Стихотворения на дифференциацию звуков (ш) (ж)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж

1. Повтори изолированные звуки Ш — Ж.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ш — Ж, рекомендуется использовать картинки-символы: Ш – змея, Ж – жук.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ш – Ж.

ша – жа шо – жо шу – жу ши – жи

жа – ша жо – шо жу – шу жи – ши

3. Повтори слоги, где звуки Ш – Ж находятся между глас-

аша – ажа оша – ожа уша – ужа иша – ижа

ашо — ажо ошо – ожо ушо – ужо ишо – ижо

ашу – ажу ошу – ожу ушу – ужу ишу – ижу

аши – ажи оши – ожи уши – ужи иши – ижи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

шна – жна шно – жно шну – жну шны – жны

шни – жни шне – жне шнё – жнё шня – жня

шма — жма шмо – жмо шму – жму шмы – жмы

шми – жми шме – жме шмё – жнё шмя – жня

шва – жва шво – жво шву – жву швы – жвы

шви – жви шве – жве швё – жвё швя – жвя

5. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в начале слова.

шито – жито шутка – жутко шить – жить

шитьё – житьё шесть – жесть шар – жар

шаль – жаль шалить – жалить шалость – жалость

шесток – жесток шарь – жарь шила – жила

6. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в середине
слова.

уши – ужи машет – мажет тушить – тужить

паши – пажи нашить – нажить вышивать – выживать

каша – кожа крушить – кружить нашивка – наживка

брошу – брожу машешь – мажешь пышный – книжный
сушу – сужу прошил – прожил перешить – пережить

7. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в одном слове.

Пожнёшь, уважаешь, дождёшься, ждёшь, живёшь, жуёшь, покажешь, обижаешь, можешь, убежишь, жуж­жишь, ожидаешь, поможешь, нажмёшь, жнёшь, ужина­ешь, поджидаешь; режешь, лижешь, жалишь, журчишь, жалеешь, держишь, дрожишь, уложишь.

8. Повтори словосочетания.

книжный шкаф бабушкин жакет жидкая каша

нижний этаж бумажный мешок кожаный башмак

вышитый манжет важный петушок Женина шапка

кожаные башмаки жадный Гоша Машина пижама

кожаные сапожки ушастый ёжик душистый жасмин

свежая пышка тяжёлый мешок большой жук

дружные ребятишки жёлтый карандаш шёлковая пижама

тяжёлая кадушка прилежная швея железный жбан

9. Повтори пословицы и поговорки.

Лёжа хлеба не добудешь.

Кто ходит больше, тот живёт дольше.

10. Повтори предложения.

Три слова. Даша кушает ежевику. Женя подшивает ман­жеты. На опушке пижма. Маша шьет пижаму. Детё­ныш ежа – ежонок. Даша утюжит капюшон.

Четыре слова. Я хожу по опушке. У Жени мешок пше­на. Бабушка вяжет дедушке жакет. Даша покупает новую одежду. Кошка бежит за мышкой. За окош­ком идёт дождь. Одежда висит в шкафу. Ножницы лежат на шкафу. Бабушка вышивает нежные сне­жинки.

Пять слов. На ужин каша и ежевика. В книжном шкафу много книг. Миша ждёт Жанну у дома. Кожаный жа­кет вешают в шкаф.

Семь слов. У Маши и Жени книжка о ежах. Маша и Женя живут на шестом этаже.

Дифференциация звуков

Дифференциация звуков III — Ж

11. Повтори и отгадай загадку. Одежды не шью, а ткань тку. (Паук) 12. Повтори стихи и чистоговорки*.

13. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ш – Ж. Перескажи рассказы. Диалог – На каком ты живёшь этаже, Маша? – На пятом. – А ты на каком живёшь этаже, Даша? – На девятом. Кошка Маша Кошка Маша тихо идёт к вишне. Она видит на ветке жука. Жук жужжит: «Жу-жу-жу». Жанна шутит: «Маша, тоже умеешь жужжать?» «Мяу!» – важно мяукает кошка.

* Автор всех стихотворений, чистоговорок и рассказов, приведенных в разделах 10-13, – А. Хмелёва.

Кушай жито, петушок! У меня его мешок.

Жу-жи-жи, жу-жи-жи, От ежей «бегут» ужи. Жу-жи-жи, жу-жи-жи, Не догонят их ежи.

Бежит ёжик, бежит ёжик, Мне не видно его ножек. – Ножки, ёжик, покажи! Бежит ёжик в камыши.

Кто шумит в камышах?

Кто шумит в камышах? Не пойму я никак. Может, там шумит мышонок? Может, там шумит ежонок? Нет мышонка в камышах. Нет ежонка в камышах. Кто шумит в камышах? Не пойму я никак.

Под дождём квакушка Моет шею и ушки.

На машинке новой шьём Мышкам мы штанишки. Медвежатам мы нашьём Новые манишки.

У GJK3. GJK3.TQ.J

У мышки – мышата,

У кошки – котята.

Кто шумит? Кто жужжит?

Камыш шумит Шу-шу-шу, А жук жужжит Жу-жу-жу. Камыш шумит, Шумит, шумит, А жук жужжит, Жужжит, жужжит.

Разговор

– Твоя мама ежиха?

– А моя мама мышка.

– Мама ждёт меня на ужин. Побегу, мне ужин нужен.

Кукла Женя

У Жанны бумажная кукла Женя. У Жени бумажная шубка, штанишки и шапка. Жанна надевает на Женю эту одежду. А Мишутке Жанна шьёт одежду на машинке. Ей помогает Mania.

Почему квакушка любит дождь?

Бегут животные от дождя – кто куда. Еж бежит под ши­повник, мышка под вишню, жук под камешек. Одна квакуш­ка под дождём квакает: «ква-ква-ква». Поквакает, поквака-ет, отдохнёт и опять: «ква-ква-ква». Ведь дождь квакушке как душ, вот и напевает она: «ква-ква-ква, да ква-ква-ква».

Повтори скороговорки.

Однажды шёл дождик дважды.

Отважный Миша бежит от мыши.

Шьёт кошка на окошке жакет Тимошке. (А. Хмелёва)

Читайте также:
Как попасть в логопедический детский сад

Кошка жадная тушёнку У жита пташка,

Не даёт коту, котёнку. У жита и мышка.

А. Хмелёва А. Хмелёва

Маша живёт этажом выше, Пообедаешь у бабушки,

Жанна живёт этажом ниже. Побежишь к дедушке
А. Хмелёва И поужинаешь.

Ежедневно Маша Нам готовит кашу

Нам готовит кашу. Ежедневно Маша.

24 Дифференциация звуков

Дифференциация звуков С – Ш 25

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ СШ

1. Повтори изолированные звуки.

Дифференцируя изолированные согласные звуки С — Ш, рекомендуется использовать картинки-символы: С – насос, Ш – змея.

2. Повтори прямые слоги со звуками С – Ш.

са – ша со – шо су – шу сы – ши

ша – са шо – со шу – су ши – сы

3. Повтори обратные слоги со звуками С – Ш.

аш — ас ош – ос уш – ус иш – ис

еш – ее ёш – ёс юш – юс яш – яс

4. Повтори слоги, где звуки С-Ш находятся между глас­
ными.

аса – аша оса – оша уса – уша ыса – ыша

асо – ашо осо – ошо усо – ушо ысо – ышо

асу – ашу осу – ошу усу – ушу ысу – ышу

асы – аши осы – оши усы – уши ысы – ыши

5. Повтори слоги, где гласные находятся между соглас­
ными С – Ш.

саш – шас сош – шос суш – шус сыш – шис

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

сна – шна сма – шма сва – шва ска – шка

сно – шно смо – шмо сво – шво ско – шко

сну – шну ему – шму сву – шву ску – шку

сны – шны смы – шмы свы – швы скы – шкы

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

аст – ашт аск – ашк ост – ошт оск – ошк

уст – ушт уск – ушк ыст – ышт ыск – ышк

ист – ишт иск – ишк ест — ешт еск – ешк

ёст – ёшт ёск – ёшк юст – юшт юск – юшк

8. Повтори слова, где звуки С – Ш находятся в начале слова.

сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки
стык – штык сытый – шитый сайка – шайка

суд – шут сов – шов спит – шипит

споры – шпоры стиль – штиль соли – шали

9. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в середине слова.

ириска – Иришка миска – мишка киски – кишки посол – пошел

усы – уши маска – Машка масса – Маша

пески – пешки усат – ушат

басенка – башенка каска – кашка

басня – башня пасу – пашу

носить – нашить миска – мышка

пасли – пошли просить – прошить просо – Проша

10. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в конце слова.

нас – наш кис – кыш мыс – мышь

вас – ваш брось – брошь плюс – плюш

11. Повтори слова, где звуки С-Ш находятся в одном слове.

Сушка, Саша, пушистый, шоссе, машинист, шахматист, пастушка, пастушок, сушу, Сашенька, стишок, сынишка, скошу, душистый, сушёный, шествие, пустышка, смешная, шанс, шест, шествие, шесток, суша, сушить, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешка, спешить, веснушки, Сашка, путе­шествие; солнышко, сошёл, послушный, распушил, шелест,. старушка, расшумелся, сплошной.

пушистая кошка высокая башня сухие штанишки пастушья сумка бабушкин сундук мышиный писк квашеная капуста косолапый мишка острый шип
смешная шутка шахматная доска сытый мишка вишнёвый сок смешная маска пустой мешок сухой капюшон школьная доска смешные потешки

12. Повтори словосочетания.

сосновая шишка сонная кошка Сонина шуба высокий шест Яшины сани душистый куст пышное тесто душистое сено шёлковая косынка

13. Повтори предложения.

Три слова. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шиш­ки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вы­тягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Четыре слова. У Наташи сын Саша. Саша спешит к ба­бушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт анана-

26 Дифференциация звуков

совый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из мис­ки. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косын­ку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Пять слов. Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стае насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под вы­соким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кош­ка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шес­те. Саша спешит к автобусной остановке.

Шесть слов. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска – это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба вес­ной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высо­кой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Читайте также:
Приём логопеда - чего ожидать от первого визита к логопеду?

Семь слов. У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

Стихотворения на дифференциацию звуков (ш) (ж)

Стихотворения для закрепления поставленных звуков

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов.

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Маме надо отдыхать.

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Я её не разбужу.

И ни разу, и ни разу

Ни словечка не скажу.

Спал заяц в лесу, не мешал никому.

Вдруг что-то упало на спину ему.

Помчался трусишка, от страха дрожа.

И где-то в кустах потревожил ежа.

И крикнул испуганный зайка тогда:

-Спасайся, кто может, случилась беда!

Упражнение. Проговаривать предложения.

Возле лужи – зелёная жаба. Бронзовые жуки кружатся над розами. У Зои желтый резиновый зайка. Зина зажигает плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Для заливного нужен желатин.

Упражнение. Проговаривать предложения.

Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, чтобы она не убежала. Завизжала железная пила, застучал железный молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк. Возле лужи жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Дядя Жора режет железо. Зоя любит желе из крыжовника. Для заливного нужен желатин.

Упражнение. Проговаривать предложения.

У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. У Светы на дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбуз.

Стихотворения для закрепления поставленных звуков

Щенка кормили молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком-

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

А он, расстроенный слегка

Шагал на поводу.

Хитрый ёжик

сшил колючий пиджачок.

Весь в иголках, без застёжек.

На иглу нацепит ёжик

грушу, сливу, всякий плод,

что под деревом найдёт.

И с подарочком богатым

поспешит к своим ежатам.

Тихая сказка

Эту сказку ты прочтёшь

Жили-были серый ёж

Серый ёж был очень тих,

И ребёнок был у них-

очень тихий ёжик.

В жёлудь влез один червяк

И не съест его никак.

Кто куда, скажите, влез?

Кто кого никак не съест?

Жёлудь, что ли, червяка?

Фу, какая чепуха!

В жёлудь влез один червяк

И не съест его никак.

На полянку на лужок

Тихо падает снежок.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Мышка в кружечке зелёной

Наварила каши пшённой.

Всем по ложечке досталось.

Ни крупинки не осталось!

Я с утра в лесу гуляю.

От росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

про берёзку и про мох.

Про малину, ежевику,

про ежа т про ежиху,

у которых за ежат

все иголочки дрожат.

Зимняя песенка

Я на лыжах побегу.

Ты меня поймай-ка!

Кто там ходит за кустом:

Баклажан и помидор

Баклажан и помидор спорили на огороде о том, кто из них красивее и вкуснее. Когда они поспели, хозяин повёз их на базар. На базаре они лежали рядом и опять спорили -кого из них раньше купят.

Баклажан и помидор купил сразу один покупатель. У покупателя в кошёлке они опять спорили -кого из них скорее съедят. А на кухне из баклажана и помидора сделали соус.

Так они и не узнали, кто из них красивее и вкуснее.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш – Ж

1. Повтори изолированные звуки Ш — Ж.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ш — Ж, рекомендуется использовать картинки-символы: Ш – змея, Ж – жук.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ш – Ж.

ша – жа шо – жо шу – жу ши – жи

жа – ша жо – шо жу – шу жи – ши

3. Повтори слоги, где звуки Ш – Ж находятся между глас-

аша – ажа оша – ожа уша – ужа иша – ижа

ашо — ажо ошо – ожо ушо – ужо ишо – ижо

ашу – ажу ошу – ожу ушу – ужу ишу – ижу

аши – ажи оши – ожи уши – ужи иши – ижи

4. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

шна – жна шно – жно шну – жну шны – жны

шни – жни шне – жне шнё – жнё шня – жня

шма — жма шмо – жмо шму – жму шмы – жмы

шми – жми шме – жме шмё – жнё шмя – жня

шва – жва шво – жво шву – жву швы – жвы

шви – жви шве – жве швё – жвё швя – жвя

5. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в начале слова.

шито – жито шутка – жутко шить – жить

шитьё – житьё шесть – жесть шар – жар

шаль – жаль шалить – жалить шалость – жалость

Читайте также:
Здоровое питание и развитие речи

шесток – жесток шарь – жарь шила – жила

6. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в середине
слова.

уши – ужи машет – мажет тушить – тужить

паши – пажи нашить – нажить вышивать – выживать

каша – кожа крушить – кружить нашивка – наживка

брошу – брожу машешь – мажешь пышный – книжный
сушу – сужу прошил – прожил перешить – пережить

7. Повтори слова, где звуки Ш-Ж находятся в одном слове.

Пожнёшь, уважаешь, дождёшься, ждёшь, живёшь, жуёшь, покажешь, обижаешь, можешь, убежишь, жуж­жишь, ожидаешь, поможешь, нажмёшь, жнёшь, ужина­ешь, поджидаешь; режешь, лижешь, жалишь, журчишь, жалеешь, держишь, дрожишь, уложишь.

8. Повтори словосочетания.

книжный шкаф бабушкин жакет жидкая каша

нижний этаж бумажный мешок кожаный башмак

вышитый манжет важный петушок Женина шапка

кожаные башмаки жадный Гоша Машина пижама

кожаные сапожки ушастый ёжик душистый жасмин

свежая пышка тяжёлый мешок большой жук

дружные ребятишки жёлтый карандаш шёлковая пижама

тяжёлая кадушка прилежная швея железный жбан

9. Повтори пословицы и поговорки.

Лёжа хлеба не добудешь.

Кто ходит больше, тот живёт дольше.

10. Повтори предложения.

Три слова. Даша кушает ежевику. Женя подшивает ман­жеты. На опушке пижма. Маша шьет пижаму. Детё­ныш ежа – ежонок. Даша утюжит капюшон.

Четыре слова. Я хожу по опушке. У Жени мешок пше­на. Бабушка вяжет дедушке жакет. Даша покупает новую одежду. Кошка бежит за мышкой. За окош­ком идёт дождь. Одежда висит в шкафу. Ножницы лежат на шкафу. Бабушка вышивает нежные сне­жинки.

Пять слов. На ужин каша и ежевика. В книжном шкафу много книг. Миша ждёт Жанну у дома. Кожаный жа­кет вешают в шкаф.

Семь слов. У Маши и Жени книжка о ежах. Маша и Женя живут на шестом этаже.

Дифференциация звуков

Дифференциация звуков III — Ж

11. Повтори и отгадай загадку. Одежды не шью, а ткань тку. (Паук) 12. Повтори стихи и чистоговорки*.

13. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ш – Ж. Перескажи рассказы. Диалог – На каком ты живёшь этаже, Маша? – На пятом. – А ты на каком живёшь этаже, Даша? – На девятом. Кошка Маша Кошка Маша тихо идёт к вишне. Она видит на ветке жука. Жук жужжит: «Жу-жу-жу». Жанна шутит: «Маша, тоже умеешь жужжать?» «Мяу!» – важно мяукает кошка.

* Автор всех стихотворений, чистоговорок и рассказов, приведенных в разделах 10-13, – А. Хмелёва.

Кушай жито, петушок! У меня его мешок.

Жу-жи-жи, жу-жи-жи, От ежей «бегут» ужи. Жу-жи-жи, жу-жи-жи, Не догонят их ежи.

Бежит ёжик, бежит ёжик, Мне не видно его ножек. – Ножки, ёжик, покажи! Бежит ёжик в камыши.

Кто шумит в камышах?

Кто шумит в камышах? Не пойму я никак. Может, там шумит мышонок? Может, там шумит ежонок? Нет мышонка в камышах. Нет ежонка в камышах. Кто шумит в камышах? Не пойму я никак.

Под дождём квакушка Моет шею и ушки.

На машинке новой шьём Мышкам мы штанишки. Медвежатам мы нашьём Новые манишки.

У GJK3. GJK3.TQ.J

У мышки – мышата,

У кошки – котята.

Кто шумит? Кто жужжит?

Камыш шумит Шу-шу-шу, А жук жужжит Жу-жу-жу. Камыш шумит, Шумит, шумит, А жук жужжит, Жужжит, жужжит.

Открытое логопедическое занятие по теме “Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях и стихотворениях”

Разделы: Логопедия

Цели занятия:

1) коррекционно-образовательные:

  • уточнить и сравнить артикуляцию звуков Ш–Ж, учить различать эти звуки по акустическим признакам;
  • правильно произносить звуки Ш–Ж в слогах, словах, предложениях;
  • уточнить и расширить словарь по темам “Фрукты, ягоды”;
  • закрепить умение отгадывать загадки;

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать грамматические навыки в ходе упражнений на согласование
    прилагательных и существительных, на употребление формы родительного падежа существительных;
  • активизировать речевую деятельность детей;
  • развивать фонематический слух и восприятие звуков на материале слов и слогов;
  • развивать зрительное и тактильное восприятие, внимание, память:
  • формировать длительный плавный выдох;
  • развивать общую и мелкую моторику.

3) коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии, воспитывать культуру здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование:

  1. игровые персонажи – Микроб, девочка Лиза;
  2. опорные сигналы;
  3. предметные, сюжетные картинки со звуками Ж–Ш;
  4. индивидуальные зеркала;
  5. логопедические игры “Звуковые кнопки”, “Наоборот”
  6. соки, натуральные ягоды крыжовника и вишни;
  7. мяч;
  8. логопедические тетради.

Предварительная работа:

  • заучивание чистоговорок, стихов на звуки Ш–Ж
  • разучивание игры с мячом “Наоборот”.

1) Организационный момент:

– Кто правильно отгадает загадку, тот сядет на свое место:

Два Егорки живут возле горки.
Живут дружно, а на друга не глядят. (Глаза.)

Он бывает равным: длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

На горе много травы, да скот эту скот эту траву не ест. (Волосы.)

Когда мы едим, они работают. Когда не едим, они отдыхают. Не будим их чистить, они заболят. (Зубы.)

Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, таза, уши.)

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим. (Язык.)

2) Сообщение темы занятия.

Уши, глаза, волосы, губы, язык – это части головы,

Эти органы позволяют нам разговаривать, а наша с вами задача научится правильно говорить.

Сегодня к нам в гости пришел Веселый Язычок, который вместе с нами будет заниматься, играть, помогать нам правильно произносить звуки, слова и предложения.
Для этого нужно делать каждый день зарядку для языка, губ, щек, дыхательную гимнастику.

3) Артикуляционная и дыхательная гимнастика

– комплекс “Домик”
– “Часики”
– “Качели”
– “Чистим чубы”, “Чашечка”, “Кошка сердится
– дыхательные упражнения
– “Дует ветерок”
– “Язычок дышит”
– “Язычок змейки”

Читайте также:
Речевые нарушения младших школьников

4) Артикуляционный уклад звуков Ш–Ж (работа с индивидуальными зеркалами).
“Губы выдвинуты вперед рупором, язык в форме чашечки, чубы сближены, воздушная струя идет по середине языка, голосовые связки при произнесении звука Ж сомкнуты и вибрируют, а при Ш – разомкнуты” [3]

5) Характеристики звуков Ж-Ш.

Гласные или согласные? Твердые иди мягкие?

Звонкие или глухие?

Чем различны звуки Ж и Ш (по акустическим признакам – звонкий , глухой). Обозначение их опорными сигналами.

6) Дифференциация звуков.

А) Изолированных Ш–Ж (игра “звуковые кнопки”).

Б) В слогах, словах по карточкам “Сигнальщики”.

В) Игра “Самый внимательный” (повторение чистоговорок, стих.). [1]

Г) Выделение звуков Ш–Ж из стихов, обозначение звуков Ш–Ж буквами.

Игра с мячом “Наоборот”.

Луша – лужа
Шаль – жаль
Шар – жар Шалить-жалить
Уши – ужи
Шутка жутко
Шить – жить
Крушить – кружить

8) фонематический анализ и согласование прилагательных в роде

игра “Собери корзинки”.

Язычок принес нам картинки, назовите их. На какие группы их можно разделить? (Ягоды и фрукты.)

Отберем в 1 корзинку предметы со звуком Ш, во 2-ую – с Ж. Определим место звуков в словах.

Воспитание культуры здоровья.
Инсценировка “Микроб”

“Ой“ мне плохо, меня тошнит. (Лиза.)
– Что с тобой случилось? (Дети.)
– Я руки не помыла и съела грязную грушу.
– Наверное, поселился в животике чудовищный микроб.

– Микроб, ужасно вредное животное.
Коварное, а главное щекотное,
Такое вот животное,
В живот залезет и спокойно гам живет. (Логопед.)

– Я хитрый ха-ха-ха
Выть здоровым чепуха
Суйте грязный пальник в ротик.
Как живете, как животик.

Ну, а голова болит?
Меня это веселит
До чего же я пригож!
Я, Микробушка, хорош, (Микроб.)

– Плохой, ужасный,
– Да, я самый прекрасный!
– Заразный!
– Меня обижают, бедный я, бедный.
– Ты ужасно вредный!
– Ну, а теперь я от вас не отстану.
Уходи микроб от нас,
Чтоб с болезнями не знаться.
Спортом: надо заниматься. (Логопед.)

– Не боимся мы простуды
Нам и насморк не почем.
Потому что все мы дружим со скакалкой и мячом. (Дети.)

Нам лениться, не годится.
Будем помнить мы всегда:
Для здоровья пригодится
Солнце, воздух и вода.

– Ты микроб не отставай, зарядку с нами выполняй.

– Ой, зарядку делать не могу. Сейчас я упаду.
Здоровый образ жизни не для меня.
Ой, умираю, погибаю я. (Микроб.)

– Дети, ногами затопаем,
Руками захлопаем.
Лучше ты, микроб, уйди.
Не встречайся на пути. (Логопед.)

– Ягоды и фрукты для здоровья полезные продукты.
Чтоб микробов удалить
Надо чаще руки мыть.” [4]

10) Образование прилагательных:

– Что можно получить из собранных нами ягод и фруктов?
– Все взрослые и дети любят соки, почему?
“Они очень вкусные и полезные, т.к. содержат много витаминов, которые нужны для роста и для здоровья” [2]
– Язычок приготовил вам сюрпризы, только их нужно найти:
1-ый лежит в шкафу на полке между игрушками и т.д.
– Что за сюрпризы вы нашли? (Соки.)
– Это из чего сок? (Из вишни.)
– Как его назовем? (Вишневый.) и т.д.

11) Итог занятия.

– Кто к нам сегодня приходил в гости?
– С какими звуками мы играли, и в какие игры?
– Вы хорошо поработали. Язычок вам оставил угощения – свежие ягоды– вишню, крыжовник.

12) Домашнее задание.

– Нарисовать картинки в тетрадями со звуками Ш-Ж.

Список литературы:

  1. В.В. Коноваленко. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН в подготовительной группе. – М – 1998.
  2. И. Скворцова. Логопедические игры.– М,2008 г. – 174–175 с.
  3. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения.– М, 1971 – 129–135 с.
  4. Т.В. Петрова. О витаминах и микробах в игровой форме. Ж. “Воспитатель” № 6, 2008 – 15–16 с.

Звуки Ш и Ж

Как произносятся звуки Ш, Ж в норме

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Назови картинки, следи за правильным положением органов артикуляции

Автоматизация звука Ш в словах.

Слова с ударными слогами:

Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, ушанка, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шелк, шепот, шорох, шел, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушел, нашел, пришел.

Шить, шило, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили.

Шутка, Шура, шутит, шум, мишутка, шуба, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шей, решение, ошейник.

Слова с безударными слогами:

Шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша, шутник, шуруп, мишура, шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший.

Слова со стечением согласных :

Штамп, штаб, штопка, шторы, шутка, штык, швы, швея, шкаф, школа, шкура, шланг, шлак, шлем, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпатель, шпилька, шпион.

В обратных слогах:

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка, крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка, душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка, крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш, гуляш, Яша, Алеша, лепешка, матрешка, льешь, поешь, берешь, орешки, пешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, финиш, ландыш, пятнышко, детеныш.

Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.

Слова с ударением на слоге:

Жаба, жаль, жалко, жар, жабры, жатва, жарко, жалоба, пижама, урожай, бежать, дрожать, лежать, вожак, ежата, пожар, пожарник.

Желудь, желтый, желоб, Жора, флажок, пирожок, дружок, лужок, крыжовник, бережок.

Жук, жуть, жутко, хожу, гляжу, брожу, дружу, покажу, абажур, Женя, уважение, уже, жир, жить, жила, жидкий, лежи, дрожи, ножи, моржи, покажи, наживка, пружинка, дружить, кружить.

Слова без ударения на слоге:

Жалеть, жара, жакет, лужа, кожа, лежа, журнал, вижу, вяжут, режут, мажут, кожура, живой, живот, жираф, жилет, жилец, лыжи, ежик, ушки, пыжик, рыжик, прохожий, похожий.

Слова со стечением согласных:

Ржавчина, жмурки ждать, джем, багажник, важно, дружно, бумажный, монтажник, дождик, ложный, кожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба, лыжник, булыжник, южный, нижний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, вежливый, прилежный.

Автоматизация звука Ж в предложениях:

По дороге бежал ежик. Жук летит и жужжит. В луже сидит жаба. У ежа ежата, у ужа ужата. Женя выписывает детский журнал. Нужно ценить дружбу. Неожиданно пошел дождь. Положи одежду в шкаф. У Жоры папа художник. Ребята, давайте жить дружно! По дороге бежит лыжник.

Автоматизация звука Ш в предложениях.

Вот Маша. У Маши шляпа. Маша ела кашу. Наташа пишет. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашел камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа прошу не шуметь. Гриша и Миша гоняют шайбу. У Паши машина. У Наташи шелковый шарф.

Наш Антошка глядит в окошко. Надевай на малышку рубашку. Ребятишки играют в кошки-мышки. Бегают ребятишки малышки: Мишки, Наташки и Пашки. Наша книжка про мышку–норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. Петушки с моей ладошки клюют зернышки и крошки. У кошки ушки на макушке.

Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пешки. Тетя Даша шьет мне рубашку. Алеша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Я по бережку пошел белый камешек нашел. Шуршит в норке мышь, а ее караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. Я нашла букашку на большой ромашке. Кошка-шалунишка катает шарик. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашел три ландыша.

Автоматизация звука Ж в предложениях.

Жук жужжит: ж-ж-ж. Летом жарко. На Жоре пижама. У Жени ножик. У ежа ежата. Покажи свой ножик, Женя. Жора выбежал на лужок. Мой дружок бежит на бережок. Под дубом лежат желтокожие желуди. Рядом с ежом бежали ежата. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Жора живет на пятом этаже. Моржи живут на севере, а жирафы на юге. Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.

Женя вытряхивает одежду. У Жоры бумажный голубь. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Дружно живет детвора. У Жоры папа – монтажник, а у Жени – художник. Мой друг живет на нижнем этаже. На нижней полке лежат журналы. Жора бережет одежду. Дождик лил уже дважды. Между окнами жужжит жук. Дружно падают желуди.

Речевой материал для закрепления звуков Ш,Ж.

Тише мыши, тише мыши, Тише мыши, тише мыши,

Нашу кошку не будите. Кот сидит на нашей крыше.

Мы кормим нашу Машу: Пыхтит, как пышка,

«Маша, Маша, кушай кашу». Наш пышный Мишка.

Маша кашу недоела, Кукушка кукушонку сшила капюшон,

неохота, надоело. Как в капюшоне он смешон.

Ша–ша–ша – наша Маша хороша Мышонку шепчет мышь:

Шо-шо-шо – говорим мы хорошо «Ты все шумишь, шумишь».

Ши-ши-ши – на поляне малыши Мышонок шепчет мыши:

Шу-шу-шу – помогите малышу «Шуметь я буду тише».

Кукушка шишку уронила Шестьдесят шесть мышат

Мишке шишку набила В камышах шуршат

И теперь у мышки От шустрых кошек прячутся.

Будет две шишки.

Шли шесть мышей, Шел Шурик по шоссе

нашли шестнадцать грошей. Одет в шубку,

Плюшевому мишке Вокруг шеи морской шарф.

Маша штопает штанишки.

Я рубашку сшила Мишке Кошка в окошке штанишки шьет,

Я сошью ему штанишки. Мышка в сапожках избушку метет

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить. Тише, тише, Маша пишет.

Наша Маша буквы пишет.

Бросил палку кверху Мишка А кто Маше помешает,

-Падай в шапку с ели шишка!- Того Маша догоняет.

Шишка хлоп по голове-

Сразу шишек стало две. Ошка- ошка – это наша кошка.

Ошку-ошку-ошку – мы любим нашу кошку

Ошке-ошке – молока налили кошке

Ошка-ошка – молоко лакает кошка.

Шок-шок – это Петя-петушок.

Шок-шок – у Пети гребешок.

Шком-шком – гордится Петя гребешком.

Любят ребятишки карандаши и книжки.

Жа-жа-жа – мы поймали ежа Ежику на ужин

Жу-жу-жу молока дадим ежу. жук жужжащий нужен.

Дождик, дождик не дожди, Дождик, дождик не дожди,

Дождик, дождик, подожди Дождик, дождик, подожди,

Жене, Жанне, всем ребятам Выйди, выйди, солнышко,

Дай до дома добежать. Золотое донышко.

Жук, жук, пожужжи, Жук упал, и встать не может,

Где ты прячешься, скажи: Ждет он, кто ему поможет?

Я на дереве сижу!

Нес своим ежатам ежик Ножки, ножки

Десять кожаных сапожек. Бежали по дорожке.

Каждому на ножки Лугом, лесом

Ежиные сапожки. Прыгали по кочкам,

Прибежали на лужок,

Жук жужжит: «Жу-жу-жу! Потеряли сапожок.

Я на ветке сижу У ужа ужата, у ежа ежата.

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Жок-жок-жок – это пирожок. Жи-жи-жи – вот моржи.

Шки-шки-шки – мы любим пирожки. Жи-жи-жи живут в океане моржи

Жок-жок-жок – кушай, Женя, пирожок! Жей-жей-жей – мы видели моржей

Жук жужжит: Жок-жок-жок – горячий утюжок.

-Я шел и шел, Жок-жок-жок – раскалился утюжок.

Желтый камешек нашел. Жок-жок-жок – белье гладит утюжок

Определение леворукости. Тесты и методики

Определение леворукости. Тесты и методики

Традиционные тесты

Существуют специальные батареи тестов (по 20 и более заданий) и их сокращенные варианты.

Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из хорошо известных является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Несмотря на большую популярность, тест мало информативен.

Второй столь же известный — «поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.

Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Учитывая, что скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки.

Для оценки скорости определяется число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число точек (касаний ручки) на плоскости листа при постукивании ручкой за 10 секунд. Каждое задание выполняется трижды, потом определяется среднее значение.

Силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Эту процедуру необходимо проводить три раза и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая неведущую на 2 кг.

Определение рукости у детей лучше проводить при оценке выполнения различных действий.

По мнению немецкого исследователя Ф. Кречмера, для определения рукости нужно посмотреть, как ребенок выполняет следующие действия: поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и при этом движения выполняются легко и точно, то он — левша.

Однако использовать описываемые Ф. Кречмером задания не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где — ребенок, как дается инструкция.

Непросто использовать рекомендацию проводить исследования рукости в процессе соревнования, чтобы дети не догадались о цели заданий. Среди заданий предлагаются следующие: вытереть классную доску, вырезать ножницами фигуру, узор, поднять предмет (мяч) с пола, сложить фишки в коробку.

При проведении обследования детей особое внимание уделяется выполнению графических заданий и бытовых действий. По мнению французской исследовательницы М. Озьяс, в том случае, когда определение рукости вызывает какие-либо проблемы, необходимо проводить полное обследование, включающее 20 заданий, в иных случаях можно применить сокращенный вариант.

Задания (полный набор)

1. Завинтить крышки на бутылках.
2. Зажечь спички.
3. Разрезать бумагу ножницами.
4. Наколоть, нанизать (стержень или иголку необходимо вставлять в небольшое отверстие пуговиц, бусин, геометрических фигур).
5. Почистить обувь щеткой.
6. Намотать нитку на катушку.
7. Перелить воду из одного сосуда в другой.
8. Попасть иголкой, булавкой в небольшую точку.
9. Отвинтить гайку (рукой, ключом).
10. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр.
11. Разложить (раздать) карточки (карты).
12. Проколоть дырочки (5–6 ударов).
13. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
14. Продеть нитку в иголку.
15. Почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль.
16. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
17. Достать бусинку ложкой из стакана.
18. Позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
19. Закрыть, открыть молнию на сумке.
20. Взять стакан и сделать несколько глотков воды.

В тех случаях, когда выбирается рука для письма, М. Озьяс советует обратить внимание на следующие задания: зажигание спичек, накалывание бусин, пуговиц, переливание воды, прокалывание дырочек, раскладывание карточек, стирание ластиком рисунка, отряхивание, капание из пипетки, доставание бусинки из стакана, звонок в колокольчик (всего 10 заданий).

Тест Князевой и Вильдавского

Для выявления ведущей руки можно использовать батарею тестов, разработанную отечественными исследователями и .

Эти тесты включают игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Часть заданий — бытовые, часто используемые, многие из них дети выполняют обеими руками. Это затрудняет выделение ведущей руки, поэтому некоторые задания мы даем в двух вариантах. Такой подход позволит более точно выделить ведущую руку.

Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т. п.

Как провести тестирование?

Оно проводится один на один. Исследователь должен сидеть за столом строго напротив ребенка.

Обстановка — спокойная, благожелательная, не следует фиксировать внимание ребенка на том, что вы определяете. Начать тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их хорошо выполнить».

Все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком строго на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.

Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можете успокоить его: «Я знаю, что это трудно — нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». В этом задании учитывается не только какой рукой ребенок работает, но и качество выполнения рисунка.

Рисунки, выполненные ведущей рукой, более четкие, пропорциональные, линии более ровные, тремор выражен значительно меньше, нет дополнительных штрихов, разорванных линий.

Следует также обратить внимание на то, как ребенок держит ручку или карандаш (правильно, удобно, неправильно, неудобно), сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит.

Второе задание – открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагаются несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущая рука совершает активное действие (открывает, закрывает).

Третье задание — построение колодца из палочек (спичек). Ведущая рука используется более активно.

Четвертое задание — игра в мяч. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком. Взрослый просит взять мяч и бросить ему. Перебрасывание повторяется несколько раз.

Пятое задание — вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.). Ведущая рука более активна, причем ребенок необязательно ею держит ножницы, так как они могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.

Эта проба неинформативна, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка.

Задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10–15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки.

Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц — для младших школьников) на иголку с ниткой или шнурок. Ведущая рука выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку или шнурок.

Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько пузырьков (2–3) с завинчивающимися крышками. Ведущая рука более активна. Учтите, ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.

Восьмое задание — развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнура средней толщины. Ведущая рука развязывает узел (другая его держит).

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок использует обе руки.

Можно взять иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую пытается присоединить.

Девятое задание — постройка из кубиков дома, ограды; складывание рисунка по образцу и т. п. Ведущая рука чаще берет, укладывает и поправляет кубики, детали.

При складывании кубиков нередко используются две руки, кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив ребенку конструктор или мозаику.

Для того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.

Возраст________________

Дата тестирования _______

Тесты

Левая рука

Обе руки

Правая рука

При выраженном предпочтении левой руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Десятым пунктом в таблице являются данные о семейном левшестве. Если у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки — нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок, скорее всего, — левша.

Внимание и терпение

На первый взгляд — все просто. Однако у ребенка могут быть все плюсы в графе «Левая рука» за выполнение заданий со второго по девятое, а за первое — рисование — может быть минус, то есть бытовые действия ребенок лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Ситуация может быть и прямо противоположной. Это варианты сложных случаев.

Выбирая руку для письма, следует учесть не превалирование левой руки в бытовых действиях, а преимущество правой — в графических.

Полезно еще раз проверить, какой рукой ребенок выполняет непривычные действия.

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой и левой рукой в бытовых условиях? Нередко он начинает писать и правой и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой, или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма.

Часто взрослые — и педагоги и родители — придерживаются такой позиции: «Какую руку чаще использует, такой пусть и пишет». Но одно дело выполнять привычные бытовые действия, другое — письмо. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (то есть могут быть «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство», характеризующее преимущественное владение левой или правой рукой в бытовых действиях (то есть могут быть «бытовые левши» и «бытовые правши»).

Исследования французских ученых показали, что, как правило (в 90% случаев), графические левши оказываются и бытовыми левшами, а графические правши и бытовыми правшами, причем это соотношение сохраняется в возрасте от 5 до 12 лет.

Есть дети — амбидекстры (одинаково хорошо владеющие и правой и левой рукой) и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Здесь нужен индивидуальный подход. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, то есть дети, одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой.

Как правило, эти дети — левши, но их переучивали с раннего детства дома или в детском саду, при рисовании поощряли работу правой рукой. Такие дети легче обучаются письму, если они пишут левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным.

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково хорошо правой и левой.

На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки или нарушение ее моторных функций. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Эти примеры показывают, как важно вовремя и правильно определить ведущую руку. От взрослых требуются внимание и терпение. Во всех случаях нужно с пониманием отнестись к желанию ребенка работать той или иной рукой.

Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998 (в газетной редакции).

Материал подготовлен Ириной Ереминой методистом отдела СПС

КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА
консультация (средняя группа) на тему

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты , капризы и нежелание заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка некоторые из них представлены в данном материале.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word.docx 23.15 КБ

Предварительный просмотр:

КАК УЗНАТЬ, ПРАВША ИЛИ ЛЕВША: ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты , капризы и нежелание заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА

Определять ведущую руку ребенка , по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий :

  • завинтить крышку на бутылке,
  • разрезать бумагу ножницами,
  • нанизать бусины,
  • почистить обувь щеткой,
  • стереть ластиком крестики,
  • намотать нитку на катушку,
  • перелить воду из одного сосуда в другой,
  • разложить карточки,
  • отвинтить гайку рукой и ключом,
  • проколоть дырочки дыроколом,
  • продеть нитку в иголку,
  • почистить одежду от пыли,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
  • достать бусинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком,
  • закрыть и открыть молнию на сумке,
  • взять стакан и выпить несколько глотков воды).

Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

  • полить цветы,
  • почистить зубы,
  • перемешать песок лопаткой,
  • толкнуть палкой шарик,
  • достать книги с полки,
  • вынуть пробку из ванной,
  • положить фишки в коробку и другие.

Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским . Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

  • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
  • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
  • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
  • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
  • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

Тест 1. Рисование.

Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

Тест 2. Открывание спичечного коробка.

Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите : «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

Тест 3. Построй домик из палочек.

Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

Б) Раскладывание карточек лото.

Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

Тест 8. Развязывание узелков.

А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТОВ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ РЕБЕНКА.

Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.

Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

Есть и дети – амбидекстры , т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕЙ РУКИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.

Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

Тест «Переплетение пальцев рук»

Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.

У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая находится под левым преплечьем.

Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.

Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: