маленький солдат». Логопед: — Мы прискакали с вами на выставку. Я вижу матрёшку, а вы? Дети: — Я вижу бычка (мишку, лошадку, козлика, кораблик, самолёт и т.д.) Логопед: — Что на выставке? Дети: — Игрушки. (повторить хором, прохлопать слово) Логопед: — Не только игрушки есть на выставке, но и книга про них.(Показывает книгу) — В книге стихи про игрушки, которые написала Агния Барто. — Хотите попасть в книгу и «оживить» игрушки? — Скажем вместе волшебные слова: 1, 2, 3, 4 – все мы в книге очутились!

 Реферат мостовой кран.

2 часть: Инсценировка стихов А.Барто «Игрушки».

Логопед: — И на первой же странице слон вдруг грустный появился. — Я спою вам песню про слона, а Владик и Ира мне помогут. Логопед поёт песню «Слон» музыка О. Девочкиной, дети в шапочках бычка и мишки показывают по тексту стихотворения движения. Логопед: — Какое сейчас время года? Дети: — Осень. Логопед: — Так хочется вернуться в лето! На чем можно отправиться в путешествие? Дети: — На самолёте, на поезде, на машине, на корабле, на лошадке. Логопед: — На каком виде транспорта быстрее всего добираться? Дети: — На самолёте. Логопед: — Кто управляет самолётом? Дети: — Пилот, лётчик. Логопед: — Есть и у нас свои лётчики-пилоты. Выходите пилоты, постройте самолёты. Два мальчика выходят и строят на ковре из мягкого модуля «самолёт». Затем садятся на него и читают вместе стихотворение «Самолёт».

Логопед: — Вот мы прилетели в лето! Приземлились на лугу. Кто же здесь пасётся? Дети с логопедом поют строчку песни «Далеко, далеко…» — Далеко, далеко, на лугу пасётся кто? Воспитатель изображает ржание лошади: — И-го-го! Дети: — Это лошадь. Логопед: — А вот у Саши тоже есть лошадка! Расскажи нам про неё стихотворение. Ребёнок выходит с игрушкой лошадкой на ковёр и рассказывает стихотворение «Лошадка» с движениями по тексту. Логопед: — Кто же здесь ещё пасётся? Дети с логопедом поют строчку песни «Далеко, далеко…» — Далеко, далеко, на лугу пасётся кто? Воспитатель подаёт голос как козлик: — Ме-ме-ме! Дети: — Это козлик. Логопед: — Вероника хочет рассказать нам про козлёнка. Ребёнок выходит с игрушкой козликом на ковёр и рассказывает стихотворение «Козлёнок» с движениями по тексту. Логопед: — А недалеко от луга течёт река. По реке плывёт корабль. — Кто главный на корабле? Дети: — Капитан. Логопед: — У нас тоже есть свой капитан. Звучит музыка В.Вихиревой «Капитан» Ребёнок выходит в бескозырке с корабликом в руках, за ним две девочки в масках-шапочках лягушек. «Капитан» рассказывает стихотворение «Кораблик» с движениями по тексту, за ним «скачут» девочки-лягушки. Логопед: — Забыли мы ещё про одну игрушку. Ну-ка, ребятки, отгадайте загадку:

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, а всего – одна игрушка.

3 часть: Музыкальная

Музыкальный руководитель: — Наталия Евгеньевна, а мы знаем песню про матрёшку, только у неё нет домика. Ребята, помогут построить дом для матрёшки? (Ответ) Молоточки возьмём и построим новый дом.

Дети стучат кулачками на 1-ю часть музыки.

Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру? Дети: Весёлая, бойкая. Музыкальный руководитель: Да, песня эта весёлая, игривая. Проходи матрёшка в дом.

Матрёшка с платочком двигается под музыку по кругу.

Музыкальный руководитель: А как звучит 2-я часть песни?

Исполняется фрагмент 2-ой части

Дети: Легко, быстро. Музыкальный руководитель: Да, музыка быстрая, плясовая, шутливая. Она зовёт матрёшку и ребят танцевать.

Песня-игра инсценируется целиком. Дети выполняют знакомые танцевальные движения.

4 часть: Аппликация

Воспитатель: Ребята, мы попали с вами на выставку. Что изображено на этих работах? Дети: — Разные игрушки. Воспитатель: — Только что в них не так? Дети: не хватает разных частей. Воспитатель: — Наверное, Незнайка поторопился. Давайте поможем ему исправить ошибки. Чего не хватает у мишки? (лапы). Козленка? (хвоста). Машинки? (колеса). Кораблика? (паруса). Лошадки? (гривы). Самолета? (крыла). Выберите себе незаконченную работу и найдите на столах нужную часть для своей игрушки.

Самостоятельная деятельность детей.

5 часть: Рефлексия.

Воспитатель: — Какая игрушка на твоей картинке. — Какой части не было у игрушки? — Какую часть ты приклеивал?

  1. Книга «Игрушки» А.Барто.
  2. Музыка «Маленький солдат» (музыка Л.Сверделя)
  3. Песня «Слон» (музыка О.Девочкиной, слова А.Барто)
  4. Музыка «Самолёт» (музыка Е.Тиличеевой)
  5. Песня «На лугу пасётся кто?» (музыка А.Пахмутовой, слова А.Барто)
  6. Музыка «Строим дом» (музыка Т.Шутенко)
  7. Песня «Капитан» (музыка Г.Вихаревой, слова А.Барто)

Подготовили: Учитель-логопед Мальникова Наталия Евгеньевна Музыкальный руководитель Фесенко Алла Николаевна Воспитатель Симчук Ирина Васильевна

Перспективный план логопедической работы с детьми 5-го года жизни с ОНР

Ход занятия

Организационный момент.

— Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости (педагоги ДОУ). Чтобы они с вами познакомились, сейчас каждый из вас громко назовет свое имя и скажет, сколько в нем слогов.

Дети называют свои имена и определяют в них количество слогов. (Например: «Меня зовут Миша, в моём имени 2 слога»).

Загадки об игрушках.

— А теперь попробуйте угадать, кто же еще пришел к вам в гости.

(Логопед загадывает загадки):

«Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

«Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

«Что все это значит? Дочка, а не плачет. Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).

«Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу – Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).

«Эти чудо – кирпичи я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).

(После каждой отгаданной загадки из-за ширмы достаётся соответствующая игрушка).

— Ребята, назовите одним словом, кто же еще пришел к нам в гости?

— Для чего нужны игрушки?

Образование притяжательных прилагательных:

— Из чего могут быть сделаны игрушки?

Кубики из дерева (какие?) – деревянные Мячик из резины (какой?) – резиновый Мишка из плюша (какой?) – плюшевый Мышки из меха (какие?) — меховые Кукла из соломы (какая?) – соломенная Ведёрко из железа (какое?) – железное Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

Сюрпризный момент.

Вот еще одна загадка: «Что это такое?»

(Вносится пирамидка без колец).

Ребята, а вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вам расскажу: жадный Бегемотик

(показ соответствующей игрушки)
забрал у нас все колечки и не хочет отдавать. Он согласился отдать кольца только при условии, если вы выполните все его задания. За каждое задание – одно колечко. Согласны?

Выделение 1-го звука из слов, характеристика данного звука.

Первое задание Бегемотика:

— Вы должны определить первый звук в названии игрушек и наклеить соответствующий звук – кружок на фланелеграф.


С
амосвал,
м
ишка
, к
убики,
о
слик,
з
айка,
п
ирамидка,
р
обот»).

(Гласный звук – кружок красного цвета; согласный твёрдый – кружок чёрного цвета; согласный мягкий – кружок синего цвета).

Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики рук)

«На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать».

Звуковой анализ.

Следующее задание: выполнить звуковой анализ клички котенка — ВАСЬКА.

(Дети выполняют звуковой анализ с помощью звуковых линеек и пеналов).

Один ребенок выполняет задание у доски с помощью пособия «звуковые кубики», рисует на доске слоговую схему слова.

Фонематический синтез.

Игра «Живые звуки».

Дети выбирают кружки с символами звуков: [з], [а], [й], [к], [а], становятся по заданному порядку и произносят «свой» звук.

Динамическая пауза.

А) «Мячик мой» (координация речи с движением):

«Друг весёлый, мячик мой, Всюду, всюду он со мной. Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мячом играть» (В.Волина)

(Логопед «надувает» шарики: дети встают, длительно произнося звук: «с-с-с…».

Затем шарики «протыкают»: дети медленно приседают, произнося звук: «ш-ш-ш…»).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Игра «Телевизор».

На наборном полотне рассказ, составленный по серии сюжетных картинок («Кораблик»). Две картинки перепутаны. Дети должны установить правильную последовательность. Затем все картинки (по очереди) вставляются в пособие «телевизор».

— Дети, сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм. Но вот беда: сломался звук. Нам надо выбрать диктора, который бы озвучил наш мультфильм.

(Диктор выбирается считалочкой, которую произносят все дети:

«Мы со звуком [ш] играем. Слово к слову подбираем:«шапка, шуба, шкаф, жетон! Выходи из круга вон!»).

Прежде чем приступить к «озвучиванию» мультфильма, ребенок должен объяснить, почему слово «жетон» оказалось лишним.

Конспект подгруппового занятия по лексической теме «Игрушки» с детьми старшего возраста с ОНР

Коррекционно-образовательные задачи.

-Учить образовывать относительные прилагательные.

-Формировать навык составления описательного рассказа по картинно-графическому плану и вопросам.

-Закрепить и уточнить знания детей об игрушках.

Коррекционно-развивающие задачи.

-Развивать словарь детей по теме игрушки.

-Развивать мышление, внимание, память.

-Развивать мелкую моторику пальцев рук.

-Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового занятия по лексической теме «Игрушки» с детьми старшего возраста с ОНР»

Конспект подгруппового занятия

по лексической теме «Игрушки» с детьми старшего возраста с ОНР

Коррекционно-образовательные задачи.

-Учить образовывать относительные прилагательные.

-Формировать навык составления описательного рассказа по картинно-графическому плану и вопросам.

-Закрепить и уточнить знания детей об игрушках.

Коррекционно-развивающие задачи.

-Развивать словарь детей по теме игрушки.

-Развивать мышление, внимание, память.

-Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные задачи.

-Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях.

Оборудование: игрушки из различных материалов (резина, дерево, пластмасса, мех и т.д.), картинно-графический план описательного рассказа.

Ход занятия

1.Организационный этап.

Дети стоят взявшись за руки.

Л.: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.

2.Коррекционно-развивающий этап.

1Игра «Отгадай-ка» (по мере отгадывания загадок выставляются соответствующие игрушки)

– Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто-бы жучок,
Захочет — вскачь пойдет немножко,
Захочет — ляжет на бочок. Что это? (юла)

– Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Что это? (матрешка)

– Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые. Кто это? (кукла)

– Упадет — поскачет,
Ударишь — не плачет. Что это? (мяч)

– Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. Что это? (кубики)

– Серый байковый зверюшка,
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай! Кто это? (зайка)

– Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу. Кто это? (медведь)

-Большое колечко. колечко поменьше.

Потом еще меньше. Вверху колпачок. Что это? (пирамидка)

-Что это все вместе? (Игрушки)

Вы все любите игрушки, играете с ними. А вы знаете, где делают игрушки?

Ответы детей.

Л.: Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы (логопед достаёт игрушки из корзинки). Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

2. Упражнение «Из чего сделана игрушка?»

Л.: Ребята, мы с вами будем рассказывать, из каких разных материалов сделаны ваши любимые игрушки. (вопрос и определение акцентируются)

– Мяч сделан из резины. Мяч резиновый.

– Зайка сделан из плюша. Он какой? (плюшевый)

– Матрешка сделана из дерева. Она какая? (деревянная)

– Юла сделана из железа. Она какая? (железная)

– Кубики сделаны из пластмассы. Они какие? (пластмассовые)

– Мишка сделан из плюша. Он какой? (плюшевый)

– Лисичка сделана из меха. Она какая? (меховая)

3. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед выставляет 4 игрушки в определённой последовательности и предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, логопед меняет игрушки местами.

4. Физкультурная минутка «Мячик»

Раз, два прыгай мячик. (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.)

Раз, два и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.)

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

5. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Мы игрушки сосчитать.

6. Развитие речевого слуха

(Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза.)

– Послушайте стихотворение, постарайтесь представить и запомнить, сколько игрушек было у Андрюшки.

Расставил Андрюшка в два рядка игрушки.

Рядом с мартышкой – плюшевый мишка.

Вместе с лисой – зайка косой.

Следом за ними – ёж и лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка? (шесть)

Л.: Назовите все игрушки мальчика Андрюшки.

Ответы детей: (мартышка, мишка. ).

7. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану и вопросам.(о мяче, пирамидке,кукле)

– Что это? (это мяч)

-Это какой мяч? (это резиновый, круглый, зеленый мяч)

– Как можно играть с мячом? (Мяч можно катать, бросать, подбрасывать, ловить)

– Что такое мяч? (Мяч- это игрушка)

Повторить рассказ хором и индивидуально.(1-2 ребенка)

Аналогично составить рассказ о пирамиде, кукле.

8. Упражнение «Умелый карандаш»

Л.:У вас на листочках нарисована пирамидка. Представьте, что она сделана из пластмассы. Раскрасьте пирамидку цветными карандашами.

– Расскажите, какая у вас получилась пирамидка? (Разноцветная, маленькая, треугольная, пластмассовая)

Заключительный этап.

– Мы сегодня учились составлять рассказы. О чем составляли рассказы? Похвалить детей.

Читайте также:
Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: