Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему

Выступление «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Маркина Ольга Владимировна
Выступление «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

ошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится наиболее актуальным.

Цель обучения с еёиспользованием – развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи,направленные на:

• развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

• перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

• развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки; правильное звукопроизношение; знакомство с буквами).

С помощью метода моделирования – использования схем – моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

• у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

• развивается фантазия и творческое воображение.

Отдельно хотелось бы отметить использование приёма наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию. Одним из самых сложных видов рассказывания является составление описательных рассказов. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Чтобы описать предмет его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребёнку очень трудно. Важно научить ребёнка сначала выделять признаки предмета.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на НОД заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их чёткими, связными и последовательными.

На первом этапе мы формируем умения детей составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребёнку последовательность рассказывания. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказастановятся символы – заместители качественных характеристик объекта:

• принадлежность к родовидовому понятию;

составляющие детали;

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется.

По данной схеме можно составить описание отдельного предмета принадлежащего к определённой группе.

Чем раньше мы будем формировать умения детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим детей к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы по теме “Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план-схему

В теории и практике логопедии, специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, отмечаются трудности программирования высказывания и его языкового оформления. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

При составлении рассказов-описаний рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; выделение и перечисление основных признаков предметов; обучение развернутому описанию предмета; закрепление полученных навыков.

Тема: Составление описательных рассказов о профессиях с опорой на план-схему.

Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, игровая, двигательная.

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  • Формировать умение составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.
  • Расширять и активизировать словарь по теме “Профессии”.
  • Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном и дательном падеже; в подборе слов-действий.
  • Совершенствовать умение вслушиваться в стихотворный текст загадки.
  • Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.
  • Развивать память, внимание, мышление.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности инициативности.
  • Создавать эмоционально благополучный климат, обеспечивать необходимую двигательную активность.

Оборудование:

  • демонстрационные картинки с изображением людей разных профессий.
  • раздаточные картинки с изображением инструментов.
  • схемы для составления описательных рассказов.
  • компьютерная презентация.
  • кукла Незнайка.
  • мяч.

Предшествующая работа:

  • Беседы «Профессии наших мам и пап».
  • Чтение В.Маяковский «Кем быть?», Е. Пермяка «Мамина работа».
  • Игры «Загадки о профессиях», «Как сказать иначе», «Доскажи словечко».
  • Экскурсии на стройку, в магазин, больницу.

1. Организационный момент

Игровое упражнение «Кто это? Кто спрятался (кого не стало?)»
(компьютерная презентация загадок.)

Читайте также:
Фронтальное логопедическое занятие: Звук и буква Б

2. Введение в тему

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажите, кто это, как его зовут? (Незнайка). Я его пригласила к нам.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю и даже знаю, кто, чем занимается.

Игровое упражнение «Кто что делает?»

(предложить детям послушать, как Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Решить, правильно ли он говорит, и поправить Незнайку, если это необходимо)

  • Врач варит суп.
  • Учитель учит детей в школе.
  • Повар лечит людей.
  • Шофер убирает двор.
  • Дворник водит машину.
  • Швея чинит сапоги.
  • Сапожник шьёт одежду.
  • Продавец продает продукты.
  • Строитель подстригает людей.
  • Парикмахер строит дома.

Незнайка благодарит детей за правильные ответы и предлагает поиграть в следующую игру

Игровое упражнение с мячом “Кто, где работает?”

(дети стоят в кругу)

  • Шофер – на дороге.
  • Повар – в столовой.
  • Строитель – на стройке.
  • Врач – в больнице.
  • Швея – в ателье.
  • Продавец – в магазине.
  • Парикмахер – в парикмахерской.
  • Воспитатель – в детском саду.

Незнайка приглашает помочь разобраться кому, что нужно для работы.

Игровое упражнение «Кому что?» – работа в микрогруппах.
(дети к картинке с профессией подбирают инструменты)

Затем детям предлагается определиться, кем бы они хотели быть, когда вырастут. Раздаются схемы для составления рассказов

3. Изучение нового

– составление описательного рассказа по схеме.

План:

  • Название профессии. (Кто это?)
  • Место работы. (Где работает?)
  • Что делает человек данной профессии? (Что делает на работе?)
  • Что ему нужно для работы? (Какие предметы нужны ему для работы?)

Образец рассказа: Это продавец. Продавец работает в магазине(супермаркете, универсаме и т.д.). Он продает продукты, одежду, мебель и т.д. для работы ему нужны прилавок, весы, касса, продукты, одежда.

– Самостоятельные рассказы детей.

4. Закрепление

Игровое упражнение «Составь предложение»

(Незнайка предлагает, опираясь на картинки закончить предложение)

  • Врач лечит…
  • Повар варит…
  • Строитель строит…
  • Швея шьёт…
  • Воспитатель воспитывает…
  • Шофер перевозит…
  • Парикмахер подстригает…
  • Продавец продает…

5. Итог

– Чему вы сегодня научились?
– Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

Консультация для воспитателей «Обучение детей составлению описательных рассказов на основе схем-моделей »

Консультация для воспитателей

«Обучение детей составлению описательных рассказов

на основе схем-моделей »

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т. д. И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Одна из основных задач массовых дошкольных учреждений – обучение связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли.

Слово, опирающееся на ясные и чёткие представления, обогащает ребёнка знаниями, развивает фонематические способности, помогает развитию мышления, памяти, внимания. Общение со взрослым формирует у ребёнка процессы социализации, приобщает его к общественным ценностям, активизирует словарный запас и общие коммуникативные навыки, что способствует успешному обучению в школе. Особо важной является работа по формированию связной речи посредством составления рассказов.

Существует ряд методик развития речи дошкольника (, , и др.). Однако, при обучении детей с общим недоразвитием речи использовать эти методики в полной мере невозможно. Для таких детей характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания и несовершенством логического мышления.

Ведущий логопед г. Ткаченко разработала систему занятий для детей с ОНР по составлению описательных рассказов на основе схем.

Использование данных схем способствует совершенствованию связной речи и облегчает обучение детей составлению описательных и сравнительных рассказов.

Существует несколько видов составления рассказов:

1. Составление рассказа по демонстрируемому действию.

2. Составление рассказа по одной сюжетной картине.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

4. Составление рассказа на основе сравнения предметов.

5. Составление описательного рассказа о предметах и временах года.

Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ о предмете, он вызывает наибольшие затруднения.

Вот основные из них:

1. Самостоятельно определить при рассматривании объекта его

главные свойства и признаки.

2. Установить последовательность изложения выявленных признаков.

3. Удержать в памяти эту последовательность, которая и является

обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

1. Один из таких факторов – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия.

2. В качестве второго вспомогательного фактора автор выделяет создание плана высказывания, где в предварительной программе-схеме есть все конкретные элементы высказывания. Важно также, что каждое звено высказывания последовательно сменяется другим.

Остановимся подробнее на принципах составления и использования рекомендуемых схем.

Лист картона разделен на 6-8 квадратов (по количеству характерных признаков предметов либо времен года)

1. Цвет. В первом квадрате нарисованы цветовые пятна (красное, желтое, зеленое, синее). Важно, чтобы они не имели четкой узнаваемой детьми формы, тогда внимание концентрируется на цвете предмета.

Читайте также:
Игра для развития фонематических процессов

2. Форма. Во втором квадрате изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировать именно на форме предмета. Если форма игрушки сложная (кукла, медведь, луноход), этот пункт в рассказах детей опускается, а соответствующая часть схемы закрывается белым листом.

3. Величина. В квадрате нарисованы 2 игрушки контрастной величины. Детям напоминают, что величина предметов – это не только понятия «большой-маленький», но и «тонкий-толстый», «высокий-низкий», «длинный-короткий».

4. Материал. На это окошко наклеены 3 прямоугольника одинакового размера из металлической фольги, пластмассы и пленки «под дерево». Они изображают соответственно металл, пластмассу, дерево.

5. Части игрушки. Несколько колец пирамидки нарисованы раздельно. Если игрушка цельная и части не разбираются (мяч, кубик), то этот пункт закрывается белым листом.

6. Действия с игрушкой. Изображена кисть руки с разведенными пальцами. Поскольку манипуляции с игрушками могут быть самыми разнообразными, важно при объяснении этого пункта детям использовать антонимы и другие приемы расширения глагольного словаря детей ( например, машину можно катать, привозить в ней песок, отвозить песок на стройку, завести ее в гараж, ремонтировать и т. д.)

ОПИСАНИЕ ПОСУДЫ

1. Цвет. Нарисованы 3-4 цветовых пятна.

2. Форма. В квадрате нарисованы круг, квадрат, прямоугольник

3. Величина. Нарисованы большая и маленькая кастрюли (или миски)

4. Материал. На окошко наклеены фольга, пластмасса, и пленка «под дерево» соответственно металлической, пластмассовой (или стеклянной) и деревянной посуде.

5. Части посуды. Изображен чайник, части которого находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Детям напоминают названия деталей посуды (донышко, ручка, крышка, носик).

6. Действия с посудой. Изображена кисть руки. Дети должны назвать, что можно делать с этой посудой (варить в ней компот, жарить картошку, наливать в нее воду, мыть ее и т. д.)

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

1. Цвет. В квадрате нарисованы цветовые пятна (красный, желтый, синий, зеленый). Детям объясняют, что цвет фруктов или овощей может быть и другим.

2. Форма. Изображены геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.

3. Величина. Изображены 2 яблока – большое и маленькое (напоминают, что овощи и фрукты могут быть длинными, крупными, мелкими).

4. Вкус. Нарисованы конфета и лимон – контрастные по вкусу объекты. Детям предлагают вспомнить вкус описываемого предмета.

5. Место произрастания. Изображены дерево и грядка. Имеется ввиду:

растет в саду или в огороде.

6. Как употреблять в пищу. В квадрате изображены тарелка, вилка,

ложка и нож. В предварительной работе уточняется, какие овощи и

фрукты можно есть сырыми, какие варят, жарят, консервируют.

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ОДЕЖДЫ

1. Цвет. В квадрате изображены 4 цветовых пятна (красный, желтый, зеленый, синий) Детям объясняют, что цвет одежды может быть разным (белым с синими цветочками, в клеточку, в желто-красную полоску и. т.д.)

2. Материал. В квадрате 3-4 кусочка ткани (шерсть, хлопок, капрон). Естественно, что до составления описательного рассказа целесообразно провести предварительную работу по ознакомлению детей с разными тканями, из которых шьется одежда.

3. Части одежды. Изображен костюм, все детали которого находятся на некотором расстоянии друг от друга. Предварительно детей знакомят с названиями всех деталей костюма (воротник, рукава, карман, манжеты, юбка, оборка, пояс и т. д.)

4. Сезонность одежды. В квадрате нарисованы солнце (символ лета), кленовый желтый лист (символ осени), подснежник (символ весны), и снежинка (символ зимы).

5. Назначение. В квадрате нарисованы дети (мальчик и девочка) и взрослые (мужчина и женщина). Под назначением понимается одежда для взрослых или для детей.

6. Действия с одеждой. Нарисована рука с разведенными пальцами. Дети рассказывают, как за одеждой ухаживают (гладят, чистят, стирают, сушат и т. д.).

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ПТИЦ

1. Внешний вид. В квадрате – графическое изображение птицы. Ребенок называет птицу и части тела, цвет оперенья ( голова, два крыла, две ноги, хвост, покрыта перьями ).

2. Зимующая или перелетная. В квадрате изображена елочка со снежинками и пальма с солнцем. В предварительной работе уточняются зимующие и перелетные птицы, а также домашние они или дикие.

3. Где живет. В квадрате изображены скворечник и дупло. В предварительной работе уточняется место проживания: дупло, гнездо, скворечник, а также место обитания – сад, лес, озеро, болото и т. д.

4. Чем питается. В квадрате нарисована миска. В предварительной работе уточняется, чем питается конкретно каждая птица ( червячками, зернышками, семенами растений, ягодами, рыбой и т. д. )

5. Как выводит птенцов. В квадрате изображено гнездо с яйцами. В предварительной работе уточняется, как птица выводит птенцов (высиживает ли яйца, заботиться ли о птенцах).

6. Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. В предварительной работе уточняется, как птицы помогают человеку (дятел лечит деревья, уничтожая вредных насекомых, курица несет яйца, которые человек использует в пищу и т. д.).

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

1. Внешний вид. В квадрате – графическое изображение животного. Ребенок называет животного и части тела (голова, 4 лапы, хвост, уши, покрыт шерстью или кожей и т. д.)

2. Место, где живет. В квадрате изображено здание. В предварительной работе уточняются места проживания животных: в норе, в берлоге, в логове, в конюшне, в коровнике, в доме и т. д.

Читайте также:
Годовой план работы учителя-логопеда СОШ

3. Чем питается. Изображена миска. В предварительной работе уточняется, чем конкретно питается каждое животное (ягодами, растительной пищей, рыбой, мясом, мелкими зверьками).

4. Как зовут детеныша. В квадрате изображена детская коляска. Ребенок называет детеныша животного.

5. Какую пользу приносит человеку. В квадрате изображен человек. Этот пункт используется только для описания домашних животных (лошадь помогает человеку в хозяйстве, корова дает молоко и мясо и т. д.)

6. В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное. В квадрате – изображение телевизора и книги. Ребенок называет сказки, где данное животное является героем («Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Кот Леопольд», «Три поросенка» и т. д.)

ОПИСАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ВРЕМЕН ГОДА

Составлению рассказов по этой схеме предшествует предварительная работа, которая проводится на прогулках, и в свободное от занятий время. Это систематическое наблюдение за погодой и за сезонными изменениями в природе. Как показывает опыт работы, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлениями природы, например – пасмурное небо, моросящий дождь, увядшая трава, – необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.

Все рассказы можно начинать так: «Наступила осень» или «Пришла весна».

1. Солнце. В первом квадрате схемы нарисовано солнце. Дети рассказывают о солнце в определенное время года (светит жарко, светит, но не греет, часто бывает за тучами и т. д.)

2. Небо. Изображены облака. Имеется в виду внешний вид неба

(пасмурное, ясное, покрыто облаками и т. д.)

3. Земля. Нарисован клочок земли с травой. Дети рассказывают, как

выглядит земля в разное время года: покрыта снегом, опавшими

листьями или сырая от дождя, покрыта сухой травой или появилась

первая весенняя травка, цветут цветы.

4. Деревья. Изображено дерево без листьев. Ребенку предлагается

рассказать, как выглядят деревья в определенное время года: появились почки, появились листья, листья пожелтели и опали, деревья стоят в снегу и инее и т. д.

5. Одежда людей. На этой части схемы изображены мужчина и женщина.

Ребенок должен рассказать об изменениях в одежде людей и причинах такого изменения.

6. Изменения в жизни зверей. Нарисованы 2 знакомых детям зверя,

например, заяц и белка. Ребенок рассказывает об изменениях в жизни животных в зависимости от времени года ( «зимой заяц меняет серую шубку на белую, чтобы быть незаметнее на снегу» или «ранней весной просыпается медведь и выходит из своей берлоги»).

7. Изменения в жизни птиц. Изображены контурно 2 знакомые детям птицы, например ворона и ласточка. Дети в своем рассказе отражают изменения в жизни птиц («осенью ласточки, стрижи и другие перелетные птицы улетают в теплые края» или «зимой на деревьях можно увидеть воробьев, ворон, сорок, они ищут корм и человек заботится о них, ставит кормушки»)

8. Занятия и игры детей. В квадрате – снеговик, скакалка и бумажный

кораблик. Ребенок рассказывает, чем занимаются дети в то или иное

время года: катаются на санках, лепят снежную бабу, убирают опавшие

листья, купаются в реке, мастерят скворечники, сажают цветы и т. д.

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ

В предварительной работе у дошкольников должна быть достаточная информация об основных профессиях, которые ребенок знает в соответствии со своим возрастом.

1. Название профессии. В квадрате нарисован повар, готовящий обед.

2. Место работы. В квадрате – графическое изображение завода.

3. Что делает человек данной профессии. В квадрате нарисована ладонь.

4. Что нужно для работы (инструменты и оборудование). В квадрате нарисованы молоток, ложка и клещи.

Такие схемы могут быть составлены к каждой лексической теме и в ее рамках могут являться универсальными для любого предмета.

Как они могут быть использованы на занятиях?

Как часть занятия

1. В виде дидактической игры, например «Писатель», когда ребенку предлагается изобразить знаменитого писателя, который придумал «рассказ» или «сказку» о звере, или птице, или посуде, или одежде в зависимости от изучаемого материала. Затем кто-либо из детей выходит под аплодисменты друзей и рассказывает подготовленное им по опорной схеме описание картинки или предмета.

2. Игра «Самый главный» тоже хорошо воспринимается дошкольниками. Педагог раздает детям муляжи овощей или фруктов (или предметные картинки зверей, птиц,) и рассказывает сказку о том, как поспорили фрукты-овощи в саду-огороде (или звери-птицы в лесу), кто из них самый главный. Дети озвучивают героя, описывая его по схеме от первого лица и заканчивая словами «Я самый главный!». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные, и все они главные, среди них нет более или менее важных.

3. Еще одна игра «Загадки». В данном случае один ребенок загадывает предмет и описывает его по схеме, а остальные дети отгадывают, о чем он говорил. Ребенок, который первым отгадал название предмета, составляет следующий описательный рассказ.

В индивидуальной работе

Аналогично можно использовать дидактические игры «Писатель» или «Покупатель». Воспитатель предлагает побыть ребенку писателем или покупателем, а сам будет благодарным слушателем или продавцом. «Писатель» рассказывает «сказку» о предмете, а «Покупатель» описывает предмет, который хочет купить у продавца.

Читайте также:
Пересказ с помощью картинно-графической схемы

Итак, составление рассказов развивает монологическую речь, творчество, фантазию и способность к сочинительству.

Список изученной литературы

1. Гербова по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.,1987.

2. Ткаченко и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. – М.,2007.

3. Сохина речи детей дошкольного возраста. – М.,1979.

4. Источник: http://logoportal. ru/razvitie-svyaznoy-rechi-konsultatsiya/.html

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» п. Шумячи

«Обучение детей составлению сравнительных рассказов»

Развитие речи составление описательных рассказов, средняя группа, старшая группа, подготовительная. Составление описательного рассказа по схеме

Описательные рассказы занимают особое место среди разных видов связной речи. Основная задача педагогов в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста — сформировать у детей связную речь, то есть, умение логично, четко и последовательно рассказывать о явлениях и событиях, объединять с легкостью предложения в одно структурное и смысловое целое.

Конспект составление описательного рассказа

Цель
Научить детей составлять небольшие описательные рассказы, состоящие из трех-четырех предложений. При этом, дети должны опираться на вопросы педагога.

Задачи

  • Обучающего типа: научить отвечать детей на вопросы воспитателя.
  • Развивающего типа: развивать мышление и память.
  • Воспитательного типа: вызвать желание у детей рассказывать о животных.

Предварительная работа
Беседа о повадках домашних животных, их питании, внешнем виде. Рассматривание дома представителя животного мира. Чтение сказок «Усатый — полосатый» , «О глупом мышонке», потешек и стихов. Изучение иллюстраций к сказкам.

Материал для демонстрации

  • котенок-игрушка;
  • мнемотаблица — план-схема рассказа;
  • медали с изображением кошки для каждого ребенка.

Ход занятий в первой части

Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня в гости кто-то пришел. А кто, вы должны отгадать. Я загадаю вам загадку, отгадав ее вы узнаете кто это.

Дети отвечают — котенок.
Воспитатель — правильно! Он пришел к нам в гости и я сейчас его вам покажу. Ой, а он куда-то подевался. Ребята, только что он был здесь. Вы его не видели? Нужно его поискать.

В дверь раздается стук.

Да это же котенок, который от нас убежал. Как хорошо, что он нашелся. Спасибо! Озорник, идем скорей.

Ход занятий во второй части

Воспитатель — кто хочет познакомиться с котенком?
Дети — мы.
Воспитатель — давайте придумаем ему имя.
Дети предлагают имена.
Воспитатель — давайте назовем его Кузей.
Дети повторяют — Кузя.
Воспитатель — осмотрите на его шерстку, какая она?
Дети описывают.
Воспитатель — мягкая, пушистая, красивая.
Дети повторяют.
Воспитатель — какого цвета шерстка?
Дети называют.
Воспитатель — серого.
Дети повторяют.
Воспитатель — какие у кота части тела?
Дети перечисляют.
Воспитатель — хвост, лапы, туловище, голова.
Дети повторяют.
Воспитатель — что любит кот есть?
Дети отвечают.
Воспитатель — кот любит есть рыбу.
Дети повторяют.
Воспитатель — кот любит мышей ловить и играть.

Физкультминутка

Воспитатель — Кузя на ухо что-то говорит. Ребята, коту Кузе нравится, когда про него рассказывают дети. Если ваш рассказ ему понравится, он пойдет с вами гулять и поиграет с вами в Кошки — мышки. Давайте про него расскажем.

Воспитатель — Гость наш дорогой, я хочу поиграть с тобой и сейчас про тебя расскажу, а ребята послушают. Итак, ребята, слушайте и запоминайте, вы тоже про Кузю будете рассказывать. Нам помогут в этом картинки.

Это кот Кузя. У него пушистая, мягкая, красивая шерстка. Она серого цвета. у Кузи есть лапы, хвост, голова и туловище. Кузя любит играть с ребятами и ловить мышей. Вот какой замечательный кот Кузя.

Ну что, Кузя, понравился тебе рассказ? А теперь будут рассказывать про тебя ребята.

При помощи мнемотаблицы дети повторяют рассказ. Если кто-то не может воспроизвести рассказ, воспитатель должен задать наводящие вопросы.

Воспитатель — Ребята, коту Кузе очень понравился ваш рассказ и теперь он хочет поиграть с вами в игру Кот и мыши.

Ход занятий в заключительной части.

Рассказывает воспитатель. Завелись в одной избе мыши. Хозяйка что только не пыталась сделать, чтобы уберечь от мышей припасы — ставила мышеловку, по ночам не спала сторожила, но ничего не помогало. И вот, наконец, хозяйка завела кошку. Быстрая и ловкая кошка переловила воришек и сохранила хозяйские припасы. А теперь давайте поиграем.

Игра Мыши и кот

Воспитатель выбирает, кто будет котом или кошкой, это будет водящий, который притворяется спящим. Остальные дети изображают мышей, которые сидят на стульчиках (в норках). Мышки по сигналу из норки выбегают, подходят к кошке и говорят:

Кошка просыпается после этих слов, начинает громко мяукать и ловить мышей. Мыши убегают в норки.

Воспитатель — Дети, Кузе очень понравились ваши рассказы, посмотрите, как он улыбается. Кот Кузя награждает каждого ребенка медалью и прощается.

Воспитатель в конце занятия подводит итог:

  • Кто был у нас в гостях сегодня?
  • Что делал?
  • Про кого сочинили рассказ?
  • Что в составлении рассказы было трудно?
  • С кем вы играли?

Схема описательного рассказа

Схемы являются фактором, которые облегчают составление описательных рассказов.

Составление рассказа на тему «Птицы»

Читайте также:
Технологическая карта логопедического занятия по повторению и систематизации изученного материала

Составление рассказа на тему «Насекомые»

Составление рассказа на тему «Фрукты»

Составление рассказа на тему «Животные»

Составление рассказа на тему «Домашние птицы»

Составление рассказа на тему «Дикие животные»

Составление рассказа на тему «Деревья»

Составление рассказа на тему «Цветы»

Составление рассказа на тему «Здания»

Составление рассказа на тему «Мебель»

Составление рассказа на тему «Бытовые приборы»

Составление рассказа на тему «Посуда»

Как использовать схему описательного рассказа

Используя схему для описательного рассказа, вы помогаете ребенку описать предмет. Например, воспитатель показывает детям яблоко и просит рассказать о нем. Если не происходит никаких действий, ребенок не будет знать о чем точно ему рассказывать.

  • какие признаки яблока выделить?
  • в какой последовательности эти признаки перечислять?
  • как зафиксировать в памяти последовательность изложений?
  • чтобы рассказ получился четким, какие предложения необходимо использовать?

С такой задачей не легко справиться не только дошкольникам, но и ученикам начальной школы. Чтобы облегчить задачу, используются планы-схемы..

Символические изображения помогают детям анализировать, воспринимать действительность обобщенно, сравнивать. Так же, они способствуют переходу мышления ребенка на уровень более высокий, повысить умственный возраст,

Составление описательного рассказа средняя группа

Описательный рассказ в старшей группе


Описательный рассказ в подготовительной группе

Главной задачей описательного рассказа в подготовительной группе является закрепление навыков словоизменений в согласовании прилагательных и существительных, существительных и числительных. Составление описательного рассказа помогает развитию логического мышления (анализ, синтез), внимания, памяти, творческому воображению, обогащает словарь детей в эмоционально-оценочном плане. Так же, описательный рассказ воспитывает умение слушать внимательно взрослых и сверстников.

  • изображения персонажей из сказок — Буратино, Мальвина, Пьеро, Карабас — Барабас;
  • схема — описание портрета;
  • пиктограммы с изображением эмоциональных состояний;
  • ножницы, цветной карандаш;
  • носы, вылепленные из теста, разные по форме;
  • из бумаги вырезанные уши — три пары (маленькие, средние, большие);
  • кисточка.

Подводя итоги, спросите у детей, что им понравилось на занятии, что полезного они узнали, что помогает в описании портретов. Дома дети должны описать выбранный сказочный персонаж самостоятельно, опираясь на схему. На следующем занятии детей нужно обучать составлению сравнительного рассказа — описания.

Описательный рассказ осень

Наступила осень. Солнышко редко появляется на небе и все слабее греет землю. Деревья стали сбрасывать листву. Листья поменяли свою окраску, они становятся красными, желтыми, оранжевыми. Сильный ветер срывает листья и они разлетаются. Каждый день становится все холоднее. Дождь идет все чаще, погода пасмурная. В теплые края улетают перелетные птицы. Они собираются в стаи. Зимующие птицы остаются, потому что они не боятся зимы. Звери меняют образ жизни, шубку меняют на более теплую. Некоторые лесные звери впадают в спячку и спят до весны. Люди собирают урожай фруктов и овощей, делают на зиму заготовки. Осень мне нравится.

Занятие по развитию связной речи в старшей группе с детьми с ОНР

Модель. Субъект – предикат – объект действия

(с использованием предлогов)

Используя пятую модель, дети подбирают слова-действия, проговаривая предложение по схеме.

Предложение с предлогом ПОД.

  • Резиновый мяч закатился под стол.
  • Резиновый мяч лежит под столом.
  • Резиновый мяч нашли под столом.

Предложение с предлогом НАД.

  • Красивая бабочка порхала над цветком.
  • Красивая бабочка кружилась над цветком.
  • Красивая бабочка летала над цветком.
  • Красивая бабочка пролетела (порхала, кружилась, летала) над цветком.

После того, как дети овладеют тренировочными упражнениями и научатся составлять предложения по моделям, можно переходить к связным повествовательным рассказам, состоящими из 6 – 7 предложений. Детей знакомят с картинно-графической схемой повествовательного рассказа. Обучают пересказывать небольшой текст, с использованием схемы цепного рассказа.

Детям читают небольшой текст, по данному произведению проводят беседу. Выбирают предметные картинки и выставляют их на панно, для составления рассказа цепной организации предложений. Просят пересказать текст, используя связывающие слова – действия.

Для усложнения рассказа распространенными предложениями, вводятся модели “красивые слова” (качественные прилагательные).

При работе текстом учим детей, заменять имена существительные местоимениями, подбирать синонимы.

Можно детям предложить самостоятельно разложить предметные картинки, в свободные «окошечки», после чтения рассказа. Пересказать текст с опорой на графическую схему.

Предметно-графическая схема помогает детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его.

Детям предлагается самостоятельно составить логическую цепочку по картинно-графической схеме, подбирая нужные слова-действия. Чтобы рассказ получился красивый, живой и красочный, ребенку предлагается подобрать имена-прилагательные, предварительно расположив графическое изображение прилагательного в картинно-графическую схему рассказа.

Рассмотрим этот этап на составлении рассказа «Как появляются лягушата».

Алла ловила в водоеме головастиков. Они были маленькие, с большой головой, большими глазами и длинным хвостом. Алла поместила их в неглубокую ванночку. Головастики плавали и виляли хвостиком. Алла долго наблюдала за головастиками.

Через две недели Алла увидела около ванночки маленьких темненьких лягушат. Они удалялись от Аллы вглубь леса к болоту. Алла узнала, что из головастиков появляются лягушки.

По картинно-графическому плану ребенок самостоятельно может составить небольшой рассказ.

Алла играла в прудике. В водоеме плавали головастики. Головастиков Алла переносила в ванночку. В ванне появились лягушата. Лягушата выпрыгивали и перемещались к лесу. За лесом находится болото. В болоте живут лягушки. Лягушки появляются из головастиков.

Все повествовательные рассказы, которые дети составляли в рамках занятия, можно обыграть с детьми в свободной деятельности. Используя многочисленные наборы картинок, ребенок составляет рассказы собственного сочинения.

Читайте также:
Использование песочной терапии во внеклассной работе с учащимися младших классов

Этапы работы над составлением описательных рассказов и рассказов — сравнения.

Составление описательных рассказов более сложный процесс, чем составление повествовательного рассказа. При составлении описательных рассказов необходимо проводить предварительную работу по накоплению словаря ребенка.

Подготовительный этап. Обогащение словарного запаса детей.

Прежде чем начать работу по схеме, предложенной Т. А. Ткаченко, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. Воспитатель на занятиях учит группировать предметы по форме, цвету, размеру и т. д. При составлении рассказов о фруктах, овощах с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету»… При составлении рассказов о животных, воспитатель читает детям познавательные рассказы из детских энциклопедий.

В подготовительный этап входит работа по умению раскрыть план, понимание, что означает тот или иной символ.

1 этап. Коллективное составление описательного рассказа по схеме.

На первом этапе используется готовая схема. Рассказ составляем коллективно, каждый ребенок озвучивает только свою часть рассказа по картинно-графической схеме. Объясняем ребенку, что рассказ можно начать с любой схемы-картинки. Описывается внешний вид предмета. Рассмотрим на примере описания овощей-фруктов. На каждой карточке нарисован анализатор. Мы можем увидеть – размер, цвет, форму. На ощупь – твердый, мягкий; гладкий, шершавый; легкий, тяжелый. На вкус – кислый, сладкий…На запах – ароматный, душистый, пряный…

С детьми, которые испытывают трудность в запоминании высказывания, проводим игру «Расскажем вместе». Логопед и ребенок составляет рассказ по частям, называя одни и те же признаки.

2 этап. Составление описательных рассказов каждым ребенком.

Дети самостоятельно составляют рассказы – описания, используя схему.

Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания.

Педагог должен показать, что в рассказе нет жесткой программы, начинаем рассказ с любой карты-схемы и рассказываем в любой последовательности.

Задачу можно разнообразить. Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему.

У меня в коробке овощ. Он белого цвета, треугольной формы, небольшого размера. На ощупь он твердый. На вкус горький. Он очень резко пахнет. Он очень полезный. Его можно есть сырым, а еще его кладут к огурцам и помидорам в банки и салаты. Что это такое? (Чеснок).

Наборы данных картинок-схем прилагаются к каждой лексической теме. При описании игрушек и предметов быта добавляются характеристики действия с данным предметом, составляющие, материал. При описании животных, птиц добавляется карточка-схема со слуховым анализатором, по которой дети описывают, кто издает какие звуки.

3 этап. Коллективное составление схемы-плана к составлению описательного рассказа.

На следующем этапе обучения составлению описательного рассказа, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. И здесь мы видим, что важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа, но и сам процесс составления этой схемы имеет большое педагогическое значение:

Дети сами определяют последовательность изложения;

1. Подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака.

Таким образом, на этапе коллективного составления схем происходит дальнейшее развитие самостоятельности в составлении описательного рассказа.

4 этап. Самостоятельное составление плана и рассказа.

На этом этапе мы предлагаем детям дома самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы на заданную тему.

Это этап индивидуального составления схемы.

Таким образом, переход к каждому новому этапу выражается во все большей самостоятельности при составлении описательного рассказа, и вся проделанная работа подготавливает детей к составлению самостоятельного описательного рассказа, без опоры на схему. И на этом этапе отказ от схемы уже не оказывает большого влияния на качество описательного рассказа.

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Цель: учить детей подбирать существительные и прилагательные, учить составлять рассказ с опорой на схему, закреплять употребление существительных в винительном падеже, развивать описательную форму речи.

1. Организационный момент:

а) артикуляционная гимнастика «Ровная дорожка в огороде». Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я — не Я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают: «И я, И яl» или «Не я, не яl»

б) пальчиковая гимнастика

Мы пришли в огород, Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках

Что тут только не растет: Хлопнуть в ладони, развести руки в стороны

Тыква, репка и чеснок, Загибать пальцы

Лук, капуста, кабачок,

Помидор и огурец.

Вот хозяин — молодец! «ВО!»

в) ассоциативная игра «Что сажают в огороде»

Логопед спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте Звуки (С-С’), Буква С

2. Сегодня предлагаю написать рассказы о фруктах. Такие люди, которые пишут рассказы называются писатели. Вот сегодня мы будем играть в писателей.

Игра «Про что так можно сказать» Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».Большой (что?) арбуз, желтая-…маленькая . синяя…крупный… красное…круглый зеленый..мелкий…. черная …твердый — … длинный…мягкая — спелая…сладкая — … сочный…вкусное — свежий…горький — хрустящий

После игры дети забирают картинки. Игра «Чьи фрукты?» Даша взяла яблоко — Это чье яблоко? Это Дашино яблоко.

Работа со схемой.

Овощи и фрукты наклониться вниз, достать до пола руками ,выпрямиться, потянуться руками вверх;

вкусные продукты . погладить правой рукой по животику, затем левой рукой;

в огороде наклоны вниз, достать руками до пола

и в саду выпрямиться, потянуться руки вверх

для еды я их найду погладить правой рукой по животику, затем левой рукой;

4. Рассказы детей.

5. Подвижная игра «ПУГАЛО И ЗАЙЦЫ»

Из шнура сделан большой круг – огород. В нем разбросана морковь. Ребенок в шляпе – «пугало» стоит в центре круга, зайцы за кругом. Зайцы запрыгивают в огород схватить морковку, пугало старается их поймать.

6. Организация окончания занятия

«Составление рассказа-описания диких животных по наглядному плану»

Цели занятия:

  • совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план;
  • подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде;
  • активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные»;
  • развитие связной речи;
  • мелкой моторики;
  • зрительного внимания и памяти;
  • логического мышления.
  • воспитание дисциплины,
  • умения слушать других.

Оборудование: план-схема, мяч, волшебный мешочек, картинки с изображением диких животных; звездочки.

Конспект занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР 25-30 минут Составление описательного рассказа о пчеле.

Ляховская Дарья Борисовна , воспитатель
Алтайский край г.Барнаул

Цели коррекционно-образовательная – обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему коррекционно-развивающие – пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые» – развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание – закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных коррекционно-воспитательная – воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Конспект занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР (25-30 минут)

Составление описательного рассказа о пчеле.

– обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;

– пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;

– развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;

– закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;

– воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: схема описания насекомых, баночка меда с ложками, предметная картинка с изображением пчелы (подбирает логопед).

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций; чтение художественных текстов Л. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Игра: «Узнай по описанию».

1. Организационный момент.

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (Пчелы)

2. Объявление темы.

Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз. Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Логопед угощает детей медом. Дети рассказывают, какой у меда вкус и запах.

3. Беседа по предметной картинке и схеме.

– Кто изображен на картинке?

– Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)

– Какой звук издает она при полете?

– Назовите части тела пчелы (совместно с логопедом).

– Где живет пчела?

– Как передвигается? Чем питается?

– Пользу или вред приносит природе?

– Какую пользу или вред приносит человеку?

– Что делает в зимнее время?

– Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)

– Как называется семья пчел? (Пчелиная.)

– Что делает пчела? (Носит мед.)

– Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)

4. Составление рассказа с опорой на схему. Логопед предлагает детям образец рассказа.

Это пчела. Пчела – это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.

5. Рассказы детей.

– О ком составляли рассказ?

– Почему пчелу называют медоносной?

– Какую пользу пчела приносит человеку?

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР (25-30 минут)

Тема: лексическая тема «Профессии»

Цель: Развивать лексико-грамматические средства языка.

1) Активизация и актуализация словаря по теме «Профессии».

2) Развитие навыка подбора качественных прилагательных.

3) Формирование навыка образования дательного падежа имени существительного.

4) Формирование навыка образования имен существительных в творительном падеже

5) Развитие навыка согласования имен существительных с числительными один, два,

1) Развитие мелкой моторики.

2) Развитие общей моторики координации речи с движениями.

1) Воспитание самостоятельности.

Читайте также:
План итогового занятия с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте

2)Работа в группе.

1) Организационный момент

– Здравствуйте ребята, давайте внимательно рассмотрим карточки, которые находятся

перед вами, и назовите пожалуйста лишний предмет и объясните, почему он лишний.

На картинках изображены:

Яблоко, груша, банан, врач.

Собака, учитель, кошка, лошадь.

Платье, пожарный, юбка, брюки.

Капуста, повар, морковка, лук.

– Вспомните и назовите предметы, которые оказались лишними. Что объединяют эти

– Как вы уже догадались, сегодня мы будем продолжать говорить о профессиях.

– Сейчас я вам буду читать предложения, а вам нужно будет досказать последнее слово.

Поезд водит . (машинист).

Самолетом правит . (летчик).

В школе учит нас . (учитель).

Строит здания . (строитель).

Красит стены нам . (маляр).

Мебель делает . (столяр).

Песни нам поет . (певец).

Торговлей занят . (продавец).

От болезней лечит . (врач).

Хлеб печет в пекарне . (пекарь).

Пишет красками . (художник).

Сапоги сошьет . (сапожник).

Часы починит . (часовщик).

Рыбу ловит нам . (рыбак).

Служит на море . (моряк).

Доит коров всегда . (доярка).

В шахте трудится . (шахтер).

Кто всех знает — . (молодец).

– А теперь давайте потренируемся. Я вам буду читать предложения- вопрос, а вы мне

Какой человек приходит к доктору на приём? (Больной).

А какое даёт лекарство доктор?(Горькое, сладкое).

Какой суп варит повар в столовой?(Красный, вкусный, мясной).

Пожарный, который тушит пожар он какой? (Храбрый, отважный, смелый).

Художник нарисовал картину какую?( Красочную, яркую).

Учительница в школе какая?(Строгая, умная).

– Молодцы! А теперь давайте отдохнём немного. (физминутка)

Папа дал мне молоток и сказал: «Давай, сынок

(Дети поднимают руки перед собой, шагают на месте)

Вместе сделаем забор, приведем в порядок двор

(Руки вверх, в стороны, вниз)

Буду я пилить, строгать, ты – дощечки прибивать».

Дружно взялись мы за дело, и работа закипела.

(Сжимают ручки в замочек, руки согнуты в локтях перед собой, делают «вертолет»)

Вот вы и размялись чуть-чуть, теперь давайте снова за работу. Сейчас я вам буду

говорить фразы, которые касаются какой-либо профессии, вам нужно будет отгадать, к

кому эта фраза относится.

– Как вас подстричь? А челку покороче? (Парикмахеру)

– Дети, здравствуйте! Начинаем урок чтения. Откройте учебники на 45 странице.

– Несите кирпич, цемент.(Строителю)

– У вас болит горло? Откройте шире рот и скажите: А-а-а. (Врачу)

– Сколько вам взвесить конфет? С вас 50 рублей! (Продавцу)

– Молодцы! Давайте встанем в круг, я буду кидать мяч и называть действие, а вы должны

подумать каким инструментом его совершают. Например: Деревья пилят пилой.

Укол делают . (Уколом)

Хлеб режут . (Ножом)

Дрова рубят … (Топором)

Волосы расчёсывают… (Расчёской)

Мешают кашу… (Ложкой)

Рыбу ловят …(Удочкой)

На доске пишут …(Мелом)

– Хорошо! Теперь посмотрите на доску картинки: врач, кастрюля, указка, учитель, иголка,

повар. Теперь каждый из вас по цепочке выходит и по схеме изменит выбранное слово, по

схеме: «один, два, пять».

Один врач, два врача, пять врачей,

Одна кастрюля, две кастрюли, пять кастрюль,

Одна указка, две указки, пять указок,

Один учитель, два учителя, пять учителей,

Одна иголка, две иголки, пять иголок,

Один повар, два повара, пять поваров,

– Хорошо, все справились с этим заданием, а теперь я вам раздам картинки – загадка с

двумя изображениями, наложенными друг на друга: кастрюля, чайник; расческа,

ножницы; кисть, краски; катушка ниток, иголка, укол и шпатель, счёты и калькулятор.

Вам нужно разгадать что изображено на ваших картинках? Кому нужны эти предметы? И

Раскрасить их в разные цвета.

– Вы все сегодня молодцы, хорошо все работали. Были активные. Что вам больше всего

понравилось? Чего было самое сложное?

Если вам понравилось занятие и было очень сложно поднимите зелёную фишку, если не

совсем понравилось жёлтую, а если совсем не понравилось и было очень- очень трудно, то красную.

Составление описательного рассказа с опорой на предметную картинку и схему

Автор: Перькова Н. Г., Кондратова Т. А., Татаринкова Т. П.

Организация: МБДОУ детский сад №12

Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород

В современных исследованиях по проблеме развития связной речи детей с ОНР специальное внимание уделяется формированию навыков описания предметов и явлений как одному из условий успешного обучения в школе. Описательная речь – один из базовых компонентов составления связных высказываний. Описание – особый вид монологической речи, связанный с умением наблюдать, выделять признаки описываемого предмета, сравнивать, синтезировать свои наблюдения в своем высказывании. Рассказ – описание, имеет большое значение для развития навыка связной монологической речи, способствует формированию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысла слов – обобщений: от описания одного предмета к описанию множества разных, а затем однородных предметов и активному использованию их в речи.

Но именно умение составлять описательные рассказы, как показывает опыт обучения детей с ОНР, оказывается наиболее несформированным (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). Для детей описательный рассказ – самый сложный вид рассказа. Для детей с ОНР рассказ-описание вообще малодоступен, а большая часть из них способна лишь отвечать на вопросы взрослого. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.

Читайте также:
Игровые упражнения на этапе автоматизации поставленных звуков в слогах

Спонтанно справиться с этой проблемой такие дети не могут и требуют специального обучения. В современной педагогической практике при обучении детей составлению описательных рассказов обычно используются большей частью вербальные методы: составление рассказа по вопросам, по плану, по образцу взрослого, по памяти, по воображению. Но это приводит к быстрой утомляемости и потере интереса к образовательной деятельности, что особенно характерно для наших ребят. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (памяти, восприятия, внимания) создает дополнительные затруднения.

В связи с этим возникает необходимость облегчить этот процесс, сделать его более доступным и интересным, найти эффективные вспомогательные средства, облегчающие становление у ребенка развернутого смыслового высказывания.

По мнению многих психологов и педагогов (В. П. Глухов, Л. А. Венгер, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткаченко), значительно облегчает процесс становления описательной речи использование наглядных схем, с помощью которых происходит активная интеллектуальная и сенсорная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

В. П. Глухов отмечает: «При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, используются условные наглядные символы для обозначения понятий формы предмета (табличка с изображением треугольника, круга, квадрата и овала), цвета (набор цветных полосок или цветных мазков), величины (изображение различных по размеру кружков или столбиков). Условные символы показываются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой».

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

С чего начать обучение?

При составлении рассказов-описаний мы используем поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:

1этап. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания.

Поэтому на первом этапе мы проводим с ребятами подготовительные упражнения, которые направлены на развитие у них целенаправленного сенсорного восприятия и элементарного анализа воспринимаемого предмета – на обучение детей обследованию объекта (рассматривать, называть, ощупывать, нюхать, надавливать и т. д.). Это упражнения: «Раскрась картинку», «Собери бусы», «Наложи заплатки», «Собери предмет из геометрических фигур», «Найди друзей (по цвету, форме, размеру)», «Узнай по вкусу, по запаху» и т. п. С помощью таких упражнений дети учатся определять цвет, форму, размер, вкус, запах, другие отличительные признаки предметов. Эти упражнения способствуют активизации речевого, слухового, зрительного, тактильного восприятия; развивают память, внимание, наблюдательность.

Здесь мы также включаем в работу и упражнения на составление предложений и словосочетаний с опорой на зрительное и тактильное восприятие: упражнения «Дополни предложение», «Узнай по описанию», «Чем похожи и чем отличаются», «Подбери слова-действия, слова-признаки», «Подбери «кислые» слова, «зеленые» слова», «Скажи наоборот» и т. п. Упражнения проводятся с использованием материала лексических тем («Овощи», «Фрукты», «Игрушки» и др.).

Подготовительные игры и упражнения мы проводим как часть занятия по речевому развитию, познавательному развитию, на занятиях по заданию логопеда, а также в процессе режимных моментов.

На первом этапе дети научились выделять и называть существенные признаки предмета, составлять предложения и словосочетания, характеризующие эти признаки.

2этап. По мере выявления определенных свойств, характеристик данного предмета, вводим графический или наглядный символ, обозначающий данное свойство. Производим перевод сенсорного материала на знаково-символический язык. Чтобы лучше воспроизвести все признаки, которые ребенок ощутил, почувствовал, ему поможет схема, которая обозначает эти признаки:

  • Изображение геометрических фигур – форма предмета.
  • Изображение клякс разного цвета – цвет предмета.
  • Изображение фигур разной величины – размер.
  • Изображение носа – запах предмета.
  • Изображение рта – вкус предмета.
  • Изображение сердца – отношение рассказчика к предмету.
  • Изображение человека – какую пользу приносит этот предмет для человека, как он его может использовать и т. п.

Полезно здесь научить детей и дешифровке символов, т. е. научить определять, какое качество предмета конкретный символ обозначает.

Объяснив значение символов, проводим игры на закрепление условных обозначений: «Расшифруй знаки – символы», «Покажи правильный символ» и т. п.

На втором этапе дети научились соотносить признаки предмета с соответствующими наглядными символами и наоборот. Мы познакомили детей с графическим способом представления информации.

3этап. Переходим к третьему этапу – непосредственно к процессу обучения составлению описательных рассказов с опорой на наглядные схемы. Схема – это графический план, последовательность предметных картинок, составляющих содержание будущего рассказа-описания. Каждая картинка в схеме должна моментально напомнить ребенку слово или выражение, которое мы ей обозначили. Схема помогает детям определить последовательность изложения. Здесь воспитатель предлагает готовую схему, от детей требуется наполнить ее языковым содержанием. Ребенок сможет составить рассказ только в том случае, если понимает, что означает тот или иной символ, поэтому на первых занятиях рассказыванию предшествует подробный разбор схемы.

Вместе с детьми обсуждаем содержание схемы и по схеме составляем рассказ. На первых занятиях можно ограничиться показом 2-3символов, а потом вводить остальные.

Используя готовую схему, дети рассказывают о разных предметах из одной тематической группы. Например, тема «Фрукты». По одной схеме дети описывают разные фрукты.

Если дети хорошо справляются с подобными заданиями, задание усложняется. Изображений на схеме постепенно становится больше, они становятся более схематичными, имеющими более обобщенные значения.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей зрительной группе. Тема Овощи

На третьем этапе дети научились составлять описательные рассказы по готовой схеме.

4 этап. Далее мы используем схему, в которой отсутствует один или несколько символов, и предлагаем ребятам самостоятельно их придумать. Формирование навыков составления описательных рассказов при помощи схем происходит с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. Таким образом, они постепенно учатся планировать свою описательную речь.

На четвертом этапе дети научились самостоятельно подбирать и придумывать графические символы к различным признакам предметов.

5 этап. Здесь учим детей самостоятельно составлять всю схему рассказа.

Как показывает практика, по мере того, как навык описания совершенствуется, дети начинают терять интерес к составлению рассказов. С другой стороны, отказ от схемы немедленно приводит к затруднениям: целиком удержать в памяти план из шести-семи пунктов наши воспитанники еще не могут. Таким образом, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные полностью самими детьми. При этом детям предоставляется самостоятельность в выборе элементов рассказа и последовательности, в которой будет проходить описание. Здесь мы видим, что важна не только схема, которая будет использоваться для составления описательного рассказа. Огромное педагогическое значение имеет сам процесс составления этой схемы:

– дети сами определяют последовательность изложения;

– подбирают и предлагают способы обозначения того или иного признака.

Далее мы предлагаем детям дома с родителями или самостоятельно составить описательный рассказ и его схему. Дети приносят на занятия свои схемы и составляют по ним рассказы «Моя семья», «Мой день рождения» и т. п. Таким образом, на этапе коллективного составления схем при составлении описательного рассказа постепенно растет доля самостоятельности детей.

На пятом этапе дети научились самостоятельно составлять всю схему рассказа и по ней вести монолог.

Вся проделанная работа готовит детей к составлению описательного рассказа без опоры на схему.

Отказ от схемы уже не оказывает большого влияния на качество описательного рассказа. Дети готовы составлять описательные рассказы без опоры на схему.

Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование, экология). Перед изображением какого-либо предмета, дети рассказывают о нем, опираясь на уже знакомую схему.

Использование наглядных схем в работе по развитию описательной речи у детей с ОНР неизменно подтверждает свою эффективность. У детей расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется уверенность в своих силах, повышается познавательный интерес, происходят заметные сдвиги в развитии связной речи, мышления, улучшается зрительное восприятие, память. Представленные приемы работы помогают создать необходимую мотивацию при обучении монологу, поддержать положительный эмоциональный настрой, интерес к занятиям и в целом – оптимизировать процесс развития связной речи дошкольников.

Приведем примеры использования наглядных схем для составления описательных рассказов. Начинаем обучение, используя самые простые готовые схемы, состоящие из трех пунктов: «Что это?», «Размер», «Цвет» (схема 1).

Постепенно переходим к схемам описания предмета, содержащим до восьми пунктов. Далее используем схемы, в которых отсутствует один или несколько символов, и предлагаем ребятам самостоятельно их придумать. В схеме 2 дети самостоятельно придумали первый символ. Этот символ имеет сразу два значения: «Что это?» (вопросительный знак) и «Размер» (разной величины вопросительные знаки – большой и маленький).

Самые длинные схемы используем для описания времен года (схема 3).

Рассмотрим пример составления описательного рассказа по схеме на тему «Весна» (12символов по количеству характерных признаков времени года, о котором надо рассказать):

  1. Солнце
  2. Сосульки.
  3. Ручьи.
  4. День становится длиннее ночи.
  5. Набухание почек.
  6. Весенние первоцветы.
  7. Появление травы.
  8. Прилет птиц.
  9. Выводятся птенцы.
  10. Пробуждение животных.
  11. У животных легкий, короткий мех.
  12. Появление насекомых.

Схема (наглядная модель высказывания) в каждом случае выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М.: Астрель, 2006.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь: монография / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996.
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов – М.: АРКТИ, 2004.
  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос,1998.
  6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. – М.:Просвещение, 1986.
  7. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. – С.Пб.: Детство-Пресс, 1999.
  8. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – М.: Гном и Д, 2014.
  9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2000.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа, 1993.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: