Технологическая карта логопедического занятия по повторению и систематизации изученного материала

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

“Транспорт. Итоговое занятие по повторению и обобщению изученного”.

Технологическая карта логопедического занятия

Автор: Масликова Елена Анатольевна, учитель-логопед, ГБОУ Школа №950, город Москва

Данная технологическая карта была разработана для учащихся 1 класса. Тип занятия — повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Вид занятия — занятие-путешествие. Ф.И.О учителя- логопеда Масликова Елена Анатольевна Группа (класс, логопедическое заключение) Учащийся 1 класса с логопедическим заключением ОНР, имеющий статус ОВЗ Тема занятия Транспорт. Итоговое занятие по повторению и обобщению изученного. Тип занятия Повторение и обобщение изученного материала Используемые технологии • на основе деятельностного подхода; • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия) • ИКТ – технология (презентация) • здоровье сберегающие (фонетическая ритмика, занятие на офтальмотренажере) Цель занятия повторение и закрепление изученного материала, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности Задачи Общеобразовательные Коррекционно-развивающие Воспитательные Предполагается, что к окончанию занятия учащийся будет: • согласовывать количественные числительные с прилагательными и существительными; • согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже; подбирать существительные к глаголу и глаголы к существительному; • знать обобщающие понятия «пассажирский транспорт», Способствовать развитию умений: • понимать обращённую речь; • ориентироваться в пространстве; Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений: • навыков самоконтроля в учебно-практической деятельности; • внимательности, наблюдательности, • классифицировать, анализировать и обобщать. Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к занятию. Способствовать созданию условий обеспечивающих • воспитание усидчивости, работоспособности, концентрации произвольного внимания; • закреплению алгоритмизации учебно- практических действий и операций; • формированию умения вступать в учебную дискуссию, вести учебный диалог
«грузовой транспорт»; будет дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт; • употреблять существительные в Родительном падеже; употреблять множественное число существительных; • употреблять приставочные глаголы и предлоги в речи; Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении. Универсальные учебные действия Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; • формировать адекватное понимание причин успешности/ не успешности учебной деятельности; • формировать умение отстаивать и аргументировать своё мнение • формировать умение прогнозировать предстоящую работу; • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; • формировать методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль) • развивать умение слушать и понимать; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; • оформлять свои мысли в устной форме; • развивать умения извлекать информацию из иллюстраций; • на основе анализа объектов делать выводы; • обобщать и классифицировать по признакам; Особенности логопедического занятия Виды деятельности на занятии с: • учётом психолого-логопедического заключения; • учётом уровня интеллектуального развития учащегося; Действия для осуществления деятельности: • формулирование проблемы с учётом интеллектуального развития учащегося; • планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития», «зоны

Организационная структура логопедического занятия
Этап логопедичес кого занятия Длитель ность этапа Задачи Методы и приёмы работы Формы организации деятельности учащихся Деятельность учителя-логопеда Деятельность учащихся I этап Мотивации 1 мин Психологический настрой учащегося. Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение в деятельность Установка на здоровый образ жизни и индивидуальная . – Давай улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения. – Сегодня на занятии тебя ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками тебе будут: внимание, находчивость, смекалка. – Какими качествами нужно обладать, чтобы на занятии узнать что-то новое, сделать своё Нужно быть внимательными и наблюдательными. Учащийся вспоминает потенциального развития учащегося. Средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование Компьютер, презентация к занятию, офтальмотренажер (Базарный В.Ф.), компьютерный герой Шрек, домик, мост, гараж, синяя лента (река), легковая машина и автобус (которые смогут заехать на мост), предметные картинки пассажирского транспорта (автобус – автобусы, троллейбус – троллейбусы, трамвай – трамваи, автомобиль – автомобили, мотоцикл – мотоциклы, поезд, самолёт – самолёты, теплоход – теплоходы); предметные картинки грузового транспорта (грузовик, молоковоз, хлебовоз, самосвал); предметные картинки специального транспорта (скорая помощь, пожарная машина, поливальная машина); зелёные флажки; игрушки (самолёт, самосвал); сюжетные картинки с транспортом различного цвета (зелёный грузовик, синий грузовик, красный автомобиль); наложенные друг на друга контуры 10 автомашин; магнитофонная запись сигналов городского транспорта; демонстрационные карточки «4-лишний» для дифференциации пассажирского и грузового транспорта; наборное полотно.
3мин реализация в реальном поведении развивать межполушарные взаимодействия и повышать энергетизацию организма за счёт глазодвигательны х упражнений и дыхания, активизировать процесс обучения Показ образца выполнения маленькое открытие? Покажи своей посадкой, что вы готовы работать.
Упражнение для глаз на офтальмо

тренажёре.
правила «ученика». Произносит: Я – внимательный! Я – старательный! Я хорошо учусь! И всё у меня получится Выполняет гимнастику для глаз. (звучит классическая музыка) Постановка темы и цели занятия 3 мин Отгадывание загадок Закрепить понятия «пассажирский», «грузовой» транспорт. Приём: «включение в игру». Индивидуаль ная Сегодня мы будем говорить о транспорте. слайд 1
1.

Отгадай загадки»:
– У тебя картинки, на которых нарисован различный транспорт. Я загадаю загадку. Подними картинку и назови ответ. По асфальту едет дом, ребятишек много в нем. А над крышей вожжи, он ходить без них не может (троллейбус) Очень рано за окошком – стук, и Учащийся выполняет задание, уточняет лексическое значение слов.
звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (трамвай) Паровоз без колёс, вот так чудо – паровоз. Не с ума ли он сошёл – прямо по морю пошёл? (пароход) Не машет крылом, а летает, Не птица, а всех обгоняет (самолёт) Несётся и стреляет, ворчит скороговоркой Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл) Чтоб тебя я повёз, мне не нужен овёс, Накорми меня бензином, на копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль) Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем. Носит обувь из резины и питается бензином (автобус) Логопед забирает отгадки и выставляет их на наборное полотно. – Скажи, этот транспорт перевозит людей или грузы? – Это транспорт перевозит людей. – Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры. Отвечает на вопросы.
-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт . Этап актуализаци знаний 2 мин 3 мин Упражнение в употреблении существительных в родительном падеже, в употреблении множественного числа существительных. развивать внимательность, наблюдательность умение анализировать, закреплять алгоритмизацию учебно- практических действий и операций Практические : по языковому материалу – словобразоват ельные, По хар-ру умственной деятельности: аналитико- синтетически е Словесные: диалог Наглядно- демонстрацио нные Индивидуаль ная слайд 2
2. «Чего не стало?»
Сейчас Шрек будет убирать по одной картинке, а ты называй чего не стало. Указывает объект наблюдения, организует сравнение значения слов. – Как будем рассуждать? Обсуждаем, приходим к общему мнению как употребить слово слайд 3
3.«Угадай по действиям?»
– У тебя остались ещё картинки. Догадайся, про какой транспорт я скажу: – Эта машина помогает людям тушить пожары. – Это пожарная машина. – Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина. – Какая машина помогает врачу оказывать помощь ? – Это скорая помощь. (логопед выставляет скорую Обучающийся выясняет чего не стало, вступает в дискуссию. Выясняет, чего не стало. Повторяет за учителем-логопедом. Рассуждает. Составляет предложения по образцу. – Улучшаем зрительное восприятие.
Повторение изученного материала 3 мин 3 мин закрепить умение анализировать практическое употребление приставочных глаголов Метод беседы Наглядно- демонстрацио нные: показ способа действия помощь, пожарную машину, поливальную машину на вторую строчку наборного полотна). Это тоже транспорт, специальный. – Все остальные машины возят грузы. Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт (логопед выставляет на наборное полотно самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз) 4.
Игра «4-лишний»:
Учащемуся предлагаются две демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта, он называет «лишний» транспорт и объясняет, почему :лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой).
5

Читайте также:
Конспект НОД: Автоматизация звука (Р)

. «Подбери предмет к действию»:
– Посмотри на наборное полотно и подумайте, про какой транспорт можно сказать: Летит? Плывёт? Едет? Останавливается? Отплывает? Взлетает? Тормозит? Летит? Выполняет упражнение. Самостоятельно выбирает что лишнее, объясняет почему. Делает вывод.
Закрепление материала, включение в систему знаний. 2 мин 5 мин Практическое употребление существительных множественного числа. Наблюдение, работа со словами, сравнение, анализ Наглядно- демонстрацио нные, аудиовизуаль ные.
6

. «Подбери действие к

предмету»:
– Сейчас ты на минутку станешь зелёным сигналом светофора. Я показываю и называю действие. Если я правильно называю действие, ты поднимаешь зелёный флажок, разрешите движение. Самолёт – летит, плывёт, гудит, стоит, взлетает, прыгает, отплывает, приземляется. Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается, плывёт, проезжает.
7

. Игра «У меня есть» – «Один –

много»:
Логопед даёт предметные картинки с пассажирским транспортом, у учащегося картинки с такими же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога. Слушаем звуки, которые издают транспортные средства. – У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус. Подходит к наборному полотну отбирает картинки, объясняет выбор. Составляет предложения по образцу. Обучающийся сидит на ковре, либо стоит. Поднимет флажок. Вслушивается в речь педагога. Беседует. Задаёт вопросы.
4 мин Практическое употребление существительных в родительном падеже. Закрепить умение согласованию Наблюдение, сравнение, самоконтроль, взаимоконтро ль Анализ, группировани е (в индивидуальн ая – У меня есть трамваи. – Ау меня есть трамвай. – У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет. – У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус. – У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл. – У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль. Затем обучающийся и логопед меняются карточками, игра повторяется снова.
8. Игра «У меня нет…»:
логопед показывает на каждую из оставшихся на наборном полотне картинок и говорит: «У меня есть скорая помощь. А у тебя?» – А у меня нет скорой помощи (поливальной машины, пожарной машины, самосвала, хлебовоза, грузовика, молоковоза)
9

. Игра «Слова поссорились»:
– Практикуется в правильном употреблении слов. Производит действия с картинным материалом. Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей
5 мин 3мин прилагательных и существительных в роде, числе, падеже, работа с деформированной фразой. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительным и. словосочетан ие) По характеру языкового материала – грамматическ ие По характеру языкового материала – грамматическ ие По хар-ру умственной деятельности – сравнение По уровню самостоятель ности – с проверкой после выполнения. слайд 4 Шрек, а ты умеешь составлять предложения по картинкам? Попробуй, а мы послушаем: Зелёный машина едет между домами. Синяя грузовик едет по мосту. – Что-то у тебя, Шрек слова поссорились, не хотят дружить. Помоги, ему пожалуйста, правильно составить предложения по этим картинкам: Зелёная машина едет между домами. Синий грузовик едет по мосту. и.т.д.
10. Игра «Кто внимательный?»:
Предлагаются наложенные друг на друга контуры автомашин? – Посчитай, сколько здесь нарисовано легковых автомашин? Сколько ты насчитал? Сколько? Давайте вместе посчитаем: Одна легковая автомашина, две легковые автомашины, три легковые автомашины …, 10 легковых автомашин. Сидит за столом, работает с дидактическим материалом. Отвечает на вопросы. Задаёт вопросы. Правильно составляет предложения. Повторяет предложения за логопедом.
3 мин 2 мин Закреплять навык диафрагмально- релаксационного дыхания, умение концентрироватьс я на своих ощущениях, повышать энергетизацию организма. Закрепить правильное употребление предлогов По характеру языкового материала – словообразова тельные Метод практический Метод наглядный, словесный. По характеру языкового материала – грамматическ ие. Индивидуаль ная
11. ФИЗМИНУТКА:
Фонетическая ритмика “Путешествие на автомобиле”
12. Понимание, употребление

Читайте также:
Домашние животные - конспект логопедического подгруппового занятия

приставочных глаголов и

предлогов:
– Давай подъедем к этой полянке, сядем, отдохнём. Что находится на поляне? Это дом, это мост, это река, это гараж. Как ты думаешь, где может стоять машина? – Машина стоит в гараже. Давай посмотрим. А теперь покажи действие, которое я назову: Вспоминает согласование. Сравнивает, анализирует делает вывод. Выполняет движения фонетической ритмики.
Машина выезжает из гаража. Машина объехала вокруг дома. Машина подъехала к мосту. Машина заехала на мост. Машина едет по мосту. Машина съехала с моста. Машина отъехала от моста. Машина подъехала к гаражу. Машина заехала в гараж. – А теперь я буду показывать, а ты говори, что делает автобус (обучающийся составляет такие же предложения) Выполняет действия с предметами. Составляет предложения. Отвечает полным предложением. Анализирует ошибки. Делает вывод. Рефлексия 3 мин Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей, самооценка.
Рефлексия
Побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию учащегося Какие задания трудно было выполнять? С чем справился самостоятельно, в чём нужна была помощь. Какие задачи стояли перед занятием, выполнили или нет? Какие знания были недостаточны для выполнения задания? Учащийся анализируют свою работу, высказывают впечатления от занятия (урока), делает предположения, оценивают свою работу.

Технологическая карта для логопедического занятия в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка

Технологическая карта – документ, который помогает спланировать и организовать деятельность учителя и образовательный процесс на уроке в соответствии с требованиями ФГОС в виде графического проектирования урока .

В технологической карте отражается:

системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками;

характеристика деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия, этапа урока, занятия.

Технологическая карта помогает:

осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

акцентировать внимание на самостоятельную деятельность обучающихся на всех этапах урока, занятия согласно ФГОС.

реализовать планируемые результаты ФГОС;

определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся УУД;

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta.docx 31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Учитель-логопед Круглова Н.В.

ГБОУ школа №___ ___________________ района Санкт-Петербурга.

Тип занятия. Изучение нового материала

Логопедическая тема: Слогообразующая роль гласных.

Лексическая тема: Дикие животные

Цель: Обучение делению на слоги с опорой на гласные.

– закрепить значение понятия слог, как части слова.

-обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных.

-обогащать словарный запас.

-развивать функции словоизменения, словообразования.

-развивать орфографическую зоркость.

– развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

-развитие познавательной активности, воображения, образного мышления.

-формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной деятельности.

– воспитывать интерес к родному языку.

Планируемые результаты занятия

-сформировать понятие о слоге, как о части слова.

-обучить делению слов на слоги с опорой на количество гласных.

-расширить лексический словарь относительными, притяжательными прилагательными.

-продолжить развитие функции словоизменения, словообразования.

-продолжить развитие орфографической зоркости.

Регулятивные: самостоятельно ставить учебные цели и задачи урока, умение планировать и выполнять действия в соответствии с поставленной познавательной задачей, умение принимать и сохранять учебную задачу, анализировать и сравнивать и обобщать языковые явления, осваивать способы деления слов на слоги, контролировать и оценивать свою деятельность.

Познавательные: осмысление слоговой структуры слова, умение анализировать речевую информацию и делать выводы, умение отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные: формирование умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций, точно и грамотно выражать свои мысли, развивать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению, проявлять ответственность при выполнении задания, оценить свою деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя.

-Обучение грамоте, УМК «Школа России»

-«Окружающий мир. 2 класс»

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I. Мотивация к деятельности.

1. Организационный момент.

Создание эмоционально положительного фона.

Уточняем время года.

Развиваем функцию словоизменения и словообразования. От слова зима учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и относительное прилагательное.

Учащиеся приветствуют друг друга.

От слова зима учащиеся образуют уменьшительно-ласкательную форму и прилагательное( Отправляемся в зимний лес, зимушка).

2.Сообщение лексической темы.

Моделируем игровую ситуацию для сообщения темы. Идем в лес под музыку.

Логопед выдает карточки. У учащихся в карточках части диких животных.

Кого мы встретили в лесу?

Диких животных увидеть в лесу очень сложно. Они прячутся от людей, пугаются.

Развитие функции словообразования. Пополнение словаря притяжательными прилагательными.

Л. Я увидела волчий хвост. Кто-нибудь увидел что-то волчье?

Также с другими животными (бобр, лиса, медведь..)

Под музыку учащиеся идут по кругу и выполняют небольшие задания: идут по узкой тропинке, перешагивают через лужи…

Останавливаются, рассматривают карточки.

Встретили диких животных.

У кого-то из ребят волчий хвост (волчий оскал) и т.д.

II. Актуализация необходимых знаний.

Повторяем материал прошлых занятий. Моделируем игровую ситуацию.

На слайде пещера. Давным-давно жил пещерный человек. Говорить он не умел, а издавал только гласные звуки.

На следующем слайде зашифрованы гласные 1 и 2 ряда.

Обучающиеся сами записывают в тетрадь гласные буквы.

II. Организация познавательной деятельности.

1.Введение в логопедическую тему.

2. Формирование понятия о слоге.

3. Выявление зависимости количества слогов от количества гласных.

4 .Первичное закрепление. Развитие фонематического и слогового анализа.

5 . Развитие слогового анализа и синтеза в нарушенной последовательности.

6.Развитие орфографической зоркости.

Но вот однажды он заговорил и стал по привычке все делить на части. Поймает рыбу, скажет РЫ-БА. Поймает птицу, найдет ягоды….

Стал думать, как назвать эти части и придумал.

СЛОВО ЛОМАЙ-ОСТАВЛЯЙ ГЛАСНЫЙ.

Как части слова называются?

А что в слоге обязательно оставляем?

У нашего пещерного человека было 2 самых любимых продукта. Давайте отгадаем.

На слайде Ы-А, А-Е-И. Логопед загадывает загадки.

Все пещерные люди очень любили рисовать. В пещере оставлен рисунок. В этом рисунке зашифровано любимое животное, которое удалось приручить. У ребят картинка с дикими животными, наложенными друг на друга.

Л. Загадывает загадку и просит выписать только гласные буквы, поставить ударение, определить количество слогов, зашифровать слово х-безударный слог, Х-ударный слог. Получилось животное – медведь.

Найти слоги, составить слова, записать в тетрадь.

Определяем лишнее слово.

У волчонка папа кто? Ставим ударение. Во множественном числе (они волки), хвост чей? Волчий. В слове волчонок какой звук мы слышим после в ? (А) , а пишем О. Проверяем с помощью слов волки, волчий. А мама кто? Записываем слово волчица.

Выполнение кинезиологических упражнений.

Обучающиеся сами делят слова на части, хлопают. ПТИ-ЦА, Я-ГО-ДЫ.

Обучающиеся выписывают первые буквы этих слов. СЛОГ.

Ребята отгадывают. Определяют количество слогов по количеству гласных. (рыба,апельсин)

Обучающиеся называю животное, выписывают гласные, ставят ударение, шифрую.

Гласные 1 ряда подчеркивают 1 чертой, гласные 2 ряда-2-мя чертами.

Записывают: медвежонок, волчонок, щенок.

Детеныши диких животных.

Записывают-волк, волки, волчий, волчица. Ставят ударение. Пишут слово волчица.

Обучающиеся следуют инструкциям

8. Закрепление темы.

Развитие языкового анализа и синтеза.

Слова рассыпались, составь из них предложение.

Определяем 1,2……5 слово в предложении. Находим пройденные орфограммы.

Находим самое длинное слово по количеству слогов, почему?

Делаем фонематический анализ слова.

( Рыж_к, у, ж_л,Даш_, лисёнок)

Обучающиеся составляют схему предложения, выписывают гласные, определяют самое длинное слово по количеству слогов (лисенок), ставим ударение, подчеркиваем гласные, определяют твердые, мягкие согласные.

Кого мы с вами встретили в лесу ?

Как называются части слова?

Что в слоге обязательно оставляем?

Что понравилось? Какие были трудности?

Технологическая карта – документ, который помогает спланировать и организовать деятельность учителя и образовательный процесс на уроке в соответствии с требованиями ФГОС в виде графического проектирования урока (таблицы).

В технологической карте отражается:

  • системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками;
  • характеристика деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия, этапа урока, занятия.

Технологическая карта помогает:

  • осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.
  • акцентировать внимание на самостоятельную деятельность обучающихся на всех этапах урока, занятия согласно ФГОС.
  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • обеспечить повышение качества образования.

Виды универсальных учебных действий согласно ФГОС:

  • ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
  • МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ,КОММУНИКАТИВНЫЕ,РЕГУЛЯТИВНЫЕ)
  • ПРЕДМЕТНЫЕ УУД

Примеры формулировок УУД.

  • Личностные УУД:

формирование положительного отношения к учебной деятельности; формирование интереса к учебному материалу.

  • Метапредметные УУД:

Познавательные УУД : формирование умения выделять существенную информацию из источника; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать, слышать и понимать учителя и товарищей; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД : формирование умения планировать свои действия, анализировать и сравнивать, а также прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • Предметные УУД : формирование умения осуществлять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез; умение ориентироваться в направлениях пространства; формирование умения графически правильно оформлять слого-ритмические схемы слов различной слоговой структуры.

Технологии, использованные на занятии :

ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, технология оценки учебных достижений.

Этапы коррекционно-развивающего занятия.

Ориентировочно-подготовительный, 5 мин.

Поисково-исследовательский, 5 мин.

Операционно-исполнительский, 20 мин.

Рефлексивно-оценочный, 5 мин.

1.Розова Ю.Е. , Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте.

2.Чистякова О.В. Обучение грамоте: Учеб. пособие.

3.Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями.

4.Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.

5.Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику “Spotlight” (“Английский в фокусе”), 2-й класс, под редакцией Н.И. Быкова, Дж.Дули и др.Тема: “My animals” (“Мои животные”).

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Подробная технологическая карта урока для 5 класса по УМК: « Forward» под редакцией проф. М. В. Вербицкой, издательский центр «Вентана – Граф», г. Москва, 2012 г.Тема урока: «Under the Sea» (Unit 7)Ти.

Конструирование технологической карты урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: «My favourites films».УМК: «Forward» Авторы: М. В. Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд.Тип урока: комбинированныйЦель урокаОбразовательные:1 Вести диалог-расспрос о любимых .

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов .

Технологическая карта урока коми языка в соответствии с требованиями ФГОС учителя коми языка МАОУ «СОШ № 12» г. Сыктывкар Соколовой Марии Андреевны

Технологическая карта изучения темы «_Вöрса пемöсъяс_».

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС 8 класс

Учебный предмет: английский языкУчитель: Грибова Ю.А.Класс: 8 аАвторы УМК: М.З. Биболетова, Н.Н. ТрубаневаТема урока: «Чтобы я изменил в экологической ситуации, если я бы…»Тип уро.

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Учебный предмет: английский язык.Класс:2 класс.Авторы УМК: Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. 1 год обучения. 1 класс. Серия “Rainbow English”. М. «Дрофа», 2011Тема урока.

Технологическая карта логопедических занятий

Группа (логопедическое заключение)

Подготовительная к школе группа.

Фонетико-фонематические нарушения речи.

Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях. « Лунтик».

Занятия закрепления ранее приобретённых знаний и умений.

Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, элементы песочной терапии, организация комфортной психологической среды.

Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства.

Проблемно-поисковые: разрешение проблемных ситуаций.

Автоматизировать звук Л в слогах, словах и предложениях, используя приобретённый ранее опыт.

· Создать условия для закрепления навыка правильного произношения [Л] в слогах, словах, предложениях;

· Продолжить развивать фонематические процессы (восприятие, анализ).

Создать условия для:

· развития артикуляционной и мелкой моторики;

· развития речевого дыхания;

· развития зрительной, слуховой памяти и внимания.

· Воспитание эмоциональной отзывчивости;

· формирование навыков взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие»

Универсальные учебные действия

· умение осознавать свои возможности, умения , качества, переживания;

· умение соотносить поступки и события с приятными этическими принципами и моральными нормами;

· формирование познавательной и социальной мотивации;

· формирование адекватной самооценки;

· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

· умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

· умение работать по инструкции взрослого;

· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

· владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

· желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

· ориентация на партнёра по общению;

· умение слушать собеседника.

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

· умение выделять существенные признаки объектов;

· умение устанавливать аналоги на предметном материале.

Наглядный материал : картинки, сухой бассейн (с песком, мелкой крупой),

Технические средства : магнитофон, носители с логопедическими распевками для автоматизации звуков.

Организационная структура логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Предпосылки для формирования УУД

Примечания, предполагаемый результат

1.Организационный момент, начало занятия:

1.Психологический настрой (0,5мин.).

Воспитание интереса к занятию.

Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом.

Мы спокойны, мы спокойны. Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.

Проявляет интерес, вовлекается в предложенную ситуацию.

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Давай покажем нашему Лунтику, как мы умеем делать зарядку язычком: может быть ему понравится?

Включается в занятие.

Личностные УУД: умение соотносить события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность; Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению.

Формальная готовность к действию, привлечение произвольного внимания.

2. Мотивационно-побудительный (1мин.).

Что для этого нужно?

Занять рабочее место, принять правильную позу.

– Чтобы помочь язычку правильно произносить звуки.

Занимает своё место, садится удобно, выпрямив спину и плечи.

Личностные УУД: формирование познавательной и социальной мотивации;

Коммуникативные УУД: владение определёнными и невербальными средствами общения.

Внутренняя мотивация на деятельность.

3. Актуализация (5мин.).

Развитие артикуля-ционной моторики;

развитие речевого дыхания.

Упражнения. Беседа. Иллюстрация наглядных пособий.

Решение проблемных ситуаций.

Посмотри на картинки, которые я буду тебе показывать. Подумай, какое упражнение мы будем выполнять?

Выполняет артикуляционные упражнения вместе с воспитанником.

Хвалит за правильное и точное выполнение упражнений, в случае неудачи даёт возможность самому исправить ошибку.

Упражнение “Дождь и дождик”

При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик).

– Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).

Участвует в диалоге, высказывает своё мнение, задаёт вопросы. Вспоминает и применяет имеющиеся знания в новой ситуации. Выполняет артикуляционные и дыхательные упражнения вместе с логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Личностные УУД: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению;

Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями.

2. Основная часть занятия.

4.Расширение имеющихся представлений (2мин.).

-Формирование правильного артикуляцион-ного уклада (артикуляцион-ная и фонетическая характеристика звука).

Беседа. Демонстрация наглядных пособий. Воображаемая ситуация.

Как ты думаешь, почему к нам пришёл Лунтик? А не медведь или бегемот! С какого звука начинается это слово? С каким звуком мы будем работать?

Со звука [Л], который мы учимся правильно произносить.

Произнеси звук [Л] многократно и отрывисто.

Что делают наши губы, когда произносим этот звук?

-Где находится язычок?

-Какой он узкий или широкий?

-Как мы произносим звук [Л] – с голосом или без голоса?

– губы улыбаются; – кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам; – средняя часть спинки языка опускается; – бока языка опускаются; – воздушная струя проходит по бокам языка.

– Характеристика – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим квадратиком с колокольчиком (сопровождается наглядным изображением).

Отвечает на вопросы педагога, сравнивает, различает.

Регулятивные УУД: умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Коммуникативные УУД: владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки объектов.

Усвоение понятий согласный твёрдый глухой звук, формирование представлений об артикуляционном укладе звука [Л], навыков его произнесения.

5.Динамическая пауза (2мин.).

Развитие слухового внимания;

Развитие мелкой моторики руки;

Развитие фонематических представлений.

Упражнение. Рассказ педагога.

Ситуативный разговор использование элементов песочной терапии.

Назови ещё слово, которое начинается со звука [Л]. Я тебе помогу: У Мишутки косолапы были все четыре … (лапы). В огород пришли ребята,будет им нужна … (лопата). В дождь гулять ничуть не хуже, если есть большие … (лужи). Снег идёт, зима всё ближе, покупай коньки и … (лыжи). Светит ночью нам она. Это жёлтая … (луна).

В небе плавает луна. (Плавные покачивания) В облака она зашла. 1.2.3.4.5. (Хлопки.) Можем мы луну достать. (Руки вверх.) 6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.) И пониже перевесить. (Руки вниз.) 10.9.8.7. – (Ходьба на месте.) Чтоб луна светила всем. -Давай букву Л выложим из гороха на пластилиновой картонке.

Отгадывает загадку, называет свои слова со звуком [Л].

Выполняет упражнение вместе с логопедом.

Умение работать по инструкции взрослого;

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

Снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики руки.

6. Расширение имеющихся представлений (7мин.).

Подготовка к обучению грамоте – связь звука с буквой.

Развитие фонематического слуха, восприятия.

Закрепление звука Л в прямых слогах, словах и предложениях. Звуко-слоговой анализ слов.

Технологическая карта логопедического занятия

Возраст, логопедическое заключение

Старший возраст, гр.№ 6

Логопедическое заключение: ФФНР

Форма организации детей

Подгрупповое (2-3 человека) занятие.

Дифференциация звуков С –З: «Лисичка и заяц в гостях у Веселого Язычка»

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности.

Логопедические технологии: технология развития артикуляционной моторики, технология развития фонематического слуха, технология развития лексико-грамматического строя речи, здоровьесберегающие (биоэнергопластика).

Развивающие технологии: ИКТ,

Образовательная игровая технология.

Развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков.

Образовательные:

закреплять слуховой и моторный образы звуков С, З;

совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков С и З в слогах, словах, в предложении.

учить различать и употреблять притяжательные местоимения МОЙ и МОЯ.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику (биоэнергопластика).

Развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).

упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь», «з», «зь»;называть слова, в которых они слышаться ;

Развивать фонематический слух и восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Продолжать формировать темп и ритм речи.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения.

Формировать функции контроля и самоконтроля.

Здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

чередовать статические и динамические задания;

создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Универсальные учебные действия

Личностные: Формирование интереса к занятию.

Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Коммуникативные:Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, поддерживать беседу с учителем-логопедом, учить работать в паре.

Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схемы.

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)

Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки со звуками С, З, картинки «лиса», «заяц», «веселый язычок»; «Артикуляция звуков в графическом изображении» профиль звука,

Предметы: зеркало, предметы для развития дыхания (трубочки для коктейля, стаканчики с водой), цветы красного и синего цвета из бумаги.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

1 этап. Мотивационно-проблемный.

Задача логопеда

Технологии, методы, приёмы и формы работы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

(Вносятся коррективы при необходимости )

Адаптировать детей к деятельности

Приемы массажа лицевой мускулатуры

Дети стоят в кругу с педагогом.

– Добрый день, дети!

– Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ.

Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх (круговые движения руками по щекам)

Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх (поглаживание щек)

Здравствуйте, губки – па – па – па (легкое постукивание по губам)

Здравствуйте, зубки – щелк, щелк, щелк (постукивание зубами)

Здравствуй, мой носик – пи, пи, пи (поглаживание носа)

Здравствуйте, дети – раз, два, три (хлопки в ладоши).

Дети с педагогом выполняют соответствующие движения. Садятся на стульчики.

Создание благоприятного психологического климата.

2 этап. Актуализация знаний по теме

Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач детьми самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализи- ровать имеющиеся у детей знания. Выявить уровень знаний по теме.

Методы здоровьесберегающей технологии

Биоэнергопластика

Технологии развития артикуляционной моторики

Технология развития фонематического слуха

Сюрпризный момент

– Посмотрите, ребята, кто нас приветствует? (Веселый язычок).

У Веселого Язычка есть друзья: заяц и лиса.

– Какой звук в слове «лиса» я протягиваю – лисссссссса?

В слове ззззззаяц? Правильно. Веселый язычок и его друзья предлагают поиграть со звуками С и З.

Сравнительная характеристика звуков С и З.

– Произнесем поочередно звуки С, З. Чем похожи эти звуки? (когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы).

– А чем эти звуки отличаются?. Положите ладошку к горлу и споем по очереди

Звуки. Когда мы произносим звук «С», горлышко что делает? (молчит). А когда произносим звук «З»? (горлышко звенит).

– Это звуки какие? (согласные, звук с – глухой, звук з – звонкий).

Сообщение цели занятия:

– Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем играть? (с-з)

Научимся различать звуки С – З.

Показ профиля (схемы) звука.

-Давайте, вспомним, с чего мы начинаем занятие? Да, с гимнастики, подготовим наши губки и язычок (артикуляционный аппарат) для красивой речи:

Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой

Артикуляционная сказка «Как Язычок пил чай с друзьями»

Упражнения на развитие дыхания

Игры и упражнения на формирование фонематического слуха

Игра «Поймай песенку»

– Я произношу звуки, а вы ловите хлопком звук С.

Р, М, С, Т, Л, С, Д, С, К, Р, С

Игра «Поймай слог ЗА»

ВА, ЗА, НА, ПА, ЗА, ЛА, ЗА

Автоматизацияслоговых рядов со звуками в сочетании с дыхательно-голосовыми упр-ми:

Веселый язычок перепутал все песенки и хочет, чтобы вы повторили без ошибок.

Игра «Будь внимательным»

са-за-са за-са-за са-са-за

со-зо-со зо-со-зо за – за – са

су-зу-су зу-су-зу су-су зу

Сюрпризный момент.

-Веселый Язычок предлагает друзьям зайцу и лисе поиграть.

Дети произносят слова и определяют звуки.

Дети проверяют уклад звуков и определяют их.

Различают звуки прикладыванием ладошки к горлу.

Это звуки С, З . Произносят звуки изолированно

Выполняют упр-я перед зеркалом сопряженно или самостоятельно.

Дети дуют в трубочки, находящиеся в стакане с водой.

Результат: «бурление» воды в стакане.

Дети хлопком выделяют звук С

Дети хлопком выделяют слог ЗА

Дети произносят слоговые ряды

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

Самостоятельное выполнение детьми большинства упражнений

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Формирование интереса к изучаемому материалу.

Самостоятельное выполнение детьми большинства упражнений

Формирование интереса к изучаемому материалу.

Схема не обязательна, если у ребенка нарушена одна группа звуков.

В зависимости от психологического состояния ребенка артикул.гимнастика может быть заменена на психогимнастику или пальчиковую, а также на самомассаж рук.

При дизартрии возможен самомассаж лица и шеи.

Артикуляционная сказка и элементы биоэнергопластики в приложении

3 этап. Практическая деятельность.

А. Учебно-познавательный блок

Организовать деятельность детей, направленную на развитие фонематического восприятия

Технология развития фонематического слуха

Здоровьесберегающие технологии

Дифференциация звуков С-З в словах

-Веселый язычок для друзей принес коробку с картинками, давайте их посмотрим. А тут задания.

– Нам помочь зайцу и лисе их выполнить. Старайтесь четко и правильно произносить слова, а Веселый язычок будет внимательно вас слушать.

Игра «Доскажи словечко»

Угадай-ка что за птица,

Света белого боится.

Нос крючком , глаза пятачком.

Ушастая голова. Это. (сова)

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет. Что такое …самолет.

Просыпаюсь утром рано

Умываюсь из-под крана

Заправляю сам кроватку.

Быстро делаю ….. зарядку.

Лиза пробовала суп,

Заболел у Лизы …зуб.

Игра «Разложи картинки»

– Веселый язычок перепутал картинки. Разложите картинки правильно, для лисы картинки со звуком «С», зайцу со звуком «З».

– Дайте оценку выполненному вами заданию.

Минутка здоровья. Самомассаж.

Динамическая пауза «Зайка»

Дифференциация звуков С-З в предложениях.

Игра «Произнеси чистоговорки»

СА – за – са – звонкая оса

Су – зу – су – вазу я несу

Сы – зы – сы – у зайца есть усы

За – са – за – сено ест коза

Су – зу – су – я стою в тазу

Сы – зы – сы – у Зои мимозы

– Предлагаю чистоговорку «СА – за – са – звонкая оса» произнести тихо, громко, медленно, быстро.

Дети оценивают результат работы друг друга, высказывают свое мнение.

Активные движения руками

Повторение детьми речевого материала

Проявление интереса к заданию.

Произнесение чистоговорки в различном темпе и с различной громкостью.

Соблюдают правильную артикуляцию звуков.

Пробует выполнять самопроверку учебногозаданияивносить коррективы.

Формируются функции контроля и самоконтроля

Б. Интеллектуально-преобразовательный и диагностический блок

Диагностика качества усвоения темы.

Технология развития лексико-грамматического строя речи

Развитие граммат.строя речи.

Игра «Мой, моя» Слайд

– Про лису скажем ОНА, про зайца скажем ОН. Про какие предметы лиса скажет МОЯ? Отберем предметы для лисы. (сумка, коляска, маска). Про какие предметы скажет заяц МОЙ? Отберем предметы для зайца (замок, зонт, грузовик).

Выполнение детьми действий по предварительной инструкции.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

Облегчение или усложнение по ситуации

4 этап. Итоговая и рефлексивная деятельность

-Организовать оценку детьми результатов своей деятельности

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.

Самостоятельная оценка детей собственной деятельности.

Что мы сегодня делали на занятии?

-Как вы считаете, сегодня вы справились со всеми заданиями?

Если «да», то возьмите красный цветок, если «нет», то синий.

Отвечают на вопросы логопеда по желанию.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце занятия) и выбирают цветок определенного цвета

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Творческий центр «Сфера», М. 2009 г.

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Детство-пресс, 2011г.

Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. С- Пб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

Рыжова Н.В. артикуляционная гимнастика для малышей. ТЦ «Сфера», 2013.

Зайка по лесу скакал.

Дети стоят в кругу, повернувшись друг за другом, подогнув ноги в коленях и прижав согнутые руки к груди, скачут.

Зайка корм себе искал.

Остановиться. Нагибаться до пола поочередно касаясь его рукой.

Вдруг у зайки на макушке поднялись как стрелки ушки.

Приставить пальцы к голове «ушки».

Тихий шорох раздается, кто-то по лесу крадется.

Идти по круги крадущимся шагом.

Заяц путает следы, убегает от беды.

Перемещаться в середине круга хаотично.

Прыгнул вбок и обернулся,

Остановиться, прыгнуть в бок, обернуться.

И под кустиком свернулся

Свернуться в клубок.

Словно беленький клубок, чтоб никто найти не смог.

Приложение: артикуляционная сказка «Как Язычок пил чай с друзьями» с элементами биоэнергопластики.

Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие.

Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5)

и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад) . Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5) .

Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]) . Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка) .

Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).

Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка),

налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С-с-с-с») и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши: «Ш-ш-ш-ш») . Скоро подрумянились и пирож­ки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).

Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «Т-т-т-т») . Это пришли гости к Язычку: лисичка — пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху),

зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).

Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).

Технологическая карта группового логопедического занятия «Глагол»

Екатерина Ситникова
Технологическая карта группового логопедического занятия «Глагол»

Технологическая карта логопедического занятия «ГЛАГОЛ» (3 класс)

учителя-логопеда Ситникова Екатерина Анатольевна ГоА ОУ «ЦОРиО» г. Липецк

Группа (класс,

логопедическое заключение) 2 класс

Логопедическое заключение: Недостатки чтения и письма, обусловленные ФФН речи

Тема занятия «ГЛАГОЛ»

Тип занятия «Отработки умений и рефлексии»

Используемые технологии Технология на основе деятельностного подхода.

Здоровьесберегающие технологии.

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия Закрепление знаний о глаголе как части речи.

Планируемые образовательные результаты Предметные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные

• -обобщению знаний о глаголе;

• -находить глаголы;

• -использовать специальную терминологию при определении частей речи;

• -соотносить произношение и написание.обучающиеся смогут:

– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

– составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

– продолжить развитие звукового и слогового анализа. – развивать умение высказывать свою мысль;

– умение отвечать на вопрос полным предложением;

– умение слушать и понимать других.

– развивать умение ставить цели и действовать по составленному плану.

– формировать мотивацию к обучению и

– осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Ресурсы Карточки с заданиями, ручки, карандаши, тетради.

Организационная структура логопедического занятия

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность учителя-логопеда

Формируемые способы деятельности

Мотивации. – создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

– формировать правильную артикуляцию звуков.

5 мин. Показ образца выполнения упражнения Фронтальная -Здравствуйте.

-Чтобы правильно и четко выговаривать звуки на занятиивыполним артикуляционную гимнастику:

1) «БЕГЕМОТ» 2) «ЛЯГУШКА» 3) «СЛОН» 4) «ФУТБОЛ» 5) «КАЧЕЛИ» 6) «ЧАСИКИ» 7) «ЧИСТИМ ЗУБКИ».Выполняют артикуляционную гимнастику Регулятивные УУД:

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность учителя-логопеда

Формируемые способы деятельности

Актуализации знаний и пробного учебного действия.

-повторить имеющиеся у обучающихся знания и умения, необходимые для введения новой темы;

-актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

3 мин.Практические: устные. Фронтальная – ГЛАГОЛ – слово, речь, мысль… А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит»о предмете: что он делает, что делал или что будет делать, а так же что сделал.

-Послушайте грамматическую сказку о глаголе.

Жил был глагол. Он любил всё время что то делать. А больше всего любил попадать в разные предложение. Особенно про разную работу. Он очень крепко дружил с существительным. Однажды девочке по имени Маша задали домашнее задание- проидумать одно или два предложение на тему,Работа человека”. Она придумала и стала записывать. -Моя мама работаит поварам. Глагол сразу обиделся за то, что его неправильно написали. А существительное тоже обидилось, и глагол и существителоное решило выскачить из этого неправильного предложения. И получилось-Моя мама. Ну вот приходит Маша в класс на урок русского языка. Её просят показать тетрадку. Она идёт радостная! Учитель проверил и поставил двойку. Маша ничего не поняла. И заплакала. Дети пишите правильно!

-Отметьте галочкой (V) правильное утверждение.

Глаголы отвечают на вопросы кто? что?

Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал?

Глаголы называют действия предметов.

Слово вход — глагол, потому что называет действие предмета.

Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Отвечают на вопросы.Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками.

-развитие познавательных интересов.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность учителя-логопеда

Формируемые способы деятельности

III этап. Выявления места и причины затруднений.

– осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей;

– фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения.

работа с карточками. Индивидуальная -У меня есть знакомая девочка, которая путает глаголы и другие части речи. Помогите ей справиться со следующим заданием.

-Перед вами лежит карточка с заданием.

– Выпишите из слов каждой строчки глаголы.

Свет, светить, светлый, освещает.

Шумит, шумный, шумок, зашумел.

Письмо, напишет, письменный, списал.

Прыгать, прыжок, спрыгнуть, прыгает.

Выписывают из слов каждой строчки глаголы.

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-находить ответы на вопросы, используя информацию.

-овладевать умением прогнозировать;

-слушать и понимать речь учителя-логопеда;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

– определять общие для всех правила поведения.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность учителя-логопеда

Формируемые способы деятельности

IV этап. Учебно-познавательная деятельность.

– обучающиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);

– предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель-логопед может уточнить;

– выбирают способ построения НЗ (как) – метод уточнения (из ранее изученных действий);

– определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи).

2 мин. Практические. Фронтальная – Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему занятия.

Вот что о себе говорит наш Глаголик.

Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:

Встал, умылся и пошёл.

Что же делает предмет?

Даст такой глагол ответ:

Смотрит, думает, читает,

Любит, знает, сострадает.

Ты в глаголы запиши.

-Глагол

-определять и формулировать цель деятельности на занятии;

– под руководством учителя-логопеда планировать свою деятельность на занятии;

действий на занятии;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-высказывать свое предположение;

-точно и полно выражать свои мысли;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем).

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность учителя-логопеда

Формируемые способы деятельности

– формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

5 мин. Показ образца выполнения упражнения Групповая – Выполним физкультминутку для глаз

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Выполняют движения в соответствии с текстом Регулятивные УУД:

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность учителя-логопеда

Формируемые способы деятельности

Включение в систему знаний и повторения

– усвоение нового способа действия;

– выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) типовые задания на новый способ действий;

– проговаривание выполнения вслух.

работа с карточками Индивидуальная -Перед вами лежит карточка с заданием.

– Запишите глаголы в 2 столбика: в 1-ый столбик запишите слова, которые отвечают на вопрос что делать?; во 2-ой столбик запишите слова, которые отвечают на вопрос что сделать?

Мастерить, выучить, ходить, летать, сбежать, приготовить, наклеить, радовать, строить, положить.

Записывают глаголы в 2 столбика: в 1-ый столбик записывают слова, которые отвечают на вопрос что делать?; во 2-ой столбик записывают слова, которые отвечают на вопрос что сделать?Регулятивные УУД:

-работать по предложенному плану;

– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

– определять общие для всех правила поведения.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность учителя-логопеда

Формируемые способы деятельности

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

– организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой.

работа с карточками Индивидуальная -Перед вами лежит карточка с заданием.

– Замените словосочетания глаголами в начальной форме.

-Давайте проверим вашу работу.

-Перед вами лежит карточка с заданием.

– Подбери к именам существительным родственные глаголы в начальной форме по предложенному образцу.

О б р а з е ц: шёпот — шептать.

Заменяют словосочетания глаголами в начальной форме.

Проверяют свою выполненную работу.

Подбирают к именам существительным родственные глаголы в начальной форме по предложенному образцу.Регулятивные УУД:

-отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль.

Этап Длительность этапа Методы и приемы работы Формы организации деятельности обучающихся

Деятельность учителя-логопеда

Формируемые способы деятельности

– формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

4 мин. Обобщение, сравнение Индивидуальная -Оцените свои знания. Если вы считаете, что потрудились хорошо и справились со всеми заданиями, то закрашиваете зелёный кружок светофора. Если были затруднения — жёлтый кружок. Если большую часть заданий выполнили плохо — красный.

Оценивают свои знания. Закрашивают кружки светофора.Личностные УУД:

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Тема занятия: Кораблик из бросового материала.

Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Групповое логопедическое занятие.

Конспект группового логопедического занятия для детей с ОВЗ «Транспорт» (3 класс) СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Конспект группового логопедического занятия.

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией «Домашние и дикие животные» Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие.

Технологическая карта логопедического занятия с воспитанниками старшего возраста.

Содержимое публикации

Технологическая карта логопедического занятия

с воспитанниками старшего возраста.

Формирование у дошкольников 5-6 лет практических навыков образования и употребления относительных прилагательных по теме: «Путешествие».

Автор: Масликова Елена Анатольевна

высшая квалификационная категория

Ф.И.О учителя-логопеда

Масликова Елена Анатольевна

Группа (класс, логопедическое заключение). Форма занятия.

Воспитанники старшего возраста (5-6 лет) с логопедическим заключением ОНР, ФФН.

Тема занятия

Новое занятие по изучению и обобщению.

Основная идея данного занятия – это апробация педагогических находок, обмен педагогическим опытом с целью создать условия для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи. В содержании занятия триединая цель-обучающая, развивающая, воспитательная. Данный учебный материал занятия предусмотрен программой. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная и двигательная. Методы, используемые на занятии: наглядные, словесные, практические, игровые. Занятие построено с использованием технологии Базарного В.В. доктора медицинских наук, педагога, почётного работника общего образования Российской Федерации, основателя – здоровьеразвивающей педагогики. Обучение на занятии происходит в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения. Занятие направлено на активизацию словаря и формирование навыков словообразования у дошкольников.

Тип занятия

Комбинированное. Решение дидактических и коррекционных задач.

Используемые технологии

на основе деятельностного подхода;

педагогика сотрудничества (диалог, дискуссия, объяснение)

ИКТ – технология (презентация)

здоровье сберегающие (фонетическая, голосовая ритмика, тренировка на офтальмотренажере)

Основная цель занятия

Формирование у дошкольников 5-6 лет практических навыков образования и употребления относительных прилагательных. Изучение нового материала, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Общеобразовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Предполагается, что к окончанию занятия воспитанник будет:

образовывать относительные прилагательные;

усвоит и повторит словарь по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Ягоды», «Фрукты», «Крупы»;

усвоит притяжательные прилагательные.

Способствовать развитию умений:

понимать обращённую речь;

ориентироваться в пространстве;

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений:

навыков самоконтроля в деятельности;

классифицировать, анализировать и обобщать.

Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к занятию.

Способствовать созданию условий обеспечивающих:

воспитание усидчивости, работоспособности, концентрации произвольного внимания;

закреплению алгоритмизации практических действий и операций;

формированию умения вступать в учебную дискуссию, вести диалог

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Предпосылки формирования универсальных учебных действий

Предпосылки формирования личностных УУД

Предпосылки формирования регулятивных УУД

Предпосылки формирования коммуникативных УУД

Предпосылки формирования познавательных УУД

формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;

формировать умение отстаивать и аргументировать своё мнение

формировать методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль)

развивать умение слушать и понимать;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

развивать умения извлекать информацию из иллюстраций;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

Планируемый результат

Воспитанники усвоят относительные прилагательные, смогут высказываться полным предложением, аргументируя свой ответ.

Подготовительная работа

Обучение пальчиковой гимнастики, знание обучение использования на офтальмо тренажёра, обучение складыванию разрезных картинок. Изучение тем и активизация словаря по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Посуда».

Особенности логопедического занятия

Виды деятельности на занятии с:

учётом логопедического заключения;

учётом уровня интеллектуального развития воспитанников;

Действия для осуществления деятельности:

планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития».

Оборудование, средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование

Компьютер, экран, презентация к занятию, офтальмотренажер (Базарный В.Ф.), «домики» в презентации; наборное полотно (сенсорный круг), разрезные картинки по теме: «Посуда», крупы в стаканчиках, сенсорные коврики, стол, стулья по числу детей, цветочки (круги) из бумаги, картинки транспорта, карта поездки, демонстрационные картинки посуды, «билет» с изображением для каждого гостя.

План занятия.

Вводная часть.

1.1 Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность. Эффект неожиданности. Мотивация. (Привлечение внимания. Воспитанники приветствуют гостей. Установка педагога.)

1.2 Игровой момент. Создание проблемной ситуации.(Путешествие вместе со сказочными героями. Зовут их галчата. Вставайте в кружок, приготовьте пальчики, слушайте историю. Пальчиковая гимнастика «Галчата». Рассказ и вопросы о птицах. Галчата выросли и решили найти большой домик. Поиск «путей» при нахождении домика. ).

1.3 Игровой момент (Выбор транспорта для путешествия. Фонетическая ритмика «Автомобиль». Поиск «Домика» по следу животных. (Повторение притяжательных прилагательных.) Сенсорные коврики).

1.3 Сюрпризный момент. (Воспитанники находят «Домик». Обсуждение из чего сделан домик. Игровой момент: «Из чего сделан домик».)

2.Основная часть.

2.1 Обучающий этап. Введение в тему. Исследование. Использование способа добывания знаний. В «домике» есть стаканчики наполненные разными крупами. Решение обучающей задачи. Педагог предлагает воспитанникам обсудить , что можно приготовить из круп для сказочных героев. Дидактическая игра: «Назови кашу, назови суп». Решение обучающей задачи.

2.2Динамическая пауза. (физминутка на офтальмо тренажёре Базарного В. Ф. «Следим за Галчонком»).

2.3 Дидактическая игра: «Из чего сделана посуда». Решение обучающей задачи.

3 Заключительная часть

3.1 Дидактическая игра на развитие мышления. Разрезные картинки по теме «Посуда». Каждому воспитаннику предлагается собрать самостоятельно, либо выбрать гостя и собрать посуду из разрезных картинок. Назвать из чего она сделана.

3.2Подведение итогов с разных точек зрения. Формирование самооценки и эмоционального состояния.

Организационная структура логопедического занятия

Этап логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Технологическая карта логопедического занятия, (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА логопедического занятия (2 класс)

Логопедическое занятие, 2 класс

Логопедическая: Правописание безударных гласных.

Грамматическая: Суффиксальный способ образования слов.

Германова Татьяна Дмитриевна

Урок обобщения знаний

1. Развитие звуко-буквенного и слогового анализа.

2. Закрепление навыка правописания безударных гласных в корне слов.

3. Активизация словарного запаса.

4. Совершенствование навыка суффиксального образования слов.

5. Формирование навыка беглого чтения.

1. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти.

2. Развитие рече – мыслительной деятельности.

2. Развитие пространственных представлений.

1. Воспитание усидчивости.

2. Формирование личностных качеств: организованности, активности.

3.Воспитание умения оценивать свои знания и умения.

4. Формирование умения работать в паре.

Ориентация на результаты:

Понятия: ударные и безударные гласные. Способы проверки безударных гласных. Понятие – родственные слова. Подбор родственных слов к данному, определение «лишнего» (неподходящего по смыслу) слова. Понятия: перелётные и зимующие птицы. Чтение 4-х сложных слов. Понятие – предложение (все слова связаны между собой по смыслу и выражают мысль).

Метапредметные результаты обучения формируются через систему заданий, направленных на:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи познавательной деятельности;

умение выдвигать свои предположения, аргументировать ответ;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

владение основами самоконтроля, самооценки;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

умение слушать и слышать, организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.

формирование личностных качеств: организованности, активности, ответственности;

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

воспитание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

готовность вести диалог с другими учениками.

Место урока в системе уроков (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)

Занятие является третьим из 5-ти в теме «Безударные гласные» и шестым в разделе логопедической работы: Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматического строя речи.

Коррекционно – развивающее обучение школьников ведётся в соответствии с программами:

– Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»

– Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»;

– Ястребова А.В. «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ»

Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей группы

Рабочая программа рассчитана на учащихся 2 класса, имеющих ЗПР и обучающихся в массовой школе.

предметные картинки, карточки с заданиями, карточки для чтения, мяч, картинки с изображением 7-ми гномов в разноцветных шапочках.

Время, продолжи-тельность этапа

Адаптация учебного материала для детей с ЗПР

Начало образовате-льного мероприя-тия

Вхождение в тему.

Определение темы занятия.

1.Развитие пространственных представлений и зрительного восприятия

– Покажите левой рукой правое плечо, правой рукой левое ухо, левой рукой левое колено, правой рукой правую бровь.

«Наложенные буквы»

Цель: развитие зрительного восприятия

– Составьте слово из наложенных друг на друга букв

– Сегодня к нам в гости придут ГНОМЫ и будут предлагать вам интересные задания.

2. Сообщение лексической темы

«Лишнее слово»

Цель: формирование умения сгруппировать слова по существенным признакам и найти неподходящее слово

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: