Специфика работы логопеда в 1 классе

Специфика логопедической работы

/data/files/k1585734755.pptx (Родительское собрание:Специфика логопедической работы) Родительское собрание с использованием ИКТ.

Ходжава Хатуна Шотаевна

логопед-дефектолог

МАОУ «СОШ № 1»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

Тема: Специфика логопедической работы с детьми младшего школьного возраста.

Время проведения : 4-ая неделя учебного года

План родительского собрания:

Логопедия. Кто такой логопед?

Содержание логопедической работы с детьми младшего школьного возраста.

Диагностика речевого развития. Результаты.

Взаимодействие логопеда и родителей.

Тренинг для родителей: Комплекс артикуляционных упражнений по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука(ов) «Веселый гномик».

Что это за наука?

Логопедия — это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов.

Какие же конкретно нарушения речи изучает логопедия?

У большинства сложилось неправильно стереотипное мнение, что логопед занимается исправлением произношения звук «Р». На самом деле, исправление звукопроизношения не единственное над чем мы работаем (логопеды). Вот основные нарушения, над которыми трудиться логопед: нарушения звукопроизношения (дислалия и дизартрия); полное отсутствие речи у детей с последующим ее аномальным развитием (алалия); утрата уже имевшейся речи (афазия); расстройства голоса (полная его утрата или неполноценность звучания); расстройства темпа и ритма речи (заикание, ускоренная или замедленная речь); специфические нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил (дисграфия); специфические нарушения чтения, не связанные с плохой его техникой (дислексия).

В буквальном переводе на русский язык этот термин означает «воспитание речи» («логос» — слово, «пайдео» — воспитываю).

Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.

Содержание логопедической работы с детьми младшего школьного возраста.

Основная задача логопеда общеобразовательной школы – своевременное выявление, предупреждение и коррекция недостатков чтения и письма, обусловленных различными нарушениями устной речи.
Система коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с ОНР III уровня в условиях школьного логопункта состоит из 3 этапов .

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов:

-в развитии звуковой стороны речи (на I этапе);

-в развитии лексического и грамматического строя речи (на II этапе);

-в формировании навыков связной речи (на III этапе).

Диагностика речевого развития. Результаты.

В начале учебного года все учащиеся 1-ых классов проходят логопедическую диагностику. Диагностика длится до 15 сентября. Вторая часть диагностики проводится с 15 мая, исследуется уровень освоения навыков чтения и письма. На первоначальном этапе с помощью учителя я всем родителям выдаю бланки анкет и согласия на проведение диагностики, а также согласие в случае, если в ходе диагностики было принято решение о зачислении учащегося на занятия (групповые или индивидуальные).

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя, отчества ребенка__________________________________________

2. Дата рождения _________________________________________________________

3. Адрес _________________________________________________________________

4. Фамилия, имя отчество родителей:

5. Контактный телефон, по которому с Вами можно связаться:

домашний тел. ____________________________________

мобильный тел. ___________________________________

6. Как протекала беременность матери ( нужное подчеркнуть ):

без патологии, токсикоз

половины беременности, токсикоз

половины беременности, стремительные роды, затяжные роды, нормальные роды.

7. Физическое развитие ребенка:

вес при рождении: _______________________________

рост при рождении: ______________________________

стал сидеть (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 6 мес.

стал ходить (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 12 мес.

особенности физического развития __________________

8. Речевое развитие ребенка:

стал говорить слова (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 1 год

стал говорить предложения (нужное подчеркнуть): раньше / позже / 3 года

проявления заикания (нужное подчеркнуть): да / нет / иногда

особенности развития речи ________________________

9. Речевое окружение:

есть ли в близком окружении ребенка взрослые с нарушениями звукопроизношения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

есть ли в близком окружении ребенка заикающиеся __________________________

10. Какой детский сад посещал ребенок ( нужное подчеркнуть ):

д/с № ____________________________, логопедическую группу, не посещал д/сад.

11. Занимался раньше ребенок с логопедом: нет / да.

исправлено звукопроизношение – звуки __________________________________________

12. Были ли у ребенка травмы головы, в каком возрасте _____________________________________________________________________________

13. Хронические заболевания __________________________________________________

14. Зрение __________________________________________________________________

Вашему ребенку рекомендовано посещение логопедических занятий .

Ответственность за посещение логопедических занятий возлагается на родителей. Расписание логопедических занятий Вы можете узнать в логопедическом кабинете или у учителя, ведущего основные уроки у Вашего ребенка (классного руководителя).

Если Ваш ребенок не посещает логопедические занятия больше двух недель без уважительной причины, он отчисляется с логопункта и на его место зачисляется другой учащийся, нуждающийся в логопедической помощи.

Если Ваш ребенок зачислен на занятия по коррекции звукопроизношения, знайте, что без Вашей помощи он не сможет преодолеть эти трудности. Всю необходимую информацию и материалы для занятий с ребенком дома Вы можете получить у логопеда.

Время работы логопедического кабинета и расписание логопедических занятий можно уточнить по тел. 8 914 750 71 84

Я согласен (согласна), чтобы мой ребенок посещал логопедические занятия

– да / нет ( подчеркнуть )

Дата :_____________ Подпись родителей: __________

С уважением, логопед-дефектолог МАОУ «СОШ № 1» Ходжава Хатуна Шотаевна.

В ходе диагностики заполняется индивидуальная речевая карта. По окончанию диагностики повторно изучаю все данные, сравниваю с анкетами родителей. На основании данных учащиеся распределяются на индивидуальные и групповые занятия. Для них составляется расписание.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, развитию фонематических процессов, коррекции нарушенных функции с учетом возможностей каждого ребенка. Артикуляционные упражнения это не единственное, чем занят ребенок на занятиях. Постановка звука в приоритете, но каждое занятие связано с определенной темой, задания выполнение, которого предусматривает многократное повторение звука в слогах, словах и предложениях.

Читайте также:
Времена года - конспект занятия

На групповых занятиях ведется работа по схожим направлениям, но в приоритете профилактика дисграфии:

-развитие представления о форме и величине предметов;

-работа над пространственными предлогами;

-ориентировка в правой и левой сторонах пространства;

-узнавание букв в усложненных условиях.

-развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления;

-формирование изобразительно-графических способностей;

-упрочение звукобуквенных связей.

-развитие графо-моторных навыков;

-овладение графической символизацией.

Результаты диагностики:

Взаимодействие логопеда и родителей.

Одной из главных проблем во взаимодействии логопеда и родителей это отсутствия мотивации. Связано это в первую очередь, из – за непонимания, зачем с ребенком заниматься дома, если с ним работает логопед в школе. Чаще всего именно этот вопрос звучит во время бесед с родителями. И вторая проблема связана, с тем что родители владеют неправильной информацией кто и чем занимается логопед.

В большинстве случаев, родители не принимают должного участия в развитии ребенка, перекладывая всю ответственность на специалистов, учителей и т.д.

Одной из главных задач логопеда в современном обществе становится необходимость донести до родителя всю информацию о необходимости оказывать помощь ребёнку, правильная речь родителя-образец для ребенка, о необходимости выполнять домашние задания логопеда.

Главными формами взаимодействия логопеда и с семьей:

2. Оформление буклетов, уголка для родителей.

3. Консультации, беседы (индивидуальные)

4. Родительские собрания(групповые)

5.Проведение семинаров, тренингов

6.Ведение тетради-совместная деятельность логопеда и родителей

7.Публикаций на сайте школы

Тренинг для родителей: Комплекс артикуляционных упражнений по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звука(ов) «Веселый гномик».

На этом тренинге мы с вами научимся выполнять комплекс артикуляционных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука. Предлагаю, вам всем взять зеркальце и повторять за мной. Чтоб было веселей, нам будет помогать Веселый гномик.

Цель: развивать артикуляционную моторику.

-укрепление мышц губ, языка, щек;

-повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;

-развитие координации движения артикуляционных органов;

-закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

Оборудование: зеркальце, иллюстрации артикуляционных упражнений.

Ход занятия.

Жил-был Веселый Гномик. Его домиком был рот.

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко (упражнение «Бегемотик»: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот, повторить 3-4 раза) и смотрел, какая погода. Он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе):

— Здравствуй, солнышко яркое! – Посмотрел на землю — трава зеленая растет, (опустить кончик языка к нижней губе). Умылся, почистил зубки (улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх).

Тут Гномик услышал, как засвистел чайник на плите (вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихо «сссс», можно медленно выдыхать со звуком «у».) Налил себе Гномик вкусного чая (упражнение «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки, удерживать до счёта «пять»). Попил чай с вкусным вареньем (упражнение «Варенье»: приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, повторить с нижней губой). Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал гулять.

И тут он услышал, как за речкой пробежала лошадка (упражнение «Лошадка»: присасывать кончик языка к нёбу и пощёлкать кончиком языка, повторить 10—15 раз). Пошел Веселый Гномик дальше и встретил красивую птицу:

-Доброе утро! – поздоровался он. В ответ услышал «БЛА-БЛА-БЛА». Это был Индюк! (упражнение «Индюк»: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: бла-бла-бла). А совсем рядом гном услышал, как лесной врач Дятел лечит дерево (упражнение «Дятел»: широко улыбнуться, показать зубки, приоткрыть рот и стучать кончиком языка за верхними зубами по бугорку (альвеолам), многократно произнося Д-Д-Д, выполнять 10-20 секунд сначала).

Погулял Веселый Гномик, заглянул в гости к друзьям. Пора домой!

10 проблем первоклассника, или зачем логопед в школе?

Дорогие специалисты! Так трудно проводить первые собрание с родителями будущих первоклассников!

Облегчить работу поможет презентация, которая позволит познакомить родителей с содержанием, структурой и спецификой работы логопеда в 1 классе. Самое главное: покажет важность этого периода, опишет, с какими трудностями столкнется первоклассник, и как с ними бороться.

Что должен уметь первоклассник?

– Правильно произносить все звуки.

– Определять наличие заданного звука в слове.

– Четко отвечать на поставленный вопрос полным предложением.

– Строить предложения без ошибок в окончаниях слов, в употреблении предлогов.

– Пересказывать текст, сохраняя содержание.

С чем сталкивается первоклассник?

Основные проблемы первоклассника

– Трудности выражения своих мыслей, неумение задать вопрос.

– Трудности понимания, усвоения учебного материала (трудности понимания прочитанного, написания слов).

– Трудности налаживания контакта с учителями и детьми, неспособность договориться, конфликты.

Читайте также:
Особенности построения синтаксических конструкций у учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

– Нарушения устной речи.

Наличие у учащихся даже самых слабых нарушений речи ведет к серьезным проблемам в усвоении программы школы.

Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнесёт словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва.
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.

Чем поможет логопед первокласснику?

  • Научит четко говорить.
  • Научит задавать и отвечать на вопросы.
  • Научит вслушиваться в речь.
  • Научит понимать речь окружающих.
  • Научит читать, писать.
  • Предупредит ошибки на письме и при чтении.

Что включают логопедические занятия?

  • Дыхательная гимнастика укрепляет организм, речь становится плавной, ритмичной.
  • Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы лица.
  • Пальчиковая гимнастика стимулирует ЦНС (центральную нервную систему).
  • Логоритмика — отработка навыков четкого правильного звукопроизношения в речи.
  • Самостоятельная двигательная и речевая активность – развитие умения вести диалог, активной позиции.
  • Обучение чтению и письму.
  • Развлечение – повышает качественный уровень речевого развития ребенка.

Дыхательная гимнастика

Не умеющего правильно дышать ребенка можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны. При правильном дыхании во время вдоха – грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему. Мы формируем речевое дыхание, когда воздушная струя идет по язычку. Поэтому дуем на язычок.

Артикуляционная гимнастика

На каждую группу звуков разработан свой комплекс артикуляционной гимнастики.

Посадите ребенка рядом с собой, упражнение выполняйте перед зеркалом. Убедитесь в том, что упражнение вами понято. Попытайтесь его выполнить. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10, главное, чтобы упражнение было выполнено правильно. Выполняйте комплекс гимнастики 1 – 2 раза в день. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3.

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики рук способствует стимуляции речи.

Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Указательный поманит,
Погрозит, укажет путь,
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Безымянный до утра Выбирает имена:
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!

Логоритмика

Логоритмика – согласование движений с речью под музыку. Используются двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:

– двигаться в заданном темпе;
– чередовать движения в различном темпе;
– согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.

Обучение чтению и письму

Использование компьютерных программ при закреплении домашних заданий способствует лучшему запоминанию материала. Главное: следите за правильной осанкой при посадке за компьютером, продолжительность работы за компьютером не больше 10 – 15 мин.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение сокружающими, может понятно выразить свои мысли, легко социализируется в обществе.

Конорюкова Инна Владимировна,
учитель-логопед ГБОУ СКОШ VII вида, г. Тверь

Специфика работы логопеда в начальной школе. Содержание логопедической работы в 1-4 классах

С каждым годом в нашей стране и во всем мире растет число детей, которые страдают от нарушений речи, чтения, письма. Так, по результатам исследований, дисграфия отмечается примерно у 37% школьников 7-10 лет, а дислексия – у 30%. Чем раньше начать коррекцию таких дефектов, тем больших результатов можно добиться. Поэтому особое значение имеет логопедическая работа в младшей школе. В чем же ее специфика?

В чем заключается деятельность логопеда в начальной школе ?

Школьный логопед корректирует не только устную, но и письменную речь. Специалист обеспечивает логопедическое сопровождение школьников, в рамках которого:

  • обследует поступающих в 1 класс детей для раннего выявления нарушений письма, чтения, устной речи;
  • проводит фронтальные (групповые) обследования;
  • комплектует группы для логопедических занятий;
  • проводит углубленное индивидуальное обследование учеников, у которых выявлены проблемы с речью;
  • заполняет речевые карты по каждому ученику, оформляет документацию;
  • проводит повторные логопедические обследования по результатам обучения за год.

Цели работы логопеда в 1-4 классах

Работа логопеда в начальной школе ведется по графику и включает как индивидуальные, так и групповые занятия. Они направлены на коррекцию нарушений письма, чтения и речи. Для этого решаются следующие задачи:

  • профилактика и раннее выявление нарушений устной и письменной речи, чтения;
  • развитие памяти, внимания, мышления, зрительно-моторного слежения, графомоторных навыков, временных и пространственных представлений;
  • проработка артикуляционной и фонетической стороны речи;
  • развитие языкового синтеза и анализа, фонематического слуха и восприятия;
  • постановка правильного звукопроизношения;
  • формирование навыков различения букв и звуков в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, связей между буквой и звуком;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование навыков морфемного анализа, словообразования, словоизменения, правильного грамматического построения словосочетаний и предложений, оформлением письменного и устного высказывания, связной речи;
  • автоматизация навыков чтения: интонации, темпа, выразительности, понимания прочитанного.

Логопедическая работа в 1 классе

Первый этап работы логопеда с детьми в школе включает знакомство с гласными буквами и правилами их написания, упражнения на различение оппозиционных групп звуков в произношении и на слух, различение гласных первого и второго ряда, смягчение согласного посредством гласного второго ряда. Также на занятиях первоклассники учатся:

  • формировать действия по изменению слов;
  • свободно оперировать звуковыми и графическими моделями слов;
  • грамматически правильно и связно строить словосочетания, предложения;
  • активно использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия;
  • понимать значение многозначных слов, антонимов, синонимов, омонимов;
  • использовать обобщающие понятия, классифицировать предметы по разным признакам.
Читайте также:
Конспект логопедического занятия: Пересказ фрагментов сказки Три поросёнка

Важную роль в логопедических занятиях с первоклассниками занимают развитие активного словаря, словообразовательная работа. Дети систематизируют свои знания, знакомятся с новыми способами образования слов.

Логопедическая работа в 2-4 классов

Со 2 класса в работе школьного логопеда важное место занимает коррекция речи детей на фонетическом уровне, предупреждение и исправление акустической дисграфии. С детьми проводится фонематический анализ слов, они учатся фонематическому восприятию, различению по звучанию и артикуляции сходных фонем.

Коррекционная работа ведется и на лексическом уровне. Логопед выявляет активный словарный запас детей, учит их слоговому и морфемному анализу, постановке ударений, правильному сочетанию слов в предложении, согласованию различных частей речи в числе и роде, управлению словами. Закрепляются падежные формы, изучаются предлоги, приставки. По-прежнему большое значение придается связности речи.

С детьми начинают вести работу по начальной коррекции нарушений письменной речи, по предупреждению и исправлению оптической дисграфии. У учеников формируют пространственные и временные представления. Дети учатся отличать буквы, имеющие кинетическое сходство.

Если вы хотите узнать больше о специфике работы логопеда в школе, вы всегда можете пройти разработанные нашими экспертами-практиками программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Тем более, сегодня это требует минимум усилий и времени, ведь современные технологии позволяют учиться дистанционно*.

620 часов (5.5 мес.)

Квалификация: Учитель-логопед (логопед)

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммункативно-речевые умения.

Содержимое разработки

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта.

Нарушения письма (дисграфия) у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо – моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфию от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников, может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.

По мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения дисграфии часто ложится на плечи школьного логопеда.

Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов.

Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и на ровне с другими учениками овладевать школьными знаниями.

Основными задачами логопедического пункта являются:

коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;

своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

разъяснение специальных занятий по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся.

Логопедический пункт создаётся в общеобразовательных учреждениях находящихся в городской местности, при наличии пяти – десяти классов I ступени начального общего образования и трёх- восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения- фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушение чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

Читайте также:
Домашние задания логопеда по лексической теме Профессии

В первую очередь на логопункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушение в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на логопункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которые проводятся с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая. Предельная наполняемость логопункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения- не более 20 человек.

Учебная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 академических часов в неделю.

На каждого обучающегося, зачисленного на логопункт, учитель логопед заполняет речевую карту. После устранения нарушения в развитии устной и письменной речи производится выпуск учащегося из логопедического пункта.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия, как правило они проводятся во внеурочное время. Периодичность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут. Темы занятий и учёт посещаемости ведётся в журнале логопедических занятий.

Для успешного достижения намеченных целей школьный логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций, особенностей поведения в детском коллективе. Он должен быть знаком с программами обучения в начальной школе, которые обязан учитывать при планировании коррекционного процесса. Безусловно при работе на логопункте необходима тесная и систематическая взаимосвязь с родителями и учителями для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками. Для этого учитель- логопед оказывает консультативную помощь учителям и родителям обучающихся, даёт им рекомендации.

Для логопедического пункта выделяются кабинет площадью, отвечающей санитарно – гигиеническим нормам, а так же обеспечивается специальным оборудованием.

Благодаря коррекционной работе на школьном логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.

Выступление на родительском собрании в ШБП

Работа логопеда в школе.

Познакомить родителей с основными направлениями работы учителя-логопеда в школе.

Что делает логопед в школе?

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?».

Основные направления работы учителя-логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.

Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

1. развитие связной речи,

2. коррекция произношения,

3. накопление и совершенствование словаря,

4. развитие физического и речевого слуха,

5. развитие грамматической стороны речи,

6. развитие артикуляционной моторики,

7. обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

– развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

– формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);

– формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

– профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижением учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя:

Обследование учащихся

1. Подготовка материалов обследования.

2. Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.

3. Проведение фронтального обследования среди учащихся.

4. Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5. Заполнение речевых карт, оформление документации.

6. Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

Содержание логопедической работы

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо – моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.

Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.

Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.

Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы.

Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

Читайте также:
Презентация: Звук и буква, Гласные и согласные

Работа над связной устной и письменной речью.

Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1- х классов:

Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении.

Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания.

Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда.

Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.

Формирование действий изменения слов.

Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов.

Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

Работа над формированием связной речи.

Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Особенности работы учителя-логопеда в рамках ФГОС начального общего образования

Гребенщикова Ольга
Особенности работы учителя-логопеда в рамках ФГОС начального общего образования

Особенности работы учителя – логопеда

в рамках ФГОС начального общего образования

О ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый.Стандарты критикуют многие: и ученые, и общественные деятели, и учителя, но во ФГОС есть много здравого, прогрессивного, и оно превалирует, поэтому стандарты продолжают существовать.

Введение ФГОС НОО привело к изменениям функциональных обязанностей всех педагогов, в том числе обязанностей учителя – логопеда, деятельность которого как полноценного участника образовательного процесса становится ещё более значимой, конкретной и измеримой. Самосовершенствование и взаимосотрудничество педагогов позволит изменить общую парадигму образования в рамках ФГОС,которая находит отражение в переходе:

• от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений навыков (ЗУН, к определению этой цели как формирование умения учиться;

• от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контексте решения значимых жизненных задач;

• от индивидуальной формы усвоения знаний, к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент формирование УУД в личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных сферах).

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа, с близкими (дом) и сверстниками.

Таким образом, одно из важнейших направлений логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим)– формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.

Целью работы учителя-логопеда в рамках ФГОС является оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей.Кроме этого на первый план выступают следующие основные задачи:

• расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

• развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Основным принципом работы учителя – логопеда в образовательном учреждении выступает единство диагностики и коррекции, т. к. эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно проведена диагностика речевого развития.

Для мониторинга и диагностики я использую экспресс – диагностику речевой успешности Т. А. Фотековой.Данная методика позволяет:

• уточнить структуру речевого дефекта;

• оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля ребёнка);

• выстроить систему коррекционной работы;

• скомплектовать группы на основе общности структуры дефекта.

При обследовании ребёнка используется бланк экспресс – диагностики, в котором фиксируются ответы по семи пробам звукопроизношение;

1) фонематическое восприятие;

2) звуко – слоговая структура;

3) навыки языкового анализа;

4) словообразование;

5) грамматический стой речи;

На основе этих ответов высчитывается процентное выражение качества выполнения каждой пробы и методики в целом и соотносится с одним из пяти уровней успешности. Это позволяет осуществить единый подход к оценке результатов диагностики. Итоги логопедического обследования обсуждаются на школьном психолого – медико – педагогическом консилиуме с педагогом – психологом, классным руководителем, воспитателями и фиксируются в индивидуальном профиле ребёнка. Учителю и воспитателю даются рекомендации по коррекции и развитию речевых компонентов в урочное и внеурочное время. Проведённая диагностика позволяет объединить детей – логопатов в группы в соответствии с речевым нарушением, ведь своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).

Исходя из особенностей современных образовательных стандартов, ученику необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, но главное — быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современной школе необходимо формировать объективные условия, требующие от ученика способности к самореализации на основе сохранения целостности социаль-ной структуры. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового. Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в образовательную деятельность с помощью деятельностного метода.

Читайте также:
Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Используя этот метод на занятиях, мы помогаем ребенку на первых этапах обучения преодолевать немалые трудности в овладении устной и письменной речью.

Деятельностный метод предусматривает организацию занятий по особой структуре:

— самоопределение к деятельности;

— постановка учебной задачи;

— построение проекта выхода из затруднения;

—первичное закрепление во внешней речи;

— самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

— включение в системУ знаний и повторение;

Использование деятельностного метода изменило обычный ход занятия, тему которого стали определять сами учащиеся. Для постановки учебной задачи широко используется прием создания учебной «коллизии», т. е. проблемной ситуации, требующей освоения нового знания. Это позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме и добиться более высоких результатов. Выполняя задания и отвечая на предложенные вопросы, дети стараются сами «открыть» новое знание. В конце обсуждения заданий и ответов на вопросы обучающиеся подводят итог, выводят правильные формулировки и находят верные решения.

Организация занятий проводится в форме развернутого конструктивного учебного диалога. Чтобы организовывать, направлять поддерживать такой диалог, учитель должен хорошо владеть техникой педагогического общения «изнутри», т. е. включаясь в диалог как один из его участников.

В развивающем обучении неприемлема авторитарная позиция учителя, руководящего учебным процессом. Единственно возможной остаётся позиция делового партнера в процессе решения учебных задач.

Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя – логопеда. Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное – не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания с ошибками, трудностями, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, преодоления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения. Отношения при этом должны быть добрыми, доверительными, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий – радостная, атмосфера увлеченности и удовлетворенности детей процессом учения. Методы должны аппелировать не только к интеллекту, но и к чувствам детей. Исключительное значение имеет возможность делиться на занятии своими личными наблюдениями.

Так при изучении темы «Простое предложение» детям предлагается несколько уровней заданий.

Составь предложения с помощью вопросов:

Какие? что? зацвели где?

Какой? заяц что делает? от кого?

Кто? увидел кого? где?

Кто? Что делает? Откуда? С чем?

Кто? Что делает? Кого? Чем?

Самолёт что делает? (какой? как? где).

Ландыши что делают? (какие? где? когда).

Вопросы должны вызывать у детей активную работу мысли: анализ, сравнение, сопоставление, отнесение слов к группам. Один ребенок дает ответ, у другого возникает мысль по аналогии, начинается живое, активное обсуждение. Учитель – логопед подхватывает мысль, развивает ее, обобщает. Недопустима интенсификация темпа занятия, спешка, нагромождение упражнений и заданий на занятии. Должно быть обеспечено оптимальное развитие каждого. Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

Вариант многоуровнего задания при изучении темы «Сложное предложение».

1 уровень:Прочитай предложения: со значением места; со значением времени; со значением причины. Используй схемы.

Когда мы пришли на станцию, поезд уже ушёл.

Серёжа подошёл к домику, где жил лесник.

Груша упала с дерева, потому что она перезрела.

Дополни предложения так, чтобы в них указывалось место, время или причина действия.

Ребята направились туда, где. .

Мы уедем в лагерь, когда. .

Пётр спешил на стадион, потому что… .

3 уровень: Подумай и составь из двух предложений каждой строки одно сложное. Используй союзы и союзные слова.

На краю поляны мы увидели ель. Она была одета в белый наряд.

Я приехал в село. Солнце уже закатилось.

Машины включили фары. Стало темнеть.

Нам стало веселее. Наши поплавки то и дело плясали на воде.

Скажи, какое значение приобрело каждое составленное тобой сложное предложение?

При необходимости степень трудности заданий снижается, дифференцируется.

Внедрении ФГОС придаёт особую значимость самооценке деятельности обучающегося. Адекватная самооценка приводит ребёнка к пониманию своих проблем и тем самым создаёт предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку позволяют разнообразные приёмы: от похвалы до специальных символов («озеро сил», «скала достижений», лестница успеха, «Цветик-семицветик», карта самонаблюдений). Особенностью данной работы является то, что её критерии разрабатываются совместно с учащимися и заполняется самим обучающимся.Приведу пример нескольких методик самооценки:

Методика «Озеро сил». Каждый ребенок выбирает для себяозеро

соответствующего размера: маленькое — упадок сил, среднее спокойствие, большое — прилив сил.

Методика «Скала достижений»

Каждая ступень «скалы достижений» обозначает уровень работы на занятии: чем выше ступень, тем выше уровень достижений. Учащимся предлагают оценить свою работу на уроке, нарисовав человека на той ступени «скалы», до которой он поднялся на данном занятии, предварительно в начале занятия ему дают целевую ус-тановку на то, что он должен подняться на вершину «скалы». «Скалу достижений» можно выполнить в виде аппликации в рабочих тетрадях или в виде рисунка в конце работы.

Одна из интересных методик — «цветик-семицветик».

1 — лепесток настроения. Детям раздают лепестки красного,розового и бордового цвета с цифрой и задают вопрос: «Какое настроение было у тебя на занятии?»

Читайте также:
Приемы постановки звука Р

Ответы: черный цвет — плохое, красный — хорошее, розовый — среднее.

2 — лепесток усталости.

Детям раздают лепестки оранжевого и коричневого цвета с цифрой 2 и задают вопрос:

«Устал ли ты на занятии?»

Ответы: оранжевый цвет — усталости нет, коричневый — я устал.

3 — лепесток успешности в общении. Раздают лепестки желтого и белого цвета с цифрой З.

Ответы: желтый цвет — я успешен, белый — я не был успешен.

4 — лепесток новых знаний. Раздают лепестки зеленого, салатового, темно-зеленого цвета.

Ответы: зеленый цвет — я узнал много нового, салатовый — я узнал мало нового, грязно-зеленый — я ничего не узнал.

5 — лепесток комфорта. Раздают лепестки голубого и бледно-голубого цвета.

Ответы: голубой цвет — мне было комфортно, бледно-голубой — я чувствовал дискомфорт.

6 — лепесток затруднений. Раздают лепестки синего и сизого цвета

Ответы: синий цвет — у меня не было затруднений, сизый — я испытывал затруд-нения.

7 — лепесток — моя оценка на занятии. Раздают лепестки фиолетового, сиреневого и черного цвета.

Ответы: фиолетовый цвет — хорошо, сиреневый — удовлетворительно, черный — плохо.

Рефлексия деятельности помогает учащимся объективно оценивать свою работу на занятии, рационально расходовать силы во время учебной деятельности.

Необходимым условием эффективной коррекционной помощи является создание атмосферы, вызывающей положительные эмоции. Успешное обучение при безразличном отношении к работе невозможно, поэтому необходимо обеспечить личностную включенность ребенка в работу. Переживание маленьких успехов в учебе, удовольствие от хорошо проделанной работы, достаточно быстрое достижение изменений личностно включает ребенка в занятия, что и является основным условием успеха.

В процессе коррекционной работы, необходимо подчёркивать индивидуальность ребёнка, развивать чувство самоуважения и достоинства. Стремиться, чтобы ребёнок сам захотел измениться, а не предлагать готовые рецепты поведения. Помочь самому находить выход их своих проблем, самостоятельно принимать решения, учить понимать учебную задачу, смысл заданий и упражнений.На уроках должны звучать не только вопросы: «Что мы сегодня изучали?», но и «Для чего мы выполняем это задание?» Конечной целью должна быть практическая помощь конкретному ученику, ведь «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». (В. А. Сухомлинский, а помогает ему в этом ПЕДАГОГ.

1. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей /О. А. Ишимова, О. А. Бондарчук. – М. : Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам);

2. Поташник М. М., Левит М. В. «Анализ и оценка Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения» // ж. «Управление современной школой. Завуч» №8 2014 г., с. 4-10;

3. Шопина С. А. «Единство диагностики и коррекции – основной принцип работы учителя – логопеда в рамках новых образовательных стандартов». // ж. «Практика административной работы в школе» №8 2014 г., стр. 42 – 44.

Ситуации преемственности дошкольного и начального общего образования в ходе реализации ФГОС Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования является одним из важнейших условий непрерывного образования ребенка.

Годовой план работы учителя-логопеда ДОУ Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда группы № 2 на 2017 – 2018 уч. год Цель работы:.

Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС ДО. Чтобы малыш- первоклассник.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Описание опыта работы «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС» лекция на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОСДО» (слайд 1) (Слайд 2)В федеральном законе.

Оптимизация коррекционной работы учителя-логопеда в соответствии с ФГОС до С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов, регламентирующих организацию образовательного процесса, актуален.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

Взаимодействие по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работ соответствующих.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи, в условиях реализации ФГОС до В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной.

Специфика работы логопеда в 1 классе

Существуют некоторые приёмы, помогающие в обучении детей, у которых к моменту поступления в школу и в первом классе в качестве ведущей преобладает игровая деятельность.

Бесплатные занятия с логопедом

Одной из особенностей детей, которые уже в первом классе попадают к логопеду в связи с неуспеваемостью по основным школьным предметам, является несформированная в силу различных причин учебная деятельность, над которой преобладает игровая. Но по возрасту ребёнок уже оказался в школе, и перед ним стоит задача усвоить программу первого класса. Такие дети, как правило, не готовы к обучению, по крайней мере, в условиях школы, и имеют низкую мотивацию к обучению, а зачастую вообще не хотят учиться. Родители бьют тревогу, начинают заниматься дополнительно, ребёнок истощается и реагирует на повышение нагрузок ухудшением здоровья и поведения. Другой вариант поведения родителей — игнорирование проблемы, в результате чего успеваемость ребёнка снижается, и он полностью выпадает из процесса обучения. В лучшем случае, такие дети к концу первого полугодия (когда отсутствие прогресса в учёбе становится очевидным) оказываются в кабинете школьного логопеда из-за проблем с письмом и чтением, хотя специфического логопедического диагноза (дисграфия или дислексия) у ребёнка нет. Кроме того, результаты по математике такие же, то есть не соответствуют требованиям школьной программы.

Читайте также:
Конспект занятия: Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи

Существуют некоторые приёмы, помогающие в обучении детей, у которых к моменту поступления в школу и в первом классе в качестве ведущей преобладает игровая деятельность. В целом можно сказать, что это обучение в игровой форме, задача которого — сформировать информационное поле, в котором постепенно будет интегрироваться информация, соответствующая программе первого класса. Всё должно происходить плавно и постепенно, чтобы перед ребёнком не стояло условие немедленно отчитаться за пройденный материал.

Прежде всего, на занятиях (индивидуально и в небольших группах) необходимо создать соответствующий эмоциональный фон — непринуждённости, игры, то есть по форме поведения школьному логопеду лучше взять за образец стиль воспитателя детского сада. Дети и логопед должны свободно разговаривать друг с другом, у детей должно быть достаточно ситуаций, чтобы подвигаться и посмеяться.

Следующий момент — учесть, что в пространстве листа ребёнок ориентируется недостаточно. Требовать от ребёнка, например, удерживать строчку малоэффективно — он отвлекается от основного вида работы, нарушается принцип одной трудности. Поэтому предпочтительнее пользоваться не тетрадью, а отдельными листами нелинованной бумаги формата А4.

Далее — материал должен быть максимально систематизирован, чтобы в самом общем виде ребёнок мог получить картину того, что, собственно, он изучает, и постепенно углублять её, не отходя от основной схемы. Вся работа должна строиться на одной основе, материал подаётся не линейно, а от общего к частному.

Самое главное — необходимо найти доступную для ребёнка языковую форму, в которой он сможет воспринимать учебный материал.

Предлагаю некоторые конкретные способы и упражнения, которые позволяют достичь динамики в развитии детей на логопедических занятиях и помогают преодолеть проблемы в обучении письму и чтению у учеников первого класса общеобразовательной школы.

На первом этапе всё обучение строится вокруг гласных. Во время занятий используется нарисованный красный домик (на доске и у каждого ребёнка), в котором «живут хозяюшки». В дальнейшем такая «хозяюшка»-гласная займёт своё место в слоге, который пока назовём «квартиркой», в «домике»-слове. «Квартирки» соединены «мостиками» — деление на слоги, к «хозяюшкам» СОГЛАШАЮТСЯ приходить «гости» – это согласные, и с ребёнком обговаривается вопрос, что «гость» один в квартире быть не может, таким образом ребёнок без заучивания узнаёт, что такое слоговая структура слова.

«Домик» представляет собой пять этажей, верхний треугольный (А-Я), ниже круглый (О-Ё), потом вертикальный прямоугольник (У-Ю), далее горизонтальный полукруг (Э-Е), внизу — квадрат (Ы-И). Буквы сравниваются по графической форме (а звуки — по артикуляции) со своими «этажами», «домик» заучивается с песенкой: «А-Я, О-Ё, У-Ю — я песенку пою, Э-Е, Ы-И — ко мне беги». Песенка сопровождается последовательным соединением пальцев (от больших к мизинцам), заканчивается тем, что ребёнок « пробегает» указательными и средними пальцами рук по столу вперед двумя руками одновременно. Так заучиваются «красные»-гласные все вместе, 10 букв привязаны к графическому образу домика и соответствуют каждая своему пальцу, что значительно ускоряет и облегчает запоминание.

Параллельно разучиваются согласные (буквы-мальчики в синих и зелёных костюмчиках): логопед произносит согласную твёрдо или мягко — ребёнок топает по «твёрдому синему льду», поднимая синий фломастер и проговаривая соответствующий звук. Если мягко — зелёный фломастер, на цыпочках по «зелёной мягкой травке». При разучивании букв дети изображают их, встают, крутятся (например, Э «показывает язык солнышку» — ребёнок поворачивает голову налево, высовывая язык). Буквы заучиваются быстро, если на уроках постоянно использовать цветные фломастеры — так образы букв привязываются к цвету (соответствующему гласным, твердым и мягким согласным) и не сливаются в восприятии.

Чтобы в дальнейшем ребёнок не диктовал себе звуками, для слияния в слог скандируем: «Буква БЭ, буква А — получилось вместе БА» (и так далее).

Обговариваем соединение с гласными второго ряда: «У букв Я, Ё, Ю, Е, И есть волшебная кисточка с зелёной краской, они поворачиваются к солнышку и красят ту букву, которая СОГЛАСИЛАСЬ встать перед ними, в зелёный цвет. Букву покрасили, силы потратили, от гласных остаётся только «хвостик».

Опять поём «домик»: А-А-А — Я-А-А — хвостик А-А-А, и так далее. Однотипное пропевание «домика» с согласными — так ребёнок осваивает соединение согласных с гласными первого и второго ряда. В это время дети начинают читать по слогам, постепенно начиная догонять в чтении одноклассников.

Читайте также:
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

Занятие с детьми, которым пока ещё не хочется учиться, обговаривается так, как будто они «помогают» буквам правильно встать друг с другом. Логопед не задает упражнения, а «загадывает трудные загадки» – дети заявляют, что им легко, они всё могут разгадать — таким способом они оказываются включёнными в занятие и настроенными на результат.

Далее обучение письму и чтению идёт в двух направлениях: отрабатываются слова (примерно по пять за одно занятие), начиная с коротких (простой слоговой структуры) и заканчивая словами с твёрдыми и мягкими знаками (смягчение и разделение), со стечениями и гласными второго ряда. Каждое слово дети группой анализируют следующим образом: сколько гласных-красных (столько и хлопков-слогов), какие согласные «согласились» придти в каждый слог, по сколько. Какие синие, какие зелёные; слово отхлопывается по слогам, «зовём» слово (определяем ударение), пробуем, как прозвучит слово с неправильным ударением, обговариваем, что буквы ОиЕ«грустят» без ударения (убеждаемся, что они звучат в безударной позиции как Аи Исоответственно), Обговариваем этот вопрос постоянно — почему надо запоминать глазами. Отдельно рассматривается стечение: в слоге движемся сначала в обратную сторону (например, в слове «стол» сначала читаем вторую и третью буквы, потом первую, вторую и третью, потом прибавляем четвёртую). Отдельно обговаривается, как именно слышится гласная второго ряда: МЯ-А-А — почему-то слышно А-А-А — дети рассказывают (выкрикивая, обгоняя друг друга), что буква Я«потратила силы», она смягчила буквуМ, от неё остался один «хвостик», а то было быМА-А-А.

Каждое слово логопед держит на карточке перед детьми (выше уровня глаз), постепенно открывая буквы в нужном порядке так, чтобы дети могли проанализировать слово, рассмотреть все его особенности, и перед тем как начать писать, запоминают его («фотографируют» глазками). Потом слово «прячется», и дети в разных вариантах рассказывают, на каком месте какая буква: перед, после, между, предпоследняя, ударная гласная, безударные гласные, номер места той или иной буквы, про какую букву не спросили, отдельно иногда: какая перед первой, после последней — обязательно должны быть ответы: «никакая», «нет такой буквы». В результате дети не застревают в узких рамках задания и максимально включены в процесс. Кроме того, вариант «хотела вас обхитрить, опять не получилось» и тому подобные высказывания детей очень радуют, развлекают и позволяют интегрировать дидактический материал урока в доступную им игровую деятельность. Последний раз рассматриваем слово, обговариваем направление букв (букваУ«тянет ручку к солнышку», С – «месяц», он «не дружит с солнышком, отворачивается, греет спинку», и т. п.) Дальше — прыгаем, скандируя: «Раз, два, три, четыре пять — буду слово (называется конкретное слово) я писать». Буквы в слове закрываются соответствующими по цвету карточками, дети пишут по памяти. После такого анализа ошибки — редкость, к тому же стиль работы со словом распространяется и на работу ученика в классе.

Второе направление: наращивание стечения с слогах с гласными первого и второго ряда — этот технический момент в обучении письму и чтению позволяет в дальнейшем избежать потерь и перестановок согласных и не путать гласные первого и второго ряда. Работаем по схеме гласных, расположенных, как в «домике»: перед детьми тетради с простыми слогами, ребёнок водит карточкой сначала с одной, потом с двумя согласными (вместе — три согласных и одна гласная), прикладывая их перед простым слогом. Читаем хором, начиная с ближайшей к гласной согласной, потом двигаемся в обратном направлении (то есть слог ЗДРАчитаем: РА,ДРА, ЗДРА, и так далее), «перелетаем» с «синего берега» (слоги с гласными первого ряда), на «зелёный» (с гласными второго ряда). Дальше читает логопед, дети определяют на слух «бережок» (поднимают синий или зелёный фломастер), потом кладут свою карточку с одной или двумя согласными в нужное место, читают, записывают. Постепенно приходим к варианту, когда ребёнок выслушивает слог со сложным стечением, со смягчением и без него, вообще не пользуясь тетрадью.

Последним звеном в этой схеме является чтение, анализ и запись предложения. Читаем хором предложения, которые вывешены на доске. Отпрыгиваем количество слов в предложении (чтоб не путать с отхлопыванием слова по слогам). Отдельно обговариваем первую заглавную букву («Она такая главная, она у нас ЗАГЛАВНАЯ») – «вход», «дверь» в предложение. Обговариваем точку («запираем» предложение «на замок»). В каждом слове-»домике» анализируем, на поднятых пальцах показываем, где какая буква. Обращаем внимание на расстояние между словами. На доске висит схема предложения с окошками для букв — обговариваем, куда что пишем, особенно безударные гласные и гласные второго ряда. Предложение рассматриваем, запоминаем, убираем и записываем разрывными буквами по схеме. Предварительно дети составляют схему каждый себе по образцу. Записываем сначала гласные ( в руках красный фломастер, пока не заполнятся все красные окошки), потом ставим ударение (для этого нужны только гласные — чтобы не было лишней путаницы), далее — мягкие (зелёные) согласные, последними — твёрдые (синие). Когда прибавляются знаки (чёрные) — пишем их после согласных. Слоги, слова и предложения в образцах написаны цветными буквами. Дети работают цветными фломастерами. Окошки ребёнок рисует подходящего для себя размера, постоянное перекладывание фломастеров позволяет снять напряжение с руки, облегчает переключение с одной буквы на другую. Цветные буквы не сливаются в восприятии, их труднее пропустить при письме, так как более заметны их очерёдность и количество. Начинается работа с печатных букв, постепенно переходим к разрывному письму письменными буквами.

Читайте также:
Некоторые приемы реализации ФГОС для повышения эффективности работы воспитателей над звуковой культурой речи детей, занимающихся с учителем-логопедом

Во время работы основная оценка, которую получают дети — радостное удивление. Не только словами, но и голосом, мимикой и жестами логопед выражает своё восхищение, иногда изображает досаду, что «опять не удалось никого обхитрить, но в следующий раз это может быть и получится». Так дети настраиваются в следующий раз продолжить игру, заряжаются заданной эмоцией, меньше устают и приходят на логопедические занятия с желанием и интересом, постепенно перенося это отношение на учёбу в целом.

Работа над словарными словами на логопедических занятиях с детьми, страдающими нарушениями письменной речи

Данная статья адресована, прежде всего, учителям-логопедам, работающим в начальной школе, но я надеюсь, что она будет полезна и родителям, и учителям начальной школы.

Речь пойдет о способах работы над словарными словами с детьми-дисграфиками.

Изучению причин и механизмов различных видов дисграфий посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных авторов. Дети-дисграфики с большим трудом запоминают правильное написание словарных слов. Это во многом связано с недостаточной внимательностью, а также с проблемами запоминания.

Таким образом, при работе над словарными словами, учитель-логопед ставит перед собой сразу несколько задач.

Первая задача – преодоление базисного (первичного) дефекта, того патологического механизма, мешающего нормальному освоению письменной речи.

Вторая задача – выявление индивидуальных особенностей запоминания конкретного учебного материала и проблем, связанных с сосредоточением и самоконтролем.

В этой статье я бы хотела поделиться своими практическими наработками в сфере коррекции дисграфических ошибок в ракурсе проблемы запоминания словарных слов.

Виды работ над словарными словами.

Это игра-задание для развития зрительной памяти, материалом в которой служат словарные слова.

Материал: 5 карточек, на каждой – 1 словарное слово, напечатанное или написанное крупным шрифтом.

Ученику предлагаются разложить на столе 5 карточек со словами, которые надо прочитать и запомнить. Затем карточки переворачиваются, считаем вслух до 10. После этого ребенок указывает на конкретную карточку, называет ее и переворачивает. Если все карточки названы правильно – задание усложняется путем увеличения количества карточек. Сложность и объем материала зависит от возраста ученика и специфики его ошибок. Если у ребенка имеются большие трудности с чтением – лучше начинать с 2 — 3 слов, постепенно модифицируя материал задания и его количество.

Слова для запоминания можно подобрать по ассоциативному признаку, по темам. Это могут быть названия городов, животных, профессий и т.д. Ребенок может предложить свою тему или ассоциацию, и подобрать слова для игры самостоятельно.

Материал: тетрадь в клетку, простой карандаш, ластик, ручка.

Логопед «загадывает» слово — рисует в тетради несколько квадратов подряд — длиною в загаданное слово и вписывает первую и последнюю букву. Ученик должен отгадать слово, вписать его карандашом, затем ручкой. Дети с удовольствием выполняют задания такого рода, поэтому я использую его как поощрение в конце занятия.

3. Это задание – сочетание двух предыдущих, «Мэмо» и «Кроссворды».

Материал: тот же, что для двух предыдущих заданий.

Ученику предлагается 5 карточек со словарными словами разной длины. Первая часть задания – это игра «Мэмо», вторая – вписывание этих слов по буквам в заранее заготовленные логопедом квадраты. (1 квадрат – 1 буква, 1 квадрат – 4 клеточки) Ребенок должен определить, сколько букв в каждом слове и вписать их в соответствующие «заготовки».

Это задание можно усложнить, предложив ученикам составить кроссворд из заданных слов.

При работе над словарными словами с детьми, страдающими различными видами дисграфий, я советую придерживаться позитивного настроя и определенного темпа. В начале занятий для каждого ученика строится свой алгоритм работы. Приходя на следующее занятие, ребенок уже знает, что он должен делать и как. При этом я стараюсь идти «от простого к сложному», постепенно увеличивая объем и сложность заданий.

В дальнейшем, используя изученные словарные слова, дети могут составлять предложения и тексты. Но перед этим, я рекомендую уделить как можно больше времени работе на уровне слова. При чтении словарных слов на карточках, я приучаю детей утрированно артикулировать гласные. Таким образом мы проговариваем слово «как написано», подключая к запоминанию слухоречевой анализатор. При наличие фонетических дефектов утрированное проговаривание способствует закреплению артикуляционных навыков, то есть автоматизации поставленных звуков.

Малкова Ирина Владимировна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1384,
г. Москва

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: