Составление детьми описательного рассказа по портретам

Конспект НОД. Составление описательного рассказа «Словесный портрет»

Нина Александровна Волкова
Конспект НОД. Составление описательного рассказа «Словесный портрет»

Игровая ситуация «Словесный портрет»

Задачи. Формировать умение детей составлять словесный портрет человека, используя алгоритм. Упражнять детей в образовании сложных слов. Продолжать обогащать представления детей о частях тела человека. Развивать эмоциональную сферу детей, способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материалы к деятельности. Презентация «Словесный портрет».

Игра.

— Дети, что такое портрет?

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, –

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, –

Александр Кушнер

— Дети, портрет можно нарисовать, а можно составить словесный портрет. Сначала определяем, о ком рассказ составляем. Чей это портрет? Пожилой женщины или пожилого мужчины, мужчины или женщины, девочки, мальчика или младенца. Статус человека называем, словесный портрет начинаем.

Волосы не сеют, не сажают, они сами вырастают. Голову волосы украшают, от холода её защищают. Дети, цвет волос определяем, у кого какие волосы, называем.

1. У кого чёрные волосы?

2. У кого рыжие волосы?

3. У кого светлые, белокурые волосы?

4. У кого золотисто-коричневые, русые волосы?

5. У кого коричневые, каштановые волосы?

6. У кого серебристые, седые волосы?

— Дети, волосы длинные или короткие, густые или редкие, кудрявые или прямые, чёрные, русые, каштановые, рыжие, белокурые, светлые, седые. У мальчика короткая стрижка всегда, с чёлкой или без чёлки бывает она. Девочку волосы по-разному украшают, длинные или короткие они бывают. Девочки волосы распускают или в хвостики собирают, часто косы заплетают.

Дети, лицо человека изучаем, форму лица определяем. Круглое или овальное, квадратное или треугольное. На лоб внимание обращаем, его величину отмечаем: широкий или узкий, высокий или низкий.

Дети, цвет глаз разнообразием удивляет, восхищение вызывает. Если у человека карие глаза, то говорят, что он кареглазый.

1. Если глаза зелёные, то человек …

2. Если глаза голубые, то человек …

3. Если глаза синие, то человек …

4. Если глаза серые, то человек …

5. Если глаза чёрные, то человек …

— Портреты детей изучаем, цвет глаз определяем.

1. У мальчика в верхнем левом углу глаза …

2. У мальчика в нижнем правом углу глаза …

3. У девочки в верхнем правом углу глаза …

4. У девочки в нижнем левом углу глаза …

5. У девочки посередине внизу картины, глаза …

6. У девочки в центре картины, глаза …

— Дети, нос – полезнейшая штука, не грозит нам с носом скука. Можно мерить нос в длину, высоту и ширину. Нос курносый. Нос прямой. Нос орлиный. Нос большой. Дети, у Малыша нос маленький, а у Карлсона …

— У Мальвины нос короткий, а Буратино …

— Дети, губы внимательно изучаем, эмоции определяем. Когда радость на душе, то улыбка до ушей. Злимся, губы сжимаем. Удивляемся, губы округляем. Грустно, уголки губ вниз отпускаем. Весело, уголки губ вверх приподняли. Дети, на лицо человека посмотрите, в глаза ему загляните, чувства человека определяем, эмоции называем.

1. Какие эмоции у голубоглазого мальчика с рыжими волосами?

2. Какие эмоции у зеленоглазой девочки с русыми волосами?

3. Какие эмоции у кареглазой девочки с чёрными волосами?

4. Какие эмоции у сероглазого мальчика с белокурыми волосами?

5. Какое чувство испытывает черноглазый мальчик с русыми волосами?

6. Какое чувство испытывает синеглазая девочка с каштановыми волосами?

— Дети, запомните, пожалуйста, план словесного портрета.

План описательного рассказа.

1. Статус человека называем, словесный портрет начинаем.

2. На цвет волос внимание обращаем, о причёске рассказать не забываем.

3. Лицо человека изучаем, форму лица определяем, величину лба отмечаем.

4. Тайну глаз отгадаем, цвет глаз называем.

5. О носе не забываем, форму и величину носа замечаем.

6. Губы внимательно изучаем, эмоции человека раскрываем.

— Дети, вы будете составлять словесный портрет разных людей. Остальные дети внимательно слушают выступление товарища и оценивают его рассказ. Слушатели не забывайте, пожалуйста, высказывать свои впечатления в корректной форме, использовать формы обращений: «Я думаю, что…», «Мне кажется, что…».

• план описания соблюдаем, ничего не пропускаем;

• много слов не говорим, одним предложением всё объясним.

Дет поочерёдно составляют словесный портрет. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают товарищей. После каждого выступления слушатели высказывают своё мнение. Педагог контролирует, чтобы все дети высказывали своё мнение в корректной форме, задаёт вопросы не активным детям.

Прикреплённые файлы:
volkova-n-a-slovesnyi-portret_bun12.pptx | 5639,31 Кб

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные.

Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине “Зимние забавы”» Задачи: – связная.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Читайте также:
Подъязычная уздечка - влияние на произносительную часть речи

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: формировать умение составлять по образцу простые.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект ООД по речевому развитию «Составление описательного рассказа по картине Левитана И. И. «Весна. Большая вода» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект.

Конспект «Составление описательного рассказа по игрушке «Цыпленок» Тема: “Составление описательного рассказа по игрушке цыпленок” Тип: контрольно-проверочный Группа: средняя. Виды детской деятельности: игровая,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Составление детьми творческих рассказов по портрету. Технологии ТРИ З.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Основная идея моей работы – это создание педагогических условий усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по картинам.

Схема этапов рассматривание портрета и составление алгоритмов для описания и его схематическое обозначение.

Это очень важно уметь рассматривать. Но как это все запомнить, а потом еще и рассказать.

Вся работа по данному направлению была разделена мной на 3 этапа.

На первом этапе проводятся игры и тренинги по результатам которых круг постепенно заполняется схемами этапов рассматривания. Составление алгоритма с детьми для описания портрета и его схематическое обозначение.

Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования , который дает возможность ребенку зрительно представить и запомнить некоторые понятия . Этапы развития навыков наглядного моделирования формируют навык самостоятельного моделирования.

Кто главная фигура на портрете? Человек ,женщина(Договоримся обозначать людей «кругами»).

Кто еще живой находится на картине? Кошка (Договоримся обозначать животных овалом).

Где находится главная фигура (в середине, в центре).

Нарисуйте на листе круг в центре.

Где находится кошка на картине? (рядом с главной фигурой, справа от женщины).

Нарисуйте овал справа от круга.

Что еще написал художник на картине? Стол (Договоримся не живые предметы обозначать квадратами). А где написал художник стол? (Перед женщиной или главной фигурой).

Нарисуйте на своем листе квадрат перед кругом. Самовар на столе зарисуйте его квадратом.

Все любят играть ? Игра «Подзорная труба»

Игра Вы объект

Каждый из Вас выберет для себя объект и превратиться в него.

Ваши объекты не бездушные ,а волшебные. Они умеют думать и говорить.

Поиграем в игру «Кто о чем говорит?».

К нам пришли «Волшебники».

К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах»

Какой запах можно услышать, если оказать рядом с купчихой и кошкой.

К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками»

Опишите свои ощущения от соприкосновения с кошкой или другим объектом.

К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус».

Можно разделить все объекты на съедобные и не съедобные и передать свои вкусовые ощущения.

На первом этапе в конце каждой игры происходит зарисовка схемы, я рекомендую их составить в форме волшебных часов.

Но вот волшебные часы у нас есть. Можем посмотреть сказать предложение, а рассказа все нет.

2 этап. Цель. Формирование умения у детей старшего дошкольного возраста рассматривать портрет и задавать вопросы. Задачи: – учить детей задавать вопросы по портрету в соответствии с алгоритмом (считывание схем); – отвечать на поставленный вопрос, высказывая своѐ личное мнение; – давать психологическую характеристику герою (по позе, по взгляду, по цвету определять настроение героя);

Технология работы на втором этапе имеет свои особенности. Необходимо задавать вопросы с объяснением связей между содержанием и средствами выразительности. Чем больше вопросов возникает у детей в процессе восприятия портрета, тем выше возрастает их интерес к этому виду искусства. Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: Целостное восприятие (кто изображен?), затем переходим к описанию лица, рук, одежды, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому объекту.

Формы подачи могут быть очень разные.

«Кто задаст самый интересный вопрос по портрету?» – тренинг на формулировку вопросов.

Например можно предложить :

детям задавать вопросы по очереди. Например, на первые два пункта алгоритма задаѐт вопросы один ребѐнок, а на следующие – другой т.д.

Разделиться на две команды: Одна команда будет задавать вопросы ,а другая отвечать.

Читайте также:
Логопедическая программа для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии в специальной школе-интернате 8 вида для 5-9 классов

Игры

1. Игра «Оживлялки»: Предлагаю скопировать позу купчихи. Что вы почувствовали? Какое у вас стало настроение? Почему?

2. «Расскажи про настроение», «Чем похожи, чем отличаются», « У кого из героев грустное, сердитое, веселое, задумчивое выражение лица? Какие черты лица вам помогли это узнать», «О чем говорят глаза?»

3. Отношение художника к персонажу ? Как художник передал его? (Красками, позой, мимикой, название портрета).

4. «Узнай по описанию»- Эту игру проводят, если на картине 2 или более персонажей. Учимся описывать внешний вид человека. Трудность возникает в описании лица изображенного человека. Перед детьми выставляется 3-5 портретов. Ведущий описывает выражение лица человека на одном из портретов, а другие дети отгадывают, что это за портрет.

Эффективно проводить дидактические игры и игровые приѐмы на закрепление умений образно высказывать свои суждения. Проводятся они как на самом занятии, так и в совместной деятельности.

Обучение детей изложению своих мыслей в форме связного монолога по изображѐнному на портрете.

На третьем этапе детям предлагается составить описательный рассказ по портрету без наводящих вопросов. При этом дети научаются самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя использовать схему. В процессе работы над портретами дети учатся последовательно составлять рассказ, выражая своѐ отношение к изображаемому персонажу, используя в речи прилагательные, образные сравнения. У детей появляется умение строить сложноподчинѐнные предложения, высказывать свое мнение, его обсуждать и доказывать.

Данный опыт моей работы с целью совершенствовать умение в составлении описательных рассказов, а также подготовке детей к школе привел меня к следующим выводам:

• использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчило детям овладение этим видом связной речи;

• наличие зрительного плана сделало такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными;

• мыслительно-речевая деятельность детей приобрела более сложные формы;

• развилась языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений;

• развивалась наблюдательность, последовательность изложения увиденного и услышанного, активность пользования словарным запасом, умение рассказать обдуманно и осмысленно.

На экране вы видите «Дошкольный вестник» издание самих детей.

Где они схематично:

1.Создали портрет женщины, которую видят каждый день.

2. Описали ее профессию – музыкального работника через предметы.

3. Выразили свое отношение к ней.

И все это – они сделали не умея читать и писать.

Дети активно используют умение составлять рассказ в сюжетно-ролевой игре «Школа», где обучают друг друга рассказыванию по схемам.

Скачать:

Вложение Размер
Составление детьми творческих рассказов по портрету. Технологии ТРИ З. 2.47 МБ
способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по портрету и пейзажу. 15.17 КБ
Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной 16.97 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Технология ТРИЗ Составление детьми творческих рассказов по портрету Составила : Ватрашкина Т.Н.

Литература: Методический комплекс «Я познаю мир» СидорчукТ.А . Пособие составления детьми творческих рассказов по картине создано в рамках адаптации методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г.А. Альтшуллер , 1946г.) и общей теории сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко, 1994 г.).

Наглядность: Предложить детям серию репродукции портретов с изображением сказочных героев, людей разного пола и возраста (5-7 картин) для проведения игр с ними в течение 3-5 дней.

Цель методики: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по портрету. Создать условия для усвоения детьми обобщеных способов составления рассказов по картинам.

1 этап Схема этапов рассматривание портрета и составление алгоритма для описания и его схематическое обозначение. Этап 1. Определение местонахождения объекта на картине. Этап 2. Определить пол, примерный возраст человека (людей), изображенного на портрете. Этап 3. Дать описание одежды на человеке по разным признакам. Этап 4. Представление возможных ощущений человека на портрете с помощью разных органов чувств. «Подслушать» мысли человека, предположить его цели, действия. Этап 5. Перечислить предметы, окружающие человека. Этап 6. Определить основные цветовые гаммы портрета и предположить эмоциональное состояние образа. Этап 7. Составить название портрету, исходя из настроения героя, его целей и действий.

2 этап. Цель . Формирование умения у детей рассматривать портрет и задавать вопросы. Задачи: – учить детей задавать вопросы по портрету в соответствии с алгоритмом (считывание схем); – отвечать на поставленный вопрос, высказывая своѐ личное мнение; – давать психологическую характеристику герою (по позе, по взгляду, по цвету определять настроение героя);

Методические рекомендации на 2 этапе Необходимо задавать вопросы с объяснением связей между содержанием и средствами выразительности. Чем больше вопросов возникает у детей в процессе восприятия портрета, тем выше возрастает их интерес к этому виду искусства. Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: Целостное восприятие (кто изображен?), затем переходим к описанию лица, рук, одежды, деталям, предметам, фону, окружению и опять к целому объекту.

3 этап. Цель: Обучение детей изложению своих мыслей в форме связного монолога по изображѐнному на портрете. Результатом предполагается самостоятельное составление описательного рассказа по портрету . При этом дети научаются самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя использовать схему. С 6 лет дети самостоятельно или с помощью воспитателя, могут научить кого-либо составить рассказ по портрету.

Результативность: использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает детям овладение этим видом связной речи; наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными; мыслительно-речевая деятельность детей приобретает более сложные формы; развивается языковая форма выражения мыслей, суждений, впечатлений; развивается наблюдательность, последовательность изложения увиденного и услышанного, активность пользования словарным запасом, умение рассказать обдуманно и осмысленно.

Проект: « Дошкольный вестник» Цель проекта: формировать у детей старшего дошкольного возраста навыки классифицирования объектов окружающего мира с использованием модели Объект – Имя признака – Значение признака , самостоятельно выстраивать алгоритм действий .

Предварительный просмотр:

Технологическая карта освоения детьми способов составления творческих рассказов по портрету.

  1. Организовать и обновлять картотеку разных типов портретов для самостоятельного рассматривания детьми. При рассматривании иллюстраций дать возможность детям самостоятельно воспринимать изображения. Поощрять длительное рассматривание портретов и побуждать детей задавать вопросы, делать предположения о героях на картинах.
  2. Предложить детям серию портретов (5-7 картин) для проведения игр с ними в течение 3-5 дней. Проводятся тренинги, согласно которым постепенно заполняется круг схемами этапов рассматривания портретов.
  3. По мере освоения этапов работы с портретом и введением схем каждого этапа, рекомендуется повторять их до и после рассматривания портрета.
  4. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя по схемам дети составляют рассказ по конкретному портрету, выбранному ими.
  5. С 6 лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо составить рассказ по портрету.

Освоение детьми способов составления творческих

рассказов по портрету (c 5 лет)

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по портрету. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления творческих рассказов по портрету.

Наглядность: репродукции портретов живописных картин или иллюстрации художников с изображением сказочных героев, людей разного пола и возраста.

Схемы этапов работы с портретом:

Этап 1. Определить пол, примерный возраст человека (людей), изображенного на портрете.

Этап 2. Определение местонахождения объекта на картине.

Этап 3. Дать описание одежды на человеке по разным признакам.

Этап 4. Представление возможных ощущений человека на портрете с помощью разных органов чувств. «Подслушать» мысли человека, предположить его цели, действия.

Этап 5. Перечислить предметы, окружающие человека.

Этап 6. Определить основные цветовые гаммы портрета и предположить эмоциональное состояние образа.

Этап 7. Составить название портрету, исходя из настроения героя, его целей и действий.

Схемы этапов целесообразнее расположить по кругу, в центре которого находится стрелка. Ребенок, рассматривая портрет, может самостоятельно передвигать стрелку и делать описание человека согласно данному шагу алгоритма.

Составление детьми старшего дошкольного возраста описательного рассказа по портретам

В статье даны рекомендации по составлению описательного рассказа по портрету с детьми старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи является трудным про​цессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научить​ся не только пользоваться определенными словами и выражениями (словосочетаниями), но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружа​ющей жизни и явления языка разного уровня (слова, предложения, звуки).

Дети с ОНР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести до конца начатую работу. Все эти и многие другие особенности психичес​ких процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи. Дети не всегда выделяют характерные признаки предметов и явлений, не всегда могут объеди​нять предметы по группам, особенно при совмещении нескольких признаков как основа​ний для классификации. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями.

Ограниченность лексико-грамматических средств наиболее ярко обнаруживается при попытке рассказать о чем-либо, описать игрушку или знакомый предмет, доказать что-либо, сделать вывод из рассуждения и так далее.

В последнем периоде коррекционно-логопедической работы в специальном детском саду для детей с ОНР основное внимание уделяется формированию монологической речи. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания (то есть у него в голове есть мысли) и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве.

Логопед всегда должен ощущать внутреннее состояние речевой готовности к устному высказыва​нию каждого воспитанника в группе.

Если у ребенка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей о чем и как говорить, логопед вынужден будет все время побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию.

Если у ребенка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске и после 1-2 фраз молчаливо ждать помощи от логопеда.

Описание, рассказ по картинке — этот вид работы используется логопедом в ходе проведения групповых занятий по развитию связ​ной речи.

Описание картинки — это умение видеть все детали, ориентироваться в сюжете кар​тинки (первый план, задний план), уметь задавать вопросы, описывать по памяти, добав​лять недостающие детали, находить ошибки в картинке, придумывать сюжеты, подходя​щие по смыслу к данной картинке, и пр.

Все перечисленные нами виды работ хорошо известны логопедам и широко используются на практике. Мы остановимся на некоторых деталях, которые, как нам кажется, помогут более эффективно применять эти приемы.

Описание картинки:

  • Картинка должна быть хорошо видна всем детям;
  • Логопед должен дать законченную инструкцию для ее рассмотрения: «Рассмотрите (посмотрите) внимательно эту картинку. Мы сейчас будем отвечать на вопросы (описы​вать ее, составлять рассказ и пр.)».

Нередко инструкция логопеда ограничивается лишь двумя словами: «Посмотрите на картинку…» И все. Такое задание психологически неверно. Оно не побуждает к речевому высказыванию; зачем смотреть просто так?

Интересным и очень стимулирующим речевое высказывание является задание «Под​бери (придумай) название к картинке, чтобы оно отражало:

  1. Красоту внешнего вида;
  2. Характер героя;
  3. Состояние погоды, природы…

В процессе формирования умения рассказывать по картинке желательно включать вопросы, развивающие воображение у детей.

Особенно дети испытывают трудности при составлении описательных рассказов по художественным портретам и портретам-иллюстрациям сказочных героев. Дети составляют несколько предложений и не могут понять, о чем еще можно рассказать. Рассказ получается не полным и не связанным. Причина этого, отсутствие методики обучения детей составлению описательных рассказов по портретам.

В результате нашей работы мы пришли к выводу, что при наличии алгоритма рассказа детям гораздо легче составлять описательные рассказы по портретам.

Алгоритм описательного рассказа по портрету необходимо составлять вместе с детьми. С ними обсуждается схематическое изображение того, о чем будет рассказываться и устанавливается последовательность каждого шага.

Мы с детьми решали, что сначала нужно обозначить имя объекта, то есть сказать, кто изображен на портрете.

Затем дети определяют реального или фантастического мира этот персонажа, какого пола.

На следующем этапе дети определяют части объекта, или в каком объеме изображен портрет (во весь рост, по пояс или по плечи и т.д.).

Следующий шаг — описание одежды, в которой находится персонаж. Дети стараются подметить все детали одежды, прическу. Так же дети дают свою возрастную оценку объекта.

Необходимо указать место, где изображен объект, дети отмечают, в каких красках написан портрет. Для того, чтобы рассказ был более эмоционально окрашен, можно подключить различные анализаторы: как бы услышать звуки, предположить, какие запахи могут быть и представить какие предметы на ощупь.

Действие объекта во время изображения дает возможность детям понять, какое настроение у объекта.

Дети делают свои предположения, почему у объекта та или иная поза. Что (сопутствующие объекты) окружает главного героя. Какие объекты находятся рядом с персонажем, какие вдалеке.

Настроение персонажа дети определяют по цвету, в котором написан портрет, по позе персонажа, по взгляду.

На заключительном этапе дети делают вывод из всего сказанного по портрету, о том, с какой целью художник нарисовал портрет, что он нам хотел показать.

Детям предлагается придумать свое название портрета, и только после этого логопед говорит, кто автор этого портрета и как он называется.

Таким образом, мы составили алгоритм составления рассказа по портрету и записали схемами, которые дети использовали на последующих занятиях при составлении описательных рассказов по портрету.

Алгоритм составления описательного рассказа по портрету

  1. Имя объекта.
  2. Реальный, фантастический мир.
  3. Мужской или женский пол.
  4. Возраст.
  5. Одежда.
  6. Части.
  7. Место.
  8. Действия.
  9. Возможные запахи, звуки и ощущения руками.
  10. Объекты окружения.
  11. Настроение (цвет).
  12. Цель (с которой автор написал портрет).
  13. Название и автор картины.

Такие занятия целесообразно проводить 1 раз в месяц. Портреты дети выбирают сами. Пользуясь алгоритмом при составлении рассказов, дети составляют связные рассказы, постепенно шаг за шагом описывая потрет, не перескакивая с одного объекта на другой.

Ягупова Наталья Викторовна,
учитель-логопед,
МБДОУ № 138 компенсирующего вида,
г. Нижний Тагил

Обучение детей рассказыванию по картинке

Классическое наследие западной и русской педагогики подчеркивает большое значение картины, как для общего развития детей, так и для развития их речи (труды: Е.И. Тюфяевой, Е.А. Флериной, М.М.Кониной, С.Л. Рубинштейна).

Картины не только расширяют впечатление и углубляют представления об общие и природные явленья, но и воздействуют на эмоции детей, вызывают интерес к рассказыванию, побуждают говорить даже молчаливых и застенчивых.

В статье рассмотено, как педагог на занятиях может применить такие два типа высказываний как описание и повествование и раскроем своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи.

Восприятию картины ребенка надо учить постепенно, подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Выделяют несколько этапов обучения.

1 этап – (младший возраст) – ставит целью обогатить словарь, речь детей, научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию.

2 этап – (средний возраст) – учит рассказывать и описывать картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по образцу.

3 этап – (старший возраст) – дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета картины.

4 этап – (подготовительная группа) – рассказывание серии сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.

Выделяют также следующие приемы обучения:

совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка. Однажды она. А навстречу ей. );

образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);

план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия. Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания). Можно составить рассказ по подгруппам – командами);

рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Хорошо известны схемы Т.А. Ткаченко. Они представлены в его книге “Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов”;

модели для составления рассказа (пиктограммы – условное обозначение);

вспомогательные вопросы (задаются после рассказывания для уточнения или дополнения);

указания (например, “говори выразительно”)

В процессе обучения монологической речи, используются и другие приемы: подсказ нужных слов, исправление ошибок, оценка, обсуждение последовательности повествования, творческие задания.

Один из приемов, подготавливающих к рассказыванию по картине, является рассматривание. Оно подготавливает детей к составлению описания картины. От уровня содержательности рассматривания картин, зависит эффективность последующего обучения детей, связанным высказыванием.

Необходимо ребенка научить рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные), выделять детали (выражение лиц людей).

В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ, затем рассматривает другие объекты, предметы, их количество. Вопросы должны быть направлены на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Характер ответов зависит от характера вопросов. По одной и той же картине на вопрос “Что нарисовано?” – дети перечисляют предметы; на вопрос “Что делают на этой картине?” – называют совершаемые действия, следовательно, если педагог злоупотребит вопросом “Что это?” – требующий перечисление предметов, то он невольно задержит ребенка на самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит детскую активность, если сами дети будут задавать вопросы. Можно спросить у детей, что нового они узнали из беседы. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.

В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.

Мотивация речевой деятельности (иначе мотивационные установки) делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы: – “Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами”, “Незнайка просит научить рассказывать сказку про. “. В старших группах это социальные мотивы (“Придумайте сказки для малышей”, запишем самые интересные сказки и составим книгу).

В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный. Рассмотрим два занятия по развитию речи с использованием одной демонстративной картины.

На первом занятии составляется описательный рассказ. Его программным содержанием (то есть целью) будет следующие:

  • учить ребенка описывать изображение на картине;
  • активизировать словарь, используя разные предложения с однородными членами;
  • закреплять грамматический строй речи (название детенышей животных);
  • учить ребенка описывать внешний вид животного.

В результате занятия у ребенка должен получиться примерно такой рассказ.

“На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на лесной поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама-лиса большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он охотится за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг у друга птичье крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Семейству лисы здесь очень нравится”.

На втором занятии составляем повествовательный рассказ.

– учить детей придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий;

– формировать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.

В результате занятия по этой же картине получается совсем другой рассказ. Например:

“В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с ним играть, отбирая его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники. Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими”.

По этой же картине можно провести еще три вида занятий по связной речи. Например, сделать пересказ по уже составленному воспитателем рассказу; добавить к нему впечатления из личного опыта; придумать свой рассказ на эту тему (творческое рассказывание).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны, методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассматривания, от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Формирование описательной речи у дошкольников с ОНР

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Одним из главных показателей владения родным языком является умение логически последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Ребенок должен уметь рассказывать – не просто называть предметы, но описывать их, выделяя их существенные свойства и качества, передавать последовательность событий и их взаимосвязь.

Хорошо развитая речь позволяет детям полноценно общаться – понятно выражать свои мысли и переживания, договариваться со сверстниками об игре, объяснять собственную позицию, задавать вопросы взрослым об интересующих их предметах и явлениях.

Успешность обучения в школе также во многом зависит от уровня речевого развития. Различные учебные действия – восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение задать вопрос и дать развернутый ответ, рассуждать на какую-либо тему и др. – требуют владения различными видами монолога.

Развитие связной монологической речи является основной задачей обучения дошкольников родному языку.

Описывая состояние речи детей с её общим недоразвитием, исследователи отмечают значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Связные высказывания обрывочны и малоинформативны. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рассказов по наглядной опоре, пересказе текста, описании предмета или явления. Часто они не могут определить замысел и выстроить сюжетную линию в рассказе, выделить главное и второстепенное, пропускают значимые эпизоды, делают длительные паузы между частями. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.

Таким образом, при построении связных высказываний у детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания высказывания и самостоятельный отбор языкового его оформления.

Известно, что мыслительные задачи у дошкольников решаются с преобладающей ролью внешних средств, и привлечение наглядности значительно ускоряет процесс понимания и запоминания. Схемы, таблицы, наборы сюжетных и предметных картин позволяют облегчить, систематизировать и направить процесс усвоения нового материала.

Исходя из этого, в качестве вспомогательного средства при формировании монологической речи целесообразно использовать наглядное моделирование. Как писал Л.С.Выготский, «для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, схемы высказывания, заключающей последовательность этапов, предложений. Необходимо также, чтобы каждое звено высказывания вовремя сменялось последующим звеном». Создать такую программу позволяет картинно-графический план. В нем отображаются все смысловые звенья рассказа и последовательность, в которой они сменяют друг друга – т.е. моделируется план высказывания.

Картинно-графический план упоминается во многих работах, посвященных развитию связной речи. Л.Н.Ефименкова называет его схемой составления рассказа, В.П.Глухов – блоками-квадратами. У Т.А.Ткаченко это предметно-схематичные модели, у В.К.Воробьевой – сенсорно-графические схемы. Его применяют как при формировании навыков пересказа, так и при обучении составлению описательных и повествовательных рассказов.

Остановимся подробнее на использовании картинно-графического плана в работе по формированию описательной речи.

Описание представляет собой функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки и характерные свойства предмета. В отличие от повествования, в описательном рассказе отсутствует динамика, эмоционально-экспрессивная оценка. Для него характерна «перечислительная структура однородных компонентов и перечислительная интонация, прямая модальность, соотнесенность видовременных значений». [Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. — М.: Флинта, Наука. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской. 1998.]

Различают два вида описательных рассказов: объяснение и сравнение.

В.К.Воробьева и Т.А.Ткаченко отмечают, что описания более трудны для детей с ОНР, нежели повествовательные рассказы. «Сложность обучения описанию, – пишет В.К.Воробьева, – обусловле­на тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта, а необхо­дима активная интеллектуальная работа ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления.

  • самостоятельно определить главные признаки и свойства изучаемого предмета
  • установить последовательность их изложения
  • удержать у памяти данную последовательность

Кроме того, описательный рассказ имеет параллельную организацию: мысль каждого нового предложения подчиняется только общей теме, а не следует из мысли предыдущего предложения, как при повествовании. Отсюда отсутствие строгой программы: порядок описания и вычленения признаков можно изменить, и структура рассказа не изменится, смысловых «дыр» не возникнет.

Использование в коррекции наглядных опорных схем значительно облегчают детям с ОНР овладение описательной речью. Наглядность позволяет построить план ответа, рассказ становится четким, полным, последовательным.

В.К.Воробьева предлагает использовать для составления описательных рассказов сенсорно-графическую схему, которая включает три части:

1. В первой представлен перечень символов, которые обозначают способ выделения того или иного свойства предмета

2. Объединяет корпус выделенных признаков.

3. Представляет изображение самого предмета.

Соответственно целям и задачам обучения объем первой и второй части может сужаться или расширяться.

Как создается текст?

Знания о предмете мы получаем через сенсорные каналы – зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Первую часть модели рассказа включает соответствующую символику: символы ГЛАЗ, УХО, РУКА, РОТ.

Символ «ГЛАЗ» – определяем цвет, форму, величину предмета. Если предмет живой – добавляются местонахождение (жилище) предмета, способ передвижения.

Через символ «УХО» вычленяются способы обнаружения предмета (какие звуки издает?)

Через символ «РУКА» устанавливаем фактурные признаки (твердый, шершавый, колючий и т.п.)

Через символ «РОТ» – вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький)

Логические признаки обозначает вопрос (?), символизирующий предложение: «К какой группе относится этот предмет?»

Признаки польза – вред обозначаются соответственно знаками (+) или (-).

В качестве примера приведу алгоритм составления рассказа о пирамидке.

Глаз: Пирамидка большая, треугольная. Пирамидка состоит из семи колец, палочки для колец и макушки. Кольца у пирамидки красные, желтые, синие, зеленые, макушка пирамидки зеленая.

Рука: Пирамидка твердая и гладкая. Пирамидка сделана из дерева.

Логические признаки: Пирамидка – это детская игрушка. Её можно собирать и разбирать.

На основе сенсорно-графической схемы В.К,Воробьевой Т.А.Ткаченко разработала схемы для составления рассказов по основным тематических блокам, изучаемым в детском саду, таким как «Фрукты-овощи», «Посуда», «Игрушки», «Одежда» и т.д. В ее схемах представлены символы-заместители различных свойств изучаемого объекта:

  • принадлежность к родовому понятию
  • среда обитания или роста (для растений и животных)
  • размер
  • цвет
  • форма
  • строение тела или составные части
  • качество поверхности
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов)
  • способ применения или польза, которую он приносит

Эти схемы мы активно используем при составлении не только описательных, но и сравнительных рассказов, для придумывания загадок-описаний, для обучения детей самостоятельной постановке вопросов.

Составление рассказа по картинно-графическому плану предполагает подготовительную работу. Прежде чем начать работу со схемой, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. На воспитательских занятиях по развитию речи они учатся группировать предметы по форме, цвету, размеру и т.д. Например, при подготовке к составлению описательного рассказа о фруктах, с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету», «Поварята» и т.д.

В подготовительную работу входит и развитие умения дешифровки модели (схемы описательного рассказа). Ребенок сможет составить рассказ только в том случае, если понимает, что означает тот или иной символ, поэтому рассказыванию всегда предшествует подробный разбор схемы. Если используем схему В.К.Воробьевой, то предлагаем детям выбрать фишки/символы, обозначающие цвет, величину, фактуру и т.д. предмета описания. Так, при описании чайника в наборе цветовых квадратов дети находят тот, что соответствует цвету изучаемого объекта; для описания фактуры среди разного материала выбирается стальная пластинка, для описания формы – нужная геометрическая фигура и т.д. Так мы заполняем графу признаков.

В обучении детей с ОНР описательной речи важна поэтапность. По мере приобретения навыка мера помощи, представляемая педагогом, убывает, и, соответственно, увеличивается доля самостоятельного участия ребенка.

В начале работы мы используем готовую схему (от детей требуется наполнить ее языковым содержанием), и составляем рассказ «по цепочке» – т.е., в описании принимает участие вся группа, и каждый ребенок озвучивает только свою часть рассказа. В конце сильный ученик повторяет рассказ целиком. Преимущество коллективного рассказывания состоит в том, что в работе активно участвуют все дети, и в процессе совместной деятельности получают представление о том, что значит – придумывать рассказ. Недостаток – в том, что речевая активность детей ограничена, они подбирают слова, придумывают фразы, но мало упражняются в составлении текста.

С детьми, которые испытывают сложности в запоминании плана высказывания, проводим игру «Расскажем вместе». Она проводится по принципу параллельного описания предметов из одной группы: логопед и ребенок составляют рассказ по частям, называя одни и те же признаки.

Например, описание яблока можно провести следующим образом:

Логопед: Это яблоко.

Ребенок: У меня тоже яблоко.

Логопед: Мое яблоко красно-желтое.

Ребенок: Мое яблоко зеленое.

Логопед: Мое яблоко большое.

Ребенок: Моё яблоко тоже большое и т.д.

Затем коллективное составление рассказа превращается в самостоятельное. И. используя готовую схему, дети

  • рассказывают о разных предметах из одной тематической группы (Например, игра «Какой фрукт ты любишь?»)
  • составляют рассказ в обратном порядке (игра «Шагаем назад»). После составления «прямого» рассказа ребенку дается инструкция: «Расскажи о яблоке, но пройди схему с конца». Эта игра помогает детям понять особенности структуры описательного рассказа, наглядно показывая, что от изменения порядка описания, план рассказа не ломается
  • составляют загадки-описания (игры «Реклама», «Любимая ягода», «Покупаем посуду», «Телевизор» и т.п.). Например, в игре «Реклама» одному из участников завязывают глаза, он должен догадаться, о чем идет речь. Другой участник должен описать предмет не называя его.
  • отгадывают загадки при помощи самостоятельно составленных вопросов (игра «Что я загадал?»)

Следующий этап обучения – самостоятельное составление схемы рассказа детьми.

Как показывает практика, по мере того, как навык описания совершенствуется, дети начинают терять интерес к составлению рассказов. С другой стороны, отказ от схемы немедленно приводит к затруднениям: целиком удержать в памяти план из шести-семи пунктов наши воспитанники не могут. Таким образом, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные детьми – проводим на занятии игры «Собери круг» и «Солнышко».

В игре «Собери круг» детям предлагается выбрать сектора, на которых изображены элементы рассказа, сложить их в круг и составить рассказ. Число секторов варьируется в зависимости от желания педагога и уровня подготовки детей. Аналогично проводится игра «Солнышко»: дети подбирают к солнечному кругу – центру рассказа – «лучи» с символами и пиктограммами, которые помогут рассказать о том или ином предмете. При этом детям предоставляется самостоятельность в выборе элементов рассказа и последовательности, в которой будет проходить описание.

Эффективными приемами для усвоения навыков самостоятельного описания являются описание предмета по выполненному рисунку и рассказ от первого лица.

Описание предмета по выполненному рисунку обычно проводят воспитатели на занятиях по развитию речи или в речевой час для закрепления материала логопедических занятий. Выполнив рисунок какого-либо предмета, дети по очереди рассказывают о нем, опираясь на уже знакомую схему. Рисунки выполняются цветными

выполняются цветными карандашами или фломастерами – для закрепления цветовых зрительных представлений.

Рассказ от первого лица (игра «Я – герой») позволяет ввести в описательный рассказ элементы повествования, вносит динамику. Дети превращаются в обитателей леса, птиц, разные деревья, виды транспорта и рассказывают слушателям о себе.

Например, рассказ «Животные жарких стран».

Здравствуйте, ребята! Я – маленький жираф. Я живу в далекой Африке. Я такой высокий, что могу заглянуть в окно третьего этажа. Моя шкура оранжевая с коричневыми пятнами. Я длинношеий, длинноногий и короткохвостый. Я люблю есть листья, почки и ветки деревьев. Я не домашнее животное и не приношу людям пользу, но я очень красивый и добрый.

Такие рассказы мы составляем на итоговых занятиях по теме, когда дети уже хорошо знакомы со схемой и без труда воспроизводят ее по памяти; т.е. описываем предметы без наглядной опоры.

Сравнительно-описательные рассказы неизменно вызывают у детей с ОНР затруднения. Даже научившись определять существенные свойства и качества предмета, дети не всегда могут выделить основания для сравнения, называя различия, забывают о сходствах и наоборот. Прежде чем приступать к сравнительному описанию двух предметов, проводим с детьми следующие игровые упражнения:

  • «Подскажи слово»: ребенок дополняет предложение педагога, называя нужный признак («Яблоко круглое, а слива…»)
  • «Найди отличия»: в игре мы последовательно выделяем ряд признаков, отличающих между собой предметы одной тематической группы: лиса и волк, чашка и кружка и т.п.
  • «Скажи наоборот»: дети упражняются в выделении и обозначении контрастных признаков двух предметов, связанных с пространственными характеристиками (дорога широкая, а тропинка узкая, мальчик низкий, а папа высокий)
  • «Два предмета»: детям предлагается ответить на вопрос о двух предметах одним предложением. Например, «Каковы по величине яблоко и арбуз? – Арбуз большой, а яблоко маленькое»

Наглядное моделирование мы применяем в работе по развитию описательной речи у детей с ОНР в течение многих лет, и этот метод неизменно подтверждает свою эффективность. У детей повышается познавательный интерес, происходят заметные сдвиги в развитии связной речи, мышления, улучшается зрительное восприятие, память.

Представленные приемы работы могут быть также использованы в работе с детьми, не имеющими недостатков речи. Они помогут создать необходимую мотивацию при обучении монологу, поддержать положительный эмоциональный настрой, интерес к совместной деятельности и в целом – оптимизировать процесс развития связной речи дошкольников.

Развитие речи составление описательных рассказов, средняя группа, старшая группа, подготовительная. Составление описательного рассказа по схеме

Описательные рассказы занимают особое место среди разных видов связной речи. Основная задача педагогов в образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста — сформировать у детей связную речь, то есть, умение логично, четко и последовательно рассказывать о явлениях и событиях, объединять с легкостью предложения в одно структурное и смысловое целое.

Конспект составление описательного рассказа

Цель
Научить детей составлять небольшие описательные рассказы, состоящие из трех-четырех предложений. При этом, дети должны опираться на вопросы педагога.

Задачи

  • Обучающего типа: научить отвечать детей на вопросы воспитателя.
  • Развивающего типа: развивать мышление и память.
  • Воспитательного типа: вызвать желание у детей рассказывать о животных.

Предварительная работа
Беседа о повадках домашних животных, их питании, внешнем виде. Рассматривание дома представителя животного мира. Чтение сказок «Усатый — полосатый» , «О глупом мышонке», потешек и стихов. Изучение иллюстраций к сказкам.

Материал для демонстрации

  • котенок-игрушка;
  • мнемотаблица — план-схема рассказа;
  • медали с изображением кошки для каждого ребенка.

Ход занятий в первой части

Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам сегодня в гости кто-то пришел. А кто, вы должны отгадать. Я загадаю вам загадку, отгадав ее вы узнаете кто это.

Дети отвечают — котенок.
Воспитатель — правильно! Он пришел к нам в гости и я сейчас его вам покажу. Ой, а он куда-то подевался. Ребята, только что он был здесь. Вы его не видели? Нужно его поискать.

В дверь раздается стук.

Да это же котенок, который от нас убежал. Как хорошо, что он нашелся. Спасибо! Озорник, идем скорей.

Ход занятий во второй части

Воспитатель — кто хочет познакомиться с котенком?
Дети — мы.
Воспитатель — давайте придумаем ему имя.
Дети предлагают имена.
Воспитатель — давайте назовем его Кузей.
Дети повторяют — Кузя.
Воспитатель — осмотрите на его шерстку, какая она?
Дети описывают.
Воспитатель — мягкая, пушистая, красивая.
Дети повторяют.
Воспитатель — какого цвета шерстка?
Дети называют.
Воспитатель — серого.
Дети повторяют.
Воспитатель — какие у кота части тела?
Дети перечисляют.
Воспитатель — хвост, лапы, туловище, голова.
Дети повторяют.
Воспитатель — что любит кот есть?
Дети отвечают.
Воспитатель — кот любит есть рыбу.
Дети повторяют.
Воспитатель — кот любит мышей ловить и играть.

Физкультминутка

Воспитатель — Кузя на ухо что-то говорит. Ребята, коту Кузе нравится, когда про него рассказывают дети. Если ваш рассказ ему понравится, он пойдет с вами гулять и поиграет с вами в Кошки — мышки. Давайте про него расскажем.

Воспитатель — Гость наш дорогой, я хочу поиграть с тобой и сейчас про тебя расскажу, а ребята послушают. Итак, ребята, слушайте и запоминайте, вы тоже про Кузю будете рассказывать. Нам помогут в этом картинки.

Это кот Кузя. У него пушистая, мягкая, красивая шерстка. Она серого цвета. у Кузи есть лапы, хвост, голова и туловище. Кузя любит играть с ребятами и ловить мышей. Вот какой замечательный кот Кузя.

Ну что, Кузя, понравился тебе рассказ? А теперь будут рассказывать про тебя ребята.

При помощи мнемотаблицы дети повторяют рассказ. Если кто-то не может воспроизвести рассказ, воспитатель должен задать наводящие вопросы.

Воспитатель — Ребята, коту Кузе очень понравился ваш рассказ и теперь он хочет поиграть с вами в игру Кот и мыши.

Ход занятий в заключительной части.

Рассказывает воспитатель. Завелись в одной избе мыши. Хозяйка что только не пыталась сделать, чтобы уберечь от мышей припасы — ставила мышеловку, по ночам не спала сторожила, но ничего не помогало. И вот, наконец, хозяйка завела кошку. Быстрая и ловкая кошка переловила воришек и сохранила хозяйские припасы. А теперь давайте поиграем.

Игра Мыши и кот

Воспитатель выбирает, кто будет котом или кошкой, это будет водящий, который притворяется спящим. Остальные дети изображают мышей, которые сидят на стульчиках (в норках). Мышки по сигналу из норки выбегают, подходят к кошке и говорят:

Кошка просыпается после этих слов, начинает громко мяукать и ловить мышей. Мыши убегают в норки.

Воспитатель — Дети, Кузе очень понравились ваши рассказы, посмотрите, как он улыбается. Кот Кузя награждает каждого ребенка медалью и прощается.

Воспитатель в конце занятия подводит итог:

  • Кто был у нас в гостях сегодня?
  • Что делал?
  • Про кого сочинили рассказ?
  • Что в составлении рассказы было трудно?
  • С кем вы играли?

Схема описательного рассказа

Схемы являются фактором, которые облегчают составление описательных рассказов.

Составление рассказа на тему «Птицы»

Составление рассказа на тему «Насекомые»

Составление рассказа на тему «Фрукты»

Составление рассказа на тему «Животные»

Составление рассказа на тему «Домашние птицы»

Составление рассказа на тему «Дикие животные»

Составление рассказа на тему «Деревья»

Составление рассказа на тему «Цветы»

Составление рассказа на тему «Здания»

Составление рассказа на тему «Мебель»

Составление рассказа на тему «Бытовые приборы»

Составление рассказа на тему «Посуда»

Как использовать схему описательного рассказа

Используя схему для описательного рассказа, вы помогаете ребенку описать предмет. Например, воспитатель показывает детям яблоко и просит рассказать о нем. Если не происходит никаких действий, ребенок не будет знать о чем точно ему рассказывать.

  • какие признаки яблока выделить?
  • в какой последовательности эти признаки перечислять?
  • как зафиксировать в памяти последовательность изложений?
  • чтобы рассказ получился четким, какие предложения необходимо использовать?

С такой задачей не легко справиться не только дошкольникам, но и ученикам начальной школы. Чтобы облегчить задачу, используются планы-схемы..

Символические изображения помогают детям анализировать, воспринимать действительность обобщенно, сравнивать. Так же, они способствуют переходу мышления ребенка на уровень более высокий, повысить умственный возраст,

Составление описательного рассказа средняя группа

Описательный рассказ в старшей группе


Описательный рассказ в подготовительной группе

Главной задачей описательного рассказа в подготовительной группе является закрепление навыков словоизменений в согласовании прилагательных и существительных, существительных и числительных. Составление описательного рассказа помогает развитию логического мышления (анализ, синтез), внимания, памяти, творческому воображению, обогащает словарь детей в эмоционально-оценочном плане. Так же, описательный рассказ воспитывает умение слушать внимательно взрослых и сверстников.

  • изображения персонажей из сказок — Буратино, Мальвина, Пьеро, Карабас — Барабас;
  • схема — описание портрета;
  • пиктограммы с изображением эмоциональных состояний;
  • ножницы, цветной карандаш;
  • носы, вылепленные из теста, разные по форме;
  • из бумаги вырезанные уши — три пары (маленькие, средние, большие);
  • кисточка.

Подводя итоги, спросите у детей, что им понравилось на занятии, что полезного они узнали, что помогает в описании портретов. Дома дети должны описать выбранный сказочный персонаж самостоятельно, опираясь на схему. На следующем занятии детей нужно обучать составлению сравнительного рассказа — описания.

Описательный рассказ осень

Наступила осень. Солнышко редко появляется на небе и все слабее греет землю. Деревья стали сбрасывать листву. Листья поменяли свою окраску, они становятся красными, желтыми, оранжевыми. Сильный ветер срывает листья и они разлетаются. Каждый день становится все холоднее. Дождь идет все чаще, погода пасмурная. В теплые края улетают перелетные птицы. Они собираются в стаи. Зимующие птицы остаются, потому что они не боятся зимы. Звери меняют образ жизни, шубку меняют на более теплую. Некоторые лесные звери впадают в спячку и спят до весны. Люди собирают урожай фруктов и овощей, делают на зиму заготовки. Осень мне нравится.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю “В гостях у сказки.”

Формировать интерес к книгам, умение слушать новые сказки, вступать в беседу по прочитанному, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Содержимое разработки

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю ( с 26.03. – 30.03.18г. )

Тема недели: « В гостях у сказки ».

Цель: Формировать интерес к книгам, умение слушать новые сказки, вступать в беседу по прочитанному, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения .

День недели

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная

деятельность в режимных

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами

Понедельник 26. 03.

Утренняя гимнастика. Комплекс №2. Беседа «Герой любимой сказки »

Сказка в гости к нам приходит, / В мир волшебный нас уводит. / Знаем мы, что в сказках зло / Победит всегда добро

Подготовка к завтраку. Завтрак.

Мир сказки как одно из средств воспитания культуры еды, правил этикета.

кота, как надо умываться!».

Дидактическая игра «Составь по росту»

Цель: Развитие внимат-ти

(расставить героев сказки по росту )

Ситуативный разговор интерес к стихам и сказкам, рассматриванию картинок;

в книжном уголке разместить портрет А.С. Пушкина, пополнить содержание уголка его произведениями.

– рассматривание иллюстраций книг А.С. Пушкина;

– игрушки – заместители для сюжетно-ролевой игры «Дом»;

– дидактические игры «Отгадай, чего не стало», «Что сначала, что потом», «Угадай сказку» и т.д.;

– наборы строительного материала для постройки домика для животных;

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей.

Изготовление совместно с родителями “Книжки-малышки группы”, изготовление папки передвижки на тему: “Воспитание художественной литературой”, оформление “центра книги” в группе..

Художественно-эстетическое развитие. Музыка (по плану муз.руководителя).

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Тема: . рисование карандашами «Поможем котику-коту развесить разноцветные платочки сушиться». Комарова, стр.93

Цели: Упражнять детей в рисовании знакомых предметов квадратной формы неотрывным движением. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображения в одном направлении – сверху вниз, не заходя за контур; располагать изображения по всему листу бумаги. Оборудование: альбомные листы, карандаши (на каждого ребенка).

Наблюдение за ручейками.

Обобщить и систематизировать представление о свойствах воды.

Художественное слово.

К маме- речке побегу,

И молчать я не могу.

Я её сынок родной,

А родился я весной.

Ручей, откуда и куда?

К реке бегу из-подо льда.

П/И«Самолеты» .

«Найди, где спрятано».
упражнять в беге, действиях по сигналу воспитателя;
– воспитывать ловкость.

– учить ориентироваться в пространстве;
– воспитывать внимание

Закрепить звук «Ч»

Не проплыть, не нырнуть –

Только ножки окунуть

Трудовая деятельность: подметание дорожек. Коллективный труд в природе: собрать веточки и бумажки. Цель: совершенствовать трудовые умения и навыки детей, учить видеть результат своего труда. Трудовое поручение « Уберем участок для игр».

Самостоятельная деятельность на прогулке с выносным материалом. Выносной материал: Лопатки, скребки, санки, вожжи, флажки, метелки.

Пришла весна. Пригрело весеннее солнышко. Стали таять снега, которые укрывали землю. Снег превратился в воду, и побежали по земле весёлые говорливые ручейки-озорники. Больше всех рады ручейкам ребятишки. Они мастерят кораблики: кто из сосновой коры, кто из лимонной корочки, а кто из бумаги. Плывут кораблики, сверкают на солнце паруса. Бегут мальчишки-капитаны за своими корабликами. А когда вырастут, будут управлять большими кораблями на реках, на морях-океанах. И будет уже, например, не Сёма, а Семён Анатольевич.

Практическое упражнение : «Как можно изобразить героев русской народной сказки: кота, лису и петуха?»

Обыгрывание ситуации : потешка «Кошка и мышка». (Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.)

Индивидуальная работа по рисованию с «Раскрашивание красками готовых силуэтов простой формы.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Игровое упражнение: «Построим дом для
сказочных героев».

Беседа : «Каким бывает сказочный дом для животных?», «Как его будете строить?», «Кто будет в нем жить?»

Дежурство в игровых уголках, совместно с воспитателем собираем игрушки. Поиграть «Подбери дорожки к домикам» Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: