Составление творческого рассказа: Что можно сделать для нашего аула для его процветания?

Составление творческого рассказа на тему: «Что можно сделать для нашего аула для его процветания?»

Конспект логопедического занятия для детей класса предшкольной подготовки с ОНР:

Составление творческого рассказа на заданную тему:

«Что можно сделать для нашего аула для его процветания?»

Цель: учить детей творческому рассказыванию, совершенствовать умение подбирать родственные слова, изменять глаголы по лицам, составлять рассказ по серии картинок с последовательно развивающимся действием, отвечать на вопросы распространенными предложениями, закрепить умения в употреблении предлогов, упражняться в использовании диалогической речи.

– познакомить детей с трудом хлебороба, с весенними сельскохозяйственными работами на селе весной;

– развивать логическое мышление — формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

– воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки, серия картинок аппликационные детьми колоса, цветные стикеры, карточки с изображением продуктов питания и картинками, объясняющими их происхождение.

Ход занятия

Психогимнастика (введение в ситуацию занятия)

Каша в поле росла (Дети поднимает руки вверх, шевелят пальчиками).
К нам в тарелку пришла («идут» на месте).
Всех друзей угостим, по тарелке дадим. (В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки).
Птичке-невеличке (машут руками),
зайцу (прыгают на 2-х ножках),
лисичке (показывают),
кошке и матрешке (показывают).
Всем дадим по ложке (Вот какие вы добрые, такими и оставайтесь).

Логопед: Ребята, как вы понимаете «Каша в поле росла?» да, это не « каша» в поле, а пшеница. Вот мы и отправимся сегодня в колхозное поле.

Вступительное слово

Логопед — Какое сейчас время года?

Чтение: Идет весна по городу.

Весна Мартовна Подснежниковна

Весна Апрелевка Скворечникова

Весна Маевна Черешникова

– Почему у весны три отчества (это три весенних месяца)

– Назови фамилию Весны и объясни, как они образовались? (в марте появляются подснежники, в апреле скворцы, в мае распускается черешня).

Логопед: Весна быстро шагает не только по городу, но и по аулу. Какие изменения происходят с наступлением весны в ауле, и какие весенние сельскохозяйственные работы ведутся? Об этом мы узнаем сегодня.

Беседа о весенних сельскохозяйственных работах на поле (смена картинок «Волшебный телевизор»).

– Что это такое? Это техника: комбайн, трактор, сеялка, борона. Для чего это нужно? (ответы детей).

– Люди каких профессий трудятся на поле весной? (дети выбирают картинки с профессиями и рассказывают суть работы той или иной профессии)

Например, я – агроном. Проверяю семена на всхожесть, готовлю их к севу.

Я – комбайнер, ремонтирую технику.

Я – тракторист, ремонтирую технику, обновляю сеялки.

Весной вспахиваю землю, чтобы она была мягкой и рыхлой.

– Какие работы проводятся на поле весной? (пашут, боронуют, сеют, вывозят).

Обобщение

Составление творческого рассказа: «Что бы ты сделал для нашего аула, для его процветания?» Прослушать рассказы детей.

Игра: «Говори правильно и красиво»

– назовите хлеб ласково – хлебушек, хлебец;

– как называется из хлеба приготовленный квас ? – хлебный;

– в чем хранится хлеб? – хлебница;

– как называют людей, которые выращивают хлеб? – хлеборобы;

– как одним словом называются хлебные продукты? – хлебопродукты;

– как называется приспособление для резки хлеба? – хлеборезка;

– как называется предприятие, где выпекают хлеб? – хлебозавод, хлебопекарня;

– как называются люди, которые пекут хлеб ? – пекари;

– приготовление хлеба – хлебопечение.

Физминутка

Я давно весну ждала.

(дети идут кругу, взявшись за руки)

У меня свои дела.

Мне участок в огороде

Ныне мама отвела.

(идут в противоположную сторону)

Я возьму свою лопатку.

(остановились, изображают, как копают)

Я пойду, вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна.

Это любят семена.

(показывают как рыхлят грядку)

Посажу на ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

(идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена).

Закрепление

Логопед: Ребята, давайте послушаем Надю с бабушкой (диалогическая речь — Я.Тайц «Все здесь»).

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила:

– Бабушка, а тут что растет?

– Хлеб?! А булка где?

– И булка здесь, внученька.

– И баранки здесь.

– И прияники здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать, где тут хлеб, где булка, а где пряники?

Читайте также:
Восстановление бытовых навыков у больных с очаговыми поражениями мозга

Логопед: Помогите Наде решить задачку (рассуждения 2-3 детей).

Логопед: Ребята помогите Наде собрать колосок (дети на полу выкладывают из рассыпанных частей один большой колос с зернышками).

Упражнение: «Что сначала, что потом»

На доске вывешивается серия картинок, отображающих логическую цепочку: путь хлеба от пшеничного поля до хлебозавода. Детям предлагается обозначить правильную последовательность цифрами. Затем 1–2-м детям предлагается составить небольшой рассказ.

Обобщение

Игра: «Откуда берутся продукты питания?»

Детям раздаются карточки с изображением продуктов питания и картинками, объясняющими их происхождение.

Задание: Соедините продукты питания стрелочками с картинками, объясняющими их происхождение (Рассуждение детей).

Игра-оживление: «Что сказал бы кусочек хлеба, который выбросили, если бы он умел разговаривать»

«Если бы он умел разговаривать, то…» (рассуждения детей).

Вывод: Ребята, хлеб – это наш главный продукт. Очень много людей трудятся, чтобы вырастить хлеб. Берегите хлеб. Уважайте труд хлебороба.

Итог занятия

– Что нового узнали на занятии?

– Кому что понравилось?

– Как надо относиться к хлебу?

Если вам было интересно и все понятно, то возьмите зеленый стикер и прикрепите на дерево, если есть вопросы, то возьмите желтый стикер и прилепите на наше дерево, если многое осталось непонятным, то возьмите красный стикер. Спасибо за вашу работу.

Гульбаршин Рахимжановна Аристанова,
учитель-логопед

Конспект ООД по аппликации ” Новая улица нашего аула”
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

В продолжение работы над проектом “Моя Родина” предлагаю конспект ООД по аппликации “Новая улица нашего аула”

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к маме, папе, бабушке и дедушке, это корни, связывающие его с родным домом, улицей, аулом.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Данное занятие по аппликации нацелено на то, чтобы вызвать у воспитанников чувство любви к родному аулу и пробудить в них желание внести свой вклад для его развития и процветания.

Скачать:

Вложение Размер
applikatsiya.docx 976.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по аппликации в средней группе

Тема: «Строим дом у нас в ауле»

Программное содержание: продолжать знакомить детей с малой родиной .

Формировать умение резать полоску бумаги по прямой; составлять изображение из частей; создавать в аппликации образ большого дома.

Развивать чувство пропорций, ритма, композиционные умения – при создании панорамы улицы.

Развивать детское творчество.

Прививать любовь к родному аулу.

Воспитывать аккуратность в работе.

Материал: Иллюстрации с видами родного аула, многоэтажных и одноэтажных домов, образец аппликации «Большой дом» (опорные схемы). Бумага размером ½ альбомного листа, прямоугольники из цветной бумаги светлых тонов (на все столы разные) и полоски цветной бумаги для окон, дверей, крыш; ножницы, клей, кисть для клея, салфетка, клеёночка (для каждого ребёнка).

Ребята! Мы с вами продолжаем работу над проектом «Моя Родина». На прошлых занятиях мы с вами уже говорили о том, что родина – это место, где мы родились, где прошло наше детство. И сегодня я предлагаю вам побыть строителями и построить в нашем ауле новую улицу.

Введение в тему:

Дети рассматривают иллюстрации.

– Кто скажет, как называется наш родной аул?

-Что вы видите, когда идёте в детский сад?

– Много ли у нас домов? Какие они?

– Ребята, а из чего строят в нашем селе дома?

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Дома бывают разные…

– В каком доме вы живёте: в одноэтажном или многоэтажном?

– А кто знает название улицы, на которой расположен ваш дом?

Мотивация на творческую деятельность.

– Наше село становится всё больше и больше, появляются новые улицы, новые дома. Воспитатель показывает детям основу для будущей композиции, поясняет.

И вот здесь сейчас простор – земля до самого горизонта и небо. Но скоро – скоро на этом месте поднимутся к самому небу дома, в домах поселятся люди, по дорогам поедут машины…

Вы хотите стать строителями, нашей новой улицы?

– Как вы думаете, сможем мы сейчас построить большие дома из кирпичей? ( Не сможем). А из чего мы сможем сделать многоэтажные дома? ( Из бумаги) – Да, и я думаю, что это нам под силу.

  • Тогда приглашаю вас пройти в нашу творческую мастерскую.

Воспитатель выставляет образец аппликации «Большой дом», выполненный заранее.

– Из каких частей состоит дом? (крыша, окна, корпус)

– Какую форму имеет корпус дома? Крыша? Окна?

Физкультурная пауза .
Целый день тук да тук. Кулачок об кулачок.
Раздаётся громкий стук. Руки в стороны.
Строим дом, дом большой. Руки вверх.
И с крылечком и с окном. Руки перед грудью.
Разукрасим мы дом. Красим руками.
На верху флажок прибьём. Флажок из пальцев.
Будут жить в доме том. Показ Зайка с мишкой и котом.
Стук, стук молотком. (Стучим кулачками)
Строим, строим новый дом. (Пилим)
Ты пила пили быстрей.
Строим домик для друзей.

Правила пользовании ножницаи

  • . Пользоваться ножницами можно исключительно за столом. С ножницами нельзя бегать, прыгать или ходить по помещению.
  • Передавать ножницы можно, держась за сомкнутые лезвия так, чтобы товарищ смог их взять за кольца.
  • Ножницы нужно брать только с разрешения взрослого и первое время пользоваться инструментом можно только в присутствии родителей или взрослых.
  • Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
  • Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться
  • Ножницами нужно работать лезвиями вперед по направлению от себя
  • Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх.

Творческая практическая деятельность

У вас в тарелочке несколько геометрических фигур. (показ прямоугольника для окон). Что это? (прямоугольник)

Что можно сделать из такого прямоугольника? (окна)

Давайте вспомним, как из полоски сделать 2 одинаковых окна? ( согнуть полоску пополам, развернуть и разрезать по линии сгиба)

Таких полосок у вас три. Вам нужно будет сделать 6 одинаковых окон.

А для крыши я приготовила вот такую фигуру. Что это? ( прямоугольник)

На какую фигуру похожа крыша нашего дома? (трапецию)

Как сделать покатую крышу, похожую на трапецию из прямоугольника? ( Срезать углы у прямоугольника, с одной стороны, снизу в верх. Перевернуть деталь и срезать уголок снизу в верх, с другой стороны )

– В первую очередь на необходимо приклеить сам дом. Затем положите дверь посередине нижней стороны домика, аккуратно на одинаковом расстоянии друг от друга раскладываем окна, кладем крышу. Затем, берем по одной детали, кладем на клееночку и наносим клей от середины к краям, промазывая всю деталь. Клей набираем на всю кисть, затем лишнее убираем о край баночки. Кладем кисть, берем полоску обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижимаем салфеткой, промокнув лишний клей.

В процессе работы воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям в вырезывании геометрических фигур для многоэтажного дома; напоминает, поправляет положение пальчиков у детей, держащих ножницы; помогает в соблюдении алгоритма работы (опорные схемы).

Дети рассматривают работы, любуются ими.

– Посмотрите, мы построили целую улицу красивых многоэтажных домов. Вам она нравится? А давайте придумаем нашей улице название? (улица Дружбы)

– Молодцы, ребята! Осталось пригласить наших гостей прогуляться по новой улице Дружбы

Чему учит рассказ “Кавказский пленник” – примеры сочинений

­ Пример сочинения 1

Рассказ “Кавказский пленник” основан на реальном случае, произошедшем с полковником Ф. Ф. Торнау. Офицер во время войны попал в плен, о чем написал журнал “Русский вестник”.

Чему научил этот рассказ именно меня.
Не надо считать себя умнее остальных. Меры предосторожности, основанные явно не на пустом месте, гласили, что нужно ехать только с провожатыми солдатами. Не стоило надеяться, что пронесет.

Война есть война.
Не думай только о себе. Сам погибай, а товарища выручай. Жилин и Костылин вдвоем дали бы отпор татарам.

Но Костылин сбежал, и их обоих взяли в плен.
Нужно оставаться хорошим человеком в любой ситуации. Жилин – образец добропорядочности. Он знал, что выкуп разорит его маму, поэтому отправлял письма на ненастоящий адрес. Во время первого побега, когда Костылин был обузой, Жилин мог его бросить и уйти в одиночку.

Но, такой поступок не соответствовал убеждениям офицера, и он тащил друга на своей спине, пока их не поймали.

Никогда не сдавайся, даже если ситуация кажется безвыходной. Всегда найдутся те, кто сможет помочь.
Рассказ хоть и написан про далекое время, актуален и в наши дни. В нем затронута вечная тема отношений между людьми. Когда друг решает позаботиться о себе, тем самым подставив под удар.

А враг, забыв про разногласия, протянет руку помощи.

Пример сочинения 2

Своим рассказом Лев Толстой хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.

Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.

Чему учит?

Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.

Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.

Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.

Пример сочинения 3

Рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник» отличается не только необычным сюжетом, но и поучительностью. Писатель не дает советы открыто, но внимательный и вдумчивый читатель легко найдет их в поведении героев.

Первый урок дается в эпизоде, где два боевых товарища решают продолжить путь отдельно от обоза. Они уверенны в своих силах, хоть прекрасно знают, что поблизости могут поджидать татары. Костылин вообще поступает безрассудно, когда отказывается сначала разведать обстановку. Жилин убеждает товарища не делать глупостей, но это не спасает их. Таким образом, Л. Николаевич показывает, к каким последствиям может привести неосторожность.

Далее писатель рассказывает о пребывании русских офицеров в плену. И здесь тоже можно сделать мудрые выводы. Когда Жилину сообщают о том, что он должен попросить у родных выкуп, мужчина отказывается платить указанную суму. Он жалеет свою мать, зная, что у нее нет таких денег. Мужчина устанавливает свою цену и стоит на своем, пока татары не уступают. Эта сцена доказывает, что смелость и упорство помогают договориться даже с врагом.

Также Л. Толстой показывает, насколько важно сохранять спокойствие и хорошее расположение духа в любой ситуации. Жилин не отчаивается выбраться из татарского заточения. Он строит план побега, разведывает дорогу, пытается понять, куда его завезли. И ему удается вырваться за пределы аула, хоть первая попытка и неудачная. Как видим, труд и смекалка помогают найти выход даже из безнадежного, на первый взгляд, положения.

Отчаянье не одолевает Жилина даже после того, как татары хватают его и Костылина во время попытки бежать. В темной яме мужчина надеется на освобождение. Измученный, он находит силы, чтобы пробраться к своим. Рядом с ним мы наблюдаем Костылина, который ждет выкупа или смерти. Он не умеет совладать собой и своими силами.

В который раз Л. Толстой доказывает истину: добро возвращается к тому, кто его дарит другим. Жилин по-доброму относится к татарам, даже помогает им. И некоторые из врагов тоже начинают проявлять симпатию к пленному. Абдула признается Ивану, что привязался к нему. Доброта Жилина помогает ему избежать смерти от руки татар.

Л. Толстой показывает насколько важно уметь прощать ближнему. В том, что Жилин попал в плен, отчасти был виновен Костылин, ведь если бы он помог отбиваться от врага, все, возможно бы, сложилось совсем не так. Иван прекрасно это понимал, но даже при встрече с Костылиным ни разу не напомнил о том событии. Более того, Жилин пытается спасти товарища. Первый раз план побега проваливается именно из-за Костылина, но и во второй раз Иван предлагает товарищу бежать вместе.

В эпизодах побега Толстой показывает, каким он видит настоящего друга. В образе Жилина писатель воплощает свой идеал товарища. В эпизоде, описывающем первую попытку освобождения, Лев Николаевич вкладывает в уста Ивана фразу: ««Бросить товарища не годится». Думаю, эти слова должны стать девизом для каждого из нас.

Таким образом, между строк рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник» можно найти советы, которые никогда не утратят актуальности.

Творческие рассказы

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.

Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.

Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов.

Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: «Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?» Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.).

Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет товарища и придумывали свой вариант. Тематика рассказов самая разнообразная: «Что случилось с Юрой», «Как Володя помогал Леночке», «Случай в лесу». Это может быть и сказка: «Приключения зайца», «Что сказал мне ежик по секрету».

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.

Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорной форме. Например, в придумывании сказки «Приключения ежика» воспитатель дает следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например серия рассказов про Лену. «Новое платье Лены», «Какая игрушка понравилась Лене в детском саду» и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.)

Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Как заяц по лесу гулял», «Приключения волка» и т. д.

Самый сложный вид рассказывания — это придумывание рассказа или сказки па самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».

Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть д положительные и отрицательные стороны рассказов. Для этого воспитатель дает образец оценки, например, говорит: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку — «рыжая шубка».

Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания вдет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети итрудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает весной? 3) Что происходит весной с деревьями и кустами? 4) Как живут весной птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах?

На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий а последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане в последовательности наложения.

Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на «равнении природных явлений («Зима и лето», «Река осенью и весной», «Зимой и летом в лесу»). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.

В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.

Например, в начале занятия, посвященного рассказыванию на тему «Весна», воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты, сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности.

Занятия такого типа могут начинаться с загадки о временя года (может быть рассмотрена иллюстрация). Далее педагог предлагает придумать определения к слову небо: «Какое оно весной? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное). А в дождливый день?» (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.). Затем предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После этого они составляют рассказы о весне.

Прилетели грачи (рассказ Жени Р.)

Прилетели грачи. Землю клювом ковыряют, червяков ищут, прутики собирают. Стали они гнездо вить. Все трудятся: кто травку несет, а кто прутик. Много хлопот у грачей весной!

Непослушные медвежата (рассказ Сережи К.)

Медведица, когда проснулась весной, у нее в берлоге копошились медвежата. Медведица убрала снег и повела их на прогулку. Медвежата за ней побежали вприпрыжку, кругленькие, как комочки. Медведица подвела их к березе и стала копать яму и дала им сладкого корня. Эх, и вкусно было! На другой день медвежата одни побежали. Нашли корень, да не тот, не вкусный совсем. Мама вернулась и отшлепала их: «Эх вы, несмышленыши!»

Хрустальный звон (рассказ Кати В.)

Весной был жаркий день. Сосульки на лед падали и звенели звонко я весело А вечером сосульки подмораживало, они становились длинней я длинней. А утром падали снова звонко и весело. И целый день весной слышен был хрустальный звон!

Дружба березки и травки (рассказ Светы Н.)

Был снег, а потом яркое солнышко пригрело, и снег растаял, а около березки выросла травинка. А когда поднялся ветер, травинка стала шептаться с березкой. Она ей говорила: «Как я рада, что тепло! Я буду расти!» А березка сказала, что когда наступит май, она наденет свое нарядное зеленое платье.

Как просыпаются деревья (рассказ Наташи О.)

Солнышко весной пригрело и разбудило ручеек. Он потек, как змейка, разбудил все деревья. Они стали говорить: «Как хорошо, что пришла весна! Спасибо ручейку, что он нас разбудил!»

Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием

· грамотных, четких предложений,

· связей предложений и частей рассказа,

· акцентирования наиболее значимых слов,

· фонетической четкости каждой фразы.

Мы предлагаем взрослому записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.

Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды. Как-то раз. В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.

При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр. Следует помнить высказывание Ф. А. С ох и на: «Связность речи это связность мыслей!».

В случаях когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец, данный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно.

Обращаем внимание на то, что в предлагаемых образцах рассказов не случайно даны предложения с причастными и деепричастными оборотами. Ребенку, для которого такие фразы сложны, не обязательно воспроизводить их дословно. Но для детей с высоким уровнем речевого развития важно, чтобы пересказ образца, как любое занятие, поднимал планку развития, позволял совершенствовать имеющиеся навыки.

Анализ и оценка творческого рассказа

Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.

Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т. п. заменены в таблицах к картинам более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.

В тех случаях когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.

Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком, говоря, к примеру: «Раки в грязных реках не водятся!» или «Птица не может схватить клювом яйцо!». В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.

Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании (бык залез на дерево и зачирикал, коза взяла микрофон и запела песню и пр.).

Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.

Как работать с пособием

Пособие состоит из 16 сюжетных картин и методических рекомендаций по работе с ними. Таблицы, расположенные рядом с соответствующими картинами, помогут педагогу или родителю обучить ребенка творческому рассказыванию либо совершенствовать имеющийся навык.

Воспользоваться методическими рекомендациями смогут не только педагоги (воспитатели, логопеды), но и неспециалисты: родители, родственники дошкольников и пр.

В каждой из 16 таблиц к картинам

• обозначены этапы работы,

• намечены основные направления педагогического воздействия,

• даны вопросы и задания к определенной картине,

• оставлено место для записи детских рассказов и их анализа,

• представлены критерии оценки детских рассказов.

Заниматься по материалам таблиц следует последовательно, без пропусков и перестановок указанных этапов, вопросов, заданий. Иначе возможно снижение результативности упражнений.

Мы предлагаем педагогам и родителям без ограничений добавлять к имеющимся в таблице заданиям и вопросам свои, смелее подбирать для творческого рассказа новые варианты развития событий, иные действующие лица, объекты и пр. Таким образом, работа с таблицами предоставит значительный простор для творчества как детям, так и взрослым.

Если составление рассказа по воображению— деятельность, непривычная для ребенка и взрослого, мы предлагаем воспользоваться нашими образцами, данными в приложении в конце пособия.

Составляя данные рассказы, мы стремились не только к занимательности сюжета, но и сделать их правильными в грамматическом и лексическом отношении, создать атмосферу добра, теплоты, юмора. Однако не следует рассматривать тексты как литературные образцы, автор ни в коей мере не претендует на лавры детского писателя.

С языковой точки зрения рассказы сознательно упрощены, так как предлагаются детям не только для слушанья, но и для пересказа. Они не содержат длинных фраз, сложных оборотов, образных сравнений и пр. Мы считаем, что только в таком адаптированном виде тексты соответствуют уровню восприятия, мышления и речевого развития дошкольников и могут служить для них действенными образцами при составлении самостоятельных творческих рассказов.

Существенно, что ребенку следует не заучивать (воспроизводить дословно), а по возможности полно пересказывать своими словами текст, данный в пособии, одновременно воспринимая сюжетную картину, по которой он составлен. Таким образом, малыш не механически скопирует рассказ, а осознанно воспользуется речевыми средствами, получит, по высказыванию А.М.Леушиной, «новый, обогащающий его литературный опыт».

Профессионалам известна важность для педагога отчетливого представления о том, что необходимо донести до ребенка при том или ином обучении. Но не менее важно — как обучать. Единственное, что потребуется от ребенка для занятий по этому пособию — желание заниматься. Взрослому для успешной работы понадобится определенная подготовка.

Что мы советуем не упустить начинающему педагогу или родителю? На чем сосредоточиться? Как подготовиться?

Обозначим главное

• понимание недостаточности знаний малыша, наличия у него некоторых трудностей;

• право ребенка избегать некомфортных ситуаций;

• настрой на партнерское общение, а не на поучение;

• эмоциональный контакт, заинтересованная манера обращения;

• готовность принять и обсудить любые варианты высказываний;

• терпение, сотворчество, артистизм;

• поощрение за любую, даже самую маленькую удачу.


Таблица 1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)

Содержимое разработки

Т.А.Шепеленко,

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения

Рамонской средней общеобразовательной школы № 2

Рамонского муниципального района

Воронежской области

Нравственные уроки рассказа

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)

Рассказ Л.Н.Толстого всегда производит очень сильное впечатление на детей. Это и понятно – ведь великий писатель его специально для них и создал. Лев Николаевич хорошо знал жизнь людей Кавказа, поскольку участвовал в войне с горцами и поняли этих людей. Кроме того, автор поднимает в произведении очень важные не только для отдельного человека, но и для всего человечества вопросы, и главный из них – о войне и мире как способе решения проблем, возникающих между людьми. Толстой – везде Толстой, и этот рассказ несет в себе философские взгляды и нравственные ценности великого русского писателя. По сути дела, «Кавказский пленник» – это «Война и мир», написанная для маленьких детей: в нем, как в капле, отразилось океаническое содержание великого романа-эпопеи Л.Н.Толстого.

– рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.

– формировать умение анализировать текст художественного произведения;

– развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;

– формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

– учить сжато излагать повествовательный текст;

– развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

– продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

– воспитание общечеловеческих ценностей;

– умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

– Ребята, мы с вами прочитали рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Почему, рассказывая о двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит только об одном человеке?» А также выясним, чему учит нас писатель, какие нравственные уроки преподносит.

– Итак, обратимся к названию рассказа – «Кавказский пленник». Дома вам нужно было выписать из толкового словаря С.И.Ожегова значение слов «плен», «пленник», «пленять».

(Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить).

– Действие происходит на Кавказе. XIX век… На Кавказе идет тяжелая, кровопролитная война. Сергей Иванович Ожегов в своем словаре дает такое толкование этому слову: война – вооружённая борьба между государством и народами, между классами внутри государства.

– Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Это закономерно – они сражались за свою землю и свободу. В январе 1852 года Лев Николаевич Толстой поступает на военную службу. В это время на Кавказе идет война.

– Попав на Кавказ, Л.Н.Толстой был покорен красотой и величием природы Кавказа. Позже, осмысливая свой участие в военных действиях, писатель сделает вывод о том, что война противоестественна и безумна, а природа неизменна и прекрасна во все времена. Согласны ли вы с этим? (Ответы детей).

– Да, война – это жестокое действие. И страшно оказаться участником боевых действий, а тем более – попасть в плен.

– Лев Николаевич называет свой рассказ «Кавказский пленник». То есть человек, находящийся в плену у кавказцев, на Кавказе. Кавказ никого не оставит равнодушным, многие великие писатели, поэты, художники и музыканты воспевали и продолжают воспевать Кавказ.

С самого детства в Кавказ был влюблен Михаил Юрьевич Лермонтов. Вот строки его произведений:

Светает. Горы снеговые

На небосклоне голубом

Зубцы подъемлют золотые;

Слилися с утренним лучом

Края волнистого тумана,

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарей,

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

– На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Так случилось и с героями нашего рассказа – Жилиным и Костылиным.

– Давайте сопоставим героев рассказа, вдумаемся в их фамилии: Жилин и Костылин. Как вы думаете, почему Лев Николаевич Толстой дает им такие фамилии? (Жилин – он сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и чуждую для него жизнь, Костылин – словно на костылях, подпорках).

– Обратите внимание: пленник у Толстого только один (и об этом нам красноречиво говорит название рассказа), а ведь в произведении два героя. Они оба в плену. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

– Давайте вспомним, каким оказывается Костылин, попадая в плен. (Он оказывается беспомощным, слабым физически, он надеется только на выкуп, который должны прислать его мать).

– А как ведет себя в плену Жилин? (Жилин, в отличие от Костылина, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом).

– Прочитав рассказ и проанализировав героев, мы с вами понимаем, что герои разные. Давайте попробуем сопоставить этих героев, посмотреть, как они ведут себя в той или иной жизненной ситуации. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Вам предстоит ответить на предложенные вопросы. Не забывайте подкреплять свои ответы текстом.

Задание для 1 группы: Как герой оказался в плену?

«Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…

Выехал Жилин вперед, остановился и ждет, пока подойдет обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли, – опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар – ускачу. Или не ездить. »

Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер, Костылин, с ружьем, и говорит:

– Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. – А Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Подумал Жилин и говорит:

– А ружье заряжено?

– Ну, так поедем. Только уговор – не разъезжаться.

Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь, не удержит, прямо на них летит. Видит – близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружье наготове.

«Ну, – думает Жилин, – знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».

А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

не доскакал Жилин, выстрелили по нем сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху,— навалилась Жилину на ногу».

Задание для 2 группы: Внешность героя.

«Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет. Жилин невелик ростом, а удал был».

Задание для 3 группы: Чем герой занимался в плену?

«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был.

Принесли ему девчонки лоскутков, – одел он кукол: одна – мужик, другая – баба; утвердил их, поставил колесо на ручей. Колесо вертится, а куколки прыгают.

Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы; и татары пришли, языком щелкают:

– Ай, урус! ай, Иван! прошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Привез ему хозяин снасть; и щипчики, и буравчики, и подпилочек».

Задание для 4 группы: Как герой готовился к побегу?

«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать.

Прожил так Жилин месяц. Днем ходит по аулу или рукодельничает, а как ночь придет, затихнет в ауле, так он у себя в сарае копает. Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть. «Только бы, – думает, – мне место хорошенько узнать, в какую сторону идти. Да не сказывают никто татары».

Вот он выбрал время, как хозяин уехал; пошел после обеда за аул на гору, – хотел оттуда место посмотреть. А когда хозяин уезжал, он приказал малому за Жилиным ходить, с глаз его не спускать. Бежит малый за Жилиным, кричит:

– Не ходи! Отец не велел. Сейчас народ позову!

Стал его Жилин уговаривать.

– Я, – говорит, – далеко не уйду, – только на ту гору поднимусь: мне траву нужно найти – ваш народ лечить. Пойдем со мной; я с колодкой не убегу. А тебе завтра лук сделаю и стрелы.

Уговорил малого, пошли. Смотреть на гору – не далеко, а с колодкой трудно; шел, шел, насилу взобрался. Сел Жилин, стал место разглядывать. На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора – еще круче, а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы всё выше и выше поднимаются. А выше всех – белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат – всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях. «Ну, – думает, – это все ихняя сторона».

Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно, – бабы сидят, полоскают. За аулом, пониже, гора, и через нее еще две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется. Стал Жилин вспоминать, когда он в крепости дома жил, где солнце всходило и где заходило. Видит: так точно, в этой долине должна быть наша крепость. Туда, промеж этих двух гор, и бежать надо».

– Подводя итог работы в группах, нам необходимо сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Обратите внимание на нашу доску. (На доске перечислены различные качества. Ученикам предлагается распределить их в разные столбики: в первый столбик – качества, которые присущи Жилину, второй столбик – качества, которые присущи Костылину).

Качества, перечисленные на доске: добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей.

Итог этой работы – составленная в тетрадь таблица:

добрый (думает о матери, жалеет ее)

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери

Как написать рассказ:

Костяк любого хорошего рассказа — это:

    четко выраженная сюжетная линия;

наглядность (читатель должен как можно ярче визуализировать написанное);

максимум одна проблема, которую нужно разрешить как можно более впечатляющее;

персонажей должно быть не много.

Все это нужно изложить максимум на паре десятков страниц, не отпуская читателя до самой последней буквы.
Запомнили? Тогда идем дальше, искать содержание для формы.

Идеи для творчества мы извлекаем из мира вокруг нас : эмоциональных переживаний, своего опыта или опыта других людей. Идея может прийти даже во сне.

Заведите несколько полезных привычек:

  • Записывайте все, что приходит вам в голову.
  • Будьте в курсе всего актуального: читайте книги и новости, смотрите художественные и документальные фильмы, сериалы. Из них можно почерпнуть идеи для развития сюжета.
  • Вдохновляйтесь изобразительным искусством, прислушивайтесь к своим мыслям, рассматривая картины, инсталляции и фотографии.
  • Записывайтесь на семинары и вебинары профессионалов, обсуждайте литературу на форумах, знакомьтесь с единомышленниками.

Лишних идей не бывает, а идеи, которые не задокументировали, — все равно что мертвые. Записывайте их в блокнот, в приложение на смартфоне, ручкой, карандашом, голосом.

Творческое подсознание не дремлет, но иногда заходит в тупик. Пробежавшись по накопленным заметкам, вы поможете ему выхватить Ту Самую идею, пусть и казавшуюся ерундой на момент записи.

От писательского ступора никто не застрахован, но мир вокруг нас не дает расслабиться. Научитесь использовать информацию, которая вас окружает.

Медийное пространство принято ругать, но оно так и ломится от сюжетов! Мировые новости, исповеди YouTube блогеров, ток-шоу, криминальные хроники. СМИ как пещера Алладина, где вместо драгоценностей идеи для рассказов.

Рассказ должен показать воображению читателю мини-фильм: хронометраж ограничен, зато история должна запомниться навсегда. Слова — не кадры, но их можно сделать кинематографичным. Помогут визуальные референсы.

Найти их можно на сайтах типа Pinterest или We Heart It. Здесь легко коллекционировать и сортировать изображения, которые ассоциируются у вас с персонажами, сюжетными линиями, атмосферой истории. Правильная картинка придет на помощь «режиссуре».

Опытные авторы не подскажут волшебную формулу писательства, но поделятся своими секретами.

  • «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Легендарная советская переводчица-литературовед разбирает типичные ошибки писателей и дает советы начинающим. Например, не рекомендует увлекаться заимствованными словами, смешивать стили и «бояться» глаголов.
  • «Живой как жизнь»Корнея Чуковского — книга об истории и культуре слова. Поможет выжечь из текста канцеляризмы, сделать его живым.
  • «Высокое искусство» — здесь Чуковский обстоятельно разбирает ритмику слов, синтаксис, логику повествования и юмор в художественных произведениях.
  • «Как писать книги» Стивена Кинга , пожалуй, одно из самых рекомендуемых пособий для начинающих писателей и не зря. Мастер ужаса и саспенса раскрывает секреты своей впечатляющей продуктивности, учит самокритике и упорству.
  • «50 приемов письма» Роя Кларка — книга о поиске авторского стиля. Подскажет, какие базовые практические навыки стоит оттачивать и совершенствовать.
  • «С первой фразы» Лизы Крон — не только подробное пособие для авторов. Крон объясняет как работают процессы, с помощью которых мы сочиняем истории. В книге есть даже про нейрофизиологию.
  • «Расскажи себя» Елены Трусковой — легкий, интересный и мотивирующий сборник из 30 заданий для начинающих писателей.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: