Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

Ляна Евдокимова
Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

Формирование правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, обогащение словарного запаса и закрепление грамматических форм родного языка – одна из важнейших задач на этапе дошкольного обучения. Однако, не только педагоги дошкольных учреждений, но и родители могут положительно влиять на подготовку своих детей к дальнейшему уже школьному обучению. Именно для них в данной статье и предлагаются доступные материалы для игровых упражнений с дошкольниками старшего возраста. Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях Важнейшая задача дошкольного учреждения – всесторонняя подготовка его воспитанников к обучению в школе, а самое главное к успешному освоению навыков письма и чтения. В связи с этим особенно важно на этапе дошкольного обучения скорректировать не только звукопроизношение, но и сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка. Предлагаемые упражнения будут способствовать пониманию грамматических конструкций, развитию у ребёнка чувства языка, внимания к языковым формам и тем самым создавать благоприятный фон для формирования фонематического анализа и синтеза. В специальной литературе под понятием «фонематический анализ», понимаются элементарные сложные формы анализа звуковой структуры слов. Элементарная форма – выделение звука на фоне слова, у детей с нормой речевого развития появляется спонтанно в дошкольном возрасте. У детей с нарушением речи требуются специальные коррекционные занятия. Однако рекомендуется все же проводить игровые упражнения со всеми детьми. К сложным формам фонематического анализа относится выделение первого и последнего звука в слове, позиционный и количественный анализ структуры слова. Эти операции формируются в процессе систематического обучения всех категорий детей. В данном пособии предлагаются некоторые простые игры и упражнения, которые родители могут проводить самостоятельно. Занятия не требуют специальных материалов или особых знаний родителей. Безусловно, их проведение в домашних условиях пойдет на пользу будущим школьникам.

Лексико-грамматические игры и задания

1. «Я знаю…».Взрослый говорит: «Я знаю пять названий …. (называется любая лексическая тема: домашние и дикие животные и птицы, их детеныши, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, насекомые, транспорт, профессии и т. д.)», ребенок называет по-одному слову, взрослый считает. Затем игроки меняются местами.

2. «Большой – маленький». Взрослый и ребенок по-очереди называют друг другу слова из любой лексической темы, при этом первый игрок предлагает название большого предмета, а второй игрок название маленького. (напр., огурец – огурчик, сова – совушка, чашка – чашечка и т. д.)

3. «Отгадай, что задумано». Взрослый называет 2-3 признака задуманного предмета. А ребенок должен отгадать, о чем сказано. Затем игроки меняются местами. (Например,взрослый говорит: «Круглый, оранжевый, сочный»,ребенок угадывает: «Апельсин» и др.). Если названных признаков недостаточно для отгадывания, их количество можно увеличить.

4. «Повара».Взрослый предлагает: «Поиграем в поваров, будем варить супы. Я сварю суп только из моркови, суп получится – морковный, а ты свари только из капусты. Какой получится суп? (капустный…» Можно варьировать задания, напр. : суп из двух овощей (например, свекла и лук — свекольно-луковый).компот из фруктов (одного или двух). варенье из ягод (одного вида или нескольких).

5. «Что бывает….?»Можно использовать разные варианты:– Словарный запас: «Что бывает красного цвета?» (деревянным, твердым, шершавыми др., ребенок должен подобрать варианты ответа (напр., помидор, куртка, карандаш. т. д.) – Согласование сущ. и прил.в роде и числе: «Про что я скажу – зеленая….»«Трава, лягушка…» синее …. – небо хрустальная — ваза разноцветные – карандаши. Если ребенок затрудняется,можно использовать опору на окружающие предметы: «Посмотри вокруг и догадайся, о каком предмете я скажу – пластмассовая…»«Лейка».

6. «Третий лишний». Взрослый предлагает ребенку определить лишнее слово из названных и объяснить почему,например: груша, яблоко, кабачок (кабачок – это овощ) стол, диван, чашка (чашка – это не мебель, а посуда)

7. «Детеныши». Взрослый называет взрослое животное (домашнее, дикое, жарких стран, севера, ребенок – детеныша. Лучше называть по-очереди.

8. «Назови ласково». Взрослый называет предмет, а ребенок называет его ласково. (напр., собака – собачка, чашка – чашечка, нос – носик и т. д.) Лучше называть по-очереди.

9. Игра «Чей, чья, чье».У льва… морда – хвост – зубы – У тигра … уши – глаза – шерсть – У слона… ноги – хобот – глаза – У зебры… шкура – копыта – морда – (например, у волка – хвост волчий, пасть волчья, сердце – волчье, глаза волчьи)

10. «Листочки». Взрослый предлагает ребенку назвать,какой листочек теряет дерево осенью: «Осенью у каждого дерева опадают листья, у березы – березовые, а у липы –, а у осины –, а у клена –, а у дуба –, а у каштана –, а у тополя –, а у рябины –, а у яблони –, а у ивы –, и др.»

11. «Положи на место». Взрослый предлагает ребенку назвать посуду,где лежит: Масло – Хлеб – Соль – Сахар – Сухари – Конфеты – Салат – Соус – Селедка – Фрукты – Суп- Мыло –

Читайте также:
Проект логопеда - Дерево знаний

12. «Назови наоборот». Добрый – злой Старый – Черный – Светлый – Большой – Длинный – Высокий – Широкий – Толстый – Острый – Веселый – Смелый – Быстрый – Чистый – Гладкий – Молодой –

13. «Назови профессию». Кто водит автобус? Кто летает на самолете? Кто летает на ракете? Кто управляет кораблем? Кто ездит на мотоцикле? Кто водит трамвай? Кто ездит на велосипеде? Кто управляет поездом?

14. Игра «Бывает – не бывает». Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и определить его правильность.Например: Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана бабочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку. Девочка отпущена бабочкой. Бабочка отпущена девочкой. Девочка отпустила бабочку.

15. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложение и исправить ошибку-повторение,например:

1. В деревне жили старые старики. (В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.)

2. Ковер запылился пылью. (Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)

3. Мама посолила суп солью.

4. В саду гуляют маленькие малыши.

5. К весне зелень зазеленела. 6. У Юры жил молодой котенок.

7. У меня есть деревянная деревяшка. Задания для развития связной речи 1. Составить предложение… о фрукте, животном, растении (или любом другом предмете из любой лексической темы, используя заданное слово, например, растет, зреет, собирают, пастух, конюшня, шерсть, корни, лепесток…. 2. «Продолжи рассказ».Например: – «Девочка сняла шкурку с апельсина и увидела, как много в нем долек.Она спросила: «Апельсин, почему ты весь из долек….» – «Однажды коза Сашка и козел Митька забрались в соседский огород. Вдруг…» – «Волк охотился на зайца, но заяц оказался очень хитрым. Он….»

3. Пересказ рассказа.

Пересказать рассказ своими словами (выбирается любой короткий текст)Например: «Шарик» Была у Миши собака Шарик. Миша и Шарик дружили. Однажды Миша и Шарик пошли купаться. Миша подошел к воде, поскользнулся и упал в воду. Шарик бросился за Мишей. Верный друг спас Мишу. «Хитрая лиса» Лиса была голодна. Она легла на снег и закрыла глаза. Налетели вороны и сели недалеко от лисы. Они хотели клевать лису, но боялись. Лиса лежит, как мертвая. Тогда вороны подлетели совсем близко. Одна ворона клюнула лису в хвост, другая хотела клюнуть в нос. Лиса схватила глупую ворону и убежала.

4. Разучивание стихотворений.

Разучивание стихотворений с разной интонационной выразительностью, возможно дополнение разными заданиями.Например: «Листопад»Опавшей листвы разговор еле слышен: – Мы с клёнов… – Мы с яблонь… – Мы с вязов… – Мы с вишен… – С осинок… – С черёмухи… – С дуба… – С берёзы…– Везде листопад: На пороге морозы. Как называются листья клёна, берёзы, яблони, дуба, вишни, осины?Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают… (что?-листья)Какое слово лишнее и почему: дуб — рябина -осень — осина (осень, потому что остальные слова — названия деревьев). Чего в лесу больше-деревьев или листьев? Скажи по звукам слово ЛИСТ (ль, и, с, т) – выполняется, если доступно ребенку. Рассказывание о проведенном дне (каком-то происшествии, поездке куда-то, или др.) Составление описательных загадок.Например: – «Это домашнее животное. Оно может жить в будке, а может прямо в квартире….» – «На этом предмете мебели можно сидеть, но у него нет спинки.» Задания для развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

1. Игра «Повторюшки». Взрослый предлагает ребенку повторить последовательность слогов разной конфигурации (от простого к сложному).Например: ба – па, га – ка, да – та,ва – ка, на – ня,са – ша – са ба – па – ба та – да – та ка – га – ка та – тя – та за – са – за жа – за – жаца – са – ца ла – ля – ла,ча – тя, – ча. Взрослый и ребенок могут по-очереди называть слоги друг другу.

2. Игра «Повторюшки» (вариант сложнее). Взрослый предлагает ребенку повторить слова с разной звуко-слоговой структурой.Например: фантик, ступенька, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка, экскаватор, регулировщик, виолончелист и др. (от простого к сложному)

3. «Цепочки» («Словесное домино — звуки»). Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний звук предыдущего слова.Например: стол – лодка – аист – торт – трон – нос – сок – кот — …. 4. «Цепочки» («Словесное домино — слоги») Взрослый и ребенок последовательно называют слова на последний слог предыдущего слова.Например: кошка – каша – штора – радуга – газета – …. Эта игра доступна детям старшего возраста.

5. «Посмотри вокруг и назови». Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предмет, название которого начинается на заданный звук.

6. «Угадай, что задумано». Взрослый, предлагая ребенку картинки (или можно воспользоваться предметами окружения)говорит: «Я задумал слово, которое начинается на звук С. Угадай, что я задумал». Затем игроки меняются местами.

7. «Услышишь – хлопни».Взрослый предлагает ребенку: «Я буду называть тебе разные слова, когда ты услышишь звук Ш (шуршание листьев) — хлопай в ладоши. Слушай внимательно». Звуки можно предлагать разные, можно предлагать два звука (топни – хлопни).

8. Услышать и назвать общий звук в паре слов. Взрослый предлагает ребенку услышать и назвать общий звук в паре слов.Например: вишня – груша лук – чеснок крыжовник – баклажан заяц – огурец рыба – мороженое лук – сок и так далее.

Читайте также:
Проектная деятельность логопеда в ДОУ по темам: Цветы, Экзотические фрукты

9. «Рифмы». Взрослый предлагает ребенку придумать рифму (похожее по звучанию слово) к названному слову.Например: сок – носок, кочка – почка, бочка – дочка, мошка – кошка, книжка – шишка, пышка – мышка, редиска – сосиска, … Посвящая ежедневно небольшое количество времени выполнению с детьми разнообразных развивающих игр и упражнений взрослые также получат необходимый для родителей будущих первоклассников опыт. Ведь начальная школа – это этап, когда юным ученикам важна помощь родителей при обучении правописанию и чтению.

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Лексико-грамматический подход в коррекции звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Опираясь на данные ежегодных логопедических обследований можно с уверенностью утверждать, что более 60% дошкольников с нарушением речи составляют дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Согласно современным научным представлениям ФФНР – относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной стороны у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Но все чаще у детей с ФФНР отмечаются некоторые отставания в лексическом развитии, особенно у детей, имеющих среднюю и тяжелую степени фонематического недоразвития.

Анализ данных многолетних логопедических обследований, проводимых мною, показывает, что нарушения проявляются в неточном употреблении слов, в поиске подходящих слов, в трудностях актуализации словаря, обедненности словарного запаса. Несмотря на то, что состояние пассивного словаря находится в пределах нормы. Все эти нарушения свидетельствуют не только о недостаточной сформированности семантических полей, но и о несформированности дифференциации внутри семантических полей.

Согласно исследованиям психологов (Л.С.Выготского и А.Р.Лурия и др.) слово не только указывает на предмет, действие, качество или отношения. Слово вызывает к жизни множество новых слов, актуализирует целый комплекс ассоциаций, который называется семантическим полем. В свою очередь слова в лексиконе соединяются друг с другом смысловыми связями, которые принято называть валентностями слов, представляющими собой своеобразие грамматической стороны речи.

По мере развития мышления ребенка лексика не только обогащается, систематизируется и группируется в семантические поля. Внутри самих семантических полей происходит распределение лексики: выделяется ядро и периферия. Ядро является всегда объемным и только смысловым. Его составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками. Периферия состоит из родственных слов, слов обозначающих названия действий предметов, слов, обозначающих признаки предметов, слов-синонимов, слов-антонимов, различных словоформ, словоизменений.

Необходимо отметить, что такое объемное семантическое поле ребенок не способен смоделировать сразу. Только в процессе обучения и развития дети сначала учатся моделировать небольшое поле, связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют.

Существование смысловых связей и организация семантических значений слов позволяет вызывать к жизни множество новых слов, облегчает поиск слов, помогает строить словосочетания, а также целые высказывания.

По мнению Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В развитие лексики в онтогенезе необходимо рассматривать в тесной связи с развитием всех компонентов: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Коррекционное обучение детей ориентированное, в первую очередь, на формирование словарного запаса, усвоение грамматических форм словоизменения и словообразование готовит базу для формирования фонематической стороны. Что, в свою очередь создает основу для коррекции звукопроизношения не только “искусственным” путем, но и “естественным”, то есть через развитие лексико-грамматической стороны речи ( как у детей в онтогенезе) (З.А.Репина и др.).

Использование в рамках одного занятия нетрадиционного объединения коррекционных целей, направленных на совершенствование фонетической стороны речи и лексико-грамматического строя, показалось мне новым, интересным и оправданным при работе с дошкольниками, имеющими ФФНР. Так как коррекционный процесс по преодолению ФФНР в условиях логопедической группы массового детского сада ограничен во времени, в отличие от условий при коррекции тяжелых нарушений речи (таких как общее недоразвитие речи).

Построение занятий с включением релаксационных упражнений, элементов психогимнастики, дыхательных упражнений, заданий на развитие тонкой моторики рук , логоритмики позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия 'Состав слова. Окончание'

ТЕМА: ЗВУК “С” И СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ СЛОВА “САД”

Образовательные:

  • Формировать семантическое поле слова САД , развитие смысловых связей слов.
  • Упражнять в практическом изменении и образовании слов.

Коррекционные:

  • Закреплять произношение звука “С” в слогах, словах, предложениях, фразах, связных высказываниях
  • Продолжать развивать фонематические процессы: слух, восприятие, представления; упражнять в звуко-слоговом анализе.
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать самоконтроль у детей за своей речью и навыки осознанного правильного произношения звуков.
  • Создавать атмосферу дружеского общения и комфортности на занятии.

Ход занятия

1. Дети входят под музыку. Слышится пение птиц.

– Куда мы с вами попали? Что такое сад? (Участок земли, на котором выращивают фрукты и овощи, ягоды, цветы).

2. Послушайте стихотворение:

Как-то много лет назад
Посадили странный сад,
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, словно корень,
Стало разрастаться вскоре.
И плоды нам принесло.
Стало много новых слов.

3. Скажите, какой звук чаще всего слышался в этом стихотворении? (Звук С)

4. Расскажите все, что вы знаете о звуке С. (Звук С – согласный, глухой, твердый, парный – есть мягкий братик СЬ.

5. Этот звук сегодня именинник. Постарайтесь все занятие произносить его правильно. А в этом нам поможет СЛОВЕСНЫЙ САД. Чтобы в него попасть вы должны прочесть слоги с твердым звуком С на яблоках.

“СЛОГИ НА ЯБЛОНЕ”

6. – Итак, мы попали в сад. Произнесите это слово, четко проговаривая все звуки. Как проверить последний согласный? (дети выполняют звуко-слоговой анализ САД и составляют звуковую схему слова; закрепляют правила: сколько гласных в слове, столько и слогов; способы проверки: прохлопать слово; если согласный вызывает сомнение, много предметов называй ты скорее: сад – сады).

7. – Послушайте, в этом саду еще кто-то есть. (Звучит музыка, и поет садовник)

– Как вы думаете, кто это? (Садовник, человек, который ухаживает за садом, садит семена, поливает ). Садовник просит помочь ему выполнить работы в саду и рассказать, что вы знаете о саде.

– Ребята, а еще о таком человеке можно сказать по-другому. Скажите на одну ладошку сад, на другую – водит. У вас получится новое слово САДОВОД . “СЛОВО НА ЛАДОШКАХ”

8. “ДОПИШИ” СЛОВО”

  • если садов много – сады;
  • маленький сад – садик;
  • ласково о саде – садочек;
  • о большом саде – садище.

(дети соединяют стрелками “дописывают” САД с частями: – ы; – ик; – очек; – ище, называют получившиеся слова)

– Что может вырасти в саду? (овощи, фрукты, ягоды, цветы)

9. (Садовник просит о помощи) “РАССОРТИРУЙ ОВОЩИ И ФРУКТЫ” – отобрать только те, в названии которых есть звук С. (Свекла, капуста, фасоль, салат, редис; абрикос, слива, ананас). Дети отбирают нужные картинки.

– Что можно сварить из овощей? (суп). Какие названия супов вы знаете?

(борщ, щи). А что можно приготовить из овощей: из помидоров – томатную пасту; из множества овощей – салат.

– Что можно приготовить из фруктов? (мусс, сок, джем, варенье, морс)

– Что вы знаете об овощах и фруктах? (капусты не бывает без листьев, у редиса и свеклы красный нос)

– Какой сок из ананаса, сливы, абрикосов? (абрикосовый, ананасовый, сливовый)

– Любимый сок всегда какой? (вкусный, сладкий, кисло-сладкий)

– Как вы будете его пить? (с удовольствием, с наслаждением). Покажите.

10. “ЧТО ЛИШНЕЕ ВЫРОСЛО?”

– В саду выросли: сладкая смородина, пестрые астры, сочная слива, свежие флоксы, сухие сорняки.

11. “ОПИШИТЕ СЛОВАМИ” САД И САДОВНИКА.

Старый – сад и садовник; скромный – садовник, старательный – садовник, чистый – сад и садовник, усталый – садовник, пустой – сад, тенистый – сад, солнечный –сад , просторный –сад пустынный – сад.

12. – Какие работы можно выполнять в саду? (сажать, растить, полоть, поливать).

13. Когда придет время уборки урожая, что будут делать с ягодами? Снимать.

С яблоками – срывать, с помидорами – снимать, капусту – срезать, свеклу – выдергивать, выкапывать.

14. ФИЗМИНУТКА “СБОР УРОЖАЯ” (дети под музыкальное сопровождение в шапочках-овощах поют и выполняют движения

15. – Ребята, что бывает в саду для того, чтобы отдыхать? (скамейка). Давайте сядем на скамейку и представим себя садоводами.

– Если бы вы были садоводами, что вы хотели бы посадить в своем саду? (семена, кусты, рассаду астры, смородину, сливу) А сорняки?

– Куда бы вы стали садить рассаду, астры?

“ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ” (с опорой на предметные картинки клумба, теплица)

  • сажать рассаду в (теплицу);
  • астры на (клумбу).

“ПОКАЖИ И ОБЪЯСНИ” ( индивидуальная работа с графическими опорами-словами и “грядками” и “рассадой”, “семенами”:

ПОСАДИТЬ, РАССАДИТЬ, ЗАСАДИТЬ, ОТСАДИТЬ, ПЕРЕСАДИТЬ, ДОСАДИТЬ.

(Дети собирают слова из мозаик-пазлов, читают получившееся слово, объясняют значение, показывая выполнение движений).

16. Игра с мячом “НАЗОВИ НАОБОРОТ”

  • Низкий куст – высокий куст
  • Молодой сад – старый сад
  • Редкий кустарник – густой кустарник
  • Тесный сад – просторный сад
  • Кислая смородина – сладкая смородина
  • Солнечный сад – тенистый сад.

17. Садовник благодарит за помощь: Спасибо вам, ребята, что помогли мне выполнить много работ и много рассказали о саде. До свидания! Ой! Эх я, голова садовая! Совсем забыл вас угостить яблоками. (уходит)

– Почему садовник так сказал о себе? Уж не в саду ли выросла его голова?

Читайте также:
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

Как по-другому можно сказать? ( голова глупая, рассеянная, странная, забывчивая)

18. Скажите, а само слово САД имеет одно значение? Какой бывает сад? (фруктовый, зимний, “зимний”, ботанический, детский)

(дети объясняют значение слов с опорой на сюжетные картинки)

“КАКИМ БЫВАЕТ САД?”

18. – Остается только закончить стихотворение, которое вам начала рассказывать в начале занятия, до конца. (под тихую музыку)

Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод (возвращается садовод с яблоками)
С ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном.

19. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

“ВЫРОСЛИ НОВЫЕ ЛИСТОЧКИ-СЛОВА” (работа с рисунком-схемой “Дерево”; Дети припоминают все новые слова, которые называли на занятии по теме “САД” и помещают листики в прорези кроны дерева; садовник угощает детей яблоками).

Развитие фонетико-фонематического строя речи

1.1 Развитие фонетико-фонематического строя речи

Одно из значений слова фонетика — звуковой строй языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку воспринимать речевые звуки (фонемы), способность к их анализу и синтезу.

Уже на третьем—четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован (он лишь незначительно отличается от речевых органов взрослых), функционирует и фонематический слух. В то же время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение воспроизведения речи.

У детей дошкольного возраста отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки.

Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

При движениях органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно.

Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.

Дифференцировка фонем подчиняется определенному закону — вначале возникает грубая дифференцировка, по наиболее сильным компонентам, в дальнейшем она делается все более и более тонкой.

Так как в звуках речи наибольшими акустическими различиями обладают гласные и согласные, то прежде всего возникает дифференцировка между этими категориями звуков. Первоначально ребенок еще не делает различия между отдельными согласными, но уже замечает наличие или отсутствие какого-либо согласного в слове. На следующем этапе сравнительно быстро происходит дифференцировка гласных. Вначале а отличается от других гласных – не –, потом различаются у – и, о – э, у – э, о – и, у – о, и – э,_ По тому же закону дифференцируются и согласные. Вначале выделяются наиболее резко различные по акустическим признакам группы согласных – сонорные (образуемые при участии голоса) и шумные (без голоса). Вслед за этим дифференцируются все согласные по одному из особенно характерных для русского языка признаков речевого звука – мягкости и твердости. Далее происходит дифференцировка внутри разных сонорных согласных и, наконец, внутри шумных согласных.

Различение звуков речи слухом происходит быстрее и лучше, еслиодновременно с этим возникают правильные дифференцировки в положениях органов артикуляции. Так, ребенок отличает сонорные (р, л, м, н) только от тех шумных (к, п, т, с, ф, ш), которые правильно артикулируются. Тонкие дифференцировки в двигательном анализаторе достигаются ребенком с заметным трудом и иногда отодвигаются на значительный срок. Так, например, вначале ребенок заменяет звук «к» звуком «т». В дальнейшем он ставит язык у верхних зубов (т) только в тех случаях, где этому звуку действительно надлежит быть, а для произнесения к отодвигает язык дальше вглубь, произнося небное т, потом верхушечное т, все время как бы прощупывая и находя правильное место для произнесения к. Только тогда, когда кинестетические возбуждения от положения органов речи при произнесении к совпадут со слышимым звуком «к», процесс дифференцировки данного звука от других может считаться законченным.

Можно считать, что к четырем годам у ребенка заканчиваются все фонетические дифференцировки, он почти полностью практически владеет грамматикой (морфологией и синтаксисом) русского языка. Если к пятому году заметны какие-либо признаки косноязычия – картавость, шепелявость, сигматизм, проглатывание звуков или замена их другими и т. п., то все эти явления следует рассматривать как ненормальные, требующие вмешательства логопеда.

1.2 Развитие лексико-грамматического строя речи

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

Читайте также:
Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта

Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».

Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. В русском языке, что уже отмечалось выше, много нетипичных форм, т.е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются.

Наиболее типичные ошибки описаны в учебных и методических пособиях О.И. Соловьевой, А.М. Бородич, Л.П. Федоренко и других.

Приведем некоторые примеры морфологических ошибок в речи детей.

1.Неправильные окончания имен существительных, родительный падеж, множественное число: с окончанием –ей – карандашов, дверёв, ежов,этажов; с нулевым окончанием: ночов, куклов, девочков, книгов, дверков, пуговицев;

родительный падеж, единственное число: у кукле, у маме, у сестре, без ложке;

винительный падеж одушевленных и неодушевленных имен существительных:

Папа подарил мне слонёночек, Сережа поймал сом;

1)предложный падеж неодушевленных имен существительных мужского рода: в лесе, в носе, в саде;

2)Склонение несклоняемых имен существительных: на палъте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3)Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4)Изменение рода существительных: большой яблок, купи мороженую, папа ушла, теплая молоко, платье зеленая, одеяла разорвалась.

5)Образование глагольных форм.

2.Повелительное наклонение: искай (ищи),exaй (езжай), спей (спой),склады (сложи); скакай (скани),

3. Изменение основы глагола: искать – искаю (ищу), плескать – плескаю (плещу), плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу),

4. Спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят).

6. Неправильная форма причастий: сломатая, оборватая, сошитая;

7. Образование сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

8. Окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

9. Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим.

У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки: «одень» вместо надень, «раздень» вместо сними; я «надетый»; «Бегим», Коля уже «побег». Мы ходим за «ягодам» и «грибам».

Чаще всего эти погрешности вызваны особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

А.Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень).

А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем: кричать – крик; путь – путник; грузовой – грузов-ик; слабый – слаб-ость; под одеялом – под-одеялъ-ник; порядок – бес-порядок; спускать – спус-кать-ся; везти – в-везти, вы-везти, бежать – в-бежать, вы-бежать, при-бежать; тащить – в-тащитъ, вы-тащить, при-тащить.

Читайте также:
Домашние задания логопеда по теме Зимние забавы

За последние десятилетия в русском словообразовании активизировался морфолого-синтаксический способ. Образование новых слов происходит в результате сложения основ (двух, трех: лед колоть – ледокол; книги любить – книголюб) и с помощью других способов (См.: Дудников А. В. Современный русский язык. – М., 1990)

Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой – правильно изменяет его («Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческом характере усвоения языка.

Детское словотворчество – наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений.

О.С. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов;

· часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» – прыжок;

к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга – «пургинки» (снежинки), помощь – «помогание», страшные – «страшность»;

· одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки» – вор и врунишка, «бананас» – банан и ананас.

Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. – 4 лет до 5 лет 6 мес. – 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

Развитие грамматического строя речи

К 4,5 — 5 годам дети полностью овладевают своей речью. Они правильно используют единственное и множественное число, склоняют именные части речи и могут употреблять существительное во всех падежах.

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. По сути, он превращает наборы разрозненных слов в осмысленные и понятные предложения. Есть морфологическая и синтаксическая система грамматического строя.

Морфологическая система – это владение приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая – умение правильно составлять предложения, верно сочетая слова в предложении с грамматической точки зрения.

Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В этом процессе очень важную роль играют благоприятные условия в семье, состояние нервной системы малыша, нормальный уровень развития фонематического слуха и словаря.

Периоды формирования грамматического строя речи

А.Н. Гвоздев, автор фундаментального труда «Формирование грамматического строя языка русского ребенка», отметил основные периоды этого формирования:

Первый период – это период предложений, которые состоят из аморфных слов-корней, употребляющихся в неизменном виде во всех случаях, когда они применяются (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев).

Второй период – происходит усвоение грамматической структуры предложения. Период связан с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет).

Третий период – в это время происходит усвоение морфологической системы родного языка, спряжений и склонений (возраст – 3-7 лет).

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

Развитие словаря и грамматического строя речи происходит постепенно. Сначала дети в повседневной речи не употребляют предлогов, могут неправильно ставить ударение и путать род существительного. Но в процессе нормального развития речи происходит обогащения словаря, ребенок получает больше знаний об окружающем мире через общение, в результате чего он может правильно строить предложения.

Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста ведется по нескольким задачам:

Формирование структуры предложения. Эта задача решается при помощи детских сказок. Педагог рассказывает сказку, ребенок внимательно слушает, после чего он должен составить краткий пересказ услышанного. Другой способ – составление рассказа по одной или серии картинок.

Развитие словообразования. В решении этой задачи хорошо помогают дидактические игры. К примеру, упражнение «Домашние животные». Дети должны определить, как называют детенышей тех или иных животных, рассказать, чем они полезны в домашнем хозяйстве и т.д.

Развитие связной речи. В этом случае используются сюжетно-ролевые игры. В них дети учатся диалогу, новым приемам и средствам общения.

Хорошая речь является важнейшим условием комплексного развития ребенка. Чем богаче словарный запас, тем детям проще высказывать свои мысли.

Для формирования грамматического строя очень важно общения ребенка с его сверстниками и взрослыми. Общение с окружающими людьми происходит постепенно: оно включает понимание речи и ее активное использование с учетом фонетического и грамматического оформления.

Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:

3-4 года. Ребенок должен повторять за преподавателем небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений), согласовывать слова в числе, роде и падеже.

4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.

5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.

Читайте также:
Зачем лисе хвост - конспект и презентация

К сожалению, многие дети испытывают сложности при формировании собственных речевых высказываний. Основная проблема заключается в том, что детям сложно давать развернутые ответы на вопросы, им трудно составлять рассказы или пересказывать их содержание. Поэтому проблема развития лексико-грамматического строя речи очень актуальна.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы
  • Формирование воздушной струи как один из основных этапов при постановке звуков
  • Разместить материал у нас
  • Видеозапись семинара «Запуск речи у неговорящих детей»
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Рекомендации для педагогов ДОУ “Блиц-игра “Речь педагога особенна”
  • Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Зонды постановочные

Теоретические аспекты развития грамматических категорий у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Учитель-логопед г.Тамбов Никонова Елена Викторовна
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Согласно современным научным представлениям фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) относится к нарушениям средств общения и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Многие авторы отмечают, что несформированность фонематических представлений у данной категории детей приводит к тому, что их готовность к звуковому анализу речи оказывается значительно слабее, чем при нормальном развитии речи (Каше Г.А., 1972, 1985; Ефименкова Л.Н., 1985; Фомичева М.Ф., 1980идр.).
Нередко у детей с ФФН наблюдается некоторое отставание в грамматическом развитии (Ефименкова Л.Н., 1985; Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В., 1993 и др.).
С учетом этого в системе коррекционного обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, устранение недостатков грамматического строя речи, развитие связного речевого высказывания (Филичева Т.Б., Туманова Т.В., 1994; Миронова С.А., 1991; Успенская Л.П., Успенский МБ., 1993; Селиверстов В.И.,1994 и др.).
В начале логопедической работы, когда в речи детей много ошибок фонетико-фонематического характера, в грамматические упражнения включаются главным образом легкие по произношению и слоговой структуре слова, которые не вызывают затруднений у детей. Как правило, в материал игр и заданий в данный период не входят слова со свистящими, шипящими, сонорными звуками.

При работе с детьми по восполнению в их речи пробелов, связанных с некоторыми трудностями усвоения морфологического состава слов и способов грамматического оформления речи, необходимо использовать такие коррекционные приемы, которые на практическом уровне стимулируют детей к самостоятельному выделению и сравне¬нию, развитию их умений выбирать нужные грамматические формы слова и использовать те или иные словообразовательные модели. В связи с этим целесообразно проведение логопедической работы по развитию у детей умений выполнять различные операции по словоизменению и словообразованию (образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном па¬дежах; использование родовых окончаний существительных; подбор слов, образованных с помощью различных способов словообразования; анализ семантики и способов образования сложных слов и др.).
На последующих этапах обучения логопедом ведется работа над развитием и совершенствованием умения детей использовать в речи простые, а затем распространенные, сложные предложения различной структуры. Проводя такую работу, логопед сначала может предложить загадки описательного характера, поговорки и другой речевой материал, который содержит образцы правильно построенных предложений. Постепенно дети приучаются самостоятельно составлять предложения разного типа по заданию логопеда. При этом могут быть использованы такие виды заданий, как подбор слов-действий к названным логопедом предметам, подбор эпитетов к названиям предметов и составление с данными словами предложений; добавление в заданное предложение пропущенных предлогов; составление предложений по опорным словам и многие другие.
В дошкольный период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии — нарушению письма.
Ведущая роль в коррекции и развитии речи отводится логопеду. Но никакая самая тщательная работа специалиста не исключает необходимости занятий, как воспитателей, так и родителей с детьми, имеющими речевые нарушения. Без закрепления материала не будет эффективности в работе, значительно удлинится период коррекционного обучения.
И воспитатели, и родители должны следить за речью детей, за правильностью ее фонетического и грамматического оформления, а в случае необходимости в тактичной форме ис¬правлять замеченные ошибки. Регулярное выполнение языковых упражнений помогает детям усваивать грамматические нормы языка.

Работа по коррекции и формированию грамматического строя речи осуществляется в речевых группах на всех занятиях. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умении анализировать языковый материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции.
Специально организованные упражнения носят двоякую направленность. С одной стороны, это упражнения, готовя¬щие детей с дефектом речи к использованию полученных знаний, умений и навыков в процессе повседневного общения, с другой — создающие предпосылки для освоения языковой системы, компенсирующие отсутствие языкового чутья у детей.
При планировании грамматических тем и отборе языкового материала к ним необходимо соблюдать ряд требований. Так, предлагаемый грамматический материал должен соответствовать коммуникативным потребностям детей данного возраста, т. е. он должен быть коммуникативно мотивированным. Как правило, для упражнений, направленных на знакомство с новыми грамматическими единицами и их закрепление, подбирается хорошо известный детям, освоенный ими лексический материал, а вновь вводимая и закрепляемая лексика мо¬жет и должна включаться только в те грамматические конструкции, которыми дети уверенно владеют.
Задания по словоизменению и словообразованию направлены на формирование грамматического строя речи, устране¬ние имеющихся аграмматизмов, кроме того, они предусматривают дальнейшее накопление и уточнение пассивного и активного словаря, расширение знаний различных форм слов и оборотов разговорной речи, активизацию и совершенствова¬ние имеющихся у детей речевых навыков и, в конечном счете, развитие связной речи.
В процессе выполнения заданий проводится работа над словом, словосочетанием, предложением. Указанные направ¬ления тесно связаны между собой. Так, например, словарная работа, основной задачей которой является уточнение и обогащение словаря, осуществляется в ходе выполнения всех упражнений, отрабатываемые словосочетания включаются в предложения и тексты.
Практические упражнения позволяют использовать многообразные приемы коррекционной работы, из которых можно выделить следующие:
– рассматривание и называние тех предметов, о которых идет речь в упражнении (отобрать овощи, которые нужны для приготовления щей; найти и назвать предметы, о ко¬торых можно сказать «деревянные» и т.д.);
– постановка вопросов на уточнение названий признаков предметов, действий, которые ребенок видит вокруг (Что делает папа? Что сделала мама?) Сначала вопросы носят подсказывающий характер (Лимон сладкий или кислый?; Сегодня день солнечный или дождливый?), а затем тре¬буют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими и точными, доступными по содержанию.
– подбор названий предметов к действиям и названий дей¬ствий к предметам (мяукает — . кошка, собака — . лает и т. д.);
– подбор слов, противоположных по значению (подо¬шел — отошел, улетел — прилетел);
– дополнение предложений нужным по смыслу словом (Лиса заметает следы очень хитро, лиса (какая?) . хит¬рая. Папа взял пилу. Он будет пилить дрова (чем?). пи¬лой.);
– нахождение ошибки в предложении и исправление ее (Осенью на юг надо улетать птицы — вместо птицам.);
– при пересказе текстов с отрабатываемыми грамматиче¬скими категориями дети сначала должны ответить на во¬просы по тексту, затем пересказать текст полностью. В упражнениях и заданиях дается речевой материал, кото¬рый используется для формирования и коррекции граммати¬ческого строя речи.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений задания целесообразно выполнять в игровой форме. Для выполнения каждого за¬дания должна даваться точная инструкция. Выбор инструкции зависит от целей и задач коррекционной работы, решаемых в данный момент. Так, для поддержания интереса к речевым уп¬ражнениям можно предлагать:
– задания с мячом (например: взрослый называет большой предмет — «кукла» — и бросает ребенку мяч, ребенок, пой¬мав мяч, называет маленький предмет — «куколка» и т. д.);
– выполнять действия, о которых идет речь в упражнении (подойти к окну, отойти от окна), затем ответить на во¬прос: что ты сделал?;
– рисовать в тетради предметы, о которых идет речь в упражнении, с последующим объяснением того, что нарисовал (нарисовать 3—4 вида фруктов — больших и маленьких);
– находить в окружающей обстановке предметы, о которых идет речь в упражнении (показать шерстяной платок, ситцевое платье и т.д.);
– использовать игрушки и действия с ними (поставив машинку, спросить: «Что?»; ребенок отвечает: «Легковая машина»; убрав машинку: «Нет чего?» — «Нет легковой машины» и т. д.;
– выполнять упражнения пальчиковой гимнастики при проговаривании слов и словосочетаний.
Таким образом, учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование многообразных дидактических игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяют достичь эффективности в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи и устранению аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи. Так, при регулярном выполнении заданий наиболее эффективно и качественно корригируется грамматический строй речи, что проявляется в полном устранении или, при тяжелой патологии, в значительном снижении количества аграмматизмов в речи детей; работа в тетрадях (рисование) помогает осмыслению речевого материала; значительно расширяется и обогащается активный словарь детей, улучшаются слуховое внимание, память, развивается мышление; задания на составление самостоятельных высказываний способствуют форми¬рованию грамматических навыков и умений.

Читайте также:
Педагогический проект: Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников

Если у Вас есть своё особое мнение о представленном материале, оставьте свой комментарий в форме ниже

Совершенствование фонетико-фонематических функций и лексико-грамматического строя речи у дошкольников в играх и упражнениях

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.
Логопедия
Автор: Ефимова Ирина Юрьевна
09.03.2021 03:16

Эффективные приемы и методы формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников в условиях логопункта.

Речь — инструмент развития высших отделов психики человека, высших форм познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают, в какой-то степени, независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребёнка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылку для социальных контактов, благодаря которым формируются представления ребёнка об окружающем мире. Овладение речью способствует осознанию, планированию, регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Общее недоразвитие речи – это стойкое нарушение всех компонентов речи, как фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы языка, так и связной речи.

Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов.

Проблему формирования лексико-грамматического строя речи в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР 3 уровня, считаю актуальной, имеющей большую практическую значимость.

Дошкольник 6-7 лет, не овладевший определенным уровнем овладения родным языком, испытывает значительные трудности при овладении школьной программы.

Цель моей работы: формирование лексико-грамматического строя речи через эффективные методы и приемы.

Направления работы:

  • Обогащение, актуализация, коррекция словаря по лексическим темам.
  • Развитие функции словообразования.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие антонимии, синонимии.

В своей практике я использую следующие приемы по развитию лексико-грамматического строя речи у детей:

1. Лексическая тема «Фрукты».

Упражнение «Приготовим сок».

Цель: упражнять образовывать относительные прилагательные.

Задачи:

  1. Расширение словарного запаса.
  2. Согласование существительного с прилагательным.

Сок из винограда — виноградный

Сок из абрикосов-…

Детям предлагается назвать по картинкам, какой сок получится из фруктов.

2. Лексическая тема «Животные жарких стран» (автоматизация звука Р)

Цель: актуализация знаний детей по теме «Животные жарких стран».

Задачи:

  1. Автоматизация звука Р.
  2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  3. Согласование существительного с числительным.

-Ребенку предлагается закрыть фишками только животных жарких стран, при этом стараться правильно проговаривать автоматизируемый звук.

-Ребенку предлагается посчитать до пяти любое животное, в названии которого есть звук (Р), загибая пальчики.

«Один жираф, два жирафа, … пять жирафов»

3. Лексическая тема «Зимующие птицы»

Цель: актуализация знаний детей по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

  1. Автоматизация звука Р в словах.
  2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  3. Употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

– Представь, что к нам прилетела не одна, а много птиц. К нам прилетело много (Кого?) -. сорок, ворон, воробьёв, синиц, …

4. Дидактическая игра «Лунтик и бублики»

Цель: составление простых предложений..

Задачи:

1. Автоматизация звука Л в словах, предложениях.

  • Ребенку предлагается назвать все бублики, которые принёс Лунтик, при этом нужно правильно проговаривать звук Л.
  • Ребенку предлагается придумать предложение по заданной схеме.

5. Упражнение «Один-все» (Автоматизация звука Ш.)

Цель: употребление существительных в именительном падеже множественного числа.

Логопед называет один предмет, а ребенок называет несколько по образцу: «Ромашка -ромашки, мышь –мыши», … и т.д.

6. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: образование слов антонимов, т.е. подбор слов с противоположным значением.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Что это такое, как и зачем
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Коррекционная педагогика
  • Развитие лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков речи у детей с ОНР

Развитие лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков речи у детей с ОНР

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Развитие лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков речи у детей с ОНР

(из опыта работы)

Александрова Наталия Борисовна,
учитель-логопед первой квалификационной категории
школы №349 Санкт-Петербурга

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и закрепление звукопроизношения с использованием дидактических игр

Задачи:

  • Развивать словарный запас детей по всем лексическим темам
  • Познакомить детей со способами словообразования
  • Закрепить навыки по словоизменению всех частей речи
  • Автоматизировать поставленные звуки в словах и предложениях

Актуальность темы:

У детей 5-6 лет с ОНР возникают трудности в овладении лексическими средствами языка и грамматическим оформлением речи. Для преодоления трудностей в развитии речи мною разработаны специальные дидактические игры. Эти игры используются на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми. Целью дидактических игр является формирование грамматических категорий, развитие словарного запаса и автоматизация поставленных звуков речи в разных позициях. На логопедических занятиях отрабатываются функции словоизменения и словообразования в процессе игры, что позволяет вызвать интерес ребёнка к изучаемой теме и ускорить автоматизацию и дифференциацию звуков. Если ребёнок с трудом образует новые слова, это значит, что задерживается развитие словарного запаса.

Ошибки в речи детей с ОНР:

При образовании формы множественного числа возникают сложности в образовании существительных среднего рода.

Ухо – ухи, окно – окны, ведро – вёдры

Распространённые ошибки возникают при согласовании существительных с числительными.

1 окно – 5 окнов,1 дерево – 5 дерев

При образовании существительных с суффиксами многие дети допускают ошибки либо вовсе не образуют новые слова.

При образовании прилагательных от существительных притяжательные прилагательные дети могут образовать только по образцу (лисья – волчья), а относительные прилагательные дети образуют с ошибками.

Сок из сливы – сливочный, сок из граната – гранатный

Довольно часто в речи детей встречаются замены или пропуски предлогов

На заборе сидит ворона. – В заборе сидит ворона.

Кошка играет с клубком. – Кошка играет клубок.

У детей с ЗПР функция словообразования менее сформирована, чем функция словоизменения. В экспрессивной речи отмечается опускание, отсутствие и смешение некоторых предлогов. Наблюдаются парафазии. Отсутствие глаголов или замена словом ” идёт”. Пассивный словарь больше активного.

Способы и приёмы работы:

Для того чтобы ребёнок мог употреблять все грамматические формы слова необходимо исправлять ошибки, подчёркивать голосом нужную часть слова, использовать многократные повторения, а также приводить аналогичные примеры слов.

Наряду с общепринятыми приёмами обучения можно использовать те приёмы, которые требуют самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

В логопедических играх развитие словоизменения и словообразования происходит на материале лексических тем совместно с автоматизацией и дифференциацией звуков.

Дидактические игры:

При изучении лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» отрабатываются грамматические категории числа существительных, предложно- падежные конструкции, образование прилагательных от существительных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Используются разнообразные игры, в которых ребёнок подбирает картинки по цвету, по аналогии, по звукам (игра «Разноцветные овощи», «Клубничка», «Вкусные истории», «Составь предложение»). Данные игры помогают автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки в спонтанной речи.

Д.И. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОВОЩИ»

  • активизация словаря по теме «Овощи»
  • согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже
  • автоматизация звука Л в словах и предложениях
  • закрепление оттенков основных цветов

ОПИСАНИЕ: детям предлагается подобрать овощ по цвету, затем назвать цифру, цвет и овощ.

При изучении лексических тем «Осень», «Деревья», «Грибы» отрабатываются грамматические конструкции существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление в речи простых предлогов, предложно-падежные конструкции. Используются игры, где ребёнок собирает или раскладывает картинки по звукам и составляет предложения с предлогом (игра «Корзинки», «Кленовое дерево», «Грибочки»). Эти игры способствуют закреплени поставленных звуков речи.

Д.И. «КЛЕНОВОЕ ДЕРЕВО»

  • активизация словаря по теме «Осень. Деревья»
  • употребление в речи простых предлогов
  • автоматизация и дифференциация звуков Ш,Ч в словах

ОПИСАНИЕ: детям предлагается повесить листья со звуком Ш на одно дерево, а со звуком Ч на другое дерево.

При изучении лексических тем «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь» отрабатываются грамматические конструкции с предлогами, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с числительными, образование относительных прилагательных. В работе используются игры, в которых ребёнок может подобрать сходную картинку к образцу, собрать картинку из нескольких частей, подобрать картинку к силуэту, подобрать картинку к схеме (игра «Тапочки», «Хозяюшка», «Чашка с блюдцем», «Лото. Одежда», «Кресло для собаки», «Настольная книга»). Игры направлены не только на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков речи, а также развивают мелкую моторику, зрительное внимание и соотнесение картинки с символом.

Д.И. «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»

  • активизация словаря по теме «Посуда»
  • употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
  • автоматизация звука Ч в словах

ОПИСАНИЕ: детям предлагается подобрать парную картинку, привязать карточки друг к другу и назвать слова.

При изучении лексических тем «Зима», «Новый год», «Игрушки» отрабатываются грамматические категории числа существительных, образование существительных множественного числа, образование форм дательного и винительного падежей существительных, образование суффиксов существительных. ( игры «Бусы», «Ёлочки», «Кто кого видит», «Катины подарки»). В данных играх важной задачей является автоматизация и дифференциация звуков, а также развитие фонематических функций.

  • активизация словаря по теме «Игрушки»
  • употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами
  • автоматизация звуков Р, Л, Ш, С в словах

ОПИСАНИЕ: детям предлагается собрать пирамидку с картинками, в названии которых есть заданный звук и назвать слово «ласково».

При изучении лексических тем «Животные», «Птицы», «Рыбы» отрабатываются грамматические категории множественного числа существительных, падежные формы существительных, употребление предлогов, согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже. Используются игры, в которых у детей формируется слоговая структура слов, мелкая моторика, зрительная память и фонематические функции. ( игры «Рыбки», «Аквариум», «Накорми животных», «Около пенька», «Снегири», «Найди зверя», «Найди пару»). Эти игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков речи.

Д.И. « НАЙДИ ЗВЕРЯ»

  • активизация словаря по теме «Дикие животные»
  • образование прилагательных от существительных
  • автоматизация звука Р в словах и предложениях

ОПИСАНИЕ: детям предлагается разложить зверей в соответствии с буквой на карточке и подобрать слоговую схему.

При изучении лексических тем «Весна», «Насекомые», «Транспорт» отрабатываются грамматические конструкции с предлогами, согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже. Используются игры, в которых у детей развиваются фонематические функции и зрительное внимание. ( игры «Солнышко», «На полянке», «Цветочки и бабочки», «Жуки», «Семена», «Самолёты», «Светофор», «Сколько»). Данные игры помогают автоматизировать и дифференцировать звуки в самостоятельной речи ребёнка.

  • активизация словаря по теме «Весна»
  • согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже
  • автоматизация и дифференциация звуков Ч, Ш, С, Л в словах

ОПИСАНИЕ: детям предлагается разложить лучики с заданным звуком и назвать число и картинки.

Изображения игр представлены в разделе фотографии

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: