Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. дошкольник.рф – журнал воспитателя.
Сервисы
Реклама у нас
Новости портала
Форум
Авторы детских сказок, стихов
Дошкольник рекомендует
Стартовая
Пользовательское соглашение
Авторские права
Файлы cookie
Пожертвования
Сезонные скидки
Размещаем статьи
Фейсбук
Конспект занятия Тема: Составление рассказа по теме «Осень»
Занятия по теме “Осень”
Автор: Ковтун Ирина Викторовна
18.07.2015 19:08
Конспект занятия Тема: Составление рассказа по теме «Осень»
Воспитатель: Ковтун Ирина Викторовна Московская область город Серпухов МДОУ ЦРР детский сад №45 «Мечта»
Образовательная область «Коммуникация» Старшая группа
Составление коллективного рассказа.
Программные задачи:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
Учить детей отвечать на вопросы и задавать их.
Активизировать словарь детей по данной теме. Совершенствовать умение детей использовать в речи разные части речи в точном сочетании с целью высказывания.
Развивать наблюдательность, логическое мышление.
Воспитывать любовь к природному окружению, умение слушать ответы товарищей.
Материал:
Сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес ит. д. Корзина с листьями, письмо от Осени.
Ход образовательной деятельности:
1 часть:
Чтение стихотворения Е.Трутневой «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах- Это платье золотое У березы на плечах.
Утром мы во двор идем- Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть это Пролетает наше лето.
О каком времени года говорилось в стихотворении?
Назовите осенние месяцы.
Осень, в сентябре и октябре какая? (ранняя, золотая, разноцветная)
Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная)
Что такое листопад?
Сегодня мы с вами поговорим об осенней поре.
Игра «Подбери действие
-Листья осенью (что делают?) – желтеют, опадают и т.д.
-Дождь осенью- моросит, идет ит. д.
-Урожай осенью- убирают.
-Птицы осенью – улетают.
-Деревья осенью- роняют листву.
-Звери осенью- готовятся к зиме, меняют шубки.
Игра «Подбери признак»
-Листья осенью (Какие?) Желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом (Разноцветные).
-Дождь осенью какой? (Холодный, моросящий).
-Погода осенью (какая?) пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью)
Деревья осенью (какие?) ранней – с разноцветными листьями, поздней – голые.
К нам на тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу. Скачет дождик по дорожке. Прыжки на другой ноге. В лужице- смотри, смотри! –
Он пускает пузыри. Показывает руками на Воображаемые пузыри.
3 часть:
Стук в дверь. Воспитатель заносит в кабинет корзинку с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это письмо Осени.
Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям самим придется догадаться, о чем там было написано. Воспитатель читает текс,, дети вставляют подходящие по смыслу пропущенные слова, которые воспитатель старается записать.
Рассказ «Осень»
На смену лету пришла… (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч). Деревья надели… (разноцветный наряд) … (Красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем… (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик… (моросит) и заставляет прятаться… (по домам) Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму) Скоро белокрылая зима вступит в свои права.
Чтение рассказа, который составлен с помощью воспитателя.
Если останется время можно предложить детям самостоятельно составить рассказ.
Итог занятия:
О каком времени года мы беседовали?
Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
Конспект НОД в подготовительной группе ТЕМА «ОСЕНЬ» составление описательного рассказа по схеме.
ЦЕЛЬ: формировать навык составления описательного рассказа на тему
«ОСЕНЬ» с опорой на схемы.
— Закреплять представление об осени и её приметах.
— Расширять и активизировать словарь по теме «ОСЕНЬ».
. Чтение произведений В.А.Сухомлинского « Стыдно перед соловушкой», В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница», И.Соколова — Микитова «Улетают журавли».
. Коллективный труд « Уборка участка от сухих листьев.
ОБОРУДОВАНИЕ: план-схема, шишки, бумажные листочки на каждого ребёнка, магнитофон, телефон, картинки с изображением солнца,тучи, ветра, гнездо, перо ,корзинка, мяч, стакан молока, камушек, осенняя полянка, микрофон.
( дети стоят в кругу.)
Доброе утро солнце.
Все мы проснулись,
ИГРА « НАЗОВИ ЛАСКОВО».
Пальчиковая игра « НАСТРОЕНИЕ».
Звонок по телефону воспитателю с телевидения.
Сообщение о том, что они получили наше письмо, и если дети согласны, то мы примем участие в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа об осени (ответы детей).
Если на деревьях — листья пожелтели
Если в край далекий — птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года Осенью зовется.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Закрепление представлений об осени и ее приметах.
Воспитатель: я приглашаю, вас прогуляться к осенней полянке. Нас там ждет много интересного. Мы пойдем по дорожке, и будем собирать шишки. А складывая их в корзину, мы будем называя слова, которые отвечают на вопрос « Какая бывает осень?» (ранняя, поздняя, пасмурная, дождливая, хмурая и т.д.)
ИГРА: « Какая осень?» (каждая шишка – слово)
— Как много шишек вы собрали! А чем еще покрыта земля осенью?
— Какие вы смышленые. А как вы думаете, нам всё это может пригодиться?
— Сколько много идей вы предложили. Очень хорошо.
А первая наша остановка на полянке, «Солнечная».
Как светит и греет солнце осенью?
— Правильные сравнения, молодцы!
ИГРА на развитие внимания «Солнце, ветер и туча»
-Давайте поиграем в игру, если я показываю солнце — вы поднимаете руки вверх, если тучу — вы закрываете лицо руками, если ветер — вы кружитесь.
— Пока мы с вами играли, я увидела, что-то очень интересное. Предлагаю подойти и посмотреть.
Остановка «ПЕРЕЛЁТНАЯ»
Дети рассматривают гнездо и перо.
— Как вы думаете, о ком мы сейчас будем говорить?
— Это правильный ответ. Как называются птицы, которые осенью от нас улетают, а весной возвращаются?
Воспитатель : а почему они улетают?
— Какие вы находчивые. А каких перелетных птиц нашего края, вы знаете?
Воспитатель: мне нравятся ваши ответы.
— Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Передай пёрышко». Надеюсь, ни у кого нет возражений.
— Я рада, что вы согласились.
ИГРА « ПЕРЕДАЙ ПЕРЫШКО»
— Все ли птицы долетят до теплых краев?
— Какие интересные предположения у вас. Одну из причин гибели птиц вы узнаете, если отгадаете загадку?
« БЕЛОЕ МОЛОКО РАЗЛИЛОСЬ НАД РЕКОЙ» (туман)
— Предлагаю провести маленький опыт.
В стакан с молоком бросим маленький камушек.
Вы видите камушек?
— Верно. Камушка не видно.
— При тумане птицам тоже ничего не видно.
— Так чем же опасен туман для птиц?
— Я с вами полностью согласна.
Следующая наша остановка « Осенняя»
Игра с мячом «ПОДБЕРИ СЛОВА ДЕЙСТВИЯ» отвечающие на вопрос « Что делает?», « Что делают?»
1.Солнце (что делает?)— светит, греет.
2.Туча (что делает?)— закрывает, плывет.
3.Ветер (что делает?)— дует, гонит, завывает.
4.Насекомые (что делают?)— прячутся, зарываются.
5. Птицы (что делают?)— улетают, машут, летят, кричат и т.д.
— Что это за художник пришёл без красок и без кисти, а разукрасил нам все листья?
— Ну конечно, осень. Как можно одним словом, назвать — какими стали листья осенью?
— Как называется природное явление, когда падают листья?
— Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
— Мне нравятся ваши ответы.
Проведение динамической паузы
— Ребята, есть предложение немножко поиграть . Мы будем рассказывать стихотворение, и выполнять движения.
Листья осенние тихо кружатся.
(дети кружатся на цыпочках, руки в стороны).
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят.
(движение руками вправо, влево).
Будто опять закружиться хотят.
Игра на развитие фонематического слуха.
Назови слова со звуком «Ж» (кружатся, ложатся, закружиться)
Назови слова со звуком «Ш» ( шуршат, шелестят)
Разделите эти слова на слоги хлопками.
— Ребятишки, а если бы вы были композиторами, какую бы вы сочинили музыку об осени?
— А если бы вы были художниками, какими бы красками вы рисовали Осень?
— А если бы вы были писателями, то какой рассказ об осени вы бы написали — мы сейчас и услышим.
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ПО СХЕМАМ
— Мы сегодня участвуем в конкурсе на лучшее составление описательного рассказа.
Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ — описание по схемам.
Образец рассказа.
Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, хмурое, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта разноцветными листьями. Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку. Люди собирают урожай, делают заготовки на зиму, надевают тёплую, непромокаемую одежду. Осенью можно играть с листьями, собирать природный материал и делать разные поделки.
— Вот какая у нас замечательная осень! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказать, были активными. И я хочу вам подарить осенние листья и микрофон для игр и танцев.
Конспект занятия по развитию связной речи «Составление рассказа об осени» в старшей группе
Марина Гурциева Конспект занятия по развитию связной речи «Составление рассказа об осени» в старшей группе
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ«Составление рассказ об осени»
1. Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы.
2. Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.
3. Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду»
Ход занятия
«Уважаемые ребята! Осень – прекрасное время года. И мне очень хочется, чтобы вы сочинили про осень рассказ. А в помощь вам – карточки-схемы.
С нетерпением буду ждать вашего ответа».
первая карточка – Что на ней изображено? (Солнце). Кто попробует придумать предложение о том, какое солнце осенью? (ответы детей).
Воспитатель: (Солнце светит ярко, но слабо согревает землю).
вторая карточка – Что на ней изображено? (туча и дождь). А что вы расскажете об осеннем небе(ответы детей)
Воспитатель: (небо низкое, хмурое, пасмурное,чаще идут дожди).
третья карточка-Что на ней изображено? (листья).Что происходит осенью с деревьями? (ответы детей)
Воспитатель: (листья на деревьях желтеют краснеютнадевают свой яркий наряд).
четвертая карточка –ежик. Кто придумает предложение какие изменения происходят в жизни зверей (ответы детей)
Воспитательосеньюдикие звери готовятся к зиме: запасают на зиму орехи, грибы и ягоды, ежик ложится спать)
пятая карточка – Что на ней изображено? (птицы). Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об
этом (ответы детей)
Воспитатель: (птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы–воробьи,вороны).
шестаякарточка – Чем занимаются люди осенью? (ответы детей)
Воспитатель: (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени. Посмотрите ребята,у нас получилась целая схема:
А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком.
Воспитатель: Ребята у каждого рассказа есть название, начало и конец рассказа. Послушайте мой рассказ, рассказ называется:
«Богатая осень».
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо пасмурное, хмурое. Часто идет холодный дождик. С деревьев опадает листва, меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый. .Жизнь животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами, орехами, шишками. Птицы собираются и улетают в теплые края. Люди в садах в огородах собирают урожай и готовятся к зиме.
(Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени по представлению, опираясь на схему).
Рассказы получились очень интересными, спасибо.
Будем мы варить компот (маршировать на месте)
Фруктов нужно много. Вот (показать руками – “много”)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)
Угостим честной народ (хлопать в ладоши)
Молодцы ребята. Ребята осень богата урожаем. Поиграем в игру
«Узнай по описанию».
(на столе стоит поднос, в нем лежит целое яблоко, схема к нему).Ребенок загадывает загадку:
1.Амина подойди к столу и загадай загадку:
(Это фрукт. Оно красного цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, можно кушать в сыром виде, сварить компот-яблоко)
Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).
(на столе стоит поднос, в нем лежит целое картофель, схема к нему).Ребенок загадывает загадку:
2.Алмаз подойди к столу загадай загадку:
(Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, можно посолить,, растет в земле, используется в вареном,печеном, жареном, сыром виде-картофель)
Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).
Анализ занятия.
-Какое полезное дело мы сделали для него (составилирассказ про осень).
-Ребята вы сказали, что осень богата урожаем.
На этом наше занятие закончилось.
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Коррекционно-образовательные задачи 1. Учить детей составлять рассказ с наглядной.
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи. Составление описательного рассказа по картине «Не боимся мороза» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Березка» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.
Конспект НОД по развитию речи и составление рассказа по картине «Весна пришла» в старшей группе Времена года “Весна”. Данный материал можно использовать для составления рассказа по картинке. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды» Задачи: -связная речь: формировать умение составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; – словарь.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа «Самосвал» Цель: развивать устную речь детей Задачи: – учить детей отвечать на вопросы полным ответом – составлять описательный рассказ с помощью воспитателя.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет). Тема: «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами». Доминирующая.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Тема: Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» Цель: обогащать опыт детей умением составлять рассказы из личной жизни, Формировать.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа описания по схеме» Задачи: Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения. Упражнять в образование притяжательных прилагательных.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Весна» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 Конспект занятия по развитию речи во 2 –ой младшей.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт» Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по мнемотаблицам «Зима идёт». Образовательная область: «Речевое.
“Осень наступила” Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему “Осень наступила”. Чтение стихотворений о ранней осени.
Просмотр содержимого документа «”Осень наступила” Конспект НОД по развитию речи в старшей группе»
Конспект занятия
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)
Тема занятия: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему«Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.
Цель занятия: обучение детей составлению рассказа из личного опыта.
Образовательные: Связная речь: развивать монологическую речь, учить связно, по смыслу составлять небольшие рассказы из личного опыта. Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать на слух звуки [з], [с]. Грамматический строй речи: активизировать употребление в речи прилагательных, совершенствовать умение согласовывать слова в предложении. Формирование словаря: упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным.
Развивающие: систематизировать и закрепить представления об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде.
Воспитательные: приобщать детей к восприятию художественных и поэтических произведений об осени.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, по дороге в детский сад, в саду; чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Ассоциации», «Одежда», со звуками.
Оборудование: схемы, листья (красные и желтые) по количеству детей.
Ход занятия:
Методы и приемы Деятельность педагога Деятельность детей
1. Организационный момент:
Воспитатель с детьми заходят в группу, где на ковре лежат красные и желтые листья.
Актуализация знаний детей
Дидактическая игра «Правильные слова»
– Ребята, посмотрите, что это на нашем ковре?
– Правильно, это осенние листочки, а какие они по цвету, по форме?
– Они красные, желтые, красивые, разные.
– А как вы думаете, почему эти листья красные и желтые? Как они попали к нам в группу?
– Потому что сейчас осень, листья опадают с деревьев, падают на землю, ветер их занес к нам…
– Я предлагаю вам поднять эти красивые осенние листья, посмотреть на них. Давайте поиграем с этими листья.
Дети поднимают листья (у каждого ребенка красный и желтый лист).
Дети встают в круг.
Игра называется «Правильные слова». Я буду называть слова, если в слове есть звук [з], вы поднимаете красный листок, а если звук [с] – желтый листок. Давайте попробуем. (забор, самолёт, звезда, сумка, заяц, солнышко, замок, собака, сорока)
Молодцы, все справились, давайте соберем наши листья в букет и поставим их в вазу.
Садятся на места.
2. Основная часть занятия:
Формирование словаря (подбор синонимов и антонимов у прилагательным)
Работа по схемам.
Физкультминутка «Осенние листья»
Повторная работа по схемам (для закрепления).
Развитие связной монологической речи.
Воспитатель поочередно спрашивает детей, помогает, подсказывает, если возникают затруднения, просит помощи у воспитанников. Ориентируется на время, если кто-то из детей не успел рассказать, то обязательно выслушать после занятия
Ребята, вы правильно сказали, что сейчас на улице осень. Это время года, когда меняется природа, погода, животные и птицы ведут себя по-другому. Сегодня я хочу предложить вам составить свой рассказ об осени.
Посмотрите на репродукцию картины «Золотаяосень» художника И. И. Левитана.
Какая здесь изображена осень?
Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняяосень» Кубарева В. Г.
– Какую осень вы видите здесь?
– Красивая, яркая, солнечная, тихая.
– Мрачная, холодная, темная, сырая.
Правильно. Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.
Скажите, а какую одежду мы носим осенью?
– Куртки, кофты, сапоги, шапки, берем зонтики, если идет дождь.
Что происходит с природой?
– Желтеют листья и трава, идет дождь.
Что осень делают звери и птицы?
– Птицы улетают в теплые края, звери готовят запасы на зиму.
Мы с вами вспомнили приметы осени, поговорили об одежде, о природе. Теперь вы можете сами составить свой рассказ об этом времени года, а чтобы ваши рассказы были правильными, мы будем использовать схемы.
Посмотрите на экран:
1 схема: изменения в природе.
2 схема: поведение зверей и птиц.
3 схема: одежда, занятия людей.
По этим схемам вы будете составлять свои рассказы. Но сначала давайте немного отдохнем.
– Скажите, что осенью происходит с листьями?
– Они желтеют и падают.
Да, они опадают, а осенний ветер подхватывает и несет их вдаль. Давайте представим, что мы с вами яркие осенние листочки и немного полетаем.
Физкультминутка «Осенние листья»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели. (присесть)
А теперь еще раз внимательно посмотрите на схемы. Давайте повторим:
1 схема: изменения в природе.
2 схема: поведение зверей и птиц.
3 схема: одежда, занятия людей.
Теперь я предлагаю вам составить свои рассказы об осени и рассказать их нам.
Составляют рассказы из личного опыта.
3. Заключительная часть занятия:
Ребята, сегодня мы с вами вспомнили об осени, ее приметах, погоде, какие изменения происходят с животными, вы все сегодня очень хорошо подготовили свои рассказы.
А теперь, я хочу, чтобы вы оценили свои работу, как прошло наше занятие, сказали, чей рассказ вам наиболее запомнился.
Рефлексия «Осеннее дерево»: я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.
Конспект открытой ООД по речевому развитию Составление описательного рассказа на тему «Поздняя осень» с использованием мнемотаблиц
Подготовительная к школе логопедическая группа
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме: “Поздняя осень”. Развивать монологическую речь детей.
уточнить и расширить активный словарь детей по теме «Поздняя осень», совершенствовать грамматический строй речи;
учить детей передавать содержание текста полно и последовательно;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память координацию движений;
развивать интерес к выполнению заданий.
воспитывать у детей бережное отношение к природе; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, ответственности.
Предварительная работа: разучивание стихотворений об осени, наблюдения на прогулке, рассматривание пейзажных картин И.И. Левитана. Знакомство с приметами осени. Разучивание физкультминутки «Туман», пальчиковой гимнастики «Поздняя осень».
Демонстрационный материал: репродукции картин И.И. Левитана «Поздняя осень», И.И.Бродского, В.Д.Поленова; иллюстрации картины об осени, аудиозапись музыки Антонио Вивальди «Времена года», мнемотаблица, проектор.
1. Звучит музыка П.И. Чайковского из серии “Времена года” “Осень”.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадки:
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (Это последний месяц осени – ноябрь.)
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень.)
Сегодня мы отправимся в путешествие в гости к поздней осени.
– Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
– Сейчас поиграем в игру «ДА или НЕТ». Я буду задавать Вам вопросы. Если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Дни становятся короче, а ночи длиннее?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать – куртки, шапки надевать.
Воспитатель: Вы все бы внимательны.
– А сейчас мы с вами поиграем в игру “Скажи правильно”. Я называю слова, а вы будете придумывать новые слова от слова осень (воспитатель передаёт осенний листочек, ребёнок отвечает и передаёт листок обратно):
Солнце осенью – осеннее.
Ветер осенью – осенний.
Туча осенью – осенняя.
Дождь осенью – осенний.
Аллея осенью – осенняя.
Пальто осенью – осеннее.
Сапоги осенью – осенние.
Одежда осенью – осенняя.
День осенью – осенний.
Утро осенью – осеннее.
Парк осенью – осенний.
Небо осенью – осеннее.
Воспитатель. Хорошо, приятно слышать как правильно вы образовывали слова и четко, громко проговаривали окончания.
Воспитатель – У осени три периода. Ранняя – начало осени, золотая – середина, поздняя – предзимье. (Показ картины на тему: периоды осени сентябрь- ранняя осень, октябрь- золотая осень, ноябрь- поздняя осень.)
А сейчас вспомните и назовите признаки поздней осени. Дети называют признаки поздней осени: (солнце греет плохо, солнечных дней меньше, часто идет дождь, дует холодный ветер, деревья стоят голые, небо хмурое, серое темное, облачное, пасмурное, перелетные птицы уже улетели на юг, дни короткие, а ночи длинные, люди одели теплую одежду, землю покрывает первый снег, насекомые спрятались в коряги, пни, под кору деревьев, звери меняют шкурку, другие укладываются спать).
Правильно. Мне очень понравилось, как вы рассказали о признаках поздней осени. А теперь давайте немного отдохнём.
Подвижное упражнение «Туман»
Туман повис клоками
в саду и во дворе,
Поймать туман руками
решил я на заре.
Я взял его ладошкой
и крепко-крепко сжал.
Но прыткий он как кошка.
Он взял… и убежал.
Висит туман над речкой
и дышит как живой,
Как белая овечка с кудрявой головой.
И маленькие рожки на этой голове.
Но поутру остались лишь капли на траве…
Дети присели на корточки, выполняют ритмичные удары ребром ладони и кулачками по полу.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Медленно крепко сжимают кулачки.
«Бегают» пальчиками по полу.
Встают, поднимают руки и качают ими из стороны в сторону
Смыкают руки над головой.
Выполняют ритмичные прыжки на носочках.
Поздняя осень самая грустная пора, нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Этот период осени самый холодный, почти без солнечных дней, с частыми дождями и холодными ветрами. Эта пора в самом конце осени называется предзимье или «серебряной осенью». Предзимье – конец осени, когда холодно и может лежать снег на земле, но еще не зима. Повторим новое слово предзимье.
К утреннику мы с вами учили стихи о поздней осени. Кто вспомнил? (2-3 ребёнка читают стихи о поздней осени.)
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
В ноябре лесные звери
Закрывают в норках двери.
Бурый мишка до весны
Будет спать и видеть сны.
Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню зиму.
Воспитатель. Вы очень хорошо рассказали стихи, не забывали называть автора, мне очень понравилось, что вы следили за произношением звуков и выразительностью речи. А сейчас пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика: «Поздняя осень».
Солнышко греет уже еле- еле;
Перелётные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
(Поочерёдно соединять, начиная с больших, пальцы рук при каждой примете осени.)
Река покрывается льдом в ноябре
(руки сжать в замок) –
Поздняя осень стоит на дворе
(разводим руками перед собой).
Воспитатель Многие художники посвятили свои картины осени. Несколько картин об осени написал И.И. Левитан. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было полотен известного русского художника – пейзажиста Исаака Ильича Левитана. На этой картине, художник Исаак Ильич Левитан изобразил ноябрь. Художник так и назвал её – «Поздняя осень». Василий Дмитриевич Поленов тоже написал картину об осени, может вы догадаетесь, как он её назвал.
Исаак Израилевич Бродский именно в период поздней осени писал картину, которую тоже назвал «Поздняя осень». (Картины появляются на экране.)
Воспитатель. Давайте попробуем придумать рассказ, который так и назовём: «Поздняя осень». Можете дать своё название рассказу. А поможет нам в составлении рассказа мнемотаблица.
Воспитатель. Кто хочет рассказать? Сейчас нам Максим расскажет. А вы ребята слушайте внимательно, если рассказ Максима будет неполным, вы добавите. (Далее заслушиваются рассказы нескольких детей. Другие дети слушают и дополняют.)
Наступила поздняя осень. Небо стало хмурым, пасмурным. серым. В ноябре солнце почти не светит, часто идут дожди, иногда со снегом. Деревья стоят голые. Трава пожелтела, поникла. Перелетные птицы уже улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Медведи, ежи, барсуки готовятся к спячке. Лисы, белки, зайцы меняют свои шубки на зимние Люди одели теплую одежду. Еще немного и наступит зима.
Воспитатель. Прекрасно! Максим порадовал меня, придумал замечательный рассказ, почти как настоящий писатель.
Воспитатель. Ребята. Кто хочет ещё рассказать?
Заслушиваются рассказы 5 детей.
Воспитатель. Хорошо, остальных детей мы послушаем в группе.
Воспитатель. Ребята, подходит к концу наше путешествие.
– О каком времени года мы с вами говорили? Ответы детей.
– Что Вам больше всего запомнилось, понравилось? Ответы детей.
– О чем бы вы ещё раз хотели бы вспомнить и поговорить? Ответы детей.
Воспитатель. Поздняя осень – немного грустный период. Природа поздней осенью как будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое интересное и красивое время года – какое? Дети – зима. (Дети прощаются с гостями.)
Конспект НОД : “Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему “Осень наступила””
Родителям о важном (8)
Речевое развитие дошкольника (20)
Развитие мелкой моторики (5)
Познавательное развитие (35)
Вопросы безопасного поведения (12)
Здоровье дошкольников (17)
Художественное творчество (26)
Юный эколог (19)
Игры для дошкольников (14)
Познавательно – исследовательская деятельность (12)
Конспект НОД : “Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему “Осень наступила””
Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;
продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитывающая : воспитывать любовь к природе.
Методические приемы: Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ; Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения, Практические: дидактические игры и упражнения.
картинки с признаками осени
сюжетные картинки для составления рассказов
Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.
Организационный момент. Рассказ-загадка.
Вос. Ребята, посмотрите на картину и послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто – то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»
(отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)
Вос. Ребята, о каком времени года здесь говорится?
-Вос.А как вы догадались?
Реб. Трава пожелтела, птицы стали улетать.
-Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?
Реб. Осенью часто идут дожди.
2 реб. Осенью начинает холодать.
З реб. Бывают первые заморозки.
4 реб. Листья желтеют.
Вос. Давайте вспомним осенние месяца. На мольберте под разными цифрами спрятались осенние месяца. Как вы думаете, под цифрой 1 какой спрятался месяц.
Реб . – Сентябрь- как вы догадались?
А под цифрой 2 – октябрь
Молодцы назвали 3 месяца осени.
Вос. А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад и он мне подарил волшебный мяч.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.»
Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.
Вос. – листья осенью (что делают?) –
Реб. Листья осенью желтеют и опадают.
Вос. -дождь осенью (что делает?) –
2 реб. Дождь осенью моросит, идет.
Вос. -урожай осенью (что делают?) –
3 реб. Урожай осенью убирают.
Вос. – птицы осенью(что делают?) —
4 реб. Птицы осенью улетают.
Вос. -деревья осенью(что делают?) —
5 реб. Деревья осенью роняют листья.
Вос. -звери осенью (что делают?)—
6 реб.Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
-Вос. Ребята, давайте соберём осенний букет. Хором. Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
Вос. Молодцы ребята!
А теперь я предлагаю вам разделиться на 5 команд и занять свои места.
4.Составление рассказов по индивидуальным сюжетным картинкам.
Звучит музыка ветра.
Вос. Ребята, ветер к нам забегал, и оставил нам листочки, посмотрите какие они красивые. (На листьях приклеены сюжетные картинки об осенних признаках.)
Вос. Ребята, придумайте к своей картинке короткий рассказ, а мы все листики соединим, и у нас получится большая осенняя книга.
(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Стало холодно. Часто идут дожди. Дует сильный ,холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай . Животные и птицы готовятся к зиме. Перелетные птицы улетают в теплые края.
5.Итог.
Вос. Посмотрите, какая красивая, большая книга получилась у нас. Мы положим её в уголок природы.
Вос. На этом наше занятие подходит к концу. Скажите, ребята: о каком времени года мы говорили сегодня?
Реб. Об осени. Вос. Что бывает только осенью?
Календарно-тематическое планирование по предмету логопедическая коррекция курс ‘Речевая практика’ для 1 класса
Календарно-тематическое планирование по предмету логопедическая коррекция курс: «Речевая практика» для 1 класса вариантов 6.1., 6.2., 6.3. с НОДА.
1. Пояснительная записка
Переход современной системы образования на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), на ступени начального общего образования (НОО), предполагает составление рабочих программ по коррекции речевых нарушений у обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата (НОДА), с учётом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (варианты 6.1,6.2,6.3).
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с ФГОС, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.1., 6.2., 6.3. с НОДА, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи вторичного характера, в освоении основной образовательной программы начального общего образования, особенно по родному языку, коррекции недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Условия реализации коррекционной работы курса:
Нормативно- правовое обеспечение
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования (АООП НОО) разработана с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.06.2016г).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); № 1598от 19.12.2014г.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования АООП НОО ОВЗ разработаны с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с НОДА, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
5. Должностная инструкция учителя-логопеда.
Цель курса:
Корригировать, восполнять пробелы и совершенствовать умения устной и письменной речи обучающихся в единстве с развитием их мышления и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям вариантов 6.1. 6.2., 6.3. с НОДА., коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся при освоении основной образовательной программы начального общего образования, формировать личность обучающего, развивать познавательные интересы, активность, самостоятельность для дальнейшей успешной социализации обучающихся.
Задачи курса:
выявление речевого недоразвития обучающихся;
развитие фонетико — фонематических процессов с целью формирования представлений о звуковом составе слова, навыков звуко–слогового анализа и синтеза;
развитие лексического запаса;
совершенствование грамматического строя речи;
формирование связной речи;
коррекция просодической стороны речи;
развитие артикуляционной, ручной и общей моторики;
формирование психологической базы речи и совершенствование предпосылок к обучению;
развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
расширение объёма зрительной и слуховой памяти;
коррекция чтения и письма;
воспитание навыков и приёмов самоконтроля;
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
формирование коммуникативных ЗУН, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Основной задачей является — правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушений устной и письменной речи у обучающихся вариантов 6.1., 6.2., 6.3. с НОДА, проведение необходимой коррекции в данном направлении и определение продолжительности обучения.
Сам процесс коррекции тесно связан с обучением и взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению материала как по родному языку, так и по русскому языку в целом. Поэтому, учитывая комплекс речевых нарушений у детей, перерастающих в нарушение чтения (дислексию) и письма (дисграфию), говорит о необходимости введения ранней коррекции в данном направлении, с учётом знания патологии и факторов влияющих на дальнейшую компенсацию и реабилитацию обучающихся.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Курс «Речевая практика» обеспечивает решение задач ФГОС начального образования, в котором особое внимание уделяется детям вариантов 6.1., 6.2., 6.3. с НОДА и направлен на создание специальных условий не только для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, но и на обеспечение специальных условий для индивидуальной логопедической коррекции всех обучающихся, в особенности курс рассчитан на своевременное предупреждение, выявление и максимальное устранение имеющихся нарушений в речевом развитии у обучающихся.
В процессе реализации коррекционного курса используются диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой, логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки по Фотековой Т.А.
Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта, получить речевой профиль, выстроить систему индивидуальной коррекционной работы, скомплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи и даёт возможность отследить и оценить динамику речевого развития ребёнка и эффективность коррекционного воздействия.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:
преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);
создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;
коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).
Эффективным результатом логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно- компьютерных технологий (ИКТ).
Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (вербально-логического мышления, зрительно-моторной координации).
Результативность и эффективность курса выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года. Всего 33ч, 33учебных недели.
Распределение учебных часов обучающихся курса «Речевая практика» вариантов 6.1.,6.2.,6.3.