Словесные игры для детей и их родителей

Дидактические словесные игры для дошкольников с родителями.
консультация

Консультация для родителей ” Дидактические словесные игры для дошкольников с родителями” дает представление о речевых играх и способах их применения со своими детьми.

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskie_slovesnye_igry_dlya_doshkolnikov_s_roditelyami.docx 25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Дидактические словесные игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием дидактических, словесных игр.

Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр :

1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д).

2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).

3. Словесные игры (без наглядного материала).

Остановимся на словесных играх.

Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно:

– усаживать его за стол и создавать атмосферу урока.

– вам не понадобятся сложные пособия и методики.

Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.

Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.

Вы посмотрели перед собой и увидели , например, … яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование

Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку».

В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой.

В этом поможет игра «Сравни два яблока» – одно яблоко жёлтое, а другое – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).

Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию».

Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? – Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для ребенка будет не только польза, но и огромное удовольствие.

Игра «Приготовим сок»

Из яблок – яблочный, из груш – грушевый, из слив – сливовый, из вишни – вишневый, из моркови – морковный , из лимона – лимонный, апельсина – апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т.д.

Игра « Цепочка слов »

Цель: Обогащение словаря прилагательными, существительными

Суть этой игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.

Например, исходное слово «кошка» . Вы задаете вопрос :

Р): Кошка бывает какая?

– Пушистая, ласковая, разноцветная

Р). Что еще бывает разноцветным?

– Радуга, платье, телевизор…

Р). Каким еще может быть платье?

– Шелковым, новым, модным…

Р). Что еще может быть модным? и т. д.

Цель: Активизация глагольного словаря.

Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.

Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…

кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается

ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится , ласкается, скулит;

мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

Игра «Назови ласково»

друг — дружок , пирог — пирожок, сапог — сапожок,

снег — снежок, рог — рожок луг — лужок,

творог — творожок, флаг — флажок круг-кружок

Игра «Говори наоборот»

Ход игры: Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный быстрый – медленный, красивый – безобразный,

пустой – полный худой – толстый умный – глупый,

трудолюбивый -ленивый, тяжелый – легкий трусливый – храбрый,

твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий

Игра «Что из чего сделано?»

сковорода из чугуна — чугунная,

ложка из дерева — деревянная, нож из металла — металлический,

ведро из железа — железное, ваза из хрусталя — хрустальная,

платье из шелка — шелковое коробка из картона — картонная, шарф из шерсти — шерстяной, булка из пшеницы — пшеничная, хлеб из ржи — ржаной, варенье из вишни — вишневое, дорога из песка — песчаная, сумка из кожи — кожаная, мяч из резины — резиновый, шуба из меха — меховая, крыша из соломы — соломенная, шарик из пластилина — пластилиновый

В основу игры лег : «Синквейн» – в переводе с французского – пять строк.

К основным правилам игры относятся следующие:

1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово,

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающие действие,

4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово-резюме (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

1. Кто? – Иван – царевич

2. Какой он? – добрый, красивый

3. Что он делает в сказке? – стреляет, ищет, удивляется

4. Как ты относишься к герою – Мне нравится Иван – царевич

5. Синоним – Королевич

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

  • Игра не должна строиться на принуждении.
  • Игра – творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.
  • Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Таким образом, очень важно использовать дидактические и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.

1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Игры и упражнения дидактические. — М.: БукМастер, 1993.

2. А.К.Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

3. Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений /сост. Г.И.Николайчук. – Ровно, 1989.

4. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников /под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966.

5. Скажи по-другому /Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии /под ред. О.С.Ушаковой. – Самара, 1994.

Словесные игры для детей 6–7 лет, играем всей семьей

Ольга Исламова
Словесные игры для детей 6–7 лет, играем всей семьей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Словесные игры для детей 6-7 лет, играем всей семьей.

Логопед: Исламова Ольга Александровна

У детей старшего дошкольного возраста начинается активная подготовка к школе. Но не стоит забывать родителям, что основным видом деятельности данного возраста являться игра, тем более, что можно успешно совмещать обучение с игрой.

Существует много видов игр для детей данного возраста: сюжетно-ролевые, театрализованные, игры с игрушками, подвижные, сюжетно-дидактические, учебные, интеллектуальные, компьютерные и т. д. Для организации такого рода игр необходимо создание определённых условий (большое пространство, стол, стулья, наличие атрибутов или наглядно-дидактического материала. К сожалению, в современных условиях, у многих родителей, не всегда хватает на это время.

Существует еще один вид игры, где основным элементом является слово. Все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких дополнительных атрибутов. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из садика, в машине, на прогулке. Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Предлагаем Вашему вниманию подборку словесных игр для детей старшего дошкольного возраста:

«Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ …». В игру может играть произвольное количество участников. Определив последовательность, каждый игрок начинает свой ход с фразы: «Я знаю пять названий…» и самостоятельно выбирает категорию (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и т. д.). Далее следует перечисление слов, относящихся к этой категории. Если участник не смог назвать заданное количество слов выбранной категории, ход переходит следующему участнику, в конце кона (когда общими усилия будут названы все предметы данной категории, ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (ответить на вопрос, спеть песню, рассказать стихотворение и т. д.).

Пример: Я знаю пять названий цветов: колокольчик – раз, роза – два, кактус – три, тюльпан – четыре, лилия – пять. Я знаю пять названий месяцев: январь – раз, февраль – два, март – три, апрель – четыре, май – пять. Я знаю пять мужских имен: Александр – раз, Михаил – два, Владимир – три, Роман – четыре, Алексей – пять.

«МЫ ХОДИЛИ В ЗООПАРК И ВИДЕЛИ ТАМ …». Количество участников не ограничено, как и категория (можно сходить в продуктовый магазин или магазин игрушек, в гости, в театр, цирк и т. д.). После определения последовательности игроков, первый участник начинает игру с фразы: «Мы ходили в зоопарк и видели там …» и заканчивает ее выбранным им животным, в данном случае. Второй игрок повторяет всю фразу целиком первого и добавляет свое слово. Третий игрок повторяет все, что сказал второй и добавляет свое название животного. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не допустит ошибку в данной последовательности животных, составленную всеми игроками.

Пример: 1 игрок – мы ходили в зоопарк и видела там медведя, 2 игрок – мы ходили в зоопарк и видели там медведя и кролика, 3 игрок – мы ходили в зоопарк и видели там медведя, кроли и тигра, 4 игрок – мы ходили в зоопарк и видели там медведя, кролика, тигра и жирафа, 1 игрок – мы ходили в зоопарк и видели там медведя, кролика, тигра, жирафа и козу, и т. д.

«ЖИВОЕ / НЕ ЖИВОЕ». Целью данной игры является угадывание, с помощью наводящих вопросов, слова, которое загадал один из игроков. Распределив последовательность игроков, первый загадывает слово. Остальные по очереди начинают задавать вопросы, на которые можно ответить только ДА или НЕТ. Задача родителей – научить ребенка правильно задавать вопросы (от общего – живое/не живое, переходить к конкретным признакам – животное/растение/явление природы, большой/маленький, зеленый/красный и т. д.). Побеждает тот, кто больше всех отгадает слов.

Пример: это живое? – да, это растение? – нет, это животное? – да, это животное живет в нашей стране? – да, это дикое животное? – нет, это домашнее животное? – да, это животное большого размера? – нет, у этого животного длинны хвост? – да, это животное умеет мяукать? – да, это КОШКА? – ДА.

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. Ребёнок долен объяснить свой выбор, указав общий признак для остальных слов. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример: Кровать, шкаф, стол, стул, простыня – в этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф – в этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф», но лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

«ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ». Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух, игрок в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее. Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример: вода – карась, земля – кабан, воздух – воробей.

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик, который будет служить нескольким целям:

требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);

регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);

добавляет игре динамичности и азарта.

Играйте в словесные игры всей семьёй. Это отлично укрепляет родственные связи и навсегда оставляет в памяти ребёнка светлые воспоминания о счастливом детстве.

Адаптируйте условия игр к особенностям вашего ребёнка. Важно, чтобы задания были по силам дошкольнику, но в то же время не чрезмерно простые.

Выбирая тему игры, ориентируйтесь на вопросы, которые вы изучаете в текущий момент на развивающих занятиях, так игра будет служить в качестве закрепления и повторения пройденного.

Наслаждайтесь счастливыми мгновениями, проведёнными со своими детьми, ведь они растут невообразимо быстро. Пусть родительство приносит вам радость и удовлетворение.

Фотоотчет «Акция «Читаем всей семьей» Совсем недавно проходила в нашем детском саду акция «Читаем всей семьей». В акции в поддержку семейного чтения принимали участие взрослые.

Фотоотчет о военно-спортивном празднике «Всей семьей — на старт» для детей 6–7 лет с участием родителей воспитанников В дошкольных образовательных учреждениях города Курска – членах сетевого клуба отцов и детей стало хорошей традицией проводить в преддверии.

Консультация для родителей «Игры всей семьей» Из- за постоянной занятости, нехватки свободного времени, родителям порой трудно уделить ребёнку должное внимание. Что же делать детям,.

Консультация для родителей «Сидим дома — играем всей семьей» Самоизоляция – мера вынужденная, но, тем не менее, – один из поводов организации развивающих игр для детей и возможность поиграть всей семьей.

Консультация для родителей «Сидим дома не скучаем, а в музыкальные игры всей семьей играем» Ладушки-ладошкиВозраст играющих от 8 лет, число — не менее 5 человек. Игра развивает слух, эрудицию, внимание. Ведущий прохлопывает в ладоши.

Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.

Консультация для родителей «В словесные игры играем и с мамой, папой не скучаем» (1 часть) Уважаемые родители! Предлагаю вам словесные игры, которые вы сможете организовать с детьми старшего дошкольного возраста дома. 1. «Кто больше.

Консультация для родителей «В словесные игры играем и с мамой, папой не скучаем» (часть 2) В период самоизоляции «Не скучаем, в игры разные играем» Уважаемые родители! Предлагаю вам воспользоваться словесными играми, которые вы.

Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста Что за предмет? Цель: учить ребенка называть предмет и его описывать. Ход игры: Найдите мешочек, положите в него несколько знакомых ребенку.

Словесные игры для детей разного возраста

Развитие речи ребёнка — непрерывный процесс. Игры со словами, которые могут быть использованы и в домашних условиях, и в детском саду, на прогулке или в поездке, помогут сделать процесс целенаправленным и продуктивным, а обучение радостным и интересным.

Какая польза от игр со словами

Игры со словами направлены на решение следующих задач:

  • обогащение словарного запаса;
  • создание условий познавательной деятельности;
  • прививание интереса к слову и родной речи;
  • формирование адекватного звукопроизношения;
  • улучшение памяти, интеллектуальных способностей;
  • развитие умения высказывать своё мнение, делать выводы, применять новые знания в различных ситуациях.

Игры со словами не только интересный, но и полезный досуг

Игры со словами для самых маленьких

Специалисты утверждают, что в двухлетнем возрасте словарный запас ребёнка включает около 50 слов. Однако многие малыши в этом возрасте произносят гораздо меньше слов. С помощью речевых игр взрослые могут помочь малышам заговорить.

Сопровождайте действия, за которыми наблюдает малыш или которые он сам производит, своими комментариями. Называйте ясно и разборчиво предметы, на которые смотрит ребёнок или на которые показывает пальчиком. Так малыш быстрее произнесёт первые слова и фразы.

«Скажи, что это»

В продаже имеются книги с большими понятными картинками и минимумом текста для маленьких детей, а также карточки различной тематики. Рассматривая такие иллюстрации, чётко произносите, что нарисовано на них, и, если это возможно, просите повторить малыша звукоподражание, которое относится к данному слову: «Это собака. Она говорит: «Гав-гав». Скажи: «Гав-гав!».

Картинок не должно быть много. На первое время отберите 5–6. Через какое-то время таких занятий, разложите картинки на столе или на полу, чтобы ваш ребёнок их все видел, и попросите его найти какое-нибудь изображение: «Где котик? Кто говорит: «Мяу-мяу?». Ребёнок должен остановить на нужном изображении взгляд или показать на него пальчиком. Карточки, с которыми малыш уже хорошо знаком, постепенно заменяйте другими, пока малознакомыми.

Маленькие дети ещё сами не умеют организовать игру, поэтому им важно участие взрослого

«Чудесная коробочка»

Возьмите яркую коробку (корзинку, красивый мешочек), сложите в него разные небольшие предметы (игрушки). Доставайте из коробки по одному эти предметы, называйте, что это, и отдавайте малышу. Пусть рассмотрит их хорошенько. Затем предложите сложить всё на место. И опять, когда берёте предмет в руки, громко, одним словом, называйте, что это.

Если все игрушки ребёнка всегда у него на виду, они быстро наскучивают ему. У моих детей игрушек много. Когда мой старший сын был маленьким, я всё его имущество раскладывала по небольшим коробкам. Доставала ему по одной коробке и он подолгу рассматривал её содержимое, затем складывал всё назад. Если к какой-то коробке не было доступа хотя бы неделю, игрушки в ней воспринимались малышом, когда он получал её, как новые.

Разбирая и складывая по местам с ребёнком игрушки, чётко и разборчиво проговаривайте их названия

Игры со словами для детей трёх — четырёх лет

В 3 года, как правило, дети уже знакомы с названиями окружающих предметов, могут объяснить простейшие вещи, легко строят простые предложения. К 4 годам малыши уже умеют понятно разговаривать, обозначать свои пожелания и эмоции. Речевые игры помогут совершенствовать слух, увеличивать словарный запас, формировать правильный грамматический строй речи и звукопроизношение.

Помните, что дети во всём копируют взрослых, поэтому следите за своей речью: не допускайте «сорных» слов, грубых выражений.

«Кто так разговаривает»

В игре могут участвовать как двое человек (ребёнок и взрослый), так и несколько. А также понадобится мяч.

Дети становятся полукругом, взрослый — перед ними. Он бросает мяч одному из игроков, называя какое-нибудь животное, а тот должен сказать, как животное говорит, и вернуть мяч ведущему.

Для игр со словами пригодятся мячи, воздушные шары и другие игрушки

«Скажи наоборот»

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Взрослый произносит слова, доступные для понимания ребёнка, к которым можно подобрать противоположные по значению: день — ночь, темно — светло, горячо — холодно и т. д. Малыши, которые правильно назвали антонимы, получают поощрительные призы (можно вырезать из бумаги звёздочки, колокольчики или т. п.).

«Путаница»

Взрослый читает предложение, в котором слова переставлены местами: «Мяч ловит Таню», «Река плывёт по лодке» и другие. Ребёнок должен заметить ошибку и исправить.

Совместные игры сближают детей и взрослых, учат общению и взаимовыручке

Игры со словами для детей пяти — шести лет

Дошкольники этого возраста обычно понятно высказывают свои мысли, строят логичные высказывания. К школе они должны иметь богатый словарный запас, уметь чётко произносить все звуки, пересказывать небольшие истории. Овладеть этими навыками им помогут речевые игры.

В этом возрасте следует много читать ребёнку, задавать вопросы и внимательно слушать его, загадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, шарады.

«Испорченный телефон»

Для игры необходимо участие группы детей.

Мальчики и девочки садятся в ряд. Взрослый шепчет простое, понятное ребятом слово первому игроку на ухо, чтобы другие не слышали. Тот передаёт слово другому, тоже шёпотом. Последний игрок называет слово, которое услышал, вслух.

Так как часто слово доходит до последнего игрока в искажённом варианте, игра получается обычно весёлой и интригующей.

«Светофор»

Игра может проводиться как с одним ребёнком, так и с несколькими.

Для игры понадобятся вырезанные на каждого участника из бумаги по одному кружку зелёного и красного цвета. А также пригодятся тематические карточки с изображёнными на них знакомыми детям предметами.

Взрослый показывает карточки и говорит, что на них нарисовано, иногда намеренно произнося слова ошибочно (вместо «банан» произносит «баван», вместо «витамин» – «витанин»). Если слово названо правильно, дети подымают вверх зелёный кружок, если нет — красный.

Вместо использования кружков разного цвета можно договориться с детьми об условных знаках, обозначающих «правильные» и «неправильные» слова

«Поймай мяч»

Игра может проводиться как индивидуально с ребёнком, так и с группой детей. Для неё понадобится мяч (воздушный шар).

Взрослый называет существительное и бросает мяч ребёнку. Тот должен поймать мяч и назвать прилагательное, образованное от этого слова: зима — зимний, дождь — дождливый, дерево — деревянный и т. п.

Командные игры со словами учат детей быстрой реакции, умению сотрудничать

Игры для младших школьников

К моменту поступления в школу мальчики и девочки свободно общаются с другими людьми на разные темы. У подготовленного к обучению ребёнка развитый фонематический слух, он умеет различать звуки в словах, может соотнести звук со знаком и изобразить этот звук. Необходимо учить школьника строить тексты, составлять описания по картинкам, работать над выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над грамотным письмом.

На этом этапе огромную роль играет чтение. Если ранее ребёнку привили интерес к книгам, то он начинает самостоятельно читать простые тексты, черпая оттуда познавательную и поучительную информацию, развивая память и интеллект. Конечно, если родители не читают, маловероятно, что этим заинтересуется их сын или дочь.

«Что если бы»

Эта игра подходит как для занятий с одним ребёнком, так и с группой детей.

Для игры следует заранее подготовить карточки с написанными на них вопросами, имеющими форму: «Что было бы, если бы?». Окончания вопроса должны быть такого типа:

  • если бы исчезли все взрослые;
  • если бы никогда не наступала ночь;
  • если бы в нашей квартире поселился слон;
  • если бы не было насекомых.

Карточки следует разложить изнанкой вверх. Попросите ребёнка достать одну карточку и порассуждать на тему вопроса.

Поощряйте ребёнка мыслить нестандартно

«Составь слова»

На большом листе бумаги (на доске) нужно написать длинное слово (автомобиль, электростанция, скалолаз). Участникам игры нужно составить из букв этого слова новые слова. Победитель тот, кто придумал больше всего новых слов.

«Сочиняем сказку»

Для игры требуется несколько участников.

Первый игрок придумывает начало сказки (одно предложение). Следующий дополняет своим. Так все участники по цепочке придумывают интересную историю.

«Глупые предложения»

Для игры требуется как минимум два участника. Один придумывает слово, а второй сочиняет предложение, в котором каждое слово начинается из букв того слова, которое назвал первый участник. Например, слово «стол» расшифровывает как «собака топталась около лодки».

Предлагайте ребятам сочинять самим сказки и весёлые истории

Игры для детей среднего и старшего школьного возраста

Игры в этом возрасте используются подростками, когда нужно весело провести время в компании друзей, но также они могут быть использованы на уроках в школе. Речевые игры нужны подросткам для развития творческих, коммуникативных способностей, тренировки логики, мышления и памяти.

Командные игры помогут детскому коллективу сплотиться, освоиться стеснительным ребятам в незнакомой обстановке

«Города»

Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МинсК — КиеВ — Волгоград.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста есть другой вариант игры: называть не города, а просто любые слова на последнюю букву. Если слово заканчивается на букву, с которой невозможно придумать новое слово (ь, ы), то слово подбирают на предпоследнюю букву.

«Ассоциации»

Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего — угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например: «На какую птицу похож этот человек: на сороку, воробья или орла?», «Если бы этот человек был животным, это был бы волк, бык или лиса?».

«Контакт»

Для участия в игре нужен один ведущий и несколько участников.

Ведущий задумывает слово (имя существительное в единственном числе, не имя собственное) и называет первую букву этого слова остальным участникам игры. Те пытаются догадаться, что это за слово, но не произносят его вслух, а задают наводящие вопросы. Например, задумано слово «кофе», названа буква «к». Участник задаёт вопрос: «Это не посуда, в которой варят суп?» Ведущий должен догадаться, что подразумевает задающий вопрос, и ответить: «Нет, это не кастрюля». Если догадка участника верная («Это крепкий напиток, который дарит бодрость и хорошее настроение?»), ведущий отвечает: «Да, это кофе». Когда слово отгадано, выбирают нового ведущего, который придумывает новое слово.

Задача ведущего — как можно быстрее догадаться, о чём его спрашивают, и назвать это слово. Если он не может догадаться, о чём ему задан вопрос, а другие участники догадались, они говорят: «Контакт», — и начинают хором считать от 10 до 0, а затем называют слово-отгадку. Если, пока они считают, ведущий догадался, о чём речь, то он называет отгадку («Нет, это не конфета») и участники придумывают новые вопросы.

Если участники назвали одну и ту же отгадку, но это не то слово, которое задумано ведущим, то он называет следующую букву в своём слове. Последующие вопросы должны быть о словах, которые начинаются с этих двух букв (в нашем случае с «ко» – кот, команда и т. д.). Если участники произносят разные слова, то следующая буква не называется и участники должны придумать новый вопрос-определение. Игра заканчивается, когда игроки произносят загаданное ведущим слово.

Игры со словами актуальны в любом возрасте, главное выбрать подходящий вариант

Игры со словами универсальны: можно найти для любого возраста и разного количества участников. Они помогают не только весело и интересно провести время, но и совершенствуют речевые и коммуникативные навыки, пополняют словарный запас, способствуют развитию памяти и интеллекта.

Устные игры, помогающие скоротать время

Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите (если он нужен, то минимальный), их можно использовать в любом месте и в любое время. Устными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди. Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка.

Города

Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА – АрхангельсК – Курск.

Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.

Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное – называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.

Песни

Здесь участвуют как отдельные участники, так и команды. Первый игрок или команда запевают любую песню (1-2 строчки), соперники должны пропеть ответ – песню, начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Эта веселая игра хороша на праздниках и в компаниях, где любят петь. Таким образом можно устроить настоящий концерт, пропевая песни полностью.

Три истории (правда или вымысел)

Каждый участник по очереди рассказывает две реальных истории, произошедших с ним, и одну вымышленную. Задача остальных – угадать, какая из них не правда. Желательно рассказывать вымышленную историю так, чтобы сразу сложно было догадаться, какая из трех – сочиненная.

Ассоциации

Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего – угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например:

«На кого из птиц похож этот человек: на пингвина, на воробья или на павлина?», «Если бы этот человек был домом, это была бы многоэтажка, коттедж или избушка?», «Этот человек: мак, роза или незабудка?»

Найди цвет

Это игра на быстроту. Ведущий пишет на листке имена игроков и за каждый быстрый ответ ставит балл возле имени ответившего. Задача участников как можно быстрее найти и показать загаданный ведущим цвет (в предметах быта, в одежде, в природе и т.д.) в ближайшем окружении.

Усложненный вариант игры: загадываются цвета с оттенками, например, светло-зеленый, грязно-розовый. Также можно загадывать редко произносимые названия цветов: лиловый, оливковый, хаки и т.п.

Для школьников будет полезна такая игра на английском или другом языке, который они изучают.

Найди загаданный предмет

Из всего, что доступно взгляду, ведущий загадывает один предмет. Игроки по очереди задают наводящие вопросы, чтобы отгадать его. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Каждый игрок может в свой ход сделать что-то одно: либо задать наводящий вопрос, либо предположить, что за предмет загадан. Если игрок неправильно предполагает предмет, то следующий ход он пропускает. Победивший меняется местами с ведущим и загадывает новый предмет.

Эта игра учит внимательно слушать, анализировать и делать выводы, ведь с помощью вопросов, заданных другими участниками, в свой ход можно угадать предмет.

Я никогда не…

Для этой игры понадобятся спички или другие мелкие предметы, которые можно брать и отдавать.

Каждому участнику раздается по 10 спичек (семечек, бусинок, палочек и т.п.). Игроки по очереди произносят фразу: «Я никогда не…» и продолжают ее каким-то фактом из своей жизни. Важно, чтобы это утверждение было как можно уникальнее и как можно меньше участников могли сказать о себе то же самое. Как только игрок произносит свою фразу, все остальные, кто не может о себе сказать этого, отдают ему по одной спичке.

Например, если вы скажете: «Я никогда не был пилотом на самолете», вы, скорее всего, не получите не одной спички, т.к. никто из игроков тоже не был пилотом. Но, если вы скажете: «Я никогда не ездил на велосипеде» – будьте уверены, что спичек вам дадут много. Близкие друзья, хорошо знающие друг друга, будут следить за тем, чтобы не было хитрости и обмана, т.к. некоторые факты сложно проверить у малознакомых участников игры.

Сумка

Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко. Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит. Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.

Сочинялка

Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй – следующую и так далее. Самое главное – соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.

Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:

В сердце у меня любовь

Вырастает, как морковь.

Потому и лью я слезы –

Для полива милой розы.

Синонимы

Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.

Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.

Продолжи слово

Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово. Например:

Второй: «…права. Гор…»

Первый: «од… Удо…» и т.д.

Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.

Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается три минуты и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.

Расшифруй песню

Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.

Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:

Ведущий: Какая сегодня погода?

1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.

Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?

2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.

Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?

3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.

Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь.

Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.

Игры на смекалку

В этих играх участники должны догадаться, по какой схеме действует ведущий.

От креста к параллели

Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.

На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он – крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он – параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.

Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.

Я беру с собой в поход…

Ведущий говорит начальную фразу: «Я беру с собой в поход…» и дальше произносит какой-то предмет. Игроки один за одним начинают пробовать так же что-то взять с собой и называют свои предметы. Ведущий должен сказать: можно брать их или нельзя, а участники тем временем должны догадаться, по какому принципу можно брать вещи в поход.

Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:

1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:

Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».

1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».

2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».

2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):

Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».

1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».

2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».

3. начинающиеся на первую букву имени игрока:

Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».

1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».

2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».

4. только съедобные (или только несъедобные).

5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.

Детектив

Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.

1-й игрок: «Это было в большом городе?»

2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»

Ведущий: «Не знаю».

3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»

Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда – на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».

Веселиться и развиваться: словесные игры для детей

Вы играете в словесные игры? Этот вопрос обычно задают родителям внимательные воспитатели в детском саду и учителя начальных классов, когда речь идет о развитии детей и расширении их словарного запаса. Преимущество этих игр в том, что они одновременно избавляют детей от скуки и способствуют развитию грамотности.

Выбирайте словесные игры в зависимости от возраста ребенка:

  • в младшем возрасте, в 2, 3, 4 года, помогайте малышу, подсказывайте слова, мотивируйте;
  • начиная с пятилетнего возраста дети уже активно включаются в словесные игры. У них уже есть определенный словесный запас;
  • в 6-7 лет увлечение словесными играми составляет отличную подготову к поступлению в школу: у ребенка накаливается словарный запас, развивается быстрота мышления.

А еще словесные игры — это замечательная возможность стать ближе своему ребенку. Дети ценят время, которое им уделяют родители.

Мы собрали словесные игры, которые нравятся детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра «Противоположности»

Веселая игра, по условиям которой игроки придумывают слова, противоположные по смыслу.

Возраст участников: от 2-3 лет.

Игра «Запретные слова»

Во время игры ребенок отвечает на вопросы, не используя запретные слова. Это могут слова «да» и «нет».

Возраст участников: от 3-х лет.

Ты играешь в куклы? Иногда.

Ты ешь на обед суп? Конечно.

Игра «Ассоциации»

Один участник называет любое слово, а другой игрок предлагает в ответ свое слово-ассоциацию — то, что пришло ему на ум сразу после услышанного или увиденного.

Возраст участников: от 3-х лет.

Арбуз — полосатый, круглый, сладкий.

Снег — белый, липкий, мокрый, холодный.

Игра «Соревнования в слова»

Очень простая игра, в которой каждый игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву того, что произнес соперник.

Возраст участников: от 4-х лет.

Пример: банан → нос → слива → арбуз → зима → аквариум и т. д.

Игра «Придумай загадку»

Загадки — отличный способ разнообразить семейный и детский досуг. Их любят и дети, и взрослые. Парадоксально, чем проще загадка, тем сложнее ее отгадать папам и мамам. Здесь 20 детских загадок, которые взрослым не отгадать с первого раза.

Загадки можно придумывать и самостоятельно. Детям лучше начинать со знакомых им предметов, которые нужно охарактерировать так, чтобы другие игрки догадались не сразу.

Возраст участников:от 4-х лет

Она льется в каждом доме, но никак не выльется.

Игра «Слова на одну букву»

Составляйте предложение со словами, начинающими только на одну букву: выбирайте любую букву алфавита и придумывайте слова в предложении. Каждый игр можно менять слова местами.

Возраст участников: от 5 лет.

Пример: милый мишка Максим махал маме мокрой майкой.

Игра «Угадай персонажа»

Игрок загадывает персонажа, делится краткой информацией о нем. А остальные участники игры должны задавать вопросы, чтобы узнать.

Возраст участников: от 5-6 лет.

Это мальчик, он не очень обычный. Его сделали из дерева.

Игра «Города»

Игра в города любима многими поколениями. С ее помощью отлично тренируется память, а познания в географии становятся шире.

Возраст участников: от 6-7 лет.

Пример: Москва → Анапа → Армавир → Руза → Абакан.

Игра «Слова в автомобильные номера»

В дороге дайте ребенку по листу бумаги и попросите его записывать буквы с автомобильных номеров. А затем все составляют расшифровку. Получается довольно весело.

Возраст участников: от 6-7 лет.

– Один из вариантов: медвежонок нашел рисунок.

7 словесных игр, в которые интересно играть с ребёнком

Кто хоть раз в жизни не коротал время, играя в «слова» или в «города», в походе, на пикнике, в путешествии или дома с выключенным светом?! Основное преимущество словесных игр состоит в том, что для них не нужен специальный реквизит, а играть можно в любом возрасте. И взрослые, и дети всегда с удовольствием включаются в процесс, ведь главная задача игр – развлечь и расслабить, а соревновательный элемент отлично мотивирует и даже вдохновляет.

В чем польза словесных игр для детей?

В педагогике словесные игры относят к классу обучающих. Такая активность стимулирует многие когнитивные процессы, о которых игрок даже и не задумывается: активизируется внимание, разные виды мышления, тренируется память. Кроме того, в словесных играх, в отличие от других видов, отсутствует упор на наглядность, поэтому хорошо работают воображение и каналы восприятия.

По этим же причинам словесные игры незаменимы для развития детей. Кроме самой очевидной функции – развития речи и увеличения словарного запаса – они решают множество других задач:

  • участвуют в формировании слухового внимания и фонематического слуха;
  • способствуют развитию нейронных связей и улучшению мыслительных процессов;
  • помогают выработать быстроту реакции;
  • стимулируют чувство юмора.

Играть в словесные игры с детьми можно с 3-4 лет, когда все важные функции мозга уже сформировались. А игр, между тем, огромное множество!

Словесные игры для детей и взрослых

Слова – Последняя буква

Игры, построенные по этому принципу, знакомы всем. Один игрок называет слово, и на его последнюю букву уже следующий участник придумывает другое. Если слово заканчивается на й, ы, ь, ъ, то использовать нужно предпоследнюю букву. Играть можно любым количественным составом, главное – заранее оговорить очерёдность передачи хода. А, чтобы сделать игру посложнее, можно ограничить набор лексики определенной темой: города, имена, животные, еда, предметы зеленого цвета и т.д.

Ведущий игрок называет слово, а другой пытается произнести его наоборот. Например: рисунок – конусир; лопата – атапол; котлета – ателток.

Однако для этой игры ребенок должен уметь читать, а основная ее цель – научиться создавать визуальный образ слова и закрепить правописание. Поэтому строгих правил у игры нет.

«Из чего состоит?»

Эта игра направлена на расширение кругозора и развитие дедуктивного мышления. Спросите у ребёнка, из чего состоит стол? Он ответит: «Из дерева – из досок». Взрослый же скажет: «Из деревянных панелей и винтиков». Таким образом разобрать на части можно абсолютно любой предмет, а иногда даже взрослые могут узнать для себя что-то новое. Заранее оговорите ограничения, чтобы, например, не пришлось перечислять все детали автомобиля.

Это очень популярная игра, механизм которой используют многие более сложные словесные и комбинированные игры. Один игрок придумывает слово, а остальные участники задают вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет». Играть можно до тех пор, пока не будет угадано слово, или ставить ограничение по времени. Чтобы облегчить задачу, можно ограничить круг выбираемых слов одной темой (персонажи и личности; неодушевленные предметы), или перед началом раунда озвучивать тему загаданного слова («это съедобное»).

Для этой игры нужны как минимум трое игроков, но чем больше, тем веселее. Ведущий загадывает слово и называет его первую букву (например, «л»): теперь его задача – как можно дольше не раскрыть это слово. Чтобы озвучить свои догадки, участники должны сначала установить между собой «контакт».

Делается это так: один из игроков придумал слово на «л» и пытается дать подсказку другим, но так, чтобы её не понял ведущий. Например: «Это медлительное животное». Если другой игрок понял, что это за слово, он говорит: «Контакт», и оба одновременно называют слово. Если один сказал «лама», а другой «ленивец», контакт не случился. Если ведущий догадался и назвал слово раньше, игроки придумывают другие слова, чтобы снова попытаться установить «контакт». Но если было произнесено одно и то же слово – «ленивец» – то ведущий открывает участникам вторую букву. Теперь игроки знают, что слово ведущего начинается на «ло…», и придумывают варианты слов, начинающихся так же.

Первый игрок называет слово, а следующий – ассоциацию на него. Играть можно вдвоем или большой компанией. Пример ассоциативной цепочки: корова – луг – трава – кузнечик – песня – нота – тетрадь – школа и т.д. Кроме развития воображения, плюс игры состоит в том, что по названным ассоциациям можно понять скрытые мысли или уловить переживания и тревоги детей.

Существует и другой вариант этой игры: когда все игроки, кроме ведущего, незаметно для него договариваются, какого человека из компании загадали. Потом ведущий спрашивает, с чем у них ассоциируется этот игрок (например, с какой едой, с какой частью тела, с какой песней) и по озвученным ассоциациям пытается угадать, кто был загадан.

Ведущий загадывает слово и говорит его участнику, а тот должен объяснить остальным, что это, используя только слова на букву «п». Можно называть любые слова, кроме однокоренных. Например, для слова «квартира» можно сказать: «потолок, пол; пришёл папа после прогулки, подогрел плов, прилёг полежать, посмотрел поло, поспал».

Кроме устных игр, существует множество письменных: «балда», «быки и коровы», «цепочки», составление маленьких слов из одного большого и т.д. Но почти любую из них можно адаптировать под устный формат, и наоборот: устные игры можно модифицировать и усложнять, перенеся на бумагу. Но даже классических игр в «Слова» или «Ассоциации», как правило, достаточно, чтобы весело провести свободное время с ребёнком и заодно умственно поупражняться.

Словесные игры для нескучной прогулки с ребенком.

Словесные игры – настоящее спасение для родителей. Ими можно занять ребёнка в очереди, в электричке, в машине, по дороге к метро. Словом, когда нужно скоротать время, а под рукой ничего нет. Или всё есть, но оно успело надоесть.

Словесные игры очень полезные – развивают речь, память, фантазию, мышление, обогащают словарный запас, тренируют фонематический слух. Да и просто в них весело играть! С правильно выбранной словесной игрой время летит незаметно.

В этой подборке 14 игр, расположенных по возрастанию сложности.

1. «Я вижу что-то. »

Водящий загадывает предмет, который находится в поле зрения игроков: «Я вижу что-то. » и называет цвет, форму, первую букву слова и т.д. Игроки должны угадать предмет.

Игра замечательна тем, что в неё можно играть и с малышами, загадывая что-то совсем простое, и с детьми постарше. Если видите, что ребёнок легко справляется, можно сделать ограничение до двух-трёх попыток.

Пример: «Я вижу что-то зелёное. » Игроки перебирают варианты – машина, листья на дереве и т.д.

«Я вижу что-то круглое. » (очки на человеке, дорожный знак, светофор и т.д.)

2. «Какой? Какая? Какое?»

Водящий называет слово. Играющие по очереди должны называть прилагательные, относящиеся к этому слову.

Пример: Картошка – горячая, вкусная, белая, рассыпчатая и т.д.

Игра заканчивается, когда все прилагательные исчерпаны.

Вариант: можно перечислять как можно больше предметов из одной группы, например, названия насекомых, или предметы мебели.

3. «Я знаю 5 имён»

Да, та самая игра с мячом, в которую многие из вас играли в детстве. Оказывается, в неё можно играть и без мяча.

Водящий говорит: «Я знаю 5 имён девочек / названий городов / предметов мебели. Маша – раз». Другой игрок, без паузы: «Вика – два». И так далее. Главное, не делать длинных пауз между фразами.

4. «Слова»

Первый игрок говорит слово, второй игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

Пример: РубашкА – АрхеолоГ – ГороД – Дом и т.д.

Усложнённый вариант: придумывать слова на последние две буквы предыдущего слова.

Пример: ТельняшКА – КаюТА – ТакСИ – Сироп и т.д.

Внимание! В усложнённом варианте могут попадаться слова, последние две буквы которых не позволяют образовать слово (например, «иностранец», «характер»). Если все игроки согласны, что из двух последних букв не образовать нового слова, то в таком случае для словообразования берётся последняя буква, как в обычном варианте игры.

5. «Города»

Игра аналогична игре в «Слова» (см. выше), но использовать здесь можно лишь названия городов.

Пример: МосквА – АстрахаНь – НовосибирсК – Казань

6. «Найди свою цифру»

Каждый загадывает число (от 0 до 9) и в течение всей дороги надо искать своё число везде – в номерах машин, на рекламных баннерах, на домах и т.д.

Побеждает тот, у кого количество найденных цифр больше.

7. «Из какого мультфильма»

Водящий загадывает цитату, отрывок из песни или мелодию из известного мультфильма. Остальные должны угадать название мультфильма.

8. «Кочерга»

Эта забавная словесная игра особенно нравится малышам. Попросите детей загадать любой предмет мебели (стул, кресло и т.д.) или кухонную принадлежность (вилка, кочерга, скалка и т.д.).

Затем водящий задаёт игрокам разные вопросы, на которые нужно отвечать только загаданным словом.

Пример: Как тебя зовут? – Кочерга.

Что ты сегодня ел на завтрак? – Кочергу.

Какой подарок ты получил на день рождения? – Кочергу.

Другой вариант игры: игроки загадывают друг другу слова, которыми потом они будут отвечать водящему.

Усложнение: нельзя смеяться.

9. «Продолжи сказку»

Игроки по очереди произносят по одному предложению. Все предложения должны быть связаны между собой по смыслу. В итоге получается забавная история.

Пример: Жил-был жук. Он любил гулять в парке. Однажды он повстречал стрекозу. Та сказала ему: «Не вы ли вчера потеряли эту шляпу?» и т.д.

Усложнение: пусть каждый игрок начинает свою фразу со слов «и вдруг» или «но».

10. «Хорошо-плохо»

Эта словесная игра похожа на предыдущую, с той разницей, что с каждой новой фразой мы находим в происходящем что-то хорошее или, наоборот, плохое.

Пример: Я вышел гулять – Это плохо, потому что пошёл дождь, и я промок – Дождь меня замочил, но зато не надо было поливать огород – К сожалению, дождь был слишком сильный и испортил некоторые растения – Это хорошо, я как раз хотел на это место посадить что-то другое. И так далее.

11. «Вы поедете на бал?»

Игра начинается с присказки водящего: «”Да” и “нет” не говорите, чёрное с белым не берите (есть вариант посложнее: добавляют «чёрное-белое не называйте, и не смейтесь, и не улыбайтесь»). Вы поедете на бал?».
Дальше водящий разговаривает с игроками (в чём поедут на бал, возьмут ли с собой друга и т.д.), подспудно пытаясь заставить их произнести запретное слово.

12. «Снежный ком»

Первый игрок называет слово, второй добавляет к нему своё слово, третий игрок – ещё одной слово. Главное, чтобы слова подходили по смыслу друг к другу.

Пример: Роза – Белая роза – Белая роза с острыми шипами – Белая роза с крупными острыми шипами – Прекрасная белая роза с крупными острыми шипами – Прекрасная белая роза с крупными острыми шипами на стебле.

13. «Я иду в поход и беру с собой. »

Водящий говорит первую фразу: «Я иду в поход и беру с собой. » Затем он добавляет любое слово, подходящее по смыслу.Следующий игрок повторяет фразу и добавляет от себя слово.

Игра продолжается до тех пор, пока игроки в состоянии повторить всю фразу целиком.

Пример: «Я иду в поход и беру с собой. котелок».

«Я иду в поход и беру с собой котелок и спички».

«Я иду в поход и беру с собой котелок, спички и нож» и т.д.

Кстати, первая фраза может быть не только про поход. Например: «я иду в магазин и покупаю там. », «я иду в гости и беру с собой. » и т.д.

14. «Найди лишнее»

Водящий называет 3-4 предмета, а игроки находят лишнее и объясняют, почему они так решили.

Пример: Собака – Заяц – Малина – Медведь (лишнее слово «малина»). Хижина – Дом – Автомобиль – Сарай (лишнее слово «автомобиль»).

Хотите ещё словесных игр? Переходите по ссылке:

На платформе Vikids вы можете:

Читайте также:
Игры-эксперименты на логопедических занятиях
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: