Слоговой синтез: упражнения

Логопедическое занятие по теме “Слоговой анализ и синтез слов”

Презентация к уроку

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • отработать навык выделения гласных звуков из слов;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Здоровьесберегающие:

  • использовать элементы двигательной активности;
  • использовать глазодвигательные упражнения.

Оборудование: Гномы Бим и Бом, предметные картинки на слова различной слоговой структуры, карточки со слогами, пособие “Слоговой поезд”, слайдовая презентация, мультимедийная установка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед:

Здравствуйте, ребята!
Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
Сядет тот, кто назовет
В каждом слове первый слог.
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.

На доске выставляем слоги.

Слайд 3.Отработка навыка деления слова на слоги.

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.

Логопед: Перед нами части слов. Отработка навыка деления слова на слоги.

Кто сложить их все готов?
Без них прожить никак нельзя,
Они как добрые друзья!
Всегда утешат, подбодрят,
Без исключенья всех ребят!

Узнали, что приготовили нам гномики? – Приключения!

Сколько слогов мы сложили? Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;

А сколько гласных букв в этом слове? – 5.

Совместно формулируем правило, записываем на доске и в тетради.

Слайд 3. Примеры определения количества слогов.

III. Основная часть.

1. Работа в тетради. Уточнение гласных.

Нет для голоса преград,
Звуки далеко летят,
Гласными мы их зовем,
Свободно тянем и поем.

Гномик придумал секретный шифр, он записывает только гласные буквы из слов.

Слайд 5, 6. Работа по выделению гласных звуков из слов.

2. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря.

Логопед:

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем!

Слайд 7. Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна).

Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.

3. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Логопед:

На пути у нас слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.
У меня в руках ки-ру,
Я порядок изменю (меняем карточки со слогами) – руки.
Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя.

Слайд 8. Определение последовательности слогов в словах.

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

4. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Логопед:

Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока.
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
– Здесь весною было пусто,
Летом выросла . КАПУСТА;
– Собираем мы в лукошко
Очень крупную . КАРТОШКУ;
– Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе . КАЛАЧ;
– Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”. КАМЫШ.
– Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий . КАБАЧОК;
– Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл . КАРАСЬ.

Слайд 9. Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

5. Физминутка.

а) упражнения для глаз.

Мы тихонечко сидим и за ежиком следим;

Слайд 10. Ёжик бегает по периметру экрана, круговые движения, “восьмерки”.

б) двигательные упражнения. Дифференциация понятий “СЛОГ-СЛОВО”.

Логопед:

А теперь мы поиграем,
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.

Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.

НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ.

Слайд 11. Иллюстрации к словам.

6. Чтение слов со сложной слоговой структурой.

Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.

Тренировка слухоречевой памяти.

Логопед: слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.

7. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры.

Работа в тетради.

Логопед:

Cлоги – маленькие феи,
Превратить слова сумели.

Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги.

Слайд 15. Слон-слоник-слоники,

Слайд 16. Дом-домик-домики.

Слайд 17. Стол-столик-столики;

8. Работа над связной речью.

Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.

Развитие слухоречевой памяти.

Логопед:

Pечь моя текла, как речка,
Но рассыпалось словечко,
По порядку разложи слоги в слове
Раз,два,три.
Если черточка одна,
В слове первой стать должна.

Слайд 18.

  • Мы совершили увлекательную гул про ку.
  • Гномы приготовили для нас дар по ки.
  • Молчун принес волшебный даш ран ка.
  • Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.
Читайте также:
Три тематических игры для автоматизации звуков и развития правильной воздушной струи

IV. Подведение итога занятия.

За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.

-какое правило помогает определить количество слогов в слове?

– если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?

– в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

– если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?

– в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

– в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?

Логопед: мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Список литературы.

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 37 с.,165 с.
  2. Ефименкова Л,Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 93-95 с.
  3. Лопухина И.С. Логопедия,упражнения для развития речи. – СПб.:Дельта, 1997. 336 с.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).

8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).

10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).

11. Записать гласные данного слова.

12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.

13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.

14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА

Письмо- сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см ( по образцу ). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Читайте также:
Леворукие дети

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

(перестановок, пропусков, недописывания слогов и букв).

1. Многократное произнесение слова вслух, затем звуковой анализ слова (на первых порах по слогам), после чего перед записью ученик читает с отбиванием слогового ритма.

2. Запись слова с проговаривакием.

3. Складывание из букв и слогов разрезной азбуки слогов и слов. При этом слова подбираются так, чтобы слоги были совершенно различны (во избежание путаницы в структуре слова). Вначале берутся слоги простые (согласный гласный), а затем более сложные. В словах на первых порах орфоэпия должна совпадать с орфографией.

4. Заполнение пропущенных букв в напечатанных или написанных словах.

5. Записывание слов и фраз после прочтения их вслух или про себя с применением экрана (ширмочка и т.п.).

6. В упорных случаях на первых порах прибегают к артикуляционным схемам (дети пишут, глядя на зарисованные схемы слога, слова).

7. Упражнение учеников в произношении слов по слогам под такт, отбиваемый рукой, с последующей записью тоже под такт.

8. До записи слова требуется, чтобы дисграфик посчитывал количество букв в нем и обозначил его цифрой над местом записи слова. После вторичного подсчета букв уже записанного слова, если оба числа совпадают, цифра обводится кружком, в противном случае находится ошибка, и слово записывается заново. Полезно также каждую букву слова узнавать в других ее сочетаниях, сравнивать соответствующую ей артикуляцию со сходной, сочетать ее с разными гласными (па -по – пу и т.д.)

9. При наличии слабого звукового анализа (звуки смешиваются, переставляются) он усиливается медленным произношением логопеда (в процессе диктовки или расчленения слова на его элементы) и таким же повторением учеником по звукам или слогам: ннн-а ссс-то ллл-е ллл-е-жж-ит пе-рр-о (взрывные произносятся в слоге), Са-ша живет дома.

10. При недописывании слов следует побольше давать упражнений на дописывание их (учит. книж. удоч. ), давая ключ к решению задачи в виде списка этих слов полностью, но в ином порядке (книжка, удочка, учитель). Игровым материалом в этом случае служит своеобразное домино: к карточкам с началом слова приставляется карточка с его окончанием; можно составлять так целые фразы. Детей нужно заставлять произносить особенно четко концы слов. Практикуется игра: один начинает слово, а другой заканчивает его.

Полезно проводить игру в рифмы: к слову на карточке подбирается карточка с рифмующимся словом.

Во всех случаях занятий с дисграфиками для самостоятельных, домашних работ применяется активное (сознательное) списывание, т.е. списывание с выполнением определенных и вполне посильных ученику заданий (подчеркивание, обводка определенных букв, классификация слов данного текста в виде столбиков на заданные буквы).

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КИНЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА ПИСЬМА

1. «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

2. «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

3. «Шалтай – Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

4. «Кошка – мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

5. «Пальчики – драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

6. «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет , пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

7. «Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

8. «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

9. «Раки». Положить на стол ладони рук: правая – с сомкнутыми пальцами, левая – с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

14 основных правил красивой речи

1. При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.

Читайте также:
Работа со стихотворным текстом - конспект фронтального логопедического занятия с группой детей ОНР

3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

4. Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.

5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.

6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.

7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.

9. Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.

11. Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.

12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.

13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.

14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

Формирование слоговой структуры слова

Формирование у детей лексически богатой, фонетически четкой и грамматически правильной речи, которая бы давала ребенку возможность полноценной коммуникации с окружающими – это одна из важнейших задач в обучении детей родному языку.

Чтобы личность ребенка формировалась правильно, нужно устранить все то, что мешает полноценному общению с окружающими людьми. Крайне важно, чтобы дети как можно раньше овладели навыками родной речи, могли говорить четко и без дефектов. Практика показывает, что чаще всего больше внимания уделяется коррекции звукопроизношения, а вот формирование слоговой структуры слова оказывается на втором плане. Часто именно это является причиной развития дислексий и дисграфий у детей.

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Для этого дефекта характерны сложности в произношении слов сложного слогового состава (пропуски слогов, либо добавление новых слогов и звуков, нарушение порядка слогов в слове).

Как проявляется нарушение слоговой структуры

Нарушение слоговой структуры может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до грубых нарушений при повторении двух- или трехсложных слов даже с опорой на наглядность.

Проблема может проявляться в следующем:

  1. Нарушение количества слогов (ребенок опускает слогообразующую гласную, сокращает слог, увеличивает число слогов за счет вставки гласных).
  2. Нарушение последовательности слогов в слове (слоги переставляются, а также происходит перестановка звуков соседних слогов).
  3. Искажение структуры слога (вставка согласных в слог, сокращение стечений согласных).
  4. Уподобление слогов.
  5. Устойчивое повторение.
  6. Предшествующие звуки заменяются последующими.
  7. Смешение элементов слова.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова представляет собой часть общей работы в коррекции речевых нарушений. Перед выбором способов устранения этих нарушений, всегда проводится предварительное обследование ребенка, целью которого является определение степени нарушения слоговой структуры. Это позволяет определить соответствующий ребенку уровень, с которого можно начинатьупражнения. Часто эти задания логопед может рекомендовать для повторения в домашних условиях.

Этапы формирования слоговой структуры слова

В логопедической практике выделяют два этапа формирования слоговой структуры – подготовительный и коррекционный.

Подготовительный этап – это развитие чувства ритма, формирование восприятие ритмической структуры слова.

Необходимо проводить комплексную работу по формированию ритмических навыков. Можно использовать различные танцевальные движения, которые нужно сочетать с хлопками в ладоши, а также различные виды ходьбы с речевым и музыкальным сопровождением. Такие упражнения проводятся в игровой форме, сопровождаясь отстукиванием мяча об пол, игрой на музыкальных инструментах и т.д.

Коррекционный этап заключается в воспроизведении ритмических долей в речи ребенка. Сначала это делается по подражанию, а затем в самостоятельной речи.

Этот этап проходит в следующем порядке:

  • уточнение артикуляции сохранных звуков;
  • проговаривание слоговых рядов разной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:
    гласный + гласный (ау, уа, иа)
    согласный + гласный (ба-ба-ба)
    гласный + согласный (ам-ам-ам, ох-ох-ух)
    гласный + согласный + гласный (апа-апа-апа)
    согласный + согласный +гласный (ква-ква-ква)
    гласный + согласный +согласный (афт-афт-афт)
    гласный + согласный + согласный + гласный (адна-адна-адна)
  • проговаривание слов за взрослым отраженно, составление предложений со знакомыми словами, а также называние слов по картинкам.

Согласно классификации А.К. Марковой, есть четырнадцать типов слоговой структуры слова по степени сложности (от простого к сложному):

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (вата, лиса, луна, коза).
  2. Трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, хижина, полено, корова).
  3. Односложные слова (лук, кот).
  4. Двухсложные слова с закрытым слогом (Антон, балкон, каштан, фонтан).
  5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, палка, ветка, вафли).
  6. Двухсложные слова из закрытых слогов (банан, пенек, жираф, веник).
  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (чемодан, комитет, выводок, ноготок, ботинок).
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
  9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
  10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (тумбочка, фундамент, аптечка, подводник).
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (ткач, гном, кнут, вход, гнев).
  12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (факт, винт, пунш).
  13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, свекла, гвозди).
  14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (мучение, гонение, комедия, метание, именины).
Читайте также:
Автоматизация звука (Р) изолированно, в слогах, в словах - конспект

Развитие навыка слогового анализа и синтеза

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза необходимо включать в работу по коррекции нарушений письменной речи, в частности при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа. Переход к этой теме осуществляется после отработки звуко-буквенного анализа слов. Так же стоит отметить, что подобная работа будет полезной при проведении занятий по профилактике нарушений письменной речи среди учащихся первых классов, имеющих нарушения устной речи.

К тому же нижеперечисленные упражнения будут полезны нормативно развивающимся детям, начавшим школьное обучение. Навык деления слов на слоги (слоговой анализ) и составления из слогов слов (слоговой синтез) имеет большое значение в овладении детьми письменной речи. Таким образом, в зависимости от того, насколько качественно будет проведена работа по отработке данного навыка, зависит дальнейшее развитие письменной речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыка слогового анализа и синтеза»

Развитие навыка слогового анализа и синтеза

Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза необходимо включать в работу по коррекции нарушений письменной речи, в частности при коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа. Переход к этой теме осуществляется после отработки звуко-буквенного анализа слов. Так же стоит отметить, что подобная работа будет полезной при проведении занятий по профилактике нарушений письменной речи среди учащихся первых классов, имеющих нарушения устной речи.

К тому же нижеперечисленные упражнения будут полезны нормативно развивающимся детям, начавшим школьное обучение. Навык деления слов на слоги (слоговой анализ) и составления из слогов слов (слоговой синтез) имеет большое значение в овладении детьми письменной речи. Таким образом, в зависимости от того, насколько качественно будет проведена работа по отработке данного навыка, зависит дальнейшее развитие письменной речи учащихся.

Несмотря на всю важность этого процесса, не стоит забывать, что даже у нормативно развивающихся детей процесс перехода от дошкольного детства к школьному обучению часто происходит довольно сложно, не говоря уже о детях, имеющих речевую патологию. В связи с этим, организовать работу по отработке навыка слогового анализа следует таким образом, чтобы максимально завлечь в нее детей. Мотивировать детей лучше большим количеством наглядного, иллюстративного материала и чередованием разных видов деятельности. Ниже рассмотрены возможные методы и приемы работы, представлены пособия и материалы.

1. Рассели животных по домикам (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Рассели животных по домикам

Инструкция для детей:

Посмотрите внимательно на картинку. Что изображено на ней? (Три домика и животные).

Одинаковы ли домики? (Нет, в первом домике одно окно, во втором – два, в третьем – три).

Нам необходимо расселить животных по домикам. В первом домике будут жить животные, в названиях которых 1 слог.

Как вы думаете, какие животные будут жить во втором домике? (Животные, в названиях которых два слога)

Какие животные будут жить в третьем домике? (Животные, в названиях которых три слога)

Как мы проверим, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Задание может выполняться как устно, так и письменно. При письменном выполнении можно предложить детям разделить тетрадь на три колонки. В первую колонку записать слова с одним слогом, во вторую – с двумя, в третью – с тремя. При устном выполнении задания предложить детям сначала назвать только те слова, в которых один слог, затем два слога, три слога.

При делении слов на слоги лучше сопровождать их хлопками. Также не лишней будет работа по выделению гласных в словах. После выполнения задания можно спросить детей, каких еще животных можно поселит в первый домки, во второй, в третий.

2. Расставь предметы на свои места (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Аналогичным образом проводится работа по следующей иллюстрации.

Расставь предметы от логопеда

Логопед предлагает детям расставить предметы по шкафам. В шкафу с одним отделением должны находиться слова, в которых один слог, в шкафу, котором два отделения слова, в которых два слога, с тремя – три слога.

В конце задания учащимся также предлагается придумать какие еще предметы можно поместить на полки шкафов.

3. Подумай и разрежь (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Эта игра требует небольшой подготовки. Для проведения необходимо, чтобы у каждого из детей были ножницы. Логопед раздает каждому ребенку по три разных предметных картинки и предлагает разрезать ее на столько частей, сколько слогов в этом слове. В начале работы логопед напоминает детям русскую поговорку: «семь раз отмерь – один отрежь» и предлагает очень хорошо подумать над своими действиями. После окончания работы каждый ребенок показывает, что у него получилось, объясняет, как он поделил слово и почему. Ко всему прочему можно добавить написание слогов на каждой части картинки.

При выполнении этого задания работа одновременно ведется по разным направлениям: развитие навыка слогового анализа, развитие общей моторики речи, развития самоконтроля и произвольности, развитие навыка самостоятельной работы. Хитрость этого задания заключается в том, что если ребенок допустит ошибку, то ее будет не так просто исправить, как при устном проговаривании. Разумеется, не стоит брать этот вид работы в начале изучения темы. В то же время, для итогового занятия это задание очень хорошо подойдет.

Читайте также:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки (Д), (Дь). Буква Д, д

4. Какой ты слог? (задание, направленное на развитие навыка слогового анализа)

Эту игру можно использовать при проведении групповых занятий в качестве физкультминутки. Логопед делит детей на небольшие подгруппы во 2, 3, 4 человека. Затем выставляет на доску предметные картинки, в названиях которых 2, 3, 4 слога. Сначала детям предлагается разделить слова на три группы, в зависимости от количества слогов. Затем логопед раздает каждой группе детей карточки. Если в группе 2 человека, дети получают карточки, в названиях которых 2 слога. Логопед предлагает им поделить слово на слоги.

Первый ребенок называет первый слов, второй ребенок – второй слог. Это задание можно усложнить. После того, как каждый ребенок назвал свой слог, логопед предлагает придумать еще слова, в которых есть такой же слог и сказать каким по счету он стоит. Помимо развития навыка слогового анализа, эта игра способствует развитию коммуникативных навыков детей и умения работать в группе. Разумеется, при проведении игры, следует учитывать, что дети должны хорошо знать друг друга и заниматься в таком составе определенный промежуток времени.

5. Собери слова (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)

Логопед предлагает всем детям собраться вокруг одного стола. В центре логопед выкладывает карточки с различными слогами. По очереди дети составляют из предложенных карточек слова, называют их, количество слогов в слове, гласные буквы. Это задание можно дополнить составлением предложений с каждым из получившихся слов. В таком случае, помимо развития навыка слогового анализа, будет осуществляться работа по развитию связной речи детей. Эта игра так же может использоваться в качестве физкультминутки и отдыха от письменных заданий, а так же, как итог, в конце занятия.

6. Рассыпавшиеся покупки (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)

Логопед выставляет на доску изображение женщины с пакетами, а так же различные фрукты с написанными на них слогами.

Инструкция для детей

– Посмотрите на картинку. Что вы видите? (Женщину с сумками, фрукты)

– Эту женщину зовут Наташа. Она очень спешила домой и по дороге растеряла все фрукты. Давайте поможем ей собрать их.

– Что выпало из ее сумки? (яб-ло-ки)

– Кто выйдет к доске и разместит слоги в нужном порядке? Давайте запишем получившееся слово в тетрадь.

Аналогичным образом выполняется работа со всеми оставшимися фруктами. Это задание может выполняться как письменно, так и устно. После написания слов, детям предлагается придумать, какие еще фрукты могла нести Наташа из магазина и поделить их на слоги.

7. Мозаика (игра направлена на развитие навыка слогового синтеза слов)

Логопед выставляет на доску изображение мальчика и карточки с изображением частей мозаики с подписанными слогами.

Инструкция для детей:

– Этого мальчика зовут Жора. Он очень любит собирать мозаику. Сегодня он решил прийти к нам на занятие и показать сою любимую игру. Давайте проверим, получится ли у вас так же хорошо собирать мозаику, как у Жоры.

– Посмотрите на первую карточку. Какое слово здесь спряталось?

Задание так же может выполняться письменно и устно. После выполнения этого задания логопед может предложить детям продолжить эту игру дома и придумать (можно даже нарисовать) дома несколько мозаик-загадок, чтобы на следующем уроке проверить друг друга.

Примерные задания, игры по коррекции фонематических процессов, звуко-слогового и языкового анализа

I. Развитие языкового анализа и синтеза

Коррекционная работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания:

1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

Работа с числовым рядом.

3. Так же детей учат составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложения по схеме. Например:

Птицы улетают на юг.

4. Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…

5. Так же нужно показывать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями.

Например: с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.

Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.

«орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.

6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово). Работа с числовым рядом.

7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица.

Например: распредели на два столбика словосочетания и предложения.

Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.

8. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).

Читайте также:
Значение формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Например (с опорой): «В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.»

Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»

9. Составление предложений, используя словосочетания.

Например: высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и.т.д.

10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначением границ предложения (понижение голоса, паузы).

11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.

II. Развитие слогового анализа и синтеза

При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

Логопед может рекомендовать учителю для групповой и индивидуальной работы в классе следующие игры и упражнения:

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).

14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

Игра «Отгадайте, кого я называю?»

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска» ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

III. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В. К. Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова).

Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

Звуковой ряд из 2—3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, т. е. слог, а также произносится более длительно.

В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, г/а), затем ряда-слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

Читайте также:
Интегрированная и коррекционная деятельность инструктора по физической культуре с детьми и родителями средней группы

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

Включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.

IV. Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся
проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».

Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку.

Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).

Кроме игр, на уроке да и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:

1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.

2. Придумать слово с 4,5 звуками.

3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.

9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).

11. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.
РУЧКА рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улика чехол корка астра

13. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг;
б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук -суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон;
в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.

14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).

15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.

16. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).

18. Составить графическую схему предложения

19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.

20. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

23. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: сом, косы, мак, топор, забор.

Читайте также:
Совершенствование связной речи старших дошкольников с ОНР средствами сюжетной видеозаписи

24. Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.

25. Найди общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна -дом.
Конечная цель работы логопеда и учителя – формирование действий фонематического анализа в умственном плане: ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.

V. Письменные задания на развитие слогового анализа и синтеза

1) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните гласные.

Работа, галоши, кенгуру, павлин, ромашка, машина, лягушка, овощи, клетка, корридо, фрукты.

2) К данному слогу подберите из скобок слова так, чтобы получилось новое слово. Напишите получившиеся слова. Выделите количество слогов, подчеркните гласные.

за…(бор, вод, ры, кон, мок)

ку…(сок, лак, лик, вод)

ры…(ба, си, лик, бак, нок)

3) Прослушайте внимательно слова. Определите в них количество слогов. В первый столбик начертите схемы двухсложных слов, во второй – односложных.

Раки, мак, суп, травы, утки, кран, стул, листик, дуб, брат, грачи, крыса, слон.

4) Возьмите карточки со стола. На них записаны слова. В каждом из слов пропущены слоги. Вставьте их и запишите слова в тетрадь.

8. На карточках даны слова. Если вы уберете из слова последнюю букву, то получите новое слово. Полученные слова запишите

9. Внимательно прочитайте слова, написанные на карточках. Найдите среди них другие слова, которые в них «спрятались» Напишите слова парами.

Слова: столб, щель, укол, коса, полк, волк, восемь, гроза, рыбак, шутки, вокруг, победа, листочки.

10. Образуйте от данных слов, новые слова, с уменьшительно ласкательным значением, используя суффиксы ЕК, ОК, ИК.

Обучение дошкольников составлению описательных рассказов

Педагогическая статья «Особенности описательных рассказов дошкольников»

Автор: Гребенникова Людмила Алексеевна, воспитатель МБДОУ №34 «Кораблик», г. Астрахань

Описание работы: Предлагаю вам педагогическую статью на тему «Особенности описательных рассказов дошкольников» для воспитателей и родителей. Статья направлена на исследование особенностей составления описательных рассказов у дошкольников начиная с младшей группы и заканчивая старшей.

Педагогическая статья «Особенности описательных рассказов дошкольников»

Актуальность темы обусловлена тем, что у современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д.

Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» – детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют держать «мысль на привязи», т.е. в своих рассказах большинству очень трудно придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дошкольники перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное.

Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу, что развитию речи не уделяется должного внимания.

Общение с детьми у родителей часто строится из односложных фраз. Очень мало родители читают детям. Низкое качество детских фильмов также не способствуют развитию речи ребенка. В самом деле, попробуйте пересказать содержание «Черепашек ниндзя» или «Человека-паука». В Царскосельском лицее лицеистам преподавали литературу, поэзию, мифологию, справедливо полагая, что только человек, умеющий внятно и красиво излагать свои мысли, может считаться образованным. Речь и интеллект очень тесно связаны между собой.

Каждый индивид в процессе своего роста испытывает 3 потребности развития индивидуальности:

1. Играть или управлять собой, пробовать себя в разных ролях;

2. Познавать и усваивать опыт предшествующих поколений;

Для общения человеку необходима тема, т.е. содержательность беседы и оценка – мнение других.

Чтобы ребенок проявил желание и смог общаться, он должен пройти по трем ступеням лестницы успеха:

1 ступень – восхищение;

2 ступень – обучение;

3 ступень – самовыражение.

Начиная с младшей группы, я обучаю детей составлению и рассказыванию описательных рассказов. Для начала ребенка нужно расположить к беседе. Индивидуальное общение «глаза в глаза» – так можно передать ребенку какое-либо сообщение и вызвать его на общение. Ситуативный разговор, оформленный ситуативной речью, готовит эмоционально интеллект ребенка к рассуждению, к открытию зависимостей и закономерностей. Именно он определяет готовность ребенка к решению интеллектуальной задачи. Я строю свой разговор таким образом, чтобы ребенок мог отвечать на мои вопросы, всем своим видом даю ему понять, что наш разговор мне интересен.

После разговора, в котором ребенок легко ответит на все вопросы, он уже без боязни приходит на индивидуальный разговор, образованный контакт рождает веру в себя, в свой успех. Когда ребенок любит себя и уверен в себе он всегда готов поделиться знанием с другими. Поэтому я ввожу в занятия и в индивидуальные разговоры персонажей, нуждающихся в обучении.

У ребенка трехлетнего возраста только формируется словарный запас. Его речь бессвязна, поэтому первые опыты по рассказыванию даются ему с большим трудом. Уговаривая ребенка перечислить достоинства той или иной вещи: воротничок есть, чтобы горлышко не мерзло, рукава… Но проводить такое занятие можно лишь после того, как проведена большая подготовительная работа и ребенок честно усвоил для себя назначение каждой вещи и ее детали.

Важно научить ребенка составлять рассказ-описание, который называется «словесное рисование», «что глазки видят, то язычок говорит». Если вы в младшей группе научите детей этому, то в старшей группе воспитанники порадуют вас образностью речи, точностью воссоздания образа предмета, который разбудил их эмоции.

Читайте также:
Логопедическая зарядка по теме: «Продукты питания. Посуда»

Но и в этом случае речь ребенка достаточно сумбурна. Чтобы научить ребенка составлять описательные рассказы, по плану вводим опорные картинки-символы. Обозначение этих картинок дети проговаривается вместе с детьми. Составляя рассказ по этим картинкам, дети приобретают первый опыт составления рассказов по плану.

В средней группе самое важное в развитии рассказывания – овладение планом рассказа, порядком изложения – этому тоже служат картинки. План детям нужно повторять многократно, каждый раз показывать картинку и задавать вопрос.

В средней группе воспитатель не только слушает, но и помогает искать ответ на вопрос, получить результат. И в этом поиске четырехлетний воспитанник овладевает способом самостоятельного решения задач по аналогии.

В старшей группе у ребенка меняется роль в семье. Его признают уже большим, он ходит с родителями в музеи, театры, цирк. Существенно расширяется спектр каналов познания, а также приобретения опыта. Приобретаемый опыт – и положительный, и отрицательный – дети приносят в группу. Так появляются рассказчики и слушатели. Рассказывает ребенок по своей инициативе о том, что его эмоционально увлекло. Эмоции затрудняют воспроизвести последовательно, связно рассказать о посещении музея или театра, и поэтому воспитатель не только внимательный и заинтересованный слушатель, но и незаметный помощник, вопросами помогающий выстроить рассказ в последовательности, уточнять детали.

Беседа – самый сложный вид занятий по развитию речи у старших дошкольников. Мастерство воспитания и будет заключаться в организации такого речевого общения между детьми, когда они ясно формируют для других свои мысли. С.Л. Рубинштейн писал, что «только формируя мысль в речи, мы ее формируем». Не допускайте ситуативной речи, т.е. недосказанных предложений если требуется доказательство, но в то же время помнить, что беседа – это речевое общение, эмоциональное, непринужденное. Ответ может быть дан и одним словом. Если вопрос обращен к воспоминанию. Если же вопрос начинается со слов «почему», «зачем», «для чего» и т.д., тогда ответы должны быть сложными по форме.

Чтобы быть мастером беседы с детьми нужно очень хорошо самому владеть материалом. Вопросы должны быть на картинках, чтобы они помогали, как говорила Е.И. Тихеева, «держать мысль на привязи».

Вопросы надо группировать так, как строится беседа:

1 часть – 3 вопроса;

2 часть – состоит из 3-х подзадач, каждая включает тоже 3 вопроса, следовательно, 3 карточки.

3 часть имеет свои вопросы.

Указание «Как ты думаешь?» не входит в количество вопросов – это прием активизации детей.

Дискуссия между детьми как способ овладения философией. Этот опыт или приобретен, начиная с младшей группы, при решении проблемных задач и необходимости объяснить их решение. А потом уже в средней группе приходилось философствовать, решая экспериментальные задачи, обсуждая ролевые отношения в разнообразны играх, осуществляя оценку и самооценку исполнения обязанностей дежурных. Весь этот опыт, образно говоря, «4-х этапное здание» – система знаний выделенных в опыте человечества М.Н. Скоткиным и И.Я. Лернером.

1 этап – система знаний о предметах природы и общества.

2 этап – система знаний о разных видах детей.

3 этап – система знаний о творческих способах решения задач.

4 этап – система знаний об отношениях будет способствовать развитию у шестилеток способности мыслить, вырабатывать свою точку зрения, критическую позицию и искать убедительные доводы.

Рассмотрим особенности построения описательных рассказов у детей, составленных при рассмотрении картины.

В младшей группе, чтобы активизировать речь детей при рассматривании картины, ведем разговор «Мишкой», «от обратного». Мишка пытается доказать детям, что на картинке, например «кошка с котятами», изображена белка. Абсурдность рассуждений Мишки активизирует речь детей, обращает внимание на детали картины, на отличительные особенности разных животных.

Дети, составляя рассказ по картинке, отвечают на вопросы Мишки, доказывая ему свою правоту, учатся давать развернутые ответы.

В средней группе описательные рассказы по картине строятся по плану. Опять детям предлагается рассказывать Мишке, что изображено на картине. Мишка, задавая нелепые вопросы, уточняет детали картины, определяет суть рассказа, учит детей четко формулировать свои рассуждения, аргументировать выводы и доказательства. Детям для сравнения дается образец рассказа, составленный самим воспитателем. Дети, опираясь на этот образец и на опорные картинки, которые нужно показывать каждому ребенку, будут составлять рассказ.

Словарный запас ребенка за год достаточно пополнится, речь его уже более эмоциональна, он может строить сложные предложения. Рассказы детей сложно условно разделить.

В старшей группе описательные рассказы детей строятся только по плану. Дети учатся задавать Мишке вопросы для составления рассказов. Таким образом, они сами составляют вопросы плана.

Продолжая обучать мишку, дети отвечают на эти вопросы развернутым полным ответом, доказывая свою правоту. Для сравнения можно предложить детям другой план для описания той же картины. Дети пробуют составить рассказ по разным планам. Могут отобрать для себя оптимальный вариант и пытаются аргументировать свой выбор. Очень интересна работа по составлению описательных рассказов, когда детям предлагается сравнить две картины или две различные иллюстрации разны художников одной и той же сказки. В этом случае детям приходится составлять одновременно два рассказа по одному плану, что очень развивает внимание ребенка. Опорные картинки-символы в этом возрасте хороши еще и тем, что дети, обучая Мишку, задают вопросы, могут манипулировать этими картинками, перестанавливать их местами или добавлять новые.

Читайте также:
Звук (З) - постановка и автоматизация

В подготовительной группе дети сами составляют рассказ по плану. Особенностью работы в этой группе является то, что дети учатся анализировать рассказы друзей. Оценивают особенности того или иного рассказа, плана, анализируют.

Таким образом, используя различные методы обучения, дошкольники учатся более полно и ярко составлять описательные рассказы, а также правильно задавать вопросы.

Составление описательных рассказов детьми в ДОУ

Фарахутдинова Эльвира Гилмхановна
Составление описательных рассказов детьми в ДОУ

Презентация по теме : «Составление описательных рассказов детьми в ДОУ».

1 слайд – Составление описательного рассказа

2 слайд – Составление рассказов значительно сложнее пересказа готового текста.

При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка.

Составление рассказов требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, более интенсивной познавательной деятельности, совершенствование всех познавательных процессов, а также усиленной и углубленной предварительной работы

3 слайд – По характеру литературного жанра рассказы бывают :

Описательные

Рассказы – рассуждения

4 слайд – Особенности описательного рассказа

В описательном рассказе отсутствует временная последовательность ;

Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;

Описательный рассказ труднее для составления.

Речь более образная, с большим количеством прилагательных и наречий ;

5 слайд – Структура описательного рассказа

Название предмета или явления ;

Характерные признаки предмета или явления (внешние и внутренние) ;

Внешний вид (форма, цвет, размер, материал) ;

Назначение (где используется, как с ним взаимодействовать) ;

Какую пользу приносит ; отношение к предмету или явлению

6 слайд – Обучение дошкольников составлению описательного рассказа

Учить детей дошкольного возраста составлять описательный рассказ – важный аспект их развития.

Умение точно, лаконично и образно описывать предмет способствует развитию речи детей и их мышления и внимания.

Один из приёмов, который облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем.

Опорные схемы выступают в роли плана –подсказки.

7 слайд – Элементы модели описательного рассказа – символы –заместители качественных характеристик объекта:

Принадлежность к родовому понятию ;

Среда обитания или роста (для живых объектов) ;

Строение или составные части ;

Материал (для неживых предметов) ;

8 слайд –Лексическая тема: «Дикие животные»

План и схема рассказа.

9 слайд –Лексическая тема : «Животные»

План и схема рассказа.

10 слайд –Лексическая тема : «Игрушки»

План и схема рассказа

11 слайд –Лексическая тема : «Одежда»

План и схема рассказа.

12 слайд –Лексическая тема : «Овощи»

План и схема рассказа.

13 слайд – Образец описательного рассказапо лексической теме : «Овощи. Помидор»

План рассказа :

Форма (круглая, овальная, треугольная).

Каким является на ощупь и на вкус?

Описательный рассказ по теме : «Помидор»:

Помидор красного цвета.

Помидор круглой формы.

Этот помидор большой.

Помидор растёт на грядке, в огороде.

На ощупь помидор мягкий, гладкий. На вкус – сладкий и сочный.

Помидор едят сырым. Из него готовят салаты, соки. Его заготавливают на зиму – солят.

14 слайд –Лексическая тема : «Посуда»

План и схема рассказа.

15 слайд –Лексическая тема : «Осень»

План и схема рассказа.

16 слайд – При составлении описательного рассказапо опорным схемам следует обратить внимание на :

Полноту характеристики внешних признаков и свойств описания;

Логику описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности);

Связность текста (правильность согласование слов в предложении);

Образность (использование лексической выразительности).

17 слайд – Этапы работ по формированию у детей умения составлять описательный рассказ с использованием опорных схем

Первый этап работы – необходимо продемонстрировать детям схему по определённой лексической теме и объяснить содержание условных обозначений.

На втором этапе – необходимо дать детям образец описательного рассказа по определённой лексической теме.

Третий этап – это самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.

18 слайд – Особенности построения описательного рассказав разных возрастных группах :

В младшей группе работа ведётся от «обратного» – дети пытаются доказать свою правоту, отвечая на вопросы и давая развёрнутые ответы.

В средней группе описательные рассказы строятся по опорным схемам.

В старшей группе описательные рассказы строятся по плану, который сами составляют.

В подготовительной группе сами составляют рассказы по плану, проводят анализ рассказа друзей и самоанализ.

19 слайд – Общие моменты в работе по обучению составления описательного рассказа :

Систематические речевые тренинги – тесно связанные с темой рассказа (сказки, басни, стихи, рассказы).

Лексические упражнения (подбор признаков и действий, синонимов и антонимов, родственных слов).

Грамматические упражнения (словообразование, составление предложений).

Совершенствование диалогической речи.

Обучение составлению плана, его запоминание.

Объединение предложений в связное, последовательное, законченное высказывание.

Использование зрительных опор – схем.

20 слайд – Особое внимание заслуживает чёткое предварительное планирование занятий, продуманное формулирование и оттачивание каждого вопроса воспитателем с учётом содержания составляемого описательного рассказа, законов и норм литературного языка и ожидаемых, предполагаемых, смоделированных воспитателем ответов детей на его вопросы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: