Состав слова, корень слова, однокоренные слова – конспект занятия

Логопедическое занятие по теме “Корень слова”. Однокоренные (родственные слова)

Разделы: Логопедия

ЦЕЛЬ: научить обучающихся правильно определять корень в словах, подбирать родственные слова.

  • совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление),
  • обогащать словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи),
  • совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи),
  • развивать высшие психические процессы;
  • тренировать в подборе проверочных слов к словам с безударными гласными в корне;
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе,
  • воспитывать чувство эмпатии (сопереживания).
  • ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки; карточки для индивидуальной работы; тетради, ручки, карандаши.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Задача: эмоциональный настрой.

    – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их. Назови, пожалуйста, своё имя (логопед указывает на одного из обучающихся).

    А теперь давайте это имя назовём ласково. А если вы обиделись, как вы скажите? А если я спрошу: “Чья шапка?”.

    Подведение итога этапа

    Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач

    – Прослушайте стихотворение и назовите слова, которые сходны по основному смыслу и по “внешнему виду”: звукам и буквам.

    Если скажут слово родина ,
    Сразу в памяти встаёт
    Старый дом, родная улица,
    Толстый тополь у ворот.
    Вся родня моя любимая,
    Родственники здесь и там.
    Родина бывает разная,
    Но у всех она одна!

    (Учитель-логопед вывешивает на доску плакат с написанными словами-родственниками: Родина, родная, родня, родственники. Учениками выясняют, что все слова объединяет общий смысл и общая часть –род-).

    – Кто поможет мне назвать тему занятия?

    Подведение итога этапа.

    Основная часть

    1. Задача: нахождение общей части (корня) однокоренных слов.

    – Так, сегодня на занятии мы с вами будем определять корень в словах, и подбирать к ним однокоренные слова.

    – Ребята, у слов есть самое главное, самое важное – корень, который несёт самый главный смысл. Корень несёт смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются однокоренными, родственными. Обратите внимание, как обозначается корень.

    – На партах у вас лежат карточки. Как вы считаете, с каким корнем будет первая группа слов? Назовите слова-родственники. А теперь укажите корень второй группы слов.

    Подведение итога этапа.

    2. Задача: определение корня однокоренных слов.

    Игра “Какие корни “убежали” из слов?”

    (Детям раздаются карточки с пропущенными корнями, в каждом столбике пропущен один и тот же корень).

    – Определите, какой корень “убежал” из каждого столбика слов, и верните его на место, нарисовав на месте пропуска одну картинку-пиктограмму. Поставьте в таблицу под номером столбика слов с пропущенным корнем номер выбранной вами картинки. Дети работают парами. Показ указкой на сигнал “работа парой”. Даётся время на подготовку.

    (У каждой пары на столе карточки и картинки-пиктограммы из справочного отдела. Затем дети выходят к доске с картинкой-пиктограммой и на ватмане формата А-3 рисуют свою пиктограмму. Затем на наборном полотне выставляют номер выбранной ими картинки.)

    Подведение итога этапа.

    3. Задача: выделение в каждой группе (“семье”) родственных слов главного, несущего основной смысл, от которого образованы все слова данной группы.

    – А сейчас определите самое главное слово, от которого образованы все родственные слова. Назовите корень. (Уточняется значение некоторых слов).

    Подведение итога этапа.

    4. Задача: исключение “лишнего” слова (слов), не подходящего по смыслу к группе родственных слов.

    – Определите, какие из слов не являются однокоренными.

    – Запишите в тетрадях однокоренные слова, выделите корень.

    Методическая разработка: План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова»

    Аннотация: Конспект логопедического занятия в 3 классе на тему: «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова». Предложенные задания помогут детям закрепить знания о корне слова как о значимой его части, подбора однокоренных слов, развитие навыка словообразования, активизация и совершенствование словарного запаса.

    Методическая разработка:

    План-конспект логопедического занятия «Состав слова. Корень слова, однокоренные слова»

    – совершенствование навыка звукового анализа и синтеза;
    – активизация и совершенствование словарного запаса;
    – развитие умения находить выделять корень слова, уточнить понятие о корне слова как о значимой его части;
    – формирование навыка подбора однокоренных слов, развитие навыка словообразования.

    Оборудование: предметные картинки (дерево, ворона, снегирь, сова, скворец), карточки со словами, карточки с текстом, ручки, тетради.

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    Звенит, заливается школьный звонок,
    Вас ждёт интересный, полезный урок.
    Хорошим пусть будет у вас настроение,
    Легко нам сегодня дается учение.

    – Давайте повторим, что мы знаем о корне слова.

    Читайте также:
    Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия: Путешествие с Тигренком. Автоматизация звука (Р) словах

    Корень – это слова значимая часть.
    Родственные связи дарит корню власть.
    Выясни умело линию родства –
    Однокоренные подбери слова!

    – Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

    – Сегодня мы отправимся на прогулку в лес и чтобы не заблудиться, мы должны выполнить первое задание: сядет тот, кто подберёт однокоренное слово к слову “лес”.

    (Дети называют слова и садятся).

    2. Основная часть:

    Совершенствование звукового анализа и синтеза:

    (На доске “дерево”, на котором прикреплены буквы)

    – В нашем лесу есть одно необычное дерево называется оно “словообразовательное”.

    Посмотрите, что растёт на дереве?

    – Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, глухие согласные звуки, гласные.

    – Если вы уберёте буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, то сможете прочитать слово, которое я загадала.

    На верхушку дерева выставляется картинка “ворона” и слово.

    – Работаем в тетради:

    – Запишите получившееся слово в тетрадь, подчеркните орфограммы.

    Развитие навыка словообразования:

    – Качнул ветер дерево, встрепенулась птица, обронила пёрышки, слова и рассыпались.
    Нам нужно помочь птице собрать их.

    (На дерево вывешиваются пёрышки из бумаги, на которых написаны части слов).

    – Ребята, можем ли мы понять значение этих слов? Почему? Что нам необходимо сделать?

    – Работаем у доски: Возьмите карточки с корнем слова и поставьте их на место.

    (Дети вставляют корни, читают получившиеся слова, уточняют значения слов).

    Таким образом, на дереве появляются слова: воронушка, воронёнок, вороний, проворонила, воронята.

    – Что вы можете сказать об этих словах?

    (Корень “ворон” прикрепляется на корень дерева).

    – Запишите получившиеся слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.

    (Дети выполняют задание).

    Развитие навыка подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне слова:

    – Пробрались мы через дебри словообразовательного леса и оказались на его опушке.
    Догадайтесь, каких птиц мы здесь сможем встретить?

    Всю ночь летает – мышей добывает.
    А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

    (На дерево вывешивается картинка – слово “сова”)

    Красногрудый, чернокрылый,
    Любит зёрнышки клевать.
    С первым снегом на рябине
    Он появится опять. (Снегирь)

    (На дерево вывешивается картинка – слово “снегирь”)

    На шесте – дворец,
    Во дворце – певец,
    А зовут певца…(Скворец)

    (На дерево вывешивается картинка – слово “скворец”)

    – Посмотрите на слова – отгадки, что заметили? Какие буквы пропущены? – Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

    – Мы с вами знаем, что однокоренные слова можно назвать родственными, а родственники всегда приходят на помощь друг другу. Так какой же родственник придёт на помощь к слову “сова”, “снегирь”, “скворец”.

    (Дети подбирают проверочные слова, записывают их в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают безударную гласную, выделяют корень).

    Физминутка:

    – Поставьте руки перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем -лет- , вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

    Летчик, лесной, лесоруб, лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет.

    Развитие умения выделять на слух родственные слова.

    – Озорной скворец предлагает нам поиграть: он спрятал в своём гнезде однокоренные слова. Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить и назвать однокоренные слова:

    Мы построили скворечню
    Для весёлого скворца.
    Мы повесили скворечник
    Возле самого крыльца.
    Всё семейство вчетвером
    Проживает в доме том.
    Мать, отец и скворушки –
    Чёрненькие пёрышки.
    Кормит матушка скворчат:
    Целый день птенцы кричат:
    – Мы хотим добавку муху и козявку!

    (Дети называют слова, которые вывешиваются на дерево).

    – Почему вы решили, что это родственные слова?

    Работаем в тетради:

    – Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите корень.

    Развитие умения выделять родственные слова из однокоренных.

    – Работаем у доски две команды: К данному слову впишите номера родственных им слов.

    Методическая разработка. Конспект занятия ” Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова”.
    план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

    Скачать:

    Вложение Размер
    urok-zanyatie.odt 26.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: « Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова ».

    Анишина Наталья Николаевна

    ГБОУ школа № 439

    Тема : « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова ».

    1. Какие слова называются родственными?

    2. Что такое корень слова?

    3. Какие слова называются однокоренными?

    1. Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

    2. Корень – общая часть родственных слов.

    3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

    Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

    1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

    2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.

    3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

    4. Обогащать словарный запас учеников.

    5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.

    Оборудование : опорные слова, карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты), сигнальные карточки “светофоры”, карточки обратной связи « настроение », домики с однокоренными словами, деревья для групповой работы ,листочки с родственными словами, конверты с заданиями для групповой работы, карточки для тестовой работы, толковые словари, сигнальные карточки ( виды работ), мудрая сова, музыкальное сопровождение (релаксация).

    1. Организационный момент.

    Он пойдет ребятам впрок.

    Постарайтесь все понять,

    2. Минутка чистописания.

    Запись на доске.

    Ум да разум надоумят сразу.

    – Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

    – Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

    – Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .

    3. Создание проблемной ситуации.

    а) – Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

    Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

    – На какую тему все эти слова?

    – И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

    – А теперь внимание, задание:

    Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме – родственные слова)

    – Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными. (Обсуждение в парах)

    Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).

    б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). – А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ) .

    – Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

    в) Беседа о родственниках.

    – А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

    – Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

    – Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими

    между собой. Их называют родственниками.

    г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

    – Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

    – Сейчас вернемся к нашему « зимнему » заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

    Зимушка – так ласково называют зиму.

    Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

    Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

    – Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

    – Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

    д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

    – Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

    – Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

    – Назовите эту общую часть. (зим- ).

    – Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

    – А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

    – Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)

    Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

    – Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. ( Зима, зимушка, зимовать, зимний ).

    – С родственными словами мы разобрались.

    – Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

    – Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое « корень слова ». ( Общая часть родственных слов).

    е) – Ребята, а где вы слышали такое слово « корень »

    – Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

    1. подземная часть растения;
    2. часть волоса, зуба, ногтя;
    3. начало, источник чего-либо;
    4. часть слова.

    – Наше слово « корень » имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

    – Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).

    – Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое « корень слова » ?

    ( Общая часть родственных слов )

    1. Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

    4 . Понятие об однокоренных словах .

    – Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

    – Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем ? (однокоренные слова)

    – Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

    – А теперь посмотрим правило в учебнике на с.80, как там сформулированы эти понятия.

    – Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

    ( Физкультминутку проводят учащиеся)

    – Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.

    6. Упражнения в распознавании однокоренных слов .

    а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

    Игра называется « Засели домики ».

    – Одновременно в 3 домика приехали « родственники » ( у нас – это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.

    Лиса, лист, лисонька, лисий.

    Морской, моряк, море, мороз.

    Вода, водичка, водный, водитель.

    – Обсудите в парах это заселение, может кто-то из « родственников » перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

    – Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

    – Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

    ( проверяем работу 2 и 3 рядов )

    – Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

    б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

    – Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение № 2 из учебника на странице 80.( 1 учащийся работает за доской )

    – А трое ребят будут работать по карточкам из разноцветных конвертов.( конверты на выбор )

    Проверяем выполненное задание .

    Работу по карточкам проверю и оценю после урока.

    в) Групповая работа.

    – А теперь давайте еще поиграем в игру « Найди свое дерево ». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.

    Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

    Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

    3 группа – ворон –

    Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

    Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

    – Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки ( конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой- « родственные слова », надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.

    Он всю зиму в шубе спал,

    Лапу бурую сосал,

    А проснувшись, стал реветь,

    Этот зверь лесной-…..(медведь).

    Медведь, медленно, медвежата, медвежий . онок.

    На овчарку он похож,

    Что ни зуб- то острый нож.

    Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть.( волк)

    Волк, волчий, волокно, волчица, . онок.

    Что за зверь со мной играет?
    Не мычит, не ржет, не лает,
    нападает на клубки,
    прячет в лапки коготки! (кошка)

    Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.

    Вот иголки и булавки

    Вылезают из-под лавки.

    На меня они глядят,

    Молока они хотят.

    Еж, ежиха, ежевика, ежовый, . ик.

    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

    Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

    Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:

    Замедляется движенье, исчезает напряженье-

    И становится понятно- расслабление приятно.

    8. Проверочное задание-тест.

    – У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

    Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

    Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

    Так же как и у кустов,

    Корень есть у разных слов.

    Будь внимателен к словам

    И проверь-ка ты все сам:

    Все ли слова родные – однокоренные?

    Белка, беленький, белить,

    Водяной, вода, водить,

    Лист, лиса, лисенок,

    Горный, горка, городок,

    Пес, песочный, песок,

    Моряки, морской, моржи,

    Корень, корневой, коржи.

    Все проверили слова? Отвечайте тогда!

    – Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.

    – Слов на свете нам не счесть,

    В каждом слове корень есть.

    Чтобы грамотно писать,

    Надо корень выделять.

    9. Домашнее задание.

    – Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№ 3) -определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.

    – Ребята, наш урок подходит к концу.

    Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

    – Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.

    – Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

    1. А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
    2. Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

    – Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой.

    – Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

    Халилова Февзие
    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Корень слова. Однокоренные слова»

    Урок № 34 Класс___ Русский язык Дата___

    Тема: КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

    Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах. Развивать умения различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные

    и согласные в корне однокоренных слов воспитания у детей интереса к русскому языку, терпения, трудолюбия. воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;

    Личностные: Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения

    совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

    Метопредметные:Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

    Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

    Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

    Предметные Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;

    умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

    Основные понятия: Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

    Тип урока: комбинированный

    УМК: Доска, интерактивная доска, проектор, карточки для индивидуальной работы

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Минутка чистописания

    -Скажите, ребята, какая орфограмма в слове труд? _ что значит труд – работа

    -А какие пословицы о труде вы знаете? (называют)

    -2. Словарная работа. Работа в парах.

    А сейчас мы выполним задание, оно не простое- волшебное. И поможет это задание определить тему урока

    – Возьмите карточку №1.

    Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их

    …расная площадь, м. роз, Россия, метро, Инна, компьютер.

    Проверим по слайду. СЛАЙД 1

    Красная площадь, мороз, Россия, метро, Инна, компьютер.

    – А какие это слова? (словарные)

    – Какое слово получилось?

    – А что же такое корень?

    -Где это слово нам встречается?

    На уроках окружающего мира,

    Корень важная часть растения

    Корень зуба, внутренняя часть зуба

    корень слова. Часть слова

    А ну ка давайте посмотрим значение этого слова в словаре (стр. 153)

    Какое это слово? – многозначное, много значений

    Значит корень есть и у слова

    И вот, сегодня, мы узнаем что такое корень слова, будем учиться находить корень в словах и подбирать однокоренные слова.

    А сейчас послушаем сказку слайд 6

    Жил-был много лет назад корень ЛЁТ.Нашли его люди и думают: «что с ним делать?» А корень и говорит

    – Посадите меня. И я разрастусь в большое, красивое дерево.

    Посадили люди корень лет. и стал он расти пришли люди и увидели какое дерево выросло. Это дерево не простое. оно из слов И все эти слова получились из одного корня Давайте прочитаем эти слова

    Люди из сказки тоже прочитали эти слова

    Как вы думаете, что они заметили, может и вы что то заметили в этих словах?

    (слова похожи, у них есть общая часть, и они близкие по значению. И люди тоже заметили, что все эти слова похожи и тогда они решили, что общую часть называть корнем слова, а слова с одинаковым корнем называть однокоренными или родственными

    – Сформулируйте тему урока. СЛАЙД

    Открываю запись на доске.

    Сказка помогла нам определить тему урока?

    – Чему вы должны научится на уроке? СЛАЙД 4

    (подбирать родственные слова и находить в них корень)

    3. Работа с учебником. Понятие корень слова.

    -Работаем по учебнику с. 74, упр. 130.

    – Что нужно сделать в этом упражнении?

    Назовите однокоренные слова. Почему вы так считаете? Объясните лексическое значение каждого слова. Какая орфограмма встретилась в этих словах?

    – Как пишется корень в однокоренных словах?

    Вывод Корень-это главная значимая часть. В корне заключено общее значение.

    А мы продолжим нашу работу с небольшого исследование.

    Перед вами слова, прочитайте

    Есть у этих слов общая часть?

    А все ли эти слова родственные?

    вода, водитель, водичка

    Может какое то слово заблудилось? Почему?

    Корень у них одинаковый, почему оно заблудилось?

    (потому что значение у него разное)

    (Какие слова называются однокоренными?

    (одинаковый корень, общее значение

    Спишите только родственные слова и запишите еще два слова и выделите корень

    – Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?

    Задание помогло нам увидеть, что в корне заключен смысл слова, а от него растут другие слова

    – Очень хорошо. Молодцы!

    Давай те познакомимся с правилом, в учебнике на стр. 75 слайд 12

    Учебно-познавательная игра «Найди родственника».

    – Сейчас проведём игру «Найди родственника»

    А какое сейчас время года?

    Что характерно для этого времени года? (идут дожди, листья опадают, дует ветер)

    Вот и к нам в класс залетел ветерок, и перепутал все листья. Давайте мы их соберем в группы и запишем их, выделим в них корень

    Гора, сокол, сок, горевать, лист, соколиный, стол, горный, столовый, лес, лесной.

    А какие листья остались без родственников? Затерялись они под сильным ветром.

    Давай те мы найдем для них пару родственных слов.

    -Предлагаю поработать в группах.

    Цель: умение находить однокоренные слова, объединять их в группы.

    Игра «Узнай, кто это»

    — Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите в словах корень.

    Кто рыбачит на реке

    С тонкой удочкой в руке? (Рыбак, рыба, рыбалка, рыбачит.)

    Кто хлопочет с поварёшкой,

    Варит вкусный суп с картошкой? (Повар, сварил, варенье.)

    Кто на ранней зорьке встал,

    Плугом поле распахал? (Тракторист, трактор.)

    Кто пасёт овец и коз

    там, где луг травой зарос? (Пастух, пастбище.)

    -Ребята, наш урок подходит к концу.

    – Прочитайте пословицы:

    Учиться всегда пригодится.

    Учёба и труд всё перетрут.

    Корень учения горек, а плод сладок.

    Давайте вспомним что такое пословица Это меткие выражения.

    И пословицы не всегда понятны с первого раза

    Объясните смысл пословиц.

    (Выслушиваются мнения детей, идёт работа над смыслом пословиц)

    1 пословица: знания никогда не бывают лишними, человек всю жизнь узнаёт что-то новое и это его выручает

    2 пословица: если быть терпеливым и трудиться, то всего можно добиться.

    3 пословица: учиться тяжело, зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда пригодятся.

    Можно ли сказать, что слова из пословиц подходят к теме нашего урока? ДА.

    В пословицах есть однокоренные слова.

    – Учиться тяжело, зато много пользы от учения…

    – А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?

    – Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

    – Мы достигли цели урока?

    – Что такое корень слова?

    – Какие слова мы называем однокоренными?

    – Как найти в слове корень?

    – Почему корень учения горек, а плод сладок?

    – Выберите любое предложение и продолжите. СЛАЙД 17.

    Сегодня на уроке я узнал …

    Урок заставил меня задуматься о …

    А особенно мне удалось …

    Мне было интересно, потому что…

    Правила с. 74-75 выучить правило, № 132, 133.

    Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку ” Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова” Цель занятия: закрепить.

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

    Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

    Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

    Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

    Однокоренные слова. Корень слова. Русский язык. 3 класс. Конспект урока

    УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

    Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Цели урока:

    Образовательные:

    • введение понятия «корень слова»;
    • формировать умение находить в словах корень;
    • уточнение представлений обучающихся о признаках родственных слов.

    Развивающие:

    • развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
    • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
    • развивать устную и письменную речь;
    • развивать творческую активность.

    Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

    Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.

    Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

    Методы: частично-поисковый, проблемный.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Минутка чистописания

    III. Словарная работа

    (Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).

    IV. Сообщение темы урока

    У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?

    Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»). Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне)

    У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.

    V. Изучение нового материала

    1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

    Мотивация

    У.: Послушайте сказку.

    Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево!

    У.: Из чего же состоит это дерево?

    У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)

    У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).

    – Чем похожи все эти слова?

    О.: У них есть общая часть.

    У.: Как она называется?

    У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).

    Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)

    У.: Правильно. Давайте сами «вырастим» такие слова из корня. Например, из корня – ход. (На доске написано слово «ход»). Записываем слова на доске и в тетрадях. (Обучающиеся называют слова: выход, выходить, поход, походка, обход, обходить, выходка, переход; записывают в тетрадь, один ученик работает у доски).

    У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?

    О.: У них есть общая часть.

    У.: Назовите мне ее.

    О.: Это часть – корень – ход.

    У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).

    У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).

    У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).

    – Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.

    – Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

    – Ясен ли смысл слов? (Нет.)

    – Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)

    У.: Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. В корне передается значение слова. От него «растут» другие слова.

    – А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99 и прочитайте правило самостоятельно.

    – Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).

    О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

    У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.

    2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).

    Дидактическая игра «Найди свой дом».

    – А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

    – Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).

    Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?

    У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)

    – Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).

    – Верно, слово водитель «лишнее». Значит однокоренные слова – это, какие слова? (Ответы обучающихся).

    – Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки).

    У.: Какой вывод можно сделать?

    О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.

    У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.

    – А как написан корень в однокоренных словах?

    У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.

    – А чтобы лишнему слову не было «скучно», подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Обучающиеся называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, Обучающиеся пишут в тетрадях: водитель, приводить, провод, проводка, подводить, проводы).

    (После записи выделяется корень в словах.)

    У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).

    Конспект урока “Состав слова. Корень” 3 класс

    Тип: Урок изучения нового материала.

    Цель урока: Выделить общую часть однокоренных слов – корень, путём мини исследования.

    Образовательные цели: Познакомить с основной частью слова – корнем; закреплять навыки правописания словарных слов, обогащать словарный запас учащихся (подбор однокоренных слов), закреплять умение определять общую часть однокоренных слов – корень.

    Развивающие: Развивать обще-учебные умения и навыки: умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы в парах.

    Воспитывающие: Воспитывать любовь к РОДИНЕ, родному языку, учить видеть прекрасное вокруг себя.

    Оборудование: мультимедийная установка, презентация, карточки дифференцированных заданий.

    Ход урока

    Организационный момент

    На части не делится солнце лучистое

    И вечную землю нельзя поделить,

    Но искорку счастья луча золотистого

    Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

    (Журнал «Начальная школа»)

    – Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

    Проверка домашнего задания

    – Начнем урок с проверки домашнего задания.

    – Какое домашнее задание вы для себя выбрали? (Составили предложения про свой дружный класс, упр. 115)

    – Кто желает прочитать свои предложения?

    «Наш класс очень дружный. Мы часто проводим интересные праздники. Ходим на экскурсии. Помогаем друг другу в трудной ситуации».

    – Молодцы! Очень хорошие слова. Да, ребята, на этом уроке я не смогу обойтись без вашей помощи. Только вместе мы преодолеем все трудности.

    Актуализация и мотивация

    а) Пальчиковая гимнастика

    Запишите в тетради число, классная работа.

    б) Словарная работа и минутка чистописания (начинается презентация).

    – Начнём урок со словарной работы.

    – Для чего мы проводим такую работу? (Словарные слова нельзя проверить, поэтому их надо запоминать и правильно писать)

    Будьте внимательны, эти слова помогут нам раскрыть тему урока. Посмотрите на экран. Я буду вам показывать словарные слова, а вы в строчку запишите только пропущенные буквы.

    – Как будем писать буквы? (красиво, аккуратно, разборчиво) Так, чтобы вашему соседу было легко вас проверить.

    – Внимание на экран (слайды)

    – Поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка.

    – Кто получил «5» поднимите руки, «4» – ?, «3» – ?

    б) Введение в проблему.

    – Кто догадался, как называется тема нашего урока? (корень)

    – Правильно. Почему на уроке русского языка тема называется – корень.

    О каком из корней мы сегодня будем говорить? (предположения, проблема)

    Сообщение темы и целей

    Тема урока: Корень слова. Запишите её в тетрадь.

    – Как вы понимаете эти слова? (предположения детей)

    Изучение нового материала (мини исследование)

    Давайте рассмотрим рисунок. Что вы видите? (я вижу дерево)

    – Без какой части оно не могло бы расти? (без корня) Именно корень самая главная часть у дерева, затем появляются ветви и листва.

    – Давайте теперь рассмотрим слово сад (слайд)

    – Ответьте на вопрос:

    – Что сделал дед с репкой? (посадил)

    – Кто работает в саду? (садовник)

    – В саду необходим какой инвентарь? (садовый)

    – Как назвать маленький сад? (садик) (появляются слайды)

    – Что вы скажете о новых словах? (В них есть одинаковая часть: сад)

    – Она важна для них? (да, она передает их основное значение)

    – Как же можно назвать такую главную общую часть слов? (корень слова)

    – Действительно корень – это общая часть однокоренных слов, в которых передаётся их основное значение. Вы сами сделали этот вывод. МОЛОДЦЫ!

    Корень слова

    Первичное закрепление

    а) Проверим наши предположения. Прочитаем правило на странице 48.

    – Каким знаком будем выделять корень слова?

    В упражнении 118 найдите однокоренные слова к нашему словарному слову

    РОДИНА, выпишите их через запятую, выделите общую часть – корень..

    – У доски будет работать …

    – По желанию придумайте другие однокоренные слова к этому слову. (дифференцированное задание творческого характера)

    – Самопроверка. Какие слова вы сами смогли придумать? Допишите те, которых у вас нет. Докажите, что все эти слова однокоренные (общая часть, которая передаёт основной смысл слов)

    – Кто заметил лишнее слово? (самородок) Почему? Состоит из двух частей (сам родился). Да ребята, в русском языке есть сложные слова, в которых два корня.

    б) Составьте своё предложение с одним из этих слов. Запишем предложение Алексея Толстого.

    У доски будет работать ….

    в) Разбор предложения.

    – Почему для русского народа так важен родной язык? (общение, чтение книг не возможно без языка) Поэтому так важно его изучать нам на уроке!

    Разминка для глаз (слайд)

    – Перед тем как приступить к закреплению изученного материала, мы должны снять усталость с наших глаз. Смотрите внимательно на звёздочку.

    Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа

    – Ребята, я думаю, вы сами выберете для себя задание, которое вам больше подойдёт.

    1 задание – самое лёгкое. Его выполнит даже тот, кто ещё не уверен в своих знаниях. с.48 упр.120. Надо вставить в слова пропущенные буквы, записать их в строчку, выделить корень.

    2 задание – сложнее. Надо выписать из текста только однокоренные слова, выделить корень.

    3 задание – самое сложное. Надо найти однокоренные слова, среди предложенных слов и придумать свои.

    Для тех, кто справится со своим заданием раньше, я приготовила карточки с индивидуальными заданиями.

    – Кому нужна моя помощь? (…) Иди (…) к доске выполнять первое задание.

    – Кто выбрал для себя второе задание? К доске пойдёт …

    – Есть те, кто не побоялся трудностей и выбрал 3 задание? Вы работаете самостоятельно.

    – Самопроверка. Кто не допустил ошибок? Кто одну? Две? Молодцы!

    Контроль знаний

    – Вы очень хорошо работали на уроке. Думаю, все справятся с тестом, который я вам предлагаю.

    Выпишите в строчку только правильные ответы.

    1. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение?

    2. Какие из этих слов являются однокоренными?

    т) брат, братик, братишка.

    3. Выбери лишнее слово.

    4. Корень в однокоренных словах пишется:

    у) в зависимости от значения,

    5. На письме корень выделяем так:

    x) (см. презентацию)

    6. Какие из этих слов будут однокоренными к слову мир?

    7. Найдите лишнее слово:

    – Какое слово у вас получилось? (отлично)

    Значит, тему вы усвоили, и с тестом справились.

    Домашнее задание

    – Дома вы выполните разные задания.

    По желанию либо с.47 упр.117 – оно поможет вам закрепить ваши знания,

    либо с.50 упр.126 – это творческое задание, надо самим подобрать однокоренные слова и записать их.

    Итог урока

    • Понравился ли вам урок?
    • Что особенно запомнилось?
    • Чем хотите поделиться с мамой, друзьями?

    Урок окончен, до свидания!

    Самоанализ урока русского языка в 3 классе

    Данный урок проведен во 3 классе по традиционной программе обучения. В соответствии с тематическим планированием – это первый урок по теме «Состав слова».

    Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.

    В классе __ человек, на уроке присутствовало __. Класс по своему составу и возможностям – полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.

    Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.

    Итак, тема урока: «Состав слова. Корень»

    Тип: Урок изучения нового материала.

    Вид: урок мини- исследование.

    Исходя из этого, были поставлены цели урока:

    Цель урока: Выделить общую часть однокоренных слов – КОРЕНЬ, путём мини исследования.

    Образовательные цели: Познакомить с основной частью слова – корнем; закреплять навыки правописания словарных слов, обогащать словарный запас учащихся (подбор однокоренных слов), закреплять умение определять общую часть однокоренных слов – КОРЕНЬ.

    Развивающие: Развивать обще-учебные умения и навыки: умение работать с учебником, навыки контроля и самоконтроля, самооценки, навыки практической работы в парах.

    Воспитывающие: Воспитывать любовь к РОДИНЕ, родному языку, учить видеть прекрасное вокруг себя.

    Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным:

    1. Вначале урока была проведена актуализация имеющих знаний у учащихся, которые понадобятся им для изучения новой темы.

    2. Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения учебного материала.

    3. Организована работа по закреплению нового материала.

    Основные формы работы:

    коллективная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.

    При построении урока пользовалась принципами:

    – научности, проблемности, наглядности, активности, доступности,

    системности и последовательности.

    Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны:

    методы и средства

    – наглядные – карточки дифференцированных заданий для индивидуальной работы

    На уроке проводилась работа:

    – по расширению словарного запаса,

    – по овладению умениями и навыками устной и письменной речи,

    С учетом выше изложенного были избраны следующие технологии:

    – информационно – коммуникационная (компьютерная демонстрация с использованием интерактивного режима)

    – технология уровневой дифференциации достигнута за счет предложенных дополнительных заданий

    -здоровье сберегающая технология (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала: первые 4 мин. – 60%, 5-30мин. – 80%, остальное время – не более 40% информации). Для проведения физкультминутки подобраны упражнения для укрепления зрения, формирование осанки.

    Урок целей достиг, так как достиг целей каждый из его этапов. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию к учению.

    Русский язык. 3 класс

    Конспект урока

    Конспект урока.

    Русский язык. 3 класс

    Раздел. Состав слова. Корень слова.

    Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

    Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

    Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

    Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

    • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
    • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

    Планируемые результаты

    На этом уроке

    • что такое корень;
    • находить корень в слове;
    • приводить примеры однокоренных слов.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

    Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

    Сегодня на уроке

    • что такое корень;
    • находить корень в слове;
    • приводить примеры однокоренных слов.

    Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

    Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    Рассмотрим еще одно дерево из слов.

    Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

    И это еще не все!

    На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

    • обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
    • обезводить- «лишить» воды;
    • наводнить- – «наполнить» слишком большим количеством воды;
    • приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);

    А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

    • водопровод;
    • водопад;
    • водоросль;
    • водоснабжение;
    • водохранилище;
    • водоём;
    • водопой:
    • водолечебница;
    • водомер;
    • водоочистительный;
    • водораздел;
    • полноводный;
    • водоплавающий;
    • водоотталкивающий.

    Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

    У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»

    Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

    Слова, как деревья, ветвисты.

    Возьми хоть бы слово любовь.

    Войди в этот мир многолистный

    И в музыку вслушайся вновь,

    Любовь моя, Любонька, Люба.

    Любляна, Любань, Люблино.

    В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

    Приведем пример таких слов из словаря:

    билет-ѐр → билетѐр-ш-а

    без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

    о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

    Как найти корень в слове?

    Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

    Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

    1. Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
    2. Определите, какой корень будет в этих словах.

    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!
    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
    О, засмейтесь усмеяльно!
    О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
    О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
    Смейево, смейево,
    Усмей, осмей, смешики, смешики,
    Смеюнчики, смеюнчики.
    О, рассмейтесь, смехачи!
    О, засмейтесь, смехачи!

    Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

    Корнем этих слов будет являться –смех-.

    Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

    При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

    [г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

    [з//з’//ж] – воз, возить, вожу

    [г//ж] – дорога, дорожный

    [к//ч’] – яблоко, яблочко

    [х//ш] – орех, орешек

    [ц//ч’] – отец, отеческий

    [з//ж] – вязать, вяжу

    [с’//ш] – просить, прошу

    Разбор заданий

    Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

    Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

    Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

    Прочитайте. Распределите слова на три группы.

    Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

    1. Чистота, чистить, чистый, чистенький.
    2. Масло, масляный, маслить, маслице.
    3. Сказывать, сказка, сказочный.

    Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

    1. Горевать
    2. Горный
    3. Огородить
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: