Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе – конспект логопедического занятия

Конспект логопеда согласование прилагательных с существительными

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»

– усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
– усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
– усвоены понятия «единственное и множественное число».
– проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

– продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов – чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
– продолжать развивать умение подбирать местоимения – мой, моя, мое, мои к существительным;
– развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
– закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
– развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
– развивать словарный запас детей;
– формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

  1. Организационный момент.
  2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
  3. Работа с картинками.
  4. Определение темы занятия.
  5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
  6. Игра «Четвертый лишний».
  7. Физкультминутка.
  8. Игра «Угадай-ка».
  9. Работа с карточками.
  10. Игра «Светофор».
  11. Физкультминутка.
  12. Игра с мячом : «Какой, какая, какое, какие?»
  13. Антонимы.
  14. Упражнения на релаксацию.
  15. Итог занятия.

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
Как пыхтит тесто?
Пых- пых- пых…
Как паровоз выпускает пар?
Чух – чух – чух…
Как шипит гусь?
Шшшшшшшшшш……
Как мы смеемся?
Ха- ха- ха……
Как накачиваем насос?
Ссссссссссссссссс….
Как дуем на одуванчик?
Фффффффффф…..

Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

Речевая гимнастика:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

3. Работа с картинками:

Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
пианино, пальто.
Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

4. Определение темы занятия:

Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
группах.
Тема : Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:

У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода – красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

6. Игра «Четвертый лишний»:

Инструкция: назови 4-й лишний, объясни – почему?

1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
2. Корова, лиса, собака, тигр .
3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
7. Лимон, персик, апельсин, груша .
8. Репа , чеснок, салат, огурец.
9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
12. Конь , собака, корова, свинья.
13. Лиса , заяц, волк, медведь.

«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

8. Игра «Угадай-ка»:

Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
Ответьте, про кого мы можем так сказать:
– крошечная, заботливая, добрая – Дюймовочка.
– глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
– длинноносый, деревянный, озорной – Буратино.
– красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
– серый, голодный, злой- Серый Волк.
– рыжая, хитрая, коварная – Лиса.
– толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
– зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
– лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.
– дикий, отважный, ловкий – Маугли.

9. Работа с карточками по вариантам:

1 вариант: Тигренок

Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

Читайте также:
Материал для родителей по лексической теме Зима

2 вариант: Синица

Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

3 вариант: Цветы цветут

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..

10. Игра «Светофор»:

Инструкция: разделите предметы на группы – по цветам:
Вопросы: какой, какая, какое, какие?

Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок .
Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

«Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
И совсем не уставать.
( рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
(садятся за парты)

12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»

Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

Мяч – резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

Большой – маленький
Толстый – тонкий
Голодный – сытый
Тупой – острый
Твердый – мягкий
Широкий – узкий
Короткий – длинный
Веселый – грустный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Добрый – злой

14. Упражнения на релаксацию:

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

Комплекс упражнений:
«Роняем руки» – поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ – руки висят, как веревочки.
«Трясем кистями»– руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев»– руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Поднимаем и опускаем плечи»– как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение ( сбрасывают плечи вниз).

15. Подведение итогов:

Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

Конспект логопедического занятия: «Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе»

Конспект логопедического занятия предназначен для учащихся 4 класса с задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательной школе. Учащиеся данной группы обучаются по «адаптированной рабочей программе по коррекции нарушений письма и чтения, обусловленных недостаточной сформированностью средств языка и неполноценностью смысловой стороны речи, группа №5, 3 год обучения».

Конспект занятия рассчитан на 40 минут. Упражнения направлены на закрепление уже пройденного материала.

На занятии использованы такие упражнения, как подбор прилагательного к имени существительному, работа со словарём синонимов для пополнения словарного запаса учащихся, на развитие воображения и рассуждения, определение частей речи, составление рассказа.

Тема занятия: «Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе»

  • закрепления и обобщения знаний.
  • закрепить знания учащихся о прилагательных;
  • умение задавать вопросы от существительного к прилагательному;
  • расширение словарного запаса по теме «Зима».
  • развивать устную и письменную речь учащихся, через умение отвечать на вопросы, развивать навык безошибочного письма;
  • совершенствование и обогащение – синонимами, антонимами.
  • воспитывать аккуратность, культуру поведения на уроке, интерес к занятиям.
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение взаимодействовать со сверстниками; умение слушать.
  • познавательные: самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; навык самоконтроля.
  • регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся и того, что ещё неизвестно).
Читайте также:
Автоматизация звука (p) на материале лексической темы 'Транспорт' - конспект подгруппового логопедического занятия

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • коллективная.
  • проектор, презентация к уроку, словарь синонимов, карточки с заданиями, листы со свободными рисунками, для рисования двумя руками одновременно, искусственная ёлка, новогодние игрушки для рефлексии.

Ход занятия:

Методы и приёмы: Деятельность учителя: Деятельность учащихся:
I Орг.моментЦель: учащиеся смогут оценить свою готовность к занятию, проявить интерес. Метод стимулирования мотивации, интереса.- Сегодня на занятие нам предстоит много говорить, писать, делать обобщения. Мы должны подготовиться с вами к большому объёму работы. Подготовим наше лицо к работе.

Массаж лица:

Если солнце жарко греет,
Если легкий ветер веет,
Стало сухо и тепло –
Это лето к нам пришло.

Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улетать пора –
Это осень к нам пришла.

Если вьюга кружит, злится,
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома,
Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лед,
Звонкий ручеек течет,
Распускается листва –
Это к нам пришла весна.

Артикуляционная гимнастика:

Язычок погладим ласково губами, а теперь пошлёпаем мы его губами, нежно мы погладим язычок зубами, нежно покусает мы его зубами, снова мы погладим язычок зубами и в конце погладим мы его губами.

Развитие мелкой моторики.

Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Круговые движения в области лба, щек, подбородка.

Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.

Выполнение артикуляционной гимнастики под чтение стихотворения.

Рисование на листе бумаги сначала левой рукой, затем правой, двумя руками одновременно по готовому чертежу.

Первое слово, которое вы назвали – снег.

Давайте составим цепочку однокоренных слов (слова не записываются, учащиеся должны запомнить как можно больше слов: снег, снежинки, снегопад, снежки, снежный, снегири, снегурочка, снеговик).

Закончи предложение словом, образованным от слова снег.

Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю СНЕГ.
С неба всё скользят пушинки
Серебристые СНЕЖИНКИ.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в СНЕЖКИ
Словно в белый пуховик
Мы одели СНЕГОВИК.
Рядом – снежная фигурка
Это девочка СНЕГУРКА.
На снегу – то, посмотри
С красной грудкой СНЕГИРИ.

Подберите к этому слова, отвечающие на вопрос какой?

После перечисления прилагательных выставляется слайд (снег – белый, пушистый, рыхлый, липкий.

– Почему вы именно так согласовали: снег белый, а ни снег белое, белая?

Второе слово, которое вы назвали – это слово метель. Подберите к этому слову прилагательные.

После перечисления прилагательных выставляется слайд (метель – снежная, сильная, холодная, свирепая, непроглядная.)

Обогащение словаря: как вы понимаете слово непроглядная?

Каким другим словом можно заменить слово метель?

(выставляется слайд: метель-вьюга, метелица, завируха, пурга, буран, позёмок, веялица)

-Ещё одно слово к слову Зима – убранство. Знакомо ли вам это слово? Если слово вызывает затруднение, учащимся предлагается слово в контексте (Деревья в декабре надели новое убранство – яркий, искрящейся иней.)

После перечисления прилагательных выставляется слайд (убранство – зимнее, богатое, шикарное, роскошное, шикарное, нарядное, великолепное). Почему именно так согласовали существительное с прилагательным?

Задание: согласовать прилагательное с существительным, поставив его в том же роде. (Морозный – ветер, ночь, утро.)

(Ранний – утро, цветы, зима). (Русский – речь, слово, люди, народ).

Задание: найди ошибку.

– Внимательно прочитайте словосочетания и подумайте все ли существительные с прилагательными согласованы верно?

Работа по карточкам:

Спокойное море, глубокий озеро, спелая ягоды, красный знамя, спокойный голос.

Изменение словосочетаний по числам.

Задание: словосочетания даны в единственном числе вам необходимо их поставить во множественное число. Устно, по цепочке, логопед читает словосочетания: один – много

душистый ландыш –
полное ведро – и т.д.

Составление цепочки однокоренных слов.

Учащиеся добавляют необходимое слово в стихотворение.

Учащиеся подбирают к существительному прилагательные, чётко проговаривая окончания, объясняя, что слово снег м.р. задаётся вопрос кУчащиеся подбирают к существительному прилагательные, чётко проговаривая окончания, объясняя, что слово метель ж.р. задаётся вопрос какая?

Учащиеся работают со словарём синонимов.

Учащиеся подбирают к существительному прилагательные, чётко проговаривая окончания, объясняя, что слово убранство с.р. задаётся вопрос какое?

Учащиеся изменяют окончания прилагательных в зависимости от рода существительного.

Учащиеся находят ошибку в согласовании, записывают словосочетания верно.

Учащиеся изменяют словосочетания в числе.

Слова 2 столбика: шумный, зимнее, разноцветные, ледяная, весёлое, снежная, нарядная.

– Мы послушали ваши рассказы, они получились интересными. А теперь давайте попробуем составленные вами словосочетания добавить в готовый рассказ, помните, что необходимо будет менять окончания в словосочетаниях в зависимости от структуры предложения.

Рассказ «Зимние забавы».

В это _________ выпало много снега. У меня было __________. Старшие ребята во дворе сделали ______. Малыши слепили __________. На площадке взрослые установили ________. На ветки ёлки развесили ___________ . Приближался ________ новый год.

Групповое логопедическое занятие «Согласование имен существительных и прилагательных по родам и числам»

Разделы: Логопедия

Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

Коррекционно-образовательные:

  • учить правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам;
  • закреплять умение правильно определять имена существительные (слова-предметы) и имена прилагательные (слова–признаки);
  • закреплять умение определять первый звук в словах;
  • закреплять умение делить слова на слоги;
  • совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме;
  • совершенствовать технику чтения.
  • Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать звукослоговой анализ и синтез;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать навыки словообразования;
  • расширять словарный запас;
  • развивать внимание, память, способность к переключению.
  • Коррекционно-воспитательные:

  • создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу письма и чтения.
  • воспитывать организованность, самостоятельность и самоконтроль за речью;
  • воспитывать познавательный интерес.
  • Оборудование.

  • Демонстрационный материал: домики (приложение 1), предметные картинки кукол и машин (приложение 2), предметные картинки (ежик, гриб), стрелка, два желтых треугольника (приложение 3), таблица (приложение 5), мяч.
  • Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, распечатанные задания (приложение 4), предметные картинки (приложение 6).
  • 1. Организационный момент

    Упражнение “Подбери слово”.

    Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.

    Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.

    2. Повторение пройденного.

    Упражнение “Где слово живет?”

    Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).

    Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.

    3. Сообщение темы занятия

    Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.

    1. Круглый, круглый
    Сладкий, сладкий
    С полосатой кожей гладкой,
    А разрежешь – посмотри:
    Красный, красный он внутри. (Арбуз)

    2. Была зеленой маленькой,
    Потом я стала аленькой.
    На солнце потемнела я,
    И вот теперь я спелая. (Вишня)

    3. Непоседа пестрая –
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока)

    4. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум простым приметам:
    Он в шубе серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом. (Белка)

    Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.

    4. Основная часть.

    1. Магазин “Игрушка”

    Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)

    Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.

    Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.

    2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)

    Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.

    Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).

    Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).

    Учащиеся составляют предложения из 3 слов.

    Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).

    Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.

    Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).

    Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.

    5. Физкультминутка. Посчитаем.

    Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.

    6. Основная часть

    Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)

    Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.

    Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.

    Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.

    “Скажу я “высокий”, ответите – . (низкий),

    “Далекий” скажу, вы ответите . (близкий),

    Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,

    А “кислый” скажу, вы ответите . (сладкий).

    Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.

    3. Заполни таблицу.

    Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)

    Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.

    8. Итог занятия. Муха.

    Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    Конспект группового занятия по логопедии “Словоизменение имён прилагательных”

    Тема: Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.

    1. Закрепление знаний учащихся о словах – признаках.

    2. Развитие умений согласования прилагательных с существительными в роде, числе; развивать предметно-практическую деятельность путём пополнения активного словаря через составление «дидактического синквейна»

    3. Воспитание интереса к окружающему миру, формировать функции контроля и самоконтроля.

    Оборудование: предметные картинки, индивидуальные карточки с заданиями, презентация.

    Ход занятия

    I . Вводная часть.

    Логопед: Сядет тот ученик, кто назовёт гласные звуки в своём имени..

    2.Развитие зрительного и слухового внимания.

    Логопед: Прочитайте имя героя, который поможет нам на занятии получать новые знания, закреплять старые. Оно написано в зеркальном отображении, для этого надо разгадать загадки.

    Скачет зверушка. Выпучив глаза сидит,

    Не рот, а ловушка. По- французски говорит,

    Попадут в ловушку По- блошьи прыгает,

    И комар, и мушка. По- человечье плавает.

    Не зверь, не птица, Над водой-водицей

    Всего боится. Царевна круглолица.

    Половит мух- Поёт царевна,

    И в воду плюх! Да так напевно,

    Что все на суше затыкают уши.

    Ни свиты, ни слуг

    У царевны той нет.

    сама себе ловит

    ( кто затрудняется отгадать, на обороте обведите изображённый предмет по контуру )

    Во всех загадках говорится об одном и том же предмете – лягушке.

    Какой это предмет? ( живой, одушевлённый ). Об одном предмете можно сказать по-разному, подобрать и назвать его признаки.

    3. Формулировка темы занятия и запись на доске.

    Логопед: из тех загадок, которые вы прочитали, что можно сказать о лягушке? Какая она? (ловкая, пучеглазая, зелёная, тёмная, круглолицая, разговорчивая).

    – Догадайтесь, с какими словами мы сегодня на занятии будем работать?

    – Сегодня на занятии мы будем упражняться в подборе слов-признаков к словам-предметам. Будем учиться изменять слова-признаки по вопросам) .

    II . Основная часть

    Работа по обогащению словаря признаков.

    – Давайте вспомним сказки, в которых встречается наша героиня: “Царевна-лягушка”, “Лягушка-путешественница” ( демонстрация иллюстраций). По сказке “Царевна-лягушка” наша героиня какая? ( добрая, волшебная, умная), а из сказки “Лягушка-путешественница” какая? ( смешная, глупая, хвастливая).

    2.Закрепление умений словообразования прилагательных

    Логопед: Образуйте новые слова, обозначающие признаки предметов(слайд)

    Почему от одного и того же слова “сказка” получились разные слова-признаки? (задаём разные вопросы от слов-предметов: какая? какой? какое?)

    Работа в парах:

    (для слабых учеников вставить только окончание)

    Солнце + луч= солнечн… луч Добро + поступок=

    Солнце + утро= солнечн… утро Добро + сердце=

    Солнце + дни= солнечн… дни Добро + душа=

    Солнце + погода= солнечн… погода Добро + люди=

    Проверка (слайд)

    Гимнастика для глаз

    Для того, чтобы справиться с более сложным заданием: получить новое слово от сочетания земля, вода + животное , послушайте отрывок из сказки и назовите её героев.

    ” – Тише!- сказала ему мать. Не буди её!

    Сначала мы спрячем твою невесту в надёжном месте. Отсюда ей не убежать, а мы пока будем готовиться к свадьбе.

    – Коакс, коакс, брекке-кеес!- ответил её противный сынок.

    Мать стала украшать свой дом камышом и жёлтыми кувшинками, чтобы пышно отпраздновать свадьбу. Потом она вместе со своим безобразным сыном снова подплыла к листу, на котором сидела несчастная девочка. А вот и мой сынок, твой будущий муж! Правда красавец! И красавец, с головы до пят усыпанный бородавками, звонко проквакал: Брекке-кекс!”

    – Кто эти герои? (жабы)

    – Где живут лягушки и жабы? Эти животные обитают и на земле, и в воде.

    -Попробуйте сами образовать новое слово (называются они земноводные).

    Сообщение ученика “Кто такие земноводные”

    3. Закрепление знаний о словах- антонимах

    Логопед: Одинаковые чувства у вас вызывают наши герои: лягушка и жаба? А вы знаете, какая разница между лягушкой и жабой?

    Сообщение ученика “Какая разница между жабами и лягушками?”

    ФИЗМИНУТКА (выполнение движений под музыку)

    Подберите слова из сообщения, противоположные по значению, чтобы они помогли нам сравнить этих двух животных. Крупное – мелкое. Морщинистая – гладкая, тёмная- светлая, короткие- длинные, сильная- слабая. Определить, какой предмет характеризует каждая пара слов и задать вопрос, на который отвечает эта пара.

    4. Закрепление знаний о согласовании прилагательных с существительными на уровне текста

    – Ребята, когда лягушонок или жаба совсем ещё маленькие, как их называют? (головастиками). Если вы правильно вставите в тексте пропущенные буквы в конце слова, то мы сможем прочитать, кто такие головастики и как они живут.

    Новорожденн. головастики – это личинки лягушек и жаб, они похожи на рыб. У них кругл. голова и длинн. хвост. Кожа чёрн. и прозрачн. В воде головастики дышат жабрами.

    Подчеркнуть слова-признаки волнистой линией. В последнем предложении выделить предмет и его действие (для сильных учеников).

    5. Динамическая пауза. Выполнение оригами “Лягушонок”

    6. Развитие мышления

    Составление «дидактического синквейна»:

    Давайте обобщим все знания, которые получили на занятии.

    О каком животном сегодня шла речь? (лягушка)

    Расскажите, какая она? (маленькая, гладкая)

    Что умеет делать? (прыгать, петь, питаться)

    Составьте предложение (Лягушка живёт в воде и на земле)

    Что можно сказать про лягушку? (земноводное животное)

    – Послушайте внимательно сказку о трёх лягушатах и ответьте на вопрос: почему лягушата не смогли разрешить свой спор.

    Жили на белом свете три лягушонка: Весёлый, Грустный и Никакой. Весёлый считал, что жизнь радостная, хорошая штука. Грустный считал весь мир мрачным и ужасным, а Никакой говорил, что жизнь просто жизнь. Решили они узнать, кто из них прав, пошли по свету. На их пути простиралась большая река. Решили лягушата переправиться через реку. Первым вошёл в реку Весёлый лягушонок. Он с лёгкостью преодолел могучую реку. Вторым поплыл Грустный – еле-еле доплыл до берега. Последним поплыл Никакой и стал тонуть. Весёлый бросился на помощь и вытащил смельчака. Никакой даже не понял, как оказался на противоположном берегу. Побродили по свету лягушата и вернулись домой, так и не разрешив свой спор.

    До сих пор думают они над тем, какая жизнь? Какой этот мир – грустный, весёлый или никакой?

    – А как вы считаете? (это зависит от отношения человека к окружающему миру)

    – Какие слова-признаки характеризуют героев сказки.

    III . Итог занятия.

    – Какие слова мы сегодня с вами учились образовывать, подбирать к словам-предметам.?

    – Нарисуйте своим лягушатам мордашки, какими бы вы хотели видеть себя и с каким настроением учиться.

    Открытое занятие по логопедии в 3 классе на тему :

    «Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными».

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Есть мнение?
    Оставьте комментарий

    Смотрите похожие материалы

    Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

    Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

    Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

    2007-2022 “Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU”.
    12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
    Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
    Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
    Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
    Домен: https://pedsovet.su/
    Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

    Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

    • Опубликовать урок
    • Опубликовать статью
    • Дать объявление
    • Подписаться на новости
    • Частые вопросы
      сервис вебинаров –>

    О работе с сайтом

    Мы используем cookie.

    Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

    При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

    Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия с учащимися 4 класса по: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже»
    план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему

    Цель логопедического занятия – восполнение пробелов в формирование связной речи. Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенного анализа. Восполняются пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Продолжается работа над обогащением словарного запаса путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования. Совершенствуются умения и навыки в устной и письменной речи через высказывания как обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

    На занятии параллельно идет работа с оборудованием темной сенсорной комнаты. Цели этой работы – 1)профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

    2) создание положительного эмоционального состояния;

    3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

    4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

    5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии.

    Скачать:

    Вложение Размер
    Конспект открытого занятия 29.66 КБ
    Презентация к уроку 564.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия с учащимися 4 класса

    «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже»

    Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в роде, числе и падеже. Способствовать формированию представления о связи согласования прилагательных с существительными

    Задачи :

    Коррекционная: Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической игры «В поисках утерянных сокровищ». Закрепить знания о согласовании имени прилагательного с существительным, развивать внимание и память , развивать общую и мелкую моторику, формировать силу и продолжительностью выдоха , формировать кинестетические ощущения, развивать фонематический слух. Учить обобщать и делать выводы.

    Образовательная: формирование практических навыков правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже. Актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании.

    Воспитательная: формирование понятий о нравственных ценностях.

    Планируемые результаты образования :

    Предметные: имеют представление о понятии «словосочетание»; умеют различать части речи.

    Личностные: положительное отношение к учению; желание совершенствовать имеющиеся знания, умения, навыки;

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения;

    Познавательные: делать обобщения и выводы;

    Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы учителя; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    Оборудование ученика: рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

    Оборудование для учителя: мультимедийная презентация.

    Оборудование:

    Компьютер, интерактивная доска, программа компьютерный практикум по русскому языку для младших школьников, проектор, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы

    Ход занятия

    1.Речедвигательный организационный момент(слайд 1)

    1.Сядет тот кто выделит: первый звук в слове Игра, последний звук в словесокровищА, третий звук в слове сеКрет, третий звук в слове заГадка, четвертый звук в слове тайНа, поделит слово пу-те-шест-ви-е (5) на слоги . (СЛАЙД 1)

    Слова: и гра, сокровищ а , с е крет, за г адка, тай н а, пу/те/шест/ви/е.

    Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Кто догадался, в какой форме оно пройдет?( в форме игры ) Куда мы отправимся? ( в путешествие ). Что нам предстоит разгадать? ( загадки, секреты, тайны ). Что нам нужно найти? ( сокровища )

    2. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А путешественники всегда ведут дневники, для того, чтобы записывать свои впечатления и какую-то нужную информацию. Откройте свои дневники путешественника и запишите число.

    Чтобы внести в дневники тему нашего занятия, нужно разгадать шифр. Посмотрите, оно и ключ к нему есть на нашей интерактивной доске. Я думаю, всем вместе будет легче расшифровывать послание. (имя прилагательное) (СЛАЙД 2)

    Молодцы! С этим заданием вы справились очень хорошо! Ведь для того, чтобы найти спрятанное сокровище, нужно выполнить несколько разных заданий, связанных со знанием этой темы.

    3. Какое же нам предстоит путешествие? Охарактеризуйте это слово. ( Опасное, интересное, веселое, познавательное ). К какой части речи принадлежат эти слова? Давайте разберемся, какие орфограммы вы в них нашли.

    Опасное – опасение, интересное – интерес, веселое – весело, познавательное – знать (по – приставка) Объясните написание безударных окончаний прилагательных. (По вопросу)

    Итак, с заданием вы справились очень хорошо и мы оказались в Волшебном лесу . Чтобы по нему пройти, нужно исправить неверные утверждения. (СЛАЙД 3)

    а) имя прилагательное – часто речи, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

    б) имя прилагательное обозначает предмет ;

    в) признаки имени прилагательного: склонение, спряжение, род, число, падеж

    г) имя прилагательное зависит от глагола

    д) начальная форма имени прилагательного – средний род, множественное число

    ж) словосочетание это слова, связанные по смыслу и являющиеся грамматической основой

    4. Вы успешно справились с заданием, и мы находимся у входа в Заколдованную пещеру. Взгляните, на одной из стен имеется надпись. Давайте попробуем ее прочесть. (СЛАЙД 4)

    В (тишина) океане на (солнце) острове ты найдешь (старина) вазу с запиской. Жди (по пути) ветра и отправляйся в (опасность) путешествие.

    Для того, чтобы расшифровать послание надо слова, данные в скобках преобразовать в прилагательные и согласовать их с существительными. Давайте выпишем образованные словосочетания в той форме, в которой они стоят в предложениях и определим род, число, падеж имен прилагательных. (работа у доски и в тетрадях)

    В океане (каком?) Тихом (ед.ч., м.р. П.п.) (Тихий – имя собственное)

    На острове (каком?) Солнечном (ед.ч., м.р., П.п.) (имя собственное)

    Вазу (какую?) старинную (ед.ч., ж.р. В.п.)

    Ветра (какого?) попутного (ед.ч, м.р., Р.п)

    Путешествие (какое?) опасное (ед.ч., с.р., В.п.)

    А теперь мы сможем понять, о чем говорится в письме. (СЛАЙД 5)

    В Тихом океане на Солнечном острове ты найдешь старинную вазу с запиской. Жди попутного ветра и отправляйся в опасное путешествие.

    5. Вы успешно выполнили это сложное задание. Нам пора отправляться на Солнечный остров. Но у нас нет корабля! Что будем делать? Давайте построим корабль из подручных материалов. (физ.пауза. строим корабль из парт) (СЛАЙД 5)

    Отдать швартовы! Свистать всех наверх! Мы подходим к берегам Солнечного острова. Вспомните, о чем говорилось в послании? В воде у берега должна быть старинная ваза с запиской. Кто первый обнаружит вазу, заслужит звание самого внимательного путешественника! Итак, вы нашли нужный нам предмет. Смотрите, что лежит внутри. Взгляните, морская вода размыла некоторые буквы в словах. Какие части слов исчезли? (окончания прилагательных). Нам нужно их вставить и тогда записка обретет ясность. Что поможет вам правильно подобрать окончания? (слова-вопросы)

    В давн… времена возле Солнечн… острова потерпел крушение пиратск… корабль. Сильн.. волна выбросила на берег несколько матросов вместе с несметн… сокровищами. В сундуке было много золот… монет и драгоценн… камней. Не дождавшись помощи, пираты зарыли сундук рядом с самым красив… водопадом на острове. Этот водопад находится в восточн… части Солнечн… острова.

    (Самостоятельная работа и проверка чтением вслух)

    1. Молодцы! Эта задача оказалась вам по плечу! Давайте же скорее сойдем с корабля и отправимся на наш необитаемый остров. (Дети встают из-за парт и переходят в сенсорную комнату) Звучат голоса птиц.

    Смотрите, как тут красиво! Что вы видите на нашем чудесном острове, расскажите гостям. А что это за звуки мы слышим? (включаются голоса птиц) Кто это летает над островом? (птицы) Если услышите название птицы, хлопните в ладоши, а если в стихотворении ошибка, кричите громко и топайте ногами.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Мухи и стрижи.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Аисты, вороны,
    Галки, макароны .,

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    лебеди, куницы ,
    Галки и стрижи,
    Чайки и моржи

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чибисы, чижи,
    Сойки и ужи.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Чайки, пеликаны,
    Майки и орланы.
    Голуби, синицы,
    Цапли, соловьи,
    Окуни и воробьи.

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Утки, гуси, совы,
    Ласточки, коровы .

    Прилетели птицы:
    Голуби, синицы,
    Палки и стрижи,
    Бабочки , чижи,
    Аисты, кукушки,
    даже совы-сплюшки,
    лебеди и утки –
    и спасибо шутке!

    Понравилась игра? А теперь вспомните и назовите по одной птице.

    7. Ребята, взгляните на наш водоем, я думаю, там кроются какие-то тайны, попробуем их разгадать? Дети забираются в бассейн и ищут шарики с заданиями. Надписи на шариках:

    1.Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.

    2.Вставать с (левой, правой, больной) ноги.

    3.Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.

    4. Глаза на (влажном, мокром, сухом) месте.

    5.Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку.

    6.Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.

    Вставьте в устойчивые выражения нужное слово и объясните смысл.

    1. Вы почти у цели, осталось только зайти под струи волшебного водопада, и сокровище будет найдено!

    Вот мы и отыскали сундук с сокровищами! Что там лежит? (любовь, дружба, здоровье, семья, счастье) Так что же оказывается настоящее сокровище?

    1. Рефлексия. Встаньте под струи нашего чудесного водопада и расскажите, Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Что научились делать? Что понравилось больше всего? Что запомнилось?

    Конспект логопедического урока: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже»

    Совершенствлвать навыки согласования имён прилагательных с имене сущетсвительным

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект логопедического урока: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже»»

    Тема: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже»

    Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в роде, числе и падеже.

    Способствовать формированию представления о связи согласования прилагательных с существительными

    Коррекционная: Закрепить знания о согласовании имени прилагательного с существительным, развивать внимание и память, развивать общую и мелкую моторику, формировать силу и продолжительностью выдоха, формировать кинестетические ощущения, развивать фонематический слух. Учить обобщать и делать выводы.

    Образовательная: формирование практических навыков правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже. Актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании.

    Воспитательная: формирование понятий о нравственных ценностях.

    Оборудование ученика: рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

    Оборудование для учителя: мультимедийная презентация.

    Компьютер, программа компьютерный практикум по русскому языку для младших школьников, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы

    1.Речедвигательный организационный момент

    1.Сядет тот кто выделит: первый звук в слове Игра, последний звук в словесокровищА, третий звук в слове сеКрет, третий звук в слове заГадка, четвертый звук в слове тайНа, поделит слово пу-те-шест-ви-е (5) на слоги. (СЛАЙД )

    Слова: игра, сокровища, секрет, загадка, тайна, путешествие.

    Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Кто догадался, в какой форме оно пройдет?(в форме игры) Куда мы отправимся? (в путешествие). Что нам предстоит разгадать? (загадки, секреты, тайны). Что нам нужно найти? (сокровища)

    2. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А путешественники всегда ведут дневники, для того, чтобы записывать свои впечатления и какую-то нужную информацию. Откройте свои дневники путешественника и запишите число.

    Чтобы внести в дневники тему нашего занятия, нужно разгадать шифр. Посмотрите, оно и ключ к нему есть на нашей интерактивной доске. Я думаю, всем вместе будет легче расшифровывать послание. (имя прилагательное) (СЛАЙД 2)

    Молодцы! С этим заданием вы справились очень хорошо! Ведь для того, чтобы найти спрятанное сокровище, нужно выполнить несколько разных заданий, связанных со знанием этой темы.

    3. Какое же нам предстоит путешествие? Охарактеризуйте это слово. (Опасное, интересное, веселое, познавательное). К какой части речи принадлежат эти слова?

    Опасное – опасение, интересное – интерес, веселое – весело, познавательное – знать (по – приставка)

    Итак, с заданием вы справились очень хорошо, и мы оказались в Волшебном лесу. Чтобы по нему пройти, нужно исправить неверные утверждения. (СЛАЙД 3)

    а) имя прилагательное – часто речи, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

    б) имя прилагательное обозначает предмет;

    в) признаки имени прилагательного: склонение, спряжение, род, число, падеж

    г) имя прилагательное зависит от глагола

    д) начальная форма имени прилагательного – средний род, множественное число

    4. Вы успешно справились с заданием, и мы находимся у входа в Заколдованную пещеру. Взгляните, на одной из стен имеется надпись. Давайте попробуем ее прочесть. (СЛАЙД 4)

    В (тишина) океане на (солнце) острове ты найдешь (старина) вазу с запиской. Жди (по пути) ветра и отправляйся в (опасность) путешествие.

    Для того, чтобы расшифровать послание надо слова, данные в скобках преобразовать в прилагательные и согласовать их с существительными. Давайте выпишем образованные словосочетания в той форме, в которой они стоят в предложениях и определим род, число, падеж имен прилагательных. (работа у доски и в тетрадях)

    В океане (каком?) Тихом (ед.ч., м.р. П.п.) (Тихий – имя собственное)

    На острове (каком?) Солнечном (ед.ч., м.р., П.п.) (имя собственное)

    Вазу (какую?) старинную (ед.ч., ж.р. В.п.)

    Ветра (какого?) попутного (ед.ч, м.р., Р.п)

    Путешествие (какое?) опасное (ед.ч., с.р., В.п.)

    А теперь мы сможем понять, о чем говорится в письме. (СЛАЙД 5)

    В Тихом океане на Солнечном острове ты найдешь старинную вазу с запиской. Жди попутного ветра и отправляйся в опасное путешествие.

    5. Вы успешно выполнили это сложное задание. Нам пора отправляться на Солнечный остров. Но у нас нет корабля! Что будем делать? Давайте построим корабль из подручных материалов. (физ.пауза. строим корабль из парт) (СЛАЙД 5)

    Отдать швартовы! Свистать всех наверх! Мы подходим к берегам Солнечного острова. Вспомните, о чем говорилось в послании? В воде у берега должна быть старинная ваза с запиской. Кто первый обнаружит вазу, заслужит звание самого внимательного путешественника! Итак, вы нашли нужный нам предмет. Смотрите, что лежит внутри. Взгляните, морская вода размыла некоторые буквы в словах. Какие части слов исчезли? (окончания прилагательных). Нам нужно их вставить и тогда записка обретет ясность. Что поможет вам правильно подобрать окончания? (слова-вопросы)

    В давн… времена возле Солнечн… острова потерпел крушение пиратск… корабль. Сильн.. волна выбросила на берег несколько матросов вместе с несметн… сокровищами. В сундуке было много золот… монет и драгоценн… камней. Не дождавшись помощи, пираты зарыли сундук рядом с самым красив… водопадом на острове. Этот водопад находится в восточн… части Солнечн… острова.

    (Самостоятельная работа и проверка чтением вслух)

    6. Ребята, взгляните на наш водоем, я думаю, там кроются какие-то тайны, попробуем их разгадать? Дети ищут шарики с заданиями. Надписи на шариках:

    1.Видеть в (красном, малиновом, розовом) свете.

    2.Вставать с (левой, правой, больной) ноги.

    3.Выйти (мокрым, сухим, чистым) из воды.

    4. Глаза на (влажном, мокром, сухом) месте.

    5.Вариться в (овощном, собственном, фруктовом) соку.

    6.Отправиться за (длинным, коротким, скорым) рублем.

    Вы почти у цели, осталось только зайти под волшебный водопад и сокровище будет найдено!

    Вот мы и отыскали сундук с сокровищами! Что там лежит? (любовь, дружба, здоровье, семья, счастье) Так что же оказывается настоящее сокровище?

    Конспект фронтального логопедического занятия по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе

    Наталья Булькина
    Конспект фронтального логопедического занятия по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе

    Тема: Осень. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    Цель: совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

    Задачи:

    • Актуализировать словарь признаков в рамках лексической темы «осень»;

    • учить образовывать относительные прилагательные;

    • Закрепить навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

    Оборудование: листья деревьев, собранные заранее; 3 обруча, декорация осенний лес, аудиозапись шум леса из серии «музыка для релаксации».

    Лингвистический материал: существительные: осень, дождь, ветер, трава, небо, листья, дети, дуб, береза, клен, осина, ива, рябина, листопад.

    Прилагательные: желтый, красный, зеленый, разноцветный, зеленая, нежная, мягкая, желтая, пожухлая, сухая, голубое, чистое, ясное, серое, хмурое, низкое, теплый, ласковый, приятный, холодный, резкий, порывистый, теплый, редкий, частый, холодный, моросящий, кленовый, рябиновый, дубовый, осиновый, ивовый, березовый.

    Глаголы: моросит, дует, опадают, собираются улетать, летят, шелестят.

    Предварительная работа: закрепить с детьми признаки осени, названия деревьев, научить различать листья различных деревьев, учить подбирать признаки к предметам, выучить физкультминутку «Листопад».

    Содержание занятия

    Логопед: Здравствуйте ребята. Послушайте загадку. «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?

    Дети: Осенью.

    Логопед: Как можно узнать, что за окном гуляет осень?

    Дети: Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки.

    2. Введение в тему.

    Логопед: ребята, мы с вами отправляемся в осенний лес, чтобы набрать красивый букет из осенних листьев и украсить нашу группу. (звучит запись «шум леса», выставляется декорация, на полу раскладываются осенние листья)

    3. развитие силы голоса.

    Логопед: Какой у тебя лист?

    Ребенок: у меня красный лист.

    Логопед: А у тебя?

    Ребенок: а у меня желтый

    Логопед: Да, листья разных цветов, значит они какие?

    Ребенок: значит они разноцветные.

    Логопед: Давайте скажем про листья громко, тихо, шепотом. (произнесение слова разноцветные с различной громкостью)

    4. Образование относительных прилагательных.

    Логопед: (на полу лежат листья). Листья так красивы, что хочется собрать букет из них. Какой лист хочется положить в букет тебе?

    Ребенок: мне хочется положить в букет вот этот листочек.

    Логопед: С какого дерева этот лист?

    Ребенок: этот лист с березы.

    Логопед: если этот лист с березы, значит он – березовый. А с какого дерева у тебя лист?

    Ребенок: у меня лист с клена.

    Логопед: если этот лист с клена, значит он какой?

    Ребенок: значит он кленовый.

    Аналогично рассматриваются и называются листья других деревьев (рябиновый, дубовый, осиновый, ивовый).

    Логопед: Смотрите, еще листья падают, еще и еще. Как можно сказать одним словом об этом?

    Дети: Листопад.

    Логопед: поиграем в «Листопад»

    Листья желтые летят, (в руках листья) Поднять руки вверх и плавно опускать вниз с одновременным движением кистей рук.

    Под ногами шелестят приседают,

    И летят, летят, летят. бросают листья на пол.

    5. актуализация словаря признаков.

    Логопед: Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг.

    Игра «Самый внимательный».

    Логопед: Какая трава была летом?

    Дети: трава летом была зеленая, нежная, мягкая….

    Логопед: А какая трава стала осенью?

    Дети: а осенью трава стала желтая, пожухлая, сухая.

    Логопед: Какое небо было летом?

    Дети: небо было голубое, чистое, ясное….

    Логопед: А какое небо стало осенью?

    Дети: а теперь небо стало серое, хмурое, низкое.

    Логопед: какой ветер был летом?

    Дети: ветер был теплый, ласковый, приятный…

    Логопед: А какой ветер стал осенью?

    Дети: ветер стал холодный, резкий, порывистый.

    Логопед: Какой дождь был летом?

    Дети: дождь был теплый, редкий….

    Логопед: А какой дождь стал осенью?

    Дети: дождь стал частый, холодный, моросящий.

    6. Закрепление материала.

    Игра «Листопад».

    По группе на полу лежат 3 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, клена. У детей листья этих деревьев.

    Логопед: я всех вас превращаю в осенние листья. Как только заиграет музыка вы будите плавно кружится по ветру. А когда музыка прекратится, быстро собирайтесь около своих деревьев, в луже.

    По сигналу дети — «листочки» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее.

    Логопед: Вы с какого дерева?

    Дети: мы с клена.

    Логопед: Значит, вы какие листочки?

    Дети: мы кленовые листочки.

    Далее «листочки» опять летают, ложатся на землю, «засыпают».

    Логопед: листочки упали в лужицу и «заснули».

    Логопед меняет картинки деревьев местами.

    Проводится аналогичная беседа.

    Логопед: нагулялись по осеннему лесу. Возвращаемся в группу. (дети садятся на подушки)

    Логопед: «О каком времени года мы говорили?»

    Дети: мы говорили об осени.

    Оценка деятельности каждого ребенка. (чем отличился сегодня)

    Логопед: а теперь отнесите свои листочки Татьяне Петровне и она поставит наш букет в вазу.

    Список используемой литературы:

    1. В. М. Ворончихина, Г. А. Колесникова, Л. М. Кузьминых «Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2–3-го уровня» – М. 2003.

    2. Кыласова Л. Е. «Развитие речи» – Волгоград 2007

    Дидактическая игра по развитию речи «Какое варенье, компот, сок ?» Цель игры :Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами.

    Перспективный план по формированию и коррекции грамматического строя речи дошкольников 1. Овощи 1. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (Огурец.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: