Составление описательных рассказов

Составление описательных рассказов

Консультация для воспитателей, логопедов и родителей, раскрывающая методы и приемы составления описательных рассказов в процессе игр-выставок. Представлена нетрадиционная и интересная форма работы, позволяющая добиваться высоких результатов в составлении описательных рассказов.

Совершенствование связной речи детей — это одна из ведущих задач развития в дошкольном возрасте.

На пятом году жизни, появляется сложная форма связной речи — «сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном». (Д,Б.Эльконин). Именно в этом возрасте необходимо уделять внимание обучению рассказыванию.

Для полноценного речевого общения с окружающими одинаково важны все виды рассказов-монологов. Легче всего начинать работу с описания игрушек, предметов, иными словами, с формирования умения характеризовать единичный объект. Умение точно, экономно и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления человека, облегчает процесс обмена информацией в различных видах деятельности.

«Несомненно, что слово играет решающую роль уже в наглядно-действенном мышлении и что только отражение в речи определенных предметов дает возможность ребенку составить о них дифференцированные представления и оперировать этими представлениями в умственном плане или в плане воображения». ( А. Запорожец).

Опыт моей работы, анализ литературы, наблюдения, беседы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Навыки приобретенные при описании одной родственной группы предметов (например, посуды), дети не всегда переносят в деятельность описания иной группы предметов (например одежды, мебели). Легче усваивается совместная деятельность по составлению плана описания, совместное составление с педагогом. А вот самостоятельное составление рассказов детьми — утомительно для детей. Снижается устойчивость внимания в случаях, когда рассказывают сверстники. Логопеду необходимо все время искать приемы, чтобы активизировать их внимание.

При сообщении цели непосредственной деятельности и игрового упражнения не стоит забывать о мотивах. Ведь именно мотивы побуждают человека к деятельности. Необходимо мотивировать детей. Можно включать в работу деловой мотив: «Ты сможешь купить игрушку, если сочинишь рассказ о ней». Постановка познавательной задачи еще не достаточна, чтобы активизировать умственную деятельность. Необходимо, чтобы задача была не только принята, но и затронула его интересы. Также необходимо учитывать следующие моменты: желание детей рассказывать и слушать рассказы сверстников, количество и качество сочиненных рассказов.

Я решила провести эксперимент в процессе игры: » Срочно необходим ваш совет». Вниманию детей предложила пять бокалов и объяснила: «завхозу надо купить малышам новые бокалы. В магазине предложили образцы, которые сейчас есть в магазине. Помогите выбрать нужные бокалы, только учтите бокал для малыша должен быть легким и конечно, красивым. Иметь удобную ручку. Прежде чем вы будите высказывать свое мнение, нет ли у вас ко мне вопросов.»

– Вы действительно выберите те чашки, которые мы выберем? (Конечно, иначе зачем бы мы затеяли этот разговор?).

Заданные вопросы уже свидетельствовали о том, что дети заинтересовались. Позже, оценивая эту работу, дети высказывали удовлетворение тем, что им доверили настоящее дело, радовались деловому сотрудничеству со взрослым.

Как же проходила игра? Объяснение задания, включая цель, мотив деятельности, план описания чашки заняло 7 минут, количество заслушенных рассказов — 9 минут. Радовал тот факт, что дети размышляли, приступая к описанию. (мне понравился вот этот бокал, но я еще не проверил, годится ли он малышам.) Легче, чем обычно, начинали рассказывать. И первая фраза не была стереотипной, как зачастую бывает при составлении описательных рассказов по плану.

Обучая ребенка речи, необходимо создавать ему такие условия, однотипные с естественными, чтобы его речевые высказывания приближались к тем, которые существуют в жизни, когда удовлетворяется потребность в коммуникации.

При работе по составлению описательных рассказов необходимо искоренить главный недостаток: дети больше слушают, нежели говорят. В деловом содружестве со взрослыми и сверстниками , ребенок уже не удовлетворяется активностью других, претендует на активную роль. Необходимо выстраивать процесс игры таким образом, чтобы процесс обучения в достаточной мере удовлетворял любознательность ребенка и потребность в мыслительной деятельности. Необходимо поддерживать атмосферу непринужденного речевого общения. Надо стараться, чтобы не было ни молчащих детей, ни тех, которым нечего сказать.

Работу по составлению описательных рассказов можно также проводить в процессе игр «Выставок». Интерес к играм- выставкам, так велик, что они играют в выставки на прогулке, дома, требуя, чтобы родители не только слушали , но и задавали вопросы.

Как же в играх-выставках решается ведущая задача — составление описательного рассказа? С этой целью я анализировала рассказы — результат речевой деятельности старших дошкольников, по традиционной методики и в игре-выставке. В основном я ориентировалась на два параметра:

  • употребление сложных предложений,
  • употребление наречий и прилагательных.

Монологи в процессе игры «Выставки» оказались объемнее, описывая экспонат дети чаще использовали сложные предложения, особенно сложноподчиненные, употребляли самые разнообразные наречия и прилагательные. В их рассказах прилагательные составляли 21% от числа всех используемых слов, 6 % — наречий. Когда при описании подобных объектов вне выставочной ситуации эти же дети употребляли лишь 14% прилагательных и 3% наречий. Информативность, ведущий признак текста, выступил отчетливее. В рассказах детей экскурсоводов четче проявлялись и такие признаки текста как целенаправленность, связь между частями описания и между предложениями.

Что еще положительно характеризуется в процессе игр-выставок:

  • Воспроизводят ситуации, в которых высказывания детей и их поведение максимально приближены к жизненным.
  • Отвечают потребностям старших дошкольников в активном деловом содружестве с окружающими.
  • Учат культуре общения. Ребенок помнит о взятой на себя роли и действует в соответствии с ней.
  • Поведение детей подтверждает положение Л.С.Ввыготского о том , что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя и может решать более трудные задачи.
  • Внимание детей поддерживается за счет чередования монологов (моментов более утомительных) и диалогов (моментов оживления).
  • Возможность задавать вопросы, возможность сформулировать вопрос поинтереснее необычайно активизирует мысль и речь ребенка.

Во время подготовительной работы к выставкам вопросы и ответы детей в массе своей просты и стереотипны. Однако в процессе игры звучат высказывания, вызывающие радость.

Наблюдения показывают, что после закрытия выставок интерес к экспонатам сохраняется в течении 6-8 минут, а в случае, когда экспонируются заводные игрушки, интерес не угасает в течении 10-15 минут.

Выставки можно проводить, используя разные игрушки и предметы. Это позволяет определенным образом решать проблему межпредметных связей. Так выставки решают интегративные задачи. Помогают уточнить представления детей об окружающем.

Читайте также:
НОД Путешествие в страну головных уборов

В старшей группе успешно проходят описания таких выставочных экземпляров, как чайная и столовая посуда, куклы в национальных костюмах, различные автомобили, подносы, книги.

В подготовительной группе дети с увлечением характеризуют изделия хохломы, дымковской игрушки.

Игры-выставки помогают достичь высокий результат, строятся с опорой на мотивированную деятельность, эмоционально-волевую сферу личности ребенка и его творческое воображение.

Рассказы детей, записанные при традиционной методике.

Наташа Т., 5 лет 7 месяцев.

1. Летний костюм мальчика.

Это костюм для лета. Рубашка красная, на плечах широкие синие полоски. Есть карман, еще карман. И брюки. Костюм сшит из мягкой ткани. ( Дальше молчит, затрудняется. Ждет наводящих вопросов). Рубашка сшита с воротником.

2. Летнее платье девочки.

Это платье для лета. Девочке купили, чтобы носить в жару. У платья беленький воротничок и золотые пуговки. Рукава короткие. На платье есть поясок, а на пояске пряжка. Платье ситцевое. Очень красивое.

Денис Ш., 5 лет 6 месяцев.

1. Хохломская тарелка

Это тарелка, она черная. А внутри золотая. Вот тут проходит узор, ягодки и три листочка. Опять ягодки и опять три листочка. А вверху какие-то листочки. Тарелка небольшая.

2. Хохломская тарелка.

Это большая красивая тарелка для салата. Внутри она, как многие хохломские тарелки золотая, а снаружи черная. Нарисован красивый золотой узор, который состоит из веток и ягод, похожих на рябину. А над листьями — цветы. У тарелки обычная форма. Круглая. Есть красный ободок. Очень красивый.

1. Игрушечный пылесос.

Это пылесос. Сделан он серой пластмассы. Вверх непрозрачный, а низ прозрачный. Видно желтые шарики. Это, наверное, мусор. Еще есть шланг и щеточка. Есть кнопка. На нее нажмешь, и пылесос включается.

2. Снегоуборочная машина.

Эта машина называется снегоуборочная или грейдер. Она может опускать и поднимать щит. Руль тоже можно немного опустить вниз. При повороте руля влево колеса тоже поворачиваются влево. При повороте руля вправо колеса тоже поворачиваются вправо. Машина вся сделана из металла, а колеса из резины. Так же и у настоящей машины. Вся машина окрашена зеленым цветом. Шины колес черные.

Волкова Мария Александровна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ детский сад №5 «Березка»,
Нижегородская область, г. Сергач

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей »

Консультация для воспитателей

«Обучение детей составлению описательных рассказов

на основе схем-моделей »

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.

Слово, опирающееся на ясные и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания. Общение со взрослым формирует у ребёнка процессы социализации, приобщает его к общественным ценностям, активизирует словарный запас и общие коммуникативные навыки, что способствует успешному обучению в школе. Особо важной является работа по формированию связной речи посредством составления рассказов.

Существует ряд методик развития речи дошкольника (, , и др.). Однако, при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно. Для таких детей характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания и несовершенством логического мышления.

Ведущий логопед г. Ткаченко разработала систему занятий для детей с ОНР по составлению описательных рассказов на основе схем.

Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.

Существует несколько видов составления рассказов:

1. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

2. Составление рассказа по одной сюжетной картине.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4. Составление рассказа на основе сравнения предметов.

5. Составление описательного рассказа о предметах и временах года.

Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения.

Вот основные из них:

1. Самостоятельно определить при рассматривании объекта его

главные свойства и признаки.

2. Установить последовательность изложения выявленных признаков.

3. Удержать в памяти эту последовательность, которая и является

обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

1. Один из таких факторов – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.

2. В качестве второго вспомогательного фактора автор выделяет создание плана высказывания, где в предварительной программе-схеме есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.

Остановимся подробнее на принципах составления и использования рекомендуемых схем.

Лист картона разделен на 6-8 квадратов (по количеству характерных признаков предметов либо времен года)

1. Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.

3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».

4. Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей ( например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, завести ее в гараж, ремонтировать и т. д.)

Читайте также:
Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса

ОПИСАНИЕ ПОСУДЫ

1. Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.

2. Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник

3. Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)

4. Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.

5. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).

6. Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой посудой (варить в ней компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т. д.)

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна (красный, желтый, синий, зеленый). Детям объясняют, что цвет фруктов или овощей может быть и другим.

2. Форма. Изображены геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.

3. Величина. Изображены 2 яблока – большое и маленькое (напоминают, что овощи и фрукты могут быть длинными, крупными, мелкими).

4. Вкус. Нарисованы конфета и лимон – контрастные по вкусу объекты. Детям предлагают вспомнить вкус описываемого предмета.

5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка. Имеется ввиду:

растет в саду или в огороде.

6. Как употреблять в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка,

ложка и нож. В предварительной работе уточняется, какие овощи и

фрукты можно есть сырыми, какие варят, жарят, консервируют.

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОДЕЖДЫ

1. Цвет. В квадрате изображены 4 цветовых пятна (красный, желтый, зеленый, синий) Детям объясняют, что цвет одежды может быть разным (белым с синими цветочками, в клеточку, в желто-красную полоску и. т.д.)

2. Материал. В квадрате 3-4 кусочка ткани (шерсть, хлопок, капрон). Естественно, что до составления описательного рассказа целесообразно провести предварительную работу по ознакомлению детей с разными тканями, из которых шьется одежда.

3. Части одежды. Изображен костюм, все детали которого находятся на некотором расстоянии друг от друга. Предварительно детей знакомят с названиями всех деталей костюма (воротник, рукава, карман, манжеты, юбка, оборка, пояс и т. д.)

4. Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце (символ лета), кленовый желтый лист (символ осени), подснежник (символ весны), и снежинка (символ зимы).

5. Назначение. В квадрате нарисованы дети (мальчик и девочка) и взрослые (мужчина и женщина). Под назначением понимается одежда для взрослых или для детей.

6. Действия с одеждой. Нарисована рука с разведенными пальцами. Дети рассказывают, как за одеждой ухаживают (гладят, чистят, стирают, сушат и т. д.).

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПТИЦ

1. Внешний вид. В квадрате – графическое изображение птицы. Ребенок называет птицу и части тела, цвет оперенья ( голова, два крыла, две ноги, хвост, покрыта перьями ).

2. Зимующая или перелетная. В квадрате изображена елочка со снежинками и пальма с солнцем. В предварительной работе уточняются зимующие и перелетные птицы, а также домашние они или дикие.

3. Где живет. В квадрате изображены скворечник и дупло. В предварительной работе уточняется место проживания: дупло, гнездо, скворечник, а также место обитания – сад, лес, озеро, болото и т. д.

4. Чем питается. В квадрате нарисована миска. В предварительной работе уточняется, чем питается конкретно каждая птица ( червячками, зернышками, семенами растений, ягодами, рыбой и т. д. )

5. Как выводит птенцов. В квадрате изображено гнездо с яйцами. В предварительной работе уточняется, как птица выводит птенцов (высиживает ли яйца, заботиться ли о птенцах).

6. Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. В предварительной работе уточняется, как птицы помогают человеку (дятел лечит деревья, уничтожая вредных насекомых, курица несет яйца, которые человек использует в пищу и т. д.).

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

1. Внешний вид. В квадрате – графическое изображение животного. Ребенок называет животного и части тела (голова, 4 лапы, хвост, уши, покрыт шерстью или кожей и т. д.)

2. Место, где живет. В квадрате изображено здание. В предварительной работе уточняются места проживания животных: в норе, в берлоге, в логове, в конюшне, в коровнике, в доме и т. д.

3. Чем питается. Изображена миска. В предварительной работе уточняется, чем конкретно питается каждое животное (ягодами, растительной пищей, рыбой, мясом, мелкими зверьками).

4. Как зовут детеныша. В квадрате изображена детская коляска. Ребенок называет детеныша животного.

5. Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. Этот пункт используется только для описания домашних животных (лошадь помогает человеку в хозяйстве, корова дает молоко и мясо и т. д.)

6. В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное. В квадрате – изображение телевизора и книги. Ребенок называет сказки, где данное животное является героем («Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Кот Леопольд», «Три поросенка» и т. д.)

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА

Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от занятий время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Как показывает опыт работы, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например – пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава, – необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

Все рассказы можно начинать так: «Наступила осень» или «Пришла весна».

1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисовано солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года (светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т. д.)

2. Небо. Изображены облака. Имеется в виду внешний вид неба

(пасмурное, ясное, покрыто облаками и т. д.)

3. Земля. Нарисован клочок земли с травой. Дети рассказывают, как

выглядит земля в разное время года: покрыта снегом, опавшими

листьями или сырая от дождя, покрыта сухой травой или появилась

первая весенняя травка, цветут цветы.

4. Деревья. Изображено дерево без листьев. Ребенку предлагается

рассказать, как выглядят деревья в определенное время года: появились почки, появились листья, листья пожелтели и опали, деревья стоят в снегу и инее и т. д.

Читайте также:
Развитие лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

5. Одежда людей. На этой части схемы изображены мужчина и женщина.

Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.

6. Изменения в жизни зверей. Нарисованы 2 знакомых детям зверя,

например, заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).

7. Изменения в жизни птиц. Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети в своем рассказе отражают изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи и другие перелетные птицы улетают в теплые края» или «зимой на деревьях можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек заботится о них, ставит кормушки»)

8. Занятия и игры детей. В квадрате – снеговик, скакалка и бумажный

кораблик. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное

время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие

листья, купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т. д.

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ

В предварительной работе у дошкольников должна быть достаточная информация об основных профессиях, которые ребенок знает в соответствии со своим возрастом.

1. Название профессии. В квадрате нарисован повар, готовящий обед.

2. Место работы. В квадрате – графическое изображение завода.

3. Что делает человек данной профессии. В квадрате нарисована ладонь.

4. Что нужно для работы (инструменты и оборудование). В квадрате нарисованы молоток, ложка и клещи.

Такие схемы могут быть составлены к каждой лексической теме и в ее рамках могут являться универсальными для любого предмета.

Как они могут быть использованы на занятиях?

Как часть занятия

1. В виде дидактической игры, например «Писатель», когда ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» или «сказку» о звере, или птице, или посуде, или одежде в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает подготовленное им по опорной схеме описание картинки или предмета.

2. Игра «Самый главный» тоже хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздает детям муляжи овощей или фруктов (или предметные картинки зверей, птиц,) и рассказывает сказку о том, как поспорили фрукты-овощи в саду-огороде (или звери-птицы в лесу), кто из них самый главный. Дети озвучивают героя, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами «Я самый главный!». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные, и все они главные, среди них нет более или менее важных.

3. Еще одна игра «Загадки». В данном случае один ребенок загадывает предмет и описывает его по схеме, а остальные дети отгадывают, о чем он говорил. Ребенок, который первым отгадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ.

В индивидуальной работе

Аналогично можно использовать дидактические игры «Писатель» или «Покупатель». Воспитатель предлагает побыть ребенку писателем или покупателем, а сам будет благодарным слушателем или продавцом. «Писатель» рассказывает «сказку» о предмете, а «Покупатель» описывает предмет, который хочет купить у продавца.

Итак, составление рассказов развивает монологическую речь, творчество, фантазию и способность к сочинительству.

Список изученной литературы

1. Гербова по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.

2. Ткаченко и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.

3. Сохина речи детей дошкольного возраста. – М.,1979.

4. Источник: http://logoportal. ru/razvitie-svyaznoy-rechi-konsultatsiya/.html

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п. Шумячи

«Обучение детей составлению сравнительных рассказов»

Развитие речи составление описательных рассказов, средняя группа, старшая группа, подготовительная. Составление описательного рассказа по схеме

Описательные рассказы занимают особое место среди разных видов связной речи. Основная задача педагогов в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста — сформировать у детей связную речь, то есть, умение логично, четко и последовательно рассказывать о явлениях и событиях, объединять с легкостью предложения в одно структурное и смысловое целое.

Конспект составление описательного рассказа

Цель
Научить детей составлять небольшие описательные рассказы, состоящие из трех-четырех предложений. При этом, дети должны опираться на вопросы педагога.

Задачи

  • Обучающего типа: научить отвечать детей на вопросы воспитателя.
  • Развивающего типа: развивать мышление и память.
  • Воспитательного типа: вызвать желание у детей рассказывать о животных.

Предварительная работа
Беседа о повадках домашних животных, их питании, внешнем виде. Рассматривание дома представителя животного мира. Чтение сказок «Усатый — полосатый» , «О глупом мышонке», потешек и стихов. Изучение иллюстраций к сказкам.

Материал для демонстрации

  • котенок-игрушка;
  • мнемотаблица — план-схема рассказа;
  • медали с изображением кошки для каждого ребенка.

Ход занятий в первой части

Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня в гости кто-то пришел. А кто, вы должны отгадать. Я загадаю вам загадку, отгадав ее вы узнаете кто это.

Дети отвечают — котенок.
Воспитатель — правильно! Он пришел к нам в гости и я сейчас его вам покажу. Ой, а он куда-то подевался. Ребята, только что он был здесь. Вы его не видели? Нужно его поискать.

В дверь раздается стук.

Да это же котенок, который от нас убежал. Как хорошо, что он нашелся. Спасибо! Озорник, идем скорей.

Ход занятий во второй части

Воспитатель — кто хочет познакомиться с котенком?
Дети — мы.
Воспитатель — давайте придумаем ему имя.
Дети предлагают имена.
Воспитатель — давайте назовем его Кузей.
Дети повторяют — Кузя.
Воспитатель — осмотрите на его шерстку, какая она?
Дети описывают.
Воспитатель — мягкая, пушистая, красивая.
Дети повторяют.
Воспитатель — какого цвета шерстка?
Дети называют.
Воспитатель — серого.
Дети повторяют.
Воспитатель — какие у кота части тела?
Дети перечисляют.
Воспитатель — хвост, лапы, туловище, голова.
Дети повторяют.
Воспитатель — что любит кот есть?
Дети отвечают.
Воспитатель — кот любит есть рыбу.
Дети повторяют.
Воспитатель — кот любит мышей ловить и играть.

Физкультминутка

Воспитатель — Кузя на ухо что-то говорит. Ребята, коту Кузе нравится, когда про него рассказывают дети. Если ваш рассказ ему понравится, он пойдет с вами гулять и поиграет с вами в Кошки — мышки. Давайте про него расскажем.

Читайте также:
Звуки и буквы З-Ж - конспект НОД

Воспитатель — Гость наш дорогой, я хочу поиграть с тобой и сейчас про тебя расскажу, а ребята послушают. Итак, ребята, слушайте и запоминайте, вы тоже про Кузю будете рассказывать. Нам помогут в этом картинки.

Это кот Кузя. У него пушистая, мягкая, красивая шерстка. Она серого цвета. у Кузи есть лапы, хвост, голова и туловище. Кузя любит играть с ребятами и ловить мышей. Вот какой замечательный кот Кузя.

Ну что, Кузя, понравился тебе рассказ? А теперь будут рассказывать про тебя ребята.

При помощи мнемотаблицы дети повторяют рассказ. Если кто-то не может воспроизвести рассказ, воспитатель должен задать наводящие вопросы.

Воспитатель — Ребята, коту Кузе очень понравился ваш рассказ и теперь он хочет поиграть с вами в игру Кот и мыши.

Ход занятий в заключительной части.

Рассказывает воспитатель. Завелись в одной избе мыши. Хозяйка что только не пыталась сделать, чтобы уберечь от мышей припасы — ставила мышеловку, по ночам не спала сторожила, но ничего не помогало. И вот, наконец, хозяйка завела кошку. Быстрая и ловкая кошка переловила воришек и сохранила хозяйские припасы. А теперь давайте поиграем.

Игра Мыши и кот

Воспитатель выбирает, кто будет котом или кошкой, это будет водящий, который притворяется спящим. Остальные дети изображают мышей, которые сидят на стульчиках (в норках). Мышки по сигналу из норки выбегают, подходят к кошке и говорят:

Кошка просыпается после этих слов, начинает громко мяукать и ловить мышей. Мыши убегают в норки.

Воспитатель — Дети, Кузе очень понравились ваши рассказы, посмотрите, как он улыбается. Кот Кузя награждает каждого ребенка медалью и прощается.

Воспитатель в конце занятия подводит итог:

  • Кто был у нас в гостях сегодня?
  • Что делал?
  • Про кого сочинили рассказ?
  • Что в составлении рассказы было трудно?
  • С кем вы играли?

Схема описательного рассказа

Схемы являются фактором, которые облегчают составление описательных рассказов.

Составление рассказа на тему «Птицы»

Составление рассказа на тему «Насекомые»

Составление рассказа на тему «Фрукты»

Составление рассказа на тему «Животные»

Составление рассказа на тему «Домашние птицы»

Составление рассказа на тему «Дикие животные»

Составление рассказа на тему «Деревья»

Составление рассказа на тему «Цветы»

Составление рассказа на тему «Здания»

Составление рассказа на тему «Мебель»

Составление рассказа на тему «Бытовые приборы»

Составление рассказа на тему «Посуда»

Как использовать схему описательного рассказа

Используя схему для описательного рассказа, вы помогаете ребенку описать предмет. Например, воспитатель показывает детям яблоко и просит рассказать о нем. Если не происходит никаких действий, ребенок не будет знать о чем точно ему рассказывать.

  • какие признаки яблока выделить?
  • в какой последовательности эти признаки перечислять?
  • как зафиксировать в памяти последовательность изложений?
  • чтобы рассказ получился четким, какие предложения необходимо использовать?

С такой задачей не легко справиться не только дошкольникам, но и ученикам начальной школы. Чтобы облегчить задачу, используются планы-схемы..

Символические изображения помогают детям анализировать, воспринимать действительность обобщенно, сравнивать. Так же, они способствуют переходу мышления ребенка на уровень более высокий, повысить умственный возраст,

Составление описательного рассказа средняя группа

Описательный рассказ в старшей группе


Описательный рассказ в подготовительной группе

Главной задачей описательного рассказа в подготовительной группе является закрепление навыков словоизменений в согласовании прилагательных и существительных, существительных и числительных. Составление описательного рассказа помогает развитию логического мышления (анализ, синтез), внимания, памяти, творческому воображению, обогащает словарь детей в эмоционально-оценочном плане. Так же, описательный рассказ воспитывает умение слушать внимательно взрослых и сверстников.

  • изображения персонажей из сказок — Буратино, Мальвина, Пьеро, Карабас — Барабас;
  • схема — описание портрета;
  • пиктограммы с изображением эмоциональных состояний;
  • ножницы, цветной карандаш;
  • носы, вылепленные из теста, разные по форме;
  • из бумаги вырезанные уши — три пары (маленькие, средние, большие);
  • кисточка.

Подводя итоги, спросите у детей, что им понравилось на занятии, что полезного они узнали, что помогает в описании портретов. Дома дети должны описать выбранный сказочный персонаж самостоятельно, опираясь на схему. На следующем занятии детей нужно обучать составлению сравнительного рассказа — описания.

Описательный рассказ осень

Наступила осень. Солнышко редко появляется на небе и все слабее греет землю. Деревья стали сбрасывать листву. Листья поменяли свою окраску, они становятся красными, желтыми, оранжевыми. Сильный ветер срывает листья и они разлетаются. Каждый день становится все холоднее. Дождь идет все чаще, погода пасмурная. В теплые края улетают перелетные птицы. Они собираются в стаи. Зимующие птицы остаются, потому что они не боятся зимы. Звери меняют образ жизни, шубку меняют на более теплую. Некоторые лесные звери впадают в спячку и спят до весны. Люди собирают урожай фруктов и овощей, делают на зиму заготовки. Осень мне нравится.

Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Горячкина Екатерина Владимировна

МАДОУ детский сад№ 8 “Огонёк” ХМАО г. Сургут

Семинар-практикум для воспитателей

Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные процессы, восприятия, наблюдательность. Учить ребёнка рассказывать — это значит формировать его связную речь (1).

В настоящее время одной из актуальных проблем детей старшего дошкольного возраста детей с «ограниченными возможностями здоровья» имеющими тяжелые нарушения речи остается развитие связной речи.

Развитие связной речи является наиправейшим и наиважнейшим условием для обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные рассуждения, воспроизводить содержание текстов, наконец (2) формирование у дошкольников умение преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание является основой письменной речи

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя и начинает развиваться уже с раннего возраста, когда ребёнок не научился правильно произносить все звуки, владеет небольшим объемом слов и не освоил сложные синтаксические конструкции.

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить.

Читайте также:
Индивидуальный план логокоррекционной работы при ОНР III уровня

Таким образом, связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребенка в усвоении всех сторон, всех уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи (3).

Особым видом связной монологической речи является высказывание-описание, его коммуникативная задача состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определённой последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннеевоздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное сообщение.

При обучении старших дошкольников описанию предметов (одушевлённых и неодушевлённых)или описанию по предметным картинкамставятся следующие задачи:

– формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

– развитие обобщённых представлений о построении рассказа-описания предмета;

– овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа;

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работ:

– подготовительные упражнения к описанию предметов;

– формирование первоначальных навыков составления самостоятельного описания;

– описание предметов по основным признакам;

-закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

– усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов;

Структура таких занятий включает:

– введение в тему (рассказ педагога, лексико-грамматические задания (подбор признаков и действий к предметам, отгадывание загадок описаний, дополнение предложений однородными членами и др.)

-знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всем её символами);

– составление рассказа описания педагогом;

– подготовка детей к составлению рассказов;

– составление рассказов-описаний детьми;

– анализ и оценка детских рассказов;

Одним из приёмов, которые значительно облегчают ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем, где опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Работу поопорным схемам необходимо проводить с использованием настоящих предметов, игрушек, картинным материалом подобранных в соответствии с лексической темой.

Организация фронтальных занятий по составлению описательных рассказов с использованием опорных схем:

1. Организационный момент.

Цель:предполагает организацию детей, введение в тему занятия, побуждение интереса к нему, создание эмоционального настроя.

Организационный момент можно проводить в разных вариантах.

Например, занятие на основе сюжета “В огороде” начинается с беседы: “Какое время года наступило? Как называется 2-ой месяц осени? Какой сегодня день недели? Что бывает перед осенью? Сколько месяцев осенью?” или с загадки: “Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)”, “Сто одежек – и все без застежек. (капуста)”, “Без окон, без дверей, полная хата людей. (огурец)” или чтения стихотворения.

В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

2. Введение в тему или сообщение темы.

Выставляются игрушки, картинный материал.

Например, тема занятия сообщается следующим образом: “Чтобы нам совершить путешествиев огород и узнать всё об овощах, важно сначала подружить слова”.

Игра “Подружи слова”.

Выросли, огород, в овощи.

Грядка, на, лук, вырос.

Капуста, мы, срезать.

Бабушка, из, морковка, тянуть, земля.

Мама, в горох, собирать, корзинка.

или “Будем учиться составлять рассказ об овощах, но сначала отгадайте загадки. ” или детям необходимо самим подбирать слова-признаки, например: “А Чипполино предлагает нам поиграть в игру “В овощном магазине”. Чтобы купить овощи, нужно назвать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос: “какой?” или “какая?”. Например: “Я хочу купить зелёный, длинный, вкусный, свежий огурец.””.

или можно предложить детям объяснить смысл пословицы “Каждому овощу свое время”, “Не смейся, горох, не лучше бобов: размокнешь, и сам лопнешь”.

3. Физминутка

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки:

– снятие усталости, напряжения;

– совершенствование общей моторики;

– закрепление чётких, точных, координированных движений во взаимосвязи с речью

-повышение эмоционального заряда.

Формы проведения физминуток могут быть различными:

– имитация трудовых движений;

– произнесение чистоговорок, сопровождающихся действиями;

– использование психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных;

– использование в игровой форме артикуляционной гимнастики.

4. Знакомство со схемой описания (мнемотехнической таблицей, всеми её символами).

Например: “Составить рассказ об овоще нам поможет домик (схема). В домике есть окошки. Заглядывая в каждое окошко, мы будем знакомиться с “символом – условным знаком”, который поможет нам составить рассказ”.

С целью проверки усвоения детьми содержания условных обозначений необходимо провести следующие игровые упражнения.

“Расшифруй знаки-символы”. Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме. Ребёнок самостоятельно объясняет содержание символов.

“Исправь ошибку”. Взрослый показывает ребёнку схему по определённой теме и последовательно объясняет содержание условных изображений, нарочно пропуская одно из них. Ребёнок должен исправить ошибку, назвав пропущенную клеточку и объяснив содержание ее условного обозначения.

“Покажи правильный символ”. Взрослый показывает предмет и называет любой его признак или свойство. Например, “Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве”. Ребёнок отыскивает и показывает на схеме соответствующую клеточку.

5. Составление рассказа-описания педагогом.

Педагог даёт детям образец описательного рассказа. Описывая предмет, педагог последовательно показывает на схеме клеточки.

При составлении описательных рассказов по опорным схемам, педагогу необходимо обращать особое внимание на:

– полноту характеристики внешних признаков и свойств объекта описания;

-логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

– связность текста (правильность согласования слов в предложении);

– образность (использование средств лексической выразительности);

В некоторых случаях необходимо проведение подготовительных игровых речевых упражнений.

“Укрась слово”. Подобрать к предмету слова- эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отражали бы субъективное отношение ребёнка к нему. Например: “Кот – ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый”.

“Какой, какая, какое?” Подобрать описательные слова признаки к предмету.

Например: “Яблоко” – красное, круглое, сочное, сладкое, полезное.

“На какую фигуру похож?”

Читайте также:
Методы Монтессори-терапии на логопедических занятиях

Например: “морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, картошка похожа на овал” (5).

Важно, на протяжении всего учебного года учить детей составлять рассказы по единой схеме.


Например: Овощ – морковка.

План рассказа

1. Название овоща.

2. Где растёт (в огороде)?

5. Форма (круглая, овальная, треугольная).

6. Растёт (на земле, под землёй).

7. Каким является на ощупь и на вкус?

8. Способ употребления (варят или жарят; употребляют сырым).

Рассказ по схеме:

1. Это – морковка.

2. Морковь растёт на огороде.

3. Это большая морковь.

4. Морковь оранжевого цвета.

5. Морковь треугольной формы.

6. Морковь растёт под землёй.

7. На ощупь морковь твёрдая, на вкус сладкая и сочная.

8. Морковь едят сырой и варят. Из неё так же готовят соки. Она очень полезная.

5. Подготовка детей к составлению рассказов(разбор схемы плана по наводящим вопросам).

6. Составление рассказов-описаний детьми.

– составление предложений по цепочке;

– объединение в рассказ;

– повторение рассказа детьми (вначале более сильный ребёнок, а потом остальные).

После того, как дети научаться свободно оперировать моделью описания отдельных предметов и явлений, им можно предложить составить сравнительное описание двух объектов одной лексической темы.

7. Подведение итогов и оценка детских рассказов.По итогам занятия педагог даёт только положительную оценку, отмечая активность каждого ребёнка.

На сайте http://www.liveinternet.ru/users/5117382/post266462455 предлагаются различные схему по темам:

Список литературы:

1. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. М., 2009.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления. М., 2003.

3. Сохина Ф.А.. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. М.,1979.

4. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М., 2000.

5. Волкова Ю.С. Название: Опорные схемы для составления описательных рассказов Издательство: Сфера Год: 2010

“Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004529

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 01.11.2013 2013-11-01

Статья просмотрена: 11220 раз

Библиографическое описание:

Спыну, В. В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц / В. В. Спыну. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 654-657. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8159/ (дата обращения: 18.01.2022).

Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Речь, чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.

Дар слова — важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.

Речь — это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.

Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи (ОНР), которое является нарушением речи при котором при нормальном слухе и интеллекте резко задерживает формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.

В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы касающиеся речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Над этим работали: Р. Е. Левина, В. К. Воробьева, Т. Е. Филичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская.

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития.

Темп развития речи детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.

Поэтому вопросы формирования связной устной речи у детей дошкольного возраста с ОНР приобретают особую актуальность.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения.

Умение связно передавать свои мысли — один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений.

Дети с тяжелыми нарушениями речи без радости включаются в коммуникативную деятельность. Как правило, у таких детей плохая слуховая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с тяжелыми нарушениями речи не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозит процесс развития связной речи. Смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное высказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Поэтому использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения формирования связной речи, найти такие творческие инновационные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна.

Читайте также:
Развитие пассивного и активного словаря у детей с ФФНР с применением инновационных технологий в логопедии

Проблемой формирования связной речи занимались многие ученые; например: В. К. Воробьева предложила систему обучения связной речи, в основе которой прием моделирования, который используется как для формирования навыка составления описательных текстов, так и повествовательных с помощью картинно-графического и сенсорно-графического плана. В. П. Глухов изучал психолингвистический аспект развития связной речи и предлагает систему обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи. Т. А. Ткаченко разработала систему формирования связной речи с использования наглядности и моделирования плана высказывания. Л. Н. Ефименкова систематизировала приемы работы по развитию речи детей с ОНР III уровня. Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова и Е. М. Мастюкова разработали систему по совершенствованию связной речи детей третьего уровня речевого развития с соблюдением поэтапности и последовательности с лексическим материалом заданий.

Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». [В. А. Козаренко 2002: 3–27] Мнемотехника, которую мы применяем, базируется на методике В. А. Козаренко «Джордано», для которой характерно использование мнемотаблиц. Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. [Т. Б. Полянская 2009: 3–7]. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Цель обучения с её использованием, прежде всего развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация. Тема: Игрушки.

3. Форма (если форма сложная, например «кукла», луноход», «медведь» и др., то этот пункт опускается).

4. Величина, (кроме большой — маленький, надо использовать понятия «высокий – низкий», «длинный — короткий», «широкий — узкий», «толстый — тонкий»).

5. Материал (фольга, пластмасса, пленка под дерево, мех).

6. Части игрушки. Если игрушка цельная, на части не разбирается (мяч, кубик и др., опускаются, а на рисунке закрывается (1–2 занятие), чтобы впоследствии дети сами приучались выбирать из схемы нужные пункты, в соответствии с особенностями игрушки).

7. Действия с игрушкой.

8. Используются все пункты схемы со следующими игрушками: (пирамидка, матрешка, коробочка с мозаикой, детская коляска).

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Тема: Одежда.

Описание предметов одежды

2. Материал (шерсть, ситец, шёлк, капрон, хлопок, бязь, (на предварительной работе ознакомить детей с названиями и другими материалами).

4. Сезонная одежда.

5. Для кого предназначена одежда.

6. Действия с одеждой (вешать на вешалку, гладить, стирать).

Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

– Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

– Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;

– Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

– Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, правильное звукопроизношение, знакомство с буквами).

Использовать мнемотехнический метод можно в различных видах деятельности. Действуя с моделями, дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы или истории про них, сочиняют сказки, рисуют их, можно отправить в путешествие и т. п.. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядят по — разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий. Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки; установить последовательность изложения выявленных признаков; удержать в памяти эту последовательность, которая является планом — рассказом описания.

С помощью метода моделирования — использования схем — моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

– автоматизация поставленных звуков в связной речи;

– расширяется круг знаний об окружающем мире;

– активизируется словарный запас;

– свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни;

– развивается фантазия и творческое воображение детей;

– дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемотехника помогает при постановке и автоматизации поставленных звуков у детей, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Читайте также:
Родственные слова - конспект

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.

1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М., 2005.

2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004.

3. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. — М., 2007.

6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51–54.

7. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей — СПб., 1995 с. 35–62.

8. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102–115.

9. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007.

10. Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50–53.

11. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7–12.

12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

13. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997.

14. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб., 1999.

Проект «Азбука» в старшем дошкольном возрасте как средство формирования предпосылок успешного обучения в школе

Аннотация. Мы предлагаем Вашему вниманию проект «Азбука» , который был реализован в течение 2 лет в старшей и подготовительной группах для детей с общим недоразвитием речи. В настоящее время педагогам предлагается использовать в работе проектный метод, однако в условиях логопедической группы реализация дополнительных проектов часто затруднительна в силу большой загруженности детей. Преимущество данного проекта состоит в том, что он соответствует сложившейся структуре коррекционной работы в группах для детей с ОНР и направлен на решение в первую очередь, коррекционных задач. При этом такая работа не воспринимается детьми как образовательная деятельность, а является увлекательным и творческим делом.

Актуальность проекта.

По результатам многочисленных исследований, дети с ОНР имеют не только речевые нарушения, но и недостаточно развитые психические процессы, а также эмоционально-волевые нарушения. Указанные особенности у большинства детей с ОНР оказываются скорректированными в ходе работы специалистов и воспитателей.

Однако по нашим наблюдениям, а также беседам с родителями младших школьников, у части детей нарушения в той или иной степени остаются и в дальнейшем ведут к школьным трудностям. На первое место выходят проблемы, связанные с обучением письму и чтению. Дисграфия и дислалия, в свою очередь, ведут к отставанию по большинству предметов. В результате формируется стойкое отрицательное отношение к школе, социальная дезадаптация, девиантное поведение.

Продумывая организацию дополнительной помощи, мы намеренно остановились на такой совместной деятельности, которая соответствует:

  1. целям и структуре коррекционной работы;
  2. интересам и потребностям детей дошкольного возраста.

Как известно, дети старшего дошкольного возраста любят рисовать, мастерить и уже ценят результаты своего труда. Поэтому проект «Азбука», в ходе которого дети создавали свои книги, как нельзя лучше соответствовал эти требованиям.

Краткое описание проекта.

Длительность : 2 года.

  • в старшей группе — общая книга «Азбука» с рисунками детей;
  • в подготовительной группе: книжки «Азбука», созданные каждым ребенком индивидуально.

Участники : дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Логопед еженедельно знакомит детей с новой буквой, проводит игры, разучивает стихотворения.

Воспитатели рассматривают с детьми картинки на различные буквы, организуют изобразительную деятельность, знакомят детей со стихами.

Дети создают рисунки, участвуют в оформлении книги. Поощряется самостоятельность и оригинальность в выборе предметов для рисования.

Родители поддерживают интерес детей к обучению грамоте, участвуют в конкурсах, а также в заключительном мероприятии – «Празднике Азбуки».

Основная цель проекта:

  • Коррекция речевых проблем детей с ОНР, а также формирование предпосылок успешного обучения в школе.
  • Закрепление образа букв алфавита.
  • Развитие фонематических процессов.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие эмоциональной выразительности речи.
  • Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации.
  • Развитие воображения и художественных способностей.
  • Расширение представлений об окружающем мире через знакомство с процессом создания книги.
  • Знакомство с произведениями детских поэтов.
  • Развитие самостоятельности, инициативности, умения работать в коллективе.
  • Создание как в группе, так и дома среды, способствующей повышению интереса детей к чтению.

Содержание работы.

В старшей группе проводится подготовительный этап, основной целью которого является формирование мотивации детей к созданию книги своими руками. Педагоги рассматривают с детьми различные книги-азбуки, рассказывают о процессе создания книги, о профессиях людей, чьими стараниями создаются книги. Также на этом этапе составляется план работы, информируются родители, подбирается необходимый методический материал.

Основной этап работы проходит в соответствии с Программой обучения. Каждую неделю логопед знакомит детей с новым звуком и буквой, проводит игры на развитие фонематических процессов (выделение пройденного звука в словах, различение парных звуков по твердости-мягкости, подбор слов на заданный звук) и закрепление зрительного образа букв. Воспитатель рассматривает с детьми картинки на пройденный звук и побуждает к созданию собственных рисунков.

Далее создается страница общей книги «Азбуки». Это требует от педагогов некоторых временных затрат, зато с восторгом принимается детьми. Детские рисунки сканируются и размещаются на одном листе формата А4. Под каждой картинкой печатается слово с пропущенной первой буквой. Ребенку предлагается определить твердость или мягкость пропущенного звука и вписать букву соответствующим цветом. Обратная сторона листа оформляется с использованием коротких стихов, некоторые из которых заучиваются детьми. Дети также принимают участие в оформлении. Готовый лист ламинируется и подшивается в папку-обложку. К концу года Азбука готова!

Читайте также:
Конспект НОД 'Дифференциация звуков (с)-(ш) в слогах, словах и фразах'

В подготовительной группе работа, в целом, строится по той же схеме. Однако дети рисуют картинки к буквам в своих индивидуальных книжках, заранее подготовленных педагогами. Кроме этого ребенку предлагается придумать предложение с выбранным словом и написать его под картинкой. Такая работа проводится индивидуально и позволяет решать сразу несколько коррекционных задач, а именно:

  • расширение словаря, подбор глаголов и прилагательных к существительному,
  • развитие языкового анализа и синтеза (составление предложения, анализ предложения по количеству слов, наличие предлогов),
  • слоговой анализ слов (для переноса на следующую строку),
  • усвоение правил написания предложений,
  • развитие воображения (поощряется оригинальность высказываний, стремление не повторяться).

Когда все страницы детских Азбук были заполнены, мы оформили обложки так, чтобы книги действительно выглядели как настоящие.

На форзаце был помещен портрет автора с коротким рассказом о себе. Получился хороший подарок к окончанию детского сада, результат совместного труда детей и педагогов.

Итоги работы.

Мы надеемся, что основной результат нашей работы проявится в школе в виде хорошей успеваемости детей и отсутствия школьных трудностей.

А сегодня, обобщая наш опыт, можно сказать следующее:

  1. Так как структура проекта соответствует плану коррекционной работы, создание книг удачно дополняет учебные занятия, позволяя уделять ещё больше внимания профилактике школьных трудностей.
  2. Необычная форма работы определенно вызывает интерес у детей и повышает мотивацию к обучению грамоте. При этом сама деятельность не воспринимается как обучение, а носит, скорее, игровой, творческий характер.
  3. Как совместная работа над книгой, так и индивидуальная работа оказались одинаково интересны. Первая учит детей сотрудничеству и ответственности за общее дело. А своя книга является предметом личной гордости и средством самовыражения.

Люлина А.К., учитель-логопед,
Молотовская Е.П., воспитатель,
Степнова И. В., воспитатель

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Живые звуки и буквы»

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание: проект разработан для старшей логопедической группы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям по обучению дошкольников элементам грамоты.

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Продолжительность проекта: сентябрь-май
Участники проекта: дети старшей группы ОНР, учитель-логопед, воспитатель, родители.
Проблема: у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте.
Цель: обучение элементам грамоты старших дошкольников с ОНР через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие.
Закрепить знания детей о звуках, буквах.
Совершенствовать навык звукослогового анализа и синтеза.
Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений с пройденными буквами.
Развивать психические процессы у детей: восприятие, память, мышление.
Повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда по подготовке детей к школе через сотрудничество с родителями.
Актуальность проекта:
Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Данные А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А.Ткаченко (2000г.) показывают, что в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к обучению грамоте почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. У детей с ОНР не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Для успешного обучения детей грамоте необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.
Обеспечение проектной деятельности: методическое (планирование, конспекты занятий, литература), материально-техническое (компьютер, дидактические пособия, игры, наглядный материал)
Формы работы: беседы, чтение и обсуждение, игровые упражнения, вопросы и ответы, заучивание, рассказывание.
Предполагаемый результат:
– Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
– Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
– Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
– Выработка навыков составления и чтения слогов, слов, предложений.
– Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
– Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе.
Продукт проектной деятельности:
Изготовление наглядно-дидактического пособия “Королевство звуков и букв”
Создание сборника стихов о буквах и звуках.
Создание сборника сказок о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями.

1 этап. Подготовительный
– Определение целей и задач проектной деятельности.
– Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
– Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.
– Составление плана деятельности.
– Первичное обследование детей.
– Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
– Создание центра по обучению грамоте.
– Изготовление наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
– Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
– Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап. Основной
– Чтение детям сказки «Королевство звуков и букв»
– Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Королевство звуков и букв».
– Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
– Составление сказок детьми совместно с родителями об изучаемых звуках и буквах.
– Промежуточная диагностика детей.
– Подборка стихов о звуках и буквах.
– Изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов.
– Консультация для педагогов по обучению грамоте детей.
– Семинар – практикум для родителей «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
– Консультация для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР»

3 этап. Заключительный
– Организация выставки букв, сделанных детьми совместно с родителями.
– Презентация сборника сказок о звуках и буквах.
– Итоговое занятие по обучению грамоте «В королевстве звуков и букв» для родителей.

4. Портрет Гласика (характеристика звука).
5. Игра «Прятки». (Развитие фонематического восприятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов).
6. Игры «Угостим Гласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа).
7. Игра «Прогулка Гласика» (определение места звука в словах).
8. Игры «Подружим Гласиков», «Глассики поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).
9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.
10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы)
11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном.
12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения).
13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики).
15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи).

Читайте также:
Информационно-ознакомительное пособие для родителей «Мишкина почта»

Знакомство с согласными звуками
Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (звуковички, буквы), наборное полотно, карточки-светофорчики, карточки со словами для чтения, контейнер с деталями букв, счетные палочки, шнурочки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки, фишки для звукового анализа.
1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живет Согласик.
2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Портрет Согласика (характеристика звука).
4. Игра «Прятки». (Развитие фонематического воспри¬ятия. Выделение изолированного звука в ряду звуков, слогов, слов).
5. Игры «Угостим Соласика», «Подари подарок» (Совершенствование навыков звукового анализа).
6. Игра «Прогулка Согласика» (определение места звука в словах).
7. Игры «Подружим звуковичков», «Звуковички поссорились» (Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза).
8 *. Знакомство с младшим братом Согласика.
9. Знакомство с буквой. Стихотворение, сказка о букве.
10. Игровое упражнение «Опиши портрет буквы» (называние элементов буквы).
11. Выкладывание буквы из буквенного конструктора, палочек, шнурочков, работа с шаблоном.
12. Игра «Подружим буквы». (Совершенствование навыка чтения).
13. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
14. Печатание буквы в тетрадях. (Развитие тонкой моторики).
15. Раскрашивание картинок. (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия. Профилактика письменных нарушений речи).

Дифференциация звуков и букв
Оборудование: пособие «Королевство звуков и букв» (Согласики, буквы), наборное полотно, разноцветные флажки, карточки со словами для чтения, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки и фишки для слогового анализа
1. Описание дворца в королевстве звуков, в котором живут Согласики.
2. Игровое упражнение «Согласик делает зарядку». (Совершенствование артикуляционной моторики).
3. Речевая зарядка. (Дифференциация звуков в слогах, словах)
4. Портреты звуковичков (характеристика звуков).
5. Игры «Топни – хлопни», «Разноцветные флажки» (дифференциация звуков в ряду звуков, слогов, слов)
6. Игры «Угостим Соласиков», «Подари подарки». (Совершенствование навыков звукового анализа).
7. Пальчиковая гимнастика. (Координация речи с движением. Развитие тонкой моторики).
8. Игра «Найди буквы».
9. Игра «Подари подарки буквам» (Совершенствование навыков звукобуквенного анализа).
10. Упражнение «Читай и различай». (Профилактика нарушений письменной речи.)

Сказка «Королевство звуков и букв»
Жили-были в одном королевстве звуков две принцессы. В красном дворце жила принцесса, которая очень любила слушать, как громким голосом пели ее слуги. Принцессу звали Гласа, а ее слуг – Гласики. У каждого Гласика было свое имя. Шесть Гласиков пели гласные звуки. Гласа всегда носила красное платье, а гласики – красные рубашки.

«Подружим звуковичков»
Цель: Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Оборудование: изображение звуковичков.
Логопед показывает и произносит сначала [а], а потом [т]. Дети называют, какой слог получился.

«Звуковички поссорились»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: изображение звуковичков.
Логопед показывает и произносит слог га. Дети называют первый и второй звук.

«Поможем ежику»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, ёжика, корзинки, яблок с картинками.
Дети помогают ежику найти яблоки со звуком [ж] и угостить согласика. Логопед называет картинку, изображенную на яблоке и предлагает определить наличие звука [ж] в слове.

«Веселый автобус»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, автобуса, предметные картинки.
Согласик [с] едет путешествовать на автобусе с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [с].

«Веселый грузовик»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: изображения согласика, грузовика, предметные картинки.
Согласик [з] едет в грузовике с друзьями. Дети находят пассажиров на звук [з].

«Подари подарки Согласикам»
Цель: дифференциация звуков в словах.
Оборудование: изображения согласиков, предметные картинки.
Дети называют картинки, определяют наличие звука [с] или [з], дарят подарки согласикам.

«Подари звуковичку слово»
Цель: Развитие фонематического восприятия.
Оборудование: изображение звуковичка.
Дети называют слова, в которых есть определенный звук.

«Веселый поезд»
Цель: совершенствование навыка слогового анализа слов.
Оборудование: изображения согласика, поезда с вагонами, предметные картинки.
Согласик [в] едет с друзьями путешествовать. В первом вагоне поедут те пассажиры, в названиях которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога. Дети рассаживают пассажиров.

«Подари подарки буквам»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: изображения букв, предметные картинки.
Дети дарят подарки буквам Г и К. Букве Г отдают картинки, названия которых начинаются с буквы Г. Букве К отдают картинки, названия которых начинаются с буквы К.

«Прятки»
Цель: Развитие зрительного внима¬ния и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.
Оборудование: изображения букв.
Буквы спрятаны в кабинете так, что видны только их небольшие фрагменты. Детям предлагается назвать буквы.

Вывод:
Проект «Живые звуки и буквы» позволил реализовать поставленные задачи и цель. В результате проектной деятельности у детей повысился интерес к занятиям по обучению элементам грамоты. У детей сформированы навыки звукобуквенного анализа, чтения слов и предложений. У детей расширился словарный запас, закрепились навыки правильного звукопроизношения, повысилась коммуникативная функция речи. Родители детей стали активными участниками образовательного процесса.

Используемая литература:
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. – СПб.; «Детство- Пресс», 2005
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
3. Кравченко И.В. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Издательство «Гном-Пресс» , 1998
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.
5. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
6. Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль, 1998.
7. Смоляная В.С. Картотека игр по обучению грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010
8. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразви¬тия речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: