Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком
Рубрика: Педагогика
Дата публикации: 14.09.2016 2016-09-14
Статья просмотрена: 4019 раз
Библиографическое описание:
Боровик, М. И. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком / М. И. Боровик, Н. О. Карасева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/122/33732/ (дата обращения: 18.01.2022).
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Успех коррекционно-воспитательная деятельность педагога-логопеда в значительной степени зависит от активного и квалифицированного участия родителей в процессе речевой коррекции, в воспитании и обучении ребенка. С ребенком, имеющим речевые нарушения, необходимо заниматься не только в образовательных и коррекционных учреждениях, но и дома, в кругу семьи — в первичной, в наиболее важной и авторитетной ячейке социума для маленького человека, по возможности привлекая к процессу коррекции всех членов семьи.
Однако, даже самые активные и любящие родители как правило не имеют необходимых педагогических знаний и умений, и, в результате, не уделяют ребенку, имеющему нарушения речи, достаточного времени и внимания, либо вовсе отстраняются от проблемы, в наибольшей мере возлагая ее на специалистов. Не менее пагубны также ошибочные методы домашней коррекции, прилагаемые родителями с самыми лучшими намерениями, но без должной коррекционно-педагогической и психологической квалификации.
Таким образом, инициатива формирования такого сотрудничества должна исходить от учителя-логопеда. Список задач достаточно широк: необходимо сформировать комфортную и доверительную общую образовательную среду; внятно и исчерпывающе разъяснить родителям значимость и методику речевой коррекции; добиться активного и правильного участия родителей в воспитании ребенка; объяснить необходимость закрепления успехов, достигнутых на занятиях; снабдить необходимыми для этих целей педагогическими инструментами и обеспечить средствами связи.
Все семьи разные, и подход в каждом отдельном случае приходится выстраивать индивидуально. В случаях, если родители пытаются взвалить всю работу на специалистов, необходимо провести серьезную просветительскую работу и правильно мотивировать на кропотливую совместную работу с логопедом и ребенком. Если родители чрезмерно активны, следует дать понять, что для коррекции речевого развития куда важнее и эффективнее спокойная и последовательная работа, чем завышенные ожидания и головокружения от возможных сиюминутных успехов. В тех случаях, когда родители не столь серьезно обеспокоены речевыми проблемами ребенка в надежде, что «само исправится», специалисту необходимо не только объяснить важность коррекционной работы, но и постоянно напоминать, побуждать и интересоваться успехами ребенка в домашней работе. Если же семья неблагополучная, и родители достаточно равнодушны, педагогу придется брать основную работу на себя, и/или изыскивать альтернативные методы воздействия на ситуацию. Универсальных рецептов для каждого конкретного случая нет, и каждый раз учителю-логопеду приходится не только учить, но и учиться самому.
Однако есть универсальные педагогические приемы и методы, сильно облегчающие задачи логопеда. Такие приемы и методы вполне можно разделить на четыре вида: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие.
- Родительские собрания;
- Семинары и практикумы (тренинги);
- Круглые столы.
- Анкетирование;
- Собеседования;
- Консультации;
- Тетради домашних заданий;
- Еженедельные итоговые выписки.
- Буклеты, информационные листки и газеты;
- Открытые занятия;
- Логопедическая библиотека;
- Сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы.
Объединяющие методы: совместная подготовка и участие родителей и детей в праздниках, выступлениях, играх и развлечениях.
Важнейший инструмент выстраивания равноправного сотрудничества специалистов и родителей — родительские собрания. На первых собраниях родители получают первичные сведения о структуре данного учреждения, о правилах и распорядке, о целях и задачах специалистов, о динамике прошлых курсов и т. п. Очень хорошим подспорьем в данном случае могут служить видеоматериалы, демонстрирующие успешную работу логопедов, нейропсихологов и других специалистов. Кроме того, такие собрания служат еще и спаечным инструментом, превращающим ранее незнакомых индивидуумов в коллектив, объединенный общими целями, чаяниями и задачами. Специалист обязан донести безмерную важность общей ответственности за будущее каждого ребенка и обозначить методы решения задач, как для логопеда, так и для родителей, выступающих в роли учителей.
Последующие родительские собрания должны проходить под девизом «Наши дети молодцы!» (положительная динамика). Ни в коем случае нельзя публично хвалить одних детей и их родителей и обозначать проблемы с другими, рискуя потерять с таким трудом налаженный психологический контакт. Вся существующая проблематика должна быть вынесена с коллективного уровня на индивидуальный.
Тайминг родительских собраний должен быть составлен таким образом, чтобы оставалось достаточно времени для вопросов и ответов на них. Вопросы возникают у каждого родителя, но задают их, в силу индивидуальных особенностей, отнюдь не все. Как показывает практика, вопросы, за редким исключением, в целом довольно стереотипны, так что ответы на волнующие темы получают все, и более активные родители, и менее активные.
Семинары и практикумы служат, прежде всего, для помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий в кругу семьи. Здесь родители учатся правильному обращению с тетрадями для домашних работ. Здесь получают организационные, логопедические и психологические знания и умения, обучаются использованию разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики, приемам развития мелкой моторики, внимания, мышления, усидчивости и т. п. Каждый семинар должен быть предельно конкретным, нацеленным на решение актуальных на данный момент времени коррекционных и педагогических задач. Каждый семинар должен быть подкреплен практическими демонстрациями и отработкой приемов коррекционной работы, наглядными пособиями, информационными листками и брошюрами.
Еще большему прорастанию горизонтальных связей педагогическо-родительской среды способствуют круглые столы. В отличие от семинара, девиз которого «Практика, и еще раз практика», круглый стол служит для повышения педагогической культуры родителей. Для теоретического обоснования педагогической, психологической и коррекционной работы с детьми проводить круглые столы можно как в любом учреждении, так и в кругу семьи. К участию в круглых столах с родителями необходимо привлекать как можно большее количество специалистов — логопедов, психологов, врачей, административных работников. Повестка круглого стола состоит из нескольких докладов на волнующие родителей темы, с разъяснениями и дополнениями других специалистов. После выступлений проводится их широкое обсуждение в форме обмена мнениями. Необходимо помнить, что формат круглого стола подразумевает благожелательную, но жесткую модерацию, не позволяющую собеседникам далеко выходить за рамки обозначенной дискуссии из оправданного опасения потери структуры мероприятия и ухода от его целей и задач.
Начинать выстраивать плодотворные взаимоотношения с родителями необходимо уже на стадии сбора первичного анамнеза, с собеседований и анкетирования. Важно максимально близко познакомиться с каждой семьей, создать атмосферу взаимного доверия, показать необходимость и доказать искреннюю заинтересованность в полноценном речевом развитии ребенка. Для этого придется учитывать индивидуальные особенности каждой семьи: ее состав, культурный уровень, условия жизни, степени занятости каждого члена семьи, уровень активности родителей и уровень готовности идти на доверительное сотрудничество с логопедом. Более того, на стадии знакомства весьма рационально использовать комплексный подход: используя данные, полученные не только в очном и заочном общении логопеда с родителями, но и данные, полученные при общении родителей с психологом и врачами т. п.
После первичного собеседования проводятся индивидуальные консультации. Чаще всего они требуются родителям, чьи дети испытывают трудности в улучшении качества речи, нуждаются в медикаментозном вмешательстве и в наблюдении другими специалистами. В рамках таких консультаций подробно рассматривается дальнейший коррекционный маршрут ребенка в каждом конкретном случае.
Тетради домашних заданий — главный инструмент, посредством которого родители получают своевременный набор игр и упражнений для закрепления навыков, знаний и умений, полученных на логопедических занятиях, а также конкретные методические рекомендации для выполнения именно этих упражнений. Традиционные обычные «школьные» тетради, которые заполняются родителями на основании карточек с домашними заданиями, целесообразно заменить небольшими папками с вложенными в них пустыми файлами. В такой файл удобно вкладывать одноразовые карточки большого формата, с уже подготовленными полями для решений. Кроме этого тетрадь может и должна быть использована в качестве главного средства оперативной связи между специалистами и семьей ребенка. Каждое задание должно сопровождаться специальным полем, в котором родители смогут оставлять свои заметки, вопросы, беспокойства и пожелания, а логопед — свои ответы и замечания. Практика показывает, что подобная интерактивность в наибольшей мере способствует вовлечению родителей в воспитательно-образовательный и коррекционно-педагогический процесс, крайне наглядно и действенно формирует близкие доверительные отношения родителей и педагогов.
Информационные листки раздаются родителям после родительских собраний, семинаров и плановых консультаций. Их задача — конкретизация поднимаемых на собраниях и обсуждениях тем, целей и методов проведения логопедических занятий, здесь же описывается необходимый для успешной работы с ребенком инструментарий и оглашаются рекомендации по графику и распорядку домашней работы. Кроме того, информационные листки служат приглашением родителей на логопедические занятия.
Родители должны иметь свободный доступ к фронтальным и персональным занятиям в дошкольных образовательных учреждениях. На таких открытых занятиях взрослые могут наглядно ознакомиться с приемами и методами коррекционной работы для последующего применения их в домашних условиях, научиться правильной комбинаторике выполнения целевой речевой работы и развитию высших психических процессов, важных для адаптации ребенка в обществе. Родителям вовсе необязательно оставаться пассивными наблюдателями открытых занятий, очень полезно включать их в педагогический процесс как равноправных его участников. Таким образом родители проходят логопедическую практику, обретают понятие о правильных реакциях на успехи и проблемы ребенка, и одновременно раскрепощаются, налаживают реально действующие контакты с детьми и специалистами.
Крайне полезным подспорьем в общей коррекционной деятельности служит доступная каждому родителю логопедическая библиотека-игротека. Важно собирать в ней не только специальную литературу, не только все без исключения пособия, используемые для занятий и игр дома, интересные статьи и книги, но и оригинальные дидактические материалы и инструменты, созданные педагогами и родителями, аудио-видео документы, работы детей. Логопед всегда должен быть готов предложить родителям те материалы и инструменты, которые необходимы для более эффективного развития именно их ребенка.
Не стоит упускать из виду и современные информационные технологии. Для собраний, семинаров, практикумов и круглых столов отлично подойдут своевременные компьютерные презентации. Короткие, но красочные игровые и учебные презентации служат великолепным инструментом удержания внимания ребенка на групповых и индивидуальных занятиях. Массу полезной для родителей информации можно разместить как на официальном сайте учреждения, так и в социальных сетях. В тех же сетях крайне удобно дублировать актуальную стендовую информацию, давать анонсы мероприятий и приглашать на них родителей. Так же помогает налаживанию единой педагогическо-семейной среды переписка по электронной почте и информационная лента логопеда в формате «вопрос-ответ».
Еще один, не менее важный метод взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком, на который необходимо обратить пристальное внимание — это совместное участие в подготовке и реализации речевых проектов: тематических утренников, праздников, выставок художественных работ и прочих развлечений, демонстрирующих прогресс ребенка в результате совместной коррекционной работы. Участие в подобной творческой деятельности — мощнейший фактор, стимулирующий сотрудничество, доверительность и совместную ответственность родителей и специалистов. Другими словами — идеальный тимбилдинг.
Совершенно очевидно, что только равноправное сотрудничество логопеда, психологов, медработников и родителей — важнейшее условие успешной коррекционной работы с детьми по исправлению речевых недостатков, имеющих непосредственное негативное влияние на умственное и нравственное развитие подрастающего поколения. Более того, необходимо сделать равноправным участником такого сотрудничества и самого ребенка.
- Закон РФ «Об образовании», М., 2008.
- Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
- Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2010. № 3.
- Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.
- Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Доронова Т. Н. и др. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
- Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» Детство-Пресс, 2012.
- Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Сотрудничество логопеда и родителей на логопунке
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Бесплатные занятия с логопедом
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
1. ПРИНЦИПЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.
Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:
–сотрудничество – учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
–индивидуализация-ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
–непрерывность и эффективность обратной связи – осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
– комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.
2. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.
Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:
· Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
· Объединить усилия для развития и воспитания детей;
· Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
· Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:
· Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
· Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.
1.3. Направления работы педагога с родителями
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Основными направлениями логопедической работы с родителями являются:
В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:
· Ознакомление с результатами логопедического обследования.
· Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.
· Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.
· Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.
· Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.
· Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.
· Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.
· Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Коррекционно-обучающая работа предполагает:
· Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.
· Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.
· Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.
· Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.
К мониторинговой работе относится:
· Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.
· Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.
· Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.
· Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
· Анализ качества двухстороннего сотрудничества.
Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:
Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями
· Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
· Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
· Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
· Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
· Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
· То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
· Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат – это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей – важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей в ДОУ
статья по логопедии (старшая группа)
Формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_raboty_s_semyoy.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
- Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьей в ДОУ.
Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей, приходишь к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. А в современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. И задача педагогов создать такие условия, использовать такие формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным, продуктивным и шло на пользу в достижении общих целей.
Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.
Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:
– работа с родителями велась не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
– родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.
Эти формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.
В современных же условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.
Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Из своего многолетнего опыта работы могу сделать вывод, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.
Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:
Информационное:
– знакомство с первичными, ромежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
– знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами развития детской речи;
– знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.
Образовательное:
– привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;
– обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;
– формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.
Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников
При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:
1. Создание у родителей объективного положительного образа ребенка . Учитель-логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.
2. Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ . Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.
3. Установление доверительных отношений . Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфедициальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.
4. Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка . Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.
Современные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.
Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний: «Результаты обследования речи детей на начало учебного года»,”Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы”, “Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”, “Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму”, “Итоги коррекционной работы за год”. Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «логопедической гостиной». Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.
Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.
Создание групп активных родителей в различных интернет-сообществах . Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родителя в свою очередь, быть в курсе новостей, делится друг с другом информацией об образовательном процессе даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка в ДОУ.
Тестирование и анкетирование . Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей.
Домашние игротеки . Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”, “По дороге в детский сад”, “В свободную минутку”.
Копилка методических рекомендаций. Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.
Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.
Родительские пятиминутки. Рекомендуются при работе как в логопедической группе, так и на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации.
Семинары – практикумы. На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, опробировать на себе некоторые виды пособий, которые логопед использует на занятиях. Как правило, такие практикумы имеют у родителей очень положительные отзывы сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.
Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.
Праздники, развлечения, логопедические КВНы, викторины . Для участия привлекаются родители. В конце года или в течении года родители приглашаются на данные праздники, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год. Что важно, родители также становятся активными участниками данных мероприятий.
Совместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети и, конечно же, специалисты. Например, родители совместно со своими детьми активно участвуют в создании книг сказок о весёлом язычке, создают иллюстрации к книжкам-раскладушкам и т. д.
Использование коммуникационных сервисов социальных сетей и мессенджеров для общения с родителями.
Позволяет логопеду осуществлять эффективную обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность в любой момент задать интересующий вопрос специалисту и получить быстрый ответ без личной встречи с ним. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
– специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
– информационные стенды;
– тематические выставки книг;
– пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи “от руки”, но плакаты и фотографии.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ.
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
Данный материал содержит сообщение из опыта работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников.
Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.
Презентация по теме”Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС” и коментарии к презентации.
Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.
Презентация по теме”Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС” и коментарии к презентации.
отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников
отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
сообщение к педагогическому мероприятию”Современные подходы ДОУ и семьи”
рассказывается о взаимодействии ДОУ И семьи на новом уровне.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта
Ирина Орешина
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта
Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в образовательном учреждении, так и в семье. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит – сотрудничество, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники. Я работаю учителем-логопедом на логопедическом пункте ДОУ, поэтому я хочу описать технологию взаимодействия учителя-логопеда и родителей. В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя-логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет, нуждающихся в ранней логопедической помощи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, дизартрия и т. д., составляющие 15-25% из числа принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя-логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям. Для меня интересен вопрос, как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.В самом начале работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.
2. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.
3. Разработать и внедрить в практику работы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.
4. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.
5. Организовать взаимодействие с родителями детей младших групп.
Основными направлениями работы были выбраны:
• изучение семьи и установление контактов с ее членами;
• повышение педагогической культуры родителей;
• совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;
• создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.
Сотрудничество с родителямия стараюсь осуществлять в следующих формах:
• родительские собрания;
• конкурсы и выставки пособий;
• родительские пятиминутки;
• консультации, семинары, тренинги;
• библиотека для родителей;
• просмотр индивидуальных занятий;
• тетрадь для домашних заданий;
По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых мы используем новые технологии. Поэтому более подробно мы рассмотрим именно их. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя-логопеда с родителями, начиная с 2-летнего возраста. В настоящее время почти у половины детей в той или иной степени наблюдается задержка речевого развития, когда дети 2-х и даже 3-х лет практически ничего не говорят. А многие родители не обращают на это должного внимания, считают “само пройдёт”. Есть родители, которые обеспокоены данной ситуацией, но не знают, как помочь ребёнку. Цель совместной работы учителя-логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с задержкой речевого развития, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным. На первом этапе работы необходимо познакомить родителей с тем, что должен уметь ребёнок данного возраста. Эта работа проводится на родительском собрании в форме презентации “Речевое развитие ребёнка 3-х летнего возраста”. Цель логопеда– организовать совместные занятия: ребёнок-логопед-родители. Для совместных занятий по результатам обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребёнка были приглашены пять семей, нуждающихся в коррекционной работе с детьми 2-3 лет. Занятия построены по системе коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т. А. Датешидзе [1], где корректировка речевого дефекта происходит параллельно с работой, стимулирующей развитие ребёнка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б) развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
в)пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;
г) развитие графических навыков.
Занятия в форме совместных игр можно проводить во 2 половине дня. Для эффективности обучения родителейэлементарным методам работы с детьми занятия проводятся в три этапа:
I. На первом этапе учитель-логопед работает с детьми самостоятельно. От родителей требуется повторять задания, копировать логопедические действия и их последовательность.
II. На втором этапе родители участвуют в отдельных эпизодах занятий с детьми (совместная пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика).
III. На третьем этапе родителям предлагается закончить начатое логопедом упражнение или самостоятельно выполнить с детьми задание.
Следует отметить, что после проведённого занятия мы вместе с родителями обговариваем его ход, задания и упражнения, которые были использованы, уточняем, какие задачи были поставлены и с помощью чего они решались. Кроме того, родителям выдаются памятки для закрепления полученных знаний дома. Всё это также позволяет родителям повысить их грамотность в области, развивающей и коррекционной педагогики, побуждает в них интерес и желание учувствовать в воспитании и развитии своего ребёнка.
Для более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников проводятся тематические консультации под общей рубрикой «Советы логопеда». В помощь родителяммы осветили такие темы как:
1. Зачем язычку делать зарядку?
2. Почему сначала звуки, а потом буквы?
3. Как руки язычку помогают?
4. Почему с ребенком нужно долго разговаривать?
5. Как сделать речь грамотной?
6. Поговорим о связной речи.
1. Речевая среда – что это?
2. С чего начинать обучение грамоте?
3. Зачем столько знать о звуках?
4. Что такое предшкольный возраст?
5. Скоро в школу… (формирование в семье предпосылок учебной деятельности).
6. Игровые приёмы развития речевого дыхания.
1. Могу, но не хочу (как воспитать у ребенка желание читать).
2. Литературное развитие дошкольников.
В рубрике «Домашняя игротека»помещается следующий материал:
1. Игры на кухне.
2. В свободную минутку.
3. По дороге из детского сада и др.
Наряду с тематическими консультациями я готовлю памятки для родителей, в которых в сжатой форме отражается содержание основных консультаций учителя-логопеда. Среди них можно отметить такие, как «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Фонематический слух основа правильной речи», «Рассказываем стихи руками» и др. Памятки распространяются на родительских собраниях.
Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, проводятся родительские тренинги, выставки речевых игр и пособий. На одной из родительских встреч мы провели выставку пособий на развитие фонематического слуха. Родители, представляя своё творение, рассказывали присутствующим, как изготовить интересные игры из подручного материала в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей.
Следует отметить эффективность использования такой формы работы как информация на стенде. Её можно увидеть в групповой раздевалке, в холле детского сада. В этой информации присутствует логопедическая направленность, где отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей.
Кроме того, сейчас мы создаём в детском саду «Библиотеку для родителей», которая помогает повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии. Мы накапливаем материал, который родители могут взять домой. Это прежде всего литература, как художественная, так и методическая, а также дидактические игры, ориентированные на развитие речи.
Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем-логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.
1. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб. : Речь, 2004 г.
2.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А Михайловой, Л. М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб. : Детство-Пресс, 2010 г.
3. Поваляева М. А. Справочник логопеда. : «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.
Мини-музей «Буквы», как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях логопедической группы детского сада. “Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”. В. А. Сухомлинский На определенном.
Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием.
Работа с родителями учителя-логопеда Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями, как одно из.
Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Сообщение на тему: «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Елена Караганова От слаженности.
Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников Развитие речи дошкольников – необходимое условие для личностного развития ребенка. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.
Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГОС ДО
В системе дошкольного образования произошли изменения: принят Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования утверждает основные принципы, такие как, содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми и окружающим миром. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка.
Предполагается активная роль родителей в коррекционном процессе.
В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но, к сожалению, родители практически устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса.
Ожидаемый результат: создание психологической готовности семьи к сотрудничеству.
2. Концептуальный этап.
Реализация системы мероприятий: проведение родительского круглого стола помогает объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс образовательной деятельности с квалифицированной коррекцией и воспитания детей.
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей или педагогов.
Ожидаемый результат:
• развитие качеств и умений, способствующих личностному росту педагога и родителя;
• совместное обсуждение полученных сведений по речевому развитию;
• формирование адекватного отношения членов семьи к личности ребенка.
3. Деятельностный этап.
На данном этапе происходит практическая реализация программы мероприятий с одновременной текущим обследованием, анализом результатов. Так же проводится обучение родителей коррекционным приемам работы с ребенком в семье, формируются предпосылки к созданию коррекционно-оздоровительной среды в семье, закрепляются умения у родителей использовать полученные в ходе обучения знания в условиях семейного воспитания.
Перечень мероприятий: тематические консультации, семинары-практикумы для родителей, выступления на родительских собраниях, буклеты для родителей, изготовление игр по развитию речи родителями для домашнего пользования, работа с индивидуальными папками-тетрадями, электронная библиотечка для родителей.
Ожидаемый результат:
• подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности с детьми;
• обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям;
• применение знаний родителями при выполнении домашних заданий, технологий, освоенных на практических занятиях;
• выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей;
• формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях через систему консультирования.
4. Рефлексивно-диагностический этап.
На данном этапе проводятся логопедический мониторинг, диагностика, совместный анализ результатов, принимаются решения о прекращении логопедической работы с ребенком или ее продолжении, родители получают рекомендации о дальнейшей деятельности.
Выводы:
По итогам осуществления мероприятий взаимосвязи с семьёй можно сказать о том, что успех логопедической помощи детям с речевой патологией во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Установление партнерских взаимоотношений с родителями является важным условием успешности коррекционного воздействия.
Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет:
• обеспечить непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье;
• повысить эффективность устранения речевых недостатков;
• активизировать и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей;
• достичь более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.
«Технология взаимодействия логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта»
«Технология взаимодействия логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми в условиях логопункта».
МОУ детского сада № 90 г. Волгограда.
В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в массовые дошкольные учреждения стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедического пункта. Поэтому основными помощниками логопеда в коррекционной работе с детьми могут стать родители. Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка. Однако часто они не уделяют должного внимания тем или иным речевым нарушениям. Это связано с несколькими причинами: родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом они исправятся сами собой.
Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической работе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома, занимаясь с детьми.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка, вооружить их способами коммуникации и доступными приемами коррекции; создать определенную положительную мотивационную направленность на преодоление речевого дефекта. Во-первых, родители являются авторитетом для своего ребенка, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если логопед, воспитатели и родители станут действовать согласованно.
Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями.
Одна из основных задач коррекционно-логопедической работы, осуществляемой на логопедическом пункте МОУ детского сада № 90, является привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.
В связи с этим, нами были систематизированы и разработаны комплексные мероприятия, способствующие повышению эффективности логопедической работы и оптимизации сотрудничества логопеда и родителей в целях устранения речевых недостатков у детей.
Отобрать наиболее эффективные формы и методы работы с родителями нам позволяет:
-
Комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, логопедического обследования. Изучение семьи ребенка с помощью бесед, опросов, анкетирования. Составление перспективного плана коррекционно-развивающей работы с родителями. Разработка и использование домашних заданий (включение родителей в активное взаимодействие с ребенком дома). Использование различных форм работы с родителями (коллективных, наглядных, индивидуальных) с целью усиления просветительского аспекта работы логопеда и повышения педагогической компетентности родителей. Анализ результатов коррекционного обучения.
Система «логопед-родитель-ребенок» будет успешно функционировать в том случае, если между педагогом и родителем определены общие цели и задачи, а их отношения строятся на доверии и доброжелательности. И, конечно, педагог не должен забывать об общей культуре взаимоотношений, педагогическом такте, о ранимости родительских чувств. Педагог, обладая знаниями возрастных особенностей детей и содержанием образовательно-воспитательных задач на каждом этапе развития, в ходе взаимодействия с заинтересованными членами семьи должен повысить их педагогическую компетентность и вооружить необходимыми практическими навыками для решения насущных задач.
Учебный год для логопеда логопедического пункта начинается, когда ребёнок зачислен на логопедические занятия: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье, и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания.
Работа начинается с анкетирования, бесед и опросов, целью которых является изучение потребностей родителей и их уровня знаний о проблеме.
Далее проводится углубленное логопедическое обследование детей.
На основании полученной информации о речевом уровне детей, их родителях были определены основные направления коррекционной работы с ними.
По результатам диагностики составляется план коррекционно-образовательных мероприятий, включающий в себя как традиционные формы работы, так и нетрадиционные.
Непрерывная связь с родителями в коррекционно-логопедическом процессе осуществляется нами с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.
Коллективную работу можно представить в нескольких видах:
– Родительские собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме: игра «Счастливый случай», круглый стол, КВН. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям уделяется особое внимание, тщательно готовится их проведение, анализируется каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.
– Консультации, семинары строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения различных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
Нетрадиционная форма работы с родителями, которая успешно мною используется
– подгрупповые открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). Вначале эти занятия проводит сам логопед, а родители наблюдают, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы. Затем можно привлекать родителей к участию в занятиях вместе с детьми. “Вооружившись” знаниями на консультациях и индивидуальных практикумах, они становятся равноправными участниками. Они обучаются приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное – создается эмоциональный контакт между ними.
– Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В нашей библиотеке есть все пособия, используемые на логопедических занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
– Речевые праздники, проводимые как итог проделанной работы, очень полезны для развития коммуникативных умений и навыков детей, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей.
Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.
– Анкетирование, беседы, опросы родителей играют немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, эти вопросы учитываются при планировании работы с семьёй.
– Индивидуальные практикумы, позволяют обучить родителей эффективным методам домашней коррекции речи (артикуляционная гимнастика, коррекция звукопроизношения, упражнения для развития дыхания). Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приходят на просмотр – индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является
– тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” – взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Задания по исправлению звукопроизношения даются два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое, то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.
Наглядная форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно, поэтому, используя разнообразные формы наглядности: речевой уголок, экран звукопроизношения, папки-передвижки, компьютерные презентации, видеотека, повышается активность родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.
Исходя из выделенных направлений работы, был разработан универсальный вариант перспективного планирования.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями на год
Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»
Данный проект разработан с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Полезен и для детей 6-7 лет массовых групп детского сада.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»»
Тема проекта: «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный проект
Участники пректа: дети с ОНР 3 урвня 6-7 лет
Актуальность
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К. Д. Ушинский отмечал, что «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
Сформированность звуковой стороны речи – ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц), шипящих (ш, ж), аффриката (ч, щ), соноров (л, р);
Сформированность фонематических процессов – умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу – умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
Знакомство детей с терминами: “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послоговогочтения.
Проблема проекта: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.
Проект «Профилактика дислексии и дисграфии у детей с общим недоразвитием речи» позволяет решить основные задачи обучения это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.
Цель: Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи с целью профилактики дислексии и дисграфии.
Задачи проекта:
. Развивать фонематические представления для готовности к овладению звуковым анализом и синтезом.
Сформировать у детей готовность к овладению элементарным навыкам письма и чтения.
.Совершенствовать пространственную ориентировку;
Использовать разнообразные методы и приёмы с целью профилактики у детей дисграфии и дислексии..
Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.
Вовлечь родителей в совместный процесс при подготовке детей к обучению грамоте.
Научить родителей применять игры и игровые упражнения, способствующие обучению грамоте детей.
Предполагаемый результат проекта:
Создать предпосылок к грамотному овладению письмом и чтением.
Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
Четко дифференцировать звуки родного языка;
Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.
Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Сроки разработки и реализации проекта: долгосрочный 1 год
Ресурсы проекта:
материально-технические ресурсы: – информационно-деловое оснащение проекта; – наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;
материал для детской продуктивной деятельнсти;
кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;
Планирование и реализация проекта
1 этап Подготовительный
Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.
Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения
Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
Организация методической работы.: анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
Составление перспективного плана мероприятий.
2 этап Основной
форма и содержание
Диагностика уровня развития речи.
выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
Логпед, воспитатели, родители
1. Родительское собрание с элементами фасилитации «Проблема диграфии и дислексии у детей детей с ОНР»
2. Беседа с детьми на тему «Как хорошо уметь читать»
3. Чтение худ. Призведения Драгунский В.И. «Заколдованная буква»
4. Д)И на дифференциацию понятий «звук – буква»
Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте
Воспитывать у детей желание к обучению грамоте.
Логпед, воспитатели, родители, дети
1. Д/И на дифференциацию понятий «гласные – согласные», «звук – слов»: «Фонарики», «Ловушки для звуков», «Доскажи словечко»
2. Оформление буклетов для родителей «Игралочка»
3. Логоритмика «Весёлые звуки!»
Развивать фонематические представления и чувств ритма.
Вооружить родителей практическим игровым материалом по теме
Логпед, воспитатели, родители, дети, муз.руководитель
1. Д/И на дифференциацию понятий: «твёрдый-мягкий, звонкий-глухой»:
Игры «Фонарики», «Узнай букву на ощупь», «Дорисуй букву», «Выложи букву», «Пластилиновые дощечки», «Зеркальные буквы»
2.Газета для родителей «Что мы знаем о звуках и буквах»
3. Посетить праздник букваря в школе.
Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Вооружить родителей практическими знаниями .
Преемственность со школой.
Все участники проекта
1. Д/И на дифференциацию понятий «звук – слог»
«Подбери слоги к схеме», «Соедини одинаковые слоги», «Найди вагончик с нужным слогом»
Интерактивная игра « Слоговая азбука», «Буква потерялась», «Телесные прописи»
2. День открытых дверей для родителей.
3. Консультация для воспитателей «Профилактика дисграфии»
Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте
Все участники проекта
1. Д/И на дифференциацию понятий «слог-слово»: «Подбери слово на заданный слог», Слоговое домино»
2. Совместная творческая работа детей и родителей «Изготовление букв». Организация выставки
3. Выпуск книжки-малышки воспитателями вместе с детьми и родителями с пословицами и поговорками о школе и учёбе»
Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Закрепление знаний по теме через творческую работу.
Все участники проекта
11. Д/И на дифференциацию понятий «слово-предложение»: «Составь предложение по заданному слову», «Подружи слова», кроссворды, ребусы.
2. Мастер-класс для родителей: изготовление игра для дома«Фонарики», «Составление схемы к словам, предложениям»
3. Ритмический рисунок слов и интонационная краска слов .
Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Обучить родителей методам и приёмам направленных на профилактику дисграфии и дислексии.
Все участники проекта
1Д/И на Ударение «Магазин»
Прохлопывание ритмического рисунка слова с выделением ударного слога.
Интонационная выразительность и знаки препинания (игры)
2. Собрание для родителей с учителем нач. классов «На пороге школы»
3. Викторина (олимпиада) для детей «На пороге школы»
Развивать фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Преемственность ДОУ и школы
Выявить уровень знаний у детей по теме.
Логпед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов
Итоговое анкетирование родителей.
Итоги психологической готовности детей к школе.
Размещение материала на сайте ДОУ.
Выявление уровня готовности к школе, усвоения материала по проекту.
Распространение опыта по теме.
Логпед, воспитатели, родители, дети, психолог
3 этап Заключительный
Итоговое анкетирование родителей.
Итоги психологической готовности детей к школе.
Размещение материала на сайте ДОУ.
Для реализации проекта использовались методы:
Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений о букве.
Наглядный – наблюдение за показом написания букв, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок – передвижек для родителей, буклеты, памятки. Рассматривание картинок, альбомов, графическое изображение букв. Просмотр видео, презентаций PowerPoint.
Практический – дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, продуктивные виды изобразительной деятельности. Составление схемы слова с использованием цветных кругов. Оформление Азбук для детей с рисунками букв и коллажей «Где спряталась буква?». Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас», фотоотчёт о проделанной работе.
Контрольно-диагностический этап. Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.
– Выявление уровня речевого развития детей.
– Анализ результатов работы по реализации проекта.
– Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.
– Итоговое обобщающее открытое занятие «На пороге школы».
При реализации данного проекта все задачи решены, цель достигнута. Об этом свидетельствуют данные сравнительной диагностики на начало и конец учебного года.
Уровень знаний и умений родителей и педагогов по теме проекта повысился.
1. Нищева Н.В Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. ФГОС. Детство-Пресс, 2016 г.
2. Колесникова Е. В. Издательство: «Учимся составлять слоговые схемы. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. ФГОС ДО», 2016 г.
3. Цуканова С, Бетц Л. «Учим ребенка говорить и читать», 2015 г.
4. Т. Б.Филичева, Г. В.Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада), 1993 г.
5. Гаврилова А. С, Шанина С. А. Логопедические игры. Москва, 2010 г.
6. Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической гнруппы, 2015 г.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос, 1999 г.
8. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН», 2002 г.
9. Доронова Т.Н., Гризик Т.И. На пороге школы. Москва, 2002 г.
10. Рабочие тетради дошкольника. «Солнечные ступеньки». Москва, 2009 г.