Использование логопедом словесных игр в работе с детьми над автоматизацией звуков.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Cистематическое, многоплановое использование словесных игр, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы по автоматизации поставленных звуков. Значение словесных игр в работе с детьми, имеющими нарушения речи, велико, т. к. их использование даёт более быстрое формирование правильного звукопроизношения. Игра облегчает осознание процесса овладения звуками, дети начинают проявлять живой интерес к звуковой стороне речи. Правильное использование этого интереса в своей работе – вот главная задача логопеда. Преимуществом словесных игр является и то, что они не требуют специального материала, определённых условий, а нуждается лишь в знании логопедом самой игры. Логопед может сам варьировать словесный материал игры в зависимости от поставленной дидактической задачи, а при необходимости, может ввести варианты игры с усложнением. Словесная игра создаёт условия для активности всех играющих, что так же крайне важно в процессе работы над поставленным звуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование логопедом словесных игр в работе с детьми над автоматизацией звуков | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме: «Использование логопедом словесных игр в работе с детьми над автоматизацией звуков»
Учитель-логопед ГБДОУ №21
Московского р-на, г. Санкт-Петербурга.
Цель моей работы – показать практическое значение словесных игр в процессе последовательного введения в речь ребёнка поставленного звука.
Адресовано: учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения речи.
Актуальность: Автоматизация – сложный многоступенчатый процесс введения в речь ребёнка нового звука. Если в этой работе использовать только различные тренировочные упражнения со специально подобранным картинным или вербальным материалом, логопедические занятия могут стать для детей утомительными и мало интересными. В первую очередь, это проявится в работе с детьми, имеющими незрелость основных психических процессов, страдающих речевым негативизмом. Учить ребёнка нужно без принуждения на положительных эмоциях и заинтересованности, используя словесные игры это легко можно сделать, т.к. дидактическая задача, завуалированная в игровую форму успешнее решается ребёнком.
Результативность : Использование данной методической разработки на подгрупповых занятиях с детьми значительно ускоряет процесс формирования правильного звукопроизношения. Словесная игра облегчает осознание процесса овладения звуками, формирует у детей живой интерес к звуковой стороне речи. Правильное использование этого интереса в своей работе – главная задача логопеда. Словесные игры должны войти в число любимых детьми самостоятельных игр и как можно чаще использоваться на логопедических занятиях.
Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма и условием становления человека. Игра никогда не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем, она требует от него определенного напряжения сил. Именно поэтому игра влияет на формирование всех основных психических процессов значительно больше, нежели использование только дидактических приемов воспитания.
Огромна роль игры в логопедической работе с детьми. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов, так как дети имеющие нарушения речи, интеллектуально здоровы, а следовательно и потребности в игре у них такие же как у их сверстников. А вот необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов требует от логопеда использования игровых приемов даже в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Особое значение в этой коррекционной работе имеет проведение словесных дидактических игр, целью которых является не только воспитание, но и обучение детей .
Словесные игры не требуют особого оснащения, это игры без игрушек и картинок, игры со словом. Они давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Своими истоками словесные игры уходят в народные игры – потешки, такие как: «Ладушки», «Сорока – ворона» «Коза рогатая» «У медведя во бору» «Гори – гори ясно», которые являются первыми любимыми «уроками» маленьких детей родному языку.
Особенностью всех словесных игр является то, что дети учатся думать о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, опираться на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях. Таким образом происходит отрыв ребенка от наглядного мышления. Дети играют не с предметами, а со словами и в этой игре упражняются в их правильном использовании и произношении. Именно в этом заключается особая ценность словесных игр для логопедической работы.
Как и все дидактические игры, словесная игра включает в себя четыре основных элемента :
- Дидактическую задачу
- Содержание
- Правила
- Игровое действие.
Основным элементом является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены ей и обеспечивают ее выполнение.
Словесные игры, о которых пойдет речь, имеют дидактическую задачу – формирование и закрепление правильного звукопроизношения .
Содержанием игр может быть окружающая действительность, например: природа, люди, животные, их взаимоотношения и.т.д.
Важная роль принадлежит правилам, так как они указывают путь к достижению цели, определяют, что должен делать в игре каждый ребенок, формируют умения управлять своим поведением.
Последний элемент – игровое действие, то есть проявление активности детей в игровых целях. Ребенок увлекается игрой, все его внимание направлено на игровую ситуацию, он начинает интересоваться звуковой стороной речи, активно включается в работу по координированному развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, значит более легким становиться осознание процесса закрепления правильного произношения поставленного звука. Так, незаметно для себя, без особого напряжения, играя, дети успешно закрепляют правильное произношение поставленных звуков.
Автоматизация – это процесс последовательного введения в речь ребенка поставленного звука.
Этапы автоматизации звука:
Первым этапом работы над автоматизацией поставленного звука является его изолированное произнесение.
В этот период используем игры – звукоподражания, целью которых является четкое произнесение вновь поставленного звука всеми детьми подгруппы. Именно игровая форма позволяет использовать различные вспомогательные приемы: длительное произнесение, если звук можно тянуть, например, свистящий [С] или многократное повторение, если это например аффрикат [Ц]. Таким образом удаётся привлечь внимание детей к его звучанию.
На первом этапе обучения целесообразно, чтобы инициатором игровой деятельности был логопед, ведущий. Необходимо добиться, чтобы все дети включались в игру и каждый играющий имел возможность активно в ней участвовать. При этом очень важно использовать правильную интонацию, мимику, жесты, логопед должен показать свою искреннюю заинтересованность в игре. Чтобы игра была занимательной, можно использовать такой игровой элемент, как считалка. Она воспитывает выдержку, помогает соблюдать справедливость, развивает слуховое внимание.
Очень стимулирует детей, поднимает их игровое настроение использование стимульного наглядного материала, такого как маски и «медальоны». Надев на себя определенный атрибут, ребенок легко и естественно входит в образ своего героя и уже «живёт его жизнью». Таким образом, игра становится зрелищной и вызывает у ребят радость.
Перечень словесных игр, используемых на первом этапе.
Для автоматизации шипящих [Ш] [Ж] [Щ] и аффриката [Ч] используются игры:
«Пчелы и медвежата»
«Пчелки собирают мед»
Для автоматизации сонорных звуков [Р] [Р’] [Л] [Л’]
«Воробушки и автомобиль»
Работа по устранению недостатков произношения свистящих звуков требует длительных и кропотливых действий. Одной из первых игр, предложенных мною, была игра «Насос». Цель игры: Автоматизация изолированного звука [С]. Описание игры: Детям предлагалось сесть на стульчики, образовав полукруг. Выполняя роль ведущей, я предлагала: «Давайте отправимся в путешествие на велосипедах. Только нужно проверить, хорошо ли накачаны шины. Ай- ай- ай, пока наши велосипеды стояли, шины спустились. Давайте возьмем насосы и будем их накачивать так: С-С-С…» При этом я сама показывала правильную артикуляцию звука и длительно произносила его, выполняя движения, имитирующие работу насоса. Затем дети по очереди вставали со стульчиков и произносили изолированный звук, подражая показанным мною движениям. Если кто-то из детей произносил звук неправильно, я обыгрывала ситуацию. «Ой, а у Алеши насос сломался, нужен ремонт». При этом уточнялась правильная артикуляция звука, и ребенок, обнаружив свою ошибку, повторял все еще раз.
После того, как все дети справились с заданием, я предлагала накачать вторую шину велосипеда, но теперь уже всем вместе по моей команде. В конце я давала оценку игры в целом, поощряла тех, кто очень старался.
Аналогично проводились игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [С’], [З], [З’], аффриката [Ц].
Для автоматизации изолированного шипящего звука [Ш] я предлагала поиграть в игру «Лес шумит». Цель игры: Автоматизация изолированного звука [Ш]. Описание игры: Сначала я с детьми вспоминала о том, как летом ходили в лес, и видели там высокие деревья у которых зеленые верхушки, много веточек, листьев. Затем каждому предлагалось выбрать, какое дерево он хотел бы изобразить. Надевая «медальоны», дети превращались кто-то в могучий дуб, кто-то в стройную, белоствольную березку или в пушистую вечно зеленую елочку. Затем вспоминалась правильная артикуляция звука [Ш] и детям предлагалось сымитировать звук, похожий на звук листвы. По команде «шуми ветерок» дети-деревья сначала поднимали руки вверх, а затем равномерно двигали ими из стороны в сторону, произнося Ш-Ш-Ш… Первый раз команду давала я, а затем кто-то из детей.
Можно немножко усложнить эту игру, предлагая дополнительные команды, например: «Ветер усиливается, начинается ураган!», а потом: «А теперь он постепенно затихает, превращаясь в лёгкий ветерок». При этом дети сначала произносили звук с большей силой, а затем постепенно, ослабляя воздушную струю, всё тише и тише. В конце игры нужно было дать оценку каждому ребёнку, похвалить отличившихся. Таким же образом позже проводились игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [Ж] [Щ] [Ч].
Для автоматизации сонорного звука [Р] я предлагала игру-звукоподражание «Цветные автомобили». Дети сидели на стульчиках. У каждого из них медальон с изображением легкового автомобиля или грузовичка. Один ребёнок выполнял роль ведущего. В руке у него был флажок. По команде ведущего: «Поехали» и взмаху его флажка дети разбегались, имитируя движения водителя, поворачивали руль то в одну, то в другую сторону. При этом они раскатисто произносили звук [Р], подражая звуку мотора. По команде ведущего: «Автомобили возвращаются в гараж» дети возвращались на свои места. Эту же игру можно проводить и при автоматизации звука [Р’], используя легковые автомобильчики.
Аналогично были проведены в дальнейшем игры-звукоподражания на автоматизацию изолированных звуков [Л], [Л’].
Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что именно игровое действие, как главный элемент словесной игры, дало возможность более быстрого привлечения внимания детей к новому звуку, его звучанию. В игре дети закрепляли правильную артикуляцию, чёткое произношение изолированного звука. Увлекаясь, стараясь правильно соблюдать все её правила, они овладевали новым звуком. Между тем, установка логопеда на механическое повторение не дала бы такого эффекта. Хочу отметить, что наиболее заметным был результат у детей с негативными реакциями, с изменениями в эмоционально-волевой сфере. Игровой элемент стимулировал их на новые успехи и вызывал интерес к игре, радостное ожидание последующих занятий.
Вторым этапом работы над автоматизацией поставленного звука является его правильное, чёткое произнесение в слогах и словах.
Задача логопеда – постепенно, в игровой форме приучать детей пользоваться новым звуком при проговаривании слогов и слов. При этом на начальном этапе от ребёнка следует добиваться утрированного произнесения поставленного звука (т. е. при проговаривании того или иного слога или слова дети должны выделять отрабатываемый звук, произнося длительнее других и с большей силой голоса.)
При подборе словесных игр для работы с детьми на данном этапе я учитывала следующие моменты:
Главное – это соблюдение принципа постепенного перехода от простого к сложному.
Рассмотрим особенности произношения, кот. очень важны.
Новый звук произносится длительно, причём в обратных слогах длительно следует произносить и предшествующий гласный. Исключение составляют звуки [Ц] [Ч], кот. произносятся кратко (при этом предшествующий гласный произносится долго).
По трудности произнесения слова делятся на следующие группы: 1) с ударением на слоге, где находится поставленный звук; 2) без ударения на слоге с новым звуком; 3) трудные слова.
Вновь поставленный звук намного легче произносится в тех словах, где он составляет слог, находящийся под ударением. Это объясняется тем, что в русском языке ударный слог всегда сильный и самый долгий. Воздух выдыхается сильнее и продолжительнее именно на ударном слоге. Это способствует выделению нового звука. Ни в коем случае не следует стараться искусственно удлинять безударный слог, т. к. в этом случае возникает иллюзия второго ударения, что помешает ребёнку усвоить правильный вариант. Работая над произношением слогов и слов на данном этапе, я пользовалась приёмом «дирижирования», который способствовал соблюдению длительности звучания.
Слова без ударения на слоге с новым автоматизируемым звуком следует произносить по слогам и с соблюдением предыдущего правила.
К трудным относятся слова со стечением согласных в слоге и с несколькими слогами, содержащими новый звук. Эти слова произносятся после проработки более лёгких, причём произносить трудные слова нужно со значительно меньшей длительностью поставленного звука: в обратных слогах предшествующий гласный произносится кратко, отсутствует слоговое произнесение слова. Тем самым утрированное произнесение как бы подводится к нормальному, например: ш-кола, з-дание (слова со стечением согласных), с-амос-вал (слово с двумя звуками [С]).
Логопед должен правильно выбрать в каждом конкретном случае определённую систему отработки произношения вновь поставленного звука: в одном случае, например, звуки [С] [З] [Ш] [Ж] [Щ] [Л] вначале лучше взять прямые слоги, затем обратные. При автоматизации звуков [Ц] [Ч] лучше начинать с отработки обратных слогов, а затем перейти к прямым. При автоматизации твёрдого звука [Р] хорошо идти от произнесения слов, имеющих сочетания [тр] [др],где звуки [Т] и [Д] являются опорой для произнесения звука [Р].
– Ещё один важный момент, кот. необходимо учитывать – это соблюдение правил орфоэпии. Следует помнить о том, что в словесном материале предлагаемых игр новый звук не изолирован от других, а находится в сочетании с ними и нужно знать, как произносятся звуки в разных фонетических позициях:
1) безударный гласный -О- произносится, как -А-;
2) звонкие согласные перед глухими и в конце слова оглушаются;
3) глухие согласные перед звонкими озвончаются.
И ещё 2 момента, о которых следует помнить:
Подбирая словесные игры для определённой подгруппы, логопед должен учитывать уровень владения ими слоговой структурой слова.
Если в предлагаемом материале встречаются звуки, кот. ещё не поставлены, не следует акцентировать на них внимание детей.
Хочу обратить внимание на то, что автоматизация звука на фоне слова – сложный, многоступенчатый процесс. Материал должен прорабатываться последовательно, а ни в коем случае не выборочно. Нельзя пропускать отдельные этапы работы, т. к. любые пропуски и недоработки скажутся на качестве исправления, поэтому наряду со словесными играми нужно широко использовать различные упражнения с картинным и вербальным дидактическим материалом.
Вот перечень игр, которые удовлетворяют всем необходимым требованиям:
Для автоматизации в слогах и в словах свистящих звуков и аффриката [Ц] я использовала следующие словесные игры:
Для закрепления шипящих и аффриката [Ч] были использованы игры:
Словесные игры в работе логопеда
Логопедические игры со словами.
Игра «Составляем слова».
Цель. Упражнять в составлении слов из трех букв.
Оборудование. Гимнастические обручи, два набора цифр «1», «2», «3».
Наборы букв (первый набор: «К», «О», «Т», «Д», «Ы», «М», из которого составляются слова «кот», «дым»; второй набор букв: «С», «О», «К», «Д», «О», «М», из которого составляются слова «сок», «дом»; третий набор букв: «Ш», «А», «Р», «Л», «У», «Ч», из которого составляются слова «шар», «луч»).
Проведение игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в слова, каждый ребенок будет буквой, а у букв есть свои места в обручах, там, где цифра «один», будет стоять первая буква, где «два» – вторая, где «три» – третья. Затем дети делятся на две команды. Перед ними кладутся два набора из трех обручей. В каждый набор педагог кладет цифры «1», «2», «3». Педагог раздает детям буквы и говорит, какие слова составляет каждая команда.
Дети говорят стишок:
Раз- два, раз-два,
Составляем мы слова.
Затем каждый ребенок должен встать на свое место и поднять свою букву.
Выигрывает та команда, которая раньше составит слово.
Аналогично можно провести игру с более сложными словами.
Игра «Раз, два, три, четыре, пять».
Цель. Расширять активный словарь детей, учить употреблять обобщающие понятия, укреплять мелкие мышцы кистей рук.
Проговаривая первую строчку стишка, педагог вместе с детьми загибают по очереди пальцы ведущей руки в кулачок. На второй строчке – сжимают и разжимают все пальцы. Проговаривая третью и четвертую строчки, загибают пальцы в кулачок (пять предметов – пять пальчиков).
После того как дети назвали пять предметов, можно предложить им продолжить ряд слов, загибая пальчики другой руки: «Пальцы дальше загибай и предметы называй». Можно спросить детей: «Что у нас в кулачке?» (фрукты…)
Фрукты.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем фрукты называть:
Груша, яблоко, гранат,
Апельсин и виноград.
Овощи.
Раз, два, три, четыре, пять.
Нужно овощи назвать:
Лук, капуста, кабачок,
Сладкий перец и чеснок.
Мебель.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мебель вспоминать:
Полка, тумбочка, буфет,
Книжный шкаф и табурет.
Посуда.
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам посуду надо знать:
Чашка, сахарница, ложка,
Сковородка, поварешка.
Птицы.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем птиц мы называть:
Утка, галка, соловей,
Попугай и воробей.
Домашние животные.
Раз, два, три, четыре, пять.
Домашних животных начнем называть:
Лошадь, кошка и осел,
Поросенок и козел.
Дикие животные.
Раз, два, три, четыре, пять.
Диких животных нам надо назвать:
Волк, лисица, лось, барсук,
Полосатый бурундук.
Насекомые.
Раз, два, три, четыре, пять.
Насекомых надо знать:
Муха, бабочка, паук,
Стрекоза и майский жук.
Цветы.
Раз, два, три, четыре, пять.
Нужно нам цветы назвать:
Мак, ромашка, василек,
Колокольчик и вьюнок.
Деревья.
Раз, два, три, четыре, пять.
Надо нам деревья знать:
Дуб, береза, клен, осина
И кудрявая рябина.
Инструменты.
Раз, два, три, четыре, пять.
Инструменты надо знать:
Молоток, пила, топор,
Плоскогубцы, гвоздодер.
Обувь.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем обувь вспоминать:
Туфли, тапочки, сапожки,
Башмаки и босоножки.
Одежда.
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам одежду надо знать:
Шарф, футболка, галстук,
Полушубок, фартук.
Игра «Скажи словечко».
Цель. Упражнять в употреблении обобщающих слов, расширять активный словарь детей.
Оборудование: мяч.
Проведение игры.
1 вариант. Педагог и дети стоят в кругу. Педагог бросает мяч ребенку и называет любое обобщающее слово, например: «овощ». Ребенок должен бросить мяч обратно педагогу и назвать любой овощ, например: «капуста».
2 вариант. Педагог бросает мяч ребенку и называет любой предмет, например: «чашка». Ребенок должен бросить мяч педагогу и назвать обобщающее слово «посуда».
3 вариант. Педагог бросает мяч ребенку и называет обобщающее слово. Ребенок должен назвать предмет из этой группы, затем назвать свое обобщающее слово и бросить мяч другому ребенку. Игра продолжается.
Игра «Какой пальчик лишний?»
Цель. Расширять активный словарь детей, укреплять мелкие мышцы кистей рук, развивать логическое мышление.
Проведение игры.
Педагог загибает четыре пальца ведущей руки и называет четыре предмета (три из одной группы и один из другой), например: собака, корова, волк, овца.
Дети повторяют за педагогом.
Затем он спрашивает: «Какой пальчик лишний?» Дети должны назвать лишний предмет и показать лишний пальчик.
Игра «Шаг, шажище и шажок».
Расширять активный словарь детей, упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительно-пренебрежительным суффиксами.
Проведение игры.
Дети выстраиваются в одну линию лицом к педагогу. Педагог говорит детям, что они будут играть в слова; нужно послушать слово, повторить его и сделать обычный шаг; затем нужно представить, что этот предмет стал огромным, надо назвать его и сделать очень большой шаг (шажище); потом надо представить что предмет стал очень малюсеньким, назвать его и сделать очень маленький шаг (шажок).
Шаг, шажище и шажок
Прошагай скорей дружок.
Педагог называет слова, дети поочередно делают шаги и подбирают слова с нужными суффиксами:
рука – ручища – ручка;
голова – головища – головка,
стол – столище – столик и т. п.
Игра «Сложные слова».
Цель: расширять активный словарь детей, упражнять в употреблении сложных слов.
Оборудование.
ЛОВ, ЛОВ, ЛОВ,
ЛАЗ, ЛАЗ, ЛАЗ,
ВАР, ВАР, ВАР,
ЕД, ЕД, ЕД.
КАМНЕ, ЗВЕЗДО, СНЕГО,
ЛЁТ, СВАЛ, КАТ,
БЫБО, ЗМЕЕ, ПТИЦЕ,
СКАЛО, ВЕРХО, ВОДО,
ВЕЗДЕ, БОЛОТО, ЛУНО,
БЕНЗО, МОЛОКО, МУСОРО,
КАШЕ, СЫРО, МЫЛО,
КОРО, ЛИСТО, ЦВЕТО.
Проведение игры.
Педагог и дети читаю стихи, находят сложные слова, обсуждают, как они образованы:
- Что может падать.
Камни падают – камнепад.
Что такое камнепад?
Камни падают, летят,
По горе стучат, гремят,
Друг за дружкою спешат.
Звёзды падают – звездопад.
Звезды падают на небе.
Загадать желанье мне бы:
Чтоб под этим звездопадом
Мирно жили люди рядом.
Снег падает – снегопад.
Падал снег на зимний сад –
Начинался снегопад.
На деревья и тропинки
С неба сыпались снежинки.
- Что умеют делать сами.
Сам летает – самолет.
Сам летает самолет.
Управляет им пилот.
В самолёте мы сидим.
Рядом облако, как дым.
Сам сваливает груз – самосвал.
Самосвал привез песок,
После – несколько досок.
Сам привез и сам свалил.
И на все хватило сил.
Сам катится – самокат.
Самокат сам катится,
И катись, катись, катись….
- Кто что ловит.
Рыб ловит – рыболов.
Рыбу ловит рыболов.
У него прекрасный клёв:
Щука, лещ и два ерша.
Да, рыбалка хороша!
Змей ловит – змеелов.
Средь песка и средь камней
Змееловы ловят змей.
Яд змеиный нужен им:
Для лекарств необходим.
Птиц ловит – птицелов.
Птичек ловит птицелов,
Канареек и щеглов.
Чтобы в зимние метели
Птицы нам про лето пели.
- Кто где лазит.
По скалам лазит – скалолаз.
Скалолаз по скалам лазит.
Иногда на землю слазит.
На скале, на горной круче
Скалолазу всё же лучше.
В воде лазит – водолаз.
В океане, в речке, в море
Водолазы на просторе.
Любят лазить под водой.
Мир подводный – дом родной.
Вверху лазит – верхолаз.
Настоящий верхолаз
Лазил вверх уже не раз.
В вышине работа есть –
Верхолазу нужно лезть.
- Что где ходит.
Везде ходит – вездеход.
Везде ходит вездеход.
Вездеход везде пройдёт.
И по лесу, и по луже.
Этот транспорт очень нужен.
По болоту ходит – болотоход.
По болоту что идёт?
Ходит там болотоход.
Лягушонка из болота
Прокатил до поворота.
По Луне ходит – луноход.
Лунной ночью луноход
По Луне идет вперед.
Захотелось тоже мне
Походить так по Луне.
- Что возят машины.
Бензин возит – бензовоз.
Бензовоз везёт бензин
Для заправки всех машин.
Молоко возит – молоковоз.
Молоко везет машина
В городские магазины.
Молоко молоковоз
В детский сад с утра привез.
Мусор возит – мусоровоз.
Гору мусора увез.
На себе мусоровоз.
Чтобы город чистым был,
Мусор он весь день возил.
- Кто что варит.
Кашу варит – кашевар.
Кашу я варю братишке
По рецепту в старой книжке.
Каша пышет, в каше – пар.
Я – хороший кашевар.
Сыр варит – сыровар.
Сварит сыр из молока
Сыровар наверняка.
Сыр получится душистый,
Мыло варит – мыловар.
Мыло варит мыловар.
Мыло – лучший санитар.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть.
- Кто что ест.
Кору едят – короеды (короед).
Ест кору жук-короед.
Целый день идёт обед.
Для лесов большие беды.
Листья едят – листоеды (листоед).
Если в листьях дырки есть,
Их, конечно, кто-то ест.
Ест листочки листоед.
Где же листья? Листьев нет.
Цветы едят – цветоеды (цветоед).
Натворит немало бед
Жук опасный – цветоед.
Если съест жучок цветы,
Не появятся плоды.
Затем следует разделить большие карточки между игроками. Маленькие карточки положить на середину стола.
Участники игры должны по очереди выбирать маленькие карточки и, подкладывая их к большим, составлять сложные слова. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
Игра «Взрослые и малыши».
Цель. Расширять активный словарь детей, учить правильно употреблять названия взрослых животных и их детенышей.
Проведение игры.
Педагог и дети стоят в кругу. Если педагог называет взрослого животного, дети тянутся руками вверх, если детеныша, дети приседают, руками обхватывают колени. Дети повторяют слова за педагогом.
Если «взрослый» – потянись,
А «детёныш» – опустись.
Думай быстро, кто какой,
Кто малыш, а кто большой.
Педагог называет взрослого животного или детеныша, дети повторят название, выполняют движение, а затем называют его пару (детеныша или взрослого животного).
Игра «Скажи правильно».
Цель. Упражнять детей в согласовании существительных с порядковыми числительными.
Оборудование. Два набора с карточками.
1 набор. Цифры от 1 до10.
2 набор. Картинки: дом, котята, стул, глаз, окно, стол, карандаш, ручка, книга, полотенце.
Проведение игры.
Два набора карточек лежат стопками (картинками вниз).
По команде «Раз, два, три! Бери!» дети по очереди берут по две карточки из разных стопок и называют словосочетания, например: «два окна».
Игра «Кто как кричит».
Цель. Учить употреблять глаголы, характеризующие голоса различных животных и птиц, упражнять в согласовании существительных с порядковыми числительными.
Оборудование. Картинки животных: петух, кукушка, коза, корова, кошка, баран, ишак, лошадь, свинья, щенок. Пять карточек с кружочками: 1 кружочек, 2 кружочка, 3 кружочка, 4 кружочка, 5 кружочков.
Проведение игры.
Педагог показывает картинки и спрашивает, кто, как кричит, например: «Петух кукарекает: «Ку-ка-ре-ку!».
Затем вызывает ребенка и просит его взять какую-нибудь картинку с животным и карточку с кружочками. Остальные дети не видят, какие карточки он выбрал. Ребенок должен прокричать, как это животное столько раз, сколько кружочков на карточке.
Остальные дети угадывают, кто это кричит, и сколько было животных. Например: «Кукарекали 3 петушка».
Речевые игры в логопедической работе
Татьяна Клименкова
Речевые игры в логопедической работе
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Лесновский центр образования
имени героя Советского Союза Н. А. Боброва»
Методическая разработка
«Речевые игры в логопедической работе»
Учитель-логопед
Речевые игры в логопедической работе
«Игра – основное условие развития дошкольника,
позволяющее ему проявить способности,
окрывающие ему зону ближайшего развития».
Хорошая игра – важное условие развития личности ребенка, чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать свои мысли.
Но речь ребенка не является врожденной фуекцией. Она развиваеся вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе мер с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это делать через речевые игры.
Речевые игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывать у детей глубокое удовлетворение, стимулируют работоспособность, облегчают процесс усвоения знаний.
Речеве игры способствуют:
• Созданию заинтересованной непринужденной обстановки;
• Повышают речевую мотивацию;
• Побуждают детей к общению друг с другом икоментировать свои действия;
• Совершенствовуют разговорную речь;
• способствуют закркплению наыков пользования инициативной речью;
• способствуют обогащению словаря, оказывают влиянте на формирование грамматического строя речи.
Работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает пробудить интерес к содержанию занятия удержать их внимание. Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.
У большинства детей, помимо речевых нарушений, нарушены память, внимание, фонематический слух. Многие дети неправильно понимают обращенную речь, не делают выводов.
Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал.
В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой
Самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи являются речевые игры. Детей необходимо заинтересовать, чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе и приведет впоследствии к положительному результату.
В своей работе я часто использую различные речевые игры. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения новых знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач. Игры подбираются в соответствии с процессами и уровнями нарушений речевой деятельности детей и используются как на занятиях, так и в индивидуальной работе. В нашем детском саду предусмотрено тематическое планирование занятий, т. е. в течение недели изучается определенная лексическая тема. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон и многофункциональность.
По направленности можно выделить следующие виды речевых игр:
• Фонетические игры;
• Игры для автоматизации и дифференциации звуков;
• Игры для обогащения словаря;
• Игры для формирования грамматического строя речи;
• Игры для развития связной речи;
• Игры, дляформирования звуковой аналитико-синаксической активности, как предпосылки к обучению грамоте;
• Игры для развития мелкой моторики.
Фонетические игры
• Способствуют развитию узнавания неречевых и речевых звуков;
• Способствуют различению одинаковых звукокомплексов и слов близких по звуковому
• Формируют фонематический слух;
• Развивают фонематическое восприятие.
Можно использовать следуюие игры:
«Как звучит», «Кто, как кричит?», «Попугайчики», «Звуковые дорожки», «Звуковое лото», «Угадай, что звучало», «Кто зовет?», «Повтори»,«Хлопни – топни», «Доскажи словечко».
Игрыдля автоматизации и дифференциации поставленных звуков способствуют:
• реализовать самую главную из задач логопеда: формирование правильной звукопроизносительной стороны речи.
В логопедической работе самым трудным является процесс автоматизации и дифференциации звуков. Упражнения и игры для автоматизации поставленных звуков используются на протяжении всей коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком. Это трудная и по сути своей довольно однообразная работа, которая требует постоянного внимания взрослого и терпения и упорства у детей. Ребенку нужно огромное количество раз повторять упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Чтобы разнообразить и украсить рабочие моменты, я использую в своей работе большое количество речевых игр для автоматизации звуков, цели у которых одинаковые, а картинки и содержание разные. Дети с удовольствием выполняют задания, если они интересные и яркие. Можно использовать такие игры, как
Игры: «Солнышко», «Собери бусы», «Собери яблочки», «Украсим комнату флажками», «Собери ромашку», «Кто в домике живет», «Кукла наряжается», «Назови», «Поймай звук», «Мотор», «Эхо», «Четвертый лишний», «Звуковая дорожка».
Игрына развитие и активизацию словарного запаса помогают:
• Развивать активный словарь детей;
• Обогащать предметный словарь, словарь признаков;
• Формировать умение подбирать действия к предметам;
• Обогащать речь антонимами и синонимами;
• Формировать умение классифицировать предметы по группам, выделять общие признаки предметов, называть части предметов и объектов;
• Формировать умение использовать в речи обобщающих понятий; употреблять предлоги.
В логопедической работеможно использовать такие варианты игр:
Игры «Фрукты – овощи», «Покажи где?», «Кто или что это?», «Чудесный мешочек», «Кто что делает?», Кто как передвигается, «Кто чем занимается?», «Из каких частей?», «Для чего нужны?», «Кто как голос подает?», «Одинаковые слова», «Семейка слов», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», «Скажи одним словом», «Скажи, какой?», «Угадай игрушку», «Кто больше увидит и назовет», «Лови, бросай, дни недели называй!»
Игры для формирования грамматического строя речи
• Позволяют формировать грамматически правильную речь ребенка;
• Обеспечивают практическое усвоение некоторых способов словообразования и словоизменения;
• Совершенствуют навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже;
• Формируют умение составлять простые предложения,
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, согласовывать
слова в предложении;
• Правильно использовать предлоги, образовывать сложные формы слов.
В логопедической работеможно использовать такие варианты игр:
«Что игрушка расскажет о себе», «На что похожи облака», «Добавь слово», «Чем похожи, чем отличаются», «Составь предложение», «Спрячь игрушку», «Чего нет?» «Кто, где стоит?», «Один – много», «Назови ласково», «Угощение», «Кого я люблю?», «Чей малыш?», «Кто, чем работает?», «Какой сок?», «Кто о ком за «Длинные слова»
ботится», «Кто, о чём мечтает?» «Чья игрушка», «Мой, моя, моё», «Жадина»,
«Варим варенье», «Скажи одним словом», «Что из чего», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Посчитай 1-2-5».
Игра «Один – много» .
Игры для развития связной речи
• Воспитывают активное произвольное внимание к речи;
• Развивают умение вслушиваться в обращенную речь;
• Закреплять умение отвечать на вопросы кратко и полно;
• Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
«Бывает – не бывает», «Закончи предложение», «Истории в картинках,«Пойми меня»,«Расскажи сказку по новому», «Если бы», «Закончи сказку, историю», «Кто знает, пусть продолжает» ,«Составь рассказ», «Сочини сам», «Придумай загадку», «Что будет потом?».
Для развития связной речи можно использовать составлении фонетических сказок, что позволяет закреплять, изучаемые звуки развивать творчество и фантазию ребенка.
Игры для формирования звуковой аналитико-синтетической активности
• Воспитывают внимание к звуковой стороне речи;
• Формируют фонематический слух;
• Развивают фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза.
«Найди звук», «Собери цветок», «Весёлый поезд» «Собери бусы», «Парные картинки», «Где звук?»
Игры на развитие мелкой и общей моторики
Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и тонких движений кистей рук,мы достигаем определенных целей:
• Развивают мозг ребенка;
• Стимулируют развитие речи;
• Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти;
• Развивают творческие способности, фантазию.
Особое внимание уделяется играм с пальчиками, которые сопровождаются стихотворными текстами. Тексты для данных игр подбираются в тесной взаимосвязи с лексическими темами.
Игры шнуровки, мозаики, обводки, «Собери бусы», «Придумай и собери картинку с помощью палочек скрепок, круп, макарон, рисунки по клеточкам с последующим составлением по ним рассказов.
Использование речевых игровых методик в своей работе позволяет более эффективно осуществлять коррекционное воздействие на все компоненты речи ребенка, мотивировать познавательный интерес, формировать самостоятельную речевую активность во всех сферах его деятельности.
Брейн-ринг для родителей «Речевые игры дошкольников» .
Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.
Консультация для родителей «Речевые игры для детей средней группы» Речевые игры для детей средней группы. Цель:Учить отчётливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Развитие.
Любимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.
Презентация «Развивающие речевые интерактивные игры по теме «Посуда» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Посуда» Компьютерная игра предназначена для детей.
Игровые приемы в логопедии
Развитие речи ребенка представляет собой разносторонний и сложный процесс. Речь – это не врожденная способность человека, т.е. она формируется у него постепенно, по мере развития самого ребенка. Чем речь богаче, тем ребенку проще выражать свои мысли, лучше понимать окружающую его действительность, а также всячески взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Чтобы у ребенка не развились различные речевые дефекты, а также для коррекции уже существующих нарушений, важно проводить правильную коррекционно-воспитательную работу. И работу эту нужно вести именно в дошкольный период, потому что в это время психика детей пластична, т.е. у них намного проще скорректировать какие-то нарушения.
Для организации обучения и воспитания детей, имеющих различные речевые нарушения, крайне важны методы воздействия, которые направлены на активизацию познавательной деятельности. В этом случае особенно эффективными оказываются игровые приемы в работе логопеда.
В чем особенности логопедической работы с детьми
Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни, а также позиция родителей, приводят к тому, что логопедические занятия превращаются в настоящие уроки. Особенно это заметно в старший дошкольный период.
Но важно не забывать, что именно игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это то, что вызывает у них интерес, чем они готовы заниматься, поэтому резонно, что в логопедической практике игровые приемы занимают особое место.
Логопедические занятия достаточно сложны для детей. Все потому, что они редко осознают их значимость, поэтому наблюдаются проблемы с мотивацией. Нельзя забывать и о большей нагрузке, которую испытывают дети из логопедических групп.
Другой немаловажный вопрос – это условия, в которых работает логопед. Зачастую группы переполнены и вместо 10-12 детей, они состоят из более 15-20 человек. В таких условиях теряется сама суть коррекционной работы, потому что возможность индивидуального подхода к каждому ребенку существенно снижается.
В таких условиях не обойтись без игровых приемов, которые помогут сохранить интерес ребенка к занятиям, а также сформировать познавательный интерес и мотивацию.
Значение игры в логопедической работе с детьми
Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.
Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.
С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:
- развитие мелкой и общей моторики;
- побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
- формирование графомоторных навыков;
- активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
- формирование навыков ориентирования;
- повышение познавательной активности и работоспособности детей;
- регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.
Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.
Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.
Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.
У детей-дизартриков наблюдается нарушение общей и речевой моторики, поэтому они достаточно быстро утомляются в ходе игры. Помимо этого, наблюдается речевая утомляемость, двигательное беспокойство и неуравновешенность.
У детей-алаликов наблюдаются свои особенности поведения в игре. У детей выявляется неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Импульсивность, хаотичность в деятельности, пассивность, утомляемость, особенности предметно – практической деятельности выражается в том, что дети легче выполняют задание, если оно предлагается в наглядном плане, а не по словесной инструкции. Снижение уровня обобщений проявляется в несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры детей.
Заикающиеся дети не уверены в себе, поэтому у них есть проблемы с вхождением в игру, потому что им страшно, что дети будут издеваться над ними за их дефект. Если заикание протекает в тяжелой форме, то они попросту отказываются от участия, а в остальных случаях берут на себе в игре подчиненные роли, либо остаются зрителями.
Конечно, каждый случай индивидуален и нужно подбирать соответствующие игровые приемы, основываясь на дефекте, возрасте и уровне развития конкретного ребенка.
Логопедические игры. В помощь практикующему логопеду
Разделы: Логопедия
В настоящее время вопросы организации логопедической работы по предупреждению и устранению дисграфии у учащихся начальных классов общеобразовательного учреждения носят приоритетный характер. Принципиально важным становится работа по созданию условий логопедического сопровождения, где используются не только традиционные методы коррекционного обучения школьников с нарушениями письма и чтения, но и включаются новые формы. К одним из важных приемов работы можно отнести логопедические игры. Логопедические занятия, проводимые в игровой форме, носят коррекционно-развивающий характер.
Большое значение имеют игры, развивающие правильное дыхание, помогающие совершенствованию произношения звуков. Игры для развития речевого и физиологического дыхания способствуют развитию глубокого вдоха, сильного дифференцированного выдоха, активизации мышц губ, языка, процессу начала автоматизации звуков гласных и согласных изолированно и в слогах, развитию фразовой речи на плавном выдохе.
При работе используются игры на формирование фонематического слуха в непринужденной форме, которые способствуют повышению уровня произношения. Совершенствуют способность воспринимать изучаемый звук, запомнить его место в слове, точно воспроизводить. Следить за правильностью речи других учащихся.
В целом, игры побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия. Для того, чтобы они не были однотипными и поддерживали постоянно внимание детей, применяются различные логопедические игры, пособия и оборудование, которое учитель – логопед может не только приобрести, но и изготовить самостоятельно или с помощью родителей учащихся. Ниже приведены варианты игр, используемых на логопедических занятиях и способы их изготовления.
Игра “Бабочки” (стрекозы, птички и т.д.)
Для игры “Бабочки” нужно взять пластмассовый круг, подвесить его за шнур к потолку на удобном для учащихся расстоянии, убрав прицепки и поместив разные по величине яркие бабочки на пластмассовые цепочки. Они располагаются на различной высоте. Данная игра может быть использована при выполнении глазодвигательных упражнений, упражнений на дыхание и отработке слоговой структуры слова.
Для изготовления игры “Бабочки” понадобится:
- сушилка для одежды (пластмассовый круг или квадрат с прицепками);
- яркие бабочки;
- шнур и крючок металлический.
- Глазодвигательные упражнения : данное упражнение хорошо расслабляет глазные мышцы у учащихся.
- Отработка слоговой структуры слова
Это упражнение можно выполнять как сидя, так и стоя. Необходимо следить, чтобы дети держали спину прямо. По заданию учителя – логопеда школьники выбирают две бабочки и начинают описывать “восьмерку”. Сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
Упражнение на дыхание: для постановки диафрагмально-речевого дыхания и развития глубокого вдоха и сильного дифференцированного выдоха, активизации губ и языка.
При выполнении данного упражнения, учащиеся встают лицом к “бабочкам” на расстоянии 20 – 30 см. Сначала делают вдох через нос и начинают дуть через “Желобок” [1. – с. 33] на “бабочку”, не допуская надувания щёк во время выдоха. При этом у школьников должна быть прямая спина, плечи не напряжены и не подняты. Это упражнение проводится как индивидуально, так и в группе. Если проводится групповое занятие, то дети могут посоревноваться: чья бабочка лучше летает.
Для этого задания определяют, что самая большая “бабочка” – это четырехсложное слово; чуть меньше – это трёхсложное слово; ещё меньше – это двухсложное слово; самая маленькая “бабочка” – это односложное слово.
По заданию, учащиеся по очереди, по цепочке говорят по слогам слова. Первую “бабочку” учащимся показывает учитель – логопед, дальше по часовой стрелке дети сами продолжают говорить слова различной слоговой структуры, в том порядке как размещены “бабочки”. Проговорив слово, каждый ребенок записывает на доске свой вариант ответа. По окончании работы, все дети к себе в тетради переписывают с доски все варианты ответов.
Игра на дыхание “Аэробол”
Данная игра будет полезна для постановки диафрагмально-речевого дыхания и развития глубокого вдоха и сильного дифференцированного выдоха, активизации губ и языка. Упражнение тренирующее выдох для звука [Р].
Для изготовления игры “Аэробол” понадобится:
- детская погремушка;
- соломки питьевые гибкие (трубочка);
- шарик из пенопласта для детского творчества.
Понадобится для изготовления игры “Аэробол”
Игру “Аэробол” можно изготовить из детской погремушки. Убрав ручку и разрезав погремушку пополам, получим две части для двух участников игры. Подойдут только те погремушки, где на месте прикрепления ручки есть утолщение, которое в дальнейшем будет фиксировать трубочку. На трубочку с коротким загнутым концом прикрепляется одна часть от погремушки – “чашечка”, другая часть трубочки берется в рот. В “чашечку” помещаем шарик из пенопласта, его можно приобрести в магазине, он называется “Шарик из пенопласта для детского творчества”, если нет такой возможности, можно изготовить самим, вырезав его из пенопласта диаметром 20 мм. Шарик должен быть очень легким, для тенниса и т.д. не годятся.
Помещённый в “чашечку” шарик не виден детям. Когда мы первый раз начинаем заниматься игрой “Аэробол”, можно сказать учащимся: “Сейчас я вам покажу фокус!” Берется трубочка в рот и плавно и длительно дуется воздух, из “чашечки” поднимается шарик и парит, делая на месте круговые движения. Учащимся очень нравится это упражнение, и они с удовольствием его выполняют.
Игра “Аэробол”
При выполнении данного упражнения нужно следить, чтобы школьники не задвигали слишком далеко в рот трубочку, а держали её за край. “Чашечку” и трубочку придерживали обеими руками и не закусывали трубочку зубами.
Важно объяснить ребенку, что выдох должен быть равномерным, чтобы шарик держался на одном уровне. Если дуть через трубочку слишком сильно, то шарик будет постоянно улетать и падать на пол. А если дуть слишком слабо, то шарик практически не будет подниматься из “чашечки”. В обоих случаях не будет направленной воздушной струи. Когда учащиеся научатся правильно и равномерно дуть, то шарик будет удерживаться в воздухе, плавно вращаясь. Игра вызывает эмоциональный отклик у детей.
Игра “Разноцветные крышки”
Будет эффективна при развитии фонематического восприятия; слогового анализа – синтеза; способствует формированию мелкой моторики рук; отработке слоговой структуры слова; лексико – грамматического строя речи; развивает внимание, наблюдательность и зрительную память; способствует автоматизации и дифференциации изучаемого звука.
Игра “Разноцветные крышки”
Для изготовления игры “Разноцветные крышки” понадобится:
- изготовленный деревянный пенал;
- верхняя часть от пластмассовой бутылки;
- набор цветных крышек.
Для данной игры изготавливается деревянный пенал, в который помещается “крышка”. В крышку вставляются срезанные от пластмассовой бутылки горлышки с завинчивающимися крышками.
Понадобится для изготовления игры “Разноцветные крышки”
Понадобится для изготовления игры “Разноцветные крышки”
Отработка слоговой структуры слова: Учащемуся предлагается разделить слово на слоги.
По заданию учителя – логопеда школьник должен выбрать слово с любым количеством слогов, произнести его по слогам, на каждый произнесенный слог он откручивает крышку. Сколько в слове слогов, столько должно быть открученных крышек. Следующий учащийся должен выйти и подобрать слово только с тем количеством слогов, которое будет равно количеству уже открученных крышек. Учащийся произносит свое слово по слогам и закручивает крышки обратно на место.
Отработка лексико-грамматического строя речи: Школьникам предлагается составить предложение.
Для выполнения этого задания дети по очереди составляют целое предложение. Первый учащийся говорит слово и откручивает крышку, следующий произносит слово первого учащегося и продолжает составлять предложение, произнося свое и откручивая крышку.
Дети
Дети пошли
Дети пошли
гулять
Дети пошли
гулять
в
Дети пошли
гулять
в
парк
Дети пошли
гулять
в
парк
отдыха
И так до конца предложения. Нужно добиваться того, чтобы количество слов соответствовало количеству крышек на пенале. Затем повторить задание снова, составить новое предложение, но уже крышки нужно прикрутить на место.
Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков в слове.
Для этого задания на пенале накручены крышки двух цветов: зеленого и синего цвета.
Учащимся дано задание слушать слова. Если они услышат в слове согласный мягкий звук, то должны откручивать зелёную крышку, а если согласный твердый, то откручивать синюю крышку. После этого каждый учащийся выходит и выполняет задание, записывая слова на доске и подчеркивая буквы. Когда все дети выполнят данное задание, то все записывают в тетради.
Автоматизация звука
Для этого задания в пенал разложены маленькие картинки на изучаемый звук. Сверху закручиваются крышки. Учащемуся, чтобы узнать какое слово ему досталось, нужно открутить крышку и произнести это слово, сначала выделив и повторив 3 раза первый слог из слова, а затем и само слово, назвав данную картинку.
ра – ра – ра рак
ру – ру – ру рука
ры – ры – ры рыба
ар – ар – ар шар
Игра “Домик гласных звуков”
В игре используется отраженная в работе [2] идея Л.П. Уфимцевой и А.А. Самодуровой. Авторы используют рисунок “домика”, где с двух сторон приведены гласные звуки а, о, у, ы.
Игра “Домик гласных звуков”
Для изготовления игры “Домик гласных звуков” понадобится:
- макет “домика”;
- разрезная азбука.
В середине макета “домика” закреплен кармашек – “окошечко” для согласной изучаемой буквы, которая берется из разрезной азбуки. Учитель – логопед помещает изучаемую букву в кармашек – “окошечко”. Детям предлагается читать слоги с данным звуком в прямом и обратном порядке. Учащиеся читают слоги.
Сначала в прямом порядке: ам, ом, ум, ым. Потом в обратном порядке: ма, мо, му, мы. После этого полностью: ама, омо, уму, ымы.
Затем выкладывают эти слоги из разрезной азбуки, после чего записывают задание у себя в тетради.
Для следующего задания учащиеся должны, взяв слог из “Домика гласных звуков”, записать на доске с заданным слогом слова, после чего переписать себя в тетради.
ма – мама, Маша, мак.
мо – море, мох.
ам – сам.
ом – сом и т. д.
Мифы логопедии (лекция для родителей с использованием мультимедиа)
Тамара Синиговская
Мифы логопедии (лекция для родителей с использованием мультимедиа)
Цель лекции : знакомство с профессией логопеда.
Задачи: в доступной форме исправить общераспространенные представления, возможные заблуждения о логопедах и их деятельности;
Оборудование: интерактивная доска или проектор, презентация.
Ход лекции
Уважаемые коллеги! Моя лекция называется «Мифы логопедии». Что такое мифы? Мифы – это древнейшие сказки, представляющее собой художественный рассказ о разных явлениях жизни. Все мы знаем прекрасные мифы Древней Греции, Древнего Рима. Но речь сегодня пойдет о других мифах. А я хочу познакомить Вас с мифами логопедии. Вернее даже не познакомить, а развенчать те мифы, которые есть в представлениях общества о логопеде и его деятельности, и по возможности дать Вам правильные представления.
Проведем опрос (в скобках написаны самые распространенные ответы на вопросы, они постепенно выводятся на экран):
1. Что это за профессия такая «логопед» и чем они занимаются? На экране поочередно появляются самые распространенные ответы.
2. Почему у ребенка бывают нарушения речи? (потому что взрослые не занимаются, сюсюкают с ним).
3. В каком возрасте нужно обращаться к логопеду (с 5 лет).
3. Как влияет укороченная уздечка языка на речевое нарушение ребенка? (стоматолог подрезает короткую уздечку языка ребенку, чтобы ребенок он начал хорошо говорить).
4. О чем говорит тотальная неграмотность школьника в на уроках русского языка? (Ученики безграмотны, потому что не делают уроки, ленятся или у таких детей снижен интеллект).
5. Для речевого развития дошкольника полезно учить иностранный язык? (да, иностранный язык нужно учить раньше, так ребенок быстрее освоит знания)
7. Должны ли родители развивать речь ребенка при помощи компьютерных игр и просмотра телевизора? (Речь ребенка хорошо развивается, с помощью компьютера и телевизора).
Уважаемые родители! А теперь обратите внимание на экран. Все вышесказанное мы перечеркнем, потому что это все заблуждения и мифы логопедии.
Миф 1. Логопед занимается звукопроизношением и дикцией.
Традиционно люди, далекие от логопедии считают, что логопед занимается звукопроизношением и дикцией. Это очень узкое представление о логопеде.Его сфера деятельности гораздо шире: логопед работает и с заиканием, учит говорить «молчунов» – неговорящих детей, взрослым помогает возвращать речь после травм и инсультов, работает с детьми, которые имеют нарушения письменной речи.
Каким же должен быть логопед? Обратимся к отечественному кинематографу. Все помнят образ чудаковатого логопеда с «фифектами фикции» в фильме «По семейным обстоятельствам», которого сыграл Ролан Быков. Он стал чуть ли не визитной карточкой логопеда. Давайте вспомним. Это, конечно, комический образ. Логопед должен сам,в первую очередь, правильно произносить все звуки, а потом учить ребенка их красиво говорить.
5 слайд. Миф 2. Ребенок плохо говорит, потому что взрослые не уделяют ему внимания, сюсюкают с ним.
Это частично правда. Речь – это, прежде всего, функция мозга, а не функция артикуляционного аппарата. У нас есть речевые центры, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Поэтому минимальные мозговые дисфункции в этих центрах ведут к речевым проблемам. А это значит,что нарушения речи ребенка могут появиться от разных факторов: от того, как протекала беременность мамы;-как протекали роды;- как происходило раннее развитие ребенка, и многих других факторов.
На сегодняшний день дети с отклонениями в речевом развитии составляют от 60 до 80 % от всех детей дошкольного возраста. Это статистические данные по стране. Кроме того, во всем мире наблюдается постоянный рост количества детей с речевой патологией. И из них только одна четверть тех детей, плохая речь которых вина нерадивых взрослых.
Миф 3. Если подрезать уздечку, то ребенок будет лучше говорить.
Очень распространенный миф, популярный у родителей. Укороченная уздечка – это анатомический дефект, который мешает произношению шипящих звуков (ш, ж) и звуков р и рь. Но в целом она на речь влиять не может.И когда слышишь от мамы неговорящего ребенка: «а может там чего подрезать?». Это уже напоминает средневековье. Подрежем – и заговорит. Хотя в некоторых случаях ее рекомендуют подрезать, когда язык совсем не поднимается вверх. Еще раз повторюсь, речь – это функция мозга, а не артикуляционного аппарата, поэтому неговорящему ребенку это не поможет.
Обращаться к логопеду нужно тогда, когда ребенку исполнится 5 лет.
Эти данные также уже устарели. Сегодня наука стоит на позициях ранней коррекции. Первый раз проконсультироваться с логопедом можно уже в 2,5 года. Логопед выяснит, соответствует ли речевое развитие ребенка возрасту, даст рекомендации. С детьми, которые совсем не говорят, заниматься нужно уже три года. Хотя фактически это происходит позже.
Миф 5. Неграмотное письмо свидетельствует о лени или интеллектуальной недостаточности.
У ребенка катастрофическая неграмотность. Все его ругают. Мама мучает диктантами, а он пишет еще хуже. Бьются учителя и репетиторы, но толку от этого нет. Круглосуточные диктанты здесь не помогают.
Это дисграфия (нарушение письменной речи) – логопедическая проблема. Необходимо обратиться к логопеду. Логопед проанализирует допускаемые ошибки, сделает заключение о виде дисграфии, и разработает тактику коррекции. Только занятия с логопедом позволят, если не устранить дисграфию, то значительно уменьшить количество ошибок. А чтобы у детей не возникало нарушений письменной речи очень важно на уровне детского сада выявить группу риска детей по дисграфии и провести профилактическую работу.
Миф 6. Для речевого развития иностранный язык учить полезно.
Если у ребенка имеются проблемы с речью, то прежде чем обучать его иностранному языку, нужно проконсультироваться с логопедом. Так как, если не исправить дефектное произношение звуков родного языка и параллельно начать изучение иностранного языка, малыш может просто запутаться в звукопроизношении. Ведь один и тот же звук в русском, немецком или английском языке может иметь разную артикуляцию. Нужно убедиться, что у ребенка нет речевых проблем. И в этом случае, изучение иностранного языка принесёт только пользу.
Миф 7. Речь ребенка хорошо развивается с помощью телевизора и компьютера.
Некоторые мамы стимулируют и поощряют просмотр неговорящими детьми телевизора, «чтобы скорее заговорил». Вообще-то, ребенок скорее заговорит, если взрослые будут активно общаться с ним, читать сказки, учить стихотворения, рассматривать вместе игрушки. Веселая картинка на телевизоре, которая двигается, издает звуки и говорит, не заставляет ребенка «оречевлять» эту картинку. Когда малыш рассматривает карточки и рисунки в книге или держит в руках резиновую уточку, то ему приходится «озвучивать» этих персонажей – вслух или мысленно.А с телевизором прикладывать усилий не нужно: мишки, зайки сами прекрасно говорят. Малышу остается только наблюдать. Он и наблюдает пассивно. И развивается – тоже пассивно. Так что мы выяснили, что помощь компьютеров, телевизоров и других новинок техники скорее вспомогательная, чем основная. Ничего не заменит живого общения с мамой.
Ну вот, мы с Вами и развенчали несколько логопедических мифов.
А теперь давайте пофантазируем и проведем параллели между древними мифами и логопедией. Что такое деятельность логопеда? Какое сравнение из древних мифов подойдет?
Может быть это Сизифов труд? Да, труд Сизифа очень тяжелый, но бесполезный. Камень-то он так и не закатил.
Может быть, деятельность логопеда сравнить с Авгиевыми конюшнями? Но в мифе Геракл справился с конюшнями один. А в нашем деле одному логопеду трудно справиться, родителям нужно дома выполнять его задания в системе и это залог скорейшего исправления речи.
Когда логопед работает с сложным в речевом отношении ребенком – он выкладывается и начинает профессионально «перегорать», то тогда его можно сравнить с Икаром, такая участь нас совсем не радует.
Работу логопеда можно сравнить и с добыванием золотого руна. Столько трудностей преодолевает логопед,чтобы исправить речь ребенка с тяжелыми нарушениями. Но вот последствия того, как добыли Золотое Руно нам не нужно.
А подойдет нам,такое сравнение: логопед – это Прометей, который несет детям и их родителям свет и надежду.
«Попробуйте сказать „пакет из-под попкорна“ три раза подряд». Правда о работе логопеда
Кто придумал «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»? За что можно получить от ребенка в грудь и быть покусанным? Приятен ли логопедический массаж и зачем его вообще делать? Как сильный язык способствует успеху в жизни? И многое-многое другое. Это рубрика «Бытовуха». Логопед Алина рассказывает, могут ли два картавых родителя произвести на свет картавое потомство.
- В детстве я выговаривала все звуки, но вместо слова «робокоп» говорила «рогопоп». Брат мой не выговаривает звук «р», но это не очень заметно. И когда его в детстве привели к логопеду, та заявила: «Вообще-то у вас бабушка картавит! Чё вы от меня хотите? Это наследственное! Идите отсюда». И я вот теперь, работая логопедом, очень удивляюсь специалистам, которые занимались нами в детстве.
- Говорить: «Вероятно, ваш ребенок будет картавить, потому что картавила ваша бабушка по маминой линии» — это то же самое, что заявить: «Ты сломал руку, потому что папа в твоем возрасте попал в такую же ситуацию». Но все работает иначе.
- В английском языке нет звука «р», потому и нет картавых англичан. Простая логика. Нет звука — нет проблем.
- Гарантирует ли сильный язык успех в этой жизни? Думаю, какие-то привилегии он даст.
- Указывать человеку на его вес неприлично. Указывать на нарушение речи — тоже неприлично. Если человек подходит к вам и говорит: «Слышишь, картавый, чего ты к логопеду не идешь», в этом нет ничего нормального.
- Если сравнивать картавых и шепелявых, то первых больше. Учитывая всех французов, евреев и рэперов, совершенно точно больше.
- Да, я не всегда понимаю, о чем поют современные рэперы. Думаю, все к лучшему. Наверное, это своего рода самозащита. Если бы все понимали, о чем поют нынешние рэперы, возможно, молодежь деградировала бы стремительнее.
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», думаю, придумал кто-то из картавых, чтобы поиздеваться над шепелявыми.
- Очень интересно работать с детьми-аутистами. Совсем это не про скуку. Но очень тяжело. Иногда выходишь и обливаешься потом, потому как порой случается агрессия. Я не могу сказать, но я могу тебя ударить. Так проявляется протест. У меня был сложный ребенок, которого во время нашей работы пересаживали с одного препарата на другой. У него случались очень сложные периоды. Иногда мальчика надо было успокаивать, чтобы не плакал. Иногда он включал маленького Халка и сносил все, что видел. Я только уворачивалась и пыталась усмирить человека.
- Да, мне прилетало от сложных детей. Иногда просто не успеваешь уворачиваться. Однажды грузный мальчик, хорошенький такой, упитанный, ударил меня в грудь. Я даже не уловила момент, когда он разозлился. Было очень неприятно.
- Действительно, бывают логопеды, которые картавят. У меня есть коллега, умеющая правильно произносить звук, но ей комфортнее картавить в обычной жизни. И это никак не препятствует в помощи детям или взрослым при постановке звука.
- Если немножко помочь, я смогу достать языком до кончика носа.
- В какой-то момент ребенку становится нужна логопедическая помощь. Если ее нет, мальчик/девочка либо заменяет звук, либо вообще его выбрасывает. Так что картавость или шепелявость — штуки не врожденные.
- У меня есть взрослые пациенты. Но они приходят редко. У взрослых следующая логика: «А, ну мне уже 42, поздно что-то менять, да и как-то же я жила раньше». Либо им просто стыдно. Люди боятся, что над ними буду смеяться. Но это проблемы скорее самооценки. Плюс не каждый готов год или полтора работать с логопедом. Но есть ребята, которым нравятся собственные особенности. Они считают это изюминкой, и это здорово.
- «Триста тридцать третий бронетранспортер» — не самая сложная скороговорка. Попробуйте сказать «пакет из-под попкорна» три раза подряд.
- В профессии мне больше всего нравится результат. Мне кажется, логопеды реагируют на любой прогресс эмоциональнее детей. Ему-то что? Сказал и сказал. А ты такая: «Дааааааа! Я работала над этим несколько месяцев!» Это приятно. И слова благодарности от родителей слышать приятно.