Театральная деятельность, как средство развития правильной речи у детей с ОНР

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР

Алла Ануфриева
Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР

Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР»

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты раскрывают направления в организации коррекционной деятельности учителя-логопеда. В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей:

– лексической стороны, – грамматического строя речи,

– произносительной стороны речи, – связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности,

– практическое овладение воспитанниками нормами речи;

Развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству. В том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Слайд 3

Хорошим стимулом для развития и совершенствование речи является театрализованная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора. Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у дошкольников с ОНР мною была выбрана театрал-я деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.

ОНР у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушение средств общения. И именно театрализованная игра является такой ситуацией, когда даже самые необщительные и скованные дети легко вступают в речевое общение и раскрепощаются.

Слайд 4

Главной целью использования театрализованной деятельности в работе с детьми является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков) развитие познавательных способностей

2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков.

3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи

4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи

5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

6. Формирование у дошкольника устойчивого интереса к художественной литературе и театру; развитие творческих способностей, речи и игровой деятельности детей посредством театра.

Слайд 5

В логопункте нашего детского сада создан театрализованный уголок, в котором использую следующие виды тетра: пальчиковый театр, театр картинок и игрушек, настольный плоскостной театр, театр би-ба-бо, ростовой театр, игра-драматизация

Слайд 6

Театрализованные игры проходят поэтапно.

На первом этапе выполняются игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.

На втором этапе вводятся игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На третьем этапе включаю игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, рассказывать стихи. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Таким образом, переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвертом этапе переходим к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети разыгрывают текст как актеры.

Подготовка к драматизации включает в себя:

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выво 1. Ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей – обязательно считаясь с личными пожеланиями.

1. Обогащение словаря. 2. Разучивание текста. 3. Изготовление атрибутики.

4. Подбор музыкального сопровождения.

5. Совершенствование актерской игры с использованием выразительных средств театрального искусства (мимика, жесты, походка, голосовое исполнение)

Слайд 7

Пальчиковый театр представлен маленькими куклами разных персонажей. Часть пальчиковых кукол связано и сшито руками родителей.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Слайд 8

Театр картинок на тросточках удобен в обращении. В театре игрушек использую любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.

Действуя с различными картинками и игрушками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Слайд 9, 10

Настольный плоскостной театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

В марте дети подготовительной группы выступили со сказкой «Волк и семеро козлят» перед детьми других групп.

Слайд 11, 12

Театр бибабо – самый популярный вид детской театральной деятельности. Дети закрепляют умение правильно надевать куклу на руку, манипулировать куклами. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. С удовольствием разыгрывают потешки, сценки из сказок.

Слайд 13, 14

Ростовая кукла позволяет ребенку быстро перевоплотиться в ту или иную роль. Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

Формирует творческие способности, артистизм.

В апреле 17г перед детьми подготовительной группы было разыграно театральное представление с ростовыми куклами «В гостях у Василисы и Матвея» для детей младших групп.

Слайд 15, 16

Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности это драматизация. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Дети с удовольствием разыгрывают сценки из сказок, выступают на утренниках и вечерах развлечениях. Драматизацию сказки «Колобок» мы с детьми готовили два месяца и в мае представили ее зрителям (родителям, детям д/с).

Слайд 17

Драматизация требует предварительной тренировочной работы. Это — маленькие этюды, в которых происходят события в предполагаемых условиях: ссора, встреча, знакомство, угощение, разговор по телефону и т. д. Это этюды на основные эмоции: грусть, гнев, радость, удивление, страх; или на пять органов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, почувствовать какой горячий колобок, только что вынутый из печи.

Слайд 18

К каждой театрализованной постановке подбираем костюмы, маски, декорации. Большую помощь оказывают родители.

Слайд 19

Мною составлена картотека театрализованных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр – превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

Читайте также:
Календарно-тематическое планирование коррекции звукопроизношения у младших школьников с НПОЗ

ВЫВОД С уверенностью могу сказать, что использование театрализованных игр в коррекционной логопедической работе с детьми оправдала себя: дети с логопедическим заключением ОНР стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание между детьми.

Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР

Аннотация: В статье изложен опыт работы по использованию театральной деятельности в логопедической группе с ОНР.

Различные виды театров позволяют в игровой форме закреплять знания детей по постановке звуков и расширять их словарный запас и в целом способствовать грамотной и красивой речи у детей. Также театрально – игровая деятельность развивает коммуникативные качества у детей логопедической группы умение общаться со сверстниками, договариваться в постановках. Развивает эмоционально-волевые качества у детей. Статья будет интересна логопедам, воспитателям и родителям.

В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.

У детей имеющих нарушения речевого развития, ОНР можно выделить ряд общих проблем:

  1. в первую очередь – это нарушение общения,
  2. во-вторых, следствием этого, отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка.

Чтобы помочь ребёнку в решении его проблем, необходимо к проблеме подходить целостно. При исправлении и обучении правильной речи, нужно задумываться о том, а как ребёнок будет пользоваться в свободной речи, тем, чему его научили. Уютно, комфортно ли он себя будет чувствовать при общении с окружающими. Свободно, легко ли будет произноситься из его уст, то, в чём раньше он испытывал трудности.

Речевая деятельность, как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Чаще всего нарушения речи у детей сопровождаются отклонением поведения, нарушением эмоционально-волевой сферы. скованностью, зажатостью, повышенной активностью или наоборот пассивным
поведением.

Театрально-игровая деятельность – это не только игра, но и перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

В своей работе основной целью мы ставим:

  1. Создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов
  2. Задачи, которые ставят педагоги нашей группы, тесно переплетаются с развитием речи у Ребёнка в целом и отдельных её компонентов.
  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Лого ритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации.

Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Разные виды театров, используемые в работе

В нашей группе широко как на занятиях, так и в режимные моменты используются разнообразные виды театров.

Театрально-игровая деятельность включает разные виды театров: «Пальчиковый», «Конусный», «Плоскостной», «Кукольный», «Театр масок», «Театр смешариков»,«Настольный театр».

Разнообразие различных ярких предметов, кукол, красочных эстетически оформленных пособий формирует у детей желание заниматься. Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, происходит автоматизация поставленных звуков в словах, в предложениях, скороговорках и связной речи.

Театрально-игровая деятельность на занятии

Театрально игровая деятельность на занятие включает в себя:

  • Работа по звукопроизношению
  • Развитие лексико-грамматических категорий речи
  • Развитие связной речи
  • Развитие творческих способностей у детей

Театрально-игровая деятельность в режимные моменты

  • Разыгрывание сценок
  • Разыгрывание диалогов
  • Проговаривание потешек, стишков, чистоговорок
  • Заучивание ролей и показ спектаклей
  • Театрально игровая деятельность на занятие включает в себя

Развитие звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Используем театр «Киндер игрушек» для отработки поставленных звуков. Передвигая по игровому полю игрушки, дети разыгрывают мини-сценки. «В Стране сказочных фигур», «По дорожке вместе с тигром», «Жужжим, шипим, стрекочем».

Развитие лексико-грамматического строя речи

Развитие лексико-грамматических категорий речи мы отрабатываем на занятиях с элементами игр — драматизаций. Используя пособие Н.А.Гурьевой, по блочным темам разработаны занятия по сказкам «Пых», «Колосок», «Заюшкина избушка».

Работу по данному направлению представляю на примере белорусской сказки «Пых».

Работа по сказке «Пых»:

  1. Предварительное чтение сказки с воспитателями
  2. Обсуждение на занятиях
  3. Игра-драматизация на занятие
  4. Отработка лексико — грамматических категорий речи на занятие
  5. Логического мышления на занятие

В ходе отработки темы «Дикие животные» поставлены кукольные спектакли «Машенька и медведь», «Заюшкина избушка», «В гостях у Степашки» и используются отрывки сценки на занятие и в свободное время детьми.

Пальчиковый театр

В нашей работе мы активно используем пальчиковый театр. На наш взгляд, пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

В своей работе мы используем пальчиковый театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах. Разыгрываем наши мини – пьесы в режиме работы группы.

Театр вязаных игрушек Особенно детям нашей группы нравится разыгрывать представления из театра вязаных игрушек. Вязаные игрушки мягкие, красивые, приятные на ощупь привлекают внимание детей.

Работа по данной деятельности включает:

  • Артикуляционную гимнастику
  • Работа над дикцией
  • Игры-монологи
  • Стишки, чистоговорки.
  • Составление творческих диалогов между сказочными героями
  • Кукольные представления
Читайте также:
Транспорт. Употребление приставочных глаголов - конспект

Поставлены мини-спектакли «Репка», «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка».

Конусный театр «Колобок»

Конусный театр «Колобок» изготовлен руками детей группы и поэтому особенно нравится детям рассказывать данную сказку при помощи конусных фигурок.

В работе над сказками мы используем разные виды театров, что позволяет детям поддерживать интерес к рассказыванию русских — народных сказок.

Плоскостные театры используются как на занятиях, так и в повседневной деятельности детьми. Работа над сказкой «Теремок» включает в себя:

  • Рассказывание сказки по цыпочке
  • Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке
  • Рассказывание по ролям
  • Игры драматизации
  • Показ плоскостного театра
  • Отработка лексико-грамматических категорий речи на занятиях «Посчитаем животных», «Назови какой, какая».
  • «Угадай, кто отзывается».

Очень важно для детей логопедической группы почувствовать себя артистами.

В ролях дети раскрепощаются, произношение звуков улучшается, в целом речь становится более выразительной. Артистами нашей группы были поставлены и показаны для детей младших групп следующие спектакли «Лесная аптека», «Красная шапочка на новый лад», «Репка». Дети с удовольствием играли данные сказки для детей младших групп. После показа сказок наши дети рассказывали стихи о лекарственных растениях. Наши спектакли носят, и обучающий компонент знакомим детей детского сада с лекарственными растениями, с повадками диких животных, с работой на огороде. Кроме этого формируется нравственный компонент взаимовыручки в трудных обстоятельствах, умение прислушиваться к другим и поступать правильно в сложных ситуациях.

Элементы драматизации мы активно применяем и на занятиях по обучению грамоте. По обучению грамоте были проведены следующие занятия:

  1. «В гостях у Мальвины и Буратино»,
  2. «Научим Незнайку различать буквы».

На данных занятиях дети закрепили символы букв. Научили Буратино выкладывать схему слов из звуков и букв. Правильно научили Буратино составлять предложения и выговаривать чисто говорки, развили музыкально — ритмические движения, поучаствовали в конкурсе «Узнай по движению героя».

Развитие творческих способностей у детей

Развитию творческих способностей детей нашей группы способствует проведение праздников «Правильной речи», «День смеха», «День сказочных персонажей».

На этих праздниках каждый из детей группы может перевоплотиться в сказочного героя, движениями показывать его манеру говорить, двигаться как он.

Соревновательный момент этих мероприятий способствует концентрации внимания детей. Более правильным ответам. Интерес поддерживается на протяжении всего мероприятия. Речь детей становится более чистой и выразительной. Дети стараются следить за правильным произношением звуков в самостоятельной речи.

Вывод: положительными результатами работы можно смело назвать то, что: использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным.

Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.

  • Несмотря на некоторые недочёты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
  • Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей.
  • Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
  • А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи.

Речь ребёнка становится связной, грамотной, лексически обогащённой.

У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми.

  1. Н.А.Гурьева «Игры-занятия с детьми»
  2. В.А. Лапковская Н.П. Володькова «Речевые развлечения в детском саду»
  3. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
  4. И.Г.Выгодская Е.Л Пеллингер «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуаци

Театральная деятельность как средство коррекции выразительности речи детей с ОНР

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. С.Л Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривает как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного речевого развития.

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Все это приводит к значительным трудностям в овладении детьми навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у дошкольников с ОНР. Содержание логопедических занятий в подготовительной к школе группе включает в себя развитие диалогической и монологической речи; совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности речи.

Анализ психолого-педагогической литературы выявляет, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:

  • интонационную выразительность речи (мелодику, темп, ритм, тембр и логическое ударение);
  • мимику, жесты, позу говорящего.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Ученые единодушны во мнении, что театр является одной их самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисование и лепкой.

Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актеры перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Читайте также:
Конструктор Мини Мастер для развитии речи детей дошкольного возраста

Исследования по логопедической ритмике, проведенное Г. А. Волковой, убедительно показало, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценировка, приплясывания, напевания и т. д.).

В книге Г. А. Волковой «Логопедическая ритмика» определены требования к самостоятельной театральной деятельности детей от 5 до 6 лет: «Уметь исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнеров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, все время чувствовать с собой рядом партнеров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Цель использования театральной деятельности на логопедических занятиях – создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов

Задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Принципы:

  • принцип активности ребенка;
  • импровизационность;
  • гуманность;
  • системность знаний;
  • учет индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • принцип интегративности всех видов деятельности;
  • связь обучения и творчества.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации.
  • Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Конспект логопедического занятия по развитию выразительности связного высказывания на основе сказки В. Сутеева «Под грибом»(подготовительная к школе группа для детей с ОНР)

Цели:

Обучающие:

  • формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа;
  • распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов логопеда и самостоятельно;
  • формирование эмоциональной лексики;
  • отработка дикции;
  • развитие речевой интонационной выразительности;
  • обогащение речи выразительными средствами русского языка;
  • развитие мимики, жеста, пантомимы;
  • обучение театрализованным играм и играм-драматизациям по мотивам сказки.

Коррекционные:

  • развивать произвольное и слуховое внимание;
  • развивать зрительную и словесно-логическую память и логическое мышление детей;
  • развитие общей и мелкой моторики детей.

Воспитательные:

  • воспитание у детей дружбы, чувства доброты, отзывчивости, готовности прийти на помощь любому кто попал в беду.

Оборудование: картинки с изображением героев сказки; серии сюжетных картин по сказкам; маски-шапочки героев сказки; костюмы героев сказки; фонограммы записей звуков ветра, грома, дождя, леса; а/кассета «Здравствуй, осень золотая!»; м/фильм «Под грибом».

Предварительная работа: чтение и просмотр м/фильма В. Сутеева «Под грибом»; знакомство с пословицами о дружбе.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приглашение в царство грибов.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас в лес. А чтобы попасть туда, нужно произнести следующую волшебную чистоговорку.

Дети:

Ес-ес-ес – мы идем в лес.
Су-су-су – тихо осенью в лесу.
Ес-ес-ес – опустел осенний лес.
Су-су-су – грибы берем в лесу.
Ес-ес-ес – листву роняет лес.
Стве-стве-стве – грибы спрятались в траве.

Логопед: А теперь возьмем корзинки с лукошками и пойдем собирать грибы.

Дети:

Мы идем дорожками
Узкими тропинками.
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками

Золотым осенним днем
За грибами в лес идем.

Крепкий подберезовик
Вырос под березою.
Красный подосиновик
Вылез под осиною.

Золотым осенним днем
Мы грибы в лесу берем.

С полными лукошками,
С полными корзинами.
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками.

Золотым осенним днем
Мы грибы домой несем.

Дети:

Много мы грибов набрали,
А потом пересчитали:

1 – лисичка,
2 – свинушка,
3 – опята,
4 – чернушка,
5 – пузатый боровик,
6 – малышка моховик,
7 – как шляпа, черный груздь,
8 – я назад вернусь.

Подберезовик хорош,
Подосиновик пригож.
А 10 будет белый –
Всей корзины нашей гвоздь.
Вы внимательно искали.
Много мы грибов набрали.
А теперь назад пойдем
И корзины унесем.

4. Упражнения на развитие мимики, жеста и элементы пантомимики.

(Дети одевают шапочки-маски.)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки о лесных жителях и изобразите их повадки.

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке
(Муравьи)

Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)

Когда дождик капает,
Она в болоте квакает.
Кто это квакушка?
Зеленая….
(Лягушка).

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто это?
(Лиса)

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
(Гриб)

Логопед: Ребята, как называется сказка, где главные герои муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка?

Дети: «Под грибом».

Логопед: Кто автор этой сказки?

Дети: В. Сутеев.

Логопед: Кто главные действующие лица сказки?

Дети: муравей, бабочка, мышка, воробей, заяц, лиса, лягушка

Читайте также:
Использование сенсорных коробок в работе логопеда

Логопед: Вспомните, с чего начинается сказка. Что случилось с муравьем?

Дети: Муравей попал под сильный дождь.

Логопед: Кто попросился к муравью под грибок?

Дети: Бабочка, мышка, воробей, заяц

Логопед: Что произошло с зайцем?

Дети: За зайцем гналась лиса.

Логопед: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба?

Дети: Вначале ему одному мало было места, а теперь всем место нашлось.

Логопед: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?

Дети: Пока шел дождь, гриб вырос.

Логопед: Что помогло героем сказки?

Дети: Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.

6. Формирование эмоциональной лексики. Игра «Назови ласково героев сказки».

Логопед: Ребята, назовите наших героев ласково.

Дети:

Муравей – муравьишко.
Воробей – воробьишко.
Мышь – мышка.
Заяц – зайчик, зайчишка.
Лиса – лисичка, лисонька.

Логопед: А теперь мы назовем слова-друзья и слова-неприятели.

Дети:

Сильный – слабый.
Маленький – большой.
Мокрый – сухой.
Спрятаться – выглянуть.
Потесниться – расступиться.
Намокли- высохли.
Отдохнуть – устать.
Прибежать – убежать.
Ускакать – прискакать.
Тесно – свободно.
Поближе – подальше.

Огромный гриб – большой гриб.
Крохотный гриб – маленький гриб.
Глядеть – смотреть.
Идти – шагать.
Спешить – торопиться.
Искать – собирать.
Выдергивать – вырывать.

7. Коррекционно-развивающая игра на развитие слухового внимания «Не зевай, по порядку выбегай!»

(Дети надевают шапочки-маски и обыгрывают действия каждого персонажа в нужной последовательности.)

Дети:

Муравей первый спрятался под грибом.
Второй спряталась под грибом бабочка.
Третьей спряталась под грибом мышка.
Четвертым спрятался под грибом воробей.
Пятым спрятался под грибом заяц.
Шестой пришла лиса.
Лягушонок был седьмым.

8. Театральные этюды. Игра «Доскажи и покажи».

Логопед: Ребята, закончи предложение и покажи это эмоциями, мимикой и жестами.

Муравей: Как-то раз застал муравья сильный… (дождь). Добежал муравей до грибочка и… (спрятался).

Бабочка: Ползет к грибу мокрая… (бабочка).

Мышка: Пустите меня под грибок. Вода с меня ручьем… (льет).

Воробей: Мимо гриба воробей скачет и… (плачет).

Заяц: – Спрячьте, – кричит, спасите, за мной лиса… (гонится)!

Лиса: – Зайца не видали?

Лягушка: – Эх, вы! А гриб то… (вырос)!

9. Лоритмическое упражнение без музыкального сопровождения «Дождь».

Логопед: Однажды в лесу начался дождь.

Дети:

Капля – раз, капля – два,
Капли медленно сперва:
Кап-кап-кап-кап.
Капли стали поспевать.
Капля каплю догонять.
Кап-кап-кап-кап-
Кап-кап-кап-кап.
Зонтик поскорей раскрой.
От дождя себя укрой!

Логопед: А теперь мы покажем, какая история произошла с нашими героями в лесу… (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6).

11. Знакомство детей с пословицами.

Логопед: Ребята, назовите пословицы, которые подходят к нашей сказке?

Дети:

– В тесноте, да не в обиде.

– Милости прошу к нашему шалашу.

– Вместе жить – все делить.

Логопед: А какие еще сказки подходят к этим пословицам?

Дети: «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей».

12. Итог занятия.

Логопед: С какой сказкой знакомились? Что помогло героям сказки? Что учились делать на занятии?

Использование театральной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Нетесова Лариса Анатольевна, Третьякова Алена Алексеевна

Воспитатель, воспитатель, МБДОУ “Детский сад№242”, Новокузнецк

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Нетесова Л.А., Третьякова А.А. Использование театральной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи // Совушка. 2017. N1(7). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 18.01.2022 ).

Одним из самых распространённых видов отклонений в развитии у дошкольников является общее недоразвитие речи. В последнее время у таких детей чаще стали выявляться признаки сочетанности нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционной работы, занимаясь не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов. В большинстве случаев у детей с общим недоразвитием речи присутствуют трудности общения с окружающими, что мешает им усваивать и распознавать различные эмоциональные состояния людей. Это ведёт к возникновению у детей закомплексованности, что мешает им в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Одним из таких приёмов является использование театрализованных игр. Театрализованная игра – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству, а также средство организации речевой деятельности детей. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений. Проблема обучения игре отчетливо сформулирована А.В. Запорожцем. В результате психологических исследований практическая педагогика оказалась ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего возраста.

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна. Разнообразие видов театрализованных игр, тематики, средств изображения дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности детей дошкольного возраста.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей с общим недоразвитием речи новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Пересказ фрагментов сказки Три поросёнка

Очевидна взаимосвязь театрализованной деятельности с художественно – речевой деятельностью детей:

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

На занятиях необходимо использовать артикуляционную гимнастику, чистоговорки, скороговорки, речевые игры, игры на координацию движений и речи и т.д. Эти упражнения помогут детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научат точно и правильно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи), а так же помогут развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать его ярче и образнее.

Театр раскрывает духовный и творческий потенциал у детей с общим недоразвитием речи и дает реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Таким образом, театрализованные игры обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Творческий характер деятельности, реализуемый в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе, а по окончанию необходимость совершенного владения речью, её выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.

Вся жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша говорить, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр – это сказка, чудо, волшебство. А сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем.

В повседневной жизни дошкольники с общим недоразвитием речи проявляют больше положительных эмоций. Они не стесняются проявлять инициативу в общении с взрослыми и детьми и испытывают при этом радость и удовлетворение.

Настольный театр «Теремок»

Театр Би-ба-бо «Кот, петух и лиса»

Пальчиковый театр. Игры в свободное время

Инсценировка сказки «Репка»

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  2. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. Театрализация сказок в коррекционном детском саду: Пособие для воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 64 С.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  5. 12. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной — М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
  6. 13. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований В.Секачёв, 2002. – 278 с.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с ОНР

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР

Конопацкая Лидия Леонидовна, город Норильск, МБДОУ № 3 «Детский сад «Солнышко», e-mail: *****@***ru

Цель статьи – повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения. Организация коррекционно-педагогической помощи детям с речевыми нарушениями должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию театрализованной деятельности. Использование театральных средств, атрибутов и их элементов обогащает и актуализирует словарный запас детей, развивает навыки грамматического структурирования и связного оформления высказывания, нормализует произносительную сторону речи, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы. Кроме того, занятия становятся интересными, эмоционально окрашенными, в них исключена монотонность и скука.

Основные ключевые понятия и слова: общее недоразвитие речи, артикуляция, коррекция, мимика, жесты, голос, интонационная выразительность, речевой выдох, модуляция голоса, связная речь.

Коррекция речевых дефектов – один из наиболее сложных видов комплексной помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена тем, что нарушение речевой деятельности никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер. Это подтверждается психолого-педагогическими, психолингвистическими и медико-педагогическими исследованиями (Т. Б.Филичева, Р. Е.Левина, Р. И.Лалаева, Л. Ф.Спирова, В. А.Ковшиков, В. В.Ковалев и др.).

ОНР представляет собой системное проявление речевой аномалии, при котором нарушены или отстают от нормы основные компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический строй. Как отмечают Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина, у детей с ОНР трудности общения связаны с задержкой формирования коммуникативной и обобщающей функцией речи, Л. Г.Соловьева считает, что особенности речевого развития детей с ОНР препятствуют полноценному общению, выражающемуся в снижении потребности в нем, несформированности коммуникативных навыков, особенностями поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Система занятий с этими детьми должна быть направлена как на устранение имеющихся у них речевых недостатков, так и на предупреждение возможных негативных последствий речевого недоразвития для становления личности.

Особенности развития связной речи, ее механизмы раскрываются в трудах Л. С.Выготского, утверждающего: в овладении речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее к простой фразе, еще позже к сложным предложениям. Формирование связной речи, изменение ее функций зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, уровня его интеллектуального развития.

У детей с ОНР уровень сформированности навыка связной речи отличается недостатками: связные высказывания короткие и непоследовательные, малоинформативные, состоящие из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой. Следует отметить, что чаще дети рассказывают очень активно о событиях своей жизни, но неохотно составляют рассказы по заданной теме. Это обусловлено несформированностью речевого высказывания ребенка.

Опыт работы в речевой группе убеждает меня в том, что нарушение всех компонентов речи накладывает отпечаток и на психику ребенка. Пока ребенок не владеет достаточными произносительными навыками, не способен грамматически правильно оформлять самостоятельную речь, он замкнут, малообщителен с окружающими, а при малейшем изменении обстановки теряется, не может выразить свои мысли. Часто у таких детей появляются различные навязчивые движения, вегето-сосудистые изменения (краснеют, бледнеют) и т. д. Некоторые дети на индивидуальных занятиях общаются уверенно, но как только им приходится то же самое продемонстрировать на публике, начинают раскачиваться, их речь замедляется, усиливаются персеверации или совсем не могут произнести ни слова. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот скованностью, зажатостью. Исходя из этого, мне хочется поделиться опытом работы использования театральных средств, атрибутов и их элементов на занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. На практике я убедилась, что с помощью элементов театрализации можно развивать и активизировать речь, мышление детей и успешнее решать задачи всестороннего, гармоничного развития ребёнка, имеющего тяжёлые речевые нарушения.

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука (ш) в словах

Элементы театрализации включаю в основные направления логопедической работы: совершенствование произносительной стороны речи; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; развитие самостоятельной развернутой фразовой речи; подготовка к обучению грамоте.

Активное использование элементов театрализованной деятельности на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях на этапе постановки и автоматизации звуков дает ощутимый результат. Здесь мы не только отрабатываем правильное речевое дыхание, но и нормализуем мышечный тонус артикуляционного аппарата ребенка, развиваем у него фонематический слух и формируем фонематическое восприятие, вырабатываем необходимый алгоритм движения для произнесения нужного звука. Для коррекции конкретных нарушений мною подбирается определенный комплекс упражнений. Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Затем использую уже знакомые артикуляционные сказки, или сочиняю свои таким образом, чтобы была возможность решить поставленные задачи. Комплексы артикуляционных и дыхательных упражнений в виде занимательных историй и сказок вызывают у детей интерес к органам артикуляции, активизируют зрительное восприятие (все упражнения выполняются перед зеркалом). Очень эффективно использовать элементы драматизации в период автоматизации звуков, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями тяжело переживают свои трудности, часто проявляют негативизм по отношению к занятиям. Обыгрывание какого-либо персонажа вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно. Дошколята отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается, они с удовольствием бегут на занятия.

Совмещая на занятиях различные виды театрализованной деятельности (пальчиковый театр, маски-шапочки различных героев, куклы, игрушки), удается создать положительную атмосферу и желание выполнять артикуляционную, дыхательную и пальчиковую гимнастики.

В нашей группе основной контингент детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи с дизартрическим симптомокомплексом. Нарушения фонетической и просодической стороны речи при дизартрии имеют свой специфический механизм, длительную и сложную динамику коррекции. Интонационная сторона речи у детей с дизартрическим симптомокомплексом часто формируется фрагментарно, что негативно влияет на процесс преодоления данного речевого нарушения. Это позволило определить основные задачи логопедического воздействия: развитие физиологического и фонационного дыхания; формирование голосовых модуляций и умения использовать их для выражения различных интонационных структур; формирование эмоциональной лексики. Эти задачи решаем на протяжении всех занятий. Большое внимание уделяем развитию дыхательных функций в определенной последовательности. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Все упражнения выполняются в игровой форме, с использованием театральных средств, атрибутов и их элементов. Работа над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания (игровые упражнения «Хомячок» – пошмыгать носом при закрытом рте; «Собачке жарко»). Далее ведется работа над развитием длительного выдоха (игровые упражнения «Бабочка», «Лодочка», «Футбол» и т. д.). Игровые упражнения с использованием театральных средств развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков. Так постепенно дети переходят к диафрагмальному дыханию – дыханию животом. Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунную системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, укрепляет здоровье, улучшает внимание, мышление. Превращение монотонных упражнений в увлекательные театрализованные игры пробуждает в ребенке желание самому активно участвовать в коррекционном процессе.

Развиваем через гимнастику, игры и упражнения – мимику, жесты, голос, интонационную выразительность. Для этого использую комплекс специальных приемов, направленных на отработку интонации на материале эмоциональных междометий, мимики, жестов, выражающих: радость (Браво! Вот это да! Ура!); горе, печаль, ужас, досаду (Ах! Ох!); удивление (Ух, ты! Да? Ба!);страх (Ой-ой! Ух!).

Можно предложить ребенку повторить разные чистоговорки с вопросительной, восклицательной интонацией, используя мелкие игрушки, «би-ба-бо», шапочки и т. д. А можно предложить другой вариант заданий, когда ребенок повторяет одну и ту же фразу, наделяя своих героев различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, обида, удивление). Важно давать детям возможность самостоятельно придумать имя своему герою, подобрать для него новую интонацию. Такие виды заданий направлены на закрепление правильного произношения, способствуют эмоциональному развитию детей. Закрепляем умения выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности на материале стихотворных текстов, сказок, коротких рассказов, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применять.

На фронтальных занятиях использование театрализованных игр, создание игровых ситуаций повышает умственную и эмоциональную активность, развивает диалогическую речь, пополнять словарь, совершенствует умение составлять описательные рассказы, а также способствует нравственно-этическому воспитанию. На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина, настольный театр, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки, маски-шапочки. На занятиях по продуктивным видам деятельности дети совместно с воспитателями изготавливают различные поделки по всем лексическим темам. Изготовление «сказочных» предметов своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику, обогащает фантазию и образное мышление. Тем интереснее их обыгрывать. Уже один вид «своего произведения» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению. Данные игры используются на занятиях при составлении описательных рассказов, рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста позволяет превратить обучение в игру. Использование элементов театрализации на логопедических занятиях помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации поставленных звуков), тренирует мелкую моторику рук.

Читайте также:
Конструктор Bunchems на логопедических занятиях

Особое внимание хочу обратить на использование такой формы работы, как театр кукол «би-ба-бо», пальчиковый театр, так как дети с ОНР чаще имеют ярко выраженные общую, мелкую и артикуляционную недостаточность. Дети управляют куклой при помощи движений пальцев и кистей рук, в результате чего они становятся более подвижными и гибкими. Им приходится внимательно следить за всеми движениями куклы – это развивает внимание, мышление, память. Ребенку предлагается объяснить своей кукле, как должны работать язык, губы, работает или нет голосовой «моторчик» при произнесении определенного звука. В этой ситуации ребенок выступает в роли логопеда. Можно предложить ребенку выполнить руками куклы хлопки, произнести правильно закрепляемые звуки в слогах, словах, например: ша-ша-ша, шо-шо-шо. Вместе с куклой можно преодолевать любые препятствия, пройти по звуковой дорожке, проехать по станциям и т. д.

Заключительным этапом в театрализованной деятельности является участие детей в сказках-драматизациях и сценках. Определенная роль, диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться, пополнять словарь, совершенствовать грамматический строй речи. Подразумевается последовательное усложнение речевого материала и увеличение его объема. К примеру, если в начале года дети готовили короткие инсценировки, то позже уже разыгрывали целые музыкальные сказки.

Распределяя роли в игре-драматизации, важно учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Фиксация ребенка на речевом дефекте часто порождает неуверенность в себе, собственных силах. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность научиться преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с застенчивостью и робостью. Работа над ролью позволяет детям овладевать навыками, необходимыми для построения связного высказывания: отбирать лексический материал, использовать разнообразные синтаксические конструкции. Для драматизаций используем такие сказки, в которых много персонажей, чтобы задействовать в постановке каждого ребенка речевой группы: «Кошкин дом», «Муха-Цокотуха», «Волк и семеро козлят». При создании спектакля большое значение уделяется музыкальному оформлению. Музыка в сочетании с движением и речью помогает более точно создать образ того или иного сказочного персонажа.

Немаловажное значение в успешной работе имеет тесный контакт логопеда с родителями. Когда логопед и родители предъявляют единые требования к речи и поведению детей, помощь будет эффективной. Родители активно участвуют в пошиве костюмов, изготовлении элементов декораций. Это как нельзя лучше сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. И, несомненно, самыми благодарными зрителями детских выступлений являются мамы, папы, бабушки и дедушки. Благодаря увлекательности, эмоциональности, образности театрализованных постановок ребенок сочувствует героям, сопереживает с ними, учится выражать свое отношение к добру и злу и тем самым формирует выразительную речь. Выступление перед аудиторией взрослых и детей, признание и поддержка зрителей повышают самооценку ребенка, помогают поверить в собственные силы, развивают самостоятельность и уверенность в себе.

Таким образом, использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда театрализованной деятельности.

А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

Разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание. 1998. №12.

В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

Б., П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб., 2001

С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. № 6.

В. Театр для малышей. М., 1960.

В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Дошкольное воспитание. 1948. № 9.

П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.

Практическое пособие. М., 2004.

И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.

Б. Шесть шагов к развитию речи. Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок. М., 2001.

Б., В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речи у дошкольников с ОНР Е.В. Жулина

Анализ эффективных механизмов речевого развития детей с ОНР. Развитие речи в театральной деятельности. Систематизация средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 30.07.2018
Размер файла 13,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значение театрализованной деятельности в коррекции речи у дошкольников с ОНР Е.В. Жулина

Неумолимая статистика показывает, что год от года увеличивается количество младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык как учебный предмет. Речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Количество учеников начальной школы, испытывающих стойкие затруднения в обучении, составляет от 5 до 50% [9, с. 83].

Это не может не тревожить педагогов. Почему это происходит? Как обучать родному языку детей, которые обнаруживают неспособность его усваивать?

Проблема коррекции речи детей с ОНР является одной из самых актуальных на сегодняшний день, особенно среди дошкольного возраста, этот возраст сензитивный для формирования правильной речи.

В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, в том числе «Развитие речи», «Коммуникация» и «Социализация» это важнейшие звенья в процессе творческого и познавательно-речевого развития ребенка-дошкольника, которые позволят сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

Читайте также:
Задания логопеда по теме Фрукты

Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи ребенка: событие-действие (о чём нужно сказать); потребность детей высказываться; создание хорошей речевой среды.

Впервые термин общего недоразвития речи (далее ОНР) был введён в 50-60 годах прошлого столетия профессором Р. Е. Левиной. По мнению автора «под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой ее сторонам» [7, c. 67].

М. Е. Хватцев отмечал, что, расстройства речи могут вызываться нарушением работы анализаторов. Эти отклонения в силу взаимосвязи сказываются на деятельности всей коры. Причем поражения любого отдела анализатора нарушают деятельность мозга в целом, например: неправильные импульсы из коры или нарушение проведения, расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести к мышечной атрофии [14, c. 46].

Профессор Р. Е. Левина выделила три уровня речевого развития при ОНР:

Первый уровень – полное или почти полное отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов, образованных самими детьми и непонятных для окружающих, сопровождаемых невербальными средствами общения, жестами [7, c. 67].

Второй уровень – «начатки общеупотребительной речи», при котором речевые возможности детей возрастают. Такие дети общаются не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и с помощью достаточно устойчивых, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

Третий уровень – обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексикограмматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма [7, c. 76].

Т. Б. Филичева выделила четвертый уровень – остаточное проявление лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи, признаки речевого недоразвития оказываются стертые, мало заметные и не всегда диагностируются специалистами. Вместе с тем Т. Б. Филичева обнаружила, что такие дети испытывают значительные трудности при обучении грамоте в общеобразовательной школе и, как правило, являются неуспевающими по ряду учебных дисциплин [13, c. 139].

Для того чтобы ученики могли успешно усваивать школьные знания, необходимо, чтобы они приходили в школу с хорошо развитыми основными познавательными процессами (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь), поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы, и происходит формирование основных качеств личности.

В работах И. Ю. Левченко, Г. Х. Юсуповой и соавторов показано, что личность дошкольника с ОНР характеризуется специфическими особенностями (заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности) [8].

Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетикофонематические нарушения, ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения. Дети испытывают трудности при высказываниях, синтезе отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели. В. П. Глухов отмечает, трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации [5]. Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса. Вместе с тем в проблеме формирования коммуникативной компетентности у детей с ОНР остается еще много нерешенных вопросов.

Дошкольники с ОНР не прошедшие специального обучения, имеют скудный запас знаний о социальном и природном мире, поэтому не владеют правилами взаимодействия с ним. Представления о себе и окружающем мире у них фрагментарны, привязаны к конкретной ситуации, недостаточно обобщены и содержательны. Эти знания мало пригодны для воплощения в символико-моделирующих видах деятельности. У детей наблюдаются слабо выраженное эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым, отсутствие чувства сопричастности и единения с природой и миром [1, с. 7].

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых любимых и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над словами персонажей, расширяется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, его интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственноэстетическому воспитанию каждого ребенка и позволяет решать многие педагогические и логопедические задачи, касающиеся развития речи детей. Эта работа требует разнообразных методик, методов и приёмов. Нужно стремиться к настойчивому, целеустремлённому воспитанию у детей желания учиться, внушать веру в себя. Поэтому важно поставить каждого ученика, а особенно слабого, застенчивого, неуверенного, в ситуацию успеха, чтобы ребёнок увидел результаты своего труда. Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал [2, с. 74], что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. В игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальностью. Поэтому почти каждое учебное упражнение или задание нужно преподносить детям в виде интересной увлекательной игры.

Читайте также:
Коррекция письма (несколько приемов из опыта работы учителя-логопеда)

Основа игр – драматизаций – наши любимые сказки. При игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Однако сюжет сказки – это лишь основа для самостоятельного творчества. А творчество – это способность отходить от шаблонов и генерировать свои идеи, воплощать собственные замыслы.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.

Театр картинок (фланелеграф) – самый простой вид театра, помогает детям «оживить картинку» и проиграть сюжет сказки или придумать свою самостоятельно. Обогащает пассивный и активный словарь.

Вязаный театр, конусный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью.

Театр на перчатке (бибабо) способен оказывать терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой.

Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. К этому циклу педагогических средств примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр и изготовление книжек, альбома детского творчества и т. д.

Театрализованная деятельность может быть организованна в утренние или вечерние часы; органично включается в различные занятия (музыкальные, физкультурные, изодеятельности, развитию речи, окружающему миру, при обучении моделированию, решении арифметических задач…).

Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку [9, с. 7].

Исследование, проведенное Г. А. Волковой, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. [2, с. 55]. Драматизированная форма подачи литературного произведения облегчает понимание его смысла. Например после прочтения детям с ОНР сказки, они затрудняются назвать героев или полностью раскрыть сюжет, но после инсценировки любым доступным видом театра, ребята запоминают произведение и более того они начинают использовать реплики и сюжет сказки в свободной игровой деятельности, что несомненно доказывает эффективность использования театральной деятельности.

Вывод

Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное и доброе в жизни и в людях.

Литература

речевой ребенок театральный педагогический

Театральная деятельность, как средство развития правильной речи у детей с ОНР

Автор: Заболотская Наталья Ивановна

Организация: МБДОУ № 249

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Театральная деятельность очень важна в создании системы коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, иполучая огромное эмоциональное наслаждение.А особенно актуально это становится в группах детей с общим недоразвитием речи.

Участие ребёнка с ОНР в театрализованной деятельности оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт активного расширения словарного запаса, совершенствует речевой аппарат, такжерасширяет познавательные возможности, создаёт благоприятные условия для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей.

Занятия театральной деятельностью способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, трудолюбия, что, в свою очередь, способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Помимо этого, частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил дошкольников с ОНР. А выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает им лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, развить общую моторику, научиться координировать речь с движением.

Воспитательные возможности театрализованных игр огромны: их тематика не ограничена и сможет удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии- через образы, краски, звуки, музыку, а умно поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы.

Приобщение детей к театрализованной деятельности можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с театральной куклой – бибабо – и театрализованными играми рекомендуется начинать уже в первой младшей группе с просмотра драматизированных сказок и инсценировок, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники- это создаёт радостную атмосферу, вызывает желание у малышей поучаствовать в работе .

Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят сразными видами театров, основами актёрского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; развивающий навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которой ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Дети,преодолевшие робость обычно участвуют в инсценировке (постановке спектакля).

Читайте также:
Конструктор Bunchems на логопедических занятиях

В старшей группе, как правило, уже все дети активно участвуют в театрализованных играх идраматизациях, с учетом их возможностей.
В подготовительной группе театрализованные игры отмечаются более сложными характерами героев, требуют более тщательной проработки не только речевой стороны, но и проявлений характеров героев, отработки «вхождения в роль» каждого ребенка, срабатывания группы актеров.
Когда мы начали работать по теме «Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников», то отметили, что дети не могут сразу овладеть творческой стороной процесса, сначала они являются только зрителями. И чтобы вовлечь их в процесс драматизации, в первую очередь необходимо обратить внимание на выразительные средства, используемые педагогами в работе. С детьми с ОНР таким особым средством и одновременно критерием, является речь логопеда и воспитателя, которая постоянно служит образцом для подражания. Особое внимание также уделяют анализу сюжета театрализованной игры, разбору поступков героев. Постепенно творческая активность детей возрастает. Дети не только говорят, но и действуют, как сказочные герои. Они пытаются имитировать ролевые движения, монологическую идиалогическую речь. Для этого мы используем любые режимные моменты, удобные для обрабатывания упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивлённо, грустно, тихо, быстро, громко).

Подготовку к театрализованной деятельности с детьми с ОНР необходимо проводить в несколько этапов. Вначале выразительно читать или рассказывать произведение, затем – беседовать, рассматривать иллюстрации, проговаривать отдельные эпизоды, сценки.

Следующий этап – имитация различных сказочных героев, загадывание загадок. Дальше начинаем учить детей пользоваться вербальнымии невербальными средствами (мимика, жесты, поза, пантомима). Без этого невозможна выразительность речи. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».

После этого переходим к разыгрыванию сценок, ролевых диалогов, сказок, инициируем самостоятельные импровизациина темы взятые из жизни.В таких театральных постановкахдети могут проявлять активное отношение к действительности, передаватьвнутренний мир своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей.

В работе на всех этапах можно использовать музыку, которая подчёркивает характер героев. месте с детьми прослушиваем сказки на аудио кассетах, также устраиваем видео просмотры. Музыкальная поддержка помогает детям имитировать движения персонажей, выявить характер героя. А движения, выполняемые в ходе такой деятельности, повышают активность речедвигательного анализатора. Движения под музыку дополнительно могут сопровождаться диалогами героев, стихами, пением.

Перспективный планработы по театрализованной деятельности, как правило, включает в себя все описанные выше направления. В группе собрираются подборки сказок, диалогов, скороговорок, стихов, над которыми в течение года идет работа. В этом учебном году подготовили и показали детям и родителям группы две сказки: «Аптека», «Маша и медведь».

В группе создан центр театрализованной деятельности, в котором размещены в свободном доступе разные виды театров. Вместе с родителями сшили кукол для кукольного театра, а также изготовили различные виды театров: пальчиковые, теневые, клубочные, настольные, картонажные, варежковые, фартучковые, вязаные, ложковые, фланелеграф и др., а также связали шапочки – маски животных.

Воспитательное значение театрализованных игр для детей с ОНР трудно переоценить.Огромно их значение в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций,познавательной деятельности с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи; словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т. д.) – с другой тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

Театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка с общим недоразвитием речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «Учить, играя».

Для детей с речевой патологией участие в театрализованных постановках большой шаг вперёд. Ведь далеко не от всех детей можно добиться на утреннике сольного выступления или рассказать хотя бы четверостишие. Так, например, у некоторые дети в средней группе раньше не могли рассказать даже небольшое стихотворение, но к концу года благодаря участию в театральных постановках, они преодолели застенчивость и страх перед большим количеством людей, стали с удовольствием выступать на праздниках.Также мы заметили, что дети, участвующие в театрализованных постановках, часто самостоятельно начинают организовывать сюжетно – ролевые игры, распределять роли. В процессе общей игры них формируются коммуникативные навыки – дети меньше ссорятся, договариваются друг с другом. Дети нашей группы с удовольствием принимают участие в театральных постановках, а в вечернее время организовывают показ различных театров для детей из других групп.

Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы о том, что в процессе театрализованной деятельности в группе детей с ОНР:

  1. Отмечается расширение и углубление знаний детей об окружающем мире социальной действительности.
  2. Активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, грамматический строй речи, навыки связной речи, выразительность.
  3. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.
  4. Совершенствуется моторика, координация, плавность.
  5. Развивается эмоционально – волевая сфера, формируются навыки коммуникации.
  6. Также развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Кроме того, участие в театрализованных играх доставляет детям радость,увлекает их.

Мы пришли к выводу,что театрализованная деятельность положительно влияет на развитие детей с общим недоразвитием речи,поэтому мы будем продолжим эту работу дальше.

  1. Артемонова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [текст] / Л.В. Артемонова.- М., Просвещение, 1991.
  2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников детских садов [текст] / М.Д.Маханева. М., Сфера, 2001.
  3. Петрова Е.С. Статья « Театрализованные игры. Значение их в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития» Д/В №4 за 2001.
  4. Фомичёва М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения. – М.,1989.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: