Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе. по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

  1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
  2. совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
  3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
  4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_integrirovannoy_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx 22.39 КБ
doc2.docx 591.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе.

по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Образовательная область : «Речевое развитие».

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество».

  1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
  2. совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);
  3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;
  4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
  1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
  3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
  4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.
  5. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
  1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей .
  2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

— словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.

– метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

– наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

– игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Скажи правильно», «Блиц опрос»,словесные игры («Сосулька», «Веснянка»).

игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).

– практический: рисование картин о весне.

– приём « радуга настроения».

Оборудование: мнемотаблицы «Весна» письмо в конверте, воздушный шар, мяч, карандаши, краски, альбомные листы, аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

• экскурсии и наблюдения в природе;

• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

• рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает… », стихотворений о месяцах весны.

• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
— Доброе утро! Солнцу и птицам!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!

I. Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад, то увидела на крыльце конверт Хотите узнать, что в нём написано? – Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята! Пишет вам медвежонок Умка . Мы жители Севера никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста.

– Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь ему?

– Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.

– Ребята, а где живёт Умка ? (живёт он в Антарктиде)

– А как вы думаете, почему белые медведи и другие обитатели Севера не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Для того чтобы интересно рассказать, подготовим наши язычки к работе, повторяйте все за мной

На -на-на наконец пришла весна,

да-да-да- кругом вода ,

ка-ка-ка- разлилась наша река ,

ель-ель-ель-с крыши капает капель.

ей-ей-ей- бежит ручей.

Итак, давайте поговорим о весне.

– Что же такое «весна»? (Это время года).

– После, какого времени года приходит весна?

– Какое время года вы ещё знаете?

– Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло,

птицы прилетают из тёплых стран, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

закапали сосульки с крыш домов,

– Как называется явление природы, когда с крыши тают и капают сосульки?- Это явление природы называется капель.

игра Сосульки
Шаловливые сосульки
Сели на карниз.
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Посмотрели чем заняться?
Стали каплями кидаться.
Целый день идет трезвон:
Дили-дили, дили-дон!

А теперь поиграем со словом весна.

II. 2. Игра « Добавь словечко»

• Мы будем гулять….

• Мы поём песни о ….

(Садятся на стульчики)

Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?

3. Игра «Какая, какое?»

Весна (какая?) – ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…

Солнце (какое) – яркое, желтое, теплое, яркое, солнечное, жаркое…

Облака (какие) – лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) – голубое, облачное, серое…

4. А сейчас Блиц опрос.

– Что такое блиц опрос? ( Быстрый опрос – ответы те, которые вам первые приходят в голову.)

Игра « Скажи правильно » (накапливаем словарь глаголов)

• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?

• Порхают птички или жучки? А что делают жучки?

• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?

• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?

• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?

• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?

• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?

• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?

Зима была такой долгой , холодной и от неё все устали. Наступления весны люди ждали во все времена. . Зазывать весну начинали уже с первых чисел марта.

_Давайте встанем в хоровод и тоже споем закличку.

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

Дети становятся в круг

У меня в руках мячик , вы сейчас будете его передавать друг другу и составлять предложения о весне.

каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной животные просыпаются после зимней спячки.

Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

– Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

– Давайте, расскажем Умке – какая бывает весна?

– А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Умка запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде.

В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и рассмотрите картинки о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка это новое предложение.

-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

– Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т.д.) ».

Я вам ещё раз включу эту музыку, а вы подберете подходящие картинки о весне, создадим картину и отошлём в подарок Умке.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Весна»

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: (Дети встают в круг).
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,
Давай оживим наш волшебный кружочек!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям.)
Садятся на стулья. Давайте закроем глаза, сделаем глубокий вдох-выдох, вдох-выдох и послушаем Музыку.

II. Основная часть
Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и она хочет с вами поиграть.

2. Игра «Волшебная сосулька»
Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки.
(Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).
Воспитатель: Весна (какая?): теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная.
Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим!

3. Игра «Ласковое слово»
– Я вам буду давать солнце, и говорить слово, а вы мне будете отдавать солнце и говорить тоже слово, но ласково. Например: солнце – солнышко.
Ветер – ветерок.
Ручей – ручеёк.
Цветок – цветочек.
Ветка – веточка.
Лист – листочек.
Луч – лучик.
Облако – облачко.
Сосулька – сосулечка.
Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!
(Дети садятся на стульчики).

4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы-презентация.
Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.
На экране схема первого предложения.
Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.
(Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).

Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной…
• Ярко светит солнце.
• Тают сосульки.
• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
• Тает снег и появляется трава
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
• На деревьях набухают почки, появляется трава.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Просыпаются животные после зимней спячки(медведь,ёж,барсук)
• Появляются насекомые

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».

5. Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
Улыбнулись (улыбаются),
Потянулись (тянутся),
Раз – росой умылись (умываются),
Два – изящно покружились (кружатся),
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
А четыре – полетели (бегают),
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления стихотворения о весне)

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем нашу весну и выучим для неё стихотворение(Весна)? А кто мне будет помогать составлять стихотворение выберет волшебная сосулька.
(Один ребенок составляет стихотворение по картине).
Затем воспитатель приглашает воспитанников за столы, где они все приклеивают заготовки стихотворения.
Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас стихотворения!

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Установка на дальнейшую деятельность.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось? Какие чудеса мы видели весной? (Светит солнышко, прилёт птиц из тёплых стран, распустились подснежники, бегут ручьи и т. д.).
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Какое у вас настроение? (радостное хорошее, весеннее, …)
За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Звездочки-медальки».

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №1

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи. Все люди отме­чают весной мамин праздник — 8 Марта. Я сделал(а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил (а) ей.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №2

Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в них и ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» №3

Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

Составление рассказа по картине «Белочка» (подготовительная группа)

Обучающие задачи:

  • закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;
  • формировать понятия причинно-следственных связей и за­кономерностей в явлениях природы;
  • упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Развивающие задачи:

  • развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-действенное мышление.

Воспитательныезадачи:

  • воспитывать доброе отношение к животным, проявлять за­боту о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;
  • воспитывать интерес к природе, к животным.

Наглядныйматериал, картина «Белочка», аудиокассета

«Звуки леса», игрушка-ежик, шишки, желуди, грибы, ягоды ря­бины, сухие листочки. Альбомный лист с пустыми окружностя­ми, чтобы дети их заполняли, составляя рассказ про белочку, и такой же образец — у воспитателя; фломастеры на всех детей..

Предварительнаяработа:

  • чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Белка»;
  • разучивание потешек, считалочек про белку;
  • разучивание стихотворения с одним из детей;
  • рассматривание картин и иллюстраций на тему «Животные леса»;
  • загадывание загадок про белку и ежа;
  • прослушивание аудиокассеты — музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Ход занятия

Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о том, как не­которые звери готовятся к зиме. Послушайте загадку:

Вот художник так художник — Все леса позолотил, Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим: Кто художник этот?

Педагог. А вы хотите побывать в лесу? Дети. Хотим.

Педагог. Закройте глазки и представьте, что мы очути­лись в осеннем лесу.

Звучит фонограмма «Звуки леса».

Педагог. Посмотрите, как здесь красиво, спокойно. Какие красивые слова мы придумаем про осень, какая осень?

Дети. Осень золотая, поздняя, красивая, хмурая, дождли­вая, холодная, сухая.

Педагог. Ой, ребятки, посмотрите: за елочкой спрятался ежик (находит и показывает детям игрушку-ежика),

он плачет. Что же с ним случилось? Ежик, почему ты плачешь?

Дальше педагог говорит и за Ежика.

Ежик. Скоро кончится осень, я сделал запасы на зиму — грибы, ягоды, корешки, яблоки. Сухими листьями утеплил свою норку. Но очень беспокоюсь о своей знакомой белочке, которую давно не видел. Помогите мне найти белочку. Ей надо помочь сделать запасы на зиму, а то она зимой замерзнет и погибнет.

Педагог. Ребятки, поможем Ежику найти белочку?

Педагог. Давайте возьмем Ежика и пойдем искать бе­лочку, а чтобы нам было веселее идти, поиграем в игру «Найди листок».

Педагог показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Листья сравнивают, отмечают их сходства и различия. Затем педагог поднимает, например, кленовый лис­ток и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках которых листья клена, кружатся под легкую музыку, а по команде воспитателя останавливаются. Игра повторяется с разными листьями и всеми листьями вместе.

Педагог. А вот, ребятки, мы и нашли белочку (показы­вает картину).

На каком дереве сидит белочка — на листвен­ном или на хвойном? Как вы узнали? Где нашла свой домик белочка? А почему у нее домик так высоко? Что запасла бе­лочка к зиме?

А ты, Ежик, хочешь узнать о жизни белочки?

Педагог. Тогда, Ежик, и вы, ребятки, садитесь на поляну и слушайте.

Дети садятся за столы, на которых лежат схемы-модели и фломастеры.

Педагог. Ежик, сейчас ребятки расскажут тебе про бе­лочку. В этом нам помогут наши помощницы — схемы-моде­ли, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.

В центральном кружочке пишем букву «Б» — почему?

Дети отвечают и пишут в центральном кружке букву «Б».

Педагог. Белка — это домашнее или дикое животное? Где она живет?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №1 дерево с дуплом и дом.

Педагог. Как называются детеныши белки? Мама-белка большая, а бельчата?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №2 маму-белку и бельчонка.

Педагог. Чему учит мама-белка своих бельчат? Приду­маем добрые слова про белку, какая белочка?

Дети описывают белку — без схемы, пишут в кружочке №3 слово «мама».

Педагог. А кто знает врагов белки?

Дети отвечают и рисуют в кружочке №4 зубы и ружье.

Педагог. Чем питаются белки?

Дети. Белки питаются грибами, шишками.

Педагог. Да, чтобы насытиться, белка должна за день опустошить двадцать восемь еловых шишек.

Дети в кружочке №5 рисуют орешки, грибы, ягоды, яблоки.

Педагог. Какую пользу приносят белки людям?

Дети отвечают и рисуют в кружочке Мб кисточку, шубу, шапку, хвост-мех (воротник).

Педагог. А какие вы знаете стихи, потешки, загадки о белке?

Дети отвечают и рисуют в кружочке № 7 букву «Я».

Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про белку?

Составление рассказов детьми.

Ежик. Молодцы, ребятки, теперь я знаю, что моя знако­мая белочка сделала запасы на зиму. Я могу спокойно спать

зиму, а когда наступит весна, мы снова встретимся. А вы, ребятки, помогайте всем животным и птицам выжить в холод­ную зиму. До свидания, спасибо вам, ребятки!

Педагог. Давайте проводим Ежика до норки. Спи, Ежик, до весны, а нам надо вернуться в группу. Закрыли все глазки… На одной ножке покрутились — и в группу возвратились. Вот мы и опять в своей группе. Скажите, что вы сегодня делали? Что было вам трудно выполнять? А что легко? А вы запомни­ли врагов белочки?

Дети. Враги белочки — хищники, охотники. Педагог. Правильно, молодцы! А сейчас пойдем гулять, возьмем хлеб — покормим птиц.

Рассказ «Белочка»

Белочка — дикое животное, она живет в лесу. Высоко на дереве ее домик — дупло. Там тепло и уютно, там она выводит своих бельчат.

Белка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый.

Мама-белка учит своих бельчат выбирать дупло, правильно передвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, соби­рать корм и делать запасы на зиму.

У белок есть враги. Главный враг — куница. Сильные и злые куницы преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют дупла. Еще за белками охотятся люди — охотники с собаками. Умные собаки выслеживают белок. А охотник стреляет прямо в глаз белки, чтоб не испортить шкурку.

Главный корм белок — семена хвойных деревьев (еловых и сосновых шишек).

Летом и осенью они сушат шляпки грибов, легко нанизы­вая их на голые ветки деревьев. Собирают спелые орехи, же­луди и ягоды.

Из меха белки люди шьют теплые шапки, шубки и вареж­ки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования. Мне нравится белка, потому что она быстрая и ловкая.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Мнемотаблицы стихотворений о весне для заучивания

Дарья Куликова

Мнемотаблицы стихотворений о весне для заучивания

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запо-минания»

. Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Использование мнемотехники способствует овладению всеми компонентами речевой системы, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей.

Мнемотехника помогает развивать:

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

Человеческая память устроена так, что в ней крепко удерживают-ся зрительные образы и ассоциации. Поэтому использование символов при пересказе и заучивании стихотворений помогает лучше и быстрее запомнить текст. Для пересказа сказки или рассказа и заучивании стихотворения наизусть можно составить мнемотаблицы

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная ин-формация.

Сначала при чтении текста мы выделяем главную мысль в каждом абзаце, и придумываем ей какой- то значок – символ. Если текст небольшой, но его трудно запомнить, можно придумать символы на каждое слово или словосочетание. В результате, после этого можно легко и быстро пересказать текст с опорой на символы.

В таблице можно изобразить главных героев сказки или рассказа, явления природы, какие – либо действия, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным. Но изображать нужно так, чтобы нарисованное было детям хорошо понятно.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к.у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. И как я говорила “спрятать” персонажа в графическом изображении.Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга)

. Медведь – большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например, волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение)

; таким образом, все
стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Конспект фронтального занятия по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»

Предлагаю вашему вниманию конспект фронтального занятия по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Коррекционно-образовательные цели занятия:

  • активизация и актуализация словаря по теме «Весна»,
  • совершенствование навыка составления рассказа по таблице,
  • формирование понятий «время года», «весна».
  • развитие связной речи,
  • внимания,
  • слухового восприятия,
  • мышления,
  • артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • формирование доброжелательности, инициативности, развитие чувства справедливости.
  • воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска, наглядный материал по теме «Весна», компьютер, презентация самомассажа «Солнышко», аудиозапись весенней мелодии, раздаточный материал (1/2 альбомного листа каждому ребенку), карандаши.

Ход занятия.

– Сядет на своё место тот, кто повторит ряд слов:

греет, светит, тает;
скворец, грач, ласточка;
капает, журчит, набухает;
ручей, дождь, капель:
теплый, яркий, солнечный…

Объявление темы занятия.

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
(Весной)

– Сегодня мы с вами будем составлять рассказ о весне. Для это вспомним всё, что знаем о ней.

Игра «Вопрос-ответ». (Дети отвечают полными предложениями)

– Что такое весна? (Весна – это время года.)

– После какого времени года наступает весна?

– Что происходит с солнцем?

– Какое небо весной?

– Что происходит со снегом?

– Что появляется на земле, где растаял снег?

– Что вырастает на проталинах?

– Что набухает на ветках?

– Кто возвращается из тёплых краёв?

– Кто просыпается после зимы?

– Молодцы. А теперь посмотрите на доску.

– На доске нарисованы предметы, к ним надо подбирать «красивые» слова. Они нам будут нужны при составлении рассказа.

Рис.1. Изображено солнце, облако.

– Что это?
– Солнце весной какое? Как оно греет?
– Небо весной какое?
– По небу плывут облака. Какие они?

Рис. 2. Дерево с почками, ручей.

– Что весной происходит с деревьями?
– Снег тает и по земле бегут ручейки. Какие они? (веселые, звонкие…)
– Что делают ручейки? (Текут, журчат, звенят…)

Рис. 3. Проталинка, подснежник, травка.

– солнышко пригревает и на земле появляются… (проталинки)
– Что на них вырастает? (Подснежники.)
– Какие они? (Маленькие, голубые…)

– кто прилетает из теплых краёв?
– Что делают птицы весной? (строят, вьют, лепят, чирикают…)

Рис. 5. Ёж и ежонок.

– Просыпаются звери. Что они делают? (Выползают, выбегают, прыгают, бегают, линяют…)

Кто ещё просыпается весной? (насекомые)

Работа с раздаточным материалом.

– У вас на столах лежат листочки, переверните их. Нарисуйте картинки для нашего рассказа. (Дети рисуют под аудиозапись.)

Комплекс самомассажа «Солнышко проснулось».

Физминутка «Дождик бегает по крыше»:

Дождик бегает по крыше-
Бом! Бом! Бом! (дети встают «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга)
По веселой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом! (постукивают пальчиками)
– Дома, дома посидите,-
Бом! Бом! Бом! (поколачивают кулачками)
– Никуда не выходите,-
Бом! Бом! Бом! (растирают ребрами ладоней)
– Почитайте, поиграйте,-
Бом! Бом! Бом! (ладони – на плечи, большими пальцами растирать плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте…
Бом… Бом… Бом… (поглаживать ладонями)

(Затем дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.)

Составление рассказа детьми. (Спросить 2-3 детей).

«Хлопни в ладоши, если услышишь слово о весне»

Листопад, пригревает, вьюга, тает, журчит, теплое, ярче, набухают, проталина, снегопад, капель, ледоход, метель, прилетают.

Итог занятия.

– О чем мы с вами сегодня беседовали?

– Что учились делать?

– Чей рассказ вам понравился больше всего? Почему?

Деревягина Елена Сергеевна,
учитель-логопед,
МДОБУ д/с №3,
г. Богородицк, Тульская область

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»

Елена Савченко
Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»

«Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество».

1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

2. совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие задачи:

1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

2. продолжать развиватьпсихические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

5. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;

2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

словесный: беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.

– метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

– наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

– игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Скажи правильно», «Блиц опрос», пальчиковые игры («Цветы», «Скворечник»).

игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).

– практический: рисование картин о весне.

– приём «радуга настроения».

Оборудование: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты, письмо в конверте, воздушный шар, мяч, мнемотаблица, карандаши, краски, альбомные листы, магнитофон и аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

• экскурсии и наблюдения в природе;

• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает…», стихотворений о месяцах весны.

дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Доброе утро, уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию занятие по развитию речи на тему: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, – нам шепчут цветы,

Доброе утро, – журчат ручейки,

Доброе утро, – шумят тополя,

Доброе утро, – родная земля.

Доброе утро, – солнцу и птицам,

Доброе утро, – улыбчивым лицам!

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

После таких теплых слов стало еще больше радости и светлых лиц.

I. Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик.

Хотите узнать, что в нём написано?

Маша Казакова прочитай нам, пожалуйста.

«Дорогие ребята! Пишет вам маленький пингвинёнок.

Мы никогда не видели весну и хотели бы узнать, что это такое? Объясните, пожалуйста?»

– Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь пингвинам?

– Правильно, мы можем поговорить о весне, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны.

– Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде) Покажите на глобусе, где находится Антарктида.

– А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что в Антарктиде всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает).

Посмотрите на экран, действительно, в Антарктиде никогда не бывает весны и наш пингвинёнок с друзьями хотят узнать о ней как можно больше.

Мы сегодня с вами как можно подробнее и интереснее расскажем о времени года весна. И отправим нашим пингвинам в Антарктиду не обычное письмо, а видео письмо, посмотрите, видео оператор Елена Валерьевна нам поможет, помашите ручкой нашим друзьям, ну, что, готовы?

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят над крышами капели.

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

– Что же такое «весна»? (Это время года).

-Какие изменения происходят в природе весной? (ответы детей?

(Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали капельки воды с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

– Конечно, солнце припекает, и на земле образуются проталинки! А что появляется на проталинках,

(А на проталинках появляются первые цветы.)

– Как называются первые цветы? (первоцветы)

Сейчас мы и узнаем,как хорошо вы знаете первоцветы:

Сейчас мы подойдём к столику, где я приготовила для вас картинки, после прочтения загадки, говорим ответ и находим цветок на картинке и показываем его, а затем все вместе проверяем, договорились?

1.Слушайте внимательно и отгадывайте загадки:

1. У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой.

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрсший, чуть живой.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (подснежник).

-Давайте найдём, где у нас представлены подснежники.

(воспитатель вместе с детьми рассматривает и находят фото с изображением подснежников).

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный,словно пан,

Нежный, бархатный … (тюльпан).

3. «Белые звоночки

У меня в садочке

На зелёном стебельке

Прячутся в тенёчке.» (ландыш).

5 «Он цветочный принц – поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну поёт на бис

Замечательный (нарцисс)

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (мать- и –мачеха)

То он Солнышко лучистое,

То он Облачко пушистое.

Лета ждать не захотел.

Ветер дунул – облетел (Одуванчик)

2. Пальчиковая игра «Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

А теперь поиграем со словом ВЕСНА.

3. Игра «Добавь словечко»

• Мы будем гулять….

• Мы поём песни о ….

Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?

4. Игра «Какая, какое?»

Весна (какая) – ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое) – яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…яркое, желтое,

Облака (какие) – лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) – голубое, облачное, серое…

ВЫ наверное устали, пора немного отдохнуть выстраиваемся в одну ширенгу, встаём по свободнее, гости присоединяйтесь к нам.

5. Игра «Весеннее, весенняя, весенние».

Ребята, давайте придумаем словосочетания со словом «весенний»:

Встаньте в круг.

Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но уже со словом «весенний», «весенняя», «весеннее»,

например: день — весенний день, погода — весенняя погода,

солнце, настроение, проталины, гроза, месяц, лучи, дерево, листва, цветы, дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо.

(Дети называют словосочетания.)

6. А сейчас Блиц опрос.

– Что такое блиц опрос? (Быстрый опрос – ответы те, которые вам первые приходят в голову.)

Игра «Скажи правильно» (накапливаем словарь глаголов)

• Распускаются листочки или веточки? А что делают веточки?

• Порхают бабочки или жучки? А что делают жучки?

• Тает снежинка или дождинка? А что делают дождинка?

• Журчат ручьи или грачи? А что делают грачи?

• Набухают почки или листочки? А что делают листочки?

• Возвращаются с тёплых стран насекомые или птицы? А что делают насекомые?

• Трещит лёд или ручей? А что делает ручей?

• В лесу появляются сосульки или подснежники? А что делают сосульки?

– Как называется явление природы, когда с крыши капают капельки воды?- Это явление природы называется капель.

7 «Составь предложение»

– А сейчас давайте придумаем предложения о весне,

каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной с юга прилетают птицы.

Веснойприлетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

Давайте вспомним перелётных птиц

– Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

– А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, для своих друзей – пингвинов из Антарктиды.

В этом нам помогут наша помощница-таблица.

Давайте вспомним правила: что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.

Каждая карточка – это новое предложение.

Весна – прекрасное время года! Весной набухают почки. Солнце греет всё ярче и ярче, становится теплее после зимы. Природа оживает. Журчат ручьи, распускаются всеми любимые первые цветы – подснежники. Капает капель, на реках трескается лёд. Тает снег, появляются проталины. Идёт теплый весенний дождик, на небе появляется радуга. Травка зеленеет. Птицы возвращаются с юга и вьют гнёзда. Весна бывает тёплая, бывает холодная. Все радуются приходу весны. а после весны наступит лето.

Вот как интересно мы с вами рассказали о весне нашим друзьям пингвинам!

-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

– Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т. д.)

Ребята, как вы думаете, пингвины узнают много о весне из нашего сегодняшнего занятия?

А что самое интересное будет для них на ваш взгляд?

Они всё это увидят из нашего видео и очень много узнают о весне.

Спасибо, огромное, ребята и гости нашего занятия, а я хочу угостить вас сладкими призами.

Занятие окончено.

Прикреплённые файлы:
prezentacija-r-mnemotablicy_hcu03.pptx | 7362,89 Кб

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине…» Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие речи» в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Удивительное путешествие. Составление рассказа о транспорте по макету» Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему: «Удивительное путешествие» для детей старшей речевой группы с использованием.

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу» Конспект интегрированной НОД в старшей группе по теме: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу». Образовательная область:.

Конспект занятия по развитию речи, по составление описательного рассказа «Зима» в старшей группе Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА». Цель: – учить детей составлять небольшой.

Конспект занятия по развитию речи и чтению калмыцкой народной сказки «Плюх пришел» с опорой на мнемотаблицу КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: ЧТЕНИЕ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ПЛЮХ ПРИШЕЛ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦЫ. (СТАРШАЯ ГРУППА) Интеграция.

Конспект занятия по развитию речи «На лесной полянке». Составление рассказа-описания по предметным картинкам Цель: обучать детей составлению рассказа – описания по предметным картинкам. Коррекционно-развивающие задачи: 1. Развивать память, внимание,.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи» Тема занятия: «Составление рассказа по картине «Ежи» Цель: учить детей составлять рассказ по картине. Задачи: – образовательные: учить.

Конспект занятия по развитию речи «Весна». Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану Тема: Весна Цель: уточнить и расширить знания о весне, её признаках. Задачи: 1. уточнить названия весенних месяцев 2. уточнить характерные.

Конспект занятия развитию речи по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Пчёлки» по теме «составление рассказа по серии.

Конспект занятия в старшей группе по составлению описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Дикие животные» СП ДО ГБОУ СОШ им. Е. М. Зеленова д/сад № 16 п. г. т. Новосемейкино Самарская обл. Конспект занятия в старшей группе по составлению описательного.

Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»»

Конспект занятия «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Задачи: Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.Учить детей называть приметы весны, изменения в природе, используя образные слова и выражения.Развивать связную речь детей.Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о весне, используя мнемотаблицу.Продолжать развивать память, внимание, мышление. Прививать любовь и интерес к природе родного края. Поощрять умение слушать друг друга; чувство уверенности в себе.

Предварительная работа.

Беседы о временах года, наблюдения на прогулках за изменениями в природе, рассматривание красочных иллюстраций, заучивание стихотворений, пословиц, загадывание загадок, чтение рассказов М. Пришвина, К. Паустовского, К. Ушинского и др., рисование по временам года, инсценирование сказки Э. Шима «Камень, сосулька, ручеек и солнце»

Оборудование.

Фланелеграф, мнемотаблица «Весна», муляж солнца, презентация игры «Бывает – не бывает», «чудесный мешочек», фишки, проектор, ноутбук.

Ход занятия

(Предлагаю послушать потешку и решить, о чем будет разговор на занятии).Сядьте все ровно, спинку выпрямите, поздороваемся с гостями. Постарайтесь быть внимательными и активными. А о чем будет сегодня речь, сами узнаете из потешки, которую расскажет Лиза.

А уж ясно солнышко

И повсюду золото

Ручейки на улице

Всё журчат, всё журчат.

И летят, и летят…

Догадались, о чем будем сегодня вести разговор?

Правильно, о весне.

А сейчас послушайте сказку:

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

– Как вы думаете, что это за чудо у весны?

– Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо.

-Какие же изменения в природе стали происходить с началом весны? Сейчас вы будете их называть, а я буду складывать в мешочек. Посмотрим, сколько вы их знаете!

-Молодцы, вы очень много назвали примет!

А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется: «Бывает – не бывает»(презентация)

Тает снег. Прилетели снегири. Звонко поет скворец. Начинается листопад. Начинается капель. На лугу расцвел одуванчик. Дети пускают кораблики. Набухают и раскрываются почки. Появляются цветы –первоцветы, начинает зеленеть травка. Птицы улетают в теплые края. Прилетели перелетные птицы. Просыпаются насекомые. Начинается ледоход. Грачи начали вить гнезда. Медведь залег в берлогу. Дети надели теплые шапки и шубы.

Молодцы. Не ошиблись!

А каком времени года мы сегодня говорим? (весна).

Сколько месяцев длится весна? (3).

Назовите первый весенний месяц? (март). В народе его прозвали капельником. Капель отсчитывает первые часы, дни весны.

Назовите второй месяц весны? (апрель). Его зовут — снегогоном. К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Говорят: «Апрель водою славен, да почками красен». В апреле в нашей стране празднуют «День птиц» – развешивают скворечники, существует прекрасный обычай «отпущения птиц на волю». Взрослые и дети отпускают птиц.

Третий месяц весны — самый красивый. Как он называется? (май). Его в народе зовут — травень, цветень.

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвет в клочки.

Клен тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.

И, едва растает снег,

Мне зеленую ладошку

Клен протянет раньше всех.

-Ребята, кто пишет разные произведения?

– А теперь давайте мы побудем писателями и попробуем составить интересные рассказы о весне. Рассказы будем составлять по карточкам. Как они называются?

(Составление рассказа по схеме)

– Молодцы, интересные рассказы получились.

-Вы не забыли, какое главное чудо у весны?

Всех приглашаю пройти на лужайку и сесть в кружок.

Каждый из вас будем говорить, какое солнце, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

-Посмотрите, что у нас получилось? Солнышко, а вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

– Ребята вам понравилось, как вы сегодня работали на занятии?

А чтобы и весна была яркая и веселая, давайте споем про нее песню.

Слово педагога

Автор: Вербицкая Светлана Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с “Родничок” №22
Населённый пункт: Новосибирская область город Искитим
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: “Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы”
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей группе

«Составление рассказа о весне с

Тема: «Составление рассказа о весне»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и

Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения

отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

Учить детей называть приметы весны, изменения в природе, используя

образные слова и выражения.

Развивать связную речь детей.

Совершенствовать умение составлять небольшие рассказы о весне, используя

Продолжать развивать память, внимание, мышление

Прививать любовь и интерес к природе родного края.

Предварительная работа.

Беседы о временах года, наблюдения на прогулках за изменениями в природе,

рассматривание красочных иллюстраций, заучивание стихотворений,

пословиц, загадывание загадок, чтение рассказов М. Пришвина, К.

Паустовского, К. Ушинского и др., рисование по временам года,

инсценирование сказки Э. Шима «Камень, сосулька, ручеек и солнце»

Оборудование.

Фланелеграф, мнемотаблица «Весна», муляж солнца, презентация игры

«Бывает – не бывает», «чудесный мешочек», фишки, проектор, ноутбук.

Ход занятия

(Предлагаю послушать потешку и решить, о чем будет разговор на занятии)

Сядьте все ровно, спинку выпрямите, поздороваемся с гостями. Постарайтесь

быть внимательными и активными. А о чем будет сегодня речь, сами узнаете

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки на улице

Всё журчат, всё журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят…

Догадались, о чем будем сегодня вести разговор?

Правильно, о весне.

Весна пришла нам сказку принесла. (Чтение сказки)

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они

дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три

месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды

Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне.

Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь

песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться.

Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня

есть чудо, которое поможет победить холод».

– Как вы думаете, что это за чудо у весны?

– Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо.

-Какие же изменения в природе стали происходить с началом весны? Сейчас

вы будете их называть, а я буду складывать в мешочек. Посмотрим, сколько

-Молодцы, вы очень много назвали примет!

А сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется: «Бывает – не

Тает снег. Прилетели снегири. Звонко поет скворец. Начинается листопад.

Начинается капель. На лугу расцвел одуванчик. Дети пускают кораблики.

Набухают и раскрываются почки. Появляются цветы –первоцветы, начинает

зеленеть травка. Птицы улетают в теплые края. Прилетели перелетные

птицы. Просыпаются насекомые. Начинается ледоход. Грачи начали вить

гнезда. Медведь залег в берлогу. Дети надели теплые шапки и шубы.

Молодцы. Не ошиблись!

А каком времени года мы сегодня говорим? (весна).

Сколько месяцев длится весна? (3) .

Назовите первый весенний месяц? (март). В народе его прозвали

капельником. Капель отсчитывает первые часы, дни весны.

Назовите второй месяц весны? (апрель). Его зовут — снегогоном. К концу

апреля солнце прогоняет последние остатки снега. Говорят: «Апрель водою

славен, да почками красен». В апреле в нашей стране празднуют «День птиц»

– развешивают скворечники, существует прекрасный обычай «отпущения

птиц на волю». Взрослые и дети отпускают птиц.

Третий месяц весны — самый красивый. Как он называется? (май). Его в

народе зовут — травень, цветень.

Физкультминутка

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвет в клочки.

Клен тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.

И, едва растает снег,

Мне зеленую ладошку

Клен протянет раньше всех.

-Ребята, кто пишет разные произведения?

– А теперь давайте мы побудем писателями и попробуем составить

интересные рассказы о весне. Рассказы будем составлять по карточкам. Как

(Составление рассказа по схеме)

ы, интересные рассказы получились.

-Вы не забыли, какое главное чудо у весны?

Всех приглашаю пройти на лужайку и сесть в кружок.

Каждый из вас будем говорить, какое солнце, и вытягивать ленту из круга,

лежащего на полу.

-Посмотрите, что у нас получилось? Солнышко, а вы его добрые и умные

лучики, от которых всем тепло и радостно.

– Ребята, что вам понравилось на занятии? (ответы детей)

(В конце занятия дети получают смайлики, в виде солнышка).

Читайте также:
Проект Мой второй язык для учащихся 1 класса (дети-билингвы)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: