Технологическая карта логопедического занятия

Технологическая карта логопедического занятия с воспитанниками старшего возраста.

Содержимое публикации

Технологическая карта логопедического занятия

с воспитанниками старшего возраста.

Формирование у дошкольников 5-6 лет практических навыков образования и употребления относительных прилагательных по теме: «Путешествие».

Автор: Масликова Елена Анатольевна

высшая квалификационная категория

Ф.И.О учителя-логопеда

Масликова Елена Анатольевна

Группа (класс, логопедическое заключение). Форма занятия.

Воспитанники старшего возраста (5-6 лет) с логопедическим заключением ОНР, ФФН.

Тема занятия

Новое занятие по изучению и обобщению.

Основная идея данного занятия – это апробация педагогических находок, обмен педагогическим опытом с целью создать условия для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи. В содержании занятия триединая цель-обучающая, развивающая, воспитательная. Данный учебный материал занятия предусмотрен программой. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная и двигательная. Методы, используемые на занятии: наглядные, словесные, практические, игровые. Занятие построено с использованием технологии Базарного В.В. доктора медицинских наук, педагога, почётного работника общего образования Российской Федерации, основателя – здоровьеразвивающей педагогики. Обучение на занятии происходит в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения. Занятие направлено на активизацию словаря и формирование навыков словообразования у дошкольников.

Тип занятия

Комбинированное. Решение дидактических и коррекционных задач.

Используемые технологии

на основе деятельностного подхода;

педагогика сотрудничества (диалог, дискуссия, объяснение)

ИКТ – технология (презентация)

здоровье сберегающие (фонетическая, голосовая ритмика, тренировка на офтальмотренажере)

Основная цель занятия

Формирование у дошкольников 5-6 лет практических навыков образования и употребления относительных прилагательных. Изучение нового материала, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Общеобразовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Предполагается, что к окончанию занятия воспитанник будет:

образовывать относительные прилагательные;

усвоит и повторит словарь по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Ягоды», «Фрукты», «Крупы»;

усвоит притяжательные прилагательные.

Способствовать развитию умений:

понимать обращённую речь;

ориентироваться в пространстве;

Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений:

навыков самоконтроля в деятельности;

классифицировать, анализировать и обобщать.

Создать условия, обеспечивающие положительный интерес к занятию.

Способствовать созданию условий обеспечивающих:

воспитание усидчивости, работоспособности, концентрации произвольного внимания;

закреплению алгоритмизации практических действий и операций;

формированию умения вступать в учебную дискуссию, вести диалог

Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Предпосылки формирования универсальных учебных действий

Предпосылки формирования личностных УУД

Предпосылки формирования регулятивных УУД

Предпосылки формирования коммуникативных УУД

Предпосылки формирования познавательных УУД

формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;

формировать умение отстаивать и аргументировать своё мнение

формировать методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль)

развивать умение слушать и понимать;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

развивать умения извлекать информацию из иллюстраций;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

Планируемый результат

Воспитанники усвоят относительные прилагательные, смогут высказываться полным предложением, аргументируя свой ответ.

Подготовительная работа

Обучение пальчиковой гимнастики, знание обучение использования на офтальмо тренажёра, обучение складыванию разрезных картинок. Изучение тем и активизация словаря по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Посуда».

Особенности логопедического занятия

Виды деятельности на занятии с:

учётом логопедического заключения;

учётом уровня интеллектуального развития воспитанников;

Действия для осуществления деятельности:

планирование деятельности с учётом «зоны актуального развития», «зоны ближайшего развития».

Оборудование, средства ИКТ, аппаратное обеспечение, наименование

Компьютер, экран, презентация к занятию, офтальмотренажер (Базарный В.Ф.), «домики» в презентации; наборное полотно (сенсорный круг), разрезные картинки по теме: «Посуда», крупы в стаканчиках, сенсорные коврики, стол, стулья по числу детей, цветочки (круги) из бумаги, картинки транспорта, карта поездки, демонстрационные картинки посуды, «билет» с изображением для каждого гостя.

План занятия.

Вводная часть.

1.1 Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность. Эффект неожиданности. Мотивация. (Привлечение внимания. Воспитанники приветствуют гостей. Установка педагога.)

1.2 Игровой момент. Создание проблемной ситуации.(Путешествие вместе со сказочными героями. Зовут их галчата. Вставайте в кружок, приготовьте пальчики, слушайте историю. Пальчиковая гимнастика «Галчата». Рассказ и вопросы о птицах. Галчата выросли и решили найти большой домик. Поиск «путей» при нахождении домика. ).

1.3 Игровой момент (Выбор транспорта для путешествия. Фонетическая ритмика «Автомобиль». Поиск «Домика» по следу животных. (Повторение притяжательных прилагательных.) Сенсорные коврики).

1.3 Сюрпризный момент. (Воспитанники находят «Домик». Обсуждение из чего сделан домик. Игровой момент: «Из чего сделан домик».)

2.Основная часть.

2.1 Обучающий этап. Введение в тему. Исследование. Использование способа добывания знаний. В «домике» есть стаканчики наполненные разными крупами. Решение обучающей задачи. Педагог предлагает воспитанникам обсудить , что можно приготовить из круп для сказочных героев. Дидактическая игра: «Назови кашу, назови суп». Решение обучающей задачи.

2.2Динамическая пауза. (физминутка на офтальмо тренажёре Базарного В. Ф. «Следим за Галчонком»).

2.3 Дидактическая игра: «Из чего сделана посуда». Решение обучающей задачи.

3 Заключительная часть

Читайте также:
Конспект подгруппового занятия с использованием ЭОР в старшей логопедической группе

3.1 Дидактическая игра на развитие мышления. Разрезные картинки по теме «Посуда». Каждому воспитаннику предлагается собрать самостоятельно, либо выбрать гостя и собрать посуду из разрезных картинок. Назвать из чего она сделана.

3.2Подведение итогов с разных точек зрения. Формирование самооценки и эмоционального состояния.

Организационная структура логопедического занятия

Этап логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Технологическая карта логопедических занятий

Группа (логопедическое заключение)

Подготовительная к школе группа.

Фонетико-фонематические нарушения речи.

Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях. « Лунтик».

Занятия закрепления ранее приобретённых знаний и умений.

Здоровьесберегающие: дыхательная гимнастика, элементы песочной терапии, организация комфортной психологической среды.

Личностно-ориентированные: организация предметно-развивающего пространства.

Проблемно-поисковые: разрешение проблемных ситуаций.

Автоматизировать звук Л в слогах, словах и предложениях, используя приобретённый ранее опыт.

· Создать условия для закрепления навыка правильного произношения [Л] в слогах, словах, предложениях;

· Продолжить развивать фонематические процессы (восприятие, анализ).

Создать условия для:

· развития артикуляционной и мелкой моторики;

· развития речевого дыхания;

· развития зрительной, слуховой памяти и внимания.

· Воспитание эмоциональной отзывчивости;

· формирование навыков взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Интеграция образовательных областей

«Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие»

Универсальные учебные действия

· умение осознавать свои возможности, умения , качества, переживания;

· умение соотносить поступки и события с приятными этическими принципами и моральными нормами;

· формирование познавательной и социальной мотивации;

· формирование адекватной самооценки;

· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

· умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;

· умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей;

· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

· умение работать по инструкции взрослого;

· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

· владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

· желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

· ориентация на партнёра по общению;

· умение слушать собеседника.

· умение применять правила и пользоваться инструкциями;

· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

· умение выделять существенные признаки объектов;

· умение устанавливать аналоги на предметном материале.

Наглядный материал : картинки, сухой бассейн (с песком, мелкой крупой),

Технические средства : магнитофон, носители с логопедическими распевками для автоматизации звуков.

Организационная структура логопедического занятия

Методы и приёмы работы

Формы организации деятельности воспитанников

Предпосылки для формирования УУД

Примечания, предполагаемый результат

1.Организационный момент, начало занятия:

1.Психологический настрой (0,5мин.).

Воспитание интереса к занятию.

Проговаривание стихотворения с закрытыми глазами, взявшись за руки вместе с логопедом.

Мы спокойны, мы спокойны. Говорим всегда красиво, чётко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, что учили на занятии.

Проявляет интерес, вовлекается в предложенную ситуацию.

Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Давай покажем нашему Лунтику, как мы умеем делать зарядку язычком: может быть ему понравится?

Включается в занятие.

Личностные УУД: умение соотносить события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность; Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению.

Формальная готовность к действию, привлечение произвольного внимания.

2. Мотивационно-побудительный (1мин.).

Что для этого нужно?

Занять рабочее место, принять правильную позу.

– Чтобы помочь язычку правильно произносить звуки.

Занимает своё место, садится удобно, выпрямив спину и плечи.

Личностные УУД: формирование познавательной и социальной мотивации;

Коммуникативные УУД: владение определёнными и невербальными средствами общения.

Внутренняя мотивация на деятельность.

3. Актуализация (5мин.).

Развитие артикуля-ционной моторики;

развитие речевого дыхания.

Упражнения. Беседа. Иллюстрация наглядных пособий.

Решение проблемных ситуаций.

Посмотри на картинки, которые я буду тебе показывать. Подумай, какое упражнение мы будем выполнять?

Выполняет артикуляционные упражнения вместе с воспитанником.

Хвалит за правильное и точное выполнение упражнений, в случае неудачи даёт возможность самому исправить ошибку.

Упражнение “Дождь и дождик”

При выполнении упражнения используем рисование. Ребенку даются лист бумаги и карандаш. Сверху вниз проводятся длинные и короткие полосы, проведение их сопровождается произнесением длинного “каап-каап” (дождь) и короткого “кап-кап” (дождик).

– Покажи как гудит большой пароход: Л-Л-Л (многократное произнесение).

Участвует в диалоге, высказывает своё мнение, задаёт вопросы. Вспоминает и применяет имеющиеся знания в новой ситуации. Выполняет артикуляционные и дыхательные упражнения вместе с логопедом, следуя устным инструкциям и наглядному показу.

Личностные УУД: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Коммуникативные УУД: ориентация на партнёра по общению;

Читайте также:
Психолого-педагогическая и логопедическая характеристика

Познавательные УУД: умение применять правила и пользоваться инструкциями.

2. Основная часть занятия.

4.Расширение имеющихся представлений (2мин.).

-Формирование правильного артикуляцион-ного уклада (артикуляцион-ная и фонетическая характеристика звука).

Беседа. Демонстрация наглядных пособий. Воображаемая ситуация.

Как ты думаешь, почему к нам пришёл Лунтик? А не медведь или бегемот! С какого звука начинается это слово? С каким звуком мы будем работать?

Со звука [Л], который мы учимся правильно произносить.

Произнеси звук [Л] многократно и отрывисто.

Что делают наши губы, когда произносим этот звук?

-Где находится язычок?

-Какой он узкий или широкий?

-Как мы произносим звук [Л] – с голосом или без голоса?

– губы улыбаются; – кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам; – средняя часть спинки языка опускается; – бока языка опускаются; – воздушная струя проходит по бокам языка.

– Характеристика – согласный, твёрдый, звонкий, обозначается синим квадратиком с колокольчиком (сопровождается наглядным изображением).

Отвечает на вопросы педагога, сравнивает, различает.

Регулятивные УУД: умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Коммуникативные УУД: владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

Познавательные УУД: умение выделять существенные признаки объектов.

Усвоение понятий согласный твёрдый глухой звук, формирование представлений об артикуляционном укладе звука [Л], навыков его произнесения.

5.Динамическая пауза (2мин.).

Развитие слухового внимания;

Развитие мелкой моторики руки;

Развитие фонематических представлений.

Упражнение. Рассказ педагога.

Ситуативный разговор использование элементов песочной терапии.

Назови ещё слово, которое начинается со звука [Л]. Я тебе помогу: У Мишутки косолапы были все четыре … (лапы). В огород пришли ребята,будет им нужна … (лопата). В дождь гулять ничуть не хуже, если есть большие … (лужи). Снег идёт, зима всё ближе, покупай коньки и … (лыжи). Светит ночью нам она. Это жёлтая … (луна).

В небе плавает луна. (Плавные покачивания) В облака она зашла. 1.2.3.4.5. (Хлопки.) Можем мы луну достать. (Руки вверх.) 6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.) И пониже перевесить. (Руки вниз.) 10.9.8.7. – (Ходьба на месте.) Чтоб луна светила всем. -Давай букву Л выложим из гороха на пластилиновой картонке.

Отгадывает загадку, называет свои слова со звуком [Л].

Выполняет упражнение вместе с логопедом.

Умение работать по инструкции взрослого;

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

Снятие эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики руки.

6. Расширение имеющихся представлений (7мин.).

Подготовка к обучению грамоте – связь звука с буквой.

Развитие фонематического слуха, восприятия.

Закрепление звука Л в прямых слогах, словах и предложениях. Звуко-слоговой анализ слов.

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Изофатенко Лариса
Технологическая карта подгруппового логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Технологическая карта подгруппового логопедического занятия с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Подготовила: учитель-логопед Изофатенко Лариса Ивановна

МДОУ детский сад «Солнышко», п. Усть-Ордынский

ФИО учителя-логопеда: Изофатенко Лариса Ивановна

Возраст детей и логопедическое заключение: 6 лет, дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

Тема занятия: “Друзья Шура и Саня. Дифференциация звуков «с» и «ш» в словах, предложениях и чистоговорках.

Тип занятия: Закрепление.

Используемые технологии:

Технология на основе деятельного подхода.

Здоровьесберегающие технологии.

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Цель занятия: Дифференцировать звуки «с» и «ш» в словах, предложениях и чистоговорках.

Задачи: Уточнить и закрепить артикуляцию звуков «с» и «ш»;

дифференцировать звуки «с» и «ш» в словах, предложениях и чистоговорках;

развивать словарный запас; развивать логическое мышление; закрепить умение выделять звук на фоне слова.

-развитие подвижности органов артикуляции;

-закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении зауков «с» и «ш»;

-дифференцировать произношение звуков «с» и «ш» в словах, предложениях, чистоговорках;

-развивать фонематическое восприятие путём выделения звуков «с» и «ш» на фоне слов;

-закрепить умение отвечать полным ответом;

-развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова;

-развивать умение обобщать предметы.

– учить принимать и сохранять поставленную задачу;

– развивать познавательно-исследовательскую деятельность (наблюдать, анализировать);

-развивать умение слушать логопеда до конца;

-развивать умение высказывать свое предположение;

-развивать умение строить и поддерживать диалог.

-развивать умение работать в паре с товарищем.

-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Средства обеспечения Зеркало, две куклы (мальчики, картинки, мяч.

Организация и структура логопедического занятия

Этап Длительность этапа Методы и приёмы работы Формы организации деятельности детей Деятельность учителя-логопеда Деятельность детей Планируемые результаты УУД

1. Этап Мотивация 5 мин Устные

Показ образца выполнения упражнения Подгрупповая

Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить,

Все упражнения выполнять

И его тренировать

Упражнение «Горка»

Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка упираемся в нижние зубы, удерживаем под счёт до 10;

Читайте также:
Проблема развития моторной сферы детей дошкольного возраста

Упражнение «Чашка»

Рот открыт, губы в улыбке, загибаем язычок в виде «чашки», удерживаем под счёт до 10;

Упражнение «Грибок»

Рот открыт, язык приклеиваем к нёбу, так, чтобы получилась «ножка» и «шляпка», удерживаем под счет до 10;

Упражнение «Катушка»

Рот открыт, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выполняет движение вперёд-назад, выполнять под счет до 10;

Упражнение «Лопатка»

Рот открыт, губы в улыбке, расслабленный, мягкий язык лежит на нижней губе, удерживать под счёт до 10.

Дети выполняют упражнения перед зеркалом по инструкции и показу за логопедом под счёт до 10 Регулятивные УУД:

Учить принимать и сохранять поставленную задачу.

Развивать умение слушать логопеда до конца;

Развивать умение высказывать своё предположение, развивать умение строить и поддерживать диалог.

2 этап Актуализа-ция 5мин Устные Подгрупповая Ребята, у нас сегодня в гостях мальчики Шура и Саня (куклы). Шуре нравится звук «Ш», а Сане – звук «С». Давайте вспомним, как эти звуки произносятся? Что делают губы? Где должен быть язычок?

Какой звук слышится в слове Шура «ш» или «с»? Какой звук слышится в слове Саня «ш» или «с»?

Дети слушают и отвечают на вопросы.

Давайте немного поиграем, я буду называть слова, а вы, если услышите звук «Ш», хлопните в ладоши

Санки, шуба, душ, Соня, мишка, сон, леска, дедушка, Маша, коса.

Дети хлопают в ладоши, когда слышат в слове заданный звук.Регулятивные УУД:

Учить принимать и сохранять поставленную задачу.

Развивать познавательно-исследователь-скую деятельность.

3 этап Физминутка 2 минуты Показ образца выполнения упражнения

Устные, аналитико-синтетические Подгрупповая

Подвижная игра «На поляне», руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

Под кустиком маленький мишка,

С ним дружит забавный зайчишка,

Вы Саня и Шура их не пугайтесь

Скорее к нам приближайтесь!

Выполняют движения за логопедом Личностные УУД:

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

4 этап закрепление и усвоение знаний 12 мин Показ картинок

Друзья Шура и Саня просят у нас помощи. Они желают, чтобы мы помогли выполнить задания, которые они принесли с собой.

Для того, чтобы правильно выполнять задания, нам необходимо помнить, что Шуре

нравится, когда в названиях предметов есть звук «Ш», а Сане – звук «Ш»

Картинка «Транспорт».

Какой транспорт выберет себе Саня, а какой Шура?

Дети называют предметы, нарисованные на картинке, в названии которых есть звуки «с», «ш».

Картинка «Игрушки»

Какие игрушки выберет себе Саня, а какие Шура?

Дети называют предметы, нарисованные на картинке, в названии которых есть звуки «с», «ш».

Картинка «Мебель»

Какая мебель понравится Сане, а какая Шуре?

Дети называют предметы, нарисованные на картинке, в названии которых есть звуки «с», «ш».

Картина «Одежда»

Какую одежду выберет себе Саня, а какую Шура?

Дети называют предметы, нарисованные на картинке, в названии которых есть звуки «с», «ш».

2 Картинки «Что лишнее» (в приложении к конспекту)

Логопед произносит названия картинок, выделяя голосом звуки «с» и «ш», а затем просит найти лишнюю картинку.

Дети находят лишнюю картинку.

В 1-ом задании: «ананас», т. к в названии нет звука «ш»;

«башня», т. к. в названии нет звука «с».

Развивать умение логически мыслить, анализировать предметы с целью обнаружения определённых признаков.

Развивать умение слушать логопеда до конца;

Развивать умение высказывать своё предположение.

А теперь Саня и Шура хотят, чтоб вы поиграли. Я буду говорить слово и кидать мяч, а вы должны сказать это слово ласково и кинуть мне обратно мяч.

Шуба, шило, сом, слёзы, сыр, шапка, шайба, собака.

Дети говорят уменьшительно-ласкательную форму слова и кидают мяч, при этом стараются правильно произнести звуки «с» и «ш», т. е. их дифференцировать при произношении.

Давайте покажем Сане и Шуре, как мы умеем правильно произносить звуки, которые им нравятся.

1-ая Картинка с чистоговоркой;

2-ая картинка с чистоговоркой.

Я буду читать чистоговорку, а вы повторять за мной, постарайтесь не запутаться и правильно повторить все звуки в словах.

Дети повторяют за логопедом, при этом стараются правильно произносить звуки «с» и «ш»,т. е дифференцировать.

Учить принимать и сохранять поставленную задачу.

Развивать познавательно-исследователь-скую деятельность.

Рефлексия 2 мин Устные, аналитико-синтетические Подгрупповая Вот мы и помогли Сане и Шуре выполнить задания. И они вам очень благодарны.

Давайте вспомним, какие задания для вас были самыми лёгкими (перед глазами у детей картинки с заданиями) всё ли у вас получалось? Какие задания были трудными?

Отвечают на вопросы, оценивают свои усилия. Коммуникативн.УУД:

Развивать умение слушать логопеда до конца;

Читайте также:
Конспект открытого психологического занятия по теме Радость

Развивать умение высказывать своё предположение, развивать умение строить и поддерживать диалог.

Учиться выражать собственное мнение;

Развивать благополучные межличностные отношения.

Картинный материал создан с помощью «Конструктора картинок» портала Мерсибо, mersibo.ru

Технологическая карта проведения занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в Цифроград» Тематический модуль «Я сам» Технологическая карта проведения занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группой (основной части.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности.

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (III период).

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Воспитатель IКК Балашова Л. Н. Тема (проект,.

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Мы идём в Зоопарк» технологическая карта ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Мы идём в Зоопарк» Разработала: Абломова Наталья Леонидовна воспитатель МБДОУ «25 «Ягодка» Городской.

Технологическая карта занятия по развитию речи — старшая группа: «Дом доброты и дружбы». по развитию речи Технологическая карта занятия по развитию речи – старшая группа: «Дом доброты и дружбы». по развитию речи с использованием театрализованной.

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Осень» Технологическая карта занятия Ф. И. О. педагога: Епишева Елена Сергеевна Должность: воспитатель Образовательное учреждение : МБДОУ г. Иркутска.

Технологическая карта логопедического занятия

Возраст, логопедическое заключение

Старший возраст, гр.№ 6

Логопедическое заключение: ФФНР

Форма организации детей

Подгрупповое (2-3 человека) занятие.

Дифференциация звуков С –З: «Лисичка и заяц в гостях у Веселого Язычка»

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности.

Логопедические технологии: технология развития артикуляционной моторики, технология развития фонематического слуха, технология развития лексико-грамматического строя речи, здоровьесберегающие (биоэнергопластика).

Развивающие технологии: ИКТ,

Образовательная игровая технология.

Развитие фонематического слуха, формирование навыка дифференциации звуков.

Образовательные:

закреплять слуховой и моторный образы звуков С, З;

совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков С и З в слогах, словах, в предложении.

учить различать и употреблять притяжательные местоимения МОЙ и МОЯ.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику (биоэнергопластика).

Развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность).

упражнять в отчетливом произношении звуков «с», «сь», «з», «зь»;называть слова, в которых они слышаться ;

Развивать фонематический слух и восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Продолжать формировать темп и ритм речи.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения.

Формировать функции контроля и самоконтроля.

Здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

чередовать статические и динамические задания;

создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Универсальные учебные действия

Личностные: Формирование интереса к занятию.

Регулятивные: 1. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. 2. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Коммуникативные:Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя-логопеда, поддерживать беседу с учителем-логопедом, учить работать в паре.

Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из схемы.

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)

Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки со звуками С, З, картинки «лиса», «заяц», «веселый язычок»; «Артикуляция звуков в графическом изображении» профиль звука,

Предметы: зеркало, предметы для развития дыхания (трубочки для коктейля, стаканчики с водой), цветы красного и синего цвета из бумаги.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

1 этап. Мотивационно-проблемный.

Задача логопеда

Технологии, методы, приёмы и формы работы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

(Вносятся коррективы при необходимости )

Адаптировать детей к деятельности

Приемы массажа лицевой мускулатуры

Дети стоят в кругу с педагогом.

– Добрый день, дети!

– Здравствуйте, ладошки – хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ.

Здравствуйте, щечки – плюх, плюх, плюх (круговые движения руками по щекам)

Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх (поглаживание щек)

Здравствуйте, губки – па – па – па (легкое постукивание по губам)

Здравствуйте, зубки – щелк, щелк, щелк (постукивание зубами)

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме Профессии

Здравствуй, мой носик – пи, пи, пи (поглаживание носа)

Здравствуйте, дети – раз, два, три (хлопки в ладоши).

Дети с педагогом выполняют соответствующие движения. Садятся на стульчики.

Создание благоприятного психологического климата.

2 этап. Актуализация знаний по теме

Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач детьми самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализи- ровать имеющиеся у детей знания. Выявить уровень знаний по теме.

Методы здоровьесберегающей технологии

Биоэнергопластика

Технологии развития артикуляционной моторики

Технология развития фонематического слуха

Сюрпризный момент

– Посмотрите, ребята, кто нас приветствует? (Веселый язычок).

У Веселого Язычка есть друзья: заяц и лиса.

– Какой звук в слове «лиса» я протягиваю – лисссссссса?

В слове ззззззаяц? Правильно. Веселый язычок и его друзья предлагают поиграть со звуками С и З.

Сравнительная характеристика звуков С и З.

– Произнесем поочередно звуки С, З. Чем похожи эти звуки? (когда мы их произносим, губы растягиваются в улыбке, между зубами небольшое расстояние, кончик языка упирается в нижние зубы).

– А чем эти звуки отличаются?. Положите ладошку к горлу и споем по очереди

Звуки. Когда мы произносим звук «С», горлышко что делает? (молчит). А когда произносим звук «З»? (горлышко звенит).

– Это звуки какие? (согласные, звук с – глухой, звук з – звонкий).

Сообщение цели занятия:

– Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем играть? (с-з)

Научимся различать звуки С – З.

Показ профиля (схемы) звука.

-Давайте, вспомним, с чего мы начинаем занятие? Да, с гимнастики, подготовим наши губки и язычок (артикуляционный аппарат) для красивой речи:

Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой

Артикуляционная сказка «Как Язычок пил чай с друзьями»

Упражнения на развитие дыхания

Игры и упражнения на формирование фонематического слуха

Игра «Поймай песенку»

– Я произношу звуки, а вы ловите хлопком звук С.

Р, М, С, Т, Л, С, Д, С, К, Р, С

Игра «Поймай слог ЗА»

ВА, ЗА, НА, ПА, ЗА, ЛА, ЗА

Автоматизацияслоговых рядов со звуками в сочетании с дыхательно-голосовыми упр-ми:

Веселый язычок перепутал все песенки и хочет, чтобы вы повторили без ошибок.

Игра «Будь внимательным»

са-за-са за-са-за са-са-за

со-зо-со зо-со-зо за – за – са

су-зу-су зу-су-зу су-су зу

Сюрпризный момент.

-Веселый Язычок предлагает друзьям зайцу и лисе поиграть.

Дети произносят слова и определяют звуки.

Дети проверяют уклад звуков и определяют их.

Различают звуки прикладыванием ладошки к горлу.

Это звуки С, З . Произносят звуки изолированно

Выполняют упр-я перед зеркалом сопряженно или самостоятельно.

Дети дуют в трубочки, находящиеся в стакане с водой.

Результат: «бурление» воды в стакане.

Дети хлопком выделяют звук С

Дети хлопком выделяют слог ЗА

Дети произносят слоговые ряды

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

Самостоятельное выполнение детьми большинства упражнений

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Формирование интереса к изучаемому материалу.

Самостоятельное выполнение детьми большинства упражнений

Формирование интереса к изучаемому материалу.

Схема не обязательна, если у ребенка нарушена одна группа звуков.

В зависимости от психологического состояния ребенка артикул.гимнастика может быть заменена на психогимнастику или пальчиковую, а также на самомассаж рук.

При дизартрии возможен самомассаж лица и шеи.

Артикуляционная сказка и элементы биоэнергопластики в приложении

3 этап. Практическая деятельность.

А. Учебно-познавательный блок

Организовать деятельность детей, направленную на развитие фонематического восприятия

Технология развития фонематического слуха

Здоровьесберегающие технологии

Дифференциация звуков С-З в словах

-Веселый язычок для друзей принес коробку с картинками, давайте их посмотрим. А тут задания.

– Нам помочь зайцу и лисе их выполнить. Старайтесь четко и правильно произносить слова, а Веселый язычок будет внимательно вас слушать.

Игра «Доскажи словечко»

Угадай-ка что за птица,

Света белого боится.

Нос крючком , глаза пятачком.

Ушастая голова. Это. (сова)

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет. Что такое …самолет.

Просыпаюсь утром рано

Умываюсь из-под крана

Заправляю сам кроватку.

Быстро делаю ….. зарядку.

Лиза пробовала суп,

Заболел у Лизы …зуб.

Игра «Разложи картинки»

– Веселый язычок перепутал картинки. Разложите картинки правильно, для лисы картинки со звуком «С», зайцу со звуком «З».

– Дайте оценку выполненному вами заданию.

Минутка здоровья. Самомассаж.

Динамическая пауза «Зайка»

Дифференциация звуков С-З в предложениях.

Игра «Произнеси чистоговорки»

СА – за – са – звонкая оса

Су – зу – су – вазу я несу

Сы – зы – сы – у зайца есть усы

За – са – за – сено ест коза

Читайте также:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: Звуки (Л), (Л’), буква Л

Су – зу – су – я стою в тазу

Сы – зы – сы – у Зои мимозы

– Предлагаю чистоговорку «СА – за – са – звонкая оса» произнести тихо, громко, медленно, быстро.

Дети оценивают результат работы друг друга, высказывают свое мнение.

Активные движения руками

Повторение детьми речевого материала

Проявление интереса к заданию.

Произнесение чистоговорки в различном темпе и с различной громкостью.

Соблюдают правильную артикуляцию звуков.

Пробует выполнять самопроверку учебногозаданияивносить коррективы.

Формируются функции контроля и самоконтроля

Б. Интеллектуально-преобразовательный и диагностический блок

Диагностика качества усвоения темы.

Технология развития лексико-грамматического строя речи

Развитие граммат.строя речи.

Игра «Мой, моя» Слайд

– Про лису скажем ОНА, про зайца скажем ОН. Про какие предметы лиса скажет МОЯ? Отберем предметы для лисы. (сумка, коляска, маска). Про какие предметы скажет заяц МОЙ? Отберем предметы для зайца (замок, зонт, грузовик).

Выполнение детьми действий по предварительной инструкции.

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

Облегчение или усложнение по ситуации

4 этап. Итоговая и рефлексивная деятельность

-Организовать оценку детьми результатов своей деятельности

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.

Самостоятельная оценка детей собственной деятельности.

Что мы сегодня делали на занятии?

-Как вы считаете, сегодня вы справились со всеми заданиями?

Если «да», то возьмите красный цветок, если «нет», то синий.

Отвечают на вопросы логопеда по желанию.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце занятия) и выбирают цветок определенного цвета

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Творческий центр «Сфера», М. 2009 г.

Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Детство-пресс, 2011г.

Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. С- Пб., ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

Рыжова Н.В. артикуляционная гимнастика для малышей. ТЦ «Сфера», 2013.

Зайка по лесу скакал.

Дети стоят в кругу, повернувшись друг за другом, подогнув ноги в коленях и прижав согнутые руки к груди, скачут.

Зайка корм себе искал.

Остановиться. Нагибаться до пола поочередно касаясь его рукой.

Вдруг у зайки на макушке поднялись как стрелки ушки.

Приставить пальцы к голове «ушки».

Тихий шорох раздается, кто-то по лесу крадется.

Идти по круги крадущимся шагом.

Заяц путает следы, убегает от беды.

Перемещаться в середине круга хаотично.

Прыгнул вбок и обернулся,

Остановиться, прыгнуть в бок, обернуться.

И под кустиком свернулся

Свернуться в клубок.

Словно беленький клубок, чтоб никто найти не смог.

Приложение: артикуляционная сказка «Как Язычок пил чай с друзьями» с элементами биоэнергопластики.

Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие.

Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5)

и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад) . Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5) .

Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]) . Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка) .

Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5).

Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка),

налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С-с-с-с») и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши: «Ш-ш-ш-ш») . Скоро подрумянились и пирож­ки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).

Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «Т-т-т-т») . Это пришли гости к Язычку: лисичка — пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху),

зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).

Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края — получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).

Технологическая карта логопедического занятия

автор: Пономарева Елена Германовна

учитель-логопед Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45» города Курска

Технологическая карта логопедического занятия

Технологическая карта логопедического занятия

— ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;

Читайте также:
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя

— учить отличать приставку и предлог, правильно их писать;

— активизировать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

— способствовать развитию умения обобщать полученные знания, проводить сравнения, делать выводы;

— активизировать память и внимание;

— развивать четкую дикцию, правильную интонацию;

— развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве.

Коррекционно-воспитательые:

— создать условия, обеспечивающие положительный интерес к изучаемой теме;

— способствовать созданию условий, обеспечивающих формирование у учеников навыков самоконтроля и овладения навыками самостоятельной учебной деятельности;

— прививать позитивные социальные навыки в процессе работы в группах;

Планируемые результаты

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

— строить понятные для партнера высказывания;

— способность к адекватной оценке своей учебной деятельности;

— ценностное отношение к русскому языку как выразительному средству общения;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

— определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение;

— использовать приобретенные знания при выполнении учебного задания;

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями; кубики (6 штук), пирамидки (6 штук), цветные карандаши, смайлы; аппаратное обеспечение: компьютер, базовая презентация «Предлоги и приставки».

Этапы занятия

I Этап. Мотивация и самоопределение к деятельности

— Желаю (соприкасаются большими пальцами)

— во всем (безымянными)

— и везде, (мизинцами)

— На какую тему мы изучаем пословицы?

— Давайте вспомним некоторые и красиво проговорим

— Чему учат нас эти пословицы?

— Давайте вспомним еще одну пословицу:

Кто любит науки, тот не знает скуки .

— О чем эта пословица? Как вы ее понимаете?

— Красиво проговорим ее все вместе.

— Проговорите эту пословицу с разной интонацией, следите за четкостью речи.

«Учение, знание, невежество»

1. Ученье — свет, а неученье — тьма.

2. Ученье — путь к уменью.

4. Учить — ум точить.

5. Век живи — век учись.

6. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Учат тому, чтобы мы приобретали знания, учились.

Повторяют хором с движением рук.

1. Презентация. Слайд №1

— В любом слове можно выделить части.

Назовите, какие части слова вы знаете.

Презентация. Слайд №2

— Вспомните, что такое приставка?

Презентация. Слайд №3

2. Упражнение на развитие ориентировки в пространстве

— Я раздам вам фигуры. Одна — кубик, а другая — пирамидка. Слушайте инструкцию и выполняйте действия. Готовы?

— Поставьте пирамидку на кубик.

— Подержите пирамидку над кубиком.

— Поставьте пирамидку за кубик.

— Положите пирамидку кубика.

— Почему вы не смогли выполнить последнее задание?

— Догадайтесь, какое слово я пропустила?

— Чтобы понять чью-то фразу и выполнить действие, необходимо помнить о маленьких словах, которые служат для связи слов в предложении.

— Как называются эти слова?

— Как пишутся предлоги с другими словами?

3. Презентация. Слайд №4

Прочитайте первое (второе) словосочетание.

Сравните, как пишутся частички «до» ( «за») в словосочетании.

— Почему в одном случае они пишутся слитно, а в другом — раздельно?

— Назовите тему занятия.

— Работаем в мини группах.

1. Работаем дружно.

2. Уважаем мнение товарищей.

3. Выбираем выступающего.

Нужно каждой группе ответить на вопросы.

Проверим, правильно ли вы ответили.

1. Что такое приставка?

2. Для чего служит приставка?

1. Что такое предлог?

2. Для чего служит предлог?

Коррекционный блок

1. «Освобождение от усталости»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук — вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз с восклицанием «ух!» и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных пружинящих наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ух-ух!

Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.

Руки в стороны — в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед, левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет. (и.п. — стойка ноги врозь, руки в стороны; 1- поворот вправо, 2- и.п., 3- поворот влево, 4- и.п. и т. д.)

Работа в тетрадях.

— Открыли тетради, проверили посадку и положение тетрадей.

— Какое сегодня число?

Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?»

— Запишите слова правильно, в два столбика:

За горой, побежать, под сосной, закричать, во дворе, изучить.

— Прочитайте слова первого столбика (второго).

— Как пишутся предлоги с другими словами?

— Как пишутся приставки?

Б. Интеллектуально-преобразовательный блок

(работа по карточкам).

а) — Необходимо превратить словосочетания с приставкой в словосочетания с предлогом, например: нарукавная повязка — повязка на рукав.

Читайте также:
Звуки Б — БЬ - конспект занятия

Подводные жители — жители под водой.

Настольная лампа — лампа на столе.

— Выделите приставки и предлоги.

Проверьте друг у друга это задание.

Проговаривают орфографически число и записывают в тетрадях.

за горой побежать

под сосной закричать

во дворе изучить

Образец: нарукавная повязка — повязка на рукав.

Презентация. Слайд №7

Сколько в этом предложении слов?

Назовите слово с предлогом, с приставкой.

Запишите правильно предложения в тетрадь. Выделите приставку, предлог.

Презентация. Слайд № 9

В заключении я хочу прочитать вам четверостишие:

Приставки к словам «приставляются»

и пишутся слитно всегда.

Предлоги от слов «удаляются,

в словах не найти им следа.

Оцените свое активное участие, настроение на занятии своими рисунками.

Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Родственные слова»

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть слова.

Задачи:1) образовательная : познакомить с родственными словами.

2) Развивающая : развивать умение находить и выделять общую часть в словах, развивать мышление, речь;

3) воспитательная : воспитывать культуру общения, аккуратность .

Формирование УУД:

– Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Регулятивные: Организовать своё рабочее место, оценивать правильность выполнения задания

.- Коммуникативные: строить монологическое высказывание, выслушивать друг друга, договариваться , работая в паре, в группе

Познавательные: Формирование логических умений: анализа и синтеза, доказательства, сравнение с образцом, понимать информацию, представленную в виде текста

1. Орг. момент .

Цель – мотивация к учебной деятельности

– улыбнемся учителю, улыбнитесь друг другу, подарим свои улыбки нашим гостям. Я желаю успехов в работе.

2. Актуализация знаний.

-Итак, урок русского языка начинаем с чистописания. Запишите число и классная работа Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я друзья от вас не скрою:

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

Минутка чистописания.

Прочитайте и запишите буквосочетания.

Сравните свою запись с образцом. Поставьте точку под самым красивым и правильным соединением. Оцените свою работу с помощью наших кружочков.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

– Расшифруйте ребус : 7 Я

– перечислите кто живёт в вашей семье? (мама, папа, братья, сёстры, тётя, дядя, бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка)

– Как одним словом можно назвать всех членов семьи ? (родственники)

– У каждого человека есть родственники. И у них обязательно есть что – то общее, похожее (цвет глаз, форма носа, т.е. внешнее сходство).

А как вы думаете, есть ли родственники у слов? ( Дети высказывают свои мнения).

А есть ли в этом рассказе « родственники»?

– Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята .

– А я ваша тётка – Гусеница.

Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей?

( на доске выставляются карточки со словами: гусь, гусыня, гусята)

-Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

– мы можем ответить на этот вопрос?

Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися .

– по какой теме мы будем работать сегодня на уроке. (Родственные слова.)

– что мы должны узнать? На какие вопросы должны ответить?

( что такое родственные слова? Как их различать?)

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

– Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.

– возвращаемся к нашим словам: гусь гусыня гусята гусеница

– Объясните значение слов. (слова, связанные по смыслу)

На доске появляется опорное слово

близкие по смыслу

Это первый секретик родственных слов.

Запишите родственные слова в тетрадь.

Что заметили в этих словах? (общая часть слова)

Это второй секретик родственных слов.

Общая часть слова

Вывод: родственные слова:

Близкие по смыслу

2)имеют общую часть

Физминутка с пальчиками.

Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.

– Потёрли каждый пальчик друг об друга.

– А теперь потёрли ладошки.

5. первичное закрепление

Словарная работа словарное слово -малина.

– Сколько слогов в слове малина ?

– Какой слог ударный?

– малина – это словарное слово, его написание надо запомнить. Пропишите.

– Подберите родственные слова к нему?

Работа в группе: малинник- заросли кусты малины

Попробуем с вами вырастить малинник и понаблюдаем, какие слова на нём вырастут.

6. Включение нового знания в систему знаний

Работа в паре: найдите лишние слова, родственные слова запишите в тетрадь

– Для того, чтобы выяснить являются ли слова родственными нужно:

а) выяснить значение слов;

б) найти общую часть слов ;

в) если слова близки по значению и имеют одинаковую общую часть, такие слова являются родственными.

Читайте также:
Гимнастика для глаз на логопедических занятиях

-Моряк, рыбак, море

Береза, березка, дерево

Сова, совушка, совет

Лошадь, лошадка, жеребёнок

Корова, телёнок, коровник

Морж, моржата, море

7. Итог урока.

Вспомните, на какие вопросы мы сегодня искали ответ?

В русском языке есть ________ (родственные) слова.

Родственные слова __________ (близкие) по смыслу.

У родственных слов есть _______ (общая часть ).

8. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке ягодками малины и прикрепите на кусты.

Если вам было всё понятно на уроке и у вас всё получалось, то прикрепите красную ягодку.

Если у вас возникали какие-то затруднения на уроке, были ошибки, то выберите жёлтую ягодку.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова»

Ольга Хромова
Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова»

Тема: Что такое родственные слова?

Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонном.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование умения проявлять инициативу, умение исправлять свои ошибки и доводить до конца.

Познавательные: формировать умение работать с информацией, использовать алгоритм, сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы. Формировать умение постановки и решения проблемы, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свое мнение и доказывать. Развивать навыки сотрудничества

Предметные: научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

• учебник русского языка для 2 класса (авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий);

• презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,

• карточки для рефлексии

Ход урока:

I. Вводная часть.

-Ребята, проверьте свое рабочее место.

Давайте создадим друг другу хорошее настроение, а для этого улыбнемся друг другу.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок,

Пора начать урок.

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкой слежу

И красиво напишу.

1. Пальчиковая гимнастика.

-Давайте приготовим пальчики для работы, чтобы они лучше писали и помассируем их.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья!

(Запись числа, классной работы)

2. Минутка чистописания

Вм он ля ле (анализ ошибок)

Яблоко (Г. Сапгир)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал,

А Улитка – далеко.

А Теленок озабочен,

А Цыпленок – тем

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

-Кислое – зачем оно?

Сладкий у него бочок.

Назовите из стихотворения слова антонимы:

– С какими словами из словаря встретились? (Ябл…к., в…р…бей)

II. Мотивационно – ориентированный этап.

-О чем говорилось в гимнастике для пальчиков? У каждого человека тоже есть родственники.

Кого называем семьей? (Тех людей, которые живут вместе.)

Назовите членов вашей семьи.

А как еще называют близких родных людей? (Родня, родственники)

Что общего у родственников? (Общие родители: бабушки, дедушки и др.

Они похожи внешне и имеют одну фамилию).

У меня есть папа и мама.

Что я сказала? Из чего состоит предложение?

Как вы думаете, есть ли у слов родственники?

Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

– О! Здравствуйте! Вы кто такие?

– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

– А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово».

Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? Надо выбрать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

III. Поисковый этап.

Может ли гусеница считать себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками?

Все родственные слова связаны по смыслу.

Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

– Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

-Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)

– Почему? (потому что они одна семья, у них есть много общего)

Читайте также:
План-конспект открытого занятия по теме Одежда

– А что вы еще заметили общего в написании этих слов? (в некоторых словах есть общая часть).

– Назовите эту общую часть. (гус-).

– Выделим эту общую часть дугой.

(Все слова начинаются с букв «гус»)

-Посмотрите на слова гусеница, она тоже начинается так. Значит, она тоже родственница гусей? (Нет, не знаем)

– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Дети: родственные слова

– Какую учебную задачу мы поставим перед собой?

– познакомимся с родственными словами,

-узнаем их признаки,

– будем учиться находить родственные слова в тексте и среди других слов.

IV. Практический этап.

4.1 -Что нам поможет в решении учебной задачи? (учебник)

Работа с учебником. Стр. 58, упр. 77.

-Прочитайте текст. (Читает ученик с хорошими навыками чтения)

-Чем похожи выделенные слова? (Общая часть. Одинаковое значение).

-Какие слова мы называем родственными словами? (У которых есть общая часть и одинаковое значение)

-Прочитайте на стр. 58, на что нужно обратить внимание,и скажите: верно ли мы высказали предположения?

-Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение)

4.3 Составление алгоритма определение родственных слов.

1. Стр 59, упр. 78).

-Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близкие по значению.)

2. Составление алгоритма.

•Читаю слова.

• Нахожу общую часть.

• Определяю близкое по смыслу значение слов.

(Алгоритм записан на доске, аналогично разбирают остальные слова)

-Выполните письменное задание к упражнению.

Спишите: 1 ряд – 1 группу, 2 ряд – 2 группу, 3 ряд – 3 группу.

Выделите общую часть родственных слов так:

Вам даны карточки.

1. жарко, жарится, печется.

2. дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. чайка, чайник, чайный.

4. лес, лестница, лесничий.

В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.

Проверьте работу у соседа по парте оцените с помощью знаком +, =, !.

– Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой.

– Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

VI. Подведение итогов урока

Что нового узнали на уроке?

Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными?

Д/З: упр. 79 (с. 59).

Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.

Открытый урок русского языка во 2 классе «Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень» Министерство образования и науки РД МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 С ПРОДЛЕННЫМ.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением» Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме “Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением”. В гости пришли.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е» Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить.

Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги» Открытый урок по русскому языку Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги. Красота слова и души. Цель: организовать деятельность.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

«Зоопарк». Урок русского языка во 2 классе Итоговая тематическая проектная задача «Зоопарк» 2 класс Тема: «Различение звука и обозначающей его буквы. Смыслоразличительная роль звуков.

Урок русского языка во втором классе по УМК «Гармония» «Имена существительные с шипящими на конце» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов г. Иркутска Киселева Светлана Александровна 1КК Урок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: