Стимулирование речевой активности ребенка через обогащение сенсорного опыта

Стимулирование речевой активности ребенка с ОНР через обогащение сенсорного опыта
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В статье дается понятие сенсорной интеграции, зачем она нужна дошкольнику с ОВЗ, какие проблемы за собой влекут нарушения восприятия сенсорной информации. Приведены примеры игр и упражнений, используемые мной, как воспитателем, для обогащения сенсорного опыта и стимулирования речевой активности.

Скачать:

Вложение Размер
В статье дается понятие сенсорной интеграции, зачем она нужна дошкольнику, какие проблемы за собой влекут нарушения восприятия с 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование речевой активности ребенка с ОНР через обогащение сенсорного опыта

Никитина Татьяна Ивановна, воспитатель, структурное подразделение «Детский сад «Родничок», г.Новокуйбышевск

В последнее время всё чаще можно услышать словосочетание «сенсорная интеграция». Но что это такое и зачем это нужно? Давайте разбираться.

Мы постоянно получаем различные ощущения от нашего тела через различные органы чувств: обоняние, зрение, слух, осязание, вкус, глубокое мышечное чувство, вестибулярная система.

Этот комплекс позволяет нам ощущать происходящее с нашим телом в полной мере. Каждую миллисекунду наш мозг получает огромное количество информации от различных рецепторов. Он постоянно занимается тем, что принимает эти сигналы, сортирует и организовывает сенсорный поток.

Когда все поступающие ощущения интегрированы, то у ребенка в полной мере формируется восприятие, поведение и т.д. Но часто бывает, что из-за определенных нарушений, ребенок с трудом воспринимает сенсорную информацию, что приводит к ряду проблем. Сенсорная интеграция показана, если:

-У ребенка проблемы с мышечным тонусом;

-Задержка двигательного ответа на раздражители;

-Плохо развита мелкая и крупная моторика;

-Трудности с удержанием равновесия;

-Проблемы с тактильным различением;

-Нарушения осанки, походки;

-Рассеянное, неустойчивое внимание;

-Задержка речевого и психического развития;

Хочу поделиться теми играми и упражнениями, которые я наиболее часто использую в своей коррекционно-развивающей деятельности и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными при работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.

Цель всех представленных ниже игр – обогащение сенсорного опыта. Играя, развиваем вестибулярный аппарат, общую и мелкую моторику, чувство ритма и равновесия.

«Угадай на вкус» Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, помидор и т.д.). Предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он попробовал.

«Кто летает?» Объясните ребенку: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее — подними ручки, нелетающее — хлопай в ладоши. – Ракета. — Голубь. — Стол. и т. д. » Дайте малышу время подумать.

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т. д. «Найди такой же» Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному. Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие — в другую. Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые. При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда — маленький круг. Ребенок раскладывает круги.

Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и т.д. «Где круг, а где квадрат?» Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные. Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы. Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т. д. «Большой и маленький» Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т. д. Попросите ребенка из каждой пары выбрать тот, что больше. Можете попросить его разложить предметы в две группы — большие и маленькие. «Прятки» Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно). «Чудесный мешочек» В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки. «Кем ты хочешь быть?» Приготовьте много интересной тематической одежды. Поговорите с ребенком и узнайте, кем он хочет быть — как он хочет одеться. Помогите подобрать одежду, которая соответствует персонажу, сделать головные уборы врача, пожарника, продавца, строителя. Пусть воспитанник покажет, как ведет себя тот, кого он изображает, что говорит, что делает. «Узнай по весу» Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы — «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком. «Спрячь листок» Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая — в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие — зеленые). Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно. Если он затрудняется, можно дать более контрастные цвета — красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т. д. Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого). Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания. «Головоломка» Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем — самостоятельно. Подобные игры требуют серьезных мыслительных усилий и способствуют развитию сенсорного восприятия.

Для развития моторики, чувства ритма и чувства равновесия могу также предложить: 1. Играть в мяч — подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой. 2. Игры по принципу «Замри — отомри». Например, бегать и кривляться, пока не прозвучит команда «замри». После этого замереть и не двигаться до команды «отомри». 3. Любые варианты игр, где есть команды «старт» и «стоп». Например, бежать наперегонки до угла дома: «На старт, внимание, марш!» 4. Размазывать ладонями мыльную пену по какой-нибудь поверхности. 5. Хлопать ладонями мыльные пузыри. 6. Прыгать через скакалку. 7. Проползать через тоннель, сделанный из стульев. 8. Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он отдернет руку. 9. Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит). 10. Играть с воздушными шарами (подбрасывать, ловить, перебрасывать через забор и т. д.) 11. Тренировать основные моторные навыки: ходьбу, бег, прыжки, перепрыгивание, боковые приставные шаги. 12. Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа гимнастической скамейки или бревна. Можно сделать на полу дорожку из скотча и ходить по ней, как по узкому мостику над пропастью. 13. Считалки — ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки. 14. Стихи с движениями. 15. Хлопать в ладоши в ритм музыки. 16. Ритмично танцевать под музыку, петь. 17. Игры на различение запахов с закрытыми глазами. 18. Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду. 19. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их. 20. Рисовать пальчиковыми красками. 21. «Рисовать» у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями. 22. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.

Обогащая сенсорный опыт подобными играми, мы помогаем ребенку лучше воспринимать окружающий мир, различать предметы и квалифицировать их по группам, получать новые чувственные ощущения.

Семинар для родителей детей младших групп: «Влияние сенсорного опыта на речевое развитие ребенка»

Цели семинара:
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.
3. Познакомить с классификацией игр, направленных на сенсорное и речевое развитие детей;
4. Провести практическую работу по обмену опытом с родителями (представить игры, направленные на сенсорное развитие);
5. Познакомить родителей с пособиями, направленными на сенсорное развитие.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для родителей детей младших групп: «Влияние сенсорного опыта на речевое развитие ребенка»»

Семинар для родителей детей младших групп:

«Влияние сенсорного опыта на речевое развитие ребенка»

Дата проведения семинара:28.01.2016 г.

Цели семинара:

1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей третьего года жизни.

2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию детей первой младшей группы.

3. Познакомить с классификацией игр, направленных на сенсорное и речевое развитие детей;

4. Провести практическую работу по обмену опытом с родителями (представить игры, направленные на сенсорное развитие);

5. Познакомить родителей с пособиями, направленными на сенсорное развитие.

Методы: лекция, практическая часть.

Время проведения: 1 час.

Ход проведения: Влияние сенсорных и пальчиковых игр на всестороннее и речевое развитие детей младшего возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. Сенсорное развитие для детей младшего возраста является основным этапом в познании окружающего мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Если мы понаблюдаем за двухлетним ребенком, то увидим, что он постоянно с чем-то играет. Это означает, что он исследует предметы с помощью рук. Через этот опыт, полученный в окружающей среде, он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Иначе говоря, игра – это работа ребенка над самим собой.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:

– является основой для интеллектуального развития;

– упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

– готовит к реальной жизни;

– позитивно влияет на эстетическое чувство;

– является основой для развития воображения;

– даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

– влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами помогает организация в дошкольных учреждениях сенсомоторных уголков.

Основные принципы организации сенсомоторного уголка

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т. д.)

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

повышения мотивации к самостоятельной деятельности.

Место расположения уголка в групповом помещении должно быть удобным для доступа детей. Подбор сенсомоторных объектов должен быть безопасным для жизни и здоровья детей.

Основные принципы проведения сенсорных игр:

Основные требования к играм:

Пособия, игрушки предлагаются после показа действий взрослым, иначе ребенок использует их не по назначению.

Игры могут повторяться, пока ребенок не овладеет соответствующими умениями.

Большая часть времени при проведении игр используется для самостоятельных действий ребенка с предметами.

Одни и те же предметы нужно давать в различных вариантах (разной окраски, размеров).

Игры проводятся ежедневно в свободной деятельности.

Длительность проведения игр — 12-15 минут.

При проведении сенсорных игр следует руководствоваться определенными правилами.

Ребенку предоставляется самостоятельность в выборе пособия.

Родитель показывает, как обращаться с материалом в том случае, если ребенок выбрал его впервые и не знает, как им пользоваться.

Большинство материалов должно быть самоконтролирующими (позволяют исправить ошибку самому игроку).

Начатое дело ребенок должен довести до конца, а затем убрать игрушки.

Развитие мелкой моторики рук

Одним из составляющих факторов сенсорного развития является осязание. Совершенствование функций мелкой моторики рук —это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Как оказывается на практике, у большинства детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас родители даже обувь детям покупают на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще лет 20 назад большую часть работы приходилось делать руками: перебирать крупу, стирать белье, шить, вышивать. Сейчас на каждое занятие есть по машине и как следствие- слабое развитие общей моторики, что ведет к проблемам с речевым развитием. Дети, имеющие низкий уровень развития моторики испытывают трудности в обучении, они медлительны, переключаемость и последовательность движений нарушены.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово от ребенка.

Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика — это один из наиболее интересных и эффективных способов развития моторики рук ребенка. Стихотворные тексты потешек, которые используются при проведении гимнастики, с участием рук и пальчиков, приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, его речь становится более активной, активизируется воображение и мыслительная деятельность.

Божья коровка, улети на небо,
Принеси, нам хлеба,
Черного и белого только не горелого.

Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомых детям предметов- карандаша, грецкого ореха. С этими предметами можно выполнять различные упражнения, сочетая их выполнение с проговариванием четверостиший, скороговорок.

Упражнения с карандашом.
Карандаш в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
быть послушным научу.

Упражнения с прищепками.
Сильно кусает котенок- глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь

Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу на ударные слоги стиха. Проверьте, чтобы прищепка была не слишком тугой.

Прищеплю прищепки ловко
Я как мама на веревку.

Даем ребенку любой плоский предмет и несколько прищепок. На каждый ударный слог стихотворения ребенок прицепляет прищепку .

Сухой бассейн

«Сухой бассейн» представляет собой открытый резервуар, заполненный Его основное назначение- одновременное активное механическое воздействия на различные нервные окончания рук, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, руки ребенка становятся более чувствительными. Суть игр сводится к поиску различных игрушек, мелких предметов ( игрушки спрятались, а ты попробуй их найти).

Упражнения с массажными мячиками.

Существует большое количество различных приспособлений для микро массажа кистей рук. Малышей очень привлекают яркие массажные мячики с шипами, сделанные из резины. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Дети с удовольствием выполняют несложные упражнения, катая мячик между ладонями.

Гладила мама ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат?»

Игры-шнуровки.

По настоящему зашнуровать ботинок — дело довольно сложное. Можно для начала потренироваться на плоскостных пособиях. В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости. Такой же эффект дают и упражнения основанные на завинчивании и отвинчивании различных предметов.

Выкладывание фигур из макарон и палочек.

Работа с этим материалом способствует развитию навыков художественного конструирования и вкуса, пальчиковой моторики. Главное условие, чтобы задания детям давались по принципу от простого — к сложному. Детям младшего возраста даются несложные задания на выкладывание отдельных фигур: домик, елочка, лесенка. Дети старшего возраста способны самостоятельно и по образцу выкладывать более сложные фигуры и даже создавать целые картины.

Чтобы пальчиковые игры приносили пользу, а не вред здоровью и развитию ребенка, необходимо соблюдать правила их проведения.

Правила проведения пальчикового тренинга

Длительность физкульт минуток около 2-3 минут (в зависимости от возраста)

Количество упражнений в одном комплексе 4-5 или 6-8 (в зависимости от возраста).

Одно упражнение повторять 4-6 раз.

Пальцы правой и левой рук нагружать равномерно (упражнения выполнять сначала правой, затем левой рукой, потом одновременно).

После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

Упражнения должны быть разнообразными: развивать подвижность пальцев, их силу и гибкость.

Таким образом, игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют игровую и учебно- практическую деятельность.

Используемая литература.

Журнал «Ребенок в детском саду» № 6 за 2002г.
Г. Любина. «Игра — это работа ребенка над самим собой».

«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 5 за 2008 г.
«Формируем предметно развивающую среду».

Журнал «Дошкольная педагогика» № 6 за 2006 г.
Ф. Р. Елагина, О. Н. Писковенко, Е. В. Левинская. «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста».

Журнал «Дошкольная педагогика» (сентябрь 2001 г.)
Л. П. Воронина ” В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи”.

“Развитие речи дошкольника посредством сенсорной игры”

Мелкая моторика имеет огромное значение в формировании интегративных качеств ребенка. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь есть между рукой и речевым центром мозга. Гармония движений тела, мелкой моторики и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Особенно важна связь мелкой моторики с развитием связной речи. Кроме того, использование при работе с детьми разных форм, предметов окружающего мира, оттенков цветов, способствует обогащению словаря. А значит ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей. Во время работы мы играем и экспериментируем с различными материалами (крупой, манкой, песком, водой.) – а это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, качестве, величине предметов, их расположении в пространстве. А это значит, что ребенок овладевает таким интегративным качеством как имеющий первичные представления о мире и природе”.

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой самостоятельно и активно овладевает культурно-гигиеническими навыками. А значит, что развитие мелкой моторики способствует развитию такого интегративного качества, как физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Педагоги, детские психологи бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих дисграфией и нарушениями речи, стало на порядок больше, чем тридцать – сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы – общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.

Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания – заменили шнурки и застежки (которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать) удобными липучками и «молниями». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей.

Можно не учить детей читать в раннем возрасте – этот навык формируется в старшем дошкольном возрасте без ущерба для интеллектуального развития, а вот развитие мелкой моторики у детей может происходить только в раннем возрасте. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми – там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание (задержка развития моторной стороны речи).

Цель моей работы: формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Исходя из цели ставлю перед собой следующие задачи:

· проводить работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярно, выделив для неё оптимальное время в режиме дня через организацию совместной деятельности с детьми;

· повысить интерес детей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;

· сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

· организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей;

· привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми 1 и 2 младшей группы. В группу пришли “домашние” дети, у многих из них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью выявить уровень развития мелкой моторики рук.

Обследование проводилось через игровые задания (Приложение 1). Задания были подобраны таким образом, чтобы ребенок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным дидактическим материалом.

На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом (приложение 2).

Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя-тремя пальцами. Всего труднее оказалось задание на застегивание и расстегивание пуговиц. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений – замедленный.

На основании результатов диагностики я определила индивидуально-образовательную работу по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало учебного года. Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме, а также периодические издания.

При организации образовательного процесса я выяснила, что образовательная область – «Речевое развитие» эффективно интегрируется со следующими образовательными областями: «Познавательное развитие» – происходит развитие тактильно-двигательного восприятия, с помощью которого у детей складываются первые впечатления о форме, качестве, величине предметов, их расположения в пространстве. «Социально-коммуникативное развитие» – в процессе игровой деятельности, направленной на мелкую моторику дети овладевают коммуникативными навыками устной речи, работы в группе сверстников; общения со взрослыми в процессе диалога. «Художественно-эстетическое развитие» – использование художественных и музыкальных произведений способствуют эмоциональному обогащению. «Физическая культура»- развитие мелкой моторики способствует тому, что ребенок становится более самостоятельным при овладении культурно-гигиеническими навыками.

Свою работу я разделила на три блока:

1. Совместная деятельность педагога с детьми: здесь я использовала дидактические игры, индивидуальную работу с детьми, игровые ситуации,

2. Самостоятельная деятельность детей.

Для самостоятельной деятельности детей я постоянно работаю над пополнением предметно-развивающей среды. Используя все центры активности, в которые подобрала разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.

3. Взаимодействие с семьей: открытые просмотры НОД, привлечение родителей к изготовлению игр и игрушек, консультации, анкетирование, наглядная информации.

Эффективная работа, направленная на развитие мелкой моторики у детей должна быть регулярной – это реализуется на основе перспективного планирования (Приложение 3).

С целью системного подхода к развитию мелкой моторике рук я классифицировала основные виды игр, заданий, упражнений:

· игры с пальчиками (Приложение 4)

· игры с разными материалами: песком, крупой (насыпали в различные формы), бумагой, водой, с природным материалом, с пластилином, с красками, нитками, бусинами, ракушками;

· игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с надувными игрушками (мячи разного размера и поверхности), с мелкими предметами, прищепками, шнурками;

· игры с тренажерами: на картоне, на дереве, металле, проволоке, с пластиковыми крышками, мозаики, складывали мелкие и большие буквы разной текстуры (исследовали их).

Использую и нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как: шарики и мешочки с различными наполнителями (приложение 5), тренажёры с нитками (приложение 6): нанизывание ниток на предметы разной формы (палочки, шарики) – по степени сложности. Сначала на плоской поверхности и любую нитку, потом с большим количеством палочек и по цвету нитки (4 основных цвета). Кубики по такому же принципу, но фигурки – шарики. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве. Аква гимнастика для пальчиков и игры с песком (приложение 7): ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Я соединила это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. В небольшой бассейн наливаем немного воды, она должна быть комфортной температуры, на дно выкладываем камушки, ракушки, «рыбок и лягушек» разной текстуры и цвета. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

Показатели эффективности методической разработки: главный критерий эффективности методической разработки – это развитая мелкая моторика ребенка и развитая речь. Однако на данном этапе говорить об этом пока еще рано, так как с момента начала работы прошло всего 2 года. Однако считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, это залог успешной работы с детьми. Родители принимают активное участие в реализации всех мероприятий группы. Подают идеи и сами изготавливают интересные тренажёры для всей группы – тренажёр с гайками, придумывают полезное применение старым вещам – счёты (приложение 8). В помощь воспитателю находят интересный материал – картотеки (сказки) пальчиковых игр, физкультурных минуток. В настоящее время в группе объявлен конкурс «Конфета моей мечты». Это будут конфеты, над которыми детям придется потрудиться, прежде чем угоститься. Эти поделку можно будет назвать тренажером.

Систематизировала игры, развивающие мелкую моторику ребенка

· дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом,

· оформила картотеку пальчиковых игр со стихами.

· Провела открытые занятия: «Птички и кормушки», «Звёздочки», «Красивый цветок», «Гусеница», «Ёжик», «Божья коровка» (приложение 9).

На конец учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом (приложение 2).

При регулярной работе с детьми в форме игр, занятий, мероприятий (в группе и с родителями) дети со средним и низким уровнем заметно быстрее справляются с заданиями.

Результаты диагностики выявили положительную динамику развития моторики детей. Проводимая мною работа позволяет улучшить развитие мелкой моторики (Приложение 2).

Для дальнейшей работы с детьми планирую разработать занятия-игры, совместные задания для детей и родителей, направленные на развитие мелкой моторики, что позволит реализовывать не только двигательные задачи, но и способствовать формированию у детей разнообразных психических функций.

Вместе с тем, развитие мелкой моторики руки позволяет значительно расширять моторные возможности в дальнейшем: готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами. Совершенствование двигательных качеств, способствует более быстрому формированию трудовых навыков.

Стимулирование речевой активности ребенка через обогащение сенсорного опыта

Автор: Берсенева Екатерина Дмитриевна

Организация: МАДОУ «Детский сад №48»

Населенный пункт: Томская область, ЗАТО Северск

В современном мире стремительно развивающихся технологий дети с самого раннего возраста вынуждены расти и развиваться в виртуальном мире – мире телевидения и компьютеров. Многократный рост количества развлекательного контента искажает нормальный ход онтогенеза психического и физического развития детей. Еще несколько десятилетий назад маленький ребенок активно исследовал окружающий его мир всеми возможными способами – хватал руками различные предметы, ощупывал их, осматривал, выполнял с их помощью различные манипуляции, издавал звуки, нюхал и пробовал их на вкус. Благодаря насыщенному сенсорному опыту большинство детей того времени не имело отклонений в психофизическом, в том числе и речевом, развитии.

Современный ребенок при всём многообразии технологий лишен возможности нормально развиваться. Многие дети с раннего возраста большую часть времени проводят за экранами компьютеров и телевизоров. При этом сенсорный опыт ограничивается в основном визуальными и слуховыми раздражителями, ребенок не имеет возможности потрогать, пощупать, понюхать, рассмотреть предмет с разных сторон, произвести с ним какие-либо манипуляции.

Кроме физической и сенсорной ограниченности ребенок лишен живого общения с окружающими, вследствие чего неуклонно растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Помимо этого, у ребенка, лишённого возможности познавать мир, активно взаимодействуя с окружающими предметами, страдает развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации, что в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие его высших психических функций.

Таким образом, можно выделить следующие негативные последствия раннего приобщения детей к компьютерным и телекоммуникационным технологиям:

1. Ограниченность сенсорного опыта у детей;

2. Низкий уровень развития высших психических функций;

3. Нарушения зрения, осанки и другие соматические заболевания;

4. Моторная ограниченность;

5. Низкий уровень развития мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации;

6. Задержка речевого развития и другие речевые нарушения.

Исходя из этого перед нами встала необходимость поиска таких педагогических технологий, которые помогут нивелировать негативное влияние раннего приобщения детей к компьютеру и телевизору посредством организации насыщенного сенсорного пространства. Кроме того, необходимо, чтобы данные технологии были удобны в применении на логопедических занятиях с дошкольниками и способствовали эффективному решению коррекционно-развивающих задач учителя-логопеда.

Изучив педагогическую литературу и интернет-ресурсы по данной теме, мы остановились на методике Марии Монтессори, которая еще в 1907 году создала первый прототип бизиборда (с анг. «busy» – занятый, «board» – доска, т.е. доска для занятий). Использование бизибордов позволяет решать множество задач: развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию; формировать сенсорные эталоны, развивать разные виды восприятия и воображение ребенка через многообразие ощущений; способствовать развитию произвольности и концентрации внимания; формировать логическое мышление.

К сожалению, все предлагаемые на рынке бизиборды нацелены прежде всего только на сенсорное и логическое развитие ребенка и оказываются недостаточно эффективными на логопедических занятиях. Поэтому нами было разработано дидактическое пособие по типу бизиборда, которое позволяет решать не только традиционные для него задачи, но и широкий спектр логопедических коррекционно-развивающих задач. Впоследствии данное дидактическое пособие получило название «Логоборд», что, по нашему мнению, в полной мере отражает его предназначение.

Данное дидактическое пособие соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и является содержательно-насыщенным, полифункциональным, вариативным, трансформируемым, доступным и безопасным.

Логоборд представляет собой большой лист фанеры, на котором размещены различные по сенсорным качествам игрушки, предметы, приспособления, позволяющие ребенку производить с ними разнообразные игровые манипуляции. Условно поверхность Логоборда можно поделить на несколько функциональных зон:

1. «Весёлый музыкант» (основная цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти, формирование темпо-ритмической стороны речи). В этой зоне расположены различные звучащие игрушки, музыкальные, шумовые инструменты, колокольчики, бубенчики и т.д. Ребенок имеет возможность издавать различные по силе, высоте и спектру неречевые звуки. В игре дети учатся определять источник и направление звука, различать далекие и близкие звуки, воспринимать и воспроизводить различные ритмические рисунки. Музыкальные инструменты также можно использовать для проведения артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастики, физминуток и логоритмических упражнений.

2. «Звуковые дорожки» (основная цель – автоматизация звуков речи, развитие речевого дыхания и зрительно-моторной координации, обогащение сенсорного опыта). Они представляют собой пять различных перетяжек (обезьяна на кольце перемещается по стержню, улитка на пуговице – по шнуру, морская звезда – по замку-молнии, машина катается внутри кабель-канала, деревянный шар – на ленте). Все игрушки различные по цвету и фактуре, перемещаясь, издают разные звуки. По обеим сторонам от дорожек расположены закручивающиеся крышки, на которых написаны буквы. Задача ребенка – провести игрушку по дорожке, произнося длительно тот или иной звук/слог («ррр», «ррра», «аррр» и т.д.). Играя в этой зоне, ребенок имеет возможность в непринужденной форме автоматизировать различные звуки речи (изолированно, в прямых и обратных слогах), развивать силу и длительность речевого дыхания, развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. Также в этой зоне находится спиннер, запустив который, ребенок может произносить различные гласные и согласные звуки до полной остановки.

3. «Гусеница» (основная цель – развитие тактильного восприятия и всех сторон речи ребенка). Тактильная гусеница состоит из металлических крышек, приклеенных к доске, внутри которых закреплены различные на ощупь материалы (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, ребристые и т.д.). Ощупывая поочередно крышечки, ребенок может характеризовать тактильные свойства материалов, повторять отдельные звуки, слоги, слова, чистоговорки, пропевать гласные звуки, изменяя высоту или силу голоса, подбирать слова к определённой лексической теме, придумывать словосочетания, предложения и т.д.

4. «Лужайка» (основная цель – развитие тактильного, обонятельного, зрительного восприятия и всех сторон речи ребенка). В данной зоне расположена мягкая мочалка с «травкой», на которую ребенок может прикреплять заколки для волос в виде цветов и бабочек, выполняя при этом различные логопедические упражнения. На оборотной стороне мочалки есть кармашек, где может быть размещен какой-либо дидактический материал в виде картинок, схем, карточек и т.д. Кроме этого, на лужайке есть цветок из разноцветных баночек с откручивающимися крышками. Внутри баночки ребенок может найти ватный шарик, пропитанный каким-либо запахом, понюхать и угадать его. Также в этой зоне ребенок может найти пруд, направленный на развитие физиологического дыхания (рыбки приводятся в движение посредством плавного длительного выдоха).

5. «Большая стирка» (основная цель – обогащение сенсорного опыта и развитие всех сторон речи ребенка). Данная зона наиболее многофункциональна и вариативна, она представлена натянутыми бельевыми резинками и прищепками, к которым можно прикрепить разнообразный дидактический материал (маленькая одежда из различных тканей, карточки для артикуляционной гимнастики, предметные и сюжетные картинки, буквы для звукобуквенного анализа, схемы и т.д.) При этом цвет прищепок при выполнении заданий может иметь определенное значение (найти пары картинок и прикрепить их прищепками одного цвета; обозначить гласные звуки прищепками красного цвета).

Использование дидактического пособия Логоборд на логопедических занятиях позволило достичь положительных результатов у всех участников образовательного процесса:

1. Создать насыщенное сенсорное пространство в кабинете учителя-логопеда;

2. Внедрить в практическую деятельность новые формы, методы и приемы логопедического воздействия;

3. Обогатить сенсорный опыт детей-логопатов, осуществить коррекцию нарушений в их речевом и психофизическом развитии;

4. Повысить мотивацию детей к посещению логопедических занятий.

Литература:

Боброва Н.Б. Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие / Н. Боброва. – СПб.: Питер, 2016.

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет — М.: Просвещение, 1995;

Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук //Дошкольное воспитание – 2014. – № 8.

Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /М. Монтессори. – М.: «Карапуз», 2000.

Статья Опыт применения сенсорной интерграции для запуска речи у неговорящих детей . Автор: Тулупова Юлия Андреевна

Автор: Тулупова Юлия Андреевна
Актуальность работы медицинского психолога с проблемой недоразвития речи обусловлена рядом причин: речевая задержка приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Как показывает практика, классические занятия по запуску речи часто представляют собой монотонную кропотливую работу, которая сводится к тренировке полученных навыков. Такой вид деятельности часто не вызывает у детей интереса, достаточного для запуска речи или появления речевого намерения. Результаты оказываются значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, что в разы повышает эффективность занятий.

Автор: Тулупова Юлия Андреевна

Опыт применения сенсорной интеграции в работе медицинского психолога для запуска речи у детей дошкольного возраста с задержкой психо -речевого развития в Тамбовской областной детской клинической больнице

Актуальность работы медицинского психо л ога с проблемой недоразви т ия речи обусловлена рядом причин: речевая задержка приводит к нарушениям саморегуляции , поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Элиминация видов речевой деятельности перестраивает все поведение ребенка. З апрос родителей показывает значительную частоту встречаемости безречевых , неговорящих детей в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, анартрией , ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи ее будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. [2]

Сенсорная интеграция становится популярным и очень эффективным направлением психологической, педагогической, логопедической и коррекционной помощи детям. Этот метод специалисты разных областей активно и эффективно применя ю т в своей работе для неговорящих детей и детей с разнообразными нарушениями развития.

Метод был разработан научным сотрудником, эрготерапевтом , Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Рекомендовать метод сенсорной интеграции в работе с детьми, имеющими разнообразные формы нарушения речевого развития, позволяет опыт отечественного логопеда М.И .Лынской и других специалистов, систематизированный и отраженный в научных публикациях.

М.И.Лынской выделены три типа предпосылок, необходимых для возникновения речи: аффективно-мотивационные, перцептивные и когнитивные. Формирование указанных предпосылок происходит одновременно с решением речевых задач, т.е. с вызыванием речевой активности, закреплением первых слов [1] . В соответствии с теорией сенсорной интеграции Дж .А йрес , а также методом «замещающего онтоегенеза » А.В.Семенович методологическими основами предполагаемого метода, в процессе формирования какой-либо функции нервной системы (в т.ч . речи) необходимо двигаться в направлении «снизу вверх», давая ребенку овладеть всеми навыками развития раннего возраста, по каким-то причинам пропущенным им [ 3 ] .

Как показывает практика, классические занятия по запуску речи часто представляют собой монотонную кропотливую работу, которая сводится к тренировке полученных навыков. Такой вид деятельности часто не вызывает у детей интереса , достаточного для запуска речи или появления речевого намерения . Результаты оказываются значительно выше, если работа побуждается внутренними мотивами и вызвана познавательным интересом ребенка. Игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, что в разы повышает эффективность занятий.

Работа с детьми старшего дошкольного возраста , имеющих диагноз ЗПРР и ЗРР в Тамбовской областной детской клинической больнице осуществляется с использование м элементов сенсорной интеграции , что позволяет эффективно реш ать речевы е задач и . Психолог, с целью преодоления задержки речевого развития, занимается не сенсорной интеграцией как первоочередной задачей , а через метод сенсорн ой интеграци и производит запуск речи .

В своей практической деятельности специалист использует элементы сенсорной интеграции, которые способствует стимуляции речевой активности, появлению речевого намерения, развитию импрессивной речи .

П ри выполнении упражнений важно строить работу с учетом интересов ребенка, избегать принуждения, помнить, что результат во многом зависит о т его эмоционального состояния и заинтересованности в занятии.

И спользование сенсорного материала на занятиях по преодолению задержки речевого развития имеет ряд преимуществ, которые делают задания максимально эффективным. В работу включаются анализаторы – тактильные, слуховые, зрительные. М ногообразие материалов позволя е т активизировать ощущения, восприяти е , зрите льно – двигательную координацию. Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть ресурсные возможности ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

В психо -неврологическом отделении Тамбовской областной детской клинической больницы для запуска речи с испо л ьзованием метода сенсорной интеграции используются: игры с водой и песком, сенсорные коробки с разнообразными наполнителями, материалы для лепки, гидрогель, сухой бассейн, стимуляци и звуком: дифференциация простейших звуков, звуки природы. Игры и упражнения с интенсивной психо -физиологической нагрузкой, в естибулярные движения . В ходе консультативной беседы специалист рассказывает родителям про комплекс программ для сна: воспроизведение звук ов природы, белого шу ма, использование ароматически х ламп, ночник ов , лава-ламп , пузырьковы х труб, расслабляющ ей музык и , утяжеленны х одеял, физически х нагрузо к перед отходом ко сну, вибрирующи х матрас ов и подуш ек , спальны х мешк ов .

В исследовании эффективности использования сенсорной интеграции при запуске речи участвовали 3 4 ребенка, – пациент а психо -неврологического отделения ТОДКБ в возрасте 3-5 лет с диагнозом задержка психо -речевого развития , период исследования – 10 месяцев. Реч евое развитие участников исследования характеризовал о сь следующими критериями:

– отсутствие речевой деятельности;

– снижение мотива к речевой активности;

– резкое ограничение коммуникативного взаимодействия;

– отсутствие (недостаточность) критического отношения к собственной речевой деятельности ;

– т рудности усвоения последовательности артикуляционных движений ;

– п онимание обращенной речи недоступно или доступно на уровне простейших бытовых инструкций.

Первый этап запуска речи оценивается в соответствии с появлением следующих критериев:

– нарастание спонтанной речевой активности;

– соотнесение гласного звука/слога с действием или предметом;

– дифференциация бытовых звуков.

Испытуемые были разделены на две группы по 12 человек. В группе А занятия по запуску речи проводились с использованием метода сенсорной интеграции, в группе В речевые задачи решались стандартными методами: карточки с картинками, фонематическое подражание за взрослым, игровые упражнения на звукоподражание, кинезиологические упражнения.

Исследование показало следующие результаты:

В группе « А » после серии заданий звукоподражание появилось у 13 детей – 76% , произошло нарастание спонтанной речевой активности – у 17 детей – 100% , появилось соотнесение гласного звука/слога с действием или предметом у 12 детей – 70% , выявилось речевое намерение у 14 детей – 82% , стартовала дифференциация бытовых звуков у 14 детей – 80% .

Для сравнения в г рупп е « В » звукоподражание появилось у 8 детей – 47 % , наблюдалось нарастание спонтанной речевой активности у 10 детей – 5 8 % , произошло соотнесение гласного звука/слога с действием или предметом у 5 детей – 3 0% , выявилось речевое намерение у 6 детей – 35 % , стартовала дифференциация бытовых звуков у 7 детей – 41 % .

При обработке данных были использованы следующие методы: сравнительный анализ, непараметрический критерий двух независимых переменных выборок U Манна-Уитни.

Сравнительный анализ эффективности методов запуска речи у двух групп испытуемых

По итогам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Методы сенсорной интеграции при запуске речи и решении речевых задач у детей дошкольного возраста эффективнее стандартных методов запуска речи.

Отсутствие, ограничение или неправильная организация общения

ребенка с внешним миром

зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины отсутствия речи у ребенка — недостаточность/нарушение развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком.

Список использованной литературы

. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. – Парадигма, 2012

. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – Парадигма, 2015

А. В. Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М., 2007

Влияние сенсорного развития на речь детей младшего дошкольного возраста Выступление на РМО по развитию речи

  • Публикации в электронных СМИ (5)
  • Проекты (22)
  • Родительские собрания (11)
  • Планирование (18)
  • Дополнительное образование. Сенсорное развитие “Развивайка”. (3)
  • Выступления на педагогических семинарах и РМО (6)
  • Отчеты (16)

Влияние сенсорного развития на речь детей младшего дошкольного возраста Выступление на РМО по развитию речи

Развитие речи является одной из основных задач в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук. Развитие сенсорного воспитания является чувственной основой для всех способностей ребенка: познавательных, эстетических, творческих, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности, для развития внимания, памяти, мышления и речи. Кроме того, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д.)

Чем больше развиты движения ребенка, тем интенсивнее развивается у него речь. В настоящее время возникает проблема дополнительного развития двигательной функции ребенка, особенно движений пальцев рук, так как именно моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение и, собственно, речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

К шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться при подготовке его к школе. (1-й слайд)

Поэтому целью моей работы стало: развитие всех компонентов устной речи у детей младшего дошкольного возраста. (2-й слайд)

Задачи. (3-й слайд)

  • Развивать речевые навыки через совершенствование мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
  • Развивать речевые навыки через сенсорное развитие в разных видах деятельности.
  • Способствовать развитию речевой и двигательной активности у детей.
  • Установить эмоционально – положительное взаимодействие воспитателя с детьми и детей между собой.
  1. (4-й слайд)

Анализ литературы.

Для более углубленной работы по данному разделу я изучила дополнительные методические пособия:(5-й слайд).

– Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь»,

– Комратова И.В. «Звуковая культура речи»,

– Картушина М.Ю. «Забавы для малышей»

– Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

Создание условий

Для достижения положительных результатов в работе по своей теме, мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду:

  1. Были приобретены: бизиборды, различные пособия на шнуровку, развивающее игровое пособие «Одень куклу».

2.Оформлен уголок «волшебная сенсорика», в котором размещены приобретенные пособия и дидактические игры по сенсорному развитию, сделанные своими руками. (6 – 11 слайд).

  1. Организация образовательной деятельности.(12 слайд)
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Совместная деятельность педагога с детьми:
  • Непосредственно – организованная образовательная деятельность;
  • Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
  • Совместная деятельность с родителями.

Образовательный процесс с детьми проходит через такие формы работы, как: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.

В своей работе с детьми я использую следующие методы и приёмы: (15 слайд)

– словесный (указания, объяснения, просьбы);

– наглядный (образец, показ предметов, действий);

– игровой (игры: дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные упражнения).

Образовательная область «Коммуникация» интегрирует со всеми образовательными областями: (16 слайд)

  • Здоровье

Развитие речевых навыков в процессе воспитания культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

В процессе общения воспитателя с детьми во время режимных моментов у детей формируется ручная умелость (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.

  • Познание

Развитие речевых навыков в процессе формирования у детей раннего возраста познавательных интересов непосредственно через взаимодействие с предметами.

В сенсорном развитии и при формировании элементарных математических представлений действия с предметами объёмными и плоскостными, разной фактуры и формы, разного размера и цвета, развивают мелкую моторику, которая способствует обогащению непосредственного чувственного опыта, формированию умения называть свойства предметов, развитию мышления, внимания.

В познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности (с водой, песком, снегом, разными видами конструктора) у детей развиваются моторные навыки, в результате чего обогащается словарь, развивается монологическая речь, воображение.

  • Музыка

Развитие речевых навыков в музыкально-художественной деятельности.

Песни, игры с музыкальными игрушками, музыкально – ритмические движения, имитационные движения в сочетании со словом развивают общую и мелкую моторику, чувство ритма, музыкальный слух, а сюжеты и музыкальные образы способствуют развитию речевой активности, словаря, звукоподражанию.

  • Художественное творчество.

Развитие речевых навыков в процессе развития продуктивной деятельности и детского творчества.

Действия с разнообразными изобразительными материалами (карандаши, фломастеры, кисти, мелки, пластилин) развивают мелкую моторику, обогащают словарь, развивают диалогическую речь, формируют культуру общения детей.

  • Физическая культура

Развитие речевых навыков в процессе накопления и обогащения двигательного опыта детей.

Непосредственно организованная двигательная деятельность, утренняя гимнастика, физкультминутки и пальчиковыми играми, подвижные игры способствуют развитию общей и мелкой моторики, а речевое сопровождение во время их проведения развивает все компоненты устной речи, способствует развитию эмоциональности и навыков общения.

Развитие речевых навыков в процессе развития общей и мелкой моторики в разных видах игровой деятельности.

В разных видах игр (сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных) у детей при взаимодействии с игрушками развиваются моторные навыки, все компоненты устной речи, коммуникативная активность, обогащается чувственный опыт, создаётся эмоциональное благополучие.

Развитие речевых навыков в процессе развития трудовой деятельности.

В процессе самообслуживания и выполнения элементарных трудовых поручений у детей развивается общая и мелкая моторика, которая способствует активизации словаря и закреплению форм вежливого обращения.

  • Чтение художественной литературы

Развитие речевых навыков при формировании интереса и потребности в чтении.

Использование пальчиковых игр, имитационных движений и звукоподражаний животных и птиц при ознакомлении детей с художественной литературой развивает у детей все компоненты устной речи, образность, красочность, желание знакомиться с новыми художественными произведениями.

  • Безопасность

Развитие речевых навыков в процессе формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и при взаимодействии с объектами природы.

В процессе ознакомления детей с правилами дорожного движения, правилами безопасного поведения в детском саду, на участке, развивается общая и мелкая моторика, которая способствует развитию двигательно – речевой активности.

6.Работа с родителями. (18 слайд).

Тесное сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому я использую разнообразные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач:

  1. семинар – практикум «Развивающие игры с использованием подручных средств», «Игры с песком и водой»:
  2. индивидуальные беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;
  3. круглый стол «Ребенок должен играть»;
  4. коллективные консультации «Влияние общей и мелкой моторики на речь детей», «Пальчиковые игры для развития речи малышей», «Роль логоритмических упражнений и подвижных игр для речи детей»; 6.сообщения на родительских собраниях «Подвижные игры с речевым сопровождением», «Роль родителей в развитии речи детей»;
  5. 7. Выводы.(19 слайд)

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

– Целенаправленное и систематическое использование в разных видах деятельности игр и упражнений на формирование моторных навыков способствовало обогащению речи детей.

– Интеграция области «Коммуникация» в ходе реализации других областей способствовало успешному освоению детьми данного возраста основной общеобразовательной программы.

– Тесное взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе над речью детей

– Создание предметно – развивающей среды способствовало развитию общей и мелкой моторики, что активизировало речевые навыки детей.

– Анализ уровня освоения программы в области «Коммуникация», проведённый на конец года показал положительную динамику по развитию всех компонентов устной речи.

В своей дальнейшей работе я планирую проводить работу по развитию всех компонентов устной речи, уделяя развитию общей и мелкой моторики большое внимание.

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. В период младшего дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, появляются новые знания и умения, а значит, и совершенствуется и речь. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

Проблема развития речи детей сегодня актуальна; т.к. овладение речью является основой для дальнейшего развития ребенка, постоянно растет число детей имеющих нарушение речи, значительно снизилось живое общение родителей с детьми.

В речевом развитии ребёнка дошкольного возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, воспитания звуковой культуры речи, развитие речевого слуха, приобщение к художественной литературе, а также расширения зоны общения с взрослыми.

Для успешного речевого развития детей, в нашей группе созданы все условия, которые способствуют формированию хороших речевых навыков. Развивающая среда насыщена разнообразными игровыми и образовательными материалами. Я слежу, что бы эти материалы соответствовали возрасту детей и были доступны для них.

В своей работе для стимулирования речи детей, я использую основные методы это наглядный, словестный и практический. Которые, в процессе деятельности, переплетаются между собой.

В нашей группе есть мультимедийная доска, которую я активно применяю для наглядности на различных занятиях. Показываю картинки, сюжеты, героев из сказок, дети увидев называют их, описывают, считают. (миленький, беленький, большой слон). С помощью доски провожу игры «Что лишнее», «Что изменилось» в которых дети могут сами с помощью специальной ручки дотронуться и узнать правильно ли ответили. Даю возможность рисовать на доске, раскрашивать различные фигуры, дети, рисуя, просят те цвета, которыми хотят рисовать, называют формы.

Так же у нас в группе есть книжный уголок, где дети берут книги, рассматривают их, называют героев, названия сказок, предметы, книги стимулируют детей, они вспоминают отрывки из сказок Чуковского, стихотворений А. Барто, Маршака.

Так же для стимуляции речи использую магнитную доску, я вывешиваю разные картинки, дети рассматривают их, показывают друг другу, называют что изображено.

Во время занятий по развитию речи, так же для наглядности использую мультимедийную доску, дети пересказывают короткие сказки по картинкам, использую различные игрушки, картинки и предметы, побуждая детей описывать их, давать имена, задания.

Во время продуктивной деятельности дети получают знания о форме цвете, размере. Тут я использую прием «проблемная ситуация», забыла положить лист или кисточку. Это вынуждает ребенка просить недостающее, тем самым проявлять речевую инициативу.

Во время простых экспериментов дети эмоционально рассказывают, что у них получилось. Например сухая рука, бумага утонула.

Прогулка, я считаю, является одним из эффективных способов стимулирования речи детей. Наблюдения на участке за различными растениями, птицами, насекомыми, посадка огорода, цветов и уход за ними, приносят детям множество впечатлений. Дети начинают задавать вопросы, выражают свои эмоций и мысли с помощью слов. Так дети узнают новые слова и понятия, обогащая свой словарный запас.

Практические методы стимулирования речи детей это различные виды игр которые я использую в работе с детьми.

Во время игр с конструктором, дети строят разные замки, сооружают гаражи, дома, машины и предметы. Показывают их и называют. Так появляются лимузины, ракеты, машины, сумки, короны. Дети так же называют различные детали которые у них получились ; хвост, окно, дверь. Проблемные ситуации, возникшие во время конструирования вынуждают детей просить о помощи, недостающие детали.

В игровых зонах, я предлагаю детям обыграть разные сюжеты, например пробка на дороге, или авария. Дети с удовольствием вступают в игру и в процессе вызывают по телефону эвакуатор, скорую, полицию. Подражают звуку мигалок, звонка телефона.

Так же для стимулирования речи у детей использую сюжетно-ролевые игры, в уголках «Магазин», «Кухня», «Больница», «Парикмахерская» выкладываю новые атрибуты, дети пользуются ими, произносят звуки подражая им, например шумит фен, кипит чайник. В помощь идет уголок «Ряженья», после переодевания дети меняют интонацию, находят нужные слова для ведения игры.

Не менее значимы дидактические игры, «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие, они позволяют детям усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей.

Малоподвижные, подвижные игры. Во время которых дети подражают различным животным, транспорту. Проговаривают слова сопровождающие действия, для выбора ведущего мы разучиваем считалочки. В дальнейшем дети сами применяют их. Дети сами объясняют правила игры.

Очень люблю хороводные игры и музыкальные игры. «Грибок», «Каравай» где дети начинают подпевать, пританцовывать. Игры под музыку Железновых, «Цветочек», «Гусеница». дети запоминают движения и слова и в дальнейшем сами без музыки повторяют их.

Часто играем с детьми в игры-пантомимы, Эти игры являются хорошими стимуляторами речевого развития. Когда без слов показываю какие то действия (Причесываюсь, поливаю, рисую, ем) а дети отгадывают. Потом дети сами загадывают действия друг другу.

Пальчиковые игры для стимуляции речевого развития так как чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

Применяю игры с песком, эти игры близки детям так как они с раннего детства играют в песочнице, игра с песком помогает детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивает мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Во время игры с песком дети свободно общаются и высказываются.

Так же в своей работе для развития звуковой культуры и речевого аппарата детей использую такие приемы проговаривание чистоговорок, заучивание стихов, потешек, утренних приветствий.

Для приобщения детей к художественной литературе читаю сказки и рассказы.

Читайте также:
Конспект занятия: Употребление простых и сложных предлогов в речи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: