Слово и слог. Деление слов на слоги’ – открытое занятие по логопедии в 2 классе

Открытое занятие по логопедии в 2 классе на тему «Слово и слог. Деление слов на слоги»

Открытое занятие по логопедии в 2 классе на тему:

Тема: Слово и слог. Деление слов на слоги

Цели и задачи:

1. Сформировать умение различать слово слог, определять кол-во слогов в слове, делить слова на слоги.

2. Развивать зрительное внимание и восприятие, словарный запас, грамматический стой речи, мышление.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

  • Предметные и сюжетные картинки, схемы слов, предложений, ножницы, мяч, смайлики.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Орг.момент.

Логопед: Сядет тот ученик, кто назовёт гласные звуки в своём имени.

2. Развитие общей, артикуляционной моторики.

– для губ — Улыбка

Покусать нижнюю губу

Покусать верхнюю губу

– для языка- Покусать язык зубами

Сном волшебным засыпаем,

В страну сказок улетаем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Смотрим глазками опять.

II. Основная часть

1. Знакомство с темой занятия

– Пусты поля, мокнет земля

Дождь поливает, когда это бывает? (осенью)

– Какие подарки нам приносит осень? (демонстрация картинки)

– Какие работы выполняют люди осенью?

– Что люди собирают в огородах, садах? (урожай)

– Где-то у меня было это слово на доске, осень на своих листочках разделило это слово на части, давайте его соберем.

– Кто догадался, на что поделилось слово? (на слоги)

– Сегодня на занятии мы будем учиться делить слова на слоги.

2. Знакомство с понятием слог и слогообразующей роли гласных

Слог — это один или несколько звуков, произносимых 1 раз на выдохе.

– Ой, я собирала урожай, что –то в моем кармашке потерялось.

В зеленом чулочке

В стручках созревают,

Как их называют? (бобы)

– Сколько слогов давайте посчитаем в слове «боб»- один,

– Давайте скажем много «бобы», что изменилось?

– Добавили гласный «ы», изменилось кол-во слогов? (да)

Вывод: гласные звуки образуют слоги.

Сколько в слове гласных, столько и слогов, это знает каждый из учеников.

3. Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

4. Упражнение на деление слов на слоги

– Ребята, ветер осенью усиливается, нам с вами срочно надо собирать урожай в огороде.

– Что растет в огороде? (овощи)

– Мы не просто будем собирать, а распределять их по ящикам.

– Ящики не простые, на каждом из них обозначено кол-во слогов: 1, 2, 3 в названиях овощей.

– Каждый из вас из чудесного мешочка достает овощ, считает кол- слогов и определяет его в нужный ящик. ( лук, перец, морковь, тыква, огурец, капуста, картофель)

– Какой овощ оказался лишним? (кукуруза), докажите.

– Возьмите схему слова на парте, разделите ножницами слово «кукуруза» на слоги, сколько их получится? (4)

5. Развитие грамматического строя речи

Игра с мячом «Скажи много»

6. Работа с предложением

– У меня много капусты уродилось, давайте ее посолим.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем

– Вспомните, какое слово мы с вами собирали в начале занятия? (урожай)

– Посмотрите на сюжетную картинку, что делают ребята?

– Давайте составим предложение.

Ребята в огороде собирают урожай.

Запись предложения в тетрадь, некоторые ученики пишут по обводке.

Читайте также:
Интеллектуально-речевая игра 'Что? Где? Когда?'

Выполнение схемы предложения, подчеркивание гласных букв в слове огороде, определение кол-ва слогов по кол-ву гласных букв. (повторение правила)

III. Итог занятия.

Оценка работы учеников.

– Какое у вас сейчас настроение? Обозначьте его, выбрав смайлики с улыбкой или с грустным лицом.

Москвитина Марина Анатольевна,
учитель-логопед

Логопедическое занятие “Деление слов на слоги”. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2

Образовательные:

  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • закрепить умение выделять ударный слог в слове;
  • закрепить умение выделять гласные в слове.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух через определение слогов в слове и выделение ударного слога;
  • развивать мыслительные операции – обобщение через игру “Рассади животных”;
  • развивать память через игру “Собери слово”;
  • развивать чувства ритма и словарный запас через придумывание чистоговорок;
  • развивать мелкую моторику через составление слогов из палочек.

Воспитывать:

  • воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: палочки в коробочке, сигнальные карточки с цифрами, поезд с животными, слова с пропущенными слогами, парашютисты со слогами, морской котик и мячики со слогами, зеркала на каждого.

Ход занятия

I. Организационный момент

– Сядет тот, кто назовёт слово, состоящее из двух слогов.

II. Артикуляционная гимнастика

– Чтобы нам хорошо поработать мы с вами подготовим наши органы речи. Взяли зеркала.

Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (Упражнение “Лопаточка”)
Язык иголочкой потом потянем тонким острием. (Упражнение “Иголочка”)
А потом пойдем гулять, по ступенечкам шагать. (Язык перешагивает через зубы)
По ступенькам пошагал, на качели побежал. (Упражнение “Качели”)
Вверх взлетел он смело…. Но пора за дело.
Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор. (Упражнение “Заборчик”)
Гвозди, молоток и клещи – нужные в работе вещи.
Молоток стучит “ТУК-ТУК!” Языку он лучший друг. (Упражнение “Автомат”)
Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать. (Упражнение “Маляр”)
Язычок наш кончил дело. Отдыхать он может смело.
Он с лошадкой погуляет. (Упражнение “Лошадка”)
И грибов насобирает. (Упражнение “Гармошка”)
Погоняет он в футбол и забьёт в ворота гол.
Очень сложная задача – загонять в ворота мячик. (Упражнение “Футбол”)
Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой. (Упражнение “Горка”)
Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк.

III. Пальчиковая гимнастика

– Что мы сейчас с вами подготовили к работе?

– А теперь нужно подготовить к работе наши пальчики. Взяли палочки в коробочке. Сложите из палочек букву К, рядом с ней букву А.

– Прочитайте что получилось? (КА)

– Придумайте с этим слогом слово, состоящее из двух слогов. (каша, Катя, канат, калач)

– А сейчас превратите букву К в букву Ж, а букву А в букву У.

– Какой слог получился? (ЖУ)

– Придумайте с этим слогом слово, состоящее из двух слогов ( жуки, журнал, журавль)

– Молодцы! Хорошо позанимались и подготовили пальчики к работе.

IV. Сообщение темы занятия.

– Сегодня на занятии мы с вами будем делить слова на слоги, выделять ударный слог и выделять гласные в слове.

V. Развитие фонематического слуха

– Возьмите сигнальные карточки и я посмотрю как вы умеете определять количество слогов в слове.

Логопед называет слова, ученики поднимают карточки с цифрами 1, 2, 3 определяя количество слогов в словах.

Читайте также:
Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

КОТ, САМОЛЕТ, МАЛИНА, КАША, СУП, ЛОЖКА, СОСКА, ВОРОНА.

VI. Деление слов на слоги

1. Рассади пассажиров.

– Посмотрите на картинку и скажите, кто это? (КОРОВА)

– Кто еще изображен на картинках? (КОЗА, КОТ, ГУСЬ, УТКА, КУРИЦА)

– На какие две группы можно разделить этих зверей? (Птицы и животные)

– Птицы и животные решили отправиться в путешествие на поезде и купили билеты. Давайте рассадим пассажиров. В 1 вагоне поедут пассажиры, в названии которых один слог, во 2 вагоне , в названии которых два слога, в 3 вагоне пассажиры, в названии которых три слога.

Ученики рассаживают пассажиров.

– Почему в слове КОТ один слог? (ученики объясняют: сколько в слове гласных столько и слогов)

Аналогичная работа со всеми словами.

– Ребята, скажите, что помогло правильно рассадить всех пассажиров.

– Верно, мы всегда помним правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Если об этом будем помнить, то поможете парашютистам приземлиться на свое место.

2. Найди нужный слог

– Для этого нужно прочитать слово и догадаться какой парашютист (слог) должен туда приземлиться. Постараемся слова запомнить.

– Скажите, почему в слове машина слышим Ы, а пишем И? Какое есть правило?

– На какой слог падает ударение? Какие гласные в этом слове.

Логопед закрывает слова.

– А сейчас вы должны вспомнить на какие слова приземлялись парашютисты.

– Начертите схемы к данным словам.

БЕРЕЗА, СОСНА, МАШИНА, ДОМИК, САМОЛЕТ, КРАПИВА.

Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы ножками потопаем: топ-топ-топ.
Качаем головой: так-так-так.
Мы руки поднимаем, мы руки отпускам.
На месте мы бегом и сядем тихо-тихо.

– Посмотрите на картинку на ней изображен ТИККО.

– Понятно, что это за животное?

– А как узнать, что это за животное?

– Правильно, нужно переставить слоги. Мы ведь знаем правило: Слоги в словах должны стоять в правильном порядке. Так кто это?

– Верно это морской котик. Его так назвали, потому что он живет в холодной морской воде. Морские котики очень умные, поэтому они выступают в цирке. Вот и мы сейчас вместе с морским котиком поиграем с мячиками, на которых написаны слоги. Эти слоги нужно составить в правильном порядке, чтобы получились слова.

СНЕ-ЖИН-КА МО-ЛО-КО БЕ-ГЕ-МОТ
БА-НАН ЖИ-РАФ

– Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните гласные и самостоятельно поставьте ударение.

– Поверим как вы поставили ударение и какие гласные подчеркнули.

– Молодцы! Все выполнили работу правильно.

4. Развитие чувства ритма

– А теперь мы немного посочиняем. Я задам вам слог, а вы должны будете придумать к нему рифму.

ШКА-ШКА-ШКА-…………………..(кошка, мышка, букашка)

– Молодцы! Хорошие рифмы придумали!

VII. Итог занятия.

Мы сегодня делили слова на слоги. Скажите, как узнать сколько в слове слогов?

Деление слов на слоги

Каждый день
Всегда везде
На занятиях в игре
Верно четко говорим
Никуда мы не спешим

Проверка домашнего задания.

Что мы с вами делали на прошлом уроке? Составляли слова из слогов, делили слова на слоги, считали слоги в словах. Молодец! И сегодня у нас с вами по этой теме последнее занятие. Наша тема «Деление слов на слоги». И исходя из темы, какую цель перед собой вы поставите сегодня на уроке?
-Уметь составлять слова из слогов,
-делить слова на слоги,
-считать количество слогов в словах.

Молодцы, а как вы думаете, что вам нужно для достижения этих целей?
-Знания. (какие?-которые изучаем в классе),
-тетрадь, ручка, компьютер. Давайте проверим – все ли на месте.
А что еще нужно?

-слушать учителя. Молодцы!

Читайте также:
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР

Но прежде, чем приступать к выполнению заданий, Давай повторим.
Что такое слог?
Какими двумя способами можно посчитать слоги в словах?

Ой! Кто-то постучал в окно. Пойдемте, посмотрим. Белка! С каким-то письмом в руках!

Беда в лесу!
Нам устроила потоп
Возле речки харибо’б.
(бобриха)

Сколько лет в твоем веку,
Знает только кушкаку’.
(кукушка)

Помогите расколдовать наш лес! Мы не сможем встретить новогодний праздник без вашей помощи! Злой волшебник заколдовал наш лес. Чтобы его расколдовать, надо выполнить очень трудные задания. Мы без вас не справимся!!
Поможем бедным зверятам? Конечно поможем. Но прежде, чем отправиться в путь, надо потренировать наш язычок.

1. Артикуляционные упражнения.

-окошко
-дудочка
-заборчик
-лошадка
-чашечка
-маляр

2. Развитие мелкой моторики. Но еще и ручки надо потренировать. Раскрась по выбору 2-3 животных.

3. Смотрите, к нам пришел ежик. У него в иголках какое-то задание. Надо в таблице найти «поломанные слова».

ря За яц Ли
Мед ро са то
та ведь ку Бел
бы мо ка ви

Молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием. Давайте запишем этих животных в тетрадь и разделим слова на слоги.

4. Но пока вы его выполняли, к нам прибежала белочка и принесла следующее задание. Смотрите в наш волшебный компьютер. Задание шишки. Соберите шишки со логами в слова, чтобы у вас получились лесные звери. Молодцы! Вы и с этим заданием очень хорошо справились.

5. Так вы точно спасете лес! Ой, кажется кто-то царапается в дверь. Лиса! И она задание принесла!
Помогите животным найти их детенышей. Для этого проведите стрелочки от каждого животного к детенышу.

Лиса Зайчонок
Волк Лисенок
Еж Медвежонок
Заяц Волчонок
Медведь Ежонок



6. Вижу вы немного устали. Думаю надо маленько отдохнуть. Сделаем небольшую разминку. Я буду говорить слова, а вы сколько услышите в нем слогов столько раз и хлопнете в ладошки. Начинаем.
Е-жик, ли-сич-ка, бе-лоч-ка, волк, лось, бо-бер, гор-нос-тай. Молодцы!! Не так просто вас и запутать.

7. Смотрите – зайка! Он тоже задание принес. Это задание самое ответственное. Я раздам вам «сломанные слова», а вы их почините, а получившиеся слова запишете в тетрадь.

цаЛиси
каБелоч
чишкаЗай
ведьМед

А ТЕПЕРЬ ПОСЧИТАЙТЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОГОВ В КАЖДОМ СЛОВЕ И ПОСТАВЬТЕ РЯДОМ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ЦИФРУ.

8. Презентация. Посмотрите- ка в наш волшебный монитор, там появилось какое-то послание. И оно тоже заколдованное. Чтобы его расколдовать, надо из слов выделенных жирным шрифтом составить слова. И тогда звери будут спасены!

Молодцы! отлично справились с этим заданием!

Презентация по теме животные леса, «Деление слов на слоги»

Звери расколдованы! Теперь у них точно будет новогодний праздник. К сожалению наш урок подошёл к концу. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? А что больше всего понравилось? Помните в начале урока каждый из вас ставил перед собой цель? Мы этих целей достигли? а как вы думаете, вы сегодня хорошо работали? А те знания, которые вы получила сегодня на уроке, где тебе могут вам пригодиться?

Читайте также:
Артикуляционная гимнастика в стихах

Домашнее задание на следующий урок. Решить ребус. Разгадывается он так. Необходимо выписать только первые звуки каждой из картинок. И из получившихся букв составить слово.

У меня для вас есть сюрприз. Вы так сильно понравились животным, что они решили подарить вам сувениры на память со своими изображениями. Вы умнички! Урок закончен. До следующей встречи. (в качестве подарка детям дарятся ручки с лесными животными).

Конспект логопедического занятия. Тема “Слоги”. 2 класс.

Предмет: Логопедия
Категория материала: Конспекты
Класс: 2 класс
Автор: Горелова Варвара Ивановна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 43.50 Kb

Подгрупповое логопедическое занятие

Цели и задачи. Развивать умение детей выполнять слоговой анализ и синтез.

Обогащать словарный запас детей по темам «Фрукты», «Деревья», «Грибы», «Ягоды».

Оборудование: презентация к уроку в программе PowerPoint, диктофон.

Тип занятия: отработка универсальных учебных действий.

Введение в занятие. Давайте представимся.

Называйте своё имя, деля ёго на слоги.

Введение в основную часть. Слайд 2:

МЫ попали с вами на сказочную поляну.

Вот по ней шагает сказочный солдат. Какой первый звук стоит в слове СОЛДАТ? Запомните эту букву.

Из-за дерева ласточка взмыла вверх. Какой первый звук стоит в слове ЛАСТОЧКА? Запоминайте.

Из леса вышел олень – золотые рога. Какой первый звук стоит в слове ОЛЕНЬ? Продолжайте запоминать буквы.

В небе быстро мчаться Гуси – лебеди. Какой первый звук в слове ГУСИ?

А вот на гору поднялся Иван- Царевич. Какой звук начинает его имя?

Назовите буквы по порядку С, Л, О, Г.

Наша тема СЛАЙД 2 «Слоги».

Сегодня вы будете продолжать учиться делить слова на слоги. Определять гласные звуки и буквы, считать количество слогов.

Вспомните правило, послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос. Сколько всего гласных букв. СЛАЙД 3

ВЫВОД: В слове столько слогов, сколько гласных.

Основная часть Сегодня в гости к вам придёт ещё одна сказочная героиня. Откроем волшебную шкатулку и узнаем её имя. СЛАЙД 4. Прочитайте. Правильно написаны слоги? Так кто к нам пришёл? Верно! СЛАЙД 5.

Назовите гласные буквы этого

слова и определите количество слогов О.У, А – значит в этом

Золушка обращается к вам с просьбой:

Здравствуйте, ребята! Я очень хочу попасть на бал, но попасть туда можно только после того, как вы поможете мне выполнить все задания, которые дала мне МАЧЕХА. Для Вас у меня есть сюрприз! Узнаете о нём в конце занятия.

Практическая часть. Давайте начнём ей помогать.

Вы попали на волшебную поляну.

Нужно собрать ягоды. СЛАЙД 6.

Назовите их и прочитайте названия.

Какие гласные в слове МАЛИНА?

Сколько будет слогов? Проверим?

Смотрим СЛАЙД 7. И т. д. с др. словами.

Самостоятельная работа Запишите слова в тетрадь, где два слога.

в тетрадях. СЛАЙД 8 (клюк-ва).

Практическое задание. Золушка приглашает вас в волшебный

фруктовый сад. Нужно назвать фрукты,

слова разделите на слоги. СЛАЙД 9.

Алёша записывает слово МАН-ДА-РИН,

разделяя его на слоги.

Серёжа записывает слово ЯБ-ЛО-КО и то

же разделяет его на слоги.

Читайте также:
Вопросы квалификационного испытания (экзамена) по должности Учитель-логопед

Данила записывает слово ГРУ-ША, делит

Подчеркните гласные буквы в каждом

Вспомните правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Золушка предлагает вам поиграть в игру «Я скажу, а ты покажешь!»

Звучат слова Золушки по … . Дети выполняют движения:

Золушке все помогают, Ей грибочки собирают.

Быстро, ловко все стирают, Пол ей моют и метут.

Овощи все режут дружно. Ей обед готовить нужно.

Золушке все помогли, как сумели, как смогли.

Практическая работа. Наш путь продолжается. Перед нами

грибная поляна. СЛАЙД 11. Назовите

грибы, какой гриб вам не известен?

Посмотрите на него внимательно: какой

он? – сморщенный. Поэтому его

Слайд 12. Подберите слоговую схему для слов.

задание от Золушки.

Запись диктофона: Осталось пройти только этот лес.

Пожалуйста, помогите мне выполнить

последнее задание. СЛАЙД 13.

Ребята, назовите деревья. Разделите

Определите количество слогов.

Запишите слова в тетрадь, в которых

один слог и их нельзя перенести.

На следующем занятии мы будем

учиться делить слова на слоги для

переноса с одной строки на другую.

14. Вот вы и помогли Золушке добрать до своих сказочных друзей. Угадайте, с кем она поедет на бал? У одной женщины появилась девочка с дюйм ростом. Как её назвали? Дюймовочка. Подберите карету для неё. Разделите слово по слогам.

Заколдовала Снежная королева мальчика по имени … . Его расколдовала сестра по имени… . Найдите для них карету. Сколько слогов в слове Кай? Сколько слогов в слове Герда?

Как зовут девочку, которой вы помогали? Сколько слогов в этом слове? Найдите её карету. Слайд 14

Посмотрите на картинку! Золушка попала в сказочный замок на бал. СЛАЙД 15. Помогая ей, расскажите, чему вы научились?

Золушка для Вас прислала сюрприз – открытка с приглашением и пожеланием. Читайте! СЛАЙД 16.

Мы вам тоже желаем удачи. Со всеми заданиями вы справились великолепно!

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса на тему “Слово и слог” с использование здоровьесберегающих технологий.

Представлен конспект урока к теме “Слово и слог” с использованием здоровьесберегающих технологий

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия

(с использованием здоровьесбергающих технологий)

Логопед: Жукова Марина Васильевна

Тема: Слово и слог

Цели: 1. Дать понятие «слога»;

2. научить дифференцировать понятия «слово» и «слог»

Задачи: 1. Научить учащихся делить слова на слоги, определять

порядок слогов в слове;

2. обучить слоговому анализу и синтезу слов;

3. развить фонематические процессы, внимание и память

4. воспитать языковую наблюдательность, любовь к родному языку

Оборудование: картинки с изображением Фили и Тотоши, предметные картинки, слоги, набор полосок разной длины, грецкие орехи, прищепки.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мы с вами начнем необычно. Сейчас сядет тот, кто назовет свое имя по слогам, отхлопав их количество. (Дети по очереди выполняют задание)

Молодцы! Все справились с заданием! Стоять никто не остался.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Логопед: Сейчас небольшая артикуляционная гимнастика. Только к движениям языка мы еще прибавим движения рук (элементы биоэнергопластики).

«Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать

– движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

Часики»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик – так, тик – так).

Читайте также:
Посуда, предлог 'из' - конспект интегрированного логопедического занятия

– движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

II. Повторение пройденного материала

Логопед: Из чего состоит текст?

Дети: Из предложений.

Логопед: Из чего состоит предложение?

Дети: Из слов.

III. Сообщение темы занятия

Логопед: Сегодня мы узнаем, из чего состоит слово. Слова делятся на части, как апельсин на дольки. Эти дольки и называются СЛОГОМ.

Вы уже знаете, что СЛОГ – это часть слова. Каждое слово состоит из слогов.

1. Определение количества слогов в словах.

Логопед: А как узнать сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: А еще какие есть способы определения слогов?

Дети: надо хлопать в ладоши и говорить слово по частям или проговаривать слово положить руку на подбородок.

Логопед: Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять количество слогов в словах:

Задание 1 Логопед называет слова, дети считают слоги

названными способами : БУРЯ, НЕБО, СОРОКА, ВОРОНА, ГУ-

СЕНИЦА, КАТЯ, ВИТЯ, МАША, ДОМА, КАТЮША…

Задание 2 Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их и определяют количество слогов в словах- отгадках

Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и …

Хвост пушистый – краса

Совсем прохудились мои…

Я расчищу снег, ребята,

Только мне нужна…

Вывешиваются картинки с изображением сказочных героев.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои –

Задание3 Нам надо подарить им подарки. У нас есть картинки, назва-

ния которых состоят из 2 слогов и из 3 слогов. Как вы ду-

маете, кому из гостей какие картинки достанутся и почему?

Дети: Имя ФИЛЯ состоит из 2 слогов – ему картинки в названиях, которых 2

слога, а ТОТОШЕ – картинки, где слова с 3-мя слогами.

Логопед демонстрирует картинки, а ученики прикрепляют их под изображениями ФИЛИ и ТОТОШИ, объясняя свой выбор (ГРУША, МЫЛО, ЛОПАТА, КУРИЦА, СОБАКА, МАШИНА, РАДУГА, ВАЗА, ПИЛА,ЛЫЖИ)

Физкультминутка

Логопед: Осенняя пора, как известно, время сбора урожая. Давайте и мы с ва-

ми соберем сладких яблок.

«Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Дыхательные упражнения

«Свеча» Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Читайте также:
Грибы, составление описательного рассказа о грибах' - конспект НОД

2. Дифференциация слова и слога

Логопед вывешивает звук «ли».

– Ребята, что здесь написано?

– Есть ли смысл в слоге «ли»?

Аналогично разбираются слоги «мо», «ны»

Логопед:Что получится, если мы соединим эти слоги?

Дети:Лимоны

Логопед: Значит, сам по себе слог не содержит смысл. А любое слово

имеет определенный смысл .

Задание 4 Ребята, наши гости пришли не с пустыми руками. Найдите

слоги на торте, который нам принесли Филя и Тотоша.

Устно дополним слог до слова, чтобы появился смысл..

Задание 5 Составление новых слов по первым слогам записанных

Слово и слог. Деление слов на слоги’ – открытое занятие по логопедии в 2 классе

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Конспект этого логопедического занятия можно использовать для детей подготовительной группы, так и детям первого класса.

Бесплатные занятия с логопедом

Тема: Слоговой анализ и синтез слов.

Цели:

– Закреплять практическое умение детей дифференцировать слог и слово, развивать слоговой анализ и синтез, фонематический слух через умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок.

– Активизировать словарь, внимание, мыслительную деятельность, эмоционально- волевую сферу.

– Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, интерес к сказке и осознанное отношение к материалу.

Оборудование: Картина – маршрут с изображением героев сказки А.А. Милна « Винни Пух и все-все-все»; картинки с изображением Унылой поляны и школы; плакат с ошибками; песня из мультфильма; раздаточный материал у детей; конверты с заданиями; тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать. 2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ.

Сегодня у нас урок – сказка и помогать будем героям этой сказки. А какая это сказка- догадайтесь! ( Звучит песенка Винни Пуха « Хорошо живёт на свете Винни Пух»). Догадались, как называется эта сказка? Назовите главных героев этой сказки. Вспомните, как звали других героев сказки?

Наши герои очень любили ходить в гости, но везде их ждали необычные испытания и трудности. Будем помогать героям предолевать их.

Открыли тетради и записали число.

4. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Все друзьям помочь вы рады?

Но постойте – вот преграды:

« Пятачок» пропишем слово, разделив его на слоги,

И поставим ударение для правильного чтения.

Вспомни правило: Знает каждый из учеников – Сколько гласных – столько и слогов.

Слушаем слово, определяем, сколько гласных. Записываем слово, называем гласные. Определяем, сколько в слове слогов, почему?

Определяем ударный слог. Делим слово на слоги вертикальными черточками и ставим ударение.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.

Игра « Живые слова».

Наши друзья уже заскучали. Дело в том, что они находятся посреди Унылой Поляны, где нет ни цветочка, ни живой души. Давайте оживим Унылую Поляну и поиграем в игру. ( Вызываю по 3 ребенка, каждый ребенок – слог. Называю, кто первый, второй, третий слог. Слоги называю в беспорядке. Остальные отгадывают слова).

Слова: БЕРЕЗА, СОЛОВЕЙ, РОМАШКА, КУЗНЕЧИК.

Стала наша полянка вовсе не унылой! ( Вывешиваю на полянку картинки березы, соловья, ромашки и кузнечика).

Читайте также:
Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы

Игра « Хлопни».

Поднялось настроение у Винни Пуха и Пяточка. Так они обрадовались, что захлопали в ладоши. А мы прохлопаем слова, которыми заселили полянку, выделив громко ударный слог.

БЕ- РЕ- ЗА СО- ЛО- ВЕЙ РО-МАШ-КА КУЗ- НЕ- ЧИК Молодцы, ребята! Друзьям пора в путь.

Составление слов из слогов, данных в беспорядке.

Весело шагали они по лесной тропинке и встретили Тигрулю. Он сидел и думал как составить слова из этих слогов. Поможем ему составить слова?

У КА ЛИТ ТА КОН ФЕ ГА КНИ

Дети составляют слова, называют и записывают их. Узнаю, сколько слогов в каждом слове?

Мы помогли справиться Тигруле с нелегким заданием. А наши веселые друзья отправились в гости к Кролику.

Игра « Цепочка слогов».

Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем:

Вот уже виден дом Кролика. Да что-то неважное у него настроение. Вот беда – ключ от дома потерял. Помогите ему найти ключ – распутайте цепочку слов.

( Слова составляем устно).

ША БА КА КА КА РЫ РАН МЫШ

Сколько слогов в каждом слове?

Ключик нашелся, спасибо вам, ребята! Погостив у Кролика, Винни Пух и Пятачок отправились дальше.

Составление слов по первому заданному слогу.

Видят друзья высокое дерево, а на ветке – старая знакомая, Сова. Днем Сова ничего не видит, поэтому не может найти свое дупло. Дупло высоко.

Поможем Сове? Закончите слова, в которых первый слог ЛО, каждое слово станет подставкой на ветке для Совы.

Дети придумывают слова, Сова постепенно поднимается вверх к дуплу. Слова:

Ло шадь, Ло пата, Ло си, Ло жка, Ло коны и т.д.

Вот и дом Совы! Друзья идут дальше.

Работа по карточке.

Выбрать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов и записать их в три столбика.

Вспомните, ребята, сказку. Однажды Винни Пух залез на дерево, чтобы добыть мёд, и на него налетели пчелы – еле спасся. Сейчас он тоже услышал тревожное пчелиное жужжание. Что же это? Пчелы не пропустят друзей дальше, пока они не выполнят задание.

Прочитайте задание, вспомните правило, выполните самостоятельно.

Слова: ЛЕС, ШКОЛА, МОСТ, РЫБАЛКА, ГРИБЫ, ДОМ, ШКОЛА, РЕКА, ИЗБУШКА, КОЛОДЕЦ.

Проверка: на доске открываю карточки, спрашиваю, у кого есть ошибки?

Индивидуально подхожу к каждому во время выполнения задания.

Физкультминутка

Назову слог- наклон вправо, назову слово – наклон влево.

ТА, СОР, КОТ, РЫ, РЫБА, ТАНЕЦ, ЛУ, ЛУК, ЗА, ЗАЯЦ, ЭН, ЖА, ЛУЖА.

Задание « Исправь ошибки» .

Шагали друзья по лесной тропинке и оказались у дома кенгуру по имени Кенга.

Мама Кенга проверяла домашнее задание Крошки РУ и нашла ошибки. Давайте посмотрим эту работу ( вывешиваю на доску плакат).

Найдите слова, которые неправильно разделены на слоги.

Слова: ЗВЕ – РИ Я-КОРЬ ШУТК-А ОС- СЕНН- ЕЕ ВЕ- СЁ – ЛЫЙ

Молодцы, ребята! Винни Пух и Пятачок идут дальше.

Составление комплексной схемы предложения.

И вот перед ними озеро. Кого же видят они на берегу?

Ослик Иа-Иа стоит грустный – грустный, ему необходимо перебраться на другой берег. Давайте построим для него мостик.

Читаем на доске предложение и записываем:

ЗА ОЗЕРОМ СТОИТ ШКОЛА.

Читайте также:
Как сделать интересной автоматизацию звуков

Каждый этап схемы – бревнышко моста. Дети составляют схему в тетрадях, а логопед на доске. Объясняют границы предложения, сколько слов, сколько слогов в каждом слове, какие гласные в словах. Обязательно обращаем внимание на маленькое слово – предлог. В каком слове слог состоит из одной буквы.

__ _______ _______ ________.

____ ____ ____ ____ ___ ____ ____ ____ .

Мост построен. Друзья увидели дорогу к школе и решили пойти учиться. Но в школу без экзаменов нельзя.

Тест – контрольное задание.

Дети, отвечают на вопросы, поднимают карточки + или –

В слове столько слогов, сколько в нем согласных букв.

В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.

Слог обязательно содержит гласную букву.

Слог не бывает без согласных букв.

Слог может состоять из одной буквы.

В слове ДОМ 3 слога.

В слове ПАРК 1 слог.

Экзамен сдан!

Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы умеете делать слова на слоги, составлять из слогов слова, а это значит, вы не будете делать ошибок на пропуск, перестановку букв и слогов в словах. Наша сказка закончилась!

Оцениваю работу детей. Ребята сдают тетради и дослушивают до конца песенку Винни Пуха.

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги»

Содержимое публикации

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги»

Цель : дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ну-ка, все – встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. -Что обозначают эти схемы?

( Дефектолог показывает разные схемы.)

– Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий, слова – признаки предметов?

Игра : «Сосчитай сколько слов в предложении » .

Дефектолог произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например : Мишка спит. (2- слова )

Работа у доски

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Дефектолог произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание.

2. Мотивация обучения

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

-Кто из вас был на соревнованиях?

-Где они проходят?

-Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

Читайте также:
Особенности развития и формирования словаря у детей с нарушениями речи

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

– Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям)

3. Сообщение темы и задач занятия

На этом занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Дефектолог объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ) .

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (произносит –двух, трёхсложные слова )

1. Игра «Раздели слова на слоги » .

– Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка « Слоговички- попрыгунчики »

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов.

– Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

(отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

-Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогампроизносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Дефектолог предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Дефектолог предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.

М е д в е ж о н о к помогает.

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: