Скороговорки для тренировки звука Р

Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек

Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек помогут взрослым научить малышей:

  • четко и правильно произносить звуки Р, РЬ;
  • сформировать выразительную речь, четкую дикцию;
  • правильно произносить все слова родного языка;
  • медленно проговаривать слова,без «съедания» окончаний;
  • осмысливать слова и их значение ;
  • использовать правильную интонацию;
  • умение слушать, что очень важно при поступлении в школу

Полезные советы:

  1. Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
  2. Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звуков « Р», «РЬ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данные звуки в начале, середине и конце слов.
  3. Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
  4. Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  5. Далее переходим к изолированному «рычанию», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
  6. Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.

На сайте размещена только часть мнемодорожек со скороговорками. Чтобы получить весь комплекс, а это 70 ярких иллюстрированных карточек, напишите на почту promis_l@mail.ru

1. Скороговорки со звуками Р,РЬ (о людях):

Егор, Егор! Покажи свой двор
Вот мой двор, зеленый забор.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Тарара-тарара — поднимайся, детвора!
Тарара-тарара – в детский сад идти пора!
Туруру-туруру – поднимаем детвору.
Тырыры-тырыры – нету дома детворы!

Дал Макар Роману карамельку,
А Роман Макару – карандаш

Рома Маше нарвал ромашек.

Брат продал брату паркет из граба.

Красной краскою Егор
Красит крышу и забор.

Три сороки–тараторки
Тараторили на горке.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Макару в карман комар попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору рассказала:
«В кармане Макара корова пропала».

Ворон Карлсону оторвал карман,
Карлсон завёл моторчик и пропал.

На ярмарке Торговый Яр
Продавал товар Макар.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

У Кондрата
Куртка коротковата.

Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.

На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.

Кавалеры королевы плыли
К ней на каравелле.

У корнета нет кларнета.
Подари кларнет корнету.

У корнета – кларнет,
У нас – контрабас.

На сцене корнет играл на кларнете,
В партере сидела дама с лорнетом,
Следя за дуэтом корнета с кларнетом.

Карл играл на черном кларнете,
А на рояле Лара играла.

У Марфы – нет арфы,
У Глафиры – кефира.

Хранитель храма хазар храпел.

У вдовы Варвары
Два вора дрова воровали.
Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.

Открывай, Варвара, ворота,
От Варвариных ворот – поворот.

Открывай, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.

Открывай, Увар, ворота,
Дров несём невпроворот мы.

Карп Карпыч
У Карпа Карпыча
Карпа купил.

На завтрак у Варвары
Крабы и омары.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл у Клары не крал кораллы,
То Клара у Карла не крала б кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Карл у Клары украл доллары,
А Клара у Карла – квартальный отчет.

Матрос на корме кормит морских рыбок.

На корме, кроме Ромы,
Егор и Артем.
На корме кроме Марка,
Рая и Тамарка.

На горе Арарат
Караулила Варвара воронят.

На горе Арарат
Карл с Кларой рвали виноград.

В огороде у Федоры – помидоры.
За забором у Федоры – мухоморы.

2. Скороговорки на автоматизацию звука Р при помощи мнемодорожек (о животных, птицах, насекомых):

Ворона ворона враз вразумит.

Проворонила ворона воронёнка.

Во мраке раки шуршат в драке.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

Враги – у рва в овраге.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Рано, рано, поутру скачет рыжий кенгуру.

Один рой комаров – за горой,
А второй рой – под горой.

Будь добр, добудь кобр.

Бобр добр до бобра.

Храбры бобры идут в боры.

В бору бобёр и брат бобра
Работают без топора.

Ждут воробьи у кормушки кормёшки,
Несёт им Маркушка в кармашке морошки.

Свинья тупорыла,
Весь двор перерыла,
Вырыла подрыла,
До норы не дорыла

Рыла свинья белорыла, тупорыла;
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

У коровы короб корок.

Не ест корова короб корок,
Ей короб сена дорог.

Заяц Егорка свалился в озерко.
Бегите под горку,
Спасайте Егорку.

На горе Арарат
Живет сорок воронят.

У ракушки остры створки,
У совенка глазки зорки.

Змей Горыныч сгорбясь,
Взгромоздился на гору
И с громким грохотом
Грохнулся вниз.

Борона боронила неборонованное поле.

Сыворотка из-под простокваши.

Черной ночью черный кот
прыгнул в черный дымоход.

Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.

Рыла, рыла свинья, вырыла подрыла.

Все бобры добры для своих бобрят.

Три сороки–тараторки
Тараторили на горке.

Проворонила ворона воронёнка.

Верзила-динозавр дерзил дракону.

Краб забрался на трап
И заснул на трапе краб.

На корабль прокрался краб,
Караси украли трап.

Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.

Читайте также:
Как научить ребенка жевать

Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Всё утро строчат.

Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.

На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Зубр с зеброй запанибрата.

Серые бараны били в барабаны,
Без разбора били – лбы себе разбили.

Рано утром два барана
Барабанят в барабаны.

Кобра – в торбе,
А торба – в коробе.

Морочила морока,
Пророчила сорока

Проворонила ворона воронёнка.

3. Скороговорки на звук Р (о природе):

В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит.
В небе радуга стоит.

С горы – не в гору,
В гору – не с горы.

До города – в гору,
От города – с горы.

На горе Арарат
Растет крупный виноград.

4. Скороговорки на сочетание звуков ТР, ДР (в стечении согласных):

Тропка на травке, травка на тропке.

По травке тропа протоптана.

Трое трубачей трубят в трубы.

Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.

Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Крот-проныра запросто проник в парник.

Шустрая норка юркнула в норку.

В поле Фрося полет просо,
Сорняки выносит Фрося.

Скороговорка о сковородке
И скороварке.

Круг за кругом, круг за кругом
Маршируем друг за другом.

Скороход покупал скороварки –
Друзьям-скороходам подарки.
Скороходы скоро ходят,
Скороварки им подходят.

Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек станут веселым занятием взрослого с малышом.

Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как выразительно разговаривает ваш малыш. А также имеет четкую дикцию и правильное речевое дыхание.

Вам также будет интересно:
  1. Артикуляционная гимнастика для звуков Р, РЬ
  2. Биоэнергопластика
  3. Кинезиология
  4. Занятия по автоматизации звука Р
  5. Раскраски со звуками Р, РЬ
  6. Раскраски для автоматизации звука Р в обратных слогах
  7. Звук Р в словах
  8. Автоматизация звука Р в чистоговорках
  9. Автоматизация звука Р в стихах
  10. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Скороговорки на букву Р

Белые бараны били в барабаны, без разбора били — лбы себе разбили.

Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

На дворе — трава, на траве — дрова.
Не руби дрова на траве двора.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.

На дворе дрова, за двором дрова,
под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Двора выдворить обратно на дровяной двор.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры, топоры остры-то до поры, до поры остры топоры, до времени. Три дровосека, три дроворуба, три дровокола лес топором рубили, лес в дровишки превратили.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Клара-краля кралась к Ларе.

Краб крабу сделал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Сено граблями, краб, грабь!

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Карп Поликарпович и Поликарп Карпыч подкармливали карпов. А в пруду у Поликарпа три карася и три карпа.

Город Нерль на Нерли-реке.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Все клены стали рыжие,
И не один не дразнится,
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница?

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.

Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке — pак. Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку – цап!

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.

Раз — росинка-бусинка, и еще раз — бусинка, засверкали бусинки на травинках-усиках.

Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.

Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.

Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.

Променяла Прасковья карася, на три пары полосатых поросят, побежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

Привёз Пров Егорке во двор дров горку.

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.

Фрол подол у кафтана порол,
Распарывал, распарывал —
И подол не распорол.

Кириллу на рынке купили крынку.

Ходит перепел между перепёлками со своими перепелятами.

Перепёлки пролетали, перья на траву роняли.

Ремни ремнил ремнём, огни огнил огнём.

Пойду в лес по рябую корову.

Пришёл Панкрат с домкратом.

Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.

Выкроен, выкроен клин с приподклинком.

Читайте также:
Почему ребенок не любит читать? Тест для родителей

Грызёт белка орех, а ребятам — смех.

Доселева Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал.

Люди — с базара, Назар — на базар.

На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.

Барабан подарили барану, очень рад барабану баран, и баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

По бревну, по брёвнышку переведу Бурёнушку.

Приехал с торгу Роман, привёз денег полон карман.

Прохор ехал в Харьков, а Захар — из Харькова.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа купил.

Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

Уточка-вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд.

Дед Сысой, тряси бородой, гони ветрило, чтобы лодка плыла.

На болоте, на лугу стоит миска творогу. Прилетели две тетери, поклевали — улетели.

Воротилась Варвара из города, привезла новостей с три короба.

У Ипата к пирогам борода с лопату, а увидел дубину — борода клином

Проснись, чудо горохово, прикати, грохоло, перелопать три кучи гороха, пропусти горох через грохоло, да не оброни зерна горохова.

У Карпова двора укатана гора. Кто укатал? Карповы дети укатали, раскопали, перекопали.

Дроворуб, дровокол горы дров наколол. Остры топоры: раз — гора, две горы, три горы.

Шла бабка из клети, просыпала крупку. — Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку! Клюй, курка, крупку!

Иван-болван кочерыжку ковал, да не выковал, на базар выносил, по три денежки просил, да не выпросил.

Летит гусь на Святую Русь. Русь, не трусь, это не гусь, а вор-воробей, вора бей — не робей!

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дров накололи, двор переполнили.

На дворе — трава, на траве — дрова, за двором — дрова, под двором — дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора. Надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.

У редьки и репки корень крепкий.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

Роль лиры в мире мала. Тем не менее мне лира мила.

Розовые розы замерзают в морозы.

Проросли ростки, повыросли, ростом ростки порасхвастались.

Шли семеро стариков, говорили старики про горох.
Первый говорит: «Горох хорош!»
Второй говорит: «Горох хорош!»
Третий говорит: «Горох хорош!»
Четвёртый говорит: «Горох хорош!»
Пятый говорит: «Горох хорош!»
Шестой говорит: «Горох хорош!»
Седьмой говорит: «Горох хорош!»

Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

Абросим не просит, а дадут — не бросит.

Крута гора, в горе — дыра, в дыре — кротовая нора.

Герои-греки поворотили реки, перевернули горы. У Пифагора горе.

Толста, толста, проста, проста.

Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

Остренькие рожки
У козы Сережки
И сказал Сережка:
«Я боюсь немножко».

Стоит гора посреди двора.

Сорока с вороной спорила, тараторила, тараторила, ворону переспорила.

Сколько ни рассмеивали нерассмеянную Несмеяну, никто Несмеяну не рассмеял.

У пригорка Егорка объегорил волка.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Во дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали.

Не коси косой дрова, для косы растёт трава.

С другом дружи, а другому не груби.

Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Не перчи, Пётр, поросёнка перцем, а то можешь переперчить поросёнка перцем.

Скажет друг дружке, а дружка — подружке, а подружка — борову, а боров — всему городу.

  • 1
  • 2
  • Следующая

На этой странице собраны 150 скороговорок на букву Р. Скороговорки на букву Р представляют реальную сложность для тех, кто переводит звук к горловому регистру. Нередко можно встретить взрослых людей, не способных правильно произносить эту каверзную фонетическую конструкцию. Упущение было сделано их мамами и папами, не отведшими ребенка к логопеду своевременно. Данная подборка позволит в результате длительных тренировок достичь максимального успеха.

Скороговорки (для тех, кто плохо выговаривает “Р”)

Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (из Толкового словаря В.И. Даля).

Если маленькому человечку не даётся какая-либо буква, то с помощью скороговорок, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр.

Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

* * *
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!

* * *
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

* * *
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.

* * *
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

* * *
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

* * *
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

* * *
Выскочила мышка из-под рундучка,
И опять под рундучок.

* * *
Осип орёт, Архип не отстает –
Кто кого переорет.
Осип-осип, Архип – охрип

* * *
Краб крабу сделал грабли,Подарил грабли крабу:Грабь граблями гравий, краб.

* * *
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

* * *
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

* * *
Во мраке раки шумят в драке.

* * *
Дар Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш.

Читайте также:
Ранний возраст - рекомендации родителям и педагогам

Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж.

Вышел Лев из-за горы
И, подумав, молвил:
-РРРЫ!

Подлетели какаду:
-Что имели вы в виду?
Рразорву и ррастерзаю?
Рразнесу и рраскидаю?
Рраспугаю всех подряд?

Лев сказал:
-Я просто РРРРРАД!

* * *
У реки
Росла
Рябина.
А река
Текла,
Рябила.
Посредине –
Глубина,
Там гуляла
РЫ-БИ-НА.
Эта рыба –
Рыбий царь,
Называется
Пескарь.

* * *
Дворник дверь
Два дня держал –
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

* * *
Скороговорка СОРОК СОРОК

Сорок сорок
Для своих сорочаи
Сорок сорочек,
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок-
Сразу поссорились
сорок сорок.

Не боится Рома
Ни грозы, ни грома.

– Кра! –
Кричит ворона. –
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Брошь украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
– Стой, ворона,
Не кричи!
Не кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана.
У тебя ведь
Нет кармана.
– Как! –
Подпрыгнула ворона
И моргнула
Удивленно. –
Что ж вы раньше
Не сказали!
Кар-р-раул!
Кар-р-рман
Укр-р-рали!

* * *
Карасёнку раз карась
подарил раскраску.
И сказал Карась :
“Раскрась, Карасёнок, сказку!”
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка :
Карасёнок поросят
перекрасил в карасят!

* * *
Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть-
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

* * *
Клара-краля кралась к Ларе.

* * *
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

* * *
Простую и скромную тень отбрасывает тростник.

* * *
Под крышей коробки квартирного дома в укромной каморке укрылись хоромы.

* * *
Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу.

* * *
На дорогах Арагона стерегут драконы дона.

* * *
Дpозд пpост – упорный хвост, проворный нос.

* * *
На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

* * *
Дpозд, дpозд,
Пpост, пpост,
Ковaный нос,
Железный хвост.

* * *
Город Нерль на Нерли-реке.

* * *
Грабли-грести, метла-мести, весла-везти, полозья ползти.

* * *
Герои греки поворотили реки, перевернули горы, у Пифагора горе.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

* * *
Смотри как просто устроена рама:
прямые углы и квадратные грани.

* * *
Проворонила ворона воронёнка.

* * *
Дыбра – это животное в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры. Бодро тыбрит ядра кедра и дробит добро в недрах.

* * *
За горою холм с кулями,
Выйду на холм куль поправлю.

* * *
На дворе растет трава,
на траве стоят дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *
В стране, распластанной по сторонам света, версты верстая, распространяется ветер.

* * *
В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии

* * *
Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

* * *
Интервьюер интервента интервьюировал.

* * *
Адмирал дев обмерял, обривал и обмирал

* * *
Курил турка трубку,
клевала курка крупку:
не кури, турка, трубки,
не клюй, курка, крупки!

* * *
Забыл Панкрат Кондратьев домкрат,
А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

* * *
Инцидент с интендантом,
прецедент с претендентом,
интрига с интриганом.

* * *
В словарях рылись варвары, вырывали слова корнем.

* * *
Баркас примчался в порт Мадрас,
Матрос принёс на борт матрас,
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

* * *
Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.

* * *
На горе Арарат рвала Варвара виноград.

* * *
Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.

* * *
Пляшут на языке скороговорки, как караси на сковородке.

* * *
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

* * *
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл – на валторне,
На арфе – Алла,
А на рояле Лара играла.

* * *
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
“В кармане Макара корова пропала!”

* * *
Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
Растеpялa Мapгapита мapгapитки нa тpaве.

* * *
Из-под Костромщины шли четверы мужичины;
говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

* * *
Будьте бережны к изображению.
Поражено оно.
Порушено временем.

* * *
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

* * *
У Аграфены и Арины
Растут георгины.

* * *
Раз дрова, два дрова, три дрова.

* * *
Дробью по перепелам да по тетеревам.

* * *
Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки
перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех
скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

* * *
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
И все со сметаной и с творогом.

* * *
Рододендроны из дендрария.

* * *
Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки.

* * *
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из-рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

* * *
Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч
подкармливают карпов.

* * *
Орел на горе, перо на орле,
Гора под орлом, орел под пером.

* * *
Пришел Прокоп
кипит укроп,
ушел Прокоп
кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
и без Прокопа кипит укроп.

KidsClever.ru

На данной странице вы найдете логопедические скороговорки на звук р, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Ворона ворона враз вразумит.

Проворонила ворона воронёнка.

Во мраке раки шуршат в драке.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

Читайте также:
Как избежать ошибок при формировании письменной речи

Рыбы в проруби – пруд пруди.

Враги – у рва в овраге.

Тропка на травке, травка на тропке.

По травке тропа протоптана.

Трое трубачей трубят в трубы.

За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

Один рой комаров – за горой,
А второй рой – под горой.

Будь добр, добудь кобр.

Бобр добр до бобра.

Храбры бобры идут в боры.

В бору бобёр и брат бобра
Работают без топора.

У коровы короб корок.

Не ест корова короб корок,
Ей короб сена дорог.

Дал Макар Роману карамельку,
А Роман Макару – карандаш.

Рома Маше нарвал ромашек.

Борона боронила неборонованное поле.

Сыворотка из-под простокваши.

Брат продал брату паркет из граба.

Нравы мавров варварские.

Верзила-динозавр дерзил дракону.

Кавалеры королевы плыли
К ней на каравелле.

У корнета нет кларнета.
Подари кларнет корнету.

У корнета – кларнет,
У нас – контрабас.

На сцене корнет играл на кларнете,
В партере сидела дама с лорнетом,
Следя за дуэтом корнета с кларнетом.

На верхнем ярусе театралы в ярости.

Карл играл на черном кларнете,
А на рояле Лара играла.

У Марфы – нет арфы,
У Глафиры – кефира.

Хранитель храма хазар храпел.

Поросли заросли порослями,
Заросли зарослями поросли.

Проросли ростки,
Повыросли,
Да ростом не выросли.
Проросли ростки,
Повыросли,
Ростом ростки
Расхвастались.

Родственники разводили раствор,
Чтобы ростки розы росли красиво.

Карп Карпыч
У Карпа Карпыча
Карпа купил.

На завтрак у Варвары
Крабы и омары.

Краб забрался на трап
И заснул на трапе краб.

На корабль прокрался краб,
Караси украли трап.

Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары.

У вдовы Варвары
Два вора дрова воровали.
Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.

Открывай, Варвара, ворота,
Коли не враг за воротами,
А врагу да недругу
От Варвариных ворот – поворот.

Открывай, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.

Открывай, Увар, ворота,
Дров несём невпроворот мы.

Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.

Змей Горыныч сгорбясь,
Взгромоздился на гору
И с громким грохотом
Грохнулся вниз.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл у Клары не крал кораллы,
То Клара у Карла не крала б кларнет.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Карл у Клары украл доллары,
А Клара у Карла – квартальный отчет.

Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.

Фрол у Флоры украл фарфор.

Прокл разбил у Флора
Склянку с хлором,
А Фрол разлил у Прокла
Пробирку с бромом.

Громко порох грохнул,
Прохор в страхе охнул.

Торопке порка не впрок.

Парк в Праге, граб в парке.
Пруд у граба, в пруду карпы.

Пришел Прокоп – кипел укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.
И спит Прокоп – кипит укроп.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

Зубр с зеброй запанибрата.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.

С горы – не в гору,
В гору – не с горы.

До города – в гору,
От города – с горы.

Рано утром два барана
Барабанят в барабаны.

Серые бараны били в барабаны,
Без разбора били – лбы себе разбили.

В огороде у Федоры – помидоры.
За забором у Федоры – мухоморы.

Кобра – в торбе,
А торба – в коробе.

Морочила морока,
Пророчила сорока.

Макару в карман комар попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору рассказала:
«В кармане Макара корова пропала».

Микро- и макромир комара Макара.

На ярмарке Торговый Яр
Продавал товар Макар.

Ворон Карлсону оторвал карман,
Карлсон завёл моторчик и пропал.

У Кондрата
Куртка коротковата.

К Габсбургам из Страсбурга.

Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.

Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

Крот-проныра запросто проник в парник.

Шустрая норка юркнула в норку.

В поле Фрося полет просо,
Сорняки выносит Фрося.

Скороговорка о сковородке
И скороварке.

Круг за кругом, круг за кругом
Маршируем друг за другом.

Скороход покупал скороварки –
Друзьям-скороходам подарки.
Скороходы скоро ходят,
Скороварки им подходят.

Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Ждут воробьи у кормушки кормёшки,
Несёт им Маркушка в кармашке морошки.

Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

Свинья тупорыла,
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла

Рыла свинья белорыла, тупорыла;
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.

Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.

Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Всё утро строчат.

Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.

На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Скороговорки на Р логопедические сложные, легкие русские для детей

С проблемой произношения звука Р сталкиваются многие родители. Для того, чтобы научить ребенка этому звуку, применяются различные методики. Одними из самых эффективных считаются логопедические скороговорки.

Читайте также:
Как развивать ребенка, не отрываясь от домашних дел (чем занять ребенка дома)

С чего начать

Для правильного развития речевого аппарата с помощью скороговорок логопеды рекомендуют:

  • Делать все постепенно. Научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки довольно сложно, поэтому для начала следует осваивать звуки. Начинать лучше с четкого проговаривания слов по слогам.
  • Хороших результатов можно достичь при регулярности занятий. Поэтому их следует проводить ежедневно.
  • Проявить терпение, поскольку увидеть положительный результат после проведения 2-3 занятий вряд ли удастся.

Одним из ключевых моментов в изучении и проговаривании скороговорок является заинтересованность ребенка. Поэтому логопеды рекомендуют проводить занятия в игровой форме.

Здесь можно воспользоваться следующими приемами:

  • Подготовить картинки либо игрушки, о которых идет речь в скороговорке. Это позволит ребенку быстрее запомнить фразу и научиться ее правильного проговаривать.
  • Сделать инсценировку происходящих событий в скороговорке. Организовав мини-представление, можно не только повеселить детей, но и получить быстрое запоминание фраз.
  • Прохлопывать ладонями скороговорку, создавая таким образом определенный ритм. Такой прием лучше всего подойдет для детей младшего возраста.
  • Перекладывать мяч из одной руки в другую во время проговаривания рифмованных строк. Это позволит ребенку лучше сконцентрироваться и более четко произносить каждое слово.
  • Подбрасывать мяч вверх во время проговаривания фраз, стараясь держать один и тот же темп. Рекомендуется родителям продемонстрировать ребенку, как это делать правильно, либо выполнять эти действия вместе с детьми. Стоит отметить, что подбрасывать мяч вверх следует при произношении нового слога.
  • Предложить посоревноваться с ребенком в быстроте и четкости проговаривания скороговорки. В конце состязания победитель обязательно должен получить приз. Чтобы не расстраивать ребенка, взрослые должны поддаться – это замотивирует детей к изучению новых фраз. Такой соревновательный процесс подойдет для детей младшего возраста, которые стремятся всегда и во всем быть первыми. Соревнования можно устроить и между детьми, например, на дни рождении или просто во время совместной прогулки. Детям следует предложить легкую скороговорку и помочь им ее разучить. Чтобы участники не расстраивались при проигрыше, рекомендуется для каждого подготовить утешительный приз.

Также перед разучиванием скороговорок следует проконсультироваться с логопедом, который объяснит, как правильно выполнять постановку языка при назывании звука и даст другие полезные советы. Это поможет получить максимальную эффективность от домашних занятий.

Как разучивать скороговорки

Скороговорки на Р и другие звуки логопеды советуют изучать, придерживаясь определенных правил:

  • Сначала взрослому нужно медленно прочитать скороговорку ребенку вслух, а затем обсудить ее содержание.
  • Затем скороговорку можно проговорить вместе. Если она очень длинная, то учить ее следует по частям. При изучении коротких фраз рекомендуется рассказывать их на одном дыхании.
  • После того, как ребенок уже запомнил скороговорку, он должен начинать произносить ее самостоятельно без помощи родителей. Сначала это можно сделать шепотом, а потом немного громче.
  • Скороговорку нужно проговаривать медленно, четко говоря все слова. Постепенно скорость можно увеличивать.
  • Произносить фразу в разных стилях. Лучше всего продемонстрировать это взрослым для начала. Например, показать, как будет говорить скороговорку цыпленок, используя писклявый голос, либо робот и так далее. Можно подключать разную интонацию, менять скорость произношения. Можно даже пропеть фразу. Это поможет не только запомнить скороговорку, но и научит четко называть каждый звук.
  • После того, как сковородка будет полностью выучена, можно включить в процесс обучения соревнования — кто быстрее и четче проговорит фразу. В это занятие можно привлекать всех членов семьи, друзей. Дополнительно такое времяпровождения улучшит семейные взаимоотношения.

Стоит отметить, что скороговорки помогают улучшить дикцию. Поэтому их часто используют и взрослые люди, чья работа связана с ораторским искусством (например, телеведущие, дикторы).

Скороговорки со звуком Р логопедические для самых маленьких (для детей 3-4 лет)

Если другие звуки и буквы ребенок начинает произносить ближе к 4-5 годам, то Р проявляется ближе к 6-ти годам. Однако для подготовки ребенка к этому этапу можно разучивать скороговорки раньше, не ожидая указанного возраста, а когда ребенок уже начал активно разговаривать.

Обычно это происходит в 3-4 года. Поэтому при выборе скороговорки следует придерживаться основного правила — они должны быть короткими. Ведь в таком возрасте многие дети только начинают говорить предложениями и постепенно расширять свой словарный запас. Одна из самых популярных скороговорок звучит так: На дворе трава, на траве дрова.

Эффективность в подготовке речевого аппарата к называнию звука Р оказывают также следующие скороговорки:

  • На горе Арарат растет виноград.
  • Проворонила ворона своего вороненка.
  • Дрова вдоль двора, дрова вширь двора.
  • Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
  • На рынке Кирилл кружку прикупил.
  • Краб крабу сделал грабли, продал грабли крабу краб.
  • Белые бараны били в барабаны, громко били, лбы разбили.

Для возраста 5-6 лет

В этом возрасте буква Р уже начинает появляться в речевом аппарате ребенка. Поэтому при изучении скороговорок следует делать основной упор на четкое произношение слов с этой буквой.

Наиболее популярные и эффективные скороговорки представлены ниже:

  • У рыбака руки грязные от червяка.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  • Римме рубин подарил Роман, а рубин потерялся – упал за диван.
  • У рыбаков рыбы пруд пруди.
  • Трубачи трубили в трубы, раздували себе губы.
  • 3 дроворуба на 3 дворах рубят дрова.
  • В роще щебечут стрижи, вороны и сороки.
  • Раки на горе кричали, спорили, рычали.
  • Сережка режет редиску в окрошку.
  • Грибы гребет грибник в ведро.
  • Карпы в аквариуме, акулы – в террариуме.

7-8 лет

Скороговорки на Р логопедические в этом возрасте могут содержать более 3 строчек. Важно объяснить ребенку значение фразы, что позволит дополнительно расширить его кругозор и мировосприятие.

Читайте также:
Советы логопеда по преодолению недоразвития речи

Для тренировки выговаривания звука Р рекомендуют использовать следующие скороговорки:

  • Хитрую сороку поймать морока, а 40 сорок — это 40 морок.
  • Выдра в ведро от выдры нырнула, выдра в ведре чуть не утонула.
  • Рисовала Лара акварелью нарциссы, а георгины гуашью нарисовала Наташа.
  • 3 черных котенка стащили 3 картонки в потемках.
  • Дает Маринке картинки Даринка, картинки в корзину кладет Маринка.
  • Варвара магазин обворовала, а потом весь товар растеряла.
  • Приготовила Раиса для Егора суп из риса.
  • У Артема в ранце ручки, марки, сланцы.
  • Рука руку мыла, рука руке подарок дарила.
  • Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

На твердый и мягкий звук

Скороговорки на Р логопедические принесут максимальную пользу, если проводить с ребенком разминочные упражнения для проговаривания звука. Для начала логопеды рекомендуют делать упор на правильную постановку твердого звука Р.

Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установить правильное дыхания. Этот процесс можно совместить с процессом игры, например, надувание мыльных пузырей. Ребенку на одном выдохе нужно выдуть максимальное количество пузырей. Использование каждый раз такой игры не всегда возможно, поэтому с ребенком можно потренироваться выдувать воображаемые пузыри. Для этого делается глубокий вдох, а выдох совершается долго и сильно (словно выдувается большой мыльный пузырь).
  2. Размять мышцы губ. Для этого применяется несколько упражнений, представленных в таблице ниже.
Упражнение Как выполнять
Злая собака Ребенок должен показать, как рычит злой пес.
Дудочка
Кит Нужно сильно надуть щеки.
Лягушка Изобразить лягушку, максимально широко улыбнувшись.
  1. Выполнить упражнения для языка. Наиболее простым, но эффективным является сворачивание языка в трубочку. Также рекомендуется выполнять подъем языка к небу и вождение по нем кончиком языка назад и вперед. Интересным для детей станет демонстрация звука цоканья лошадиных копыт и попытки достать языком до носа, а затем до подбородка.

После такой разминки можно приступать к проговариванию скороговорок на твердый Р, например, следующих:

  • Баран баранку грызет спозаранку.
  • Сурок спит в просторной норке, норка у него на горке.
  • Рома испугался грома и зарыдал он громче грома.
  • Бородач баран барабанил в барабан.
  • Рак ругался на рачонка, и рачонок рыдал громко.

После того, как ребенок научился выговаривать твердый звук, на постановку мягкого Р понадобится намного меньше времени. Залогом успеха в этом случае станет регулярная тренировка речевого аппарата с помощью специальных упражнений и проговаривания скороговорок. Для начала рекомендуется начать с проговаривания слогов с мягким звуком Р.

Не стоит загружать ребенка сложными объяснениями разницы между твердыми и мягкими звуками – достаточно предложить сравнить звучание буквы в разных словах. Это может быть пара слов — карандаш и рюкзак.

Если ребенок уже умеет читать, можно предложить ему найти в представленных словах звук Р, который произносится мягко.

Закрепить полученный результат поможет изучение и проговаривание скороговорок с мягким Р. к примеру:

  • Рех, рех, рех, а я грецкий ем орех.
  • Арь, арь, арь, под рябину сел глухарь.
  • Рю, рю, рю, я редиску не люблю.
  • Рям, рям, рям, свой рюкзак Риме отдам.
  • Боря ириской угостил Иришку.
  • Варя жарит, Рита, варит, а Боря песни сочиняет.
  • 33 машины в ряд тараторят, тарахтят.

Сложные

Скороговорки на Р логопедические, состоящие из 1 и более четверостишья, относят к сложным и часто называют скороговорками-стихами. Они подходят для занятий с детьми старше 8 лет. В них одновременно сочетается и твердый, и мягкий звук Р, что позволяет получить более эффективный результат.

Такими скороговорками являются следующие:

Прилетела стрекоза – как фонарики глаза.

Вроде дремлет стрекоза,

Ищут – где ж комарики?

Сложные скороговорки на букву Р включают четыре и более строк и являются скорее стихами

Взял Борис тарелку

Взял Борис поднос.

И тарелку белке

С орешками принес.

Тренировались здесь терьеры

И различные преграды.

Тренировке терьеры рады.

Варил Боря макароны

Для своей сестры Матрены.

И для братика Сережи

Макароны сварит тоже.

Поиграть на домре.

Рекомендации психологов и педагогов

При изучении скороговорок и их дальнейшем проговаривании логопеды советуют делать упор на четком проговаривании определенного звука. Поэтому не стоит изучать фразы, где задействовано сразу несколько сложных для произношения звуков.

Такое желание охватить максимальное количество звуков может привести к неудаче ребенка – он просто не сможет четко и правильно проговорить скороговорку. В результате родители раздражаются и ругают детей за это, что способствует понижению самооценки у ребенка.

Чтобы избежать таких проблем, рекомендуется перед началом самостоятельного изучения скороговорок для постановки звуков ознакомиться с имеющимися рекомендациями логопедов. Их можно найти на специализированных сайтах либо проконсультироваться со специалистом лично.

Также при изучении педагоги и психологи рекомендуют учитывать возраст ребенка и не подбирать для него сильно сложные скороговорки. Даже в школьном возрасте лучше начать с проговаривания коротких фраз, постепенно переходя к более сложным.

Логопедические скороговорки являются эффективным способом помочь детям научиться четко и правильно выговаривать звук Р. Но для получения положительного результата, необходим системный подход к занятиям со стороны родителей и заинтересованность ребенка в обучающем процессе.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе»

Галина Фаткина
Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе»

«Речевая готовность детей к школе»

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Читайте также:
Как найти хорошего логопеда?

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи,в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

У ребёнка должно быть сформировано: умение определять место звука в слове,например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]); умение анализировать слова из 3-5 звуков,например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков,например: [К’], [И], [Т] — КИТ.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных. :

Дети должны уметь образовывать слова с уменьшительно-ласкательным ззназначением,например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; умение

значением например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА; уметь

образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных; умение образовывать приставочные глаголы;например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …

5.Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения; умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции; умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова; умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов,например: Канарейка сидит в клетке (4 слова); умение различать понятия «слово», «предложение».

6.Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-членить слова на слоги (части) ;

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный -весёлый, молодой – старый, синонимы (например, лошадь, конь, жеребец, скакун, слова – действия, слова – признаки.

Также у детей должна быть хорошо развита речевая коммуникация

– Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

– уметь слушать и понимать речь,

– строить общение с учетом ситуации,

– легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

– ясно и последовательно выражать свои мысли,

– пользоваться формами речевого этикета.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени – проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

– создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

– проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

– не ругать ребенка за неправильную речь;

– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

Читайте также:
Почему логопед направляет ребенка к неврологу?

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению?

Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество.Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это (инструменты). Берёза, ель, тополь – это (деревья) и т. д.

Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

Игра «Помоги Незнайке». Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница)

Чтобы сформировать грамматический строй речи, всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т. д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова

Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» (Карандаш лежит на столе) Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос сколько в предложении слов. Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Содержимое разработки

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе.

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний.

Ребёнку очень важно иметь такой уровень развития речи, при котором он сможет успешно усвоить школьную программу. Ведь от того, насколько хорошо развита речь ребёнка, будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов.

Итак, что же входит в понятие «Речевая готовность к школе»? Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой?

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Умение слушать и слышать других.

Слушание – это один из видов речевой деятельности. При несформированности умений слушать и слышать у детей могут возникнуть трудности в понимании и усвоении материала, предъявляемого учителем устно. Ребёнку очень важно вникать в содержание того, что говорит учитель. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.

2. Звуковая сторона речи.

Сформированность звуковой (фонетической) стороны речи предусматривает:

– умение правильно произносить все звуки речи;

– чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (мотоциклист, регулировщик, термометр, температура);

– говорить громко или тихо, шёпотом, в зависимости от ситуации;

Читайте также:
Тесты логопеда - Готов ли Ваш ребенок к чтению?

– изменять темп, интонацию речи с учётом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

3. Умение различать звуки речи на слух (фонематический слух).

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть, «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих букв во время письма. Например, если ребёнок плохо различает глухие-звонкие звуки, то напишет «панан» вместо «банан», «бочка» вместо «почка» и т. д. Важно отметить, что при нормальном ходе речевого развития различение всех звуков доступно ребёнку, начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что отсутствие умения различать звуки на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем – и в письме. Так что трудности слуховой дифференциации звуков должны быть преодолены. Вот почему так важно развивать фонематический слух ребёнка.

4. Функции языкового анализа и синтеза.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

Звуковой анализ и синтез

Для записи любого слова ребёнку нужно не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, то есть, он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Формами звукового анализа являются следующие.

– Выделение звука на фоне слова: «Есть ли в слове «санки» звук [с]?» Ребёнок здесь должен определить лишь наличие звука в слове.

– Выделение звука из начала и конца слова: «С какого звука начинается слово «астра?» или «Какой первый звук в слове «астра»? «Какой последний звук в слове «лук»? или «Какой звук стоит в конце слова «лук»?

– Позиционный анализ, т. е. определение места звука в слове: «В каком месте в слове «лес» стоит звук [с] – в начале, середине или в конце?»

– Количественный анализ: «Сколько звуков в слове «сыр»?

– Последовательный анализ: «Назови все звуки по порядку в слове «сыр».

– Фонематический синтез: «Составь слово из звуков [ш], [а], [р]». Звуки могут предъявляться как в правильной, так и в нарушенной последовательности.

Слоговой анализ и синтез

Слоговой анализ предполагает умение определять количество слогов в слове, делить слова на слоги. Также важно умение составлять слова из предложенных слогов, которые можно назвать ребёнку, как по порядку, так и в нарушенной последовательности.

При недостаточном развитии функций звукового и слогового анализа и синтеза наиболее распространёнными являются следующие ошибки, возникающие при письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв, слогов (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв, слогов (комната – «конмата»).

Синтаксический анализ и синтез

Синтаксический анализ предполагает определение количества и последовательности слов в предложении, как без предлогов, так и с предлогами: «Сколько слов в этом предложении? Какое первое слово? Какое второе слово? Есть ли ещё слова в предложении? Сколько всего слов?». Синтез предполагает умение составлять предложение из предъявленных слов, как в правильной, так и в нарушенной последовательности. Если ребёнок плохо владеет анализом предложения, то на письме может проявиться слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (в доме – «вдоме», и, наоборот, раздельное написание слов, особенно приставок и корней (наступила – «на ступила»).

5. Лексическая сторона речи (словарный запас).

В школе ребёнку понадобится отвечать на вопросы учителя, излагать изученный материал, передавать содержание событий, картин, пересказывать художественные произведения, грамотно писать сочинения и изложения и многое другое.

Недостаточность словаря проявляется в том, что ребёнок затрудняется в назывании предметов, долго подбирает слова при построении высказывания, активно жестикулирует. Причиной использования слов-паразитов: «ну…», «это», «ну, в общем…», «так сказать», «это самое» часто тоже является бедность словарного запаса.

О недостаточном словарном запасе свидетельствует и неточное употребление имеющихся в словаре слов: в речи детей может присутствовать большое количество слов-заменителей. Это значит, что дети часто путают слова, обозначающие сходные по внешнему виду или функциональному назначению предметы (рукавицы – «перчатки», сапоги – «ботинки» и т. д.). Иногда дети вместо конкретного названия предмета употребляют обобщающее слово (туфли – «обувь», куртка – «одежда» и т. д.). То же самое происходит и с глаголами. Например, из-за отсутствия в словаре ребёнка глагола «ползает», о змее говорится, что она «ходит» и др.

При пересказе рассказов, сказок, ребёнок упрощает слова (крошечный – «маленький», громадный – «большой», т. е. практически не использует авторские средства выразительности.

Всё это ограничивает речевые возможности.

Чем больше слов ребёнок будет иметь в запасе, тем более точно и легко сможет выражать свои мысли в речи.

Словарный запас каждого человека делится на пассивный (слова, которые он знает, но не употребляет) и активный (слова, которые он используем в разговорной речи). Причем пассивный словарный запас значительно превышает активный.

Читайте также:
О дыхании - Материал для консультации и размещения в родительском уголке

Прежде всего, нужно понимать, что количество слов зависит от уровня осведомлённости ребёнка об окружающем. Ведущая роль в этом процессе принадлежит, конечно же, семье. Родители должны понимать: чтобы речь малыша стала действительно яркой, богатой и выразительной, необходимо помогать малышу обогащать свой словарный запас каждый день.

Развитию словаря способствует ознакомление ребёнка с окружающим миром дома, на прогулках, при посещении разных мероприятий; чтение художественной литературы – сказок, рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстраций…

Что должны уметь дети, поступающие в школу?

– Точно подбирать слова при назывании предметов, признаков и действий;

– употреблять слова с обобщающим значением;

– подбирать признаки к определённому предмету (яблоко круглое, красное, гладкое, твёрдое, сочное, сладкое);

– подбирать возможные действия к предмету (собака лает, бегает, охраняет, грызёт);

– подбирать предметы к заданному признаку, действию (спортивный зал, костюм, снаряд, судья);

– подбирать противоположные по смыслу слова – антонимы (сильный – слабый, трудолюбивый – ленивый);

– подбирать близкие по значению слова – синонимы (боец храбрый, смелый, отважный);

– понимать и использовать многозначные слова (ручка шариковая, ручка дверная);

– использовать в речи сравнения, метафоры (туча комаров);

– понимать и использовать слова и фразы с переносным значением (сломя голову, острый сыр, золотые руки);

– подбирать однокоренные (родственные) слова (лес, лесок, лесник, лесовик).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. Также возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматический строй речи.

Ребёнок, поступающий в школу должен владеть на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т. п.) без изменения при этом основного значения слова. При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, – образуются так называемые однокоренные слова.

Грамматической системой словоизменения ребёнок обычно овладевает к 4 годам, системой словообразования – к 7-8 годам. Эти сроки довольно условны.

Проверка сформированности у ребёнка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой. Большинство этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определённые трудности.

Итак, ребёнку нужно владеть следующими умениями.

– Изменять число существительных (стул – стулья – много стульев);

– согласовывать числительные с существительными (один медведь, два медведя, пять медведей);

– согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (красная крыша, красный шарф, красное кресло, красные носки);

– понимать значения предлогов и употреблять их в составе предложений;

– образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (большой ключ, а маленький ключик; у мышки хвост, а у волка хвостище);

– образовывать глаголы с помощью приставок (пришёл, ушёл, подошёл, отошёл, обошёл, вышел);

– образовывать относительные прилагательные (деревянный стол, шёлковое платье);

– образовывать притяжательные прилагательные (волчий хвост, медвежья берлога);

– образовывать сложные слова (длинноногий, голубоглазый);

– уметь составлять и использовать в речи предложения разных типов.

Все трудности, связанные с усвоением ребёнком грамматической системы языка, неизбежно проявятся на письме, поэтому их нужно постараться преодолеть к началу школьного обучения.

6. Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о её развитии необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

Детям нужно уметь:

– свободно общаться со взрослыми и сверстниками;

– поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

– рассказывать о пережитых событиях;

– пересказывать содержание сказки, рассказа;

– описывать окружающие предметы;

– раскрывать содержание картины, некоторых явлений окружающей действительности;

– составлять рассказ по серии сюжетных картин;

– включать элементы творчества в рассказы.

Нарушение самостоятельной связной речи в школе может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения в школе.

Без целенаправленной работы по развитию речи, а, при необходимости, по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, и другим предметам, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.

– Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М. : Знание, 1994, 192 с.

– Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. – СПб. : Дельта, 1996, 384 с.

– Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? Сост. М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – СПб. : Дельта, 384 с.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: