Слухи и факты про логопеда

Где работает логопед, сколько зарабатывает и кому нельзя быть логопедом — раскрывает логопед Руфина Белкина

Знакомьтесь: настоящий профи Руфина Белкина рассказывает о том, кто такой логопед на самом деле.

  • Кто такой логопед? В чем состоит его работа?
  • Каково соотношение работы логопеда и нейропсихолога?
  • Где работает логопед? Возможен ли свободный график?
  • Что есть плохого в работе логопеда?
  • А что хорошего есть в этой работе?
  • Кто категорически не может выполнять эту работу?
  • В чем великая миссия этой профессии?
  • Где этому учат?
  • Сколько может зарабатывать логопед?
  • Приведи интересные примеры из практики, которые тебя сильно удивили и открыли для тебя бездну жизни.

Кто такой логопед? В чем состоит его работа?

Логопед работает на стыке медицины и педагогики. Если углубляться в структурные вопросы, то логопедия — это часть специальной педагогики, т.е. дефектологии. Хотя до 60-х годов прошлого века она была частью медицины. В некоторых странах и сейчас логопедом может быть только человек с медицинским образованием.

Логопед (см. профессия логопед) — это специалист по исправлению речевых нарушений, а они бывают и у детей, и у взрослых, могут затрагивать и устную речь, и письменную, произносительную сторону и глубинные речевые процессы.

По существу, логопед — это тренер, но не спортивный, а речевой. Если проблема только в произношении, логопед проводит артикуляционную гимнастику, учит правильно дышать, делает массаж. Помогает извлечь правильные звуки и тренирует их произношение — сначала по отдельности, потом в слогах, в словах и т.д., покуда эти звуки не войдут в речь.

Но дикция — это только косметическая сторона вопроса. Речь служит нам для передачи информации, выражения мыслей и эмоций.

Часто родители не догадываются, что если в три года ребёнок почти не говорит, вместо фраз использует обрывки слов или жесты, надо даже не идти, а бежать к логопеду. Такая задержка речевого развития, если её не скорректировать, испортит ребёнку жизнь.

В этом случае логопед работает над пополнением словаря, грамматикой, связной речью.

Логопедическая помощь нужна также при заикании, при анатомических нарушениях речевого аппарата и т.д.

Большинство речевых проблем видны ещё в детстве. Но речь может пострадать в любом возрасте — после травмы или инсульта, например. Если речь у человека уже была, логопед помогает её растормозить, а если возможно, вернуть ей былую живость и богатство.

Каково соотношение работы логопеда и нейропсихолога?

Я бы еще добавила в этот список врача-невропатолога. Причина речевых нарушений часто, хотя и не всегда, кроется в неврологии. Например, ребёнок лет шести хочет сказать «мышеловка», а получается то ли «мышевошка», то ли «мыфэвофка». Все почему-то веселятся, а он не понимает, что опять не так. Вот это, вероятно, оно и есть — нарушение иннервации мышц, ответственных за артикуляцию. А если у тебя каша во рту, ты и чужую речь не очень отчетливо воспринимаешь — эти вещи чётко связаны меж собой. Если, скажем, ребёнок не различает на слух В и Л, он говорит вампа — без всякой задней мысли. А вокруг все снова: «Ах! Ох! А ну, скажи правильно!» А он не может сказать правильно, для этого нужно развить фонематический слух и натренировать язык. В логопедической терминологии такое нарушение называется фонетико-фонематическим недоразвитием. Если не преодолеть его вовремя, речь сама не наладится, а в школе к тому же появятся ошибки на письме.

Бывает, что дикция сама по себе превосходная, но ребёнок упрямо говорит «мой куртка», с трудом запоминает слова или то и дело их переиначивает. Никак не может запомнить, что подружку зовут Лариса, а не Ралиса. Причина такого недоразвития речи может крыться в недоразвитии речевых центров в мозгу. Их стимулирование — проблема в основном медицинская, но также это работа для нейропсихолога и логопеда, которые ищут обходные пути. Например, то, что не усваивается на слух, можно дополнить зрительными образами, специальными логоритмическими упражнениями и пр. Я как логопед учу таких детей слушать и слышать, понимать речь, описывать, пересказывать, отвечать на вопросы и пр.

Речевые нарушения могут сочетаться с задержкой психического развития. В отличие от умственной отсталости, она чаще всего преодолима, но это тоже требует совместных усилий невролога, нейропсихолога и логопеда.

Так же сообща работают специалисты, если речь нарушилась в результате инсульта или травмы головы.

Усилия логопеды сосредоточены в основном на речи как таковой. Речь невозможна без нормальной работы мозга. Она страдает, если подавлены или неразвиты психические функции: внимание, память (особенно речеслуховая память) и пр. Логопед работает и над ними, применяя специальные методики. Но в гораздо большей степени это относится к работе нейропсихолога. Если, конечно, он есть.

А невропатолог и нейрохирург лечат органическое поражение — главную причину речевого нарушения.

Бывает, что нормальной речи мешают проблемы голосового или артикуляционного аппарата. Например, в нёбе расщелина, она делает голос гнусавым, дикция тоже страдает. Это ринолалия, её причины устраняет челюстно-лицевой хирург. А логопед помогает как можно скорее привести речевой аппарат в рабочее состояние после операции.

Вариантов речевых нарушений множество. Независимо от причины, их нельзя преодолеть отрывочными занятиями. Они требует многогранной, комплексной работы.

Где работает логопед? Возможен ли свободный график?

Логопеды работают в образовательных и медицинских учреждениях. Логопед в образовании называется учителем-логопедом, в медицине — просто логопедом.

Логопеды в медицине работают в клиниках и отделениях для людей с патологиями речи, с последствиями инсульта, в клиниках челюстно-лицевой хирургии и др. Ведут приём в поликлиниках, трудятся в домах ребёнка т.д.

Читайте также:
Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию грамматического строя речи старших дошкольников с НВОНР

Ещё сохраняются ставки учителей-логопедов в некоторых детских садах, массовых и коррекционных школах. А также в коммерческих развивающих центрах. Свободный график возможен, если логопед работает исключительно частным образом. Ставка учителя-логопеда — 20 часов в неделю. Некоторые логопеды работают сразу в двух местах: с утра в одном месте, а после обеда — в другом. При желании можно сочетать работу в учреждении с частной практикой. Обычно это занятия у подопечных на дому, что, доложу я вам, довольно тяжело.

Что есть плохого в работе логопеда?

Это работа с детьми и их родителями, что само по себе не плохо, а трудно. Трудно найти общий язык с ребенком, если он уже затюкан настолько, что вообще боится разговаривать. Трудно призвать к порядку малыша, особенно если он плохо понимает речь, если память слабая, внимание неустойчивое.

Трудно донести свои рекомендации до родителей, которые часто не понимают серьёзности проблемы. Да, они хотят, чтобы ребёнок, наконец, научился говорить. Но в первую очередь их волнуют те самые «фефекты фикции», а не речь в целом. Чем тяжелее нарушение, тем неохотнее они выполняют домашние задания.

Сейчас я работаю в школе для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Их речевые трудности — следствие двигательных и интеллектуальных нарушений. У многих наших учеников — поведенческие проблемы, так называемые нарушения эмоционально-волевой сферы. Чтобы расположить к себе такого ребёнка, настроить его на работу, требуется дьявольская изобретательность и абсолютная отдача сил. Дефектолог, логопед, психолог, учителя по учебным предметам — мы все работаем в одной упряжке.

Это трудно, но нам нравится.

Раздражает обилие бумаг, планов и отчетов, которые приходится составлять на радость бюрократам от образования. Я никогда не научусь заполнять журнал без ошибок.

А вот совсем плохо другое — то, что сейчас происходит в образовании. Не знаю, надолго ли это несчастье, но многие детсады и школы лишились логопедов и дефектологов. А во многих российских городах их нет вовсе. Если рассуждать цинично, я должна порадоваться: чем меньше логопедов в детсадах, тем больше у логопедов частных занятий.

Но, как я уже сказала, один логопед в поле не воин. Чем сложнее проблема, тем больше специалистов нужно привлекать. Какое будущее ждёт ребёнка, если он на родном языке говорит, как иностранец? Как он найдёт друзей? Как он окончит школу? Какую профессию освоит? Это очень острая проблема.

А что хорошего есть в этой работе?

Мне трудно ответить на этот вопрос. Если не считать пренебрежения со стороны государства, мне кажется, в ней хорошо почти всё. В том числе и длинный отпуск. Очень радует, когда ребёнку удаётся что-то новое, такое, что ещё день назад казалось невыполнимым.

Кто категорически не может выполнять эту работу?

Раздражительный человек, мрачный, самодовольный, человек, склонный к насилию (в том числе к психологическому), не сможет работать логопедом.

Надо уметь быстро реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, приспосабливать свои методики под ребенка, а не ребёнка под методики. Нет универсальных методик и приёмов, отмычек, которые подходят ко всем замкам. Нужна гибкость.

Нужен артистизм, нужна игривость. Хотя «Оскара» за это вам никто не даст.

Когда сидишь один на один с учеником, надо уметь находиться «здесь и сейчас», отставить всё, что не имеет отношения к этому общению. Если ты не готов всматриваться, вслушиваться в своих учеников, ничего не получится.

В чем великая миссия этой профессии?

Дать каждому ученику, ребёнок он или старый человек, шанс на лучшее будущее.

Где этому учат?

В педагогических вузах на дефектологических факультетах или факультетах специальной педагогики. Если высшее образование уже есть, можно получить второе высшее или пройти курсы профессиональной переподготовки (юридически их диплом равен диплому о втором ВО).

Сколько может зарабатывать логопед?

В зависимости от того, где, в каком учреждении, в каком городе работает, даёт ли частные уроки. Сама возможность частных уроков — приятный бонус профессии.

Приведи интересные примеры из практики, которые тебя сильно удивили и открыли для тебя бездну жизни.

Не могу назвать чего-то конкретного, каждый день что-то происходит. Вот родители моих школьных учеников — а я уже говорила, у наших учеников со здоровьем большие проблемы, — так вот, их родители действительно открывают мне «бездну жизни». Причем во всех смыслах. Многие из них не просто любят своих больных детей. Они за них бьются. Они всё понимают, знают, что нету на свете волшебной палочки, которая неходячего сделает ходячим, слепого — зрячим, отменит ДЦП, заменит пораженный участок мозга новыми здоровыми клетками. Но они каждый учебный день приводят своих детей в школу и радуются каждому крохотному продвижению вперёд.

Вся правда о логопедах

Так получилось, что профессия логопеда овеяна множеством мифов и заблуждений, поэтому предлагаю разобраться и выяснить, кто же такой на самом деле этот специалист.

Логопед не врач! Это — педагог. Мы получаем педагогическое образование. Если быть более точным, специальное педагогическое образование. Конечно, бывают логопеды с первым (или вторым) медицинским образованием (как, например, психологи), но это совсем не означает, что его имеют все логопеды. При этом, любой логопед плотно изучал детскую невропатологию, знаком со всеми неврологическими диагнозами, способен расшифровать ваши медицинские карты и заключения невролога. И в целом, имеет чёткие знания о работе мозга, строении речевого аппарата, периферической и центральной нервной системы и т.д. Не зря говорят, что профессия логопеда стоит на стыке двух наук — медицины и педагогики.

Читайте также:
Картотека логопеда ‘Учимся говорить’ (третий период обучения)

Логопед не только ставит звуки! Звуковка — это наиболее очевидная, так скажем, заметная для окружающих часть работы логопеда. А между тем, мы работаем над развитием речи в целом! А это и звуковая сторона, и лексика (расширение и активизация словарного запаса), и грамматика и просодика (интонация, дикция и пр.).

В процессе занятий и постановки звуков, логопед совсем не обязательно будет залезать в рот ребёнку различными штуками (зондами, зондозаметителями). Почему-то многие родители боятся этого. В ряде случаев, без этого, к сожалению, не обойтись. Но тогда грамотный специалист готовит к таким манипуляциям ребёнка и проводит их очень деликатно, не вызывая никакого дискомфорта у малыша. А вообще, зачастую, звуки мы ставим по подражанию, не прибегая к механической помощи, а просто зная всякие секретики.
Логопед — специалист, который работает не только с детьми, но и со взрослыми, так что у кого там горловой «Р» или проблема с шипящими? — добро пожаловать!

Логопед не волшебник! Быстрые и качественные результаты всегда зависят не только от работы специалиста, но и родителя, и конечно самого ребёнка. Конечно если не выполнять рекомендаций и домашних заданий, результат от занятий всё равно будет, но не так скоро, как Вы ожидаете. Тут всё как с обычными тренировками — чем чаще и упорнее, тем ближе к победе. И мотивация ребёнка, как Вы понимаете, играет ключевую роль!

Как определить, хороший ли специалист Вам попался?

Ниже привожу 6 признаков хорошего логопеда:

  1. Первый, диагностический приём обязательно должен проходить в присутствии мамы, либо другого близкого для ребёнка человека, который сможет ответить на вопросы о речевом и общем развитии малыша. Либо логопед вначале беседует с ребёнком, а потом приглашает родителя на беседу (или наоборот). Если логопед просит вас подождать за дверью, а после общается с вами исключительно на тему предстоящих занятий, вам к нему не надо;
  2. логопед обязательно должен изучить медицинский анамнез ребёнка, заключения педиатра и невролога, и, конечно, предварительно предупредить вас о необходимости захватить с собой на приём эти материалы;
  3. логопед обязательно должен задавать вопросы о течении беременности и родах, о неонатальном периоде и, конечно, последующих этапах общего и речевого развития ребёнка. А очень хороший логопед будет задавать очень много подобных вопросов! Так что будьте готовы на них ответить. Поясню, подобные вопросы помогают специалисту установить возможную причину нарушений, а, значит, выбрать правильную стратегию коррекционных занятий. Теперь понимаете, почему они так важны?
  4. у хорошего логопеда должно быть много диагностических материалов и материалов для проведения занятий. Это и пособия, и различные игры, и игрушки. Всё это является залогом успешных занятий, ведь маленький ребёнок готов к восприятию нового только в форме игры, а значит разнообразие материалов будет мотивировать и увлекать его. Если у специалиста есть собственноручно изготовленные материалы и игры, вам повезло, вы попали к человеку, который «горит» своим делом, а это всегда хорошо;
  5. логопед должен быть приятен и близок вам как личность, как человек. Если изначально это не так, не стоит думать, что в последующем вы «сработаетесь», этого не произойдёт;
  6. логопед должен понравиться вашему ребёнку. Сразу, с первого приёма, без всяких вторых шансов.

Я не буду говорить об опыте и квалификации специалиста, здесь всё достаточно понятно и однозначно. Но имейте в виду, далеко не факт, что логопед с двадцатилетним стажем окажется лучше молодого активного специалиста с горящими глазами, с новейшими методиками, посещающего множество семинаров и курсов повышения квалификации.

Екатерина Петунина, мама двойняшек и практикующий логопед. Автор блога о детском развитии и речевом развитии детей.

Специально для Hipsta Mama.

Мифы о логопедах и логопедической работе

Логопед – это кто? Врач? Этот миф широко распространен. Однако это не совсем так, логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Логопед не лечит, он исправляет, его задача – коррекция, компенсация и дальнейшая адаптация. Хотя работать он может и в паре с врачом, что приблизит вас к наилучшему результату скорее.

Часто можно услышать такое мнение: «Зачем заниматься с логопедом, все равно рано или поздно ребенок заговорит?» Это еще один из самых распространенных мифов. Если ребенок не говорит или говорит неправильно – то не потому, что он просто ленивый или балуется. Для этого есть причина. Причин для плохой речи может быть тысяча. Это и проблемы с нервной системой, и дефекты в строении органов артикуляции, и многое другое. Чтобы узнать настоящую причину – необходимо пройти обследование у специалистов. Но прежде, чем обращаться к специалисту, надо четко дать себе отчет, что причина вовсе не в лени ребенка.

«Почему звуки не ставят за 1-2 занятия?» Некоторые мамы слышали от других мам, как ребенку быстро поставили звук и требуют, чтобы их ребенку тоже поставили звук за 1-2 занятия. Такое, конечно, бывает, но очень редко. Ведь у каждого ребенка свой темп развития, характер, темперамент. Быстрых и качественных результатов можно добиться только при регулярной и комплексной коррекции.

«Речь формируется до 5 лет, значит идти к логопеду нет смысла». По законам речевого развития у ребенка должна быть сформирована фразовая речь уже к двум годам. И в этом вопросе не всегда родители без помощи специалиста в состоянии оценить, задерживается ли речевое развитие или нет. На речь могут повлиять различные соматические и другие проблемы – так что чем позже родители начинают заниматься этой проблемой, тем труднее с ней справиться. И если в 2,5 года ребенок не заговорил или в 3-4 года произносит звуки искаженно, то это показание для прохождения консультации у логопеда. И кстати, не стоит забывать о том, что речь – функция мозга, поэтому важно взаимодействие «невролог-логопед». Ведущий специалист по сопровождению и лечению – невролог, а по коррекции – логопед!

Читайте также:
Задания логопеда по теме Ягоды

«Ребенок наследует особенности речи родителей». Ребенок не рождается со способностью к речи, он ей овладевают в ходе развития. И у каждого это свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения недостатков и нарушений речи, а у ребенка могут быть совсем другие. Часть особенностей может и перейти к ребенку, но это не обязательно.

Считается, что задача логопеда — только коррекция звуков. Но логопеды занимаются и развитием лексики, и грамматического строя, и исправляют дефекты не только устной, но и письменной речи.

Некоторым кажется, что нет ничего сложного в логопедии. И прочитав 2-3 книги по логопедии, считают себя вполне компетентными. На самом деле это большое заблуждение, и многие убеждаются в этом, когда сталкиваются с трудностями. Получается не так, как написано в книге, звуки не ставятся, а иногда ставятся не правильно, очень частая ошибка, когда у ребенка закрепляется горловое «р».

Многие считают, что ребенок должен заниматься сидя смирно за столом. Это конечно очень удобно, но так бывает не всегда. Часто дети страдают разными неврологическими проблемами. Дети могут вертеться, крутиться, вставать, отвлекаться, часто это не говорит о неэффективности занятия. Можно заниматься на полу. Необходимо давать ребенку перерыв, маленькие физминутки на 5-10 минут.

«Если пропустим занятие — ничего страшного не произойдет, мы же выполняем задания логопеда». На самом деле это широко распространенное заблуждение о том, что выполнение заданий логопеда могут заменить занятия с самим специалистом. Очень часто бывает, что занятия по каким-либо причинам пропускаются, и из-за пропусков получается меньше занятий в месяц, нарушается систематичность.

«Во время обследования логопеда интересует уровень интеллекта ребенка». В первую очередь во время обследования логопеда интересует состояние речи, дефекты произношения. Поэтому не надо переживать, если тестовые задания вам покажутся либо слишком легкими, либо слишком сложными. Не надо отвечать за ребенка и уверять, что «он все знает». логопед все-таки хочет послушать самого ребенка, посмотреть на его реакцию, поведение.

“Ребенок будет заниматься, если ему интересно”. Это не совсем правильная установка. Логопед делает все возможное и зависящее от него, чтобы занятия были интересны, но часто у детей с недостатками речи снижен познавательный интерес. И мотивировать ребенка должны родители, они лучше знают, как его заинтересовать. Логопед решает все проблемы с речевым развитием путем систематических, длительных занятий, совместными усилиями педагога, ребенка и родителей.

Слухи и факты про логопеда

Лет 7 знаю одного товарища. Настолько к нему привык, что перестал замечать его слуховой аппарат и то как он картавит. Особо сильно искажает букву “Р”.

Слух у него нарушился в детстве: заболел гриппом или ещё чем-то. Болезнь дала осложнения и после этого возникло ухудшение слуха.

Родственники как-то не обращали внимания на это, и вот все как-то так. Человеку около 30, слуховой аппарат, хорошая работа и проблемы с речью. Не большие проблемы, но есть. Я только недавно понял о его проблеме, когда рассказывал ему о том как некоторые иностранцы (британская подруга Ханна) способны воспроизводить русские слова без акцента.

У нас возник серьёзный спор на эту тему. Дело в том, что Ханне удаётся реально хорошо говорить на русском. Это было достигнуто не само собой, а путем специальных упражнений, фраз, конструкций, которые мы подбирали для неё чтобы она их воспроизводила и запоминала. По сути техника такая же как и в случае когда требуется иностранного актёра научить сказать что-то без акцента на неродном языке.

Товарищ мне не поверил. Мало того, он пол года назад закончил посещать логопеда. Успехов с логопедом не добился, а деньги заплатил (с его слов) хорошие. Единственное к чему они пришли – это то, что в его случае переучиваться бессмысленно: будет стоить ещё больше денег, ещё ему придётся тупить, пытаясь контролировать свою речь. Да и у него есть “уникальность”. Вот это его картавка – это его особенность, вишенка. То есть нужно “научиться принимать себя таким, какой ты есть”, а не пытаться исправить косяк. Со слов логопеда, когда тебе почти 30 – в этом возрасте невозможно переучиваться или это делать нереально сложно.

В общем логопед убедил товарища конкретно.

Короче, по мне, так логопед содрал с него денег, навешал лапши до колен, а ещё и подрубил капитально попытки работать над собой. Сколько заплатил логопеду – не сказал.

Вот я думаю, по сути можно улучшить его произношение. Проблема исключительно в привычке и в слухе. Я понимаю, что он привык себя слышать так как он привык, а другой вариант будет казаться странным. Вот в этом и проблема. Ну ещё и в постановке произношения.

А ещё, если так подумать над словами логопеда, то после 30 нет смысла учить языки. По крайней мере нет смысла пытаться говорить. Потому что не получится и произносить слова правильно или это будет крайне сложно. Типа можно и не пытаться :/

Читайте также:
Автоматизация звука (р) - конспект индивидуального логопедического занятия

А на мой взгляд, случай товарища не представляет из себя ничего особенного. Стандартный дефект. И обучение происходит у всех по-своему. Кому-то сложно после 10 лет учить что-то новое, стишки, например. Кому-то вообще в целом учиться сложно. А вон Ханна говорит почти без акцента и ей 20+. И да, не сама по себе заговорила, тоже было сложно. Пришлось работать над постановкой произношения. Она, кстати, до сих пор работает над этим.

Я по профессии не дефектолог и не логопед. Хотел бы получить какой-то ответ от профессионала.

@donkeyJones, вы, вроде, специализируетесь на этом. Можете что-то посоветовать?

Я СТРАДАЮ КАРТАВОСТЬЮ

У меня есть гипотеза насчет эффективности работы с тем или иным речевым недостатком, и связана моя гипотеза с психологией восприятия себя и своего речевого недостатка изначально.

Я находила тому подтверждение в своей практике, в истории людей, которые исправляли свою речь.

У одних моих клиентов работа с речью опиралась лишь на техники, упражнения и довольно быструю автоматизацию новых способов в жизни.

В работе с другими клиентами, кроме технической состовляющей, мы очень много внимания и времени уделяли работе с внутренним сопротивлением.

К примеру, клиент по имени Дмитрий обратился ко мне с запросом исправления речевого дефекта для личностного развития. При этом изначально мужчина спокойно относился к своему дефекту, не страдал от своей картавости. Я сразу увидела перспективу быстрой автоматизации в нашей работе, несмотря на то, что были кое-какие технические трудности в начале.

Так и получилось – человек в течении трех месяцев поставил и полностью ввел в речь новое правильное произношение, пользуясь им на работе, на деловых переговорах, так как и хотел.

Небольшое описание другого случая. Женщина по имени Ольга давно мечтала исправить свой речевой дефект, от которого она страдала. Кстати очень характерное слово для людей, у которых есть психологические комплексы по этому поводу.

Пришла ко мне Ольга с большими сомнениями, ведь предыдущие специалисты не смогли ей помочь.

К ее большому удивлению мы очень быстро поставили правильное произношение, моя клиентка начала стремительно осваивать его на техническом материале. Спустя две недели Ольга с хорошим, легким и правильным произношением уже читала тексты, и тогда я ей сказала: “Подготовка закончена, теперь в бой, то есть в речь” :)

И этот этап оказался для Ольги самым сложным именно по психологической причине. Точно также как раньше она комплексовала по поводу своей картавости, теперь она стеснялась своего нового уже ПРАВИЛЬНОГО произношения, подолгу готовилась произносить фразы в общении с людьми, сбивалась и тушевалась. У Ольги было стойкое ощущение, что внимание людей обращено в сторону ее нового произношения, что собеседник сейчас обязательно её подловит и засмеет, как в детстве: “Ну скажи рыба!”.

Удивительно, женщина стеснялась своего уже отработанного, хорошего произношения, как когда-то картавости, и тем самым оттягивала исполнение собственной мечты – обретения правильной красивой речи в жизни. Конечно, мы довели дело до конца, но быстрой автоматизации не получилось.

На самом деле подобных случаев у меня было очень много в практике и когда ко мне приходит “новенький”, я уже вижу – у нас с ним в работе будет больше логопедии или психологии. И как правило, это понятно по первой фразе, такой как: “Я страдаю картавостью”.

В виде резюме: чтобы ускорить процесс исправление речевого дефекта я советую вам перестать от него страдать, подойти к своей проблеме чисто технически, и как в изучении иностранного языка или в овладении любым другим навыком поэтапно выполнять необходимые действия и идти к своей цели. Но тогда у меня, конечно, поубавиться психологической работы, которую я так люблю)) и всё же так вам будет проще.

Здоровья и успехов!

Про логопеда

В продолжении темы логопеда и в ответ на пост Крик коровы

Учился я, значит, в 3-ретьем классе начальной школы. Сказала моя учительница – больно ты умён, товарищ. Давай-ка тебя сразу в 5-тый класс! Тогда, году в 98-ом – можно было перескочить четвертый класс. Но для этого мне нужно было пройти тестирование у логопеда.

привела меня мама к логопеду, та и говорит – нарисуй мне человечка!

Ну я и нарисовал нечто вроде:

Она на меня смотрит – и что это?

она -я вижу, что человечек! но это не полностью человечек

Я сижу не вдупляю, чего этой заразе не хватает то. Уже подумал все – в дауны запишут. И прощай карьера пятерочника. Мама сидит вся переминается – переживает за дурачка-сыночку. Сидели так мы, помню, несколько минут, логопед вздыхает -ну вот же! – говорит и подрисовывает моему человечку уши!

Пустили меня в 5-ый класс

Крик коровы

Сам я этой истории не помню, так как было мне тогда года 3-4, поэтому пересказываю со слов мамы.

Отвела меня однажды мама к логопеду. И логопед спрашивает меня:

– Как кричит коровка?

Мама утверждает, что именно так он сформулировал свой вопрос. Видимо, слово “мычит” было бы слишком явной подсказкой. Поэтому я, в полном соответствии с ТЗ, ответил:

Логопед, как ни странно, остался недоволен. До сих пор не понимаю, почему.

Ночное озарение

Я тут вдруг понял, что во Франции картавые логопеды учат людей картавить

Читайте также:
Дикие животные наших лесов - конспект открытого логопедического занятия

Нестандартная цыганка

Моя жена в детстве заикалась, поэтому ее в садике водили к логопеду, но толку от этого было мало. Однажды, когда она с мамой, то есть моей тещей, шла по улице, к ним подошла цыганка и предложила погадать по руке. Услышав категорический отказ, она просто напрямую попросила немного денег. Теща её пожалела и дала некоторую сумму. Тогда цыганка спросила, есть ли какие-нибудь просьбы или тому подобное. Теща сказала, что дочка заикается. Тогда эта цыганка берет мою жену за лицо, что-то шепчет и уходит восвояси. После этого жена сразу же перестала заикаться. Чудеса да и только.
Рассказала теща, жена моя, тег «моё».

Ответ на пост «Как благодаря Pikabu я избавилась от картавости»

Как некоторые мои подписчики знают, я картавый.

В давние времена, когда я был не женат даже на первой своей жене, я внезапно начал стесняться картавости и жутко захотел ее победить и искор-р-р-ренить навсегда. Для решения картавой проблемы я набрался смелости и денег, и пошел к логопеду.

Логопедом оказалась весьма миленькая девушка чуть старше меня. Я с ней провел несколько занятий, после чего как то само собой получилось, что пригласил на свидание. Или она меня пригласила, скорее всего :)

После пары свиданий мы перешли к более любопытным занятиям, и как то она мне сказала:

– А для чего ты хочешь избавиться от картавости?
– Ну я же картавый, ты чего?
– Ну и что? Твоя “р-р-р” очень мило звучит, даже придает тебе какой то дополнительный шарм.

Таким образом, в результате, остался я картавым, но перестал стесняться этого. Прошло уже больше 20 лет с моей попытки научится говорить “р-р-р”, я так и не научился это делать, ввиду своей лени.
Но научился не париться по этому поводу.
Но, тем не менее, с уважением отношусь к людям, которые смогли перебороть свою лень и заставить себя говорить это самую противную ” р-р-р”

Как благодаря Pikabu я избавилась от картавости

Здравствуйте, я klodwig и я картавила (картавила же? грассировала? как это правильно назвать?) до 26 c копейками лет. А потом со мной случился вот этот пост: Постановка звука р, который вообще многих сподвигнул что-то делать.

Я ходила к логопеду когда мне было 4-5 лет, один раз он добился от меня звука “р” и. и все. Все. Единственное что, я не могу предъявить родителям “почему вы ничего не сделали”, потому что сделали же. Не срослось.

Всю свою жизнь я относилась к собственной картавости с юмором, благо, в школе меня никто за это не дразнил, хотя я в каждом из своих классов была одна такая. Потом в моей жизни появилась голосовая связь – скайп, дискорд, если какой-то матч записывался, то я пыталась молчать. Потому что когда ты картавишь, то ты этого не слышишь. И люди которые слышат тебя каждый день, они тоже этого не слышат. А бездушную запись голоса фиг обманешь и звучит она паршиво.

Два месяца назад мне подвернулся вышеупомянутый пост. Оказывается, “р” надо произносить языком? И вот этой штукой его типа как расшевеливают?! Сколько раз ни была у логопеда, а такой штуки никогда не видела и такой процедуры в упор не помню.

Это было в три часа ночи, я заперлась на кухне и пыталась что-то сделать, но понятное дело у меня ничего не получилось. Можно было бы забить на этом моменте, в конце концов мне уже 26, все уже привыкли к моему произношению, с людьми я общаюсь обычно текстом. Но давайте будем честны, картавость ставит палки в колеса по жизни и очень сильно. Моя школьная подруга вела все концерты-выступления и тд не потому, что была более артистична или пела лучше. Мы были на одном уровне, но она не картавила, а я да. Картавость вычеркивает вас из многих вещей, надо обладать каким-то особым рычащим произношением, чтобы это было милым. У меня на разных этапах это было как-то так:

Честно скажу – звучит паскудно.

О самом процессе исправления произношения.

Во-первых, логопед нужен, но нужен хороший логопед. Мне повезло, в местной школе работает замечательный мастер своего дела, для детей в этой школе занятия бесплатные (но все равно некоторые родители считают, что их дите замечательно проживет и без половины алфавита). Первым делом она определила лично мои проблемы – язык дубовый, “р” пытается выдавить из себя горло, уздечка немного коротковата, её пришлось растягивать специальной проволочной штукой (неприятное занятие). Язык расшевеливался с помощью специальных упражнений + попытки “завести” его как на видео в упомянутом посте, с помощью зонда или пальца.

Если сидеть “дрррыкать” и в три часа ночи, то можно поставить жесткое “Р” за полторы недели. А потом оказывается, что то, что ты считал самым сложным – вот это недостижимое раскатистое “РРРРРРРР” из далекого детства – это самое легкое! Потому что теперь его надо ввести в речь, заглушить, укоротить и автоматизировать и вот тут уже начинается самое веселое.

Очень важно понимающее окружение, которое будет стойко слушать, как ты ломаешь слова на половина и вообще говоришь, как человек после инсульта, зависаешь, застреваешь, по пять раз пытаешься выдавить из себя нужный слог ( о проклятое “жр”, какое же ты сложное!). Контролировать приходится каждое слово, но чувство, когда на очередной записи все звучит немножечко лучше, бесценно.

Читайте также:
Характеристика на ребенка для ПМПК - рекомендации воспитателям

Сейчас у меня идет второй месяц автоматизации, я набралась смелости вести стримы с рисованием с включённым микрофоном, потому что как только начинаю нервничать, так сразу “р” становится грубым и некрасивым и с этим надо как-то бороться + в русском намного больше мягкой “р”, а с ней ситуация совершенно иная.

Простите, если текст вышел довольно сумбурным)

Ниже еще одно сборное видео из записей с диктофона, на случай, если кому-то нужно немного уверенности в себе (я там чуток ругаюсь, нет, мне на стыдно).

Еще раз спасибо @pilimgiri , ваш пост был именно тем волшебным пендалем, которого мне не хватало)

Удар по голове и дрессировка человеченки

В 1.4 года человеченка по прежнему не ходила, вставала у опоры. Лфк невролог просил оттянуть из-за эпилепсии, массаж и Бассеин по прежнему были в репертуаре.

Сводила ребетенка к психологу, чтобы посмотрели и сказали что не так и что с этим делать. Речь не появлялась, коммуникации тоже по нулям. Ничего собственно с года не прибавилось. Психолог сказала, небольшая задержка не переживайте, выправим. Но это не выправлялось.

Вообще обошли в тот момент почти весь город именитых неврологов, ортопедов, психиатров. Поставили задержку речевого и пирамидную недостаточность плюс эпилепсия. Я переживала, что мелкая не выравнивается, мне казалось виной противосудорожные, тем более многие врачи на них ссылались. Но это было не так.

В итоге не смотря на запреты, я повела дочь на лфк, буквально три занятия, истошный ор и вот мая булка бежит спотыкаясь и падая, при этом вставала по прежнему только возле опоры. Понимание речи отсутствовало полностью, я представляю что я для неё инопланетянин просто была, которая подвергала всем жутким манипуляциям, доставляющим боль. И она не понимала, за что с ней так. После третьего занятия, судорога и все стерлось напрочь. Как чистый лист, даже не вставала возле опоры.

Опять обследования, повышение дозировок противосудорожных, смена препаратов.
И у меня гул в ушах, и все серое вокруг совсем. Я помню это состояние, оно казалось безвыходным совсем. Я не могла говорить с мужем, не могла уже работать, денег не хватало совсем.

Месяц пырхались в болячках и коррекции препаратов, и вот вновь я веду ее на лфк, настроенная на позитив. Но история повторяется ‍♀️ и так было три раза.

Я чувствовала, что я как белка в колесе, которое сука отлично подгорает. Давайте колоть ноотропы? Нельзя, и мозгом понимала что нельзя, но ничего не менялось от слова совсем. Мы застряли в одной паре, при том вернуться назад серость дня у меня подкатила в 1.4, именно в тот момент я поняла что она аутист, ранее даже не подозревая что это и с чем его едят.

И поняла я это, когда друг сидел играл с ней в течение часа, повернулся ко мне и сказал, блин она ни разу не посмотрела на меня.
Просто я время от времени все же видела ее улыбку и красивый точный взгляд на меня, это замыливало трезвость ума. А в тот момент, это был ещё один удар по голове.
Больно, жалко себя, жалко ребёнка, и ещё куча вопросов и сожалений. И нежелание верить в это.

Бились с физухой, искали логопедов, дефектологов, психологов. Разговаривали с разными специалистами, скатались в другие города к супер неврологам. Ответ один, чуда не будет. Перерыла все сайты, решила попробовать подход с ещё большей жесткостью в отношении физухи. С аутизмом мне было сложнее, понимания не было.

Вот есть АВА терапия, но ближайший от нас центр в 250 км, и похоже все это на то что будут дрессировать как собаку. Поговорила с другими матерями аутистов, многие из них сказали «долго, дорого, всю жизнь надо менять, не удобно». Больше парила именно мысль дрессировки.

День через день на слезах, истерика и адская боль и саморазрушение. И тут я наткнулась на фразу одного психолога в Инстаграмме. Не помню как она звучала, но было очень жестко и отрезвляюще в сторону родителей с самобичеванием и разочарованием в Чаде. Мне стало стыдно, но я же что-то делала? А вопрос то не в том чтобы создавать панику и суету, а подумать хорошо и сделать правильно. А не делать активность, там где она не нужна.

После курса у логопеда, которая всеми вариантами металлических инструментов залезла в рот, дабы активизировать речь ребёнку. Сонька сильно стрессанула, и мы не могли никуда ни зайти ни выйти🤦🏼‍♀️
Она кричала так сильно, пока кровь из носа не начинала идти. А если подумать, массаж языка конечно здорово, но давайте думать все же где он нужен действительно. Если вы себе сделаете, вы заговорите на английском?

Вот с аутистом так же, для него это такой же вариант. Шлепать по подбородку, извлекая звуки из малыша во время истерики, растягивать губы в разные стороны, тыкать инструментами в язык, все это конечно имеет место быть, но только для постановки звуков которые уже есть.

Все терзания мешали трезво мыслить, и только к 2 м годам, изучив все цены на сайте центра АВА новосибирск, где были указаны регулярные занятия от 50 до 70т месяц, я заняла деньги и мы поехали на первую консультацию. При том осознавая полностью, что ежемесячный ценник мы не тянем, при всем желании. Но в тот момент я уже была решительно настроена, продать все, отдать все лишь бы это помогло.

Читайте также:
Конспект логоритмического занятия (Страна Мыльяндия)

“Начнем заниматься, а там будет видно” — как выбрать хорошего логопеда

Дает прогноз или “там будет видно”

— Родители приняли решение обратиться с ребенком к логопеду. Как понять, хороший это специалист или нет?

— Гарантий, к сожалению, нет. Стоит, мне кажется, обратить внимание вот на такие моменты:

  • Есть ли у специалиста диплом профильного вуза (лучше того, что на слуху, очная форма обучения) или курсы?
  • Повышает ли квалификацию регулярно (не реже, чем в 5 лет, а лучше ежегодно) или не делает этого.
  • Есть ли дополнительные специализации.
  • Берёт ли супервизии или опирается только на свои знания. Есть ли наставники, учителя или только базовое образование. Достаточно часто родители детей мне говорят, что логопед, который с ними занимается — моя ученица, а я об этом и не знаю. Студентов, слушателей действительно много, но, согласитесь, ученик – это эксклюзив.
  • Специалист долгое время трудится на одном рабочем месте или часто меняет их.
  • Есть ли опыт работы по специальности или его нет.
  • Специализируется ли на конкретном диагнозе или умеет всё.
  • Работает ли комплексно, в команде или только конкретно его помощь.
  • Даёт ли прогноз или говорит «как пойдёт, там будет видно».

Позволю себе ещё цитату логопеда в обсуждении на фейсбуке, который касается последнего пункта: «Никогда не даю прогноз, не обещаю за определённый срок убрать проблемы».

Меня это очень расстраивает, я посмотрела страничку логопеда – опытный. Так захотелось спросить: а если не будет называть сроки восстановления функции врач (я понимаю, что могут быть осложнения, нюансы в смене лечения)? Когда врач говорит «прогноза нет», это очень волнительно. Или юрист отводит на решение проблемы месяц, пусть с запасом, но прогноз по решению проблемы получен. Это показатель профессионализма во многих профессиях — и в логопедии тоже.

Очень хорошо, когда специалист планирует свою деятельность. Не так страшно, когда после дообследования вносятся корректировки, хорошо, когда идёт наблюдение в динамике. Хуже, когда прогноза нет совсем.

— А можете сказать конкретно, сколько времени нужно, чтобы поставить звуки или, например, звук [р], исправить дисграфию?

Ольга Азова. Фото: Анна Данилова

— Сразу договоримся, что информация по детям, у которых только нарушения речи, нет задержки психического развития (ЗПР), умственной отсталости.

Для постановки звука [р] в самом сложном варианте — полгода, а в основном гораздо быстрее.

Если у ребёнка дизартрия (нарушение произношения и просодики вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы) много звуков нарушено, то нужно учитывать, что большее время уйдёт на автоматизацию. Тут при самом хорошем подходе — два года.

Про дисграфию так. Если у ребенка до школы не было речевых проблем, либо было диагностировано фонетико-фонематическое нарушение, то год, при смешанной форме — два. Если было общее недоразвитие речи и появились не только нарушения письма, но и письменной речи (дизорфографии), то такой ребёнок занимается 3-4 года, то есть всю начальную школу.

Стоит уточнить, что в подгруппах работа может проходить дольше, чем на индивидуальных занятиях. Родителям я говорю, что если у ребёнка «4» и «5» по математике (в расчет идут объективные оценки), то по коррекции дизорфографии буду заниматься год, если вы будете выполнять домашние задания, два года – если мы занимаемся с ребёнком вдвоём, без помощи родителей.

Какие вопросы нужно ожидать от логопеда, и если он не задал их при знакомстве с ребенком, стоит насторожиться?

— Смотря с какой проблемой пришёл ребёнок. Если это тяжёлое нарушение речи, то, конечно, нужно время, чтобы оценить работоспособность ребёнка и уровень помощи семьи при выполнении домашних заданий. Через несколько занятий это уже будет понятно.

Конечно, дети, как и взрослые, живые люди со своими желаниями и настроением, это нужно учитывать при первом знакомстве. Может так быть, что сначала какую-то проблему логопед не обнаружил, но в процессе первых занятий всё встанет на свои места.

Иногда на консультации кажется, что проблема чуть легче или, наоборот, чуть тяжелее, но через несколько занятий всё будет понятно окончательно. Нужно немного сработаться и привыкнуть к друг другу.

Некоторые особенности развития можно оценить только процессуально. Например, ребёнок усваивает материал несколько дольше, чем изначально спланировал логопед. В течение совместного труда становится понятно кого из команды специалистов нужно подключить к работе, чтобы максимально эффективно решить задачу.

— Стоит ли родителям побывать на занятии?

— Решать по ситуации. У меня разный опыт. Когда я была школьным логопедом, то буквально уговаривала родителей посетить наши фронтальные занятия, но максимум, на что они соглашались, это раз в год — открытое занятие и родительское собрание.

В индивидуальной работе с точностью наоборот, многие родители почти всегда присутствовали на занятиях с тем, чтобы дома максимально делать, как я. Сейчас у нас в центре очень сложные дети, которые сильно отвлекаются на присутствие родителей, поэтому, несмотря на то, что запрета нет, ждут в коридоре, но при желании можно услышать всё, что происходит за дверью или записать на камеру/диктофон занятие.

“А нам он помог”

— Когда должны появиться результаты, как понять, есть они или нет? Как понять, что их нет и что дело – в непрофессионализме?

— Результаты есть всегда, можно сказать, почти с первого занятия. Вот, например, ребёнок не мог делать артикуляционное упражнение при постановке звука – стало получаться, не было указательного жеста – есть, не владел проверкой и нахождением места безударного гласного даже в простых словах – научился.

Читайте также:
Последовательность работы над предложением с детьми, имеющими ОНР 2 и 3 уровней

Нужно ставить промежуточные цели, но идти к генеральной.

У каждого занятия есть цель, которую ставит логопед себе и может соответственно поделиться с родителем. Если она выполнена, то всё идёт правильно.

— Если логопед предлагает что-нибудь дополнительно, как понять – это действительно нужно или нет?

— Логопед должен аргументировать. Если, например, в процессе занятий становится понятно, что материал усваивается медленнее, чем обычно это происходит у детей с похожей проблемой или, обнаруживаются другие дефициты, которые напрямую связаны с речью, но логопед с этим непосредственно не занимается, то специалист предлагает обратиться за помощью к коллегам – психологу, массажисту, нейропсихологу.

Я за разделение труда. Нельзя проводить логопедическое занятие и одновременно не развивать память или внимание, но и нельзя только этим заниматься, для этого есть другой специалист. Не нужно исправлять дисграфию на физкультуре, для коррекции нужны занятия в тетради, но если у ребёнка диспраксия (касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями), то ему будут показаны занятия, на которых непосредственно этим занимаются – сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология, физическая культура.

Вот сегодня пришла на консультацию девочка, которая долго молчала, но сейчас уже говорит, и у мамы как раз вопрос – «справится ли на этом этапе один логопед». Только я хотела сказать «нет», как выясняется, что сад частный и там полный арсенал специалистов, которые комплексно занимаются с детьми: массажист, музыкальный педагог, психолог, тренер в бассейне и спортзале. Ответ в результате был другой – «справится», если он качественно подходит к проведению занятий.

— При выборе специалиста всегда ли полезны рекомендации знакомых, что вот, кому-то он очень помог?

— Мне кажется, что это важно. Особенно, если люди близкие, мнению которых уже доверяли в других ситуациях, у детей похожие диагнозы.

Если люди надёжные, то в данном случае это не просто «сарафанное радио», а удачный опыт людей. Тут же речь не идёт про рекламу и не обсуждается человеческий фактор, а только профессионализм.

Вот ребёнок долго молчит и ему помогли заговорить, у него было сложное поведение и семье помогли с ним справиться, на письме было много ошибок и ребёнок перестал их делать, не выговаривал звуки и за год полностью исправил недостатки звукопроизношения. Ряд можно продолжить.

Мне кажется, что самое важное именно то, что это конкретный опыт ребёнка и семьи, а не виртуальные рекомендации абстрактных людей.

Вы видите результат и можете его оценить, особенно, если до этого была действительно проблема.

Мы же даже в более простых вопросах, как, например, стрижка, не идём к первому встречному мастеру, а к тому, чьи результаты нам нравятся. Но в любом случае нужно понимать, что это будет лично наш опыт и ответственность, именно так к этому нужно относиться.

Закончил институт — специалист на века

— Родители нередко жалуются, что сегодня очень сложно самостоятельно выбрать хорошего логопеда. Почему сложно?

— Раньше, до 90-х годов, в нашей стране было всего несколько дефектологических факультетов при поступлении на которые проходил очень серьёзный отбор студентов, был стабильно высокий конкурс.

Но сегодня настало такое время, когда количество заболеваний, связанных с нарушениями речи, поведения, интеллекта увеличилось в разы.

Рухнуло классическое образование логопедов. Вуз берёт всех, кто пришёл, а студент руководствуется тем, что “высшей математики при обучении нет, как-нибудь два вопроса выучу”.

Дело уже не только в номинальной конкуренции, а именно в качественном отборе.

Кстати, и любовь к детям, и мотивация к профессии, и желание помогать, тоже ранее учитывали во время собеседования по профотбору, но и, кроме большой составляющей, которая заключается не только в душевности, но и умению найти подход к ребёнку, важное – знание, и главное, умение помочь ребёнку или взрослому.

Существует система контроля над работой логопедов?

— Системы контроля практически нет, во многих городах распущены даже методические объединения. Я была в одном учреждении — там три года подряд увольняли по логопеду. Год проработал, детям не помог, все нарушения и проблемы как были, так через год и остались – уволили, взяли нового — и так три года. То есть на протяжении этого времени дети в этом детском учреждении не получали помощь.

Логопеды отказываются работать с детьми, если проблема чуть сложнее, ссылаясь на отсутствие опыта, несмотря на то, что в дипломе написано, что это его профессиональная компетенция. Многие также пробуют, не получилось – оставили ребёнка совсем без помощи.

— Как можно изменить ситуацию?

— Специалистов спасёт только обучение, повышение своей квалификации. Мне пишут многие коллеги, готовые учиться.

У меня есть хорошая коллега, известный человек, которая, используя своё базовое образование, по сути освоила новую профессию, прошла массу серьёзных обучений, курсов, благо сейчас можно обучаться новому, даже не выезжая из страны. Авторы оригинальных методик приезжают в Россию.

У нас нет опыта повышать квалификацию путём разовых консультаций у более опытного коллеги — супервизии. Я могу ошибаться, но причины две – это стоит денег и как-то не принято, зазорно что ли, особенно, если уже есть какой-то опыт. Конечно, повезло тем, у кого были и есть учителя, с которыми добрые отношения как с наставниками. к которым можно обратиться за помощью, и тем, кто работает в команде, имеет возможность коллегиальных профессиональных разборов.

Читайте также:
Автоматизация звука (Л) в словах, словосочетаниях

У нас практически нет профессиональных ассоциаций. А если и есть таковые, то они номинальные, работы они не ведут.

Также нет и ступеней роста специалиста.

Закончил институт, и всё, ты специалист на века. Нет промежуточных тестирований, если человек меняет специализацию. Нет периода, когда молодой специалист работает под руководством более опытного коллеги, а сразу идёт и, что называется, «пробует на детях». Наставничество – это скорее исключение.

Для контролирующих организаций — нужна система оценок, градаций, независимые аттестации. И опять речь не про то, что куплен сертификат, что просто написан реферат. Очень хочется качества.

Опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях специализированного Дома ребенка

В публикации представлен опыт применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях ГОБУЗ «Областного специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики». Кроме того, дано краткое представление об учреждении, его основная задача, структура, оборудование, этапность работы специалистов учреждения в условиях сенсорной комнаты.

Данное сообщение было представлено в ходе международной открытой дискуссии на специализированном семинаре «Сенсорная стимуляция и Снузелен в реабилитации и специальном образовании детей со специальными потребностями», проводимого в г. Москве в декабре 2012 года. Выступление сопровождалось демонстрацией мультимедийной презентации и было положительно воспринято и оценено аудиторией и организаторами семинара.

Сообщение об опыте применения сенсорного оборудования SNOEZELEN в условиях специализированного Дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики

На Кольском полуострове в городе Апатиты Мурманской области находится Государственное учреждение здравоохранения «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС, с нарушением психики».

Это уютное, просторное, светлое двухэтажное здание с хорошо оборудованными детскими участками и игровыми площадками.

Основной задачей учреждения является оказание специализированной помощи детям с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики и недостатками физического развития, детям, оставшихся без попечения родителей, детям-инвалидам, детям с профильной патологией, воспитывающихся в семьях по медицинским и социальным показаниям.

Структура учреждения

Учреждение включает в себя:

  • лечебно-реабилитационное отделение с кабинетом функциональной диагностики и ультразвуковыми исследованиями,
  • массажный зал,
  • физиотерапевтический кабинет, куда входят кабинеты водолечения, светолечения,
  • ингаляторий,
  • тренажерный зал,
  • бассейн,
  • зал лечебной физкультуры, оборудованный ортопедическими укладками фирмы «Rehab and medical», балансировочными досками, рефлекторно – нагрузочным комбинезоном «Адели», петлей Гросса и пр.

И коррекционное отделение. Коррекционную работу с детьми осуществляют учителя-дефектологи, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Специалисты отделения коррекционной педагоги в ходе занятий активно используют современные прогрессивные методики и оборудование в том числе оборудование ведущих мировых фирм-производителей.

  • музыкотерапия,
  • Монтессори – класс, оборудованный Монтессори материалом,
  • кабинет педагога – психолога, работающего с детьми раннего возраста,
  • компьютерная мультисенсорная система «PMD», специально разработанная для детей с тяжелыми физическими недостатками, имеющими ограниченные физические возможности,
  • логотерапевтический аппарат биологической обратной связи (БОС),
  • сенсорная комната SNOEZELEN.

В 1993 году наше учреждение включено в президентскую программу «Дети России», подпрограмма «Дети – инвалиды», в рамках которой осуществлялось финансирование внедрения новых технологий диагностики заболеваний и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 1996 году начались первые поставки выбранного нами оборудования для сенсорной комнаты.

В апреле 1997 года была смонтирована сенсорная комната. Каких-то специальных рекомендаций по ее использованию нам не предоставили и материал нарабатывался методом «проб и ошибок».

В середине 1998 года к нам поступили некоторые методические рекомендации по использованию сенсорной комнаты. К этому моменту нам стало понятно, что мы не только нашли правильный путь, но имеем несколько отличный и более широкий аспект применения сенсорной комнаты.

Задачи специалистов

Занятия в сенсорной комнате проводят специалисты разного профиля: педагог-психолог и учителя-дефектологи. Каждый специалист ставит перед собой и решает свои задачи:

1) Психолог, посредством оборудования СК формирует положительный эмоциональный фон настроения, снимает повышенный уровень тревожности и страхов, нормализует поведение.

2)​ Дефектологи, используя элементы сенсорной комнаты, в ходе комплексных занятий решают ряд специфических задач, таких, как:

  • развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций,
  • формирование зрительно-моторной координации,
  • развитие тонкой моторики,
  • стимуляция речевой активности,
  • нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата в условиях релаксации.

Этапы работы в сенсорной комнате

Работу в сенсорной комнате можно условно разделить на три этапа:

1. Знакомство с сенсорной комнатой.

Непривычная для детей обстановка может вызвать отрицательные эмоции, поэтому знакомство мы начинаем без включения сенсорных панелей, давая возможность привыкнуть к новым ощущениям. Необходима и предварительная подготовка посредством рассказа о сказочной, волшебной комнате. Для этапа ознакомления обычно бывает достаточно одного посещения.

2. Адаптация к условиям сенсорной комнаты.

Элементы вводим поэтапно. Занятия проводятся в виде игры, в которой «волшебная» комната дарит детям свои сюрпризы.

3. Коррекционная работа в условиях сенсорной комнаты.

Этот этап, непосредственного развития сенсорной чувствительности, начинается с наиболее сохранных видов – тактильной и кинестетической, постепенно переходит к более депривированным – зрительной и слуховой. Количество занятий определяется степенью развития сенсорных ощущений.

Оборудование сенсорной комнаты

Оборудование сенсорной комнаты условно можно разделить на два функциональных блока, в зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС – релаксация или активация.

К релаксационному блоку относятся:

1) «Светящийся» бассейн с прозрачными шариками,

2) Водная музыкальная кровать, «космическая» сетка и фонотека релаксационной музыки

3) Панели, создающие рассеянный свет:

  • Световые трубки с пузырьками и цветными шарами
  • Интерактивные трубки с пузырьками
  • Зеркальная панель со светооптическими нитями
  • Настенная панель с пузырьками
  • Световая трубка «Фонтан»
  • Каскад светооптических волокон
  • Панель «Искрящийся ковер»
  • Ковер «Млечный путь»
  • Зеркальный шар с цветовым проектором.
Читайте также:
Характеристика на ребенка для ПМПК - рекомендации воспитателям

Активационный блок включает в себя все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями:

1) Панель «Огненное колесо».

2) Интерактивная фиброоптическая панель «Фонтан».

По нашему мнению некоторые панели и оборудование можно отнести к «универсальным». Так, например, в «светящемся» бассейне можно просто полежать, наблюдая, как изменяется цвет шариков, или понаблюдать, как по стенам плавно плывут разноцветные «зайчики», образованных от вращения зеркального шара, слушая спокойную, релаксационную музыку. А можно провести подвижные игры с детьми, например, «Кто быстрее доплывет до берега» или «Прятки».

Детям нашего учреждения очень нравятся занятия в «волшебной» комнате. Всегда с удовольствием идут туда, в ожидании очередного чуда и волшебства.

Отслеживая динамику развития детей, мы с уверенностью можем отметить, что использование оборудования SNUZELIN в коррекционной работе является мощным стимулом эмоционального, речевого, физического и сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

1) Образцова Ольга Евгеньевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области;

2) Гутель Светлана Валерьевна,
учитель-дефектолог,
ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка
для детей с органическим поражением ЦНС
с нарушением психики»,
г. Апатиты Мурманской области.

Сенсорные комнаты: расслабление, лечение и обучение

  • Статьи
  • Новости
  • Презентация

Сенсорная комната (от лат. sensus «чувство, ощущение, восприятие») — среда, обустроенная для психической и психологической разгрузки людей с особенностями развития, особенно детей, в терапевтических целях. Понятие «сенсорная комната» является собирательным и объединяет в себе:

  • мультисенсорные комнаты;
  • сенсорные ванные команты;
  • сенсорные бассейны;
  • сенсорные спальные комнаты;
  • сенсорные сады;
  • «белые» комнаты;
  • тёмные комнаты;
  • комнаты безопасности и многое другое.

Все виды сенсорных комнат используются для решения различных задач, однако цель всегда одна — раскрепостить человека, преодолеть его трудности в общении и даже при необходимости успокоить.

Первое применение

Сенсорные комнаты появились в Нидерландах в 70-х годах прошлого века в качестве инструмента работы с тяжёлыми пациентами, которые страдали ДЦП и другими психоневрологическими заболеваниями. Такая терапия получила название «снузелен» — от сочетания нидерландских слов “snuffelen” (узнавать, открывать) и “doezelen” (дремать). Слово прижилось и в русском языке, поэтому вместо термина «сенсорная комната» часто можно услышать или прочитать «комната снузелен». В отличие от современных сенсорных комнат, в которых используется большое количество стороннего оборудования, первые снузелен-комнаты представляли собой помещения с мягким светом, панелями с мерцающими лампочками, мягкими массажными креслами и живыми растениями. Всё это использовалось для искусственной стимуляции всех органов чувств в целях релаксации. Впрочем, именно релаксация по сей день является основной задачей при работе с сенсорными комнатами. Позднее снузелен стали использовать в работе и с обычными детьми. Впервые такой подход использовали в Великобритании. Наибольшую распространённость сенсорные комнаты получили в Германии: на сегодняшний день их количество достигло 1200 на всю страну.

Процесс терапии

Снузелен является недирективной формой терапии. Это означает, что пациента не лечат напрямую, а создают условия полного комфорта для мобилизации им собственных сил для того, чтобы справиться со своими психологическими либо иными проблемами. Всё освещение, звуки, окружающая среда, текстуры предметов адаптируются под конкретные задачи терапии. Главное — помочь человеку получить максимальное удовольствие от времяпрепровождения в комнате. Одно из её преимуществ — отсутствие необходимости в вербальной коммуникации, что является важным фактором для некоторых пациентов, например, тех, кто страдает тяжёлыми формами аутизма.

В сенсорной комнате ребёнок получает практически полную свободу действий, что позволяет ему вести себя как можно раскованнее. Это положительно сказывается на его психоэмоциональном состоянии, расслабляет напряжённые мышцы, позволяет почувствовать себя в полной безопасности. Стимулируется большинство человеческих органов чувств: глаза, уши, кожа и вестибулярный аппарат. Таким образом достигается эффект не только расслабления, но и развития мелкой моторики, навыка визуализации и ориентации в пространстве.

Оборудование сенсорной комнаты

Для того, чтобы создать обстановку для полного расслабления и при этом добиться терапевтического эффекта, применяется большое количество специального оборудования. Все сенсорные комнаты отличаются друг от друга, вряд ли среди них можно найти идентичные, потому что каждая из них собирается отдельно в зависимости от потребностей в использовании. Одна из главных составляющих снузелен-комнаты — это свет. Он должен быть мягким, приятным для глаз и приглушённым. Для этого используются светящиеся нити, различные лампы, а также подсветка тех или иных частей комнаты, например, бассейна с шариками. Для развития тактильных ощущений и вестибулярного аппарата применяются массажные инструменты, такие как ручные пластичные мячики, сенсорные тропы с наполнителями, имитирующими натуральные поверхности (к примеру, морские камешки), массажные кресла и кровати, всё те же бассейны с шариками, в которых дети любят «плескаться» ничуть не меньше, чем в настоящем бассейне с водой. Расслабление слуха обеспечивается однотонной и негромкой фоновой музыкой и различными предметами, которые издают приятные звуки, например, шуршания или переливания воды. Также в сенсорной комнате обязательно присутствуют зоны, в которых ребёнок может отгородиться ото всех и побыть в одиночестве. Это особенно важно для детей с расстройствами аутического спектра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: