Спортивно-речевое педагогическое мероприятие на тему: Но приданья старины забывать мы не должны

Спортивно-речевое педагогическое мероприятие на тему: «Но приданья старины забывать мы не должны»

Спортивно-речевые педагогические мероприятия служат хорошим воспитательным и коррекционно-развивающим средством в работе с детьми групп компенсирующей направленности.

Спортивно-речевое педагогическое мероприятие на тему:

«Но приданья старины забывать мы не должны»

(подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: приобщать детей к русскому народному творчеству.

  1. Продолжать знакомить детей с русскими народными пословицами, приметами, загадками, песнями, играми;
  2. Учить детей понимать значение и мудрость народных пословиц;
  3. Продолжать учить образовывать слова с противоположным значением.
  1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья.
  2. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую выразительность.
  1. Воспитывать патриотизм и любовь к традициям своего народа;
  2. Формировать дружеские взаимоотношения;
  3. Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила игры.

Ход педагогического мероприятия

Звучит русская народная музыка

Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ.
Распахнулись ворота,
Проходите, Господа!

Дети проходят и рассаживаются на стулья

Логопед. Уважаемые гости! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить культурные традиции нашей Родины, которые народ передает из поколения в поколение.

Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед.
Но приданья старины
Забывать мы не должны.

Логопед. К культурным традициям русского народа относятся пословицы. Пословицы — это настоящее богатство, в них отражен большой опыт жизни многих поколений. Они нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Послушайте пословицы, и объясните их значение.

  • Не спеши языком, торопись делом.
  • О дереве судят по плодам, а человека по делам.
  • Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал умнее.

Логопед. Молодцы! А я ещё одну примету знаю, чтобы не сглазить свое везение, надо плюнуть три раза через левое плечо. Давайте так и сделаем:

Тфу, тфу, тфу – чтоб не сглазить!

Логопед. Кроме пословиц и примет народ придумывал игры. Веселые подвижные игры — это наша кладовая. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного характера. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней. Когда они возникли? Кто их придумал? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, также как и сказки, и песни.

Хоровод мы заведем, песню звонкую споем!

Песня – хоровод «Во поле береза стояла»

Кто же это к нам спешит?
С бубенцом на колпачке,
С погремушкою в руке
Он и ловкий и смешной
Отгадайте, кто такой? (Петрушка)

Правильно, ну какой же русский праздник без Петрушки.

Появляется Петрушка (физинструктор)

Внимание! Внимание!
Начинаем гуляние!
Торопись честной народ
Вас сегодня праздник ждет!
Девчонки-подружки –
Веселушки, хохотушки!
И мальчишки-молодцы –
Озорные удальцы.
Все на праздник приходите,
Веселитесь, хохочите!

Под русскую народную музыку дети становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону. Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Дети кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

Сядем, посидим, да поговорим.

Игра «Скажи наоборот «Какой человек?»

Грустный – Веселый.
Злой – Добрый.
Неуклюжий – Ловкий.
Больной – Здоровый.
Уверенный – Неуверенный.
Трусливый – Храбрый.
Ленивый – Трудолюбивый.
Слабый – Сильный.

Всех ребят, парней, девчат
Вызываю на канат.
Покажите свою силу!
Ваши мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната»

Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту.

А теперь ребятки,
Послушайте русские загадки,
Знаю, знаю наперед –
Вы смекалистый народ!

Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки-
К уголочку уголок
Сложен красочный (платок).

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят (лапти).

Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким.
Что нам зимушки угрозы-
Мы обуем (валенки).

Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую (гармошку).

Если маленький мороз-
Не хватает он за нос.
Как начнет мороз сердиться,
Мы наденем (рукавицы).

Как нужна она в лесу!
В ней грибы домой несу,
Полюбуйся на картину-
Белых целая (корзина).

Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная (ложка).

Любят девочки-подружки
С маком бублики и (сушки).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник — (самовар).

Три струны, ее узнай-ка»
Ну конечно (балалайка).

Внимание, внимание!
Продолжаются соревнования!

Эстафета «Прыжки в мешках»

По команде по одному дети запрыгивают в мешок и прыгают до финиша и обратно. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

Читайте также:
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка

Посидите, отдохните,
Да умом пошевелите.

А сейчас для вас игра
Под названьем «Он – она».
Прошу вас, не зевайте,
Слово в стих мой добавляйте.

Он слон – она …. (Слониха)
Он лось – она … (Лосиха)
Он кот – она …. (Котиха)
Нет, конечно! Это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Что ж, сыграем еще раз.
Обыграть хочу я вас.
Он волк – она …. (Волчица)
Он лис – она ….. (Лисица)
Он козел – она … (Козлица)
Нет, ведь это же – коза!
Обманула Дереза.
Что ж, сыграем еще раз.
Обыграю снова вас.
Он морж – она … (Моржиха)
Он заяц – она … (Зайчиха)
Он еж – она …. (Ежиха)
Он бык – она …. (Бычиха)
Все знакомо это слово?
Да, да, да! Она – корова!

Вы животных всех назвали?
А теперь вас попрошу,
Чтобы вы их показали!

Дети произносят слова потешки и показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса и т. д. Свой показ дети сопровождают словами, выразительными пантомимическими движениями и жестами.

Я рыжая лисица
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку — бух!
Упала!

(Дети падают на пол).

Барашек-кудряшек
По лесу бродил.
«Бе –ееее, бе-ееее!»

Корова-бурёнка,
Молочка неси.
Му-ууу, му- уууу!

Гусочка-краснополочка,
По лугу ходи!
«Га-га-га, га-га-га!»

Уточка-водоплавочка
По реке плыви.
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря!»

Свинка-белоспинка
Землю копай.
«Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю!»

Козочка-брыкалочка
По горам скачи!
«Ме-еее, ме-еее!»

Лошадка-пегашка беги, беги.
Нашего Ванюшку вези, вези.

(Дети делают артикуляционное упражнение «Лошадки»).

Нам подушки не для сна,
Начинается игра!

Выбираются два человека. Они берут в руки по подушке, и встают по разные стороны скамейки. По сигналу начинают сбивать противника. Выигрывает тот, кто первым это сделает.

А теперь пришла пора
Помолчать нам, детвора!

В игре используется попевочка:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Молчок!

Дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками.

Под музыку на метле влетает Баба Яга.

Логопед. Бабка Ёжка, ты зачем к нам пожаловала?

В русских народных сказках я тружусь
Бабкой Ежкою зовусь.
Я – Ягушечка лесная,
Я – девчонка озорная!
Я люблю шутить, смеяться,
Всяко разно забавляться!
Я невредная, незлая,
Я девчонка – просто клад!
И умна я, и красива,
Все об этом говорят!
Я метелку раскручу,
Всех ребят поколочу!

Игра «Бабка Ёжка»

В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка — Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
– У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.
Логопед. Баба Яга ты на ребят не злись, они много хороших слов скажут тебе.

Игра «Какая Добрая, умная , красивая, озорная, шустрая, веселая и др.

Отдохнули мы на славу,
Победили все по праву.
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
А сейчас 1, 2, 3, 4, 5, будем «Барыню» плясать.
Топни правая нога, хлопни левая рука.
Руки в бок и поворот.
Пляшет барыню, народ.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Презентация о России.

Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!

Вот настал момент прощанья!
Будет краткой наша речь!
Говорим мы до свиданья,
До счастливых новых встреч!

Тузлукова Ольга Владимировна,
учитель-логопед

Конспект бинарного занятия «А преданья старины забывать мы не должны»

Елена Дунилина
Конспект бинарного занятия «А преданья старины забывать мы не должны»

Цель: обобщить первоначальные представления детей о творчестве русского народа

Воспитательные: Воспитывать отзывчивость, трудолюбие, дружеские взаимоотношения, чувство гордости за свою родину.

Развивающие: развивать самостоятельную творческую деятельность, художественно-эстетический вкус, мышление, слуховое и зрительное восприятие, интерес к жизни русского народа

Обучающие: продолжать формировать образную речь посредством пословиц, поговорок, закрепить прием кругового ткачества.

Задачи музыкального руководителя:

Воспитательные задачи: Воспитывать культуру исполнения хороводной песни и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.

Развивающие задачи: Развивать музыкальный слух, голос, память, тембровое и ритмическое восприятие, воображение.

Образовательные задачи: Эмоционально воспринимать музыку, высказывать свои впечатления о характере музыкального произведения.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Методы: Словесный, наглядный,практический

– прием активизации деятельности детей

-приемы поддержания интереса у детей

Технологии: здоровьесберегающая технология, технология развивающего обучения

Материалы и оборудование: ТСО, ИКТ, пряжа, иголка и основа для ткачества на каждого ребенка, по две деревянные ложки на каждого ребенка.

Предварительная работа воспитателя: работа над проектом “Народная культура и традиции”, знакомство с традицией ткачество, проведение цикла занятий по круговому ткачеству.

Предварительная работа воспитателя: работа над проектом “Народная культура и традиции”, знакомство с народным костюмом, экскурсия в Тоцкий краеведческий музей, проведение цикла занятий по круговому ткачеству

Читайте также:
Интегрированный урок логоритмики и ручного труда для детей младшего школьного возраста с ТНР

Связь с предыдущим занятиям воспитателя: Коллективное изготовление коврика круговым ткачеством

Связь с предыдущим занятиеммузыкального руководителя:

Ход занятия:

Мир Вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Мы готовили для Вас.

Но ещё не все собрались – жду я ребятишек – девчонок и мальчишек!

Под весёлую русскую народную музыку в зал входят дети.

Х: Здравствуйте, ребята (с поклоном, я рада видеть вас таких нарядных, красивых с хорошим настроением.

Д: Здравствуй, хозяюшка с поклоном

Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!

Х: Проходите, садитесь.

Дети проходят садятся.

Ребята, а скажите как называется комната, в которой я вас встречаю?

И одеты мы с вами по особому, в народные костюмы, потому что сегодня на занятии поговорим о том, как люди на Руси трудились, рукодельничали, веселились.

-А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку

Я сижу на берегу

Без чего я не смогу

Вынуть рыбку из пруда?

Правильно, ведь всякое уменье трудом дается.

слайд. трудились люди

Х: Издавна русский народ славился трудолюбием. Почему так говорят?

Ответы детей: Потому что русский народ любил трудиться.

Правильно, ребята, а еще люди помогали друг другу.

-Как они помогали друг другу?

Дети: вместе строили дома, вместе косили траву, вместе сажали рожь и пшеницу, вместе убирали урожай. (слайды.)

– А если они помогали друг другу, значит они были какие?

Дети: дружные, добрые, отзывчивые.

Хозяйка: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде, о дружбе.

/Дети говорят свои пословицы и поговорки/

Х: И я тоже прошу вас о помощи, задумала как-то подарки для гостей сделать, соткать коврики-подставочки, да вот беда не успела. Поможете?

Тогда, пожалуйста, садитесь за стол. (дети проходят и садятся за столы)

– Ребятушки, а скажите пожалуйста, как называется этот вид рукоделия (показ изделия)

Дети: Этот вид рукоделия называется круговое ткачество.

-Как называется ниточка, которая помогает создавать красивое плетение?

Дети: Ниточка называется “уточка”

Умницы, вы все знаете, и поэтому у нас с вами получатся красивые аккуратные коврики. Но сначала, давайте вспомним технику безопасности при работе с иголкой, ножницами. Дети проговаривают.

Не бери иглу без дела

правила ты не забудь: не колоть себя, соседа и в игольницу вернуть.

Ножницы также используем по назначению.

А перед рукоделием разомнем пальчики

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

И работать захотели.

Хозяюшка: За дело смело принимайтесь,

Творите чудо, не стесняйтесь.

Помнить, детки, вы должны-

Умельцы нам всегда нужны.

Сейчас мы порукодельничаем, а потом и повеселимся.Ведь русская пословица гласит: сделал дело – гуляй смело.

Самостоятельная деятельность детей.

Какие замечательные коврики у вас получились. Спасибо вам, ребята, за помощь.

А сейчас мы дружно встанем

И подарочки подарим.

Дети под музыку проходят и дарят подарки гостям, садятся на стульчики.

М. Р. -Здравствуйте, пустите к себе в избу?

Х: Зачем пожаловали?

М. Р. : хозяйку повеселить.

—Рассказать, послушать, посмеяться, поплясать, да себя показать.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, добрые молодцы, да красные девицы!Дети: Здравствуйте! (с поклоном)

В старину после долгого трудового дня выходили красны девицы да добры молодцы хороводы водить, добрым словом перемолвиться. Вот и сейчас мы с вами и заведем наш хоровод.

Хоровод -танец«. На горе-то калина.»Сели

Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Как вы хорошо исполняли этот хоровод, словно мы оказались в том времени, когда без хоровода жизнь русского народа была невозможна.

Музыкальный руководитель: Какой характер у этого хоровода?

Дети: Веселый, озорной

Музыкальный руководитель: Правильно, дети! И характер у русского народа веселый, озорной!

Но на Руси не только хороводы водили, но и песни народные пели.

Слушание народных песен, определение видов песен

Виды песен: колыбельные, плясовые, хороводные.

Вот ложки точеные, ручки золоченые.

Хочешь – ими щи хлебай, а не хочешь – так играй!

(Берет ложки, ударяет друг о друга, затем раздает ложки)

Подходите, подходите, ложки все себе берите.

Игра на ложках (сели)

Музыкальный руководитель: Очень хорошо, что эта музыка радует нас сейчас так же, как и наших предков много-много лет назад.

Х: Вам интересно было сегодня на занятии? Что для вас было особенно интересно? А мне приятно было, что вы откликнулись на мою просьбу о помощи. Вы старательные, добрые, отзывчивые ребята.

М. Р. Я с восхищением смотрела на вас, когда вы водили хоровод, с удовольствием откликались на слушание народных песен, играли на ложках. Спасибо вам, ребята.

Х: Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была.

Умный, сильный наш народ.

Свою землю бережёт.

А преданья старины, забывать мы не должны.

М.Р: Желаем вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

Читайте также:
Конспект: Заучивание стихотворения 'Куда пропал снег' с помощью мнемотаблиц

Под музыку дети и педагоги выходят к гостям.

Дети и педагоги: Благодарны всем гостям, что пришли сегодня к нам.

«Великой войны победу мы не должны забывать!» Фотоотчёт. Художественное творчество детей К светлому празднику Победы – 9 мая готовится вся страна. В нашем детском саду так же, как и во всех образовательных учреждениях страны,.

«Живем мы в радостном краю и знать его должны». Национальный уголок Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные образовательные стандарты,.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Фотоотчёт утренника «Мы должны помнить и чтить!» Входят дети старшей группы, выполняют перестроение под песню «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова). Чтение стихов о.

Конспект НОД по познавательному развитию «Все должны об этом знать: чувств у человека — пять!» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей со строением собственного тела. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с пятью чувствами, которые помогают нам.

Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.

Классный час для учащихся начальной школы «Не смейте забывать учителей» Беседа в мини-центре «Не смейте забывать учителей» Цель: сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии.

Проект «Город русской старины!» Проект: долгосрочный. Актуальность темы: в настоящее время очень остро стоит вопрос возрождения облика города. Без знания прошлого, всего,.

Родительское собрание «Родителям не нужно забывать, что речь ребёнка надо развивать!» Размещён материал в виде родительского собрания. Цель: – Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; – Повышение педагогической.

Фольклорный праздник “Преданья старины глубокой”

Цель праздника: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений.

  • научить учащихся понимать и знать историю своего народа;
  • развивать знания учащихся об устном народном творчестве русского народа;
  • развивать индивидуальные творческие способности учащихся.
  • Оборудование: записи русских народных песен, баранки с бечевками, игровое поле и дротики, “Цветик-семицветик”.

    Здравствуйте, люди добрые, разудалые молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Я приглашаю всех вас вспомнить сегодня заветную старину наших дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня они собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот.

    С того заветного времени по сей день живут в народе, как ярчайшие самоцветы, сказки, песни, пословицы и поговорки, частушки, игры которые и в настоящее время не потеряли своей первозданной прелести. Все это называется устным народным творчеством. А чтобы понимать и знать историю своего народа, надо знать и фольклор.

    “Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася. У тебя ли нет богатырских сил, старины святой, громких подвигов?”

    Сегодня мы с вами собрались на завалинках на веселую игру – посиделки. Ребята, сидящие на завалинках, будут соревноваться в знании устного народного творчества.

    Начинаем игру! “Завалинки” поочередно “стреляют” в игровое поле и выполняют соответствующие задание. На игровом поле есть сюрпризы (“черные дыры”), попав в эти отверстия, команда теряет очки. “Отыгравшее” отверстие убирается, кроме цветика-семицветика, который “работает”, пока не закончатся лепестки.

    1 задание “Цветик-семицветик”.

    “Завалинка”, попавшая в это отверстие открывает любой лепесток, выполняет желание, написанное на обратной стороне.

    – хочу баранку;
    – хочу загадать загадку;
    – хочу спеть частушку;
    – хочу 2 баранки;
    – хочу сказать скороговорку;
    – хочу вспомнить считалку;
    – хочу спеть народную песню.

    2 задание “Черная дыра”.

    У “Завалинки”, попавшей в это отверстие отнять 1 баранку, отверстие работает 1 раз.

    3 задание “Ромашка-загадка”.

    Ведущая.

    А загадать ли вам
    Судари – да красны девицы,
    Красны напевки
    Да загадки?
    И комковато, и ноздревато,
    И мягко, и ломко,
    А всех милей.

    Четыре брата бегут –
    Друг друга не догонят.

    Уж как что это выше леса
    (Выше леса светит месяц)
    В воде родится, а воды боится.

    4 задание “Театр”.

    С попавшей в это отверстие “завалинкой” ведущий ставит сказку по ролям.

    А было это, голубчики, в старину,
    Когда задумал дед Архип залезть на луну.
    Тогда сказки по воздуху летали,
    Друг друга за крылышки хватали,
    А я за ними на золотом коне скакала,
    Да в мешок эти сказки собирала.

    (Ребятам раздаются роли на листочках, кто какую вытащит. Затем ведущий читает сказку, а ребята стараются с ходу ее инсценировать.)

    Роли: царь, царица, дочка Марфенька, шут Стасик, конь Буцефал, дуб, кот, цепь, Соловей-разбойник.

    “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь со свое царицей. И была у них дочка Марфенька. Очень родители любили свою дочь. То мама по головке погладит, то папа пряничком угостит. Жил в том царстве шут Стасик. Очень он любил с Марфенькой играть, особенно в ладушки.

    Вдруг раздался шум и свист. Очень испугались царь с царицей, под троны завалились. Налетел на дворец Соловей-разбойник, схватил дочку Марфеньку и был таков. Заплакали царь с царицей.

    Читайте также:
    Постановка звуков в логопедии

    Стал их шут Стасик успокаивать, обещать, что спасет царевну. Свистнул тут шут Стасик, прискакал к нему конь Буцефал. Сел Стасик на коня, поскакал царевну спасать.

    Долго ли они скакали, коротко ль, уж и конь прихрамывать стал. Подъехали они к дубу. Дуб большой, развесистый. На дубе цепь висит, по цепи кот ученый ходит. Спросил Стасик у кота, как найти Соловья-разбойника. Показал кот дорогу. Поскакал шут дальше. А вот и владения Соловья-разбойника. Завязалась кровавая битва. Победил шут, спас он царевну. Сели они вместе на коня Буцефала и поскакали домой.

    Обрадовались царь с царицей, благодарят шута Стасика. А шут обернулся вокруг себя два раза и стал добрым молодцем. Влюбилась в него царевна. А тут и свадьбу сыграли веселую”.

    5 задание “Скороговорки”.

    Ведущая. Пословицы нашу речь украшают, загадки ум развивают, а скороговорки? А они учат ребят говорить четко и ясно, чтобы было всем понятно.

    Ваша задача: “Кто лучше произнесет скороговорку”.

    Вставай, Архип, петух охрип!
    Наш Полкан попал в капкан.
    От топота копыт пыль по полю летит.
    Прокоп украл укроп.

    6 задание “Угадайка”.

    Ведущая. О каком сказочном герое идет речь?

    Он сумел поймать волчишку,
    Он поймал лису и мишку.
    Он поймал их не сачком,
    А поймал он их бочком.

    Бабусю знает целый свет,
    Ей от роду лишь триста лет.
    Там, на неведомых дорожках,
    Дом ее на курьих ножках.

    Уплетая калачи,
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне.

    У Аленушки-сестрицы
    Унесли братишку птицы.
    Высоко они летят,
    Далеко они глядят.

    7 задание “Пословицей – правда молвится”.

    Ведущая. Говорят, “живое слово дороже мертвой буквы”, а потому пословицы и поговорки – самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс “Пословицей – правда молвится”.

    Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

    1. Арабская пословица: “Бежал от дождя, попал под ливень” (“Из огня да в полымя”).
    2. Финская пословица: “Тот не заблудится, кто спрашивает” (“Язык до Киева доведет”).
    3. Иранская пословица: “Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин” (“На безрыбье и рак – рыба”).
    4. Английская пословица: “Все хорошо в свое время” (“Делу время – потехе час”).
    5. Польская пословица: “Пика не кладется в мешок” (“Шило в мешке не утаишь”).
    6. Немецкая пословица: “Молчаливый рот – золотой рот” (“Слово – серебро, молчание – золото”).
    7. Итальянская пословица: “В закрытый рот муха не залетит” (“Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь”).
    8. Китайская пословица: “Разговорами риса не сваришь” (“Гостя баснями не кормят”).

    8 задание “Считалки”

    Ведущий. Люди добрые! Помогите, ведущего поддержите, считалку расскажите.

    Шла собака через мост,
    Четыре лапы, пятый – хвост.
    Если мост провалится,
    То собака свалится.

    9 задание “Частушки”.

    Ведущая.

    А сейчас вас ожидает вот что!
    Будет звонкая гармошка
    Полтора часа играть,
    Мы споем для вас частушки,
    А вам нужно подпевать.

    (Проводится кольцовка частушек, очки добавляются победившей команде.)

    Баяниста Петю я
    Давно заприметила,
    Играет он старательно,
    Моргает завлекательно!

    В нашей маленькой деревне
    Два колодца рядом.
    Отчего все девки рябы?
    Их побило градом.

    Я плясала ночи три,
    Потеряла сапоги,
    Оглянулася назад –
    Сапоги мои лежат.

    На горе стоит телега,
    Слезы капают с дуги.
    Под горой стоит корова,
    Надевает сапоги.

    Ох, довольно, мы напелись,
    Дайте смену новую!
    Ой, спасибо гармонисту
    За игру веселую!

    У меня на сарафане
    Косолапы петухи.
    Я сама не косолапа –
    Косолапы женихи.

    Мы напели вам частушек,
    Чтоб порадовать гостей!
    Напекли мы финтифлюшек,
    Бубликов да калачей!

    Ведущий. Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания в области устного народного творчества. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времен, и, благодаря им, русский язык стал более выразительным и образным.

    Ведущая.

    Заглянули в старину мы –
    Будто дождь омыл сердца.
    Только не допели струны
    Нашу песню до конца.
    Всех не спеть нам славных песен,
    Не сказать всех добрых слов,
    Край российский наш чудесен,
    Вечно юн и вечно нов.

    Подведение итогов и награждение победителей грамотами и вязанками баранок.

  • Т. Ершова “Ступеньки мудрости”. / Воспитание школьников, № 4 – 2001.
  • Т. Макарова “Счастливый случай”. / Воспитание школьников, № 1 – 2002
  • Организация внешкольного досуга: сценарии, программы игр и представления. Ростов-на-Дону, 2002.
  • Фольклорный вечер развлечения в подготовительной группе «Русские посиделки»

    Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека это нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала. В. О. Ключевский

    Актуальной проблемой, стоящей сегодня перед русским народом, является утрата национального самосознания. Наша страна многонациональная и многоконфессиональная, и несомненно нужно сохранять терпимость и уважение к другим культурам, однако важно помнить и чтить национальные традиции нашей великой Родины, важнее которых для русского человека нет.

    Цель фольклорного вечера развлечения:

    Читайте также:
    Су Джок массажеры в логопедической работе

    1.Повеселить позабавить детей, зарядить их положительными эмоциями;

    2.Продолжать знакомить детей с песнями русского народа, с устным фольклором – сказками, пословицами, шутками-прибаутками;

    3.Способствовать развитию музыкальных способностей детей – певческих, ритмических, двигательных;

    4.Способствовать возрождению генетической и культурной памяти детей;

    5.Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей на традициях русской народной культуры уважительные отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранять и обогащать его, как бесценную сокровищницу прекрасного.

    Материалы для развлечения:

    2.Музыкальные инструменты: трещотки, деревянные ложки, музыкальные молоточки, свистульки;

    3.Предметы: коромысло с вёдрами, колодец, карусель;

    4.Русские народные костюмы: сарафан, блузка, кокошник, косоворотка, кепка.

    Предварительная работа:

    1.Слушание русских народных песен и русской народной музыки;

    2.Пение русских народных песен;

    3.Исполнение русских народных хороводов, танцев, игр, инсценировок;

    4.Заучивание потешек, пословиц, поговорок;

    5.Посешение краеведческого музея. Знакомство с убранством и утварью русской избы.

    Ход развлечения.

    В зал входит ведущая, одетая в русский народный костюм.

    Ведущая – Здравствуйте, люди добрые! Рады видеть вас всех у нас в горнице.

    Нам ли сидеть по домам, да в окна глядеть? Давайте устроим

    праздник радостный, по обычаю по-старинному, посиделками

    называется. (обращается к детям). Проходите дети дорогие, у нас

    для каждого найдётся и местечко и доброе словечко.

    Под русскую народную музыку дети входят в зал свободно. В руках у них музыкальные инструменты: деревянные ложки, музыкальные молоточки, трещотки, свистульки. Дети обходят зал и останавливаются в рассыпную по залу.

    1 ребенок: Наш досуг порю мелок

    И чего там говорить

    Скучно нам без посиделок

    Их нам надо возродить

    Ведущая: У нас гостей со всех властей. Давайте с ними поздороваемся! ( Дети здороваются)

    Дети: Мир вам, гости дорогие

    Вы явились в добрый час

    Встречу добрую такую

    Мы готовили для Вас.

    2 ребенок: Собралось к нам гостей

    Со всех властей.

    Припасли для Вас забавушек

    Кому сказку. Кому правду

    3 ребенок: Будет все занимательно.

    Кто уши хорошо раскроет –

    Много – много всякой всячины усвоит.

    А кто « невзначай» уснет,

    Тот ни с чем уйдет!

    Дети кладут музыкальные инструменты и садятся на стульчики.

    Ведущая: Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле и не зря говорится в пословице – «Что посеешь, то и пожнешь». Народ наш трудолюбив, но в его среде есть и лентяи. И поговорка про это есть – « Труд кормит, а лень портит». Послушайте про это шутливые небылицы – диалоги.

    Мальчик Тит с большой ложкой:

    Ты меня работушка не бойся

    Я тебя не трону!

    Девочка: Ох и лодырь!

    Лежит целый день

    Не жнет, не косит!

    Тит иди зерно молотить.

    Мальчик Тит: Живот болит!

    Девочка: Тит иди кашу есть!

    Мальчик Тит: Где моя большая ложка?

    Девочка: Хочешь есть калачи

    Не сиди на печи!

    Сценка «Люди работают»

    Трудится нужно не только людям, но зверям. Послушайте поучительную песенку про кота.

    Пение русской народной песенки «Котя – котенька коток.»

    Выходит девочка : Песни русские поем

    Хоть и не артисты

    Мы сейчас для Вас споем

    Поют песню «Семечки» ( Русская народная песня)

    Ведущая: Праздник продолжается

    Игра «Ручеек» (Под фонограмму ансамбля «Золотое кольцо»)

    После игры дети садятся на стулья

    На Руси уж так идет,

    Что талантливый народ

    Сам себе и жнец и швец

    И на дудочке игрец.

    И блоху он подкует

    Дом добротный возведет,

    Утварь всю о дому справит

    Чашей полной дом тот станет.

    Ведущая : Не любили лентяев в народе, смеялись над ними, говорили так спишь – спишь, а отдохнуть то и не когда!

    А вы любите трудиться?

    Ведущая : А знаете ли вы поговорки, пословицы о труде, умении, терпении?

    Дети говорят пословицы :

    Ведущая: Наши девицы красавицы так и хотят исполнить свой любимый танец «Танец с коромыслами» (Русская народная песня)

    Мы частушек много знаем

    И хороших и плохих

    Хорошо тому послушать

    Кто не знает на каких.

    Ведущая: Эй мальчишки и девчушки, выходите петь частушки.

    Дети исполняют частушки «Дуйте ветры, дуйте.»

    Ведущая:

    А теперь посоревнуемся в ловкости, но сначала загадка.

    Ростом разные подружки

    Но похожи друг на дружку

    Все они сидят друг в дружке.

    Ведущая: Правильно!

    Игра- атракцион «Кто быстрее соберет матрешку.»

    Говорят, что для души

    Все причуды хороши

    Хотим косточки размять

    Не пора ли поплясать

    Начинаем модную «Пляску хороводную».

    Танец- хоровод «Летели две птички» (Русская народная песня)

    Ведущая: А теперь в козла будем играть. (Проводится русская народная игра «Собачка»)

    Ведущая: А хотите сказочку на новый лад послушать?

    Инсценировка русской народной сказки : «Кому горшки мыть»

    Ведущая: Снова музыка играет

    Нас на танец приглашает

    Дети исполняют танец «Сударушка».

    Ведущая: А теперь детки приглашаю Вас на карусели покататься. Посмотрите какую красивую карусель я смастерила, атласными лентами украсила. Выходите в круг. ( Дети идут хороводом и поют)

    Заря – заряница, красная девица

    По полю ходила, ключи обронила

    Ключи золотые, ленты расписные.

    Ведущая: Вот и подошла к концу наше веселье. Ведь не даром говорится Делу – время, а потехе час.

    Времена теперь другие, как и игры и дела

    Далеко ушла Россия, от страны какой была,

    Но приданья старины, забывать мы не должны

    Слава русской старине! Слава русской стороне!

    Читайте также:
    Конспект НОД с детьми с ОВЗ подготовительной к школе группы

    (Обращается к детям)

    А за хорошее выступление все дети получают угощение (под русскую мелодию дети уходят из зала)

    Квест – игра «ПО ДОРОГАМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»

    «ПО ДОРОГАМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

    (СТАРШАЯ ГРУППА)

    Разработала:

    Воспитатель первой квалификационной категории

    Гончарова Наталья Владимировна

    с. Новоегорьевское 2018 г.

    Тема: « По дорогам русского фольклора»

    Цель: Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Способствование развитию интереса к народным забавам, традициям. Повышение двигательной и эмоциональной активности.

    Образовательные: Расширять представление о традициях русского народа.

    Развивающие : Развивать любознательность, речевые умения, развивать логическое мышление, творческое воображение. Развивать ловкость, совершенствовать двигательные умени я и навыки.

    Воспитательные : Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

    Предварительна работа: Знакомство детей с устным народным творчеством: сказки, песни, былины, обсуждение героев, беседа о добре и зле, проговаривание пословиц и поговорок о добре и труде, заучивание потешек.

    Оборудование: для квест-игры (видео письмо, видео презентация сказок, сундук с добром, маршрутная карта, глобус, конверты заданиями, макеты остановок, ноутбук, яблонька с разноцветными яблочками и листочками, платочек для игры, домик.

    Ход образовательной деятельности

    1. Вводная часть .

    Создание мотива для деятельности детей.

    Создание проблемной ситуации.

    2.Основная часть:

    3.Заключительная часть.

    Подведение итогов ОД.

    Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

    Воспитатель : Ребята, скажите в какой стране мы с вами живем?

    Дети : Россия. (Показать на глобусе)

    Воспитатель : Чем же знаменита Россия? Почему о ней знают люди во многих странах? Чем она богата?

    Ответы детей : Городами, национальностями, музеями, памятными местами, традициями, промыслами и т. д.

    Воспитатель : А еще наша страна богата фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.

    Дети : Это песни, пословицы, загадки, поговорки, считалки, сказки, хороводные игры и т. д.

    Воспитатель : А кто их сочинил?

    Дети : Народ.

    Воспитатель:

    Времена теперь другие,

    Как и мысли и дела –

    Далеко ушла Россия

    От страны, какой была.

    Умный, сильный наш народ

    Далеко гляди вперед.

    Но приданья старины

    Забывать мы не должны.

    Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать в стране фольклора?

    Воспитатель: Попасть в эту страну сможет лишь тот, кто любит и знает сказки, пословицы, поговорки, потешки. Ребята, я вам сегодня принесла сундук с сокровищами. Принесите его. (Дети не находят)

    Воспитатель: Ребята мне сказали, что пришло видео письмо, давайте посмотрим.

    Видео письмо. (Включить)

    Письмо от Бабы- Яги: «Ну, здравствуйте, детишки, проспали, проворонили свой сундук с добром! Я его далеко запрятала. Место, где спрятан сундук, вы найдете по карте, а карту я поделила на 3 части. Чтобы получить части карты и сложить ее, вам нужно справиться с заданиями. Первое задание ищите на 1 части карты, которую я прислала с письмом. Второе и третье узнаете из предыдущих частей карты. Готовы?

    Воспитатель:

    Мы попробуем найти сундук!

    Воспитатель:

    Где указано место спрятанного сундука, ребята? (На карте).

    На сколько частей поделила карту Баба-Яга? (На 3).

    Как нам раздобыть эти части карты? (Справиться с заданиями).

    Да, нам надо найти части карты, соединить их, и тогда мы узнаем, где сундук.

    Давайте рассмотрим первую часть карты. Где Баба – Яга оставила задание? (В уголке сказок)

    Сколько здесь много книг со сказками.

    Чтобы быстро найти конверт с заданием, отгадайте загадку.

    Звери жили в доме том,

    Но медведь сломал их дом,

    Он залезть в него не смог…

    Это сказка . (ТЕРЕМОК)

    (находят конверт)

    1. Угадай название сказки по предметам

    (Предметы демонстрируются на слайдах на ноутбуке)

    · Кожа лягушки, стрела, кощей… (Лягушка царевна)

    · Маша, пирожки, медведь. («Маша и медведь»)

    · Яичко, мышка, курочка. («Курочка Ряба)

    · Корова, яблоня, рулоны с тканью… (Хаврошечка)

    · Печка, щука, Емеля. (По щучьему велению)

    · Печка, яблоня, лебеди… (Гуси – лебеди)

    2. Путаница: Необходимо вспомнить и дать правильно названия сказок.

    (Название в ноутбуке)

    · «Петушок и гороховое зернышко» (Бобовое)

    · «Петушок Ряба» (Курочка)

    · «Даша и медведь» (Маша)

    · «Волк и семеро тигрят» (Козлят)

    · «Заюшкин домик» (Заюшкина избушка)

    · «У страха глаза огромны» (У страха глаза велики)

    · «По рыбьему велению» (По щучьему велению)

    · «Утки – лебеди» (Гуси – лебеди)

    · «Лисичка с кастрюлькой» (Лисичка со скалочкой)

    · «Два медведя» (Три медведя)

    · «Сестрица Аленушка и братец Максимушка» (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

    · «Летучий матрасик» (Летучий корабль)

    3. Вопрос – ответ:

    · Ребята, что значит народная сказка? (Сочинил народ).

    · Что означает, когда говорят устное народное творчество? (Сказки, песни, былины передаются народом из уст в уста от поколения к поколению).

    Найдите в книжном уголке украинскую народную сказку, похожую по содержанию на русскую народную сказку «Теремок»

    (Дети находят сказку «Рукавичка», внутри которой спрятан второй кусок карты. Вывешивается на доску.)

    Воспитатель: Ребята, куда дальше мы отправимся? Следующий наш путь указывает на деревья. Мы отправляемся в сказочный лес!

    (Подходят, ищут, находят конверт с заданием).

    Читайте также:
    Логопедическое развлечение для детей с родителями: В гостях у королевы Азбуки

    Ребята смотрите какое красивое дерево. А как оно называется? В каких сказках встречается? (Гуси – лебеди, Крошечка – Хаврошечка, Молодильные яблоки) Вы видите есть разноцветные яблоки, листочки. Эти яблоки с поговорками и пословицами, но не полностью. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. С какого яблочка начнем?

    (Дети называют цвет яблочка, воспитатель снимает его с дерева)

    Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

    · Кончил дело — гуляй смело.

    · Дело мастера боится.

    · Любишь кататься — люби и саночки возить.

    · Семь раз отмерь, один — отрежь.

    · Друг познается в беде.

    · Старый друг лучше новых двух.

    · Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.

    · Держи язык за зубами.

    · Голоден, как волк.

    · Семеро одного не ждут.

    · Тише едешь — дальше будешь.

    · Поспешишь — людей насмешишь.

    Воспитатель: Хорошая получилась игра. Пословицы и поговорки вы знаете, Молодцы! Осталось найти третью часть карты.

    День и ночь, как заведённый,
    По цепи златой кругом.
    Ходит этот зверь учёный.
    Знаешь, речь идёт о ком?
    (Кот.)

    Воспитатель: Вот и третья часть карты. А карта – то не сложилась. Обманула нас Баба – Яга, не умеет она правильно считать! Она еще одну часть карты запрятала. Посмотрите вот и на карте еще указан путь. Ну, что ребята, будем продолжать свое путешествие? На картинке изображен Петрушка с мячами. Следующий наш путь лежит в спортивный уголок, где находится последняя часть карты. (Находим письмо).

    1. Задание. Физкультминутка : игра «Горелки» .

    Пришло время поиграть. В старину любили играть в русскую народную игру «Горелки» . Давайте и мы поиграем. Сначала нужно выбрать водящего. Построится парами. Кто знает считалку?

    Чтобы не погасло.

    Посмотри на небо,

    Последняя пара беги!

    Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева).

    Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним в паре впереди колонны, а опоздавший «горит», т.е. водит.

    2. Задание. Загадочные потешки.

    Воспитатель: А еще «Петрушка» любит веселить и потешать народ. Он нам приготовил потешки, да не простые, а загадочные.

    Нужно их угадать по картинке, да рассказать. Есть среди вас смельчаки – весельчаки?

    (Дети рассказывают потешки по картинкам – слайдам)

    Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием.

    «Петрушка» вручает нам последнюю часть карты.

    Воспитатель: Вот мы и прошли не легкий путь. Справились со всеми заданиями, вспомнили, что такое фольклор.

    Какое задание для вас было самым интересным? Самым легким?

    И теперь мы узнали куда Баба- Яга спрятала, наш сундук.

    (В теремочке).

    Открывают, а там новые маски для драматизации сказок. Книги с новыми сказками и потешками.

    (Книги – это настоящие сокровища, из книг можно узнать очень многое о мире).

    И подарок от Бабы – Яги, сладости.

    Как в народе говорят

    Кончил дело – гуляй смело!

    Пришло время угощенья!

    Не робейте не стесняйтесь,

    Воспитатель предлагает в дальнейшем приготовить и показать спектакль, используя шапочки, малышам.

    Час истории «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

    Содержимое публикации

    Сценарий массового мероприятия. Час истории «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

    Ведущая.- Здравствуйте, гости дорогие!

    Ведущая. – Веселья вам и радости!

    Ведущая.- Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило? Ай да хорошо!

    Ведущая. – Если вы готовы – отправимся в гости к Самовару.

    Одной из самых ярких и показательных черт русского традиционного быта издавна считается чаепитие за самоваром.

    Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта,благополучия.

    Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили.

    Тщательно начищенный, он красовался на самом

    видном и почетном месте в комнате.Появление этого “медного чуда” связано с широким распространением в России заморского напитка – чая.

    Впервые на Руси чай появился в 17 веке, его подарил русскому царю один из монгольских ханов. О целебных свойствах чая народ сложил поговорки:

    “Чай пьешь – до ста лет проживешь”,”Выпей чайку – позабудешь тоску”.

    В России утвердился обычай заваривать чай в небольшом количестве, то есть готовить заварку и разбавлять ее по мере надобности кипятком.

    Для кипячения воды для чая и был изобретен самовар. Первое известное упоминание о самоваре относится к 1746 году.

    Ведущая. -Очень часто за событиями

    И за сутолокой дней

    Старины своей не помним,

    Забываем мы о ней.

    И хоть более привычны

    Нам полеты на Луну,

    Вспомним русские обычаи,

    Вспомним нашу старину.

    Ведущая. -Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. А ведь многим из них мы следуем и сейчас.

    Да, что и говорить, любили наши дедушки и бабушки попить ароматного чайку после трудового дня.

    Ведущая. -Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

    ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

    Читайте также:
    Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития

    К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

    Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

    Ведущий 3. В старые времена был обычай у русского народа – как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера, устраивали посиделки. В каждой деревне были свои посиделки, посидки, супрядки.

    – Как у нас сейчас?

    Ведущий 1. Да, собирались, чтобы и себя показать и других послушать, померяться удалью и красотой, перебросится частушкой, переплясом, посоперничать в забавах, играх, потехах.

    Ведущий 2. А еще проводили время за любимым рукоделием. Кто вяжет что-то, кто узор на полотенце вышивает, а кто за прялкой сидит.

    Ведущий 3. Прядение – работа скучная, однообразная, но в компании, за песней или беседой время пролетало незаметно

    Прялка- предмет в народном быту особенный. Это и орудие труда – на ней женщины с детства и до старости пряли нитки, и украшение деревенских посиделок, и свадебный подарок – символ счастья, доброе напутствие отца в новую жизнь дочери,отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок – прялку – у лучшего деревенского мастера. Именно поэтому прялки нарядно украшали.

    – Да, весело и не скучно! То песню затянут, то шуткой перебросятся

    Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки и назывался “бабий кут”. Все было приспособлено для приготовления пищи.

    Ведущий 2. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. На полках располагалась посуда: горшки, ковши, миски, ложки. Имелось в крестьянском хозяйстве и немало другой утвари – корзин, лукошек, коробов, пестерей и бураков.

    Вдоль стен стояли широкие скамьи, на них у окна – неизменная прялка. На стенах – расшитые белые полотенца; на кроватях кружевные оборки, которые назывались – подзоры.

    Почетное место в избе – “красный угол”, здесь на специальной полке стояли иконы.

    Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки – вот, пожалуй, и все.

    Ведущий 1. Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда , в ней даже мылись!

    Русская печь- это и посуда особой формы: горшки и чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь круглую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. В старину говорили так:

    “Печь нам, что мать родная. На печи зимой красное лето”.

    Устраивал русский люд и праздники

    С массовыми гуляньями, песнями, шутками, прибаутками.

    Наиболее известен такой праздник как Масленица

    1 вед. Веселится русский народ,

    Только красна – девица пригорюнилась, опечалилась.

    Быть скоро свадьбе.

    2 вед. Свадьбы крестьян устраиваются почти везде однообразно,

    Только с некоторыми отличиями в обрядах.

    Жених и невеста часто не знают друг друга,

    Но женятся по воле и расчетам родителей.

    На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

    Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

    2. Ого! Народищу – у!

    1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

    1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

    2д. Как это не знаешь?

    3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

    1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

    4д. Никак, свадьба скоро будет.

    1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

    пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

    2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли.

    1д. Завидуешь что ли?

    2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

    3 д. (с иронией) это точно…завидный…

    3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

    2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

    3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

    2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

    1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

    Читайте также:
    Логопедическая квест-игра 'Заколдованный город'

    тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

    2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

    2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

    3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

    Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

    Сова близ дома кричит – к новорождённому.

    Заяц по селу бежит – к пожару.

    1 дев. Ага, вот-вот…

    Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

    Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

    Мыло за пазухой спасает от порчи.

    Не играй ножом – ссора будет.

    Ключи на столе – к ссоре.

    2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

    Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

    (все вместе смеются)

    1д. Ой, что-то скучно стало!

    Ставьте ушки на макушку:

    Мы споём для всех частушки.

    Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

    Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

    Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

    Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

    Я плясала у реки, потеряла каблуки.

    Обернулася назад – каблуки мои лежат.

    Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

    Я не с вашего села, вы меня не знаете.

    А у нас во дворе квакали лягушки,

    А я с печки босиком, думала, подружки.

    Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

    Она в Сашиных руках хорошо играет.

    Мы частушки пели вам – больше, чем полвечера.

    Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)

    Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

    Девочка с куклой поёт колыбельную песню.

    Баю, баю, баю, бай!

    Спи, малютка, засыпай.

    А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

    Баю, бай, баю, бай,

    Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

    (Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).

    А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

    А в роток говорок, а в головку разумок.

    Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

    Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, хотели узнать о будущем, вспоминали о прошлом,

    О, Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя. В.А.Жуковский А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской. – презентация

    Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛидия Мусакова

    Похожие презентации

    Презентация на тему: ” О, Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя. В.А.Жуковский А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской.” — Транскрипт:

    2 О, Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя. В.А.Жуковский А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне! Автор: Султанов Дмитрий 9 класса. СОШ 1. г Одинцово. Руководитель: Волкова Людмила Владимировна.

    3 5) О храбрости М.И.Кутузова. Задачи: 1)Рассказать, что в начале 17 века героически поступил Иван Сусанин, тем самым стоит задуматься, что нам надо делать хорошие поступки. 2)Показать, что великий Георгий Победоносец стал идеальным образом воина – защитника Родины. 3) Александр Невский участвовал в Освобождение псковских и новгородских земель от немецких рыцарей. 4)Тарас Бульба – это мудрый и опытный вожак казацкого войска.

    4 Герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале 17 в. Крестьянин с. Деревеньки, близ с. Домнино Костромского уезда. Зимой С. был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен. Память о С. сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражён в художественной литературе и в опере М. И. Глинки “Иван Сусанин”. В Костроме установлен памятник. «Быть человеком – значит быть патриотом»

    5 Происходил из знатного рода в Малой Азии, входившей в состав Римской империи. Он был отважен и храбр в битвах, поэтому ему было присвоено почетное звание старшего военачальника, который сопровождал императора в военных походах. Когда начались гонения на христиан, Георгий, который тайно верил в Иисуса, решил доказать своим личным примером истинность и неистребимость христианской веры. Он раздал бедным все свое имущество, подарил свободу рабам и открыто объявил о своей вере в Христа.

    Читайте также:
    Конспект логопедического занятия: Дифференциация Л-М в словосочетаниях и предложениях

    6 Икона «Святой Георгий» (XIIв), хранится в Успенском соборе Московского кремля. Это одно из очень ранних изображений святого Георгия. Перед нами юноша с красивыми и выразительными глазами, сосредоточенным взглядом, плотно сжатыми губами, кудрявые волосы пышной шапкой окружают его благородный лик.

    7 « Святой Георгий, поражающий дракона» (1592г) Рафаэль Картина в подарок английскому королю Генриху III. Чудовище поражено, прекрасная царица будет освобождена из плена. Скульптурное изображение святого Георгия, автор Донателло (XVв). Жители города Флоренция связывали свои надежды на защиту города от завоевателей с этой скульптурой. Храбрый и мужественный воин твердо и уверенно стоит на земле – отсюда он не отступит ни на шаг. «Чудо Георгия о змие» (XVв) Всадник парит на белом коне. Фигура воина гибка и выразительна в золотой кольчуге и красиво развивающемся алом плаще. Решительно вонзает он копье в пасть змея…

    8 В нашем городе тоже есть собор святого великомученика Георгия Победоносца. Он построен в 2007 году. Первую Божественную литургию в новоосвященном храме совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий IIПервую Божественную литургию в новоосвященном храме совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, викарные архиереи Московской епархии архиепископ Можайский Григорий, епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховской Роман и духовенство Одинцовского благочиния.Московской епархииархиепископ Можайский Григорийепископ Видновский Тихон епископ Серпуховской Роман

    9 Облик всадника стал чеканиться на монетах московских князей. Изображение святого Георгия на гербе Москвы.

    10 Князь Александр Ярославович, Военные успехи: -Победа у реки Невы (1240г) -Освобождение псковских и новгородских земель от немецких рыцарей. -Сражение на Чудском озере (5 апреля 1242 г)

    11 Написано в XIII веке. Донесло до нас облик легендарного воина – защитника Земли Русской: «И красив он был, как никто другой, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона».

    12 Тарас Бульба – это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его “отличали” “умение двигать войском и сильная ненависть к врагам”. Но Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них. Он стал воплощением образа борца за независимость, верного запорожским традициям, непоколебимого, уверенного в окончательной победе над врагом. Именно таким является образ Тараса. В нем запечатлены черты русского национального характера.

    13 Орден Святого апостола Андрея Первозванного Орден Святого апостола Андрея Первозванного (1800) с алмазами ( ); М. И. Кутузов стал первым из 4 полных Георгиевских кавалеров за всю историю ордена. Орден Святого Георгия 1-го кл. бол.кр. ( , 10) «За поражение и изгнание неприятеля из пределов России в 1812 году», Орден Святого Георгия 2-го кл. ( , 28) «Во уважение на усердную службу, храбрые и мужественные подвиги, коими он отличился в сражении при Мачине и разбитии войсками Российскими под командою генерала князя Н. В. Репнина, многочисленной турецкой армии»; Орден Святого Георгия«За поражение и изгнание неприятеля из пределов России в 1812 году» Орден Святого Георгия Награды:

    14 Орден Святого Георгия 3-го кл. ( , 77) «Во уважение на усердную службу и отличную храбрость, оказанную при взятии приступом города и крепости Измаила с истреблением бывшей там турецкой армии»; Орден Святого Георгия 4-го кл. ( , 222) «За мужество и храбрость, оказанные при атаке турецких войск, сделавших десант на Крымские берега при Алуште. Будучи отряжен для завладения неприятельским ретранжаментом, к которому вел свой баталион с такою неустрашимостию, что многочисленный неприятель спасался бегством, где он получил весьма опасную рану»; Орден Святого Георгия«Во уважение на усердную службу и отличную храбрость, оказанную при взятии приступом города и крепости Измаила с истреблением бывшей там турецкой армии» Орден Святого Георгия Золотая шпага с алмазами и лаврами ( ) за сражение при Тарутино; Золотая шпага с алмазамисражение при Тарутино Орден Святого Владимира 1-й ст. (1806) за бои с французами в 1805, 2-й ст. (1787) за успешное формирование корпуса; Орден Святого Владимира Орден Святого Александра Невского (1790) за бои с турками; Орден Святого Александра Невского Гольштейнский Орден Святой Анны (1789) за бой с турками под Очаковым ; ГольштейнскийОрден Святой Анны Кавалер большого креста Иоанна Иерусалимского (1799)Иоанна Иерусалимского Австрийский Военный орден Марии Терезии 1-й ст. (1805);орден Марии Терезии Прусский орден Красного орла 1-й ст.;орден Красного орла Прусский орден Черного Орла (1813);орден Черного Орла

    15 Смелость силе воевода. Кто смел, тот на коня сел. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. На Руси не все караси, есть и ерши. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: