Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР

Практика организации физического воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи в детском саду

В современной России обоснованную тревогу государственных и общественных деятелей, педагогов, психологов, медиков вызывает ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. На сегодняшний день это стало едва ли не наиболее актуальной проблемой дошкольного и школьного образования. В ее решении активное участие призваны принимать педагоги по физической культуре и спорту – в силу потенциальных возможностей эффективного оздоровления личности посредством занятий физическими упражнениями [6 и др.].

При оценке состояния здоровья детей первоочередное внимание обращают на его физические параметры: функционирование мышечного аппарата, проявление двигательных качеств и т.д. Эти и другие составляющие здоровья совершенствуются посредством применения физических упражнений, организации оптимального двигательного режима детей, в целом обеспечения их здорового образа жизни.

Важнейшим показателем развития ребенка является его интеллектуальная деятельность, развитие которой связано с формированием способностей здраво, логично рассуждать, решать умственные задачи. Орудием мышления является речь, как средство оформления и выражения мысли. В данном контексте психологи и педагоги подчеркивают значение правильного развития речи у детей для эффективного формирования их интеллектуальных способностей [3, 5 и др.].

По данным Научного центра здоровья детей российской академии медицинских наук, на возрастном отрезке от семи до семнадцати лет, совпадающим с периодом систематического образования, происходит значительное ухудшение физического и умственного состояния детей. Так, среди дошкольников и младших школьников можно признать здоровыми не более 20% детей; 34% имеют различные функциональные нарушения здоровья, а 46% – различные хронические патологии. В среднем и старшем школьном возрасте ситуация обостряется: здоровыми признаются не более 2–2,5% обучающихся; около 28,5% школьников отнесены ко II группе здоровья (функциональные нарушения); до 69% детей имеют хронические заболевания и отнесены к III-IV группам здоровья. Как результат –большинство обучающихся не соответствуют нормативам физического развития, не выполняют нормы физической подготовленности, не в состоянии качественно осваивать образовательные программы. Следовательно, важнейшей задачей дошкольной педагогики является создание условий для здоровьесбережения воспитанников, для их полноценной физической, психической, социальной подготовки к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе.

Одной из лежащих в данной плоскости проблем является рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, о чем свидетельствуют данные Министерства здравоохранения Российской Федерации и Всемирной организации здравоохранения. В частности, в раннем возрасте речевые дефекты разной степени тяжести обнаруживаются у более чем 30% детей. Среди первоклассников процент обучающихся с нарушениями речи составляет 20%-30%. Это дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), и с задержкой психического развития (ЗПР), и с различными формами Нерезко выраженных общих нарушений речи (НВ ОНР): дизартрией, заиканием, нарушением голоса и пр. Указанные и иные нарушения речевого развития детей могут устранены в период дошкольного детства при условии целенаправленной и систематической работы специалистов дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). А в связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в дошкольные учреждения общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедического пункта. Это потребовало перестройки работы, существующей в детских дошкольных образовательных организациях, с тем, чтобы создать условия для продуктивной работы специалистов по коррекции дефектов речи у дошкольников.

Теория физической культуры и спорта свидетельствует, а практика подтверждает, что дети, посещающие различные спортивные секции, занимающиеся физической культурой физически более развиты, меньше болеют, быстрее усваивают образовательную программу по сравнению со сверстниками, не занимающимися физической культурой и спортом. Систематические занятия физическими упражнениями специальной направленности положительно влияют на состояние здоровья, в том числе, способствуют и преодолению у детей различных речевых патологий. Это связано с тем, что в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики может рассматриваться как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее достигается положительный результат. Заметим, что логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти [2, 4 и др.]. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе, когда в коррекционной работе участвуют все основные группы специалистов детского сада, а также родители воспитанников.

Вышеуказанные соображения послужили основой для планирования и проведения педагогического эксперимента, направленного на организацию комплексной медико-психолого-педагогической деятельности по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. В качестве основного комплексного средства были определены физические упражнения и системы физического воспитания специального – логопедического – назначения, предназначенные для детей дошкольного возраста.

На первом в учебном году методическом собрании детского сада были утверждены поставленные ключевые задачи, определены ориентировочные направления работы. Далее было проведено обследование уровня развития речи и уровня физического развития и физической подготовленности детей старших групп детского сада (5 лет). Серьезных патологий в развитии речи у детей медицинскими работниками выявлено не было. Однако инструктор по физической культуре отметил, что практически у всех детей недостаточно развита координация движений рук и ног, отсутствует четкость выполнения движений, слабо сформированы умения выполнять словесные инструкции из двух – трех действий. Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показало, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в тонких движениях кистей и пальцев рук, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Читайте также:
Основные этапы и методы развития дыхательной функции у дошкольников с заиканием

По результатам обследования была сформирована экспериментальная группа, состоящая из 24 детей, и разделенная на две подгруппы: в первую (I) подгруппу вошли физически более развитые воспитанники (10 человек), во вторую (II) – дети с более низким уровнем физического развития (14 человек). Далее был составлен перспективный план работы подгрупп с учетом физического, речевого и умственного развития детей.

Специалисты, участвующие в эксперименте, проанализировали связь двигательной сферы с речью и изменили цели каждого занятия, акцентируя внимание на коррекции / устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В качестве основного средства воздействий были выбраны игры и упражнения, направленные на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной). Исходя из цели работы, были сформулированы общие задачи коррекционно-педагогической деятельности:

– логопед: устранение речевых нарушений,

– музыкальный руководитель: развитие дыхания и голоса,

– воспитатели и логопед: выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности,

– инструктор по физической культуре: совершенствованию двигательной сферы,

– психолог: активизации всех психических процессов (внимания, памяти: слуховой, зрительной, двигательной, словесно-логической).

В соответствии с идеей комплексности работы в начале учебного года с родителями воспитанников экспериментальной группы было проведено собрание, на котором присутствовали все специалисты. Логопед познакомила с целями и задачами работы специалистов в группе, обратила внимание на проведение занятий, которые носят как общую оздоровительную направленность, так направленность на коррекцию речевых и двигательных нарушений. Родители одобрили начинание; родительский комитет разработал рекомендации для родителей в области участия в эксперименте. В частности, родителям было рекомендовано:

– проводить подвижные игры с детьми (суббота, воскресенье);

– выполнять дома с детьми каждое задание, полученное от логопеда;

– по возможности присутствовать на открытых занятиях в детском саду;

– фиксировать появление положительных тенденций в двигательной и речевой сфере детей;

– поддерживать контакт с логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателем и психологом.

В перспективном плане для I подгруппы была предусмотрена обязательная связь речевых и двигательных упражнений, игр, логоритмики и маршировок. Во II подгруппе работа была ориентирована на дальнейшее совершенствование двигательных и речевых функций.

В календарный план были внесены конкретные изменения, связанные с построением и содержанием занятий. Логопед, работая в подгруппе I, тесно связывал коррекцию речи и развитие двигательных функций детей. С этой целью в каждое занятие включили физминутки, двигательные паузы для отдыха, которые соединялись с речевым материалом.

Содержание деятельности инструктора по физической культуре исходило из того, что сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.

В контексте экспериментальной работы в начале учебного года учитель-логопед ознакомил инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой). После выявления уровня психоречевого развития детей, были совместно определены цели, задачи формирования речедвигательных навыков, составлен план коррекционной работы. Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре стало: развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, физиологического и речевого дыхания, координации речи с движением; развитие речи у детей.

Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текстов в процессе занятий по физической культуре подбирались в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия. Был, преимущественно, использован речевой материал из пособия Е.Н. Вареник с соавт. «Физическое и речевое развитие дошкольников» [1], а также рифмовки собственного сочинения. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух.

В свою очередь, в коррекционной работе логопеда присутствовал двигательный компонент, что способствовало развитию у детей общей и мелкой моторики. Систематическое использование речевых рифмовок обеспечивало закрепление результатов логопедической работы и осуществление преемственности в работе специалистов.

Воспитатели работали в полном контакте с логопедом, инструктором по физической культуре и другими специалистами. Каждый день во второй половине дня они проводили занятия, закрепляющие материал, пройденный на занятиях других специалистов. Особое внимание воспитатели уделяли общению детей друг с другом и с педагогами. Они поправляли детей, добиваясь правильного произношения слов, построения предложений, пересказов. Помимо этого, в арсенале воспитателей имелись различные игры, применение которых способствовало развитию общей моторики, мелкой моторики, правильного дыхания, голоса, выразительности высказывания.

Музыкальный руководитель в содержание каждого занятие также включал элементы логоритмики. В данной части работы основными целями логоритмики были определены: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). В образовательные задачи входило формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»). К воспитательным задачам относились воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

Читайте также:
Развитие внимания для преодоления дисграфии

В целом логопедическая работа разных специалистов в течение дня включала:

– утреннюю гимнастику с речевками и звукоподражаниями;

– проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям;

– речевые игры перед едой;

– логоритмические паузы на занятиях;

– динамические паузы между занятиями;

– физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала;

– бодрящая гимнастика со звукоподражанием;

– подвижные игры с пением (на прогулке);

– игры малой подвижности (в группе);

В настоящее время экспериментальная работа продолжается. Однако, уже первые (промежуточные) результаты свидетельствуют о ее эффективности: воспитанники экспериментальной группы стали быстрее отвечать на вопросы, активнее участвовать в проведении занятий, у них четче проходят физкультминутки, занятия по логоритмике. Собственно, речевые успехи проявляются в том, что дети стали легче делить слова на слоги, правильно определять количество слов в предложении, четче артикулировать; повысилась выразительность их речи. Это определяет целесообразность продолжения начатой работы.

1. Вареник, Е.Н. Физическое и речевое развитие дошкольников / Е.Н.Вареник, З.А.Корлыханова, Е.В.Китова. – М.: Сфера, 2009. – 144 с.

2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А.Волкова. – М., 2002.

3. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия: учебник для вузов / Л.С.Волкова, С.Н.Шаховская. – М., 1999.

4. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н.Ефименкова.– М., 1985.

5. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.,1993.

6. Хазова С.А. Конкурентоспособность будущих специалистов по физической культуре и спорту: монография / С. А. Хазова. – Краснодар–Майкоп: изд-во «Глобус», 2009.

Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи

У дошкольников с нарушениями речевого развития нередко наблюдаются отклонения в физическом развитии. Чаще это наблюдается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), когда у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика (звукопроизношение и фонематический слух), лексика (словарный запас) и грамматика, а, также, у детей с проявлениями дизартрии, когда нарушена иннервация речедвигательного аппарата. Это происходит потому, что общее недоразвитие речи, как правило, является следствием резидуально-органического поражения (когда патологический процесс уже закончен) центральной нервной системы, вследствие которого была поражена и двигательная сфера.

Отставание проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений. Обращает на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Было установлено, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие 5-летние дети держат ложку в кулаке, либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, зашнуровывают ботинки, а некоторые вообще не умеют этого делать.

В ходе различных исследований было установлено, что в процессе коррекционно — развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения, на физкультурных занятиях следует использовать элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнений с речитативами, данстерапии, ритмопластики, релаксации. Для детей имеющих различные речевые нарушения можно рекомендовать использовать интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания и других разделов программы воспитания и обучения в детском саду (математическое развитие, познавательное, развитие речи …)

Игровое физкультурное занятие

Принимая во внимание, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, целесообразно для детей с нарушениями речи использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. Они подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение месяца.

Физкультурные занятия с речитативом (логоритмика)

При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов — слуховой, зрительный, кинестетический, речедвигательный. Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков, нa автоматизацию в слогах, словах, небольших четверостишиях. Эффективно использовать стихотворение на дифференциацию звуков. Занятия с элементами логоритмики осуществляется в тесном контакте с логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какие звуки следует подбирать речевой материал.

Данстерапия (танцевальная терапия)

Данстерапия для дошкольников с нарушениями речи предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей.

Однако следует учитывать, что чем меньше двигательный опыт у детей, чем меньшем запасом движений они обладают, тем сложнее им выполнить задание «Двигайся, как ты хочешь», поэтому следует проводить предварительную подготовку, объясняя и показывая детям варианты движений, которые они в дальнейшем могут творчески преобразовывать. Для повышения эффективности работы можно предлагать игровые сюжеты свободного танца, например «Зимушка — зима», «Забавные лягушата» …

Релаксация

Упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников следующим приемам: чувствовать разницу между напряжением и расслаблением (без мышц лица), напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; вызывать ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах рук); ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах ног); сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук, ног, живота, спины, лица) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен, здоров, уверен в себе…).

Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют расслабить или нейтрализовать вызванное стрессом напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность её проведения в заключительной части физкультурного занятия. Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, т.е. отработанные на коррекционных занятиях.

Читайте также:
Восстановление лексического состава речи у больных с разными формами афазий

Независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с дошкольниками, имеющими нарушения речи, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно — моторной координации движений.

Основными задачами коррекционной работы являются следующие:

  1. Научить детей ходить в определенном направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.
  2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.
  3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.
  4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.
  5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.
  6. Научиться попеременно вставать, приседать под счет.
  7. Научить детей фиксировать положения и движения рук, ног, туловища, головы.
  8. Учить детей запоминать и воспроизводить простейшие сочетания из изученных движений.Упражнения с мячом.
  9. Научить ловить большой и маленький мяч двумя руками, одной рукой.
  10. Научить ловить мяч после удара по полу, по стене.
  11. Научить «чеканить» мяч об пол правой рукой, левой рукой, с чередованием рук.
  12. Научить передавать большой и маленький мяч по кругу с закрытыми глазами.
  13. Научить бросать мяч в круг, в корзину, в обруч (расстояние для правой руки не менее 1,5 метра, для левой – не менее 1 метра).
  14. Научить перебрасывать мяч с одной руки на другую.
  15. Научить катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).Упражнения с флажками и обручем.
  16. Перешагивать вперед – назад через находящийся в руках обруч.
  17. Прокатывание обруча между ориентирами.
  18. Движения руками с флажками в ходьбе.
  19. Разнонаправленные движения руками с флажками по показу.Дыхательные упражнения.
  20. Выработка длительного плавного выдоха: глубокий вдох через нос – выдох через рот. В дыхательных упражнениях используются пройденные гласные звуки и согласные с, з, в, ф, м, н, л, р.Упражнения для развития моторики пальцев рук.
  21. Научить детей расстегивать и застегивать крупные и средние пуговицы, затем перейти к кукольным вещам.
  22. Используя ленты, а затем веревочку, научить завязывать и развязывать узел, бант.
  23. Научить сжимать и разжимать кулаки, сжимать резиновый мяч, резиновую грушу; пожимать папину, мамину руку.
  24. Сжимать резиновую грушу, направляя воздушную струю на ватку, чтобы она плавно двигалась по столу.
  25. Научить поочередно сгибать пальцы в кулак и разгибать из зажатого кулака на правой, на левой руке.
  26. Научить поочередно соприкасаться большим пальцем с остальными.
  27. Перебирать натянутую резинку пальцами правой и левой руки.
  28. Научить поочередно ритмично ударять по поверхности стола кулаком, ладонью и ребром ладони. Упражнения проводятся с постепенным увеличением объема и количества повторений.

Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Применяемые нагрузки должны быть направлены на укрепление основных систем организма.

Все физкультурные занятия должны проводиться в сюжетной форме, в начале занятий у детей следует формировать положительный настрой, мотивацию к предстоящей деятельности.

Таким образом, физкультурно-оздоровительные занятия для дошкольников, имеющих нарушения речи должны быть разнообразны, носить преимущественно сюжетно — игровой характер, включать упражнения и игровые задания с речитативами, элементами релаксации, а также средства и методы данстерапии, ритмопластики и иметь место, распределяя их в структуре недели, месяца.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 2004.
  2. Каше Г.А. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – Москва, 1986.
  3. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – Москва, 2003.
  4. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – Москва, 2004

Филатова Ольга Владимировна
учитель-логопед МБДОУ д/с «Золотой ключик»
Ростовская область, сл. Б.-Мартыновка

Система физкультурной работы в коррекционных группах дошкольного учреждения

1. Пояснительная записка

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, задержанное психическое развитие.

Эти дети не могут и не должны быть изолированы от сверстников. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Главное направление работы дошкольного учреждения – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социум.

Статистика приема детей в наше учреждение показывает, что речевая патология носит многообразный характер, дети с диагнозом обще недоразвитие речи I II III уровня, усложненным разными типами дизартрий. У них наблюдается задержка психического развития, нарушение всех компонентов речевой системы. Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей физического и психического развития.

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.

Нарушение речевого дефекта параллельно приводит и к ярко выраженным изменениям основных показателей и психического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания.

Использование в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья основной комплексной программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой не решает задачи физического воспитания, которые ставят перед собой педагоги коррекционных групп.

Читайте также:
Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе при дисграфии

Традиционные физкультурные занятия однообразны, так как подчиняются определенной жесткой методике их проведения, не развивают интерес детей к спорту, в ходе их трудно выявить способности и склонности детей, еще труднее их развить. Нормативы физической подготовленности не учитывают уровень физического развития детей, запас их сил и состояние здоровья. Занятия не решают проблему тренировки сердечно-сосудистой системы, терморегуляционного аппарата, следовательно, не дают должного эффекта в укреплении здоровья дошкольников.

Разрабатывая систему физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, мы руководствовались данными исследованиями лаборатории Аршавского, изучили работы педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского, взгляды Н.М.Амосова на проблемы воспитания здорового ребенка. Научным ориентиром нашей работы стали теоретические положения о взаимосвязи физического и психического в онтогенезе, о значении моторики в психическом и личностном развитии ребенка, учете сензитивных периодов, а также о деятельном подходе в развитии (Л.С.Выготский, А.Н.Леоньбев, А.Р.Лурия).

Взяв за основу программы В.Г.Алямовской для часто болеющих детей “Здоровье”, Т.Л.Шахомировой “Расти, здоровым малыш”, которая ориентирована на работу с детьми и родителями по оздоровлению детей.

Разработанная система физкультурной работы в коррекционных группах должна органически входить в жизнь детского сада, и решать задачи физического развития детей с ограниченными возможностями.

Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом физической подготовленности детей. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является педагогическая диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, направлены на реализацию склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.

В соответствии с этим физкультурные занятия стоятся на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы, и своеобразной педагогической импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы, в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком.

Сочетание этих походов невозможно при проведении фронтальных занятий и требует работы с детьми по подгруппам и индивидуально.

Все занятия ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Цель Программы: Сохранение и укрепление здоровья детей.

– Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах;

– забота об охране и укреплении здоровья детей;

– формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;

– воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

Средства реализации

  • Проведение утренней стимулирующей гимнастики.
  • Организация коррекционных физкультурных занятий.
  • Введение сюжетных коррекционных занятий в подготовительной к школе группе.
  • Диагностика физического развития детей.
  • 2. Структура программы

    Наименование Программы: Система физкультурной работы в коррекционных группах для детей 5-7 лет.

    Основание для разработки Программы: Отсутствие программ по физической культуре для детей ограниченными возможностями здоровья

    Основные разработчики Программы: Заведующий дошкольного учреждения, инструктор по физическому воспитанию

    Цель Программы: Сохранение и укрепление здоровья детей.

    – Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах;

    – забота об охране и укреплении здоровья детей;

    – формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью;

    – воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.

    Перечень разделов Программы:

    – основные направления Программы и их содержание;

    – основные принципы физкультурной работы в коррекционной группе;

    – основные задачи и направления физкультурной работы в коррекционных группах;

    – основные направления Программы и их содержание;

    – предполагаемые конечные результаты;

    – приложения:

    • Конспекты утренней стимулирующей гимнастики;
    • Конспекты коррекционных физкультурных занятий;
    • Конспекты сюжетных физкультурных занятий;
    • Комплекс упражнений на дыхание.

    Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

    – Внедрение в практическую деятельность современных форм работы по физическому воспитанию детей

    – Совершенствование комплексного подхода оздоровления дошкольников.

    3. Цели и задачи

    Целью данной Программы является сохранение и укрепление здоровья детей

    При этом решаются задачи:

  • Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах.
  • Забота об охране и укреплении здоровья детей.
  • Формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
  • Воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
  • 4. Основные направления Программы и их содержание

    С целью решения поставленных задач вся работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, подразделяется на:

    – комплекс утренней стимулирующей гимнастики

    – комплекс коррекционных физкультурных занятий

    – комплекс сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики

    – комплекс упражнений на дыхание.

    5. Основные принципы физкультурной работы в коррекционной группе

    6. Основные задачи физкультурной работы в коррекционных группах.

    Задачи коррекционных занятий по физической культуре:

    • Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
    • Развивать основные физические способности (силу, ловкость, выносливость, быстроту и т.д.).
    • Развивать пространственно-координационные и ритмические способности.
    • Развивать коммуникативные навыки.
    • Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
    • Выполнять последовательно упражнения по речевой инструкции.
    • Формировать умения произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.

    В ходе экспериментальной деятельности и поиска новых форм работы с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья были, найдены варианты нестандартной организации физкультурной деятельности.

    7. Основные направления Программы и их содержание

    Утренняя стимулирующая гимнастика.

    Разработан комплекс утренней стимулирующей гимнастики с учетом коррекции.

    Структура утренней стимулирующей гимнастики:

    • Упражнения на дыхание;
    • Пантомима;
    • Упражнения для кистей рук;
    • Различные виды ходьбы;
    • Оздоровительный бег;
    • Подвижные игры;
    • Релаксация.

    В комплекс утренней стимулирующей гимнастики включаются традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направлены на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация.

    Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: дети заторможенные, вялые, либо чрезмерно возбужденные и не могут сосредоточиться.

    Читайте также:
    Индивидуально-ориентированная лексика при растормаживании произносительной стороны речи у больных с моторной афазией

    Утренняя стимулирующая гимнастика позволит обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.

    Коррекционные физкультурные занятия.

    Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия; блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения; оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резинстентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.

    Коррекционное физкультурное занятия проводится два раза в неделю. При проведении второго коррекционного физкультурного занятия коррекционные упражнения меняются, а основные виды повторяются.

    При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

    Использование оздоровительного бега на занятии позволяет формировать волевые качества и развивать физическую выносливость.

    Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. В среднем эти дети усваивают движение в течение 5-8 занятий, им требуется регулярное повторение, иначе быстро утрачивается приобретенный двигательный опыт.

    Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.

    Сетка занятий для детей 5-6 лет

    Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР

    Проблема здоровья детей сохраняет свою остроту в системе дошкольного образования. Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности отражены во всех программах воспитания и обучения. Однако наряду с работой по закаливанию, развитию основных видов движений часто оказывается так, что для полноценного физического развития дошкольников обеспечения профилактических мер недостаточно. Нельзя забывать о тех воспитанниках, которые уже имеют нарушения в состоянии здоровья, в работе с которыми необходимо использовать иные, отличающиеся от профилактических, формы, методы и приемы воздействия. Именно это направление деятельности педагогов образовательного учреждения можно охарактеризовать с позиции коррекционно-оздоровительной [1; 2].

    Детство – благоприятный период для обучения, коррекции и освоения правил сохранения и укрепления здоровья. При этом физическое воспитание и развитие тесно взаимосвязаны между собой и направлены на совершенствование не только функций организма ребенка, но и на полноценное развитие его основных движений, навыков и двигательно-слуховой (зрительной) памяти.

    Как показывают медицинские данные, одно из ведущих мест среди различных отклонений в состоянии здоровья занимает ортопедическая патология: около 60% детей имеют различные нарушения осанки, а 20-40% детей − уплотнение свода стопы, ведущее к плоскостопию. На момент внедрения коррекционно-оздоровительного направления в систему физического воспитания в нашем дошкольном учреждении у 61% детей были выявлены нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Эти данные о состоянии здоровья дошкольников определили необходимость организации коррекционно-оздоровительного направления, нацеленного на коррекцию и профилактику ортопедических нарушений, на содействие полноценному физическому развитию дошкольников.

    Несомненно, охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением в деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производственно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошим окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение детей.

    Здоровый ребенок – это эталон и практически достижимая норма детского развития, вот ориентир педагогики оздоровления в целом [3].

    Цель коррекционно-оздоровительной работы – это формирование двигательной сферы, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы, коррекции и профилактики ее нарушений.

    Для достижения поставленной цели решаются комплексные задачи:

    • создание благоприятных психолого-педагогических условий в ДОО;
    • реализация системы коррекционно-оздоровительной работы;
    • формирование у детей ценностного отношения здоровью и ЗОЖ.

    Результаты исследования и их обсуждение

    Результаты исследований указывают на значение физкультурных занятий при решении как общих, так и коррекционных задач. У детей дошкольного возраста наблюдается высокая статистическая выносливость скелетных мышц, что свидетельствует о развитости мышечной системы. Коррекционное воздействие создает предпосылки для формирования осанки и свода стоп, брюшных мышц. В процессе коррекционной работы использование физических упражнений, направленных на укрепление мышц спины, стопы и брюшного пресса, дает возможность решить проблему физического воспитания детей дошкольного возраста: гармоничное развитие скелетных мышц.

    В ходе исследования выявлено, что после внедрения коррекционно-оздоровительной работы, способствующей правильному формированию опорно-двигательной системы, нарушения осанки наблюдаются у 42% детей, а уплотнение свода стопы у 25% дошкольников, что свидетельствует о положительном влиянии коррекционно-оздоровительного направления для коррекции и профилактики отклонений в физическом развитии детей.

    Известно, что здоровье ребенка во многом зависит от правильной организации в ДОО воспитательно-образовательной работы по охране, укреплению и коррекции физического здоровья дошкольника. Поэтому проблема оздоровления детей, снижения общей заболеваемости должна решаться целенаправленно систематически спланированной работой педагогического коллектива образовательного учреждения на научной основе, с опорой на диагностические методики и коррекционную работу, при совершенствовании методов и приемов педагогического взаимодействия с личностью дошкольника, позволяя сделать воспитательно-образовательный процесс эффективным и управляемым. При этом основополагающим принципом коррекционно-оздоровительной работы является раннее выявление и коррекция отклонений в состоянии здоровья и в физическом развитии дошкольников, что дает возможность спланировать коррекционно-оздоровительную работу с целью ослабления или предотвращения последствия того или иного отклонения в развитии дошкольника. Именно такой подход к оздоровлению детей поможет вырастить здорового человека, способного активно участвовать в жизни общества [4].

    Читайте также:
    Рекомендации по профилактике и коррекции зеркальных ошибок письма

    Неотъемлемой частью нашей педагогической работы является охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре предусмотрены диагностические действия узких специалистов детской поликлиники.

    Прежде всего, большое внимание уделяется диагностике выявления отклонений в состоянии здоровья и в физическом развитии детей. При этом коррекционно-оздоровительная работа направлена на формирование правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, на развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости и силы, а также на приобщение к здоровому образу жизни и развитие интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию морально-волевых качеств личности дошкольника.

    Определяя содержание коррекционно-оздоровительной работы с ослабленными детьми, мы опирались на следующие положения:

    – здоровье ребенка − это эталон и практически достижимая норма детского развития;

    – здоровый ребенок − это целостность телесно-духовного организма;

    – оздоровление − это форма развития психофизических возможностей дошкольников;

    – результативность коррекционно-оздоровительной работы − это объединение психолого-педагогических и медицинских методов.

    Эти положения помогли в создании творческой деятельности с детьми, протекающей в форме живого, насыщенного эмоционального контакта, который является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка. И, прежде всего, принять необходимость развития творческого воображения в процессе коррекционно-оздоровительной работы, так как развитие воображения становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками, повышающим ее эффективность [5].

    Основополагающим для работы явилось высказывание выдающегося ученого В.А. Запорожца о том, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

    Следовательно, есть необходимость в формировании осмысленной моторики, как внешнего условия для усвоения правильных поз, положений тела (осанка), осознания техники выполнения определенных движений. Причем осмысленная моторика лежит в основе навыков рационального дыхания и тесно связана с работой детского воображения. Вместе с тем практическая работа показала: эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела, как самостоятельно действующими «лицами».

    Таким образом, внутренние и внешние условия построения коррекционно-оздоровительной работы с детьми тесно переплетаются [6].

    Одним из условий продуктивной работы с ослабленными детьми является достижение оздоровительных эффектов преимущественно опосредованным способом – через работу с психомоторной сферой ребенка.

    Результат обеспечивается, во-первых, при организации системы оздоровительных мероприятий на двигательной игровой основе, а во-вторых, при создании условий самокоррекции психосоматического состояния. Благодаря этому ребенок становится подлинным субъектом коррекционно-оздоровительной работы, полноправно разделяя эту функцию со взрослыми.

    Все эти условия являются отправной точкой для составления комплексов упражнений, нацеленных на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, на коррекцию осанки, на отбор и модификацию спортивных, музыкально-ритмических, дыхательных и звуковых упражнений, подвижных игр и процедур закаливания. Так, например, результативность массажа увеличивается благодаря включению в него игровых моментов, связанных с активизацией воображения. Умение держать равновесие хорошо закрепляется при индивидуальном или совместном кружении в образе снежинок, волчка, осеннего листика [7].

    Необходимым условием эффективности и достижения комплексности коррекционно-оздоровительной работы с ослабленными детьми является ее организация на базе единых взаимосвязанных принципов работы:

    – обеспечение оздоровительного режима;

    – организация двигательной активности с преобладанием динамических упражнений;

    – реализация системы эффективного закаливания;

    – коррекция и профилактика отклонений в физическом развитии детей;

    – повышение уровня физической подготовленности;

    – использование развивающих форм коррекционно-оздоровительной работы.

    Известно, что физиологические системы организма дошкольника имеют относительно небольшие резервы, что важно учитывать при дозировке интенсивности закаливающих процедур. Срыв адаптации опасен для ребенка, так как может проявляться ухудшением состояния здоровья и самочувствия ребенка, отрицательным отношением к физическому воспитанию. Чтобы не допускать срыва адаптации к закаливающим процедурам, при работе с детьми мы руководствовались следующими правилами:

    – осуществлять закаливание только при полном здоровье ребенка;

    – соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания.

    Анализ состояния практики показал, что здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации воспитательно-образовательного процесса по охране, укреплению и коррекции состояния здоровья детей в дошкольном учреждении. Поэтому коррекционно-оздоровительную работу организовываю как систематически спланированное воздействие на личность дошкольника, что делает процесс оздоровления и коррекции эффективным и управляемым.

    Принимая во внимание запрос педагогической практики и актуальность работы с детьми с отклонениями в состоянии здоровья, в нашем дошкольном учреждении была организована группа здоровья «Крепыш», которую посещают дети старших и подготовительных групп с такими отклонениями в состоянии здоровья, как:

    – нарушение формирования осанки (сутулость);

    – пониженный тонус мышц брюшного пресса (пупочная грыжа);

    – нарушения формирования правильного свода стоп (плоскостопие).

    Наши наблюдения на практике показали, что ребята, регулярно посещающие коррекционно-оздоровительные занятия, зрительно выделяются на общегрупповых физкультурных занятиях:

    – комплексы общеразвивающих упражнений они выполняют правильно и красиво, так как координированность движений, пластичность и грациозность успешно развиваются на занятиях в группе здоровья «Крепыш»;

    – упражнения на развитие равновесия даются ребятам значительно легче, так как мышцы туловища постоянно тренируются в силовой выносливости в процессе коррекционных упражнений;

    – дети эффективнее выполняют прыжковые упражнения вследствие целенаправленной работы над укреплением связочно-мышечного аппарата голеностопного сустава и мелких мышц стоп;

    – силовая выносливость мышечной системы брюшного пресса значительно наращивается;

    – дети, посещающие коррекционно-оздоровительные занятия, реже болеют простудными заболеваниями, так как на занятиях происходит адаптация ступней кожи стоп к пониженной температуре пола, т.е. к переохлаждению в целом.

    Анализ влияния корригирующих упражнений и оздоровительно-профилактических игр при осознанном понимании дошкольником смысла коррекционной деятельности выявил положительные изменения в состоянии здоровья и в формировании элементов здорового образа жизни:

    Читайте также:
    Особенности психического и физического развития детей с открытой органической врожденной ринолалией

    – формируются и закрепляются навыки правильной осанки;

    – укрепляется в целом организм и повышается сопротивляемость к простудным заболеваниям;

    – расширяются представления детей о методах закаливания собственного организма, а также о физических упражнениях, укрепляющих мышечную систему опорно-двигательного аппарата в целом;

    – формируются основы здорового образа жизни;

    – прививается интерес к корригирующим упражнениям;

    – развиваются познавательные интересы к приемам укрепления и сохранения собственного здоровья [8].

    Важно заметить, что во время занятий для успешного выполнения многочисленных коррекционно-оздоровительных задач с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отставания в физическом развитии, необходимо создавать атмосферу доброжелательности, психологического комфорта и душевного равновесия детей, что позволяет достичь максимального эффекта от использования коррекционных методов и приемов работы.

    Для того чтобы коррекционно-оздоровительное направление было эффективным не только для укрепления здоровья детей, но и способствовало достижению высокого уровня физической подготовленности, осуществлялась исследовательская деятельность.

    Сравнительный анализ количественных данных дошкольников показал положительную динамику в развитии силовой выносливости мышц брюшного пресса, прыгучести (развитие подвижности голеностопного сустава, укрепление мышц голени и мелких мышц стопы), умения удерживать статическое равновесие (укрепление мышечного корсета позвоночника). Целенаправленная и систематическая работа над развитием силы определенных групп мышц (спины, пресса, голеностопного сустава и мелких мышц стопы) содействовала росту высокого уровня физической подготовленности у дошкольников, регулярно посещающих коррекционно-оздоровительные занятия.

    Этот факт свидетельствует об эффективности и целесообразности работы в коррекционно-оздоровительном направлении со старшими дошкольниками, имеющими нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата, так как определенный в процессе диагностики высокий уровень физической подготовки дошкольника говорит не только о высоком уровне сформированности двигательных умений и физических качеств, но и о состоянии здоровья ребенка.

    Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что в результате осуществления коррекционно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками происходят положительные изменения в их физическом развитии. Наблюдается улучшение физического развития детей, повышаются работоспособность и выносливость к физическим нагрузкам, отмечаются позитивные сдвиги в эмоционально-волевой сфере. Выполнение коррекционных упражнений и игровых оздоровительных заданий развивает внимание, старательность, самоконтроль, а, следовательно, сознательное отношение к сохранению и укреплению собственного здоровья, что позволяет ребенку планомерно продвигаться по индивидуальному маршруту развития.

    “Оздоровительно – развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности детей с ТНР”

    Содержимое публикации

    ФИО автора материала – Земцова Наталья Михайловна

    Место работы – МОУ детский сад № 367

    Должность – Воспитатель коррекционной группы

    «Оздоровительно – развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности детей с ТНР»

    Воспитатель Земцова Н.М.

    Описание работы

    Работая в группе компенсирующей направленности с детьми с общим недоразвитием речи, мы находимся в постоянном поиске перспективных средств коррекционной развивающей работы с детьми. Поступающие к нам дети имеют нарушение речи, у них отмечается несформированность слухоречевого ритма, мелкой и артикуляционной моторики, нарушена статистическая и динамическая координация движений. Эти особенности оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической), затрудняют процесс обучения, снижают его эффективность.

    Весь день пребывания ребёнка в детском саду сопровождается игрой. Как помочь ребёнку усвоить значительный объем материала? Как повысить интерес детей к занятиям? Эти вопросы не раз задавал себе каждый педагог. Я остановилась на использовании новых нетрадиционных методов воздействия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Мелкая моторика, речь, тактильные ощущения, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть, динамичной, игровой, эмоциональной, неутомительной и разнообразной. И это подтолкнуло меня к использованию современных здоровьесберегающих технологий, созданию нетрадиционного оздоровительного игрового оборудования для достижения образовательных задач в коррекционной работе с детьми.

    Цель моей оздоровительной работы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, двигательной самостоятельности.

    Задачи :

    -формировать понимание необходимости заботится о своём здоровье ,беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни

    -формировать здоровьесберегающие навыки и привычки;

    -повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участие в играх;

    -чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;

    -содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;

    -воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.

    – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;

    Все используемые формы оздоровления носят развивающий характер, способствуют формированию здорового образа жизни детей , воспитывают бережное отношение к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а так же психических и физических качеств ребенка.

    Реализуя здоровьесберегающие технологи , в работе с детьми я применяю нестандартное оборудование , изготовленное своими руками.

    Нестандартное физкультурное оборудование обогащает развивающую среду

    • повышает интерес к занятиям

    • улучшает качество их выполнения

    • вносит элемент непредсказуемости и радостного открытия

    • обеспечивает активную деятельность детей в течении всего дня

    При использовании нестандартного оборудования происходит обогащение знаний о мире предметов и их многофункциональности, развиваются умения ориентироваться в пространстве. Дети приучаются применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности. У них пробуждается интерес к спортивным играм, занятиям, расширяются представления о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении .

    Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физкультурно-оздоровительной работы : подвижные игры, игровые подражательные действия, использование дыхательной гимнастики, игровой массаж, закаливающие процедуры.

    В своей работе я наблюдаю, что в течение дня многие дети переходят из состояния физиологического напряжения в состояние повышенной раздражительности и утомляемости, а значит нарушением сна, питания, сниженной работоспособностью. Мы создаём условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня.

    Читайте также:
    Использование игровых технологий в преодолении ФФНР

    – создание благоприятного психологического климата в группе в течение всего дня.

    -организация уголка психологической разгрузки «уголок уединения», где дети смотрят альбомы с фотографиями развлечений, о природе, и т.д.

    -используем беседы с детьми.

    -снижение утомляемости на занятиях достигаю за счёт физ. минуток и смены видов деятельности.

    -появлению положительных эмоций способствуют игры – драматизации, театрализованная деятельность.

    -используем элементы психогимнастики.

    -используем кинетические коврики, массажные тренажеры для самостоятельных занятий детьми.

    Самомассаж с помощью кинетических ковриков — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов.

    Изучив современные здоровьесберегающие технологии, за основу взяли программу развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет «Развивающая педагогика оздоровления» Кудрявцев В. Т. Егоров Б. Б .и успешно используем её в своей практике.

    В программе «здоровый ребенок» рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, т. е. формирование у ребенка отношения к собственному телу, как к гармонически целому. Мышление является неотъемлемым посредником этого единства. Работая над данной программой выделила черты, которые характеризуют это направление в общем и целом :

    • В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

    • Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

    • Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, «охрана здоровья» утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.

    • Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

    • Основным направлением развивающей педагогики оздоровления является формирование двигательного воображения и осмысленной моторики.

    Это значит «здоровый ребенок» сам строит для себя здоровое тело.

    Только с учетом здоровой психологической целостности можно развивать здоровье и формировать у детей правильное отношение к собственному телу, как к гармоничному целому.

    При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления :

    • Игры, драматизации с медитативной и релаксационной ориентацией;

    • Гимнастика для глаз, лица, осанки;

    Применение нетрадиционных методов оздоровления эффективно в том случае, если влияние на организм ребенка носит опосредованный характер (протекает в форме развития детского воображения) .

    У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела.

    Выделила для себя главные принципы из программы :

    • Принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы , здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий.

    • Принцип формирования осмысленной моторики. Движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело.

    • Принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы ;

    Следующий метод, который я ввела в свою практику это формирование правильной осанки у детей с помощью буквоупражнений Фросиных «Азбука-Зарядка».

    На протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки . Главные причины : недостаточная двигательная активность, переутомляемость организма, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно – профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха в семье. Зачастую мы наблюдаем неправильные позы , которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне. Наблюдаются врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвоночника, нижних конечностей, которые вызывают нарушение осанки , приводят к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний.

    Программа «Азбука – Зарядка» направлена на всестороннее развитие личности в процессе физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков, а так же ребёнок узнаёт много интересного об окружающем его мире, через художественную литературу, развитие речи, рисование, конструирование, ручной труд и. т. д.

    Цель : Познание ребёнком букв и развитие двигательных способностей организма.

    Всестороннее физическое совершенствование функций организма и укрепление здоровья детей;

    Формирование правильной осанки ;

    Освоение разнообразных буквенных обозначений звуков речи;

    Обучение упражнениям, укрепляющим мышцы спины, шеи, груди, живота;

    Овладение детьми элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в обеспечении здоровой жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

    Физические упражнения с использованием «Буквоупражнений» Фросиных доставляют детям удовольствие и способствует конструктивному “сбросу” агрессии, снятию излишнего напряжения в ногах и теле, учит гибкости, повышает самооценку и пробуждает веру в себя, в свою способность дать отпор противнику в случае необходимости. Развивает моторику пальцев, координацию движений и тонкие тактильные ощущения; позволяет укрепить мышцы спины и шеи; увеличить гибкость позвоночника; развиваются координация движений.

    Используемая литература :

    1. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. – СПб.: Акцидент, 1995.

    2. Махнева М. Д. Воспитание здорового ребенка. – М.: «Аркти» , 1999.

    3. Фросины В . Н, П. В, Т. В, Х. В, Букво упражнение . – Сант-Петербург 2001.

    4. Кудрявцев В.Т., Б.Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления» Линка – Пресс МОСКВА 2000.

    5. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010.

    Читайте также:
    Значение биоэнергопластики при формировании звукопроизношения у детей с ОНР

    Презентация на тему: Использование коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    Использование коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза учитель- логопед МБОУ СОШ №3 Кондакова Ирина Вячеславовна

    Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Ошибки на уровне слова:Пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела»);Пропуски гласных (санки – «снки»);Вставка лишних букв (стол – «стлол»);Перестановки букв (тропа – «прота»);Добавление букв (весна – «весна); Пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот»); Ошибки на уровне предложения:Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни);Раздельное написание слов (приставок, корня) – (Летом по реке идут пароходы – «Летом пореке и дут пароходы.»);Запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).

    Направления коррекционной работы по преодолению дисграфии1. Развитие языкового анализа и синтеза:- формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении2. Развитие слогового анализа и синтеза:- умение выделять гласные звуки в слове3. Развитие фонематического анализа и синтеза:- выделение звука на фоне слова- вычленение звука в начале, в середине, конце слова- определение последовательности, количества и места звука в слове.

    Примерные задания, игры по коррекции фонематических процессов, звуко-слогового и языкового анализа Развитие языкового анализа и синтеза 1.Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью в парке дворник подметает листья. 2. Упражнения в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями.Например: с опорой на наглядность: «осенью», «в»«дворник», «листья», «подметает», «парке».3. Определение места слова в предложении.4. Списывание текста с подчеркиванием заглавных букв и точек.

    Развитие слогового анализа и синтеза 1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).4. Назвать гласные в слове.5. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.6. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.7. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.8. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.9. Выделить первый слог из названий картинок, записать его, или дописать недостающий слог

    а _ нас ба _ _ мон 10. Записать только гласные данного слова.(а…а…а…, …а…а…, …и…о…)11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, Улей Домик Машина Луна Жаба

    Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза 1. Игра «У кого хороший слух?»Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.2. Игра «Какой звук чаще всего слышим?»Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук (Щёткой чищу я щенка , Щекочу ему бока).3. Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.(весна – автобус – слон – нос – сова).4.Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.5. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.6. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).7. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.8. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

    . 9.Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: ра , , бр ви, тр ва, сы , ко ар).10.Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).11 .Добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например, па- – пар, пары, парад, паруса.12. Преобразование словС ч над морем я летаю,С г в машинах я бываю. (Чайка – гайка.)С м меня ты надеваешь,С л собаку называешь. (Майка – Лайка.)

    Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи

    Харитонова Юлия Владимировна
    Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи

    Из опытно-экспериментальной работы педагога – логопеда.

    «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи».

    При проектировании комплекса дидактических игр и упражнений за основу были взяты методические рекомендации отечественных ученых и логопедов-практиков таких, как Л. Н. Ефименкова, Р. И. Лалаева, Е. В. Мазанова, А. К. Маркова, Л. Г. Парамонова, М. А. Полякова, Ю. Е. Розова.

    Подгрупповые занятия проводились в первой половине дня, по 40 минут 3 раза в неделю. Содержание занятий было согласовано и соотнесено с календарно-тематическим планом работы учителя-логопеда образовательной организации.

    Длительность коррекционно-развивающей работы составляла шесть недель. За это время удалось заметить положительную динамику, которая подтверждается результатами контрольного эксперимента.

    По первому заданию у половины детей экспериментальной группы выявлен средний уровень сформированности сложных форм фонематического анализа. Они делали ошибки в сложных по звуко-слоговой структуре словах (слова со стечением согласных, но при активной помощи экспериментатора в основном справились с этим заданием.

    У трех испытуемых на контрольном этапе зафиксирован уровень ниже среднего по данному заданию. Особенности выполнения предложенного задания заключались в том, что эти младшие школьники с ОНР делали стойкие ошибки (добавления, пропуски, перестановки, замены, которые не замечались и не исправлялись.

    Читайте также:
    Предупреждение оптико-пространственной дисграфии у дошкольников с ОНР

    Положительным фактом мы считаем, что один респондент сделал единичные ошибки, что позволило определить у него уровень выше среднего сформированности сложных форм фонематического анализа.

    Сравнительный анализ уровней сформированности сложных форм фонематического анализа в ходе исследования представлен на слайде 12.

    Анализ данных по первому заданию показал, что сумели улучшить свои результаты четырех младших школьника, так как на констатирующем этапе выполнили задание на уровне ниже среднего, на контрольном этапе на среднем уровне. У одного школьника при первичном обследовании был определен средний уровень по этому заданию, на контрольном – уровень выше среднего.

    По второму заданию на контрольном этапе преобладающим уровнем сформированности фонематического синтеза является средний уровень, так как выявлен у пяти участников исследования.

    У трех обучающихся с ОНР выявлен уровень выше среднего по данному заданию.

    Сравнительный анализ уровней сформированности сложных форм фонематического анализа в ходе исследования представлен на слайде 13.

    Анализ результатов по второму заданию показал, что в ходе реализации комплекса дидактических игр и упражнений, направленного на преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, сумели улучшить свои результаты трех младших школьника. На констатирующем этапе они выполнили задание на фонематический синтез на уровне ниже среднего, на контрольном этапе на среднем уровне. У одного испытуемого при первичном обследовании был определен средний уровень по данному заданию, на контрольном – уровень выше среднего.

    По третьему заданию на контрольном этапе доминирующим уровнем сформированности звукослоговой структуры слова является средний уровень, который был определен у пяти испытуемых.

    У трех респондентов на контрольном этапе выявлен уровень ниже среднего по этому заданию.

    Сравнительный анализ уровней сформированности сложных форм фонематического анализа в ходе исследования вы можете увидеть на слайде 14.

    На основе анализа результатов по третьему заданию мы пришли к выводу, что сумели улучшить свои результаты трех младших школьника. На констатирующем этапе они выполнили задание на сформированность звукослоговой структуры слова на уровне ниже среднего, на контрольном этапе на среднем уровне.

    По четвертому заданию на определение сформированности навыка слогового анализа на контрольном этапе мы обнаружили, что большинство испытуемых (пять чел.) выполнили данное задание на уровне ниже среднего.

    У двух младших школьников с ОНР на контрольном этапе определен средний уровень, у одного обучающегося – низкий уровень по данному заданию.

    Это задание оказалось для данной выборки респондентов самым сложным и трудно выполнимым как на констатирующем, так и на контрольном этапах исследования.

    Сравнительный анализ уровней сформированности навыка слогового анализа в ходе исследования представлен на слайде 15.

    На основе анализа результатов по четвертому заданию мы пришли к выводу, что сумели улучшить свои результаты четырех младших школьника. Так два обучающихся с ОНР на констатирующем этапе выполнили задание на сформированность навыка слогового анализа на уровне ниже среднего, на контрольном этапе на среднем уровне. Двое других школьника на констатирующем этапе выполнили задание на сформированность навыка слогового анализа на низком уровне, на контрольном этапе на уровне ниже среднего.

    По пятому заданию на определение сформированности навыка слогового синтеза на контрольном этапе половина испытуемых выполнили его на уровне ниже среднего. У трех респондентов был выявлен средний уровень по данному заданию. Низкий уровень сформированности навыка слогового синтеза определен у одного обучающегося экспериментальной группы.

    Сравнительный анализ уровней сформированности навыка слогового синтеза в ходе исследования представлен на слайде 16.

    На основе анализа результатов по пятому заданию мы пришли к выводу, что сумели улучшить свои результаты четырех младших школьника. На констатирующем этапе три школьника выполнили задание на сформированность навыка слогового синтеза на уровне ниже среднего, на контрольном этапе на среднем уровне. Один респондент на констатирующем этапе выполнил данное задание на низком уровне, на контрольном этапе на уровне ниже среднего.

    Анализ представленных результатов показал, что у всех обучающихся в письменных работах преобладают ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза (нарушения границ предложений, слитное написание слов, раздельное написание частей слова, пропуски, добавление, перестановка звуков, слогов в словах). Ошибок оптического и аграмматического характера, фонемного распознавания школьники экспериментальной группы допустили меньше.

    Между тем сравнительный анализ показал, что количество ошибок в ходе проведенной опытно-экспериментальной работы уменьшилось.

    По результатам повторного исследования можно сделать вывод что, при использовании дидактических игр и упражнений в процессе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, наблюдаются положительные изменения. Младшие школьники стали испытывать гораздо меньше затруднений при делении слов на слоги и составлении слов из слогов. Большинство детей начали верно проводить анализ и синтез двусложных и трехсложных слов со стечением согласных. Все это отразилось на выполнении слухового диктанта, что выразилось в уменьшении количества ошибок в письменных работах испытуемых.

    По результатам повторного исследования можно сделать вывод что, при использовании дидактических игр и упражнений в процессе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, наблюдаются положительные изменения. Младшие школьники стали испытывать гораздо меньше затруднений при делении слов на слоги и составлении слов из слогов. Большинство детей начали верно проводить анализ и синтез двусложных и трехсложных слов со стечением согласных. Все это отразилось на выполнении слухового диктанта, что выразилось в уменьшении количества ошибок в письменных работах испытуемых.

    Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что цель исследования достигнута, задачи решены.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ тут.

    Дополнительную интересную информацию смотрите здесь:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: