Су Джок массажеры в логопедической работе

Су Джок массажеры в логопедической работе

Метод Су Джок терапии – один из новых интеграционных лечебных методов, зарекомендовавших себя с самой лучшей стороны.

Бесплатные занятия с логопедом

Одним из эффективных приёмов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой, а также речевой деятельности ребёнка, является Су Джок терапия. Это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Метод Су Джок терапии – один из новых интеграционных лечебных методов, зарекомендовавших себя с самой лучшей стороны.

Много тысячелетий человек смотрел на свою руку и не замечал той огромной возможности, которая заложена в его кисти. В конце двадцатого века, в 1984 году, южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву предложил свой оригинальный метод лечения, который назвал «Су Джок терапия». В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия – это метод лечебного воздействия на точки кисти и стопы. Кисть и стопа обладают уникальным подобием, уникальным сходством со строением всего нашего тела. Их стимуляция оказывает выраженное профилактическое и лечебное действие, поэтому, определив нужные точки в системах соответствия (в основной стандартной системе соответствия кистей и стоп и стандартной системе соответствия телу-системе насекомого)

Рис. 1 «Основная стандартная система соответствия кисти и система насекомого»

можно развивать речевую деятельность ребёнка, а также его психические процессы. Кисть выступает как «пульт дистанционного управления» тех систем тела, которые нуждаются в коррекции.

Неоспоримые достоинства Су Джок терапии:

абсолютная безопасность применения. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно.

доступность и простота. Ваша рука и знания всегда с собой. Предусматривает использование различных подручных средств.

высокая эффективность. При правильном применении наступает выраженный эффект, доказано многими специалистами мира.

универсальность метода. Могут использовать педагоги в своей работе и родители в домашних условиях.

Су Джок терапия воздействует на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений через стимуляцию высокоактивных точек соответствия на кистях и стопах. Стимуляция систем соответствия способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга.

В настоящее время достаточно много речевых и психических нарушений у детей дошкольного и школьного возраста, требующих длительной коррекции. Поэтому целесообразно включать метод Су Джок терапию в коррекционную работу педагога. Она не вызывает негативных реакций у детей, а, напротив, способствует улучшению общего психоэмоционального состояния ребенка.

Одним из важных приёмов Су Джок терапии является ДИАГНОСТИКА , а затем СТИМУЛЯЦИЯ речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата в точках соответствия.

Диагностику в этих точках соответствия речевым зонам можно провести, выбрав одну из систем Су Джок. Если на подушечках пальчиков нарисовать или представить голову человека, то на них можно найти речевые зоны

Рис. 2 «Речевые зоны»

Инструментом могут служить любые подручные средства: спичка, тупой карандаш, ключ. Специальным инструментом Су Джок для диагностики является диагностический щуп с наконечниками разных диаметров.

Обследуя детей в средней группе, мы обнаружили на фалангах пальчиков уплотнения в виде подкожных рубчиков или шариков в точках соответствия речевым зонам. Мы заметили, что чем тяжелее дефект речи, тем ребёнок болезненнее реагирует на дотрагивание к пальчикам, а дети с диагнозом « моторная алалия» отдёргивают ручку при прикосновении к ним. (Адель сказала: «Ой!»; Тоша- «ФФ! Больно!»; Назар морщился, разевал рот, вздыхал «А!.»; Давид отодвигал и сгибал пальчик; Арсений: «Хватит!»; Руслан вообще не дал дотронуться до пальчиков (диагноз: ОНР-1ур, сенсо-моторная алалия)).

Проводя диагностику и сравнивая диагнозы детей в старшей группе выявилось, что эти реакции ослабли, стали менее выраженные и остались только у тех детей, у которых ещё сильные затруднения в речи (например,ОНР-1уровня).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что разбивая эти подкожные уплотнения на пальчиках и проводя стимуляцию речевых зон, точек «Ой!» и «Ай!», мы можем оказать помощь, т.е. применить Су Джок терапию при проведении логопедической коррекции. Это может быть закрепление с помощью бумажного пластыря на точки системы соответствия различных аппликаторов, которыми могут служить искусственные и различные природные вещества минерального и растительного происхождения: небольшие кристаллы различных минералов, разные камешки, маленькие стеклянные бусины, бисер, пуговицы, а также стимуляторы из дерева, пластмассы, фрагменты растений. Особым методом является семянотерапия. Семена должны быть живыми, способными к прорастанию. Находясь в условиях повышенной температуры и влажности, свойственных коже человека, семена «просыпаются», активизируются и происходит интенсивный энергообмен между семенами и зоной соответствия. Для лечения выбираются неповрежденные семена. Это могут быть семена редиса, свеклы, гречихи, гороха, фасоли, льна, яблок, винограда, гранаты, калины, тыквы и другие. Выбирая семена, следует учитывать их форму по подобию формы семян и внутренних органов (глаз – черный перец; мозг – грецкий орех). Достаточно эффективно использование любых семян, даже без учета их индивидуальных особенностей (цвета, формы). Учитывая то, что у нас дети маленькие и они не могут точно указать болезненные точки, то хорошо на речевую зону выкладывать целую цепочку из семян, закрепляя её бумажным пластырем. Эти точки надо массажировать по 3-5 минут 1-3 раза в час или 3-4 раза в день.

Читайте также:
Дифференциация звуков и букв Б-П - конспект логопедического занятия

Специальными аппликаторами в Су Джок терапии, которые изготавливает предприятие «Субал» в г. Москве, являются металлические звёздочки белого и жёлтого цвета, а также магнитные звёздочки, лечебный эффект которых складывается не только из механического воздействия, но и влияния магнитного поля. Напоминаю, что природными магнитами могут выступать семена и фрагменты растений.

Поскольку дети дошкольного возраста ещё маленькие, то зачастую установить точно лечебные точки, в силу их необъективности, затруднительно. Тогда эффективно использовать метод ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ (ТКС).

Он включает в себя использование остроконечных шариков Су Джок, массажных ковриков, чудо-валиков, аппликаторов Кузнецова, роликовых массажёров, пальчиковых бассейнов, эластичных колец, шестигранных карандашей и т.д, в работе с которыми, можно применять различные схемы-модели, сказкотерапию, логоритмики. Массаж соответствующих зон надо проводить до покраснения и появления ощущения тепла в них.

Например, эластичное кольцо одевается на палец и многократно прокатывается по нему с давлением до появления ощущения тепла и стойкого покраснения кожи массируемого пальца. Этот массаж, помимо лечебного действия, оказывает выраженное отвлекающее, расслабляющее и успокаивающее действие.

При использовании игольчатых шариков Су Джок важно учитывать их цвет. Цвет оказывает дополнительное воздействие при проведении коррекции. Использование цвета сделает воздействие более тонким и детальным.. Нужно выбирать шарик определённого цвета, в зависимости от состояния ребёнка. Если ребёнок возбуждён, раздражён, разгорячён, испытывает чувство жара, то надо использовать шарики холодных цветов: голубого, белого и даже чёрного цвета, т.к. цвет несёт с собой определённый вид энергии. Если ребёнок медлителен, вял ,инертен, боязлив, у него накопилась усталость, он мало улыбается ,то подойдут шарики тёплых тонов: красный, оранжевый, жёлтый – их энергия цвета окажет согревающее, тёплое, тонизирующее воздействие на организм.

Для массажа и стимуляции активных точек интересно использовать с детьми пальчиковые бассейны. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями (мелкими камушками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой гречневой, рисовой, манной и т.д.) и используются для выполнения различных заданий: «Найди спрятанный предмет(маленькую игрушку)», «Найди фигуру по образцу», «Найди букву и назови её». Применение метода ТКС снимает усталость, улучшает кровообращение, микроциркуляцию кисти, укрепляет психические процессы, оказывает укрепляющее воздействие на весь организм.

Стимуляцию и массаж лечебных точек можно провести руками. Например, в Японии, во всех дошкольных учреждениях, для детей начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа, так как нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом. Массаж пальцев начинают с «большого» и до «мизинца». Растирают сначала подушечки пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж хорошо сопровождать весёлыми рифмовками.

Очень эффективен МАССАЖ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА, отвечающий за функции головы человека и повышающий активность мозга. Приведу пример такого массажа, используя основную стандартную систему соответствия. При массаже используются различные техники: линейный, вращательный массаж, прерывистое давление, защипывание, трение, вибрация. Используем приём сказкотерапии: «Жил-был мальчик с пальчик. По утрам он закаливался: умывался, легко поглаживая себя махровым, пушистым полотенцем (линейный массаж), кружился на своей любимой карусели(вращательный массаж),играл в кнопочки(прерывистое давление), и любил ходить зимой в лес на прогулку. Там он строил свои любимые снежные фигуры (защипывание), растирался холодным, хрустящим снегом (трение). Вечером, возвращаясь домой, он принимал тёплый, приятный душ(вибрация), ложился в кроватку и его гладило нежное, тёплое одеяло (лёгкое поглаживание)»

Чрезвычайно важен для коррекционной работы МАССАЖ НОГТЕВЫХ ПЛАСТИН, активно стимулирующий речевые зоны.

Существуют различные техники профилактического массажа ногтевых пластин. Одна из них:

«Надавливание на ноготь в семи основных направлениях»

– в направлении, противоположном росту ногтя;

– в направлении роста ногтя;

– с боковых сторон;

– в области свободного края ногтя в Инь-сторону (внутреннюю);

– в области свободного края ногтя в Ян-сторону (внешнюю).

И закончим «постукиванием» по любому твёрдому покрытию, это приводит к интенсивной стимуляции данных областей. И «перетиранием» – пальцы каждой руки сгибаются таким образом, чтобы ногти оказались на одном уровне (образовали ряд). После этого необходимо интенсивно потереть ногтями обеих рук друг о друга.

Применение метода Су Джок терапии в логопедической практике помогает более быстро и эффективно оказать помощь детям с речевой патологией. Метод Су Джок терапии стал применятся нами не так давно, наблюдения показали, что у детей с диагнозом моторная, сенсорно-моторная алалия, и у детей с общим недоразвитием речи динамика становления правильной речи примерно на 30% стала проходить быстрее, чем у тех детей, к которым Су Джок терапия не применялась.

Читайте также:
Консультация логопеда для родителей (Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения)

Надеемся, что приёмы метода Су-Джок, с которыми мы вас познакомили пригодятся Вам в вашей работе.

Пак Чжэ Ву. Су Джок для всех.//Москва «Су Джок Академия», 1998-103с;

Пак Чжэ Ву. Су Джок семянотерапия//Москва «Су Джок Академия», 2009.

Пак Чжэ Ву. Сам себе Су Джок Доктор//Москва «Су Джок Академия», 2009.

Пак Чжэ Ву. Су Джок ногтетерапия//Москва «Су Джок Академия», 2008

Акименко В.М. Новые логопедические технологии // Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

Пятница Т.В., Солоухина-Башинская Т.В., Справочник дошкольного логопеда// Ростов-на-Дону, Феникс, 2011

Су-джок терапия в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР.

Современная система образования неуклонно требует от педагогов оптимизации, и модернизации всего педагогического процесса . В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с задержкой психического развития.

В дополнении к традиционным методам воздействия я использую нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с ЗПР, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей. Большинство детей с ЗПР имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики, общей моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

В своей работе по коррекции и развитию речи детей я использую су-джок терапию. Метод cу-джок –это современное направление акупунктуры,которое объединяет древние знания Восточной и последние достижения европейской медицины. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений ,так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и активному функционированию.Создателем метода cу-джок является корейский профессор Пак ЧжеВу.

За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории су-джок это верхние фаланги пальцев. И при массаже су-джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки.

Целью данной терапии является: коррекция речевых нарушений у детей посредством применения су-джок массажёров.

Исходя из данной цели,мною были поставлены задачи:

воздействовать на биологически активные точки по системе су-джок;

стимулировать речевые зоны коры головного мозга;

повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Существует несколько приёмов су-джок терапии:

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками и, проговаривая речевой материал, дети массируют мышцы рук и активизируют речевые центры в коре головного мозга. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла.

Формыработы с детьми:

• Совершенствование лексико-грамматических категорий

• Развитие памяти, внимания

• Звуковой анализ слов

• Совершенствование навыков употребления предлогов

• Слоговая структура слов

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Развитие фонематического слуха и восприятия

• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»

• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»

• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»

• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

Развитие звукового и слогового анализа слов • Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.

• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

Читайте также:
Конспект логопедического занятия с учащимися 1-2 класса по теме ‘Дифференциация звуков и букв Т-Ц’

Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»

• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики

• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»

Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)

• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

• “Шарик крути – слово говори”.

• Игры с перекатыванием массажёра друг другу:

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания. • Использование су – джок шаров для развития памяти и внимания

• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»

• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

• прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации

• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Так делать нельзя», «Делай, как я»)

• Массаж су – джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

• Массаж пальцев эластичным кольцом.

• Использование шариков при выполнении гимнастики.

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в работе логопеда. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

В результате использования су-джок терапии:

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

• развивается координация движений и мелкая моторика;

• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

Неоспоримыми достоинствамииспользования в логопедической практике элементов су – джок терапии являются:

Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность – су – джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью су – джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Таким образом, су – джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование су – джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82.

3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.

4. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед – 2010. №1. – с. 36-38

5. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. – Литера, 2008 – С. 32. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.

6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская – М. АСТ, 2007 С. 94

7. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160

8. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак – Су Джок Академия, 2009 – С. 208

9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72

10. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

Читайте также:
Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе

12. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. –

Упражнения с мячиком су-джок

Автор: Ольга Сахаровская

Су-джок – не простой мячик, его иголочки стимулируют моторные центры речи, а также активизируют иммунную систему.

Внутри мячика находятся пружинные колечки, массаж пальчиков и ногтей путем надавливания и прокатывания специальных точек активирует и гармонизирует работу внутренних органов и систем.

Как это происходит?

В представлении аюрведической медицины все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец).

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

  1. руки развести в стороны;
  2. руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
  3. руки развести в стороны;
  4. опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик – в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

9. Использование шариков для слогового анализа слов Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

  1. Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  2. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  3. Универсальность – Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  4. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. Они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Читайте также:
Сценарий логопедического развлечения в старшей группе для детей с ОНР

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 17.10.2014 2014-10-17

Статья просмотрена: 3385 раз

Библиографическое описание:

Челышева, А. А. Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи / А. А. Челышева, И. С. Огородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 552-554. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13076/ (дата обращения: 18.01.2022).

Хорошо развитая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Современный ребенок в дошкольном возрасте должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; правильно произносить все звуки, воспроизводить слова со сложной слоговой структурой. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Ученым и педагогам известно, что недостаточно развитая речь у ребенка влечет за собой несформированность мелкой моторики. И наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью.

Индивидуальные занятия с логопедом строго регламентированы по времени, поэтому педагогу необходимо использовать в своей работе нетрадиционные методы коррекции, повышающие интерес детей к занятиям.

Одним из эффективных методов, обеспечивающих развитие мелкой моторики, является Су-джок терапия (в переводе с китайского: «су» — кисть, «джок» — стопа), создателем которого является южно-корейский профессор Пак Чже Ву. В его исследованиях обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходства руки с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Главное же в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести человеку никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

Актуальность использования массажера Су-джок в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в следующем:

– массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;

– оказывает благоприятное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым развивая речь;

– Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;

– Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик — две соединенные полусферы, внутри которого находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

Приемы работы с Су-джок массажерами самые разнообразные.

Упражнения, выполняемые с массажными шариками:

– удержание на расправленной ладони каждой руки;

– удержание на расправленной ладони шарика, прижатого сверху ладонью правой руки, и наоборот;

– сжимание и разжимание шарика в кулаке;

– надавливание пальцами на иголочки шарика каждой руки;

– надавливание щепотью каждой руки на иголочки шарика;

– удержание шарика тремя пальцами каждой руки (большой, указательный, средний);

– прокатывание шарика между ладонями;

– перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

Читайте также:
Интегрированные логопедические занятия - актуальность, особенности организации

– подбрасывание шарика с последующим сжатием.

Упражнения, выполняемы с массажным кольцом:

– прокатывание кольца по каждому пальцу обеих рук.

Су-джок терапи проводится в 3 этапа:

1. Знакомство с Су-джок массажером и правилами его использования.

2. Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.

3. Самостоятельное использование Су-джок массажера в игре.

Су-джок терапию рекомендовано применять с младшего дошкольного возраста, подготавливая моторику рук к последующему усложнению занятий (Таблица 1). Массируя мышцы руки, дети повторяют художественное слово и выполняют движения. Эту работу можно проводить утром в кругу общения, перед выполнением заданий, связанных с письмом, рисованием, лепкой, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Таким образом, Су-джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод развития речи дошкольников с речевыми нарушениями. Применение Су-джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышают функциональную и умственную работоспособность детей.

Перспективный план по применению Су-джок терапии в младшей группе

Вестник Педагога

Автор: Панарина Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: “Су-Джок терапия как средство речевого развития детей в условиях логопедической группы”
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 451 комбинированного вида «Теремок»
Статья

«Су-Джок терапия как средство речевого развития детей в условиях

логопедической группы»
Воспитатель высшей квалификационной категории Панарина Татьяна Юрьевна
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.
Большинство родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, чаще всего обращают внимание на его умение читать и писать. При этом не предают значения тому, как развита мелкая моторика рук. Однако, умение производить точные движения пальцами является важным показателем готовности к обучению в школе. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический
материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су Джок терапия. Су – Джок в переводе означает
“Су” – кисть, “Джок” – стопа

.
). В конце XX века профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «Су- джок». С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда. Су – Джок тренажоры – это шарики, включающие в себя две кольцевые пружины. Сами шарики, и колечки используются при пальчиковой гимнастике. С помощью шаров – «ёжиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и лодошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым , способствуя психоречевому развиттию.
Цель применения технологии
– коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в условиях логопедической группы. В процессе работы по технологии поставлены следующие
задачи:
1. Познакомить детей с приемами использования массажера Су – Джок в коррекционно- развивающей работе. 2. Воздействовать на биологически – активные точки по системе Су – Джок. 3. Стимулировать зоны коры головного мозга. 4. Нормализовать мышечный тонус.
5. использовать элементы Су- Джок терапии на различных этапах коррекционно- образовательной деятельности. 6. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности. 7. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать познавательные процессы.
Основные пути реализации Су – Джок технологии состоят в

следующем
 Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами и их использованию.  Задача логопеда совместно с педагогами – убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь ему стать таким же как все. Поэтому для педагогов и родителей необходимо, составлять консультации, рекомендации которые размещаются на стенде «Советы логопеда».  Работа с детьми (организация деятельности на занятиях в совместной деятельности в повседневной жизни).  Работа с родителями (мастер-класс по использованию Су – Джок терапии, открытые занятия).  Ресурсное обеспечение (создание развивающей среды, приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).
Этапы внедрения Су – Джок технологии

Читайте также:
Использование логопедических пособий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

I этап.
Знакомство детей с Су –Джок тренажерами, правилами их использования.
II этап.
Закрепление приобретенных умений и навыков в упражнениях и играх.
III этап.
Самостоятельное использование тренажоров Су –Джок в соответствии с желанием и потребностями детей. Формы организации работы могут быть: Индивидуальные. Подгрупповые. Фронтальные занятия.
Существуют следующие приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком
. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это
: массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. В коррекционно – логопедической работе приемы Су – Джок терапии активно используют в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Формы работы по использованию Су – Джок терапии
 Диагностика и стимуляция точек соответствия речевых зон головного мозга и органов артикуляционного аппарата.  Профилактический ручной массаж кистей рук, массаж и самомассаж кончиков пальцев и растирание ногтевых пластинок ( массаж проводится с ребенком до стойкого ощущения тепла и незначительного покраснения).  Использование Су – Джок массажоров. Игровой самомассаж проводится в виде 2-3-х минутных упражнений между основными частями занятия, либо одновременно проговаривая слоги, чистоговорки, стихотворения на автоматизацию нарушенного звука.
Формы работы с использованием массажера «Су-джок» направлены

1. Развитие фонематического слуха и восприятия :( покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди других звуков; спряч шарик в лодонях , если звука там нет). 2. Развитие звукового и слогового анализа слов: (при проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию педагога ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. Упражнение «Раздели слова на слоги. Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. 3. Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков): («Шарик мы лодонью «стук», повторяем в слоге (слове звук», «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени». 4. Совершенствование лексико –грамматических категорий словообразование, словоизменение, работа над словарем). 5. Развитие памяти и внимания («Глазки закрывай, на каком пальце колечко угадай», «справа, с левая стучу – перепутать не хочу»). 6. Развитие мелкой и общей моторики: (сказка «Ежик», массаж пальцев эластичным кольцом, «Делай , как я»
Главные достижения Су -Джок терапии:
 Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении выраженный эффект часто наступает через несколько минут, иногда секунд.  Обсолютная безопасность и простата применения.  Универсальность метода.  Су – Джок теропию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.  Доступность метода для каждого человека. Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки,
расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико- грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Литература:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. –Ростов н/Д: Фенкс, 2009.
2. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно- педагогической работе с детьми// Логопед, №1, 2010.-с.36-38 3. Платонова О. А. Су-Джок терапия для всех; М; АСТ; СПБ.; Сова, 2007. 4. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста 2013 г. 5. Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. /Т.А. Ткаченко.-М.: Мир книги 2010 г.

Читайте также:
Осень, Деревья осенью - конспект

Мастер – класс для воспитателей «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Содержимое публикации

Мастер – класс для воспитателей:

«Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития.

Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия (“Су” – кисть, “Джок” – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Данная технология – достижение восточной медицины. Разработана она южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.

На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.

Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт для детей во время непосредственно образовательной деятельности.

В своей практике я применяю Су-Джок – массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами.

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок, это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

Приемы работы Су – Джок массажером:

1. Массаж специальным шариком.

2.Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла.

Формы работы с детьми:

1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает

благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (Прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (Пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

Массировать следует не только кончики пальцев, но и всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

2.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

3.Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

Упражнение «Один-много». Педагог: «Я прокатываю вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе».

Читайте также:
Нетрадиционные приёмы развития устной речи

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

4. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.

– Наденьте колечко на мизинец правой руки.

– Возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину.

– Закройте глаза, я надену колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

5.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

(На столе коробка. Ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы).

– Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;

– Куда я положила зеленый шарик? (В коробку)

– Откуда я достала красный шарик? (Из коробки) и т. д.

6.Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»:

Ребенок проговаривает слова по слогам и на каждый слог берет по одному шарику из коробки, а затем считает количество слогов.

Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду.

Сценарий логопедического квеста: Отряд «Зеленые ленты»

На современном этапе развития образования наиболее востребованными становятся интерактивные, деятельностные формы организации образовательного процесса. К таким формам относится образовательный квест — приключенческая ролевая игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В ДОУ данная технология используется, как правило, в старшей и подготовительной группах. Участвуя в квесте, дети получают заряд положительных эмоций, возможность показать свои знания, развивают коммуникативные навыки. Педагогу данный вид деятельности позволяет расширить рамки образовательного пространства.

Сценарий логопедического квеста «Отряд «Зеленые ленты»

Вид квеста — линейный

  • воспитанники старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности.
  • конверт с письмом, написанным свечкой, план-схема, гуашь, кисточки, вода,
  • зеленые повязки на голову для каждого участника, игрушечные звери (тигр, зебра, бегемот, жираф, леопард, медведь), искусственные цветы (ромашка, ландыш, роза), 3 коробки или шкатулки разного цвета, цветик-семицветик с картинками на звуки Ш и Ж, воздушные шары, игрушка — божья коровка, счетные палочки, листы бумаги, цветные пробки, бенгальские огни, шнурки.
  • образовательная: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, слогового состава слова, обогащение активного словаря детей, совершенствование их общей и мелкой моторики;
  • развивающая: развитие внимания, мышления, памяти;
  • воспитательная: формирование предпосылок экологического сознания и умения работать в команде.

Ход игры:

учитель – логопед излагает детям историю, формирующую поиск-задание.

– Ребята, мы с Мишуткой нашли в логопедическом кабинете конверт, которого раньше там не было. Вы не знаете, что в нем? Тогда давайте откроем его и посмотрим. (В конверте лежит чистый листок и карта-схема) Дети выдвигают свои версии о том, что это за послание.

– А вдруг это зашифрованное письмо, написанное тайными чернилами?

– Кто знает, как это можно проверить?

Дети отвечают, логопед подсказывает еще один способ: лист надо покрасить гуашью.

– Кто попробует? (несколько человек закрашивают лист гуашью).

– Ребята, смотрите — появились буквы. Давайте прочтем, что здесь написано: ЗВЕРИ.

– Что бы это значило?

Дети высказывают версии.

– А вот наш друг Мишутка шепчет мне на ушко о загадочном исчезновении из игрушечного зоопарка животных. Животным угрожает большая опасность: они могут не найти воду или еду, их могут поймать браконьеры и спрятать в тайном месте.

– Ребята, а вы знаете, кто такие браконьеры?

Уточняется значение слова БРАКОНЬЕРЫ.

-Ребята, поможем найти и спасти животных, ведь в наших руках есть карта?

А что изображено на карте?

Дети отвечают, что узнали игровые площадки детского сада: деревья и кусты изображены зеленым, речка – синим. А крестиками, наверно, обозначены места, где надо искать подсказки.

– Нам придется пройти через препятствия и выполнить много заданий, быть внимательными и дружными. Вы, по-прежнему, все согласны отправиться на поиск? Тогда повторяйте за мной:

Раз, два, три и все пятнадцать
Начинаем превращаться
Из мальчишек и девчонок
Мы в помощников зверей.
Звонко мы в ладоши хлопнем,
И ногами громко топнем.
Смелость мы с собой возьмем
И зверят мы всех спасем!

– Давайте придумаем название нашей команды .

Отряд «Зеленые повязки». Всем участникам повязывают зеленые ленты.

Этапы игры (движение по карте-схеме)

1. Беседка на игровой площадке.

К потолку и стене беседки прикреплены связанные между собой цветные шнурки, но часть из них не соединена друг с другом.

– Ой, ребята, наверное, у паучка кто-то порвал паутинку, он огорчился, спрятал подсказку и ушел. Давайте поможем ему починить паутинку. И тогда, может быть, мы найдем подсказку. Чинить паутинку будут ребята, в именах которых есть звук С, и на каждый узелок они должны называть слово, начинающееся со звука С (солнце, сабля …) — все участники могут помогать придумывать слова.

Читайте также:
Использование логопедических пособий на индивидуальных и подгрупповых занятиях

– Ребята, мы – молодцы: восстановили паутинку!

Теперь внимательно осмотрим беседку — где же наша заветная подсказка? (Ребята находят на лавке под божьей коровкой часть пазла).

– Надо оставить паучку послание или знак, что мы нашли пазл? Чем можно написать послание или оставить знак?
Палочкой на земле, зеленой травкой на белой бумаге, выложить из палочек или пробок.

– А какой знак оставим? Правильно, солнышко или цветочек.

Дети рисуют, выкладывают из цветных пробок свои знаки и отправляются дальше по карте.

2. Песочница.

– Ребята, в песке зарыто 3 коробки, подсказка только в одной из них. Нам необходимо найти коробки, но не открывать их, там могут быть ловушки. Ищут дети, в именах которых есть звук Л.

И еще мы должны составить рассказы из 3 предложений: девочки по картинкам, которые на сиреневой коробке, мальчики — по картинкам на оранжевой коробке.

Дети составляют короткие рассказы.

– То, что мы ищем, находится не в красной и не в сиреневой коробочке. Правильно, значит в оранжевой. Молодцы, ребята, а вот и подсказка — еще одна часть пазла.

3 пункт — гриб на пне.

(К пню по земле тянутся 4 цветные веревочки по 5 м).

Ребята, а добраться к следующей подсказке очень трудно, надо переправиться через реку. Ребята, какой может быть река, назовите слова-признаки к слову река? Слова –действия?

Быстрая, горная, плавная, синяя, серая, холодная, глубокая, течет, плещется, несет свои воды.

– Ребята, перед нами бурная горная река, а веревочки – это мостик над рекой, идти по мостику надо осторожно.

Делимся на группы и передвигаемся по дощечкам мостика цепочкой, держась друг за друга.

Подсказка на пне под грибом, еще одна часть пазла.

4 пункт — кустарник.

– В траве под кустарником рос цветик-семицветик, он бы мог нам помочь, но ветер оторвал все его листочки и разбросал по траве, оставил только серединку: на не написаны буквы Ж и Ш. Поищем листочки.

Мальчики ищут листочки, на которых изображены предметы, начинающиеся со звука С, а девочки со звука Ш.

Ребята, а почему цветочек называется семицветик? (Нашли все семь листочков, прикрепили к сердцевинке.)

– Ой, ребята, я вижу еще один листочек, его унесло дальше других. Посмотрите, он такой, как другие?
Он больше, и на нем нет картинки, зато есть что-то в серединке — это подсказка — кусочек пазла.

5 пункт- клумба из искусственных цветов.

До следующей подсказки нам необходимо, ребята, пройти вправо столько шагов, сколько слогов в словах ЛЕТО и ЦВЕТЫ вместе.

Клумба с искусственными цветами.

– Ребята, подсказка под тем из них, который здесь лишний.

Цветы РОМАШКА, РОЗА, ландыш (лишний ландыш, т.к. начинается со звука Л, а остальные со звука Р, он один весенний цветок, два других -летние).

6 пункт – дерево.

– Ребята, а как называется дерево, нарисованное на карте?

На пути к березе висят воздушные шары.

– Ребята, сейчас вам предстоит проявить свою меткость: подсказка в шарике, который находится между желтым и синим. Нужно попасть в него мячом.

Дети бросают мяч в шарик до первого попадания. Шарик прокалывается и достается подсказка

– Итак, ребята, мы собрали все части пазла, теперь сложите его и определите то место, где спрятаны звери.
Если вы определили место правильно, возле него засверкают огоньки.

В определенном месте загораются бенгальские огни.

– А теперь, чтобы определить какие звери убежали из зоопарка и спасти всех, надо отгадать загадки:

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому что важный граф.
А потому, что он -….. (жираф)

В жаркой Африке живет
Неуклюжий…(бегемот)
У него огромный рот,
Он зовется…(бегемот)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? …(медведь)

Наверное, в жаркой далекой стране
Она прислонилась к ограде.
Полоски теперь у нее на спине
Как строчки кривые в тетради…(зебра)

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. ..(леопард)

Кошка полосатая
Нравится ребятам. …(Тигр)

Итог игры

Дети находят зверей и награждаются сладкими призами. Логопед подводит итоги игры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: