Театрализованная деятельность в работе логопеда

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ

Елена Дмитриева
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР (ОНР)

учитель-логопед

1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №145»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста с ОНР – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.

Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Я считаю, что в этом логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.

Элементы театра используются на всех видах логопедических занятий, и в ходе режимных моментов. Главной целью использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. При проведении логопедических занятий я решаю 3 группы задач, четко выделенных в программе Натальи Валентиновны Нищевой.

В методическом комплекте Программы представлены пособия, которые способствуют активному использованию элементов театрализованной деятельности на занятиях.Это такие пособия как: «Играйки», «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию», «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста», «Новые разноцветные сказки», «Развивающие сказки», «Веселые диалоги».

При решении коррекционно-образовательных задач на занятии я использую такие пособия Нищевой, как «Играйка» с разнообразными игровыми полями и персонажами. Они позволяют решать задачи по совершенствованию грамматического строя речи, расширению и активизации словаря. Развитие лексико-грамматических категорий речи отрабатываю на занятиях также с использованием элементов игр-драматизаций, активно использую методические пособие Нищевой «Новые разноцветные сказки», с использованием плоскостного театра на коврографе. Беседуя по содержанию сказок, выкладывая сюжет из плоскостных изображений по сказкам- тем самым решаю задачи по совершенствованию грамматического строя речи. Игровое упражнение «Гномики» с использованием шапочек позволяет в игровой форме решать задачи по формированию навыков звукового анализа и синтеза. Для мотивации к работе использую элементы различных видов театра, ведь использование разнообразных ярких предметов, кукол, красочных эстетически оформленных пособий формирует у детей желание заниматься.

В решении коррекционно-развивающих задач на занятии

использую пособие Нищевой «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию», которое позволяют решать задачи по развитию связной диалогической речи, по развитию интонационной выразительности речи с применением различных видов театра.Например: «Театр Масок», «Варежковый театр», элементы костюмов.

Русские народные сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу, развивает у него коммуникативные навыки, чувство языка, творческие способности. Вышесказанное отражено в Методическом пособии Нищевой по «Формированию навыка пересказа у детей дошкольного возраста» на основе текстов русских-народных сказок, которое снабжено иллюстрациями и рисунками для работы на наборном полотне, а фигурки для настольного театра я активно использую на своих занятиях. В свои занятия часто включаю персонаж Мальчика-Пети. Разнообразные задания с использованием Серии картинок «Помоги Пете» вызывают большой интерес у детей, способствуют развитию зрительного внимания и восприятия, профилактике нарушений письменной речи, а целостное восприятие картинки – развитию диалогической речи.

Так же с элементами театрализации провожу упражнения для развития интонационной выразительности речи и диапазона голоса.Например: упражнение по типу «Далеко-близко, высоко-низко» когда дети надевают на руку атрибут какого-либо театра и произносят изучаемый звук с различной интонацией. «Звериные скороговорки» помогают нам в работенад четкостью дикции: здесь дети уже надевают маски разных животных и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты. «Логопедические распевки» Гавришевой, Нищевой с использованием атрибутов театра помогают решать задачи по развитию речевого дыхания, совершенствованию умения эмоционально передавать характер распевки.

Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, на индивидуальных и подгрупповых занятиях по звукопроизношению интересно и ненавязчиво проводим артикуляционную гимнастику, используя «Театр Смешариков» с элементами биоэнергопластики. Для автоматизации звуков использую игрушки, выступающие в роли образа, передвигая их по игровому полю, дети выбирают картинки с необходимыми звуками, так же использую персонажей настольного театра. Игровые поля типа «Поможем Клоуну» из серии «Играйки», активно используются на занятии: дети подбирают картинки на определенный звук, дарят их героям. Так же в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, на этапе автоматизации звуков в предложениях и стихотворных текстах я активно использую пальчиковый и перчаточный театр.

Конечно же, использование театрализованных игр проходит поэтапно, особенно с детьми первого года обучения. Организую работу от простого к сложному. На первом этапе использую игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека. На втором этапе ввожу игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации. На третьем этапе переходим к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр. Четвертый этап – переход к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Работая над персонажем, ребёнок подражает его мимике, жестам, голосу. Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется самоконтроль над собственной речью, дети становятся менее замкнутыми. Ребёнок не понимает, что он не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознаваемого обучения. Использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным. А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи. Речь ребёнка становится связной, грамотной, лексически обогащённой. У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми.

Читайте также:
Формирование навыка правильного произношения звука Л

Использование дидактических игр в работе учителя-логопеда «Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда». Цель: Создать благоприятные условия, стимулирующие процесс коррекции.

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда Выступление на ППО. Тема: “Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда” Подготовила: учитель-логопед Адаричева Ф. Б. МБ ДОУ.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Мы живем в век активного проникновения информационных технологий во все сферы жизни, в т. ч. в образование. Информационные технологии проникают.

Использование конструктора в работе учителя-логопеда .

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда на индивидуальном коррекционном занятии. На индивидуальных коррекционных занятиях хорошо зарекомендовала себя универсальная папка – лэпбук, которая позволяет закрепить и систематизировать.

Использование нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда «Манкотерапия» Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи, ставят перед педагогом задачи совершенствования дидактических.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция “Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ) Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя-логопеда по использованию элементов театрализованной деятельности при развитии всех компонентов речевой системы ребёнка, где главной целью является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Скачать:

Вложение Размер
teatralizovannaya_deyatelnost_v_rabote_uchitelya-logopeda.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы театрализованной деятельности в

Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка, но часто забываем это. Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека. И поэтому задача педагога – так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжёлой работой.

Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость), недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с ОНР. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой не затухающий интерес, растущий в геометрической прогрессии. Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию.

Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно. Роль сказки неоценима: она развивает речь ребёнка, благоприятно влияет на интеллектуальное, психическое, эмоциональное, эстетическое развитие; развивает память, внимание, творческий потенциал, воображение.

Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, минисценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, терминологии); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Все знают, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, что она является неотъемлемой частью логопедической работы, но хочется добавить, что артикуляционная гимнастика – это поле для полёта фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звуков, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения данных целей можно использовать сказочные сюжеты. Так как дети лучше усваивают информацию, представляемую в игровой форме, лучше не заниматься, а играть с язычком: действия аналогичны, но мотивация совсем иная. Артикуляционная гимнастика легче всего воплощается в театральных формах (покажи, как волк скалит клыки…, как дышит собачка, высунув широкий язычок…). Так же мы можем использовать различные сюжеты, игрушки, картинки. В этом мне помогает дидактическая кукла Речевичок. Языком Речевичка можно управлять, демонстрировать артикуляционные уклады, движения (если у ребёнка не получается какое-то упражнение выполнять языком, оно не получается и рукой. И если вначале научить его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, то выполнять его языком ребёнку становится легче).

При воспитании у детей фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза используется театральная кукла Петрушка, которая звенит при движении. Логопед надевает Петрушку на руку ребёнку и даёт различные здания на развитие фонематического слуха или звукового анализа – когда услышишь заданный звук «танцуй или звени Петрушкой», – «танцуй», когда услышишь, что звук в конце слова (в начале, в середине), – посчитай, сколько звуков я произнесла и столько раз «танцуй».

При работе над дифференциацией звуков используются театральные этюды.

Ребёнок берёт в руки двух персонажей: в левую –жука, в правую – муху и говорит за персонажей только отдельными звуками, в данном случае (ж) и (з)

Логопед: летела муха

Логопед: а навстречу жук

Разговор мухи и жука может продолжаться долго, логопед сочиняет разные диалоги, а ребёнок слушает внимательно и озвучивает дифференцируемыми звуками.

На занятиях по формированию фонематической стороны речи, навыкам звукового анализа, синтеза и обучению грамоте я использую учебно-методический комплект, в котором для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные побудительные ситуации: это маленький пришелец из космоса Юпик, который, шагая от страницы к странице, изучает основы русского языка вместе с детьми, а большинство занятий подчинены одному сказочному сюжету: «Больной мышонок», «Герда отправилась на поиски Кая», «Крошечка-Хаврошечка» и др.

Г.А.Волкова требования к самостоятельной театрализованной деятельности детей от 5 до7 лет определяет как: «Умение исполнять небольшие монологи и более развёрнутые диалоги между персонажами, разыгрывать с персонажами действия с применением разнообразных движений (поворот туловища, головы, движения рук); уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров. Не заслонять их, выбирать целесообразные движения и действия, всё время чувствовать с собой рядом партнёров, находить выразительные средства исполнения персонажа, стремиться оформить место действия персонажей некоторыми элементами декорации».

Следует отметить трудности детей с речевыми нарушениями в овладении навыками выразительной и эмоциональной речи. Из анализа психолого-педагогической литературы вытекает, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает:

– интонационную выразительность (мелодику, темп, ритм, тембр, логическое ударение;

– мимику, жесты, позу говорящего.

Используя театрализованную деятельность, учитель-логопед проводит упражнения для развития интонационной выразительности речи, диапазона голоса:

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолёт. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком (а) или (у). Голос следует за движением самолёта то вверх, то вниз.

Приближение и удаление различных предметов (медведь ревёт, то приближается, то удаляется и др.). Произнести изучаемый звук с различной интонацией (звук (о) со страхом, с удивлением, с вопросом, радостно, грустно и др.).

«Звериные скороговорки» – чёткость дикции

Дети надевают маски разных животных (лисички, медведя, волка…) и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Ткёт ткач ткани на платок Тане.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

От топота копыт пыль по полю летит.

Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса

Чудо лесенкой шагаю, высоту я набирая:

Шаг на горы, шаг на тучи…

А подъём всё выше, круче…

Не робею, петь хочу, прямо к солнцу я лечу!

«Диалогические скороговорки» дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки (расскажи мне про покупки…).

Развитие речевого дыхания:

Логопед предлагает детям сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, находящуюся на некотором расстоянии. Ребёнок должен не погасить свечу, а только заставить плавно танцевать её огонёк. Воздух выдыхается упругой и плавной струёй через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

На уровне рта ребёнка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щёк (повторить 3-5 раз).

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счёт на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша речь с движением)

Упражнения для эмоционального развития, для развития мимики (съешьте кислый лимон – дети морщатся, рассердитесь на драчуна – дети сдвигают брови, встретьте знакомую девочку – дети улыбаются, испугайтесь забияки – дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот); жестов (покажите высокого мальчика, низенького, маленького комарика, большого медведя, покажите направления – там, вверх, вниз, вокруг; разных людей – я, ты, мы).

Развитие пантомимики (расцвели, как цветы, завяли, как травка, полетим, как птицы, идёт медведь по лесу, крадётся волк за зайцем…).

Психогимнастика на материале любой лексической темы (ты козлёнок, заблудившийся в лесу, показать будто снимаете горячую кастрюлю с огня и обожглись, разбили любимую чашку, как лось важно ходит по лесу, белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы).

Театральные этюды (схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом н-р: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»).

Коррекционно-развивающие игры на:

– развитие памяти с расширением словарного запаса (какая бывает коза… по кругу подобрать и запомнить определения);

– слуховое восприятие (узнай по описанию героя сказки, здесь что-то не так – небылицы);

– грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

– звуко-слоговую структуру (прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса);

– воображение ( в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы: продолжи красиво… капельки росы сверкают на солнце, как…);

– развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, театр теней, пальчиковый…);

– развитие лексики (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря).

На логопедических занятиях можно использовать различные виды театра – настольный, теневой, плоскостной, пальчиковый, би-ба-бо, картинки и игрушки. В театральных играх дети могут создавать сценки, вести роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Так, использование сказки в коррекционной работе с детьми помогает развитию их речевой активности и связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.

На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединённые одной темой. Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения). В театрализованных играх игровое действие и игровой , костюм или кукла, имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная и фольклорная основа содержания. Образ героя в игре, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Все театрализованные игры можно разделить на две группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

В режиссёрских играх ребёнок сам создаёт сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объёмного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступает интонация и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссёров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Поскольку ребёнок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети – артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, чёткой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе, учатся взаимодействию друг с другом. Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драмматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате её в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребёнка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Игра-драматизация позволяет ребёнку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. Театрализованные игры не продолжительны по времени и просты по своей организации, могут проводиться во второй половине дня, в совместной и самостоятельной деятельности детей, иногда игры включаются в занятия. Игры-драматизации целесообразно включать в занятия по развитию связной речи при пересказе русской народной сказки или другого произведения. В нашей логопедической группе уже стало традицией для родителей и педагогов показывать детский спектакль (подробнее об этом, о проектах вам расскажут воспитатели нашей группы).

Воплощая в жизнь наши цели, мы, в детском саду, строим среду для театрализованной деятельности: приобретаем и изготавливаем костюмы для драматизации, идёт накопление и обновление театральных уголков, изготавливаем различные маски, шапочки, атрибуты. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен. Разработаны конспекты занятий, сценарии развлечений.

Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр велика. Его работу можно представить в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь. Каждая грань – это педагоги, воздействующие на него. Чем слаженнее их работ, тем крепче и устойчивее будет пирамида. Ведь сказка – не цель, а средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогом.

Конечно, вся эта кропотливая деятельность является работой только для взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА. И если сначала она протекает организованно, направляется педагогом, то потом, что называется «выходит из берегов» и становится самостоятельной деятельностью детей.

Элементы театральной деятельности в работе учителя-логопеда

Разделы: Логопедия

В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в социуме. В результате такого подхода коррекционная работа в логопедии поднялась на качественно новый уровень. Актуальной остается проблема выявления нарушений и коррекции письменно-речевой деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Общаясь с окружающими, дети с ТНР имеют множество проблем, которые мешают воспринимать правильно окружающий мир. Эти проблемы заключаются:

  1. В отсутствии умения общаться со сверстниками и взрослыми, т.к. их не понимают, избегают, с ними не желают играть, разговаривать, смеются, дразнят.
  2. Развитие чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
  3. В формировании барьера стыда за свою речь, страха общения с авторитетными и незнакомыми собеседниками, страха речи, который со временем может привести к снижению самооценки.
  4. В отказе от общения, уходу в себя и другим негативным переживаниям, травмирующих психику ребенка.

Как наиболее эффективный метод работы с детьми с ТНР я рассматриваю театральную деятельность. Это распространенный вид детского творчества, он близок и понятен любому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан с игрой – ведущим видом деятельности у старших дошкольников и младших школьников. Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Использовать элементы театральной деятельности начала на уроках с учащимися 1 класса имеющих ТРН. В классе обучалось 12 человек. Основным речевым диагнозом являлось общее недоразвитие речи II –III уровня, обусловленного дизартрией, моторной алалией, тугоухостью, фонетико-фонематическим нарушением речи. Сейчас учащиеся обучаются во 2 классе.

В начале учебного года было проведено обследование речи учащихся по следующим параметрам: звукопроизношение, звуковой анализ и синтез слов, слоговая структура слова, словарь, грамматический строй речи, графомоторные навыки, чтение, связная речь, результаты приведены в сравнительной таблице (См. в конце работы).

Проведя анализ результатов речевого обследования, мною были выбраны следующие элементы театральной деятельности для работы с учащимися:

  • театральная игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • основы театральной культуры;
  • работа над спектаклем.

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:

  • ориентировка в пространстве;
  • развитие речи, построение диалога;
  • развитие отдельных групп мышц;
  • развитие психических процессов;
  • воспитание нравственно-эстетических качеств.

Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи:

  • развитие координации движений;
  • развитие мышечной памяти и пластики;
  • развитие воображения;
  • развитие музыкальной реакции и чувства ритма.

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

  • развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонации;
  • развитие связной речи, творческой фантазии;
  • учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
  • пополнять словарный запас;

Основы театральной культуры – знакомство учащихся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства; культура зрителя).

Задачи:

  • познакомить детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.

Задачи:

  • учить сочинять этюды по детским произведениям;
  • развитие навыка действовать с воображаемым предметом;
  • учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
  • пополнять словарный запас.

Элементы театральной деятельности позволили сделать индивидуальные занятия и уроки более интересными, познавательными, помогли учащимся быстрее адаптироваться к школьной жизни. Примеры логопедических занятий с этими элементами даны в таблице.

Использование элементов театральной деятельности на логопедических занятиях по теме «Зима»

Название игры, вид театральной деятельности, содержание

Задачи, методы, приёмы работы

Игра «Как живёшь?» – театральная игра (фото 1)

Детям предлагается задавать вопросы по лексической теме, соответствующей уроку.

1) Учить учащихся правильно задавать вопросы описательного характера.

2) Способствовать эмоциональному раскрепощению через передачу характера персонажа.

Игра «Повтори как я» – ритмопластика(фото 2)

Выбирается последовательность слов: мак, роза, гвоздика, хризантема.

Прохлапывание или показ ритмического рисунка слов: по подражанию, затем учащиеся предлагают свои варианты слов и действий.

1) Работа над дикцией и артикуляцией.

2) Сохранить ритмический рисунок на протяжении всей последовательности.

3) Развитие чувства ритма.

Пластические этюды «Дед Мороз и Снегурочка идут на ёлку», «Зимние забавы» – основы театральной культуры (актерское мастерство)

Обыгрывание ситуации, взаимоотношение героев между собой.

1)Способствовать творческой активности детей.

2) Создание радостного настроения.

3) Развитие умения взаимодействия с партнерами.

Пальчиковая игра «В деревне» – театральная игра.

Выполнение упражнений для пальцев рук с пропеванием текста.

1) Развитие мелкой моторики

2) Отработка дикции.

3) Развитие чувства ритма.

Беседа «Что мы знаем о театре?» основы театральной культуры

1) Выяснить знания детей о театре.

2) Познакомить детей с понятиями: сцена, зритель, зрительный зал, антракт, театр.

3) Уточнить правила поведения в театре.

Артикуляционная гимнастика – техника речи (фото 3)

«Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки – ледянки», «Ветер»- культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов.

1) Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц

2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка.

3) Работа над речевым дыханием.

4) Создание эмоционального настроя на работу.

Дыхательные упражнения – культура и техника речи

«Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки.. Желательно не надувать щеки.

«Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота.

«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше).

1) Развитие мышечной памяти.

2) Развитие речевого дыхания

3) Вызвать интерес к играм.

4) Развитие творческого воображения, чувства вкуса.

Музыкальная сказка «Тайна потерянного смеха» – работа над спектаклем (фото 4 )

Показ спектакля к Новому году для родителей и с участием родителей.

1) Создание праздничного настроения.

2) Развитие речи.

3) Сотворчество с родителями.

«Чудо – ярмарка»- работа над спектаклем (фото 5)

Речевой праздник по мотивам русского народного фольклора.

1)Создание праздничного настроения.

2) Развитие речи.

3) Обогащение словаря.

В результате использования на занятиях элементов театральной деятельности дети более уверены в общении с окружающими, речь стала эмоциональна, поставленные звуки проще вводятся в речь. При подготовке к новогоднему спектаклю с учащимися были поставлены танцы, а танцы способствуют раскрепощению, развивают чувство ритма, пластику. При автоматизации звуков использую в работе проговаривание речевого материала с разной интонацией, эмоциями. Вокальные упражнения помогают работать над силой голоса, его окраской. Эти приёмы особенно эффективны в работе с учащимися, имеющих нарушения речи обусловленные тугоухостью. Игры-драматизации помогают на уроках произношения, т.к. учащимся легче усваивать сложные речевые конструкции (посторенние сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, образование сложных слов), дети вносят новые сюжеты в знакомые сказки. Учащиеся стали сочинять сказки, которые хранятся в альбоме «Сказки, составленные вместе с детьми». Эту работу целесообразно проводить с детьми имеющих лексико-грамматические нарушения и слоговую структуру слов. Очень трудно обогатить словарь детей и ввести его в речь учащихся. Акцентируя внимание учеников на то, что они актёры, и как должен красиво и правильно говорить актёр со сцены, ребята стараются запоминать новые слова, спрашивают значения этих слов, а затем их употребляют в своей речи («Я рад тебе и желаю ярких ответов»-фраза из организационного момента урока «Дружный кружочек»). Повторная диагностика, проведённая в конце учебного года, подтвердила эффективность применения театральной деятельности в логопедической работе. (См. сравнительную таблицу)

Сравнительная таблица по результатам обследования речи у учащихся

Параметры обследования

Первичное обследование
(количество учащихся)

Повторное обследование
(количество учащихся)

Книги и статьи по логопедии

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.

Александрова О.И., учитель-логопед, МБДОУ д/с комбинированного вида №399 городского округа Самара.

Актуальной проблемой для педагога является поиск и использование в практике методов и приемов, наиболее полно учитывающих принципы личностно-ориентированного образования, способствующих гармоничному развитию физических, психических, нравственно-волевых, художественно-творческих качеств ребенка.

Л.С. Выготский отмечал необходимость использования тех видов деятельности, которые привлекают ребенка, соответствуют его возрасту. Для дошкольника – игра. Игровое общение формирует, совершенствует речевую активность ребенка. Для решения логопедических задач в своей работе мы используем театрализованные игры, привлекаем театральные средства, атрибуты.

А.Р. Лурия писал, что “активность самого ребенка, необходимая для сохранения каждой полноценной деятельности, всегда возможна только при устойчивом активном внимании ребенка и только при его активном участии в данном виде деятельности”. У детей с ОНР имеет место неустойчивость внимания, трудности его распределения. Патология речевой деятельности отрицательно влияет на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с речевой патологией не может овладеть речевыми операциями стихийно, в процессе неорганизованного ознакомления с той или иной областью действительности. Речевая деятельность формируется, корректируется у детей с ОНР в условиях специального систематического обучения. Здесь необходимо избегать монотонности, будничности. Театрализация логопедического процесса помогает заинтересовывать и активизировать детей на занятиях. Такое обучение проходит не по принуждению, вызывает у детей радость, модулирует положительное психоэмоциональное состояние.

На логопедических занятиях мы используем различные театральные куклы и игрушки (бибабо, настольные, стендовые театры и др.). Конечно, наибольшей ценностью обладают игрушки, изготовленные самими детьми. В этом случае развиваются изобразительные умения, мелкая моторика, воображение, творческие способности.

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, предполагает решение большого объёма задач. Далее предоставлен игровой материал, используемый нами в коррекционной работе с детьми с ОНР старшего и подготовительного дошкольного возраста. Описанные игры и приёмы могут применяться на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Выработать точные, дифференцированные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. При её проведении мы используем мягкую варежковую игрушку . Движениями языка игрушки можно управлять рукой, а значит показывать различные артикуляционные уклады. Активное участие в этом процессе принимает ребенок, тем самым подключаем тактильный анализатор в создании кинем.

М.М. Кольцова в своих исследованиях доказала, что развитие мелкой моторики, тренировка пальцев рук положительно воздействуют на формирование речевых реакций. Поэтому в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, активно используют пальчиковую гимнастику. В проведении упражнений мы применяем “веселые перчатки”. Каждый пальчик – человечек со своим выражением лица (веселый, серьёзный, застенчивый, строгий, грустный). Развитию мелкой моторики способствуют игры с пальчиковыми куклами бибабо.

Вязаный пальчиковый театр “Репка” применяем на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (тема “Овощи”). Чтобы хорошо известная сказка заинтересовала детей старшего дошкольного возраста, мы используем прием инверсии. Последовательность появления героев может быть случайной (ребенок достанет пальчиковые куклы из “волшебного мешочка”) или “задом наперед”, то есть рассказывание сказки с конца. Введение в сюжет сказки нового объекта (вместо репки другой овощ) так же модифицирует сюжет сказки, а значит, привлекает внимание ребенка.

На занятии проводится работа по расширению, уточнению словаря признаков, действий. Логопед объявляет, что дети могут помочь героям сказки собрать урожай, если назовут как можно больше прилагательных. Например, репа желтая, круглая, крупная, спелая, крепкая . Дети подбирают подходящие слова-действия: Как убирают овощи? Выдергивают, срывают, выкапывают, срезают . Отрабатывается употребление простого предлога ЗА: Внучка взялась ЗА бабку, бабка ЗА дедку и т.д.

В логопедической группе находятся дети с различными поведенческими нарушениями, коммуникативными проблемами. Самостоятельное управление куклами, речь от лица кукольного персонажа стимулирует выступать перед зрителями застенчивого, неуверенного в себе ребенка. Наблюдение за действиями театральных кукол организуют внимание, дисциплинируют гиперактивных детей. На занятиях кукла хвалит, поощряет ребят.

Занятия по обучению грамоте проходят увлекательнее, если использовать стилизованные буквы в виде зверей, птиц. Например, буква М – мышка, Л – лягушка, З – заяц, Л – лиса, В – волк и др.

Ролевые диалоги мы используем в работе по автоматизации и дифференциации звуков. На занятии применяются карточки, с одной стороны которых напечатан текст диалога, содержащий слова с необходимыми звуками, с другой – приклеена соответствующая картинка-иллюстрация.

Дети рассматривают картинки и выбирают карточку. Педагог читает напечатанный на ней диалог, обращает внимание детей на звучание слов, проводит беседу по содержанию, уточняет, какие выразительные движения и мимика могут помочь передать настроение персонажей. Дети повторяют текст, постепенно заучивая его наизусть, автоматизируя звуки. Затем самостоятельно его обыгрывают. Чтобы сделать декламацию более живой и интересной, дети могут использовать пальчиковые куклы, соответствующие содержанию диалога.

“Инопланетяне” (автоматизация звука в слогах).

Логопед предлагает поговорить с инопланетянами (показывается соответствующая иллюстрация), но предупреждает, что они понимают только слова со слогом ЛА. (привет).Далее ребенку предлагается запомнить и повторить три слога подряд, с разной интонацией. Например:

ЛА-ЛО-ЛА? – Как дела?

ЛА-ЛО-ЛА? – Как тебя зовут?

ЛА-ЛО-ЛА – (имя ребенка).

ЛА-ЛО-ЛА! – Поздравляем! Ура!

Аналогично можно автоматизировать любые звуки в различных слогах.

“По ягоды” (автоматизация звука Ш).

Проводится беседа по содержанию, уточняются поза, жесты, мимика, голос, движения.

– Куда вы, детушки?

– По ягоды, бабушка.

– Где же ягоды, детушки?

– Над землёй, бабушка.

– Уж не голубика ли, детушки!

– Нет, повыше, бабушка.

– Не малина ли, детушки?

Игры-имитации образов животных, людей используем во время динамических пауз, физкультминуток.

“Семейка на ферме”.

Один ребенок изображает грозного быка – смотрит исподлобья, тяжело дышит, крутит головой, бьет копытом. Другой ребенок – заботливая, ласковая корова. Третий ребенок – игривый жеребенок, который легко подпрыгивает.

Дети имитируют движения совы на охоте. Показывает, как она внимательно смотрит по сторонам, поворачивает голову очень медленно, прислушивается. Бесшумно парит в воздухе. Хватает когтями добычу.

Дети изображают рыбок, которые резвятся летним днем в прозрачной, теплой воде. Зима. Подо льдом рыбки медленно шевелят плавниками.

Дети изображают, как тыква поворачивается бочком к солнцу. Соленые огурцы и помидоры теснятся в банке.

Дети изображают козу в огороде, которая ворует капусту и боится, что ее увидит хозяйка.

Пластические этюды проводим и по текстам стихотворений.

Драматизация стихов. Ребенок повторяет текст стихотворения, изображая персонаж с помощью мимики, жестов и интонации.

Мышка в свою норку

тащит хлеба корку.

Маловат у норки вход,

Корка в норку не пройдет.

Имитация действий с предметами.

Дети изображают действия по тексту чистоговорки:

Пыль не пропала.

Пластические этюды, игры-имитации подбираем в соответствии с тематическим планированием и предлагаем использовать воспитателям, психологу, педагогам на музыкальных, физкультурных занятиях.

Далее представлен конспект занятия с применением театрализованной деятельности.

с квалифицированной коррекцией речи по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на материале лексической темы “Дикие животные нашего леса”.

Цель: обобщение полученного речевого опыта по теме “Дикие животные нашего леса”.

Образовательная область (о.о.) “Познание”:

– Расширять кругозор детей по теме “Дикие животные нашего леса”, представления детей о животных, их жизни.

– Упражнять в образовании и практическом употреблении притяжательных прилагательных.

– Продолжить формирование опыта по согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору прилагательных к существительному.

– Закреплять умение практического употребления сложносочиненных предложений.

– Закреплять правильное употребление предлогов и согласование слов в предложении.

– Упражнять детей в практическом применении навыков процесса текстообразования при описании животных.

– Развивать умение понимать обращенную речь, слуховое внимание.

– Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

– Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия.

о.о. “Физическая культура”:

– Обогащать опыт по основным движениям общей и мелкой моторики.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитный стендовый театр (изображения животных, хвостов животных); раздаточный материал для каждого ребенка: контурное незавершенное изображение животного, цветные карандаши; мяч; пособие “Кто прячется в лесу”.

Ход организации НОД

I. Вступительная часть.

– Встали возле стульчиков. Поиграем в игру. Сядет тот, кто назовет дикое животное.

Вот сколько животных вы уже знаете. Молодцы!

2.Введение в тему.

Логопед рассказывает адаптированную белорусскую сказку “Почему у медведя хвост короткий?”.

– Ребята, можете себе представить, что в далекие времена не было у животных хвостов. Ни у лисы, ни у медведя, ни у кабана. И только лев мог гордиться своим хвостом с кисточкой на конце. (Вывешивается изображение льва).

А знаете, жить без хвоста животным очень тяжело. Как вы думаете, почему? (Насекомых отгонять, удерживать равновесие, следы заметать).

И вот звериный царь, лев, издал указ: каждому зверю явиться получать хвост.

Стали звери собираться к царю.

II. Основная часть.

1. Подбор антонимов.

На доску вывешиваются изображения хвостов.

Логопед: Ребята, посмотрите, какие хвосты приготовил лев для зверей. (Логопед показывает хвосты, отличные по определенному признаку). Какие они?

длинный – короткий; пушистый – голый ; толстый – тонкий; пятнистый – полосатый; серый – белый.

2. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: Самой первой прибежала лиса. (Изображение). Плутовка сразу к делу приступила. (Логопед разъясняет слово “плутовка, плут” – хитрый, ловкий обманщик).

– Милостивый царь, – говорит она льву с поклоном. – Ты видишь, кто раньше всех откликнулся на твое повеление явиться? Я! Так позволь же мне выбрать хвост, какой захочу!

– Что ж, я не против, – отвечает лев.

Лиса кинулась к хвостам и выбрала самый красивый. Стал этот хвост называться “лисий”. (Хоровое, индивидуальное проговаривание слова “лисий”).

Логопед: Тут подоспела белка: хвост ей достался поменьше, чем лисий, но все же знатный (изображение белки). Лев назвал его беличий. (Дети повторяют слово “беличий”).

Логопед: У волка оказался волчий хвост (хоровое, индивидуальное проговаривание).

Далее аналогично образуются притяжательные прилагательные:

олений, рысий, лисий, кабаний, лосиный, бобровый, ежовый.

(Вывешиваются соответствующие изображения).

Логопед: Последним прискакал зайчишка-трусишка. Получил заячий хвост. Посмотрите, какой ему достался хвост.

Дети подбирают прилагательные: маленький, короткий, пушистый, серый.

Логопед подсказывает слово “куцый” – так говорят о животном с коротким хвостом.

Логопед: Обрадовался зайчишка, что ни волк, ни собака не смогут за такой хвост ухватиться.

Только медведь не успел на раздачу хвостов, проспал. Рассердился косолапый, заревел даже. А тут навстречу ему барсук: спешит-поторапливается, не может хвостом своим налюбоваться. (Повторение слова “барсучий”).

– Эй, барсук! – крикнул медведь. – А ну-ка давай сюда хвост!

– Нет, медведь не отдам! Разве можно такой красоты лишиться?

Решил медведь силой отобрать хвост и схватил барсука.

Не отдам! – завопил барсук, рванулся и побежал прочь.

А медведь смотрит – в лапах у него остался самый кончик барсучьего хвоста. Поразмыслил он, почесал затылок и прицепил себе этот кусочек – вроде хорошо.

А называется хвост медвежий.

3.Составление сложносочиненных предложений с союзами “А”, “И”.

Логопед: Теперь встречаются звери в лесу и рассматривают хвосты друг у друга. Ребята сравните хвосты животных .

Образец: Лисий хвост длинный , а заячий короткий.

Беличий хвост загнут вверх, а волчий опущен вниз.

Медвежий хвост бурый, а заячий серый.

Кабаний хвост голый, а беличий пушистый.

Кабаний хвост тонкий, а бобровый толстый.

Медвежий хвост бурый, прижатый к туловищу и лосиный хвост бурый, незаметный.

Рысий хвост короткий пушистый, а барсучий хвост длинный пушистый.

4. Динамическая пауза.

Белка прыгала по веткам,

Торопилась к своим деткам,

Дом у белочки – дупло,

Там уютно и тепло.

(Движения по тексту).

5. Отгадывание описательных загадок. Пластические этюды.

Логопед: Послушайте загадку. Бурый, неуклюжий, косолапый. У этого животного короткий коричневый хвост. Зимой спит в берлоге. Кто это? (Медведь). Назовите, чей у животного хвост? (У медведя медвежий хвост).

Какие слова встречаются в загадке? (слова-признаки).

Покажите, как передвигается медведь.

Логопед: Ребята, придумайте загадки со словами-признаками. Нужно не только рассказать о животном, но и показать, как оно двигается.

Выступающий ребенок предварительно сообщает логопеду, кого он будет описывать, изображать.

6. Согласование притяжательных прилагательных с существительными.

Логопед: Ребята, не только хвосты животных имеют свое название, но другие части. Послушайте, у лисы лисий хвост, лисья голова, лисье туловище, лисьи лапы. (Хоровое, индивидуальное повторение).

Логопед: Про что можно сказать волчий/волчья/волчье/ волчьи? (Волчий нос, волчья голова, волчье ухо, волчьи лапы и т.д.)

Игра с мячом “Чей, чья, чьё, чьи?”.

Логопед называет животное и задает вопросы: чья голова? чей нос? чье ухо? чьи лапы?

Дети составляют соответствующие словосочетания.

7. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Нет у зайчика избушки,

А живет он на опушке.

Не построил зайка дом

И ночует под кустом.

(Локтем опираются на стол. Указательный и средний пальцы разводят в стороны, остальные сжимают в кулачок).

8. Графическое задание.

У каждого ребенка контурное незавершенное изображение животного. Дети обводят по контуру и дорисовывают недостающую часть.

Логопед интересуется, что нарисовал ребенок.

Образец ответа: Я нарисовал беличий хвост.

9. Задание “Кто прячется в лесу?”.

(Вывешивается пособие “Кто прячется в лесу”).

Логопед: Назовите животных, которым принадлежат нарисованные части тела.

Образец ответа: В траве заячьи уши; в траве прячется заяц.

Из дупла виден беличий хвост; в дупле прячется белка.

За елкой видна волчья голова; за елкой прячется волк.

Под кустом видны медвежьи лапы; за кустом (в кустах) прячется медведь.

За холмом барсучья спина; за холмом прячется барсук.

Над ветками лосиные рога; за кустом лось.

Логопед: Ребята, вспомните всех животных, о которых мы сегодня говорили. Назовите, кто не встречается в лесу. Почему? (Лев. Это животное жарких стран).

III. Заключительная часть.

Логопед: Я напомню вам, что мы сегодня делали на занятии. А вы мне скажите, что вам понравилось больше всего.

Сегодня на занятии вы слушали отрывок из сказки и узнали, как звери получили свои хвосты. Научились образовывать новые слова-признаки. Загадывали и отгадывали загадки, изображали животных. Обводили по контуру и дорисовывали изображения животных. (Дети рассказывают, что им понравилось).

Театрализация логопедического процесса позволяет эффективно решать большой объем задач коррекционно-воспитательной работы. Театрализованные игры помогают в преодолении речевых нарушений, стимулируют познавательную деятельность, речевую активность ребенка, развивают творчество, воображение, формируют адекватное межличностное поведение, самооценку.

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. – М.: Педагогика, 1983.

4.Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: Дельта, 1998.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Издательство АСТ, 1999.

7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Институт практической психологии, 1997.

Театрализованная деятельность в работе логопеда

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с нарушениями речи. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста с нарушением речи – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию. Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача учителя-логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Я считаю, что в этом учителю-логопеду могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.

Элементы театра можно использовать на всех видах логопедических занятий, и в ходе режимных моментов. Главной целью использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Каждое индивидуальное логопедическое занятие я начинаю с артикуляционной гимнастики, которая воплощается в театральной форме: «Покажи, как волк скалит зубы», «Как облизывается кошечка», «Как кошка локает молоко» “как дышит собачка, высунув широкий язычок”) Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. и т.д.

Для достижения лучших результатов в работе, применяю нетрадиционные формы её проведения: бионергопластика (сопряженные действия пальцев и языка, кистей рук и языка – упражнения объединяю простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром). Для развития мелкой моторики, связной речи, координации речи и движения, использую пальчиковый театр.

Большое внимание на логопедических занятиях отводится упражнениям на развитие дыхания, формированию длительного выдоха, целенаправленной воздушной струи. Здесь не обходится без театрализованной игры: «Ты добрый ветерок, который спасет колобка от медведя», «Ты ураган, который разрушит дом».

В ходе вводного логопедического занятия «Знакомство с органами речи» в качестве сюрпризного игрового момента использую перчаточную куклу лягушку Квакушку. Ребенок может надеть ее на руку, открыть, закрыть рот лягушки, потрогать язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребенок это делает вместе с учителем-логопедом, двигает, выгибает язык, те же действия показывает на языке лягушки .

Лягушку-квакушку также можно использовать на фронтальных занятиях и является занимательным персонажем, создает благоприятный эмоциональный фон на занятии. Голова лягушки сшита таким образом, что с ее тыльной стороны можно вложить руку в язык, сделанный в виде красного мешка (размер языка позволяет это сделать). Манипулируя языком лягушки, демонстрируются артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. В целом работа с этой замечательной игрушкой повышает заинтересованность детей. Дети очень любят такую игру.

Квакушка также показывает детям пальчиковую гимнастику или физкультминутку. Когда дети хорошо освоят упражнения, им предлагается самим управлять куклой.

Целенаправленное, систематическое использование театрализованных игр в работе логопеда по коррекции речи, помогает в более короткие сроки закрепить, автоматизировать все речевые навыки, полученные детьми на занятиях. Ребенок становится более раскрепощенный, эмоциональный, уверенный в себе, что поможет наилучшим образом подготовить его к школе, что и является конечной целью логопеда.

И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

Театрализованные игры являются одним из важных элементов работы с детьми, с нарушениями речи. Они способствуют творческому развитию личности ребёнка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи, действенно – практической деятельности и социальной адаптации детей. Проведение театрализованных игр позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи.

Дизартрия, ОНР – в чем разница?

Дизартрия часто бывает частью ОНР (общего недоразвития речи), поэтому нередко в заключении врача стоят сразу два диагноза: ОНР 2 степени и дизартрия, ОНР 3 степени и дизартрия, ОНР 2 уровня, стертая дизартрия и т.д.

Дизартрия является расстройством произносительной стороны речи, возникновение которого связано с иннервацией артикуляционного аппарата. Речь пациентов с дизартрией – нечеткая, смазанная, приглушенная.

ОНР диагностируется при общем недоразвитии всех компонентов речи. У больных не развито произношение, словарный запас, фонематический слух и восприятие.

Отличие дизартрии от ОНР состоит в том, что дизартрия может быть изолированным заболеванием (если нарушается только иннервация), либо сопровождаться нарушением фонематического слуха, тогда как для ОНР характерны разные нарушения.

ОНР поддается коррекции достаточно сложно, так как логопед должен решать проблему всесторонне – развивать артикуляцию, фонематическое восприятие и другие нарушенные функции. В то время как дизартрия является скорее медицинской, чем педагогической проблемой, поэтому заниматься её преодолением должен, прежде всего, невропатолог.

Для того, чтобы объединить детей с ОНР в группы для проведения специальной коррекционной работы в соответствии с тяжестью речевого дефекта, логопеды выделяют четыре уровня развития речи: ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня и ОНР 4 уровня.

Что означает речевое заключение «ОНР 3 уровня, дизартрия»

ОНР 3 степени диагностируется при умеренных отклонениях в формировании разных сторон речи (сложные лексические и грамматические единицы). Для данного состояния характерно наличие развернутой фразы, аграмматичной речи, плохо дифференцированного звукопроизношения, отставание от нормы фонетических процессов. Для установления уровня развития речи необходима логопедическая диагностика.

ОНР 2 степени представляет собой грубую форму нарушения речи у детей, которые не могут самостоятельно продуцировать связные, четкие высказывания. Ребенок с ОНР 2 уровня может изъясняться только простыми фразами, допуская при этом вербальные ошибки, аграмматизмы.

Лексический запас у детей с ОНР 2 уровня скудный, навыки словообразования и словоизменения отсутствуют. Отмечается тяжелое нарушение звукопроизношения и фонематических операций. Для определения степени ОНР проводится психолого-логопедическое обследование.

Основными приоритетами коррекционной деятельности при ОНР и дизартрии являются следующие:

  • совершенствовать восприятие речи;
  • расширить словарный запас;
  • формировать распространенную фразу;
  • развивать грамматические языковые навыки.

Коррекция заболевания

Коррекционная работа по преодолению речевой дисфункции может проводиться как в индивидуальном, так и в подгрупповом и групповом формате (в условиях специализированных логопедических ДОУ).

Задачей логопеда в рамках коррекции ОНР 3 уровня и дизартрии является научить пациента справляться со следующими задачами:

  • усваивать грамматические нормы языка;
  • обогатить лексику;
  • совершенствовать фразовую речь;
  • развивать произносительные навыки;
  • подготовиться к обучению грамоте.

Прогноз и профилактика

Дети с диагностированным ОНР третьей степени могут посещать обычные общеобразовательные школы, однако им необходимо заниматься на школьном логопункте. Благодаря правильно организованному речевому режиму, регулярным занятиям с логопедами и точному выполнению их рекомендаций речь ребенка становится правильной и чистой.

Для профилактики отставания в речевом развитии необходимо предупреждать перинатальные и ранние постнатальные поражения центральной нервной системы, создавать благоприятную речевую среду и семейную обстановку, в которых растут дети.

Как правило, речевой прогноз при ОНР 2 степени и дизартрии благоприятен. Грамотное коррекционное обучение позволяет постепенно расширить вербальную активность и повысить уровень речевого развития.

Лечение

Построение логопедической работы при ОНР 2 степени и дизартрии предполагает тесный контакт с медицинскими специалистами: педиатрами, детскими неврологами, челюстно-лицевыми хирургами, реабилитологами.

В первую очередь проводятся мероприятия по лечению основного неврологического нарушения: медикаментозная терапия, лечебный массаж, физиотерапевтическое лечение. Открытая ринолалия требует проведения хирургической коррекции деформации лица («заячьей губы», «волчьей пасти»).

Дизартрия и анартрия

Анартрия – отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-мышечного аппарата, который обеспечивает её артикуляционный компонент, то есть коррекцию произносимых звуков и слов с помощью языка, глотки, щёк зубов. Пациенты, страдающие анартрией, понимают услышанную роль.

Дифференциальную диагностику дизартрии проводят врачи и логопеды Юсуповской больницы. С помощью современных методов нейровизуализации определяют место расположения очага поражения, который вызвал дизартрию, в головном мозге. Лечением пациентов занимается мультидисциплинарная бригада специалистов высокой квалификации.

Сходство и различие дислалии и дизартрии

Дислалия и дизартрия – две группы речевых нарушений, которые обладают внешней схожестью, поскольку в том и другом случае речь у детей непонятная, с неправильным произношением отдельных звуков или группы звуков. Чем отличается дизартрия от дислалии? Различия проявляются не только со стороны неврологического статуса, но и в психическом и речевом отношении.

У взрослых дизартрия может развиться у пациентов, которые перенесли черепно-мозговую травму, инсульт, страдают новообразованиями мозга, патологией церебральных сосудов или дегенеративными заболеваниями нервной системы.

При дислалиях неврологи не наблюдают грубых поражений центральной нервной системы. В отдельных случаях определяется органическая микросимптоматика. Проявления дизартрии:

  • Фонетические дефекты речи;
  • Неправильность пульса, дыхания;
  • Слюнотечение;
  • Нарушения голоса, выраженные в различной степени.

При функциональных дислалиях преимущественно страдает фонетическая сторона речи. Сердечная деятельность, дыхание, голос и моторика преимущественно не нарушаются. Только в случаях ринолалии (механической дислалии), когда имеют место анатомические дефекты нёба, появляется назальность (речь с носовым оттенком), нарушается дыхание и голос.

Сравнительная характеристика дизартрии и дислалии

Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и дислалии проводится после выявления дефектов нёба или других органов артикуляции. При дислалии у детей отсутствуют психические отклонения от возрастной нормы. Иногда имеют место временные задержки психического развития. В отдельных случаях дислалии протекают на фоне олигофрении. При дизартриях чаще встречаются задержки психического развития по органическому типу, иногда олигофрении.

Эмоционально-волевая сфера и характер детей с дислалией не страдают, в то время как у пациентов, страдающих дизартрией, в большинстве случаев наблюдается трудное поведение с неустойчивым настроением, сопровождающимся плачем, часто бывают аффективные вспышки.

Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения

В 96% случаев дизартрий встречается псевдопсевдобульбарная форма речевого расстройства. По степени поражения: третья, лёгкая степень дизартрии возникает при одностороннем поражении доминантного полушария, чаще левого, нижнего отдела передней центральной извилины. У пациентов возникают следующие изменения неврологического статуса:

Избирательный центральный корковый парез мышц артикуляционного аппарата (чаще языка). Это приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений. Особенно затруднён подъём кончика языка вверх;

Избирательное повышение мышечного тонуса, которое чаще всего концентрируется в мышцах кончика языка;

Нарушение темпа и плавность произношения.

Дизартрия второй, средней степени тяжести, возникает при одностороннем поражении коры доминантного полушария коры в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Развивается недостаточность кинетического праксиса (неспособность произносить серии звуков речи). Пациент вынужден искать нужный артикуляционный уклад, что замедляет темп и затрудняет плавность речи. Темп речи замедлен, страдает плавность, нарушения произношения звуков неоднозначны, непостоянны. Речь долго остаётся смазанной, нечёткой.

Тяжёлая дизартрия первой степени характерна для поражения нижних отделов премоторных областей коры головного мозга. У пациентов отмечаются трудности в воспроизведении серии последовательных движений. Возникает недостаточность кинетического динамического праксиса. В связи с этим дети испытывают большие трудности в автоматизации поставленных фонем (звуков речи), особенно слов со стечением согласных. Речь становится напряжённой из-за трудностей при воспроизведении серии последовательных движений.

Коррекция дизартрии и дислалии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии в Юсуповской больнице проводится на фоне медикаментозной терапии и реабилитации. Неврологи назначают лекарственные препараты, оказывающие ноотропное действие, витаминно-минеральные комплексы. Реабилитологи применяют следующие виды восстановительной терапии:

  • Сегментарно-рефлекторный и точечный массаж;
  • Акупрессуру;
  • Иглоукалывание;
  • Лечебную физкультуру;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Механотерапию.

При органических формах ринолалии устраняются анатомические дефекты:

Изготавливается индивидуальный глоточный обтуратор;

Проводится хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, хейлопластика, велофарингопластика);

Выполняется аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки.

Для устранения назальности при функциональной ринолалии (дизартрии) применяют физиотерапевтические методы лечения и психотерапевтические методики. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии, вызванной расщелиной твёрдого нёба, проводят до операции и после хирургического вмешательства. В дооперационном периоде проводят артикуляционную и дыхательную логопедический массаж (вибрационный массаж мягкого нёба и пальцевой массаж фрагментов твёрдого нёба). На этом этапе работают над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивают силу и гибкость голоса, расширяют словарь ребёнка, воспитывают слуховое внимание и фонематический слух.

Целью работы по коррекции ринолалии в послеоперационном периоде является закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. Для этого проводят массаж послеоперационных рубцов нёба, развивают полноценное нёбно-глоточное смыкание, вырабатывают дифференцированное ротовой и носовой выдох. Логопеды произношение звуков, устраняют назальный оттенок голоса, работают над ликвидацией пробелов во фразовой речи и лексико-грамматическом строе.

Клиника реабилитации Юсуповской больницы предлагает услуги высококвалифицированных логопедов для взрослых лиц, страдающих дизартрией после перенесенных инсультов головного мозга, черепно-мозговых травм и других заболеваний, которые привели к развитию нарушения речи. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа занятий, позволяющая восстановить речь в короткие сроки. Для того чтобы пройти диагностику и лечение дизартрии, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.

Нарушение звукопроизношения (дислалия, дизартрия)

Мы часто встречаем не только детей, но и взрослых с неправильным звукопроизношением. Это картавость, шепелявость и другие дефекты речи. Многие взрослые не замечают своих дефектов, а некоторые видят в них «изюминку», видя некоторое сходство с «дедушкой Лениным»(да, в моей практике были и такие случаи).

Что же такое дефект речи и как с ним бороться

Дефектом речи не является иностранный акцент, диалектное произношение («Окание», «Гекание» и проч.) а также возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие)

Нарушением (дефектом) речи считается стойкое отклонение от нормы, которое не преодолевается спонтанно без помощи специалиста.

Внешне нарушение звукопроизношения может выражаться:

  • в пропуске «трудного» звука («Каова» вместо «корова»),
  • Замене одного звука другим («лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо лампа)
  • Дефектном произношение звука (гортанное произношение звука Р)

В зависимости от причин которые вызывают дефект, нарушения звукопроизношения разделяют на две группы дислалия и дизартрия.

Дислалия

Дислалия (дис – нарушение, лалия – речь) – есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).

Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).

При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.

ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ

Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.

Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).

Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.

У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.

Случай из практики

Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77 , а так же заполнив форму ниже.

Ежедневно с 10:00 до 21:00

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: