Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 31.10.2017

Статья просмотрена: 1423 раза

Библиографическое описание:

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников / Е. Б. Дьяконова, А. В. Касьянова, Т. Ю. Марченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2778/ (дата обращения: 18.01.2022).

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Нарушения речевого развития детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Театрализованная (театрально-игровая) деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка. В ней формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие и способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников.

В театральной игре каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В театрально — игровой деятельности у детей расширяется игровой опыт, развивается связная речь, улучшается интонационная выразительность, появляются умения, направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

– игры в кукольный театр;

– игры, направленные на выражение основных эмоций, на развитие воображения, памяти и внимания.

Принципы коррекционной работы с детьми с ЗРР, основаны на театрализованной деятельности, построены на фундаментальных положениях общей, возрастной и специальной психологии, а личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения.

Можно выделить следующие специфические принципы театрализованной деятельности:

  1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальнейшей цели.
  2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
  3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
  4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:

– театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);

– детского и взрослого искусств;

– театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка;

– ребенка и ребенка, ребенка и продуктов театральной культуры;

– специально организованной и самостоятельной деятельности.

  1. Принцип обучения и творчества, означающий целенаправленное и планомерное усвоение ребенком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач по этапам:

– ориентировка ребенка в новой для него театрализованной деятельности, где доминирует обучение, внесение элементов творчества;

– побуждение к сотворчеству со взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение;

– самостоятельный поиск решения творческих задач.

Театрально-игровая деятельность способствует развитию:

– психофизических способностей (мимики, пантомимики);

– психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и др.);

– речи (монолог, диалог);

– творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей:

– разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

– владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостным, теневым, игрушки, пальчиковым и др.);

– амплификация (обогащение) театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии);

– изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

Театральная игра способствует развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и умению общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Такие игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные.

Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы. Также они способствуют адаптации детей в коллективе сверстников и создают предпосылки для успешной учебы в школе — в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально-психологического компонентов.

Ребенок, в своей жизни совершает любые действия естественно и оправданно. Он не задумывается над тем, как например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Маленькие спектакли (этюды) развивают умение общаться с людьми в различных ситуациях. Этюды — это своеобразная школа, в которой дети постигают азы актерского мастерства, основы кукловождения. Этюды и упражнения, используемые в театральной деятельности разнообразны:

– этюды, направленные на развитие внимания, фантазии;

– этюды, направленные на развитие мимической моторики, на выражение основных эмоций;

– этюды, направленные, на развитие памяти;

– упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

– задания для развития речевой интонационной выразительности;

– пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;

– упражнения на развитие выразительноймимики;

– отдельные упражнения по этике во время драматизации.

Разыгрывая этюды по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

У ребенка с задержкой речевого развития наблюдается перенапряжение всех или отдельных групп мышц или расслабленность движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц.

Речевые игры и упражнения, используемые в тетрализованных постановках, направленны на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

Читайте также:
НОД по теме ‘Знакомство с республикой Армения’

– дыхательные и артикуляционные;

– дикционные и интонационные;

– творческие (со словом).

Поскольку у дошкольников еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат, заниматься с ними специальной профессиональной подготовкой невозможно. Необходимо объяснять детям, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо опираться на их эмоциональный мир и познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного героя, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. В дальнейшем из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Совместная театрализованная постановка с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Творческая деятельность вовлекает в процесс даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

Таким образом, использование театральных средств, атрибутов и их элементов в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает интерес у детей к логопедическим занятиям, способствует успешной коррекции недостатков речевого развития детей. Применение элементов театрализации оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, усвоение способов невербального общения: овладение мимикой, жестами, использование их в практике общения; развитие связной, диалогической речи. Все это свидетельствует об эффективности использования в работе логопеда театрализованной деятельности.

  1. Акулова О. А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
  3. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. СПб., 2001
  4. Сизова О. Б. Шесть шагов к развитию речи. Система игровых занятий по развитию речи на основе русских народных сказок. М., 2001.
  5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников.

Похожие статьи

Игровые этюды как средство формирования. | Молодой ученый

ребенок, театрализованная деятельность, игра, этюд, упражнение, умение, развитие, театральная игра, голосовой аппарат, коммуникативная сфера. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного.

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность как средство развития речи.

К воспроизведению образов персонажей в театрализованных играх дети подводятся постепенно: сначала

Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2006. Чистякова М. И. «Психогимнастика» — М.: Просвещение, 1990.

Театральная деятельность как средство развития творческих.

Все это может дать театрализованная деятельность. Театральное творческое объединение имеет свои принципы, свой алгоритм работы.

Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной.

Театрализованная деятельность — важнейший фактор.

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через.

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка — всегда праздник.

Театрализованные игры как средство активизации речевой.

игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок, действие, речевое развитие, игровая деятельность, дошкольный возраст, речь, ролевая игра, роль. Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка. В процессе данной деятельности, дети при помощи взрослого.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании.

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение.

Театрализованная игра как эффективное средство социальной.

театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность, эмоциональная сфера ребенка, дошкольный возраст, эмоциональное обусловливание, эмоциональное развитие, игра, внешнее выражение.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

Лариса Самодаева
Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих способностей.

• Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.

• Привлечь внимание педагогов к театрализованной игре.

• Выяснить образовательные потребности логопедов в вопросах речевого развития.

• Познакомить педагогов и с разными видами театров.

• Научить педагогов изготавливать некоторые виды театральных пособий.

Участники: учителя – логопеды.

Форма проведения: мастер – класс.

беседа, продуктивная деятельность логопедов, диалог, театрализованная игра, анализ результатов.

Ход мастер – класса:

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на мастер-классе.

2. Основная часть

Работая длительное время с детьми с ОНР в группе компенсирующей направленности понимаешь, что зачастую традиционные приемы и методы обучения не позволяют достигнуть поставленных целей и задач.

Поставленные звуки очень долго и трудно вводятся в обиходную речь. Очень сложно работать над интонационной выразительностью речи. Эмоциональность, мимика у многих детей развита недостаточно. Дети скованны, зажаты, закрыты для общения. Связная речь формируется с запозданием.

Мне хотелось бы видеть не только чистое произношение звуков наших детей, но чтобы дети в совершенстве владели всеми компонентами речи. Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми.

Этому способствует, театрализованная деятельность.

Как вы думаете, что наши дети любят делать в детском саду? (Ответы).

Совершенно верно вы подметили, что наши дети много играют. Ни для кого не секрет, что игра является ведущим видом деятельности в детском саду.

Читайте также:
Звук и буква У - занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

Театрализованная деятельность воспринимается детьми как игра, поэтому детей легко вовлечь в неё.

Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться, а под умелым ненавязчивым воздействием взрослого становится податливым как пластилин.

Создавая ту или иную игровую ситуацию, можно закрепить поставленные звуки, отработать те или иные грамматические упражнения, пополнить словарь детей новыми словами, активизировать развитие связной речи. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра.

Основные направления работы в театрально – игровой деятельности: Слайд 3

1.Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2.Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Учитывая особенности детей с нарушениями речи, мы понимаем, как им тяжело даётся каждый шаг на пути к успеху. Поэтому, конечно же, не очень целесообразно вовлекать их сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми, имеющим нарушения речи.

2.1. Первый этап – подготовительный Слайд 4

Здесь мы показываем и учим средствам выразительности, с помощью которых дети могут показать свои эмоции, а также позволяют более раскрепощенно общаться друг с другом. Этот этап хорош ещё тем, что, несмотря на то, что речевые возможности детей на недостаточном уровне, дети могут общаться друг с другом, используя весь арсенал выразительных средств (мимика, жесты).

Я использую в своей работе:

– задания для развития речевой интонационной выразительности;

– Предлагаю участникам мастер-класса задания, направленные на развитие мимики, эмоций, пантомимики.

1. Театр «Мимическая гимнастика»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Передавалки»

МИМИЧЕСКАЯ ИГРА «Угадай, что изображаю»

2. Театр «Эмоций”

Эмоции – это когда мы смотрим на лицо человека и понимаем, какое у него настроение. Для вас это задание должно быть лёгким. Сейчас только нужно вспомнить наших знакомых гномов. Какую эмоцию вы видите на лице каждого гнома?

Изображения гномов: грустного, весёлого, злого, удивлённого, испуганного.

Называют эмоцию, а затем рассказывают стихотворения, передавая эмоции голосом, мимикой.

3. Игра-пантомима «Жадный пес»

Логопед читает текст,дети имитируют движения по тексту:

4. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

а) Скажите так, чтобы Вам поверили, что приехал цирк.

б) Произнесите фразу «Ах ты, зимушка – зима, все дороги замела» (укоризненно, ласково).

в) Передайте повествовательную, восклицательную и вопросительную интонацию.

Рано – рано выпал снег.

– Это снег? Не может быть!

На дворе? Не может быть!

На траве? Не может быть!

В декабре? Не может быть!

Неужели это снег?

Не поверил человек.

2.2. Второй этап – использование театрализованных игр на логопедических занятиях и в свободной деятельности Слайд 5

На этом этапе мы ставим перед собой задачи:

• Развивать дыхание, динамику, темп, интонацию речи.

• Совершенствовать артикуляционный аппарат.

• Развивать пальчиковую моторику.

• Стимулировать активную речь за счёт расширения словарного запаса.

• Формировать диалогическую, эмоционально-насыщенную, выразительную речь.

Рифмовки – трудноговорки/скороговорки на развитие дикции

Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.

Дом у дуба, у дуба Люба нам глядеть на Любу любо.

Добавить слово по рифме

Съел Сережа на обед, целых пять больших (сосисок, блинов, котлет).

Я надел большую шляпу, чтоб похожим стать на (Бармалея, папу, Боярского).

Развивать пальчиковую моторику.

– Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

Это упражнения на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, длинные.)

«Бусы и шкатулочка»

«Рисуем бусами»

Логоритмика с логопедами

(речевая игра с движениями и элементами театрализации)

Работая с детьми с ОВЗ мы знаем, что часто очень сложно удержать внимание детей, многие дети очень быстро истощаются, теряют интерес к процессу обучения, несмотря на многочисленные приемы, которые мы используем на занятиях (смены видов деятельности, подвижные речевые игры, физминутки) всё равно дети устают и не усваивают предлагаемый материал. А нам надо достигнуть определенные цели, научить, дать знания, умения. Поэтому в занятия можно включать театрализованные игры, которые очень разнообразны.

2.3. Третий этап – инсценировки, драматизации Слайд 6

• Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

• К этому этапу можно приступать тогда, когда большинство детей научилось владеть выразительными средствами языка, понимают, как можно использовать полученный ранее опыт.

Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

• Способствует самопознанию и самовыражению личности;

• Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение.

Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической, диалогической речи детей, что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик»

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

Мы должны, отгадав загадки, узнать, какие костюмы спрятаны в сундуке, а по костюмам догадаться название сказки, которую мы, как настоящие артисты, сможем сыграть.

Театра загадок

2.4. Виды театров, используемые в работе. Слайд 7

Пальчиковый театр

• Способствует развитию речи, внимания, памяти;

• формирует пространственные представления;

• развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

• повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

• Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок или магнитный театр

• Развивают творческие способности;

• Содействуют эстетическому воспитанию;

• Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Читайте также:
Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки

• Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Конусный театр

• Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

• Сопровождать движения пальцев речью;

• Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

• И магнитный и настольный театр, театр картинок использую на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

Театр на перчатке

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

• Помогает справиться с переживаниями, страхами;

• Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба- бо.

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Театрализованная деятельность Слайд 8

• Развивает двигательную активность;

• Расширяет знания об окружающем мире;

• Позитивно влияет на эстетическое чувство;

• Влияет на речевую активность ребенка;

• Закладываются основы нравственного воспитания;

• Является основой для развития творческих способностей;

• Прививает устойчивый интерес к литературе;

• Способствует развитию коммуникативных способностей – умению общаться с другими людьми.

2.5. Практическая деятельность (изготовление слона). Слайд 9

Логопеды выполняют задание, используя схему)

Слон трубит на всю округу –

У него благая весть,

И трубу ему не надо,

Потому что хобот есть!

3. Заключительная часть. Подведение итогов

Уважаемые коллеги, вот и подошла к концу наша встреча.

Несколько слов напоследок:

Театральная деятельность формирует выразительность речи ребёнка, интеллектуальность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Вы принимали активное участие в играх, упражнениях, активно участвовали в совместном творчестве, высказывали свою точку зрения.

А на прощание я попрошу вас оставить свои впечатления от нашей встречи в творческой форме, используя фломастеры и стикеры (Под музыку).

3.1. Рефлексия «Маска» Слайд 10

– Всем участникам и гостям нашего мастер-класса:

“Я хорошего желаю настроения,

И свечения волшебного в глазах!

Пусть счастливым будет каждое мгновение,

Каждый день пусть будет в чудесах!

Использование биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений у дошкольников «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский.

Логоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников Суть логоритмики и ее польза для детей имеющих речевые нарушения. [/b] Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Метод массажа в коррекции речевых нарушений Метод массажа в коррекции речевых нарушений. Логопедический массаж, как один из методов коррекционно – педагогического воздействия при ряде.

Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений «Массаж ложками» Нетрадиционные приемы коррекции речевых нарушений. Массаж ложками. Еще одним из из нетрадиционных приемов коррекции речевых нарушений является.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Театрализованная деятельность как средство коррекции детей с ЗПР Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным… Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР» Слайд 2 Федеральные государственные.

Театрализованная деятельность как средство развития речевых и творческих способностей детей Никулина Д. В., воспитатель МБДОУ №31 «Колокольчик» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и речевых навыков детей ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей.

Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений
консультация по логопедии на тему

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Скачать:

Вложение Размер
teatralizovannaya_deyatelnost_detey.docx 23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность детей,
как средство преодоления речевых нарушений

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Функции детской игры определяются её психологическими особенностями, раскрытыми в исследованиях Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:

– катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний) ;

– регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния) ;

– коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки) .

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

– игры в кукольный театр;

– игры – представления (спектакли) .

Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог) .

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Данные упражнения делятся на три вида:

– дыхательные и артикуляционные;

– дикционные и интонационные;

– творческие (со словом) .

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребенка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте.

Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль – та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Творческая игра – драматизация является условием, в котором развивается коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков, формируется умение показать своё отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а так же формирование чувств партнера, то есть умение действовать совместно с другими детьми.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа – весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дающая ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная нестабильность.

Игровая деятельность детей характеризуется синкретичностью, так как содержит элементы самых разных видов творчества: словесное, двигательное, музыкальное, изобразительное. Отличительная особенность драматической формы – соединение артиста, зрителя, декоратора в одном лице, то есть театральное творчество имеет характер синтеза, в процессе которого опосредованно корригируются психофизические, эмоциональные, речевые процессы.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:

– экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела) ;

– предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы) .

В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», то есть выверенные хронологические, логические, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовой речевой материал в свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребенка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других) . И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедической группы детского сада. В группе оборудован специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются: куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма-занавес.

В музыкальном зале есть сцена, занавес, стилизированные театральные колонны, где отведено место мини-театру. Есть костюмерная и гримерная.

К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов, составлении афиш и пригласительных билетов. Конечно, самыми благодарными зрителями детских спектаклей выступают мамы, папы, бабушки и дедушки.

Особенности театрализованной деятельности детей с нарушением речи:

– Распределяя роль в игре-драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребенок, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях: учатся «рычать как мишка» «жужжать как пчела», «шипеть как гусь». «Высший пилотаж» в театральной деятельности – участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но все-таки некоторые дети, достигшие определенных успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью. В детском саду работает театральный кружок «Сказка» для занятий наиболее артистичных детей. С ними отдельно занимается музыкальный руководитель.

Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение – побуждение, обращение – вопрос, обращение – сообщение) ; овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической речи.

Таким образом, искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми-логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является театральная деятельность. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи). Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей нами была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Общее недоразвитие речи у детей рассматриваются, прежде всего, как нарушения средств общения. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия.

Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

  • игры в кукольный, теневой, пальчиковый театры;
  • игры – драматизации;
  • игры – представления (спектакли).

Драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Ролевой диалог является частью непосредственной образовательной деятельности, введением в тему создаёт предпосылку для создания проблемной ситуации и одновременно способствует развитию навыков диалогической речи, как основы коммуникации.

Основные направления воспитательной работы в театрально – игровой деятельности:

  1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
  2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
  3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

В логопедических группах нашего учреждения обучаются дети с речевыми проблемами. Для определения начального уровня речевого развития используются следующие методы:

  • метод вопросно – ответных форм (диалог);
  • метод пиктограммы;
  • метод эмпатии;
  • пересказ;
  • поиск рифмы;
  • игровые методы (доскажи словечко и др.).

С помощью них выявляется начальный уровень будущего воспитанника нашего дошкольного учреждения. Как правило, общий уровень развития детей, приходящих в логопедические группы невысок. В работе с воспитанниками большое внимание уделяем театрализовано – игровой деятельности, коррекции их речевых и коммуникативных навыков.

Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:

  • театрализованные игры – этюды;
  • речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
  • игры – драматизации;
  • игры в кукольный театр;
  • занятия по сценической речи;
  • метод пантомимы;
  • инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
  • обогащение зрительного театрального опыта;
  • изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

Одним из методов, которые применяем в работе с детьми, являются театрализованные игры. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная, фольклорная или художественная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из которых, в свою очередь, подразделяются на несколько видов).

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, кукольный (бибабо), пальчиковый, театр игрушек, кукол, картинок.

Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи, словарного запаса, грамматического строя и др.) с другой.

Поэтому считаем необходимым, использовать театрализованную деятельность в работе с детьми с ОНР.

Дети с удовольствием участвуют в играх – драматизациях. Стараемся находить индивидуальный подход к детям, учитывая их интересы, желания, умения и навыки.

Основными принципами театральной игры являются:

  • Специфичность данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Комплексность (взаимосвязь театральной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка).
  • Импровизационность (театрализованная игра рассматривается, как творческая деятельность , что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению).
  • Интегративность (целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс).

Подводя итог работы, хочется сказать, что мы учим ребёнка быть коммуникативным, обучаем его грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих его событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать людей.

Активно проводим в детском саду работу с родителями: собрания, консультации, семинары, открытые занятия, конкурсы, семейные олимпиады, фольклорные праздники, викторины, спартакиады, КВН. Ежедневно задаем родителям домашнее задание по изучаемым темам для закрепления с детьми пройденного материала. Ведь работа по коррекции речи ребенка невозможна без постоянных упражнений и родители оказывают неоценимую помощь в нашей совместной работе.

В дальнейшем мы продолжим начатую работу по данной тематике т.к. она чрезвычайно актуальна.

Логопеду, коррекционная педагогика. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста

Логопеду в ДОУ, коррекционная педагогика. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Работая с детьми, с речевыми нарушениями, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Главной целью учителя-логопеда является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь детям, подменив процесс монотонной и неинтересной работы над речью, увлекательной и интересной игрой.

Логопеду, Коррекционная педагогика. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность – это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества. Она глубоко лежит в детской природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры — драматизации, инсценировки, кукольные представления. Огромное значение имеет театральная деятельность для развития речи ребенка, ее выразительности. Театрализованная игра раскрепощает ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, так как принимая на себя роль ребенок говорит от имени персонажа или куклы.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).

Таким образом, можно выделить задачи коррекции речи решаемые через театрализованную деятельность детей с нарушением речи:

  1. Совершенствование познавательных процессов.
  2. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
  3. Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника.
  4. Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.
  5. Овладение импровизационными умениями.
  6. Закрепление, активизация и обогащение словаря.
  7. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
  8. Воспитание звуковой культуры речи.
  9. Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой, движением основные эмоции.
  10. Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к другу.
  11. Творческие игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию.
  12. Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм.

Основные направления работы с детьми:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Чистоговорки и скороговорки.
  3. Пластические этюды.
  4. Мимические этюды.
  5. Упражнения на воображение.
  6. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
  7. Упражнения на имитацию движений.
  8. Упражнения на активизацию словарного запаса.
  9. Упражнения на интонационную выразительность.
  10. Упражнения на формирование разговорной речи.
  11. Упражнения на отбивание ритма.
  12. Упражнения на речевое дыхание.
  13. Игры со словами и без слов.
  14. Хороводные игры.
  15. Подвижные игры с героями.
  16. Обыгрывание эпизодов.
  17. Инсценирование сказок, потешек, стихов.
  18. Показ театрализованных представлений.

Методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка

  • театрализованные игры – этюды;
  • речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
  • игры – драматизации;
  • игры в кукольный театр;
  • занятия по сценической речи;
  • метод пантомимы;
  • инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
  • обогащение зрительного театрального опыта;
  • изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей. Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО. Разработана программа театрального кружка.

Созданы картотеки игр и упражнений: «Игры по развитию речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры», картотека мнемотаблиц. Созданы презентации «Виды театров», «Мир театра».

Виды театров

1. Пальчиковый театр использую как элемент логопедического занятия

Используется:

— для инсценирования русских народных сказок.

— для разыгрывания коротких диалогов.

Речевой материал, который изучался на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т.е. прослеживается связь с лексической темой занятия. Идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки

2. Конусный театр

  • Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
  • Сопровождать движения пальцев речью;
  • Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

И магнитный и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

3. Театр Би–ба-бо

Театр Би–ба-бо хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

4. Театр теней

Проводя элементарные манипуляции с персонажами, ребенок получает
возможность почувствовать динамику, последовательность событий.

5. Театр масок

Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…

6. «Сценический театр»

Ребенок сам становится персонажем: это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём. Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Автор: Лашина Ольга Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: п. Ромоданово, Ромодановский район, Республика Мордовия

Дата изменения: 25 апреля, 2020
Дата публикации: 22 апреля, 2018

Презентация “Театрализованная деятельность дошкольников как средство преодоления речевых нарушений”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Аришина Л.Я. ,Учитель-логопед

высшей квалификационной категории .

Городской округ Выкса.

« … драматизация,

основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монологической, диалогической)».

С.С.Выготский

МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Диагностика развития речи. Обработка и анализ данных диагностики.

Выявление проблемного поля

Определение содержания и форм реализации деятельности

достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка.

нарушенной речи дошкольников с ОНР через театрализованную деятельность

Реализация через НОД, игровую

Задачи коррекции речи решаемые через театрализованную деятельность детей с ОНР

  • Совершенствование познавательных процессов.
  • Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
  • Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника.

4.Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.

5.Овладение импровизационными умениями.

Закрепление, активизация и обогащение словаря.

Развитие и совершенствование

грамматического строя речи. Воспитание звуковой культуры речи. Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой, движением основные эмоции.

Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к другу.

Творческие игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию

Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм

Игры и упражне ния

игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

на основе текста

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры- импровизации с разыгрыванием сюжета (или сюжетов) без предварительной подготовки.

Распределяя роль в игре-драматизации, мы учитываем речевые возможности каждого ребёнка в определенный период логопедической работы.

Стремимся дать ребёнку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Не имеет значение, какую роль исполняет ребёнок, важно, что он создаёт образ несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь.

Стимулируем желание получить роль персонажа – это мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Опыт показывает, что дети охотнее и активнее занимаются на логопедических индивидуальных занятиях, зная, что будут участвовать в театрализованной деятельности.

Содержание работы

  • Работа с родителями: подготовка атрибутов, анкетирование, проведение «круглых столов», привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности.
  • Музыкальный руководитель: подбор музыки, танцев, разучивание с детьми театральных этюдов, упражнение на развитие выразительности мимики, пантомимики, слушание музыки.
  • Воспитатели: просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним, игры драматизации, закрепление материала в продуктивной деятельности.
  • Логопед: подготовительная работа упражнение по дикции (артикуляционная гимнастика), пальчиковый тренинг, задания для закрепления речевой интонационной выразительности, коррекционно-развивающие игры, закрепление разученных этюдов и упражнений на коррекционных занятиях.

Упражнения на дыхание.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Эмоциональные и музыкальные задания

Упражнения на развитие чувства ритма

Опыт показал:

  • Театрализованная деятельность – это эффективный метод развития речи, коммуникативных навыков, эмоционально-
  • волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей.

Целенаправленная коррекция речи детей с ОНР через адекватную возрасту совместную деятельность и специально организованную систему, включающую организацию театрализованной деятельности–

позволяют успешно компенсировать речевое недоразвитие

Значение театрализованной деятельности

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

  • Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире • •

Происходит развитие различных

анализаторов: зрительного, слухового,

    Активизируется и совершенствуется

словарный запас, грамматический строй речи,

звукопроизношение, навыки связной речи,

интонационная сторона речи, темп,

  • Совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений
  • Развивается эмоционально-волевая сфера;
  • Происходит коррекция поведения
  • Формируется опыт поведения
  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности
  • Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений

    Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации звуков

    Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.

    Поэтому на логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков мы стали использовать театрализованную деятельность. Главной целью для нас является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

    Театрализованные игры предполагают произвольное воспроизведение какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используем при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.

    Новые задачи ставит перед ребенком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого. При этом детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль.

    Участники игры — инсценировки неоднократно вступают между собой в речевой контакт. Продолжается работа над чистотой и правильностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развертывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обуславливают естественные замедления речи и смысловые паузы.

    Сказки подбираются по количеству участников с учетом структуры дефекта. Очень часто вводим в знакомые сказки новых героев, обеспечивая вовлечение большего количества детей. Иногда по мотивам хорошо знакомых сказок «сочиняем» свои.

    Умелое использование театрализованных игр на этапе автоматизации звуков позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.

    Ниже представляю конспекты «своих» сказок по мотивам сказки «Теремок».

    Конспект занятия с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок»

    Цели занятия:

    – Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков, автоматизация и дифференциация их стихотворной и связной речи.
    – Продолжение работы над звуковым анализом слов.
    – Составление сложноподчиненных предложений.
    – Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    – Согласование числительных с существительными.
    – Работа с деформированным предложением.
    – Работа над интонационной выразительностью речи.

    – Шапочки животных: (мышка, лягушка, сова, лиса, заяц, ежик, медведь).
    – Макет теремка.

    – Заучивание детьми четверостиший.

    В зал входит Фея (воспитатель).

    Фея: Я пришла к вам из волшебной страны.
    Что это за волшебная страна, где всюду происходят чудеса,
    Где каждый зверь и даже птица, умеют разговаривать и веселиться?
    Да, я говорила о стране Сказок. Вот вам мой волшебный клубочек.
    Он поможет попасть в страну Сказок.

    Логопед: Вы хотели бы попасть в страну сказок? Давайте покатим наш клубочек и посмотрим, куда он нас приведет.

    Шторы раздвигаются, за ними – теремок.

    Все мы знаем, все мы верим:
    Есть на свете чудный терем.
    Вот он чудо – теремок,
    Он не низок, не высок.

    Ребята, вы тоже превратились в сказочных героев (надеваются шапочки животных). Сказка «Теремок» начинается.

    Логопед: Терем, терем, теремок, он не низок не высок. Бежала мимо мышка-норушка.

    Я маленькая мышка, я по лесу хожу.
    Ищу себе домишко, ищу, не нахожу.

    Логопед: Увидела мышка теремок, постучалась и спрашивает…

    Мышка: Тук, тук, кто в теремочке живет ?

    Логопед: Никто ей не отвечает. Обошла мышка вокруг теремочка и видит: висит на двери замок, а в нем записка: «Замочек откроется, если сосчитаешь, сколько слогов в словах теремок и мышка», (ребенок считает слоги).

    Логопед: Замочек открылся. Вошла мышка в Теремок и стала в нем жить – поживать.

    Слышите, дети, кто-то скачет к теремку?

    Речка, мошки и трава. Теплый дождичек, ква-ква.
    Мы лягушки, мы квакушки дождя и сырости подружки.

    Логопед: Увидали лягушата Теремок, и давай стучаться в двери.

    Лягушки: Тук, тук, открывайте двери !

    Лягушки: Это мы, лягушки-квакушки. А ты кто?

    Мышка: Я мышка – норушка.

    Логопед: Пустим мы вас, лягушата в Теремок, если соберете и сосчитаете шишки и грибы, которые вокруг Теремочка растут.

    Проводится игра «Кто быстрее». Затем дети по очереди считают собранные шишки и грибы, согласуя числительные с существительными.

    Мышка: Заходите, лягушата в Теремок, будем вместе жить.

    Логопед: Стали они вместе жить. Живут себе, не тужат, крепко дружат.

    Летала по лесу сова. Увидала теремок и спрашивает…

    Сова: Кто в Теремочке живет, кто в невысоком живет?

    Мышка: Я, мышка – норушка.

    Лягушки: Мы лягушки-квакушки. А ты кто?

    А я сова-сова, совиные глаза,
    На суку сижу, во все стороны гляжу.
    Пустите меня в Теремок.

    Логопед: Терем-Теремок – это наш дом. Пустим мы тебя, Совушка, если правильно выложишь цветными кубиками слово ДОМ, (сова выполняет задание; ее пускают в дом).

    Стали они жить все вместе. Живут себе, живут, ватрушки жуют. Вдруг слышат, кто-то бежит к Теремку. Выбежала из леса лиса.

    Хвост пушистый, мех золотистый,
    Я кумушка-лиса, всему лесу я краса.
    Тук, тук, кто в Теремочке живет?

    Мышка: Я, мышка-норушка.

    Лягушки: Мы, лягушки-квакушки.

    Сова: Я, совушка — сова. А ты кто?

    Лиса: А я лисонька-лиса. Пустите меня в Теремок.

    Логопед: Пустим мы тебя, лисонька, если расскажешь, почему ты хочешь жить в Теремке?

    Ребенок составляет сложноподчиненное предложение типа: «Я хочу жить в Теремке, потому что…». Его пускают в домик.

    Логопед: Стали они жить вместе. Живут себе, живут, песенки поют. Вдруг слышат, кто-то бежит к Теремку и громко хрюкает. Это свинка — острая щетинка. Подбежала к Теремку и стучится.

    Свинка: Тук, тук, тук, кто в Теремочке живет, кто в невысоком живет?

    А я свинка – острая щетинка,
    Хвостик крючком, носик пятачком.
    Пустите меня в Теремок.

    Логопед: Пустим, свинка, если назовешь всех жителей Теремка ласково.

    Ребенок составляет слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

    Заходит в Теремок.

    Логопед: Стали они вместе жить. Живут себе, не тужат, крепко дружат.

    Кто-то скачет к теремочку. Зайки прискакали на нашу полянку.

    Зайки: Тук, тук, кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?

    А мы зайки-побегайки,
    Чуткие ушки, быстрые ножки.
    Пустите нас в Теремок.

    Логопед: Вы, зайчата, такие веселые, задорные, что всем жителям Теремка захотелось с вами поиграть.

    Физминутка – подвижная игра «Зайка».

    Логопед: Ну вот, все повеселились, поиграли и дружно стали жить в Теремке. Живут себе, живут, песенки поют. Прибежал к теремку ежик.

    Еж: Тук, тук, кто в теремочке живет?

    А я колючий ежик,
    Не головы, не ножек.
    Пустите меня в Теремок.

    Логопед: Пустим, если поможешь нам правильно расположить слова в предложениях.

    Ежик, колючки, покрыть. (Ежик покрыт колючками.)
    Он, лес, в, жить. (Он живет в лесу.)

    Ежа впускают в дом.

    Логопед: Стали звери жить все вместе. Живут себе, живут, песенки поют.

    Вдруг слышат: сучья трещат, ветки хрустят. Идет медведь.

    Медведь: Тук, тук, кто в Теремочке живет?

    Медведь: А я медведь косолапый. Пустите меня в Теремок.

    Логопед: Мишка, а ты любишь играть? Сейчас мы поиграем в игру « Придумай слово». В первой команде – звери, в названии которых есть свистящие, а во второй команде – в названии которых есть шипящие согласные звуки. Первая команда придумывает слова со свистящими звуками, а вторая команда – с шипящими согласными. Проводится игра.

    Логопед: Мишка, мы можем помочь построить тебе домик рядом с нашим Теремком.

    Дети строят из модулей дом для медведя.

    Логопед: Мишка, а что ты еще умеешь делать?

    Я медведь, с давних пор
    Замечательный танцор.

    Логопед: Давайте поможем медведю станцевать. Выходите, попляшите. Исполняется танец зверей.

    Логопед: Вот и заканчивается наше путешествие в сказку « Теремок ». Мы с вами побывали в сказочной стране, а теперь за волшебным клубочком возвращаемся в детский сад.

    Конспект занятия с элементами драматизации «Домик пчелки»

    – Закрепление правильного произношения звуков З – Ж, автоматизация их в стихотворной и связной речи.
    – Продолжение работы над звуко-слоговым анализом слов .
    – Составление сложноподчиненных предложений.
    – Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
    – Работа над интонационной выразительностью речи.
    – Развитие мелкой и общей моторики, пространственного восприятия.
    – Расширение знаний о растениях и насекомых луга.

    Оборудование: шапочки насекомых (пчелка, жук, муха, стрекоза, шмель, лягушка), макет домика, атрибуты для украшения цветочного луга (цветы, трава, листья).

    Подготовительная работа: заучивание детьми четверостиший.

    Дети входят в украшенный зал.

    Логопед: Пройдет немного времени и наступит лето. Но мы его ждать не будем. Если вы хотите, мы можем прямо сейчас очутиться на летнем лугу.

    Звучит музыка. Проводится релаксация «Под лучами солнышка».

    Вот мы уже и на лугу. Отгадайте загадку:

    Мы не звери, мы не птицы,
    Над цветами мы кружимся,
    От цветка к цветку порхаем,
    Утомимся — отдыхаем.

    Логопед: Правильно, это насекомые. Давайте вспомним, каких насекомых мы знаем.(Дети отвечают).Сейчас мы с вами покажем сказку «Домик пчелки».

    Логопед раздает детям шапочки. Каждый из детей называет свое насекомое и надевает шапочку.

    Логопед: А теперь посмотрите, друг на друга и скажите, как подают голоса ваши герои.

    Логопед: Кто из вас умеет звенеть? (муха, комар, стрекоза).

    Кто умеет жужжать? (жук, пчела, шмель).

    Логопед: Какие звуки вы услышали? Скажите, какой из звуков шипящий, а какой свистящий? Что можно сказать о звуках?

    Сегодня мы продолжи работу над звуками Ж-З.

    Логопед: Жила-была Пчелка. Она была очень красивая: золотистые крылышки, тонкая талия, перетянутая черным бархатным пояском. Пчелка летала с цветка на цветок, собирала мед, радовалась солнышку.

    Я – Пчелка, Пчелка, Пчелка!
    С цветками я дружу,
    Нектар я собираю,
    Кружу, кружу, кружу.

    Логопед: И вот однажды решила Пчелка построить себе дом. Она собирала лепестки цветов, стебельки, травинки, немного веточек. Построила Пчелка прекрасный домик и стала в нем жить.

    Летела мимо домика Муха.

    Развеселая я мушка –
    Лета красного подружка.
    Какой красивый домик!
    Кто в домике живет?

    Пчелка: Я, пчелка, а ты кто?

    Я – Мушка,
    Лета красного подружка.
    Можно в домике мне жить?

    Логопед: Пустим мы тебя в домик, если ты назовешь себя ласково.

    Муха выполняет задание и ее пускают в домик.

    Логопед: однажды мимо домика пролетел Жук.

    Я – Жук, Жучок – черный бочок!
    Я весело летаю,
    Жужжу, жужжу, жужжу,
    Со всеми насекомыми
    Очень дружу.
    Какой красивый домик!

    Жук: Кто здесь живет?

    – Я – Пчелка – золотистые крылышки,

    – А я – Мушка лета красного подружка.

    Жук: Можно с вами жить?

    Логопед: и тебя мы в домик возьмем, если ты правильно выложишь слово Жук цветными кубиками.

    Жук выполняет задание и его пускают в домик.

    Логопед: Пролетала мимо стрекоза.

    Я Стрекоза – большие глаза
    Вертолетом я лечу
    И звеню, звеню, звеню.
    Какой красивый домик!
    Кто в домике живет?

    – Я – Пчелка – золотистые крылышки,

    – А я – Мушка лета красного подружка,

    – А я – Жук, Жучок – черный бочок.

    Стрекоза: Можно мне с вами жить?

    Логопед: Пустим мы тебя в свой домик, если посчитаешь слоги в слове Стрекоза.

    Стрекоза выполняет задание и ее пускают в домик.

    Логопед: пролетал мимо домика комар.

    Мне на месте не сидится,
    Длинный носик мой, как спица
    Какой красивый домик!
    Кто в домике живет?

    – Я – Пчелка – золотистые крылышки,

    – А я – Мушка лета красного подружка,

    – А я – Жук, Жучок – черный бочок.

    – А я – Стрекоза – большие глаза.

    Комар: Можно мне с вами жить?

    Логопед: пустим мы тебя в домик, если расскажешь, почему ты к нам прилетел. (ребенок составляет сложно-подчиненное предложение, типа: Я прилетел, потому, что…) его пускают в домик.

    Логопед: Прожужжал над домиком Шмель.

    Я – Шмель – Шмелек, полосатый бочок.
    Крыльями машу, машу
    На цветах я сижу.
    Какой красивый домик!
    Кто в домике живет?

    – Я – Пчелка – золотистые крылышки,

    – А я – Мушка лета красного подружка,

    – А я – Жук, Жучок – черный бочок.

    – А я – Стрекоза – большие глаза.

    – А я – Комар – длинный нос.

    Шмель: Пустите мне к себе в домик?

    Логопед: Пустим, если назовешь нам луговые цветы, по которым ты летал (ребенок выполняет задание и его пускают в домик).

    Логопед: И стали насекомые жить вшестером.

    Живут себе, не тужат, крепко дружат.

    Звучит музыка, дети исполняют танец насекомых с имитацией движений (русские народные мелодии в обработке Раухвергера).

    Логопед: Вы летали по лугу, видели много разных цветов. Я предлагаю собрать луговые цветы из разрезанных картинок.

    В одной команде участвуют насекомые жужжащие, в другой звенящие. (проводится игра «Собери цветок»).

    Логопед: Кажется погода испортилась, может начаться дождь. Давайте спрячемся в домик. Живут насекомые в домике, не тужат, крепко дружат.

    Вдруг к домику прискакала Лягушка-квакушка.

    Я – Лягушка-квакушка,
    Дождя и сырости подружка.
    Какой красивый домик!
    Я буду в нем жить!

    Логопед: Ребята, можем мы пустить лягушку в домик? Мы – насекомые, а она кто? (ответы детей).

    Логопед: Не поместишься ты, лягушка, в наш маленький домик, давай лучше с тобой дружить! Спой вместе с нами веселую песенку! (дети исполняют песню С. Разоренова «Мы дружные ребята»).

    Логопед: Вот мы с вами побывали на летнем лугу, узнали о цветах и насекомых. Наше занятие закончилось.

    Под музыку дети уходят из зала.

    Аксенова Ольга Анатольевна,
    учитель-логопед
    МДОУ – «Центр развития ребенка – детский сад №30»,
    округ Муром

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: